Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 21

 

Поиск            

 

Рекомендации методические для лабораторно-практических занятий: Лебечный, педиатрический и иностранный факультеты

 

             

Рекомендации методические для лабораторно-практических занятий: Лебечный, педиатрический и иностранный факультеты

Студентам

Методические рекомендации для лабораторно-практических занятий:

1. Лебечный, педиатрический и иностранный факультеты.

2. Медико-психологический факультет.

· Лебный, педиатрический и иностранный факультеты.

Занятие №1 (Л, П, И)

* Тема раздела : Введение в медицинскую и биологическую физику

* Тема занятия: Введение в физический практикум.

* Цель занятия: Ознакомить студентов с организацией проведения и задачами, стоящими перед ними во время выполнения лабораторных и практических работ, а так же с правилами техники безопасности при работе с электрическими приборами и схемами. Тестовая оценка знаний по математике и физике нового набора студентов для адаптации учебной программы к их уровню знаний.

* Теоретические вопросы:

1. Задачи, решаемые во время проведения лабораторных и практических занятий.

2. Организация проведения занятий на кафедре.

3. Правила техники безопасности при работе с электрическими приборами и схемами.

· Практически выполнить

Практическая работа: Тест для оценки исходного уровня знаний физико-математического профиля.

· Литература

1. Эссаулова И.А. и др. Руководство к лабораторным работам по медицинской и биологической физике -М.: Высшая школа, 1987.

2. Горский Ф.К., Сакевич В.М. Физический практикум с элементами электроники. -Минск: Вышэйшая школа, 1980.

Занятие №2 (Л, П, И)

Тема раздела : Математическое описание медико-биологических процессов и обработка медицинских данных

* Тема занятия: Производная и дифференциал функции.

* Цель занятия: Усвоить основной смысл производной как характеристики быстроты изменения функции. Уяснить возможность использования производной в решении физических, биологических и медицинских задач. Знать производные элементарных функций.

* Теоретические вопросы:

1. Функция и аргумент. Способы задания функциональной зависимости.

2. Понятие производной, ее механический и геометрический смысл.

3. Основные правила дифференцирования и производные элементарных функций.

4. Производные высших порядков.

5. Дифференциал функции.

6. Функции двух и нескольких переменных. Частные производные. Полный дифференциал.

Выучить таблицу основных формул дифференцирования функций пп. 1-16 (Лобоцкая Н.Л. и др. Высшая математика. -Минск.: Вышэйшая школа, 1987. -С. 45)

· Практически выполнить

Решение примеров и задач медико-биологического содержание на нахождение производных и дифференциалов элементарных функций

· Литература

1. Лобоцкая Н.Л. и др. Высшая математика. -Минск.: Вышэйшая школа, 1987.

Занятие №3 (Л, П, И)

Тема раздела : Математическое описание медико-биологических процессов и обработка медицинских данных

Тема занятия: Неопределенный и определенный интегралы.

* Цель занятия: Рассмотреть действие обратное дифференцированию - интегрирование. Ознакомиться с простейшими способами интегрирования. На конкретных примерах показать необходимость знания аппарата интегрального исчисления для решения медико-биологических задач.

* Теоретические вопросы:

1. Первообразная функции и неопределенный интеграл.

2. Основные свойства неопределенного интеграла.

3. Простейшие способы интегрирования.

4. Определенный интеграл.

5. Связь между определенным и неопределенным интегралами.

Выучить таблицу основных формул интегрирования

(пп 1-19, Лобоцкая Н.Л. и др. Высшая математика. -Минск.: Вышэйшая школа, 1987. -С. 82)

Практически выполнить:

Решение примеров на нахождение неопределенных интегралов и расчет определенных интегралов.

· Литература

1. Лобоцкая Н.Л. и др. Высшая математика. -Минск.: Вышэйшая школа, 1987.

Занятие №4 (Л, П, И)

Тема раздела : Математическое описание медико-биологических процессов и обработка медицинских данных

Тема занятия : Оюыкновенные дифференциальные уравнения и их применение для решения медико-биологических задач

* Цель занятия: Ознакомиться с элементами теории дифференциальных уравнений. На конкретных примерах медико-биологического содержания рассмотреть последовательность действий при составлении и решении дифференциальных уравнений

* Теоретические вопросы:

1. Понятие о дифференциальных уравнениях.

2. Основные определения теории обыкновенных дифференциальных уравнений.

3. Дифференциальные уравнения первого порядка с разделяющимися переменными.

4. Составление и решение дифференциальных уравнений на примерах задач медико-биологического содержания

* Практически выполнить:

Разбор примеров на составление и нахождение решений дифференциальных уравнений.

· Литература

1. Лобоцкая Н.Л. и др. Высшая математика. -Минск.: Вышэйшая школа, 1987.

Занятие №5 (Л, П, И)

· Тема раздела : Математическая обработка медико-биологической информации.

· Тема занятия : Элементы теории вероятностей .

· Цель занятия : Изучить основные положения теории вероятностей. Ознакомиться с некоторыми законами распределения дискретных и непрерывных случайных величин и их числовыми характеристиками.

· Теоретические вопросы:

1. Случайное событие, вероятность случайного события.

2. Законы сложения и умножения вероятностей.

3. Законы распределения дискретных случайных величин и их числовые характеристики.

4. Плотность распределения случайных величин.

