Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 21

 

Поиск            

 

Рекомендации методические по выполнению курсовой работы по дисциплине

 

             

Рекомендации методические по выполнению курсовой работы по дисциплине

Уральский институт туризма

Факультет менеджмента туризма и гостеприимства

Кафедра менеджмента туризма и гостеприимства

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

КУРСОВОЙ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ОСНОВЫ ЭКСКУРСИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Специальность 080507.65 – «Менеджмент организации»

Екатеринбург

2010 г .


Данные методические рекомендации разработаны на основе государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и учебного плана по специальности 080507.65 «Менеджмент организации», по выбору студента.

Составители:

Киселев Е.А., к.п.н., доцент кафедры менеджмента туризма и гостеприимства;

Лесняк С.А., заведующая отделом «Детский музей» МУК «Музей истории Екатеринбурга»

СОГЛАСОВАНО

Декан факультета Зам. директора по учебной

работе

___________________ ______________________

«____»__________200 г. «____»__________200 г.

Обсужден и принят на заседании учебно-методического совета Уральского

института туризма от «_____»_______________200 г.


В соответствии с учебным планом студенты первого года обучения выполняют курсовую работу по курсу «Основы экскурсионной деятельности». Это ведет к более глубокому изучению предмета, предполагает приобретение студентами навыков исследования, опыта работы с литературой и первоисточниками информации, умению делать выводы на основе собранной информации.

Цель курсовой работы – разработка экскурсии на основе изучения литературы, приобретения навыков работы с экскурсионными объектами и умение логично изложить материал по заданной теме.

по разработке экскурсионного проекта по дисциплине «Основы экскурсионной деятельности» должна быть выполнена в виде индивидуального экскурсионного текста с прилагаемой методической разработкой.

Экскурсионный текст представляет собой материал, необходимый для полного раскрытия темы экскурсии (всех подтем) и включает в себя комплекс географических, исторических, этнографических, статистических и т.д. данных по выбранной теме. При составлении текста необходимо выделить хронологические рамки, определить примерный объем фактического материала. При отборе материала следует иметь ввиду обязательность его связи с маршрутом экскурсии, со зрительным рядом, с объектами, которые предполагается использовать при показе.

Особенность экскурсионного текста в том, что он отражает структуру экскурсии и построен в полном соответствии с ее маршрутом. Материал размещается в той последовательности, в которой показываются объекты. Индивидуальный текст делится на части, каждая посвящена одной из подтем. Все части индивидуального текста строятся по следующей схеме: характеристика объекта (или группы объектов), общий материал, посвященный определенному периоду истории, в целом по городу, району, краю, области и т.д.; локальный материал, характеризующий события, связанные с объектом, обобщения и выводы по раскрываемой подтеме; логический переход к следующей подтеме.

Индивидуальный текст представляет собой готовый для «исполнения» рассказ, в котором не может быть сокращений при изложении исторических событий. Не допускается также упоминание фактов без их датировки, без ссылок на источники.

К экскурсионному тексту прилагается методическая разработка - документ, который определяет, как провести данную экскурсию, как лучше организовать показ памятников, какие методические приемы следует применить для того, чтобы экскурсия прошла наиболее успешно. В методической разработке содержатся советы, в какой последовательности вести показ и рассказ, какие наглядные материалы из «портфеля экскурсовода» и когда именно нужно продемонстрировать. Здесь же даются рекомендации по технике проведения экскурсии - расположению группы у объектов, темпу движения экскурсантов на маршруте, пути следования от объекта к объекту. В ней указываются цель и тема экскурсии, перечисляются объекты показа, формулируются подтемы и включенные в них основные вопросы, называются общая продолжительность экскурсии и время, отводимое на каждую из ее частей.

В методической разработке материал располагается по следующей схеме:

В графе «Маршрут экскурсии» называются улицы, переулки, площади, шоссе (реки, каналы - в экскурсии на теплоходе), по которым следует экскурсионная группа. Здесь же называются начальный и конечный пункты маршрута. При составлении методической разработки автобусной экскурсии не следует путать место посадки экскурсионной группы в автобус с местом, где должна начаться сама экскурсия. Расстояние между этими пунктами нередко составляет 10 и более километров.

