Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 21

 

Поиск            

 

Рекомендации методические для студентов 37 > методические рекомендации для преподавателей 38 > организационно-нормативная документация учебная программа

 

             

Рекомендации методические для студентов 37 > методические рекомендации для преподавателей 38 > организационно-нормативная документация учебная программа

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. ОРГАНИЗАЦИОННО-НОРМАТИВНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ.. 4

1.1. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА.. 4

1.1.1. Цели и задачи дисциплины.. 4

1.1.2. Содержание дисциплины.. 4

1.1.3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.. 10

1.1.4. Распределение по семестрам.. 11

1.1.5. Учебно-методическая карта дисциплины.. 12

1.1.6. Карта самостоятельной работы студента по дисциплине. 14

1.1.7. Карта согласования рабочей программы дисциплины.. 15

1.2. КАРТЫ РЕСУРСОВ.. 16

1.2.1. Карта обеспечения дисциплины учебно-методической литературой по дисциплине. 16

1.2.2. Карта обеспечения дисциплины учебными материалами дисциплины.. 18

1.2.3. Карта обеспечения дисциплины оборудованием дисциплины.. 18

2. ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ (СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ) 19

2.1. Печатные дидактические материалы.. 19

3. СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ.. 20

3.1. РЕЙТИНГ-КОНТРОЛЬ.. 20

3.1. 1. Технологическая карта дисциплины.. 20

3.1.2. Рейтинговая книжка студента. 22

3.2. КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ... 24

3.2.1. Текущий контроль. 24

3.2.2. Итоговый контроль. 24

4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.. 35

4.1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ.. 35

4.2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ.. 36

1. ОРГАНИЗАЦИОННО-НОРМАТИВНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

1.1. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

( рабочая модульная программа)

1.1.1. Цели и задачи дисциплины

Цель курса – освоение технологии профессиональной деятельности педагога физической культуры на основе специфики дисциплины «Легкая атлетика».

Задачи курса:

- формирование комплекса знаний, умений и навыков в области легкой атлетики;

- формирование профессиональных умений педагога физической культуры в процессе обучения легкоатлетическим двигательным действиям;

- формирование умений и навыков научно-методической деятельности в области легкой атлетики;

- формирование комплекса двигательных навыков и физических качеств, необходимых в профессиональной деятельности педагога по физической культуре.

1.1.2. Содержание дисциплины

Требования ГОС к содержанию курса

СД.Ф.19 «Легкая атлетика»

Дисциплина легкая атлетика является обязательной и входит в блок общепрофессиональных дисциплин профессиональной подготовки студентов педагогических вузов специальности физическая культура.

Основы легкой атлетики как вида спорта. Техника легкоатлетических видов спорта. Методика обучения техники легкоатлетических видов спорта. Спортивная тренировка в легкой атлетике.

Тематическое содержание курса

ЛЕКЦИИ

Тема 1. Структура и содержание предмета.
Классификация легкоатлетических видов спорта

Определение и содержание легкой атлетики. Классификация легкоатлетических видов спорта по структуре (циклические, ациклические, смешанные), по проявлению физических качеств (скоростные, силовые, скоростно-силовые, скоростной выносливости, специальной выносливости). Группы видов легкой атлетики (ходьба, бег, легкоатлетические прыжки, метания, многоборья). Место и значение легкой атлетики в системе физической культуры. История развития легкой атлетики.

Тема 2 Основы техники легкой атлетики

Понятие о технике спортивного. Классификация техники движений (фазы, структуры, силы движений). Общие правила построения техники двигательных действий. Основы техники бега.

Тема 3. Основы обучения в легкой атлетике

Основы методики обучения. Обучение как педагогический процесс. Методические принципы обучения. Задачи, средства –и методы обучения. Схема обучения. Анализ, ошибки и оценки выполнения техники движения. Формы занятий по легкой атлетике. Меры безопасности в процессе обучения и профилактика травматизма.


ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

1. Низкий старт и стартовый разгон

Вопросы:

1. Рассказ об истории и эволюции данного вида легкой атлетики.

2. Создание представления о низком старте и стартовом разгоне посредством рассказа, показа, анализа кинограмм, просмотра учебных фильмов.

3. Обучение высокому старту.

4. Выбор варианта низкого старта: «обычный», «растянутый», «сближенный».

5. Принятие положения по команде «На старт!».

6. Принятие положения по команде «На старт!», «Внимание!» и обратно.

7. Из положения низкого старта по команде «Марш» максимально далекий прыжок вперед с приземлением на две ноги.

8. Кувырок впреред с последующим ускорением.

9. Ускорения поперек волейбольной площадки с касанием рукой боковых линий.

10. Низкий старт и стартовый разгон, преодолевая сопротивление партнера.

11. Старты из различных исходных положений.

12. Классический низкий старт с колодок со стартовым разгоном.

13. Проведение соревнований по бегу на короткие дистанции.

2. Прыжок в высоту способом «перешагивание»

Вопросы:

1. Рассказ об истории и эволюции данного вида легкой атлетики.

2. Создание представления о прыжке в высоту способом «перешагивание» посредством рассказа, показа, анализа кинограмм, просмотра учебных фильмов.

3. Подбор толчковой ноги и стороны разбега.

4. Постановка толчковой ноги на опору и отталкивание вверх с одновременным махом другой ногой и подхватом руками.

5. То же с двух шагов.

6. То же с трех шагов и приземлением на толчковую ногу в место отталкивания.

7. То же со сменой ног в полете («ножницы») и приземлением на маховую ногу.

8. То же на секторе без преодоления планки.

9. Прыжок с трех шагов с преодолением резинки.

10. Прыжок с трех шагов с преодолением планки.

11. Прыжок способом «перешагивание» с разбега различной длины.

12. Прыжок в высоту способом «перешагивание» с полного разбега.

13. Соревнования по прыжкам в высоту способом перешагивание.

3. Метание теннисного мяча

Вопросы:

1. Рассказ об истории и эволюции данного вида легкой атлетики.

