Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 21

 

Поиск            

 

Факультет экономики и бизнеса

 

             

Факультет экономики и бизнеса

УНИВЕРСИТЕТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И БИЗНЕСА

Кафедра «экономики и управления»

Методические рекомендации

по выполнению выпускной квалификационной работы

(дипломной работы) по специальности 080502.65

«Экономика и управление на предприятии»

г. Москва

Содержание

1. Цель и задачи выпускной квалификационной работы

2. Тематика выпускных квалификационных работ

3. Общая структура выпускной квалификационной работы

4. Методические указания по разработке отдельных разделов выпускной квалификационной работы

4.1. Введение

4.2. Постановка задачи и литературный обзор

4.3. Аналитический раздел

4.4. Технико-экономический раздел

5. Работа над литературой

6. Список литературы, рекомендуемой для использования при выполнении выпускной квалификационной работы

1. Цель и задачи выпускной квалификационной работы

Одним из важнейших этапов в процессе подготовки ЭКОНОМИСТА – МЕНЕДЖЕРА является выполнение студентом выпускной квалификационной работы. Это его крупная самостоятельная работа , в основу которой положены знания , опыт и навыки , приобретенные им в период обучения в Университете. Успешная защита выпускной квалификационной работы является основанием для присвоения ее автору квалификации экономиста – менеджера.

Целью разработки выпускной квалификационной работы является выполнение степени подготовленности студента к самостоятельной деятельности по полученной специальности, а также закрепление и углубление практических навыков в работе. Основные задачи выпускной квалификационной работы как средства контроля и способа оценки подготовленности студента к практической деятельности, сводится к оценке:

- уровня знаний, полученных студентом за годы учебы в Университете, в области менеджмента, маркетинга, планирования, анализа, учета и контроля, выполнения технико-экономических расчетов, умения применить знания для решения практических вопросов на производстве, в проектных или научно-исследовательских организациях торговой промышленности;

- навыков к самостоятельной работе экономиста – менеджера по специальности «Экономика и управление на предприятиях торговой промышленности».

Задачами выпускной квалификационной работы, как средства расширения знаний и навыков студента в области своей будущей деятельности, можно считать и:

- воспитание рационального подхода к решению любых организационных, экономических и хозяйственных проблем, возникающих на торговом предприятии;

- систематизация и углубление знаний в области своей будущей специальности;

- углубление знаний в области торгового производства , охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

- закрепления навыков принятия самостоятельных решений по сложным технико-экономическим вопросам деятельности торгового предприятия;

- закрепление опыта работы над экономической и технической литературой, поиска и обработки научно-технической информации, проведения научных исследований;

- освоение современных методических и технологических приемов при выполнении исследований, широкое использование ПЭВМ и другой вычислительной техники;

- воспитание у будущих специалистов чувства ответственности за выполнение порученной работы, ее качество и сроки выполнения.

Выпускная квалификационная работа может выполняться в форме дипломного проекта или дипломной работы.

Дипломный проект направлен на получение результата в виде законченных организационно-экономических и инженерно-технических мероприятий, имеющих всестороннее обоснование. Дипломный проект включает в себя: пояснительную записку и графические материалы. Пояснительная записка содержит текстовую часть, включающую расчеты, таблицы, графики, другие материалы, выводы студента по рассматриваемым в дипломном проекте проблемам. Графическая часть содержит ситуационные планы районов, генеральные планы предприятий, отделений (филиалов) торгового предприятия, чертежи оборудования и является составной частью дипломного проекта.

Отличительным признаком дипломного проекта инженера–экономиста является наличие развернутой расчетно-проектной части, при выполнении которой студент демонстрирует знания и умения практического использования методик технических и экономических расчетов, стандартов, пакетов программного обеспечения. Отличительным признаком дипломного проекта экономиста–менеджера является технико-экономическое обоснование разрабатываемых мероприятий. Технико-экономическое обоснование разработанных мероприятий представляет собой проведение комплексной оценки каждого из рассматриваемых в выпускной квалификационной работе вариантов проекта. Такое обоснование может быть связано со строительством новых предприятий (филиалов), реконструкцией, расширением, техническим перевооружением действующих торговых предприятий, технико-экономическим сравнением предпринимательских проектов, проектов внешнеэкономических связей, маркетинговых проектов. Здесь графическая часть носит иллюстрированный характер. Поскольку студент не разрабатывает технические предложения, а только их обосновывает.

может быть посвящена исследованиям в области экономической теории, проведению различных видов анализа, выполнению предпринимательских проектов, обоснованию оргструктур управления предприятием и другим видам профессиональной деятельности экономиста-менеджера. При ее выполнении особое внимание уделяется качественному оформлению пояснительной записки. Что касается графической части, то она имеет сугубо иллюстративный характер, подтверждающий правильность обоснований студента. содержит анализ информации по рассматриваемой проблеме, исследовательскую часть и обоснование предложений по ее решению.

2. Тематика выпускных квалификационных работ

Тематика выпускных квалификационных работ при подготовке экономистов-менеджеров для предприятий торговой промышленности отражает все сферы использования этих специалистов в данной отрасли, основные направления их деятельности и выполняемые ими функции. В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 060800 – Экономика и управление на предприятиях торговли, основными видами профессиональной деятельности экономистов-менеджеров этой специальности являются:

- организационно-управленческая;

- производственно-экономическая;

- планово-экономическая;

- социально-управленческая;

- проектно-экономическая;

- маркетинговая;

- внешнеэкономическая;

- аналитическая;

- предпринимательская.

Кроме перечисленных видов, экономисты–менеджеры могут адаптироваться к таким видам профессиональной деятельности, как:

- научно-исследовательская;

- финансово-хозяйственная;

- аудиторская;

- биржевая.

Названные виды деятельности определяют объекты, на базе которых осуществляется разработка выпускной квалификационной работы. К таким объектам относятся:

- торговые предприятия (предприятия оптовой и розничной торговли, магазины, рынки, акционерные общества и т.д.);

- отдельные отделы торговых предприятий (как основные, так и вспомогательные);

- подотрасли торговой отрасли;

- научно-исследовательские и проектные институты торгового профиля;

- транснациональные компании;

- биржи;

- банки и другие финансовые учреждения, связанные с деятельностью торговых предприятий.

Типовая тематика выпускных квалификационных работ по профилю экономиста- менеджера для предприятий торговой промышленности призвана решать основные проблемы экономики и управления, стоящие перед торговой промышленностью, как одной из ведущих отраслей народного хозяйства, а также перед ее отдельными предприятиями, организациями, подразделениями предприятий и организаций. В типовой тематике должны находить отражение такие важные вопросы, как повышение эффективности работы предприятий в условиях рыночной экономики, совершенствование системы управления производством, развитие хозяйственного механизма управления экономикой, улучшения использования основных производственных фондов, производственных мощностей, рост эффективности использования инвестиций, повышение качества продукции и обслуживания, совершенствование структуры торговых предприятий и объединений, рост товарооборота и т.д.

Особое внимание должно быть уделено внедрению достижений научно-технического прогресса, как основы ускоренного развития отрасли, повышения эффективности торговли. В этой связи в тематике выпускных квалификационных работ должны быть представлены решения вопросов экономики и управления научно-исследовательскими и проектными организациями торгового профиля, обоснование наиболее эффективных путей развития техники и технологии, проведения научных исследований.

Важнейшей проблемой экономики и управления торговли, подлежащей отражению в выпускных квалификационных работах, является организация труда и управление торговой деятельностью. В качестве возможных тем могут рассматриваться: совершенствование организации труда на рабочем месте, форм оплаты труда, организация торговой деятельности, внедрение таких прогрессивных форм общественной организации деятельности, как концентрация, специализация, кооперирование и комбинирование.

