Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 21

 

Поиск            

 

Учебно-методические рекомендации по дисциплине «плавание» для студентов факультета заочного обучения сгафкст

 

             

Учебно-методические рекомендации по дисциплине «плавание» для студентов факультета заочного обучения сгафкст

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПЛАВАНИЕ»
ДЛЯ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ СГАФКСТ

1. Структура дисциплины. Занятия проводятся на кафедре спортивного менеджмента, экономики и физкультурно-оздоровительных технологий для студентов 4-х курсов факультета заочного обучения в 7 семестре. Это, прежде всего, лекция – 2 часа, практические занятия – 4 часа, самостоятельная работа – 12 часов и индивидуальная работа – 10 часов. Всего 28 часов. Текущий контроль успеваемости студентов проводится в форме выполнения практических нормативов, а также теоретического зачета в сроки, предусмотренные учебным графиком.

2. Содержание дисциплины. Занятия по плаванию проводятся в форме лекций, практических занятий в бассейне. Проводится также индивидуальная работа с отдельными студентами.

На лекции студентам сообщаются основные сведения по технике спортивного плавания, методике обучения и спортивной тренировки, по организации работы по плаванию.

На практических занятиях студенты изучают технику спортивного плавания, методику преподавания и начальной тренировки по плаванию. Закрепляют на практике полученные на лекции теоретические знания.

Самостоятельная работа студентов направлена на изучение программного материала по учебным пособиям и дополнительным литературным источникам, выполнение домашних заданий по составлению методической и судейской документации.

Распределение учебного материала.

Лекция: «Плавание как дисциплина, спорт и двигательный навык» – 2 часа.

Практические занятия (4 часа) – «Упражнения для начального обучения плаванию», «Обучение технике плавания спортивными способами, стартов и поворотов».

Самостоятельная работа студентов – 12 часов

Изучить следующие темы:

1. История развития и современное состояние спортивного плавания – 1 час.

2. Игры и развлечения на воде – 2 часа.

3. Техника спортивных способов плавания – 4 часа.

4. Работа по плаванию в детском саду, школе, оздоровительном лагере, ВУЗе – 1 час.

5. Соревнования, их значение и место в системе подготовки спортсменов – 1 час.

6. Классификация и общая характеристика бассейнов – 1 час.

7. Методика обучения плаванию – 2 часа.

Индивидуальная работа студентов – 10 часов.

1. Совершенствование техники старта со стартовой тумбочки – 1 час.

2. Совершенствование техники старта из воды – 1 час.

3. Совершенствование техники плавания способом кроль на груди – 1 час.

4. Совершенствование техники плавания способом кроль на спине – 2 часа.

5. Совершенствование техники плавания способом дельфин – 1 час.

6. Совершенствование техники плавания способом брасс на груди – 2 часа.

7. Совершенствование поворотов при плавании спортивными способами – 2 часа.

3. Требования к уровню освоения программы и формы контроля

Зачетные нормативы и требования

1. Продемонстрировать на дистанции 50 м технику плавания способами кроль на груди, кроль на спине, брасс на груди с выполнением стартов и поворотов.

2. Проплыть дистанцию без учета времени: мужчины – 500 м, женщины – 300 м.

3. Нырнуть со стартовой тумбочки в длину (м):

отлично

хорошо

удовлетв.

– женщины

20

15

10

– мужчины

25

20

15

4. Иметь записи лекционных материалов.

5. Получить положительную оценку по темам, вынесенным на самостоятельное изучение, а именно:

- техника спортивных способов плавания;

- методика обучения плаванию;

- игры и развлечения в воде;

- современное состояние спортивного плавания у нас в стране и за рубежом;

- работа по плаванию в детском саду, школе и оздоровительном лагере.

Методические рекомендации (материалы) преподавателю

В задачи преподавателя-тренера на первом этапе входит:

1) создать необходимые функциональные предпосылки овладения целостным двигательным действием;

2) помочь пловцу выделить и осознать главное в технике двигательного действия:

3) помочь осознать и исправить возникающие ошибки в технике плавания.

