Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 21

 

Поиск            

 

Рекомендации методические по разработке инновационного проекта Днепропетровск

 

             

Рекомендации методические по разработке инновационного проекта Днепропетровск

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБО «Днепровский

региональный центр инновационного

развития», доктор техн. наук

Беляков В.Н. ______________________

“____”______________2008р.

Методические рекомендации

по разработке инновационного проекта

Днепропетровск

2008

Предлагаемые методические рекомендации помогут разработчикам инновационных предложений более системно выполнить работы по формированию проекта, учесть при планировании реализации проекта все факторы и возможные риски, влияющие на успешность этой работы, минимизировать затраты, и, в конечном итоге, добиться успеха.

Содержание

Введение……………………………………………………………......... 1.Порядок разработки инновационного проекта……….……………..

2.Технические решения и расчеты….………………………………….

2.1. Технология производства инновационного продукта….…….

2.2. Расчет производительности, выбор, комплектация технологического и вспомогательного оборудования ……………

2.3. Расчет потребности основных видов ресурсов и источники их поставки…………………………………………...........................

2.4. Проектные решения по определению потребности в производственных площадях, размещение технологического и вспомогательного оборудования, общестроительные решения……………………………………………………………….

3. Планирование работ по реализации проекта……………………….

3.1. Формирование перечня работ по реализации проекта, их временная и ресурсная оценка………………………………………

3.2. Формирование топологической сети календарного плана выполнения работ…………………………………………….

3.3. Способы расчета сетевого календарного плана……………….

3.4. Привязка топологической сети календарного плана к масштабу времени и ресурсная оценка проекта…………………...

4. Маркетинговый план……………………………………………........

4.1. Конкурентная среда……………………………………………..

4.2. Анализ рынков сбыта продукции…………………………........

4.3. Стратегия маркетинга…………………………………………...

5. Финансовые расчеты……………………………………………........

5.1. План капиталовложений………………………………………..

5.2. Перечень необходимого оборудования производимого на территории Украины………………………………………………...

5.3. Перечень необходимо оборудования поставляемого по импорту……………………………………………………………….

5.4. Плановый объем реализации инновационной продукции…………………………………………………………….

5.5. Смета затрат и источники их финансирования………………..

5.6. Расчет себестоимости единицы продукции…………………...

5.7. Расчет таможенной пошлины…………………………………..

5.8. Ведомость о доходах и расходах……………………………….

5.9. Расчет Кэш – фло………………………………………………..

5.10. Прогнозный баланс…………………………………………….

5.11. Финансовый план…………………………………………........

6. Расчет показателей экономической эффективности проекта……...

7. Оценка научной новизны базовой разработки и степени инновационности проекта…………………………………………........

7.1. Научно-технический уровень проекта…………………………

7.2. Определение степени инновационности проектов по классификации ………………………………………........

8. Охрана прав интеллектуальной собственности и сертификация продукции………………………………………………………………..

8.1. Наличие прав на интеллектуальную собственность………….

8.2. Сертификация инновационной продукции………………........

9. Оценка рисков при реализации проекта…………………………….

9.1. Анализ рисков………………………………………………………

9.2. Способы минимизации рисков…………………………………….

10. Описание проекта для его государственной регистрации………..

Приложение 1.…………………………………………………………..

Перечень использованной литературы……………………...………...

5

-

6

-

-

7

9

11

-

12

15

18

19

-

20

21

23

-

-

24

-

25

26

-

27

28

29

30

31

35

-

-

38

-

-

-

-

39

41

42

68

Введение.

Для успешной реализации инновационного проекта необходимо иметь четкий план действий. Как показывает практика, множество инновационных проектов терпят неудачи, так как авторы обращают внимание только на разработку самого бизнес-плана, при этом четкого плана практических действий по созданию производства (нового предприятия) у них может и не быть. Кроме того, представленные таким образом данные бизнес-плана могут быть недостаточно обоснованы.

Подготовка инновационного проекта предполагает обоснование технологической, производственной, организационной и финансовой части проекта. В связи с этим, Днепровским региональным центром инновационного развития и Технологическим парком «Машиностроительные технологии» было принято решение о разработке методических рекомендаций с целью обеспечить разработчиков инновационных проектов необходимым методическим материалом.

Предлагаемые методические рекомендации помогут разработчикам более системно выполнить работы по формированию инновационных проектов, учесть при планировании реализации проекта все факторы и возможные риски, влияющие на успешность этой работы, минимизировать затраты, и, в конечном итоге, добиться успеха.

1. Порядок разработки инновационного проекта.

Для начала работы над проектом необходимо определить принципиальные технологические и конструкторские решения данного проекта, имеется в виду представить технологию производства инновационного продукта (услуги), определить и рассчитать необходимые производственные и материальные ресурсы.

Следующий этап предполагает планирование всего процесса реализации проекта, для этого используются сетевые календарные планы, которые позволяют управлять осуществлением проекта, дают возможность определить работы, имеющие значительные резервы времени и допускают в определенных границах внесения изменений в сроки их выполнения.