5. Нормальный закон распределения.

· Практически выполнить

Лабораторная работа: Изучение нормального закона распределения случайной величины.

Цель работы : Ознакомиться с особенностями нормального закона распределения случайной величины, получить практический навык расчета статистических характеристик случайной величины.

· Литература:

1. Лобоцкая Н.Л. Высшая математика. - Минск: Вышэйшая школа, 1987.

2. Конспект лекций.

Занятие №6 (Л, П, И)

· Тема раздела : Математическая обработка медико-биологической информации.

· Тема занятия : Основы математической статистики.

· Цель занятия : Ознакомиться с основами статистической обработки экспериментальных данных при определении величины случайной ошибки.

· Теоретические вопросы:

1. Случайная величина. Генеральная совокупность и выборка.

2. Статистическое распределение выборки. Полигон и гистограмма.

3. Выборочные характеристики: математическое ожидание, стандартная ошибка и ошибка среднего.

4. Доверительный интервал. Оценка случайных погрешностей при прямых и косвенных измерениях.

· Практически выполнить:

Решение примеров на расчет погрешностей при прямых и косвенных измерениях.

· Литература:

1. Лобоцкая Н.Л. высшая математика. - Минск: Вышэйшая школа. 1987.

2. Конспект лекций.

Занятие №7 (Л, П, И)

· Тема раздела : Математическая обработка медико-биологической информации.

· Тема занятия : Элементы дисперсионного и корреляционного анализа.

· Цель занятия : Получить представление о дисперсионном и корреляционном анализах связей между случайными переменными процессами.

· Теоретические вопросы:

1. Статистическая и корреляционная зависимости

2. Уравнение регрессии, коэффициент линейной корреляции.

3. Понятие о дисперсионном анализе.

Коллоквиум по разделу:

« Математическое описание медико-биологических процессов и обработка биомедицинских данных»

· Литература:

1. Лобоцкая Н.Л. Высшая математика. -Минск: Вышэйшая школа. 1987. -

2. Конспект лекций.

Занятие №8 (Л, П, И)

* Тема раздела : Основы информатики и вычислительной техники

* Тема занятия: Эволюция и cтруктурная организация цифровых компьютерных систем.

* Цель занятия: Ознакомиться с историей создания и развития компьютерной техники в общем и персональных компьютеров в частности. Знать структурную организацию и принципы функционирования современных компьютерных систем.

* Теоретические вопросы:

1. Информация и единицы ее измерения.

2. Эволюция средств вычислительной техники. Поколения ЭВМ.

3. Принцип фон Неймана в построении компьютерных систем. Структурная схема цифровых ЭВМ.

4. История создания и современные тенденции в развитии ПК.

5. Физическая структура IBM-подобных ПК. Принцип открытой архитектуры в построении компьютерных систем.

· Практически выполнить:

Лабораторная работа: Управление файлами, папками и дисками в среде Windows Explorer

Цель работы: Ознакомиться с основными понятиями пользовательского интерфейса Windows 98: рабочий стол, линейка задач, кнопка «Пуск», окна, папки, ярлыки. Получить практический навык по манипуляции файлами, папками и дисками в среде Windows Explorer.

· Литература

1. Ремизов А.Н. Медицинская и биологическая физика. –М: Высшая школа, 1996. –С 55-61.

2. Конспект лекций.

3. Э л ектронная верс ия лекции «Персональные компьютеры: эволюция, основные устройства и их характеристики» (ауд. № 314, время: 14.00-19.00)

Занятие №9 (Л, П, И)

* Тема раздела : Основы информатики и вычислительной техники

* Тема занятия : Логическая структура и основные устройства персональных компьютеров.

* Цель занятия: Ознакомиться с логической структурой ПК. Знать основные устройства ПК, их назначение и характеристики

* Теоретические вопросы:

1. Логическая структура ПК (классический вариант).

2. Современная (мультишинная и хабовая) архитектура ПК. Понятие о чипсете.

3. Микропроцессоры для ПК, их назначение и основные характеристики.

4. Системная и локальные шины для ПК. Основные стандарты локальных шин.

5. Внешние интерфейсы (последовательный и параллельные порты, шины USB, Firewire, SCSI, IDE/ATA).

6. Устройства ввода/вывода информации, их назначение и основные характеристики:

· Накопители на гибких и жестких магнитных и оптических дисках;

· Клавиатура;

· Дисплеи и видеоадаптеры;

· Печатающие устройства;

· Сканеры.

· Практически выполнить:

Лабораторная работа: Создание и редактирование документов в среде Microsoft Word for Windows

Цель работы: Ознакомиться с основными понятиями пользовательского интерфейса в среде Microsoft Word for Windows. Получить практический навык по созданию и редактированию текстовых документов с помощью современных текстовых редакторов.

· Литература

1. Конспект лекций.

2. Методическая разработка кафедры.

3. Э л ектронная верс ия лекции «Персональные компьютеры: эволюция, основные устройства и их характеристики» (ауд. № 314, время: 14.00-19.00)

Занятие №10 (Л, П, И)

* Тема раздела : Основы информатики и вычислительной техники

* Тема занятия: Системное и прикладное программное обеспечения персональных компьютеров

* Цель занятия: Ознакомиться с программным обеспечением для ПК и его классификацией. Знать назначение и функциональные возможности современного системного и прикладного программного обеспечения.