На втором этапе в задачи преподавателя-тренера входит:

1) побудить пловца к совершенствованию двигательного действия с учетом деталей техники;

2) осуществлять с пловцом детальный разбор технических ошибок, их причин и путей устранения;

3) помочь пловцу определить индивидуальный вариант техники плавания, соответствующий его соматотипу, нейродинамическим особенностям и физическим кондициям.

На третьем этапе задачи деятельности тренера:

1) формировать правильную двигательную установку, обеспечивающую достижение максимальной эффективности двигательной деятельности;

2) активизировать самооценку качества техники плавания;

3) варьировать в допустимых пределах технику на различных скоростях.

Методические указания студентам

Студентам, изучающим спортивно-педагогическую дисциплину «Плавание», особое внимание следует обратить на изучение таких тем:

1) Методика обучения плаванию, в частности, методы и средства обучения и их применение в учебном процессе.

2) Техника спортивных способов плавания – современные варианты техники плавания кролем на груди, кролем на спине, дельфином и брассом на груди, поворотов и стартов со стартовой тумбочки и из воды.

3) Методика спортивной тренировки – физическая, техническая, психологическая, теоретическая, тактическая подготовка. Управление тренировочным процессом, планирование тренировки на день, неделю, месяц.

4) Прикладное плавание – спасание тонущих.

Технические средства обучения

Основным оборудованием для ведения занятий по плаванию является плавательный бассейн и вспомогательное оборудование, которое ускоряет процесс обучения занимающихся. К такому оборудованию относятся: пенопластовые доски, поддерживающие средства (резиновые пояса, круги, поплавки); демонстрационный секундомер; кистевые лопаточки, ласты и др.

Что касается теоретических знаний – здесь необходимы кинофильмы, слайды по технике плавания, кинограммы, таблицы, плакаты – все это способствует лучшему усвоению студентами методического материала по дисциплине «Плавание».

Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций

1. Тематика ов по дисциплине «Плавание».

2. Вопросы к зачету по плаванию

3. Контрольный тест для определения знаний студентов.

Контрольный тест предполагает: если студент ответил сразу правильно – оценка «5» (отлично), если первый ответ неправильный, а второй – правильный – «4» (хорошо), и если два ответа неправильных, а третий правильный – «3» (удовлетворительно).

Рекомендуемые темы для написания ов по дисциплине «Плавание»

1. Общая характеристика оздоровительного влияния занятий плаванием на организм занимающихся.

2. Общая характеристика прикладного плавания.

3. Организация занятий по плаванию в открытом водоеме.

4. Характеристика развития общей физической подготовки пловца.

5. Урок как основная форма организации и проведения учебных занятий по плаванию.

6. Характеристика теоретической и интеллектуальной подготовки пловца.

7. Игры и развлечения в воде как средство обучения плаванию.

8. Характеристика тактической подготовки пловца.

9. Организация работы по плаванию с детьми в оздоровительных лагерях.

10. Общая характеристика особенностей занятий плаванием с детьми.

11. Общая и сравнительная характеристика спортивных способов плавания.

12. Особенности занятий плаванием с женщинами.

13. Общая характеристика плавательных бассейнов.

14. Врачебный контроль и самоконтроль при занятиях плаванием.

15. Особенности занятий плаванием с лицами пожилого возраста.

16. Характеристика психологической подготовки пловца.

17. Общая характеристика методов и средств обучения плаванию.

18. Особенности формирования двигательного навыка в спортивном плавании.

19. Общая характеристика подготовительных упражнений по освоению с водой.

20. Содержание спортивной тренировки пловца.

21. Характеристика методики обучения спасению тонущих.

22. Личная гигиена занимающихся плаванием.

23. Характеристика техники спортивных способов плавания.

24. Классификация (содержание) дисциплины «Плавание».

Вопросы к зачету по плаванию

1. Выбор места для строительства бассейна на открытом водоеме.

2. Методика обучения плаванию способом кроль на груди.

3. Типы спортивных сооружений по плаванию и их сравнительная характеристика.

4. Анализ техники плавания способом кроль на груди.

5. Способы транспортировки уставшего и тонущего.

6. Положение о соревнованиях по плаванию.