В графе «Остановки» называются точки маршрута, где останавливается автобус и предусмотрен выход группы или же предполагается осмотр экскурсионного объекта из окон автобуса без выхода из автобуса. В пешеходных экскурсиях в этой графе называется то конкретное место, где группа располагается для знакомства с объектом.

В графе « Объекты показа» перечисляются памятные места, основные и дополнительные объекты, которые показываются на данной остановке, в ходе переезда на автобусе или передвижения пешеходной группы.

В графе «Продолжительность экскурсии» указывается время, которое необходимо на показ объекта (или объектов), на рассказ экскурсовода и на передвижение по маршруту к следующей остановке. Здесь же учтено время, затрачиваемое на движение между объектами.

В графе «Подтемы и основные вопросов» записи носят краткий характер, излагать содержание рассказа экскурсовода не следует. В графе называется подтема, которая раскрывается на данной остановке; четко формулируются вопросы, излагаемые в рассказе экскурсовода. Количество основных вопросов, входящих в подтему обычно не превышает трех - пяти. Не следует вводить в подтему слишком разные по своему содержанию вопросы.

В графе «Организационные указания» рекомендации по вопросам организации экскурсии: о передвижении группы, обеспечении безопасности экскурсантов на маршруте (при переходе улицы, выходе к памятнику...) и выполнении санитарно- гигиенических требований, правил поведения в мемориальных местах, а также требований по охране природы и противопожарной безопасности. В загородных экскурсиях в эту графу включают указания о месте для санитарных остановок.

В графе «Методические указания» включаются конкретные указания по методике проведения экскурсии, даются рекомендации по показу наглядных материалов из «портфеля экскурсовода», советы об использовании движения экскурсантов около объектов в качестве методического приема.

Структура курсовой работы

Структура курсовой работы следующая:

– титульный лист (первая страница, не нумеруется);

– содержание (вторая страница, нумеруется, далее нумеруются все);

– введение;

– основная часть;

– заключение;

– список использованной литературы;

– приложения.

Введение (1-2 страницы) содержит:

– цель работы;

– задачи работы (определяются целью работы);

– краткая характеристика работы (Пример: «Работа состоит из введения, трех глав, выводов и предложений, списка литературы, приложений

– краткое описание глав работы (Пример: «Первая глава дипломной работы «Теоретические основы исследования и прогнозирования туристских рынков» посвящена…»).

Заключение (1страница):

– все выводы из всех параграфов переносятся в раздел «Заключение» (с соответствующей литературной правкой материала);

– на основе выводов даются 1-3 рекомендаций по использованию полученных результатов исследования.

Список использованной литературы:

– список литературы должен насчитывать 10-15 наименований;

– сведения об источниках приводятся в соответствии с требованиями ГОСТ.

Приложения:

– в раздел приложений выносятся все иллюстрации, таблицы, графики, схемы и прочие объекты, не умещающиеся на одной странице в тексте дипломной работы.

Оформление титульного листа

Титульный лист оформляется следующим образом:

В верхней части, по центру в две строки пишется название учебного заведения:

Российская международная академия туризма

Уральский Институт Туризма

Ниже по центру:

по дисциплине "Основы экскурсионной деятельности»

на тему:

Далее указывается тема работы: Разработка пешеходной (автобусной, комбинированной и т.п.) экскурсии: и приводиться название экскурсии.

Ниже, в правой части листа в пять строк указывается фамилия исполнителя, номер академической группы, фамилия руководителя курсовой работы. Оставляется место для оценки и даты проверки работы

В нижней части листа, по центру указывается место и дата (год) завершения работы.

