Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 21

 

Поиск            

 

Рекомендации методические по созданию компьютерных презентаций по изобразительному искусству для доу и начальной школы студентами и преподавателями педагогического колледжа Введение 1

 

             

Рекомендации методические по созданию компьютерных презентаций по изобразительному искусству для доу и начальной школы студентами и преподавателями педагогического колледжа Введение 1

Т.А.Зиновьева

Методические рекомендации по созданию компьютерных презентаций по изобразительному искусству для ДОУ и начальной школы студентами и преподавателями педагогического колледжа

Введение. 1

Цели УКП.. 2

Требования к УКП.. 3

Мотивация работы по созданию УКП.. 4

Организация работы по созданию УКП.. 7

Критерии оценки УПК.. 15

Введение

Презентации как дидактические средства вошли в педагогический арсенал в связи с развитием и широким внедрением компьютерных информационных технологий. Сейчас всё больше образовательных учреждений оснащается компьютерами, интерактивными досками, проекционным оборудованием. В учебных заведениях и дома дети располагают электронными средствами обучения. Эти устройства при рациональном использовании позволяют оптимизировать учебный процесс.

В преподавании дисциплин эстетического цикла имеется известная специфика, которая должна находить отражение в учебных и развивающих презентациях по изобразительному искусству. Суть её в том, что это – преимущественно практическая деятельность в реальных материалах. Формируемые в её процессе умения и навыки реализуются в конкретно-деятельной сфере. Попутно сообщаемые учащимся знания о предмете образуют багаж культурной информации, весьма опосредованно реализуемый в изобразительном творчестве. А компьютерная презентация всего-навсего представляет информацию по изобразительному искусству в наиболее выигрышном, удобном для восприятия виде – наглядном, схематическом, тезисном. Фактически презентация даёт знания для заучивания в удобопонятном виде, служит вспомогательной инструкцией к выполнению практической работы. Между полученными из презентации знаниями и творческой практикой имеется зазор, который невозможно восполнить без работы педагога непосредственно с детьми.

В наибольшей степени вышеизложенное касается мультимедийных продуктов, предназначенных для работы в ДОУ и начальной школе, где на специфику учебной дисциплины накладывается возрастная специфика детей. Усвоение знаний и приобретение умений по изобразительному искусству в этой возрастной категории - цель отнюдь самодостаточная. Изобразительный материал и теория здесь, при всей важности культурно-просветительского аспекта эстетических дисциплин, в больше степени - средство эмоциональной стимуляции деятельности, а изобразительные умения, приобретаемые на занятиях – средство развития интеллектуальной и эмоциональной сферы. Информирование и инструктирование детей через презентацию должно быть направлено, в конечном счёте, на решение указанных задач.

Цели УКП

Цели учебно-развивающей компьютерной презентации (УКП) для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста можно выстроить в следующей иерархии:

- Создание позитивного эмоционального настроя на занятии, выведение учащихся из рутинной атмосферы повседневной обыденности.

- Удовлетворение детской любознательности с помощью интересной (не всегда прямо относящейся к делу) информации; формирование познавательного интереса в области ИЗО.

- Наглядное инструктирование по выполнению практических заданий, направленное на формирование творческой установки личности.

Кроме того, следует учитывать особенности использования презентации в учебном процессе применительно к данной возрастной группе. Работа с детей с презентацией предполагает обязательное участие педагога, организующего просмотр и поясняющего информацию. Таки образом, содержание и структура презентации ориентирована на двух пользователей: взрослого и ребёнка.

Требования к УКП

Перечисленные факторы определяют требования к презентации по изобразительному искусству для дошкольников и младших школьников:

- Преобладание иллюстративного и схематического материала над текстовым. Текстовое содержание даётся в тезисном виде, отформатировано по пунктам. Развёрнутая текстовая информация помещается в «заметках к слайду», где пользователь при желании может с нею ознакомиться, или в виде ссылок на информационные источники. При демонстрации презентации детям развёрнутые тексы произносятся педагогом вслух, как пояснения к видеоряду.

