Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 21

 

Поиск            

 

Поселенческо-жилищный комплекс мордвы в произведениях народнопоэтического творчества Изображение мордовского народного костюма важного компонента материальной культуры этноса в фольклоре

 

             

Поселенческо-жилищный комплекс мордвы в произведениях народнопоэтического творчества Изображение мордовского народного костюма важного компонента материальной культуры этноса в фольклоре

Содержание

Введение...3

1. Хозяйственные занятия в произведениях устно-поэтического творчества мордовского народа...25

1.1. Сельскохозяйственные занятия мордовского народа и их отображение в фольклоре...25

1.2. Древнейшие отрасли хозяйства (пчеловодство, охота, рыболовство)

в мордовском народнопоэтическом творчестве...56

1.3. Освещение промысловых и ремесленных занятий в устном творчестве мордовского народа...74

2. Структура и функции вещественных элементов культуры в мордовском фольклоре...93

2.1. Поселенческо-жилищный комплекс мордвы в произведениях народнопоэтического творчества...93

2.2. Изображение мордовского народного костюма - важного компонента материальной культуры этноса в фольклоре...118

2.3. Отражение традиционной модели питания мордвы в устно-поэтическом творчестве...153

Заключение...180

Список использованных источников и литературы...184

Приложение 1 ...204

Приложение 2 ...205

Список сокращений...206


ВВЕДЕНИЕ

Материальной культуре принадлежит первостепенная роль в функционировании этносов, что делает ее изучение весьма актуальным. В первую очередь это касается тех материальных компонентов, которые имеют традиционный, массовый характер, проявляясь в повседневном быту. Таковыми являются традиционные виды хозяйственных занятий, поселений и жилища, одежды и пищи. Несмотря на неизбежные эволюционные преобразования, они до сих пор сохраняют этническую специфику и элементы, которые вырабатывались в течение длительного времени и тесно связаны с особенностями природно-географической среды и социально-историческими условиями жизни народа. В силу этого вещественные элементы культуры являются своеобразными этническими маркерами, с помощью которых можно получить представление не только об истории народа, но и механизме функционирования культуры этноса в современных условиях.

Проблема изучения народной культуры и, в частности, ее материальной сферы является традиционной для мордовской этнографии. Но до настоящего времени не было работ, в которых материальные компоненты исследовались бы на основе данных, содержащихся в устно-поэтическом творчестве мордвы.

Актуальность темы. Привлечение фольклорных материалов для изучения жизнедеятельности этноса бесспорно является актуальным, так как в них отразились многовековая история, хозяйство и культура, общественный и семейный быт народа, его взаимосвязи с другими этносами, религиозные верования и народные знания. В силу этого они являются одним из наиболее часто привлекаемых видов источников в этнографической науке. О важности этого вида источников говорит тот факт, что в 1970-е гг. в Санкт-Петербурге (тогда Ленинграде) было проведено несколько научных

конференций, целью которых была выработка единой методики использования фольклора как историко-этнографического источника. Их результатом явилось опубликование серии сборников статей, объединенных тематикой «Фольклор и этнография» [Фольклор и этнография, 1970; Фольклор и этнография: Обряды и обрядовый фольклор, 1974; Фольклор и этнография: Связи фольклора с древними представлениями и обрядами, 1977]. Проблемы использования данных фольклора для решения тех или иных историко-этнографических вопросов, а также формы и способы использования фольклорных данных рассматривались учеными и в дальнейшем [Фольклор и история этнографии, 1983; Фольклор. Проблемы историзма, 1988; Фольклор и этнография: Проблемы реконструкции фактов традиционной культуры, 1990].

Особенно актуально привлечение фольклора как источника для изучения истории и культуры народов, не имевших в прошлом письменности. Недаром произведения устно поэтического творчества широко используются при изучении народов Европейского Севера России, Сибири, Дальнего Востока, а также народов Поволжья [Мифологические сказки и исторические предания энцев, 1961; Эргис Г. У., 1974; Василевич Г. М., 1966; Пименов В. В., 1965; Кузеев Р. Г., 1968; 1974].

