Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 20

 

Поиск            

 

Рекомендации методические к остальным месяцам года вы найдёте на нашем сайте. Уважаемые читатели, предлагаем вашему вниманию

 

             

Рекомендации методические к остальным месяцам года вы найдёте на нашем сайте. Уважаемые читатели, предлагаем вашему вниманию

Уважаемые посетители сайта, предлагаем вашему вниманию методические рекомендации к юбилейным датам июля 2007 года.

Методические рекомендации к остальным месяцам года вы найдёте на нашем сайте.

Уважаемые читатели, предлагаем вашему вниманию Календарь знаменательных и памятных дат. 2007 год, 3 квартал. В ближайшее время появится продолжение. Будем рады прочитать ваши отзыва в «Гостевой книге». Составители.

И Ю Л Ь

2 июля – Международный день спортивного журналиста

День спортивного журналиста отмечается ежегодно 2 июля. В этот день 1924 года в Париже была образована Международная ассоциация спортивной прессы (АИПС), которая сегодня объединяет почти полторы сотни национальных союзов.

Спорт во все времена был и остается той объединяющей силой, которая сплачивает не только отдельных людей, но и целые страны и континенты. Миротворчество, дух честной борьбы, стремление к здоровому образу жизни - эти слагающие современного спорта объединяют в себе лучшее из того, что человечество достигло за время своего существования.

Первая суббота июля – Международный день кооперативов

В 1992 году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила первую субботу июля 1995 года Международным днем кооперативов. В этот день отмечалось столетие Международного кооперативного альянса – объединения организаций, насчитывающих более 760 миллионов членов в ста странах мира. В 1994 году Ассамблея, признавая, что кооперативы становятся одним из необходимых факторов социально – экономического развития, предложила правительствам и международным организациям отмечать этот день ежегодно.

2 июля – 130 лет со дня рождения Гессе Германа (Хессе) (1877-1962), швейцарского писателя, Нобелевского лауреата 1946 г., за роман «Игра в бисер»

Родился будущий писатель в городке Кальв земля Вюртемберг в Германии в семье миссионеров-пиетистов, издателей богословской литературы.

В 1890 поступил в латинскую школу в Геппининге, затем перевелся в протестантскую семинарию в Маульбронне – родители надеялись, что сын станет теологом. После попытки побега был исключен из семинарии. Сменил несколько школ.

В одном из юношеских писем Гессе признавался, что не находит себя в религиозном служении, и, если выбирать, он предпочел бы стать поэтом.

После школы работал в издательстве отца, был подмастерьем, учеником книготорговца, часовщиком. В 1895–1898 – помощником продавца книг в университетском Тюбингене. В 1899 переехал в Базель, работал продавцом книг, писал. Присоединился к обществу начинающих литераторов «Маленький кружок» (Le Petit Cenacle).

Первый опубликованный поэтический сборник «Романтические песни» (1899) не вызвал одобрения его благочестивой матери из-за светского содержания. Подобно первому, второй сборник коротких рассказов и стихотворений в прозе «Час после полуночи» (1899) был выдержан в традициях классического немецкого романтизма с мотивами исповедальности, одиночества, поиска гармонии с природой; позднее в поэзии все явственней звучала вера в могущество человеческого духа.

В 1931 приступил к работе над своим шедевром – романом «Игра в бисер».

В повести «Паломничество в Страну Востока» (1932), напоминающей романтическую сказку, полную символов и реминисценций, описан магический образ Братства – тайного общества единомышленников, стремящихся достичь вершин духа и проникнуть в тайну бытия.

Роман «Игра в бисер» был опубликован в Швейцарии в 1943 г. в разгар Второй мировой войны. В центре – метафора культуры как игры, «игры в бисер». Речь идет о перевоссоздании культуры на основе уже имеющихся достижений человечества. Образ Касталии 25 века и игры в бисер – прообразы идеального государства и места в нем духовной культуры. К требованиям самодисциплины ордена «игроков в бисер» относятся ответственность, сосредоточенность, совершенствование своей способности к внутри- и межкультурной коммуникации и передаче навыков своего искусства ученикам. Ставится проблема «правильного соотношения» мирского бытия и аскезы, отношений государства и церкви и т.д. Судьбы культуры рассматриваются в романе сквозь призму автобиографии «магистра игры в бисер» Йозефа Кнехта. В контексте замысла книги повторяются темы прежних романов – ученичество, дружба единомышленников, поиск себя в мире культуры, способность находить гармонию между противоположностями и т.д. Роман вобрал в себя и наиболее важные жизненные впечатления Гессе – черты братства общины его родителей-пиетистов, учебу в семинарии, становление его как писателя и мастера и т.д.

Нобелевская премия 1946 по литературе была присуждена Гессе «за вдохновенное творчество, в котором все с большей очевидностью проявляются классические идеалы гуманизма, а также за блестящий стиль», «за поэтические достижения человека добра – человека, который в трагическую эпоху сумел защитить истинный гуманизм».

Последние годы писатель безвыездно жил в Швейцарии. Умер в Монтаньоле 9 августа 1962 во сне от кровоизлияния в мозг; похоронен в Сан-Аббондино.

Награжден Цюрихской литературной премией Готтфрида Келлера, Франкфуртской премией Гете, премией Мира Западногерманской ассоциации книгоиздателей и книготорговцев и т.д.; был почетным доктором Бернского университета.

До выхода романа «Игра в бисер» был известен в основном немецкоязычным читателям и узкому кругу знатоков литературы в других странах. В 1960–1970-е его популярность вышла за пределы элитарных кругов – «Игра в бисер» была признана «культовым» произведением в молодёжной среде. Роман был популярен среди хиппи США, где под руководством Тимоти Лири для тех, кого интересовали эксперименты по «расширению» сознания, была создана община под названием Касталия.

Книги Гессе переводились на многие языки мира, в том числе на русский, и в России его сочинения весьма популярны.

- Залатухіна,В. "Прыступкамi ўгару павінны йсці мы..." / В. Залатухіна, Е. Лявонава // Роднае слова. - 2002. - N10. - С.21-23.

- Васильева,Н. Гессе-художник / Н. Васильева // Иностранная литература. - 2004. - N10. - С.232-234.

2 ліпеня – 85 гадоў з дня нараджэння Вагнера Генрыха Матусавіч (н. 1922), беларускага кампазітара

Генрих Матусович Вагнер - известный белорусский композитор, выдающийся педагог-музыкант, долгие годы проработавший на музыкально-педагогическом факультете БГПУ им. М. Танка, внесший огромный вклад в дело профессиональной подготовки учителей музыки. За большой личный вклад в развитие музыкального искусства, активную общественную деятельность композитор Вагнер Генрих Матусович награжден медалью Франциска Скорины в 1998 году.

- Аладава,Р. Музычны свет Генрыха Вагнера / Р. Аладава // Роднае слова. - 2002. - N7. - С.86-88.

- Бандарэнка,К. Творчасць Петруся Броўкi ў беларускай музыцы / К. Бандарэнка // Роднае слова. - 2000. - N6. - С.80-81.

3 ліпеня – Дзень Незалежнасці Рэспублікі Беларусь (Дзень Рэспублікі)

3 июля — главный праздник белорусской государственности — День Независимости Бе­ларуси, День Республики. Сегодня эта дата приобретает особую значимость. Глубоко сим­волично, что День Республики — это День осво­бождения Беларуси от немецко–фашистских захватчиков. Ровно 60 лет отделяет нас оттого памятного дня, когда советские войска вместе с белорусскими партизанами освободили от оккупантов нашу столицу — город Минск. И если бы наш народ не проявил могучую энер­гию сопротивления, не встал на защиту Роди­ны в Великой Отечественной войне, не осво­бодил вместе с братскими народами Советс­кого Союза нашу землю, мы бы никогда не обрели свою независимость. Есть историчес­кая справедливость и закономерность в том, что этот день по волеизъявлению народа стал официально Днем Независимости Республики Беларусь, Днем Республики. Отмечая эту слав­ную юбилейную дату, мы обращаемся в про­шлое, к истокам белорусской государствен­ности, оцениваем достигнутое, намечаем но­вые рубежи, строим новые планы.

Белорусская государственность име­ет свои глубокие истоки. Они восходят к истории Полоцкой земли и Великого княже­ства Литовского, героям Грюнвальдской битвы и восстания Кастуся Калиновского. Идеи бе­лорусской государственности неразрывно свя­заны с идеями славянского единства, братства и сотрудничества народов. Они проявились в подвижнической деятельности многих славных сынов Беларуси, воплощались в творчестве Франтишека Богушевича, Янки Купалы, Якуба Колоса, Максима Богдановича.