- Разветвлённая интерактивная навигация по презентации, которая позволяет просматривать её как последовательно, так и произвольно, переключаясь на нужные разделы.

- Визуальное решение должно быть необходимо-достаточным, не отвлекающим от содержания по теме. Анимация, звуки и прочие эффекты применяются в случае крайней необходимости, для выделения смысловых акцентов содержания и для организации восприятия информации. Занимательность презентации определяется прежде всего её содержанием, а не формой подачи.

- Размер презентации определяется условиями его использования на занятиях – отведённым на показ презентации временем, способностью детей к восприятию определённого количества информации. Необходимо предусмотреть возможность частичной демонстрации презентации путём пропуска слайдов «для взрослых».

Мотивация работы по созданию УКП

Разработчиками презентаций являются студенты и преподаватели колледжа. Они составляют бригады с разделением труда:

- преподаватель изобразительного искусства определяет темы презентаций, консультирует по содержанию и методике его преподавания;

- преподаватель информатики консультирует по компьютерной технике создания презентации;

- студент подбирает материал по теме, разрабатывает структуру презентации, создаёт продукт, испытывает его на практике в учебном заведении.

Важна согласованность работы всех участников работы, поэтому методические рекомендации по созданию презентаций обращены в равной степени к студентам и преподавателям.

Первейшее значение имеет формирование мотивации к работе, понимания того, зачем мы создаём эти презентации, насколько они нужны педагогике в целом, колледжу и студенту.

Поскольку презентация создаётся руками и головой студентов, надо исходить прежде всего из их потребности в этих продуктах.

Мотивация работы зависит от формы заказа на создание УКП. Заказ формулируется в виде обязательного учебного задания, вытекает из потребности студента или преподавателя колледжа.

Создание презентации даётся студенту в качестве учебного задания по курсу изобразительного искусства, в последние годы как задание обязательное. Пример: представление студентами презентаций на комплексном экзамене по специализации «Развитие дошкольников средствами изобразительного искусства». В рамках данной специализации студенты проходят специальную подготовку по работе в программе PowerPoint (курс «Компьютерная графика»). Тем не менее, практика показала, что работа над презентацией в форме обязательного задания недостаточно мотивирует студентов. Работы выполняются формально, лишь бы сдать и получить отметку.

Более эффективной мотивация бывает тогда, когда создаваемая студентом презентация нужна как продукт самому студенту. Это происходит в следующих случаях:

1. Презентация к защите ВКР.

2. Презентация для педагогической практики студента – показывать детям на занятиях.

3. Презентация, используемая преподавателем колледжа на занятиях со студентами.

Рассмотрим особенности перечисленных поводов к созданию презентаций.

1. Защита ВКР с демонстрацией презентации даёт наиболее сильный мотивирующий эффект её создания. Но есть ряд затруднений.

Не все студенты, обучающиеся по дисциплинам изобразительного искусства, пишут ВКР той же тематике. Консультирование студента в подготовке презентации по другим дисциплинам не входит в компетенцию преподавателя изобразительного искусства.

Специфика выступления на защите (продолжительность, содержание) не позволяет в полной мере реализовать в презентации задачи учебно-развивающего продукта для дошкольников и младших школьников.

2. Использование презентации в студенческой педагогической практике – достаточно мощный стимул к её разработке - при условии, что в ДОУ или школе имеется возможность демонстрации её на занятиях. Осложняющий момент состоит в том, что студенческая практика не согласована по времени с обучением студентов созданию учебных презентаций в коллежде. После знакомства с PowerPoint на первом курсе студенты владеют техникой создания презентацией на начальном уровне, недостаточном для выполнения требований презентации по изобразительному искусству. Они как правило используют шаблоны (готовые дизайнерские решения) и прочие мало пригодные для данного предмета стереотипные решения, которые сводят на нет дидактическую пользу презентации. При подготовке таких «опережающих» продуктов необходима дополнительная индивидуальная консультация со специалистами, каковую трудно организовать.