* Теоретические вопросы:

1. Структура программного обеспечения ПК: операционные, сервисные, инструментальные системы, коммуникационные системы и системы технического обслуживания ПК, прикладные системы.

2. Операционные системы для ПК, их назначение. Стандарты ОС для ПК (СР/М, MS DOS, OS/2, Unix). Особенности и основные характеристики современных графических операционных сред Windows 9х и Windows 2000.

3. Назначение, классификация и основные характеристики современного сервисного ПО (интерфейсных систем, оболочек ОС, утилит).

4. Назначение и классификация инструментальных систем в составе ПО ПК. Языки программирования и их характеристики.

5. Назначение и краткая характеристика систем технического обслуживания ПК.

6. Прикладное программное обеспечение и его назначение:

· Системы управления базами данных.

· Электронные таблицы.

· Текстовые редакторы.

· Интегрированные системы.

· Издательские системы.

· Экспертные системы.

· Электронные словари и системы компьютерного перевода.

· Системы оптического распознавания текста.

· Математические пакеты.

· Средства работы с графикой.

· Практически выполнить:

Лабораторная работа: Введение в технологию обработки информации в середе Microsoft Excel .

Цель работы: Ознакомиться с основными понятиями пользовательского интерфейса в среде Microsoft Excel for Windows. Получить практический навык по обработке информации в среде электронных таблиц..

Литература

1. Конспект лекций.

2. Методическая разработка кафедры.

3. Э л ектронная верс ия лекции «Программное обеспечение персональных компьютеров» (ауд. № 314, время: 14.00-19.00)

Занятие №11 (Л, П, И)

* Тема раздела : Основы информатики и вычислительной техники

* Тема занятия : Компьютерные сетевые технологии и их примение

* Цель занятия: Знать преимущества сетевой организации компьютерных сетей, получить представление о наиболее распространенных сетевых топологиях и сетевых конфигурациях. Получить представление о принципах функционирования сети Internet и e - mail .

* Теоретические вопросы:

1. Преимущества сетевой организации компьютерных систем. Виды компьютерных сетей.

2. Основные топологии и конфигурации компьютерных сетей.

3. Аппаратная и программная организация компьютерных сетей (средства коммуникации, сетевые адаптеры, коннекторы, хабы, сетевые программные средства).

4. Глобальная компьютерная сеть Internet. Технология поиска информации в WWW.

5. Электронная почта (e-mail).

· Практически выполнить:

Лабораторная работа: Введение в Internet -технологии

Цель работы: Ознакомиться с основами технологии поиска информации в сетях Internet, получить представление о телеконференциях, электронной почте и организации беседы по компьютерной сети (chat).

Литература

1. Конспект лекций.

2. Методическая разработка кафедры.

3. Э л ектронная верс ия лекции «Компьютерные сетевые технологии» (ауд. № 314, время: 14.00-19.00)

Занятие №12 (Л, П, И)

· Тема раздела : Механические колебательные и волновые процессы. Акустика.

· Тема занятия : Механические колебания и волны

Цель занятия : Ознакомиться с колебательными и волновыми процессами и их физическими характеристиками. Знать эффект Доплера и его применение в медицине.

Теоретические вопросы:

1. Механические колебания: гармонические, затухающие.

2. Энергия гармонических колебаний.

3. Вынужденные колебания. Резонанс. Автоколебания

4. Разложение колебаний в гармонический спектр.

5. Механические волны, их виды и скорость распространения.

6. Уравнение волны. Энергетические характеристики волны.

7. Эффект Доплера и его применение для неинвазивного измерения скорости кровотока

· Практически выполнить:

Демонстрационная работа: «Принцип действия доплеровского индикатора скорости кровотока»

Цель работы: Получить представление о принципе действия доплеровского индикатора скорости кровотока, основанного на явлении эффекта Доплера.

Литература

1. Ремизов А.Н. Медицинская и биологическая физика. – М.: Высшая школа, 1996.

2. Конспект лекций

3. Методическая разработка кафедры.

· Самостоятельно решить задачи

№№ 2.37, 2.43, 2.51, 2.66

Ремизов А.Н. Сборник задач по мед. И биологической физике. – М.: Высшая школа, 1987.

Занятие №13 (Л, П, И)

· Тема раздела : Механические колебательные и волновые процессы. Акустика.

· Тема занятия : Акустика.

Цель занятия : Ознакомиться с физиологическими характеристиками звуковых ощущений, биофизическими механизмами звукового восприятия. Знать физические основы применения акустических методов в медицине.

Теоретические вопросы:

1. Акустика. Физические характеристики звука.

2. Характеристики слухового ощущения и их связь с физическими характеристиками звука. Закон Вебера-Фехнера. Уровни интенсивности, уровни громкости звука и единицы их измерения. Аудиометрия и фонокардиография.

3. Физические основы работы аппарата восприятия звука.

4. Поглощение и отражение звуковых волн, акустический импеданс. Реверберация.

5. Ультразвук. Природа ультразвука и его основные характеристики. Источники ультразвука.

6. Воздействие ультразвука на биосистемы. Хирургическое и терапевтическое применение ультразвука. Ультразвуковая диагностика.

7. Инфразвук, вибрации и их влияние на организм.