7. Последовательность обучения различным способам плавания.

8. Характеристика словесного метода обучения в плавании.

9. Правила проведения соревнований: старт и финиш.

10. Цели и задачи начального обучения в плавании.

11. Методы очистки и обеззараживания воды в бассейне.

12. Характеристика спортивного плавания.

13. Методика обучения спасению тонущих.

14. Анализ техники плавания способом кроль на спине.

15. Личная гигиена пловца.

16. Методика обучения плаванию способом кроль на спине.

17. Методика обучения плаванию способом брасс на груди.

18. Классификация плавания, как предмета.

19. Цели и задачи спортивной тренировки в плавании.

20. Методика обучения старту с тумбочки.

21. Спортивное и оздоровительное значение плавания.

22. Цели и задачи процесса обучения плаванию.

23. Методика обучения старту из воды.

24. Анализ обучения плаванию способом брасс на груди.

25. Организация работы по плаванию в оздоровительных лагерях.

26. Особенности работы по плаванию с детьми.

27. Методика обучения нырянию.

28. Особенности плавания, как физического упражнения.

29. Анализ техники поворотов в кроле на груди.

30. Игры и развлечения на воде, как средство обучения плаванию.

31. Особенности современной методики обучения в плавании.

32. Анализ техники поворотов в кроле на груди.

33. Обязанности судей на повороте и судей на дистанции.

34. Техника выполнения старта из воды.

35. Характеристика целостно-раздельной системы обучения.

36. Способы искусственного дыхания.

37. Анализ техники поворотов в брассе на груди.

38. Общая плавательная подготовка как средство общей физической подготовки.

39. Инвентарь и оборудование для занятий и соревнований по плаванию.

40. Врачебный контроль и самоконтроль при занятиях плаванием.

41. Техника выполнения старта со стартовой тумбочки.

42. Урок – основная форма обучения в плавании.

43. Ныряние, виды и техника ныряния.

44. Характеристика способов освобождения от захватов тонущего.

45. Методика обучения поворотам в плавании на груди.

46. Характеристика спасательного инвентаря.

47. Теоретическая подготовка пловца.

48. Отличительные особенности спортивных способов плавания.

49. Параллельно-последовательная система обучения в плавании.

50. Техническая подготовка пловца.

51. Обеспечение безопасности занятий на открытой воде.

52. Состав судейской коллегии по плаванию.

53. Сравнительная характеристика методов спортивной тренировки.

54. Особенности формирования двигательного навыка в плавании.

55. Содержание спортивной тренировки пловца.

56. Значение спортивного режима в тренировке пловца.

57. Сравнительная характеристика положения туловища и условий дыхания при плавании различными способами.

58. Влияние занятий плаванием на организм занимающихся.

59. Основные формы учета учебно-спортивной работы по плаванию.

60. Методика обучения поворотам в плавании на спине.

61. Одновременная система обучения в плавании.

62. Прикладное и воспитательное значение плавания.

Контрольный тест для студентов 4х курсов

1. Какова последовательность изучения способов плавания при последовательном обучении?

а) кроль, брасс, на спине;

б) брасс, на спине, кроль;

в) кроль, на спине, дельфин, брасс.

2. Какие элементы техники способа плавания изучаются вначале при последовательном обучении?

а) дыхание, движение руками, движение ногами;

б) дыхание, движение ногами, движение руками;

в) движение руками, дыхание, движение ногами.

3. Какова последовательность изучения способов плавания при параллельно-последовательном обучении?

а) кроль и параллельно кроль на спине, затем после усвоения этих способов дельфин, а затем брасс на груди;

б) кроль на спине и параллельно брасс на груди, затем после усвоения этих способов кроль на груди, дельфин;

в) брасс на груди и параллельно кроль на груди, затем после усвоения этих способов кроль на спине, дельфин.

4. Когда изучаются движения руками при параллельно-последовательном обучении?

а) после изучения техники дыхания и движений ногами;

б) сразу после освоения занимающихся с водой;

в) сразу на первом практическом занятии.

5. Как изучается техника способов плавания при параллельно-последовательном обучении?

