Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 21

 

Поиск            

 

Политическая система Канады

 

             

Политическая система Канады

Панков Юрий Васильевич

Политическая система Канады

Содержание

Введение

Глава 1. История становления политической системы Канады

Глава 2. Особенности современной политической системы Канады

Заключение

Список использованных источников и литературы

Введение

Политика канадского государства определяется не только тем, кто стоит у власти, но и тем, как организована эта власть. Поэтому, строя регионоведческие прогнозы относительно перспектив развития отношений России и Канады в ближайшие годы, исследователи должны иметь ясное представление о том, как устроена канадская политическая система.

Интерес к последней закономерен. Ее состояние есть интегральный индикатор состояния всех основных политических параметров общества в их единстве, всего политического организма. Политическая система - это среда, в которой непосредственно действуют политические лидеры и поддерживающие их элиты; она во многом определяет, что они могут себе позволить как политики, а чего - нет. В этой связи изучение политической системы Канады вполне актуально.

Политическое устройство Канады является в некоторой степени комбинацией английской и американской систем, однако, обладает и собственными, присущими только ему особенностями. В отличие от США, в Канаде не произошло революционного разрыва с прошлым; на протяжении XIX в. она шла за Великобританией по пути конституционной эволюции. При этом процесс формирования политического устройства Канады обогащался идеями и институтами, которые были заимствованы у США, включая принцип федерализма.

В современной науке "политическая система" - не просто устойчивое понятие, но достаточно строгая категория. Вместе с тем, под политической системой понимают либо абстрактную теоретическую модель, позволяющую выявить и описывать системные свойства политических объектов (в нашем случае - государства) ; либо конкретный интегральный политический механизм (механизм власти), сложившийся в данном обществе и обслуживающий его . В этом случае в рамках системы выделяют совокупность подсистем: институциональной (политические учреждения и организации, включая государство и образующие его органы власти); нормативной (правовые и моральные нормы и принципы); коммуникативной (отношения и взаимодействия, в том числе информационные, между субъектами политического процесса); идеологической (политическое сознание и политическая психология) .

Отечественное канадоведение уделяло достаточно внимания изучению политической системы североамериканского государства. ИНИОН выпустил обзор Ажаева В.С. "Канада: тенденции социально-политического развития" (2001). Особенностям политико-правовой системы Канады и канадскому федерализму посвящены работы Богдановской И.Ю., Борисова Я.Е., Захарова А.А., Кремлянской Е.А., Комковой Е.Г., Мелкумова А.А., Тимашовой Т.Н. Месту и роли политических партий и их лидеров в политической системе Канады посвятили свои материалы ведущий научный журнал "США и Канада: экономика, политика, культура", местные газеты русскоязычных иммигрантов, интернет-серверы ведущих канадских партий.

Цель нашего курсового исследования - рассмотрение политической системы современной Канады на стыке указанных и исторического подходов.88insur@mail.ru Учитесь с нами!

Для достижения названной цели решены следующие задачи исследования:

- рассмотрение исторической ретростпективы условий формирования современной политической системы;

- изучение политической системы и роли ведущих партий в ее развитии;

- выявление собственно особенностей политической системы.

Исследование охватывает период с начала 90-х гг. ХХ в. и до 2004 г. включительно. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Глава 1. История становления политической системы Канады

В XVIII в. из нескольких британских колоний, которые вошли в состав современной Канады, только Новая Шотландия имела свое правительство, схожее по функциям с правительствами других британских колоний в Америке. Новая Шотландия обладала некоторыми элементами ограниченного самоуправления, реализуемого через выборные органы законодательной власти, которые имели право издавать законы и собирать налоги на местные нужды. Однако исполнительная власть находилась в руках губернатора, назначаемого английским правительством. При выполнении своих функций губернатор опирался на консультативный совет, который также являлся второй палатой законодательного органа власти.

Крупнейшей и самой важной колонией Великобритании в Канаде являлся Квебек, который отошел к ней в соответствии с Парижским договором 1763 г., завершившим Семилетнюю войну. Под властью Британии жители Квебека, в большинстве своем франкоязычные католики, должны были постепенно "англизироваться". При этом английские губернаторы, управлявшие колонией, проводили политику, направленную на обеспечение поддержки со стороны местной элиты и сложившихся институтов; предусматривалась защита религиозных прав католиков, католическая церковь продолжала пользоваться большим влиянием, сохранялись действие французского гражданского права, существующая система землевладения и особый статус французского языка. Эти особые права Квебека были закреплены Квебекским актом 1774 г. Тем самым Французская Канада была признана отдельным формированием внутри Британской империи. В соответствии с Квебекским актом католики получили право занимать государственные должности; однако одновременно состав правительства колонии был ограничен губернатором и назначаемым консультативным советом, без каких-либо выборных органов.

Конституционным актом 1791 г. предусматривалось, что управление колонией осуществляет губернатор (с помощью небольшого по составу исполнительного совета) при наличии двухпалатного законодательного органа, состоящего из законодательного совета, члены которого назначались из числа самых богатых колонистов, и выборной ассамблеи.

В то же самое время колония была разделена на две части, граница между которыми проходила в основном по реке Оттава. В Нижней Канаде, расположенной по берегам реки Святого Лаврентия, где проживала большая часть франкоканадцев, продолжали действовать положения Квебекского акта, касающиеся гражданского права, языка и религии. В Верхней Канаде, где проживали в основном беженцы из Соединенных Штатов (лоялисты), продолжали действовать британские законы.

В течение последующих 50 лет эволюция государственного устройства британских провинций в Северной Америке шла по пути развития их самоуправления. В первой трети XIX в. британское правительство и слышать не желало о предложениях, касающихся введения элементов самоуправления. Колонии должны были поставлять сырье, предоставлять свободные территории для заселения и служить рынками сбыта для британских товаров. Поскольку проведение такой политики зачастую означало пренебрежение требованиями и интересами колонистов, для защиты интересов империи требовалось наличие на местах сильной власти в лице губернатора.

Даже вспышки революционных волнений в двух канадских провинциях в 1837 г. не привели к изменению политики Великобритании, хотя граф Дергем, который был послан в колонии для переговоров с восставшими и поисков решения, поддержал требования колонистов об учреждении "ответственного правительства". Дергем, который был викторианским радикалом, полагал, что Нижняя Канада, с ее замкнутым полуфеодальным франкоканадским обществом, не может быть далее изолирована от влияния Верхней Канады, где доминировали прогрессивные силы современного капитализма. Поэтому первым условием создания ответственного перед парламентом правительства должно было, по его мнению, стать объединение провинций.

Хотя британское правительство отказалось принять рекомендации Дергема, касающиеся ответственного правительства, оно последовало его совету об объединении провинций, которое и произошло в 1840 г. Однако вскоре вновь возник вопрос о введении ответственного правительства, поскольку после принятия парламентом Великобритании в 1832 г. Билля о реформе соотношение политических сил изменилось в пользу промышленников. Они хотели свободно торговать на мировых рынках, чему мешала существовавшая имперская система ограничений в торговле. В 1847 г. губернаторы колоний в Северной Америке получили указание о том, чтобы впредь состав всех консультативных советов формировался в соответствии с пожеланиями большинства в законодательной ассамблее данной колонии; в результате в 1848 г. каждая из колоний получила свое "ответственное правительство" по британскому образцу.