Актуальным является использование фольклорных источников и при изучении жизнедеятельности мордовского народа, так как до 1920-х годов функционирование мордовской письменности было ограничено небольшими масштабами: словарями, переводами христианских текстов, публикациями произведений устно-поэтического творчества, а также незначительным количеством учебной литературы. Поэтому мордовский фольклор является тем фундаментом, на основе которого можно восстановить особенности быта и культуры народа, в том числе и ее материальной сферы.

На протяжении XX в. материальная культура мордвы утрачивала свою традиционность, в связи с быстрым развитием индустриализации

страны. Вследствие этого широкое распространение получили так называемые «городские» виды материальной культуры. Постоянно растущее внедрение в повседневный быт предметов промышленно-индустриального слоя, лишенных этнической специфики, позволили совершенно справедливо высказать в научной литературе мысль о более активном стирании этнического своеобразия в материальной сфере. Поэтому необходимо изучать и оставить в памяти последующих поколений сохранившиеся, а также уже вытесненные из быта традиционные компоненты материальной культуры, сведения о которых сохраняются и в народнопоэтическом творчестве мордвы.

Изучение фольклорных источников позволяет реконструировать архаичные формы вещественного быта мордвы, а также проследить тенденции развития отдельных материальных компонентов и их взаимодействие в процессе исторического развития. В фольклоре часто изображаются занятия мордвы, подробно описываются орудия труда земледельцев, ремесленников, приспособления для ловли зверей и рыбы, способы и навыки, применяемые при обработки земли, выпасе скота и т.п.. Значительное внимание в мордовских песнях, сказках, мифах уделяется изображению жилых и хозяйственных построек, их внешнему виду и внутреннему устройству и убранству. Во многих произведениях устно-поэтического творчества часто упоминается о праздничной и повседневной традиционной одежде, изображается процесс ее изготовления и украшения.

Степень научной разработанности темы. Изучение традиционной культуры мордвы изначально было комплексным. Уже первые исследователи, к которым можно отнести участников экспедиций, организованных Российской академией наук во второй половине XVIII века (И. Г. Георги, И. И. Лепехина, П. С. Палласа), при описании культуры и быта мордовского народа проявляли интерес к его устно-поэтическому творчеству, хотя из-за недостаточного знания мордовских языков, основное

свое внимание они все-таки обращали на этнографические материалы: описание поселений, жилищ, народного костюма и обрядовых действий.

Первую серьезную попытку изучения быта и дохристианских верований мордвы на материале устного народного творчества предпринял П, И. Мельников-Печерский в монографической работе «Очерки мордвы» (1867). В своем исследовании он использовал мифологические и исторические фольклорные произведения, тексты молитв (ознома), заговоров (озлома) и песнопений (пазморо). Занимался он и изучением свадебных обрядов, которые наблюдал у мордовского населения ряда уездов Нижегородской губернии. В своих статьях «Эрзянская свадьба» (1851) и «Мокшанская свадьба» (1851) он дает подробное описание свадьбы двух основных групп мордвы, приводя при этом и тексты эрзянских свадебных песен, причитаний и молитв, в основном на русском языке. Это вызвано тем, что эрзянскую свадьбу П. И. Мельников воссоздает по своим наблюдениям, сделанным в сильно обрусевшем селе Сеськино (бывшей Терюшевской волости Нижегородской губернии, ныне Дальнеконстантиновского района Нижегородской области), где по словам самого автора: «Слова мордовского не услышите: во всей Терюшевской волости вряд ли теперь найдется человек, знающий свой прежний язык» [Мельников, 1981: 110].

Комплексный метод изучения отдельных вопросов материальной и духовной культуры мордовского народа применил в своей работе «Очерк юридического быта мордвы»(1885) В. Н. Майнов. В ней достаточно подробно освещены вопросы общественных отношений, религиозных верований и обрядности мордвы. Для этого автор использовал широкий круг источников: исторических, этнографических и фольклорных, собранных им в поездках по мордовским поселениям различных губерний, а также позаимствованных из публикаций, вышедших в различных периодических изданиях того времени.

Большое значение для изучения культуры финно-угорских народов имеет монография крупного русского этнографа И. Н. Смирнова «Мордва».