2. Создание представления о метании теннисного мяча посредством рассказа, показа, анализа кинограмм, просмотра учебных фильмов.

  1. Бросок с одного шага из положения, стоя на левой ноге лицом по направлению метания.
  2. То же, из положения, стоя на скрещенных ногах и развернув плечи по линии метания.
  3. Упражнение под счёт: «Раз!» – шаг левой с посылом мяча вперёд; «Два!» – шаг правой с поворотом плеч и отведением мяча вниз-назад; «Три!» – стопорящий шаг левой с натяжением правой стороны и финальным усилием.
  4. То же, самостоятельно.
  5. Слитное выполнение «скрестного» и «броскового» шагов.
  6. Подбор предварительного разбега с попаданием на отметку.
  7. Пробегание предварительного и основного разбегов с имитацией финального усилия.
  8. Метание теннисного мяча с полного разбега.
  9. Соревнования по метанию теннисного мяча.

4. Метание гранаты

Вопросы:

  1. Рассказ об истории и эволюции данного вида лёгкой атлетики.
  2. Создание представления о метании гранаты посредством рассказа, показа, анализа кинограмм, просмотра учебных фильмов.
  3. Обучение способу держания гранаты.
  4. Бросок с одного шага из положения, стоя на левой ноге лицом по направлению метания.
  5. То же, из положения, стоя на скрещенных ногах и развернув плечи по линии метания.
  6. Упражнение под счёт: «Раз!» – шаг левой с посылом гранаты вперёд; «Два!» – шаг правой с поворотом плеч и отведением гранаты вниз-назад; «Три!» – стопорящий шаг левой с натяжением правой стороны и финальным усилием.
  7. То же, самостоятельно.
  8. Слитное выполнение «скрестного» и «броскового» шагов.
  9. Подбор предварительного разбега с попаданием на отметку.
  10. Пробегание предварительного и основного разбегов с имитацией финального усилия.
  11. Метание гранаты с полного разбега.
  12. Соревнования по метанию гранаты.

5. Толкание ядра с места

Вопросы:

  1. Рассказ об истории и эволюции данного вида лёгкой атлетики.
  2. Создание представления о толкании ядра с места посредством рассказа, показа, анализа кинограмм, просмотра учебных фильмов.
  3. Воспитание «мышечного» чувства веса ядра путём различных манипуляций со снарядом (перекладывание из руки в руку, вращение вокруг себя, подбрасывание, перекидывание друг другу и т.п.).
  4. Бросок ядра вперёд двумя руками.
  5. Бросок ядра назад двумя руками.
  6. Бросок ядра от груди двумя руками.
  7. Толчок ядра из положения лицом по направлению метания.
  8. Принятие исходного положения для толкания ядра с места.
  9. Имитация толкания ядра с места.
  10. Толчок ядра с места.
  11. Соревнования по броску ядра вперёд двумя руками.
  12. Соревнования по броску ядра назад двумя руками.
  13. Соревнования по броску ядра от груди двумя руками.
  14. Соревнования по толканию ядра с места.

6. Толкание ядра со скачка

Вопросы:

  1. Рассказ об истории и эволюции данного вида лёгкой атлетики.
  2. Создание представления о толкании ядра со скачка посредством рассказа, показа, анализа кинограмм, просмотра учебных фильмов.

3. Повторение толкания ядра с места.

4. Принятие исходного положения для толкания ядра со скачка.

5. Приседание и вставание на опорной ноге с отведением вверх - назад маховой.

6. Выполнение скачка с удержанием головы и плеч в закрытом положении.

7. Выполнение скачка с удержанием взглядом ориентира на земле.

8. Выполнение скачка с движением рук в противоположную сторону.

9. Выполнение нескольких скачков подряд по прямой.

10. Выполнение скачка и финального усилия через паузу.

11. Имитация толкания ядра со скачка.

12. Толкание ядра со скачка

13. Соревнования по толканию ядра со скачка

7. Метание диска с места

Вопросы:

  1. Рассказ об истории и эволюции данного вида лёгкой атлетики.
  2. Создание представления о метании диска с места посредством рассказа, показа, анализа кинограмм, просмотра учебных фильмов.
  3. Воспитание «мышечного» чувства веса диска путём различных манипуляций со снарядом (размахивания, замахи, вращение вокруг себя, подбрасывание, перекидывание друг другу и т.п.).
  4. Катание диска по земле в парах из положения выпада левой с предварительным размахиванием диском в вертикальной плоскости.
  5. Подбрасывание диска вверх ребром через указательный палец с вращением от себя.
  6. Метание диска из положения лицом по направлению броска.
  7. Принятие исходного положения для метания диска с места.
  8. Имитация метания диска с места.
  9. Метание диска с места.
  10. Соревнования метанию диска с места.

8. Эстафетный бег

Вопросы;

  1. Рассказ об истории и эволюции данного вида лёгкой атлетики.
  2. Создание представления об эстафетном беге посредством рассказа, показа, анализа кинограмм, просмотра учебных фильмов.
  3. Ознакомление со способами держания эстафетной палочки.
  4. Ознакомление со способами передачи эстафетной палочки.
  5. Передача эстафетной палочки в парах на месте.
  6. Передача эстафетной палочки в парах в ходьбе.
  7. Передача эстафетной палочки в парах в беге.
  8. Нахождение допуска для старта принимающего партнёра.
  9. Обучение взаимодействию партнёров при передаче эстафетной палочки в коридоре.
  10. Пробегание дистанции в парах с передачей эстафетной палочки.
  11. Пробегание дистанции командой с передачей эстафетной палочки.
  12. Соревнования по эстафетному бегу.