Провозглашенная 1 января 1919 года БССР стала первым реальным национальным белорусским государством. При всей ограни­ченности суверенитета в советский период БССР отнюдь не была фикцией. Первый опыт строительства белорусской государственнос­ти имел огромное значение для развития бе­лорусского народа на протяжении всего XX века. Впервые в истории народным волеизъявлением были созданы реально действующий аппарат государственной власти, национальная система просвещения, образования и культу­ры, накоплен крупный экономический потен­циал. Большой вклад в государственное, хо­зяйственное и культурное строительство вне­сли Александр Червяков, Дмитрий Жилунович, в послевоенное время — Кирилл Мазуров, Петр Машеров.

Суровым экзаменом на мужество и проч­ность нашего народа стала Великая Отече­ственная война. Все 1418 огненных дней и ночей — от первого до последнего выстрела той войны — наша многострадальная Бела­русь оказывала беспримерное в истории че­ловечества сопротивление агрессору, который в то время представлял собой ударный отряд международного терроризма Эта война не была войной только вооруженных сил двух сторон. Для Беларуси она стала всенарод­ной — Отечественной — войной против угро­зы фашистского порабощения и физического уничтожения наших народов.

В истории не было такого массового партизанского движения подобного тому, ко­торый развернулся в Беларуси против немец­ко–фашистских захватчиков Во время фашис­тской оккупации 60 процентов нашей терри­тории контролировались партизанскими от­рядами. Благодаря решительным действиям Советской Армии, партизанскому движению белорусский народ сохранился в качестве самостоятельного этноса.

Память о минувшей войне до сих пор отзывается болью почти в каждой белорус­ской семье. Мы не можем, не имеем права забывать о павших на поле боя, погибших в фашистских застенках, концентрационных ла­герях, пропавших без вести. На территории Беларуси погибло около миллиона бойцов, командиров, партизан и подпольщиков. Фа­шистами было уничтожено около 3 миллионов человек гражданского населения и военноп­ленных. Вот почему идеи Независимости, Су­веренитета и Свободы являются и будут являться для нас священными. Вклад белорус­ского народа в борьбу против фашизма при­знан мировым сообществом. Беларусь по пра­ву стала одним из основателей и членом Организации Объединенных Наций.

Великая Отечественная война нанесла такой урон Беларуси, что республику пришлось восстанавливать заново. И это был подвиг трудовой — равный подвигу военному! За пос­левоенные годы наш народ не только поднял страну из руин, но и превратил ее в индустри­ально развитую республику. Это стало возмож­ным при помощи советских республик, входив­ших тогда в единую братскую семью наро­дов

Однако обострившиеся противоречия внутри административно–командной системы привели к возникновению кризисных явлений в обществе, потребовали серьезного рефор­мирования. Набиравшие силу центробежные процессы привели к развалу СССР.

Это крайне негативно сказалось на раз­витии экономики, культуры и науки. Б то же время открылись новые возможности, связан­ные с демократизацией всего общества, фор­мированием рыночных отношений. Перед рес­публикой стали новые задачи по реализации суверенитета, чтобы занять достойное место в мировом сообществе.

Сегодня становится очевидным, что выб­ранный нами путь развития полностью оправ­дал себя. Сегодня многие говорят и признают белорусскую модель развития. Все, что се­годня мы имеем в экономике, в социальной сфере, результат того, что мы все эти годы шли своим путем, мы жили свои умом.

Наш курс остается прежним — создание социально ориентированной рыночной эконо­мики с адекватной инфраструктурой, действен­ным механизмом государственного и рыноч­ного регулирования, обеспечивающим воспри­имчивость к научно–техническому прогрессу. Именно наш подход в наибольшей степени отвечает традициям белорусского народа, ин­тересам граждан. Он предполагает, что ре­шение даже самых сложных социально–экономических проблем общества должно про­ходить с наименьшими социальными издержками.

Белорусская модель включает в себя следующие характерные черты: повышение эффективности государственной власти; развитие в экономике частного сектора наряду с государственным; интеграционные процессы со странами СНГ, прежде всего с Россией; сильная социальная политика.

Эта модель оправдала себя, выдержала испытание временем, получила поддержку народа. Об этом свидетельствуют, например, данные о развитии народного хозяйства за 5 ме­сяцев этого года. Валовой внутренний продукт увеличился на 10,2 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Объем выпуска продукции промышленного производ­ства вырос на 14,4, сельского хозяйства — на 5,5 процента. Правда, за май потребительс­кие цены выросли на 0,7 процента после ро­ста за апрель на 1,3 процента. В целом же за январь — май 2004 года потребительские цены в республике выросли на 7 процентов против 12,5 процента за январь — май 2003 года. Безусловно, рост цен не может беспоко­ить нас.

Все это свидетельствует о том, что жизнь не стоит на месте, она предъявляет новые тре­бования, прежде всего в экономике, заставляет искать новые, порой нестандартные и нетра­диционные решения. Наша белорусская модель развития требует обогащения новым со­держанием, новыми идеями. Чтобы не оказаться на обочине европейской цивилизации, мы дол­жны, опираясь на собственные силы и тради­ции, впитывать все лучшее, что дает нам миро­вой опыт.

Естественно, благосостояние народа во многом зависит от состояния нашей экономи­ки. 2004 год объявлен годом ускорения и качества. Сегодня ведется це­ленаправленная работа по выполнению напряженных прогнозных показателей, утвержден­ных на этот год. Десятипроцентный рост ВВП в этом году — задача реальная. Итоги пяти месяцев — подтверждение этого.

Время неумолимо идет вперед. Сегодня в строю — внуки и правнуки солдат Победы. Им трудиться в двадцать первом веке. На их плечи ляжет вся ответственность за Беларусь. Сплоченность общества, добросовестный труд, самоотдача каждого — вот основа благосос­тояния людей и национальной безопасности государства.

Сегодня Беларусь - суверенное, европейское государство, проводящее миролюби­вую политику. Мы хотим, чтобы над нашим Отечеством было чистое и ясное небо. Имен­но поэтому мы не делим мир на угодные и неугодные государства, для нас все страны – это наши потенциальные партнеры.

Мы стремимся к равноправному сотрудничеству со всеми государствами, но диктата и давления не потерпим, откуда бы они ни исходили. Нас это заставляет делать память о тех, кто погиб в годы минувшей войны. Следуя принципу "держать порох сухим", Беларусь и впредь намерена обеспечивать свою внешнюю бе­зопасность за счет политических инструмен­тов. Ни с одним государством мира у нас нет споров и противоречий, которые угрожали бы интересам нашей страны.

Независимость имеет одну, но очень важную особенность: ее постоянно, ежедневно необходимо укреплять. Это — не эмблема, не знак, а процесс, который гарантируется Конституцией, законами, мощной армией, эффективной экономикой. Наше государство еще очень молодое. В этом есть свои плюсы и свои минусы. Есть перспектива совершенствования. У нашего народа есть для этого воля и желание.

Наши предки дали нам завет - крепить свое государство. Выполнить их завет — наша святая обязанность. Крепкую и цветущую Беларусь мы создаем ежедневным трудом, творческим вдохновением и самоотверженным служением народу.

Президент РБ, Лукашенко А.Г.

- Жабко,Я. Дзень незалежнасцi / Я. Жабко // Пачатковая школа. - 2003. - N7. - С.10.

- Палескі,М. Ідуць Беларусы / М. Палескі // Беларуская думка. - 2003. - N6. - С.9-14.

- Расадзін,С. Дар Незалежнасцi / С. Расадзін // Беларуская думка. - 2003. - N6. - С.3-8.

-

6 июля – Всемирный день поцелуя

Среди всех международных праздников, учрежденных ООН, самый необычный празднуется сегодня. Это международный День поцелуя. Кто придумал этот день точно никому не известно, но впервые отмечать его стали в Великобритании. После его официального введения в календарь международных дат он стал отмечаться во всем мире.

Празднуется День поцелуя уже более двух десятков лет. Сейчас поцелуй давно уже стал для всего мира культурологическим символом. Во многих странах и городах России в этот день проходят различные конкурсы поцелуев, участники которых имеют шанс выиграть различные призы и подарки. На природу возникновения поцелуя существует несколько взглядов и теорий. Одна из самых красивых заключается в том, что еще древние люди, придумывая поцелуй, верили, будто дыхание содержит душу, и поэтому соединение дыхания целующихся влюбленных есть «свадьба душ».

