Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 21

 

Поиск            

 

Пособие учебно-методическое для студентов

 

             

Пособие учебно-методическое для студентов

Белорусский государственный университет

Факультет философии и социальных наук

Кафедра философии культуры

Зеленкова И.Л.

Методическая модель

преподавания курса «Этика»

(учебно-методическое пособие для студентов

отделений философии, социологии, информации и коммуникации ФФСН)

Минск –2005


УДК 17(075.83)

ББК 87.7р

З 47

Рекомендовано к изданию

Ученым советом факультета философии и социальных наук

Р е ц е н з е н т

кандидат социологических наук, доцент О. В. Терещенко

Зеленкова И. Л.

Методическая модель преподавания курса «Этика» (учебно-методическое пособие для студентов отделений философии, социологии, информации и коммуникации ФФСН). – Мн., БГУ, 2005.

Данная разработка содержит комплекс информационных и методических материалов, необходимых для целенаправленной организации процесса изучения студентами курса этики. Представленная концепция преподавания ориентирована на современный уровень образовательных технологий и содержит разнообразные возможности для творческого освоения студентами этического знания.

Работа адресована студентам факультета философии и социальных наук Белгосуниверситета.

УДК 17(075.83)

ББК (87.7р)

©Зеленкова И.Л., 2005

©БГУ,2005


П Р Е Д И С Л О В И Е

Преподавание/изучение этики может осуществляться различными способами в зависимости от конкретных реалий учебного процесса (количество часов, предписанная субординация отдельных форм учебной работы, специализация, особенности студенческой аудитории и т. п.). Эффективность концепции преподавания, стимулирующего адекватное изучение студентами данного курса, определяется множеством факторов, важнейшими из которых следует признать ее сущностное и формальное соответствие специфике этического знания, а также субъект-субъектный характер взаимодействия преподавателя и студентов. Именно такие установки предопределяли процесс создания теоретико-методической модели преподавания этики на ФФСН, которая в настоящее время реализуется на практике в относительно целостном виде, что, разумеется, не исключает ее постоянной коррекции и совершенствования.

Необходимость краткого описания главных компонентов данной модели в специальном учебном пособии связана с обязательностью предоставления студентам четко фиксированной информации относительно тех «правил игры», которые будут определять их приобщение к этическому знанию. Пользуясь этой информацией, студенты могут индивидуально планировать свои образовательные усилия, осознавая их целесообразность и результативность.

Данное учебное пособие структурировано по достаточно простому принципу содержательной и методической взаимосвязи трех основных разделов: в первом обозначаются важнейшие стратегические установки преподавания этики; во втором описывается «технология» их осуществления; в третьем размещены некоторые вспомогательные материалы, конкретизирующие предыдущую информацию.


Раздел 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА ЭТИКИ

Поскольку каждый студент ФФСН, изучающий курс «Этика», имеет в своем распоряжении специальное учебное пособие (Зеленкова И.Л. Учебно-методический комплекс по курсу «Этика» на основе современных образовательных технологий. Мн., 2001.), довольно подробно описывающее зафиксированную в названии раздела тему, в данном случае имеет смысл лишь кратко обозначить некоторые ее составляющие.

1.1. Целевые и концептуальные ориентации в преподавании этического

знания.

Единство информационного и ценностно-ориентирующего аспектов этического знания, являющееся фундаментальной установкой данной стратегии его преподавания, предопределяет ряд задач более конкретного характера, т.е. приобщение студентов к этической проблематике предполагает:

· осмысление преемственных связей в развитии этических представлений, значимости общечеловеческой составляющей этого процесса;

· понимание своеобразия этического знания, специфики морали и последствий нарушения моральной автономии;

· формирование потребности перевода этической информации в личностные смыслы (определение собственных ценностных позиций, рефлексия над поступками и их мотивацией и т.п.);

· осознание самоценности человека не только в своем лице, но и в лице другого, формирование способности толерантного отношения к «иным» нравственным ценностям.

Главной теоретической и методической ориентацией данной стратегии преподавания является обеспечение возможностей для творческого приобщения студентов к этическому знанию, т.е. «оживления» этого знания в процессе самостоятельной работы. Такой подход в наибольшей степени соответствует специфике этики как «практической философии» и позволяет студентам воспринимать ее не в качестве догматизированной системы, а в контексте реальных проблем морального бытия.

Концептуальные основания преподавания этики вытекают из своеобразия этического знания, преимущественно определяющегося природой его предмета. Мораль, как известно, пространственно не локализирована, что создает возможность чуть ли не безграничного расширения полномочий этики. Однако потребности ее изучения непременно предполагают фиксацию более или менее явных границ, соотносимых, в первую очередь, с традицией, которая как бы объединяет идейно-проблемный комплекс вокруг единого стержня – понимания этики как практической философии , призванной дать ответ на вопрос о «правильной жизни» («что я должен делать?» – в формулировке И.Канта). Таким образом, определяя объем этического материала, необходимо выделить фундаментальные проявления «правильной жизни»; обозначить сущностные особенности морали, освящающей такую жизнь; проинтерпретировать все это на философском (а не обыденном) уровне, в контексте этической традиции и новаций современности.

Обойтись без подобной стратегии вряд ли возможно, поскольку чисто эмпирический стиль изложения, случайный набор фрагментов этического знания не способствуют эффективности его изучения. Кроме того, охватить все разнообразие этической проблематики нельзя даже в рамках относительно большого временного объема, поэтому теоретическое моделирование неминуемо должно предшествовать эмпирическому материалу, «просвечивать» во всех вариантах его изложения, оформляя этическую мозаику в некоторую целостную картину. При этом избираемая модель не должна быть слишком жесткой, чтобы не ограничивать возможности студентов в «раскрашивании» картины по своему вкусу.

Исходя из всего этого, можно перейти к обозначению концептуальных оснований преподавания на более конкретном уровне. Представляется целесообразным выделение нескольких главных аспектов этики , рассматриваемых не столько в качестве ее структурных компонентов, сколько в виде различных ракурсов восприятия. Описывая эти грани этического знания, можно, вероятно, получить целостное о нем представление или хотя бы основу для его оформления в будущем, если, конечно, фиксировать каждый раз один и тот же (по большому счету) глубинный смысл этики , оттеняемый, а не заслоняемый, своеобразием определенного угла зрения.

В качестве таких аспектов можно предложить следующие: историко-этический, структурно-функциональный, генетический, теоретико-категориальный, прикладной. Данные названия являются достаточно условными, однако позволяют более-менее адекватно выразить суть различных ракурсов проблемного поля этического знания.

Историко-этический аспект предполагает ознакомление студентов с историей этических учений. При этом особенное внимание уделяется анализу специфики генезиса этической рефлексии в восточном и западном регионах древней цивилизации, поскольку такой контекст дает возможность корректной постановки проблемы выявления общечеловеческой компоненты этического знания. Дальнейшая информация фиксирует закономерности и преемственные связи в становлении европейской этической мысли, а также новации, связанные с этикой ХХ века.

Субординация между различными фрагментами данного аспекта этики определяется, прежде всего, их идейной значимостью и степенью воздействия на этическую традицию, однако вполне возможно расширение программного историко-этического материала в соответствии с пристрастиями студенческой аудитории.

В структурно-функциональном аспекте исследование морали должно способствовать оформлению более-менее целостного представления о ее сущности и специфике. Обращение же к генетическому аспекту позволяет увидеть тот же предмет под иным углом зрения: информация относительно возникновения и исторического развития морали помогает ознакомиться с многообразием противоречий нравственного мира и особенностями его конкретных воплощений.

В рамках теоретико-категориального аспекта рассматриваются фундаментальные проблемы теории морали и их «дефинитивное пространство», т.е. важнейшие понятия, составляющие основу категориального аппарата этики.

Прикладной аспект предполагает обращение к этической информации, которая непосредственно связана с реалиями современной жизни.

Такой вариант систематизации этического материала содержит возможность комплексного освещения «практической философии» и служит идейной подоплекой программы курса «Этика», блоки которой охватывают данные аспекты пространства этического знания.

1.2. Примерная программа курса «Этика».

Предлагаемая здесь авторская программа, разработанная в соответствии со стандартом, утвержденным Министерством образования Республики Беларусь (Этика: Учебная программа для вузов. Мн., 2001.), выступает в качестве основы для преподавания курса этики на разных отделениях ФФСН. Фиксируя достаточно большой объем этического материала, программа содержит благоприятные возможности для конкретной корректировки в зависимости от реалий учебного процесса, специфики того или иного отделения, студенческих предпочтений.

ВВЕДЕНИЕ

Предмет этики. Этика как «практическая философия». Понятия «мораль», «нравственность». Особенности этического знания. Концепция преподавания этики.


1. ИСТОРИЯ ЭТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ

Методологические проблемы изучения истории этики. Классификация основных направлений. Традиции и инновации. Методы и принципы исследования истории этики.

1.1. Этическая мысль Древнего мира

Особенности формирования философско-этического мировоззрения на Востоке и на Западе. Предфилософский комплекс. Этические представления в культурах Вавилонии, Древнего Египта, Древнего Ирана.