9. Прыжок в длину способом «Согнув ноги»

Вопросы:

  1. Рассказ об истории и эволюции данного вида лёгкой атлетики.
  2. Создание представления о прыжке в длину способом «согнув ноги» посредством рассказа, показа, анализа кинограмм, просмотра учебных фильмов.
  3. Обучение постановке толчковой ноги на планку в сочетании с выносом маховой ноги и разноимённой работой рук.
  4. Прыжок в шаге с небольшого разбега без обязательного попадания на планку.
  5. То же, с приземлением в положение выпада маховой ногой.
  6. То же, с преодолением в полёте препятствия, барьера.
  7. То же, отталкиваясь с возвышения 10-15 см.
  8. То же, с выбросом ног и приземлением на две ноги.
  9. Подбор полного разбега путём его коррекции помощником.
  10. Обучение ритму движений на последних трёх шагах разбега.
  11. Прыжок в шаге с полного разбега с попаданием на планку.
  12. Прыжок в длину способом «согнув ноги».
  13. Соревнования по прыжкам в длину способом «согнув ноги».

10-11. Бег с барьерами

Вопросы:

  1. Рассказ об истории и эволюции данного вида лёгкой атлетики.
  2. Создание представления о беге с барьерами посредством рассказа, показа, анализа кинограмм, просмотра учебных фильмов.
  3. Упражнения на развитие гибкости в положении седа над барьером.
  4. Упражнения на гибкость с барьером.
  5. Ходьба через барьеры в различных вариантах.
  6. Имитация атаки с упором стопой атакующей ноги в стену.
  7. То же, с трёх шагов.
  8. То же, с отрывом маховой ноги от пола.
  9. Перенос маховой ноги в упоре через барьер, поставленный параллельно стене.
  10. То же, через барьер, поставленный перпендикулярно стене.
  11. Имитация перехода барьера сбоку от него.
  12. Переход одного барьера через середину.
  13. Переход нескольких барьеров.
  14. Переход одного барьера с последующим ускорением.
  15. Пробегание нескольких барьеров сбоку.
  16. То же, через середину барьеров.
  17. То же, с различными вариантами высоты барьеров и расстановки.
  18. То же, с высотой барьеров и расстановкой, предусмотренными правилами соревнований.

12. Тройной прыжок

Вопросы:

  1. Рассказ об истории и эволюции данного вида лёгкой атлетики.
  2. Создание представления о тройном прыжке посредством рассказа, показа, анализа кинограмм, просмотра учебных фильмов.
  3. Прыжок с места.
  4. Двойной прыжок с места.
  5. Тройной прыжок с места.
  6. Отработка отдельных элементов тройного прыжка: «скачка» и «шага».
  7. Выполнение связки «скачок + шаг».
  8. Выполнение связки «скачок + шаг + скачок + шаг»
  9. Выполнение связки «шаг + скачок + шаг + скачок».
  10. Подбор разбега.
  11. Тройной прыжок с разбега в полной координации.
  12. Соревнования по тройному прыжку с разбега.

13-14. Прыжок в высоту способом «Фосбери-флоп»

Вопросы:

  1. Рассказ об истории и эволюции данного вида лёгкой атлетики.
  2. Создание представления о прыжке в высоту способом «фосбери-флоп» посредством рассказа, показа, анализа кинограмм, просмотра учебных фильмов.
  3. Постановка толчковой ноги на опору и отталкивание вверх с одновременным махом другой ногой и подхватом руками.
  4. То же, с двух шагов.
  5. То же, с трех шагов и приземлением на толчковую ногу в место отталкивания.
  6. То же, с поворотом на 90º в полете в сторону толчковой ноги.
  7. То же, с доставанием подвешенного предмета (ориентира) рукой, противоположной толчковой ноге.
  8. Пробегание трех шагов по отметкам и отталкивание в секторе.
  9. То же, с запрыгиванием на маты.
  10. Бег с ускорением по кругу с наклоном корпуса внутрь.
  11. Стойка на лопатках с последующим опусканием ног на переднюю часть стопы.
  12. Прыжок через планку с места из положения стоя спиной к матам.
  13. Прыжок в высоту способом «фосбери-флоп» с прямого разбега, отталкиваясь двумя ногами.
  14. Прыжок в высоту способом «фосбери-флоп» с трех-пяти шагов.
  15. Прыжок в высоту способом «фосбери-флоп» с полного разбега.
  16. Соревнования по прыжкам в высоту способом «фосбери-флоп».

15-16. Метание копья

Вопросы:

  1. Краткая история и эволюция данного вида лёгкой атлетики.
  2. Создание представления о метании копья посредством рассказа, показа, анализа кинограмм, просмотра учебных фильмов.
  3. Обучение способу держания копья.
  4. Бросок двумя руками из-за головы.
  5. Бросок с одного шага из положения, стоя на левой ноге лицом по направлению метания.
  6. То же, из положения, стоя на скрещенных ногах и развернув плечи по линии метания.
  7. Упражнение под счёт: «Раз!» – шаг левой; «Два!» – шаг правой с поворотом плеч и отведением копья назад; «Три!» – стопорящий шаг левой с натяжением правой стороны и финальным усилием.
  8. То же, самостоятельно.
  9. Слитное выполнение «скрестного» и «броскового» шагов.
  10. Подбор предварительного разбега с попаданием на отметку.
  11. Пробегание предварительного и основного разбегов с имитацией финального усилия.
  12. Метание копья с полного разбега.
  13. Соревнования по метанию копья с разбега.

17. Прыжок в длину способом «Прогнувшись»

Вопросы:

  1. Рассказ об истории и эволюции данного вида лёгкой атлетики.
  2. Создание представления о прыжке в длину способом «прогнувшись» посредством рассказа, показа, анализа кинограмм, просмотра учебных фильмов.
  3. Постановка толчковой ноги на планку с проходом вперёд-вверх маховой ногой.
  4. Имитация движений в полёте, стоя на земле.
  5. Имитация движений в полёте в висе на перекладине с последующим спрыгиванием с неё на две ноги.
  6. Прыжок с небольшого разбега без попадания на планку.
  7. Прыжок с небольшого разбега, отталкиваясь с возвышения 10-15 см.
  8. Подбор разбега путём его коррекции помощником.
  9. Прыжок в длину способом «прогнувшись» с полного разбега.
  10. Соревнования по прыжкам в длину способом «прогнувшись».

