Главная Учебники - Разные Лекции (разные) - часть 21
Содержание стр. Введение 3 Подготовительный этап Интернет-тестирования………………………… 4 Инструкция по организации и проведению контрольного Интернет-тестирования…………………………………………………………………. 11 Приложение 1. Объявление для студентов, готовящихся к Интернет-тестированию………………………………………………………………… 17 Приложение 2. Письмо заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Е.Н. Геворкян № 02-55-43 ин/ак от 10.03.2006………………………………………………………….. 18 Приложение 3. Распоряжение руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки В.А. Болотова № 1192-05 от 17.07.2006……………………………………………………………………. 20 ВВЕДЕНИЕ
В целях оказания помощи вузам при создании систем управления качеством подготовки специалистов на основе независимой внешней оценки Национальное аккредитационное агентство в сфере образования проводит Федеральный Интернет-экзамен в сфере высшего профессионального образования (ФЭПО). Принципы ФЭПО:
· принцип добровольности участия вузов · принцип полного доверия вузам по вопросам соблюдения технологии проведения экзамена · проведение экзамена в единое время по единым измерительным материалам для большого числа вузов ФЭПО
позволяет оценить степень соответствия содержания и уровня подготовки студентов требованиям государственных образовательных стандартов и сравнить результаты освоения стандарта студентами данного вуза с результатами других вузов. Участие вуза в ФЭПО
позволяет использовать результаты экзамена при самообследовании для комплексной оценки вуза. Участие вузов в ФЭПО
будет способствовать созданию системы обеспечения качества подготовки студентов на основе независимой внешней оценки. Результаты ФЭПО
оформляются в виде информационно-аналитической карты, содержащей материалы, предназначенные для принятия решений в системе внутривузовского управления качеством подготовки выпускников. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ИНТЕРНЕТ-ТЕСТИРОВАНИЯ
Для организации Интернет-тестирования студентов Академии необходимо подать перечень дисциплин и списки тестируемых студентов в Управление качеством учебного процесса, не позднее даты, определенной соответствующим приказом Ректора или распоряжением проректора по учебной работе. Интернет-тестирование может проводиться только по ниже перечисленным дисциплинам федерального компонента
учебного плана, изучение которых заканчивается в данном семестре. 1. По циклу гуманитарных и социально-экономических дисциплин Интернет-тестирование проводится по: · Отечественной истории; · Философии; · Социология; · Правоведение; · Иностранному языку (англ. яз). 2. По циклу естественно-научных и математических дисциплин по: · Математике; · Физике или Концепциям современного естествознания; · Информатике. 3. По общепрофессиональному циклу могут быть выбраны следующие дисциплины: · Макроэкономика; · Микроэкономика; · Мировая экономика; · Национальная экономика; · Менеджмент; · Маркетинг; · Статистика; · Эконометрика; · Финансы и кредит; · Бухгалтерский учет; · Финансы и кредит; · Экономика организации (предприятия). Для включения дисциплины в план тестирования необходимо строго соблюдать условие полного освоения студентами данной дисциплины (в соответствии с часами, отведенными на нее в учебном плане). Форма итогового контроля по учебному плану не влияет на включение дисциплины в план тестирования. Проводить тестирование может преподаватель или сотрудник Академии, ознакомленный с работой программного Интернет-модуля и с процедурой проведения тестирования. На тестировании должно присутствовать не менее 80% студентов, обучающихся в группе. Результаты сдачи теста могут учитываться преподавателем при выставлении итоговой оценки по дисциплине. Не позднее, чем за месяц
до преподавателей соответствующих дисциплин должна быть доведена информация о предстоящем тестировании, а также о тематической структуре тестов по соответствующей дисциплине. Информация об этом расположена в разделе «Методическая поддержка – Тестовые материалы» на сайте www
.
fepo
.