Оформление работы

Оформление работы:

– объем курсовой работы – 25-35 страниц (без учета приложений);

– поля: левое — 3 см., правое – 1,5 см., нижнее и верхнее — по 2 см;

– нумерация страниц – арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту работы. Титульный лист включается в общую нумерацию страниц работы. Номер на титульном листе не ставится;

– текст работы печатается через 1,5 интервала Times New Roman 14 пунктов. Абзацный отступ — 1,25. Выравнивание — по ширине. Подчеркивание, жирный шрифт, цветной шрифт, курсив в тексте НЕ используются;

– названия глав пишутся по середине, жирным шрифтом, прописными буквами. Название параграфа – строчными буквами, первая буква – прописная. Точку в конце названия не ставят, слова не переносят. Главы нумеруются римскими цифрами: I, II, III, параграфы нумеруются арабскими цифрами с учетом номера главы: 1.1, 1.2, 1.3, 2.1 и т.д. После номера главы, параграфа, пункта и подпункта в тексте точку не ставят;

Пример:

I Экскурсия «Колыбель Екатеринбурга»

1.1 Вводная часть

– каждая глава начинается с новой страницы, параграфы - там, где закончился предыдущий параграф. Не допускается писать заголовок параграфа на одном листе, а его текст – на другом. Расстояние между двумя заголовками, а также заголовком и текстом - одна пропущенная строка;

– перечисления оформляются:

- арабскими цифрами со скобкой без точки;

- строчными буквами со скобкой без точки;

- дефисами.

Не допускается оформление перечислений какими-либо иными знаками.

Фамилии, названия учреждений, географические названия и другие собственные имена приводятся в тексте на языке русском языке.

Иллюстрации, если вы считаете их наличие необходимым, следует оформлять как приложения в конце продолжение экскурсионной работы на ее последующих страницах, располагая их в том порядке, в каком на них давались ссылки. На все иллюстрации должны быть ссылки в тексте. Иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах включают в общую нумерацию страниц.

Цитаты, статистические данные и другие материалы, взятые из источников, должны обязательно сопровождаться ссылками. Ссылки в тексте на источники допускается приводить в подстрочном примечании или указывать порядковым номером по списку источников. Затекстовые ссылки подразумевают сплошную нумерацию цитат с указанием страницы источника, из которого эта выдержка берётся. При этом ссылка на источник оформляется сразу после цитаты следующим образом:

В одном из писем де Геннин сообщал Петру I, что пойманных беглых он приказал перевесить «И ежели не перестанут бегать, то и жестче буду поступать» [3, С. 92].

Где 3 – означает порядковый номер цитируемого произведения (под этим номером следует искать источник в списке используемой литературы), а «С. 92» – страницу, на которой расположена цитата в источнике. Примеры затекстовых ссылок вы можете посмотреть в Приложении I (Образец курсовой работы).

В работе можно применять условные обозначения - сокращения. Перечень сокращений дается в виде столбца, в конце работы. Слева в алфавитном порядке приводят сокращения, справа - их детальную расшифровку.

Составление и оформление списка использованных источников и литературы.

Одной из наиболее значимых частей курсовой работы является библиографический аппарат.

Список источников и литературы помещается в конце работы после заключения.

Наиболее часто используется алфавитный принцип расположения источников, при котором записи размещают по алфавиту фамилий авторов или заглавий документов. Работы авторов-однофамильцев ставятся в алфавите их инициалов, работы одного автора – в алфавите заглавий книг и статей. Если в список входит литература на разных языках, то книги и статьи располагаются:

- на русском языке;

- на языках с латинским алфавитом или в латинской транскрипции.

В начале списка использованной литературы помещают официальные документы (законы, постановления, указы и т. д.)

В списке литературы описание использованных источников приводится в соответствии с ГОСТ 7. 1 – 2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления»

(Примеры библиографического и аналитического описаний источников для удобства выделены жирным шрифтом. Необходимо иметь ввиду, что в курсовой работе выделение списка жирным шрифтом НЕ допустимо)

Библиографическое описание состоит из элементов, которые объединены в области. Элементы и области описания приводят в строго установленной последовательности. Для разграничения элементов в библиографической записи применяют знаки препинания. После каждого знака препинания обязательно ставится пробел. (Исключение составляет .: после сокращения названий городов Москва (М.: ), Санкт-Петербург (СПб.:). В конце библиографического описания ставится точка.

Как правило, книги описываются под фамилией автора. Фамилия автора указывается в именительном падеже, инициалы приводят после фамилии. Фамилия автора и инициалы дублируются после /, но инициалы стоят уже перед фамилией.