18. Прыжок в длину способом «Ножницы»

Вопросы:

  1. Рассказ об истории и эволюции данного вида лёгкой атлетики.
  2. Создание представления о прыжке в длину способом «ножницы» посредством рассказа, показа, анализа кинограмм, просмотра учебных фильмов.
  3. Ходьба с высоким подниманием бедра с отработкой работы рук.
  4. То же, через низкие барьеры.
  5. Постановка толчковой ноги на планку с проходом вперёд-вверх маховой ногой.
  6. Имитация движений в полёте, стоя на земле.
  7. Имитация движений в полёте в висе на перекладине с последующим спрыгиванием с неё на две ноги.
  8. Прыжок в шаге с небольшого разбега с приземлением в разножку.
  9. Прыжок в шаге с небольшого разбега со сменой ног в полёте и приземлением в разножку.
  10. Прыжок с небольшого разбега без попадания на планку.
  11. Прыжок с небольшого разбега, отталкиваясь с возвышения 10-15 см.
  12. Подбор разбега путём его коррекции помощником.
  13. Прыжок в длину способом «ножницы» с полного разбега.
  14. Соревнования по прыжкам в длину способом «ножницы».

1.1.3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

(требования к знаниям, умениям, навыкам,
приобретенным в результате изучения дисциплины)

Студент должен знать:

основные этапы развития легкой атлетики в России и влияние достижений отечественных спортсменов на развитие легкой атлетики в мире;

роль легкой атлетики как эффективного средства физической культуры и спорта;

дидактические закономерности в легкой атлетике;

методику оздоровительных физкультурно-спортивных занятий легкоатлетической направленности с различными возрастными группами населения;

методику подготовки спортсменов в легкой атлетике;

о возрастно-половых особенностях развития физических качеств и формирования двигательных навыков в легкой атлетики;

методы и организацию комплексного контроля в занятиях легкой атлетикой;

основы научной и методической деятельности в сфере легкой атлетике.

Студент должен уметь:

использовать технологию обучения различных категорий людей двигательным действиям, развития физических качеств в процессе занятий легкой атлетикой;

планировать и проводить основные виды физкультурно-оздоровительных занятий легкоатлетической направленности с детьми дошкольного и школьного возраста, взрослыми людьми с учетом санитарно-гигиенических, климатических, региональных и национальных условий;

анализировать и оценивать эффективность физкультурно-спортивных занятий легкоатлетической направленности;

осуществлять медико-биологический и психолого-педагогический контроль состояния организма в процессе проведения легкоатлетических занятий с использованием инструментальных методик;

планировать и проводить мероприятия по профилактике травматизма и оказывать первую медицинскую помощь;

использовать различные средства и методы физической реабилитации организма;

применять средства и методы формирования здорового стиля жизни на основе потребности в физической активности и регулярном применении физических упражнений, гигиенических и природных факторов с целью оздоровления и физического совершенствования обучаемых;

организовывать и проводить соревнования по легкой атлетике для детей, подростков, взрослых и спортсменов различной квалификации;

применять методы врачебно-педагогического контроля в конкретных ситуациях профессиональной деятельности;

оказать первую помощь при травмах в процессе выполнения физических упражнений;

определять причины ошибок в процессе освоения обучаемыми двигательных действий и развитии физических качеств и находить методику их устранения.

Требования к экзамену

При проведении экзамена в билет включаются два теоретических вопроса из разных тем курса и вопрос по правилам соревнований легкой атлетики.

Таблица 1

1.1.4. Распределение по семестрам

Номер семестра

Учебные занятия

Число курсовых проектов (работ), расчетных заданий

Форма итоговой аттестации (зачет, экзамен)

Общий объем

В том числе

Аудиторные

Самостоятельная работа

Всего

Из них

Лекции

Практические

Семинарские

Лабораторные

Методические

Учебная практика

Обзорно-методические

Индивидуальные

4

102

14

2

12

-

-

-

-

-

-

88

-

6

102

14

2

12

-

-

-

-

-

-

88

8

72

14

2

12

56

экзамен


Таблица 2

1.1.5. Учебно-методическая карта дисциплины

__Ф__│__Р__│_В Легкая атлетика (276 часов)

для студентов образовательной профессиональной программы 033100 «Физическая культура » по заочной форме обучения

Модуль

Трудоемкость

№№ раздела,

темы

Лекционный курс

Занятия (номера)

Индивидуальные занятия

Самостоятельная работа студентов

Формы контроля

В кредитах

В часах

Вопросы, изучаемые на лекции

Часы

Семинарские

Лабораторно-практические

Содержание

Часы

Содержание (или номера заданий)

Часы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

№1

14

Тема 1

Структура и содержание предмета. Классификация легкоатлетических видов спорта.

Основы техники бега.

Определение и содержание легкой атлетики. Классификация легкоатлетических видов спорта по структуре (циклические, ациклические, смешанные), по проявлению физических качеств (скоростные, силовые, скоростно-силовые, скоростной выносливости, специальной выносливости).

2

12 часов

Изучение материалов лекции 1, рекомендуемой литературы.

Группы видов легкой атлетики (ходьба, бег, легкоатлетические прыжки, метания, многоборья). Место и значение легкой атлетики в системе физической культуры. История развития легкой атлетики.

36

1. Опрос.

2. Контроль присутствия на лекции и практических занятиях

Продолжение таблицы 2

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

№2

14

Тема 2

Основы техники легкой атлетики.

Понятие о технике легкоатлетических упражнений. Классификация техники движений (фазы, структуры, силы движений).

2

12 часов

Изучение материалов лекций, рекомендуемой литературы.

Общие правила построения техники двигательных действий. Основы техники бега.

1. Опрос.

