Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 20

 

Поиск            

 

Рекомендации методические по срс (срсп)

 

             

Рекомендации методические по срс (срсп)

КАРАГАНДИНСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАЗПОТРЕБСОЮЗА

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ СРС (СРСП)

Дисциплина: «История международных отношений в новое время»

Специальность: 050202-«Международные отношения»

Кафедра: экономической теории и международной экономики

КАРАГАНДЫ 20 10


Форма 2

Методические рекомендации по СРС (СРСП) составлены: к.и.н., доцентом Шлюпиковым М.В. на основании рабочих учебных планов специальностей 050202-«Международные отношения» и требований к структуре учебно-методического комплекса дисциплины КЭУК-МИ-85-05.01-2007.

Рассмотрены на заседании Учебно-методического семинара кафедры экономической теории и международной экономики

«10» июня 2010 г. Протокол №10

Зав. кафедрой

экономической теории и МЭ Жетписбаева М.К.

Сведения о преподавателе:

Шлюпиков М.В. к.и.н., доцент, читает курсы «История международных отношений в новое время», «История международных отношений в новейшее время» «Новая история стран Европы и Америки», «Новая история стран Азии и Африки» и др.

Офис: кафедра экономической теории и международной экономики, аудитория № 266

Г. Караганда, ул. Академическая, 9

Тел: 44-16-24 (143)


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СРС (СРСП)

Как показывает опыт работы, студенты для которых предназначены данные методические рекомендации, не умеют организо­вать свою самостоятельную работу. Формирование умений и навыков са­мостоятельной работы, как правило, проходит у них на интуитивной осно­ве, когда преобладает подражение, смутное, нечеткое понимание задач ее, поэтому часто не выполняются учебные задачи. Самостоятельная работа должна строиться на сознательной основе, отсюда - необходимость зна­ния студентами конкретных методических приемов, направленных на улучшение организации процесса усвоения знаний.

Системно-деятельностный подход как принцип организации и контроля самостоятельной работы студентов

В основе организации СРС по нашей дисциплине лежит системно-деятельностный подход. Его методология оперирует такими основными понятиями обучения: знания, умения, навыки, деятельность; определяет их взаимосвязь и соотношение.

Умения - развернутые действия, выполняемые студентом на уровне понимания, умения - результат сформированной деятельности.

Навыки - умения, в процессе постоянного повторения доведенные до автоматизма. Мы должны различать навыки творческие и стандартизи­рованные, последние с трудом поддаются творческим преобразованиям и не включаются в мыслительную деятельность, но и они необходимы /например, оформление списка использованной литературы, сносок и т.д./.

Деятельность - способ развития заложенных в человеке способ­ностей к мыследеятельности, к саморазвитию.

В нашем конкретном случае - это не только запоминание и вос­произведение учебного материала, но и его анализ, оценка, критика, то есть углубление в изучаемый материал через мыслительную деятельность с максимальным развитием мыслительных способностей.

Отсюда - особая роль организации познавательного процесса, начинающегося с восприятия знаний.

Приемы оптимизации процесса восприятия

Любой процесс усвоения знаний начинается с их восприятия, при этом студенту необходимо знать конкретные приемы оптимальной орга­низации самого процесса восприятия.

Прежде всего - необходимо уточнить цель действия /читать и слушать «просто так», бесцельно- значит напрасно тратить время/. Затем интересующий нас объект, /понятие, факт, событие, закономерность и т.д./ выделяется из общего фона /текста/. Смешение объекта и фона - одна из самых распространенных ошибок восприятия.

Выделенный объект анализируется, в нем выделяются признаки и свойства. Эти признаки и свойства необходимо зафиксировать /схема, конспект/.

Следующий этап - объединение, синтез признаков и свойств в единое целое, от этого зависит полнота восприятия. Отрывочное, непол­ное восприятие материала приводит к ошибкам, искажениям.

Заключительный этап - это введение полученного знания в суще­ствующую систему знаний, отождествление и различие его по отношению к другим знаниям /критика вновь полученного знания или имеющихся - на основе вновь полученного/. И наконец, представление о возможности применения полученных знаний в практической деятельности.

На каждом из этапов нужны определенные приемы, обеспечи­вающие активное восприятие и в целом культуру мышления.