Учитывая большую роль компьютерной техники при решении многих проблем экономического и управленческого характера, при выполнении выпускных квалификационных работ должно предусматриваться широкое использование этой техники. Она может использоваться при решении большинства вышеназванных вопросов. Возможно решение специальных вопросов, базирующихся на использовании персональных компьютеров и малой вычислительной техники. Примерная тематика выпускных квалификационных работ для студентов специальности 060800 –экономика и управление на предприятиях торговли может быть представлена набором следующих типовых тем *):

В области организационно-управленческой деятельности

Совершенствование организационной структуры управления предприятием.

Разработка предложений по эффективной организации управления транспортной службой предприятия.

Управление инвестиционными проектами.

Управление инновационной деятельностью.

Разработка предложений по повышению эффективности системы управления персоналом на предприятии.

Разработка эффективной системы информационных потоков на предприятии.

Организация управления логистическими процессами в бизнесе.

Проблемные вопросы функционирования логистических систем управления.

Антикризисное управление предприятием.

Организационные формы и важнейшие решения в оптовой торговле (на примере фирмы).

Организационные формы и важнейшие решения в розничной торговле (на примере фирмы).

Организация коммерческой деятельности на рынке услуг населению.

В области производственно-экономической деятельности

Разработка организационно-технических мероприятий по совершенствованию производственной структуры предприятия.

Разработка организационно-технических мероприятий по повышению прибыльности предприятия.

Разработка организационно-технических мероприятий по повышению объема продаж.

Разработка управленческих решений при продвижении на рынки продовольственных (непродовольственных, скоропортящихся и т.д.) товаров.

Пути совершенствования закупочной (или реализационной) деятельности предприятия.

Разработка организационно-технических мероприятий по повышению эффективности использования ресурсов торгового предприятия.

Системный анализ при управлении издержками реализации продукции.

Стратегия и система управления запасами на торговом предприятии.

Разработка мероприятий по сокращению длительности товарооборота.

Разработка предложений по углублению специализации торговли.

Проект организационно-технических мероприятий по углублению комбинирования торговой деятельности.

Разработка эффективных форм кооперации в условиях конкретного вида торговой деятельности.

Пути снижения коммерческих рисков (на примере предприятия).

В области планово-экономической деятельности

Прогноз потребительских (или организационных) рынков реализации продукции, предлагаемой торговым предприятием.

Разработка оптимального стратегического плана торгового предприятия.

Разработка предложений по совершенствованию оперативно-торгового планирования на предприятии.

Обоснование плана торгово-хозяйственной деятельности основного подразделения торгового предприятия на 200 __ год.

Обоснование плана торгово-хозяйственной деятельности вспомогательного подразделения торгового предприятия на 200 _ год.

Обоснование плана социального развития предприятия.

Разработка бизнес-плана предприятия.

Управление инвестиционным портфелем.

Обоснование плана повышения эффективности использования материальных (трудовых) ресурсов на предприятии.

В области социально-управленческой деятельности

Разработка предложений по созданию системы мотивации эффективной работы предприятия.

Разработка мероприятий по управлению трудовыми процессами на предприятии посредством состязательности.

Разработка предложений по совершенствованию материального и морального поощрения работников предприятия.

Обоснование предложений по сокращению текучести кадров на предприятии.

Разработка мероприятий по совершенствованию подготовки и повышению квалификации сотрудников предприятия.

Совершенствование организации и оплаты труда на предприятии.

Совершенствование управления трудовыми отношениями на предприятии.

В области проектно-экономической деятельности

Технико-экономическое обоснование строительства нового торгового предприятия.

Технико-экономическое обоснование реконструкции, технического перевооружения предприятия.

Технико-экономическое обоснование проектной мощности нового торгового предприятия.

Технико-экономическое обоснование модернизации действующего оборудования на предприятии.

В области маркетинговой деятельности

Технико-экономическое обоснование мероприятий по совершенствованию организации маркетинга на торговом предприятии.

Разработка маркетингового плана предприятия по увеличению объемов сбыта продукции.

Выбор и обоснование маркетинговой стратегии предприятия.

Анализ стратегии конкурентов с целью повышение конкурентоспособности продукции на рынке.

Выбор и обоснование метода ценообразования на продукцию торгового предприятия.

Сегментирование рынков сбыта продукции предприятия.

Разработка предложений об изменениях стратегии маркетинга в зависимости от этапа жизненного цикла продукта предприятия.

Маркетинговая программа и организация выхода предприятия на внешний рынок.

Обоснование маркетингового решения по сбыту продукции (продукта), принимаемого предприятием.

Выбор эффективных средств рекламы в процессе продвижения продукции (продукта) предприятием на рынок.

В области внешнеэкономической деятельности

Разработка мероприятий по организации внешнеэкономической деятельности предприятия.

Обоснование целесообразности функционирования предприятия с иностранными инвестициями (совместного предприятия).

Разработка стратегического плана внешнеэкономической деятельности предприятия.

Разработка и обоснование путей по повышения экономической эффективности внешнеэкономической деятельности.

Обоснование сегментирования зарубежного рынка для предприятия.

Разработка организационных мероприятий по налаживанию и поддержанию международных контактов предприятия с различными организациями.

Выбор и обоснование каналов продвижения продукции предприятия на зарубежные рынки.

Обоснование метода ценообразования продукции предприятия на зарубежном рынке.

Обоснование деятельности отдела внешнеэкономических связей предприятия и разработка проекта его организационной структуры.

В области аналитической деятельности

Обоснование мероприятий по решению организационно-производственных задач предприятия с использованием функционально-стоимостного анализа.

Обоснование организационно-технических решений управления на основе системного анализа деятельности предприятия.

Организация работ по оценке выполнения плана реализации продукции с использованием технико-экономического анализа.

Организация работ по технико-экономическому анализу организационно-технического уровня предприятия.

Организация работ по анализу обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами.

Организация работ по анализу затрат на складирование, хранение, транспортировку и заработную плату и их влияния на цену продукции.

Совершенствование работ по анализу прибыли и рентабельности предприятия.

Организация работ по анализу динамики выполнения плана по расходам на управление предприятием.

Совершенствование работ по анализу финансовых результатов и финансового состояния предприятия.

В области предпринимательской деятельности

Технико-экономическое и правовое обоснование создания общества (ОАО, ООО, ЗАО).

Технико-экономическое и правовое обоснование создания среднего (малого) частного предприятия.

Технико-экономическое и правовое обоснование создания кооператива.

Установление и обоснование миссии целей и стратегии бизнеса предприятия на ближайшую перспективу.

Разработка предложений по снижению неопределенности в бизнесе торгового предприятия.

Технико-экономическое и правовое обоснование создания ассоциации (союза) торговых предприятий в целях повышения ее конкурентоспособности.

Экономическое обоснование приватизации государственного торгового предприятия как одной из форм предпринимательства.

*) должна быть оформлена на базе конкретного предприятия.

3. Общая структура и содержание выпускной квалификационной работы

Анализируя перечень типовых тем выпускных квалификационных работ, можно заметить, что все перечисленные выше темы подразделяются на 4 группы. К ним относятся работы:

- технико-экономического характера, связанные с организацией нового торгового предприятия и требующие технологической проработки;

- технико-экономического характера, связанные с реконструкцией действующего торгового предприятия с целью улучшения показателей работы и требующие технологической проработки;

- экономического характера, направленные на улучшение технико-экономических показателей работы торгового предприятия и не требующие технологической проработки;

- расчетно-аналитического, исследовательского и методического характера, не требующие технологической проработки.

Названные группы тем выпускных квалификационных работ в основном определяют их структуру и содержание.

Каждая выпускная квалификационная работа содержит пояснительную записку и графический материал.

Пояснительная записка включает:

1. Введение.