2. Контроль присутствия на лекции и практических занятиях

№3

14

Тема 3. Основы обучения в легкой атлетике

Основы методики обучения. Обучение как педагогический процесс. Методические принципы обучения. Задачи, средства и методы обучения. Схема обучения.

2

12 часов

Изучение материалов лекций, рекомендуемой литературы.

Анализ, ошибки и оценки выполнения техники движения. Формы занятий по легкой атлетике. Меры безопасности в процессе обучения и профилактика травматизма.

1. Опрос.

2. Контроль присутствия на лекции и практических занятиях

Таблица 3

1.1.6. Карта самостоятельной работы студента по дисциплине

__Ф__│__Р__│_В Легкая атлетика (276 часов)

для студентов образовательной профессиональной программы 033100 «Физическая культура » по заочной форме обучения

Модуль

Номер раздела, темы

Самостоятельная работа студентов

Формы контроля

Содержание работы, формы работы

Сроки выполнения

Общая трудоемкость

1

2

3

4

5

6

1

1 Тема 1

Структура и содержание предмета. Классификация легкоатлетических видов спорта.

Изучение материалов лекции 1, рекомендуемой литературы.

2 семестр

2-4 недели июня

88

1. Опрос

2. Контроль присутствия на лекции.

3. Контроль присутствия на практических занятиях.

2

Тема 2

Основы техники легкой атлетики.

Изучение материалов лекции 2, рекомендуемой литературы

4 семестр

2-4 недели июня

88

1. Опрос

2. Контроль присутствия на лекции.

3. Контроль присутствия на практических занятиях.

3

Тема 3. Основы обучения в легкой атлетике

Изучение материалов лекции 3, рекомендуемой литературы

6 семестр

2-4 недели июня

56

1. Опрос

2. Контроль присутствия на лекции.

3. Контроль присутствия на практических занятиях.

1

Выполнение контрольной работы

Задание см. п. 3.2.3.

6 семестр

2-4 недели июня

88

Проверка контрольной работы. Зачет.

2

Подготовка к экзамену

Вопросы к экзамену п. 3.2.2.

8 семестр

2-4 недели июня

58

Экзамен

Таблица 4

1.1.7. Карта согласования рабочей программы дисциплины

СД.Ф.19 Легкая атлетика

с другими дисциплинами специальности 033100 «Физическая культура »

Наименование дисциплин, изучение которых опирается на данную дисциплину

Кафедры, обеспечивающие изучение этих дисциплин

Предложения об изменениях в пропорциях материала, порядка изложения и т. д.

Подпись зав. кафедрой

Теория и методика физической культуры и спорта

Кафедра физического воспитания

Изменений нет

Бурчаков В.А.


Таблица 5

1.2. КАРТЫ РЕСУРСОВ

1.2.1. Карта обеспечения дисциплины учебно-методической литературой по дисциплине

___Ф__│__Р__│_В Легкая атлетика (276 часов)

для студентов образовательной профессиональной программы 033100 «Физическая культура » по заочной форме обучения

п/п

Наименование

Наличие

место/ (кол-во экз.)

Потребность

Примечания

1

2

3

4

5

ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Модуль № 1

1

Озолина, Н.Г. Легкая атлетика [Текст]: Учеб. для ин-тов физ культ. / Под ред. Н.Г. Озолина, В.И. Воронкина, Ю.Н. Примакова. – Изд.; 4-е, доп. перераб., М: Физкультура и спорт, 1989. – 671 с.

Кафедра физического воспитания (1)

2

Жилкин, А.И. Легкая атлетика [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.И. Жилкин, В.С. Кузьмин, Е.В. Сидорчук. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 464 с.

Аб. (8), Ч.з. № 3 (2)

3

Хоменков, Л.С. Книга тренера по легкой атлетике [Текст]: / ред. Л.С. Хоменков. – 3-е изд., перераб – М.: Физкультура и спорт, 1987. – 400 с.

Ч.з. № 3 (1)

Модуль № 2

1

Озолина, Н.Г. Легкая атлетика [Текст]: Учеб. для ин-тов физ культ. / Под ред. Н.Г. Озолина, В.И. Воронкина, Ю.Н. Примакова. – Изд.; 4-е, доп. перераб., М: Физкультура и спорт, 1989. – 671 с.

Кафедра физического воспитания (1)

2

Жилкин, А.И. Легкая атлетика [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.И. Жилкин, В.С. Кузьмин, Е.В. Сидорчук. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 464 с.

Аб. (8), Ч.з. № 3 (2)

3

Хоменков, Л.С. Книга тренера по легкой атлетике [Текст]: / ред. Л.С. Хоменков. – 3-е изд., перераб – М.: Физкультура и спорт, 1987. – 400 с.

Ч.з. № 3 (1)

Модуль № 3

1

Озолина, Н.Г. Легкая атлетика [Текст]: Учеб. для ин-тов физ культ. / Под ред. Н.Г. Озолина, В.И. Воронкина, Ю.Н. Примакова. – Изд.; 4-е, доп. перераб., М: Физкультура и спорт, 1989. – 671 с.

Кафедра физического воспитания (1)

2

Жилкин, А.И. Легкая атлетика [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.И. Жилкин, В.С. Кузьмин, Е.В. Сидорчук. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 464 с.

Аб. (8), Ч.з. № 3 (2)

3

Хоменков, Л.С. Книга тренера по легкой атлетике [Текст]: / ред. Л.С. Хоменков. – 3-е изд., перераб – М.: Физкультура и спорт, 1987. – 400 с.

Ч.з. № 3 (1)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Модуль № 1

1

Свиньин Олимпийская энциклопедия: Том 1: Легкая атлетика. – Новосибирск: / Свиньин и сыновья, 2004. – 350 с.

Ч.з. № 1 (1)

2

Организация судейства по легкой атлетике / Сост. В.И. Лахов. – М.6 Физкультура и спорт, 1989. – 336 с.