Социокультурные основания этической составляющей в мировоззренческом комплексе Древней Индии. Ведический период («Веды», «Упанишады»). Послеведический период («Бхагавадгита»). Период философских сутр: интерпретация этической проблематики в астике и настике. Специфика древнеиндийского этического сознания.

Социокультурные предпосылки генезиса и развития этических представлений в Древнем Китае . Периодизация. Культурные события эпохи Шан-Инь и эпохи Чжоу (период Чуньцю – «И-цзин», период Чжаньго – соперничество «ста школ»). Этическая составляющая в конфуцианстве, даосизме, моизме, натурфилософии. Школа фа-цзя в период династии Цинь. Особенности древнекитайской этической мысли.

Специфика возникновения и развития древнегреческой этики. Предэтика (Гесиод, гномы семи мудрецов, Гераклит). Демокрит. Этический релятивизм софистов (Протагор, Горгий). Сократ и сократические школы. Теория морали Платона. Этика Аристотеля. Позднеантичная этика (эпикуреизм, стоицизм).

Своеобразие генезиса древнеримской этической мысли (Цицерон). Римский эпикуреизм (Тит Лукреций Кар), скептицизм (Энесидем, Аргиппа, Секст Эмпирик), стоицизм (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий Антонин).

1.2. Этическое сознание эпохи Средневековья

Супранатурализм, теоцентризм, антирационализм христианской этики. Особенности средневековой этической мысли. Патристика и схоластика. Проблема теодицеи. Аврелий Августин. Фома Аквинский. Оппозиция (ереси, Пьер Абеляр).

1.3. Этическая мысль Возрождения и Нового времени

Гуманизм, натурализм, рационализм. Мишель Монтень. Бенедикт Спиноза. Принцип «разумного эгоизма» в мировоззрении французских материалистов 18 века (Поль Гольбах, Клод Адриан Гельвеций, Дени Дидро).

Теория морали в немецкой философской классике. Иммануил Кант (постулаты, категорический императив, специфика морали). Георг Вильгельм Фридрих Гегель (проблема свободы, учение о морали, учение о нравственности). Эвдемонистическая ориентация этических представлений Людвига Фейербаха.

Идеология Возрождения и Просвещения в Белоруссии: этические контексты (Ф.Скорина, С.Будный, С.Полоцкий).

1.4. Русская этическая мысль Х1Х - начала ХХ веков

Революционно-демократическое направление (Н.Г. Чернышевский, В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.А. Добролюбов). Идеалистическая этика «серебряного века» (В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, С.Л. Франк, С.Н. Булгаков, Л.И. Шестов).

1.5. «Неклассическая» этика

Особенности и главные новации в области этического знания. Антинормативный поворот. Этические представления А.Шопенгауэра, Ф.Ницше. Основоположения марксистской этики.

1.6. Этика в ХХ веке

Общая характеристика, особенности. Этические параметры экзистенциальной философии. Основания морали в аналитической (неопозитивистской) традиции. Проблемы этики в прагматизме. Этическая проблематика в психоаналитической традиции. Религиозная этическая мысль (неопротестантизм, неотомизм).

Поиск универсальных этических ориентиров: этика ненасилия, этика «благоговения перед жизнью», «Живая Этика».

Специфика и особенности развития марксистской этики во 2-ой половине ХХ века.

Становление современной прикладной этики.

2. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЭТИКИ

2.1.Этика как «практическая философия»

Предмет этики. Этика и философия. Специфика этического знания. Различные аспекты этики. Метаэтика и нормативная этика.

2.2.Структурно-функциональный анализ морали

Мораль как предмет этического знания. Специфические особенности морали. Антиномии в морали.

Различные варианты классификации функций морали. Регулятивная, воспитательная, гносеологическая функции морали. Специфика и механизм моральной регуляции.

Проблема структурирования морали. Своеобразие нравственной деятельности, нравственного сознания, нравственных отношений. Поступок как понятие этики.

2.3. Проблема свободы в этике

Свобода и необходимость. Свобода «от» и свобода «для». Нравственная свобода и условия ее реализации («моральная вменяемость», выбор, «трагедия свободы», интериоризация моральной необходимости). Моральная ответственность личности.

Стратегия моральной оценки поступка. Взаимосвязь цели и средств в нравственной деятельности. Моральные конфликты.

2.4. Проблема добра и зла

Интерпретация проблемы добра и зла в этической традиции. Добро и благо. Диалектика добра и зла. Проблема критерия различения добра и зла. Феномен персонификации добра и зла. Проблема борьбы со злом.

Конкретизация представлений о добре и зле на уровне категорий «справедливость», «долг», «совесть», «честь», «достоинство».

2.5. Проблема смысла жизни в этике

Имманентные и трансцендентные концепции смысла жизни. Смысл жизни как нравственная ценность. Понятийное поле проблемы смысла жизни. Этический аспект проблемы смерти. Феномен смыслоутраты.

2.6. Проблема счастья

Эвдемонистическая традиция в этике. Счастье как нравственная ценность. Оценочный, мотивирующий, императивный аспекты понятия «счастье». Счастье и страдание. Несчастье. Антиномии счастья. Условия счастья.

3. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МОРАЛИ

Генезис морали. Биологическая, религиозная, социологическая гипотезы происхождения морали. Протомораль в первобытном культурном синкретизме.

Различные гипотезы специфики исторического изменения морали. Проблема нравственного прогресса. Смысл морали и ее конкретно-исторические значения. Общечеловеческое, групповое, индивидуальное в морали.

Мораль в современных условиях. Многоаспектность и противоречивость современного этапа развития морали. Негативные и позитивные изменения в сфере нравственности, их зависимость от социокультурных факторов. Нравственные последствия научно-технического развития общества. Моральные коллизии глобального характера.


4. ПРИКЛАДНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭТИКИ

4.1. Проблема общения

Содержание и формы, структура и функции общения. Общение как нравственная ценность. Количественные и качественные параметры общения. Дружба и любовь как нравственные ценности. Проблема одиночества.

4.2. Нравственные параметры семейно-брачных отношений

Сущность, функции брака и семьи, их историческое развитие, социокультурные определители. Факторы риска в семейной жизни. Нравственные ориентиры в сфере семейно-брачных отношений. Проблема «отцов и детей".

4.3. Этикет и мораль

Особенности и историческое развитие этикетной культуры. Взаимосвязь нравственности и этикета. Конкретные нормы этикета в бытовом и деловом общении.

4.4. Профессиональная этика

Специфика, разновидности профессиональной этики, ее статус в современном этическом знании. Общее и особенное в профессиональной морали. Характеристика оснований педагогической этики, деонтологии, юридической этики, этики научного творчества. Этика делового общения.

4.5. «Открытые проблемы» прикладной этики

Статус «открытых проблем», сложность их правовой и моральной квалификации.

Новации современного уровня этической интерпретации проблемы жизни и смерти, проблемы нравственной ценности личности. Постановка проблемы смертной казни. Типы аргументации «за» и «против».

Особенности современной биоэтики и ее главные проблемы (эвтаназия, аборты, клонирование, трансплантация органов и др.). Возможности этической экспертизы проблем биоэтики.


1.3. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Предлагаемый расклад часов не рассматривается в качестве жесткой структуры, напротив, предполагается возможность его адаптации к конкретным обстоятельствам учебного процесса и интересам студенческой аудитории.

Раздел программы, темы

Лекции

Семинары

КСР

отд.

инф.

отд.

соц.

отд.

философ.

отд.

инф.

отд.

соц.

отд.

философ.

отд.

инф.

отд.

соц.

отд.

философ.

1

Введение

2

2

2

2

Раздел 1

1.1

14

14

20

1.2

2

2

4

1.3

2

4

6

2

4

4

2

2

1.4

2

2

2

1.5

2

2

4

2

2

1.6

6

6

8

3

Раздел 2

2.1

2

2

2

2.2

2

4

4

2.3

4

4

6

2.4

2

2

2

2.5

1

1

2

2.6

1

1

2

4

Раздел 3

2

2

2

5

Раздел 4

4.1

1

2

2

4.2

2

2

4.3

2

2

2

4.4

4.5

3

4

4

6

Презентация ИТЗ

6

7

«Свободные семинары»

8

8

14

8

Организационно методические

Основания КРС

2

34

36

52

20

24

28

12

12

22

Раздел 2. ОГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СТРАТЕГИИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЭТИКИ

Технология осуществления обозначенных в первом разделе целевых ориентиров опирается на такие главные установки, как смещение акцента значимости в пользу активных форм приобщения студентов к этике и индивидуализация процесса обучения, поскольку именно они создают благоприятные возможности для творческого усвоения информации; развития навыков самостоятельной исследовательской работы и культуры письменного и устного выражения ее результатов; практической адаптации этического знания.

В качестве основного механизма реализации данной стратегии выступает рейтинговая система аттестации работы студентов.