Для того, что бы оценить ликвидность инновационного продукта на рынке, необходимо проведение маркетинговых исследований, результаты которых найдут свое отображение в маркетинговом плане проекта. Это позволит иметь четкое представление о рынке, наличии конкурентов, даст возможность правильно разработать стратегию маркетинга в плане ценообразования и продвижения товара.

Финансовый план проекта дает возможность конкретизировать затраты на весь проект, отобразить его в конкретных экономических показателях. Тут рассчитывается стоимость всего проекта, затраты и капиталовложения необходимые для доведения производства до серийного выпуска продукции, отображаются планируемые прибыли. Расчет показателей эффективности проекта позволяет оценить целесообразность его реализации и привлекательность для потенциальных инвесторов.

В методических рекомендациях имеет место раздел, предусматривающий определение научной новизны положенных в основу проекта результатов исследований, а также степени его инновационности. Научная новизна разработок определяется экспертным путем, посредством их сравнения с ранее известными результатами. Степень инновационности проекта определяется, используя классификацию инновационных проектов. В частности, классификация и принципы, положенные в ее основу, могут быть использованы для определения формы и размеров государственной поддержки в реализации конкретных инновационных проектов.

Использование новых технологий предполагает получение прав интеллектуальной собственности, их наличие позволяет в дальнейшем защитить инновационный проект от несанкционированного копирования и использования результатов.

Определение рисков поможет, не только дать правильную оценку тому или иному предпринимательскому решению, определить вид риска по его видовому разнообразию, но и оценить с определенной вероятностью последствия возникновения неблагоприятных ситуаций, подобрать методы минимизации их воздействия и найти правильные решения по управлению проектными рисками.

Представленные в рекомендациях материалы позволяют подготовить пакет документов инновационного проекта для его государственной регистрации.

2. Технические решения и расчеты.

2.1. Технология производства инновационного продукта.

Данный раздел предполагает описание технологии производства инновационного продукта. В ходе описания необходимо учитывать все этапы производственного процесса.

Для четкости следует представить технологический процесс поэтапно, а каждый этап разбить на технологические операции. Целесообразно отобразить технологию производства продукции в виде схем (рисунков) с указанием всех конструктивных элементов.

В ходе проработки технологии формулируются требования к технологическому и вспомогательному оборудованию.

2.2. Расчет производительности, выбор, комплектация технологического и вспомогательного оборудования.

Исходя из принятой технологии производства, предполагаемого объема выпуска готовой продукции необходимо рассчитать и обосновать выбор технологического, вспомогательного оборудования и комплектующих. При определении количества необходимого оборудования следует учитывать его производительность. Под производительностью понимают количество продукции, вырабатываемой (производимой) машиной (единицей оборудования) за единицу времени.

Различают три вида производительности машин: конструктивную, техническую, эксплуатационную.

Конструктивная производительность машины (единицы оборудования) – это максимально возможная по ее конструкции производительность при непрерывной работе в оптимальны условиях. Она применяется для сравнения и при выборе машин (оборудования).

Техническая производительность характеризует максимально возможную выработку продукции в единицу времени (час, смена), которая может быть достигнута при непрерывной работе машины, без простоев и организационных издержек, в конкретных производственных условиях. Техническая производительность определяется за время чистой работы и представляет собой конструктивную производительность с введение коэффициентов, учитывающих условия работы.

Эксплуатационная производительность – это производительность машин (единицы оборудования) в конкретных условиях работы, с учетом технологических и организационных перерывов.

Сформировав требования к необходимому технологическому и вспомогательному оборудованию, его выбор производится путем поиска в специальных справочниках, из каталогов предприятий специализирующихся на выпуске оборудования для разных областей промышленности и производства, через дилерские сети подобных предприятий, посещая выставки. Тут необходимо представить конкретный перечень необходимого оборудования с разделом по группам, таблица 1. Указать, имеется ли в у инициатора проекта необходимое оборудование или его следует приобретать в Украине или за рубежом. Определить конкретных поставщиков комплектующих. Заключить договора о намерениях.

Необходимое оборудование для реализации проекта

Таблица 1

№ п/п

Наименование

Единица измерения

Цена единицы

Количество на проект

Поставщик

1

2

3

4

5

6

1. Оборудование

2. Комплектующие

Всего

2.3. Расчет потребности основных видов ресурсов и источники их поставки.

Обеспечение реальности запланированных объемов выпуска продукции и эффективности проекта необходимо подтвердить наличием материальных, трудовых и других видов ресурсов. Особое внимание необходимо уделить возможности территориального размещения инновационного проекта в ресурсной среде; наличие необходимых компонентов для обеспечения производства; наличие основных поставщиков материальных ресурсов и возможность их оперативной замены в условиях возникновения непредвиденных ситуаций; близость сырьевых ресурсов и разрешение транспортных проблем; качество сырья; наличие энергетических ресурсов; обеспеченность производства трудовыми ресурсами и решение проблем подготовки кадров.

Рассматривая каждый из перечисленных факторов, необходимо правильно определить общую потребность в тех или иных ресурсах и детально описать источники их поставок.

