Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 21

 

Поиск            

 

Рекомендации методические по выполнению курсовой работы для студентов 2 курса специальности 080507 «Менеджмент организации»

 

             

Рекомендации методические по выполнению курсовой работы для студентов 2 курса специальности 080507 «Менеджмент организации»

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА ОРГАНИЗАЦИИ

ИСТОРИЯ МЕНЕДЖМЕНТА

Методические рекомендации по выполнению курсовой работы

для студентов 2 курса

специальности 080507 «Менеджмент организации»

Белгород

2008

ББК 65.050 я73

УДК 338.24(091)

Утверждено к изданию решением

редакционно-издательского совета

Белгородского государственного университета

История менеджмента: Методические рекомендации по выполнению курсовой работы для студентов 2 курса специальности 080507 «Менеджмент организации»/Автор-составитель Татьяна Петровна Путятина.- Белгород: БелГУ, 2008.- 17 с.

Рекомендовано к изданию кафедрой менеджмента организации факультета управления и предпринимательства БелГУ. Протокол № 10 от 07.05.2008 г.

Рецензенты:

доктор экономических наук, профессор,

зав. кафедрой менеджмента организации БелГУ Ломовцева Ольга Алексеевна

кандидат исторических наук, доцент кафедры гуманитарных

и социально-экономических наук ОУ «Белгородский университет

потребительской кооперации» Гуржиева Алевтина Георгиевна

@ Белгородский государственный университет

@ Путятина Т.П.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Цели и задачи курсовой работы

2. Выбор темы

3. Разработка плана курсовой работы

4. Основное содержание курсовой работы

5. Оформление курсовой работы

6. Подбор литературы для написания работы

7. Типичные ошибки в курсовых работах

8. Порядок защиты курсовой работы

9. Критерии оценки курсовой работы

Данные методические указания предназначены для студентов, изучающих курс истории менеджмента и выполняющих, согласно учебному плану, курсовую работу.

1. Цели и задачи курсовой работы

– это самостоятельное, комплексное, объёмное учебно – научное исследование, предполагающее творческий подход к проработке его содержания при соблюдении стандартов и грамотности оформления. Выполняя курсовую работу, студент систематизирует, углубляет и закрепляет полученные знания. проверяется, рецензируется преподавателем и защищается студентом.

имеет своей целью закрепить и систематизировать знания, полученные при изучении истории менеджмента, научить студентов применять знания для анализа, определения тенденций развития, формулированию выводов и разработке решений по конкретным современным проблемам. в учебном плане имеет важную контрольную функцию. Качество ее выполнения, уровень защиты отражает умение студента использовать категориальный аппарат дисциплины.

2. Выбор темы

Тематика курсовых работ определяется кафедрой менеджмента организации. В некоторых случаях тема может быть предложена самим студентом, но обязательно уточнена и согласована с научным руководителем. При выборе темы целесообразно учесть тему будущей дипломной работы (проекта). Приблизительные темы курсовых работ по истории менеджмента даны в Прил.1. После выбора и согласования темы с научным руководителем студент должен написать заявление на закрепление темы на имя заведующего кафедрой менеджмента организации (Прил. 2).

3. Разработка плана курсовой работы

Составление плана (оглавления) работы является вторым после выбора темы и важнейшим этапом её подготовки. Целесообразно разрабатывать его в два приёма:

I. Наметить основные блоки (Главы), содержащие главные моменты темы, дать название блокам (Главам).

II. Провести детализацию каждого блока (Главы), т.е. разделить на параграфы.

Примерная структура плана (оглавления) дана в Прил.3.

4. Основное содержание курсовой работы

При выполнении курсовой работы главная задача студента состоит в том, чтобы аргументировано и максимально полно раскрыть избранную тему. В работе нужно избегать отвлеченных, не связанных с темой, рассуждений. Используемый материал должен быть направлен на достижение цели в соответствии с поставленными задачами.

Введение (2-3 с.) должно обязательно содержать следующие элементы:

- степень актуальности выбранной темы,

- исследованность темы,

- объект исследования

- предмет исследования

- цель работы

- задачи работы

- общая структура работы.

Не допускается перестановка элементов введения, поскольку их очерёдность определена логикой изложения.

