Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 21

 

Поиск            

 

работа На тему: Экспрессивные синтаксические конструкции в современном газетном тексте

 

             

работа На тему: Экспрессивные синтаксические конструкции в современном газетном тексте

На тему:

Экспрессивные синтаксические конструкции в современном газетном тексте

Студентки второго курса вечернего отделения

Факультета журналистики МГУ

Тимушевой Елены Сергеевны

Москва МГУ 2003

Современное функционирование русского языка свидетельствует о возросшей роли разговорной речи в процессе становления новых тенденций в языке, и активизирует эти процессы СМИ. Большая часть истории синтаксиса газетно-публицистических произведений подробно описывается в книге Виталия Григорьевича Костомарова "Русский язык на газетной полосе". Сначала публицистические тексты были доступны не всем слоям населения. Газеты читали зажиточные сословия и интеллигенция. С отменой крепостного права возникла потребность читать газеты и в массовых сословиях, у которых возникла большая необходимость ориентироваться в различных сферах жизни. Но тогда язык публицистики был все же языком российской интеллигенции. В связи с чем газета перетерпела ряд изменений. Когда к власти пришел Ленин, публицистика снова реформировалась. Считалось необходимым сделать газетный текст ориентированным на "массы". Многие критиковали такую установку, считая, что нужно народ приблизить к культуре, а не культуру к народу. При строительстве коммунизма, был также провозглашено о том, чтобы в газету писали и простые рабочие, в том числе и о своей обыденной жизни. Таким образом, газетный стиль стал постепенно приближаться к стилю языка массовой аудитории. Сейчас мы можем разграничить СМИ на массовые и качественные. Массовые и качественные СМИ отличаются не только содержанием, но и лексикой, стилем, синтаксическими приемами.

Г.О. Винокур писал, что газетный текст в своей основе пишется по стандарту. Костомаров приводит доказательства того, что стандарт в газетно-публицистическом жанре переплетается с антистандартом, то есть экспрессивными конструкциями. Он рассматривал употребление газетных клише и экспрессивных конструкций только в непосредственной связи между собой. Сейчас мы можем сказать, что нередко бывает так, когда в рекламных текстах, рассчитанных на массовую аудиторию, стандарт может и отсутствовать. Так экспрессия часто используется с целью манипулирования.

Е. Курилович высказал мысль о том, что экспрессивность является движущей силой языкового развития (1). Публицистика, как активно развивающийся и меняющийся стиль, наиболее часто экспрессивна, так как имеет установку на преднамеренное воздействие. “Тенденция к экспрессии означает стремление публицистики к яркости формы выражения, характерных для языка художественной литературы и разговорной речи” (2), что влечет за собой усиление изобразительной силы сказанного и написанного.

Следует разделять экспрессивное и эмоциональное в языке и речи. Такое разграничение дает Е. М. Галкина-Федорук: “... выражение эмоции в языке всегда экспрессивно, но экспрессия в языке не всегда эмоциональна” (3). Отсюда следует, что понятие экспрессивного шире понятия эмоционального. “Эмоциональное значение связывается с нерасчлененной чувственной реакцией, в то время как экспрессивное связывается с вещественным значением; это усилительные оттенки, наслаивающиеся на основные” (4). *

Особенностью экспрессии как средства воздействия является ее заданность, преднамеренность, в то время как эмоция, являясь проявлением чувства, характеризуется непроизвольностью, непреднамеренностью.

Непропорциональное возрастание отдельных микросистем, ломка устойчивых языковых моделей, словообразовательная избыточность, неумеренные лексические перемещения от периферии к центру обнаруживаются именно и прежде всего в языке массовой печати. Костомаров также писал, что удачное нестандартное словосочетание, использованное журналистом, постепенно может превратиться в банальность, чего не происходит с синтаксическими экспрессивными конструкциями. Экспрессивные синтаксические конструкции активно представлены в современном русском языке. Следуя проведенным Н.С. Валгиной исследованиям, их распространение идет по возрастающей части - они становятся органичными в разных сферах общения. И это не случайно. Экспрессивно-синтаксические конструкции усиливают личностное начало речи, повышают ее диалогичность, снимают безликость и безадресность речи. Увеличивают качество спонтанности в речи и т.д.