2.1. Рейтинговая система: формальные и содержательные компоненты

Рейтинговая система потенциально содержит в себе множество достоинств, связанных со стимулированием целенаправленных образовательных усилий студентов (и в финальной, и в промежуточных формах). Кроме того, выступая в своем «универсализующем» качестве, она способна придавать определенную целостность различным методикам (классического и инновационного статуса), подчиняя их целевым ориентирам преподавания. Однако эти и другие позитивные свойства рейтинговой системы актуализируются только при условии ее корректного содержательного и методического наполнения, определяемого спецификой учебной дисциплины. В противном случае ее применение чревато формализацией преподавания, особенно опасной в сфере этического знания. Предотвращение этой опасности зависит как от преподавателя, предлагающего формальную и содержательную «начинку» рейтинговой системы, а также «правила игры» внутри нее, так и от студентов, более или менее эффективно реализующих эти правила.

Предлагаемая рейтинговая система представляет собой гибкую, постоянно корректирующуюся в учебном процессе модель оценки всех проявлений активности студентов, которая адаптирована к особенностям различных отделений ФФСН и индивидуальным предпочтениям студентов. Вместе с тем ее формальная основа, фиксирующая определенное количество баллов (минимальное и максимальное) за конкретный вид работы, достаточно устойчива, что позволяет студентам «просчитывать» (перспективно и ситуативно) целесообразность своих образовательных опытов. Различные формы работы дифференцированы на обязательные и добровольные, а отражающая их шкала баллов определяется специально оговариваемыми критериями. Предусмотрены также способы погашения задолженностей, возможность регулярного консультирования с преподавателем, виды поощрения для набравших наибольшее количество баллов.

Элемент формализации, содержащийся в такой модели организации преподавания, компенсируется содержательным наполнением ее компонентов: каждый из них предполагает (как в отношении целевой направленности, так и по критериям оценки) творческую работу студентов в соответствии со спецификой этического знания .

Существенную роль в реализации данной образовательной технологии выполняет адекватное ей методическое обеспечение , без которого рейтинговая система не способна проявлять свои позитивные потенции. Своеобразной точкой опоры такого методического обеспечения является учебно-методический комплекс по курсу этики, раздаваемый студентам в начале обучения и предоставляющий им систематизированную начальную информацию, которая расширяется и конкретизируется целым рядом учебных пособий ( Зеленкова И.Л. Основы этики. Мн ., 2001; Зеленкова И.Л. Этика. Мн.,2004; Зеленкова И.Л. Этика: тексты, комментарии, иллюстрации. Мн.,2001; Этическая мозаика./ Под ред. Зеленковой И.Л. Мн., 2001 и др.). При этом все составляющие этой литературы обладают целевым, содержательным и методическим единством, что способствует обеспечению реальной помощи студентам в их самостоятельной работе.

Организованная таким образом рейтинговая система позволяет осуществлять «внутри себя» различные инновационные внедрения. Некоторые из них связаны с непредсказуемостью конкретных проявлений студенческих предпочтений в проблемном поле этического знания, что, например, придает «свободным семинарам» новаторский характер, позволяя расширять и «оживлять» пространство «практической философии». Другие в большей мере касаются преподавательской инициативы и требуют серьезной предварительной разработки (такова, например, методика «ролевой игры» микрогрупп).

Данная рейтинговая система довольно успешно апробирована на практике и получила одобрение преобладающего количества студентов, что позволяет рассматривать ее в качестве весьма конструктивной модели преподавания.

Формальное выражение рейтинговой системы на отделении философии выглядит следующим образом:

· посещаемость (проверка проводится на практических занятиях постоянно, на лекциях – избирательно) – за пропуск (-3) балла;

· интерактив на лекциях (содержательные реплики, ответы на вопросы преподавателя, самостоятельные примеры, краткая интерпретация идей и т.п.) – от (+1) до (+4) баллов;

· практические занятия : краткое выступление или совокупность реплик – (+3) балла, специальный доклад или развернутое выступление – (+5) баллов, отказ отвечать – (-2) балла;

· текстовая работа – от (+5) до (+15) баллов, за несвоевременное представление – (-2) балла;

· индивидуальное творческое задание – от (+5) до (+20) баллов, за несвоевременное представление – (-3) балла, за презентацию – до (+5) баллов;

· конспект 9 первоисточников (этот вид работы не является обязательным) – от (+5) до (+15) баллов;

· погашение задолженностей (по желанию студентов) в устной или письменной (самостоятельный ) формах – (+3) балла;

· участие в студенческой конференции по секции этики (не является обязательным) – от (+5) до (+15) баллов.

Общее количество баллов, набранное студентом в течение 2–х семестров, служит основанием для выставления предварительной оценки по предмету, которая учитывается на экзамене, влияя на итоговую оценку (последняя представляет собой среднеарифметическое предварительной и экзаменационной оценок).

Формальное выражение рейтинговой системы на отделениях социологии, информации и коммуникации выглядит следующим образом:

· посещаемость (проверка проводится на практических занятиях постоянно, на лекциях – избирательно) – за пропуск (-3) балла;

· интерактив на лекциях (содержательные реплики, ответы на вопросы преподавателя, самостоятельные примеры, краткая интерпретация идей и т.п.) – от (+1) до (+4) баллов;

· практические занятия : краткое выступление или совокупность реплик – (+3) балла, специальный доклад или развернутое сообщение – (+5) баллов, отказ отвечать – (-2) балла;

· письменный коллоквиум – от (+5) до (+10) баллов, за несвоевременное представление – (-2) балла;

· конспект 5 первоисточников (по желанию) – от (+5) до (+15) баллов;

· индивидуальное творческое задание (по желанию) – от (+5) до (+20) баллов;

· участие в студенческой конференции по секции этики (по желанию) – от (+5) до (+15) баллов;

· погашение задолженностей (по желанию) в устной (на индивидуальных консультациях) или письменной (самостоятельный ) формах – (+3) балла.

Общее количество баллов, набранное студентом в течение двух семестров, составляет основу для разнообразных поощрений и учитывается на экзамене.

2.2.Семинарские занятия

Практические занятия по курсу этики включают обязательные семинары и различные формы КСР («свободные семинары», работа с этическим Практикумом, интерпретация оригинальных и художественных текстовых фрагментов, коллоквиумы, презентация ИТЗ). Комбинация этих видов практических занятий определяется конкретными обстоятельствами учебного процесса и студенческими предпочтениями. В любом случае тематика практических занятий не дублирует, а дополняет проблемное поле этики, представленное в лекционном изложении, расширяя тем самым круг объектов этического знания.

2.2.1. Тематика семинарских занятий

Тема 1 . «Этические искания Нового времени »

1. Этические представления Мишеля Монтеня (социокультурные детерминанты творчества, специфика «Опытов», отношение к философии, понимание природы человека, контуры «правильной жизни», феномен дружбы, значение).

2. Этические воззрения Бенедикта Спинозы (социокультурные детерминанты творчества, проблема добра и зла, проблема свободы, феномен интеллектуализма в этических представлениях, противоречия, значение).

3. Проблемы этики в творчестве французских материалистов 18 века (П.Гольбах, К.-А.Гельвеций, Д.Дидро – особенности позиций, социокультурные обстоятельства творчества, принцип «разумного эгоизма», специфика интерпретации человека и морали, значение).

4. Эвдемонистическая ориентация этических представлений Л.Фейербаха (принцип антропологизма, этика «туизма», статус феномена счастья, проблема эгоизма, противоречия, значение).

Л и т е р а т у р а

Монтень Мишель. Опыты. М., 1979. Кн. 1-2.

Спиноза Бенедикт. Этика. // Избр. произведения: В 2 т. М., 1957. Т.1.

Гольбах Поль. Избр. произведения. Т.1. М.,1963.

Гельвеций Клод Адриан. О человеке. // Соч.: В 2 т. М., 1974. Т.2.

Фейербах Людвиг. Эвдемонизм. // Избр. филос. произведения. Т.1. М.,1955.

Гусейнов А.А., Иррлитц Г. Краткая история этики. М.,1987. С.277-479.

История этических учений. Под ред А.А.Гусейнова. М., 2003. С.583-590, 641-645.

Тема 2 . «Русская этическая мысль Х1Х – начала ХХ веков »

1. Этические представления русских революционных демократов (социокультурные детерминанты творчества, эволюция взглядов, особенности этической позиции, проблема «разумного эгоизма», понимание морали и отдельных моральных феноменов, значение). Главные персоналии – В.Г.Белинский, Н.Г.Чернышевский, А.И.Герцен .

2. Идеалистическая этика конца Х1Х – начала ХХ веков (философия «всеединства», экзистенциальная философия – особенности постановки и интерпретации этической проблематики, социокультурные детерминанты творческой эволюции, основания этических концепций, проблема смысла жизни, антиномии свободы, проблема взаимоотношения идеала и действительности, значение). Главные персоналии – В.С.Соловьев , Н.А.Бердяев .

Л и т е р а т у р а

Белинский В.Г. Опыт системы нравственной философии. // Собр. соч. Т.1. М., 1976.

Соловьев В.С. Оправдание Добра. // Соч.: В 2 т. Т.1. М., 1988.

Бердяев Н.А. О назначении человека. Опыт парадоксальной этики. М., 1993.

Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. // Смысл жизни. М., 1994.

Шестов Л.И. Апофеоз беспочвенности. Л.,1991.

Очерки русской этической мысли. М., 1976.

Гулыга А.В. Русская идея и ее творцы. М., 1995.

История этических учений. Под ред. А.А.Гусейнова. М., 2003. С. 771-894.

