Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 21

 

Поиск            

 

Диссертационной работы трансформация городской семьи в кнр (на примере изменений структуры семьи и системы семейных ценностей)

 

             

Диссертационной работы трансформация городской семьи в кнр (на примере изменений структуры семьи и системы семейных ценностей)

Содержание

Введение...3

Источники...12

Историографический обзор и типология...44

Глава 1. Традиционная китайская семья...50

Глава 2. Китайская городская семья в период 1911-1949 гг...87

Глава 3. Китайская городская семья в период 1949-1978 гг...121

Глава 4. Китайская городская семья в период с 1978г. по наши дни...144

Заключение...192

Список использованной литературы и источников ...205

Приложение 1 ...228

Приложение 2 ...231


ВВЕДЕНИЕ.

Изучение семьи и брака является междисциплинарным направлением, включающим исследования в области истории, социологии, этнографии, демографии, юриспруденции, психологии, экономики, медицины и так далее. Впервые систематическое изучение семьи как института было предпринято в начале XX в. Позднее бурный рост исследований на эту тему привел к тому, что в 60-70-х гг. XX в. начал активно дискутироваться вопрос о возможности выделения исследования брака и семьи в отдельную науку. Однако в связи с тем, что данный объект в каждой из наук рассматривается со своей специфической точки зрения, этот вопрос так и остался открытым.

Данные, которыми располагают исследователи семьи, являются основанием для формирования различного рода социальных программ и рекомендаций, на- правленных на помощь семье. Они служат источником разработки научных принципов подготовки специалистов, работающих с семьей, будь то консультанты, терапевты, демографы, историки или госслужащие.

Тема диссертационной работы - трансформация городской семьи в КНР (на примере изменений структуры семьи и системы семейных ценностей).

Российские и зарубежные исследователи создали много работ, посвящен- ных разным аспектам семейной жизни. Традиционная китайская семья хорошо изучена как в России, так и за рубежом. Однако современная китайская семья пока не стала предметом специального изучения в нашей стране. Изменения в китайском обществе происходят так быстро, что даже китайские исследователи не всегда успевают отследить процессы изменений.

Взаимное расположение России и Китая, история отношений двух стран, увеличение числа контактов как на уровне правительств, так и среди простых

граждан, а также недостаточная изученность процессов трансформации китайского социума делают исследование структуры и принципов функционирова-ния китайского общества чрезвычайно актуальными. А поскольку семья - это одна из важнейших ячеек общества, то принципиально важным является и изучение семьи. Учитывая процессы глобализации, исследования, посвященные современной китайской семье, должны быть принципиально важны для этнографов, социологов и демографов, которые изучают не только Китай, но и Дальний Восток, Юго-Восточную Азию; а учитывая глобализацию, и весь мир в целом.

Актуальность выбранной темы исследования определяется следующими моментами:

во-первых, анализ перемен, происходящих в структуре семьи, имеет чрезвычайно важное значение для осмысления экономических, социальных и социально-психологических процессов, происходящих в любом обществе;

во-вторых, поскольку на протяжении тысячелетий семья в китайском социуме всегда играла беспрецедентно важную роль, следует ожидать, что инновационные процессы, происходящие в городской семье в Китае, имеют ключевое значение для корректного описания всего комплекса социально-психологических проблем китайского общества начала XXI века;

в-третьих, в связи с тем, что информация о современной семье в Китае доходит до российских читателей в неполном, рассеянном и нередко искаженном виде, многие специалисты не имеют возможности в полном объеме представить и квалифицированно судить о характере и масштабе проблемы, исследуемой в данной работе;

в-четвертых, из-за неполной информированности о ситуации с проблемой Л городской семьи в современном Китае российская общественность не пред-

ставляет себе полностью всю остроту и объем серьезнейших процессов, происходящих в структуре китайского общества.