Для расчета потребности в сырье, материалах используют общеизвестные методики планирования. Потребность в материалах на плановый выпуск можно определить несколькими методами:

- нормативным

М = Пв * Нм , (1)

где Пв – плановый выпуск продукции; Нм – норма затрат материалов на единицу продукции;

- с помощью динамических коэффициентов

М = Зб * Кп * Ксн , (2)

где Зб – фактические затраты материалов в плановом периоде; Кп – коэффициент изменения производственной программы; Ксн – индекс снижения норм использования материалов в плановом периоде.

Аналогично рассчитывают потребление в других ресурсах, в том числе энергетических.

Итоговые расчеты целесообразно представить в виде таблицы 2.

Расчет потребности в ресурсах на производственную программу.

Таблица 2

п/п

Наименование ресурсов

Год

1

2

n

количество в натуральных единицах

цена единицы ресурсов, тыс. грн.

стоимость, тыс. грн.

стоимость переходного запаса, тыс. грн.

1

Сырье и материалы

2

Покупные и комплектующие изделия

3

Топливо

4

Энергия

5

Всего

Численность работников рассчитывается, как общее количество персонала основной деятельности (работники основного производства), так и не основной деятельности (работники, которые обслуживают основное производство) (таблица 3).

Расчет потребности в персонале и заработной плате

Таблица 3

п/п

Наименование

категорий

Год

1

2

...

n

потребность,
чел.

средняя
заработная плата, грн.

начисление на заработную
плату, грн.

затраты на заработную плату, грн.

1

Работники основного
производства

22

Работники дополнительного
производства

33

Специалисты и
служащие

4

Всего

Источники поставок ресурсов определяют те, которые подтверждаются договорами с основными поставщиками, договорами о намерениях. Сводные данные об обеспечении выпуска продукции основными видами сырьевых и энергетических ресурсов можно представить в виде таблицы 4.

Обеспеченность выпуска продукции основными видами сырьевых и энергетических ресурсов

Таблица 4

Виды сырья, материалов, энергетических ресурсов

Единица измерения

Среднегодовая потребность

В том числе

из местных ресурсов

из других регионов Украины

импорт

2.4. Проектные решения по определению потребности в производственных площадях, размещение технологического и вспомогательного оборудования, общестроительные решения.

Задача данного раздела – определение основных технологических, строительных и архитектурно-планировочных решений, проектирование генерального плана производственного участка.

Для определения площади необходимой под предполагаемое производство, надо иметь четкое представление о его технологии. Для этого необходимо разработать план расположения производственных узлов с учетом технологической цепочки производства, возможно с делением на участки, цеха, подразделения и т.п. Поскольку каждый участок предполагает наличие своего технологического оборудования, для определения необходимой площади следует иметь все габаритные размеры каждой единицы оборудования, нормативные размеры рабочих зон, дополнительных помещений. В виде схематического плана требуется представить каждый производственный участок с обозначением занимаемой площади, месторасположением технологического и вспомогательного оборудования, с учетом нормативов (пожарных, санитарных, техники безопасности и иных), расстояний между элементами технологического оборудования.

Исходя из проведенных построений и расчетов каждого участка, определяется общая необходимая площадь производственного помещения. Кроме этого, также следует определить потребность в непроизводственных помещениях, включая административные здания, склады сырья и готовой продукции, подсобные помещения, сооружения, внутризаводские транспортные коммуникации.

Генеральный план проектируемого производства предполагает обозначение месторасположения всех вышеперечисленных непроизводственных и производственных помещений, с указанием границ, площадей, общей характеристики инфраструктуры. Генеральный план должен быть выполнен в соответствии с требованиями санитарных и противопожарных норм.

Имея информацию о требуемых площадях необходимо определить условия пользования: находятся ли они в собственности исполнителя; предполагается приобретение помещений, их строительство или реконструкция; рассматривается вариант долгосрочной аренды. При запланированном строительстве или реконструкции требуется наличие разрешений соответствующих органов, а также сметной документации с расчетами объемов, сроков, стоимости строительства и предполагаемых исполнителях работ.

3. Планирование работ по реализации проекта во времени.

3.1. Формирование перечня работ по реализации проекта, их временная и ресурсная оценка.

Планирование работ по реализации проекта во времени наиболее удобно осуществлять и, в последующем, контролировать посредством разработки сетевого календарного плана. Для построения сетевой модели какого-либо процесса вначале составляется перечень необходимых работ. Перечень работ составляется в технологической последовательности их производства. Работы по проекту следует раскрыть достаточно детально, включая заключение договоров (контрактов), монтаж оборудования и т.п. Работы необходимо расписать от начала создания предприятия (строительства, реконструкции зданий) до момента серийного выпуска продукции.

Необходимо предусмотреть затраты времени и средств на реализацию работ по выполнению следующих стадий проекта:

- юридическая регистрация предприятия;

- получение денежных средств;

- осуществление программы капиталовложений;

- наем рабочей силы;

- изготовление опытной партии продукции;

- создание дистрибьюторской сети;

- получение заказов.

По каждой стадии выполнения проекта формируется список работ с указанием их временной оценки. При достаточной уверенности в производительности исполнителей, временную оценку можно рассчитать по формуле:

, смен; (3)

где V i-j - объем работы;

П i-j - сменная производительность.

