Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 21

 

Поиск            

 

«Валютное регулирование в рф»

 

             

«Валютное регулирование в рф»

Федеральное бюро по образованию

Московская Государственная Юридическая Академия

Кафедра финансового права

По дисциплине: «Финансовое право»

На тему: «Валютное регулирование в РФ»

Выполнил:

Проверил:­­­­­­­

Москва 2009 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ……………………………………………………….……..4

Основная часть

§1. История правового регулирования в России…………………….7

§2. Валютное регулирование после принятия нового

ФЗ «О валютном регулировании и валютном

контроле в РФ» в 2003 г……………………………..…………...10

§3. Ответственность за нарушение актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования…….18

Заключение ……...…………………………………………............22

Использованная литература …………...……………………...24

Введение

Обычно, написание введения для курсовой работы начинают с общих слов, вроде, «тема моей курсовой затрагивает важнейшую сферу деятельности государства», потом в поверхностно описывают саму тему. Я же предпочел начать свою работу с постановки конкретного вопроса: почему я выбрал именно эту тему и отказался от традиционного вступления?

Ответ на мой вопрос достаточно очевиден и актуален сегодня потому, что, косвенно, выбранную мной тему изучают миллионы людей – от профессиональных экономистов, финансистов, политиков до простого человека, который только недавно узнал, чем отличается понятие «Банк России» от понятия «банк России».

В этой работе я рассматриваю валютное регулирование в весьма важном аспекте, которое оно приобретает в связи с нарастающим финансовым кризисом или кризисом ликвидности во всем мире, вообще, и в России, в частности.

Именно, этот кризис показал, насколько важное место занимает валютное регулирование в современном мире. Например, я с удивлением для себя отметил, что в современных условиях неважно, какого уровня развитие государства, в котором ты живешь, насколько оно сильно в военно-политическом и экономическом смысле, - все эти, еще недавно определяющие признаки, сейчас не значат ровным счетом ничего потому, что, если экономическое цунами накроет мир, то оно накроет его полностью и никакие военно-политические возможности этому противостоять не смогут (что и показал нынешний кризис).

Остается одно средство: бороться с экономическими трудностями экономическими же методами. А раз экономика стала глобальной и существует только за счет циркуляции огромного потока капитала, - то и экономические меры, в большей своей степени, должны быть направлены на регулирование притока и оттока этого самого капитала.

Вот тут-то и всплывает экономико-правовой институт правового регулирования – один из важнейших элементов ведения внутренней и внешней экономической политики в государстве.

Регулирование движения капитала – это одно из главных направлений государственного воздействия на экономику, так как, именно оно, способствует притоку валютных ресурсов в страну, увеличивает внутренние инвестиции, которые позволяют заполнять тот финансовый вакуум, который государство создает своими протекционистскими действиями (ограничение на участие иностранцев в важных секторах экономики), и, главное, на что все эти действия направлены - поддерживает макроэкономическую стабильность в масштабах страны.

Что же это такое: правовое регулирование как экономико-правовой институт?

Если рассматривать с правовой точки зрения, то правовое регулирование как институт – это обособленная группа юридических норм, регулирующих однородные общественные отношения (в данном случае, валютные) и входящих в соответствующую отрасль права.

Это совокупность мер, которая реализуется государственными органами для формирования и постоянного совершенствования валютной системы страны. При этом, учитываются структурные принципы мировой валютной системы (в современных условиях это делается еще и для обеспечения валютной стабильности и эффективного функционирования механизма валютно-финансовых взаимоотношений с другими странами.[1]

С экономической точки зрения, этот институт выступает, прежде всего, как экономический регулятор активности на рынке, где любой экономический субъект (государство­, хозяйствующий субъект, гражданин) выступает в качестве продавца или покупателя. Каждый из них имеет свои финансовые интересы. При совпадении интересов происходит акт купли-продажи валютных ценностей. В связи с этим возникает необходимость валютного регулирования внутри государства.

Валютное регулирование по своей сути – это мера ограничительного характера, и я не нахожу в этом никакого негативного смысла. Так, по данным МВФ за 2008 год почти 80% его членов использовали различные ограничительные меры, – основной из которых является валютное регулирование. Интересной особенностью применения таких мер является то, что страны с развитой рыночной экономикой устанавливают валютные ограничения на движение капитала, связанного с прямыми инвестициями, а в странах развивающихся – это, прежде всего, ограничения на движение капитала по спекулятивным операциям.[2]

Для того, чтобы правильно проводить валютную политику жизненно необходимо создавать и устанавливать такие правовые нормы, которые будут не просто регулировать валютное взаимоотношения на внутреннем валютном рынке государства, но, и что самое важное, делать это эффективно, сообразно глобальной экономической конъюнктуре.

Не могу не отметить, что с последнего кризиса в 1998 году, валютный рынок как организатор движения валюты и валютных ценностей в России развивался невероятными темпами.

Еще пару месяцев назад можно было смело говорить о том, что валютный рынок России вышел-таки на качественно иной уровень развития.

Кто бы мог подумать, например, даже в 2000 году, что уже через каких-нибудь три-пять лет каждый гражданин (а не только производитель экспортной продукции или другой хозяйственный субъект) сможет получить свободный доступ к валютному рынку (я имею в виду деятельность Forex по обучению всех желающих игре на бирже), или, что за столь короткий срок будет создана банковская система с развитой инфраструктурой. И уж действительно никто не мог подумать, что эта система, развиваясь, настолько резво войдет в общемировой валютный рынок, что окажется перед угрозой коллапса после того, как за 10000 км от территории России рухнет рынок ипотеки.

Безусловно, то, что происходило с внутренним валютным рынком Российской Федерации требует глубоко анализа, но сейчас, по моему мнению, все это отошло на второй план потому, что гораздо важнее именно в кризисной ситуации, рассмотреть возможности защиты национального валютного рынка от колебаний мирового масштаба.

Важная роль в валютном регулировании принадлежит, безусловно, Центральному банку России, который представляет интересы государства (например, в отношениях с центральными и национальными банками иностранных государств, международными организациями (МВФ), другими финансово-кредитными учреждениями), заключает межбанковские соглашения.