Если учесть, что язык СМИ совмещает в себе функции сообщения и воздействия, "речевой стандарт и экспрессию", то понятным станет активное разрастание конструкций экспрессивного синтаксиса. В какой-то степени всему этому есть социальные причины -в связи с изменениями в жизни российского общества в 80-90-е годы ХХ века возросло психологическое неприятие официального бюрократического языка прошлого, расширился состав участников массовой коммуникации: новые слои населения приобщаются кроли ораторов, к роли пишущих в газеты и т .д. Меняются ситуации и жанры общения, активно развивается реклама. Все это живые процессы, и они не могли не сказаться на языке, в частности, на повышении роли аффективного в языке. Аффективное обычно трактуется как выражение отношения говорящего, сопровождаемое большим чувством* , поэтому экспрессивные конструкции выразительные, ярко передающие чувство, противополагаются интеллектуальным, логически четко построенным, с эксплицитно представленными синтаксическими связями, с последовательным расположением компонентов. Логическая, интеллектуальная сторона сообщения преобладает в информационных газетных жанрах; аффективная - в жанрах художественно-публицистических.

Одно и то же сообщение, одну и ту же реакцию на явление действительности можно оформить по-разному, с разной долей интеллектуального и аффективного начала.

Ср., например:

Лев Николаевич Михайлов был большой, рыжий и другой… Вот именно -- другой. И изменить его никак было невозможно. (Новая газета №22, 2003)

Лев Николаевич Михайлов был большой, рыжий и именно другой, которого никак невозможно было изменить.

В первом случае эмоциональное отношение, во втором - констатация факта.

Экспрессивность на синтаксическом уровне создается специфическими конструкциями, которые по порядку будут рассмотрены в моей работе.

На смену единому развернутому высказыванию с непрерывностью и последовательностью синтаксической связи, с вербально выраженными подчинительными отношениями приходит тип высказывания расчлененный, без ярко (словесно) выраженной синтаксической связи, с нарушением и прерыванием синтагматической цепочки.

Ну вот и прошел наш очередной ежегодный чемпионат по лепке снежных фигур "АиФ. Снеговик-2003". Пятый (юбилейный) оказался экстремальным. Такой мороз!…

(АиФ Москва №3 2003)

Часто расчлененность письменной речи создается именно за счет прерывания синтагматической цепочки путем увеличения длительности пауз между компонентами синтаксического построения, фиксируемых точками (вместо запятых). В результате общий облик современного синтаксического оформления текста резко меняется: фразы высказывания становятся более динамичными, актуализированными.

Суть работы проста. Получаешь задание, в котором четко оговорены: площадь стенда, технические пожелания и бюджет. Это единственное, в чем тебя ограничивают, в остальном – полная свобода.

(АиФ Москва №3 2003)

Такая сегментированность речи носит характер "разговорности". Так, разговорная речь в современном мире может быть и показателем внутреннего порядка (рост аналитических черт), и внешнего (расширение СМИ в сторону демократизации).

Расчлененность синтаксиса хорошо передается с помощью присоединительных и парцеллированных конструкций.

Присоединение обнаруживается в рамках самого предложения, а парцеллированное стоит после точки.

Ср.:

Его нашли – по запаху. (АиФ Москва №3 2003)

Его нашли. В собственном доме.

Отрыв от основного предложения, прерывистый характер связи в парцеллированных конструкциях, функция дополнительного высказывания, дающая возможность уточнить, пояснить, распространить, семантически развить основное сообщение, - вот проявления, усиливающие логические и смысловые акценты, динамизм, стилистическую напряженность. Парцеллированным может быть и подлежащее, и придаточное, и любой оборот (который, в не парцеллированном предложении выделялся бы запятыми). Представляя собой добавочное сообщение, парцеллят расширяет информативную сторону высказывания путем введения новых фактов, сведений, нового сообщения.

Тогда нам прислали ответ: "За семь месяцев отремонтировано 38% котельных, 48% тепловых сетей и заменено лишь 35% ветхих сетей". То есть еще летом было известно, что ситуация катастрофическая. (АиФ Москва №3 2003)

Личный вопрос: а что заставило две европейские державы выступить под пацифистским флагом? Тон в этой фронде явно задает Париж. Дает знать о себе многолетняя самостоятельная международная политическая позиция Франции… Отчасти сказывается боязнь населения… Нельзя сбрасывать со счетов и упомянутые экономические интересы Франции… А значит, французам необходимо прилагать максимум усилий.