Обычно состоит из двух-трёх глав, в каждой из которых по два-три параграфа. Количество глав и параграфов определяется самим студентом и диктуется целью исследования. Например, если посвящена теории, концепции и практической деятельности отдельной личности, в первой главе необходимо рассказать о жизни и биографии учёного, во второй главе - изложить основное содержание концепции, теории, точки зрения, практическую деятельность по управлению, в третьей - оценить вклад учёного (практика) в разработку теории менеджмента, воплощение её в практику управления, т.е объяснить историческое значение и дать критику.

должна быть написана логически последовательно, литературным языком. При написании её применяется научный стиль изложения, отличающийся использованием специальной терминологии, строгостью и деловитостью. Следует помнить, что материал должен излагаться обобщенно и кратко, без подробного пересказа отдельных первоисточников. Выделять нужно те аспекты, которые представляют интерес, взаимосвязаны с проблемой курсовой работы. Полезно обогащать содержание текста примерами из практики, но не увлекаться и не сводить курсовую работу к анализу состояния дел на практике.

Не рекомендуется вести изложение от первого лица единственного числа: «я считаю», «по моему мнению» и т.п. Корректнее использовать местоимение «мы», но желательно обойтись и без него. Допускаются обороты с сохранением первого лица множественного числа, в которых исключается местоимение «мы», т.е. фразы строятся с употреблением слов, «устанавливаем», «имеем». Можно использовать выражения: «на наш взгляд», «по нашему мнению», однако предпочтительнее писать «по мнению автора» (курсовой работы) или выражать ту же мысль в безличной форме: «изучение управленческого опыта свидетельствует о том, что....», «на основе выполненного анализа можно утверждать....», «проведенные исследования подтвердили....» и т.п. В курсовой работе должно быть соблюдено единство стиля изложения, обеспечена орфографическая, синтаксическая и стилистическая грамотность в соответствии с нормами современного русского языка.

Заключение должно содержать общие выводы по теме (2-3 с.).

Необходимой частью работы, позволяющей судить об уровне компетентности студента, является составленный список литературы к курсовой работе. В него должны включаться как цитированные источники, так и вся использованная литература с тем условием, что она содержит сведения по данной теме. Однако список не должен быть перегружен. Рекомендуемое количество источников и литературы – 10-15.

5. Оформление курсовой работы

Оформление курсовой работы должно соответствовать определенным нормам. Работа выполняется на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (210х297).

Объём работы – 25 – 30 страниц машинописного текста.

Поля – левое - 30 мм

правое – 10 мм

верхнее – 20 мм

нижнее – 20 мм

Текст печатается через 1.5 интервала.

Расстояние от названия главы до названия параграфа, от названия параграфа до начала основного текста равно одному полуторному интервалу.

Абзацы в тексте начинают отступом от левого поля равным 5 знакам.

Шрифт обычный, цвет чёрный, кегль 14.

Нумерация сквозная, начиная с титульного листа, который не нумеруется, но учитывается в общем объёме. Нумерация выполняется с третьего листа (Введение) на верхнем его поле посередине страницы арабскими цифрами, без каких – либо других знаков.

Титульный лист – первая страница работы, оформляется так, как показано в Приложении 4. На второй странице располагается оглавление работы. Каждая глава работы должна иметь заголовок и начинаться с нового листа. Параграфы внутри главы располагаются по тесту.

Список литературы оформляется по ГОСТу 7.1. – 84 от 31 марта 1984 г. № 1167 и ГОСТу 7.1–2003, введённому с 1 июля 2004 г.

Обращаем внимание: согласно ГОСТу 7.1–2003. постраничные ссылки на источники и литературу оформляются по ГОСТу 7.1. – 84. Список литературы и источников в конце работы – с учётом ГОСТа 7.1–2003.

ПОРЯДОК РАСПОЛОЖЕНИЯ ИСТОЧНИКОВ В СПИСКЕ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. КОНСТИТУЦИЯ РФ
  2. ЗАКОНЫ РФ
  3. ПОСТАНОВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ РФ
  4. УКАЗЫ ПРЕЗИДЕНТА РФ
  5. ПОСТАНОВЛЕНИЯ И РАСПОРЯЖЕНИЯ ПРАВУИТЕЛЬСТВА РФ
  6. ТЕМАТИЧЕСКИЕ СБОРНИКИ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ
  7. ПОСТАНОВЛЕНИЯ МЕСТНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ РФ

Далее источники и литература располагаются по алфавиту авторов или заглавий.