К функциям Банка России законодательство относит: валютное регулирование и валютный контроль, через издание нормативных актов, проведение всех видов валютных операций, разработку сферы и системы обращения в стране иностранной валюты и ценных бумаг, регулирование курса рубля к валютам других стран, установление валютного коридора, выдача банкам лицензий, разрешающих осуществление валютных операций (ст. 4 ФЗ «О Центральном Банке РФ» от 27 июня 2002 года N 86-ФЗ)[3]

В свете кризисных явлений, а особенно из-за официальной девальвации курса рубля почти на 50%, встает вопрос о режиме валютного регулирования – должна ли это быть жесткая привязка курса рубля к определенному ЦБ уровню (недавно еще он составлял 24 рубля за один доллар США), либо же необходимо сдерживать падение курса национальной валюты, делая его снижение плавным (как делал ЦБ РФ в декабре-феврале 2008-2009 гг.), либо надо «отпустить» курс рубля и довериться рыночным механизмам определения его стоимости.

Кроме того, мне интересно дать комментарии к некоторым положениям ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле в РФ», ставшего основным материалом для написания этой работы.

Основная часть

§1. История правового регулирования в России

Прежде, чем приступить к освещению темы, считаю необходимым произвести краткий экскурс в недалекую историю, для того, чтобы сравнить методы валютного регулирования в СССР, России девяностых годов и сегодняшней России.

Многие годы валютная политика СССР не была объектом постоянных научных исследований. Причиной такого невнимания было то, что как форма государственной монополии валютная политика практически не имела характеристик политики, как таковой.

Внешнеэкономические связи СССР постоянно находились в режиме секретности, который помогал скрывать их низкую эффективность и многочисленные провалы в этой сфере.[4]

Если же говорить про отношение простого советского человека к валюте, то это можно сформулировать, как отношение к чему-то запретному и опасному, за что можно на долгие годы угодить за решетку.

Таким образом, главным принципом валютной политики СССР была абсолютная валютная монополия – такая монополия была постулатом: с ее помощью, как заявлялось, повышалась эффективность внешних сношений страны, государство могло регулировать эту сферу таким образом, чтобы экономика была защищена от отрицательных воздействий извне, обеспечивало эффективное регулирование и планирование состояния платежного баланса и распределения иностранной валюты в экономике. Это означало лишь одно - государство является единственным законным владельцем иностранной валюты, которая аккумулируется в одних руках и распределяется, соответственно, централизованно - по валютному плану (решения принимались непосредственно Советом Министров СССР, а отдельные министерства и ведомства имели достаточно ограниченную свободу действий в этой сфере, ограничиваясь незначительными техническими вопросами). И только государство имело исключительное право совершать операции с валютными ценностями и управлять золотовалютными резервами, принадлежащими ему.

На практике получалось так, что все хозяйствующие субъекты обязаны были держать валюту на счетах в Банке Внешнеэкономической Деятельности СССР (Внешэкономбанке СССР), и вся валютная политика СССР состояла в том, чтобы перераспределить валютную выручку и иностранные кредиты в полном соответствии с валютным планом, к управлению золотовалютными резервами, ведению переговоров о финансовых условиях торговых сделок и условий кредитования, и, конечно же, надзору за валютными операциями физических лиц, которые были ограниченны (у предприятий же таких операций вообще не могло быть).

Если разбить проведение валютной политики в СССР на этапы, то можно выделить следующие периоды:

- 1917 - 1921 гг. – это период валютного администрирования, названный "валютный военный коммунизм". Он характеризовался конфискациями и реквизицией валютных ценностей, а также установлением монополии Госбанка на проведение всех валютных операций. Это период заканчивается началом НЭПа.

- 1922 - 1926 гг. – начало валютного регулирования. Признаки НЭПа в условиях валютного регулирования: изменения в валютной политике страны. Так, в 1922 г. была отменена практика конфискаций и реквизиций валютных ценностей в пользу государства, разрешалось свободное распоряжение валютой и валютными ценностями. Кроме того, было легализовано открытие валютных счетов другими хозяйствующими субъектами.

- 1927 - 1985 гг. - "новый валютный военный коммунизм" или административная валютная политика. Она заключалась в распределении валютных ресурсов административными методами (уже упоминавшийся мной выше валютный план, а также единая валютная касса). Так, был установлен ввоза, пересылки и вывоза наличных денежных знаков.

В этот период, было сделано очень важное наблюдение. Экономика СССР, по факту, была отрезана от мирового рынка, но, как показала практика, такая изоляция не уберегла государство от неблагоприятных внешних влияний. Свидетельством тому была иррациональность процентных ставок и валютных курсов, как следствие, ценовые диспропорции и уязвимость перед лицом внешних ставок.

-1986 - 1991 гг. – «перестройка», выразившаяся в валютной сфере формированием новой валютной политики, а также глубоким реформированием государственной валютной монополии.

Реформирование начинается с принятием Правительством нескольких постановлений.[5] Их содержание ясно показывало желание и готовность упразднить государственную валютную монополию: так, предприятиям позволили оставлять определенную часть валютной выручки от экспорта товаров, работ и услуг.

Но реформирование, все же, было не таким глубоким, и основные изменения в валютной политике произошли после развала СССР, уже в другом государстве - Российской Федерации.

Можно, конечно, написать, что активная деятельность государства в этой сфере стала возможной по причине либерализации экономики в ходе ее реформирования, чему способствовал Указ Президента, в котором разрешилось всем зарегистрированным в установленном Законом порядке на территории РСФСР предприятиям и организациям независимо от форм собственности осуществлять внешнеэкономическую, в том числе и посредническую, деятельность (Указ Президента РСФСР №213 от 15.11.1991г. «О либерализации внешнеэкономической деятельности ведомств на территории РСФСР») Но, мне кажется, развитие внешнеэкономических связей не столько связано с либерализацией экономики, сколько с той экономической ситуацией, которая сложилась в России начала 90-х.