Азнауров А.А. Этика русских революционных демократов. Баку, 1964.

Тема 3. «Неклассическая» этика »

1. Этические воззрения Артура Шопенгауэра (феномен воли, интерпретация человеческого характера, проблема свободы, побуждения эмпирической воли: эгоизм, злоба, сострадание; моральный статус сострадания, пессимистические ориентации, значение).

2. Этические представления Фридриха Ницше (феномен воли, «переоценка ценностей», особенности и этапы развития морали, позиция «эстетического имморализма», значение).

Л и т е р а т у р а

Шопенгауэр А. Две основные проблемы этики. Афоризмы житейской мудрости. Мн., 1997. С. 43-333.

Ницше Ф. Так говорил Заратустра. По ту сторону добра и зла. К генеалогии морали. // Соч.: В 2 т. Т.2. М.,1996.

Шестов Л. Добро в учении графа Толстого и Ф.Ницше. // Вопросы философии. 1990. № 7.

Ясперс К. Ницше и христианство. М., 1993.

Фишер К. Артур Шопенгауэр. СПб., 1998.

Андреева И.С. А.Шопенгауэр как философ и моралист. М., 1991.

Гуревич П.С. Этика Шопенгауэра. М., 1991.

Немировская Л.З. Ницше: мораль «по ту сторону добра и зла». М., 1991.

История этический учений. Под ред. А.А.Гусейнова. М., 2003. С. 663-695.

Тема 4 . «Этика в ХХ веке »

1. Этические параметры экзистенциальной философии (разновидности, социокультурные детерминанты, понятие «экзистенция», основополагающие этические идеи, новации, противоречия, значение).

2. Религиозная этическая мысль (неотомизм и неопротестантизм – сравнение этических составляющих, новации и тенденции развития в ХХ веке, своеобразие «диалектической теологии », значение).

3. Проблемы этики в прагматизме (статус утилитаристской ориентации в этическом знании ХХ века, особенности постановки и интерпретации этической проблематики в прагматизме, идеи «инструментализма» и «ситуационности», противоречия, значение).

4. Основания морали в аналитической (лингвистической, неопозитивистской) традиции (основные новации Дж. Мура , специфика интерпретации морального языка в эмотивизме и аналитической метаэтике , проблема верификации моральных суждений, противопоставление метаэтики и нормативной этики, противоречия, значение).

5. Интерпретация этической проблематики в психоаналитической традиции (новации фрейдизма и неофрейдизма , основные идеи «гуманистической этики» Э.Фромма , значение).

6. Поиск универсальных этических ориентиров: этика ненасилия, этика «благоговения перед жизнью», «Живая Этика » (сущность и специфика выражения универсалистской ориентации, своеобразие «идейного синтезирования», интерпретация основных этических идей, значение).

Л и т е р а т у р а

Мур Дж. Принципы этики. М., 1984.

Мур Дж. Природа моральной философии. М., 1999.

Сумерки богов (Ф. Ницше, Э. Фромм, А. Камю, Ж.-П. Сартр – тексты). М., 1989.

Маритен Ж. Знание и мудрость. М., 1999

Войтыла Кароль Основания этики. // Вопросы философии. 1991. № 1.

Христос и культура. Избр. труды Ричарда и Рейнхольда Нибуров. М., 1996.

Его Святейшество Далай-Лама. Этика в новом тысячелетии. М., 2004.

Джемс У. Этическая философия и моральная жизнь. //Джеймс У. Воля к вере. М., 1998.

Фромм Э. Человек для себя. М., 1992.

Фромм Э. Иметь или быть? М.,1990.

Айер А.Д. Язык, истина и логика. // Аналитическая философия. Избр. тексты. М., 1993.

Витгенштейн Л. Лекция об этике. // Историко-философский ежегодник. М., 1989.

Швейцер А. Культура и этика. М., 1973.

Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М.,1992.

Живая Этика. Избранное. М., 1992.

Ненасилие. Философия, этика, политика. М., 1993

Этика ненасилия. М., 1991

Рожин Н.В. Современная западная философия морали. Мн., 1991.

Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас. М., 1991.

История этических учений. Под ред А.А.Гусейнова. М., 2003. С. 696-770.

Зеленкова И.Л. Этика. Мн., 2004. С. 76-115

Тема 5. «Высшие нравственные ценности »

1. Специфика моральных ценностей и выражающих их этических категорий.

2. «Полярные » этические категории: добро и зло (проблема определения, добро и благо, диалектика добра и зла, критерий различения добра и зла, феномен персонификации, проблема борьбы со злом); справедливость и несправедливость (определение, специфика этического аспекта феномена справедливости, проблема морального равенства и воздаяния).

3. «Кондициональные » этические категории: долг, совесть, честь, достоинство (определение, взаимосвязь объективных и субъективных компонентов, своеобразие проявления императивного, оценочного, мотивирующего характера в каждой категории, общность и специфика данных категорий).

4. Проблема смысла жизни в этике (трансцендентные и имманентные концепции смысла жизни, проблема определения понятия «смысл жизни», понятийное поле проблемы смысла жизни, структурирование смысложизненной проблематики, проблема реализации смысла жизни, смыслоутрата, этический контекст проблемы смерти).

5. Счастье как этическая категория (проблема определения понятия «счастье», понимание счастья в эвдемонистической традиции, понятийное поле проблемы счастья, счастье и страдание, несчастье, условия достижения счастья).

Л и т е р а т у р а

Каган М.С. Философская теория ценности. СПб., 1997.

Моральные ценности и личность. М., 1994.

Скрипник А.П. Моральное зло в истории этики и культуры. М., 1992.

Смысл жизни (тексты). М., 1994.

Голубчик В.М., Тверская Н.М. Человек и смерть: поиски смысла. М., 1994.

Ролз Дж. Теория справедливости. Новосибирск, 1995.

Милтс А.А. Совесть. // Этическая мысль. М.,1991.

Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

Нешев К. Этика счастья. М., 1982.

Татаркевич В. О счастье и совершенстве человека. М., 1981.

Шлеман Р. Основные понятия морали. М., 1998.

Янкелевич Вл. Смерть. М.,1998.

Зеленкова И.Л. Этика. Мн., 2004. С. 171-213.

См. соответствующие статьи в книге: Этика: Энциклопедический словарь. М., 2001.

Тема 6 . «История морали »

1. Основные гипотезы генезиса нравственности (теологическая, натуралистическая, социологическая).

2. Различные гипотезы относительно специфики исторического изменения морали. Социокультурная обусловленность морали. Проблема нравственного прогресса.

3. Мораль в современном мире (многоаспектность и противоречивость современного этапа развития морали, нравственные последствия научно-технического развития общества, новации в функционировании морали).

Л и т е р а т у р а

Библер В.С. Нравственность. Культура. Современность. М., 1990.

Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1989.

Тоффлер О. Футурошок. СПб., 1997.

Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.

Волков А.И. Человеческое измерение прогресса. М., 1990.

Смоленцев Ю.М. Мораль и нравы: диалектика взаимодействия. М., 1989.

Гусейнов А.А. Золотое правило нравственности. М.,1988.

Киссель М.А. Историческое сознание и нравственность. М., 1990.

Оссовская М. Рыцарь и буржуа (история морали). М., 1987.

Моисеев Н.С. Человек и ноосфера. М., 1990.

Этика. Под ред. А.А.Гусейнова, Е.Л.Дубко. М., 1999.

Тема 7 . «Проблемы прикладной этики »

1. Проблема общения (определение общения, его виды и функции, специфика нравственного статуса общения; феномен одиночества : определение, виды, нравственная аттестация, способы компенсации; дружба и любовь как особые виды общения и нравственные ценности).

2. Специфика профессиональной этики (особенности, разновидности, статус в современном этическом знании, характеристика отдельных видов).

3. «Открытые проблемы » прикладной этики:

· проблема смертной казни (статус проблемы смертной казни, история ее интерпретации, этическая экспертиза аргументации «за» и «против» смертной казни).

· проблемы современной биоэтики: эвтаназия (понятие эвтаназии, история обсуждения проблемы, нравственный аспект проблемы самоубийства, этическая экспертиза аргументации «за» и «против» легализации эвтаназии); трансплантация органов; клонирование; репродуктивные технологии и др.

Л и т е р а т у р а

Каган М.С. Мир общения. М., 1988.

Сафьянов В.И. Этика общения. М., 1991.

Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. Мн., 1990.

Шостром Э. Антикарнеги. М., 1992.

Альберони Ф. Дружба и любовь. М., 1991.

Фромм Э. Искусство любви. М., 1990.

Лабиринты одиночества. М., 1989.

Демидов А.Б. Феномены человеческого бытия. Мн.,1997.

Камю А. Размышления о гильотине. // Камю А. Изнанка и лицо. М., 1998.

Прикладная этика. Под ред И.Л.Зеленковой. Мн., 2002.

Введение в биоэтику. М., 1998.

Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. М., 1998. С. 425-443.

Нешев К. Типы профессиональной этики и педагогическая этика. // Моральные ценности и личность. М., 1994.

Этическая педагогика. СПб., 1993.

