Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 21

 

Поиск            

 

Рекомендации методические по подготовке к выполнению конкурсных заданий Всероссийского конкурса педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям»

 

             

Рекомендации методические по подготовке к выполнению конкурсных заданий Всероссийского конкурса педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям»

Методические рекомендации по подготовке к выполнению конкурсных заданий Всероссийского конкурса педагогов дополнительного образования

«Сердце отдаю детям»

«Мое педагогическое кредо»

Это задание одновременно и простое, и сложное. Простое потому, что представляет собой рассказ конкурсанта о самом знакомом ему предмете – о самом себе. Сложное потому, что за ограниченный промежуток времени (всего 10 минут) надо раскрыть свой личностно-профессиональный образ, изложить сое педагогическое кредо. Представляемый образ, с одной стороны, должен очертить мир увлечений и жизненных приоритетов конкурсанта, с другой – представить его профессиональный портрет.

Практические советы

  1. Конкурсанту рекомендуется обратить внимание на цель и условия выполнения конкурсного задания, саму форму представления себя как профессионала и своей работы.
  2. Конкурсанту необходимо определить, что представлять (содержание самопрезентации) и как представлять (форму подачи). Целесообразно написать сценарий выступления и прорепетировать его перед зеркалом (на время).
  3. Основная часть самопрезентации – изложение (показ) педагогических идей, взглядов, убеждений, которых придерживается и на которые опирается конкурсант в своей работе с детьми. При выполнении этого задания целесообразно отразить следующее:

-кем является конкурсант, его базовое образование, должность;

-опыт профессиональной деятельности с обоснованием реализуемого содержания образования;

- какова степень новизны в опыте работы;

- какова результативность его профессиональной деятельности;

- условия достижения результатов;

- жизненные приоритеты;

- отношение к детям, коллегам, профессии;

- перспективы и планы профессиональной деятельности.

4. Информационный блок желательно проиллюстрировать, подумав над его оформлением. Это может быть выставочный материал: стенды с фотографиями, рисунками, таблицами; поделки, макеты, модели, демонстрация видеозаписей, компьютерной презентации или театрализованного представления, с помощью которого можно проявить разнообразие своих талантов

5. Подготовив свое выступление, попробуйте оценить его, ответив на следующие вопросы:

1) Выдержаны ли рамки отведенного времени?

2) Все ли будет понятно слушателям, и сможет ли ваш рассказ заинтересовать аудиторию и жюри?

3) Убедительны ли вы?

4) Правильно ли расставлены смысловые и эмоциональные акценты?

5) Не содержит ли излагаемый материал ошибок, неточностей?

6) «Играет» ли выставочный материал?

7) Не затмевают ли игровые приемы содержательного аспекта рассказа о себе?

6. Важным фактором самопрезентации является педагогическая культура конкурсанта: культура речи и поведения, внешний вид, самобытность и оригинальность выступления.

При создании презентации в электронном виде «Визитная карточка» участника заочного республиканского этапа Конкурса, рекомендуется показать Рабату детского объединения (в т.ч. фрагмент занятия до 5 мин, успехи и достижения обучающихся, индивидуальность, разнообразие мира увлечений участника Конкурса). Общее время для «Визитной карточки» - 10 минут.

Рекомендации по подготовке к представлению образовательной программы

Регламент – 15 мин, в том числе на представление программы – 10 и для ответов на вопросы жюри 5 мин. За это время финалисту необходимо показать уровень своей профессиональной компетентности.

При подготовке к защите образовательной программы необходимо продумать:

ведущую идею программы;

аргументированное объяснение ее содержания;

наглядные примеры, иллюстрирующие это содержание;

ответы на предполагаемые вопросы членов жюри.

Свое выступление-защиту рекомендуется прорепетировать перед зеркалом (манеру выступления, четкость и логику изложения, время).

Другая не менее важная задача – постараться избежать одной из основных ошибок: представления программы в виде чтения самой программы. Лучше о программе рассказывать, приводя отдельные выдержки из нее.

Защиту образовательной программы следует рассматривать с точки зрения ее уникальности, используя все необходимые аргументы для убеждения в этом жюри.

Рекомендуемый план представления

образовательной программы

1. Дать четкое объяснение необходимости создания программы, ее актуальности и новизны для решения социально-педагогических проблем. Для этого следует кратко проанализировать аналогичные программы и показать преимущества и особенности своей. Если программа адаптированная или модифицированная, требуется обосновать изменения, внесенные в нее конкурсантом.

2. Указать принципы построения образовательной программы.

3. Раскрыть цели и задачи (кратко и обоснованно), реализуемые в программе и отражающие ожидаемые результаты обучающихся за период ее действия.

4. Дать характеристику обучающихся, которым адресована программа (возрастную группу и особенности ее развития, наличие базовой подготовки).

5. Обосновать подбор содержания материала и последовательность его изложения.

6. Охарактеризовать приемы и методы

7. Обосновать предусмотренные программой формы организации занятий и их эффективность в достижении поставленной цели.