В этот день все желающие могут "обмениваться своими душами" на полных правах. А два десятка лет назад он был утвержден Организацией Объединенных Наций.
Как появился поцелуй? Большинство знающих людей утверждает, что авторство первого поцелуя не установлено. Он не был изобретен, как электричество или телефон. Он не был назван по имени человека, который первым соединил свои губы и тут же разжал их с характерным звуком, оставив мокрый отпечаток на щеке подруги. Да, в общем-то, не так важно, откуда взялось слово, обозначающее это действие. Гораздо интереснее узнать, почему появилось само действие, но на этот счет ученые антропологи, историки и философы до сих пор не сошлись во мнении. Теорий существует великое множество.

Почему люди целуются? Во-первых, потому что это привито культурой. Почти во всем мире люди, попадая в романтическую ситуацию, чувствуют неосознанную необходимость целоваться. Такое ощущение, что представители противоположного пола запрограммированы на поцелуй и только этого и ждут. Если вы это поймете, то будете получать больше и самих поцелуев, и удовольствия от них.

Эта программа действует изо дня в день. Люди видят актеров, целующихся на экранах телевизоров, в кино и в рекламе, им рассказывают о том, что их друзья целуются с тем-то и тем-то, они видят людей, целующихся на улице. В результате в известных ситуациях поцелуй воспринимается как обязательная их составляющая. Поэтому в романтической ситуации в силу вступает подсознательный стереотип, и люди чувствуют практически непреодолимое желание поцеловаться независимо от того, хотят они этого в действительности или нет.

Известные «целовальщики»:
Некий американец А. Е. Вольфрам из Миннесоты за 8 часов поцеловал 8001 человека 15 сентября 1990 г. во время фестиваля, проходившего в его штате. Таким образом, он ухитрялся целовать нового человека через каждые 3,6 секунды.
Первый поцелуй на экране: 1896 г. - его запечатлели Мэй Ирвин и Джон С. Райе в 30-секундном ролике Томаса Эдисона под названием "Поцелуй".

Самый насыщенный поцелуями фильм: "Дон Жуан" (1926 г., компания "Уорнер Бразерс"). В нем насчитали 191 поцелуй.

Самый долгий поцелуй в истории кино: Реджис Туми и Джейн Ваймен целовались на протяжении 185 секунд в фильме "You’re in the Army Now" ("Ты сейчас в армии", 1940 г.), что занимает 4% всей продолжительности фильма.

6 июля – 130 лет со дня рождения Ремизова Алексея Михайловича (1877-1957), русского писателя

Алексей Михайлович Ремизов родился 24 июня (6 июля) 1877 года в Москве; умер — 26 ноября 1957 года в Париже. Родился в богатой старокупеческой семье. В молодости участвовал в студенческих выступлениях, подвергался репрессиям. Скитался по глухим углам России. Печатался с 1902.

Автор своеобразно стилизованных под «допетровскую» старину книг («Лимонарь, сиречь: Луг духовный», «Посолонь», обе — 1907; «Докука и балагурье», 1914, «Николины притчи», 1917) и драматургических произведений в духе средневековых мистерий («О Иуде, принце Искариотском», 1908; «Бесовское действо», «Царь Максимилиан», оба — 1919). В прозе Ремизова (романы «Часы», «Пруд», оба — 1908; повести «Пятая язва», «Неуёмный бубен») — впечатления детства, удушающей купеческой старины, московского и провинциального фабричного и уличного быта; реальность здесь прослаивается фантастикой, бредовыми видениями.

В революционерах — «переделывателях» жизни Ремизов видел фанатиков и беспочвенных фантазёров («Пруд», «Петушок»). Социальный пессимизм Ремизова выразился в «Слове о погибели земли русской» (опубликовано 1918).

В 1921 Ремизов эмигрировал. Написал за рубежом автобиографические книги: «Взвихренная Русь» (1927), «По карнизам» (1929), «Подстриженными глазами» (1951). В конце жизни проявлял интерес к СССР, принял советское подданство.

Созданный Ремизовым оригинальный стиль «узорчатой», «орнаментальной» прозы в 10—20-е гг. оказал влияние на некоторых писателей (М. М. Пришвин, Е. И. Замятин, Б. А. Пильняк, участники группы «Серапионовы братья»).

- Желвакова,И. Искатель слов и сновидений / И. Желвакова // Наука и жизнь. - 2001. - N10. - С.65-69.

- Федорова,Г.Ю. Лето красное / Г.Ю. Федорова // Читаем, учимся, играем: Сборник сценариев для массовых биб-к. - 2002. - N3. - С.77-80.

6 июля - 120 лет со дня рождения Шагала Марка (1887-1985), живописца

Марк Захарович ШАГАЛ (Chagall) родился 24 июня (7 июля) 1887, Витебск – умер 28 марта 1985, Сен-Поль-де-Ванс, Франция]. Живописец, график, театральный художник, иллюстратор, мастер монументальных и прикладных видов искусства.

Марк Шагал был старшим из десяти детей в семействе мелкого торговца Хацкеля (Захара) Шагала. В 1900-1905 учился в витебском 1-м городском четырехклассном училище. Начальными шагами будущего художника руководил витебский живописец Ю. М. Пэн. В 1907 Шагал отправился в Петербург, поступил в школу Общества поощрения художеств (1907-1908), затем занимался в частной студии С. М. Зейденберга (1908) и школе Е. Н. Званцевой, где его наставниками были М. В. Добужинский и Л. С. Бакст.

Свою художническую биографию Шагал начинал с картины «Покойник (Смерть)», 1908 (масло, Национальный музей современного искусства, Париж); в 1909 были написаны «Портрет моей невесты в черных перчатках» (Кунстмузеум, Базель, Швейцария), «Семья (Святое семейство)» (Национальный музей современного искусства, Париж) и др., созданные под влиянием неопримитивистской стилистики.

На юге Франции начался последний этап жизни Шагала. Живописец-станковист, он постепенно все больше и больше работал в монументальных видах искусства, занимался мозаикой, керамикой, шпалерами, скульптурой. В начале 1960-х гг. создал по заказу правительства Израиля мозаики и гобелен для здания парламента в Иерусалиме. На протяжении 1960-70-х гг. им были изготовлены многочисленные витражи для старинных католических костелов, лютеранских храмов, синагог, общественных зданий Европы, Америки, Израиля. В 1964 по заказу президента Франции Шарля де Голля и министра культуры, писателя Андре Мальро Шагалом был написан плафон парижской Гранд-Опера; в 1966 два панно для Метрополитен-опера в Нью-Йорке. С 1966 художник обосновался в Сен-Поль-де-Ванс близ Ниццы, где построил дом-мастерскую. В июне 1973 года посетил с кратковременным визитом Москву и Ленинград.

Представительный ряд общеевропейских и мировых знаков отличия, полученных мастером на протяжении длинной жизни, был увенчан в 1977 году высшей наградой Франции, Большим крестом Почетного легиона. В октябре 1977 январе 1978 в Лувре, в отступление от правил, была устроена выставка в честь здравствующего художника (по случаю 90-летнего юбилея Шагала).

В июле 1973 в Ницце был открыт музей «Библейское послание», разместившийся в задуманном Шагалом здании, украшенном его работами; правительство Франции придало этому своеобразному шагаловскому «храму» статус национального музея.

- Вакар,Л. Беларусі, Шагалу i іншым..., або творчасць Марка Шагала ў рэтраспектыве мастацкай культуры Беларусi 18 - 19 стагоддзяў / Л. Вакар // Мастацтва. - 2002. - N1. - С.9-13.

- 91.9:85 Геніна Д.Н. Родам з Віцебска = Родом из Витебска М.Шагал (1887-1985): Бібліяграфічны паказ. / Д.Н. Генніна. - Віцебск,1994. с/б

- Горенштейн,Ф. Летит себе аэроплан: Свод фантазий по мотивам жизни и творчества Марка Шагала / Ф. Горенштейн // Октябрь. – 1996. - №9. - с.89.

- Карандашава,Т. Марк Шагал: колер у чорна-белым / Т. Карандашава // Мастацтва. - 2005. - N11. - С.10-11.

- Мальцаў,Ул. Марк Шагал - театральны мастак / Ул. Мальцаў // Мастацтва. – 1998. - №1. - с24-27.