Количество городского населения в Китае растет как в абсолютных цифрах, так и относительно сельского населения. Между тем, данные о проценте городского населения в Китае расходятся. Официальная статистика в лице данных Всекитайской переписи населения за 2000 г. говорит об удельном весе городского населения в Китае в 36%.* В 1998 г. удельный вес горожан составил 379 420 тыс. человек, то есть 30,4% . Если же кроме собственно городского населения учитывать еще и крестьян, приезжающих в город на заработки и нелегальных мигрантов из числа тех же крестьян, то это составит, 45,2%, то есть почти половину населения Китая3 на момент 1998 г.».

На самом деле, точных данных статистики по количеству городского населения в Китае, видимо, вообще не существует. Следует отметить, что огромные массы крестьян, приезжающих в города на заработки, не поддаются сколько-нибудь точному подсчету, так как эти крестьяне выпадают не только из переписи населения, но и вообще практически из всех видов регистрации и статистики. Эти люди не только живут без регистрации, но зачастую, приезжая в город, не покупают билет, а в городе вынуждены жить на улице. Следует также заметить, что миграция сельских жителей в города - проблема для Китая отнюдь не новая: закон, запрещавший деревенским жителям самовольно переселяться в города, был принят еще в 1035 г.4, - таким образом, коммунистическая власть не может здесь претендовать на оригинальность. К концу XI в. населе-

1 Major Figures on 2000 Population Census of China. Beijing, 2001. P. 6.

2 Чжунго шэхуй фули юй шэхуй цзиньбу баогао. 1999 («Доклад об общественном благосостоянии и социальном прогрессе в Китае за 1999 г.»). Гл. ред. Ши Чжэнсинь. Пекин, 2000. С. 139.

3 Там же, с. 140.

4 М.В. Крюков, В.В. Малявин, М.В. Софронов. Китайский этнос в средние века (VII-XIII вв.). М, 1984, с. 97.

ние Кайфына — тогдашней столицы Китая — достигло 1 млн. чел , то есть столько же, сколько было, скажем, в Шанхае в 1919 г6. Справедливости ради необходимо отметить, что и закон 1035 г., как и современные законы, не возымел особого действия7.

С другой стороны, для данного исследования эти расхождения не являются критичными — в любом случае, удельный вес городского населения безусловно растет; городское население составляет от трети до половины населения Китая. На этом сходятся все источники, и такая точность определения выглядит вполне приемлемой для данного исследования. Дело здесь заключается в том, что, выделяя городское население как особый объект исследования, мы вовсе не руководствовались его численным превосходством над сельским. Напротив, мы старались руководствоваться некоторой динамической силой истории, которая присуща городам в отличие от деревни, тем, что город всегда был «оплотом прогресса» и провозвестником нового в обществе, той способностью городского населения более легко поддаваться новациям (будь то «резолюции сверху» или вестернизация, привнесенная извне), большей открытостью городских жителей внешнему миру, меньшей степенью «традиционности» городского общества и более высоким уровнем жизни. В таком свете даже расхождение в четверть миллиарда человек не является для нас определяющим.

Изучая города, и тем более крупнейшие, наиболее развитые города, мы получаем возможность сравнивать их с менее развитыми регионами, и тем самым выработать представление о характере изменений, происходящих в общест-

5 Там же.

6 Цзиньдай Чжунго чэнши фачжань юй шэхуй бяньи 1840-1949 (Социальная трансформация и развитие горо- дов в Китае (1840-1949), с. 197.

7 М.В. Крюков, В.В. Малявин, М.В. Софронов. Китайский этнос в средние века (VII-XIII вв.). М., 1984, с. 97.

венной жизни китайских городов, а значит, и о возможных путях развития китайского общества в целом.

Объектом исследования нашей работы является современная городская семья КНР как социальная группа; предметом исследования — структура семьи и комплекс семейных ценностей.