(Итоги, 18 февраля 2003 год)

Дополнительная информация в парцелляте детализирует, расширяет сообщение, с чем связана и его обязательная постпозиция. Особенно популярны в газетном тексте конструкции, содержащие ряд последовательных парцеллятов.

От такой жизни он гол как сокол, у него нет имущества – только ордена и медали. За Афганистан, Таджикистан, Сумгаит, Приднестровье. И много-много раз за Чечню. (Новая газета, №22 2003)

Эффективные разговорные формы в публицистике – это прежде всего функционально разнообразные номинативы – препозитивные и постпозитивные. Большую группу составляют изолированные именительные. Изолированные номинативы не обладают признаком предложения. Они не выполняют коммуникативной функции, что свойственно номинативным предложениям, а служат компонентом двучленного построения.

Чувства. Это область пристального внимания ученых ("Неделя")

Наиболее четки и определены именительный представления, или именительный темы. Именительный падеж в таком употреблении определяется иногда как "именительный словесный". Он называет тему последующего сообщения. Это свойственно разговорной речи, потому что выступающий как бы думает, что сказать далее, проговаривая тему, на которую он собирается произнести соответствующую информацию. Поэтому, когда мы видим использование такого приема в газете, это придает тексту лаконичность и приближенность к настоящему моменту. Поэтому такой прием наиболее характерен для репортажа.

Номинативные предложения также широко распространены в публицистике. У них есть интонационная законченность, что придает тексту выразительность.

С помощью таких предложений можно кратко описать пейзаж или даже чувства, не увлекаясь стилем литературно-художественной прозы.

Позднее подмосковное утро. Хмурые лица офицеров, свободных от службы, на фоне такой же невеселой погоды, кляклый весенний снег у всех под ногами… Унылый пейзаж городка разведчиков-десантников 45-ого элитного полка ВДВ министерства обороны.

(Новая газета, №22 2003)

У постпозитивного номинатива функций может быть больше. Он дает возможность продолжить сообщение на заданную тему. Таким образом, один номинатив оказывается как бы окруженным двумя предложениями.

Кроме того, если у вас плохие зубы, у ваших детей зубы тоже будут менее устойчивыми к агрессии в полости рта. Пасты и щетки. Зубные пасты делятся на гигиенические, лечебные и профилактические.

(Новая газета, №22 2003)

Кстати, именительного падежа может и не быть, если его замещает какая-нибудь другая словоформа.

Изолированные номинативы не существуют отдельно от предложения, в отличие от обычных номинативных предложений:

Ночь. Улица. Фонарь. Аптека.

Существование изолированных именительных связано в русском языке с сегментированностью речи. Считается, что появлению сегментации предшествовали сначала номинативные предложения, затем антиципации (тема-повод) и партиципации (повод-тема).

Сегментированные конструкции – это отчетливо двучленные построения, в которых актуализируемая синтагма находится в абсолютном начале предложения. Первая часть этих предложения – сегмент—выражена именительным падежом (или его эквивалентом), структурная часть сегмента со второй – базовой—частью конструкции осуществляется с помощью местоименной (реже неместоименной) связи – кореллята. Особенно рельефно эмоциональная окраска логического ударения проявляется в конструкциях, в которых сегмент произносится с восклицательной или вопросительной интонацией.

В нашей стране 4, 5 миллиона бездомных россиян. И это действительно большая проблема для государства.(Новая газета, 27-30 марта 2003)

… а мы поползли по слякоти к унылой развалюхе. Ее тут называют "трехэтажка". Это и есть общежитие для офицеров и контрактников. (Новая газета, №22 2003)

Все разновидности сегментированных конструкций в письменной речи сосуществуют: разговорный субстрат, используемый как стилистическое заимствование из устной речи; экспрессивная книжная конструкция; конструкция с выделением ''темы'' – сегмента с ослабленной экспрессией и структурными и интонационными изменениями.

Вызывает интерес интонационная характеристика сегментированных конструкций. Интонация помогает ограничить их от синтаксических структур с номинативом (обращения, номинативные предложения, приложения) и различить разновидности самих сегментированных конструкций.

