Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 21

 

Поиск            

 

Распад Союза Советских Социалистических Республик

 

             

Распад Союза Советских Социалистических Республик

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

1. Распад Союза Советских Социалистических Республик

4

2. Образование Содружества Независимых Государств

11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

14

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

15

ВВЕДЕНИЕ

Говоря о СССР, можно сказать, что это был весьма сложный и непонятный период в истории нашего государства. И, лишь поэтому, причин распада союзного государства можно выделить множество, отметим главные:

- безрезультатность действий Центра и его прогрессирующая слабость. Он уже не мог с достаточной эффективностью ни обеспечивать интересы номенклатуры в целом, ни глушить сепаратистские тенденции в национальных регионах (проявлявшиеся и на предыдущих этапах советской истории);

- сознательно взятый и умело проводимый курс правящих элит большинства республик на ликвидацию любых форм своего подчинения Центру, на обретение всей полноты власти. Добиться этого можно было лишь путем выхода республик из Союза, получения ими статуса суверенных государств, полноправных субъектов международного права.

Объектом исследования настоящей работы является распад СССР и образование СНГ. Предмет исследования - причины распада СССР и процесс образования СНГ.

Актуальность данной работы заключается в том, что историю СССР можно рассматривать, как пособие для политиков, которые могут найти что-то полезное, или же просто исключить ошибки прошлого, из политики настоящего, дабы не повторилось то, что уже произошло.Цель данной работы - выявление основных причин распада СССР и процесс образования Содружества Независимых Государств.

В связи с поставленной целью в задачи работы входит:

1. изучить причины распада СССР;

2. изучить процесс образования СНГ.

1. Распад Союза Советских Социалистических Республик

На рубеже 80 - 90-х годов в СССР наблюдался всплеск национальных движений. «1990 г. ознаменовался односторон­ним решением некоторых союзных республик (в первую оче­редь Прибалтийских) о самоопределении и создании незави­симых национальных государств. Попытки союзного центра экономическими мерами воздействовать на эти решения не имели успеха. По стране прокатилась волна провозглашения су­веренитетов союзных республик, избрания в них своих прези­дентов, введения новых названий»[1] . Республики стремились из­бавиться от диктата центра, объявив о своей независимости.

Реальная опасность неуправляемого распада СССР застав­ляла центр и республики искать путь к компромиссам и согла­шениям, но Россия не могла оставаться в стороне от этого про­цесса. Главным событием, повлиявшим на все последующее развитие страны, стал 1-й Съезд Народных депутатов России, открывшийся 16 мая 1990 г. В повестку дня съезда был включен вопрос «О суверенитете России, Союзном Договоре и народо­властии». 29 мая Б. Ельцин был избран Председателем Верховно­го Совета РСФСР, а 30 мая на пресс-конференции он заявил, что после принятия Декларации о суверенитете России она ста­нет самостоятельной и ее законы будут выше союзных. Ельцин предложил начать переговоры с республиками о новом Союз­ном договоре без каких-либо предварительных условий.

12 июня 1990 г. 1-м Съездом народных депутатов РСФСР была принята Декларация о государственном суверенитете Рос­сии. Она стала рубежом как в развитии Российской Федерации, так и всего Советского Союза, который мог существовать до тех пор, пока Россия являлась объединяющим началом. В этот же день Совет Федерации решил создать рабочую группу по подготовке Союзного договора из представителей всех республик. Совет пред­ложил образовать Союз суверенных государств, сочетающий эле­менты федерации, конфедерации и сообщества. Выбор россий­ских депутатов во многом был предопределен поведением других союзных республик, провозгласивших свою независимость.

Вслед за Россией в течение нескольких месяцев деклара­ции о суверенитете приняли Узбекистан, Молдавия, Украина, Белоруссия, Туркмения, Армения, Таджикистан и Казахстан. Пока речь шла о суверенитете в составе СССР. Но логика раз­вития национального движения подталкивала к радикальному решению - полной независимости.

Суверенизация России положила начало двусторонним свя­зям республик в обход союзного центра. 28 июля на встрече в Юрмале с российской делегацией лидеры Прибалтийских госу­дарств заявили об отказе участвовать в переговорах о заключе­нии Союзного договора, но готовы вести переговоры о двусто­роннем договоре с Россией. Б.Ельцин говорил даже о едином фронте Прибалтийских государств и России против Центра.