Для исследователей мордовского фольклора особую ценность составляют III, IV и V главы его работы, которые содержат ценный материал по обрядовому фольклору.

В 1920-30-х годах XX в. интерес к изучению культуры мордвы проявляли ученые Москвы, Саратова, Пензы, Нижнего Новгорода. В частности, по инициативе Пензенского краеведческого музея были проведены экспедиции в районы расселения мордвы-мокши и мордвы-эрзи (Городищенский, Краснослободский, Наровчатский, Спасский уезды). Их участники (Н. И. Спрыгина, Б. Н. Гвоздев, И. Г. Тимофеев, И. Г. Черапкин) сделали оригинальные описания жилища, женских и мужских костюмов, головных уборов, украшений и вышивок.

Заметный вклад в изучение проблем мордовской культуры был сделан учеными Саратовского университета (А. А. Гераклитовым, Б. М. Соколовым, М. Т. Маркеловым, П. Г. Любомировым, П. Д. Степановым). Так, П. Д. Степанов является автором ряда статей о промысловых занятиях мордовского населения Саратовского края, а также его традиционного костюма и хозяйственных построек [Степанов, 1928; 1929; 1930].

В 50-х гг. XX века изучение культуры мордовского народа было продолжено на более высоком уровне. Начало этому положили экспедиции, которые были проведены Институтом этнографии АН СССР совместно с учеными Мордовии в регионах компактного проживания мокши и эрзи (Мордовской, Татарской, Башкирской и Чувашской республиках, Пензенской, Нижегородской, Самарской и Оренбургской областях). По итогам этих экспедиций были опубликованы фундаментальные монографии «Вопросы этнической истории мордовского народа» (1960), «Исследования по материальной культуре мордовского народа» (1963). В них рассматриваются расселение мордвы (В. И. Козлов), традиционные хозяйственные занятия (М. Ф. Жиганов), сельскохозяйственные орудия (А. А. Новицкая и Т. П. Федянович), пища и домашняя утварь (Е. И. Динес), поселения и жилища (Е. И. Горюнова, Н. П. Макушин, В. Н. Белицер),

особенности бытовой культуры теньгушевской мордвы-эрзи (В. П. Ежова) и мордвы-каратаев (В. Н. Белицер). В третьей монографии - «Народная одежда мордвы» (1973) В. Н. Белицер прослеживает сложный процесс изготовления женского и мужского костюма, описывает их элементы, анализирует изменения, которые они претерпели в различные исторические эпохи. На этой основе она выделяет локальные комплексы женского костюма у различных этнических и территориальных групп мордвы. Свои выводы автор часто подтверждает фольклорным материалом, дающим представление о специфике народной мордовской одежды, богатом художественном вкусе ее изготовителей.

Начиная с 1950-х годов и по настоящее время, в процессе изучения культуры мордовского народа активно включались и местные исследователи нового поколения - этнографы: Н. Ф. Беляева, В. Ф. Вавилин, В. П. Ежова, Г. А. Корнишина, В. Н. Куклин, А. С. Лузгин, Н. Ф. Мокшин, Л. И. Никонова, В. П. Тумайкин; фольклористы: А. Г. Борисов, М. Ф. Ефимова, М. Г. Имяреков, В. Л. Имайкина, А. Г. Самошкин, Э. Н. Таракина, А. М. Шаронов, А. Д. Шуляев, Л. В. Седова, М. И. Чувашев, Т. П. Девяткина.

В первую очередь надо отметить труды Н. Ф. Мокшина, который в своих исследованиях всегда подчеркивал значимость фольклорных источников при изучении истории и культуры мордовского народа. Во втором издании монографии «Религиозные верования мордвы» он выделил специальный раздел, посвященный свободомыслию в мордовском фольклоре. Обширный фольклорный материал использовал ученый и при написании еще одной своей книги «Тайны мордовских имен» (1991), в которой всесторонне рассматриваются различные аспекты мордовской ономастики. Значительный интерес для нашего исследования представляет и последний труд ученого «Материальная культура мордвы» (2002), которая представляет собой этнографический справочник. Помимо общего очерка -обзора этнической культуры мордвы, он содержит более 230-ти справочных

статей, посвященных важнейшим компонентам ее традиционной материальной культуры.

