Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 21

 

Поиск            

 

Лекция по истории стран Латинской Америки Боливия

 

             

Лекция по истории стран Латинской Америки Боливия

Левонационалистические

военные правительства в Перу (1968-1975 гг.), Панаме (1968-1978 гг.) и Боливии (1969-1971 гг.)

по истории стран Латинской Америки

Боливия.

К началу 1952 в Боливии сложилась революционная ситуация. В условиях острого экономического и политического кризиса 9 апреля 1952 вспыхнуло народное вооружённое восста­ние, положившее начало антиимпериалистической, антифеодальной, революции. После 3-х дневных боёв к власти пришла партия НРД, правительство возгла­вил Пас Эстенсоро (1952—56). Под давлением вооружённого народа правительство Пас Эстенсоро провело ряд демократических реформ: введение всеобщего избирательного права, реорганизация ар­мии, национализация оловянных рудни­ков и установление на них рабочего контроля, аграрная реформа, содейство­вавшая ликвидации докапиталистических отношений в сельском хозяйстве, предоставление равноправия индейскому населению и др. Однако в условиях экономического и политического давления со стороны США руководство НРД отошло вскоре от задач демократической револю­ции и стало, особенно при прези­денте Э. Силесе Суисо (1956—60), переходить на путь сотрудничества с империализмом. В 1955 был принят нефтяной кодекс, установивший ряд льгот для иностранных компаний, в 1956 — план «стабилизации валю­ты», направленный на заморажива­ние заработной платы трудящихся. В июне 1960 президентом вновь стал Пас Эстенсоро. Он продол­жил проводившуюся его предшест­венником политику уступок импе­риализму, преодоления экономических трудностей за счёт трудящихся, ограничения государственного сектора. В 1961 была разработана программа реор­ганизации оловодобывающей про­мышленности с помощью капитала США, ФРГ и Межамериканского банка раз­вития, направленная па свёртывание государственного сектора в этой отрасли боливийской экономики. Политика правительства вызвала новую волну массовых выступлений тру­дящихся. Правительство отвечало введением осадного положения, арестами ле­вых профсоюзных и политических деятелей, расстрелами демонстраций. В октябре 1963 был арестован ряд руко­водителей КПБ, а в августе 1964 разор­ваны дипломатические отношения с Кубой.

4 ноября 1964 в Боливии произошёл государственный переворот. К власти пришла военная хунта во главе с генералом ВВС Барриентосом Ортуньо, который в августе 1966 стал президентом Боливии. Трудящиеся массы ответили на наступление ре­акции массовыми антиправительственными выступлениями. В марте 1967 нача­лись столкновения правительственных войск с группой партизан, которую возглавлял прибывший в страну Э. Гевапч. В октябре 1967 отряд Гевары был разгромлен при актив­ной помощи ЦРУ США. Однако выступления против правительства не пре­кращались. В 1968—69 неоднократ­но вспыхивали забастовки горня­ков, учителей, волнения студентов.