Если нет уверенности в производительности исполнителей, то временную оценку прогнозируют. В этом случае ее можно рассчитать по формуле:

, смен; (4)

где Т опт - оптимальные затраты времени на выполнение работ;

Т max – затраты времени на выполнение работ при неблагоприятных условиях.

Перечень работ по проекту целесообразно представить в виде

таблицы 5.

Перечень работ по проекту для построения сетевого календарного плана

Таблица 5

№ п\п

Работа

Шифр работы*

Временная оценка работы

Ресурсы,

тыс. грн.

1

2

3

4

5

* шифр работы заполняется после построения сетевого календарного плана.

В качестве примера представим порядок работ по производству партии станков для обувной промышленности, таблица 6.

Перечень работ по проекту и последовательность их исполнения

Таблица 6

№ п\п

Работа

Шифр работы*

Временная оценка работы, сут.

Ресурсы,

тыс. грн.

1

2

3

4

5

1

Составление сметы затрат

01-02

10

500

2

Получение заключений

02-03

30

200

3

Закупка оборудования

03-05

30

2000

4

Подготовка конструкторских проектов

03-04

40

600

5

Строительство основного цеха

04-05

20

1500

6

Монтаж оборудования

05-06

50

200

7

Испытание оборудования

06-09

20

400

8

Определение модели станка с заказчиком

04-07

50

150

9

Проектирование корпуса станка

04-08

10

300

10

Производство корпуса

07-09

30

600

11

Конечная сборка

09-10

20

300

12

Контрольная проверка

10-11

20

200

3.2. Формирование топологической сети календарного плана выполнения работ.

Основными элементами сетевого календарного плана являются работы и события , а производными элементами путь и критический путь . Работы бывают трех видов: действительная (реальная) работа, или просто работа - процесс, требующий затрат времени и ресурсов; ожидание (технологический или организационный перерыв) – процесс, требующий затрат времени, но не требующий затрат ресурсов; зависимость, или фиктивная работа, - логическая связь между двумя событиями, не требующая затрат ни времени, ни ресурсов, а указывающая лишь на то, что возможность начала одной работы непосредственно зависит от окончания другой или нескольких других работ.

Работу и ожидание изображают сплошными стрелками, зависимость – пунктирной стрелкой (рисунок 1). Длина и направление стрелок, не связаны с продолжительностью работ, т.е. стрелки изображены без масштаба.

Рис.1. Изображение событий и работ на сетевом календарном плане.

Событие – это факт окончания одной или нескольких работ. Событие на графике изображают кружками, в которые вписывают номера событий (рисунок 1).

Всякая работа в сетевом графике соединяет два события: начальное событие данной работы, т.е. непосредственно предшествующее ей, и конечное событие данной работы. Поэтому обозначают работу номерами ее начального и конечного событий, например работа 01-02. События в графике можно нумеровать произвольно, но номер начального события работы должен быть меньше номера ее конечного события.

Работа не может быть начата, пока не совершиться ее начальное событие, т.е. пока не будут выполнены все предшествующие ей работы. В тоже время ее выполнение является необходимым условием для совершения события, стоящего у ее конца (если в данное событие входит несколько работ, то оно считается совершившимся в момент окончания последней из них).

Основной показатель работы – это ее продолжительность (в часах, сменах, рабочих днях) указываемая над стрелкой (рисунок 1). В сетевой график всегда входит два события – исходное и завершающее. Событие не имеющее предшествующих работ, т.е. начальное событие графика, называют исходным , а не имеющее последующих работ, т.е. конечное событие графика, - завершающим . Сетевой календарный план может иметь только одно исходное и одно завершающее событие.

Непрерывную последовательность работ в сетевом графике называют путем. Длина пути определяется суммой продолжительности составляющих ее работ. Наиболее длинный путь между исходным и завершающим событиями, определяющий продолжительность процесса доведения производства до выпуска готовой продукции, называют критическим путем. Все остальные пути между исходным и завершающим событиями календарного плана имеют меньшую продолжительность. Их называют некритическими . Такие пути располагают запасом (резервом) времени по отношению к продолжительности процесса доведения производства до выпуска готовой продукции. Таким образом, работы этого пути имеют резерв времени на их выполнение, или, иначе говоря, они имеют ранние и поздние возможные сроки начала и окончания.

Основные ошибки при разработке сетевых календарных планов.

Разработка сетевого календарного плана – это сложный процесс, требующий кроме знания основ этой работы, еще и определенных навыков.

Сетевой календарный план, разработанный с ошибками нельзя проанализировать и рассчитать. После первоначального построения, топологическую сеть необходимо анализировать и корректировать в части установления промежуточных связей между событиями, выявления работ, которые могут выполняться параллельно, выявления событий после наступления которых, очередная работа может быть начата и т.д. Для упрощения этого процесса рассмотрим основные ошибки, которые наиболее часто имеют место при построении топологических сетей календарных планов. В формализованном виде эти ошибки приведены на рисунке 2. На нем изображены следующие ошибки: а) – «замкнутый контур»; б) – работы без начального или конечного события; в) - «висящее» событие; г) - стрелка имеет обратное направление; д) – неправильное изображение параллельных работ.