В августе состоялись консультации между рабочими груп­пами Верховных Советов РСФСР и СССР по подготовке Со­юзного договора, а также консультативные встречи с предста­вителями 12 союзных республик. 30-31 августа проходило совместное заседание Совета Федерации и Президентского совета, на котором было решено создать Подготовительный комитет по разработке нового Союзного договора в составе полномочных делегаций республик во главе с их высшими ру­ководителями и при участии Президента СССР. 18-19 августа проект нового Союзного договора был направлен в Верховные Советы СССР и республик для обсуждения.

1 сентября было заключено соглашение о всестороннем сотрудничестве между РСФСР и Грузией. Россия заключила двусторонние соглашения с Киргизией, Казахстаном, Укра­иной, Литвой, Молдовой о межгосударственных отношениях и экономическом сотрудничестве. В высших эшелонах власти как в Москве, так и на местах зрела боязнь неуправляемого распада СССР, который мог принести неисчислимые бедствия народам.

В декабре 1990 г. 4-й Съезд народных депутатов СССР об­судил проект Союзного договора и признал целесообразным, чтобы дальнейшую работу по подготовке и заключению дого­вора проводил Подготовительный комитет из числа высших должностных лиц республик. 24 декабря Съезд принял решение провести референдум по вопросу сохранения Союза ССР. Фак­тически населению предлагалось обсудить целесообразность сохранения целостности своего государства. Референдум состо­ялся 17 марта 1991 г. В нем приняли участие 148,6 млн. человек (80% имевших право голоса), из них 113,5 млн. высказались за сохранение Союза (76,4%).

23 апреля на встрече Президента и руководителей 9 рес­публик в Ново-Огарево было принято «Совместное заявление», названное журналистами заявлением «9 + 1». В нем говорилось о том, что для преодоления кризиса первоочередной задачей является заключение с учетом итогов референдума нового Со­юзного договора. Правда, итоги трактовались не столько в пользу государственного единства страны, сколько в пользу обновле­ния, понимаемого как закрепление суверенитета республик. Во главе почти всех республик уже стояли президенты, избранные народом и, следовательно, не зависевшие от ЦК КПСС, тогда как реально в стране действительно наднациональной власт­ной структурой оставалась партия.

22 мая, усмотрев противоречия в проекте Союзного дого­вора, Верховный Совет СССР потребовал привести текст до­говора в соответствие с итогами референдума 17 марта 1991 г. Был создан Подготовительный комитет для разработки дого­вора новой концепции Союза. Согласно этому документу рес­публики получали больше прав, Центр из управляющего пре­вращался в координирующий. В результате многие союзные структуры, прежде всего министерства и ведомства, кабинет министров, претерпели бы серьезные изменения. В руках со­юзного руководства оставались лишь вопросы обороны, фи­нансовой политики, внутренних дел; все остальные должны были решаться на республиканском уровне. Договор закреп­лял собственность республик на землю, недра, воды. В преде­лах своих полномочий республики могли приостанавливать действия союзных законов, самостоятельно определять госу­дарственные языки. Языком межнационального общения объяв­лялся русский.

Это соглашение должно было составить основу нового со­юзного договора, подписание которого намечалось на 20 авгу­ста. М.Горбачев собирался отдохнуть в Крыму. Незадолго до отпуска он встретился в Ново-Огареве с Б.Ельциным и Н.На­зарбаевым. В конфиденциальной беседе речь шла о кадровых перестановках в высшем эшелоне власти СССР после подпи­сания союзного договора. Говорилось о смещении премьер-ми­нистра В.Павлова, министра обороны Д. Язова, министра внут­ренних дел Б. Пуго и председателя КГБ В. Крючкова.

18 августа в Форос, где отдыхал Горбачев, прибыли высшие должностные лица из государственных, военных и партийных структур, потребовали у него введения на всей территории СССР чрезвычайного положения, но получили неожиданный отказ. Это сразу же превращало всех инициаторов в заговорщиков.

