Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 20

 

Поиск            

 

Рекомендации методические по подготовке и проведению лекции title> <meta http-equiv="Content-Type" content="text/html; charset=windows-1251"> <!--Last-Modified: Fri, 01 Aug 2014 04:58:04 GMT//--> <script type='text/javascript'> <!-- var adscode=new Array; var adshitid=new Array; var adshitimg=new Array; function ads_hit(hitid, placeid) { adshitimg[placeid]=new Image(1, 1); adshitimg[placeid].src='/ads.html?action=hit&hitid='+hitid+'&place_id='+placeid+'&rand='+Math.random(); } //--> </script><link rel='icon' href='/favicon.ico' type='image/x-icon'> </head> <script type="text/javascript"><!-- google_ad_client = "ca-pub-2597429067628405"; /* реклама блок сверху */ google_ad_slot = "3683405487"; google_ad_width = 728; google_ad_height = 90; //--> </script> <script type="text/javascript" src="/pagead/show_ads.js"> </script> <table class="MsoTableGrid" border="1" cellspacing="0" cellpadding="0" style="border-collapse: collapse; border: medium none"><tr><td width="798" valign="top" style="width: 478.55pt; border: medium none windowtext; padding-left: 5.4pt; padding-right: 5.4pt; padding-top: 0cm; padding-bottom: 0cm"> <p class="MsoNormal" align="center" style="text-align:center">  </p> <p class="MsoNormal" align="center" style="text-align:center"> <span style="font-size:14.0pt"> <span style="font-size:14.0pt"></span></a></span>             <span style="font-size:14.0pt"> <script> (function(i,s,o,g,r,a,m){i['GoogleAnalyticsObject']=r;i[r]=i[r]||function(){ (i[r].q=i[r].q||[]).push(arguments)},i[r].l=1*new Date();a=s.createElement(o), m=s.getElementsByTagName(o)[0];a.async=1;a.src=g;m.parentNode.insertBefore(a,m) })(window,document,'script','//www.google-analytics.com/analytics.js','ga'); ga('create', 'UA-57493024-2', 'auto'); ga('send', 'pageview'); </script> <table width='997'><tr> <TD width='996' colspan=3 style='border-style:solid; border-width:1px; padding-right:3px; padding-left:3px; background-image: url('themes/bestref/images/frame_bg2.gif'); background-position: left bottom; background-repeat: repeat-x'><index> <h1><font size="3">Рекомендации методические по подготовке и проведению лекции h1> <table width='100%' class='list_table'> <tr> <td class='border_cell'> </td></tr> <tr> <td valign='top' width='70%' class='border_cell'> <p style="text-align:center;"><b>Методические рекомендации по подготовке и проведению лекции</b> </p> <p> </p> <p><b>Лекции</b> составляют основу теоретического обучения и дают систематизированные основы научных знаний по дисциплине, раскрывают состояние и перспективы развития соответствующей области науки, концентрируют внимание обучающихся на наиболее сложных и узловых вопросах, стимулируют их активную познавательную деятельность и способствуют формированию творческого мышления.</p> <p>Ведущим методом в лекции выступает устное изложение учебного материала, сопровождающееся демонстрацией видеофильмов, схем, плакатов, показом моделей, приборов, макетов, использование мультимедиа аппаратуры.</p> <p>Лекции читаются заведующими кафедрой, профессорами, доцентами и старшими преподавателями, как правило, для лекционных потоков. В порядке исключения к чтению лекций допускаются наиболее опытные преподаватели и ассистенты, имеющие учёную степень или педагогический стаж не менее пяти лет.</p> <p>Лекция является исходной формой всего учебного процесса, играет направляющую и организующую роль в самостоятельном изучении предмета. Важнейшая роль лекции заключается в личном воздействии лектора на аудиторию.</p> <p style="text-align:center;"><b> </b> </p> <p style="text-align:center;"><b><i>Основные требования к лекции</i> </b> </p> <p>· Глубокое научное содержание.</p> <p>· Творческий характер.</p> <p>· Информационная насыщенность.</p> <p>· Единство содержания и формы.</p> <p>· Логически стройное и последовательное изложение.</p> <p>· Яркость изложения.</p> <p>· Учёт характера и состава аудитории.</p> <p style="text-align:center;"><b> </b> </p> <p style="text-align:center;"><b><i>Типы лекций</i> </b> </p> <p>1. <b><i>Учебно-программная лекция </i> </b> освещает главные, узловые вопросы темы</p> <p>2. <b><i>Установочная лекция </i> </b> своей задачей ставит организационную работу слушателей по изучению предмета. </p> <p>3. <b><i>Обзорная лекция </i> </b> читается на заключительном этапе изучения или курса.</p> <p>Основное внимание в лекции сосредотачивается на глубоком, всестороннем раскрытии главных, узловых, наиболее трудных вопросов темы. Уже на начальном этапе подготовки лекции преподаватель решает вопрос о соотношении материалов учебника и лекции. Он выделяет из учебника ведущие проблемы для более глубокого и всестороннего раскрытия их в лекции.