Если даже поверхностно проанализировать заявляемые причины, а именноо: реформирование экономической жизни страны, либерализация и переход к рыночной экономике, то сразу же можно задать вопросы, вроде, а зачем все это делать? Ведь, люди, говорящие именно о таким причинах, сами же указывают на то, что экономика СССР была достаточно отсталая, и ее продукция, в массе своей, была неконкурентоспособной, а единственной весомой статьей доходов была продажа углеводородного сырья, чем государство могло заняться лучше, чем частные собственники из-за необходимости крупных инвестиций в производство и обновление основных фондов. Тогда, получается, либерализация в этой сфере нужна была совсем по другим причинам.

Данные «позитивные» процессы привели, как известно, с одной стороны, к росту числа субъектов внешнеэкономической деятельности и к закономерному «бегству» капитала из страны, погрязшей в политических и экономических передрягах. Как следствие, большая часть валютной выручки субъектов внешнеэкономической деятельности перестала возвращаться в страну. Я не вижу в этом ничего странного потому, что «деньги любят тишину», так гласит экономический постулат, а значит, будут оседать на зарубежных банковских счетах в тех странах, где экономическая и политическая ситуация благоприятна для ведения бизнеса.

Государство отреагировало на это принятием в 1992 году Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле".[6] Он установил и дал определение основным понятиям, используемым в валютном законодательстве, определил принципы осуществления валютных операций в Российской Федерации, обозначил объекты и субъекты валютного контроля, права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, полномочия и функции органов валютного регулирования и валютного контроля, ответственность за нарушения валютного законодательства.

Но, все же, квинтэссенцию положений этого Закона составлял принцип: «Запрещено все, что не разрешено». Были усилены рычаги валютного регулирования и валютного контроля.

Оно осуществлялось непосредственно Правительством и Центральным Банком России.

По данным Центрального банка Российской Федерации, в период с 1996 по 2007 г. чистый вывоз капитала частным сектором составил 266,4 млрд. дол. США, из них, например, в 1997 г. – 18,2 млрд. дол. США; в 2000 г. – 24,8 млрд. дол. США[7]

Бегство капитала не содействовало пополнению валютных резервов России и стабилизации курса ее национальной валюты. Государство снова было вынуждено реагировать, и поэтому валютное законодательство было еще раз исправлено (в частности, был установлен порядок зачисления хозяйствующими субъектами на их счета в уполномоченные банки России иностранной валюты, полученной от проведения внешнеэкономических операций).

Кроме того, с 1 января 1994 года реализация гражданам на территории РФ товаров (работ, услуг) за наличную иностранную валюту была запрещена. При этом, расчеты между предприятиями и гражданами за покупаемые, последними, на территории РФ товары (работы, услуги) осуществлялись в национальной валюте – рублях, и иностранной валюте. Причем, это делалось во всех формах, принятых в международной практике (даже через оплату кредитными картами), за исключением расчетов в наличной иностранной валюте.

Мне кажется, это была адекватная реакция на нестабильность курса национальной валюты.

§ 2. Валютное регулирование после принятия ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле в РФ» от 21.11.2003 г

Принцип прежнего закона о валютном регулировании и контроле: «Запрещено все, что не разрешено!» был значительной помехой развитию внешнеторговых связей. Многочисленные согласительные процедуры и контроль со стороны бесчисленного количества органов порождал коррупцию и волокиту.

В новом федеральном законе о валютном регулировании и контроле эти ограничения стали менее распространены. Он отвечает требованиям либерализации валютного регулирования и валютного контроля. Сочетает в себе достаточностью ограничений и механизмов государственного регулирования. Он, конечно же, не идеален, но главное уже сделано – принцип: «Запрещено все, что не разрешено!», заменен на: «Разрешено все, что не запрещено!»

Дальнейшие законодательные инициативы должны рассматриваться исходя из практической эффективности их применения и соответствия основным целям валютного регулирования - поддержание стабильности курса национальной валюты, противодействия вывозу капитала недобросовестными участниками валютных отношений и т.д.

Так, например, Закон установил порядок открытия и режимы счетов, порядок проведения валютных операций – если он не установлен органами валютного регулирования или законодательством, то счета открываются, валютные операции и операции по счетам проводятся без ограничений (ст.6, 12 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле в РФ» от 21.11.2003 г. № 173-ФЗ)[8]

Помимо этого, ст. 3 Закона содержит принципы валютного законодательства. Они, с одной стороны, указывают на основные направления правового регулирования в этой сфере, а с другой стороны, могут быть применены как нормы прямого действия, если в Законе есть пробелы и неточности.

Теперь, считаю необходимым подробнее рассмотреть данный федеральный закон.

Он состоит из 5 глав (1. общие положения; 2. валютное регулирование; 3. репатриация резидентами иностранной валюты и валюты РФ и обязательная продажа части валютной выручки; 4. валютный контроль; 5. заключительные положения) и 28 статей.

В преамбуле Закона установлены цели, на достижение которых нацелен этот Закон. В нем прямо указано, что такими целями являются:

- обеспечение реализации единой государственной валютной политики;

- обеспечение устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка.

Из буквы Закона следует, что эти цели видятся законодателю, в виде «факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества».

По сути дела, законодатель указал на то, что будет добиваться предотвращения вывоза капитала за рубеж через создание нормальных политических социальных и экономических условий, которые бы позволили отечественному бизнесу работать в России, а также способствовали бы привлечению иностранных инвестиций.

К признакам, характеризующим данный Закон, стоит отнести:

– сужение рамок и условий, в границах которых могут быть введены ограничения для осуществления валютных операций (это касается открытия счетов, требования к резервированию и др.);

– законодательное закрепление переходного периода, в течение которого предусмотренные законопроектом ограничения будут действительны;

– и самое главное, по моему мнению, - либерализация системы валютного контроля (не смотря на то, что требования об обязательной репатриации валютной выручки в новом Законе сохранились;

Хотя в новый Закон внесены изменения и структурно он тоже претерпел некоторые доработки, но недостатком его осталось наличие большого количества норм, отсылающих к другим нормативно-правовым актам, а это говорит о рамочном характере законопроекта.
Так, например, стоит отметить, что недостатком Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" от 1992 года была его несостоятельность именно как законодательного акта прямого действия. И новый Закон не до конца ушел от этого. Это можно показать на основании статей 7 и 8, для реализации которых потребовалось издать множество подзаконных нормативно-правовых актов.