Кафедра физического воспитания (1)

Модуль № 2

1

Тренажеры и специальные упражнения в легкой атлетике / Под ред. В.Г. Алабина, М.П. Кривоносова. – М.; Физкультура и спорт, 1982. – 222с

Кафедра физического воспитания (1)

2

Прыжки в высоту. М.: Физкультура и спорт, 1981. 140 с.

Кафедра физического воспитания (1)

3

Куду, Ф.О. Легкоатлетические многоборья / Ф.О. Куду – М.: Физкультура и спорт, 1981. – 140 с.

Кафедра физического воспитания (1)

4

Петровский, В.В. Бег на короткие дистанции (спринт) / В.В. Петровский. – М.: Физкультура и спорт, - 1978. – 80 с.

Кафедра физического воспитания (1)

5

Шенников, Б.Ф. Барьерный бег для женщин (100 м с барьерами) / Б.Ф. Шенников. – 3-е изд. перераб. – М.: Физкультура и спорт, - М.: Физкультура и спорт, 1982. – 80 с.

Кафедра физического воспитания (1)

6

Станчев, С. Техническая подготовка легкоатлетов-метателей / С. Станчев // Пер с болг. / Предисл. Н.Г. Левицкого. – М.: Физкультура и спорт, 1981. – 135 с.

Кафедра физического воспитания (1)

7

Гогунов, Е.Н. Психология физического воспитания и спорта: Учебное пособие для вузов / Е.Н. Гогунов. Б.И. Мартьянов. – М.: Академия, 2000. – 288 с.

Ч.з. № 1 (1), Аб (2)

Модуль № 3

1

Настольная книга учителя физической культуры: методическое пособие / авт-сост Г.И. Погадаев; авт. Предисл.: В.В. Кузина, Н.Д. Никандрова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Физкультура и спорт, 2000. – 496 с.

Ч.з. № 3 (1)

2

Легкая атлетика и методика преподавания. Уч. для ин-тов физ. культ. / Под ред. О.В. Колодяя, Е.М. Лотковского, В.В. Ухова. – М.: Физкультура и спорт, 1985. – 271 с.

Кафедра физического воспитания (1)

3

Детская легкая атлетика. Программа международной ассоциации легкоатлетических Федераций. – М.: Терра-спорт, Олимпия Пресс, 2002. – 80 с.

Кафедра физического воспитания (1)

4

Гойхман, П.М. Легкая атлетика в школе / П.М. Гойхман, О.Н. Трофимов. – М., Физкультура и спорт, - 1972, - 200 с.

Кафедра физического воспитания (1)

5

Попов, В.Б. Юный легкоатлет: Пособие для тренеров ДЮСШ / В.Б. Попов, Ф.П. Суслов, Е.И. Ливадь. – М.: Физкультура и спорт, 1984. – 224 с.

Кафедра физического воспитания (1)

(включая источники на электронных носителях, базы информационных ресурсов)


Таблица 6

1.2.2. Карта обеспечения дисциплины учебными материалами дисциплины

___Ф__│__Р__│_В Легкая атлетика (276 часов)

для студентов образовательной профессиональной программы 033100 «Физическая культура »
по заочной форме обучения

п/п

Наименование

Вид

Форма доступа

Рекомендуемое

использование

Потребность

Альтернатива замены

Отв.

Стоимость

1

Учебник

Печатный.

Библиотека.

Заочная форма – печатный.

Заочная –10 печатн. экз.

7

Электронная

библиотека

Электронный

(Word).

Сетевой

Ресурсный центр.

Библиотека.

Портал дистанционного образования

Заочная форма – электронный.

Дистанционное обучение – сетевой

8

Видеофильмы

Видеокассеты, CD, DVD

Ресурсный центр.

Портал дистанционного образования

Все формы – видео

Таблица 7

1.2.3. Карта обеспечения дисциплины оборудованием дисциплины

___Ф__│__Р__│_В Легкая атлетика (276 часов)

для студентов образовательной профессиональной программы 033100 «Физическая культура » по заочной форме обучения

п/п

Наименование

Кол-во

Форма

Использования

Ответственный

1

Спортивные залы

1

Практические занятия

2

Аудитория педагогического факультета

1

Лекции

Видеокомплекс (видеомагнитофон, телевизор)

Магнитофон

1

1

Демонстрация материалов лекций, практических занятий, учебных видеофильмов.

Просматривание спортивных соревнований.

3

Стадион

1

Доступ к образовательным ресурсам во время самостоятельной работы студентов.


2. ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ (СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ)