Если книга написана двумя или тремя авторами, в заголовке приводят имя только одного автора, указанного в издании первым (имена всех авторов приводят в библиографическом описании в сведениях об ответственности).

Корепанов Н.С. Генин на Урале / Н.С. Корепанов. – Екатеринбург: Банк культурной информации, 2006. – 280 с.

Зорина Л.И. Улицы и площади старого Екатеринбурга / Л.И. Зорина В.М. Слукин. – Екатеринбург: Баско, 2005. – 396 с.

Звагельская В.Е. Екатеринбург: история города в архитектуре. Каталог / В.Е. Звагельская, А.А. Стариков, Л.И Токменилова. – Екатеринбург: Сократ, 1998. - 148 с.

Если книга имеет 4-х или более авторов, то она описывается под заглавием.

Русские монастыри. Урал. Екатеринбургская и Верхотурская епархия / А.К. Боев и др. - Новомосковск: Очарованный странник, 2007. - 584 с.

Основное заглавие содержит главное заглавие, помещенное на титульном листе первым или выделенное полиграфическими средствами (цветом, шрифтом и т.п.). Основное заглавие приводят в описании полностью в форме и последовательности, данной в издании, и с теми же знаками препинания. При отсутствии между фразами знаков препинания их отделяют друг от друга точкой. Сокращение отдельных слов в заглавии не допускается.

Козинец Л.A. Каменная летопись города. Архитектура Екатеринбурга - Свердловска XVIII - начала XX века / Л.А. Козинец. - Свердловск: Сред. Урал. кн. изд-во, – 1989. – 348 с.

Даты, а также сведения о месте проведения конференции, выставки и т.п., относящиеся к основному заглавию, но не связанные с ним грамматически, приводят с сокращением отдельных слов после основного заглавия и отделяют запятой.

Вторая студенческая научно-практическая конференция, посвященная памяти В.А. Квартальнова: Материалы докл. и сообщ., Екатеринбург, 16 апр. 2004 г. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2004. – 172 с.

Сведения, относящиеся к заглавию – это сведения, поясняющие, уточняющие и дополняющие основное заглавие. К ним относятся:

- характеристика вида издания, формы материала или литературного жанра

- сведения о том, что издание является переводом

Обухов Л.А. История Урала XIX-XX веков: Учебное пособие / Л.А. Обухов, В.А. Шкерин, Г.С. Шкребень. – Екатеринбург: Сократ, – 2005. – 144 с.

Уокер Дж.Р. Введение в гостеприимство: Пер. с англ. / Дж. Р. Уокер.– М.: ЮНИТИ, 2002. – 607 с.

Сведения, относящиеся к заглавию, приводят после основного заглавия и отделяют от него двоеточием.

Сведения от ответственности содержат информацию о лицах и организациях (учреждениях), участвовавших в создании и подготовке книги к публикации. В сведениях об ответственности приводят имена авторов, составителей, редакторов, переводчиков и других лиц, внесших интеллектуальный вклад в создание книги. В качестве первых сведений об ответственности приводят имена авторов – это является обязательным элементом описания. Сведениям об ответственности предшествует знак «косая черта». Сведения об ученой степени, ученом, почетном или воинском звании, специальности и должности лиц в описании не приводят.

Виноградов Н.Б. История Урала с древнейших времен до конца XVIII века: Учебное пособие / Н.Б. Виноградов, Г.Н. Чагин, В.А. Шкерин. – Екатеринбург: Сократ, – 2005. – 168 с.

Историческое краеведение: Учебное пособие / Под ред. Г.Е. Корнилова. – Екатеринбург: Урал. университет, 2006. – 268 с.

В качестве сведений об издании приводят сведения о переизданиях, перепечатках и особых формах его воспроизведения. Порядковый номер издания приводят арабскими цифрами в начале (независимо от того, как указано в книге). К цифре после дефиса добавляют соответствующую последнюю букву. Издание может быть стереотипным, дополненным, переработанным (записывается соответственно: стереотип., доп., перераб.).

Шкерин В.А. Генерал Глинка. Личность и эпоха / В.А. Шкерин. – 3-е изд. доп. и перераб. – Екатеринбург: Банк культурной информации, 2008. – 228 с.