Но и после объединения Верхней и Нижней Канады в 1840 г. франкоканадцы сохранили особенности своего политического устройства, добившись коалиционного правительства, основанного на соглашении между партиями, представлявшими обе части объединенной провинции. При таком положении достичь политической стабильности было невозможно, и постепенно стало ясно, что единственный выход из тупика лежит на пути дальнейшего объединения британских колоний в Северной Америке.

В конце концов, соглашение об объединении колоний было достигнуто, хотя Нью-Брансуик и Новая Шотландия весьма неохотно пошли на такой союз, опасаясь, что они окажутся поглощенными более крупными соседями. Федеральная форма правления отвечала интересам франкоканадских лидеров, которые видели в ней возможность получить самостоятельное правительство.

Началом существования нового союза считается 1 июля 1867 г., когда вступил в силу Акт о Британской Северной Америке. Союз объединял четыре провинции: Новая Шотландия, Нью-Брансуик, Онтарио (бывшая Верхняя Канада) и Квебек (бывшая Нижняя Канада). Предусматривалась также возможность присоединения в дальнейшем Британской Колумбии, Острова Принца Эдуарда и Ньюфаундленда. Дальнейшее формирование федерации происходило по мере заселения и экономического развития колоний. В 1870 г. была образована новая провинция Манитоба на землях, которые ранее принадлежали Компании Гудзонова залива в бассейне р. Ред-Ривер. Британская Колумбия вошла в состав федерации в 1871 г. Остров Принца Эдуарда согласился присоединиться в 1873 г. В 1905 г. области прерий оказались настолько густо заселены, что на их территории были созданы две провинции - Альберта и Саскачеван. Особый путь выбрал Ньюфаундленд, сначала британская колония, а позднее самоуправляющийся доминион, и только с его присоединением в 1949 г. великий план отцов-основателей конфедерации был, наконец, завершен.

В 1867 г. Канада оставалась колонией, хотя и получившей местное самоуправление в виде ответственного правительства. Акт о Британской Северной Америке создал конституционную основу федеративного государства Канада, но британский парламент оставил за собой право вносить в этот акт необходимые поправки. Постепенно, однако, полнота исполнительной власти переходила из рук британского генерал-губернатора в руки канадского премьер-министра и его кабинета.

Первая мировая война существенно уменьшила степень зависимости самоуправляющихся доминионов (Канады, Австралии и Новой Зеландии) от метрополии. Постепенно они приобретали все большую независимость, которая по прошествии времени получила правовое и конституционное обоснование.

В качестве основных вех на этом пути можно отметить следующие события. В 1926 г. Имперская конференция признала доминионы равными Великобритании и объединенными общим подданством короне, причем в каждом доминионе генерал-губернатор занимал такое же положение по отношению к кабинету министров, какое король занимал по отношению к своим министрам. В 1931 г. полномочия генерал-губернатора были законодательно изменены в соответствии с его новым статусом, и с этого времени назначение генерал-губернатора производилось царствующим монархом по рекомендации правительства доминиона. В 1927 г. Канада обменялась дипломатическими представительствами с Соединенными Штатами, несколько позже - с Францией и Японией. В 1931 г. был утвержден текст так называемого Вестминстерского статута - парламентского акта, который окончательно закрепил юридическую независимость доминионов от британского парламента. В 1949 г. канадское правительство отменило право апеллировать к Тайному совету Англии, сделав высшей апелляционной инстанцией Верховный суд Канады. В 1982 г. в Канаде был принят закон о конституции, который наделил канадский парламент правом самостоятельно вносить изменения в конституцию страны (ранее они формально подлежали утверждению британским парламентом) .

Канада получила федеральную форму правления в 1867 г. В юрисдикции федерального парламента находились оборона страны, внешняя и внутренняя торговля, валюта и банки; он обладал также неограниченной властью в области налогообложения. Права провинций ограничивались в основном местными делами (формирование местных органов управления, охрана имущественных и гражданских прав, образование). В руках федерального правительства сохранялась также реальная власть над провинциями. Оно могло, например, отменить любой закон, принятый провинциальным правительством. В последующие десятилетия власть федерального правительства над провинциями существенно ослабела, и практика отмены провинциальных законов федеральным правительством постепенно сошла на нет.

Таким образом, особенности современной политической системы Канады были детерминированы конкретно-историческими условиями ее становления.

На становление современной политической системы Канады оказали существенное влияние особенности формирования канадской нации.

Население Канады насчитывает всего 31,752,842 человек (январь 2004 г.) , причем большая его часть живет на узкой полосе вдоль границы с США шириной в 160 км и длиной в 6 000 км. Росту населения в равной мере способствует иммиграция и естественный прирост населения. В период 1991 - 1996 гг. население Канады возрастало ежегодно на 1,1%, что является самым высоким показателем из стран Большой Семерки. Канада представляет приблизительно 0,5% населения земного шара. По оценкам экспертов, в 2026 году Канада будет насчитывать 36,2 миллиона жителей.

Большинство канадцев, 76,6%, живут в городах, а 23,4% - в сельской местности. 31% населения Канады (8,61 миллиона человек) живут в трех крупнейших городах страны - Торонто, Монреале и Ванкувере.

Продолжительность жизни в Канаде - 74,9 лет для мужчин и 81,4 года для женщин. Это один из самых высоких показателей в мире.

По статистике, средний размер семьи в Канаде равен 3,1 человека, в который включены 1,3 детей. Размер семьи остается неизменным с 1991 г.

Канада - страна иммигрантов, поэтому ей присущи проблемы между различными национальностями, старыми и новыми иммигрантами, потомками европейцев и североамериканских индейцев, а также, конечно, разлад между франко- и англо-говорящими канадцами.

С 1867 по 1945 гг. Канада приняла более 11 миллионов иммигрантов, а после Второй Мировой Войны это число увеличилось еще на 5 миллионов.

Еще в начале 20-го века основной поток иммигрантов прибывал из Западной Европы, но с недавнего времени стало увеличиваться число иммигрантов-выходцев из стран Азии, Карибского Бассейна и США. Около 35% населения Канады не являются потомками британцев или французов.

Среди наиболее многочисленных этнических групп находятся немцы, итальянцы, украинцы, датчане, скандинавы, североамериканские индейцы, поляки, китайцы, евреи, африканцы, венгры, греки, югославы, испанцы и русские.

В канадской системе среднего образования предусмотрено обучение детей культуре других народов. Этому их обучают в ненавязчивой форме игр, дискуссий, фильмов и экскурсий, что расширяет кругозор детей и помогает лучше понимать и общаться с представителями других народов. Языки, кроме английского и французского, как правило изучаются в домашней обстановке или в общении со сверстниками той же национальности. Многие этнокультурные группы, стремясь сохранить культуру своего народа вдали от родины, проводят разнообразные курсы и экскурсии, на которых люди изучают язык и культуру своего народа.

Несомненно, что канадское правительство ценит как канадцев не в первом поколении, так новых иммигрантов, так как именно иммигранты и построили эту страну.