Значительный вклад в изучение материальной культуры мордовского этноса, в частности его промысловых занятий, внесли А. С. Лузгин и В. Н. Куклин. Так, А. С. Лузгин в своих работах не только подробно описывает промысловые занятия народа, но и определяет их место в хозяйственно - бытовой жизнедеятельности. Он дает характеристику основных промысловых центров и конкретных мастеров, анализирует особенности реализации промыслово-кустарной продукции [Лузгин, 1987; 1993; 1994; 2001].

В. Н. Куклин в своих статьях, а также кандидатской диссертации исследовал домашние производства и ремесла по обработке различных материалов: конопли, льна, шерсти, луба, соломы и тростника. Он рассмотрел состояние и особенности развития мордовского ремесла в XIX - начале XX века, дал детальное описание орудий труда и технологии производства [Куклин, 1968; 1970].

Изучению истории развития мордовских поселений и комплексов жилища, посвятил свои труды В. Ф. Вавилин. В них он анализирует архитектурно-планировочные традиции мордовского зодчества, состав и структуру сельских поселений, жилых и хозяйственных построек, влияние социально-поселенческой среды на этнические процессы в регионе [Вавилин, 1978; 1980; 1989].

Обстоятельное описание основных традиционных занятий мордвы: земледелия, животноводства, охоты, рыболовства, огородничества, садоводства и пчеловодства дается Н. Ф. Беляевой в разделе монографии «Мордва Заволжья» (1984). Автор подчеркивает общность компонентов сельского жизнеобеспечения мордовского населения этого региона с другими группами этноса, хотя и отмечает некоторые особенности, связанные со спецификой природно-климатических условий. Надо отметить я ее монографию «Традиционное воспитание детей у мордвы» (2001), где

Н. Ф. Беляева подробно анализирует предметно-вещевой мир детей, в ш частности одежду, посуду, игрушки и т.п. Особого внимания заслуживает раздел, посвященный народным традициям воспитания подрастающего поколения, где автор приводит много выдержек из произведений устно-поэтического творчества, считая его одним из важнейших воспитательных средств.

Отдельные аспекты материальной культуры мордвы рассматриваются и в работах Г. А. Корнишиной. В основном это связано с их использованием в обрядовой сфере. Так, в монографии «Традиционные обычаи и обряды мордвы: исторические корни, структура, формы бытования» (2000), она дает обзор обрядов, связанных с хозяйственными занятиями мордвы, а также характеризует место и роль материальных элементов в традиционных ритуалах.

Важнейшие материальные компоненты мордвы рассматриваются и в работах Л. И. Никоновой, которая считает их одним из важных элементом в системе жизнеобеспечения этноса [Никонова, 1995; 2000].

Что касается исследований фольклористов, то они с конца 1940-х гг. также начинают выпускать обобщающие теоретические работы, **¦ посвященные изучению отдельных жанров устно-поэтического творчества.

Первое монографическое исследование по мордовскому фольклору «Мордовская народная сказка» (1947) было написано А. И. Маскаевым. В этом исследовании автор обобщил результаты собирания мордовских сказок, определил их жанровые разновидности и специфику бытования. В 1964 г. вышла еще одна его монография «Мордовская народная эпическая песня», где ученый на основе большого круга фольклорных источников систематизировал знания касающиеся традиционной эпической песни, рассмотрел вопросы о ее связи с историей и бытом народа.

Заметный вклад в дело собирания и изучений мордовского фольклора

внес и К. Т. Самородов. В 1959 г. вышла его книга «Мордовские пословицы и

™ загадки», где впервые глубокому исследованию подвергся такой обширный

раздел устно-поэтического творчества, как пословицы, поговорки и загадки, являющиеся краткими и меткими выражениями народного ума. В своем труде К. Т. Самородов убедительно показал, что взятые воедино они могут отобразить и показать полную картину материальной и духовной жизни этноса, который их создал. В своей следующей монографии «Мордовская обрядовая поэзия» (1980) исследователь делает попытку показать историю обрядовых жанров, их возникновение, формы бытования и современное состояние, а также анализирует их идейно-тематическое содержание.