Утром 19 августа было объявлено по радио о болезни Гор­бачева, и всю полноту власти взял Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП). В состав его входили Янаев, Павлов, Пуго, Крючков и др. ГКЧП обнародовал ма­нифест, в котором говорилось о развале экономики и беспо­рядках в стране, об унижении советских людей за границей. Своими постановлениями ГКЧП объявил о приостановлении деятельности политических партий и общественных организа­ций, препятствующих нормализации обстановки, о расформи­ровании действовавших вопреки Конституции СССР структур власти, запрете митингов и демонстрации, установлении кон­троля над средствами массовой информации. Для того, чтобы успокоить население, предполагалось осуществить ряд эконо­мических и социальных мер: снизить цены на отдельные това­ры, оказать помощь селу и др.

Утром 19 августа Б.Ельцин издает ряд указов, которые ква­лифицируют действия ГКЧП как государственный переворот. В Москву были введены войска, объявлен комендантский час. Путчисты просчитались в главном - за годы перестройки совет­ское общество сильно изменилось. Свобода стала для людей выс­шей ценностью, исчез страх. Замыслы ГКЧП провалились, гэкачеписты были арестованы, Горбачев был возвращен в Москву.

23 августа на встрече с депутатами Верховного Совета РСФСР Горбачеву фактически было предъявлено ультиматив­ное требование о роспуске КПСС, которое он принял. КПСС перестала существовать как правящая государственная струк­тура. В итоге была ликвидирована основа прежней системы. Ельцин подписал Указ о приостановлении деятельности Ком­партии РСФСР. Бывшая партийная собственность была кон­фискована. Были закрыты коммунистические газеты «Прав­да», «Советская Россия», «Гласность», «Московская правда», газета «День».

В ряде союзных республик начались процессы, которые за­ставили пересмотреть основы нового союзного договора. Уни­тарный Союз рушился.

20 августа парламент Эстонии принял постановление о государственной независимости республики, а днем позже Конституционный закон о государственном статусе республики принял парламент Латвии. 9 сентября 1991 г. Госсо­вет СССР признал независимость Прибалтийских государств. 24 августа Верховный Совет Украины провозгласил республику независимым государством. 25 августа о своей независимости объявила Белоруссия. До конца месяца ее примеру последовали Молдова, Азербайджан, Киргизия, Узбекистан. Союз распадал­ся на глазах. Все попытки М.Горбачева возобновить работу по подписанию договора оказались безуспешными. В этой ситуации объединение с другими республиками теряло смысл.

Проходивший со 2 по 5 сентября 1991 г. V Внеочередной съезд народных депутатов СССР принял решение о прекра­щении своих полномочий как высшего органа власти в стране. Съезд объявил переходный период для формирования новой системы государственных отношений, основанной на волеизъявлении свободных республик. Во время переходного пе­риода высшим органом власти стал Верховный Совет СССР, состоящий из двух палат: Совета Республик и Совета Союза. Был создан Государственный Совет в составе Президента СССР и высших должностных лиц союзных республик. Для управления экономикой был образован Межреспубликанский экономический комитет во главе с премьер-министром Рос­сии И.Силаевым.

Президент СССР М.Горбачев предпринимал попытки зак­лючить новый Союзный договор. 18 октября 1991 г. 8 респуб­лик подписали договор об экономическом сообществе (кроме Украины, Молдавии, Грузии и Азербайджана). 14 ноября в Ново-Огареве 7 республик (Россия, Белоруссия, Азербайд­жан, Казахстан, Кыргызстан, Туркменистан и Таджикистан) договорились о создании Союза Суверенных Государств (ССГ). Однако сохранить какое-либо единое государственное обра­зование на территории СССР было уже невозможно.