Планы семинаров корректируются применительно к реалиям учебного процесса. Так, например, на отделениях социологии, информации и коммуникации тематика упрощается и конкретизируется. Кроме того, в случае усиления значимости для студентов иной этической проблематики, определенные темы могут переводиться в ранг коллоквиумов или предлагаться для самостоятельного изучения.

2.2.2. Формы организации семинарских занятий

Формы проведения семинаров могут быть самыми разнообразными: от традиционных (наиболее удачной из них является, вероятно, «докладная» система) до инновационных, спектр которых тоже достаточно широк. Некоторые новационные формы семинаров кратко описаны в Учебно-методическом комплексе (стр. 54-57), а в данном пособии представляется методика организации семинаров, апробированная на отделении философии и обнаружившая довольно высокую степень эффективности.


Методическая модель семинарских занятий

по принципу «ролевой игры»

* Студенческая группа разделяется (по списку) на 4 микрогруппы, каждая из которых выбирает старосту, ответственного за координацию работы внутри микрогруппы.

* На семинарских занятиях микрогруппы попеременно (график оговаривается заранее) исполняют следующие «роли».

1. «Фактологи ». Задача – зафиксировать «фактуру» обсуждаемой темы (описание главных идей и их взаимосвязи, специфики того или иного этического феномена, его социокультурного фона и т.п.).

2. «Интерпретаторы ». Задача – выявление смысла идей, новаций, их значимости в этическом знании.

3. «Аниматоры ». Задача – «оживление» идей, их адаптация к современности, выявление возможности/невозможности их практического использования.

4. «Эксперты ». Задача – корректная оценка (в баллах) работы каждого участника обсуждения на основании следующих критериев : подготовленность (знание материала), активность, обоснованность суждений, оринальность позиции.

Более конкретное описание первых трех «ролей» осуществляется преподавателем применительно к специфике того или иного семинара.

* Разделение на микрогруппы предполагает возможность исполнения других «ролей» в «сценариях» иного типа. Так, например, в семинарских занятиях по «открытым проблемам» современной этики «интерпретаторы» и «аниматоры» представляют аргументацию «за» и «против», а «эксперты», помимо основных ролевых обязанностей, выявляют «победителя» в дискуссии.

* Разграничение «ролевых обязанностей» не является, конечно, жестким и не исключает ситуативных изменений.

2.3. Контролируемая самостоятельная работа студентов

Термин «контролируемая самостоятельная работа» (КСР) можно использовать как в широком, так и в узком значении. В широком смысле под рубрику «КСР» можно подвести любой вид учебной работы, предполагающий самостоятельные образовательные усилия студентов под контролем преподавателя (курсовые проекты, экзамены, даже лекции с элементами интерактива и т.д.).

В узком значении КСР связывают с выделением специального, нетрадиционного вида образовательных методик, которые наделяются особым организационным статусом (фиксируются тематическим планом учебной дисциплины, планируются расписанием) и нацелены на первостепенную значимость процесса само образования студентов. Именно такое понимание КСР используется в данном пособии.

В преподавании курса этики на ФФСН реализовывались разнообразные формы КСР: работа с этическим Практикумом, интерпретация оригинальных и художественных текстовых фрагментов, устные и письменные коллоквиумы, презентация ИТЗ, «свободные семинары», анкетирование, практические эксперименты и др.). Некоторые виды самостоятельной работы студентов, входящие в представленную выше рейтинговую систему , требуют кратких специальных пояснений, которые в дальнейшем могут быть конкретизированы на индивидуальных консультациях с преподавателем. (Для студентов отделения философии предусмотрено специальное учебное занятие, на котором преподаватель подробно объясняет организационно-методические основания КСР).

Текстовая работа , выполняемая студентами отделения философии в первом семестре и являющаяся основанием для промежуточного зачета , предполагает самостоятельную работу по интерпретации фрагментов текстов оригинальной этической литературы. Ее объем (примерно 3-5 печатных страниц) и содержание определяются избранной студентами формой интерпретации:

- «дополнение «первообраза » (интерпретация фрагмента текста с обозначением границы между авторским смыслом и собственным пониманием отраженных в тексте проблем),

- «игра с текстом » (комбинация ключевых слов, выявленных в достаточно большом текстовом фрагменте, с целью создания нового текста),

- «диалоги » («диалог моралистов» – состыковка текстовых фрагментов нескольких представителей истории этики; «диалог с моралистом» – использование текстовых фрагментов одного моралиста в соотнесении с собственной позицией; «диалог с другом» – представление позиций нескольких студентов по той или иной проблеме с помощью соответствующих текстовых фрагментов, подтверждающих эти позиции).

Критерии оценки текстовой работы:

- наличие в ней этического контекста , который нужно обнаружить в используемом первоисточнике и продемонстрировать при интерпретации,

- корректное воссоздание «первообраза », обозначение границы между авторской идеей и собственной интерпретацией, недопустимость прямого плагиата,

- обоснованность собственной позиции,

- оригинальность (в содержательном или/и формальном отношениях),

- «трудозатратность », связанная со степенью добросовестности при выполнении работы,

- выполнение необходимых формальностей (точность в цитировании и указании источника текстового фрагмента, аккуратность оформления).

Письменный коллоквиум выполняется студентами отделений социологии , информации и коммуникации (как правило, в каждом из 2-х семестров) и служит основанием для промежуточного зачета . Этот вид работы предполагает самостоятельное изучение студентами обозначенной преподавателем темы и краткое (2-3 печатные страницы ) изложение его результатов.


Критерии оценки :

- знание и понимание проблемы ;

- умение систематизировать и анализировать материал , четко и обоснованно формулировать выводы;

- «трудозатратность» (объем изученной литературы, добросовестное отношение к анализу проблемы);

- самостоятельность , способность к определению собственной позиции по проблеме и к практической адаптации материала, недопустимость (!) прямого плагиата ;

- аккуратность оформления (ссылки на использованную литературу, точность цитирования и т.п.).

В качестве примера можно привести несколько вариантов тематики коллоквиумов.

Коллоквиум № 1 : «Принцип разумного эгоизма в истории этики »

Основные задачи :

· кратко описать основные этические идеи: а) французских материалистов 18 века (П.Гольбах, К.-А.Гельвеций), б) русских революционных демократов (Н.Г.Чернышевский, В.Г.Белинский, А.И.Герцен), в) Л.Фейербаха;

· сравнить понимание и значение «разумного эгоизма» в указанных этических феноменах;

· (по желанию) обосновать собственную оценку идеи «разумного эгоизма и возможности ее использования в современных условиях.

Литература : а) первоисточники -см. в тематике семинарских занятий (тема 1, тема 2) или в в хрестоматии (Зеленкова И.Л. Этика: тексты, комментарии, иллюстрации. Мн., 2001); б) исследовательская – История этических учений. Под ред. А.А.Гусейнова. М.,2003.; в) справочная – Этика: энциклопедический словарь. М., 2001. С.559-561.

Коллоквиум № 2 : «Этические представления А.Шопенгауэра и Ф.Ницше »

Основные задачи :

· кратко изложить главные этические идеи А.Шопенгауэра (понятие воли, представления о человеческом характере, проблема страдания и сострадания, пессимистическая ориентация);

· кратко изложить главные этические идеи Ф.Ницше (понятие воли, «переоценка ценностей», развитие морали, идея «сверхчеловека», «эстетический имморализм»);

· (по желанию) сравнить этические ориентации Шопенгауэра и Ницше;

· определить значение этических представлений данных мыслителей в истории этических учений;

· (по желанию) обосновать собственную оценку этических идей данных мыслителей.

Литература: а) первоисточники – см. в тематике семинарских занятий (тема 3) и в хрестоматии (Зеленкова И.Л. Этика: тексты, комментарии, иллюстрации. Мн., 2001; б) исследовательская – История этических учений. Под ред. А.А.Гусейнова. М., 2003; в) справочная – Этика: энциклопедический словарь. М.,2001. С.578.

Коллоквиум № 3 : «Практическое значение этики »

Цель : убедительно обосновать собственную позицию (используя все свои знания в области этического знания) по главному вопросу: имеет ли этика в настоящее время практическую значимость?

Основные задачи :

· кратко, системно описать специфические особенности этического знания;

· выявить этический потенциал, который наиболее актуален для современного нравственного бытия;

· определить зависимость/независимость практической значимости того или иного этического феномена от времени его возникновения;

· (по желанию) выделить те фрагменты этического знания (отдельные идеи, конкретные концепции, методологические этические ориентиры и т.п.), которые имеют личностное (персональное) значение.

Литература : Зеленкова И.Л. Специфика этического знания и возможности его «оживления».// Учебно-методический комплекс по курсу «Этика». Мн., 2001. С.17-40.

Индивидуальное творческое задание (ИТЗ) – главная письменная работа по этике, выполнение которой на отделении философии охватывает два семестра и предполагает следующие этапы:

- выбор темы (тема должна быть актуальной, практически значимой, выходить за пределы обязательного программного материала) и жанра ИТЗ (перечень основных жанров см. ниже);

- презентация ИТЗ на практическом занятии (краткое устное обоснование избранной темы и жанра, обозначение проблемного поля, структуры, гипотезы или/и целевой ориентации);

- представление текста ИТЗ (является основанием для промежуточного зачета);

- выступление на «свободном семинаре » с кратким изложением результатов исследования, адаптированным к теме «свободного семинара».

