Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 21

 

Поиск            

 

Рекомендации методические по подготовке выпускников к итоговой государственной аттестации по специальности

 

             

Рекомендации методические по подготовке выпускников к итоговой государственной аттестации по специальности

МОСКОВСКАЯ ФИНАНСОВО – ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПОДГОТОВКЕ ВЫПУСКНИКОВ

К ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

080501 «МЕНЕДЖМЕНТ (ПО ОТРАСЛЯМ)»

для преподавателей и студентов всех форм обучения)

Москва 2009

Методические рекомендации одобрены предметной (цикловой) комиссией «Менеджмента» факультета среднего профессионального образования (СПО).

Протокол заседания комиссии № 3 от 02 марта 2009 г.

Автор: Т. А.Черносвитова, старший преподаватель МФЮА

Ответственный

составитель: О. Ю. Якубовская, зам. декана ф-та СПО по методической работе

Методические рекомендации по подготовке выпускников к итоговой государственной аттестации по специальности 080501 «Менеджмент (по отраслям)» (для преподавателей и студентов всех форм обучения). – М.: МФЮА, 2009.

Замечания, предложения, пожелания направлять в учебно-методический кабинет факультета СПО МФЮА: 127560 Москва, ул. Плещеева, 16 А, к. 208, тел. 902-32-77 (доб.123), e-mail: Yakubovskaya.O@mfua.ru

© МФЮА, 2009

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Программа итоговой государственной аттестации
  1. Перечень теоретических вопросов
  1. Типовой вариант тестовых заданий
  1. Перечень тем практических заданий
  1. Примеры практических заданий и методика их выполнения
  1. Перечень нормативных документов, справочных материалов, оборудования, разрешенных к использованию выпускниками на экзамене
  1. Литература для подготовки к итоговой государственной аттестации

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», освоение образовательных программ среднего профессионального образования завершается обязательной итоговой аттестацией.

Программа итоговой государственной аттестации является частью основной профессиональной образовательной программы Колледжа МФЮА по специальности

080501 «Менеджмент (по отраслям)».

Итоговая государственная аттестация устанавливает соответствие уровня и качества подготовки выпускника требованиям Государственного образовательного стандарта по специальности 080501 «Менеджмент (по отраслям)» базового уровня СПО.

Программа итоговой государственной аттестации (ИГА) составлена в соответствии с:

- Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования в части требований к минимуму содержания базового уровня подготовки выпускников по специальности 080501 «Менеджмент (по отраслям)» (2002 г.);

- Письмом Минобразования России от 10.07.98 № 12-52-111 ин /12-23 и Рекомендациями по организации итоговой государственной аттестации выпускников образовательных учреждений среднего профессионального образования;

- рабочим учебным планом Колледжа МФЮА по специальности

080501 «Менеджмент (по отраслям)»;

- Уставом МФЮА;

- Положением о Колледже МФЮА;

- Положением об ИГА Колледжа МФЮА

1. Программа итоговой государственной аттестации

1. Вид итоговой государственной аттестации - итоговый междисциплинарный экзамен по специальности 080501 Менеджмент (по отраслям), состоящий из двух этапов:

I этап - проверка уровня теоретических знаний

II этап – проверка уровня практических умений

2. Форма проведения экзамена – устная;

место проведения экзамена – Колледж МФЮА

3. Объем времени, сроки подготовки и проведения ИГА

- подготовка – 2 недели: 01.06.09 – 14.06.09

- проведение – 2 недели: 15.06.09 – 28.06.09

4. Необходимые экзаменационные материалы.

4.1. Дисциплины, включенные в междисциплинарный экзамен по специальности 080501 «Менеджмент (по отраслям)»

- «Анализ финансово-хозяйственной деятельности»

- «Маркетинг»

- «Менеджмент»

- «Стратегический менеджмент»

- «Управление персоналом»

- «Управленческая психология»

4.2. Перечень теоретических вопросов

4.3. Перечень практических заданий

4.4. Перечень наглядных и раздаточных материалов, справочной литературы, нормативных актов, кодексов законов, разрешенный для использования выпускниками при проведении итогового междисциплинарного экзамена по специальности 080501 Менеджмент (по отраслям)

5. Условия подготовки и процедура проведения итогового междисциплинарного экзамена.

Подготовка к итоговому междисциплинарному экзамену и работа Государственной аттестационной комиссии определяются расписанием консультаций и расписанием сдачи экзаменов по этапам. К итоговой государственной аттестации допускаются лица, выполнившие требования, предусмотренные основной профессиональной образовательной программой и успешно прошедшие все промежуточные аттестационные испытания, предусмотренные учебным планом образовательного учреждения.

Экзамен проводится в специально подготовленной аудитории, оснащенной наглядным и раздаточным материалом, справочной литературой, нормативными актами, кодексами законов, разрешенных к использованию на экзамене.

Сдача междисциплинарного экзамена проводится на открытых заседаниях государственной аттестационной комиссии с участием не менее двух третей ее состава.

Результаты этапов экзамена объявляются в день сдачи экзамена.

Итоговая оценка складывается из оценок по двум этапам экзамена.

Итоговая оценка и присваиваемая квалификация объявляются после второго этапа.

Присвоение квалификации выпускнику и выдача ему документа о среднем профессиональном образовании осуществляется при условии успешного прохождения всех установленных видов аттестационных испытаний, включенных в итоговую государственную аттестацию.

Протоколы заседаний подписываются председателем, членами комиссии, ответственным секретарем.

6. Характеристика и содержание этапов итогового междисциплинарного экзамена по специальности 080501 Менеджмент (по отраслям)

I этап

Проверка уровня теоретических знаний.

Первый этап служит для оценки усвоения теоретического материала, отвечающего требованиям к уровню подготовки выпускников – менеджеров и включает контрольные вопросы по пяти дисциплинам общепрофессионального и специального циклов:

- Анализ финансово-хозяйственной деятельности;

- Маркетинг;

- Менеджмент;

- Стратегический менеджмент;

- Управление персоналом.