ru
(рис. 1). Рис. 1. Вид главной страницы сайта Федерального Интернет-экзамена Для вывода содержания ГОС, структуры АПИМ и демо-варианта необходимо указать шифр образовательной программы (по общероссийскому классификатору специальностей в образовании – ОКСО) и дисциплину (рис. 2). Рис. 2. Страница поиска содержания Интернет-экзамена по конкретной специальности и дисциплине Например, по дисциплине Менеджмент
для специальности 080105.65 – Финансы и кредит
отводится 45
минут, студенту за это время предъявляется 22
задания. Ниже приведены требования ГОС к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы и тематическая структура теста или АПИМ (АПИМ – аттестационные педагогические измерительные материалы). Требования ГОС к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы
Индекс
Дисциплина и ее основные разделы
Всего часов
ОПД.Ф
Федеральный компонент
–
ОПД.Ф.02 Менеджмент:
Особенности современной российской экономики и необходимость совершенствования организации управления в России; понятие, сущность, цели, задачи и основные функции менеджмента; опыт менеджмента за рубежом; возможности и пути его использования в России; специфика менеджмента в России; цели и задачи управления предприятием; методы обоснования, принятия и реализации управленческих решений; внутренняя и внешняя среда предприятия; использование мировых информационных ресурсов в менеджменте; система коммуникаций; стратегический менеджмент; разработка и реализация перспективных и текущих планов; основные качества менеджера; работа менеджера; создание системы мотивации труда; организация контроля за деятельностью подчиненных; контроллинг; инновационная программа менеджера; управление рисками; особенности работы менеджеров в кризисной ситуации; этика делового общения; управление конфликтами; психология менеджмента; управление экономическими отношениями предприятия – Тематическая структура АПИМ N ДЕ
Наименование N за- Тема задания
1 Основы управления организацией 1 Введение в менеджмент 20 Природа управления и исторические тенденции его развития 21 Организация как система управления 22 Методология менеджмента 2 Функции менеджмента 2 Сущность и классификация функций менеджмента 15 Планирование и прогнозирование в системе менеджмента 16 Организация как функция менеджмента 17 Мотивация деятельности в менеджменте 18 Координация и контроль в системе менеджмента 19 Эффективность менеджмента 3 Разработка управленческого решения 3 Сущность и виды управленческих решений 12 Процесс принятия и реализации управленческих решений 13 Методы принятия управленческих решений 14 Эффективность управленческих решений 4 Организационные процессы 4 Информационно-коммуникационное обеспечение менеджмента 9 Власть и влияние 10 Управление конфликтами в организации 11 Самоменеджмент и имидж руководителя 5 Особенности менеджмента отдельных видов деятельности и отраслей 5 Финансовый и производственный менеджмент 6 Стратегический менеджмент 7 Инновационный менеджмент 8 Международный менеджмент Именно по темам, включенным в тематическую структуру, будут даны вопросы в тесте. На каждую тему дается один вопрос. Для того чтобы дидактическая единица (ДЕ) считалась освоенной, студент должен правильно решить не менее половины заданий по этой ДЕ. Т.е. если второй ДЕ соответствуют 6 тем (6 заданий), то необходимо правильно ответить на любые 3 из них. В противном случае ДЕ считается неосвоенной. В том же разделе «Методическая поддержка – Тестовые материалы»
размещены списки литературы, которыми можно пользоваться при подготовке к тестированию (рис. 3, 4).
Рис. 3, 4. Страницы раздела Методическая поддержка сайта www
.
fepo
.
ru
Также на сайте www
.
fepo
.
ru
в разделе «Тестирование» размещена ссылка на репетиционную базу
тестов. Информация об этом, а также тематическая структура АПИМ должна быть сообщена студентам для обеспечения возможности самостоятельной подготовки к тестированию (см. Приложение 3). Для входа в тест по конкретной дисциплине необходимо перейти на страницу репетиционного тестирования (рис. 5, 6, 7). Рис. 5. Страница входа в базу репетиционного тестирования по дисциплине
Рис. 6, 7. Пример страниц репетиционного тестирования по дисциплине После завершения репетиционного тестирования программа выдает количество правильных данных ответов, таким образом, студент может оценить уровень своей готовности к тестированию. Для организации и проведения Интернет-тестирования
студентов факультета декан назначает ответственного из числа своих заместителей. В его обязанности входит согласование с Управлением качеством учебного процесса дисциплин, по которым будет проводится тестирование и числа групп, сдающих тестирование. Он отвечает за своевременную передачу в Управление качеством учебного процесса списков групп для их регистрации в системе, а также согласует с Диспетчерской компьютерного центра время проведения тестирования и количество выделяемых аудиторий. Накануне тестирования списки групп с логинами и паролями передаются Управлением качеством учебного процесса зам.декану соответствующего факультета. В день проведения тестирования зам.деканата,