В апреле 1969 после гибели Барриентоса в авиационной катастрофе, прези­дентский пост занял вице-президент Силес Салинас, который 26 сентября 1969 был отстранён от власти военными во главе с генералом А. Овандо Кандиа. Новое правительство упразднило «нефтяной кодекс», ущемлявший интересы страны, отменило репрессивный за­кон о «безопасности государства» (принят в 1965), антипрофсоюзный закон, введённый в 1966, в октябре 1969 нацио­нализировало собственность американской нефтяной компании «Боливиан галф ойл компани», в декабре 1969 ввело государственную монополию на торговлю минераль­ным сырьём; были заключены со­глашения об обмене дипломатическими представителями с СССР. другими социалистическими странами. Однако пользу­ющиеся влиянием в правительственных кругах консервативные элементы выступили против проводившихся прогрессивных преобразований. В начале 1970 правые круги армии, подняв мятеж, предприняли попыт­ку захватить власть. Эта попытка была сорвана объединёнными действиями трудящихся, студенче­ства, интеллигенции и патриотически-настроенных солдат и офицеров. Тем не менее, политическая активность правых кругов в правительстве и вне его не прекратилась. В начале октября 1970 группа реакционных военных вынудила Овандо Кандию уйти в отставку. Против сил реакции выступили де­мократические партии, профсоюзы, под­державшие генерала Xуана Xосе Торреса, который 7 октября принял на себя полно­мочия президента. Программа но­вого правительства, согласившегося вы­полнить ряд требований левых сил (эти силы при участии компар­тии создали организацию под названием «Политическое командование народа»), предусматривала устранение зави­симости Боливии от империализма, при­влечение народных масс к участию в раз­витии экономики, увеличение с.-х. производства, углубление аграрной рефор­мы, борьбу с неграмотностью, прове­дение независимой внешней политики. В 1970 правительство Торреса ограничило частную инициативу в металлур­гии, предоставив государству исключительное право деятельности в этой отрасли, объявило о взятии под контроль государства крупных сахарных заводов, на базе которых было начато создание национального предприятия по производству сахара. В январе 1971 была национализирова­на американская компания «Интернэшонал метал проссинг» компания, зани­мавшаяся переработкой отходов оловянных руд, а в апреле был рас­торгнут контракт с американской горнопромышленной компанией «Мина Ма­тильда». Были приняты решения, направленные на повышение жиз­ненного уровня рабочих и привлече­ние их к управлению производством. Правительство приступило к проведению но­вого, независимого внешнеполитического курса.

Прогрессивные мероприятия пра­вительства Торреса были поддер­жаны левыми силами страны, со­здавшими в мае 1971 новую форму организации — Народную ассамблею (в неё вошли компартия, профсоюзы, ор­ганизации студентов, др. организации). Им противостояли силы реакции, опиравшиеся на правые круги офи­церства, местную олигархию, американские монополии и их агентуру.

19 августа 1971 правые силы подняли антиправительственный мятеж; 22 августа было провозглашено создание но­вого правительства во главе с полковни­ком У. Бансером Суаресом, который занял пост президента страны. Политической опорой нового президента стал созданный в 1971 Националистический народный фронт (ННФ), в который вошли НРД, Боливийская социалистическая фаланга (БСФ; крайне правая пар­тия, основанная в 1937) и представи­тели военных, объединившиеся на базе антикоммунизма (коммунистическая партия вынуждена была вскоре по­сле переворота перейти на нелегаль­ное положение). Правительство Бансера Суареса провело законы, направлен­ные на привлечение иностранного капи­тала при сохранении позиций государства в важнейших отраслях экономики, закон о капиталовложениях (1971), закон о нефти (1973), а также другие законы и соглашения с иностранными монополиями. В октябре 1972 был при­нят закон о девальвации песо, что привело к дальнейшему росту доро­говизны и недовольству боливийских тру­дящихся, вылившемуся в массовые демонстрации протеста. Правительство отве­тило на выступления оппозиционных сил усилением репрессий. В марте 1973 было восстановлено действие закона 1965 о «безопасности государства». На­ряду с ростом общественного недовольства происходило обострение противоре­чий внутри ННФ (между НРД и БСФ, между политическими партиями и командованием армии). В 1974 всю полноту власти взяли на себя вооружённые силы; ННФ был фактически ликвидирован. В ноябре 1974 (после неудавшейся попытки военного мятежа, второй по счёту в этом году) было издано постановление, запреща­ющее всякую политическую и ограничива­ющее профсоюзную деятельность. В ноябре 1977 правительственным декре­том восстановлена деятельность политических партий. В начале 1978 было объявлено о всеобщей политической амнистии и восстановлении проф­союзных свобод. Во внешней поли­тике правительство Бансера Суареса прово­дило курс на развитие связей с США. Оно выступало за сотруд­ничество с США в ОАГ, хотя и критиковало (неред­ко — непоследовательно) некоторые аспекты политики североамериканских мо­нополий в Латинской Америке.