Такое количество отсылочных норм плохо еще и потому, что те же ст. 7 и 8 с 1 июля 2006 года прекратили свое действие, сделав Закон еще уже по своему содержанию и действию. По сути, большое количество отсылочных и диспозитивных норм, делает содержание Закона неопределенным, отдает его фактическую реализацию, так сказать, на откуп практике решения проблем Банком России и уполномоченными органами исполнительной власти РФ.

Можно было бы сказать в защиту этой практике следующее: «Если ст. 7 и ст. 8 не действуют с 2006г, то, можно сказать, что законодатель старается минимизировать количество отсылочных норм». Я считаю это оправданием «возвращения в 90-е» потому, что нетрудно предугадать, что и ЦБ РФ и другие органы государственной власти, постепенно, будут ужесточать требования (особенно, это актуально в период кризиса) и с легкостью могут «перегнуть палку» в угоду защиты государственного бюджета.

В новом Законе также попытались создать систему валютного законодательства. Эта попытка оформлена ст. 4 Закона, из которой следует, что система валютного законодательства состоит из неопределенного круга нормативно-правовых актов.

Сразу же хочется отметить, что попытка законодателя потерпела частичную неудачу, так как, исходя из содержания п. "ж" Конституции РФ, сфера валютного регулирования отнесена к ведению Российской Федерации. Подзаконные же акты федеральных органов исполнительной власти никак не могут быть «законодательными актами», а следовательно, не могут быть элементами системы валютного законодательства.

Кроме этого, Закон в п.1 ст. 5, вроде бы правильно, ограничивает предмет, который может быть урегулирован подзаконными актами и, на первый взгляд, правильно указывает на круг субъектов, которые имеют право принимать акты, регулирующие валютные отношения (я согласен с тем, что эти субъекты более конкретно, чем ЦБ РФ и Правительство обозначать было нельзя, в связи с частым переименованием органов исполнительной власти РФ). Но, как всегда, практика выявляет саму суть эффективности Закона, а суть состоит в том, что рамочный Закон – это, своего рода, ничего не значащий посредник, прикрываясь которым вполне реальные органы государственной власти могут творить «законы».

Все, что описано мной выше можно было бы объяснить несовершенством законодательной техники или трудностью положения в сфере регулирования, но ведь есть пример, и пример положительный, успешного регулирования системы отраслевых законодательных и подзаконных актов - ст. с 1 по 6 Налогового кодекса РФ.

Далее, в Законе предусматривается, что движение капитала по валютным операциям могут осуществляться без ограничений, и установлены исключения, предусмотренные статьями 7 и 8 (ныне не действуют) и ст. 11 указано, что эти ограничения направлены на предотвращение существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты Российской Федерации, а также для поддержания устойчивости платежного баланса Российской Федерации (ст.6) Исходя из этого положения, хочется отметить, что в Законе нет достаточно четких критериев, раскрывающих тем же органам валютного регулирования рамки установления ограничений, кроме: «указанные ограничения носят недискриминационный характер и отменяются органами валютного регулирования по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление». Что такое «недискриминационный характер», где его рамки, что под этим понятием понимать? Мне представляется, что это заведомо заложенная возможность, необоснованного и немотивированного установления порядка, который может отрицательно сказаться на инвестиционной привлекательности российской экономики и приведет к возвращению к ситуации 90-х годов.

Закон по-прежнему запрещает валютные операции между резидентами, хотя, в виде исключения приводятся случаи, когда они разрешены (ст.9)

Если говорить об этих случаях общо, то стоит указать, что исключения сопряжены с осуществлением деятельности, так или иначе связанной с международными отношениями (при реализации товаров и оказании услуг пассажирам в пути следования транспортных средств при международных перевозках, связанных с заключением и исполнением договоров с нерезидентами, договоров, связанных с перевозкой вывозимого из Российской Федерации или ввозимого в Российскую Федерацию груза, транзитной перевозкой груза по территории Российской Федерации, операций с внешними ценными бумагами) или служебной деятельностью за рубежом (оплата и (или) возмещение расходов физического лица, связанных со служебной командировкой за пределы территории Российской Федерации, операций, предусматривающих расчеты и переводы для осуществления деятельности дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации и иных официальных представительств Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, а также постоянных представительств Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях).

Учитываются и особенности, относящиеся к последствиям развала СССР (переводов физическим лицом - резидентом из Российской Федерации в пользу иных физических лиц - резидентов на их счета, открытые в банках за пределами территории Российской Федерации и, наоборот, переводов физическим лицом - резидентом в Российскую Федерацию со счетов, открытых в банках за пределами территории Российской Федерации, в пользу иных физических лиц - резидентов на их счета в уполномоченных банках).

Отдельно хочется отметить, возможность по Закону проводить операции, связанные с осуществлением обязательных платежей в федеральный бюджет, бюджет субъекта Российской Федерации, местный бюджет в иностранной валюте в соответствии с законодательством Российской Федерации. Как мне кажется, это выглядит немного странно потому, что в случае с федеральным бюджетом и бюджетом субъекта Российской Федерации понятно, что нет нужды государству самому себе же переводить иностранную валюту в национальную, но в отношении местных бюджетов это выглядит странно, ведь, по Конституции РФ они не входят с систему органов государственной власти (п. 2 ст. 132 Конституции РФ 12.12.1993 г.)[9]

Закон также определил организации, которые могут осуществлять валютные операции – это банки, получившие соответствующую лицензию от Банка России.

Вообще, о банках в Законе сказано достаточно много: резиденты и нерезиденты могут работать с валютой без ограничений только через соответствующие банки, банки же могут осуществлять операции с валютой только при получении лицензии на осуществление такой деятельности и в порядке, установленном ЦБ РФ. Так, купля-продажа иностранной валюты и чеков, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, может быть проведена только через уполномоченные банки (т.е. получившие соответствующую лицензию от ЦБ РФ).