2. Содержание основных разделов (глав).

3. Заключение (выводы и рекомендации).

4. Список использованной литературы.

Состав и порядок изложения содержания основных разделов пояснительной записки по группам тем выпускных квалификационных работ представлен ниже.

Группа 1.

В выпускных квалификационных работах, связанных с технико-экономическим обоснованием организации нового торгового предприятия, кроме общих для всех работ частей (введение, заключение), рассматриваются следующие вопросы.

1. Современное состояние предполагаемого направления торговой деятельности и потребления данных товаров (продуктов, услуг) в России и за рубежом. Литературный обзор существующих способов продажи, наличие изготовителей и поставщиков, возможных направлений использования товаров, предполагаемых для реализации. Результаты маркетинговой проработки вопроса, данные о спросе и предложении товаров на отечественном рынке, цены на товар.

2. Результаты технологической проработки вариантов создания нового торгового предприятия, включающие описание канала сбыта, схему доставки, складирование, маркировку, расфасовку, упаковку, транспорт, требования к качеству товара, энергетическим ресурсам и т.д.

3. Основные технико-экономические показатели продажи товаров по сравниваемым вариантам (капитальные вложения и стоимость основных фондов, численность обслуживающего персонала и годовой фонд оплаты труда, закупочная стоимость и торговая наценка).

4. Экономическая эффективность сравниваемых вариантов (определение экономической эффективности инвестиционных проектов) и выбор наиболее эффективного варианта.

Группа 2.

В выпускных квалификационных работах по технико-экономическому обоснованию реконструкции действующих торговых предприятий с целью улучшения показателей работы рассматриваются следующие вопросы.

1. Краткая характеристика действующего предприятия, ассортимент продаваемых товаров, объемы продаж и рынок сбыта, описание каналов сбыта, схема управления продажей и ее основные технико-экономические показатели.

2. Анализ основных технико-экономических показателей торгового предприятия, организации и управления продажей, изучение сформулированных на основании анализа основных недостатков в области организации закупок и продажи, организационной структуры предприятия и управления персоналом, обоснование предложений о необходимости реконструкции.

3. Результаты проработки вариантов реконструкции, включающие описания торговой схемы и параметров процессов, требований к качеству и упаковки продукции, материального баланса процессов, характеристику складского помещения и анализ возможности использования существующих складов, расходные показатели по энергетическим средствам.

4. Расчет основных технико-экономических показателей реконструированного предприятия (дополнительные капитальные вложения на реконструкцию, капитальные вложения и стоимость основных фондов, численность обслуживающего персонала и годовой фонд оплаты труда, возможные сроки реконструкции).

5. Экономическая эффективность вариантов реконструкции по сравнению с базовым вариантом (определение экономической эффективности инвестиционного проекта) и выбор наиболее эффективного.

Группа 3.

В выпускных квалификационных работах экономического характера, направленных на совершенствование системы управления, организации, планирования продаж, улучшения закупочно-реализационной деятельности торговых предприятий (отдела) или отдельных ее направлений рассматриваются следующие вопросы.

1. Дается краткая характеристика действующего предприятия, приводятся данные: по ассортименту продаваемой продукции, целевому рынку и объему продаж, организационной структуре предприятия и схеме управления им, основные технико-экономические показатели.

2. Проводится анализ технико-экономического, организационного и управленческого уровня торгового предприятия (отдела), основных технико-экономических показателей его деятельности. Выявляются основные недостатки в деятельности предприятия и причины их вызвавшие.

3. Дается характеристика мероприятий, направленных на решение конкретных проблем (совершенствование управления, организации, планирования, сокращение транспортных расходов и т.д.).

Определяются текущие и капитальные затраты на осуществление отдельных мероприятий, влияние этих мероприятий на технико-экономические показатели.

4. Определяется экономическая эффективность предложенных мероприятий.

Группа 4.

Выпускные квалификационные работы расчетно-аналитического, исследовательского и методического характера могут иметь разнообразную структуру. Общие рекомендации по содержанию таких работ можно сформулировать следующим образом:

- введение;

- обзор состояния рассматриваемой проблемы в целом (литературный обзор);

- постановка цели и задач исследования;

- описание методики исследования;

- описание хода исследования и расчетов, проводимых при исследовании;

- обсуждение результатов исследования;

- разработка рекомендаций по использованию результатов исследования.

Приведенные выше рекомендации по структуре выпускных квалификационных работ дают общее представление о перечне рассматриваемых вопросов. Практически количество глав, их название и содержание, деление глав на параграфы и т.п. студент устанавливает сам, консультируясь с руководителем дипломного проектирования.

4. Методические указания по разработке отдельных разделов выпускной квалификационной работы

4.1. Введение .

Во введении кратко характеризуется проблема, над которой предстоит работать студенту, обосновывается ее актуальность и важность для торгового предприятия, отрасли или народного хозяйства, формулируются основные задачи, стоящие перед студентом и пути их решения. Выбор объекта исследования (магазин, отдел магазина) должен быть достаточно обоснован.

Общий объем введения 4-5 страниц.

4.2. Постановка задачи и литературный обзор

Учитывая широкий набор направлений деятельности экономиста-менеджера, специфика которых не позволяет разработать единый подход к написанию данного раздела (главы), его содержание следует излагать произвольно по усмотрению студента и его руководителя.

Если выпускная квалификационная работа по своему содержанию относится к первой группе, краткая характеристика проблемы может быть дана в форме описания современного состояния предложения и спроса на данные товары.

При выполнении выпускной квалификационной работы, относящейся ко второй или третьей группе, содержание этого раздела может быть сведено к закупочно-реализационнной характеристике торгового предприятия или организации, являющихся объектом исследования. Возможны и другие подходы.

4.3. Аналитический раздел

Анализ состояния объекта исследования обычно выделяется в самостоятельный раздел (главу). В нем (в ней) исследуются: существующее на торговом предприятии положение в области реализации продукции, степень использования производственных мощностей, энергетических и трудовых ресурсов, организация, управление и планирование торговой деятельности. Возможно исследование и более узкого круга показателей, что определяется темой выпускной квалификационной работы и выбранными направлениями ее разработки.

В процессе аналитического исследования могут быть использованы следующие виды анализа, различающиеся по методам изучения объекта.

Технико-экономический анализ, предметом которого является вся доступная исследованию реальность, принятая в совокупности предметов и явлений, находящихся в тех или иных связях друг с другом и постоянном движении и развитии. Эти связи разнообразны, находят свое проявление в равенствах и неравенствах, взаимообусловленности и взаимозависимости. Без изучения технических и экономических явлений, взаимодействия в их общем и конкретном проявлении нельзя понять ни структуры, ни их свойств, ни законов действительности.

Функционально-стоимостный анализ , представляющий собой метод системного исследования функций отдельных видов товаров или определенного торгово-хозяйственного процесса, управленческой структуры, направленный на минимизацию затрат в сферах научных исследований, проектирования, освоения и управления сбытовой деятельностью, транспортировки и хранения товаров, улучшения качества обслуживания и повышения квалификации сотрудников.

Корреляционно-регрессионный анализ, широко используемый для определения тесноты связи между покупателями, не находящимися в функциональной зависимости. Теснота связи между изучаемыми явлениями измеряется корреляционным отношением (для криволинейной зависимости) и исчисляется коэффициентом корреляции (для прямолинейной зависимости). Наиболее распространенной аналитической задачей, решаемой с помощью корреляционно-регрессионного анализа, является задача на затраты – продажу.