2.1. Печатные дидактические материалы

Обязательная литература

  1. Озолина, Н.Г. Легкая атлетика. [Текст]: Учеб. для ин-тов физ культ. / Под ред. Н.Г. Озолина, В.И. Воронкина, Ю.Н. Примакова. – Изд.; 4-е, доп. перераб., М: Физкультура и спорт, 1989. – 671 с.
  2. Жилкин, А.И. Легкая атлетика [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.И. Жилкин, В.С. Кузьмин, Е.В. Сидорчук. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 464 с.
  3. Книга тренера по легкой атлетике / ред. Л.С. Хоменков. – 3-е изд., перераб – М.: Физкультура и спорт, 1987. – 400 с.
  4. Олимпийская энциклопедия [Текст]: Том 1: Легкая атлетика. – Новосибирск: Свиньин и сыновья, 2004. – 350 с.
  5. Организация судейства по легкой атлетике [Текст] / Сост. В.И. Лахов. – М.6 Физкультура и спорт, 1989. – 336 с.
  6. Тренажеры и специальные упражнения в легкой атлетике [Текст] / Под ред. В.Г. Алабина, М.П. Кривоносова. – М.; Физкультура и спорт, 1982. – 222с
  7. Прыжки в высоту. М.: Физкультура и спорт, 1981. 140 с.
  8. Куду, Ф.О. Легкоатлетические многоборья [Текст] / Ф.О. Куду – М.: Физкультура и спорт, 1981. – 140 с.
  9. Петровский, В.В. Бег на короткие дистанции (спринт) [Текст]: / В.В., Петровский. – М.: Физкультура и спорт, - 1978. – 80 с.
  10. Шенников, Б.Ф . Барьерный бег для женщин [Текст]: (100 м с барьерами) / Б.Ф. Шенников. – 3-е изд. перераб. – М.: Физкультура и спорт, - М.: Физкультура и спорт, 1982. – 80 с.
  11. Станчев, С. Техническая подготовка легкоатлетов-метателей [Текст]: / С. Станчев // Пер с болг. / Предисл. Н.Г. Левицкого. – М.: Физкультура и спорт, 1981. – 135 с.
  12. Гогунов, Е.Н. Психология физического воспитания и спорта [Текст]: Учебное пособие для вузов / Е.Н. Гогунов. Б.И. Мартьянов. – М.: Академия, 2000. – 288 с.
  13. Настольная книга учителя физической культуры [Текст]: методическое пособие / авт-сост Г.И. Погадаев; авт. Предисл.: В.В. Кузина, Н.Д. Никандрова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Физкультура и спорт, 2000. – 496 с.
  14. Легкая атлетика и методика преподавания [Текст]: Уч. для ин-тов физ. культ. / Под ред. О.В. Колодяя, Е.М. Лотковского, В.В. Ухова. – М.: Физкультура и спорт, 1985. – 271 с.
  15. Детская легкая атлетика [Текст]: Программа международной ассоциации легкоатлетических Федераций. – М.: Терра-спорт, Олимпия Пресс, 2002. – 80 с.
  16. Гойхман, П.М. Легкая атлетика в школе [Текст]: / П.М. Гойхман, О.Н. Трофимов. – М., Физкультура и спорт, - 1972, - 200 с.
  17. Попов, В.Б. Юный легкоатлет [Текст]: Пособие для тренеров ДЮСШ / В.Б. Попов, Ф.П. Суслов, Е.И. Ливадь. – М.: Физкультура и спорт, 1984. – 224 с.

Дополнительная литература

Научно-теоретические журналы «Теория и практика физической культуры», «Легкая атлетика».

3. СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ

3.1. РЕЙТИНГ-КОНТРОЛЬ

3.1. 1. Технологическая карта дисциплины

Наименование

дисциплины/курса

Уровень/ступень образования

(бакалавриат, магистратура)

Статус дисциплины

в рабочем учебном плане

(А, В, С)

Количество зачетных единиц/кредитов

Легкая атлетика

Специалист

кредита (ЗЕТ)

Смежные дисциплины по учебному плану

Предшествующие: физиология, анатомия, физическая культура, теория и методика физической культуры и спорта.

Последующие: педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование

Входной МОДУЛЬ

(проверка «остаточных» знаний по ранее изученным смежным дисциплинам)

Форма работы*

Количество баллов 5 %

min

max

Тестирование

0

Итого

0

5

БАЗОВЫЙ МОДУЛЬ № 1

Форма работы*

Количество баллов 25%

min

max

Текущая работа

Выполнение техники бега

3

Выполнение техники прыжков в длину

4

Выполнение техники прыжков в высоту

3

Выполнение техники метаний

4

Выполнение техники толкания ядра

4

Правила соревнований по легкой атлетике

3

Промежуточный рейтинг-контроль

Освоение техники видов легкой атлетики на практических занятиях

4

Итого

15

25

БАЗОВЫЙ МОДУЛЬ № 2

Форма работы*

Количество баллов 30 %

min

Max

Текущая работа

Контрольная работа

5

Основы методики бега

4

Основы методики прыжков

4

Основы методики метаний

4

Основы методики толкания ядра

4

Проведение урока по легкой атлетике

4

Промежуточный рейтинг-контроль

Освоение техники видов легкой атлетики на практических занятиях

5

Итого

15

30

БАЗОВЫЙ МОДУЛЬ № 3

Форма работы*

Количество баллов 20 %

min

Max

Текущая работа

Легкая атлетика в школе

5

Тренировочный процесс в легкой атлетике

2

Организация и проведение соревнования по беговым видам легкой атлетики

2

Организация и проведение соревнования по прыжкам

2

Организация и проведение соревнования по прыжкам в длину

2

Организация и проведение соревнования по метниям

2

Промежуточный рейтинг-контроль

Освоение техники видов легкой атлетики на практических занятиях

5

Итого

5

15

20

Итоговый модуль

Содержание

Форма работы*

Количество баллов 20 %

min

Max

Тестирование

15

20

Итого

15

20

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ

Базовый модуль/

Тема

Форма работы*

Количество баллов

min

Max

БМ №1

Барьерный бег

Знание основ

БМ № 2

Прыжки с шестом

Знание основ

БМ № 3

Тройной прыжок с разбега

Знание основ

Итого

0

10

Общее количество баллов по дисциплине

(по итогам изучения всех модулей, без учета дополнительного модуля)

min

Max

60

100

*Перечень форм работы текущей аттестации определяется кафедрой или ведущим преподавателем

ФИО преподавателя: Гулина Г.В

Утверждено на заседании кафедры «___»_______2008 г. Протокол №______

Зав. кафедрой________________________

Таблица 8

3.1.2. Рейтинговая книжка студента

по дисциплине «Легкая атлетика»

Формы рейтингового оценивания:

I.

ТЕМА ЛЕКЦИИ

КОЛ-ВО

ЧАСОВ

ПОСЕЩАЕМОСТЬ

КОЛ-ВО БАЛЛОВ

Тема 1. Структура и содержание предмета. Классификация легкоатлетических видов спорта

2

Тема 2. Основы техники легкой атлетики

2

Тема 3. Основы обучения в легкой атлетике

2

Учитывается количество пропусков по неуважительной причине.

Пропуск одной пары - "- 2 балла.

II.