Иностранные источники – в порядке латинского алфавита.

Список литературы имеет сквозную нумерацию.

ОБРАЗЦЫ ОПИСАНИЯ ИСТОЧНИКОВ

Описание книги одного автора

Кравченко, А.И. История менеджмента/А.И.Кравченко.- М.: Академический проект, 2005. –560 с.

Описание книги двух авторов

Райзберг, Б.А. Управление экономикой: учебник /Б.А. Райзберг, Р.А. Фатхутдинов.- М.: Бизнес-школа, 2008.- 200 с.

Описание книги трёх авторов

Корицкий, Э.Б. Научный менеджмент: российская история / Э.Б. Корицкий, Т.В. Нинциева, В.Х. Шетов.- СПб.: Питер, 1999.- 384 с.

Описание книги четырёх авторов

Система российского права/ М.В.Байдин, С.И.Иванов, М.Т.Шитов, П.Л.Кайзеров. - М.: Наука, 2003.- 156 с.

Описание книги пяти и более авторов

Перспективы хозяйственного планирования/ П.О.Кунин, А.И.Коптев, В.В.Петров и др.; Под общ. ред. П.О. Кунина.- М.: Наука, 1987.- 209 с.

Описание книг без указания авторов

Каким быть плану: дискуссии 20-х годов /Сост. Э.Б.Корицкий.- Л.: 1989.- 124 с.

История России: учеб. пособие для студентов всех специальностей / отв. ред. В. Н. Сухов. – СПб. : СПбЛТА, 2001. – 231 с.

Законодательные материалы

Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации: офиц. текст. – М. : Маркетинг, 2001. – 39 с.

или

Конституция Российской Федерации. – М. : Приор, 2001. – 32 с.

Российская Федерация. Законы. О воинской обязанности и военной службе: федер. закон №234 от 05.02.2001г.: – М. : Ось-89, 2001. – 46 с.

Стандарты

ГОСТ Р 517721–2001. Аппаратура радиоэлектронная бытовая. Входные и выходные параметры и типы соединений. Технические требования. – Введ. 2002–01–01. – М. : Изд-во стандартов, 2001. – IV, 27 с. : ил.

ГОСТ 7. 53–2001. Издания. Международная стандартная нумерация книг [Текст]. – Взамен ГОСТ 7.53–86 ; введ. 2002–07–01. – Минск : Межгос. совет по стандартизации, метрологии и сертификации; М. : Изд-во стандартов, cop. 2002. – 3 с.

или

Аппаратура радиоэлектронная бытовая. Входные и выходные параметры и типы соединений. Технические требования: ГОСТ Р 517721–2001. – Введ. 2002–01–01. – М. : Изд-во стандартов, 2001. – IV, 27 с. : ил.

Издания. Международная стандартная нумерация книг: ГОСТ 7.53–2001. – Взамен ГОСТ 7.53–86 ; введ. 2002–07–01. – Минск : Межгос. совет по стандартизации, метрологии и сертификации ; М. : Изд-во стандартов, cop. 2002. – 3 с.

АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ

Составная часть книги

Ширяева, А.С. Экология человека и медицинская экология/ А.С.Ширяева// Экономические, экологические и демографические проблемы здоровья.- М.,1984.- Ч.2.- С.27-31.

Описание статьи из журнала

Кузнецов, П. Государственные холдинги как механизм управления предприятиями государственного сектора /П. Кузнецов, А. Муравьев //Вопросы экономики.- 2000.-№9.- С.34-39.

Описание статьи из газеты

Климас, Р. Воскресное утро/ Р.Климас// Литературная газета.- 1998.- №6.- С.8.

Описание статьи из энциклопедии

Гладкова, В.Н . Платан/ В.Н.Гладков//БСЭ.-3-е изд.- М.,1985.- Т.20.- С.5.

Библиографические ссылки

Библиографическая ссылка - совокупность библиографических сведе­ний о цитируемом или упоминаемом в тексте документе, необходимых для его общей характеристики, идентификации и поиска.