отвечающий за организацию и проведение тестирования на факультете, должен передать преподавателям-кураторам
списки студентов, проходящих тестирование, с логинами и паролями. На каждую дисциплину и группу выдаются отдельные списки логинов и паролей. Зам.декана осуществляет общий контроль за ходом тестирования студентов факультета. Не позднее, чем за неделю до проведения Интернет-тестирования заведующий кафедрой должен назначить преподавателей-кураторов,
ответственных за наблюдение за процедурой тестирования и содержанием тестов, включенных Росаккредагентством в контрольную базу для Академии. Число кураторов назначается в зависимости от числа групп, проходящих тестирование в один день, времени тестирования и количества выделенных аудиторий. Список кураторов должен быть передан в деканат соответствующего факультета. В каждой аудитории, где проходит тестирование, должен присутствовать преподаватель-куратор. В его задачу входит обеспечение дисциплины в аудитории и фиксация вопросов, содержащих ошибки, двусмысленность или не соответствующих учебному плану Академии по данной дисциплине. Все замечания по процедуре прохождения тестирования преподаватель-куратор сдает в письменном виде заведующему кафедрой для обсуждения на заседании кафедры и обобщения. Обобщенный перечень претензий (если таковые будет) направляется в Управление качеством учебного процесса не позднее 1 недели по окончанию тестирования. Все замечания будут переданы в Росаккредагентство для учета при формировании информационно-аналитической карта Академии. В день тестирования студенты должны иметь при себе:
· Студенческий билет или зачетную книжку. · Ручку или карандаш. Напоминаем, что:
· каждому студенту для прохождения тестирования по каждой дисциплине выдается отдельный логин и пароль; · полученные для тестирования логины и пароли можно использовать только один раз; · сеанс тестирования отдельного студента считается завершённым только после нажатия кнопки «Завершить тестирование»; · по истечению времени, отведённого на прохождение теста, сеанс тестирования завершается автоматически; · в случае внештатного прерывания сеанса тестирования (перезагрузка компьютера, сбои в работе сети, отключение электроэнергии и т.п.) студент может продолжить тестирование, повторно
введя свой логин и пароль. Перед началом тестирования преподаватель (зам.декана) должен:
· На основе предъявляемых обучающимися студенческих билетов (зачетных книжек) отметить явившихся на тестирование студентов в списке группы. · Объяснить цель тестирования, указать количество заданий и время выполнения теста. · Объяснить правила поведения во время тестирования, выполнение которых строго обязательно. · Объяснить студентам этапы работы с программой (ввод логина и пароля, правила ответов на разные типы заданий, переходы между заданиями, завершение тестирования). · Раздать студентам логины, пароли и листы для черновиков. · Убедиться в правильности входа в программу и начале работы над заданиями всеми студентами.
Рис. 8. Страница входа в режим контрольного тестирования В ходе тестирования преподаватель (сотрудник деканата) должен:
· Обеспечить самостоятельность работы студентов. · Обеспечить отсутствие посторонних лиц в аудитории. Для завершения тестирования
необходимо:
· Проконтролировать правильное завершение тестирования каждым студентом. · Проинформировать технический персонал компьютерного центра о завершении тестирования данной группой студентов. · Передать заведующему кафедрой замечания и предложения по организации проведения тестирования и содержанию тестовых материалов. · Если экзамен/зачет проводится в день тестирования, по окончанию тестирования преподаватель должен подойти в Управление качеством учебного процесса для получения рейтинг-листа группы. Если экзамен/зачет проводится в другой день, рейтинг-листы передаются в деканат. Ниже приведен пример рейтинг-листа, который получают преподаватели в Управлении качеством учебного процесса или у зам.декана соответствующего факультета по окончании тестирования. Прохождение тестирования дает возможность оценить знание студентом основных понятий дисциплины по всем темам и выявить темы, освоенные студентом на недостаточном уровне. Если какие-либо темы не освоены, то в графе 9 будут стоять соответствующее количество нулей. Для ориентира внизу дается таблица с названиями Дидактических единиц. Какие именно темы входят в эту ДЕ можно узнать по тематической структуре АПИМ (см. выше). Наиболее успешными считаются студенты
выполнившее правильно не менее 70% заданий и освоившие все дидактические единицы (ДЕ) – в графе 9 стоят единички. По неосвоенным ДЕ на зачете/экзамене студенту должны быть заданы дополнительные вопросы. Студент, не освоивший по результатам теста две и более ДЕ, не может претендовать на отличную оценку на экзамене. Группа
считается освоившей дисциплину, если процент студентов, освоивших все ДЕ дисциплины больше или равен 50%.