Резидентам дано большее поле для деятельности. Так, они могут открывать вклады в иностранной валюте в зарубежных банках. Но Закон, в п. 2 ст.12, устанавливает контрольное ограничение - резиденты обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии) счетов (вкладов) и об изменении реквизитов счетов (вкладов), не позднее одного месяца со дня соответственно открытия (закрытия) или изменения реквизитов таких счетов (вкладов). При этом, Закон делит резидентов на юридических лиц и физических лиц по основанию предоставления отчетов о движении денег по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами. От предоставления таких отчетов освобождены физические лица и дипломатические учреждения. Хотя введение подобной нормы свидетельствует о либерализации валютного регулирования, экспертами неоднократно отмечались опасность значительного оттока капитала из РФ как следствия введения в действие указанной нормы, а также возможность возникновения серьёзных проблемы для национальной банковской системы.

В Законе установлены льготные условия для открытия счетов зарубежом для резидентов (открывают без ограничений), если страна, в банке которой открывается счет, состоит в Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ). Конкретизация положений Закона изложена в Письме ФНС РФ от 08.08.2006 г. «Об открытии (закрытии) резидентами счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами РФ».

Хотя в Законе установлено, что все операции с валютой и валютными ценностями должны проводиться через уполномоченные банки, но это, по самому же Закону, не отрицает возможность осуществлять определенные операции, минуя использование банковских счетов – это говорит о том, что законодатель понимает, что некоторые случаи могут потребовать большей мобильности валюты, точнее, наличной валюты. Таким образом, Закон позволяет лицам, осуществляющим операции с валютой быть более мобильными. Это доказывается положениями ст. 14 ФЗ, где для юридических лиц-резидентов установлен режим проведения валютных операций с физическими и юридическими лицами резидентами и нерезидентами без использования банковских счетов в уполномоченных банках. К числу валютных операций, которые могут быть проведены с физическими лицами относятся: расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличных рублях по договорам розничной купли-продажи товаров, при оказании физическим лицам - нерезидентам на территории Российской Федерации транспортных, гостиничных и других услуг, расчеты с физическими лицами-нерезидентами в наличной иностранной валюте и рублях за обслуживание воздушных судов иностранных государств в аэропортах, судов иностранных государств в речных и морских портах, а также при оплате нерезидентами аэронавигационных, аэропортовых и портовых сборов на территории Российской Федерации и иностранных государств, расчеты в иностранной валюте и рублях с находящимися за пределами территории Российской Федерации физическими лицами – резидентами и физическими лицами - нерезидентами по договорам перевозки пассажиров, по договорам перевозки грузов, перевозимых физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности).

Такой же режим действует для осуществления валютных операций с филиалами, представительствами и иными подразделениями юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, точнее, первой частью Гражданского Кодекса РФ от 30.11. 1994 г. №51-ФЗ[10]

(таким образом, если юридическое лицо-резидент открывает филиал или представительство за пределами РФ, оно может перечислять туда валюту, минуя банковские счета. И хотя это положение распространяется на отдельные операции, мне кажется, что это огромная «прореха», с помощью которой можно выводить деньги из страны.

Для физических лиц установлены несколько иные критерии, позволяющие избежать провода валюты и валютных ценностей через счета в уполномоченных банках. В общем, основное отличие можно провести по деятельности, которую осуществляет физическое лицо, – она не должна быть предпринимательской (передача физическим лицом - резидентом валютных ценностей в дар государству или супругу и близким родственникам, передача и получение их в порядке наследования, в целях коллекционирования единичных денежных знаков и монет, расчеты физических лиц в иностранной валюте в магазинах беспошлинной торговли, в пути следования транспортных средств при международных перевозках).

Но и эти критерии, как указал Центральный Банк РФ, обусловлены суммой перевода валюты или валютных ценностей (Указание ЦБ РФ от 30.03.2004 №1412-У «Об установлении суммы перевода физическим лицом –резидентом из РФ без открытия банковских счетов»)

Также, по моему мнению, еще одно весьма важное положение установлено все в той же ст.14, из которой следует, что резиденты могут осуществлять расчеты через свои банковские счета в любой иностранной валюте с проведением в случае необходимости конверсионной операции по курсу, согласованному с уполномоченным банком, независимо от того, в какой иностранной валюте был открыт банковский счет. Это очень важно именно для мобильности осуществления внешнеэкономической деятельности, если она, допустим, является сложносоставной (переводы в Африку, оттуда в Европу и в Россию в сфере реализации углеводородного или минерального сырья).

Охватывает Закон и деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг, которые обязаны открывать в уполномоченных банках специальные брокерские счета для учета денежных средств нерезидентов (ФЗ «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 г.№39-ФЗ)[11]

Отдельная статья в Законе посвящена ввозу и вывозу в Российскую Федерацию и из Российской Федерации валюты, валютных ценностей Российской Федерации и внутренних ценных бумаг (ст.15) Сутью этой статьи является то, что валюту, валютные ценности и внутренние ценные бумаги РФ можно вывозить из России беспрепятственно в рамках определенных сумм и при соблюдении требований таможенного законодательства Российской Федерации (Таможенный Кодекс РФ от 25.05.2003 №61)[12] В данном случае регулятором является таможенный документ в виде декларации (Постановление Правительства РФ от 27.11.2003 №715 «Об утверждении положения о порядке таможенного оформления товаров, перемещаемых через границу РФ физическими лицами для личного пользования»)[13] В Законе установлены основные принципы осуществления этих операций. В этом состоит отличие старого законодательства от нового.

Так, Закон устанавливает, что лицо может вывезти наличную валюту в сумме, эквивалентной 3000 долларов США, вообще без подтверждающих документов (то есть имеет полное право не уведомлять таможенные органы о вывозе этой суммы). При единовременном вывозе наличной валюты, превышающей в эквиваленте 3000 долларов США, - необходимо заполнить таможенную декларацию, в которой указывается какая сумма вывозиться (указывается вся сумма, а не та, которая превышает эквивалент в 3000 долларов США).

Вывозить можно до 10 000 долларов США или эквивалентную этой планке сумму в иной валюте. При этом, как указывается все в той же ст. 15 Закона не требуется представление в таможенный орган документов, подтверждающих, что вывозимая наличная валюта была ранее переведена или ввезена или приобретена в Российской Федерации.

Помимо этого, Закон не делает планку в 10 000 долларов США окончательной для вывоза физическими лицами-резидентами, -нерезидентами наличной валюты. Он устанавливает и исключения.