Заслуживают особого внимания взаимоотношения между англоязычными и франкоязычными канадцами, которые, прожив бок о бок не одно столетие, так и не слились в единую нацию, хотя и умудрились остаться под крышей одного правительства. Каждые несколько лет в Квебеке проводится референдум, на котором поднимается вопрос отделения провинции от остальной Канады, но вот уже два раза сепаратистам не хватило лишь 1% для воплощения мечты в реальность. Существует несколько причин взаимной неприязни, но основной является несовместимость культур.

Противостояние англоязычной и франкоязычной культуры в Канаде, которое особенно ярко выражается в Квебеке, берет начало в первых годах освоения Канады. Как известно, первыми поселенцами, которые стали осваивать Канаду, были французы. Годы войны за право контроля над территорией с англичанами и политическая нестабильность во Франции заставили покинуть родину большое количество французов и поселиться на территории, которая впоследствии стала называться провинцией Квебек. Неприязнь между континентальной Францией и Англией была перенесена и в колонии. Французские поселенцы сохранить свою культуру, свой уклад жизни и свой язык вдали от родины. Впоследствии их задача усложнилась притоком огромного количества англоязычных иммигрантов, которые заселили всю оставшуюся территорию Канады и даже проникли в Квебек.

Меры квебекского провинциального правительства за последние годы включали и ограничение англоязычного образования, и создание франкоязычных телевизионных каналов, и даже перевод всех дорожных знаков на французский язык: в самом деле, вы никогда не увидите в Квебеке знака "STOP".

Однако, проблема несовместимости культур имеет только два выхода взрывному национальному самосознанию квебекских сепаратистов: отделение и создание нового франко-говорящего государства в Северной Америке или сосуществование и конкуренция с англоязычной культурой, которая, хоть и доминирует на континенте, да пожалуй, и в мире, за три сотни лет так и не смогла подавить французскую.

Межнациональные отношения также придают особый колорит политической системе. В Канаде, как и в других бывших колониальных странах мира, существуют проблемы с коренными жителями материка. Лишь малая толика индейцев живет в резервациях, остальные же отстаивают свое право на землю и имущество, живя в провинциях среди иммигрантов и потомков иммигрантов. Канадское правительство старается удовлетворять требования индейцев в разумных пределах, не подавлять их протесты силой или игнорировать их. Например, согласно одному из последних правительственных постановлений, индейцам разрешено заниматься собирательством, охотой и рыболовством в целях обеспечения себя и своей семьи пропитанием, но не промышлять охотой или рыбной ловлей на продажу. Однако, общественные организации индейцев сразу же заявили о своем праве собирать все дары природы с отведенных им земель, т.е. вырубать леса, добывать нефть, газ и другие природные ископаемые. Правительство согласилось рассмотреть это заявление, но маловероятно, что оно его удовлетворит.

Несмотря на большое количество национальных общин в каждом мало-мальски населенном городе Канады, представители всех народов мира умудряются сосуществовать относительно мирно. Однако, в стремлении сохранить свое национальное "я", эти общины не сливаются друг с другом и не вливаются в остальное англо- и франкоязычное население. Таким образом, в Канаде нет общей, единой культуры, которая объединяла бы всех жителей страны и определяла смысл понятия "канадец".

Иммиграция и связанный с ней прирост населения также формируют различные представления об эффективной и адекватной политической системе. На долю иммиграции приходится более половины годового прироста населения страны. Иммиграция и эмиграция заметно менялись с течением времени. До послевоенного периода в Канаду прибывало и из нее уезжало приблизительно одинаковое количество людей. Благодаря новой иммиграционной политике в последние годы удалось поднять темпы иммиграции до 200 и более тысяч человек в год. Тем не менее, эти данные завышены, так как в них не учитывается эмиграция, которая на сегодняшний день составляет от 50 до 60 тысяч человек в год. Таким образом, иммиграция обеспечивает половину прироста населения в год. Канадские политики стараются избегать темы иммиграции в политических дебатах, так как это очень противоречивый предмет для обсуждения. Однако, недавнее увеличение притока нелегальных иммигрантов уже привлекло внимание прессы и общественности, так что есть надежда на более решительные политические действия по этому вопросу.

Уровень жизни оказывает существенное влияние на развитие политической культуры населения. По уровню жизни Канада стоит на шестом месте в мире: ее обгоняют США, Швейцария, Люксембург, Германия и Япония. Канада превосходит Соединенные Штаты по продолжительности жизни, а Японию - по уровню образования, что и послужило причиной того, что ООН провозгласила Канаду лучшей страной в мире для проживания человека. Более 65% канадцев живут в собственных домах. Более двух третей имеют такие потребительские товары, как автомобили, холодильники, стиральные машины, телевизоры, телефоны и радио. Телефонная связь распространена практически повсеместно в Канаде. 16 миллионов телефонных линий обеспечивают связь в 99% канадских домов. В 1995 г. около 30% канадцев имели персональные компьютеры, причем более 40% этих компьютеров были укомплектованы модемами для выхода в Интернет.

Вместе с тем, канадцы обеспокоены угрозой их благополучной жизни. Одна из главных проблем - федеральных долг в 550 миллиардов канадских долларов, плюс около 150 миллиардов - суммарный внутренний долг всех провинций. Около 29% федерального годового бюджета страны уходит на обслуживание долгов. Бюджетный дефицит Канады на душу населения превышал в несколько раз аналогичную сумму для США. Такие бюджетные проблемы бьют в первую очередь по малообеспеченным слоям населения: пенсионерам и безработным.

В 1990-е гг. годы правительство приняло меры, чтобы значительно сократить и полностью ликвидировать бюджетный дефицит Канады, однако оно не смогло предотвратить увеличение количества жителей, находящихся за чертой бедности: их количество приближается к 5 миллионам человек. Правительственные доклады сообщают, что 60% одиноких женщин живут на сумму менее 8566 долларов в год, что ниже черты бедности. Количество малообеспеченных детей и пожилых людей увеличилось более чем на одну пятую, составив 1,4 миллиона и 650 тысяч человек соответственно.

На фоне этих усредненных цифр по стране, ситуация в некоторых провинциях, особенно в Квебеке, обстоит еще хуже. Средний житель Квебека на 15% беднее среднего канадца, а безработица в провинции на 25% выше показателей в целом по Канаде. При этом налоги в Квебеке превышают среднеканадский уровень на 10-15%.

В 1994 г. чистый доход на семью (после вычета налогов) в целом по Канаде составлял 30493 доллара, в Квебеке - 27532 доллара, в Онтарио - 34526 доллара, а в Британской Колумбии - 30600 долларов. Уровень безработицы в Канаде колеблется на уровне 11%, а в Квебеке - на уровне 13%.

В 1993 г. на Квебек пришлось более трети всех банкротств в стране. Лишь 26 из 165 компаний, активы которых оцениваются в 10 или более миллионов долларов, принадлежат франкоязычным квебекцам.