Местом издания является населенный пункт, указанный в юридическом адресе издателя или его филиала. Основными источниками сведений о месте издания является титульный лист и последняя полоса (выпускные данные) издания. Название места издания приводят в полной форме в именительном падеже. Сокращают названия только следующих городов: Москва – М., Санкт-Петербург – СПб., Ростов-на-Дону – Ростов н/Д, Нижний Новгород – Н. Новгород

Если в издании указаны два места издания, то в описании приводят оба и отделяют друг от друга точкой с запятой. Если в издании указаны три места издания или более, то в описании приводят первое со словами «и др.».

Ушаков Д.С. Прикладной туроперейтинг: Учеб. пособие / Д.С. Ушаков. – М.: Март; Ростов н/Д: Март, 2004. – 416 с.

При отсутствии сведений о месте издания в описании приводят обозначение «Б.м.» («Без места») в квадратных скобках [ ]. Это характерно для буклетов, рекламных проспектов и непрофессионально подготовленных изданий.

Родовое гнездо Демидовых – Невьянск. Урал. The Tawn of Nevyansk –[ Б . м .], 2006. – 56 с .

Данные об издателе представляют собой наименование издательства. Название издательства, издательской фирмы, издательского дома и т.п. приводят без кавычек. При этом слова, обозначающие форму собственности, слово «издательство» и все другие сопровождающие слова в библиографическом описании не приводят. Наименование издателя приводят в именительном падеже, по возможности, в наиболее краткой форме.

В качестве даты издания приводят год издания, указанный на книге, его записывают арабскими цифрами, слово «год» опускают.

В сведениях об объеме приводят фактическое число страниц. Не включают в описание страницы, на которых помещены выпускные данные, издательские объявления, страницы не содержащие текста, в том числе предназначенные «для заметок» и «для памяти». Число страниц, нумерованных арабскими или римскими цифрами, обозначают теми же цифрами, что и в книге.

Часто при написании работ студенты используют статьи из периодических, продолжающихся изданий, сборников статей. В этом случае составляется аналитическая библиографическая запись на составную часть документа, для идентификации и поиска которой необходимы сведения об издании, в котором она помещена. Аналитическое описание предполагает в своем составе 2 части: сведения о статье и сведения об издании, в котором она опубликована.

Библиографические сведения о составной части и о документе, в котором она помещена, формируются по общим правилам подготовки библиографической записи приведенным выше. Сведениям об издании предшествует условный разделительный знак «две косые черты». В сведениях об объеме указываются начальная и конечная страницы, на которых напечатан описываемый материал. Слово «страницы» сокращается до заглавной буквы «С», которая приводится перед цифрами. Заглавия книг, сборников, журналов и газет приводятся без кавычек, в них делаются допустимые сокращения.

В записях на статьи из газет номер издания указывается только для газет, выходящих один раз в неделю и реже. Для ежедневных газет указывается дата ее выхода.

Пирогова О.В. Современные подходы к формированию туристских кадров / О.В. Пирогова // Вестн. Урал. ин-та туризма. – Екатеринбург, 2004. – Вып. 3. – С. 3-10.

Макаранец Б. Свердловск – Екатеринбург. Почему имя уездного города вернули столице опорного края державы / Борис Макаранец. // Веси. – 2008. - № 3. - С. 45 - 51

Артамонова И. Музейные мытарства / И. Артамонова. // Област. газ. – 2008. 30 мая. – С. 4.

Составление библиографической записи на электронные ресурсы.

Электронные ресурсы – новый вид информационной продукции на новых нетрадиционных физических носителях. Это материалы, управляемые компьютером.

По виду электронные ресурсы делятся на электронные данные и электронные программы или их сочетания.

Физическими носителями электронных ресурсов могут быть магнитные диски, оптические диски, микропроцессорные картриджы и т.д.

Библиографическая запись на электронные ресурсы составляется по общим правилам с учетом следующих особенностей.

При отсутствии на источниках информации основного заглавия в его качестве могут быть приведены первые слова текста или весь текст. После основного заглавия через интервал в квадратных скобках приводится общее обозначение материала – [Электронный ресурс].