Различают ссылки:

1. внутритекстовые, являющиеся неразрывной частью основного

2. подстрочные - вынесенные из текста вниз полосы

3. затекстовые - вынесенные за текст всего произведения или его части

ВНУТРИТЕКСТОВЫЕ ССЫЛКИ применяются в любых изданиях, если значи­тельная часть ссылки вошла в основной текст произведения так органич­но, что изъять ее из текста невозможно.

Например: "Выясняется, что это действительно статья в сборнике "Проблемы происхождения, эволюции и породообразования домашних животных» (М.,1940.Т.1.С.7-52.)

ПОДСТРОЧНЫЕ ССЫЛКИ так же применяются во всех видах изданий, когда ссылки необходимы по ходу чтения, но внутри текста их размещение невозможно или нежелательно, чтобы не усложнять восприятие теста или не затруднять поиск при наведении справок.

Например: "Маркс подчеркивал, что одной из причин ошибок Рикардо в вопросе цены производства было то, что Рикардо в том месте, где ему надо было развить лишь стоимость... приплел общую норму прибыли."

---------------------------------------------------

Маркс К.,Энгельс Ф.Соч.Т.26.С.225.

ЗАТЕКСТОВЫЕ ССЫЛКИ применяются в изданиях научного типа, где ав­тору приходится оперировать большим числом источников. Они предпочти­тельны, когда необходимы для справок при дальнейшем пользовании изда­нием. Лучше выстраивать ссылки в алфавитном или тематическом порядке.

Например: "В монографии [3] содержатся, на мой взгляд, взаимоиск­лючающие суждения." В ссылке за текстом должно быть так: 3. Колосов Н.Д., Щербина В.Ф. Разрешение экономических противоречий социализма.- М.: Экономика.1998.- 255с.

ПЕРВИЧНАЯ И ПОВТОРНАЯ ССЫЛКА

В первичной ссылке приводят все обязательные элементы описания. Повторные ссылки приводят в усеченной форме. Например:

1.Первичная ссылка : Шмелев Г.И.Семья берёт подряд.-М.:Агропромиздат,1997.-С.34.

Повторная ссылка: Шмелев Г.И.Семья берет подряд,С.48.

или, если ссылка делается только на одно про­изведение данного автора:

Шмелев Г.И.Указ.соч.С.50.

Шмелев Г.И.Назв.соч.С.50.

Шмелев Г.И.Пит.соч.С.50.

2.Первичная ссылка : Кулаковская Т.Н.Оптимизация агрохимической системы почвенного питания растений.- М.: Агропромиздат,1990.- С.42.

Повторная ссылка: Кулаковская Т.Н. Оптимизация агрохимической системы...С.42.

3.Первичная ссылка : Кореньков Д.А. Продуктивное использование ми­неральных удобрений.-М.: Россельхозиздат,1985.-С.34

Повторная ссылка: Кореньков Д.А.С.68.

4.Первичная ссылка : Тимирязев К.А. Сочинения: В 10-ти тт.-М.:Сельхозиздат,1937.-Т.1.-С.105.

Повторная ссылка:Сочинения.Т.3.С.81-82.

5.Первичная ссылка : Собрание указаний и распоряжений рабочего и крестьянского правительства (СУ).-1917.-N5.-С.58.

Повторная ссылка: СУ.1917.№5.С.56.

6.Возможно только указание на страницу или на том и страницу. Такую ссылку заключают в круглые скобки и ставят после цитируемого тек­ста (Т.5.С.100) или ... как писал об этом Белинский (Т.10.С.84).

7.Если повторная ссылка стоит сразу же за ссылкой на то же издание и на одной полосе с ним:

1.Елагин И.Н. Агротехника проса.- М.:Россельхозиэдат,1987.-С.47.

2.Там же. С.58.

8.При повторной ссылке на другой том издания добавляют номер тома:

1.Тимирязев К.А. Сочинения: В 10 тт.-М.:Сельхозиздат.Т.3.-С.82. 2.

2.Там же.Т.4.С.105.