Вторая проблема канадского общества - безработица. В 90-х гг. ее уровень колебался на уровне 9-11% от экономически активного населения. Безработица выше всего среди молодежи и женщин. Уровень безработицы различается по времени года - пик приходится на время выпуска молодых специалистов из университетов, а также варьируется от провинции к провинции: самый высокий показатель - в Новой Земле - 19,1%, а самый низкий - в Манитобе -7,3%. Время от времени в Канаде вспыхивают забастовки и проходят демонстрации рабочих, которые протестуют против сокращения государственных рабочих мест и изменения законов о труде, которое позволит сократить правительственные расходы на содержание безработных и пенсионеров. Как правило, бастуют учителя, медики, пожарные и служащие государственных учреждений.

Проблема Љ3 - медицинское обслуживание. Идут ожесточенные дебаты о необходимости бесплатного медицинского обслуживания для всех жителей Канады, о сокращении правительственных расходов на медицину, об общем уровне обслуживания и т.д. Остро стоит проблема миграции специалистов в США, где врачам платят гораздо больше, а, следовательно, и удлинившихся очередей на обследование и операции в самой Канаде.

Канадцы воспринимают все эти социальные проблемы близко к сердцу, и стараются направить действия правительства в нужную сторону забастовками, демонстрациями и публичными протестами. Несмотря на это, большинство жителей Канады живет относительно благополучно, не переживая за завтрашний день и полностью доверяя системе социального обеспечения.

Вместе с тем, в соответствии с ежегодной статистикой ООН, Канада с 1993 г. по 1998 г. занимала ПЕРВОЕ место в мире в списке стран, считающихся лучшими в мире для проживания по совокупности важнейших критериев (общий уровень жизни, экология, культура и искусство, образование, уровень преступности и т.д.).

Канада - одна из самых экологически чистых стран мира. В докладе ООН за 1998 г., посвященном рейтингу уровня жизни населения во всех странах мира, Канада заняла ПЕРВОЕ место, оставив позади ВСЕ страны мира. Россия в списке заняла 72-е место. При этом Россию намного опередили такие государства как Барбадос (24-е место), Антигуа и Барбуда (29-е место), Багамские острова (32-е место), Тринидад и Тобаго (40-е место), Словакия (42-е место).

Данный рейтинг ООН составлялся в докризисный для России период (до августа-сентября 1998 г.). Если бы он составлялся сейчас, Россия заняла бы одно из последних мест среди двухсот стран, являющихся членами ООН.

Макроэкономические показатели Канады выглядят следующим образом. В 1996 г. валовой внутренний продукт (ВВП) был равен 633,2 млрд. ам. долл., т.е. на душу населения он составлял около 21 тыс. долл. (Для сравнения: ВНП России в 1996 ф. г. составлял 457 млрд. долл.; на душу населения - около 3000 долл.)

Канадская экономика, как и любая капиталистическая экономика, развивается неравномерно, хотя в 90-е годы для нее был характерен умеренный ежегодный рост темпами в 2-4%. Темпы инфляции в эти же годы существенно упали и составили, например, в 1996 г. всего лишь 0,3%.

В сфере услуг занято 75% трудоспособного населения Канады, на предприятиях работает около 14%, в сельском хозяйстве - 4%, в строительстве - 3%, в других сферах - 4%.

В январе 1993 г. канадские статистики заявили, что спад в Канаде закончился и уровень потребления достиг наивысшего значения за последние три года. Канаду обычно считают источником сырья: зерна, нефти, леса и минералов. Однако в последующие годы структура канадской экономики сильно изменилась. Экспорт сырья стал меньше и составляет сейчас 1/9 канадского экспорта (сравните с 40% в 1963 г.).

Чуть более 13% канадских рабочих - безработные (сравните с 29% в 1946 г.). Сфера обслуживания стремительно растет, сейчас в ней занято более 70% рабочей силы Канады. Это создает дефицит определенной профессии и ведет к перераспределению капитала. В связи с этим изменяются образовательные приоритеты, и появляются новые программы переквалификации.

В 1985 г. была принята программа, поощряющая иностранные инвестиции. Как результат, Канада стала привлекательна для зарубежного капитала. Благодаря этой программе инвестиции в канадскую промышленность с 1980 по 1988 год увеличились с 62 миллионов до 110 миллионов канадских долларов. Вливания в экономику Канады дали ей новые технологии, новые области производства, новые рабочие места, новые технические и управленческие кадры .

Таким образом, история развития канадского государства, его движение по пути либерально-демократической эволюции конституционализма, а также особенности формирования канадской нации создали весьма своеобразные условия для становления политической системы.

Глава 2. Особенности современной политической системы Канады

Выявлению основных особенностей политической системы Канады на современном этапе способствует графическое представление основных составляющих (таблица 1).

Таблица 1.

Политическая система и главные федеральные политические партии

в Канаде*

Канада Монарх

Столица: Оттава Генерал-губернатор назначается Монархом по согласованию с Премьер-министром на пятилетний срок. (Главнокомандующий армией, вручает награды, поездки по стране).

Правительство сформировано Либеральной партией Канады По итогам законодательных выборов Генерал-губернатор автоматически назначет лидера партии большинства в Палате общин Премьер-министром

Парламент Канады (The Parliament of Canada / Parlement du Canada)

имеет две палаты с равноправным статусом:

Палату общин

(the House of Commons / Chambre des Communes) : 301 чел., избираются на 5 лет Сенат ( the Senate / Sénat):

105 чел., назначаются Генерал-губернатором по представлению Премьер-министра

Руководитель государства: Королева Елизавета II (с 06.02.1952 г.)

(Queen Elizabeth II)

назначила в качестве Генерал-губернатора Адриан Б.Ч. Кларксон (Adrienne Bing Chee Claekson) (c 07.10.1999 г.)

Глава правительства: Премьер-министр Пол Джозеф Мартин

(Paul Joseph Martin) (с 12.12.2003 г.)

Тип управления: Конфедерация с парламентской демократией

Либеральная партия Канады

Лидер: Пол Джозеф Мартин

(Paul Joseph Martin) Консервативная партия Канады

Лидер: Грэнт Хилл (Grant Hill)

Продолжение таблицы 1.

Мест в Палате общин: 170

Мест в Сенате: 67

http://www.liberal.ca Мест в Палате общин: 72

Мест в Сенате: 26

http://www.conservative.ca

Квебекский блок

Лидер: Жилль Дусеп (Gilles Duceppe)

Новая демократическая партия Канады

Лидер: Джек Лайтон (Jack Layton)

Мест в Палате общин: 33

Мест в Сенате: 0

http://www.blocquebecois.org Мест в Палате общин: 14

Мест в Сенате: 0

http://www.ndp.ca

В Палате общин: 7 независимых членов (депутатов), 2 от Прогрессивных консерваторов и 3 места вакантны.

В Сенате: 5 независимых сенаторов, 3 сенатора от Прогрессивных консерваторов и 4 места ваканты.

___________________

* Источник: http://www.edward-lee.com/partycanada.html - 06.02.2004 г.

Канада - конституционная монархия, во главе которой номинально стоит королева Елизавета II. В федерации генерал-губернатор, а в провинциях генерал-лейтенанты представляют английскую королеву. Хотя этот высший госу-дарственный пост в основном ограничен представительскими функциями, тем не менее, его роль в консолидации общества часто недооценивается.