а) сразу полностью с первого занятия на воде;

б) по элементам в определенной последовательности;

в) по элементам в различной последовательности.

6. Каким образом совершенствуется техника способа плавания?

а) вначале совершенствуется техника движений руками и дыхания в кроле на груди и на спине, затем в дельфине, а потом в брассе на груди;

б) вначале совершенствуется техника движений ногами в кроле, брассе на груди и на спине и в дельфине;

в) совершенствуется сразу техника плавания способами кроль, брасс, на спине и дельфине.

7. На какие элементы техники движений в способах плавания следует обращать особое внимание?

а) на изучение и совершенствование техники движений руками и дыхания в кроле, дельфине и брассе на груди;

б) на совершенствование техники движений ногами в брассе на груди, кроле на спине, кроле на груди и дельфине;

в) на совершенствование техники дыхания в кроле на груди, брассе на груди, кроле на спине и дельфине.

8. Как изучаются способы плавания при одновременном обучении?

а) по элементам в последовательности: кроль на груди, на спине и брасс;

б) одновременно, но по элементам в последовательности: кроль на груди и на спине, брасс;

в) одновременно в последовательности: кроль, брасс, на спине.

9. Какие элементы техники способа плавания изучаются вначале при одновременном обучении?

а) вначале изучается техника движений руками в кроле и на спине, ногами в брассе на груди;

б) вначале изучается техника движений ногами в кроле, на спине и брассе;

в) вначале изучается техника дыхания в брассе, кроле на груди и на спине.

10. Какова последовательность изучения способов плавания при одновременном ускоренном обучении техники плавания?

а) одновременно, но по элементам в последовательности: кроль, дельфин, на спине, брасс;

б) последовательно, но по элементам в кроле, брассе, на спине и в дельфине;

в) одновременно, но по элементам в последовательности: брасс, кроль на спине и на груди, дельфин.

11. Какова последовательность изучения элементов техники способов плавания при одновременном ускоренном обучении?

а) движения ногами, руками, дыхание, согласование движений;

б) движения руками и дыхание, ногами, согласование движений;

в) движения ногами, дыхание, руками и согласование движений.

12. Какова общая последовательность в изучении техники способов плавания при одновременном ускоренном обучении?

а) движения руками, освоение с водой, движения ногами, дыхание, согласование движений, создание «упора» на воду;

б) освоение с водой, создание «упора» на воду у занимающихся, движения руками и дыхание, движения ногами, согласование движений;

в) движения ногами, освоение с водой, движения руками, создание «упора» на воду, согласование движений.

13. Количество этапов при обучении занимающихся плаванию по одновременному ускоренному методу?

а) три этапа;

б) четыре этапа;

в) пять этапов.

14. Какова последовательность в изучении техники движений руками в способах плавания при одновременном ускоренном обучении?

а) на спине, брасс, кроль:

б) брасс, на спине, кроль;

в) кроль на груди, дельфин, на спине, брасс.

15. Какова последовательность в совершенствовании элементов техники способов плавания при одновременном ускоренном обучении?

а) движения ногами, руками, дыхание, в полной координации;

б) движения руками и дыхание, ногами, в полной координации;

в) дыхание, движения ногами, руками, согласование движений, в пол-ной координации.

16. Какова последовательность навыков спасания утопающих при оказании помощи тонущим?

а) транспортировка пострадавшего к берегу, оказание первой меди-цинской помощи;

б) вхождение в воду, подплывание к пострадавшему, поиск под водой утонувшего, освобождение от возможных захватов, транспортировка к берегу, оказание первой помощи после извлечения из воды;

в) подплывание к тонущему, транспортировка к берегу, оказание пер-вой медицинской помощи.

17. Какова последовательность приемов оказания первой медицинской помощи?

а) тщательный осмотр пострадавшего, доврачебные мероприятия по оживлению пострадавшего, подготовка к искусственному дыханию, проведение искусственного дыхания;

б) осмотр пострадавшего, проведение искусственного дыхания;

в) осмотр пострадавшего, подготовка и проведение искусственного дыхания.

18. Какие особенности в обучении плаванию детей дошкольного возраста?