Так, в ч.2 ст.15 Закона говорится о том, что они могут вывозить валюту, дорожные чеки, внешние и (или) внутренние ценные бумаги в документарной форме, ранее ввезенные или переведенные в Российскую Федерацию, но при условии, что эта операция будет произведена в соответствии с таможенным законодательством и в рамках, указанных в таможенной декларации (Приказ ФТС РФ от 19.09.2008 №1150 «Об утверждении административного регламента ФТС по исполнению государственной функции принятия таможенным органом пассажирской таможенной декларации, поданной физическим лицом»)[14] или другом документе, который бы подтверждал их перевод или ввоз в Россию (например, снятие иностранной валюты данным лицом с текущего валютного счета (вклада) в уполномоченном банке, паспорт сделки).

Если же говорить не о вывозе наличной валюты, а о других валютных ценностях, то для них установлен тот же режим вывоза, что и для валюты – то есть их стоимость пересчитывается на доллары США и, в соответствии с получившийся суммой, определяется, есть ли необходимость заполнения таможенной декларации.

Стоит особо сказать об уже упоминавшемся мной паспорте сделки. Хотя это документ, служащий целям валютного контроля, но, все же, на практике его нередко используют, как регулятор. Итак, паспорт сделки (ст.20 Закона) - это документ учета и отчетности по валютным операциям между резидентами и нерезидентами. Сведения отражаются в паспорте сделки на основании подтверждающих документов, имеющихся у резидентов.

Существует два случая, при которых оформляется паспорт сделки:

1) если валютные операции осуществляются как платежи, за вывозимые с таможенной территории РФ или ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации товары, а также выполняемые работы, оказываемые услуги, передаваемую информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, по внешнеторговому контракту, заключенному между резидентом (юридическим лицом и физическим лицом — индивидуальным предпринимателем) и нерезидентом.

2) осуществление валютной операции по кредитному договору или договору займа. Действующими нормативными актами (Инструкция ЦБ РФ от 15.06.2004 г. №117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок»)[15] предусматриваются случаи, в которых оформление паспорта сделки не требуется (несмотря на то, что формально осуществляемые валютные операции подпадают под указанные выше группы). Если контракт заключен:

- между нерезидентами и физическими лицами — резидентами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, при осуществлении указанными резидентами валютных операций по контракту;

- между нерезидентом и кредитной организацией — резидентом;

- между нерезидентом и федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление валютных операций в соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» (Правительство РФ, ЦБ РФ, Минобороны (разведывательное подразделение));

- между нерезидентом и резидентом в случае, если общая сумма контракта (кредитного договора) не превышает в эквиваленте 5 тыс. долларов США по курсу иностранных валют к рублю, установленному Банком России на дату заключения контракта (кредитного договора) с учетом внесенных изменений и дополнений.[16]

§ 3. Ответственность за нарушение актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования

Об ответственности за нарушение актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования указывается в ст. 25 Закона. В ней законодатель отсылает нас к нормам других отраслей права.

Так, в соответствии с нормами финансового права за нарушения:

- порядка осуществления расчетов между резидентами и нерезидентами в валюте РФ,

- порядка приобретения и использования в РФ валюты РФ нерезидентами,

- вывоза и пересылки из РФ валюты РФ и ценных бумаг, выраженных в валюте РФ, а также ввоз и пересылка в РФ валюты РФ и ценных бумаг, выраженных в валюте РФ,

- порядка совершения сделок с драгоценными металлами, природными драгоценными камнями, а также жемчугом в РФ,

- порядка продажи и покупки иностранной валюты за валюту РФ,

- порядка перевода, вывоза и пересылки нерезидентами из РФ валютных ценностей.

За нарушение законодательства в этой сфере резиденты, включая, уполномоченные банки и нерезиденты несут ответственность в виде:

а) взыскания в доход государства всего полученного по недействительным сделкам;
б) взыскания в доход государства необоснованно приобретенного не по сделке, а в результате незаконных действий.

Законодательство устанавливает ответственность в виде штрафов в пределах суммы, которая не была учтена, была учтена ненадлежащим образом или по которой документация и информация не были представлены в установленном порядке, если не было:

- учета валютных операций,

- учет валютных операций велся с нарушением установленного порядка,

- не была представлена или не была своевременно представлена органам и агентам валютного контроля соответствующая документация и информация.
При повторном нарушении вышеуказанных положений, при невыполнении или ненадлежащем выполнении предписаний органов валютного контроля резиденты, включая уполномоченные банки, и нерезиденты несут ответственность в виде:

а) взыскания в доход государства вышеуказанных сумм, а также штрафов в пределах пятикратного размера этих сумм, осуществляемого Центральным банком Российской Федерации в соответствии с законами Российской Федерации;

б) приостановления действия или лишения резидентов, включая уполномоченные банки, или нерезидентов выданных органами валютного контроля лицензий и разрешений;
в) других санкций, установленных законодательством Российской Федерации.

Претворение в жизнь данных санкций производится по решению соответствующих органов валютного контроля, в том числе по решению, вынесенному на основании представления агентов валютного контроля.

При выявлении таможенными органами Российской Федерации в ходе осуществления валютного контроля нарушений валютного законодательства Российской Федерации, являющихся одновременно нарушениями таможенных правил либо правонарушениями, посягающими на нормальную деятельность таможенных органов Российской Федерации, лица несут ответственность в соответствии с таможенным законодательством (точнее в соответствии с КоАП РФ, о чем указала Федеральная таможенная служба. Она письмом от 12 февраля 2007 г. N 01-06/4703 для использования в практической деятельности направила Методические рекомендации по квалификации административных правонарушений, предусмотренных статьей 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Юридический интернет ресурс www.nalog.yuga.ru)

Административная ответственность за нарушение валютного законодательства предусмотрена сразу четырьмя частями ст. 15.25 КоАП РФ

1) осуществление валютных операций без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), либо с нарушением требований (условий, ограничений), установленных специальным разрешением (лицензией), а равно с использованием заведомо открытых с нарушением установленного порядка счетов резидентов в кредитных организациях за пределами Российской Федерации.

Это влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от одной десятой до одного размера суммы незаконной валютной операции.