· Практически выполнить:

Лабораторная работа: «Снятие спектральной характеристики уха на пороге слышимости»

Цель работы: Снять нижнюю пороговую спектральную характеристику уха и определить диапазон частот, для которых ухо обладает максимальной чувствительностью к звуку.

Литература

1. Ремизов А.Н. Медицинская и биологическая физика. – М.: Высшая школа, 1996.

2. Горский Ф. К., Сакевич Н.М. Физический практикум. – М высшая школа, 1980

3. Конспект лекций

4. Методическая разработка кафедры.

· Самостоятельно решить задачи

№№ 2.88, 2.92, 2.94, 2.97

Ремизов А.Н. Сборник задач по мед. И биологической физике. – М.: Высшая школа, 1987.

Занятие №14 (Л, П, И)

· Тема раздела : Биореология. Физические основы гемодинамики

· Тема занятия : Физические основы гемодинамики и биореологии

Цель занятия : Ознакомиться с основными законами гидродинамики, реологии и их применением для изучения закономерностей течения крови по крупным и мелким кровеносным сосудам.

Теоретические вопросы:

1. Основные понятия гидродинамики. Условие неразрывности струи. Уравнение Бернулли.

2. Вязкость жидкости. Уравнение Ньютона. Единицы вязкости. Кровь как неньютоновская жидкость. Феномен Фареуса-Линдквиста. Факторы, влияющие на вязкость крови в живом организме.

3. Формула Пуазейля. Гидравлическое сопротивление. Распределение давления и скорости течения крови в сосудистой системе.

4. Ламинарное и турбулентное течения. Число Ройнольдса. Условия проявления турбулентности в системе кровообращения.

5. Методы измерения вязкости жидкостей, определение вязкости крови.

6. Пульсовая волна. Роль эластичности кровеносных сосудов в системе кровообращения.

7. Физические принципы определения давления и скорости движения крови.

8. Работа и мощность сердца, их количественные оценки.

· Практически выполнить:

Лабораторная работа: »Определение вязкости жидкости вискозиметрами Оствальда и ВК-4 и исследование зависимости вязкости раствора от концентрации».

Цель: Освоить методику определения вязкости жидкостей вискозиметрами Оствальда и ВК-4. Исследовать зависимость вязкостей растворов от концентрации.

Литература

1. Ремизов А.Н. Медицинская и биологическая физика. – М.: Высшая школа, 1996.

2. Конспект лекций

· Самостоятельно решить задачи

№№ 2.105; 2.117; 2.119; 2.129

Ремизов А.Н. Сборник задач по мед. И биологической физике. – М.: Высшая школа, 1987.

Занятие №15 (Л, П, И)

· Тема раздела : Биореология. Физические основы гемодинамики.

· Тема занятия : Молекулярные явления в жидкостях

· Цель занятия : Рассмотреть влияние поверхностного натяжения, явлений смачивоемости и капиллярности на протекание процессов жизнедеятельности в организме

Теоретические вопросы :

1. Особенности молекулярного строения жидкостей.

2. Поверхностное натяжение, единицы измерения коэффициента поверхностного натяжения.

3. Явления смачивания и несмачивания. Капиллярные явления. Давление Лапласа. Газовая эмболия.

4. Поверхностные явления в альвеолах. Сурфактант.

5. Методы измерения коэффициента поверхностного натяжения .

· Практически выполнить:

Лабораторная работа: «Определение поверхностного натяжения методом измерения максимального давления в пузырьке воздуха».

Цель: Освоить методику определение поверхностного натяжения жидкостей по методу Ребиндера, исследовать температурную зависимость поверхностного натяжения жидкостей.

· Литература

1. Ремизов А.Н. Медицинская и биологическая физика. – М.: Высшая школа, 1996.

2. Горский Ф. К., Сакевич Н.М. Физический практикум. – М высшая школа, 1980

3. Конспект лекций

4. Методическая разработка кафедры.

· Самостоятельно решить задачи

№№ 2.120; 2.121; 2.122; 2.123.

Ремизов А.Н. Сборник задач по мед. И биологической физике. – М.: Высшая школа, 1987.

Занятие №16 (Л, П, И)

· Тема раздела : Основы биомеханики

· Тема занятия : Ìеханические свойства биологических тканей.

Цель занятия : Изучить основные механические свойства тканей. Знать их значение в реализации функций различных органов.

Теоретические вопросы:

1. Деформации и их виды. Закон Гука для упругих деформаций.

2. Механические свойства биотканей (мышечная и костная ткани, кровеносные сосуды).

3. Механические модели биообъектов.

4. Молекулярные основы упруго-эластических свойств биообъектов. Активное и пассивное напряжение мышц.

5. Сочленения и рычаги в опорно-двигательном аппарате человека.

6. Механическая работа человека. Эргометрия.

· Практически выполнить:

Лабораторная работа: «Определение модуля упругости кости по изгибу».

Цель: Осуществить проверку выполнения закона Гука для костной ткани. Определить численное значение модуля упругости кости.

· Литература

1. Ремизов А.Н. Медицинская и биологическая физика. – М.: Высшая школа, 1996.

2. Горский Ф. К., Сакевич Н.М. Физический практикум. – М высшая школа, 1980

3. Конспект лекций

4. Методическая разработка кафедры.

· Самостоятельно решить задачи

№№ №№ 2.125-2.128

Ремизов А.Н. Сборник задач по мед. И биологической физике. – М.: Высшая школа, 1987.