Рис. 2. Основные ошибки при разработке топологической сети календарного плана.

Для примера, топологическую сеть календарного плана, составленного на основании табл.6, можно представить в виде рисунка 3.

Рис. 3. Топологическая сеть календарного плана производства партии станков.

3.3. Способы расчета сетевого календарного плана.

Для того чтобы приступить к расчету сетевого календарного плана, необходимо сначала рассчитать его параметры.

При расчете определяются следующие параметры:

- ранние и поздние сроки наступления событий,

- критический путь,

- полные (общие) резервы времени для работ,

- свободные (частные) резервы времени для работ.

Ранний срок наступления события – это путь от исходного первого до рассматриваемого события, определенный методом последовательного суммирования раннего срока наступления предшествующего работе события (Т ) с временной оценкой рассматриваемой работы:

. (5)

Из всех величин ранних сроков принимают большую.

Поздний срок наступления события – это наибольший возможный путь от исходного события до рассматриваемого. Он определяется последовательным вычитанием из позднего срока наступления завершающего события (Tjп ) временных оценок предшествующих событию работ, лежащих на путях от завершающего события до рассматриваемого:

. (6)

Из всех величин поздних сроков принимают меньшую.

Полный резерв времени для работы – это время, на которое можно увеличить ее продолжительность, не изменяя срока наступления конечного события:

. (7)

Свободный резерв времени для работы – это время, на которое можно увеличить ее продолжительность, не нарушая раннего срока наступления последующего события:

. (8)

Четырехсекторный способ расчета сетевых календарных планов. При этом способе, расчет осуществляется непосредственно на самой топологической сети календарного плана. Кружки событий делятся на четыре сектора (рисунок 4). В верхнем секторе записывают номер события, в нижнем – номер предшествующего события, в левом – ранний срок наступления события, в правом – поздний срок наступления события. Над стрелкой записывают временную оценку работы, общий и частный резервы времени. Под стрелкой – код работы.

Рис. 4 Запись параметров при четырехсекторном способе расчета сетевого календарного плана.

Работы, проходящие через события с одинаковыми ранними и поздними сроками свершения, не имеют резерва времени и принадлежат к критическому пути.

На рисунке 5, для примера, приведен календарный план (изображенный на рис 3), рассчитанный четырехсекторным способом.

Рис. 5. Сетевой календарный план производства партии станков, рассчитанный четырехсекторным способом

Способ расчета сетевых календарных планов по потенциалам событий.

При этом способе расчета сетевого календарного плана на его топологической сети рядом с каждым событием, в секторах, образуемых двумя пересекающимися линиями, записывают: внизу – номер предшествующего события, вверху – номер последующего события, слева – ранний срок наступления события, справа – потенциал данного события. Потенциал события (П) – это наибольшее оставшееся (потенциальное) время от данного события до последнего завершающего. Для начального события потенциал равен принятой продолжительности работ, а для конечного – нулю.

Для всех остальных событий потенциал равен:

, (9)

где Пi - потенциал последующего события.

Преимуществом сетевого календарного плана, рассчитанного по потенциалам событий, является удобство его использования для контролирования хода строительства.

Резерв времени можно определить по формуле:

, (10)

где Т ост – время оставшееся до сдачи объекта в эксплуатацию.

При ri = 0 работы идут по графику, при ri больше 0 работы идут с опережением, при ri меньше 0 работы идут с опозданием. Критический путь календарного плана в этом случае определяется путем движения по выполняемым работам от конечного события к исходному, а при разветвлении предшествующих событию работ, выбирается направление движения к событию, имеющему меньший потенциал.

На рисунке 6, для примера, приведен сетевой календарный план, рассчитанный по потенциалам событий.

Рис. 6. Сетевой календарный план производства партии станков, рассчитанный по потенциалам событий.

3.4. Привязка топологической сети календарного плана к масштабу времени и ресурсная оценка проекта.

Для большей наглядности и удобства в пользовании, для контроля над ходом реализации проекта, сетевой календарный план можно построить с учетом масштаба времени. С учетом масштаба времени сетевой календарный план будет выглядеть так, как представлено на рисунке 7.

Период

Месяцы

1

2

3

4

5

6

7

10

20

30

40

50

60

70

80

90

100

110

120

130

140

150

160

170

180

190

200

210

Затраты*, тыс. грн.

500,00

200,00

0,00

0,00

1500,00

0,00

0,00

0,00

2250,00

0,00

800,00

0,00

0,00

200,00

200,00

600,00

0,00

350,00

0,00

350,00

0,00

Рис. 7. Изображение топологии сетевого календарного плана с привязкой к масштабу времени.

*Затраты рассчитаны, исходя из условий оплаты по каждой работе. Для этого необходимо привести обоснование (условия) оплаты представленных работ, используем таблицу 7.

Ресурсное обоснование работ по проекту

Таблица 7

№ п\п

Работа

Шифр работы*

Временная оценка работы

Ресурсы,

тыс. грн.