Объем текста ИТЗ зависит от избранного жанра, в среднем составляет примерно 10 печатных страниц. Время презентации, представления текста, выступления на «свободном семинаре» обозначается преподавателем заранее.

Индивидуальное творческое задание на отделениях социологии, информации и коммуникации выполняется (по желанию студентов ) в течение 2-х семестров и предполагает следующие этапы:

- выбор темы (актуальной, практически значимой, интересной для данной студенческой аудитории, выходящей за пределы обязательного программного материала) и жанра ИТЗ (перечень основных жанров см. ниже), которые необходимо своевременно согласовать с преподавателем;

- представление текста в обозначенный преподавателем срок;

- выступление на «свободном семинаре » с кратким изложением результатов исследования, адаптированным к теме семинара.

Критерии оценки текста ИТЗ (для всех отделений ):

- наличие этического контекста (ИТЗ должно быть результатом специального изучения этики , а не набором суждений на уровне обыденного сознания);

- «трудозатратность » (ИТЗ требует добросовестного, а не легковесного отношения);

- обоснованность собственных суждений и выводов;

- целостность работы (содержательная, структурная, стилистическая);

- практическая адаптация темы к современным жизненным реалиям;

- самостоятельность, оригинальность, недопустимость (!) прямого плагиата;

- аккуратность оформления (точность цитирования, ссылки на использованную литературу и т.п.).

Основные жанры ИТЗ (для всех отделений ):

1. Создание собственной концепции «правильной жизни».

2. Исследование особой («своей») этической проблемы.

3. Актуализация («оживление») какой-либо этической персоналии или традиции (например, «Мой Кароль Войтыла», «Мой эвдемонизм» и т.п.).

4. Этико-психологический «этюд» (создание «нравственно-психологического портрета»: собственного, своего друга, своего «врага», своего «героя» и т.п.).

5. Мини-социологическое исследование этической проблемы.

6. Реклама этической идеи.

7. «Ролевое письмо» (или переписка).

8. «Я и Другой» (диалог с другом).

9. Этический анализ ситуации морального конфликта.

10. Определение рейтинга этических феноменов (персоналий, направлений, проблем).

11. Интервью на этические темы с авторитетной личностью.

12. Создание морального кодекса определенной профессии.

13. Построение «этического лабиринта» (на основе художественной литературы).

14. Создание нравственного имиджа (исторической или реальной персоналии).

15. Практический эксперимент: «Жизнь по «рецептам» идеальной морали», «Помощь ближнему» и др. (Для выполнения этого вида работы можно использовать специально разработанные преподавателем схемы).

Избираемый жанр корректируется в соответствии с профессиональными и личными интересами студентов (не исключено также создание новых жанров ) и в контексте «расшифровки» его особенностей преподавателем. При выполнении определенных видов ИТЗ (№ 5, 8, 10. 12) возможно создание небольших творческих коллективов.

Интересные опыты творческих студенческих работ различных жанров можно найти в книге: Этическая мозаика. Под ред. И.Л.Зеленковой. Мн., 2001. Разумеется, эти опыты не должны рассматриваться в качестве образцов для копирования.

Как уже отмечалось, тема и жанр ИТЗ избираются студентами самостоятельно в соответствии с обозначенными требованиями и собственными предпочтениями. Вместе с тем, для облегчения ориентации студентов в этой сфере их работы, можно предложить начальный перечень возможных проблем для ИТЗ, который, разумеется, не является обязательным и должен рассматриваться в качестве «информации к размышлению». (См. также рубрику «Нетрадиционная тематика» на стр. 69 Учебно-методического комплекса.)

Примерная тематика ИТЗ

1. Феномен сострадания: этический аспект.

2. Нравственная значимость милосердия.

3. Индивидуализм и коллективизм: этическая экспертиза.

4. Современные информационные технологии: возможность этического исследования.

5. Нравственные последствия деятельности СМИ.

6. Уровни нравственной регуляции: страх, стыд, совесть.

7. Нравственный статус иронии.

8. Этика «должна быть шаловливой»?

9. Феномен насилия: возможность/невозможность этического оправдания.

10. Возрастные особенности нравственной жизни.

11. Проблематичность этического новаторства в современных условиях.

12. «Философы учат не тому, как сами живут…»?

13. Роль здравого смысла в нравственной жизни и в этической рефлексии.

14. Патриотизм и национализм: этическая экспертиза.

15. Нравственная значимость философии.

16. «Если бога нет, то все дозволено»?

17. Нравственный статус интеллигенции.

18. Нравственные параметры социологической деятельности.

19. «Тьмы низких истин мне дороже нас возвышающий обман»?

20. Студент и преподаватель: нравственные параметры взаимоотношений.

21. Современному человеку этика не нужна (нужна?).

22. Этический аспект проблемы «отцов и детей».

23. Мысль, слово, деяние: нравственная субординация.

24. Профессиональные и нравственные ориентации студенчества: точки соприкосновения.

25. Особенности нравственной составляющей современного белорусского общества.

26. «Многоликий» плагиат: особенности нравственной оценки.

27. Зависть – универсальная ориентация морального бытия (?)

28. Эстетизация безобразного: нравственные следствия.

«Свободные семинары » организуются на основании выполненных студентами ИТЗ, поэтому их тематика заранее непредсказуема и определяется ситуативно. Составление планов «свободных семинаров» связано с подбором таких проблем, которые охватывают содержание нескольких студенческих исследований (или соприкасаются с теми или иными их гранями). Авторам этих исследований даются специальные рекомендации относительно адаптации их выступлений к главной проблеме «свободного семинара», а студенческая группа заранее информируется о плане, целевых установках «свободного семинара» и литературе, которой можно воспользоваться при подготовке.

Форма проведения «свободного семинара» - дискуссия по проблеме, варианты осуществления которой могут быть достаточно разнообразными («противостояние» альтернативных позиций по проблеме с соответствующим способом организации студенческой группы, использование процедуры защиты диссертации и др.).Оценка участия студентов в «свободных семинарах» (в баллах) осуществляется: на отделении философии – экспертной группой студентов, состоящей из старост микрогрупп; на отделениях социологии, информации и коммуникации – преподавателем.

Как уже отмечалось, тематика «свободных семинаров» заранее непредсказуема, однако в качестве примера можно привести некоторые планы занятий такого типа , которые проводились на ФФСН в последние годы.

«Свободный семинар »

на тему: «Нравственные ориентации современной молодежи :

различные ракурсы рассмотрения »

(отделение социологии)

Цель : выявление статуса и содержания моральных ориентаций современного студенчества в системе ценностных установок (теоретический и практический аспекты).


Занятие № 1 (2 часа)

Основные задачи :

· определить специфику нравственных ориентиров молодежи;

· проанализировать значимость патриотизма и национализма в оформлении моральных установок;

· рассмотреть нравственные аспекты проблемы «отцов и детей ».

Занятие № 2 (2 часа)

Основные задачи :

· исследовать проблему значимости моральных ориентаций в профессиональной деятельности («кодекс социолога»);

· рассмотреть проблему практической реализации моральных ориентаций в каждодневной жизни («маленькие добрые дела»);

· практическая реализация моральных ориентаций по отношению к слабым (проблема сиротства ).

Информационную и содержательную основу для проведение данного занятия составили специальные мини-социологические исследования студентов по всем аспектам темы, а также рекомендованный всем студентам литературный минимум .

«Свободный семинар »

на тему: «Феномен образования: этические аспекты»

(отделение философии)

Главные целевые установки :

· выявить значимость нравственных ориентиров в образовательном процессе (нужна ли «этика образования»?);

· определить значимость этического образования (нужен ли курс этики в системе высшего образования?);

· обсудить проблему перехода от осмысления специфики этического знания - к моделированию основных параметров его преподавания;

· обсудить проблему «Учитель – Ученик » в контексте образовательного процесса (нравственная характеристика «Учителя», «Ученика», типа их взаимодействия).

Информационную и содержательную основу для проведения данного занятия составили индивидуальные творческие задания студентов, адаптированные к целевым установкам семинара и тезисно изложенные в выступлениях главных докладчиков, а также рекомендованный для всех литературный минимум .

«Свободный семинар»

на тему: «Вера – основание морали? »

(отделение философии)

Главные целевые установки :

· выявить различия между религиозным и внерелигиозным пониманием веры;

· обсудить основные позиции по проблеме соотношения веры и морали : а) вера первична, определяет мораль, б) мораль определяет веру, в) мораль автономна, г) ……?……;

· сравнить религиозные и внерелигиозные моральные ориентации (различия, общность, «плюсы и минусы»);

· выявить нравственные следствия «конкретизированной» религиозной веры (мировые религии - конфессии христианства - новые религиозные движения).

Информационную и содержательную основу для проведения данного занятия составили индивидуальные творческие задания студентов (в том числе, мини-социологические исследования), адаптированные к целевым установкам семинара и тезисно изложенные главными докладчиками, а также рекомендованный для всех литературный минимум.