6. Подбор литературы для написания работы

Подбор литературы студент должен сделать в основном самостоятельно. Научный руководитель обязан дать консультацию и рекомендации студенту по подбору литературы. Для более целенаправленного подбора материала, в первую очередь, рекомендуется ознакомиться с освещением избранной темы в учебниках по истории менеджмента, истории экономической мысли, именных справочниках, соответствующих энциклопедиях. Затем необходимо ознакомиться с каталогами литературы, имеющимися в библиотеке университета, областной научной библиотеки. Следует также обратить внимание на изучение периодических изданий. В специальных журналах по экономике и менеджменту часто публикуются статьи по истории менеджмента. Для подбора журнальных статей студент должен ознакомиться с перечнем изданных статей, публикуемых в каждом последнем номере года. Рекомендуем просмотреть библиографические указатели «Летопись журнальных статей», «Летопись книжных статей», журналы, в которых размещают статьи по истории менеджмента: «Менеджмент сегодня», «Новый менеджмент», «Вопросы экономики», «Российский экономический журнал», «Общество и экономика», «Человек и труд», «Российский журнал менеджмента», «Российское предпринимательство», « Русский предприниматель», «Труд и социальные отношения», использовать материалы, размещённые в сети Интернет.

Список литературы оформляется так, как показано в части 5 настоящего издания.

7. Типичные ошибки в курсовых работах

Во многих случаях недостатки работы начинаются с оглавления. В него включается много вопросов, некоторые из которых выходят за рамки темы, другие дублируют друг друга или название темы. Такой план не позволяет систематизировано и логично изложить материал, сконцентрировать внимание на основных положениях темы, выявить узловые вопросы.

Встречаются случаи, когда студент слово в слово переписывает отдельные части монографических работ, учебников или журнальных статей. становится компиляцией выдержек из различных литературных источников. Нужно помнить о том, что авторы книг, монографий и пр. ставят перед собой различные цели и пользуются различным стилем письма, а вы ставите в работе свою конкретную цель и должны изложить текст единым научным стилем.

К недостаткам структуры курсовой работы следует отнести отсутствие какой-либо части работы: оглавления, введения, заключения, списка литературы. Часто встречающаяся ошибка – это несоблюдение структуры введения или отсутствие одного или нескольких элементов введения. Иногда оглавление не соответствует содержанию, или последовательность изложения не соответствует указанной в оглавлении. Нет деления текста работы на параграфы в соответствии с пунктами оглавления.

только тогда достигает цели, когда тема раскрыта с соблюдением научной точности, логически стройно, последовательно изложен материал, своим содержанием показывающий умение автора работать с литературой, написана грамотно.

8. Порядок защиты курсовой работы

Написанную курсовую работу студент сдает на проверку научному руководителю минимум за две недели до защиты. При наличии замечаний по содержанию и оформлению дорабатывается студентом. При допуске к защите студент готовит краткое сообщение по содержанию работы, ответы на возможные вопросы.

Защита проходит публично, в учебной группе с приглашением преподавателей кафедры. Студент за 5-6 минут излагает цель курсовой работы, полученные выводы, отвечает на замечания руководителя и вопросы присутствующих по содержанию курсовой работы. По спорным вопросам студент должен уметь защищать свои взгляды и позиции, изложенный материал, поскольку по умению студентов отвечать на заданные вопросы можно судить о прочности и самостоятельности освоения знаний, основательности проработки учебной и научной литературы.

с оценкой сдается лаборанту методического кабинета кафедры менеджмента организации и хранится вплоть до момента окончания студентом университета.

9. Критерии оценки курсовой работы

Оценку «отлично» получает студент, который показал в работе и на защите глубокие знания темы, творчески использовал их для самостоятельного анализа современных аспектов проблемы, сумел обобщить фактический материал, сделал интересные выводы и правильно, в соответствии с требованиями оформил работу. , получившая оценку «отлично», может быть рекомендована на конкурс научных студенческих работ, использована при подготовке научного доклада или выступления на научной студенческой конференции, войти параграфом в будущую дипломную работу (проект).

Оценку «хорошо» получает студент, который показал в работе и на защите полное знание материала, всесторонне осветил вопросы темы, но недостаточно проявил творческое отношение к работе, имеет незначительные ошибки в её оформлении.

Оценку «удовлетворительно» получает студент, правильно раскрывший в работе и на защите основные вопросы избранной темы, но испытывающий затруднения в логике изложения материала, допустивший те или иные неточности, не вполне освоил правила оформления работы.