Занятие №17 (Л, П, И)

* Тема раздела : Термодинамика и энергетика биологических систем.

* Тема занятия : Биоэгнергетика. Первое начал, второе начала термодинамики и живые организмы.

* Цель занятия: Знать основные понятия и положения термодинамики, уметь интерпретировать их применительно к энергообмену в биологических системах.

Теоретические вопросы:

1. Термодинамика и предмет ее изучения. Биоэнергетика, биотермодинамика.

2. Основные понятия и исходные положения термодинамики.

3. Первое начало термодинамики и его применение к живым системам.

4. Энерготраты организма. Теплопродукция организма как следствие необратимости реальных процессов. Первичная и вторичная теплота организма.

5. Тепловой баланс организма. Способы теплообмена. Термометрия и калориметрия.

6. Второй закон термодинамики. Энтропия и её свойства.

7. Термодинамические потенциалы и их физический смысл.

8. Стационарное и равновесное состояния открытой термодинамической системы. Организм как открытая система. Теорема Пригожина.

· Практически выполнить:

Лабораторная работа: «расчет килородного обеспечения организма в зависимости от эффективности энергообмена»

Цель работы: на основе эмпирических формул произвести расчет некоторых энергетических параметров организма. По результатам вычислений построить график зависимости объема кислорода, потребляемого организмом, от энерготрат организма.

· Литература

1. Ремизов А.Н. Медицинская и биологическая физика. – М.: Высшая школа, 1996.

2. Конспект лекций

3. Губанов Н.И., Утепбергенов А.А. Медицинская биофизика. – М.: Высшая школа, 1978.

4. Методическая разработка кафедры.

· Самостоятельно решить задачи

№№ №№3.1, 3.4, 3.8, 3.17

Ремизов А.Н. Сборник задач по мед. И биологической физике. – М.: Высшая школа, 1987.

· Медико-психологический факультет

Занятие №1 (МПС)

* Тема раздела : Введение в медицинскую информатику

* Тема занятия: Введение в лабораторный практикум по информатике.

* Цель занятия: Ознакомить студентов с организацией проведения и задачами, стоящими перед ними во время выполнения лабораторных работ, а так же с правилами техники безопасности при работе с компьютерной техникой. Тестовая оценка знаний по математике и физике нового набора студентов для адаптации учебной программы к их уровню знаний.

* Теоретические вопросы:

4. Задачи, решаемые во время проведения лабораторных занятий по информатике.

5. Организация проведения занятий на кафедре.

6. Правила техники безопасности при работе с компьютерной техникой.

* Практически выполнить:

Практическая работа: Тест для оценки исходного уровня знаний физико-математического профиля.

Занятие №2 (МПС)

Тема раздела : Введение в медицинскую информатику

Тема занятия: Базовые понятия информатики.

* Цель занятия: Усвоить исходные (базовые) понятие информатики: информация, информационные процессы, информатика, информационные технологии, единицы измерения количества информации.

* Теоретические вопросы:

7. Информация. Роль информации в жизни человека и общества.

8. Содержание и формы представления информации.

9. Информационные процессы. Средства обработки информации.

10. Информатика. Единицы измерения информации.

11. Измерения объема информации в компьютерной технике.

12. Роль информации и информационных процессов в медицине и здравоохранении.

* Практически выполнить:

* Лабораторная работа: Основы пользовательского

интерфейса с IBM ПК .

Цель работы:

  1. усвоить порядок включения/выключения персонального компьютера и компьютерного периферийного оборудования;
  2. получить практический навык работы с клавиатурой в среде компьютерного клавиатурного тренажера “Соло на клавиатуре”

· Литература

1. Конспект лекций.

Занятие №3 (МПС)

Тема раздела : Основы пользовательского интерфейса в среде Windows

* Тема занятия: Элементы рабочего стола. Окно Windows . Операции с окнами.

* Цель занятия: Ознакомиться с основными понятиями ОС Windows: рабочий стол, фон рабочего стола, ярлык, папка, документ, окно и операциями над ними.

* Теоретические вопросы:

1. Рабочий стол Windows и его элементы.

2. Объекты Windows : папка, ярлык, документ. Операции с объектами Windows .

3. Окно Windows и его элементы. Операции с окнами.

* Практически выполнить:

· Лабораторная работа : «Элементы рабочего стола. Окно Windows . Операции с окнами.

· Цель: Получить практический навык работы с объектами Windows , окнами и элементами рабочего стола

·

· Литература

1. Басалыга В.И. и др. Основы компьютерной грамотности. Изд. 3-е перераб. и доп. –Мн.: НТЦ «АПИ», 2001

Занятие №4 (МПС)

Тема раздела : Основы пользовательского интерфейса в среде Windows

* Тема занятия: Меню Пуск и Справочная система. Стандартные Windows -приложения: Блокнот, WordPad , Paint , Калькулятор

* Цель занятия: Ознакомиться с меню Пуск и Справочной системой Windows. Получить практический навык работы со стандартными Windows-приложениями.

* Теоретические вопросы:

1. Назначение меню Пуск и его команды.

2. Панель управления и настройки ПК на ее основе.

3. Справочная система Windows .

4. Стандартные Windows -приложения: Блокнот, WordPad , Paint , Калькулятор.