Прежде всего необходима психологическая подготовленность к мыслительной деятельности. Рекомендуется еще до начала чтения /источника, исследования/ попытаться определить возможное предметно-понятийное содержание текста, его структуру, степень значимости, новизны информации для вас. Только после этого переходить к чтению текста.

Методические приемы чтения и конспектирования текстов

В зависимости от характера материала /источник, основная, до­полнительная литература/ используются различные приемы чтения: озна­комительное и изучающее, сплошное и выборочное, быстрое и медленное. Студенты должны владеть всеми этими приемами.

Ознакомительное чтение позволяет получить первое общее пред­ставление о книге. При этом рекомендуется вначале внимательно прочи­тать содержание титульного листа книги, где помещены важные сведения /точное название работы, ее автор, предназначение - учебник, моногра­фия, издательство, время и место издания/. Обязательно нужно прочесть аннотацию и предисловие к работе. В них даются полные сведения о ра­боте и ее авторе, которые позволяют расширить представление о возмож­ном содержании работы.

Затем просматривают оглавление, из которого получают точные сведения о структуре и содержании книги, выделяют для себя те вопросы, которые особенно важны.

Следующий этап ознакомительного чтения - знакомство с сутью: и характером изложения, когда отдельные места читаются внимательно, а все остальное просматривается, иногда делаются выписки.

В итоге ознакомительного чтения сравнительно быстро можно получить общее впечатление о книге.

Но, конечно, для серьезной работы над темой (будь то семинарское занятие или и т.д.) такого чтения совершенно недос­таточно. Необходимо теперь перейти к изучающему чтению. Оно имеет своей целью детальное усвоение всего содержания работы или какой-то ее части.

При изучающем чтении совершенно необходимы записи, выпис­ки. По своему характеру изучающее чтение может быть сплошным или выборочным. Это зависит и от задания, и от характера материала, и цели задания.

Как показывает опыт работы со студентами I-II курса, они очень слабо владеют методикой конспектирования, поэтому необходимы неко­торые методические рекомендации по составлению конспектов: что, где и как записывать. Умение конспектировать - один из важнейших признаков культуры умственного труда. Нецелесообразно переписывать весь текст. Достаточно выборочных записей. Выписывают лишь наиболее сущест­венное для темы, но в итоге записи должны достаточно полно воспроизве­сти содержание и структуру работы в целом, а также отдельные детали и части текста (цифровые данные, основные факты, наименования, яркие характеристики и т.д.).

Цели и задачи самостоятельной работы над текстом требуют одоназначно: записи, ведутся в отдельных тетрадях /семинарские занятия, коллоквиумы/.

Конспектировать следует после ознакомительного чтения, записи должны быть удобными для использования и грамотными, при цитирова­нии, указывается страница. Нельзя конспектировать материал «сплошным потоком» - необходимо оставлять поля, выделять главное (материал к то­му или иному вопросу), обозначать разный по характеру материал разного цвета чернилами, подчеркивая наиболее важное и т.д. Не рекомендуется пользоваться сокращениями слов.

Прочитать текст и законспектировать его - не значит усвоить ма­териал, его нужно еще запомнить.

Общие приемы рациональной организации работы памяти

Итак, нельзя усвоить материал, не запомнив его с достаточной быстротой и прочностью. Поэтому на память ложится особая нагрузка, ибо усвоение знания, приобретение новых в процессе мыследеятельности - предполагает не только их восприятие, но и обязательное закрепление в нашей памяти.

Работа человеческой памяти изучена психологами тщательно, так что большинство приемов рациональной организации запоминания, мыс­ледеятельности описано и проверено на практике. Но так как студенты I курса еще не изучали психологию, необходимы некоторые методические рекомендации.

Студент должен понять, что память - сложный познавательный процесс, состоящий из четырех компонентов:

1/ собственно запоминание;

2/ сохранение;

3/ узнавание;

4/воспроизведение.

Все они развиты у каждого человека по-разному. Наиболее разви­тая память характеризуется:

а/ быстротой запоминания;

б/ прочностью сохранения;

в/ точностью узнавания;

г/ быстротой и точностью воспроизведения.

Сбои в работе памяти связаны со слабым развитием какого-то одного из этих компонентов.

Эксперименты показали, что память - наиболее тренируемый познавательный процесс. Главное условие развития памяти - активная по­знавательно-практическая деятельность человека.