Цель нашей работы состоит в описании, классификации и анализе форм семейной организации в современной КНР, а также в выявлении специфических особенностей внутрисемейных взаимоотношений и новых семейных ценностей.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- дать характеристику традиционной китайской семьи (ее структуры и семейных ценностей);

- провести сопоставление современной городской и традиционной семьи в Китае;

- предложить, на основе обобщения данных источников, описание новых явлений в семейной организации, характерных для городского населения Китая, а также современных семейных ценностей; сравнить их с традиционными;

- выявить и произвести анализ по возможности наиболее широкого комплекса социальных факторов, которые могли повлиять на изменение структуры семьи и способствовать возникновению новых форм семейной организации в городах Китая;

- определить общие современные тенденции развития китайской семьи;

- определить возможные перспективные направления исследования.

В своем исследовании мы будем исходить из предположения о том, что современная китайская городская семья имеет все меньше общего с традиционной китайской семьей, все чаще строясь по западному образцу; и ее семейные

взаимоотношения и ценности также подверглись и продолжают подвергаться изменениям самого кардинального характера.

Для решения поставленных задач в работе используются методы анализа статистических и публицистических источников, а также анализ литературы. В работе использованы традиционные методы исторического, этнографического, социологического и демографического исследования института семьи во всей полноте его связей с целым спектром областей существования человека в социуме, использующиеся на секторе теоретических проблем истории Востока Отдела истории Востока ИВ РАН и в целом продолжающие традиции изучения социальной истории Китая, которые сложились в российской школе классического востоковедения благодаря исследованиям Л.С.Васильева, М.О.Косвена, М.В.Крюкова и др.

В целом для исследования методологической базой являются труды классиков социологической науки М.Вебера, М.О.Косвена, Дж.П.Мердока, а также труды китайских, русских и зарубежных исследователей: Л.С.Васильева, Гао Цзяньтаня, М.В.Крюкова, Л.С.Переломова, О.В.Почагиной, Фэй Сяотуна и др.

Теоретическое значение исследования определяется тем, что работы по современной китайской семье отечественных специалистов носят узкоспециальный характер; в связи с чем у читателя не создается полного представления о современной китайской семье. Автором обработано большое количество источников по китайской семье (в основном на китайском языке), значительная часть которых отечественными исследователями ранее не использовалась.

Практическое значение работы определяется тем, что:

1) материалы и выводы по результатам исследования могут быть использованы научными работниками, заинтересованными в получении информации о современном положении дел в китайской семье. Материалы исследования мо-

гут быть интересны специалистам по истории, демографии, социологии, психологии, этнографии не только Китая, но вообще Юго-Восточной Азии и мира

в целом.

2)впервые русскоязычному читателю становятся доступными многие статистические данные;

3)впервые на русском языке предпринята попытка провести обобщающее исследование ряда оригинальных источников, затрагивающих современные процесс в структуре китайской городской семьи, а также выявлены причины, обусловившие, по мнению автора работы, эти процессы в последние десятилетия. Полученные результаты могут быть использованы в теоретических и практических исследованиях по истории и социологии современного Китая, и, конкретнее, в исследованиях по истории последних десятилетий, в исследованиях последствий урбанизации, социально-психологических последствий культурной революции, а также в работах, касающихся социальной динамики, демографии, политологии и т.д.

Отдельно хотелось бы сказать об общественной значимости результатов исследования в России, где традиционный интерес к восточному соседу, значительно возросший в последние годы, по ряду причин в научном плане остается недостаточно обеспеченным.

Цели, задачи и сформулированная гипотеза обусловили структуру работы, которая состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы и двух приложений.

Во введении обоснованы выбор темы и её актуальность, цель и задачи работы, объект и предмет исследования, положения, выносимые на защиту, теоретическая и практическая значимость, методы исследования.

Основной задачей первой главы является обобщение данных по традиционной китайской городской семье и выявление основных особенностей традиционной семьи, а также основообразующих семейных ценностей.

К задачам второй главы исследования в первую очередь относятся составление характеристики семьи в период существования Китайской республики (1911-1949 гг.), а также описание и анализ системы ценностей этого периода и сопоставление ее с традиционной.

Третья глава исследования посвящена изучению и анализу социальных трансформаций в Китае в период правления Мао Цзэдуна - условно с 1949 по 1978 гг., описанию и структурированию того, как эти перемены сказались на институте семьи в городах КНР.