* Практически выполнить:

· Лабораторная работа : «Меню Пуск и Справочная система Windows . Стандартные приложения Windows »

· Цель: Ознакомиться сменю команд Пуск и настройками ОС Windows на основе Панели управления. Получить практический навык работы со стандартными приложениями Windows .

· Литература

1. Басалыга В.И. и др. Основы компьютерной грамотности. Изд. 3-е перераб. и доп. –Мн.: НТЦ «АПИ», 2001.

Занятие №5 (МПС)

Тема раздела : Основы пользовательского интерфейса в среде Windows

Тема занятия : Файловый менеджер Windows Explorer

* Цель занятия: Ознакомиться с назначением и функциональными возможностями файловых менеджеров. Получить практический навык работы с файловым менеджером Windows Explorer.

* Теоретические вопросы:

1. Назначение и функциональные возможности файловых менеджеров. Популярные файловые менеджеры (Norton Commander, Explorer, Far- менеджер , Windows Commander).

2. Окно файлового менеджера Windows Explorer. Панель команд, панель инструментов, рабочие панели.

3. Настройки Windows Explorera.

4. Управление объектами (дисками, папками и ярлыками) в среде Windows Explorera .

* Практически выполнить:

· Лабораторная работа : «Файловый менеджер Windows Explorer – основы практического применения»

· Цель: Ознакомиться с элементами и настройками окна Windows Explorer . Получить практический навык работы с объектами Windows в среде файлового менеджера Windows Explorer .

· Литература

1. Басалыга В.И. и др. Основы компьютерной грамотности. Изд. 3-е перераб. и доп. –Мн.: НТЦ «АПИ», 2001.

2. Методические материалы к занятию.

Занятие №6 (МПС)

Тема раздела : Windows -приложения

* Тема занятия: Технология обработки информации в среде текстового редактора MS Word : основы практического применения

* Цель занятия: Ознакомиться с назначением и функциональными возможностями текстовых редакторов в целом и редактора Microsoft Word 2000 в частности. Изучить назначение элементов окна MS Word и панелей Стандартная, Форматирование. Получить практический навык работы по загрузке текстового редактора, созданию и сохранению документа Word.

* Теоретические вопросы:

1. Назначение текстовых редакторов.

2. Основные характеристики и функциональные возможности текстового редактора Microsoft Word .

3. Окно MS Word и его элементы.

4. Меню команд, панели Стандартная, Форматирование.

5. Создание, открытие и сохранение документа Word на ВЗУ.

* Практически выполнить:

· Лабораторная работа : "Технология обработки информации в среде MS Word : ввод и редактирование информации "

· Цель: Ознакомиться с назначением элементов окна MS Word. Получить практический навык по созданию, редактированию и сохранению документов в среде MS Word.

· Литература

  1. Басалыга В.И. и др. Основы компьютерной грамотности. Изд. 3-е перераб. и доп. –Мн.: НТЦ «АПИ», 2001.
  2. Методические материалы к занятию.

Занятие №7 (МПС)

Тема раздела : Windows -приложения

* Тема занятия: Технология обработки информации в среде текстового редактора MS Word : форматирование документов

* Цель занятия: Ознакомиться с понятием форматирования документа

* Теоретические вопросы:

1. Понятие о форматировании документа.

2. Форматирование символов (тип шрифта, размер, очертание, цвет, выделение цветом, положение символа относительно других символов строке и т.д.).

3. Абзацы, междустрочные интервалы, выравнивание текста в пределах строки.

4. Работа с нумерованными и маркированными списками.

5. Создание буквицы в начале абзаца.

6. Вставка специальных символов и знаков.

7. Нумерация страниц и колонтитулы

8. Вставка разрывов документа

9. Создание таблиц.

10. Предварительный просмотр документа.

* Практически выполнить:

· Лабораторная работа : "Технология обработки информации в среде MS Word : форматирование документов "

· Цель: Ознакомиться с операцией форматирования документа MS Word. Получить практический навык по форматированию документов в среде MS Word.

· Литература

  1. Басалыга В.И. и др. Основы компьютерной грамотности. Изд. 3-е перераб. и доп. –Мн.: НТЦ «АПИ», 2001.
  2. Методические материалы к занятию.

Занятие №8 (МПС)

Тема раздела : Windows -приложения

* Тема занятия: Технология обработки информации в среде текстового редактора MS Word : Работа с несколькими окнами. Набор формул. Создание надписей. Вставка таблиц, рисунков и других объектов

* Цель занятия: Ознакомиться с созданием и настройкой пользовательских панелей инструментов. Получить практический навык работы со встроенным редактором и формул и блоком WordArt. Научиться форматировать многоколоночный текст. Освоить технологию вставки в текстовый документ таблиц, рисунков, формул.

* Теоретические вопросы:

1. Понятие панели инструментов в MS Word . Стандартные панели.

2. Технология создания и редактирования пользовательской панели инструментов.

3. Встроенный редактор формул: основы создания и редактирования формул.

4. Блок создания надписей WordArt и его применение.

5. Технология вставки в документ рисунков из файла.

6. Вставка в документ колонтитулов, сносок, примечаний и другой справочной информации.