- Мамедова,Т.Я. Марк Шагал (1887-1985): Бібліяграфічны агляд / Т.Я. Мамедава // Новыя кнігі.-1997. - №4. (дадатак)

- Опимах,И. Марк Шагал / И.Опимах // Смена. - 2002. - N9. - С.60-81.

- "Париж, ты мой Витебск..." // 74.200.58 Я люблю читать. - Мн., 2004. - С.54-64.

- Сіпакоў,Я. Марк Шагал / Я.Сіпакоў // Беларусь. - 2000. - №4. - с.32.

- Усава,Н. Міф Віцебска ў творчасці Марка Шагала / Н. Усава // Роднае слова. - 2002. - N7. - С.82-85.

- Шніп,В. ....Восень...Шлях Максіма Гарэцкага... Шагал над Віцебскам начным лятае.. i інш. / В. Шніп // Полымя. - 2001. - N2. - С.57.

- Шыбека,З. Над дахамі Віцебска / З. Шыбека // Спадчына. - 2002. - N4. - С.81-84.

7 ліпеня – 125 год з дня нараджэння Купалы Янкі (1882-1942), беларускага паэта

Купала Янка (сапр. Луцэвіч Іван), нарадзіўся 07.07.1882 г. у фальварку Вязынка Вілейскага павета (цяпер Маладэчанскі раён Менскай вобласці) у сям'і арандатара.

- Жыві, народ свабоднае краіны! Квітней ты, беларуская зямля!: Матэрыял да літаратурнага вечара, прысвечанага 100-годдзю з дня нараджэння Я.Купалы і Я.Коласа // Гордасць і слава беларускай літаратуры .- Мн.,1981.- с.27. с/б

- З песні пачынаецца Купала!: Сцэнарый // Добры настрой. – Мн., 2002. – с.32-43. С/б

- Заводава,Т. Янка Купала і Мінск: Віктарына / Т. Заводава // Да юбілейных вечарын. – Мн., 2003. – с.85-88. с/б

- Заводава,Т.Я. Трахімаўскія вячоркі: Сцэнарый тэатралізаванага прадстаўлення, прысвечанага творчасці Я. Купалы / Т.Я. Заводава // 83.3(4Беи) Добры настрой. – Мн., 2002. – с.3-6. с/б

- Задачы бібліятэк республікі па прапагандзе твораў народных песняроў Я.Купалы і Я.Коласа і літаратуры аб іх жыцці і творчасці // Гордасць і слава беларускай літаратуры. - Мн.,1981. - с.3-32. с/б

- Карзанава,А.П. Знакавая постаць Беларусі: Літаратурны вечар да 120-годдзя з дня нараджэння Я. Купалы / А.П. Карзанава // БП. – 2002. - №2. – с.14-18.

- Янка Купала : малавядомыя старонкі біяграфіі і творчасці (матэрыялы да вуснага часопіса) // 78.38 Вяртанне з нябыту –Мн.,1991.-с.24-26.

- Мамедава, Т.Я.Новыя старонкі жыцця і творчасці беларускіх песняроў: Да 110-годдзя Я.Купалы і Я.Коласа: Бібліяграфічныя агляды / Т.Я. Мамедава // Новыя кнігі БССР. - 1992. - №1. - дадатак

- Янка Купала: малавядомыя старонкі біяграфіі і творчасці: Матэрыялы да вуснага часопіса

// Вяртанне з нябыту. - 1991. - с.24-27. с/б

- Навекі зрадніўся з песняй народа сам творца песен – Янка Купала: Матэрыялы да літаратурна-мастацкага вечара // Гордасць і слава беларускай літаратуры. - Мн.,1981. - с.17. с/б

- Песняр народных дум: Матэрыял да кніжнай выстаўкі, прысвечанай 100-годдзю з дня нараджэння Янкі Купалы // Гордасць і слава беларускай літаратуры. - Мн.,1981. - с.12-13. с/б

- Работа дзіцячых бібліятэк насустрач 100-годдзю з дня нараджэння народных паэтаў Беларусі Я.Коласа і Я.Купалы // Гордасць і слава беларускай літаратуры. - Мн.,1981. - с.32. с/б

- Ці ведаецце вы жыцце і творчасць Янкі Купалы?: Прыклад. пытанні да віктарыны // Гордасць і слава беларускай літаратуры. - Мн.,1981. - с.15-1. с/б

- У душы прапісаны заўседы ты жывеш, паэт, сярод людзей: Матэрыялы да вуснага часопіса // Гордасць і слава беларускай літаратуры. - Мн.,1981. - с.13. с/б

- Уладар народных дум і песень (літаратурныя і бібліяграфічныя матэрыялы да 110-й гадавіны з дня нараджэння Я.Купалы). - Віцебск,1992. с/б

- Яновіч,А. “Пасля кірмашу”, паводле камедыі Я.Купалы “Паўлінка”: літаратурна-музычная праграма / А.Яновіч // Да юбілейных вечарын. – Мн., 2003. – с.89-94. с/б

- Яфімава,М. Пакуль ёсць Купала – будзе народ: Літаратурны вечар да 120-годдзя Я.Купалы / М. Яфімава // БП. – 2002. - №2. – с.19-21.

7 июля – 70 лет со дня рождения Образцовой Елены Васильевны (р. 1937), русской певицы

Родилась в Ленинграде 7 июля 1937 г. Окончила в 1964 г. Ленинградскую консерваторию у А.А.Григорьевой. В 1962 г. стала победительницей Второго Всесоюзного конкурса вокалистов имени Глинки. В декабре 1963 г., еще студенткой, дебютировала на сцене Большого театра в партии Марины Мнишек («Борис Годунов » М.П.Мусоргского) и на следующий год была принята в труппу. В марте 1965 г. провела свой первый сольный концерт (в Ленинграде). В мае 1965 г. с успехом выступила в партии Амнерис в постановке «Аиды» Дж.Верди в Большом театре. В течение второй половины 1960-х годов в спектаклях этого театра спела Графиню в «Пиковой даме» П.И.Чайковского, Любашу в «Царской невесте» Н.А.Римского-Корсакова, Кончаковну в «Князе Игоре» А.П.Бородина, Марфу в «Хованщине» Мусоргского и др.

Постоянно выезжая с театром на зарубежные гастроли, Образцова рано приобрела международную известность, вершиной ее карьеры стали в 1976 г. первые самостоятельные выступления в театре «Ла Скала» (Шарлотта в «Вертере» Ж.Массне) и «Метрополитен-опера» (Амнерис в «Аиде»), получившие хорошие рецензии. Большой успех имела Образцова и в партии Кармен, которую впервые спела в 1973 г. в Мадриде. Среди оперных записей с её участием – «Трубадур» (под управлением Г.фон Караяна), «Набукко» (под управлением Р.Мути), «Аида» и «Бал-маскарад» Верди (под управлением К.Аббадо), «Самсон и Далила» К.Сен-Санса (под управлением Д.Баренбойма). В 1986 она выступила и как режиссёр, поставив в Большом театре «Вертера» .

С 1976 г. Образцова преподает в Московской консерватории.

Много внимания певица уделяет и камерному репертуару, часто выступая с концертами. В её программах широко представлена как западная (часто – Бах, Гендель), так и русская классика (Чайковский, Рахманинов); из современной музыки ей ближе всего творчество Г.В.Свиридова (первая исполнительница ряда его романсов и вокальных циклов); программы старинных русских романсов и народных песен Образцова нередко исполняет в сопровождении оркестра народных инструментов. Недавно она попробовала себя и как драматическая актриса (в Театре Романа Виктюка).

- Бернаскони,Е. Талисман Елены Образцовой / Е. Бернаскони // Эхо планеты. - 2003. - N29. - С.41-44.

- Емельянова В. Наслаждайтесь - она поёт для вас / В. Емельянова // Домашний очаг. - 1999. - N8. - С.8-10.

7 июля – 115 лет со дня рождения Корина Павла Дмитриевича (1892-1967), русского художника

Родился в Палехе 25 июня (7 июля) 1892 г. в семье иконописца. В 1912 г.поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, которое окончил в 1916. Среди его наставников были К.А.Коровин и С.В.Малютин; однако главными учителями Корина явились А.А.Иванов и М.В.Нестеров. Жил Корин в Москве, часто наезжая в Палех.