Комплексный анализ, совокупными объектами которого могут быть: научно-технический прогресс и научно-технический уровень торговой деятельности и товаров, хозяйственный механизм и уровень организации управления, структура хозяйственной системы и уровень организации торговли и труда, социальные условия и уровень использования человеческого фактора, природные условия, внешнеэкономические связи и уровень их развития, производственные ресурсы (средства и предметы труда, живой труд), потребление ресурсов (торговая наценка), применение ресурсов (величина основных и оборотных производственных фондов), объем хозяйственной деятельности, ее эффективность, финансовое состояние и платежеспособность предприятия.

Системный анализ , предусматривающий изучение объекта исследования как системы с определенными целями и условиями функционирования, разработку системы синтетических и аналитических показателей и их отбор для анализируемого объекта, составление общей схемы системы с установлением ее главных компонент функций, взаимосвязей между подсистемами с показом количественных характеристик, построение модели системы на основе полученной информации, работу с моделью, включающую в себя объективную оценку результатов хозяйственной деятельности, комплексное выявление резервов.

Анализ не ограничивается подразделением по методам изучения объектов. Кроме методов изучения анализ классифицируется по:

- периодичности с подразделением на периодический, годовой, квартальный, месячный, декадный, каждодневный, сменный, разовый и непериодический анализ;

- содержанию и полноте изучаемых вопросов, включая: полный анализ всей хозяйственной деятельности торгового предприятия, локальный анализ его отдельных подразделений, тематический анализ отдельных вопросов экономики;

- степени механизации и автоматизации аналитических исследований: анализ с применением счетно-перфорированной техники, анализ с использованием счетно-клавишных машин, анализ с использованием персональных компьютеров и малых электронно-вычислительных машин, анализ в условиях функционирования автоматизированной системы управления предприятием. К видам анализа по методам изучения можно отнести также сплошной, выборочный и другие виды анализа.

В процессе выполнения выпускных квалификационных работ важное значение имеет правильное подразделение анализа по субъектам управления, т.е. субъектам управляющей системы, которая включает в себя как отдельные подсистемы, так и технику, технологию, организацию торговли, организацию труда. Социальные условия работы трудового коллектива. В зависимости от целей выпускной квалификационной работы аспект анализа может быть смещен в сторону каких – либо подсистем хозяйственной деятельности: технико-экономический анализ издержек торговли, закупочной цены и торговой наценки, использования трудовых ресурсов, основных и оборотных производственных фондов и т.д.; социально-экономический анализ; экономико-правовой анализ.

Основой принятия решений по регулированию торговли является оперативный анализ. Кроме него различают текущий (ретроспективный) анализ, перспективный (прогнозный) анализ. Последний используется с целью определения результатов хозяйственной деятельности в будущем.

Общий объем раздела (главы), посвященного анализу (объекта исследования), может колебаться в широких пределах, но не должен быть менее30-40 страниц.

Графическим материалом к аналитической главе являются диаграммы, рисунки, схемы, характеризующие объекты аналитического исследования, результаты их деятельности, отклонения результатов от нормативных (плановых), по факторам т. д.

4.4. Технико-экономический раздел

4.4.1. Расчет капитальных вложений

В структуре капитальных вложений, связанных с реализацией разработанной выпускной квалификационной работы, выделяют предпроизводственные затраты и затраты на внедрение разработки.

К предпроизводственным затратам относятся затраты на научно-исследовательские работы и опытно-конструкторские разработки, а также затраты, связанные с пробной продажей.

При расчете предпроизводственных затрат следует использовать фактические данные предприятия по трудоемкости и стоимости отдельных видов работ. При отсутствии таких данных рекомендуется использовать экспертные оценки.

Капитальные вложения на реализацию разработки в общем виде включают стоимость всех видов строительных работ, стоимость работ по монтажу оборудования, стоимость технологического, энергетического, подъемно-транспортного и другого оборудования, предусмотренного в сметах на строительство, стоимость инструмента и инвентаря, включенную в сметы строек, и прочие затраты на капитальные работы.

В объем капитальных вложений не включаются затраты на капитальный ремонт зданий, сооружений и оборудования, затраты на освоение новых предприятий и агрегатов (пусковые расходы). Строительно-монтажные работы оцениваются стоимостью строительных материалов (включая транспортные и складские расходы), затратами на оплату работающих на строительстве, затратами по эксплуатации строительных машин и механизмов, суммой накладных расходов строительно-монтажных организаций, суммой плановых накоплений.

Если реализация конкретного проекта предполагает внедрение ишли модернизацию отдельной установки, то определяются затраты , связанные с приобретением установки, или ее усовершенствованием.

После проведения расчетов необходимых инвестиций, следует проанализировать их объемы в целом и по периодам реализации проекта. Если ест несколько конкурирующих проектов, то приводятся данные по всем вариантам. Также следует проанализировать источники финансирования капитальных вложений (собственные средства, кредиты) и их долевой вклад.

Если в финансировании проекта предполагается участие внешнего инвестора, следует привести подробный план кредитования по периодам реализации проекта.

4.4.2. Оценка экономической эффективности инвестиционных проектов.

В тех случаях, когда темой выпускной квалификационной работы является технико-экономическое обоснование строительства нового торгового предприятия (установки), организации торговли нового товара, реконструкции или модернизации действующего предприятия, а также разработка организационно-технических мероприятий, направленных на улучшение технико-экономических показателей торговой деятельности, прочих мероприятий, реализация которых требует инвестиций, она должна заканчиваться оценкой экономической эффективности инвестиционного проекта.

Возможны два подхода к решению этой проблемы.

1. В случаях, когда внедрение предлагаемых мероприятий не требует больших капитальных вложений и последние окупятся в короткие сроки (несколько месяцев), оценка экономической эффективности инвестиционного проекта осуществляется без приведения затрат и результатов по фактору времени. Наиболее простым методом оценки эффективности в данном случае является расчет дохода на капитал Дк (простой нормы прибыли). Расчет выполняется по формуле:

Дк = П/К х100,

где П – годовая прибыль (экономия текущих затрат), получаемая от реализации предложенных мероприятий, млн. руб.;

К – капитальные вложения на осуществление мероприятий, млн.руб.

В процессе оценки эффективности инвестиций определяется показатель срока окупаемости капитальных вложений, Это связано с тем, что потенциального инвестора прежде интересует срок возврата своих средств. Для расчета простого срока окупаемости (Ток ) используется формула:

Ток = К/П.

Более точный результат даст расчет дисконтированного срока окупаемости (Тд ), который учитывает изменение рубля во времени:

Тд = Кд * Ток ,

где Кд = 1/ (1+к)n - коэффициент дисконтирования,

к – темп изменения ценности рубля (средний % по банковским кредитам) n – номер года.

2. В случаях, когда внедрение мероприятий, предложенных в выпускной квалификационной работе, требует значительных капитальных вложений, как собственных, так и заемных, которые, как правило, окупаются в течение нескольких лет, оценка экономической эффективности инвестиционных проектов осуществляется по более сложной методике [14]. Методические основы оценки эффективности инвестиций и общий вид расчетных формул приводятся ниже.

Эффективность инвестиций характеризуется системой показателей:

чистый дисконтированный доход (ЧДД)

индекс доходности (ИД);

внутренняя норма доходности (ВНД);

срок окупаемости;

другие показатели, отражающие интересы участников проекта.

В основе всех указанных выше показателей находится соотношение затрат и результатов, оценка которых осуществляется в пределах расчетного периода. Расчетный период измеряется числом шагов расчета. Шагом расчета могут быть месяц, квартал, год. Продолжительность этого периода, который иногда называют горизонтом расчета, принимается исходя из:

продолжительности создания и эксплуатации объекта;

средневзвешенного нормативного срока службы основного технологического оборудования;

требований инвестора.