Теоретический этап проходит по билетам, каждый из которых содержит 20 тестовых заданий и 2 вопроса, требующих устного ответа.

На выполнение тестовых заданий предусмотрено время 40 минут.

На подготовку к устному ответу по билету первому студенту отводится 30 минут. Время на ответ для каждого студента – 10 минут.

II этап

Проверка уровня практических умений.

На втором этапе проверяется уровень подготовки выпускника в части требований к умениям и навыкам, согласно квалификационной характеристике специалиста-менеджера. Практические задания, включенные в билеты, содержат различные ситуации, при решении которых студент должен уметь: сформировать миссию, провести сегментирование рынка, принять решение, выработать стратегию деятельности предприятия. Практические задания включают знания по дисциплинам:

- Маркетинг;

- Менеджмент;

- Стратегический менеджмент;

- Управление персоналом;

- Управленческая психология.

Студенты выполняют работу в аудитории, используя разрешенную на экзамене справочную, нормативную документацию.

Практический этап проходит по билетам, каждый из которых содержит 5 заданий.

Время на выполнение заданий – 1 час (60 минут).

Ответы предоставляются в письменной форме.

Время на ответ для каждого студента – 10 минут.

7. Критерии оценки знаний при сдаче государственного междисциплинарного экзамена

Критерием оценки уровня подготовки студента по специальности является:

- уровень усвоения студентом теоретического материала, предусмотренного программами дисциплин;

- уровень практических умений, продемонстрированных выпускниками при выполнении практических заданий;

- обоснованность, логичность, лаконичность ответов.

I этап.

- Тестовое задание оценивается 1 баллом за один правильный ответ.

20 – 19 баллов соответствует оценке 5 (отлично);

18 – 15 баллов соответствуют оценке 4 (хорошо);

14 – 10 баллов соответствуют оценке 3 (удовлетворительно);

менее 10 баллов – оценке 2 (неудовлетворительно).

- Устный ответ оценивается баллами за каждый вопрос: 5 (отлично); 4 (хорошо);

3 (удовлетворительно); 2 (неудовлетворительно).

По результатам испытаний I этапа выставляется одна общая оценка.

Ко второму этапу допускаются студенты, получившие положительную оценку на первом этапе.

II этап. Оценивается баллами: 5 (отлично); 4 (хорошо); 3 (удовлетворительно);

2 (неудовлетворительно).

По результатам двух этапов государственного междисциплинарного экзамена выставляется одна итоговая оценка.

2. Перечень теоретических вопросов

Дисциплина «Менеджмент»

1. Определение менеджмента, цели и задачи менеджмента. Эталонные стратегии развития организации.

2. Разработка стратегии по Портеру.

3. Основные школы научного менеджмента.

4. Понятие «организация». Общие черты организаций. Основные характеристики организаций.

5. Мотивация труда. Основные теории мотивации.

6. Характерные черты и стадии менеджмента. Бизнес план – специальный инструмент менеджмента.

7. Организационные структуры управления организациями.

8. Виды управления организациями: оперативное, стратегическое и адаптивное управление.

9. Организационные взаимодействия. Конкурентные преимущества организаций.

10. Научные подходы в управлении организациями.

11. Основные функции менеджмента.

12. Лидерство и стили руководства в коллективе.

13. Регулирование и разрешение конфликтов.

14. Методы управления.

15. Конфликт, виды конфликтов. Причины возникновения конфликтов.

16. Основные типы организаций.

17. Новые типы организаций: эдхократичские, партисипативные, многомерные, предпринимательские и организации ориентированные на рынок.

18. Новые технологии управления.

19. Организация и руководство – функция менеджмента.

20. Принятие решений, контроль, учет и мониторинг.

21. Постановка целей и задач фирмы, централизация и децентрализация в управлении.

22. Вертикальное и горизонтальное разделение труда. Технология менеджмента.

23. Составляющие успеха организации. Организации конгломеративного типа.

24. Понятие «менеджер», основные функции менеджеров.

25. Организационно-распорядительные и социально-психологические методы управления.

26. Японская и американская модели менеджмента.

27. Анализ, планирование и прогнозирование – это основные функции менеджмента.

28. Осуществление департаментализации. Понятие модераторов.

29. Внешняя и внутренняя среда организации. Эталонные стратегии развития организации.

30. Бюрократические организационные структуры управления организациями.

Дисциплина «Управление персоналом»

1. Классификация концепций управления персоналом.

2. Анализ рынка труда и структура занятости.

3. Управленческое консультирование.

4. Основные подходы к управлению персоналом.

5. Принципы, характеризующие требования к формированию системы управления персоналом.

6. Методы изучения состояния действующей системы управления персоналом организации.

7. Построение систем управления персоналом.

8. Определение потребности в персонале и планирование его численности.

9. Управление трудовой мотивацией.

10. Обучение менеджеров по работе с персоналом.

11. Принципы и методы управления.

12. Определение численности рабочих по трудоспособности.

13. Существующие виды безработицы.

14. Управленческая «решетка» Блейка и Моутона.

15. Виды контроля и принципы контроля.

16. Определение численности рабочих по нормам обслуживания и числу рабочих мест.

17. Лидер и руководитель.

18. Принятие управленческих решений, уровни принятия решений.

19. Виды конфликтов.

20. Наем и отбор персонала.

21. Контрактная форма найма работников.

22. Делопроизводство в системе управления персоналом.

23. Коллективные соглашения по труду и занятости.

24. Процесс отбора и набора кадров.

25. Функции управления – это конкретные виды управленческих работ

26. Мотивационные стратегии и методы.

27. Теория «Z», которая использует особенности японского стиля управления.