Сведения об ответственности могут включать сведения о лицах, на базе работы которых создан данный документ.

Обозначение вида ресурса включает обобщенную характеристику содержащихся в нем материалов:

Электрон. текстовые дан.

Электрон. граф. дан.

Электрон. журн.

Электрон. картогр. дан.

Количественная характеристика электронных изданий состоит из арабских цифр, отражающих количество физических единиц, и сокращенного наименования физического носителя.

1 гиб. магнит. диск.

2 электрон. опт. диск ( CD - ROM ).

В области примечания приводится обязательное примечание о системных требованиях. После фразы «Систем. требования» указывают следующие сведения, отделяя их друг от друга точкой с запятой:

- тип процессора;

- объем оперативной памяти;

- имя операционной системы (Windows, DOS или др.);

- необходимый объем свободного места на жестком диске;

- периферийное устройство (тип дисковода, видеокарта, мышь и т.д.)

Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2000 [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – М.: Кирилл и Мефодий. – 2 электрон. Опт. диск ( CD - ROM ). – Систем. требования: Pentium ; 8 Мб ОЗУ; 4-скорост. CD - ROM ; мышь.

Ресурсы удаленного доступа.

Российская государственная библиотека [Электронный ресурс] / Центр информ. технологий РГБ. – Электрон. дан. – М., [199-]. – Режим доступа: http :// www . rsl . ru . – Загл. с экрана.


Методические

указания

7

Организационные указания

6

Темы и перечень основных вопросов

5

Продолжительность экскурсии

4

Объекты показа

3

Остановки

2

Маршрут экскурсии

1

Список рекомендуемой литературы по методике составления экскурсии

1. Долженко Г.П. Основы экскурсоведения: Учебник / Г.П. Долженко. – Ростов н/Д.: Апрель, 2005. – 272 с.

2. Емельянов Б.В. Экскурсоведение: Учебник / Б.В. Емельянов. – М.: Советский спорт, 2002. – 216 с.

3. Основы экскурсоведения: Учеб. пособие / Под ред. Б.В.Емельянова. – М.: Просвещение, 1985, – 254 с.

4. Емельянов Б.В., Организация экскурсионной работы / Б.В. Емельянов. – М.: Профиздат, 1984. – 144 с.

Список рекомендуемой литературы по теме:

«Экскурсия по городу Екатеринбургу» (один из вариантов).

  1. Агеев С.С. Рязановы – купцы екатеринбургские / С.С. Агеев, В.П. Микитюк. – Екатеринбург: УрО РАН, 1998. – 192 с.
  2. Артамонова И. Музейные мытарства / И. Артамонова. // Област. газ. – 2008. – 30 мая. – С. 4.
  3. Бердников Н.Н. Город в двух измерениях / Н.Н. Бердников. – Свердловск: Сред. Урал. кн. изд-во, 1976. – 164 c.
  4. Виноградов Н.Б. История Урала с древнейших времен до конца XVIII века: Учебное пособие / Н.Б. Виноградов, Г.Н. Чагин, В.А. Шкерин. – Екатеринбург: Сократ, – 2005. – 168 с.
  5. Генин В. Уральская переписка с Петром и Екатериной / Сост. М.О. Акишин. – Екатеринбург: Банк культурной информации, 1995
  6. Звагельская В.Е. Екатеринбург: история города в архитектуре. Каталог / В.Е. Звагельская, А.А. Стариков, Л.И Токменилова. – Екатеринбург: Сократ, 1998. - 148 с.
  7. Злоказов Л.Д. Старый Екатеринбург. Город глазами очевидцев / Л.Д. Злоказов, В.Б. Семенов. – Екатеринбург: Lithica, 2000. – 608 с.
  8. Зорина Л.И. История Уральского общества любителей естествознания / Л.И. Зорина. – Екатеринбург: Банк культурной информации, 1996. – 208 с.
  9. Зорина Л.И. Онисим Егорович Клер / Л.И. Зорина. – М.: Наука, 1989. – 128 с.
  10. Зорина Л.И. Улицы и площади старого Екатеринбурга / Л.И. Зорина В.М. Слукин. – Екатеринбург: Баско, 2005. – 396 с.
  11. Козинец Л.A. Каменная летопись города. Архитектура Екатеринбурга - Свердловска XVIII - начала XX века / Л.А. Козинец. - Свердловск: Сред. Урал. кн. изд-во, – 1989. – 348 с.