9 июля 1978 в Боливии произошли все­общие выборы. Правительственным кан­дидатом на пост президента был выдвинут генерал ВВС X. Переда Асбун, занимавший в кабинете Бансера Суареса пост министра внутренних дел, а затем главкома ВВС. Результаты выборов были официально признаны фальсифи­цированными и аннулированы, что привело к серьёзному обострению внутриполитической обстановки. В создавшихся условиях генерал Бансер Суарес ушёл в отставку и пе­редал власть военной хунте, которая 21 июля 1978 привела к присяге в качестве нового президента генерала Асбуна. В ноябре 1978 власть пере­шла в руки военной хунты во главе с генералом Д. Падилья, провозгласив­шим возвращение к конституцион­ным формам правления (на выбо­рах в июле 1979 ни один из канди­датов на пост президента не полу­чил необходимого большинства голосов; Национальным конгрессом был наз­начен временный президент Боливии)

Панама.

11 окт. 1968 к власти пришла хунта патриотически и антиимпе­риалистически настроенных руко­водителей Национальной гвардии, возглав­ляемая Омаром Торрихосом (с 1972, согласно конституции, «высший лидер панамской револю­ции»). С 1970, после смещения ряда реакционно-настроенных членов хунты, панамское руководство присту­пило к проведению преобразований в области аграрных отношений, налого­обложения, банковской политики, образования, принимались меры к ограничению прибылей иностранных монополий, развитию государственного сектора экономики, укреплению национального суве­ренитета, получившие широкую поддержку народных масс. Был принят новый кодекс законов о труде, по­вышена заработная плата трудя­щимся ряда отраслей, расширены общественные работы с целью увеличе­ния занятости; производится наде­ление крестьян землёй из государственных фон­дов, экспроприация земель лати­фундистов. К 1974 было экспро­приировано и распределено среди крестьян около 500 тыс. га. земли. На этих землях создаются с.-х. ко­оперативы. Организуются коопе­ративы на транспорте и в рыбной промышленности. Была проведена национа­лизация (с выплатой компенсаций) собственности компаний США, экспроприация имущества крупных местных собственников; под конт­роль правительства перешли все финансовые операции за пределами страны. К середине 70-х гг. доля государственного сектора в общем объёме национального производства пре­высила долю частного сектора. Этот политический курс вызвал серьёзное противодействие правых сил. В сентябре 1972 Национальная ассамблея одобрила новую конституцию, в которой зафиксировано, что «террито­рия страны никогда не может быть отдана или отчуждена, временно или частично, иностранному госу­дарству». В 1971 начался новый тур американо-панамских переговоров. Результатом решительной борьбы панамского народа явилось подписание 7 февраля 1974 американо-панамской декларации «Об основных принципах ведения переговоров с целью заключения ново­го договора о Панамском канале». 7 сент. 1977 Панама и США подписали Договор о Панамском канале и Договор о постоянном нейтралите­те и функционировании Панамско­го канала, которые затем были одобрены панамским народом в ходе плебисцита и с рядом попра­вок и оговорок ратифицированы конгрессом США. Договоры, всту­пившие в силу 1 октября 1979, преду­сматривают отмену всех ранее за­ключённых соглашений о Панам­ском канале, переход его в 2000 го­ду под полный контроль Панамы, посто­янный нейтралитет канала. В сентябре 1978 был принят закон о легализации политических пар­тий. 11 октября 1978 президентом Панамы был избран А. Ройо Санчес. Но­вое правительство продолжило курс прог­рессивных преобразований, укреп­ления территориальной целостности и национального суве­ренитета страны.

Перу.