28. Профессиональная подготовка персонала

29. Теории «X» и «Y», воздействующие на поведение людей

30. Управление трудовыми ресурсами. Методы стимулирования результативности труда.

Дисциплина «Маркетинг»

1. Определение маркетинга, сущность маркетинга, цели маркетинга

2. Концепции маркетинга, которые используются на разных стадиях развития рынка.

3. Сопоставление концепции совершенствования производства, интенсификации коммерческих усилий и маркетинга.

4. ФОССТИС – основная программа маркетинга.

5. Принципы маркетинга.

6. Определение сегмента рынка, критерии сегментации.

7. Позиционирование товара, дифференциация продукции, рыночное окно, рыночная ниша.

8. Место маркетинговых служб в организационной структуре фирмы.

9. Функции маркетинга.

10. Аналитическая функция маркетинга.

11. Производственно-сбытовая функция маркетинга.

12. Контроль маркетинговой деятельности и оценка ее эффективности.

13. Процесс маркетинговых исследований.

14. Факторы, которые формируют макросреду и микросреду фирмы.

15. Вопросы, которые решаются при комплексном изучении рынка.

16. Потребители, как объект изучения.

17. Товар, как объект изучения.

18. Конкуренты, как объект изучения.

19. Критерии, по которым оценивают привлекательность сегментов рынков. Методы, используемые фирмой в процессе формирования целевого рынка.

20. Жизненный цикл товара, фазы жизненного цикла товара, разновидности кривых жизненного цикла товара.

21. Сущность SWOT – анализа, его содержание.

22. Комплекс маркетинга – его основные составляющие.

23. Разработка товарной политики комплекса маркетинга.

24. Разработка коммуникационной политики комплекса маркетинга.

25. Разработка сбытовой политики комплекса маркетинга.

26. Разработка ценовой политики комплекса маркетинга.

27. Информационное обеспечение маркетинговых исследований, методы исследований.

28. Маркетинговая информационная система и ее составляющие.

29. Стратегии сбыта, вертикальные маркетинговые системы

30. Методы определения исходной цены товара.

Дисциплина «Стратегический менеджмент»

1. Сущность и функции стратегического управления.

2. Стратегическое планирование. Классификация и типы внутриорганизационных планов.

3. Стратегические единицы бизнеса (СЕБ) и стратегические хозяйственные подразделения (СХП).

4. Сущность и классификация целей и задач организации.

5. Понятие миссии организации, ее значение, факторы, оказывающие влияние на выбор миссии.

6. Факторы внешней среды организации и их характеристики.

7. Способы уменьшения влияния негативных факторов внешней среды.

8. Методы анализа внешней среды. Модель пяти конкурентных сил М.Портера.

9. Факторы внутренней среды и их характеристика. Управленческий анализ.

10. «Портфельный анализ». Матрица портфельного анализа БКГ.

11. Стратегический групповой анализ, его сущность и характеристика.

12. Комбинированные методы проведения анализа. SWOT-анализ.

13. Классификация стратегий по различным признакам, их виды и характеристики.

14. Этапы реализации стратегического плана.

15. Методы контроля и оценки стратегического плана.

Дисциплина «Анализ финансово-хозяйственной деятельности»

1. Основные приемы анализа для решения производственных задач (сравнения, цепных подстановок, арифметических разниц).

2. Анализ динамики показателей объема производства и реализации продукции.

3. Анализ влияния основных факторов на показатели объема производства и реализации продукции.

4. Анализ влияния факторов на эффективность использования основных средств.

5. Анализ структуры, технического состояния и движения основных средств.

6. Анализ показателей эффективности использования матери­альных ресурсов.

7. Анализ трудовых факторов, влияющих на производи­тельность труда и объем производства.

8. Анализ влияния изменения численности работников и производительности труда на объем производства.

9. Анализ влияния факторов на себестоимость продукции.

10. Анализ влияния факторов на прибыль от продаж.

11. Анализ влияния факторов на прибыль до налогообложения.

12. Анализ влияния факторов на уровень рентабельности.

13. Анализ ликвидности активов организации.

14. Анализ удовлетворительности структуры бухгалтерского баланса и платежеспособности организации.

15. Анализ структуры источников средств.

3. Типовой вариант тестовых заданий

1.

Процесс разработки средств и методов для достижения целей организации – это

а)

целепологание

б)

планирование

в)

мотивация

г)

контроль

2.

Создание структуры называется

а)

департаментализация

б)

делегирование

в)

декомпозиция

г)

норма управляемости

3.

Организационное решение – это

а)

подведение итогов выполнения решений

б)

активизация деятельности исполнителей

в)

выбор, который должен сделать сам руководитель, чтобы выполнить обязанности, в зависимости от занимаемой должности

г)

распределение текущей работы среди исполнителей

4.

Процесс обеспечения соответствия конечных результатов ранее намеченной цели называется

а)

целеполаганием

б)

планированием

в)

мотивацией

г)

контролем

5.

Основоположником науки менеджмента является

а)

Тейлор

б)

Фоллет, Мейо

в)

Файоль

г)

Гилберт

6.

В стремлении рассматривать каждого служащего, как личность отражена ____________ориентация управления персоналом

а)

деятельностная

б)

коллективная

в)

перспективная

г)

индивидуальная.

7.

Анализ расстановки кадров, текучести кадров, определение резерва на выдвижение внутри предприятия – это анализ

а)

кадрового потенциала

б)

личности работника

в)

условий труда

г)

адаптации кадров.

8.

Краткосрочное планирование управления персоналом называется

а)

стратегическим

б)

текущим

в)

модельным

г)

тактическим

9.

Общее руководство в принятии решений по важнейшим направлениям управления персоналом – это ___________управления персоналом

а)

стратегия

б)

тактика

в)

политика

г)

технология.

10.

Анализ кадрового потенциала становится фактором удовлетворения социальных потребностей, когда

а)

за основу берется оценка со стороны коллектива

б)

за основу берется оценка со стороны администрации

в)

оценки администрации и коллектива расходятся

г)

оценки администрации и коллектива совпадают.