Решение об использовании полученных в ходе тестирования результатов для проставления зачета или оценки за экзамен остается за преподавателем. Однако, для повышения мотивации студентов и качества их подготовки к тестированию рекомендуется учитывать результаты тестирования. Пример рейтинг-листа, выдаваемого на группу студентов по окончании тестирования по дисциплине
Образовательная программа (код по ОКСО и наименование): 080105.65 «Финансы и кредит»
Дисциплина: «Менеджмент»
Количество заданий в АПИМ: 22
Количество ДЕ в АПИМ: 5
Время, отведенное для выполнения заданий АПИМ: 45
Группа: 2307
Дата проведения тестирования: 16.01.2008 15:20:24
№
ФИО
Логин
Продолжительность тестирования, мин
Количество
выполненных
заданий
Процент выполненных заданий
Количество
освоенных ДЕ
Процент
освоенных ДЕ
Освоение ДЕ
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1 f6s935371 43 20 из 22 90% 5 из 5 100% 11111 2 f6s935387 29 20 из 22 90% 5 из 5 100% 11111 3 f6s935379 31 19 из 22 86% 5 из 5 100% 11111 4 f6s935389 35 19 из 22 86% 5 из 5 100% 11111 5 f6s935392 14 19 из 22 86% 5 из 5 100% 11111 6 f6s935374 31 18 из 22 81% 5 из 5 100% 11111 7 f6s935370 12 17 из 22 77% 5 из 5 100% 11111 8 f6s935383 10 17 из 22 77% 5 из 5 100% 11111 9 f6s935394 22 16 из 22 72% 5 из 5 100% 11111 10 f6s935395 37 16 из 22 72% 5 из 5 100% 11111 11 f6s935398 37 16 из 22 72% 5 из 5 100% 11111 12 f6s935391 35 15 из 22 68% 5 из 5 100% 11111 13 f6s935397 32 15 из 22 68% 5 из 5 100% 11111 14 f6s935400 43 15 из 22 68% 4 из 5 80% 11101 15 f6s935373 39 14 из 22 63% 4 из 5 80% 11011 16 f6s935376 43 14 из 22 63% 4 из 5 80% 11101 17 f6s935381 33 14 из 22 63% 5 из 5 100% 11111 18 f6s935385 35 14 из 22 63% 5 из 5 100% 11111 19 f6s935399 31 14 из 22 63% 5 из 5 100% 11111 20 f6s935380 29 13 из 22 59% 4 из 5 80% 01111 21 f6s935382 10 13 из 22 59% 4 из 5 80% 11101 22 f6s935390 20 12 из 22 54% 4 из 5 80% 01111 23 f6s935384 43 11 из 22 50% 2 из 5 40% 11000 24 f6s935372 18 10 из 22 45% 4 из 5 80% 11011 25 f6s935377 25 10 из 22 45% 3 из 5 60% 10011 26 f6s935386 20 10 из 22 45% 4 из 5 80% 11011 27 f6s935393 38 8 из 22 36% 2 из 5 40% 01100 Среднее
:
67%
Процент студентов, освоивших все ДЕ дисциплины:
59
%
(
16 из
27
)
№
Дидадктическая единица
Процент студентов, освоивших ДЕ
1 Основы управления организацией 89% 2 Функции менеджмента 96% 3 Разработка управленческого решения 81% 4 Организационные процессы 81% 5 Особенности менеджмента отдельных видов деятельности и отраслей 93% Приложение
1
!!! ВНИМАНИЕ СТУДЕНТОВ,
ГОТОВЯЩИХСЯ К ИНТЕРНЕТ-ТЕСТИРОВАНИЮ !!!