Все исследователи, начиная с Пешковского, отмечали, что именительный представления – это синтагма, отдаленная от базового предложения паузой. Пешковский считал, что это не разговорная и не звательная интонация. Конструкции с именительным представления характеризуются повышением тона произнесения после сегмента, незаконченностью фразы, что придает высказыванию экспрессию. Конструкции с именительным темы характеризуются более быстрым произнесением, выражение экспрессии почти отсутствует. Таким образом, именительный темы , введенный Поповым вместо термина именительный представления, свидетельствует о выделении конструкции с ослабленным экспрессивным значением. Будучи явлением одного синтаксического характера именительный темы и именительный представления как бы представляют последовательные ступени в развитии сегментированных конструкций в письменной речи.

Рассмотренные построения выявляют основные различия. Есть и ''переходные'' случаи, что связано как с общей структурной основой всех трех разновидностей сегментированных конструкций, так и с подвижностью языковых явлений.

Исследователи неоднократно отмечали, что в организации современных сегментированных конструкций большую роль играют указательные местоимения. Указательные местоимения – средство создания связности текста, но в случае его сегментации они способствуют расчлененности, ибо употребляются как избыточные элементы текста. Наряду с наиболее распространенным в сегментированных предложениях местоимением это все чаще используются получившие указательный смысл сочетания вопросительных местоимений и наречий с частицей вот (вот что, вот кто, вот чей, вот почему, вот как и т.п.)

Вот как проходил праздник ''Алые паруса''. Еще задолго…

В газетно-публицистических текстах также нередко встречается предикативная осложненность предложения. Газетный текст часто стремится имитировать неофициальные условия общения, персональность коммуникации, которые и обуславливают имплицитность и неполноты высказывания. В данном случае имеется ввиду то, что выходит за рамки стандарта. Включение в состав предложения предикативных единиц, замещающие позиции членов предложения. Такое явление контаминации позволяет наблюдать формирование мысли на ходу. Элементарным примером являются предложения типа:

Живем по принципу "человек человеку друг".

А также предложения с ослабленными придаточными, функциональным уподоблением.

Счастье – это когда ты кому-нибудь нужен. (АиФ, 1999, №15)

…те командиры, которые никто в бою и горах, герои на гражданке…

…''он'', которого ''нельзя злить'', – это замполит 45-ого полка…

…Хотя речь по тону все же напоминает знаменитую ''Братья и сестры'' 62-летней давности. И ''решительный бой'' в ней есть, и ''победа будет за нами'' присутствует. И опора на энтузиазм и жертвенность масс.

(Новая газета, №22 2003)

Если обратиться к газетному тексту в целом, в частности к очеркам, то мы обнаружим повсеместное преобладание простых предложений.[1] Эти результаты не противоречат исследованиям, проведенным О.Б. Сиротининой, которая анализировала синтаксические особенности публицистической речи в диахроническом плане и отметила тенденцию к сокращению сложноподчиненных и сложносочиненных предложений и увеличению простых. Упрощение сложных синтаксических конструкций и рост употребительности простых предложений О.Б. Сиротинина связывает с влиянием разговорной речи, которая стремится к минимальной глубине высказывания. Короткие, особенно неосложненные, самостоятельные простые предложения с прерывистой интонацией дублируют ритмико-синтаксические особенности устной речи. Простые предложения в отличие от сложных придают речи динамизм и лаконичность. 'Лаконизм' как слово образовано от Лаконии, второго наименования Спарты. Спартанцы отличались в высшей степени сдержанностью в речи. Простые предложения чаще всего встречаются в составе семантически объединенных групп. Эти группы предложений по характеру отношений и средствам связи оказываются близким сложноподчиненным, бессоюзным и сложноподчиненным предложениям.

В текстах газет постоянно встречаются неполные предложения. Это связано с тем, что на полосе газеты важно выразить мысль не только ясно, но и кратко. Поэтому рематические компоненты преобладают. В различных газетно-публицистических жанрах употребляются обобщающие, неопределенно и определенно-личные предложения. В отличие от эллиптических главная роль тут отведена глаголу, то есть action* является стержнем данного контекста. В эллиптических же конструкциях – наоборот.

Безличное:

Пока, впрочем, скандала удалось избежать.

Как удалось выяснить…

Неопределенно-личное:

В окружении президента наблюдали за процессом, но не считали нужным вмешиваться.