Среди возможных причин распада СССР, а также на то, возможно ли было предотвратить или хотя бы остановить процесс распада СССР историки называют следующие причины:

· центробежные националистические тенденции, присущие каждой многонациональной стране и проявляющиеся в виде межнациональных противоречий и желания отдельных народов самостоятельно развивать свою культуру и экономику;

· авторитарный характер советского общества (гонения на церковь, преследование КГБ диссидентов, принудительный коллективизм, господство одной идеологии, идеологическая зашоренность, запрет на общение с заграницей, цензура, отсутствие свободного обсуждения альтернатив (особенно важно для интеллигенции));

· растущее недовольство населения из-за перебоев с продовольствием и самыми необходимыми товарами (холодильники, телевизоры, туалетная бумага и т. д.), нелепые запреты и ограничения (на размер садового участка и т. д.), постоянное отставание в уровне жизни от развитых стран Запада;

· диспропорции экстенсивной экономики (характерные для всего времени существования СССР), следствием которых становилась постоянная нехватка товаров народного потребления, растущее техническое отставание во всех сферах обрабатывающей промышленности (компенсировать которое в условиях экстенсивной экономики можно только высокозатратными мобилизационными мерами, комплекс таких мер под общим названием «Ускорение» был принят в 1987 году, но экономических возможностей выполнить его уже не было);

· ряд техногенных катастроф (авиакатастрофы, чернобыльская авария, крушение «Адмирала Нахимова», взрывы газа и др.) и сокрытие информации о них;

· неудачные попытки реформирования советской системы, приведшие к стагнации, а затем развалу экономики, что повлекло за собой развал политической системы (экономическая реформа 1965 года);

· снижение мировых цен на нефть, пошатнувшее экономику СССР;

· моноцентризм принятия решений (только в Москве), что приводило к неэффективности и потере времени;

2. Образование Содружества Независимых Государств

СНГ - это объединение суверенных государств, с широкой сферой совместной деятельности и определенной организационной структурой. Договорную основу СНГ составляют Устав и многосторонние акты (договоры, соглашения, решения и т.д.), в том числе Соглашение о создание СНГ от 8 декабря 1991 года (г.Минск), подписанное между Россией, Белоруссией и Украиной.[2]

Три государства вступили в СНГ и пригласили вступить в Содружество новые государства бывшего СССР.

Почему из 15 республик Союза именно эти три «присвои­ли» себе право отменить Договор 1922 г.? Юридически только они остались к этому времени учредителями, а, следовательно, и правопреемниками прежнего договора (четвертая договарива­ющаяся сторона - Закавказская СФСР давно не существовала). Это и послужило юридической зацепкой, которой решили вос­пользоваться инициаторы Беловежского соглашения.

Именно в Беловежской пуще были впервые провозглаше­ны принципы сосуществования в рамках СНГ: единое эконо­мическое пространство, единая денежная единица, единые вооруженные силы и т.д. Именно на этой основе к СНГ присо­единились Среднеазиатские республики, Казахстан и Армения. «21 декабря 1991 г. состоялась Алма-Атинская встреча лидеров брестской «тройки», «ашхабадской пятерки» и Армении, на которой была принята Декларация об окончательном прекра­щении существования СССР и урегулировании связанных с этим проблем. До конца 1991 г. к СНГ присоединились Молдова и Азербайджан».[3] Так, в СНГ было вовлечено подавляющее боль­шинство бывших республик Союза - исключение составили Прибалтийские республики и Грузия, присоединившаяся к Содружеству чуть более двух лет спустя. Участники Алма-Атин­ской встречи констатировали территориальную целостность входящих в Содружество государств, нерушимость существую­щих границ, сохранили объединенное командование военно-стратегическими силами и единый контроль над ядерным ору­жием, гарантировали выполнение международных обязательств бывшего Союза СССР.

25 декабря 1991 г. Горбачев заявил об уходе с поста Пре­зидента СССР. И в этот вечер в Москве над Кремлем был спущен красный флаг с Государственным гербом СССР, а на его месте вознесся российский трехцветный. Этот акт смены государственных символов поставил последнюю точку в дра­матической судьбе огромной страны, которая называлась Со­ветский Союз.