Мечты молодого художника о создании большого полотна окончательно оформились в Донском монастыре, в день отпевания патриарха Тихона (1925). Многотысячная масса верующих вдохновила Корина на «Реквием» , картину, которая воплотила бы «святую Русь» на рубеже трагических перемен. В русле этого замысла он создает замечательные портреты-типажи («Отец и сын» , 1930; «Нищий» , 1933; «Игуменья» , 1935; «Митрополит (будущий патриарх Сергий)» , 1937, и др.; почти все работы – в доме-музее Корина); вырабатывается его самобытная манера письма, гораздо более жёткая и суровая, чем у Нестерова. По приглашению М.Горького (предложившего назвать будущую картину «Русь уходящая» ) Корину в 1931–1932 годах удалось побывать в Италии и других странах Европы.

В 1930-е годы работу над «Русью уходящей» (в результате давления со стороны НКВД) пришлось прервать. Вслед за трагически-одиноким образом Горького (1932) Корин пишет в 1939–1943 (по заказу Комитета по делам искусств) цикл портретов деятелей советской культуры (М.В.Нестеров , А.Н.Толстой , В.И.Качалов ; все – в Третьяковской галерее; и др.), парадных и в то же время остродраматических. Пафосом борьбы и победы проникнуты созданные в военные и послевоенные годы триптих «Александр Невский» (1942–1943, там же) и мозаики на станции метро «Комсомольская» (1953). В послевоенные десятилетия Корин завершил композиционный эскиз «Реквиема» (1959, дом-музей) и продолжил серию «героических портретов» (С.Т.Коненков , 1947; Кукрыниксы , 1958; оба портрета в Третьяковской галерее; Ленинская премия 1963).

В 1932–1959 годах Корин руководил реставрационными мастерскими Музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина. Собрал ценнейшую коллекцию древнерусского искусства (экспонированную – вместе с произведениями самого художника – в его московском доме-музее, открывшемся в 1971г.).

Умер Корин в Москве 22 ноября 1967.

- Середнякова Е. Павел Корин / Е. Середнякова // Крестьянка. - 2000. - N1. - С.31-34.

8 июля - 115 лет со дня рождения Олдингтона Ричарда (1892-1962), английского писателя

Олдингтон (Aldington) Ричард (8.7.1892, Хэмпшир, Великобритания, - 27.7.1962, Сюри-ан-Во, Шер, Франция), английский писатель. Литературную деятельность начал как поэт. С 1913 г. редактировал имажистский журнал "Эгоист" ("Egoist"). 1-я мировая война, в которой Олдингтон участвовал добровольцем, определила характер его послевоенного творчества, в частности содержание и пафос романа "Смерть героя" (1929, рус. пер. 1932) - классическое произведение литературы "потерянного поколения". Страстное осуждение, сатирическое развенчание лицемерного общества Олдингтон продолжил в сборнике рассказов "Дороги к славе" (1930) и в романе "Все люди - враги" (1933, рус. пер. 1937). Выход из трагического положения, в котором оказался мир после войны, Олдингтон видит в личном счастье и любви героев. Другие наиболее известные романы Олдингтона - "Дочь полковника" (1931, рус. пер. 1935), "Сущий рай" (1937, рус. пер. 1938), "Семеро против Ривза" (1938, рус. пер. 1968). В 1939 г. Олдингтон эмигрировал в США, с 1946 г. жил во Франции. Занимался главным образом переводами и др. литературной работой. Автор биографий ряда писателей и политических деятелей, литературно-критических работ (статьи, воспоминания, эссе), в которых отстаивает ценность произведений классиков, даёт оценку сложному искусству писателей-модернистов.

- Кузнецова Е. В поисках истины: К 100-летию со дня рождения Ричарда Олдингтона / Е. Кузнецова // Библиотека. - 1992. - №5-6. - с.80.

9 июля – День уничтожения стрелкового оружия

9 июля 2001 года в Нью-Йорке началась Конференция ООН по проблеме незаконной торговли стрелковым оружием и лёгким вооружением. Первый день работы Конференции был объявлен Днём уничтожения стрелкового оружия. По данным ООН, сегодня в мире в обороте находится более 550 млн. единиц стрелкового оружия и легких вооружений – примерно по одной единице на каждые 12 человек. При этом лишь 50 % мирового оборота стрелкового оружия носит легальный характер – ввиду огромной прибыльности незаконная торговля оружием является одним из самых распространённых видов международного преступного бизнеса.

9 ліпеня - 95 год з дня нараджэння Астрэйкі Анатоля (н. 1912), беларускага паэта

Астрэйка Анатоль (таксама Астрэйка Акім), нарадзіўся 24.07.1911 г. у вёсцы Пясочнае Капыльскага раёна Менскай вобласці ў сялянскай сям"і.

Скончыў двухгадовыя настаўніцкія курсы пры Менскім беларускім педагагічным тэхнікуме (1930), вучыўся на літаратурным факультэце Менскага вышэйшага педагагічнага інстытута (1932-1934). З 1930 г. працаваў у газетах Полацка, Воршы, Горак, Менска. У час Вялікай Айчыннай вайны быў адказным сакратаром сатырычнай газеты-плаката "Раздавім фашысцкую гадзіну". Двойчы (1942, 1943) накіроўваўся на акупіраваную тэрыторыю Беларусі. У 1946-1948 гг. - старшыня Гарадзенскага аддзялення СП БССР, у 1948-1953 гг. - адказны сакратар часопіса "Вожык". Сябра СП СССР з 1939 г.

Узнагароджаны ордэнамі Чырвонай Зоркі, "Знак Пашаны" і медалямі. Памёр 23.08.1978 г.

Вершы пачаў друкаваць у 1929 г. Першы зборнік вершаў "Слава жыццю" выдадзены ў 1940 г. Рукапіс другога зборніка - "Квецень" згарэў у час вайны ў Менску. У 1943 г. друкарня слуцкай падпольнай газеты "Народны мсцівец" выпусціла зборнік "Слуцкі пояс". У пасляваенныя гады выйшлі кнігі паэзіі "Крамлёўскія зоры" (1945), "Добры дзень" (1948), "Зямля мая" (1952), "Песня дружбы" (1956), "Бацька мой Нёман" (1961), "Сэрца насцеж" (1965), "Цвіціце, верасы" (1975), "Зямная Случчына" (1977), "Ураджай цяпла" (1978), "Памяць дарог" (1980), а таксама вершаваная казка "Елка" (1949) і паэма для дзяцей "Прыгоды дзеда Міхеда" (1956). Выдадзены Выбраныя творы ў 2 тамах (1970, 1981).
Перакладаў творы пісьменнікаў народаў СССР на беларускую мову. Аўтар тэкстаў многіх беларускіх песень.

- "Хто не ведае лясоў дзівосных…" Анатоль Астрэйка, бел. пісьменнік // 63.3(4Беи) Марціновіч А.

"Хто мы, адкуль мы…": У 2-х кн. Кн.2 / А. Марціновіч. - Мн.,1998. - с.516-524.

- 83.3(4Беи) Шляхам гадоў. - Мн., 1990. - с.122-130. Чз

- Бельскі,А. Паэзія асоба і творчасць Анатоля Астрэйкi / А. Бельскі // Роднае слова. - 2001. - N8. - С.5-10.

- Заяц,Н. Урок-літаратурнае даследаванне / Н. Заяц // Роднае слова. - 2001. - N8. - С.73-74.

10 июля – 105 лет со дня рождения Лемешева Сергея Яковлевича (1902-1977), русского певца, актёра

Лемешев Сергей Яковлевич родился 10 июля 1902 года в деревне Старое Князево Калининской области в бедной батрацкой семье. Еще мальчиком он ездил в Петербург учиться сапожному ремеслу, а уже после революции поступил в кавалерийскую школу. Оттуда он был командирован в Московскую консерваторию. Молодому певцу удалось поработать и в оперной студии под руководством К.С. Станиславского. Дебют Лемешева состоялся в 1926 году, в Свердловском театре оперы и балета, год спустя он успешно исполнял сольные партии в Русской опере при КВЖД в Харбине, а с 1928 года выступал на оперных сценах Тбилиси.