Если в ходе защиты представленная работа оценивается "неудовлетворительно", предстоит повторная защита, так как студент, получивший неудовлетворительную оценку за курсовую работу, к экзамену не допускается.

Приложение 1

Примерный перечень тем курсовых работ

  1. Возникновение, этапы и формы развития научной организации труда и управления в России.
  2. Ведущие научные институты НОТ России и СССР.
  3. А.А. Богданов и его взгляды на проблему научного управления.
  4. Концепция научного менеджмента О.Е. Ерманского.
  5. А.К. Гастев - пионер научного менеджмента.
  6. Концепция научного менеджмента Центрального института труда.
  7. Идея социальной инженерии ЦИТа.
  8. Установочный метод подготовки и консультационно-организаторская работа Центрального института труда.
  9. Научная школа Казанского института труда.
  10. Концепция научного менеджмента И. М. Бурдянского.
  11. Психотехническая трактовка научной организации труда КИНОТом.
  12. Экономическая трактовка научной организации.
  13. Общетеоретическая концепция организационных проблем управления школы Таганрогского института организации производства.
  14. Основные положения научной школы Института техники управления.
  15. «Производственная трактовка» НОТ ИТУ.
  16. Основные методологические положения и представители школы Н.А. Витке.
  17. Взгляды Н.А. Витке на управление.
  18. Интегральная концепция Ф. Дунаевского.
  19. Управленческие воззрения В.В. Оболенского (Н. Осинского).
  20. Теория и практика управления А.И. Рыкова.
  21. П.А. Богданов идеолог и практик новой экономической политики.
  22. Методика подбора кадров П.А. Богданова.
  23. Ф.Э. Дзержинский – крупнейший организатор производства.
  24. Теория управления Ф.Э. Дзержинского.
  25. Телеологическая концепция управления С. Г. Струмилина.
  26. Взгляды на управление В. А. Базарова.
  27. Сравнительный анализ концепций В.Базарова и В. Громана.
  28. Взгляды на управление Н.Д. Кондратьева.
  29. Теория планирования Н.Д. Кондратьева.
  30. Критика П. Струве практики управления в СССР.
  31. Теория больших циклов Н.Д. Кондратьев.
  32. Теория управления народным хозяйством В. Бруцкуса.
  33. Основные этапы развития организационно-управленческой мысли в России.
  34. Н.Макиавелли и Д.Карнеги: сходство и различие идей.
  35. Основоположники научного менеджмента XIX в. Англии.
  36. Развитие теоретических воззрений на управление в период с XVII по XIX век.
  37. Становление и развитие научного менеджмента в США.
  38. Система знаний о законах рационализации труда Ф.У.Тейлора.
  39. Проблема управления персоналом в трудах Ф.У.Тейлора.
  40. План ГОЭЛРО – первый в мировой истории перспективный план развития народного хозяйства.
  41. Развитие идей тейлоризма в трудах Г. Гантта, Л. и Ф.Гилбрет, Г.Эмерсона, Г.Форда.
  42. Подходы к управлению Ф.У.Тейлора и М.Вебера.
  43. Административная теория А. Файоля.
  44. «Синтетическая» концепция управления(Л.Гьюлик, Д.Муни, А.Рейли, Л.Уорвик).
  45. Возникновение и развитие школы «человеческих отношений» (Э.Мэйо, М.Фоллет, Г.Мюнстерберг, Ф.Ротлисберг).
  46. Содержание и значение Хоторнского эксперимента в истории менеджмента.
  47. Исследование потребностей и мотивационного поведения людей в организации (А.Маслоу, Р.Лайкерт, Д.Макклелланд, Ф.Герцберг, К.Арджирис).
  48. Сравнительная характеристика школы человеческих отношений Н.А.Витке и аналогичной западной школы Э.Мэйо, М.Фоллет, Г.Мюнстерберг, Ф.Ротлисберг.
  49. Современная американская модель менеджмента.
  50. Современная японская модель менеджмента.
  51. Отличительные особенности японской модели менеджмента.
  52. Сравнительная характеристика американской и японской модели менеджмента.
  53. Сравнительная характеристика идей Ф.Тейлора и А.К.Гастева.
  54. Развитие западноевропейской модели менеджмента.
  55. Становление и развитие школы «науки управления» (количественный подход).
  56. Управленческие идеи экономистов русского зарубежья (П.Струве, А.Билимович, М.Вишняк, С.Булгаков, Б.Бруцкус).