2) невыполнение в установленный срок обязанности по ввозу на территорию Российской Федерации товаров, стоимость которых эквивалентна сумме уплаченных за них денежных средств, либо невозврат в установленный срок переведенной за эти товары суммы денежных средств. Отметим, что в этом случае речь идет о денежных средствах в сумме, не превышающей размер 5 миллионов рублей.

Это влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от одной десятой до одного размера суммы незаконной валютной операции. Если сумма невозврата превышает 5 миллионов рублей, то применяются нормы уголовного права, а именно статья 193 УК РФ.

3) нарушение установленного порядка зачисления на счета в уполномоченных банках выручки, причитающейся за экспортированные работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности.

Это влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере стоимости работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности, явившихся предметами административного правонарушения.

Это правонарушение по своей сути сходно со вторым административным правонарушением, однако, в данной части статьи речь идет уже не о товаре, а о работах, услугах и результатах интеллектуальной деятельности

4) несоблюдение установленного порядка ведения учета, составления и представления отчетности по валютным операциям, а равно нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов. Здесь имеются в виду нарушения порядка документального оформления валютных операций: неправильное составление паспорта сделки; неправильное ведение учетных карточек по сделкам; неправильное заполнение платежных документов; досрочное уничтожение документов, отражающих валютные операции; иные административные правонарушения.

Это влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от 400 до 500 минимальных размеров оплаты труда.

Уголовная ответственность по действующему уголовному законодательству наступает за:

- легализацию (отмывание) денежных средств, приобретенных незаконным путем;

- незаконное получение кредита;

- злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности;

- злоупотребления при выпуске ценных бумаг (эмиссии);

- изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг;

- изготовление или сбыт поддельных кредитных либо расчетных карт и иных платежных документов;

- незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга;

- нарушение правил сдачи государству драгоценных металлов и драгоценных камней;

- невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (согласно статье 193 УК РФ невозвращение в крупном размере из-за границы руководителем организации средств в иностранной валюте, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк Российской Федерации, наказывается лишением свободы на срок до 3 лет. При этом крупным размером признается сумма невозвращенных средств в иностранной валюте, превышающая 5 миллионов рублей).[17]

Заключение

Валютное регулирование является одним из приоритетных методов воздействий государства на экономику потому, что, используя этот инструмент, государство способно на международное движение валютных потоков, сглаживая чрезмерный приток или отток капитала из страны.

Россия, как страна – активный участник международных отношений с объемом внешнеторгового баланса в 60% от уровня ВВП и оборотом частного капитала в 37% от объема ВВП, и для нее развитие эффективной системы валютного регулирования является одним из наиболее важных направлений реформирования экономики.

Проведенные исследования позволили выделить четыре этапа в развитии валютного регулирования в России в течение периода 1991 – 2008 годов:

- становление валютного регулирования (1991-1996 гг.);

- совершенствования валютного регулирования (июнь 1996 – август 1998 г.);

- усиление валютного регулирования (август 1998 – 2001 г.);

- либерализация валютного законодательства (с 2002 по 2008).

Наиболее значимыми решениями для валютного регулирования стало то, что в новом Федеральном законе N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", точнее, в соответствии с положениями главы V Закона - "Заключительные положения", - с 1 января 2007 года были сняты следующие ограничения:

– регулирование Правительством РФ и Банком России валютных операций движения капитала;
– порядок купли-продажи иностранной валюты резидентами и нерезидентами;

– порядок открытия резидентами счетов в банках, расположенных на территории иностранных государств, не являющихся членами ОЭСР и ФАТФ;
– переводы резидентами средств на свои счета, открытые в банках за пределами РФ в порядке, устанавливаемом Банком России.

– порядок резервирования и возврата суммы резервирования;

В соответствии с положениями нового Закона обязательная продажа валютной выручки резидентов должна была осуществляться в размере, установленном Центральным банком РФ, но не свыше 30% от суммы.

Сейчас это положение отменено полностью.

Для сравнения - старое законодательство предусматривало обязательную продажу 50% валютной выручки резидентов от экспорта через уполномоченные банки в соответствии с порядком, установленным Банком России.

Снижение нормы обязательной продажи валютной выручки до 30%, сделало её менее обременительной для участников внешнеэкономической деятельности, но, в то же время, сохранить её как необходимую меру валютного регулирования, отмена же этого порога имеет негативную сторону медали. Теперь ЦБ РФ не ограничен никакими верхними планками и теоретически сможет поднять уровень обязательной продажи валютной выручки хоть до 100% и никаких юридических оснований ему мешать нет.

Таким образом, произошло снижение транзакционных издержек, выросла инвестиционная привлекательность российской экономики, стали активно развиваться внешняя торговля и финансовый рынок.

Но, кроме положительных моментов, у либерализации валютного регулирования есть и отрицательные стороны – это: увеличение объемов нелегального вывоза капитала.

Так, чистый вывоз частного капитала из России по итогам 2008 года достиг $129,9 млрд. Об этом свидетельствует опубликованная сегодня информация Центрального банка России.
Чистый вывоз капитала банковским сектором в 2008 году составил $57,5 млрд, а чистый вывоз капитала прочими секторами – $72,5 млрд.
В 1-м квартале 2008 года в России был зафиксирован чистый вывоз капитала в сумме $23,1 млрд, во 2-м квартале – чистый ввоз в сумме $41,1 млрд, в 3-м квартале – чистый вывоз в сумме $17,4 млрд. В 4-м квартале чистый вывоз капитала достиг $130,5 млрд. [18]

Еще одной отрицательной стороной стало то, что государство лишилось действенных рычагов, влияющих на движение спекулятивного капитала (начал надуваться финансовый пузырь). И самый большой недостаток, по моему мнению, заключался в том, что система валютного регулирования не соответствовала экономическому положению страны.[19]

Принятие нового Закона в 2003 году позволило систематизировать многочисленные нормативно-правовые акты (поправки, инструкции, положения) в рамках одного документа, однако практическая деятельность по применению законодательства о валютном регулировании свидетельствует о том факте, что утечка капитала из страны не преодолена. Причина тому, на мой взгляд, заключается не в неэффективности методов и средств валютного регулирования, а в коррумпированной среде, глубоко укоренившийся во всех сферах жизни государства. Вот и получается, что законные методы регулирования движения капитала отторгаются, вступая в противодействие с реальным положением дел.