11.

Каналы товародвижения, характеризующиеся наличием одного посредника:

а)

одноуровневые

б)

трехуровневые

в)

многоуровневые

г)

двухуровневые

12.

Товарный знак-это:

а)

марка или ее часть, обеспеченная правовой защитой

б)

услуги

в)

материалы и детали

г)

капитальное имущество

13.

Выберите лишний уровень стратегии роста фирмы:

а)

интенсивный

б)

интеграционный

в)

диверсификационный

г)

прогрессивный

14.

Горизонтальная диверсификация-это:

а)

стратегия маркетинга

б)

порядок контроля

в)

появление в ассортименте изделий, которые не связаны с выпускаемыми изделиями

г)

перечень задач и проблем

15.

В комплекс маркетинга не ходят: 1) товар 2) потребность 3) спрос 4) цена 5) методы распространения 6) методы стимулирования:

а)

2 и 3

б)

1 и 2

в)

3 и 4

г)

2 и 6

16.

Стратегической целью при разработке программы маркетинговой деятельности является

а)

повышение объема продаж

б)

создание и производство конкурентоспособной продукции с минимальными издержками с целью максимальной прибыли

в)

выход на новые рынки сбыта

г)

повышение эффективности вложения финансовых средств

17.

Обязательным условием эффективного стратегического управления является:

а)

использование знаний, умений и навыков сотрудников всех уровней и подразделений организации

б)

организационная структура, четко сформулированная миссия организации

в)

правильная постановка целей и задач работникам организации

г)

использование знаний, умения и навыков всех работников на всех уровнях управления и наличие соответствующей организационной структуры

18.

Основы управления, относящиеся к стратегическому менеджменту:

а)

изменение стратегии

б)

учет развития рынка

в)

предвидение роста основ и возможностей

г)

комплексное управление

19.

Сканирование внешней среды – это:

а)

сбор, оценка и прогноз изменений во внешней среде

б)

конкурентный анализ

в)

анализ внешней эффективности

г)

определение новых сфер предпринимательства

20.

Требования к системе гибкого стратегического планирования:

а)

динамическое равновесие в системе «предприятие-среда»

б)

формирование стратегии и конкретных программ, их реализация, альтернативность стратегии

в)

инновационность стратегий, нестандартное мышление, предпринимательский стиль, создание правовой и финансовой базы для новых идей, система скользящих планов

г)

динамическое равновесие в системе «предприятие-среда»

4. Перечень тем практических заданий

Дисциплина «Маркетинг»

1. Валовая и чистая прибыль, объем продаж.

2. Себестоимость реализованных товаров, продажная цена товара.

3. Проценты наценки на себестоимость товара, на продажную цену товара.

4. Норма прибыли на вложенный капитал; коэффициент доли эксплуатационных расходов.

5. Комплексное исследование целевого рынка, процесс проведения маркетингового исследования.

6. Составляющие плана маркетинга.

7. Методы разработки целевого рынка, сегментация рынка.

8. Маркетинговые стратегии.

9. Этапы разработки товара-новинки.

10. Комплекс маркетинга.

Дисциплина «Менеджмент»

1. Принципы классификации факторов, влияющих на эффективность управления.

2. Критерии экономической эффективности деятельности организации.

3. Классификация факторов прямого и косвенного воздействия, влияющих на управление организацией.

4. Составляющие «делового кредо» организации на примере фирмы «Мацусита электрик компании».

5. Этапы проведения контроля и их анализ.

6. Классификация планов в зависимости от временной ориентации.

7. Классификация информации, используемой в менеджменте.

8. Процесс подготовки, принятия и осуществления управленческих решений.

9. Анализ логической схемы управления.

10. Анализ экономических методов управления.

11. Анализ этапов организационной деятельности.

Дисциплина «Управление персоналом»

1. Определение численности трудовых ресурсов в регионах, определение уровня занятости населения, занимающихся различными видами общественно полезной деятельности.

2. Анализ эффективности трудовых ресурсов по видам деятельности.

3. Анализ рынка труда и структуры занятости.

4. Определение общей потребности организации в кадрах.

5. Определение численности рабочих по трудоспособности.

6. Определение численности рабочих по нормам обслуживания и числу рабочих мест.

7. Определение численности административно-управленческого персонала (формула Розенкранца).

8. Анализ методов отбора персонала.

Дисциплина «Управленческая психология»

1. Психологические закономерности взаимодействия людей и их учет в управленческой деятельности.

2. Психологическая характеристика стилей управленческой деятельности.

3. Методы исследования социально-психологического климата в трудовом коллективе в ходе управленческой деятельности.

4. Психологическая характеристика малых групп и ее учет руководителем в управленческой деятельности.

5. Психологические особенности проведения руководителем устных бесед с сотрудниками.

6. Психологическая характеристика методов разрешения конфликтов в управленческой деятельности.

5. Примеры практических заданий и методика их выполнения

Дисциплина «Маркетинг»

Задание 1.

Распределить в нужном порядке варианты стратегии маркетинга применительно к показателям цены и качества:

1) стратегия показного блеска; 2) стратегия ограбления;

3) стратегия повышенной ценностной значимости; 4) стратегия премиальных наценок;

5) стратегия низкой ценностной значимости; 6) стратегия завышенной цены;

7) стратегия глубокого проникновения на рынок; 8) стратегия доброкачественности;

9) стратегия среднего уровня

Цена

Качество

товара

Высокая

Средняя

Низкая

Высокое

?

?

?

Среднее

?

?

?

Низкое

?

?

?

Ответ:

Цена

Качество товара

Высокая

Средняя

Низкая

Высокое

4

7

3

Среднее

6

9

8

Низкое

2

1

5

Логика ответа.