С 1867 и до 1952 г. Великобритания присылала в Канаду генерал-губер-наторов. Это были представители британской аристократии - бароны, викон-ты, лорды или бывшие генералы, зачастую с опытом колониального управле-ния. С 1952 г. генерал-губернаторами стали назначаться канадцы. В основном ими становились бывшие министры, дипломаты и другие государственные деятели уже без титулов, поскольку в Канаде своей аристократии нет.

7 октября 1999 г. состоялась торжественная церемония вступления в долж-ность нового генерал-губернатора Эндриан Кларксон. На высшем посту страны оказалась женщина азиатского происхождения. Канада испытала очарование этой умной, образованной ведущей телевизионных шоу на СВС. Извест-ность способствовала ее назначению генерал-губернатором. Однако положи-тельное отношение политических партий и прессы в целом к назначению Э.Кларксон имело более глубокие основания.

Дело в том, что мадам Кларксон (она сохранила после развода фамилию своего первого мужа, известного экономиста и политолога Стивена Кларксона) - иммигрантка китайского происхождения, в прошлом беженка. Она родилась в Гонконге в 1939 г. и с семьей эмигрировала в 1942 г., когда Япония захватила Гонконг. Мадам Кларксон окончила Торонтский университет по кафедре английской литературы. Обучение в аспирантуре Сорбонны дало ей совершенное знание второго, французского языка. По словам Ж. Кретьена, мадам Кларксон - прекрасный общественный работник, обладает высоким интеллектом, личным обаянием. Ее второй муж, Джон Сол - известный социолог, историк и фило-соф. Таким образом, супруги принадлежат к интеллектуальной элите Канады.

Хотя Кретьен, объясняя свой выбор, говорил, что пора жителю Онтарио занять пост генерал-губернатора, он явно руководствовался и другими соображениями. Это сразу отметила пресса: выбор кандидата на пост генерал-губернатора "отражает растущее значение мультикультурализма" . В Канаде более трети населения - это иммигранты или дети недавних иммиг-рантов практически из всех стран Содружества, Европы, Азии и Африки. На улицах крупных канадских городов их, кажется, больше, чем канадцев, отно-сящих себя к нациям - основательницам страны.

Уже на второй день после вступления в должность Э.Кларксон встретилась с репортерами, чего никогда не делали ее предшественники. Выступая перед ними, она подчеркнула, что она иммигрантка, беженка и первый генерал-гу-бернатор Канады иного этнического происхождения, чем нации - основательницы страны, и что она намерена большую часть своей деятельности посвя-тить возведению моста между франкоязычными и англоязычными канадцами. Поэтому она предполагает больше времени проводить не в оттавской резиден-ции - Ридо-Хол, а в другой резиденции - Цитадели в городе Квебеке.

Отношение канадцев к своему Генерал-губернатору можно охарактеризовать следующей цитатой: "...Она вполне прилично справлялась с возложенной на нее церемониальной миссией, считают здешние критики и пресса, - поддерживала канадскую армию, поскольку является главнокомандующей, вручала награды, ездила по стране и не возражала, чтобы ее официальной резиденцией пользовались чем-то, вроде витрины. Ничего более от королевской наместницы и не ожидали." Именно представители гражданского общества отказали ей в понимании легитимности дорогостоящего визита в Россию (59 сопровождающих лиц, около 1 млн. долл. за счет налогоплательщиков), хотя ее целью было помочь канадцам осознать свою "северную идентичность" с русскими. Глава канадской федерации налогоплательщиков Уолтер Робинсон заметил, что "на самом деле нынче у Канады ничуть не больше общего с Россией,.. чем с Новой Зеландией, Израилем или Мальтой"...

Между тем, 1 апреля 1999 г. политико-административная карта Канады впервые за последние полвека претерпела серьезные измения. Подчиненные федеральному правительству Северо-Западные территории были административно разделены на две части. На дной из них была создана территория Нунавут, 85% населения которой составляют инуиты - канадские эскимосы, коренные жители Арктики. Так впервые в Канаде был создан прецедент выделения крупной (21% всей площади Канады), в определенной степени самоуправляющейся территории с подавляющим преобладанием коренного народа в составе населения (для сравнения: ни в одном из автономных округов Российского Севера доля коренных жителей не достигает даже 20%) .

В этой связи интерес канадского Генерал-губернатора к России представляется нам вполне оправданным. Особенно выделяется его роль в борьбе различных политических сил за национальные представления о процветающем и динамично развивающемся Севере XXI века (для Канады это 70% территории и 1,5% населения страны).

12 декабря 2003 г. Пол Мартин стал двадцать первым премьр-министром Канады. Но произошло это не в результате всеобщих парламентских выборов, а в связи с решением Ж. Кретьена, который занимал пост с 1993 по 2003 г., не участвовать в следующих выборах и добровольно передать власть преемнику.

В политике оба лидера были, скорее, соперниками, чем единомышленниками и друзьями. Ж. Кретьен был в полном смысле слова выходец из народа (восемнадцатый ребенок в семье механика бумажной фабрики из г. Шавиниган в Квебеке). П. Мартин родился в г. Уинсор (Онтарио) в привилегированной семье. Отец Пол Мартин-старший был министром в правительствах четырех премьеров - У.Л. Макензи Кинга, Л. Сен-Лорана, Л. Пирсона, П.Э. Трюдо - и оставил заметный вклад в истории страны как архитектор послевоенной социальной системы Канады. Если Ж. Кретьен позиционировал себя как центриста, то П. Мартин представляетправое крыло Либеральной партии и считается ставленником большого бизнеса. В отличие от Ж. Кретьена, кроме политики занимавшегося только частной юридической практикой, за плечами у П. Мартина еще и карьера преуспевающего бизнесмена-судовладельца .

Вместе с тем, смена государственных лидеров характеризует принцип преемственности как стабилизатор политической системы. Оба давно занимаются политикой и принадлежат к одному поколению (Кретьену 69 лет, Мартину - 65). Они юристы по образованию, свободно говорят на двух государственных языках канады, имеют по трое детей, избирались в парламент от Квебека, долгое время проживали в этой проблемной провинции.

Авторитет П. Матрина внутри страны зиждется на успехах,достигнутых им в бытность министром финансов в правительствах Ж. Кретьена в 1993-2003 гг. В их числе: ликвидация дефицита бюджетв в размере 42 млрд. долл. (канадских), уменьшение государственного долга на 36 млрд. долл., представление пяти профицитных бюджетов подряд и самое масштабное в истории страны снижение налогов на корпорации и частных лиц, объявленное в 2000 г.

Консерватизм П. Мартина в финансово-экономических вопросах имонирует правым, либерализм в социальных - левым. Среди главных внутриполитических приоритетов нового премьер-министра - "демократизация" парламента (предоставление большей свободы либералам-заднескамеечникам при голосовании, повышение статуса парламентских комитетов), новое партнерство с провинциями на основе большего учета в политике интересов канадского Запада, преодоление бедности среди аборигенного населения.