Существуют многочисленные способы нелегального или полулегального оставления валютных средств за рубежом (занижение контрактных цен; использование оффшоров в отмывании «грязных денег» и др.).

Таким образом, получается, что новый федеральный закон о валютном регулировании отвечает требованиям либерализации валютного контроля, только та среда, в которой ему пришлось работать, органически отторгает все, что не может быть применимо к «правилам», которые установились в ней за последние полтора десятка лет. И никакая разумная достаточностью ограничений и механизмов государственного регулирования, никакой либерализм законодательства не будет иметь благотворное влияние, пока не будет решена основная проблема – изменен принцип деятельности государственных органов в этой сфере (в первую очередь, конечно, не будет минимизировано влияние коррупции на эту деятельность – я говорю лишь о минимизации потому, что не верю в то, что коррупцию можно искоренить).

Каковы мои предложения?

Необходимо применять качественно иной подход к регулированию валютных отношений. Уже сейчас ясно, что только инновационность регулирования спасет положение. По моему мнению, пришло время, когда бумажный документооборот, должен быть заменен на электронный в целях экономии времени. Возможно установление косвенного контроля за документооборотом между субъектами внешнеэкономической деятельности – например, электронные договоры могут проходить через сервер той же таможенной службы. И информация, указанная в договоре по объемам и оплате может сверяться с данными, поступающими с соответствующих таможенных постов, через которые следует груз и со счетов уполномоченных банков, через которые совершаются операции. Это значительно снизит необходимость собирать кучу документов, и сразу снизит транзакционные издержки (особенно, временные).

Ну, и конечно, максимальная прозрачность работы государственных органов в этой сфере.

Заканчивая свою работу, хочу отметить, что в условиях экономического кризиса, все недостатки валютного регулирования проявятся очень четко. Как это не цинично звучит, но кризис – благоприятное время для лечения «заболеваний» государства, которые во времена «благоденствия» не проявлялись вообще, или были едва заметны.

Использованная литература

1. Конституция РФ 1993 г.

2. ГК РФ от 30.11.1994 г.

3. ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле в РФ» от 21.11.2003

4. ФЗ «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 г.

5. Таможенный Кодекс РФ от 25.05.2003 №61

6. Закон РФ " О валютном регулировании и валютном контроле" от 9 октября 1992 г. №3615

7. ФЗ «О Центральном Банке РФ» от 27 июня 2002 года

8. Указ Президента РСФСР №213 от 15.11.1991г. «О либерализации внешнеэкономической деятельности ведомств на территории РСФСР»

9. Постановление Правительства РФ от 27.11.2003 №715 «Об утверждении положения о порядке таможенного оформления товаров, перемещаемых через границу РФ физическими лицами для личного пользования»

10. Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР №991 от 19.08.1986 г. «О мерах по совершенствованию управления внешнеэкономическими связями», «О дополнительных мерах по совершенствованию внешнеэкономической деятельности в новых условиях хозяйствования» №1074 от 17.09.1987г.

11. Постановления Совета Министров СССР № 1405 от 02.12.1988г. «О дальнейшем развитии внешнеэкономической деятельности государственных, кооперативных и иных общественных предприятий, объединений и организаций», №203 от 07.03.1989г. «О мерах государственного регулирования внешнеэкономической деятельности»

12. Инструкция ЦБР от 15.06.2004 г. N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок"

13. Федеральная таможенная служба письмом от 12 февраля 2007 г. N 01-06/4703 для использования в практической деятельности направила Методические рекомендации по квалификации административных

правонарушений, предусмотренных статьей 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

14. Приказ ФТС РФ от 19.09.2008 №1150 «Об утверждении административного регламента ФТС по исполнению государственной функции принятия таможенным органом пассажирской таможенной декларации, поданной физическим лицом».

15. Письмо ФНС РФ от 08.08.2006 г. «Об открытии (закрытии) резидентами счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами РФ»

16. Демерчян В.С. «Валютное регулирование движения капитала в РФ». Авто диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. С.- П. 2006

17. Айзенберг И.П. "Валютная политика СССР".- М.: Соцэкгиз, 1962

18. А. Сухарев. Большой юридический словарь, 2005г

19. Юридические интернет ресурсы www.nalog.yuga.ru, www.normas.ru

20. Официальный сайт Центрального банка РФ www.cbr.ru/statistics

21. Официальный сайт МВФ www.imf.org

22. Иные интернет ресурсы www.gazeta.ru, www.wikipedia.ru,


[1] А. Сухарев. Большой юридический словарь, 2005г. стр. 36

[2] www.imf.org

[3] СЗ РФ 15.07.2002, N 28, ст. 2790

[4] Айзенберг И.П. "Валютная политика СССР".- М.: Соцэкгиз, 1962

[5] Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР №991 от 19.08.1986 г. «О мерах по совершенствованию управления внешнеэкономическими связями», «О дополнительных мерах по совершенствованию внешнеэкономической деятельности в новых условиях хозяйствования» №1074 от 17.09.1987г.

Постановление Совета Министров СССР № 1405 от 02.12.1988г. «О дальнейшем развитии внешнеэкономической деятельности государственных, кооперативных и иных общественных предприятий, объединений и организаций», №203 от 07.03.1989г. «О мерах государственного регулирования внешнеэкономической деятельности»

[6] Закон РФ " О валютном регулировании и валютном контроле" от 9 октября 1992 г. №3615.

[7] www.cbr.ru/statistics

[8] СЗ РФ 15.12.2003, N 50, ст. 4859

[9] СЗ РФ, 26.01.2009, N 4, ст. 445

[10] СЗ РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301

[11] СЗ РФ №17, 22.04.1996, ст. 1918

[12] СЗ РФ 02.06.2003, N 22, ст. 2066

[13] СЗ РФ 01.12.2003, N 48, ст. 4683

[14] «Российская газета», № 223, 24.10.2008

[15] «Вестник Банка России», №36, 18.06.2004

[16] www.wikipedia.ru

[17] Юридический интернет ресурс www.normas.ru

[18] www.gazeta.ru/news/lenta/2009/01/13/n_1316910.shtml

[19]