Каждый из нас обладает не одним, а несколькими видами памяти: зрительная, речедвигательная, слуховая, эмоциональная, словесно-логическая, смешанная. В зависимости от характера запоминаемого мате­риала в работу включается тот или иной вид памяти или сразу несколько.

Обычно какой-то отдельный вид памяти развит у человека хоро­шо. Такой наиболее развитый вид памяти называется индивидуальным видом памяти. Знание своего типа памяти помогает рационально органи­зовать познавательную деятельность. Существуют и общие приемы ра­циональной организации работы самой памяти:

1. настроить себя на запоминание материала, для чего:

а) проявить интерес;

б) «включить» чувство ответственности;

в) дать себе установку на запоминание;

2. дать установку на срок и точность запоминания, тогда вклю­чаются скрытые механизмы распределения материала по разным «этажам» оперативной и долговременной памяти. Эти механизмы работают как бы автоматически.

Попытаться запомнить материал только буквально или только по смыслу ни в коем случае нельзя. Нужно установить, что именно нужно запомнить буквально, а что - обобщенно. Буквально запоминают опреде­ление понятий, формулировку законов, отдельные наименования /династии, государства, годы существования, фамилии, цифровые показа­тели и т.д./. Остальной материал запоминается обобщенно;

3. использовать активный мыслительный анализ: выделить основную мысль текста, а она красной нитью проходит через систему обоснований, аргументов, приводимых для ее доказа­тельства. Это могут быть описания событий, явлений, фактов;

4. сознательное использование ассоциаций или других смысло­вых связей (мнемотехника) используется для запоминания цифр, дат, имен и т.д. С точки зрения культуры умственного труда мнемотехника - один из самых удобных приемов запо­минания;

5. Пспользовать не только свой индивидуальный тип памяти, но и другие;

6. Процесс запоминания сближать с процессами узнавания и воспроизведения;

7. Правильно организовать деятельность своей памяти в целом: прежде всего следует помнить о повторении материала. Пси­хологи еще в прошлом веке вывели так называемую кривую забывания, согласно ей, наибольшее количество материала забывается в первые часы и дни после заучивания, а потом этот процесс замедляется /повторение - мать учения/.

Не следует забывать о небольших перерывах между занятиями, не заниматься подряд сходными видами деятельности.

Использование этих приемов может облегчить организацию рабо­ты памяти.

Знание студентами методических рекомендаций, раскрывающих приемы активизации познавательной деятельности, поможет организовать самостоятельную работу.

В самостоятельной работе по темам лекций, семинарских занятии, СРСП необходимо обращаться к рекомендованной литературе по каждой отдельной теме.


Формы проведения СРС (СРСП) по курсу

«История международных отношений в новое время»

Название темы

Формы проведения СРС (СРСП)

Тема 1. США в системе международных отношений в первой половине XIX века

Изучение конспектов лекций и конспектов дополнительной литературы, выполнение заданий, тестовых вопросов и вопросов для самоконтроля, написание эссе, подготовка презентации, круглый стол, написание ов

Тема 2. Международные отношения на Среднем Востоке и в Индии в первой половине XIX века

Изучение конспектов лекций и конспектов дополнительной литературы, выполнение заданий, тестовых вопросов и вопросов для самоконтроля, написание эссе и ов

Тема 3. Международные отношения на Дальнем Востоке в первой половине XIX века

Изучение конспектов лекций и конспектов дополнительной литературы, выполнение заданий, тестовых вопросов и вопросов для самоконтроля, написание эссе, подготовка презентации

Тема 4. Дипломатическая борьба за объединение Италии и Германии

Изучение конспектов лекций и конспектов дополнительной литературы, выполнение заданий, тестовых вопросов и вопросов для самоконтроля, написание эссе, подготовка к дебатам

Тема 5. Международные отношения в 80-90-х гг. XIX века

Изучение конспектов лекций и конспектов дополнительной литературы, выполнение заданий, тестовых вопросов и вопросов для самоконтроля, написание эссе, круглый стол, написание ов

Тема 6. Международные отношения на Дальнем Востоке в конце XIX -начале XX веков

Изучение конспектов лекций и конспектов дополнительной литературы, выполнение заданий, тестовых вопросов и вопросов для самоконтроля, решение проблемной ситуации