Для анализа стратегии ценообразования часто используется матрица «цена товара -качество товара». Даная стратегия привязана к жизненному циклу товара. У фирмы девять стратегий ценообразования.

На выбор одной из стратегий влияет:

- вид бизнеса конкретной фирмы (можно заниматься выпечкой хлеба, на который всегда есть спрос, а можно наукоёмкой продукцией, которая не всем и не всегда нужна);

- текущее финансовое положение фирмы;

- положение фирмы на «жизненном цикле товара».

объём

продаж

время

выведение рост зрелость упадок

товара

Жизненный цикл товаров – новинок характеризуется ростом объёма продаж товара (1) стабилизацией (зрелость) объёма продаж (2) и последующим спадом (упадок) объёма продаж (3). Чтобы не происходило резкого уменьшения продаж, фирма вынуждена быстро перестраиваться на новые модели продукции. Скорость модификации, низкая себестоимость и качество товара становятся ключевыми факторами успеха на рынке, обеспечивающими фирме конкурентное преимущество. С точки зрения фаз жизненного цикла товара целесообразно по – разному вести стратегию ценообразования: например, на росте продаж цену можно максимально завысить, далее её несколько снизить.

Стратегию ценообразования можно строить и по другому:

При назначении цены « отталкиваться » только от себестоимости товара;

Учитывать только ожидание потребителей;

Учитывать только свои интересы;

Применять комбинированную стратегию;

Из таблицы видно, что в зависимости от выбранного соотношения « цена – качество « фирма может развиваться в следующем направлениях:

Стремиться быстро выручить большие деньги и переключиться на другой бизнес (например; за счёт высокой цены и среднего качества, или низкого качество и высокой цены);

Прочно закрепиться на одном из сегментов рынка (например, за счёт низкой или средней цены и высокого качества).

Задание 2.

Проанализируйте ситуацию (ответ обоснуйте).

Какие из ниже перечисленных понятии являются внешними источниками и какие внутренними источниками вторичной информации при маркетинговых исследованиях:

1) сообщения торгового персонала;

2) данные международных организации, правительства, официальной статистики;

3) бюджетные отчеты;

4) данные маркетинговых исследовании;

5) научные исследования, проводимые специализированными маркетинговыми организациями;

6) информация, полученная с выставок и ярмарок, конференции и совещаний;

7) обзоры рекламаций потребителей;

8) научные исследования, собранные различными организациями (торговыми палатами, торговыми ассоциациями и др.).

Ответ:

Внутренние источники:

1) сообщение торгового персонала;

3) бюджетные отчёты;

4) данные маркетинговых исследований;

7) обзоры рекламаций потребителей.

Внешние источники:

2) данные международных организаций, правительства, официальной статистики;

5) научные исследования, проводимые специализированными маркетинговыми организациями;

6) информация, полученная с выставок и ярмарок, конференций, совещаний;

8) научные исследования, собранные различными организациями (торговыми пакетами, торговыми ассоциациями и др.).

Логика ответа.

Вторичная информация – это информация, которая где-то существует, так как ранее собиралась для других целей. Вторичные данные помогают исследователю более глубоко ознакомиться с ситуацией в отрасли, с текущими изменениями объёма продаж и прибыли, конкурентами, с последующими достижениями науки и техники.

Под вторичными данными, применяемыми при проведении маркетинговых исследований, понимаются данные, собранные ранее из внутренних и внешних источников для целей, отличных от целей маркетинговых исследований. Вторичные данные не являются результатом проведения специальных маркетинговых исследований.

Источники вторичной информации бывают внутренние и внешние. Эти источники информации характеризуются высокой степенью достоверности, доступностью, высокой экономичностью.

Вторичная информация, полученная из внешних источников, предназначена для:

- отслеживание запросов клиентов;

- оценки принятых маркетинговых решений;

- оценки конкурентоспособности товара и фирмы;

- поиска конкурентного преимущества и т.д.

Внешними источниками вторичной информации являются официальные издания, и документы статистические ежегодники и т.д.

К внешним источникам вторичной информации также относятся: выставки, ярмарки, совещания, конференции, презентации, коммерческие базы и банки данных.

Стоимость такой информации во много раз ниже, чем стоимость индивидуального маркетингового исследования.

Задание 3.

Расставьте в правильной последовательности операции, составляющие процесс маркетингового исследования (ответ обоснуйте).

1. Рекомендации.

2. Получение первичной информации.

3. Определение проблемы.

4. Использование результатов.

5 Анализ данных.

6. Анализ вторичной информации.

Ответ: 3 6 2 5 1 4

Логика ответа.

Определение проблемы (3) – определение целей, проблем, содержания предмета исследования, замысла, обоснование необходимости проведения исследования, объектов, круга вопросов, подлежащих исследованию. Проблема – это противоречивая ситуация, которая требует решение. На практике за проблему маркетингового исследования принимаются видимые симптомы в сфере хозяйственной деятельности предприятия в том числе:

- уменьшение прибыли;

- снижение доли рынка;

- сокращение объёма продаж и т.д.

Цели маркетингового исследования непосредственно вытекают из выявленной проблемы и связанными с ней целями предприятия и целями маркетинга.

Анализ вторичной информации (6) – это информация, ранее собираемая для других целей. Вторичная информация получается из внешних и внутренних источников. Внутренняя вторичная информация собирается из отчетности компании. Внешняя вторичная информация может быть получена из правительственных и неправительственных источников.

Получение первичной информации (2). Она собирается для конкретных целей исследования. При этом разрабатывается план исследования, который содержит все данные о необходимой информации и источниках ее получения. Методами сбора данных являются: наблюдение, опрос, эксперимент. Способы связи с аудиторией: личное интервью, анкетирование, интервью по телефону.

Анализ данных (5) – извлечение из собранной информации наиболее важных сведений и результатов, полученную информацию преобразуют в необходимую базу данных. Проводится необходимый анализ. Основу системы анализа маркетинговой информации составляют банки методов и моделей.