Инфинитивное:

И все же говорить о фатальной неизбежности распада семьи как социального института явно пока преждевременно.

(Журнал, №2 22 января 2002 год)

В газетных текстах часто наблюдается свертывание его (компрессия). Смирнов А.Т. пишет, что компрессия часто является способом создать опору более широкого содержания или заменить его собой.

В данный момент Pink и его команда -- совсем рядом. То есть –- в Европе. У артистки пятинедельный промотур.

(МК, 1 февраля 2002)

Родителям – о близорукости .

(МК, 1 февраля 2002)

Синтаксическая компрессия обнаруживается в том, что опускается внутренне звено высказывания при сохранении крайних, но именно в них и заключается смысл. Компрессия часто встречается в заголовках газет. При использовании компрессии возрастает коммуникативно-информативная нагрузка заголовка, он сам по себе является высказыванием. Удельный вес заголовочного комплекса такого типа в газете заметно возрастает, при оформлении их часто используют дополнительные, в том числе и графические, средства создания экспрессии.

Синтаксическая редукция понимается как отсечение необходимого грамматического звена в синтаксической структуре. На базе редукции в настоящее время образовались специфические газетные термины (с отсеченным управлением): движение непротивления, политика быстрого реагирования, мирное урегулирование, группа немедленного реагирования, страны содружества, ближневосточное урегулирование.

Отметим…

(Акция, 02.2002)

Спросите тренера.

(Здоровье, июнь 2002)

Рассмотрим еще одну особенность газетных текстов, встречающуюся немного реже, чем вышеперчисленные.

НВЭ (!) и (?) выполняют важную метакоммуникативную функцию — функцию актуализации определенной части информации.

Актуализироваться может слово: “Победителем этого карнавала стола девушка (!) в одежде индейца” (“Магнитогорский рабочий” № 4, 1998 г.); словосочетание: “На первой печи впервые в мире (!) будет установлен уникальный агрегат — четыре воздухонагревателя с центральной камерой горения” (“Магнитогорский рабочий” № 8, 1998 г.); а иногда и все предложение: “Где благополучно и заглохло или, согласно официальной формулировке, было “приостановлено”. По той простой причине, что “конкретных виновников нанесения гр. Володько телесных повреждений установить невозможно, так как они были в масках” (!) (“Совершенно секретно” № 11, 1997 г.).

НВЭ находится, как правило, непосредственно после актуализируемой информации.

В функциональном плане НВЭ (?) может выражать:

а) собственно вопрос, напр.: “Зато помню, что как-то особенно ярок был свет нескольких (?) ламп под черно-красным абажуром, вижу себя за столом, ослепительно белую скатерть, сверкание хрустальных (?) бокалов с вином...” (“Магнитогорский рабочий № 6, 1998 г.). В данном предложении вопросительный знак, употребленный парантезно, показывает читателю сомнение автора высказывания, его вопросы самому себе: почему несколько ламп (возможно, обычно была одна), почему хрустальные бокалы? Или другой пример: “В номере 254 от 25. 112. 97 года в вашей газете опубликована статья за подписью г. Рухмалева, в которой он заявляет..., что областной прокуратурой на основании проведенных проверок предъявлено “пять” (!) исков в арбитражный суд о признании “этих сделок” (?) недействительными” (“Магнитогорский рабочий” № 3, 1998 г.). В этом примере, НВЭ (?) тоже заключает в себе вопрос, но вопрос не к себе, а к заявителю г. Рухмалеву. Этот собственно вопрос легко облечь в словесную форму, допустим “о каких сделках идет речь?” или “какие сделки имеются в виду?”, и приведенный НВЭ показывает на несогласие автора с высказыванием другого человека.

б) НВЭ (?) может выражать вопросительно-повествовательное значение (риторический вопрос), напр.: “Дмитрий Чижков в книге “Отраженная” сообщает о покровительстве тогдашнего председателя КГБ СССР Юрия Андропова уже мертвому поэту: помощь в организации похорон (?) и проведении вечера памяти...” (“Совершенно секретно” № 7, 1997 г.). Данный (?) содержит вопрос, но вопрос этот не требует ответа, он выражает мнение автора в вопросительной форме.