В дополнение к этим примерам можно назвать некоторые темы других «свободных семинаров», проводившихся в последние годы на факультете: «Проблема телесности: этические ракурсы», «Сострадание и милосердие как нравственные феномены», «Нуждается ли нравственность в оправдании?», «Информационное воздействие на человека: нравственные последствия», «Проблема взаимоотношения полов: аспекты этической интерпретации», «Проявления феномена насилия (агрессия, терроризм): возможность/невозможность этического оправдания», «Значение практического экспериментирования в моральной жизни», «Проблематичность этического творчества в современных условиях».


Раздел 3. ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

3.1. Вопросы для подготовки к экзамену

· Особенности формирования философско-этического мировоззрения на Востоке и Западе. Предэтика (Древний Египет, Вавилония, Иран).

· Этические представления в Древней Индии.

· Генезис этической составляющей в мировоззрении Древней Индии («Веды», «Упанишады »).

· Интерпретация этической проблематики в настике.

· Этические представления в Древнем Китае.

· Возникновение этических представлений в культуре Древнего Китая (культурные события эпохи Шан-Инь, периода Чуньцю эпохи Чжоу ).

· Этическая проблематика в древнекитайской философии (период Чжаньго эпохи Чжоу ).

· Этический релятивизм софистов.

· Основания этической рефлексии в учении Сократа. Сократические школы.

· Теория морали Платона.

· Этическая концепция Аристотеля. «Этика к Никомаху».

· Этика Эпикура.

· Эвдемонистическая ориентация в античной этике (эпикуреизм ).

· Особенности древнеримской этической мысли. Сенека «Нравственные письма к Луцилию ».

· Этика стоицизма.

· Основоположения христианской этики. Патристика. Августин Блаженный.

· Особенности этики Средневековья. Схоластика. Фома Аквинский.

· Этические представления Мишеля Монтеня. «Опыты».

· Этические идеи Бенедикта Спинозы. «Этика».

· Этические представления французских материалистов 18 века.

· Эвдемонизм Людвига Фейербаха.

· Этическая теория Иммануила Канта. «Основоположения метафизики нравственности». («Критика практического разума»)

· Постулаты и максимы в этике Канта.

· Специфика морали в этике Канта.

· Учение Гегеля о морали. «Философия права».

· Учение Гегеля о нравственности.

· Этические представления русских революционных демократов.

· В.Г.Белинский. «Опыт системы нравственной философии».

· Русская идеалистическая этика конца Х1Х – начала ХХ веков.

· В.С.Соловьев. «Оправдание Добра».

· Марксистские основоположения этики.

· Этические воззрения Артура Шопенгауэра. «Две основные проблемы этики» («Мир как воля и представление»).

· Этические представления Фридриха Ницше. «По ту сторону добра и зла» («Так говорил Заратустра», «К генеалогии морали»).

· Этическая проблематика в экзистенциализме. Ж.-П.Сартр «Экзистенциализм – это гуманизм».

· Религиозная этика ХХ века (неотомизм, неопротестантизм).

· Проблемы этики в прагматизме.

· Постановка этических проблем в аналитической (неопозитивистской) традиции.

· Интерпретация этической проблематики в психоаналитической традиции. Э.Фромм. «Человек для себя» («Иметь или быть»).

· Этическая концепция А.Швейцера. «Культура и этика».

· «Живая Этика».

· Этика ненасилия.

· Специфика этического знания. Различные аспекты этики.

· Этика и философия. Проблема структурирования этического знания.

· Смысл морали и ее функции.

· Проблема специфики морали.

· Проблема структурирования морали.

· Проблема свободы в этике.

· Нравственная свобода: условия реализации.

· Моральная ответственность личности.

· Стратегия моральной оценки поступка.

· Взаимоотношение цели и средств в нравственной деятельности.

· Специфика моральных конфликтов.

· Проблема добра и зла в этическом знании.

· Проблема смысла жизни в этике.

· Счастье как этическая категория.

· Категория справедливости: этический аспект.

· «Кондициональные» категории этики (совесть, долг, честь, достоинство).

· Гипотезы происхождения и исторического изменения морали.

· Мораль в современных условиях. Проблема общечеловеческих ценностей.

· Общение и одиночество как нравственные ценности. Виды общения и их этическая аттестация.

· Нравственные параметры семейно-брачных отношений.

· Профессиональная этика: общая характеристика, особенности.

· Этикет и мораль.

· Проблема смертной казни: этическая экспертиза.

· Статус и проблемы современной биоэтики (проблема эвтаназии).

Примечание .* Все, что в этом списке выделено курсивом, касается студентов отделения философии .* В экзаменационные билеты могут быть внесены дополнительные вопросы по темам «свободных семинаров».* В экзаменационные билеты для студентов отделений социологии, информации и коммуникации включаются также вопросы в такой формулировке «Анализ работы из списка обязательной литературы», что означает необходимость характеристики одного из пяти первоисточников (перечень обязательных первоисточников см. в следующем разделе данного пособия).

3.2. Основная и дополнительная литература

по курсу этики

У ч е б н а я л и т е р а т у р а

· Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. М., 1998 , 2000.

· Этика: Учебное пособие для студ. философ. фак. вузов. Под ред. Гусейнова А.А., Дубко Е.Л. М., 1999.

· Зеленкова И.Л. Основы этики. Мн., 2001.

· Зеленкова И.Л. Этика. Мн., 2004.

· Этика: Энциклопедический словарь. М., 2001.

О с н о в н ы е п е р в о и с т о ч н и к и

· Платон. Пир. // Соч.: В 2т. Т.2. М., 1983.

· Аристотель. Никомахова этика . // Соч. Т.4. М., 1983.

· Сенека Л.А. Нравственные письма к Луцилию. М., 1977.

· Августин Блаженный. Исповедь. М., 1992.

· Абеляр П. История моих бедствий. М., 1959.

· Монтень М. Опыты . М., 1980.

· Спиноза. Этика. // Избр. произведения: В 2 т. Т.1. М., 1995.

· Кант И. Основы метафизики нравственности. // Кант И. Критика практического разума. СПб., 1995.

· Гегель Г.В.Ф. Философия права. М., 1990.

· Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. // Соч.: В 2 т. Т.2. М., 1996.

· Шопенгауэр А. Две основные проблемы этики. Мн., 1997.

· Соловьев В.С. Оправдание Добра. // Соч.: В 2 т. Т.1. М., 1990.

· Мур Дж. Принципы этики. М., 1984.

· Швейцер А. Культура и этика . М., 1992.

· Фромм Э. Человек для себя . М., 1992.

· Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм . // Сумерки богов. М., 1989.

Примечание. Первоисточники, выделенные курсивом, составляют обязательный минимум для изучения студентами отделения информации и коммуникации . Студенты отделения социологии выбирают из всего списка пять любых работ в качестве обязательного минимума, студенты отделения философии ориентируются на первоисточники, обозначенные в вопросах для подготовки к экзамену, а также на те работы, которые необходимы для активного участия в семинарских занятиях.

Д о п о л н и т е л ь н а я л и т е р а т у р а

(по разделам программы)

К разделу 1. История этических учений

1.1.

Упанишады. М., 1967.

Дхаммапада. М.,1960.

Бхагавадгита. М.,1999.

Буддизм. Четыре благородные истины. (Тексты). М., 2000.

Бэшем А. Чудо, которым была Индия. М., 1977.

Древнекитайская философия. Собр. текстов. Т.1,2. М.,1972-1973.

Из книг мудрецов. Проза Древнего Китая. М., 1987.

Китайская философия: Энциклопедический словарь. М., 1994.

История этических учений. Под. ред. А.А.Гусейнова. М., 2003.

Иванов В.Г. История этики Древнего мира. Л., 1980.

Платон. Горгий. // Соч.: В 2 т. Т.2. М., 1983.

Аристотель. Никомахова этика. // Соч.: В 4 т. Т.4. М., 1984.

Сенека Луций Анней. Философские трактаты. СПб., 2000.

Марк Аврелий Антонин. Размышления. Л., 1985.

Цицерон Марк Туллий. О старости. О дружбе. Об обязанностях. М., 1993.

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979 Соловьев В.С. Жизненная драма Платона. // Соч.: В 2 т. Т. 2. М., 1992.

Гусейнов А.А. Античная этика. М., 2003.

Гусейнов А.А., Иррлитц Г. Краткая история этики. М., 1987.

1.2.

Библия.

Августин Блаженный. Творения. В 4 т. СПб., 1998.

Абеляр П. Теологические трактаты. М., 1995.

Боэций. Утешение философией. М., 1990.

Иванов В.Г. История этики средних веков. Л., 1984.

Майоров Г.Г. Этика в средние века. М., 1986.

Средневековье в свидетельствах современников. М., 1984.

1.3.

Монтень М. Опыты. М., 1980.

Спиноза Б. Этика. // Избр. произв. В 2 т. Т. 1. М., 1957.

Кант И. Критика практического разума. СПб., 1995.

Гегель Г.В.Ф. Философия права. М., 1990.

Фейербах Л. Эвдемонизм. // Соч.: В 2 т. Т. 1. М., 1995.

Рутенбург В.И. Титаны Возрождения. М., 1991.

Гусейнов А.А., Иррлитц Г. Краткая история этики. М., 1987.