Банк методов – это совокупность современных методик обработки информации позволяющих производить арифметические операции, графическую обработку, статистическую обработку в рамках подборки данных и устанавливать степень их статистической надёжности. Банк методов позволяет комбинировать различные методы (регрессивный анализ, вариационный анализ, факторных анализ, кластерный анализ и т.д.).

Банк моделей – набор экономико-математических моделей, способствующих принятию оптимальных решений, каждая из которых представляет собой некоторую реально существующую систему совокупности взаимосвязанных переменных, некий реально существующий процесс или результат. Примером средства анализа маркетинговой информации является Marketing Expert – это аналитический модуль для поддержки принятия стратегических и оперативных маркетинговых решений и контроля над их реализацией.

Рекомендации (1)

Определяют позитивные и негативные моменты коммерческо-хозяйственной деятельности субъекта рынка, и на основе этого готовые обоснованные рекомендации по совершенствованию этой деятельности, составляют отчёт по маркетинговому исследованию, который передаётся руководству предприятия.

Использование результатов (4)

Результаты исследования должны представляться в виде краткого, чёткого изложения существа исследования либо полного научного отчёта, содержащего в наглядной и систематизированной форме схему исследования, детально обоснованные выводы и рекомендации, и должны содействовать уменьшению неопределённости, с которой столкнулось руководство компании заказчика.

Дисциплина «Менеджмент»

Задание 1.

Локальные сети, объединяющие исполнителей, группы, подразделения и руководителей в организации могут быть построены по четырём коммуникационным схемам:

- в кольцо;

- всеканальная связь;

- по кратчайшему связывающему соединению (ксс);

- конфиденциальная схема;

Определить к какой из коммуникаций относится каждая схема, ответ обосновать и проанализировать.

Рис 1. Рис 2.

Рис 3. Рис 4.

Ответ:

Рис 1. – схема коммуникаций «в кольцо» - наиболее проста в реализации, в ней каждый субъект управления может связаться с любым другим по кольцу, но при этом обрыв хотя бы одной коммуникации между любыми субъектами приводит к выходу из строя всей системы, значит у этой схемы коммуникации низкая надёжность.

Рис 2 . – схема «конфиденциальной коммуникации» реализуется по индивидуальным проектам, там, где нужна секретность и защита информации. Построение такой коммуникаций также зависит от организации работ, в той или иной фирме.

Данная схема коммуникации пример «складывающийся» организации работ, когда не требуется взаимодействия между работниками операции складываются независимо.

Рис 3. – схема «всеканальной коммуникации» имеет более высокую надёжность, но она и более сложна с точки зрения практического воплощения, если оборвалась коммуникация между 1 и 3 эта схема позволит обеспечить новую связь с 3 через 2 или 4.

Рис 4. – схема коммуникации по кратчайшему связывающему соединению (ксс). Так же как и « в кольцо », менее надёжна, но более проста и позволяет экономить средства (материалы, оборудование, время).

Вывод: При проектирование организации очень важно грамотно организовать коммуникации между её подразделениями. С развитием локальных и глобальных вычислительных систем появилась возможность быстрой и качественной передачи информации из одного подразделения в другое.

Задание 2.

М. Портер выделил три основные стратегии, которые имеют универсальный характер и применяются в отношении любой конкурентной силы, в отношении любой организации – это:

1) Лидерство в издержках.

2) Дифференциация.

3) Фокусирование.

Провести сравнительный анализ конкурентных стратегий, указать какие пункты, которые характеризуют требования к менеджменту, относятся к каждой стратегии:

  1. Регулярный контроль над издержками.
  2. Координация проектно-исследовательской деятельности.
  3. Выявление наиболее прибыльного сегмента рынка.
  4. надёжное организационная структура с системой распределения полномочий.
  5. необходим приоритет качества над количеством продукта.
  6. Необходимы стимулы для достижения высокого качества продукты.
  7. Наличие мотивации для творческой работы.
  8. Дополнительные вложения в точные маркетинговые исследования, каналы распространения товара и его сбыта.
  9. Навыки маркетинговой деятельности, особое внимание и вложение в научные исследования, творческие способности персонала, в репутацию фирмы, в крепкие связи с каналами распределения.
  10. Значительные инвестиции и наличие доступа к капиталу.
  11. Низкозатратная система распределения.
  12. Необходимы инжиниринговые навыки, эффективное нормирование работ.

Ответ:

1) Лидерство в издержках 1 4 6 10 11 12

2) Дифференциация: 2 5 7 9

3) Фокусирование: 3 8

Логика ответа.

Лидерство в издержках создаёт большую свободу выбора действий, как в ценовой политике, так и в определении уровня доходности продукта. Сегодня она приобретает новую популярность, так как развитие рыночной политики вступило в эпоху дефляции (вследствие насыщения рынков), означающую общее снижение цен и доходов населения. Основной недостаток стратеги: из-за снижения издержек часто происходит неоправданное ухудшение качества продукта.

Дифференциация означает создание фирмой продукта или услуги с уникальными свойствами, которые закрепляются торговой маркой. Эта стратегия получила распространение в развитых экономиках во второй половине XX века по причине индивидуализации потребительского спроса. Основной недостаток стратегии: часто требуются значительные вложения средств в НИОКР и инновационные процессы.

Фокусирование – это сосредоточение внимания на одном из сегментов рынка: на особой группе покупателей товаров или ограниченном географическом районе их распространения. Его основной недостаток: нужны точные результаты маркетинговый исследований, то не всегда возможно получить.

Вывод . Каждая их этих стратегий требует определённых ресурсов, навыков правильных управленческих действий менеджеров.

Задание 3.

Модель « Мак-Кинси » - « 7 S » - эта модель не предлагает готовых вариантов стратегий, а позволяет осмыслить внутреннее положение организации, оказывающее влияние на её будущее.