Когда разразился оче­редной правительственный кризис, свя­занный с передачей американской монопо­лии «Интернэшонал петролеум ком­пани» новой концессии, армия от­странила от власти Белаунде Терри (октябрь 1964). Было образовано Революционное правительство вооружённых сил во главе с генералом X. Веласко Альеарадо. Правительство провозгласило своей главной целью борьбу за обеспечение эконо­мической и политической независимости стра­ны и радикальное изменение её от­сталой социально-экономической струк­туры. Правительство вооружённых сил начало прово­дить глубокие антиимпериалистические преобразования в соответствии с разработанным им планом «Инка», рассчитанным на 20 лет и преду­сматривавшим ликвидацию зависи­мости от иностранных монополий, пре­вращение государственного сектора в ведущий сектор экономики, улучшение жиз­ни трудящихся. Правительство национали­зировало нефтепромыслы, нахо­дившиеся в руках североамериканских моно­полий, и образовало государственную нефтяную ком­панию. 80% энергетического потенциала перешло в руки государства. Был при­нят закон о национализации пере­работки нефти и экспорта полезных ископаемых. Объявлены недейст­вительными неиспользованные гор­норудные концессии. Организована Перуанская горнорудная компания (1970). Национализирована телефонно-телеграфная сеть, образо­вана государственная компания в гражданской авиа­ции. Национализированы железные до­роги (1973). Осуществлена «перуанизация» банковской системы. Уста­новлен государственный контроль над валютными операциями и ограничен вывоз прибылей. Серьёзные удары были нане­сены и по позициям связанной с им­периализмом местной финансово-помещичьей олигархии. Создано Минестерство рыболовства и установлена государственная монополия на торговлю рыб­ной мукой и рыбьим жиром — од­ним из важнейших источников ва­лютных поступлений страны. Уч­реждено государственное объединение для лова и переработки рыбы. Организованы государственные рыбокомбинаты и рыболовец­кие кооперативы. Наряду с государственным сектором, на базе кооперативных предприятий был образован так называемый общественный сектор. Согласно Основному закону о промышленности, государству переданы её главные от­расли, включая чёрную и цветную металлургию, химическую промышленность. За­кон о горнодобывающей промышленности позволяет привлекать иностранные капи­талы при условии, что иностранные ком­пании будут строго соблюдать национальные законы, включая трудовое законо­дательство. Закон о промышленной общине предусматривал участие представи­телей трудящихся в управлении крупными и средними предприяти­ями. Было распущено объединение латифундистов — Национальное с.-х. Общество. Утратило влияние на государственный аппарат общество промышленников.

С 1969 правительство приступило к про­ведению радикальной аграрной рефор­мы, намечающей ликвидацию полуфеодальных форм эксплуатации, экспро­приацию латифундий, агропромышленных предприятий.

Правительство вооружённых сил избрало само­стоятельный внешнеполитический курс. В 1969, в связи с попыткой вмешательства во внутренние дела Перу, из страны были высланы военные миссии США и добровольцы «корпуса мира». Перу приняло активное участие в работе Андской группы и Латиноамери­канской экономической системы, в деятельности группы неприсоеди­нившихся стран. Установлены дипломатические отношения с социалистическими странами: в 1968 — с Румынией, Югославией, в 1969 — с СССР, Че­хословакией, Польшей, Венгрией. В 1970 заключено торговое соглаше­ние с СССР. Советский Союз оказывал содействие Перу в строительстве гидроэнергетического комплекса Ольмос, рыбокон­сервного комплекса и порта в Пайте и в проведении геолого-изыскательских работ. Развивались куль­турные и научные связи с социалистическими странами. В 1970 социалистические страны, особенно СССР и Куба, оказали Перу большую помощь в лик­видации последствий землетрясе­ния (по официальным данным, погибло от 80 тыс. до 100 тыс. человек, около 100 тыс. человек было ранено и около 1 млн. человек осталось без крова). В июле 1972 правительство Перу восстановило дипломатические отношения с Кубой.

Трудящиеся Перу активно участво­вали в осуществлении антиимпериалистических и антиолигархических меропри­ятий. В ноябре 1973 6-й съезд ПКП разработал политическую линию под­держки этих преобразований. Зна­чительно окрепла Всеобщая конфе­дерация трудящихся Перу. В 1974 была организована Национальная аграр­ная конфедерация, объединившая свыше 4 млн. крестьян. Создавались ассоциации кооперативов и трудо­вых общин.


Список использованной литературы:

1) А.И.Строганов «Новейшая история стран Латинской Америки»

2) Энциклопедия «Латинская Америка»