а) знать задачи курса обучения;

б) знать задачи курса обучения и анатомо-физиологические особеннос-ти организма занимающихся;

в) знать задачи курса обучения, анатомо-физиологические особенности организма занимающихся и создать школу «плавательных» движений у детей.

19. Какие особенности в обучении плаванию подростков и молодежи?

а) знать задачи курса обучения;

б) знать задачи курса обучения и анатомо-физиологические особеннос-ти организма занимающихся;

в) знать задачи курса обучения, анатомо-физиологические особенности организма занимающихся, использовать методику одновременного ускоренного обучения технике плавания.

20. Какие особенности в обучении плаванию женщин?

а) знать задачи курса обучения;

б) знать задачи курса обучения и анатомо-физиологические особеннос-ти организма занимающихся;

в) знать задачи курса обучения, анатомо-физиологические особенности организма занимающихся, создать школу «плавательных» движений, изучать вначале технику плавания брассом на груди.

21. Какие особенности в обучении плаванию людей пожилого возраста?

а) знать задачи курса обучения;

б) знать задачи курса обучения и анатомо-физиологические особеннос-ти организма занимающихся;

в) знать задачи курса обучения и анатомо-физиологические особеннос-ти организма занимающихся, продолжительность занятий не должна превышать 30 минут, интенсивность – 50-60%, объем нагрузки – 120-500 м.

Список литературы

а) основная:

1. Булах И.М. Плавание от рождения до школы / И.М.Булах. – Минск, 1991. – 106 с.

2. Булгакова Н.Ж. Обучение плаванию в школе / Н.Ж.Булгакова. – М.: Просвещение, 1974. – С. 30-45.

3. Булгакова Н.Ж. Плавание: учебник для ИФК / Под ред. Н.Ж.Булгаковой. – М.: Физкультура и спорт, 1979. – . 10-317.

4. Булгакова Н.Ж. Плавание: учебник для ИФК / Под ред. Н.Ж.Булгаковой. – М.: Физкультура и спорт, 1984. – С. 49-85.

5. Булгакова Н.Ж. Спортивное плавание: учебник для вузов ФК / Н.Ж.Булгакова. – М.: Физкультура и спорт, 1996. – С. 8-92.

6. Бурлаков И.Р. Специализированные сооружения для водных видов спорта: учебное пособие / И.Р.Бурлаков, Г.П.Неминущий. – М., 2002. – 286 с.

7. Быков В.А. Оздоровительное плавание для людей различного возраста: методические рекомендации / В.А.Быков, А.В.Пирог. – Смоленск, 1989. – 29 с.

8. Быков В.А. Комплексная система плавательной подготовки студенток высших учебных заведений физической культуры: монография / В.А.Быков. – Смоленск: СГИФК, 2003. – 175 с.

9. Ванькова Ж.С. Плавание и методика преподавания: учебник для ИФК / С.Ж.Ванькова. – М., 1980.

10. Васильев В.С. Обучение детей плаванию / В.С.Васильев, Б.Н.Никитский. – М.: Физкультура и спорт, 1973. – 240 с.

11. Викулов А.Д. Плавание: учебник для студ. фак-тов ФК ин-тов и ун-тов / А.Д.Викулов. – Ярославль, 1999. – 159 с.

12. Воронцов А.Р. История спортивного плавания: лекция / А.Р.Воронцов. – М., 1990.

13. Ганчар И.Л. Плавание: теория и методика преподавания: учебник для студ. фак-тов физ. воспит. и спорта пед. учеб. заведений / И.Л.Ганчар. – Минск, 1998. – 350 с.

14. Демидов Ф.А. Спасательная служба на водах / Ф.А.Демидов, А.З.Занченко. – М., 1981. – С. 12-41.

15. Кардамонова Н.Н. Плавание: лечение и спорт / Н.Н.Кардамонова. – Ростов-на-Дону, 2001. – 320 с.

16. Каунсилмен, Д. Наука о плавании / Д.Каунсилмен / пер. с англ. – М., 1972.

17. Каунсилмен, Д. Спортивное плавание / Д.Каунсилмен / пер.с англ. – М., 1982.