Начертите схему взаимодействие составляющих модели «Мак – Кисни»:

Стратегия управления, качество персонала, разделяемые ценности, стиль руководства, штат, процессы организации, структура организации.

Ответ.

Стратегия

управления

Качество Разделяемые

персонала ценности

Структура Процессы Стиль

организации организации Штат руководства

Логика ответа.

Авторы данной модели Питерс, Паскаль и другие пришли к выводу, что эффективная организация формируется на базе семи взаимосвязанных составляющих, изменение каждой из которых требует соответствующего изменения остальных шести составляющих (все они в английском языке начинаются с буквы « S ») – это: стратегия управления, структура организации, процессы организации, штат, стиль руководства, качество персонала, разделяемые ценности. Цель этой стратегии – гармонизация этих семи составляющих между собой, только так можно завоевать сильные позиции на рынке и обеспечить конкурентное преимущество фирмы.

Дисциплина «Управление персоналом»

Задание 1.

При построении системы управления персоналом организации необходимо проводить работу в трех направлениях:

1). Диагностика действующей системы управления персоналом;

2). Проектирование системы управления персоналом;

3). Внедрение изменений.

Расставить нижеперечисленные пункты в нужной последовательности и указать, что относится к диагностике, что к проектированию, а что к внедрению.

1. Оценка эффективности управления персоналом компании.

2. Разработка показателей эффективности системы управления персоналом.

3. Внедрение процедур управления персоналом.

4. Анализ текущего состояния системы управления персоналом.

5. Формализация стратегии управления персоналом.

6. Внесение изменений в нормативные документы, регламентирующие систему управления персоналом.

7. Проектирование и регламентация процедур управления персоналом.

8. Выявление проблемных зон в процессе привлечения, отбора, оценки, обучения, мотивации персонала.

9. Обучение специалистов компании управлению, реализации процедур.

10. Определение требований к персоналу и разработка модели компетенций.

11. Разработка модели централизованной службы управления персоналом.

Ответ.

1) Диагностика действующей системы управления персоналом:

4 8 1

2) Проектирование системы управления персоналом:

5 10 11 7 2

3) Внедрение изменений:

3 9 6

Логика ответа.

Основу управления составляет человеческий фактор, заключенный в знании своего

дела, в умении организовать собственный труд и работу коллектива, в

заинтересованности к саморазвитию и творческой деятельности. Центральной фигурой

менеджмента выступает профессионал-управляющий, способный видеть перспективы

развития дела, которым он занимается, умеющий быстро оценивать реальную

ситуацию, находящий оптимальное решение для достижения поставленной цели.

Результаты анализа ситуации.

1. Стратегия управления персоналом оптимизирована под стратегию развития и задачи компании.

2. Служба управления персоналом – методический, информационный и координирующий центр кадровой работы в компании.

3. Сформированы организационная, информационная и финансовая политика управления персоналом.

4. Возможно повышение эффективности управленческой деятельности.

5. Намечено повышение капитализации компаний.

6. Хорошая система управления персоналом – это залог успешной деятельности организации.

Задание 2.

Расставить в правильной последовательности функциональные подсистемы системы управления персоналом компании, объединяющие однородные функции.

1. Технологии эффективной деятельности персонала.

2. Планирование персонала. Обеспечение потребности в персонале.

3. Миссия, организационная структура, организационная культура.

4. Совершенствование организационной структуры.

5. Обучение и развитие персонала.

6. Адаптация персонала.

7. Привлечение и отбор персонала.

8. Кадровая политика. Кадровая стратегия.

9. Оценка персонала.

10. Текущая работа службы управления персоналом.

11. Мотивация персонала и стимулирование труда.

Ответ. 3 4 8 2 7 6 5 9 11 1 10

Логика ответа.

Управление персоналом – это система взаимосвязанных организационно-экономических и социальных мер по созданию условий для нормального функционирования, развития и эффективного использования кадрового потенциала компании.

Структура системы управления персоналом в компании ориентирована на бизнес, на конечный результат – получение прибыли.

Эффективность управления персоналом определяется степенью реализации общих целей компании, эффективностью использования каждого отдельного работника, от его способностей выполнять требуемые функции и от мотивации.

Компания должна создавать особые методы, процедуры, программы управления процессами, связанными с человеческими ресурсами, и обеспечивать их постоянное совершенствование.

Важными элементами системы управления персоналом являются кадровая политика и кадровая стратегия.

Кадровая политика представляет собой систему целей, принципов и вытекающих из них форм и методов, правил, норм и критериев работы с кадрами, принятых в компании и соответствующих стратегии бизнеса.

Кадровая стратегия – это набор основных принципов, правил и целей работы с персоналом с учетом стратегии бизнеса, организационной структуры, кадрового потенциала и кадровой политики. Цель кадровой политики состоит в обеспечении оптимального баланса процессов обновления, сохранения и развития необходимого качественного и количественного состава кадров компании в соответствии с потребностями бизнеса. Кадровая стратегия или стратегия управления персоналом базируется на кадровой политике и стратегии развития компании и носит долгосрочный характер. Разработка стратегии управления персоналом состоит в определении основных направлений действий, ресурсов, временных параметров, комплекса мероприятий по реализации выбранного курса действий.

Задание 3.

Распределить в логическую цепь направления кадрового планирования.

1. Обучение и развитие.

2. Кадровый мониторинг.

3. Мотивация и стимулирование.

4. Адаптация.

5. Подбор специалистов.

6. Стабилизация персонала.

7. Обеспечение взаимодействия.

Ответ: 5 4 2 1 3 7 6

Логика ответа.

Подбор специалистов (5) – направление деятельности включает:

- определение формальных требований (образование, опыт, специальные навыки), формальные требования могут быть точно измерены;

- определение индивидуально-психологических требований, которые учитывают как специфику деятельности, так и особенности людей с которыми предстоит взаимодействовать новому сотруднику;

- проведение предварительного конкурса рекомендаций, резюме и собеседования;

- проведение оценки претендентов на базе психодиагностических методик, профессионального тестирования и методов ситуативной диагностики.