  57. Поиски повышения эффективности управления в СССР в 1930-1950-х гг.
  58. Развитие бихевиористского направления в менеджменте.
  59. Процессный подход к управлению.
  60. Комплексный подход к управлению производством в 1960-70 гг. (Д.Гвишиани, С.Каменицер, О.Козлова).
  61. Перспективы развития научного менеджмента.
  62. Управленческие реформы 1960-х гг. Косыгина А.Н.
  63. Управление экономикой СССР в годы Великой Отечественной войны Н.А.Вознесенским.
  64. Реформы Петра I как этап развития управленческой мысли.
  65. Система управления русских предпринимателей (Прохоровы, Мамонтовы, Третьяковы и др.).
  66. Концепция налогообложения И.Т. Посошкова и В.Н. Татищева.
  67. Идеи организации управленческого труда П.М. Керженцева.
  68. Система управления народным хозяйством в научном наследии Г.Я. Сокольникова.
  69. Теория благосостояния А.С. Пигу.
  70. М.И. Туган-Барановский: управление рынком в периоды кризиса.
  71. Идеи управления в трудах мыслителей Древнего Египта и Передней Азии.
  72. Исследование проблем управления в Древнем Китае.
  73. Управление государственным хозяйством в Древней Индии.
  74. Управленческая мысль в Византии.
  75. Идеи предпринимательства в Западной Европе.
  76. Методы управления частным хозяйством в «Домострое».
  77. Развитие управленческой мысли в России XVII в.
  78. Управленческие идеи А.Л. Ордин-Нащокина.
  79. Управление персоналом в организации в трудах М.В. Ломоносова.
  80. Управленческая мысль XIX в. в России.
  81. Вклад государственных деятелей России в развитие идей управления.
  82. Организация и принципы эффективности Г. Эмерсона.
  83. Становление школы социальных систем.
  84. Ситуационный подход в менеджменте.
  85. Управленческие идеи революционных демократов и народников.
  86. «Генетики» и «телеологи» о методах построения хозяйственных планов.
  87. Проблемы регулирования, планирования и прогнозирования во взглядах Н.Д.Кондратьева.
  88. Процессный подход в менеджменте.
  89. Сэлфменеджмент как менеджмент ХХI века.
  90. Русская модель управления.
  91. Технологи успеха Ивана Сытина.
  92. Система управления государством в трактовке Платона.
  93. Управление государством-полисом в «Политике» Аристотеля.
  94. Шведская модель управления.
  95. Проект совершенного управления Гипподама.
  96. Три основных этапа системных представлений об управлении государственным хозяйством. (госуд. полицейское, правовое, культурное)
  97. Модель управления полицейским государством.
  98. Модель управления правовым государством.
  99. Модель управления культурным государством.
  100. Особенности управления национальными экономиками в ХIХ веке (В.Петти,Ф. Кенэ, А. Смит).
  101. Исследование национальных систем управления Ч. Бэббиджем и Э.Юром.
  102. Советская система научной организации труда.
  103. Сравнительная характеристика «производственной трактовки» управленческих процессов и социальной концепции управления Н.А.Витке.
  104. Разработка процессов управления в трудах …. (Н.Я.Петракова, Г.С.Лисичкина, Б.В.Ракитского, Я.А.Кронрода)
  105. Экономические методы хозяйствования в трудах Н.Я.Петракова.
  106. Разработка научных основ управления производством в трудах О.В.Козловой.
  107. Взгляды В.Г. Афанасьева на проблему научного управления обществом.
  108. Проблемы теории управления в научных работах Г.Х.Попова.
  109. Взгляды Д.М. Гвишиани на проблему организации и управления народным хозяйством.
  110. История становления концепций лидерства.
  111. Эволюция концепций организационной культуры.
  112. Организации будущего и новые парадигмы управления.

Приложение 2

БЛАНК ЗАЯВЛЕНИЯ НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ ТЕМЫ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Зав. кафедрой менеджмента организации

________________________

(фамилия, имя, отчество)

от студента(ки)___________

________________________

(фамилия, имя, отчество)

З А Я В Л Е Н И Е

Прошу разрешить мне выполнить курсовую работу по дисциплине «История менеджмента»на тему: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________.