</p> <p>Важным этапом является определение организационной структуры лекции, распределение времени на каждый вопрос, вводную часть и заключение.</p> <p><b> </b> </p> <p style="text-align:center;"><b><i>В ходе подготовки лекции необходимо:</i> </b> </p> <p>· Определить основное содержание и расположение материала.</p> <p>· Продумать: где, как, в какой мере использовать методологические положения ведущих учёных; как использовать документы и другие материалы; в какой мере и как осуществить связь с задачами образования; где и в какой степени расположить материал воспитательного характера; какие предложить методические советы по самостоятельной работе студентов;</p> <p>· Как лучше использовать мультимедиа, наглядные пособия, поясняющие какие-то основные, принципиальные положения лекции.</p> <p style="text-align:center;"><b><i>Педагогическая деятельность преподавателя</i> </b> </p> <p>В круг задач лектора входят:</p> <p>1. Установление и поддержание контакта с аудиторией</p> <p>2. Создание у слушателей интереса к предмету лекции</p> <p>3. Достижение убедительности речи</p> <p>4. Эмоциональное воздействие на слушателей</p> <p>5. Применение наглядных пособий (мультимедиа, фантомов, приборов и т.п.)</p> <p>6. Соблюдение некоторых правил на трибуне</p> <p><b> </b> </p> <p style="text-align:center;"><b><i>Начало лекции</i> </b> </p> <p>Лектор должен сообщить чётко, ясно, не торопясь, название темы лекции, дать возможность слушателям записать его.</p> <p>Затем изложить вводную часть, в которой сказать:</p> <p>· О роли и месте данной темы в курсе;</p> <p>· Дать краткую характеристику литературы;</p> <p>· Сообщить о распределении времени на тему;</p> <p>· Если не первая лекция по теме, то провести связь с предшествующей лекцией.</p> <p>Далее сообщить план лекции, также дав возможность студентам записать вопросы. Перед изложением каждого вопроса <b>его надо называть. </b> Завершается рассмотрение вопроса небольшим выводом. Большую помощь в обобщении и фиксировании материала оказывает сопровождение объяснен6ия демонстрацией материала с помощью мультимедиа аппаратуры.</p> <p>Начало лекции имеет большое значение для установления контакта с аудиторией, для возбуждения у слушателей интереса к теме. В этих целях можно использовать яркий пример или остро поставленный вопрос, подчеркнуть теоретическое и практическое значение данной темы в тематическом плане курса и в практической деятельности.</p> <p><b> </b> </p> <p><b><i>Поддержание внимания слушателей на протяжении всей лекции достигается</i> </b> :</p> <p>· Логикой изложения материала.</p> <p>· Глубиной содержания материала.</p> <p>· Чётким формулированием положений.</p> <p>· Использованием в лекции новых интересных данных.</p> <p>· Использование мультимедиа.</p> <p>· Включение в лекцию материалов из практической деятельности.</p> <p>Созданию непринужденной, творческой обстановки на лекции способствует тактичное обращение преподавателя к опыту аудитории, когда он ставит студентов в определённую ситуацию, дающую им возможность самим прийти к необходимым выводам.</p> <p>Лектору следует избегать слов-сорняков и в то же время канцеляризмов в ходе чтения лекции.</p> <p>Одним из сложных вопросов методики чтения лекции является обращение с текстом. Привязанность к тексту вследствие плохой подготовки, недостаточного владения материалом приводит к ослаблению связи с аудиторией. В то же время не следует, не владея соответствующими навыками, пытаться проводить лекцию без текста, по памяти. При этом допускаются ошибки, повторения, ослабление логической нити рассуждения, пропуски отдельных важных положений темы и т.п.</p> <p><b><i>Важное условие успеха – интонация и выразительность речи, оптимальность её ритма и темпа, включение элементов юмора и т.п.</i> </b> </p> <p>Определяя ритм и темп речи, преподаватель учитывает, что слушатели записывают основные положения, поэтому изменением голоса, паузами, ударениями он облегчает слушателям усвоение логики лекции, даёт возможность записать основные тезисы.</p> <p style="text-align:center;"><b> </b> </p> <p style="text-align:center;"><b><i>Заключительная часть лекции</i> </b> </p> <p>В ней обобщаются наиболее важные, существенные вопросы лекции; делаются выводы, ставятся задачи для самостоятельной работы.</p> <p>Существует твёрдый порядок, требующий, чтобы в конце лекции преподаватель оставил несколько минут для ответов на вопросы.<b> </b> </p> <p class=MsoNormal> </p> <p class=MsoNormal> </p> <p class=MsoNormal>  </p> </div> </body> </html>