Затраты участников проекта подразделяются на первоначальные (капитальные), текущие и ликвидационные, которые соответственно осуществляются на стадиях строительства. Эксплуатации и ликвидации объекта. При оценке эффективности инвестиционного проекта соизмерение разновременных показателей выполняется путем приведения (дисконтирования) их к ценности начального периода. Для приведения разновременных затрат и результатов используется норма дисконта (Е), равная приемлемой для инвестора норме дохода на капитал.

Чистый дисконтированный доход (ЧДД) определяется как сумма текущих эффектов за весь расчетный период, приведенная к начальному шагу, или как превышение интегральных результатов над интегральными затратами. Величина ЧДД для постоянной нормы дисконта определяется по формуле:

Т

ЧДД = ∑ (Rt – Зt ) /(1+Е)t ,

I=0

где Rt – результаты, достигнутые на t –м шаге расчета;

Зt – затраты, имеющие место на том же шаге;

Т – расчетный период;

Е – постоянная норма дисконта;

t – номер шага расчета (t = 0,1,2, …, Т).

На практике часто пользуются модифицированной формулой определения ЧДД. Для этого из состава Зt на каждом шаге исключают капитальные вложения, соответствующие этому шагу. Формула в данном случае принимает вид:

Т Т

ЧДД = ∑ (Rt – Зt * ) /(1+Е)t - ∑ Кt /(1+Е)t ,

I =0 I =0

где Зt * - затраты на t –м шаге при условии, что в них не входят капитальные вложения;

Кt – сумма капитальных вложений в t-м году.

В формуле первая часть представляет сумму дисконтированной чистой прибыли (ДЧП), а вторая часть – сумму дисконтированных капитальных вложений (ДКВ). То есть:

Т Т

ДЧП = ∑ (Rt – Зt * ) /(1+Е)t ; ДКВ = ∑ Кt /(1+Е)t .

I =0 I =0

Индекс доходности ИД определяется как отношение суммы дисконтированной чистой прибыли к общей сумме дисконтированных капитальных вложений, то есть:

Т Т

ИД = ДЧП/ДКВ = ( ∑ (Rt – Зt * ) /(1+Е)t ) / ( ∑ Кt /(1+Е)t ).

I =0 I =0

Индекс доходности тесно связан с ЧДД, так как включает те же элементы, что и ЧДД. Поэтому при положительном ЧДД (т.е.проект эффективен) обязательно будет ИД ≥ 1, и наоборот – при ИД ≥ 1 проект эффективен, а при ИД ‹ 1 проект неэффективен.

Внутренняя норма доходности (ВНД) представляет собой такую норму дисконта, при которой сумма дисконтированной чистой прибыли равна сумме дисконтированных капитальных вложений. Обозначим такую норму дисконта Евн . Величина ВНД определяется исходя из формулы. В которой вместо нормы дисконта Е, равной приемлемой для инвестора норме дохода на капитал, принимается Евн ; ЧДД принимается равным 0. То есть для определения ВНД требуется решить уравнение:

Т Т

∑ (Rt – Зt * ) /(1+Евн )t - ∑ Кt /(1+Евн )t = 0.

I =0 I =0

Если расчет ЧДД инвестиционного проекта дает ответ на вопрос, является он эффективным или нет при некоторой норме дисконта Е, то ВНД проекта определяется в процессе расчета и затем сравнивается с требуемой инвестором нормой дохода на вкладываемый капитал. В случае, когда ВНД равна или больше требуемой инвестором нормы дохода на капитал, инвестиции в данный проект оправданы. В противном случае инвестиции в данный проект нецелесообразны. Если сравнение взаимоисключающих инвестиционных проектов (вариантов проекта) по ЧДД и ВНД приводит к противоположным результатам, то предпочтение обычно отдается ЧДД.

Срок окупаемости – минимальный временной интервал от начала осуществления проекта до момента времени, за пределами которого ЧДД становится неотрицательным. Это период, измеряемый месяцами, кварталами или годами, начиная с которого первоначальные вложения и другие затраты, связанные с осуществлением инвестиционного проекта, покрываются суммарными результатами.

В зависимости от особенностей инвестиционного проекта вся рассмотренная выше система показателей может характеризовать различные виды эффективности:

коммерческую эффективность, отражающую финансовые последствия реализации проекта для его непосредственных участников;

бюджетную эффективность, отражающую финансовые последствия осуществления проекта для федерального, регионального или местного бюджета;

экономическую эффективность, отражающую финансовые последствия осуществления проекта с точки зрения интересов народного хозяйства в целом, а также участвующих в осуществлении проекта регионов, отраслей и предприятий.

Оценка коммерческой эффективности выполняется путем сопоставления финансовых затрат и результатов, обеспечивающих требуемую норму доходности. При этом в качестве эффекта на t-м шаге выступает поток реальных денег.

С целью определения коммерческой эффективности в процессе осуществления проекта выделяется три вида деятельности предприятия: инвестиционная, операционная и финансовая. В рамках каждого вида деятельности происходит приток (Пi (t)) и отток (Оi (t)) денежных средств. Обозначим разность между ними через Фi (t). Тогда:

Фi (t) = Пi (t) - Оi (t) ,

где i - индекс вида деятельности предприятия (1- инвестиционная, 2- операционная. 3- финансовая).

Потоком денежных средств Ф(t) называется разность между притоком и оттоком денежных средств в совокупности от инвестиционной и операционной деятельности в каждом периоде осуществления проекта (на каждом шаге расчета):

Фi (t) = [П1 (t) - О1 (t)] + [П2 (t) – О2 (t)] = Ф1 (t) + Ф2 (t),

где Ф(t) – аналог Rt - Зt ; Ф1 (t) – аналог (-Кt ); Ф2 (t) – аналог Rt - Зt * в вышеприведенных формулах.

Разность между притоком и оттоком денежных средств от всех трех видов деятельности представляет сальдо денег на каждом шаге расчета. Форма обобщенного представления основных потоков и сальдо денежных средств приведена в таблице 1.

Пояснение к таблице : в потоке денежных средств от инвестиционной деятельности затраты на приобретение активов и увеличение оборотного капитала учитываются со знаком «минус», а поступления от продажи и уменьшения оборотного капитала – со знаком «плюс».

Обязательным условием принятия инвестиционного проекта является положительное сальдо накопленных денег в любом временном интервале, где данный участник осуществляет затраты или получает доходы. Отрицательная величина сальдо накопленных денег свидетельствует о необходимости привлечения участником дополнительных (собственных или заемных) средств и отражения этих средств в расчетах эффективности.

Для сравнения различных инвестиционных проектов(вариантов проекта) рекомендуется использовать показатели ЧДД, ИД и ВНД, определенные по формулам, в которые в качестве Rt –Зt подставляются значения Ф(t), а в качестве Rt –Зt * - Ф2 (t). Выбор проекта (варианта проекта) и принятие решения об инвестировании должны производиться на основании приведенных выше показателей эффективности.

Таблица 1

Поток денежных средств при осуществлении инвестиционного проекта

№ п/п

Показатель, (№ строки и математические действия)

Значение показателя по шагам расчета

шаг 0

шаг 1

…..

шаг Т

Ликвидация

Поток реальных денег от инвестиционной деятельнсти

1

Земля

2

Здания, сооружения,

3

Машины и оборудование, передаточные устройства

4

Нематериальные активы

5

Итого вложения в основной капитал (1+2+3+4)

6

Прирост оборотного капитала

7

Всего инвестиций (5+6)

Поток реальных денег от операционной деятельности

8

Объем продаж

9

Цена

10

Выручка (8 * 9)

11

Внереализационные доходы

12

Переменные затраты

13

Постоянные затраты

14

Амортизация

15

Проценты по кредитам

16

Прибыль (10+11-12-13-14-15)

17

Налоги и сборы

18

Проектируемый чистый доход (16-17)

19

Чистый приток от операций (18+14)

Поток реальных денег от финансовой деятельности

20

Собственный капитал (акции, субсидии и т.п.)