Надо также отметить работу А. Г. Борисова, который рассмотрел традиционную свадебную поэзию мордвы (преимущественно эрзянские причитания), проанализировав ее с точки зрения тематического своеобразия, форм бытования и связей с обрядом [Борисов, 1964].

Важное значение имеют статьи В. Л. Имайкиной, посвященные выявлению жанрового своеобразия мордовской календарной песни, ее идейно-тематическому содержанию и описанию отдельных элементов поэтики [Имайкина, 1972; 1975].

В 1971 г. вышла работа Э. Н. Таракиной «Мордовский детский фольклор», где автор подробно рассматривает вопросы бытования устно-поэтического творчества мордовского народа, анализирует его жанры. Ценным является и то, что Э. Н. Таракина вводит в научный оборот множество текстовых материалов.

Т. П. Девяткина одну из своих монографий посвятила мокшанской свадебной поэзии. Она дает характеристику жанрового состава и поэтических особенностей мокшанских свадебных песен, прослеживает их связь с традиционным бытом народа [Девяткина, 1992]. Другое ее исследование посвящено мордовской мифологии. Т. П. Девяткина рассматривает ее как систему традиционного миропонимания, которое отражает в себе всю жизнедеятельность народа, в том числе и материальную культуру [Девяткина, 1998].

В последнее время появился и целый ряд культурологических работ, в

*9 которых в той или иной степени содержится анализ материальной культуры

мордвы. Среди них можно отметить монографию Н. Г. Юрченковой, где

автор исследует проблему воздействия мифологии на некоторые

материальные элементы культуры мордовского этноса, в частности на

декоративно-прикладное искусство (вышивку и резьбу по дереву)

[Юрченкова, 2002]. Интересными являются и работы М. И. Каргиной о

временно-пространственной среде поселенческих и жилых комплексов

[Каргина, 1997], а также А. А. Бурнаева о семантике женских украшений

/ [Бурнаев, 2002].

Таким образом, проведенный историографический обзор позволяет сделать вывод о том, что до настоящего времени устно-поэтическое творчество мордовского народа в качестве этнографического источника рассматривалось далеко не достаточно. Необходимо восполнить этот пробел. В предлагаемой работе раскрывается значение мордовского фольклора как важного источника, позволяющего проследить структуру и тенденции развития материальных компонентов, их место и роль в традиционной культуре этноса.

^ Цель диссертационного исследования состоит в том, чтобы проследить

структуру и тенденции развития материальных компонентов, их места и роли в традиционной культуре этноса на основе анализа произведений устно-поэтического творчества мордвы.

В соответствии с общей целью исследования ставятся следующие задачи:

- основываясь на данных устно-поэтического творчества мордовского народа, охарактеризовать формы и виды традиционных хозяйственных занятий;

- исследовать структуру и функции основных вещественных комплексов культуры мордвы;

- проанализировать тенденции эволюции изображения материальных компонентов в произведениях мордовского устно-поэтического творчества;

- показать значимость использования фольклорных материалов для изучения компонентов материальной культуры мордовского этноса.

Объектом данного исследования являются материальные компоненты традиционной культуры мордовского народа, отраженные в произведениях устно-поэтического творчества.

Предмет исследования — сведения, содержащиеся в фольклорных источниках о хозяйственных занятиях мордвы, ее поселенческо-жилищном комплексе, народном костюме и традиционной модели питания.

Территориальные рамки исследования охватывают область наиболее компактного расселения мордвы к концу XIX века, значительная часть которой составила территорию современной Республики Мордовия. Однако, учитывая дисперсное расселение мордовского этноса, использовался этнографический и фольклорный материал и других территориальных групп мордвы (в частности, бывших Саратовской и Самарской губерний).