В политическом обращении к национальному парламенту ("Творя историю: политика достижений") П.Мартин выстроил цели в следующем порядке: сильная социальная политика (помощь, городам, общедоступно еи качественное здравоохранение, развитие инфраструктуры, обучение на протяжении всей трудовой жизни человека, борьба с бездомностью, поддержка пенсионеров); построение экономики XXI в. (бездефицитная бюджетно-налоговая политика, развитие инновационного потенциала и наукоемких технологий, инвестиции в человеческий фактор); повышение международной роли и влияния Канады .

В отношении последней цели следует особо отметить, что Канада уже является финансовым донором болеее чем 100 развивающихся стран и государств с переходной экономикой. Канадские финансовые средства формируют от 3 до 5% бюджетов Всемирного банка, Международного валютного фонда, ООН. По объемам государственных асигнований, предоставленных в виде донорства в 2001 г., Канада заняла 11 место среди 22 стран - членов Комитета оказанию помощи развитию (при Организации экономического сотрудничества иразвития) . За десять лет существования программы технической помощи России было поддержано 260 проектов на общую сумму 150 млн. долл., в которых участвовали 160 канадских организаций. В 2002 г. была принята новая стратегия для России на 2002-207 гг.

П. Мартин считает, что Канада находится на пороге чрезвычайно благоприят-ного этапа в своем развитии, сопоставимого с тем, который наблюдался в этой стране в последней четверти XIX в. в связи с интенсивным железнодорож-ным строительством или в первые послевоенные годы XX в. Тому есть три главные предпосылки: ослабление остроты квебекской проблемы, отвлекавшей внимание и ресурсы федерального правительства в течение нескольких пред-шествующих десятилетий; новый дух общенациональной общности, сформиро-вавшийся в Канаде на базе проведения с конца 1960-х - начала 1970-х гг. политики официального двуязычия, многокультурности и этнического разнооб-разия; и достигнутая в 1990-е гг. финансово-экономическая стабильность.

Заявленные цели и приоритеты нашли свое отражение в структуре и со-ставе нового кабинета министров, назначенного Мартином при вступлении в должность. Хотя общее число министров осталось неизменным (39), в структу-ре кабинета произошли два важных изменения: по аналогии с американским Министерством внутренней безопасности было создано Министерство общест-венной безопасности и по чрезвычайным ситуациям, а бывшее Министерство развития людских ресурсов разделено теперь на два: Министерство развития людских ресурсов и профессиональных навыков и Министерство социального развития. Были назначены 26 парламентских секретарей, три из которых - С. Бризон (канадо-американские отношения), Дж. Фонтана (наука и малый бизнес) и Дж. Годфри (города) подчиняются лично премьер-министру. В отли-чие от прежних времен все они получили статус членов Тайного совета, пред-полагающий право доступа к секретным материалам, и будут отныне участвовать в заседаниях правительства. Кроме того, Мартин объявил о создании трех специальных секретариатов в составе Управления премьер-министра (по делам аборигенов, канадо-американским отношениям и городам) и произвел важные перестановки среди высшей бюрократии на уровне заместителей ми-нистров.

В новом правительстве - 22 "новичка" и 16 "старожилов". В составе правительства шесть человек представляют Атлантические про-винции, девять - Квебек, 16 - Онтарио, четыре - Степные провинции, три - Британскую Колумбию и один - федеральные территории, что в целом (за исключением недостаточно представленной Альберты) соответствует долям населения провинций в общей численности канадцев. В нем много женщин - одиннадцать (в правительстве Ж. Кретьена было десять), что больше, чем в любом другом кабинете за всю историю Канады. Несколько самых важных по-стов (заместителя премьер-министра и министра финансов) достались минист-рам от западных провинций .

Обозреватели характеризуют правительство Мартина как правоцентристское и сходятся во мнении, что, несмотря на видимость демократизации, пре-мьер-министр усилил свои личные позиции, замкнув на себя ряд новых струк-тур (в частности, он стал председателем в четырех правительственных коми-тетах из девяти, включая состоящий из 16-ти человек "внутренний кабинет", где принимаются самые важные решения). Однако этот кабинет просуществует только до очередных выборов, которые ожидаются в апреле-мае 2004 г.

B 1990-е гг. канадская партийная система претерпела серьезные изменения. В течение долгого времени в Канаде действовала система "двух с половиной" партий: Либеральная (ЛП) и Прогрессивно-консервативная (ПКП) партии сменяли друг друга у власти, тогда как Новая демократическая партия (НДП) социал-демократической ориентации никогда не имела более 15% мест в палате общин, но играла важную политическую роль благодаря своей спо-собности отнимать места у основных партий и обеспечивать баланс сил в их противоборстве .

Но выборы 1993 г. разрушили эту систему. На смену ей пришла много-партийность, основанная на глубоких региональных различиях: на политиче-скую арену вышли две региональные партии - сепаратистский Квебекский блок (КБ) и Партия реформ (ПР) - неоконсервативная популистская партия из Западной Канады. В то же время правившая в 1984-1993 гг. ПКП пере-жила на этих выборах беспрецедентный разгром, от которого она так и не смогла оправиться. Зато выборы 1993 г. вернули Либеральную партию на ее традиционное место правящей партии, которое она занимает и по сей день. Квебекский блок стал официальной оппозицией. Однако его взлет был вре-менным явлением.

Более важным событием для федеральной партийной системы стал при-ход в большую политику Партии реформ. Она ставила своей целью добиться большего экономического и политического влияния для Запада Канады и бо-лее эффективного представительства его интересов в парламенте, децентра-лизации Канады и ограничения власти федерального правительства, а также сокращения социальных программ и налогов. Характерно, что эти требова-ния остаются своего рода константой и для партии, ставшей в конце 90-х годов преемницей ПР - так называемого Канадского консервативного альян-са реформ (ККАР). Таким образом, выборы 1993 г. создали оппозицию антифедералистского толка, выступающую против государствен-ного вмешательства в целом и государства благосостояния в частности.

Первое правительство во главе с лидером либералов Ж. Кретьеном (1993-1997 гг.) под давлением справа ограничило социальные приоритеты, сделав акцент на приватизации госсектора и ограничении социальных про-грамм. Впрочем, как отмечают некоторые исследователи, сокращение соци-альных программ было вызвано не политическими мотивами, а необходимо-стью сокращения дефицита госбюджета. Но несмотря на снижение социаль-ных расходов, устои социальной политики не были разрушены, что во многом способствовало победе либералов на очередных парламентских выборах 1997 г.

Выборы 1997 г. показали, что либералы отчасти утратили поддержку избирателей, а ПР и ПКП увеличили число сторонников. Характерной чертой этих выборов стала регионализация голосования. Либеральная партия побе-дила в Онтарио, но проиграла в Западных и Атлантических провинциях. Регионализация голосования в Канаде проявлялась на протяжении всего десятилетия и гораздо заметнее, чем в других странах Запада. За этим фе-номеном может стоять не просто недовольство провинций политикой правительства, но намного более глубокие различия - в ценностных ориентациях и политической культуре. Так, для жителей западных провинций, в первую очередь Альберты, характерен более правый подход к экономической поли-тике и социальным проблемам. Они более привержены традиционной морали. Все это создает благоприятные условия для распространения правоконсервативной идеологии.