21

Краткосрочные кредиты

22

Долгосрочные кредиты

23

Погашение задолженности по кредитам

24

Выплата дивидендов

25

Сальдо реальных денег (7+19+20+21+22 - 23 - 24)

Оценка экономической эффективности инвестиционного проекта может быть выполнена на компьютере с использованием программы «Альт-Инвест).

5. Работа с литературой

Работа с литературой начинается сразу же после получения студентом задания на выполнение выпускной квалификационной работы.

В процессе теоретического обучения им были получены и использованы достаточные знания: по организации и усвоению научной и технической информации; о справочном аппарате, роли в организации справочно-информационного обслуживания библиотек; о библиографических указателях и методике поиска информации по указателям; по другим вопросам информатики, библиотековедения и библиографии.

Прежде всего проводится подбор литературы для написания литературного обзора по теме выпускной квалификационной работы. Для этой цели используется прежде всего экономическая библиография, включая библиографию отраслевых органов информации. В процессе обоснования технических решений используется техническая библиография. По каждому литературному источнику во время подбора дается краткая аннотация с тем, чтобы затем определиться каким литературным источникам уделить большее внимание.

Поиск литературы проводится постоянно в течение всего периода времени, отведенного на выполнение выпускной квалификационной работы. Особое внимание уделяется поиску литературных источников, публикуемых в периодических общеэкономических и отраслевых журналах. Именно в них можно встретить описание приемов и путей решения той или иной экономической проблемы, передового опыта организации производства и управления на том или ином предприятии, в той или иной отрасли.

Поскольку решение многих экономических, организационных и технических проблем базируется на действующем законодательстве важное значение имеет изучение этого законодательства и нормативных документов, принятых на его основе. С этой целью составляется список действующих законов и нормативных документов, имеющих отношение к теме выпускной квалификационной работы.

В заключении работы, как уже отмечалось выше, составляется список использованной литературы. В его основе обычно лежит алфавитный принцип, т.е. вся литература, использованная в выпускной квалификационной работе, размещается по алфавиту. Могут использоваться хронологический и другие принципы составления списка использованной литературы. Во всех случаях по каждому литературному источнику устанавливаются:

1. Фамилия и инициалы автора (авторов).

2. Наименование, вид литературного источника.

3. Назначение, вид литературного источника (учебник, учебное пособие, монография, брошюра, статья).

4. Место издания и издательство (например, -М.: «Финансы»).

5. Год издания и количество страниц.

Отдельные литературные источники могут не иметь авторов. Тогда характеристику их начинают с наименования литературного источника. Далее отмечается под чьим ответственным редактированием он опубликован. Остальные реквизиты как и в первом случае.

Литературные источники, указанные в списке. Должны иметь отражение в тексте выпуск5ной квалификационной работы соответствующими ссылками на использованный источник.

Список литературы, рекомендуемой для использования при выполнении выпускных квалификационных работ представлен ниже.

6. Список литературы, рекомендуемой для использования при выполнении выпускной квалификационной работы

1. Аванесов Ю.А. Экономика предприятия торговли и сферы услуг. М.: 1996.

2. Алан Вест. Бизнес-план (учебно-практическое пособие), изд.3. М.: Проспект, 2004.

3. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы. -М.: Финансы и статистика, 2003. 460 с.

4. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента: как управлять капиталом. М.: Финансы и статистика, 1996. 383 с.

5. Бизнес-план: рекомендации по составлению (нормативная база)./Под ред. Громкова А.В., Четвертоновой. М.: 2003.

6. Бирман Г., Шмидт С. Экономический анализ инвестиционных проектов. Пер. с англ. Под ред. Белых Л.Г. – М.: Банки и биржи, 2002. 415 с.

7. Бланк И.А. Управление прибылью. Киев: Ника Центр «Эльга», 1998.

8. Бизнес-план инвестиционного проекта. Под общей редакцией академика Попова В.М. – М.: Финансы и статистика. 1997.

9.Бочаров В.В. Методика финансирования инвестиционной деятельности предприятия. – М.: Финансы и статистика, 1998.

10.Бусыгин А.В. Предпринимательство.- М.: Дело, 2001. 639 с.

11. Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование. Учебник. – М.: Инфра-М, 1999.

12. Генкин Б.М. Экономика и социология труда. Учебник для вузов. – М.: Норма-Инфра, 1998.

13. Горемыкин В.А., Бугулов Э.Р., Богомолов А.Ю. Планирование на предприятии. – М.: Филинъ, 1999. 325 с.

14. Дихтль Е., Херштен Х. Практический маркетинг. – М.: Высшая школа, 1995.

15. Завлин П.Н., Васильев А.В., Кноль А.И. Оценка экономической эффективности инвестиционных проектов (современные подходы). – СПб.: Наука, 1995.

16. Идрисов А.Б., Картащев С.В., Постников А.В. Стратегическое планирование и анализ эффективности инноваций. – М.: Инф.-изд. дом «Филинъ», 1998.

17. Карпова Т.П. Управленческий учет. Учебник. –М.: Аудит «Аэлита», 1998.

18. Ковалев В.В. Финансовый анализ. – М.: Финансы и статистика, 1997.

19. Колесов М.Л. Оценка эффективности инвестиционных проектов. Методические указания к курсовым и выпускным работам. СПб.: СПбГИЭА, 1997.

20. Краткий курс торгового предпринимательства. /Кол. авт.: Учебное пособие. - М.: Изд-во МГУК, 2001. 207 с.

21. Ларин Л.С. Производственная логистика: учебное пособие. – Саранск, 1998.

22. Макаревич Л.М. Бизнес-планирование для малого предприятия. М.: Вершина, 2003.

23. Максютов А.А. Бизнес-план предприятия (учебно-практическое пособие). М.: 2003.

24. Маниловский Р.Г. Бизнес-план: методич. материалы. М.: Финансы и статистика, 2003. 80 с

25. Маркетинг. Под ред. академика Романова А.Н. - М.: Банки и биржи, 1995.

26. Мошин Ю.Н., Мошин А.Ю. Анализ конъюнктуры потребительского рынка: Учебное пособие. - М.: Изд-во УРАО, 2004. 168 с.

27. Мошин Ю.Н. Бизнес-план как основная форма управления предприятием в условиях рынка: Учебное пособие. – М.: Изд-во УРАО, 2006. 195 с.

28. Пелих А.С. Бизнес-план или как организовать собственный бизнес: Анализ. Методика. Практикум. 2-е изд. М.: Ось-89, 2003. 96 с.

29. Пивоваров К.В. Бизнес-планирование (учебно-методическое пособие), изд-ние 5-е. М.: Дашков и К0 , 2004.

30. Плешков Б.И. и др. Бизнес-план или как повысить доходность Вашего предприятия (американская школа управления). М., 2003.

31. Попов В.М., Ляпунов С.И., Млодик С.Г., Зверев А.А. Сборник планов с рекомендациями и комментариями, изд.5-е. М.: Кнорус, 2004.

32. Сухова Л.Ф., Чернова Н.А. Практимум по разработке бизнес-плана и финансовому анализу предприятия. М.: Финансы и статистика, 2002. 170 с.

33. Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова- М.: Инфра –М., 1997.

34. Уткин Э.А., Котляр Б.А., Рапопорт Б.М. Бизнес-планирование (курс лекций).М.: ЭКМОС, 2002.

35. Шебенко К.К. Бизнес-план инвестиционного проекта: методические указания. М.: БГСХА Горки, 2002.

36. Федорков А.И. Методология и организационные формы управления предприятием в условиях перехода к рыночным отношениям. СПб.: СПбГИЭА, 1998.