Хронологические рамки исследования. В виду того, что время возникновения большинства произведений мордовского народного творчества, используемых в данной работе, не поддается даже приблизительной датировке, т. к. фольклор зарождается на ранних этапах формирования этноса, а наиболее древние его пласты (многие мифологические, эпические, обрядовые сюжеты) восходят корнями к периоду общности уральских народов (IV - III тыс. до н.э.), автор посчитал целесообразным четко не очерчивать нижние временные рамки исследования. Что касается верхних временных рамок, то мы ограничиваем их концом XIX - началом XX в. Этот период связан со значительным сохранением традиционной культуры мордовского народа, накоплением этнографических сведений о нем, в том числе и о материальных компонентах его традиционной культуры, а также активным сбором и публикацией произведений устно-поэтического творчества мордвы.

Источниковая база исследования представляет комплекс разноплановых источников, которые по происхождению и информативному содержанию можно подразделить на несколько групп.

Первую из них составили опубликованные источники. Наиболее ранние, в основном фрагментарные сведения о материальной культуре и занятиях мордвы содержатся в записках зарубежных путешественников средневековья. Так, из записок фламандского путешественника XIII в.

B. Рубрука, описавшего страну Моксель, мы узнаем о характере поселений мокши: «Города у них нет, а живут они в маленьких хижинах в лесах», а также ее занятиях: «В изобилии имеются у них свиньи, мед и воск, драгоценные меха и соколы» [Путешествия, 1957: 111]. Из этого можно сделать вывод, что мокшане занимались животноводством, бортничеством и охотой. О занятиях охотой, а также рыболовством пишет и венецианский монах И. Барбаро [Барбаро, 1971:159]. Австрийский дипломат

C. Герберштейн дополняет этот перечень занятий мордвы земледелием [Герберштейн, 1988: 134]. Об этом занятии упоминает в своей работе и голландский ученый Н. Витсен, который к тому же одним из первых описал мордовский женский костюм, обратив особо пристальное внимание на состав украшений [Феоктистов, 1963: 5].

Сведения о занятиях мордвы можно часто встретить и в русских летописях и документах. Так, в выдающемся памятнике древнерусской литературы «Слово о погибели Русской земли» есть упоминание о том, что мордва наряду с другими народами Поволжья бортничала на князя Владимира Мономаха [Изборник, 1969: 326]. В Патриаршей или Никоновской летописи - наиболее полном летописном своде, составленном во второй половине XVI в., в сообщениях, относящихся к XIII - XIV векам можно встретить не только упоминания о хозяйстве мордвы, но и о ее поселениях: «селах», «погостах», «зимницах» [Полное собрание русских летописей, 1965. Т. X: 94-95,103; Т. XI-XII: 29].

Ценная информация о хозяйственной деятельности мордовского народа содержится в документах русского делопроизводства XVI-XVII вв.: воеводских и оброчных грамотах, сыскных книгах, купчих. Так, в челобитной мордвина деревни Кишал Темниковского уезда Пайки Родкина с товарищем о побеге из их деревни мордвина Чемайки Алямина с женою сообщается, что последний покинул свой тягловый двор «... а во дворишке его осталось хором: избенка не крыта, да конюшнишка пластинная, да скотины 4 овцы, да жеребенок, да 2 курицы, ... да после его осталось не сеянной ржи четверть кола...» [Документы и материалы, 1940: 94].

Более подробные не только этнографические, но и фольклорные материалы содержатся в работах участников уже упоминавшихся выше научных экспедиций Российской академии наук XVIII в. — И. И. Лепехина «Дневные записки путешествия доктора и Академии наук адъютанта Ивана Лепехина по разным провинциям Российского государства, 1768 и 1769 году» (1771), И. Г. Георги «Описание всех обитающих в Российском государстве народов» (1799), П. С. Палласа «Путешествие по разным провинциям Российской империи» (1809). В них можно найти сведения о мордовских молениях, свадебных и похоронных обрядах, а также, хотя и в редких случаях, о сопровождавших эти церемонии фольклорных произведениях.

Среди источников XVIII века надо также отметить работу уездного землемера К. Мильковича, который, опираясь на свои наблюдения, написал содержательную статью, посвященную быту и верованиям мордвы конца XVIII столетия. В ней автор затронул вопросы истории, этнографии и фольклора мордвы. Большое внимание К. Милькович уделил описанию похоронных, поминальных, свадебных обрядов, традиционного зимнего колядования, отметил большое распространение свадебных корильных песен.