Большинство НВЭ контекстуальны. Если в словесных ВЭ информация дается открыто, через слова, то есть информацию, экспрессивное значение НВЭ мы определяем по контексту, в котором этот (!) или (?) или (?!) употреблен

В синтаксисе, в том числе в предложении как основной единице синтаксиса, в большей степени, чем в других единицах языка (фонеме, морфеме, слове), отражается внеязыковая действительность. Поэтому синтаксис предоставляет достаточно много средств языкового манипулирования: пассивный залог вместо активного, многочисленные конструкции с отглагольными именами (захвачены заложники, захват заложников ). При использовании пассивного залога о реальном производителе действия можно и не упоминать: на первый план выходит само событие, а ответственность за него вроде бы никто и не несет. Еще одно золотое дно манипуляции – пресуппозиция, информация, которая неявно содержится в высказывании. Например, спрашивая: Разве вы не знаете, что беспорядки уже прекратились?, говорящий в неявном виде сообщает, что беспорядки действительно прекратились (это пресуппозиция глагола знать , ведь знают то, что истинно, а что-то полагать можно и ошибочно), они имели место (это пресуппозиция глагола прекращаться ). Навязывание тех или иных сведений через пресуппозиции активно используется в рекламе: Почему автомобили «Вольво» самые безопасные? Пресуппозиция: Автомобили «Вольво» самые безопасные.

Анализ синтаксических построений, характерных для языка современной публицистики, обнаружил широкое использование простых предложений, парцеллированных, сегментированных конструкций и других конструкций и позволил выявить некоторые синтаксические и стилистические особенности этих явлений. Все рассмотренные конструкции являются принадлежностью письменной речи, но расчлененная подача содержания, осуществляемая с их помощью, позволяет выявить "представление о поэтапности построения речи, а отчасти и ее быстром звуковом течении и непрерывной ритмической организации", что характерно для спонтанной устной речи (К. Кожевникова). Таким образом, несомненно роль рассматриваемых конструкций в "озвучивании" публицистической речи. Однако ведущим в этом процессе является и открытое авторское Я , которое позволяет органически включить данные конструкции в повествование от первого лица, но лишает их роли единственных сигналов звучащей речи.

Анализ функционирования синтаксических конструкций свидетельствует также о разнообразии их использования у разных авторов и о широких возможностях проявления авторской индивидуальности и повышения выразительности и экспрессивности в газетных текстах.

Литература:

1 Валгина Н.С. Активные процессы в современном русском языке. М. 2001

2 Рогова К.А. Синтаксические особенности публицистической речи. Л. 1975

3 Акимова Г.Н. Наблюдения над сегментированными конструкциями в современном русском языке. В кн.: ''Синтаксис и стилистика'' М., 1976

4 В.Г. Костомаров Русский язык на газетной полосе. М., 1971

5 Попов А.С. Синтаксическая структура современных газетных заголовков. Развитие синтаксиса современного русского языка. М., 1966

6 Шалимова Г.С. Разговорные конструкции в газетном синтаксисе. Вестник МГУ, 1976, №6

7 Шалимова Г.С. Синтаксическая экспрессивность газетных заголовков. Вестник МГУ, 1987, №3

8 Лингвистические заметки. Русский язык в школе, 1994 №1, 1990 №2, 1995 №3

9 Н.С. Валгина, Д.Э. Розенталь, М.И. Фомина. Современный русский язык. Москва, 2002

10 Коновалова Т.Р. Сегментированные конструкции в газетно-публицистическом стиле. В кн.: Вопросы стилистики. Вып.4. Саратов, 1972


* 1. Курилович Е . Очерки по лингвистике. — М., 1962.— С. 41.

2. Ширяев Е. Н. Основные синтаксические характеристики функциональных разновидностей СРЯ// Русский язык в его функционировании. Уровни языка. — М., 1996.— С. 190.

3. Галкина-Федорчук Е. М. Об экспрессивности и эмоциональности в языке // Сборник статей по языкознанию. — М., 1958.— С. 121.

4. Шаховский В. И. Проблема разграничения экспрессивности и эмотивности как семантической категории лингвостилистики// Проблемы семасеологии лингвистики. — Рязань, 1975.— Вып. 2.— С. 10.

* лат. Affectus - душевное волнение

[1] Головин. Б.Н. Язык и статистика. М., 1971

*