37. Финансовый менеджмент: Теория и практика: Учебник / Под ред. Е.С. Стаяновой. - М.: Изд-во «Перспектива», 1998.

38. Экономика предприятия: Учебник / Под ред. В.Я.Горфинкеля. – М.: Банки и биржи, 1998.

39. http://www.vps@a-teleport.com оценка эффективности инвестиционных проектов. Савчук В.П., 2003.

ТЕМЫ

ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ

(ДИПЛОМНЫХ РАБОТ*)

для студентов специальности 080502. 65 -Экономика и управление

на предприятиях торговли и общественного питания

1. В области организационно-управленческой деятельности

1. Совершенствование организационной структуры управления предприятием (на примере ...).

2. Разработка предложений по эффективной организации управления транспортной службой предприятия ТОП (на примере ...).

3. Разработка эффективной системы информационных потоков на предприятии ТОП (на примере ...).

4. Организация управления логистическими процессами в бизнесе (на примере ...).

5. Антикризисное управление предприятием (на примере ...).

6. Организационные формы и важнейшие решения в оптовой торговле (на примере фирмы).

7. Организационные формы и важнейшие решения в розничной торговле (на примере фирмы).

8. Организация коммерческой деятельности на рынке услуг населению (на примере ...).

9. Стратегическое управление на предприятии ТОП (на примере ...).

10. Управление финансами предприятия ТОП (на примере...).

11. Управление затратами предприятия ТОП (на примере...).

12. Разработка математической модели в принятии управленческих решений (на примере ...).

13. Организация управления финансами предприятия на основе использования современных программных продуктов (на примере...).

14. Организация финансового менеджмента на предприятии ТОП (на примере...).

15. Управление затратами и прибылью предприятия ТОП (на примере...).

16. Управление издержками обращения в торговле (на примере...).

17. Управление процессом формирования, распределения и использования прибыли предприятия (на примере...).

18. Управление финансами предприятия на основе финансового анализа (на примере...).

19. Совершенствование структуры управления предприятием торговли (на примере...).

20. Формирование системы стратегического управления предприятием ТОП (на примере...).

21. Совершенствование процесса оперативного управления торговым предприятием (на примере...).

22. Разработка стратегии диверсификации продукции (услуг) на примере предприятия ТОП.

23. Организационно-экономические основы создания отдела маркетинга (отдела управления персоналом, отдела контроллинга и т.д.) на предприятии ТОП (на примере...).

24. Организационно-экономические основы разработки рекламной компании предприятия торговли (на примере...).

25. Разработка системы управления качеством услуг на предприятии ТОП (на примере ...).

26. Разработка организационно-экономических мероприятий по внедрению дисконтной системы в торговом комплексе (на примере...).

27. Рационализация подсистемы управления рисками торгового предприятия (на примере...).

28. Совершенствование финансового менеджмента на предприятии торговли (на примере ...).

29. Управление финансами в условиях вывода торгового предприятия из кризиса (на примере ...).

30. Направление совершенствования управленческого учета на предприятии торговли (на примере...).

31. Разработка и управление инвестиционным проектом по использованию инноваций в условиях деятельности торгового предприятия (на примере ...).

32. Разработка и управление инвестиционным проектом по продвижению продукта на рынке с учетом направлений маркетинга (на примере ...).

33. Совершенствование организации производства и обслуживания на предприятии общественного питания (на примере ...).

34. Совершенствование системы обслуживания на предприятии торговли (на примере...).

35. Совершенствование организационно-управленческой структуры предприятия ТОП с учетом рыночной стратегии (на примере ...).

36. Разработка функциональной стратегии предприятия ТОП с учетом конкурентной позиции бизнеса (на примере ...).

37. Разработка и использование наступательной тактики для достижения конкурентного преимущества предприятия ТОП (на примере ...).

38. Разработка и использование оборонительной тактики для защиты конкурентного преимущества предприятия ТОП (на примере ...).

39. Разработка конкурентной стратегии фирмы с учетом деловой стратегии ( на примере ...).

40. Разработка и совершенствование программы реорганизации действующего бизнеса (на примере ...).

41. Разработка мероприятий направленных на повышение эффективности организации бизнес-процессов предприятия торговли (на примере ...).

42. Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности предприятия торговли (на примере ...).

43. Разработка системы информационно-рекламной поддержки деятельности предприятия сферы торговли (на примере ...).

44. Разработка комплекса мероприятий по минимизации рисков хозяйственной деятельности предприятия ТОП (на примере ...).

45. Разработка модели системного взаимодействия предприятии ТОП с органами власти (на примере ...).

46. Разработка мероприятий по организации деятельности предприятия ТОП для выхода на новый рынок (рыночный сегмент) (на примере...).

47. Разработка программы развития предприятия ТОП (на примере ...).

48. Разработка мероприятий по инфраструктурному обеспечению деятельности предприятии ТОП (на примере ...).

49. Разработка бизнес-плана по освоению новых товарных рынков (на примере ...).

2. В области производственно-экономической деятельности

50. Разработка организационно-технических мероприятий по повышению прибыльности предприятия ТОП (на примере ...).

51. Разработка организационно-технических мероприятий по повышению объема продаж ТОП (на примере ...).

52. Разработка управленческих решений при продвижении на рынки продовольственных (непродовольственных, скоропортящихся и т.д.) товаров (на примере ...).

53. Пути совершенствования закупочной (или реализационной) деятельности предприятия ТОП (на примере...).

54. Разработка организационно-технических мероприятий по повышению эффективности использования ресурсов торгового предприятия.

55. Системный анализ при управлении издержками реализации продукции (на примере ...).

56. Стратегия и система управления запасами на торговом предприятии (на примере ...).

57. Разработка мероприятий по сокращению длительности товарооборота предприятия ТОП (на примере ...).

58. Разработка предложений по углублению специализации торговли (на примере ....).

59. Проект организационно-технических мероприятий по углублению комбинирования торговой деятельности (на примере ...).

60. Разработка эффективных форм кооперации в условиях конкретного вида торговой деятельности (на примере ...).

61. Пути снижения коммерческих рисков предприятия ТОП (на примере ...).

62. Влияние внедрения дополнительных услуг на доходность предприятий торговли (на примере...).

63. Оптимизация финансово-экономической эффективности инвестиционного проекта по перспективному развитию торгового предприятия (на примере...).

64. Разработка предложений по повышению эффективности инвестиционных услуг в инфраструктуре торговли ( на примере...).

65. Разработка основ инвестиционного проекта реконструкции и развития торгового предприятия (на примере...).

66. Оптимизация деловой стратегии предприятия торговли (на примере...).

3. В области планово-экономической деятельности

67. Прогноз потребительских (или организационных) рынков реализации продукции, предлагаемой торговым предприятием (на примере ...).

68. Разработка оптимального стратегического плана торгового предприятия (на примере ...).

69. Разработка предложений по совершенствованию оперативно-торгового планирования на предприятии (на примере ...).

70. Обоснование плана торгово-хозяйственной деятельности основного подразделения торгового предприятия на 20 __ год (на примере ...).

71. Обоснование плана торгово-хозяйственной деятельности вспомогательного подразделения торгового предприятия на 20 _ год (на примере ...).

72. Разработка бизнес-плана предприятия ТОП (на примере ...).

73. Бизнес-планирование на предприятии ТОП (на примере ...).

74. Стратегическое планирование на предприятии ТОП (на примере ...).

75. Основные направления повышения рентабельности предприятия ТОП (на примере...).

76. Стратегическое планирование как инструмент финансовой политики предприятия (на примере...).

77. Разработка бизнес-плана создания предприятия ТОП (на примере...).

78. Разработка бизнес-плана развития предприятия ТОП (на примере...).

79. Разработка бизнес-плана диверсификации деятельности предприятия ТОП (на примере...).