Условия оплаты

1

2

3

4

5

6

1

Составление сметы затрат

01-02

10

500

Вначале периода

2

Получение заключений

02-03

30

200

Вначале периода

3

Закупка оборудования

03-05

30

2000

60% предоплата, 40% в конце периода

4

Подготовка конструкторских проектов

03-04

40

600

50% в начале периода, 50% - в конце

5

Строительство основного цеха

04-05

20

1500

Вначале периода

6

Монтаж оборудования

05-06

50

200

По окончанию выполнения работ

7

Испытание оборудования

06-09

20

400

50% в начале периода, 50% - в конце

8

Определение модели станка с заказчиком

04-07

50

150

Вначале периода

9

Проектирование корпуса станка

04-08

10

300

Вначале периода

10

Производство корпуса

07-09

30

600

Равными частями на протяжении периода выполнения работ

11

Конечная сборка

09-10

20

300

50% в начале периода, 50% - в конце

12

Контрольная проверка

10-11

20

200

Вначале периода

Всего

6950

4. Маркетинговый план.

4.1. Конкурентная среда.

В разделе необходимо представить информацию о ситуации в сфере экономической деятельности, в которой планируется реализация проекта, в части основных аспектов ее состояния (экономическое ситуация и перспективы ее развития, ситуация с энергоресурсами, существующее состояние с сырьем и материалами, а также источниками их поставок, состояние и тенденции развития технологии, развитие рынка капитала, социальное развитие территории и тенденции изменения занятости, экология, ситуация в сфере законодательства и другое).

Охарактеризовать конкурентную среду, наличие компаний-монополистов или таких, которые занимают доминирующую позицию на рынке, сегментация (разделение) рынка между конкурентами.

Необходимо привести информацию о предприятиях, которые производят подобную продукцию (услуги) и осуществляют ее сбыт на тех же рынках, необходимо также привести общую сравнительную характеристику качественных и количественных показателей произведенной продукции, особенности продукции предприятия и предложения по повышению ее конкурентоспособности.

После определения главных конкурентов, необходимо проанализировать их и свои сильные и слабые стороны, с использованием данных SWOT-анализа, который представляет собой определение сильных и слабых сторон предприятия, возможности и угрозы, которые учитываются при разработке маркетингового плана.

При осуществлении сравнительного анализа сильных и слабых сторон необходимо уделить внимание характеристикам, показателям, которые наиболее важны с позиции покупателей. Среди критериев, которые необходимо учитывать при оценке сильных и слабых сторон предприятия и его конкурентов, следует обозначить такие как монополия на определенную технологию производства, уровень качества и цен, возможность сервисного обслуживания, гибкость при исполнении специальных желаний потенциальных покупателей, скорость поставки товара и выполнения заказов, надежность поставки определенного объема товара и соблюдение ее сроков, квалификация сотрудников, которые работают непосредственно с покупателями.

Каждый критерий оценивается от 0 (наиболее слабые позиции на рынке) до 5 (доминирующие позиции на рынке) балов, как для предприятия, так и для основных его конкурентов.

Для проведения экспертной оценки определенных критериев, предприятие формирует группу из наиболее квалифицированных специалистов и привлекает внешних консультантов.

Результаты такого анализа могут быть приведены в таблице 8.

Анализ конкурентной среды

Таблица 8

Критерий

Предприятие

Конкурент 1

Конкурент 2

Конкурент 3

И т.д.

преиму-

щества

недо-

статки

преиму-

щества

недо-

статки

преиму-

щества

недо-

статки

преиму-

щества

недо-

статки

4.2. Анализ рынков сбыта продукции.

В разделе необходимо указать предполагаемое положение предприятия на рынке сбыта и предложения касательно его улучшения в будущем, предложения по сервисному обслуживанию реализованной продукции.

Необходимо представить характеристику основных и дополнительных рынков и их сегментов, на которых будет работать предприятие, их размеры, важнейшие тенденции и прогнозные изменения. Кроме того, следует отобразить средства коммуникации, ориентиры для цен и валовой прибыли, цикл покупок.

Характеристика рынков и их сегментов должна содержать информацию о наименовании рынка и его сегментов, сведения о предприятиях-производителях, которые работают на данном рынке, о количестве потребителей, об объемах, которые приходятся на отдельных потребителей, о географической концентрации потребителей, о спросе на продукцию и изменения на него.

Кроме того, дается информация о емкости рынка, как максимально возможном объеме сбыта данной продукции. Емкость рынка определяется объемом (в физических единицах или стоимостном выражении) проданных на нем товаров на протяжении года. При оценке емкости берут во внимание национальное производство, к которому прибавляют объем импорта данной продукции и вычитают объем экспорта.

Необходимо также представить характеристику размеров рынка сбыта продукции. Если сфера сбыта охватывает территорию области, района, города, то это местный товарный рынок, если всю национальную территорию, то это «рынок страны».

Описание проникновения на рынок должно содержать в себе информацию о принципах проникновения и положение предприятия на данном рынке (устойчивое - неустойчивое).

Запланированные объемы реализации привести в виде таблицы 9.

Запланированные объемы реализации продукции по годам

(в натуральном и стоимостном выражении)

Таблица 9

Наименование продукта / продукции

Единица измерения

Всего

Год

1

2

3

n

4.3. Стратегия маркетинга.