Коренным переломом в творческой деятельности певца стало поступление на работу в Большой театр в 1931 году. Здесь он исполнял партии Берендея ("Снегурочка"), Левко ( "Майская ночь"), Звездочета ("Золотой петушок"), Индийского гостя ("Садко"), Владимира Игоревича ( "Князь Игорь"), Герцога ("Риголетто"), Альфреда ("Травиата"), Альмавива ("Севильский цирюльник") и др. Известность и зрительскую любовь Лемешеву принесла партия Ленского в опере П.И. Чайковского "Евгений Онегин", которую он исполнил 500 раз, в том числе и в день своего 70-летия. "Ленский целиком заполнил мою жизнь, - говорил артист. - Из моих более чем тридцати ролей эта - самая дорогая, любимая, самая большая радость моего творчества". Его голос, лирический тенор редкой красоты и обаяния, был словно создан для образа юного влюбленного поэта. "Поклонник Канта и поэт" стал верным спутником певца на протяжении всей жизни.

Лемешев был единственным, кто в цикле из пяти концертов исполнил абсолютно все романсы Петра Ильича Чайковского, открыв для слушателей удивительный мир камерного творчества великого русского композитора. В 1951 году на сцене Малого оперного театра была поставлена опера Верди "Травиата", где Лемешев впервые выступил в незнакомой ему роли оперного режиссера. В 1957 году он повторил свой режиссерский опыт, поставив оперу Массне "Вертер" в Большом театре. C 1959 по 1961 год Лемешев руководил оперной студией при Московской консерватории.

В жизни Сергея Лемешева были не только оперные, но и кинематографические роли - он снимался в фильме "Музыкальная история" (1940) в роли таксиста-самородка. Умер Сергей Яковлевич Лемешев в 1977 году.

- Снитовская, Г. Благодарная память / Г.Снитковская // Музыкальная жизнь. - 2002. - N7. - С.30-32.

- Корин,А. "Он и есть Ленский" / А.Корин // Крестьянка. - 2002. - N10. - С.62-67.

11 июля – Всемирный день народонаселения

В 1989 году Совет управляющих Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) рекомендовал отмечать 11 июля как Всемирный день народонаселения. Ведя отсчет с 11 июля 1987 года, когда численность населения в мире превысила 5 миллиардов человек, этот День имеет целью заострить внимание на неотложности и важности вопросов народонаселения, в частности в контексте планов и программ общего развития и необходимости поиска решений этих вопросов. В 2001 году численность населения Земли составила 6.1 миллиардов человек и будет продолжать возрастать более чем на 77 миллионов человек в год по крайней мере в течение следующего десятилетия. По оценкам Организации Объединенных Наций, в 2050 году численность населения Земли составит от 7,9 миллиарда до 10,9 миллиарда человек, причем наиболее вероятным прогнозом является 9,3 миллиарда человек.
В ближайшие полвека численность населения планеты достигнет девяти миллиардов. Об этом говорится в новом докладе Генерального секретаря ООН о мировых демографических тенденциях. Особенно быстрые темпы роста населения в предстоящее десятилетие ожидается в группе 50 наименее развитых стран. В промышленно развитых государствах, напротив, уровень рождаемости будет снижаться. Из 21 страны, на которые в совокупности приходится 75 % прироста населения мира, лишь одна является развитой – это США. Почти на 40 % этот прирост является результатом международной миграции.

11 ліпеня – 75 гадоў з дня нараджэння Анікейчыка Анатоля (1932-1989), беларускага скульптара

- Крэпак Б. Пра мінулае ў імя будучыні: вайна ў творчасці Анатоля Анікейчыка / Б. Крэпак // Беларускi гiстарычны часопiс. - 2004. - N6. - С.22-24.

- Тараканава,М. Дынамічная пластыка Анатоля Анікейчыка / М. Тараканава // Роднае слова. - 2002. - N7. - С.80-81.

13 июля – 145 лет со дня рождения Рубакина Николая Александровича (1862-1946), русского книговеда, библиографа и писателя

- Малыгин,А.С. Библиофил, писатель, книговед и библиограф / А.С. Мальгин // Мир библиографии. - 2002. - N4. - С.56-61.

- Пешкун,Л.Г. Николай Александрович Рубакин, или как быть читателем (семинар для учащихся 8-11 классов) / Л.Г. Пешкун // Школьная библиотека. - 2002. -N4. - С.3-8 / Вкладыш "Сценарии"

- Столяров,Ю.Н. Н.А. Рубакин о подборе книг для детей и руководстве детским чтением / Ю.Н. Столяров // Школьная библиотека. - 2005. - N7. - С.50-52.

- Фокеев,В.А. Библиографическая апология великого русского книжника / В.А.Фокеев // Мир библиографии. - 2002. - N6. - С.36-45.

- Фонотов,Г.П. "Человек, любивший книгу и искавший истину" / Г.П. Фонотов // Мир библиографии. - 2004. - №5. – с.44-48; N6. - С.39-43; 2005. - N3. - С.74-77; N5. - С.72-78; N6. - С.51-55.

14 ліпеня - 80 год з дня нараджэння Штыхава Георгія Васілевіча (н. 1927), гісторыка, археолага

- Каляндар знамянальных і памятных дат Полаччыны на 2002 год. - Полацк, 2001.

- Кушнер,В. Таленавіты археолаг і гісторык-медыявіст / В. Кушнер, С. Тарасаў // Беларускі гістарычны часопіс. - 2002. - N4. - С.47-49.

16 июля – 135 лет со дня рождения Амундсена Руаля (1872-1928), норвежского путешественника

Руаль Амундсен (Amundsen) родился 16 июля 1872 года в г. Борге, в семье капитана, владельца судоверфи Вервен.

В 1890—92 гг. учился на медицинском факультете в университете г. Кристиания. С 1894 г. по 1899 г. плавал матросом и штурманом на разных судах. Начиная с 1903 г. совершил ряд экспедиций, получивших широкую известность. Впервые прошёл (1903—1906) на небольшом промысловом судне «Йоа» Северо-западным проходом с Востока на Запад от Гренландии к Аляске.

На судне «Фрам» отправился в Антарктику; высадился в Китовой бухте и 14—16 декабря 1911 г. на собаках достиг Южного полюса, на месяц опередив английскую экспедицию Р.Скотта. По возвращении из Антарктики Амундсен хотел повторить дрейф Ф.Нансена через Северный Ледовитый океан, предварительно пройдя по северо-восточному проходу — вдоль северных берегов Евразии. Летом 1918 г. экспедиция вышла из Норвегии на судне «Мод» и в 1920 г. достигла Берингова пролива. Амундсен в течение ряда лет занимался сбором средств и подготовкой полётов к Северному полюсу.

В 1926 г. возглавил 1-й трансарктический перелёт на дирижабле «Норвегия» по маршруту: Шпицберген — Северный полюс — Аляска. В 1928 г. во время попытки разыскать итальянскую экспедицию У. Нобиле, потерпевшую катастрофу в Северном Ледовитом океане на дирижабле «Италия», и оказать ей помощь Амундсен, вылетевший 18 июня на гидросамолёте «Латам», погиб вместе с экипажем в Баренцевом море. В честь Амундсена названы море, гора и американская научная станция Амундсен-Скотт в Антарктиде, а также залив и котловина в Северном Ледовитом океане.

- Павлушенко,М. Почему молчал дирижабль "Норвегия" / М. Павлушенко // Путешествие вокруг света. - 2002. - N6. - С.36-41.

20 июля – Международный день шахмат

Уже много лет, начиная с 1966 года, во всем мире 20 июля отмечают Международный день шахмат. Этот праздник проводится по решению ФИДЕ - Всемирной шахматной федерации (основана 1924 г.).