Четвертая глава рассказывает о трансформации современной городской семьи в КНР (с 1978 г. по настоящий момент). В радиус исследования попадают как обобщение основных тенденций процесса трансформации современной городской семьи в КНР (естественно, что эти обобщения проводятся на основе сопоставления данных о современной семье с выводами, к которым автор пришел в предыдущих главах), так и локальные, но при этом весьма показательные явления в структуре современной городской семьи и системе семейных ценностей.

В Заключении обобщаются основные результаты исследования.

В двух Приложениях к диссертации представлены и, тем самым, введены в научный оборот интервью с Сунь Юньсяо, заместителем председателя Комитета по делам молодежи и подростков КНР, заместителем председателя Центра молодежных исследований КНР, а также выдержки из опроса городской молодежи Китая, в 1997-1998 гг. в Шанхае, Чунцине и Пекине, а также провинциях Шаньдун, Хэнань, Шаньси, Цзилинь, Гуандун и Чжэцзян (всего девять адми-

нистративных единиц, выбранных с учетом территориальных отличий и отличий в уровне жизни) Центром по исследованию проблем молодежи и подростков. Оба Приложения публикуются на русском языке впервые.

На защиту выносятся следующие полученные результаты исследования, выступающие здесь в роли основных положений работы:

1. Традиционная семья в Китае претерпела фундаментальные изменения (в основном за время существования КНР).

2. Современная городская семья в КНР мало похожа на традиционную китайскую семью. Различны не только размер семьи и ее структура; кардинальной трансформации подверглись основные семейные ценности. Соответствующим образом изменились и внутрисемейные отношения.

3. Процесс ломки старых семейных ценностей, равно как и структуры традиционной семьи, начался не с периода проведения социальных экспериментов Мао («большого скачка», «культурной революции»), как принято зачастую считать, а в первой половине XX в. Именно в период Китайской республики в городской семье Китая произошло первое отторжение большинства традиционных ценностей, в том числе и в первую очередь - принципа сяо, являвшегося структурообразующим в традиционной китайской семье.

4. В период 1949-1978 гг. по традиционным ценностям был нанесен второй и решающий удар: на этот раз они не просто подверглись сомнению, но фактически вся система традиционных ценностей была практически уничтожена.

5. Позднее, с началом периода Реформ и Открытости, стал происходить поиск новых ценностей (взамен обесцененных старых). В этом процессе активно участвовали такие факторы, как демографическая политика, вестернизация и глобализация китайского общества, все большая открытость Китая внешнему миру; а также политика в отношении семьи и брака властей КНР.

6. Описав современную городскую семью в КНР, автор делает вывод о том, что эта семья кардинально отличается от традиционной китайской семьи, а также о том, что современная городская семья в КНР находится в состоянии активнейшей трансформации и поиска новых форм и ценностей. То, какой эта семья станет, очень важно для понимания картины мира и особенностей менталитета современной китайской цивилизации.

ИСТОЧНИКИ

Традиционная китайская семья ранее успешно исследовалась как в России, так и за- рубежом. По трансформации традиционной китайской семьи также существует ряд работ, однако в России эта тема освещена недостаточно глубоко и всесторонне. Наиболее важными с точки зрения задач нашего исследования являются следующие труды следующих отечественных исследователей:

1) Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. М., 1970. Данная монография важна была для нас в первую очередь подробнейшими и наиболее четкими описаниями традиционной китайской семьи и других форм социальной организации в Китае, а также обширной библиографией.

2) Герасимова И.А. Структура семьи. М., 1976. Несмотря на то, что данное исследование никак не связано именно с китайской семьей - в нем рассмотрена структура семьи в СССР, - для данной работы оно было использовано в качестве одного из основных методологических образцов.

3) Крюков М.В. Формы социальной организации древних китайцев. -М 1967. Данный труд использовался в нашем исследовании при изучении генезиса института семьи в Китае и связей института семьи с другими формами социальной организации в Древнем Китае.