80. Разработка механизма бизнес - планирования на предприятии ТОП (на примере...).

81. Совершенствование системы внутрифирменного планирования на предприятии ТОП (на примере...).

4. В области социально-управленческой деятельности

82. Разработка предложений по созданию системы мотивации эффективной работы предприятия ТОП (на примере ...).

83. Разработка мероприятий по управлению трудовыми процессами на предприятии ТОП посредством состязательности (на примере ...).

84. Разработка предложений по совершенствованию материального и морального поощрения работников предприятия ТОП (на примере ...).

85. Обоснование предложений по сокращению текучести кадров на предприятии ТОП (на примере...).

86. Разработка мероприятий по совершенствованию подготовки и повышению квалификации сотрудников предприятия ТОП (на примере ...).

87. Совершенствование организации и оплаты труда на предприятии ТОП (на примере ...).

88. Совершенствование управления трудовыми отношениями на предприятии ТОП (на примере ...).

89. Совершенствование организации нормирования и оплаты труда на предприятии ТОП (на примере ...).

90. Диагностика и совершенствование системы управления персоналом предприятия ТОП (на примере...).

5. В области проектно-экономической деятельности

91. Технико-экономическое обоснование строительства нового торгового предприятия.

92. Технико-экономическое обоснование реконструкции, технического перевооружения предприятия.

93. Технико-экономическое обоснование проектной мощности нового торгового предприятия.

94. Технико-экономическое обоснование модернизации действующего оборудования на предприятии.

6. В области маркетинговой деятельности

95. Технико-экономическое обоснование мероприятий по совершенствованию организации маркетинга на предприятии ТОП (на примере ...).

96. Разработка маркетингового плана предприятия по увеличению объемов сбыта продукции (на примере ...).

97. Выбор и обоснование маркетинговой стратегии предприятия ТОП (на примере ...).

98. Анализ стратегии конкурентов с целью повышение конкурентоспособности продукции на рынке (на примере ...).

99. Выбор и обоснование метода ценообразования на продукцию торгового предприятия (на примере ...).

100. Сегментирование рынков сбыта продукции предприятия ТОП (на примере ...).

101. Разработка предложений об изменениях стратегии маркетинга в зависимости от этапа жизненного цикла продукта предприятия ТОП (на примере ...).

102. Маркетинговая программа и организация выхода предприятия на внешний рынок (на примере ...).

103. Обоснование маркетингового решения по сбыту продукции (продукта), принимаемого предприятием ТОП (на примере ...).

104. Выбор эффективных средств рекламы в процессе продвижения продукции (продукта) предприятием ТОП на рынок (на примере ...).

105. Маркетинговые стратегии: особенности разработки и реализации в коммерческой организации (на примере ...).

106. Разработка и экономическое обоснование внедрения дополнительных услуг в торговом комплексе (на примере...).

107. Разработка маркетинговой политики предприятия ТОП (на примере...).

108. Формирование системы маркетингового планирования на предприятии ТОП (на примере...).

109. Разработка системы управления маркетингом на предприятии ТОП (на примере...).

110. Разработка маркетинговой стратегии торгового предприятия (на примере...).

111. Формирование маркетинговой информационной системы на предприятии ТОП (на примере ...).

112. Совершенствование рекламной деятельности торгового предприятия (на примере...).

113. Направление повышения эффективности функционирования маркетинговой службы на предприятии ТОП (на примере...).

114. Совершенствование системы внутреннего маркетинга предприятия ТОП (на примере...).

115. Разработка комплекса мероприятий по продвижению продукта на рынке (на примере...).

116. Разработка комплекса PR-мероприятий на предприятии ТОП (на примере...).

117. Разработка стратегии маркетинга транспортных услуг на предприятии торговли (на примере ...).

118. Разработка мероприятий по укреплению рыночных позиций предприятия ТОП (на примере ...).

7. В области аналитической деятельности

119. Обоснование организационно-технических решений управления на основе системного анализа деятельности предприятия ТОП (на примере ...).

120. Организация работ по оценке выполнения плана реализации продукции с использованием технико-экономического анализа (на примере ...).

121. Организация работ по технико-экономическому анализу организационно-технического уровня предприятия ТОП (на примере ...).

122. Организация работ по анализу обеспеченности предприятия ТОП трудовыми ресурсами (на примере ...).

123. Организация работ по анализу затрат на складирование, хранение, транспортировку и заработную плату и их влияния на цену продукции (на примере ...).

124. Совершенствование работ по анализу прибыли и рентабельности предприятия ТОП (на примере ...).

125. Организация работ по анализу динамики выполнения плана по расходам на управление предприятием ТОП (на примере ...).

126. Совершенствование работ по анализу финансовых результатов и финансового состояния предприятия ТОП (на примере ...).

127. Оценка экономической эффективности деятельности предприятии ТОП (на примере...)

128. Анализ предпринимательских рисков на предприятиях ТОП (на примере ...).

129. Анализ рентабельности предприятия ТОП (на примере ...).

130. Анализ и управление материальными и финансовыми ресурсами предприятия ТОП (на примере...).

131. Анализ и управление финансовыми результатами коммерческой организации (на примере...).

132. Анализ организационной структуры управления организации и разработка рекомендаций по ее совершенствованию (на примере...).

133. Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации как основа принятия управленческих решений (на примере...).

134. Оценка и пути улучшения финансовой устойчивости предприятия в условиях экономической нестабильности (на примере...).

135. Оценка финансового состояния предприятия и прогнозированный анализ перспектив его развития (на примере...).

136. Финансовый анализ и управление затратами на предприятии ТОП (на примере...).

137. Оценка эффективности внедрения нового вида услуг на предприятии торговли (на примере ...).

8. В области предпринимательской деятельности

138. Технико-экономическое и правовое обоснование создания общества (ОАО, ООО, ЗАО).

139. Технико-экономическое и правовое обоснование создания среднего (малого) частного предприятия.

140. Технико-экономическое и правовое обоснование создания кооператива.

141. Установление и обоснование миссии целей и стратегии бизнеса предприятия ТОП на ближайшую перспективу (на примере...).

142. Разработка предложений по снижению неопределенности в бизнесе торгового предприятия (на примере ...).

143. Технико-экономическое и правовое обоснование создания ассоциации (союза) торговых предприятий в целях повышения ее конкурентоспособности (на примере ...).

144. Экономическое обоснование приватизации государственного торгового предприятия как одной из форм предпринимательства (на примере ...).

145. Совершенствование технико-экономического планирования предприятия ТОП (на примере...)

146. Управление запасами на предприятии ТОП ( на примере...).

147. Оптимизация работы транспортно-складского хозяйства предприятия ТОП ( на примере ...).

148. Организация логистической деятельности предприятия оптовой торговли (на примере...).

149. Обоснование основных направлений повышения доходности коммерческой организации (на примере...).

150. Технико-экономическое обоснование повышения эффективности деятельности предприятия ТОП (на примере...).

151. Технико-экономическое обоснование повышения эффективности деятельности предприятия ТОП за счет применения ресурсосберегающих технологий (на примере...).

*) должна быть оформлена на базе конкретного предприятия

Темы выпускных квалификационных работ для специальности 0800502. 65 -Экономика и управление (на предприятиях торговли и общественного питания) рассмотрены и утверждены на заседании кафедры экономики и управления факультета экономики и бизнеса Университета РАО. Протокол №1 от 03.09.2010 г.

Темы выпускных квалификационных работ для специальности 0800502. 65 -Экономика и управление (на предприятиях торговли и общественного питания) рассмотрены и утверждены на заседании Ученого совета факультета экономики и бизнеса Университета РАО. Протокол №1 от 30.09.2010 г.

Председатель Ученого совета, декан факультета экономики и бизнеса Университета РАО