Реализация стратегии маркетинга осуществляется через: формирование цены продукта; определение схем каналов сбыта продукции, выбор средств организации рекламной кампании.

Необходимо описать стратегию предприятия в области цен и сравнить ее с ценами основных конкурентов. Дать объяснения в какой степени установленные цены помогут: проникнуть на рынок; сберечь и увеличить долю рынка в условиях конкуренции; получить достаточную прибыль.

Необходимо показать правильность выбранной ценовой стратегии и расхождения между ценами предприятия и ценами конкурирующих компаний с позиций приобретения потребителями дополнительных ценностей в виде новизны, качества и т.п.

Охарактеризовать ценовую стратегию с позиций взаимосвязи цены, части рынка и прибыли. Например, более высокая цена может уменьшить объем продаж, но дать в результате более высокую прибыль. Если цена продукта ниже цены конкурентов, объяснить, как при этом можно сберечь прибыльность своего производства (с помощью большого объема продаж, благодаря высокой эффективности производства, низкой стоимости труда и материалов, невысокими накладными затратами). Указать какие-либо скидки со стоимости, которые позволят стимулировать реализацию продуктов и услуг.

По тактике реализации продукции, необходимо описать способы реализации (собственная торговая сеть, торговые представительства, посредники), которые могли бы быть использованы как в ближайшее время, так и в долгосрочной перспективе.

Включить также описание специальных требований для реализации продукта. Проанализировать сравнительную эффективность различных методов реализации, включая специальную политику, которая касается скидок и т.п., в сравнении с тактикой конкурентов в этой области.

Если используется собственная торговая сеть, показать ее структуру. Показать, какой объем будет приходиться на одного продавца в год, и какую заработную плату он будет получать. Составить смету затрат на реализацию продукции. Также привести схемы каналов распределения на пример нижеприведенных:

Производитель – потребитель;

Производитель – розничный торговец – потребитель;

Производитель – оптовый торговец - розничный торговец – потребитель;

Производитель – оптовый торговец – мелкооптовый торговец – розничный торговец – потребитель.

Составным элементом плана маркетинга является план проведения рекламной кампании. В процессе его разработки необходимо:

- четко определить конкретные цели и задачи рекламной деятельности фирмы;

- принять решения о способах распространения рекламной информации;

- составить бюджет затрат а рекламу.

В таблице 10 приведен пример формы бюджета затрат на рекламу. Форма бюджета дает возможность найти ответы сразу на несколько важных вопросов относительно организации рекламной компании, а именно:

- какие из средств рекламы предприятие предполагает использовать;

- каким видам средств распространения рекламной информации будет отдано преимущество;

- сколько будет стоить организация рекламной компании;

- как эти затраты будут распределены по отдельным периодам

Бюджет затрат на рекламу

Таблица 10

Виды средств распространения рекламной информации

Год

1

2

n

1 кв.

2 кв.

3кв.

4кв.

Реклама в СМИ

Печатная реклама

Реклама в «Internet»

Прямая реклама

Другие виды рекламы

Всего

5. Финансовые расчеты.

5.1. План капиталовложений.

В виде таблицы необходимо представить информацию об объемах капиталовложений на покупку оборудования, на приобретение помещений, на проведение строительных работ таблица 11. Указать сроки осуществления капитальных вложений.

План капиталовложений

Таблица 11

тыс. грн.

Показатели

1

2

n

Всего на срок реализации

1кв.

2 кв.

3 кв.

4 кв.

Объемы капиталовложений на покупку оборудования

Объемы капиталовложений в строительство

Объемы капиталовложений на приобретение помещений

Всего

5.2. Перечень необходимого оборудования производимого на территории Украины.

В случае если необходимое оборудование производится на территории Украины, на основе приведенного обоснования количества необходимого производственного оборудования и вспомогательной техники, привести его перечень, с указанием стоимости и сроков поставок в период реализации проекта (таблица 12).

Необходимое оборудование и комплектующие для реализации проекта

Таблица 12

№ п/п

Наименование

Единица измерения

Цена единицы

Количество на проект

Годы выполнения проекта

1-5 годы

1 кв

2 кв

3 кв

4 кв

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

1. Оборудование

2. Комплектующие

5.3. Перечень необходимо оборудования поставляемого по импорту.

В случае если оборудование предполагается ввозить по импорту, также на основе приведенного обоснования количества необходимого производственного оборудования и вспомогательной техники, требуется привести его перечень, с указанием стоимости и периодичности поставок на срок реализации проекта, с указанием страны производителя (таблица 13).

Номенклатура ввоза в Украину новых оборудования, комплектующих устройств, которые не производятся в Украине, необходимых для реализации проекта

Таблица 13

п/п

Наименование

Код

УКТВЭД

Единица измерения

Количество

Ориентированная

стоимость товару,

тыс. грн.

(справочно)

Страна -

поставщик

(справочно)

1

2

3

4

5

6

7

1. Оборудование

2. Комплектующие

5.4. Запланированный объем реализации инновационной продукции.