3. При подготовки презентаций, используемых в учебном процессе колледжа , мотивация осуществляется в два этапа.

Сначала студенты сами учатся с помощью подобных презентаций, вникают в их специфику как пользователи. Затем в ходе занятий по специализации, при интеграции курсов изобразительной грамоты, методики преподавания изобразительного искусства и компьютерной подготовки, студенты производят продукт для общего методического фонда.

Фонд презентаций по предмету формируется преподавателем в соответствии с содержанием учебной программы (надо обеспечить презентациями все темы) и с потребностями студенческой практики (презентации по программам ДОУ и начальной школы). Внося свой вклад в общий методический фонд, студент получает право использовать продукты из этого фонда для собственных нужд, например - взять презентацию, созданную его предшественником, для апробации в ходе педагогической практики, а также как-либо воспользоваться материалом из такой презентации. Студент понимает, что и его работа не пропадёт даром. Кроме того, из этого общего фонда студент может набрать комплект презентаций, необходимый для дальнейшей преподавательской работы (электронное портфолио).

Преподаватели изобразительного искусства Педагогического колледжа № 5 практикуют преимущественно последний подход. По курсам изобразительного искусства для начальной школы (М.Н.Пономарёва) и для ДОУ (Е.В.Виноградова, Н.Н.Родина) накоплены запасы презентаций на любые темы и случаи. Фонд продолжает пополняться.

Организация работы по созданию УКП

Организация работы над УКП включает следующие этапы:

- Выбор темы презентации

- Определение назначения презентации

- Разработка структуры презентации

- Подбор материала для презентации

- Выполнение презентации

- Апробация презентации

В выборе тематики презентаций следует учитывать два момента: потребность в формировании общего методического фонда (какие темы ещё не обеспечены презентациями или нуждаются в дополнениях), а также и заинтересованность студента в разработке той или иной темы. Темы нельзя распределять принудительно. Но нельзя также отдать выбор темы полностью на откуп студенту. В последнем случае не однобокости формирования фонда.

Преподавателю рекомендуется очертить тематический диапазон, в котором студент волен выбрать интересное ему направление. В специализации «Развитие детей средствами изобразительной деятельности» тематический диапазон определяется учебным процессом – какую технику и тематику изобразительного искусства студентки изучают в текущем учебном году. В учебный процесс каждый год вносится что-то новое, не охваченное имеющимися в фонде методическими пособиями. Эти пробелы и предлагается восполнить студентам.

При этом не следует опасаться некоторого тематического дублирования. Презентации – авторский продукт; каждая работа в рамках одной темы раскрывает какой-нибудь важный её аспект, упущенный или недостаточно раскрытый в другими разработчиками.

Определившись с тематикой, необходимо разъяснить студентам назначение презентации , от которого напрямую зависит её структура и содержание.

Презентации предназначены:

- Для использования в учебном процессе колледжа

- Для использования на практике в ДОУ и начальной школе

- Для использования в индивидуальной работе с ребёнком

В организации разработки презентаций преподаватели Педагогического колледжа № 5 руководствуются типовой структурой, модифицируемой для разных ситуаций использования, варьируемой в зависимости от темы и материала.

Пример типовой структуры презентации для ДОУ :

1. Титульный лист

2. Навигация

3. Определение, характеристика представляемого объекта (материала, техники, раздела ИЗО, вида или жанра искусства и т.п.)