* Практически выполнить:

* Лабораторная работа : "Технология обработки информации в среде MS Word : Работа с несколькими окнами. Набор формул. Создание надписей. Вставка таблиц, рисунков и других объектов "

· Цель: Ознакомиться с технологией создания и настройкой пользовательских панелей инструментов. Получить практический навык набора формул и создания рисунков всреде MS Word. Освоить технологию создания текста сложной конфигурации инструментовпользова

· Литература

1. Басалыга В.И. и др. Основы компьютерной грамотности. Изд. 3-е, перераб. и доп. –Мн.: НТЦ «АПИ», 2001.

2. Методические материалы к занятию.

Занятие №9 (МПС)

* Тема раздела : Windows-приложения

* Тема занятия: Технология обработки информации в среде Microsoft Excel: Основы практического применения.

* Цель занятия: Ознакомиться с назначением и функциональными возможностями электронных таблиц. Познакомиться с назначением элементов окна. Получить практический навык по вводу числовой и текстовой информации в среде Microsoft Excel, использованию формул и построению графиков.

* Теоретические вопросы:

  1. Назначение и функциональные возможности электронных таблиц (табличных процессоров). Электронные таблицы Microsoft Excel.
  2. Элементы окна в среде Microsoft Excel.
  3. Понятие рабочей книги и листа. Организация листов в рабочей книге.
  4. Элементы структуры листа: ячейки, линии сетки, заголовки строк и столбцов.
  5. Порядок ввода числовой и текстовой информации в среде Excel .
  6. Операции с ячейками рабочей книги (выделение, копирование, перемещение, форматирование)

* Практически выполнить:

· Лабораторная работа : Введение в обработку информации в среде Microsoft Excel: создание таблицы, редактирование и форматирование таблицы, операции с ячейками и рабочими листами.

· Цель работы: Ознакомиться с основными понятиями пользовательского интерфейса в среде Microsoft Excel for Windows. Получить практический навык по вводу и редактированию числовой и текстовой информации, научиться манипулировать ячейками и рабочими листами в среде Microsoft Exсel.

· Литература

1. Басалыга В.И. и др. Основы компьютерной грамотности. Изд. 3-е, перераб. и доп. –Мн.: НТЦ «АПИ», 2001.

2. Методические материалы к занятию.

Занятие №10 (МПС)

* Тема раздела : Windows-приложения

* Тема занятия: Технология обработки информации в среде Microsoft Excel: численные и статистические расчеты, построение графиков и диаграмм.

* Цель занятия: Ознакомиться с возможностями электронных таблиц по созданию графиков и диаграмм, а так же по численным и статистическим расчетам. Получить практический навык организации и проведения численных расчетов с помощью встроенных и конструируемых пользователем формул в среде Microsoft Excel. Уметь применять формулы для базового статистического анализа и создания объектов презентационной графики.

* Теоретические вопросы:

1. Понятие формулы в среде MS Excel . Ввод и редактирование формул, конструируемых пользователем.

2. Адреса ячеек: абсолютные и относительные ссылки.

3. Встроенные стандартные функции Excel . Понятие Мастера функций. Последовательность действий при расчетах с помощью встроенных функции.

4. Базовый статистический анализ в среде MS Excel .

5. Диаграммы и графики в среде MS Excel . Мастер диаграмм. Создание объектов презентационной графики.

* Практически выполнить:

· Лабораторная работа : Введение в обработку информации в среде Microsoft Excel: Численные и статистические расчеты. Построение графиков и диаграмм.

· Цель работы: Ознакомиться с последовательностью действий по вводу и редактированию встроенных и пользовательских формул. Получить практический навык численных и статистических расчетов, научиться создавать и редактировать объекты презентационной графики в среде Microsoft Excel

· Литература

1. Басалыга В.И. и др. Основы компьютерной грамотности. Изд. 3-е, перераб. и доп. –Мн.: НТЦ «АПИ», 2001.

2. Методические материалы к занятию.

Занятие №11 (МПС)

* Тема раздела : Windows-приложения

* Тема занятия: Технология обработки информации в среде Microsoft Excel: работа с базами данных.

* Цель занятия: Ознакомиться с возможностью создания базы данных в среде Microsoft Excel. Получить практический навык по обработке информации в списках в среде Microsoft Excel, применению логических функций.

Теоретические вопросы:

  1. Создание списка (базы данных в виде таблицы, разделенной на столбцы-поля и строки-записи).
  2. Форматирование ячеек.
  3. Использование стандартных функций из категорий Логические и Статистические.
  4. Сортировка данных.
  5. Использование автофильтра для поиска записей.
  6. Использование расширенного фильтра.
  7. Использование команды Итоги для организации списков.
  8. Создание сводных таблиц.
  9. Создание диаграмм с использованием данных сводной таблицы.

* Практически выполнить:

· Лабораторная работа: Технология обработки информации в среде Microsoft Excel: обработка информации в списках.

· Цель работы: Научиться создавать базу данных Microsoft Excel, форматировать данные, ознакомиться с возможностями Microsoft Excel сортировать, фильтровать списки, создавать сводные таблицы и строить диаграммы.

· Литература

  1. Басалыга В.И. и др. Основы компьютерной грамотности. Изд. 3-е, перераб. и доп. –Мн.: НТЦ «АПИ», 2001.
  2. Методические материалы к занятию.

Занятие №12 (МПС)

Тема раздела : Windows -приложения

* Тема занятия: Основы архивации данных. Компьютерные вирусы и антивирусные средства.