ТЕМА ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

КОЛ-ВО

ЧАСОВ

ПОСЕЩАЕМОСТЬ

КОНСПЕКТ

УРОКА

ОСВОЕНИЕ ТЕХНИКИ Л/А

КОЛ-ВО

БАЛЛОВ

Тема 1-2. Низкий старт

2

Тема 3. Прыжок в высоту способом «перешагивание»

2

Тема 4-5. Метание теннисного мяча

4

Тема 6. Метание гранаты

2

Тема 7. Толкание ядра с места

2

Тема 8. Толкание ядра со скачка

2

Тема 9. Метание диска с места

2

Тема 10-11. Эстафетный бег

4

Тема 12. Прыжок в длину способом „согнув ноги“

2

Тема 13-14. Бег с барьерами

4

Тема 15. Тройной прыжок

2

Тема 16-17. Прыжок в высоту способом „фосбери-флоп“

2

Тема 18. Метание копья

2

Тема 19. Прыжок в длину способом „прогнувшись“

2

Тема 20. прыжок в длину способом „согнув ноги“

2

1. Выполнение технических приемов - от 3 до 5 баллов.


III.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Подготовка

ов по тематике курса

ОСВОЕНИЕ ТЕХНИКИ ВИДОВ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКИ

ПРАКТИЧЕСКРЕ ВЫПОЛНЕНИЕ ТЕХНИКИ ЛЕГКОАТЛЕТИЧЕСКИХ ВИДОВ

КОНСПЕКТ И ПРОВЕДЕНИЕ УРОКА

КОЛ-ВО

БАЛЛОВ

Основы техники бега.

Основы техники прыжков.

Основы техники метания

Основы методики бега

Основы методики прыжков

Основы методики метания

Правила соревнований по легкой атлетике

Легкая атлетика в школе

готовится заранее. 1 выступление в семестр - от 3 до 5 баллов.

IV.

ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ

ПРАКТИЧЕСКОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ ТЕХНИКИ ЛЕГКОАТЛЕТИЧЕСКИХ ВИДОВ

КОЛ-ВО БАЛЛОВ

Техника выполнения легкоатлетических видов

В конце семестра рейтинговая оценка является среднеарифметической оценкой за все виды работ, проведенные в течение семестра

Учитывается количество пропусков по неуважительной причине.

Пропуск одной пары - "-" 2 балла.


3.2. КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

3.2.1. Текущий контроль

Формы текущего контроля : ы, рейтинговое оценивание.

Содержание текущих контрольных мероприятий : примерный перечень контрольных работ представлен в методических рекомендациях для студентов (см. п. 4.1.)

ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

1. Тренировка юных легкоатлетов в беге на короткие дистанции

2. Тренировка юных спортсменов в беге на средние дистанции

3. Правила соревнований по бегу

4. Методика обучения барьерному бегу

5. Текущий педагогический контроль в тренировке легкоатлетов

6. Поэтапный педагогический контроль в тренировке легкоатлетов

7. Многолетний контроль в подготовке легкоатлетов

8. Принципиальные подходы к тренировке в легкой атлетике

9. Поэтапные задачи в тренировке по легкой атлетике

10. Уроки легкой атлетики в школе – типы и содержание

11. Методика приемов контрольных нормативов по легкой атлетике

12. Методика научных наблюдений на тренировке и соревнованиях

13. Возможные варианты экспериментов в процессе занятий легкой атлетикой

14. Методика обучения толканию ядра – задачи, средства, приемы

15. Тренировка в толкании ядра – периодизация, методы и средства

16. Судейство соревнований по толканию ядра

17. Методы контроля за развитием спортивной формы

18. Работа главной судейской коллегии

19. Работа секретариата на соревнованиях по легкой атлетике

20. Судейство соревнований по метанию

3.2.2. Итоговый контроль

Формы итогового контроля: тестирование, экзамен.

ТЕСТЫ

Тестовое задание №1

Какой вид легкой атлетики первый был признан доступным для женщин и включен в программу Олимпийских игр 1928 года:

бег на короткие дистанции

– бег на длинные дистанции

– прыжки в длину

– прыжку в высоту

– метание копья

Тестовое задание №2

Самый короткий шаг в беге между барьерами (бег 100 метров с барьерами)

первый

– второй

– третий

Тестовое задание №3

«Фартлек» - это:

– поочередное выполнение упражнений группы занимающихся

передвижение по пересеченной местности, непрерывно чередуя различные упражнения и их интенсивность

– чередование бега с ускорениями средней и малой интенсивности с короткими замедлениями бега

Тестовое задание №4

Существуют следующие способы передачи эстафетной палочки: …

– вертикальный и горизонтальный;

– слева и справа;

сверху и снизу;

– на месте и в движении.

задание Тестовое № 5

Обучение метаниям начинается с …

– предварительной части разбега;

держания и выпуска снаряда;

– бросковой части разбега;

– финального усилия.

Тестовое задание №6

Используется три варианта низкого старта: …

– сближенный, отставленный, классический;

– суженый, растянутый, обыкновенный;

– обычный, усложнённый, смешанный;

обычный, сближенный, растянутый.

Тестовое задание № 7

Предпоследний шаг в метании мяча, гранаты, копья называется …

– бросковый;

– скачкообразный;

скрестный;

– стопорящий.

Тестовое задание № 8

Самая большая амплитуда движений спортсмена наблюдается в беге на …

– сверхдлинные дистанции;

– средние дистанции;

короткие дистанции;

– длинные дистанции.

Тестовое задание № 9

Длина зоны передачи эстафетной палочки составляет …

- 10 метров;

- 15 метров;

- 20 метров ;

- 30 метров.

Тестовое задание № 10

Перед началом финального усилия в метаниях спортсмен принимает положение …

- взведённого курка;

- натянутого лука;

- сжатой пружины;

- боевой готовности.

Тестовое задание № 11

Толкание ядра совершается с использованием …

- преимущественно силы руки;

- силы руки и туловища;

- преимущественно силы ног;

- силовых возможностей всего тела.

Тестовое задание № 12