4. Сведения из истории объекта, из современной художественной практики

5. Необходимые теоретические понятия

6. Материалы, инструменты

7. Технологический процесс (создания изображения, изготовление изделия), представленный поэтапно

8. Организация работы с детьми

9. Возможные затруднения у детей и педагогов

10. Критерии оценки детских работ

11. Организация самостоятельной работы детей, работы с родителями

12. Примеры произведений, изделий, детских работ

13. Информационные источники

14. Развивающая или обучающая игра по теме

Каждый тематический раздел презентации должен быть проиллюстрирован, текст на слайде дан как пояснения к иллюстрации. Изобразительный материал из пункта 12 (примеры работ) может быть распределён по другим слайдам.

Пункты 1 – 7, 12 предназначены для работы с детской аудиторией. Прочие – для взрослых (при работе с детьми можно пропустить, пользуясь настройками программы).

Пункт 14 (игра) создаётся как отдельная презентация с возможностью подключения к основной.

Этап выбора темы и структурирования работы должен опережать по времени этап собственно создания презентации для того, чтобы студенты могли в порядке самостоятельной работы подобрать текстовой и иллюстративный материал для презентации. Преподаватель даёт рекомендации по подбору материала, при необходимости учит студентов технике поиска информации в интернете, фотографированию и сканированию изобразительного материала. Подобранная информация должна превышать по объёму и характеру тематические рамки презентации – в видах на дальнейшее расширение содержания работы и для возможности манёвра в рамках темы. На этапе подбора материала решаются задачи воспитания информационной культуры студента, бережного отношения к информации, соблюдению удобной системы в хранении и структурировании информации (формирование базы данных). В КТП на раздел «подбор материала» отводится 1 – 2 часа. Предполагается, что моменту занятия в классе материал уже собран; преподаватель со студентами просматривает и анализирует собранный материал, инструктирует и консультирует по необходимым дополнениям к базе данных. Важно, чтобы студенты занимались этой работой в индивидуальном порядке, не тратя учебные часы в классе.

Типичное затруднение на данном этапе – неготовность или неполная готовность базы данных к моменту начала сборки презентации. В таких случаях студент на занятиях создаёт «болванку» презентации – пустые слайды с заголовками, которые затем заполняет по мере поступления материала. Но, исходя из понимания типичности данной ситуации, в дальнейшей работе мы приступаем к дизайну презентации (хотя по логике вещей следует приступить к наполнению слайдов имеющейся информацией).

Художественному дизайну презентации посвящены последовательно проводимые занятия «Титульный лист презентации», «Шаблон оформления презентации», «Структура презентации и навигация». Исходные умения студентов – основы работы в PowerPoint (изучаются по информатике на 1 курсе) и владение графическими средствами этой программы (изучаются в предыдущем семестре в рамках курса «Компьютерная графика»).

Задачи, решаемые студентом на этапе сборки презентации, делятся на две группы:

- Задачи технические (работа с образцом слайдов, редактирование шаблона презентации);

- Задачи художественные (разработка стиля презентации, гармоничное объединение всех визуальных элементов презентации – цветового решения, принципа компоновки элементов, начертания шрифтов, декоративных элементов).

Порядок работы над презентацией даётся в виде алгоритма действий, обязательного для выполнения на занятии.

Титульный лист презентации

- Вставить на слайд наиболее характерную для темы иллюстрацию. Она не обязательно останется на титульном листе в окончательном варианте презентации. Её назначение – служить эталоном стиля при выборе цветового и композиционного решения слайда, характера декоративных элементов.

- Выполнить в технике WordArt заголовок презентации – с подбором шрифта и формы надписи в соответствии со стилем иллюстрации.

- Выполнить другие надписи (автор презентации, консультант...) – с подбором шрифта по гарнитуре, начертанию, размеру, цвету.

- Разместить выполненные элементы на слайде.

Шаблон оформления презентации

- Выбрать шаблон «по умолчанию» (чистый).

- Войти в образец слайда.

- Задать цвет фона.

- Разместить на образце слайда декоративные элементы, которые будут демонстрироваться на всех слайдах презентации; задать шрифт надписей, найденный в титульном листе.