В день тестирования студенты должны иметь при себе:
· Студенческий билет или зачетную книжку. · Ручку или карандаш. · Листы для черновых записей или расчетов. Напоминаем, что:
· каждому студенту для прохождения тестирования по каждой дисциплине выдается отдельный логин и пароль; · полученные для тестирования логины и пароли можно использовать только один раз; · сеанс тестирования отдельного студента считается завершённым только после нажатия кнопки «Завершить тестирование»; · по истечению времени, отведённого на прохождение теста, сеанс тестирования завершается автоматически; · в случае внештатного прерывания сеанса тестирования (перезагрузка компьютера, сбои в работе сети, отключение электроэнергии и т.п.) студент может продолжить тестирование, повторно
введя свой логин и пароль. Ознакомиться с
содержанием государственного образовательного стандарта, структуры тестов и демо-варианта, а также со списком литературы, рекомендованной для подготовки к тестированию, можно на сайте www
.
fepo
.
ru
в разделе «Методическая поддержка – Тестовые материалы». В разделе «Тестирование» выложены репетиционные тесты
. Для прохождения репетиционного теста логины и пароли не нужны. Страница репетиционного тестирования доступна с любого компьютера, подключенного к сети Интернет. Отдел разработки систем контроля качества обучения
Управления качеством учебного процесса
Приложение 2
Письмо заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Е.Н. Геворкян
Руководителям образовательных В связи с увеличением числа предписаний на качество образования по итогам тестирования в период комплексных оценок и внеплановых проверок деятельности высших учебных заведений Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки рекомендует повысить требования к проведению самообследования и оценке качества подготовки студентов. С целью оказания помощи вузам при самообследовании по заданию Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Росаккредагентство проводит эксперимент "Интернет-экзамен в сфере профессионального образования". Основной задачей эксперимента является оценка соответствия результатов обучения студентов требованиям государственных образовательных стандартов. В основу этой оценки положена методика освоения дидактических единиц содержания дисциплин. Эксперимент реализуется в режиме Интернет-тестирования на основе единых измерительных материалов по единой технологии сбора и обработки результатов тестирования, что позволяет вузу сравнить результаты освоения требований ГОС с результатами других вузов России. Экзамен проводится на основе полного доверия к вузу в организации и проведении тестирования. Первые этапы эксперимента были проведены в мае и декабре 2005 года по дисциплинам естественнонаучного цикла и цикла общих гуманитарных и экономических дисциплин. В декабре 2005 г. были получены результаты освоения требований государственных образовательных стандартов для 3890 образовательных программ в 179 вузах России. Эксперимент показал высокую эффективность такой формы оценки результатов обучения. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки предлагает вузам принять участие в эксперименте по Интернет-экзамену, очередной этап которого пройдет в мае-июне 2006 года. В тестировании могут принять участие студенты всех образовательных программ по следующим дисциплинам: Экзамен проводится в режимах on-line и/или off-line (по выбору вуза). Результаты тестирования могут быть использованы вузом в отчете по самообследованию, а также при проведении мониторинга качества подготовки студентов во внутривузовских системах менеджмента качества. При регулярном участии вуза в Интернет-экзамене (не менее, чем по трем дисциплинам каждого цикла) результаты тестирования могут быть зачтены в качестве официальных при комплексной оценке вуза. Получить подробную информацию и зарегистрироваться для участия в эксперименте можно на сайте www.fepo.ru
. Результаты ФЭПО
оформляются в виде информационно-аналитической карты, содержащей материалы, предназначенные для принятия решений в системе внутривузовского управления качеством подготовки. Заместитель руководителя Федеральной службы Е.Н. Геворкян Приложение 3
Распоряжение руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки В.А. Болотова
В соответствии с решением Аккредитационной коллегии Рособрнадзора от 01.06.2006 N 4-2006/АК, в целях обеспечения контроля качества образования: 1. Управлению лицензирования, аттестации и аккредитации Рособрнадзора (В.И. Круглову), Национальному аккредитационному агентству в сфере образования (В.Г. Наводнову) в срок до 01.09.2006 разработать методику использования технологии Интернет-тестирования по циклам общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, а также общих математических и естественнонаучных дисциплин при проведении аттестации образовательных учреждений по образовательным программам высшего профессионального образования. 2. Рекомендовать вузам (филиалам) использование технологии Интернет-тестирования, разработанной Национальным аккредитационным агентством в сфере образования, по указанным в п.1 циклам дисциплин при проведении самообследования. 3. Управлению лицензирования, аттестации и аккредитации Рособрнадзора (В.И. Круглову) довести настоящее распоряжение до сведения руководителей высших учебных заведений. 4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя руководителя Е.Н. Геворкян. Руководитель В.А. Болотов
|