21 июля – 220 лет со дня рождения Погорельского Антония (1787-1836), русского писателя

В 2007 исполняется 220 лет со дня рождения русского писателя Антония Погорельского. К сожалению, точная дата его рождения неизвестна. Он был побочным сыном влиятельного екатерининского вельможи - графа А.К.Разумовского и девицы М.М.Соболевской. Мальчику была дана фамилия по названию подмосковного имения Перово - Перовский Алексей Алексеевич. Отец, не особенно вмешиваясь в дело воспитания, тем не менее, дал сыну блестящее образование. Перовский был одним из образованных людей того времени, участником Отечественной войны 1812 года, литературным соратником, другом А.С. Пушкина. Несколько лет он прожил в Германии, где познакомился с Э.Гофманом и другими немецкими писателями. В литературе Алексей Перовский взял себе имя Антоний Погорельский - в честь села Погорельцы в северной Малороссии, где он жил после смерти отца. Именно с этим селом связана его литературная деятельность, которая продолжалась в течение пяти лет. В 1825 году вышла его первая повесть "Лафертовская маковница", которая три года спустя вошла в серию рассказов мистического характера "Двойник, или Мои вечера в Малороссии". Спустя пять лет опубликован первый в России реалистический роман "Монастырка". В 1829 году издается фантастическая повесть-сказка "Черная курица, или Подземные жители". Она была написана Погорельским для своего любимого племянника Алеши, который потом стал известным писателем - Алексеем Константиновичем Толстым. Алеше и всем детям писатель объясняет, что все на свете человеку достается трудом. Только те знания, что добыты трудом, остаются крепко в голове, только их никто не может отнять, только они ему на пользу. Эта мудрость, заложенная в сказке, близка современному читателю, поэтому её и сегодня читают с таким же интересом, как и в старину. А.Погорельский обладал удивительным искусством соединять правду жизни с фантастикой. В сказке "Черная курица…" очень хорошо описан старый Петербург, школа, в которой учился Алеша, быт того времени, и так же ярко, достоверно изображено волшебное государство, его министр, знакомый Алеше, как Чёрная курица, которая была подземным министром. Встреча с этим сказочно-реальным миром в детстве производила сильное впечатление на читателей разных поколений. Эта сказка была единственным произведением А. Погорельского для детей, но именно она принесла ему славу выдающегося писателя и положила начало формированию языка отечественной детской прозы.

- Р1 Погорельский,А. Избранное (Вступительная статья) / А. Погорельский. - М.,1985. А 2

- Буячева,О.Ю. «Детский человек»: вечер-портрет Антония Погорельского / О.Я. Буячева // Читаем, учимся, играем. – 2002. - №1. – с.102-108.

- Коровина,Р.Н. "Сказка для будущего поэта" / Р.Н. Коровина // Литература в школе. - 2002. - N7. - С.37-38.

- Светлова,Г. Друг Пушкина Антоний Погорельский / Г.Светлова // Дошкольное воспитание. - 2003. - N2. - С.60-64.

- Светлова,Г. Чёрная курица / Г. Светлова, А. Светлов // Дошкольное воспитание. - 2003. - N2. - С.65-71.

- 83.3Р1 Степанов Н.Л. Поэты и прозаики / Н.Л. Степанов. - М.,1966. К

- Тубельская,Г.Н. Детские писатели России / Г.Н. Тубельская // А и Ф. Новая библиотека. - 2004. - N3. - С.40.

22 июля - 200 лет со дня рождения Павловой Каролины Карловны (1807-1893), русской поэтессы

Каролина Карловна Павлова родилась в Ярославле. Дочь профессора физики и химии Яниша, немца по происхождению, Павловой стала по мужу, известному беллетристу Н. Ф. Павлову. С детства жила в Москве, получила прекрасное домашнее образование. Как молодая поэтесса, посещала литературный салон княгини Зинаиды Волконской, где познакомилась с выдающимися русскими писателями. В творческой биографии поэтессы большую роль сыграла её встреча с великим польским поэтом Адамом Мицкевичем, у которого в 1827 г. в Москве она брала уроки польского языка.

В 1833 г. выпустила в Дрездене сборник своих переводов стихотворений русских поэтов (на немецком языке), затем - сборник в Париже, куда вошли переводы К. Павловой из русских, немецких, английских и польских поэтов на французский язык. С 1839 г. печатает стихи в русских журналах, разрабатывая жанр стихотворного послания, элегии и своеобразной повести и стихах. Стих её, как правило, рационалистичен, сдержан. Своим учителем К. Павлова считала Баратынского. Самое интересное в ее стихах - "лирика женского сердца". По своим воззрениям поэтесса примыкала к лагерю славянофилов. В 1858 г. К. Павлова уехала за границу и жила там до своей кончины. Итоговый сборник её стихотворений вышел в России в 1863 г

- 83.3Р1 Русские писатели: Биобиблиографический словарь. Т.2. - М.,1990. - с.115. С/б

23 июля - 215 лет со дня рождения Вяземского Петра Андреевича (1792-1878), русского поэта

Князь, государственный деятель, поэт, академик Петербургской Академии наук (1841). В 1818—20 гг. участвовал в подготовке “Государственной уставной грамоты”. В 1846—53 гг. директор Государственного заёмного банка, с 1855 г. товарищ министра народного просвещения, руководил Главным управлением цензуры. С 1866 г. член Государственного совета. Лирика, критические статьи, мемуары (“Старая записная книжка”).

- Р1 Вяземский,П.А. Стихотворения; Воспоминания; Записные книжки / П.А.Вяземский. - М.,1988. А 3

- Костров,А.Счастливый баловень судьбы: К 200-летию со дня рождения П.А. Вяземского / А. Костров // Библиотека. - 1992. - №5-6. - с.55.

- 83.3Р1 Рождественский,В.А. В созвездии Пушкина / В.А. Рождественский. - М.,1972. А

- 83.3Р1 Семенко,И.М. Поэты пушкинской поры. Вяземский / И.М. Семенко. - М.,1970. К

- Тютчев и Вяземский // 83.3Р1 От Кантемира до наших дней. - М.,1972. - с.387-416.

- Гапоненко,П.А. Поэтическая индивидуальность П.А. Вяземского: от "Первого снега" - к "Зимним карикатурам" / П.А. Гапоненко // Литература в школе. - 2002. - N1. - С.21-25.

- Бобылев,Б.Г. Анализ и толкование стихотворения "Степь" П.А. Вяземского / Б.Г. Бобылев // Литература в школе. - 2002. - N1. - С.38-39.

- Шаповалов,М. Тютчев и Вяземский / М. Шаповалов // Москва. - 2003. - N12. - С.186-189.

-

24 июля – 205 лет со дня рождения Дюма Александра ( отца) (1802-1870), французкого писателя

- Агапова,И.А. “Меня зовут Дюма”: сцены из жизни А. Дюма / И.А. Дюма // Читаем, учимся, играем. – 2002. - №3. – с. 124-125.

- Величко,А. Александр Дюма, король лёгкой литературы с тяжёлой душой. Судьба в зеркале гороскопа / А. Величко // Наука и религия. - 2002. - N11. - С.41-42.

- Грачев, С.А. Верный и сильный: инсценировка для старшеклассников по мотивам произведений Александра Дюма / С.А. Грачев // Читаем, учимся, играем. – 2002. - №3. – с. 105 – 113.

- Давидсон,А. Мой Дюма. Увлекательный, романтичный и мудрый / А. Давидсон // Эхо планеты. - 2002. - N30. - С.26-31.

- Клушанцева, Е.Е. “Один за всех” и все за одного: литературная игра по классическому наследию французской литературы / Е.Е. Клушанцева // Читаем, учимся, играем. – 2002. - №3. – с. 120 – 123.

- Лысенко,Л.В. Вечные спутники человечества / Л.В. Лысенко // Читаем, учимся, играем: Сборник сценариев для массовых биб-к. - 2005. - N6. - С.74-78.

- Максимова,И.П. Тайна алмазных подвесок / И.П. Максимова // Читаем, учимся, играем: Сборник сценариев для массовых биб-к. - 2004. - N7. - С.58-60.

- 83.34Фр Моруа А. Три Дюма / А. Моруа. - Мн., 1982. А Чз

- Симоненко,О.С. Джентельмены удачи / О.С. Симоненко // Читаем, учимся, играем: Сборник сценариев для массовых биб-к. - 2001. - N3. - С.132-134.

25 ліпеня – 70 гадоў з дня нараджэння Смольскага Дзмітрыя (н. 1937), беларускага кампазітара

- 25 ліпеня – 60 год з дня нараджэння Дз. Б. Смольскага, кампазітара, педагога // Новыя кнігі. – 1997. - №5. – с.5.

- Залатарог,А. Дзмітрый Смольскі / А. Залатарог // Мастацтва. – 1997. - №8. – с.14.

26 июля – 170 лет со дня рождения Случевского Константина Константиновича (1837-1904),

русского поэта

Случевский Константин Константинович (1837 - 1904), поэт, прозаик. Родился 26 июля (7 августа н.с.) в Петербурге в семье государственного чиновника, сенатора. Получил отличное домашнее образование. Учился в 1-м кадетском корпусе, который закончил с отличием в 1855 г., служил в лейб-гвардии Семеновском полку. В 1859 г. поступил в Академию Генштаба, но в сентябре 1860 г. внезапно подал в отставку и уехал за границу. В 1861 г. слушал лекции в Сорбонне, изучал философию и естественные науки в университетах Берлина, Лейпцига, Гейдельберга, получил степень доктора философии.