- При необходимости соответствующим образом отредактировать несколько слайдов шаблона, выбираемые из заготовок макета. Цветовое решение слайдов может варьироваться в пределах гаммы, найденной в титульном листе.

Структура презентации и навигация

- Создать слайды разделов презентации (первоначально - по одному на раздел), используя ранее отредактированный шаблон.

- Выполнить заголовки слайдов раздела, расположить их в соответствии с найденной композиционной схемой (выравнивание, размер, место на слайде).

- Создать слайд навигации (перечень разделов презентации), поместить его после титульного листа.

- Разместить на слайде заголовки разделов презентации. Рекомендуется расположение в виде структурной схемы (нелинейной) или в свободной композиции, так как перечень в виде списка смотрится скучно и затрудняет навигацию для детей. Важное замечание: заголовки разделов должны быть сформулированы понятными детям словами, а не так, как в примерной структуре. Если студент уже подобрал иллюстративный материал к презентации, можно сопроводить каждый заголовок соответствующим изображением-миниатюрой.

- Настроить переходы на соответствующие тематические разделы (гиперссылки или кнопки). На слайдах разделов разместить кнопки перехода на лист навигации. Можно разместить меню структуры презентации на каждом слайде.

Результат данного этапа работы – пустая презентация, подготовленная к заполнению текстовым и иллюстративным материалом. Срок выполнения работы – 3 – 4 у\ч.


Затем следует размещение изобразительного материала на слайдах .

Вводятся новые знания по технике работы в PoverPoint - обработка растровых изображений в презентации, без обращения к внешним программам. Это очень важное умение для тех, кто создаёт презентации в рабочем порядке, оперативно.

Алгоритм выполнения работы:

- Вставить необходимый иллюстративный материал на каждый слайд.

- Отладить размер иллюстраций в соответствии с их положением на слайдах; при необходимости – кадрировать изображения. Важно при изменении размера не нарушить пропорции изображения (характерная ошибка разработчиков).

При размещении иллюстраций на слайдах выявляются проблемы, связанные с размером подобранных изображений (в пикселах). Это:

- слишком маленькие изображения, качество которых ухудшается при их увеличении (такие иллюстрации не рекомендуется увеличивать);

- слишком большие изображения, выходящие за пределы размера слайда. Иллюстрация не проигрывает при уменьшении, однако увеличивает размер файла презентации и тормозит её загрузку. После отладки размеров иллюстраций необходимо произвести операцию сжатия рисунков.

- Отредактировать изображения по яркости и контрастности, цветовому режиму (цвет, оттенки серого и пр.). Необходимо стремиться к унификации качества изображений, почерпнутых из разных источников.

- При необходимости – произвести обтравку изображений (убрать фон). Студенты осваивают технологию обтравки изображений, пользуясь средствами программы.

Развивающая задача данного этапа работы – выработка тонкого видения параметров изображения (чёткость, яркость, контрастность), умения анализировать эти параметры и редактировать их, что отражается на эстетическом вкусе учащихся.

Работа над презентацией может включать также создание и редактирование векторных изображений (техника изучается в предыдущем семестре), а также создание схематической наглядности , поясняющей теоретические положения темы. Последнее как правило осуществляется в ходе индивидуального консультирования студентов преподавателем.

Поскольку требованием к учебной презентации для детей дошкольного и младшего школьного возраста является преобладание изобразительной наглядности над текстовой информацией, размещение текстового материала на слайдах следует за работой по размещению и редактированию иллюстраций.

Алгоритм выполнения работы:

- Разоместить собранный по теме текстовой материал в «заметках к слайдам».

- Выбрать из «заметок» нужные тексты, поместить их на слайды.