8. Раскрыть способы определения образовательных результатов по данной программе.

Необходимо особо выделить критерии оценки освоения обучающимися данной программы. Следует, прежде всего, иметь в виду принцип продвижения в развитии личности ребенка, т.е. возможность для самореализации обучающихся в условиях свободного выбора различных видов деятельности. Желательно показать соотношение стартового этапа развития воспитанника с промежуточным или итоговым.

9. Дать краткий комментарий к списку литературы, использованной при создании программы, что позволит увидеть научно-методическую основу ее построения, понять широту профессиональных и общекультурных интересов педагога, его приверженность тому или иному направлению в педагогике, психологии, методике.

Рекомендации по подготовке и проведению открытого занятия по теме

«Введение в образовательную программу»

Занятие – основная форма организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей по аналогии с уроком в школе. Но в дополнительном образовании, в отличие от школы, существенно меняются подходы в его организации.

Открытое занятие – центральная часть конкурсных испытаний для педагогов дополнительного образования, требующая большого напряжения. Оно должно раскрывать идеи программы, авторскую оригинальную методику. Важно, таким образом построить открытое занятие, чтобы убедительно и увлекательно продемонстрировать умение решать на практике заявленные в программе задачи, продемонстрировать четкость структуры и логическое соответствие содержания занятия идеям, высказанным на первых двух этапах конкурса.

При подготовке к выполнению этого задания следует помнить о том, что: обычная продолжительность занятия с обучающимися – 45 мин, тогда как для обучающихся дошкольного и младшего школьного возраста – 35 мин.

Очень важно, чтобы открытое занятие оно было профессиональным и проблемным, занятием взаимодействия и диалога, и чтобы после его проведения в душе каждого ребенка осталось ощущение праздника творческого единения педагога с детьми, его коллегами и членами жюри.

С учетом вышесказанного конкурсанту рекомендуется:

детально продумать – как его открытое занятие впишется в контекст представляемой образовательной программы;

при построении занятия не забывать об особенностях дополнительного образования детей и его отличии от школьного (базового).

Памятуя о том, что конкурсант проводит занятие с группой незнакомых ему детей, важно не распылиться на множество проблем, понятий и вариантов.

Следует иметь в виду:

- залогом успеха открытого занятия является умение поставить цель, определить задачи и подобрать нужные для их решения средства. Финалисту необходимы такие качества, как способность к импровизации, умение слушать детей, чутко реагировать на их вопросы и ответы, не давая увести себя в сторону. Он должен быть одновременно раскованным, сдержанным и спокойным, но при этом хорошо ориентироваться в реальной ситуации;

- после того, как конкурсант составил план проведения открытого занятия и отработал его содержание, ему необходимо составить список оборудования, материалов, наглядных пособий и технических средств обучения. Целесообразным будет предварительно согласовать с организаторами финала Конкурса вопрос о материально-техническом обеспечении занятия;

- при направлении документов необходимо высказать организаторам свои пожелания по формированию группы детей (их возраст, уровень базовой подготовки, пол и т.п.), что максимально приблизит конкурсанта к реальным условиям и облегчит ему выполнение задания;

- на занятии должно быть как можно больше действия. При его проведении необходимо отказаться от своего доминирующего положения. Правильнее организовать деятельность детей, используя проблемную ситуацию, эвристический и другие развивающие методы ведения занятия. А чтобы оно не получилось скомканным, рекомендуется выбрать эффективную форму его проведения. Важно, чтобы ожидаемый результат соответствовал поставленной цели занятия;

окончание занятия должно быть максимально продуманным и быть, с одной стороны, завершенным, а с другой – показать перспективы будущей деятельности, пробудив у детей желание и дальше заниматься в этом творческом объединении.

Действия педагога при разработке структуры занятия:

Шаг1 – определить цель

Шаг2 – отобрать содержание материала (объем, сложность, система заданий)

Шаг3 – выбрать наиболее эффективное содержание приемов и методов в соответствии с поставленными целью, задачами и содержанием материала

Шаг4 – управление деятельностью обучающихся со стороны педагога

Шаг5 – педагог на занятии работает с целым учебным коллективом и с каждым ребенком в отдельности

Шаг6 – оснащение занятия разнообразными средствами

Импровизированный конкурс

На это конкурсное задание подбирается тема, связанная с образованием, ближайшей юбилейной датой учреждения или организации, профессией педагога.

Участникам можно написать и озвучить философское эссе на предложенную тему, поэтический этюд, юмористический рассказ в русле заданной проблематики; оформить плакат и озвучить изображенное на нем, нарисовать серию рисунков, подготовить шараду, аппликацию. При этом желательно показать любовь к детям, профессии педагога, своей конкретной специальности. Именно здесь раскрывается диапазон личности конкурсанта: широта кругозора, способность к творчеству, чувство юмора. Тема объявляется оргкомитетом непосредственно перед началом Конкурса.