Дробницкий О.Г. Понятие морали. М., 1974.

Мамардашвили М.К. Кантианские вариации. М.,1997.

Этика Канта и современность. Рига, 1989.

1.4.

Белинский В.Г. Опыт системы нравственной философии. // Собр. соч. Т.1. М., 1976.

Соловьев В.С. Оправдание Добра. // Соч.: В 2 т. Т. 1. М., 1988.

Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.

Бердяев Н.А. Судьба России. М., 1990.

Франк С.Л. Смысл жизни. // Смысл жизни. М., 1994.

Шестов Л.И. Апофеоз беспочвенности. Л., 1991.

История этических учений. Под ред. А.А.Гусейнова. М., 2003.

Очерки этической мысли в России конца Х1Х - начала ХХ века. М., 1985.

Очерки истории русской этической мысли. М., 1976.

1.5.

Шопенгауэр А. Две основные проблемы этики. Мн., 1997.

Ницше Ф. К генеалогии морали. // Соч.: В 2 т. Т.2. М., 1996.

Фишер К. Артур Шопенгауэр. СПб., 1998.

Свасьян К.А. Фридрих Ницше: мученик познания. // Ницше Ф. Соч.: В 2 т. Т. 1. М., 1990.

Энгельс Ф. Анти-Дюринг. // К.Маркс, Ф.Энгельс. Соч. Т. 20.

Кропоткин П.А. Этика. М., 1990.

Гароди Р. Марксизм ХХ века. М., 1994.

Арон Р. Мнимый марксизм. М., 1993.

Фритцханд М. Марксизм, гуманизм, мораль. М., 1976.

Смоленцев Ю.М. Проблемы гуманизма в марксистской этике. М., 1984.

1.6.

Мур Дж. Природа моральной философии. М., 1999.

Сумерки богов (З.Фрейд, Э.Фромм, А.Камю, Ж.-П.Сартр – тексты). М., 1989.

Витгенштейн Л. Лекция по этике. // Историко-философский ежегодник. М., 1989.

Войтыла К. Основания этики. // Вопросы философии. 1991. №1.

Маритен Ж. Знание и мудрость. М., 1999.

Джеймс У. Этическая философия и моральная жизнь. // Джеймс У. Воля к вере. М.,1997.

Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М., 1992.

Живая Этика. Избранное. М., 1992.

Его святейшество Далай-Лама. Этика в новом тысячелетии. М., 2004.

Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990.

Кинг М.Л. Паломничество к ненасилию. // Этическая мысль. М., 1991.

Аналитическая философия. Избр. тексты. М., 1993.

Христос и культура. Избр. труды Ричарда и Рейнхольда Нибуров. М., 1996.

Камю А. Творчество и свобода. М., 1990.

Ненасилие. Философия, этика, политика. М., 1993.

Этика ненасилия. М., 1990.

Хюбшер А. Мыслители нашего времени. М., 1994.

История этических учений. Под ред. А.А.Гусейнова. М., 2003.

К разделу 2. Основные теоретические проблемы этики

2.1.

Гартман Н. Этика. СПб., 2002.

Гусейнов А.А. О статусе этики в современном обществе. // Философские науки. 1996. №1-4.

Дробницкий О.Г. Моральная философия. Избранные труды. М., 2002.

Этика: новые и старые проблемы. М., 1999.

Зеленкова И.Л. Этика. Мн., 2004.


2.2.

Адорно Т. Проблемы философии морали. М., 2000.

Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб., 2000.

Максимов Л.В. Проблема обоснования морали. М., 1991.

Бахтин М.М. Философия поступка. М.,1990.

Маслоу А.Г. Мотивация и личность. СПб., 2001.

Тульчинский Г.Л. Разум, воля, успех: о философии поступка. Л., 1990.

Конфликтология. СПб., 1999.

Рациональное и эмоциональное в морали. М., 1983.

Что такое мораль? М., 1988.

2.3.

Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.

Камю А. Творчество и свобода. М., 1990.

Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990.

Левицкий С.А. Трагедия свободы. М., 1995.

Киреев Р.Н. Сущность насилия. М., 1990.

Моральный выбор. М., 1980.

Свобода и справедливость. Н.Новгород, 1993.

2.4.

Аристотель. Никомахова этика. // Соч.: В 4 т. Т. 4. М., 1984.

Гегель Г.В.Ф. Философия права. М., 1990.

Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. М., 1991.

Бодрийяр Ж. Прозрачность зла. М., 1997.

Кьеркегор С. Наслаждение и долг. М., 2000.

Ролз Дж. Теория справедливости. Новосибирск, 1995.

Скрипник А.П. Моральное зло в истории этики и культуры. М., 1992.

Моральные ценности и личность. М., 1994.

Малахов В.А. Стыд. Философско-этический очерк. М., 1989.

Хвостов В.М. Этика человеческого достоинства. М., 1998.

Золотухина-Аболина Е.В. Современная этика: истоки и проблемы. Ростов-на-Дону, 2000.

2.5.

Смысл жизни (тексты). М., 1994.

Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

Мень А. Тайна жизни и смерти. М., 1992.

Сабиров В.Ш. Этический анализ жизни и смерти. М., 1987.

Смерть как феномен культуры. М., 1994.

Голубчик В.М., Тверская Н.М. Человек и смерть: поиски смысла (этические аспекты) М., 1994.

Жизнь. Смерть. Бессмертие. СПб., 1993.

2.6.

Нешев К. Этика счастья. М., 1982.

Татаркевич В. О счастье и совершенстве человека. М., 1981.

Соловьева Г.Г. Загадка счастья: опыт философского размышления. Алма-Ата, 1983.

К разделу 3. Историческое развитие морали

Фрезер Д. Золотая ветвь. М., 1983.

Фукс Э. Иллюстрированная история нравов. Т. 1-3. М., 1993-1994.

Бородай Ю.М. От фантазии к реальности. Происхождение нравственности. М., 1995.

Смоленцев Ю.М. Мораль и нравы: диалектика взаимодействия. М., 1989.

Титаренко А.И. Нравственный прогресс. М., 1969.

Степин В.С., Гусейнов А.А., Межуев В.М., Толстых В.И. От классовых критериев к общечеловеческим. // Квинтэссенция. Философский альманах. 1991. М., 1992.

Авраменко В.Н. Техника и мораль: грани взаимодействия. М., 1998

Волков А.И. Человеческое измерение прогресса. М., 1990.

Канетти Э. Человек нашего столетия. М., 1990.

Печчеи А. Человеческие качества. М., 1985.

Диагноз нашего времени. М., 1994.

Зеленкова И.Л., Беляева Е.В. Этика. Мн., 2001.

К разделу 4. Прикладные проблемы этики

Каган М.С. Мир общения. М., 1988.

Сафьянов В.И. Этика общения. М., 1991.

Лабиринты одиночества. М., 1989.

Фромм Э. Искусство любви. М., 1990.

Альберони Ф. Дружба и любовь. М., 1991.

Кон И. Дружба. М., 1989.

Рюриков Ю.Б. Мед и яд любви. (семья и любовь на сломе времен). М., 1989.

Узы брака, узы свободы. Проблема семьи и одиночества глазами ученых. М., 1990.

Ботавина Р.М. Этика деловых отношений. М., 2002.

Этика науки. Тюмень, 2001.

Нешев К. Типы профессиональной этики и педагогическая этика. // Моральные ценности и личность. М., 1994.

Основы этикета и искусство общения. СПб., 1993.

Прикладная этика. Под ред. И.Л.Зеленковой. Мн., 2002.

Камю А. Размышления о гильотине. // Камю А. Изнанка и лицо. М., 1998.

Введение в биоэтику. М., 1998.

Биоэтика: принципы, правила, проблемы. М., 1998.

Кьеркегор С. Болезнь к смерти. // Этическая мысль. М., 1990.

Чхартишвили Г. Писатель и самоубийство. М., 2000.

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Предисловие

Раздел 1. Теоретико-методические основания преподавания курса этики

1.1. Целевые и концептуальные ориентации в преподавании этического знания

1.2. Примерная программа курса «Этика»

1.3. Тематический план

Раздел 2. Организационно-методическое обеспечение стратегии

преподавания этики

2.1. Рейтинговая система: формальные и содержательные компоненты

2.2. Семинарские занятия

2.3. Контролируемая самостоятельная работа студентов

Раздел 3. Вспомогательные материалы

3.1. Вопросы для подготовки к экзамену

3.2. Основная и дополнительная литература по курсу этики


Учебно-методическое пособие

Зеленкова Инесса Львовна

Методическая модель

преподавания курса «Этика»

(учебно-методическое пособие для студентов

отделений философии, социологии, информации и коммуникации ФФСН)

В авторской редакции

Ответственный за выпуск И.Г. Хованская

Формат 60+84 /16. Бумага офсетная.

Гарнитура Таймс. Усл. печ. л. 1,5. Тираж 70 экз.

Белорусский государственный университет.

Лицензия на осуществление издательской деятельности

№0230/ 0056804 от 02.03.2004.

220050, Минск, проспект Франциска Скорины,4.

Отпечатано на копировально-множительной технике

Факультета философии и социальных наук

Белорусского государственного университета