Второе правительство Ж. Кретьена обозначило смену приоритетов: если при первом правительстве ли-бералов предпочтение отдавалось экономическим проблемам, прежде всего, решению вопроса о дефиците бюджета, при втором - на передний план вы-шли социальные вопросы. Этому способствовал и тот факт, что в 1998 г. де-фицит федерального бюджета и бюджетов большинства провинций был лик-видирован. Последнее расширило возможности финансирования федераль-ным правительством социальных программ.

Непростыми оставались и отношения центра и провинций; позиции по-следних укрепились в связи с их возросшей финансовой мощью. Так, в 1999 г. общие расходы десяти провинций на 14,8% превысили расходы федераль-ного центра . Либералы показали, что они не собираются отка-зываться от активной роли в ключевых сферах экономической и социальной жизни, уступая ее властям провинций. Даже когда программы реализуются совместно с провинциями, они носят общенациональный харак-тер.

В 2000 г. в Канаде состоялись досрочные парламентские выборы, на ко-торых в третий раз (и более убедительно, чем в 1997 г.) победила Либераль-ная партия. Победе либералов способствовало то, что в 2000 г. экономика Ка-нады переживала подъем, которому сопутствовал рост занятости и реальных доходов населения. Однако накануне выборов новое наступление предприня-ли правые. На базе Партии реформ была создана новая партия - Канадский консервативный альянс реформ, или сокращенно Канадский альянс (КА), выступивший за усиление роли провинций и местных сообществ, за сокра-щение государственного аппарата и децентрализованную федерацию, где сферы юрисдикции разных уровней власти строго определены и не пересе-каются. В результате выборов Канадский альянс не только смог занять по-ложение второй партии, став в парламенте официальной оппозицией, но и выбить либералов из провинций на западе Канады даже в большей мере, чем это удавалось Партии реформ.

Обострившаяся в 1990-е гг. проблема Квебека может быть рассмотрена в свете некоторых теоретических ее аспектов. Сепаратист-ское движение в Квебеке пытается найти опору в различных политических теориях. Особо жесткое противостояние возникло между представителями, либеральной и коммунитарной школ. По мнению B.C. Ажаевой, "либерализм и коммунитаризм - две различные, в конечном счете несовместимые поли-тические философии", исходящие из фундаментально различных установок. Если либерализм рассматривает граждан исключительно в качестве атомар-ных индивидов, коммунитаризм делает акцент на социально-групповой при-надлежности людей и отстаивает идею политического признания и сохране-ния культурной специфики отдельных общностей. В канадском контексте квебекцы склонны проявлять коммунитарные взгля-ды, тогда как большинство канадцев вне Квебека имеют либеральное пред-ставление о равенстве .

Существуют различные модели возможного компро-мисса между Оттавой и Квебеком (особый статус, разделенный суверенитет, асимметричная федерация, так называемая "компенсационная модель" раз-деления властных полномочий). Развернувшуюся в Канаде в 1990-е гг. полемика по этно-политическим вопросам вышла за рамки квебекской проблематики и охватила также темы многокультурности и прав коренных народов. Правда, к концу десятилетия острота квебекской проблематики снизилась, так как в самой франкоязычной провинции сепара-тистское движение пошло на спад. Однако в общеканадских масштабах рас-клад политических сил остается прежним: в ней "сталкиваются три кон-кретные силы: суверенисты, представленные Квебекской партией и Квебек-ским блоком, антиквебекский (но одновременно приверженный децентрали-зации) Запад Канады, чьи настроения наиболее ярко выражала Партия ре-форм и ее нынешний наследник - Канадский консервативный альянс ре-форм, и сторонники единой Канады, представленные в первую очередь Ли-беральной партией Канады" .

В 2000-2003 гг. в платформах ведущих партий Канады нашла отражение проблема реформы политических институтов и системы представительной демократии .

Наиболее далеко идущую программу в этом отношении выдвигает Канад-ский консервативный альянс реформ, который представляет интересы недо-вольных своим нынешним положением в составе Канадской конфедерации за-падных провинций. В своих предложениях ККАР исходит из того, что в руках премьер-министра и его администрации оказалась сосредоточена слишком большая власть в ущерб полномочиям других избираемых представителей. Призывая к большей демократизации представительной демократии и канад-ских политических институтов, ККАР считает неотложными следующие шаги: ввести свободные голосования депутатов в Палате общин по всем вопросам, кроме утверждения бюджета и голосования на предмет вынесения недоверия правительству (сейчас депутаты голосуют по партийному принципу); разре-шить проведение референдумов по инициативе граждан; инициировать отзыв членов парламента избирателями; назначать в Сенат только тех лиц, которые были избраны в своих провинциях/территориях как первый шаг в переходе к полностью избираемому Сенату; разрешить парламентский надзор за назначе-ниями на высшие государственные должности - президентов коронных корпо-раций, судей Верховного суда, управляющего Банка Канады; каждые четыре года заблаговременно назначать дату проведения следующих выборов.

В центре предложений Прогрессивно-консервативной партии - парла-ментская реформа, причем предложения по Палате общин и Сенату сформу-лированы отдельно. В отношении нижней палаты предусмотрено следующее: усилить роль рядовых членов (так называемых заднескамеечников) путем расширения практики свободного голосования; ограничить право премьер-министра бесконтрольно назначать высокопоставленных руководителей; укре-пить контролирующие функции палаты по отношению к правительству; при-нять специальное законодательство, обязывающее извещать парламент о фак-тах коррупции, незаконной деятельности или аморальных поступках высших должностных лиц; ввести порядок, при котором проголосованные парламента-риями повышения зарплат и расширения льгот самим себе начинают действо-вать только для нового состава Палаты общин; переподчинить специального уполномоченного по этике, который сейчас подотчетен премьер-министру. По мнению консерваторов, условием реформирования Сената, которое потребует внесения изменений в Конституцию, должно стать согласие на это как мини-мум семи провинций, представляющих 50% населения страны, и федерального правительства. Реформа могла бы включать следующие элементы: избирае-мость сенаторов, усиление функции Сената как представителя регионов, рас-пределение мест в нем на равной основе как результат переговоров с провин-циями и территориями. При этом Палата общин должна стать высшей палатой парламента (сейчас обе палаты имеют равноправный статус).

Суть подхода Новой демократической партии сводится к ликвидации Се-ната и введению системы пропорционального представительства, которая "позволила бы не искажать результаты выборов в пользу победившей партии" (сейчас в Канаде действует мажоритарная избирательная система).

Платформа Квебекского блока несет в себе мощный критический заряд. В разделе под названием "Этика в правительстве" подробно рассматриваются три проблемы: разбазаривание государственных средств, политический патронаж при назначении на высшие государственные должности и правительст-венная пропаганда.

В платформе Либеральной партии о реформе парламента и институтов представительной демократии не говорится ни слова, так как существующее положение выгодно правящей партии. Однако отмолчаться до конца либералам не удалось. Частичный ответ прозвучал уже после проведения выборов и был дан в Тронной речи на открытии первой сессии парламента 37-го созыва. В ней правительство осторожно заявило о намерении "модернизировать" процесс голосования в Палате общин (скорее всего, речь идет лишь о внедрении системы электронного голосования) и выделять парламентским комитетам больше средств на проведение исследовательских работ, что вряд ли сможет удовле-творить оппозицию.