18. Кузнецов, П.И. Гигиена воды плавательных бассейнов / П.И.Кузнецов, Н.С.Перешивко. – Омск, 1992. – 19 с.

19. Лопухин В.Я. Предотвращение несчастных случаев на воде: метод. разработки / В.Я.Лопухин. – М., 1991. – 52 с.

20. Осокина Т.И. Обучение плаванию в детском саду / Т.И.Осокина, Е.А.Тимофеева, Бочина Т.Л. – М., 1991. – С. 6-14.

21. Плавание: Правила соревнований. – М., 1988. – С. 3-7.

22. Плавание. Правила соревнований. – М., 1991. – С. 4-8.

23. Платонов, В.Н. Плавание: учебник для ст-тов вузов / В.Н.Платонов. – Киев, 2000. – 495 с.

24. Фирсов, З.П. Плавать раньше, чем ходить / З.П.Фирсов. – М.: Физкультура и спорт, 1978. – 72 с.

б) дополнительная:

1. Алексеева О.И. Теоретико-методические основы подготовки пловца в вузе: учебное пособие / О.И.Алексеева, В.И.Григорьев. – М.: Изд. Теория и практика физической культуры, 2003. – 161 с.

2. Афанасьев В.З. Игры в обучении плаванию /В.З.Афанасьев. – М., 1983.

3. Белиц-Гейман С.В. Мы учимся плавать / С.В.Белиц-Гейман. – M., I987. – С. 4-18.

4. Булгаков А.М. Простейшие плавательные бассейны / А.М.Булгаков, В.И.Иванов. – М.: Физкультура и спорт, 1977. – С. 4-28.

5. Булгакова Н.Ж. Игры и развлечения на воде / Н.Ж.Булгакова. – М., 1980.

6. Ванькова Ж.С. Обучение технике спортивных способов плавания: учебное пособие для студентов ИФК / Ж.С.Ванькова.– М., 1980. – С. 6-21.

7. Дукальский В.В Игры на воде при обучении детей плаванию / В.В.Дукальский, Е.Г.Маряничева. – Краснодар, 1990.

8. Инясевский К.А. Плавание: метод. пособие для преподавателей и студентов ВУЗов / К.А.Инясевский. – М.: Высшая школа, 1978. – 183 с.

9. Козлов А.В. Плавание доступно всем / А.В.Козлов. – Л., 1986. – 94 с.

10. Колгушкин А.Н. Целебный холод воды / А.Н.Колгушкин. – М., 1986. – 128 с.

11. Коновалов Е.Д. Ты – сильнее воды / Е.Д.Коновалов. – М., 1983. – 120 с.

12. Кубышкин Б.И. Учите школьников плавать / Б.И.Кубышкин. – М., 1988. – 112 с.

13. Лопухин В.Я. Тренажерные устройства для обучения плаванию / В.Я.Лопухин, И.Ю.Василевский. – М., 1991. – С. 7-21.

14. Макаренко Л.П. Учитесь плавать кролем / Л.П.Макаренко. – М., 1981. – 31 с.

15. Макаренко Л.П. Учитесь плавать баттерфляем / Л.П.Макаренко. – М., 1982. – С. 2-28.

16. Макаренко Л.П. Учитесь плавать брассом / Л.П.Макаренко.– М., 1983. – С. 2-25.

17. Макаренко Л.П. Учитесь плавать на спине / Л.П.Макаренко. – М., 1984. – С. 2-27.

18. Погребной А.И. Биомеханические и психолого-педагогические основы обучения школьников плаванию / А.И.Погребной // Теория и практика физической культуры. – 1997. – № 5. – С. 45-46.

19. Семенов А.В. Формирование двигательной готовности при обучении спортивной технике плавания: автореф. дис... канд. пед. наук. – Малаховка, 1992. – 23 с.

20. Соломатин Б.Р. Медико-биологические основы и методы развития вынос-ливости пловца: учеб. пособие / Б.Р.Соломатин. – М., 1991. – С. 4-16.

21. Теория и методика плавания: Программа для факультета базовой подготовки институтов физической культуры. – М., 1990.