Значительное количество материалов по фольклору и этнографии мордвы содержится в публикациях, выходивших в свет на страницах

периодических изданий: губернских и епархиальных ведомостей, а также целого ряда центральных и региональных газет и журналов, таких как «Сын отечества», «Русский вестник», «Волжский вестник», «Русское слово». Эти работы в настоящее время представляют больше источниковедческий, чем историографический интерес.

Так, в 1834 в газете «Санкт-Петербургские ведомости» была опубликована статья М. Попова «Селиксенская мордва-мокша». В ней автор описывает календарные праздники и свадебные обряды мокши, подкрепляя свои рассуждения публикацией шести поэтических текстов и песен с параллельным их переводом на русский язык.

Статьи и очерки по необрядовому фольклору опубликовали в этот период Н. Прозин «Картины мордовского быта» (1895), Т. Шишкин «Заметки о мордвах» (1861). Ценный этнографический и фольклорный материал содержится и в работах В. А. Ауновского «Краткий этнографический очерк мордвы-мокши» (1862), С. Архангельского «Строения и занятия мордвов» (1844), Ф. Бутузова «Из быта мордвы села Живайкина Жадовской волости Корсунского уезда Симбирской губернии» (1893), М. Гребнева «Мордва Самарской губернии: историко-этнографические очерки» < (1887), А. Леопольдова «Крестьянские сушильни хлеба» (1854), Н. Орлова «Мордва-мокша» (1876).

Большое значение для данного исследования представляют сведения, собранные в конце XIX - начале XX в., А. А. Шахматовым, М. Е. Евсевьевым и М. Т. Маркеловым. Выдающийся русский ученый А. А. Шахматов в 1910 г. выпустил «Мордовский этнографический сборник». В него вошли материалы, собранные в двух мордовских селах Саратовской губернии (Оркино и Сухой Карбулак), записанные самим составителем, школьным учителем - скрипачом Р. В. Учаевым и волостным писарем И. А. Цыбиным. В приложении к этой книге представлены также песни учителя А. Леонтьева, собранные им по поручению А. Н. Минха. Местную фольклорную традицию А. А. Шахматов представляет в комплексе

составляющих ее жанровых разновидностей: обрядовых и необрядовых песен, загадок, пословиц, сказок, преданий, произведений обрядового фольклора, сопровождая тексты развернутыми описаниями самих обрядов.

По существу аналогичен книге А. А. Шахматова, изданный в 1922 г. сборник «Саратовская мордва», составленный М. Т. Маркеловым. В него, кроме фольклорных произведений - обрядовых песен, заговоров, молитвенных текстов, сказок, загадок, вошли и этнографические описания хода ритуальных церемоний, а также народной одежды и украшений, построек и жилища.

Ценную информацию по материальной культуре и устно-поэтическому творчеству мордвы содержат и материалы известного ученого-просветителя, этнографа и филолога М. Е. Евсевьева. Многие из них опубликованы. Так, еще в 1892г. в журнале «Живая старина» он издал свою работу «Мордовская свадьба», которую в дальнейшем много раз дополнял и перерабатывал. В ней он тщательно рассмотрел весь свадебный цикл и привел тексты свадебных песен и причитаний. Значительный интерес для изучения обрядовой культуры и фольклора мордвы представляют его статьи «Братчины и другие религиозные обряды мордвы Пензенской губернии» (1914) и «Мордва Татреспублики» (1925). В последней работе автор делает попытку классификации мордовских молений, которые он подробно описывает.

Из публикаций М. Е. Евсевьева по необрядовому фольклору следует отметить два его сборника «Эрзянь евкст» (Эрзянские сказки) и «Эрзянь морот» (Эрзянские песни), изданные в 1928 г. В первом из них помещено 46 сказок, отражающие мировоззрение, хозяйственную деятельность и традиционный быт мордвы, ее взгляды на природу. Второй сборник состоит из 150 песен, сгруппированных собирателем по их тематике: исторические, бытовые, о солдатчине, о девичестве, о животных, песни-сказки.