Заключение

История канадской политической системы как целостного образования насчитывает более двухсот лет.

Политическая система Канады уникальна, не имеет аналогов ни в Европе, ни в Азии. Несколько констант придают ей особенный характер.

Прежде всего, это политическая система демократического типа. Собственно демократия в Канаде не являлась объектом нашего изучения и требует самостоятельного рассмотрения.

Эта система основывается на либеральных принципах. Принципы этнического и предпринимательского индивидуализма, свободы, равенства перед законом оказали сильное влияние на формирование политической системы Канады.

Политическая система Канады должна быть (условно) отнесена к системам рыночного типа (в отличие от этатистских). Однако рыночный, коммерческий дух канадской политики существенно ниже американского аналога.

Канадская политическая система менее консервативна, чем американская (США). Большинство составляющих ее подсистем были подвержены, хотя и осторожным, но все-таки изменениям. Вместе с тем, эти изменения носили менее радикальный (т.е. эволюционный) характер. Она была вынуждена адаптироваться к изменяющимся условиям и императивам времени. Это достигалось за счет искусной интерпретации действующих в обществе норм и умения изменять частности, сохраняя вполне традиционное целое.

Канадская политическая система эффективна. Она обеспечивает необходимые условия для нормального протекания политического процесса и его согласования с общесоциальным процессом, что позволяет воспроизводить и даже совершенствовать действующую модель властных отношений.

Политическая система Канады обладает достаточной степенью стабильности, которая высоко ценится как политиками, так и рядовыми гражданами. Однако проблема устойчивости политической системы также требует самостоятельного рассмотрения.

Фундаментальные константы политической системы Канады:

- либерально-демократическая конституционная эволюция;

- федерализм;

- массовая законопослушность;

- надежная блокировка возможности легального прихода к власти представителей крайних политических ориентаций и возникновения мощных радикальных движений и партий;

- доминирующая двухполюсная модель организации партийной жизни при наличии незначительного третьего оппозиционного центра;

- адекватная система "сдержек и противовесов" в отношениях трех ветвей власти;

- соответствие ее базисных характеристик с характеристиками социально-экономической среды, в которую она встроена. В большинстве социальных слоев нет сомнений, что ее демократизм и либерализм - естественное проявление демократизма и либерализма канадского общества:

- сила (власть) гражданского общества (масса добровольных объединений граждан оказывают постоянное воздействие на функционирование государства и политической системы в целом).

Представляется бесспорным, что базовые константы политической системы Канады сохранят силу в обозримом будущем. Они могут служить своеобразным ориентиром и для российских политиков.

Список использованной литературы

1. Ажаева В.С. Канада: тенденции социально-политического развития. М., ИНИОН, 2001. 82 с.

2. Баталов Э.Я. Политическая система США сегодня: взгляд из Москвы // США и Канада: экономика, политика, культура. 2001. Љ 7. С. 3-19.

3. Белецкая Л. Генерал-губернатор Канады собирается в Россию // Канадский курьер. 19 сентября 2003 г. - Доступно на: http://www.russcan.com/story.asp

4. Богдановская И. Ю. Правовые системы Канады, Австралии и Новой Зеландии: особенности развития // Право и политика. 2002. Љ 8.

5. Борисов Я.Е. Канадский федерализм: Автореф. дис... канд. юрид. наук / Борисов Я.Е.; М-во образования Рос. Федерации. - М.: Б.и., 2000. - 24с.

6. Голиков С. Политическое завещание Жана Кретьена // Русский Монреаль. 2003. Љ 125 (200). - Доступно на URL : http://www.russianmontreal.ca/ meetingplace/archive/0200/009.html

7. Захаров А.А. Федеративное государство и сепаратизм: канадский вариант // Полис. 2002. Љ 3. - С. 129-141.

8. Ирхин Ю.В. Политическая наука в вузах Канады // Вестник МГУ. Сер. 12. Политические науки. 2002. Љ 4. С. 91-103.

9. Исраелян Е.В. Проблемы международной безопасности и российско-канадские отношения //США и Канада: экономика, политика, культура. 2001. Љ 10. С. 24-37.

10. Исраелян Е.В., Тесленко П.В. Канада и помощь международному развитию // США и Канада: экономика, политика, культура. 2004. Љ 2. С. 21-33.

11. Касьянова А.А. Канада и "безопасность личности": концепция и политика // США и Канада: экономика, политика, культура. 2002. Љ 8. С.36-53.

12. Колмакова Е.Г. Пол Мартин - новый пемьер-министр Канады // США и Канада: экономика, политика, культура. 2004. Љ 2. С. 107-112.

13. Кремлянская Е.А. Развитие федерализма на современном этапе: опыт Канады и Российской Федерации // Журнал российского права. 2003. Љ 4. С. 93-99.

14. Комкова Е.Г. Проблемы Канады в платформах ведущих политических партий // США и Канада: экономика, политика, культура. 2001. Љ 6. С. 17-37.

15. Комкова Е.Г. Канада после 11 сентября 2001 г. // США и Канада: экономика, политика, культура. 2002. Љ 4. С. 105-120.

16. Комкова Е.Г. Молочков С.Ф. Перестановки в правительстве Канады // США и Канада: экономика, политика, культура. 2002. Љ 3. С. 123-127.

17. Мелкумов А.А. Канадский федерализм: теория и практика.- М.:Экономика, 1998. - 222 с.

18. Мелкумов А.А. Особенности государственно-политического устройства Канады / Мелкумов А.А. // Вестник МГУ. Сер.12, Политические науки, 2000.-Љ 3. - С. 103-120.

19. Основы теории политической системы. Отв. ред. Ю.А. Тихомиров, В.Е. Чиркин. М., 1985;

20. Политическая наука: новые направления. Перев. с англ. М., 1999.

21. Сороко-Цюпа О.С. Канадская мозаика // США и Канада: экономика, политика, культура. 2000. Љ 7. С. 62-77.

22. Тимашова Т.Н. Современные проблемы канадского федерализма: Автореф. дис... канд. юр. наук: 12.00.02 / Тимашова Т.Н.; Моск. гос. ин-т междунар. отношений МИД РФ. - М.: Б.и., 2001. - 25с.

23. Черкасов А.И. Экономическое и социальное развитие Канадского Севера // США и Канада: экономика, политика, культура. 2001. Љ6. С.38-52.

24. Эндрейн Ч. Сравнительный анализ политических систем. Перев. с англ. М., 2000.

25. Martin P. Making History: The Politics of Achievement. Ottava. 15.11.2003.

26. Иммиграция в Канаду. Доступно на URL: http://www.immigration.md/ about_art2. html

27. Канада. Доступно на URL: http://www.statcan.ca/start.html

28. Население канады. Доступно на URL: http://www.canada.ru/population.shtml

29. Conservative Party of Canada. Доступно на URL: http://www.conservative.ca

30. Lee E. Political System & Mayor Federal Political Parties in Canada. Доступно на URL: http://www.edward-lee.com/partycanada.html

31. Liberal Party of Canada. Доступно на URL: http://www.liberal.ca