Адаптация (4) – содержит цели и средства, позволяющие работнику, в совпадающий с испытательным сроком промежуток времени, освоить свои обязанности, стандарты деятельности и поведения и выйти на приемлемый уровень эффективной деятельности в компании. На завершающем этапе адаптационного периода проводятся контрольные процедуры, позволяющие оценить, насколько сотрудник освоил свое рабочее место и принять решение об окончании испытательного срока.

Кадровый мониторинг (2) предполагает проведение аттестаций и планирование карьеры. Позволяет руководству компании получить несколько результатов:

- возможность объективно оценить персонал;

- получить информацию о том, какие характеристики сотрудников являются наиболее проблемными;

- поставить перед сотрудниками цели на профессиональное развитие до следующей аттестации;

- сообщение сотрудникам о возможностях по развитию их карьеры.

Обучение и развитие (1) формируется по результатам оценки на этапе подбора специалистов и их аттестации. Используется три варианта обучения и развития:

- постоянно обновляемая система инструктажей, которые реализуются внутренними ресурсами компании;

- совокупность краткосрочных обучающих и развивающих программ;

- фундаментальная подготовка управленцев и специалистов в высших учебных заведениях.

Мотивация и стимулирование (3) направлены на то, чтобы работники компании испытывали желание интенсивно и результативно работать именно в этой компании.

Выделяют следующие мотивационные подсистемы материального и нематериального стимулирования, зависящие от:

- результатов деятельности;

- стажа работы;

- стабильности деятельности и соответствия поведения ценностям компании;

- статуса.

Обеспечение взаимодействия (7) – деятельность направлена на достижение ясности и отчетливости в стандартах взаимодействия сотрудников в интересах достижения компанией своих целей. В рамках этой деятельности достигаются цели согласованных стилей управления, постановки задач, обязательных стандартов коммуникации и взаимной поддержки.

Стабилизация персонала (6) . Это направление предназначено стабилизировать и сохранить наиболее полезных и лояльных сотрудников, костяк компании, ориентированный на долгосрочную и эффективную работу.

6. Перечень нормативных документов, справочных материалов, оборудования, разрешенных к использованию выпускниками на экзамене

Нормативные документы

1. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 080501 «Менеджмент (по отраслям)».

2. Примерная программа учебной дисциплины «Менеджмент».

3. Примерная программа учебной дисциплины «Маркетинг».

4. Примерная программа учебной дисциплины «Анализ финансово-хозяйственной деятельности».

5. Примерная программа учебной дисциплины «Стратегический менеджмент».

6. Примерная программа учебной дисциплины «Управление персоналом».

7. Примерная программа учебной дисциплины «Управленческая психология».

Оборудование

Калькулятор

7. Литература для подготовки к экзамену

Анализ финансово – хозяйственной деятельности

1. Налетова И . А .Анализ финансово-хозяйственной деятельности:

Учебно-методическое пособие для ссузов. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М. – М, 2006. –128

2. Пястолов С.М. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия:

Учебник для ссузов. – М.: Мастерство, 2006.- 336с.

3. Чечевицына Л.Н., Чуев И.Н. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: Учебник для ссузов. – М.: Дашков и К°, 2006. – 352с.

Маркетинг

1. Лукина А.В. Маркетинг: Учебник.- М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2006.- 224 с.

2. Лыгина Н.И., Лебедева О.А. Маркетинговые исследования рынка: Учебник.- М.:

ФОРУМ: ИНФРА-М, 2006.- 208 с.

3. Мурахтанова Н. М., Еремина Е. И. Маркетинг: Учебное пособие для ссузов . –

М., 2006. – 208 с.

Менеджмент

1. Виханский О. С ., Наумов А. И. Менеджмент: Учебник для ссузов. – М.: Экономистъ, 2006.- 288с.

2. Кнышова Е.Н. Менеджмент. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005.-304 с.

3. Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент: Учебник для вузов. – М.: Экономистъ, 2006. – 670 с.

4. Котлер Филипп . Менеджмент-маркетинг. – М.,2006.

5. Мескон, Альберт, Хедуори . Основы менеджмента. - М.:Дело, 2005.

Стратегический менеджмент

1. Волкогонова О. Д., Зуб А. Т. Стратегический менеджмент: Учебник для ссузов. - М.:

ФОРУМ-ИНФРА-М, 2006.

2. Маркова В.Д., Кузнецов С.А., Стратегический менеджмент. Учебное пособие.- М.: ИНФРА-М., 2007, гриф МО.

3. Гапоненко А . Л., Панкрухин А. П . Стратегическое управление. - М.: Омега, 2006.

4. Круглова Н.Ю., Круглов М. И. Стратегический менеджмент: Учебник для вузов. – М.: Изд-во РДЛ, 2006. – 464 с.

7. Разработка стратегии развития: Учебное пособие / Под ред. А. Н. Бурмистрова, - СПб, 2006.

Управление персоналом

1. Федорова Н.В., Минченкова О.Ю. Управление персоналом организации.

Уч.пособ..-3-е изд., М.: КНОРУС, 2007.- 416с.

2. Зайцева Т.В., Зуб А.Т. У правление персоналом. М.: ФОРУМ. ИНФРА-М.,2006

3. Базаров Т.Ю. Управление персоналом: Учебное пособие для ссузов.- М., 2005. – 224 с. (КТП-1).

Управленческая психология

1. Шикун А. Ф., Симонова И. М. Управленческая психология: Учебное пособие. –

М.: Изд-во Аспект-ПРЕСС. – 2005. – 336 с.

2. Кишкель Е. Н. Управленческая психология: Учебное пособие для ссузов. –

М.: Высшая школа, 2007.