* Цель занятия: Ознакомиться с назначением и функциональными возможностями утилит архивации данных и компьютерных средств противовирусной обороны. Получить практический навык работы по архивации данных в среде архиватора WinRar, с популярным антивирусным пакетом Касперского AVP.

* Теоретические вопросы:

1. Задачи, решаемые при архивации данных.

2. Общие принципы работы архиваторов. Основные параметры оценки архиваторов.

3. Функциональные характеристики архиватора WinRar . Виды архивов, поддерживаемых WinRar `ом.

4. Понятие о компьютерных вирусах. Виды компьютерных вирусов.

5. Средства противовирусной обороны.

* Практически выполнить:

· Лабораторная работа : "Основы архивации данных в среде архиватора WinRar ", "Основы практического применения антивирусного пакета AVP "

· Цель: Ознакомиться с пакетами WinRar (архиватор) и AVP (антивирусный пакет Касперского). Получить практический навык работы по архивации/разархивации данных, обнаружению и обезвреживанию компьютерных вирусов.

· Литература

1. Басалыга В.И. и др. Основы компьютерной грамотности. Изд. 3-е перераб. и доп. –Мн.: НТЦ «АПИ», 2001.

2. Конспект лекций

3. Методические материалы к занятию.

Занятие №13 (МПС)

Тема раздела : Основы медицинской информатики

Тема занятия: Эволюция средств вычислительной техники. Структурная организация персональных компьютеров (ПК).

* Цель занятия: Ознакомиться с историей создания и развития средств вычислительной техники вообще и ПК в частности. Знать физическую и логическую структуру современных ПК, основные устройства ПК, их характеристики и их стандарты.

* Теоретические вопросы:

1. Эволюция средств ВТ. Типы ЭВМ.

2. Поколения ЭВМ. И их характеристики.

3. История создания и развития ПК. Виды ПК.

4. Перспективы и тенденции в развитии ПК.

5. Физическая структура ПК

6. Логическая структура ПК (классическая и современная).

7. Основные устройства ПК и их характеристики:

a. Микропроцессор;

b. Локальные шины и их стандарты;

c. Средства расширения ( SCSI и IDE -интерфейсы);

d. Современные внешние интерфейсы ( USB , Firewire );

e. ОЗУ и ПЗУ;

8. Устройства ввода информации и их характеристики:

a. Клавиатура;

b. Манипуляторы (мышь, дожойстик, трекбол, тачпад);

c. Сканеры;

9. Устройства вывода информации и их характиристики:

a. Дисплеи и дисплейные адаптеры;

b. Печатающие устройства;

c. Звуковые карты (аудиоадаптеры)

d. Цифровые фото- и видеокамеры.

* Практически выполнить:

Компьютерный тест по теме «Эволюция средств вычислительной техники. Структурная организация Персональных компьютеров (ПК)».

· Литература

1. Конспект лекций.

Занятие №14 (МПС)

Тема раздела : Основы медицинской информатики

* Тема занятия: Системное и прикладное программное обеспечения персональных компьютеров

* Цель занятия: Ознакомиться с программным обеспечением для ПК и его классификацией. Знать назначение и функциональные возможности современного системного и прикладного программного обеспечения.

* Теоретические вопросы:

6. Структура программного обеспечения ПК: операционные, сервисные, инструментальные системы, коммуникационные системы и системы технического обслуживания ПК, прикладные системы.

7. Операционные системы для ПК, их назначение. Стандарты ОС для ПК (СР/М, MS DOS, OS/2, Unix). Особенности и основные характеристики современных графических операционных сред Windows 9х и Windows 2000.

8. Назначение, классификация и основные характеристики современного сервисного ПО (интерфейсных систем, оболочек ОС, утилит).

9. Назначение и классификация инструментальных систем в составе ПО ПК. Языки программирования и их характеристики.

10. Назначение и краткая характеристика систем технического обслуживания ПК.

11. Прикладное программное обеспечение и его назначение:

· Системы управления базами данных.

· Электронные таблицы.

· Текстовые редакторы.

· Интегрированные системы.

· Издательские системы.

· Экспертные системы.

· Электронные словари и системы компьютерного перевода.

· Системы оптического распознавания текста.

· Математические пакеты.

· Средства работы с графикой.

* Практически выполнить:

Компьютерный тест по теме « Системное и прикладное программное обеспечения персональных компьютеров».

· Литература

1. Конспект лекций

Занятие №15 (МПС)

Тема раздела : Основы медицинской информатики

* Тема занятия: Основы файловой организации данных

* Цель занятия: Ознакомиться физическим устройством и принципами функционирования накопителей на магнитных дисках. Знать основы файловой организации данных на ПК.

* Теоретические вопросы:

1) Внешние запоминающие устройства и их характеристики (НГМД, НМД, НОД, DVD -диски, НМЛ).

2) Физическое устройство накопителей на магнитных дисках (НМД).

3) Интерфейсы, поддерживаемые современными НМД.

4) Логическая структура жесткого магнитного диска для хранения информации.

5) Основные понятия файловой системы (ФС):

a) Основные стандарты современных ФС;

b) Файл: имя, тип и атрибуты;

c) стандартные типы файлов;

d) групповые имена (шаблоны) файлов;

e) Каталог;

6) Объекты Windows : документ, папка, ярлык.

* Практически выполнить:

Компьютерный тест по теме «Основы файловой организации данных».

· Литература

1.