Необходимо привести в форме таблицы предполагаемый объем реализации продукции в натуральном и стоимостном выражении, с разбивкой по годамедполагаемой реализации продукциидится на територии е строительных работех же рынках, что и предприятие.циив сфере.

Запланированные объемы реализации продукции по годам

Таблица 14

Период

Объем реализации

в тому числе экспорт

количество,

ед.

цена за ед.

(без НДС)

стоимость

(без НДС)

стоимость

(с НДС)

количество, ед.

стоимость,

(без НДС)

1

2

3

4

5

6

7

Инновационный продукт № 1, 2 и др.

1 год

2 год

3 год

4 год

5 год

1-5 годы

6-10 годы

ВСЕГО

5.5. Смета затрат и источники их финансирования.

В виде таблицы требуется представить все затраты связанные с реализацией проекта на срок его реализации, также указать источники их финансирования, такие как: средства инвесторов; собственные средства; кредитные ресурсы; средства государственного бюджета; средства от реализации продукции и другие (таблица 15).

Смета затрат по проекту

Таблица 15

тыс. грн.

п/п

Наименование статей затрат

1

2

n

Всего на срок реализации

1 кв.

2кв.

3кв.

4кв.

Всего

Источники финансирования:

Собственные средства (в том числе заемные)

Средства спецсчета

Средства инвесторов

Государственная финансовая поддержка

Другие источники

5.6. Расчет себестоимости единицы продукции.

Калькуляцию себестоимости необходимо привести отдельно по видам выпускаемой продукции. Калькуляция может проводиться укрупнено, исходя из принятых на предприятии норм затрат на единицу произведенной продукции, или путем прямой калькуляции расчетов исходя из норм ресурсов (таблица 16).

Расчет плановой себестоимости единицы продукции

Таблица 16

тыс. грн.

п/п

Наименование составной части затрат

1

2

n

1

2

3

4

5

6

Инновационный продукт 1,2 и т.д.

1

Материалы и комплектующие

2

Зарплата работников

3

Начисление на зарплату

4

Энергоресурсы

5

Общепроизводственные затраты

6

Производственная себестоимость

7

Амортизация

8

Проценты по кредитам

9

Внепроизводственные затраты

10

Полная себестоимость

5.7. Расчет таможенной пошлины.

В случае если проектом предусмотрено импорт оборудования, комплектующих, материалов, привести табличный расчет таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость с разбивкой на срок реализации проекта (таблица 17).

Расчет таможенной пошлины и НДС по проекту

Таблица 17

п/п

Наиме

но

вание

Код

УКТ

ВЭД

Един

ица измер

ения

Цена за единицу, тыс. грн. (справочно)

Ставка пошл

ины

Пошлина по годам

НДС по годам

1-й

1-5-й

1 кв

2 кв

3 кв

4 кв

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

1. Оборудование

ВСЕГО

2. Комплектующие

Всего

3. Материалы

Всего

по импорту

5.8. Ведомость о доходах и расходах.

Ведомость о доходах и расходах отображает операционную (производственную) деятельность предприятия и показывается ее эффективность (покрытие производственных затрат доходами от реализации произведенной продукции), полученная прибыль. Пример составления отчета о доходах и расходах приведен в таблицы 18.

Ведомость о доходах и расходах

Таблица 18

тыс. грн.

п/п

Строка

1 год

2

n

1 кв.

2кв.

3кв.

4 кв.

1

Валовой объем продаж с учетом потерь

2

Чистый объем продаж

3

Материалы и комплектующие

4

Сдельная зарплата

5

Суммарные прямые издержки

3+4

6

Валовая прибыль

1-5

7

Налог на имущество

8

Административные издержки

9

Производственные издержки

10

Маркетинговые издержки

11

Зарплата административного персонала

12

Зарплата производственного персонала

13

Зарплата маркетингового персонала

14

Суммарные постоянные издержки

7+..+13

15

Амортизация

16

Проценты и кредиты

17

Суммарные непроизводственные издержки

15+16

18

Другие доходы

19

Другие издержки

20

Убытки предыдущих периодов

21

Прибыль до выплаты налога

6-14-17--19-

-20+18

22

Налогооблагаемая прибыль

23

Налог на прибыль

24

Чистая прибыль

22-21

25

Чистая прибыль с накоплением

24(1)

24(1+2)

24(1+2+3)

Для построения таблицы «Ведомость о доходах и расходах» формируются данные по расходам и поступления за каждый период проекта и за весь период с начала до текущего момента. Поступления проекта формируются по данным планируемых продаж по каждому виду продукции (услуг). Расходы по проекту определяются как сумма всех затрат, связанных с организацией выпускаемой продукции (услуг).

5.9. Расчет Кэш-фло.

В виде таблицы формируется отчет о движении денежных средств (кэш-фло), где анализируются три отдельных направления движения денежных средств в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности IAS: от операционной, инвестиционной и финансовой деятельности. Каждое из направлений деятельности представлено отдельным расчетом с расшифровкой всех затрат и поступлений (таблица 19).

План движения денежных средств

Таблица 19

тыс. грн.

 

 

 

Строка

1 год

2

n

Поступления от продаж

1 кв.

2кв.

3кв.

4 кв.