За годы своего существования СНГ показало свою не­жизнеспособность. Углубилась дезинтеграция производства, не выполнялись экономические и торговые соглашения. Пе­ред СНГ встал ряд сложных проблем. Жизненный уровень населения в СНГ стал еще более низким, чем был в СССР. Положение усугубилось отсутствием единого подхода к ре­шению вопросов о создании национальных армий, системы коллективной безопасности. Особенно мучительно пережи­вались проблемы развала государства на уровне бытовых, семейно-родственных отношений, так как они охватили 75 млн. человек из 300-миллионного населения бывшего Союза. Мужчины и женщины, старики и дети в полную меру хлеб­нули горя, оказавшись кто беженцами, кто жертвами бомбо­вых ударов или иных форм насилия, кто людьми второго сор­та, лишенными элементарных гражданских прав. То, что операция по «уничтожению империи» первоначально выгля­дела бескровной, обернулось горькой иллюзией. Уже через несколько месяцев вспыхнули меж- и внутригосударствен­ные конфликты на почве национально-государственного са­моопределения, которые привели к вооруженной борьбе в Молдавии и Приднестровье, в Грузии, Абхазии и Южной Осетии, в Таджикистане, в Северной Осетии и Ингушетии, в Чечне.

Нет недостатка в мрачных пророчествах о перспективах развития государств, образовавшихся на развалинах СССР. Для них характерны глубокий экономический упадок, крах нрав­ственных основ жизни. Такое долго продолжаться не может. Предстоит сформировать гражданское общество и правовое государство, эффективную экономику с развитой системой социальных гарантий, включить экономику независимых стран в мировую хозяйственную систему, возродить культуру, такие исторические и традиционные ценности общества, как дом, семья, уважение к старшим, забота о слабых.

Центром СНГ определена столица Беларуси - город Минск. СНГ находится в настоящее время в поисках наибо­лее соответствующих для всех участников принципов ново­го содружества. Разработан и принят ряд документов, в том числе Устав СНГ. Действует межпарламентское объедине­ние, центр которого находится в Санкт-Петербурге. Однако в последнее время все более отчетливо обозначились объе­динительные тенденции республик бывшего СССР. И это вполне закономерно. Страны Западной Европы и США стре­мятся ко все большей интеграции и сотрудничеству (эконо­мическое сотрудничество в рамках ЕЭС). Мировой опыт сви­детельствует, что путь к возрождению, прогрессу лежит через свободу экономической деятельности при разумной систе­ме налогообложения и кредитно-финансовой политики, при решительном избавлении от национального и идеологиче­ского чванства, при возрождении лучших национальных и культурных традиций.

Только на путях интеграции на основе равноправия и вза­имовыгодного сотрудничества государства СНГ могут выйти из кризиса и превратиться в динамично развиваю­щееся сообщество, с интересами которого будут считаться дру­гие центры силы в мировой политике и экономике.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Причинами для распада СССР послужило то, что власти хотели централизованного государства во главе с коммунистической партией, в этом были и свои плюсы, и свои минусы. В распаде СССР, прежде всего, виновата правящая верхушка. Власть перенесла острейший кризис, после которого все попытки восстановления прежней системы не привели к успехам. Перестала существовать единая партийная система, появились другие партии. После кризиса многие республики просто не захотели терпеть диктатуру центральной власти, им нужна была своя власть, независимость, в конечном счете, они признавали свой суверенитет и больше не относились к СССР. Это был еще один удар по центру. Разрабатывались новые соглашения и декларации, власти пытались удержать все на месте, но эта политическая система уже отжила свое. Распаду СССР способствовал и распад социалистической системы. В результате СССР распался и к власти пришли демократы.

8 декабря 1991 года Образовалась региональная международная организация Содружества Независимых Государств, призванная регулировать отношения сотрудничества между странами, ранее входившими в состав СССР.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бляхман Л.С., Кротов М.И. Россия и Содружество Независимых Государств: уроки первого десятилетия. - СПб.: Изд-во СПб ун-та, 2001.

2. Борисов Н.С., Левандовский А.А., Щетинов Ю.А. Ключ к истории Отечества: Пособие для абитуриентов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993. - 192 с.

3. Международные экономические отношения /Под ред. В.Е. Рыбалкина.- пятое изд. - М.: ЮНИТИ, 2004.

4. СНГ: этнополитика против геополитики, причины распада СССР, создание суверенных государств. //Диалог – 1993 - №3;


[1] СНГ: этнополитика против геополитики, причины распада СССР, создание суверенных государств. //Диалог – 1993 - №3;

[2] Международные экономические отношения /Под ред. В.Е.Рыбалкина.-пятое изд.-М.: ЮНИТИ, 2004, с.387-388.

[3]