Научным руководителем прошу назначить _______________________________ ____________________________________________________________________.___________________________________________________________________________________________

«___»_________________2008г. ______________________

/подпись/

Приложение 3

ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Тема: «Ситуационный подход в менеджменте»

Введение

Глава 1. Основные положения ситуационного подхода в менеджменте

1.1. Создание ситуационной теории управления

1.2. Понятие ситуационного подхода

1.3. Ограничивающие и сдерживающие факторы ситуационного подхода

Глава 2. Роль ситуационных факторов при рассмотрении групп

2.1. Размер группы и её пространственное расположение

2.2. Задачи и функции группы

2.3. Система вознаграждения

Глава 3. Ситуационные концепции лидерства

3.1. Модель ситуационного лидерства Фидлера

3.2. Модель ситуационного лидерства Херсея-Бланшара

3.3. Модель ситуационного лидерства Стинсона-Джонсона

3.4. Ситуационная модель принятия решения Врума-Йеттона-Яго

Заключение

Список литературы

Приложение

Тема: «ГОЭЛРО – первый в мировой истории перспективный план развития народного хозяйства»

Введение

Глава 1. Предпосылки создания плана ГОЭЛРО

1.1.Положение в промышленности и энергетике России в начале ХХ века

1.2.Наследие отечественной электротехнической школы

1.3.В.И.Ленин – инициатор создания плана ГОЭЛРО

Глава 2. План ГОЭЛРО – комплексный план восстановления и перспективного развития регионов России

2.1. Направления развития производительных сил

2.2. Направления развития отдельных районов России

2.3. Реализация плана ГОЭЛРО

Глава 3. Историческое значение создания и реализации плана ГОЭЛРО

3.1. Значение реализации плана ГОЭЛРО для экономики СССР

3.2. Мифы о создании плана ГОЭЛРО

3.3. План ГОЭЛРО-2: перспективы преобразования электроэнергетики России

до 2015 г.

Заключение

Список литературы

Приложение

Тема: «Развитие бихевиористского направления в менеджменте»

Введение

Глава 1. Возникновение бихевиористского направления

1.1.Зарождение школы научного менеджмента

1.2. «Человеческий фактор» в менеджменте

1.3. Формирование школы человеческих отношений Э.Мэйо

Глава 2. Теории мотивационных потребностей

2.1. Структура теории потребностей А.Маслоу

2.2. Двухфакторная теория Ф.Херцберга

2.3. Теория приобретённых потребностей Д. Макклелланда

Глава 3. Процессуальные теории мотивации

3.1. Теория ожиданий Врума

3.2. Теория справедливости Адамса

3.3. Теория мотивации Д. Макгрегора

3.4. Модель мотивации Л. Портера- Э. Лоулера

Заключение

Список литературы

Тема: «Российская модель управления»

Введение

Глава 1. Особенности и пути формирования российской модели менеджмента

1.1.Пути формирования российской модели управления

1.2. Особенности российской модели управления

Глава 2. Проблемы и перспективы российской модели менеджмента

2.1. Проблемы развития российской модели менеджмента

2.2. Перспективы развития российской модели менеджмента

Заключение

Список литературы

Тема: «Современный японский менеджмент»

Введение

Глава 1. Философия и основные положения японского управления

1.1. Философия японского менеджмента

1.2.Основные положения японского менеджмента

Глава 2. Управление человеческими ресурсами

2.1. Персонал в системе управления

2.2. Система «пожизненного найма»

2.3. Обучение персонала

2.4. Особенности оплаты труда

Глава 3. Управление качеством

3.1. Повышение качества – новый курс производства

3.2. Развитие стандартизации и контроля

Заключение

Список литературы

Приложение 4

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА ОРГАНИЗАЦИИ

«Работа допущена к защите»

«___»______________200__г.

_________________________

(подпись руководителя)

К У Р С О В А Я Р А Б О Т А

по дисциплине «История менеджмента»

на тему: «...........................................................................»

студента 3 курса группы 110609

очного отделения

Степанова И. П.

Научный руководитель:

ст. преподаватель Путятина Т. П.