12. Корепанов Н.С. В провинциальном Екатеринбурге (1781–1831 гг.) / Н.С. Корепанов. Екатеринбург: Банк культурной информации, 2003. – 188 с.;

13. Корепанов Н.С. В раннем Екатеринбурге (1723–1781 гг.). 3-е изд. / Н.С. Корепанов. – Екатеринбург: Банк культурной информации, 2001. – 251 с.;

  1. Корепанов Н.С. Генин на Урале / Н.С. Корепанов. – Екатеринбург: Банк культурной информации, 2006. – 280 с.
  2. Корепанов Н.С. Город посередине России: Культурно-исторические очерки / Н.С. Корепанов, В.А. Блинов. - Екатеринбург: Сократ, 2007. –368 с.
  3. Кручинин А. История Железновского дома / А. Кручинин // Веси. – 2008. – № 3. – С. 19 – 21

17. Лукьянин В. Прогулки по Екатеринбургу / В. Лукьянин, М. Никулина. - Екатеринбург: Банк культурной информации, 1997. – 298 c.

  1. Макаранец Б. Свердловск – Екатеринбург. Почему имя уездного города вернули столице опорного края державы / Борис Макаранец. // Веси. – 2008. - № 3. - С. 45 - 51
  2. Матвеев А.К. Географические названия Свердловской области. Топонимический словарь / А.К. Матвеев. - Екатеринбург: Сократ, 2007. - 256 с.
  3. Обухов Л.А. История Урала XIX-XX веков: Учебное пособие / Л.А. Обухов, В.А. Шкерин, Г.С. Шкребень. – Екатеринбург: Сократ, – 2005. – 144 с.
  4. Русские монастыри. Урал. Екатеринбургская и Верхотурская епархия / А.К. Боев и др. - Новомосковск: Очарованный странник, 2007. - 584 с.
  5. Слукин В.М. Тайны уральских подземелий / В.М. Слукин. - Екатеринбург: Сократ, 2005. - 252с.
  6. Старков В.И. Мой город: Екатеринбург в памятниках архитектуры и истории / В.И.Старков. - Екатеринбург: Банк культурной информации, 2006. - 202 с.
  7. Шкерин В.А. Генерал Глинка. Личность и эпоха / В.А. Шкерин. – 3-е изд. доп. – Екатеринбург: Банк культурной информации, 2008. – 228 с.

Темы курсовой работы по дисциплине «Основы экскурсионной деятельности» для студентов очного отделения.

Возможен самостоятельный выбор темы связанной с родным городом студента

1. Архитектура г. Екатеринбурга в первой половине XIX в.

2. Архитектура г. Екатеринбурга во второй половине XIX в.

3. Стиль конструктивизм в Екатеринбурге.

4. Культовые постройки Екатеринбурга.

5. Екатеринбург литературный.

6. Екатеринбург музыкальный.

7. Екатеринбург театральный.

8. Екатеринбург купеческий

9. Екатеринбург студенческий город

10. Прогулка по Екатеринбургу: проспект Ленина (возможно проложить маршрут по части улицы, например, от плотины городского пруда)

11. Прогулка по Екатеринбургу: улица 8 Марта (возможно проложить маршрут по части улицы, например, от Октябрьской площади до ул. Радищева, или любой другой маршрут по выбору студента)

12. Вознесенская горка

13. Прогулка по Екатеринбургу: Уралмаш

14. Прогулка по Екатеринбургу: ВИЗ

15. Прогулка по Екатеринбургу: улица Карла Либкнехта

16. Прогулка по Екатеринбургу: улица Роза Люксембург

17. Прогулка по Екатеринбургу: улица Малышева

18. Прогулка по Екатеринбургу: улица Челюскинцев (от вокзала, до реки Исеть)

19. Прогулка по лесопарку (возможна разработка экскурсии по одному из 7 лесопарков города по выбору студента).