- Сформулировать тексты максимально лаконично, разместить их на слайде в виде маркированного списка, в виде подписей к иллюстрациям и текстовым элементам схем. Важно учитывать особенности восприятия надписей возрастным контингентом, которому адресована презентация, детским навыкам чтения. Это сказывается на выборе размера и начертания шрифтов, в размещении надписей.

В дошкольной аудитории надписи на слайдах читают взрослые. Тем не менее, присутствие текстового элемента на слайдах готовит дошкольника к изучению чтения и письма в школе, формирует соответствующую мотивацию.

Текстовая информация в презентации для детей может быть озвучена . Отдельный этап работы над презентацией – запись и настройка речевых комментариев к слайдам. Эта работа требует обучения студентов соответствующим возможностям программы, а сам процесс записи и настройки звука – длительной и скрупулёзной самостоятельной работы. Вместе с тем, следует отметить, что недостатки дикции и низкое качество самостоятельно выполненных записей часто сводят на нет старания студентов по озвучиванию презентации. Пояснения вслух целесообразнее осуществлять педагогу непосредственно при работе с детьми.

Презентация также может включать в себя видео-вставки и прочие внешние элементы, вызываемые по гиперссылке. Их создание, редактирование и настройка, наряду с озвучиванием презентации, составляет умение повышенного уровня. В рамках подготовки по курсам изобразительного искусства эти умения осваиваются факультативно или в порядке индивидуальной работы преподавателя со студентом.

Настройка показа презентации предполагает выбор и отладку переходов между слайдами и эффектов анимации. Исходные умения, полученные студентами ранее, актуализируются и корректируются применительно к специфике презентации для детей.

Алгоритм выполнения работы:

- Выделить на слайде элементы, которым необходимо настроить анимационный эффект.

- Подобрать подходящий эффект, отладить его длительность и порядок просмотра.

- Продумать, какой эффект проигрывается автоматически, какой вызывается щелчком мыши.

- Выбрать и настроить переходы между слайдами.

- Произвести хронометраж просмотра презентации, моделируя разные ситуации использования; отредактировать эффекты по типу и длительности в соответствии с хронометражом.

Характерный недостаток студенческих (и не только студенческих) презентаций – переизбыток эффектов анимации, тормозящий просмотр презентации и отвлекающий пользователей от её содержания. Преподавателю приходится не столько объяснять, как настраивать анимацию, сколько советовать убрать лишние эффекты. Рекомендуется анимировать только элементы ключевого значения с целью привлечения к ним внимания ребёнка. Недопустимо зрелище пустого слайда, на котором один за другим появляются изобразительные и текстовые элементы. Исключена также анимация множества элементов по щелчкам мыши.

На данном этапе работы у студентов вырабатывается вкус и чувство меры, а также способность анализировать информацию по значимости и эффекту воздействия на пользователя.

Рекомендуется сохранить несколько вариантов презентации (управляемый докладчиком, автоматический, с отладкой времени экспонирования слайдов, пропуска слайдов и т.п.) для различных ситуаций её использования. Дидактическая игра сохраняется только в автоматическом режиме.

Выполненные презентации оцениваются преподавателем, просматриваются и обсуждаются в студенческой аудитории, а также испытываются на педагогической практике. Исправление недостатков, дополнения и усовершенствования вносятся в продукты по мере их практической апробации.

Критерии оценки УПК

Презентации оцениваются, исходя из специфики образовательной области изобразительного искусства и условий использования подобных продуктов в ДОУ и начальной школе. Критерии следующие:

- Соответствие программному содержанию соответствующих учебных курсов – с учётом привлечения дополнительной информации по теме;

- Соответствие современным педагогическим методикам, практикуемым в области дошкольного и школьного ИЗО;

- Качество материала по теме (иллюстративного, текстового),

- Рациональность организации материала в соответствии со спецификой пользовательской аудитории и условиями использования продукта;

- Минимальная достаточность оформления, адекватность и выдержанность его стиля – с учётом психологии детского восприятия;

- Оригинальность, творческий характер работы;