4) Почагина О.В. Модели семейной организации в Китае и на Филип-

пинах. Информационный бюллетень ИДВ РАН, 1997, №1. Работа О.В. Почагиной была чрезвычайно важной для данного исследования не только потому, что О.В. Почагина является одним из немногих отечественных специалистов, изучающих институт современной семьи в Китае. Помимо того, что данная монография была чрезвычайно важна в методологическом отношении, она дала пример типологии, максимально подходящей для целей и задач диссертационной работы. Среди работ зарубежных исследователей хотелось бы выделить следующие:

1) Дин Вэнь, Сюй Циньлин. Дандай Чжунго цзятин гуйбянь ("Трансформация современной китайской семьи"). Цзинань, 2001. Коллективный труд сотрудников Шаньдунского Университета КНР - одно из самых известных в научных кругах Китая исследований современной китайской семьи за последнее время. Кроме методологических приемов, в нашей работе было также использовано большое количество статистических дан-ных из этого исследования.

2) Гу Цзяньтань. Брак и семья в Китае. Проблемы народонаселения КНР. - М., 1989. В основном были использованы ценные статистические данные; кроме того, данная монография содержит тщательный анализ статистических данных, также использованных в главе III диссертации.

3) Юй Хуалинь. Чжунго сяньдай цзятин вэньхуа шаньбянь яньцзю ("Исследование культурной трансформации современной китайской семьи"). Диссертация на соискание ученой степени д.и.н. Пекин: Шоуду Шифань Дасюэ, 2002. Ко времени написания нашей работы данная диссертация, к сожалению, еще не успела выйти в качестве монографии. Тем не менее, есть все основания считать, что эта работа займет достойное место среди трудов китайских исследователей, посвященных трансформации китайской семьи в

XX в. В нашей диссертации использованы статистические данные из этой работы, в основном относящиеся к республиканскому периоду развития Ки-тая (1911-1949 гг.).

4) Фэй Сяотун. Китайская деревня глазами этнографа. - М, 1989. Известнейшая этнографическая работа замечательного исследователя китайского социума дала автору диссертации, помимо первичного интереса к объекту исследования, массу методологических находок, подробнейшие описания китайских семей XX в. в разных слоях общества, а также пролила свет на столь сложный вопрос, как проблемы внутрисемейных отношений в китайской семье.

5) Цзиньдай Чжунго чэнши фачжань юй шэхуй бяньи (1840-1949) ("Развитие городов и трансформация общества в Китае в 1840-1949 гг."). Под ред. Минь Чжу. Пекин, 2004. Монография важна была для нашего исследования прежде всего своими подробнейшими статистическими данными, использованными нами в главе III диссертации.

Кроме перечисленных работ, в данном исследовании использовалась также и специальные источники, которые можно разделить на следующие группы: статистические, юридические, документально-историчекие (описательные), публицистические и периодические издания, справочную и художественую литературу.

Статистические источники

1) И цзю цзю ци нянь цюаньго цяньфэньчжии жэнькоу чоуян дяоча шуцзю ("Статистические данные выборочного опроса одной тысячной населе- ния КНР за 1997 год, предоставленные ГСУ КНР"). Источник: веб-сайт

2) Дандай чжунго чэнши циннянь чжуанкуан дяоча вэньцзюань цзи тунцзи цзего. ("Данные социологического опроса городской молодежи КНР о состоянии жизни молодежи"). Проведено Центром по изучению проблем молодежи КНР в 1997 - 1998 гг. В опросе участвовало 6534 человек (возраст 14-28 лет) из 9 провинций и городов центрального подчинения КНР.8

3) Чжунго чэнчжэнь жэнькоу цзыляо шоуцэ. - Пекин, 1985. Городское население Китая. Статистический справочник.

4) Чжунго чэнчжэнь цзюйминь цзятин шоу чжи дяоча цзыляо: 1990 нянь. -Пекин, 1991. - 395 с, табл. Семейный бюджет и расходы горожан КНР. Материалы обследования за 1990 год.