По возвращении в Россию служил в Главном управлении по делам печати и в Министерстве государственных имуществ. С 1891 г. по 1902 г. Случевский был главным редактором официальной газеты "Правительственный вестник". В последние годы жизни он был членом Совета министра внутренних дел, членом Ученого комитета Министерства народного просвещения, гофмейстером двора (придворный чин и должность 3-го класса). Такова карьера Случевского.

Литературная деятельность на раннем этапе была не столь успешной, как в последние годы жизни. Первые публикации остались незамеченными ни критикой, ни публикой. Перелом произошел в 1861г., когда Случевский встретился с А.Григорьевым, на которого его стихи произвели сильное впечатление и вскоре были напечатаны в некрасовском "Современнике". Однако революционные демократы (Добролюбов, Курочкин) подвергли поэзию Случевского столь жесткой критике, что он перестал писать и уехал за границу. Только одиннадцать лет спустя его стихи вновь стали появляться в печати.

В 1880- 1890 годы вышли четыре книги его стихотворений и пять книг прозы, три тома географо-этнографических очерков "По северу России", а также поэмы и драматические сцены в стихах на темы современной жизни. В 1902 г. вышла последняя книга стихов "Песни из "Уголка". Умер Случевский в 1904 г., 25 сентября (8 октября н.с.) в Петербурге.

- Р1 Случевский,К.К. Стихотворения. Поэмы. Проза / вступ. статья и прим. Е.В. Ермиловой. -М.,1988. А 2

- Р1 Случевский,К.К. Стихотворения / Вступ. статья В.И. Сахарова / К.К. Случевский. - М.,1984. А

- Гапоненко,П.А. Поэзия - выражение всечеловеческой печали / П.А. Гапоненко // Литература в школе. - 2003. - N4. - С.13-14.

29 июля - 190 лет со дня рождения Айвазовского Ивана Константиновича (1817-1900),

русского живописца

Айвазовский Иван Константинович - 29 (н.с.) июля 1817 г., Феодосия. Один из самых известных живописцев-маринистов 19 в. Учился в петербургской Академии художеств у М. Н. Воробьева. С 1845 г. обосновался в Феодосии. Много путешествовал по России и странам Европы, Ближнего Востока, Азии и Африки. Ранние картины Айвазовского свидетельствуют о внимательном освоении канонов морского пейзажа, восходящих к живописи Лоррена, о влиянии М.Н. Воробьева и позднего Сильвестра Щедрина.

Ряд зарубежных академий избирает его почётным членом, Дж. Тернер пишет восторженную оду в честь одной из его картин. Известнейшее произведение этого периода картина «Девятый вал» (1850, Русский музей). Художник необычайно плодовитый, Айвазовский часто прибегал к композиционным и колористическим штампам. Однако в лучших картинах таких, как «Чёрное море» (1881, Третьяковская галерея), проступают лучшие черты его дарования: чуткое понимание эстетики возвышенного, тонкое мастерство тональной передачи света, пронизывающего толщу воды. Создавал полотна на темы армянской культуры («Посещение Дж.Г.Байроном монастыря мхитаристов близ Венеции», 1880, Картинная галерея Армении, Ереван).

К числу любимых писателей Айвазовского принадлежал А.С.Пушкин, в стихах которого он находил поэтическое выражение собственного маринизма. В поздний период художник не раз обращался к образу великого поэта «Пушкин на берегу моря» (фигура поэта написана И. Е. Репиным, 1897, Музей А. С. Пушкина, Санкт-Петербург). Важную главу в наследии Айвазовского составляет батальная живопись. С 1844 г. он был художником Главного морского штаба, написал много значительных картин на темы истории русского военного флота («Чесменский бой», 1848, Феодосийская картинная галерея имени И. К. Айвазовского).

Из мастерской, созданной им в 1845 г., вышел целый ряд выдающихся мастеров пейзажа (А. И. Куинджи, К. Ф. Богаевский и др.). Полнее всего творчество мастера представлено в основанной им Феодосийской картинной галерее, ныне носящей его имя.

- Иван Айвазовский // 85.143(2)1 Долгополов И. Мастера и шедевры. В 3-х т. Т.2 / И. Долгополов.-М.,1987. - с.209-233. Чз

- 85.143(2)1 Островский,Г. Рассказ о русской живописи / Г. Островский. - М.,1987. - с.245. Чз

- Мацкевич,М. Художник, влюблённый в море / М. Мацкевич // Дошкольное воспитание. - 2003. - N7. - С.92-102.

30 июля – 60 лет со дня рождения Шварценеггера Арнольда (р. 1947), американского киноактёра

- Ich bin ein Kaliforner// Эхо планеты. - 2003. - N34. - С.20-22.

31 ліпеня – 205 год з дня нараджэння Дамейкі Ігната Іпалітавіча (1802-1889), беларускага вучонага

- Дамейка Ігнат: Да 200-годдзя з дня нараджэння (31.07.1807 – 23.01.1889) // БП. – 2002. - №2. – с.4-5.

- Чаропка,В. Адысея Грандэ Эдукадора / В. Чаропка // Беларускі гістарычны часопіс. - 2002. - N4. - С.50-58.

- Ярмоленка В. Беларус - народны герой Чылi / В. Ярмоленка // Родная прырода.- 1998. - N6.- С.30-31.

31 июля – 70 лет со дня рождения Пьехи Эдиты Станиславовны (р.1937), певицы

Эдита Пьеха родилась 31 июля 1937 года во Франции. Родители — поляки, жили во Франции, куда приехали в поисках работы. Обучаясь в школе, пела в хоре, училась в педагогическом лицее (окончила с отличием) и на курсах русского языка в Гданьске. В 1955 г. приехала в Ленинград. Учась на отделении психологии философского факультета Ленинградского университета, принимала участие в студенческих концертах; в новогоднюю ночь с 1955 на 1956 по приглашению А. Броневицкого выступила с вокальным ансамблем "ДРУЖБА" с шуточной песенкой на польском языке "Червоный автобус".

Затем стала солисткой ансамбля, который в 1957 г. с программой "Песни народов мира" завоевал золотую медаль и звание лауреатов 6-го Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Москве, выступал во Франции, Польше, Чехословакии, ФРГ, Финляндии, ГДР, Монголии, США, Австрии. В 1976 г. организовала свой ансамбль, музыкальным руководителем которого стал выпускник Ленинградской консерватории Григорий Клеймиц. Первое выступление ансамбля было на Всероссийском конкурсе исполнителей советской песни в Сочи в октябре 1976 и принесло победу — коллектив был удостоен почетного диплома.

Работала певица с композиторами А. Флярковским, О. Фельцманом, А. Петровым, Г. Портновым, Я. Френкелем, А. Пахмутовой, поэтами Р. Рождественским, Е. Долматовским, Н. Добронравовым и др.

Более 10 дисков-гигантов записано на фирме "Мелодия", песни из которых вошли в золотой фонд советской эстрады: «Огромное небо», «Люди, улыбнитесь миру», «Город детства», «Венок Дуная», «Встреча друзей» и др. Многие из этих песен были выпущены фирмами грамзаписи во Франции, на Кубе, в ГДР, Польше. Гастролировала более чем в 20 странах мира. На Кубе певица была удостоена титула "Госпожа песня", дважды выходила на сцену парижского зала "Олимпия", стала первой из советских эстрадных звезд, выступивших в Афганистане. Является победительницей многих международных конкурсов вокалистов. В 1968 на 9-м Всемирном фестивале молодежи и студентов в Софии на конкурсе политической песни завоевала золотую медаль; одна из этих песен – «Следующий» - композитора В. Успенского получила первую премию на конкурсе, организованном фестивальным Комитетом борьбы с фашизмом. Фирма "Мелодия" отметила певицу "Нефритовым диском" — наградой, присуждаемой актеру за рекордные, миллионные тиражи его записей.

Награждена орденами Трудового Красного Знамени, Дружбы народов. Народная артистка СССР (1988).

- Городова,М. Соло на фоне шоу / М. Городова // Крестьянка. - 2002. - N1. - С.68-71.

- Дружинин,Ю.В. Эдита Пьеха: телепрограмма / Ю.В. Дружинин // Читаем, учимся, играем. – 2002. - №4. – с.39-42.

Составители: Дедюлина Л.Б., Нелина Г.Н.

Редактор: Нелина Г.Н.

Другие выпуски «Календаря знаменательных дат» смотрите на нашем сайте http://skorina-lib.iatp.by