5) Пятая всеобщая перепись населения КНР 2000 г. Сайт ГСУ КНР, 2004.

6) Четвертая всеобщая перепись населения КНР 1990 г. Сайт ГСУ КНР, 2004.

7) Всеобщая перепись населения КНР 1952 г. Сайт ГСУ КНР, 2004.

8) Гэ дицюй чэнчжэнь цзюйминь цзятин шоучжи цзибэнь цинкуан («Основные материалы по доходам городских семей в КНР в отдельных районах КНР"). В отчете: численность населения, количество дворов, средний доход, средняя занятость, средний доход. 1996 - 2002 гг.

9) Гуаньюй ицзюбаэр нянь жэнькоу пуча чжуяо шуцзы дэ гунбао. ("Общие материалы всеобщей переписи населения КНР за 1982 г."). Сайт ГСУ КНР, 2004.

8 Опрос является приложением к: Синь чжуантай: дандай чэнши циннянь баогао («Новое состояние: доклад о современной городской молодежи Китая»). Пекин, 1999.

10) Чжунго шэхуй фули юй шэхуй цзиньбу баогао: 1999 («Доклад об общественном благосостоянии и социальном прогрессе в Китае в 1999 г.»). Пекин, 2000

11) Чжунхуа жэньминь гунхэго эрлинлинсань нянь гоминь цзинцзи хэ шэхуй фачжань тунцзи гунбао. («Статистический отчет о социальном и экономическом развитии КНР за 2003 год»). В отчете собраны данные об общей структуре населения: численность, городское-сельское, мужчины-женщины, по основным возрастам. Образование: количество аспирантов, студентов вузов, кандидатов, докторов и пр.). Сайт ГСУ КНР, 2004.

12) Ди эр ци чжунго фунюй шэхуй дивэй чоуян дяоча чжуяо шуцзю гунбао. («Данные выборочного опроса о положении женщины в обществе, 2001»). Сайт ГСУ КНР, 2004.

13) Ицзюцзюу нянь цюаньго и па жэнькоу чоуян дяоча гунбао. («Открытая публикация данных выборочного опроса 1% населения КНР в 1995 г.») Пекин, 1996.

14) Ицзюцзюсань нянь Чжунго цзюйминь цзятин шэнхо дяоча. ("Обследование семейной жизни китайцев за 1993 г."). Количество опрошенных -3012 человек. Сайт ГСУ КНР, 2004.

Документально-описательные, исторические источники

15) Бичурин Н.Я. Китай в гражданском и нравственном состоянии. В серии "Классика отечественного и зарубежного востоковедения". М., 2002. 432 с. В данной работе известнейшего российского китаеведа Н. Я. Бичурина

подробно рассматриваются государственное устройство, система обра-

зования, система уголовного права, а также обычаи и обряды китайцев в первой половине XIX в. Для нашего исследования данная работа оказалась чрезвычайно полезна информацией об избранном применении уголовного права для родственников; а также описанием обрядов жизненного цикла - свадьбы, похорон, траура, рождения ребенка и т.д.

16) Лю Сумэй, Румянцев Е.Н. Китай, каким я его знаю. - М., 1999. Книга представляет из себя мемуары бежавшего из Китая Лю Сумэя в переводе Е.Н. Румянцева. Для нашего исследования чрезвычайно полезными оказались описания реальной ситуации с нарушением закона властями при проведении в жизнь политики планирования рождаемости.

17) Сидихменов В .Я. Китай. Страницы прошлого. - Москва, 1978. Одна из замечательнейших работ, описывающих быт китайской жизни. Для нашего исследования, помимо подробнейших описаний обрядов, была интересна восприятием многих моментов семейной жизни Китая иностранным исследователем, практически не использующим анализ статистических данных.

18) Конфуцианское "Четверокнижие" ("Сышу"), - пер. с кит. М., 2004. Книга представляет собой перевод свода конфуцианских канонических текстов. Включает в себя переводы трактатов: "Мэнцзы", "Да сюэ", "Чжун юн", "Лунь юй".

Юридические источники