Тема 7. Международные отношения в Латинской и Северной Америке в конце XIX - начале XX веков

Изучение конспектов лекций и конспектов дополнительной литературы, выполнение заданий, тестовых вопросов и вопросов для самоконтроля, написание эссе, составление хронологической таблицы

Тема 8. Международные отношения накануне и в годы Первой мировой войны

Изучение конспектов лекций и конспектов дополнительной литературы, выполнение заданий, тестовых вопросов и вопросов для самоконтроля, написание эссе, подготовка презентации, круглый стол, написание ов

*-предусмотрена возможность инициативного предложения студентов по применению по теме дополнительной или альтернативной формы СРС (СРСП)


Тема 1. США в системе международных отношений в первой половине XIX века.

Задания:

1. Подготовить ы по одной из предложенных тем:

1. Экономическое и политическое развитие США в первой половине XIX в. Активизация внешней политики США в начале XIX века.

2. Экспансия европейских держав и США в странах Латинской Америки. Провозглашение внешнеполитической доктрины Монро.

3. Гражданская война в Северной Америке. Начало интервенции европейских держав на территорию США.

4. Отмена рабства в США и изменение расстановки и соотношения европейских политических сил.

Методические рекомендации к выполнению:

При рассмотрении предложенных вопросов необходимо раскрыть основные тенденции экономического и политического развития США в первой половине XIX в., активизацию внешней политики США в начале XIX века, интересы буржуазии Севера и плантаторов Юга и два направления во внешней политике США. При подготовке к СРС (СРСП) рекомендуется использовать работы Иваняна Э.А., где подробно рассматривается процесс расширения государственной территории США, приобретение Соединенными Штатами Америки французских территорий в Северной Америке. В Истории Латинской Америки в 70-е гг. XIX века и по материалам Хрестоматии по истории нового времени можно ознакомиться с предпосылками национально-освободительных революций в странах Латинской Америки, с экспансией европейских держав и США в странах Латинской Америки, с процессом разработки и провозглашения внешнеполитической доктрины Монро и началом политики изоляционизма. Для изучения войны между США и Мексикой, о ее результатах, приобретение США Аляски и Алеутских островов, гражданская война в Северной Америке, дипломатия Англии, Франции и Испании в ходе Гражданской войны в Северной Америке и т.п. рекомендуется книга История внешней политики и дипломатии США. Начало интервенции европейских держав на территорию США, причины интервенции и интересы Англии, Франции и Испании в Северной Америке, признание Англией южных штатов "воюющей стороной" можно рассмотреть по Истории дипломатии и Истории международных отношений и внешней политики. С текстом Лондонского соглашения 1861 года между Англией, Францией, Испанией можно ознакомиться по Хрестоматии по новой истории, а также по документам можно проследить историю интервенции в Мексику, дипломатическую борьбу и позицию европейских держав по вопросу признания Конфедерации, отмену рабства в США и изменение расстановки и соотношения европейских политических сил.

Основная литература: 1, 4, 6, 7

Дополнительная литература: 1, 8, 19, 22, 23, 28, 30, 34, 43, 48, 53, 56, 70

Тема 2. Международные отношения на Среднем Востоке и в Индии в первой половине XIX века.

Задания:

1. Изучить материалы хрестоматии и учебных пособий по вопросам:

1) Характерные черты дипломатии государств Среднего Востока и Индии.

2) Роль дипломатии в британском завоевании Индии. Завершение колониального завоевания Индии.

3) Экспансия европейских держав в Иране. Присоединение Закавказья к России. Русско-иранские войны.

4) «Восточный вопрос» в начале 50-х годов. Обострение противоречий между Россией и европейскими державами в «восточном вопросе».

Методические рекомендации к выполнению:

Студентам следует рассмотреть причины экономической и военной слабости государств Востока, характерные черты дипломатии государств Среднего Востока и Индии. При изучении колониальной экспансии европейских держав в первой половине XIX в., дипломатической борьбы в Индии и на Среднем Востоке, англо-французские и англо-русские противоречия рекомендуется сборник статей «Европа, США и колониальный мир». Подробно описывается сущность захватнической политики Англии, роль дипломатии в британском завоевании Индии, дипломатия Ост-Индской компании, англо-майсурские войны, субсидиарные договоры, англо-сикхские войны и завершение колониального завоевания Индии в работе Помроя У. При рассмотрении вопросов об экспансии европейских держав в Иране, борьба между Англией и Францией на Среднем Востоке, англо-русское соперничество в Иране, попытка Англии завоевать Афганистан, поражение Англии и переход ее к политике «совершенного бездействия» рекомендуется работа Лависса и Рамбо. Вопросы о присоединении Закавказья к России, расширение границ России на Кавказе, русско-иранские войны, русские и английские миссии в среднеазиатских ханствах, позиции России в Средней Азии подробно освещаются в Истории внешней политики России и работе Киняпина Н.С. Возникновение «восточного вопроса», его развитие в 30-50-е гг. и европейскую дипломатию рекомендуется изучить по работе «Восточный вопрос во внешней политике России (конец XVIII-начало XX вв.)».

Основная литература: 1, 6, 7

Дополнительная литература: 31, 34, 41, 53, 63, 64,

Тема 3. Международные отношения на Дальнем Востоке в первой половине XIX века.

Задания:

1. Составить хронологию событий.

2. Рассмотреть усиление колониальной экспансии стран Европы и США в Восточной и Юго-Восточной Азии.

3. Анализировать международное положение Китая к началу XIX в. Политику «самоизоляции» Китая, особенности ее дипломатии.

4. Анализировать позиции Англии, США, Франции в Китае. Дипломатия Цинского правительства. Раздел Китая на сферы влияния великих держав.

5. Рассмотреть «Самоизоляция» Японии и Кореи: причины и последствия. Колониальное проникновение США на Дальний Восток в 50-60-х гг. XIX в.

Методические рекомендации к выполнению:

При подготовке следует обратить внимание на колониальную экспансию стран Европы и США в Восточной и Юго-Восточной Азии. Необходимо рассмотреть особенности социально-экономического развития Китая к началу XIX в., политику «самоизоляции» Китая, особенности ее дипломатии. Особо можно выделить первые неравноправные договоры, и позиции Англии, США, Франции в Китае. Для изучения дипломатии Цинского правительства, Тяньцзинских договоров 1858 г. и начала раздела Китая на сферы влияния великих держав рекомендуется работа Клименко Н.П. В сборнике статей «Европа, США и колониальный мир» можно ознакомиться с Пекинскими неравноправными конвенциями 1860 г., проследить русско-китайские отношения в первой половине XIX в., а также усиление колониальной зависимости Китая. Отдельно можно отметить политику «Самоизоляции» Японии и Кореи: причины и последствия, колониальное проникновение США на Дальний Восток в 50-60-х гг. XIX в., неравноправные договоры западных держав с Японией в 1857-58 гг., территориальные вопросы в русско-японских отношениях. Нарочницкий А.Г. в своем труде подробно описывает англо-бирманские войны, подписание неравноправных договоров с Сиамом, рассматривает дипломатию европейских держав и положение Кореи в 60-х гг., а также англо-русские и англо-американские противоречия на Дальнем Востоке.

Основная литература: 1, 2, 3, 6, 7

Дополнительная литература: 12, 14, 21, 31, 34, 35, 45, 55, 63, 64

Тема 4. Дипломатическая борьба за объединение Италии и Германии.

Задания:

1. Составьте список доступных вам источников по данной теме.

2. Анализировать проблему национального объединения Италии и Германии после революции 1848-1849 гг. и позиции великих держав.

3. Охарактеризовать основные этапы объединения Германии. Образование Северогерманского союза. Франко-прусская война, цели и интересы воюющих сторон. Франкфуртский мирный договор. Образование Германской империи.

Методические рекомендации к выполнению:

Студентам необходимо осветить дипломатическую борьбу за объединение Италии и Германии, процессы объединения Италии и Германии после революции 1848-1849 гг. и позиции великих держав. Следует обратить внимание на роль Сардинского королевства в объединении Италии, рассмотреть два течения в борьбе за объединение Италии. Для изучения дипломатической подготовки объединения, войны Франции и Италии с Австрией 1859 гг., присоединения Центральной Италии к Сардинскому королевству, революционные события на юге Италии, образование Итальянского королевства и итоги и значение объединения Италии рекомендуются работы Дебидура А. и Тейлора А. В. В работе Протопопова А.С. и др. подробно рассматриваются основные этапы объединения Германии, «Великогерманский» и «малогерманский» планы объединения Германии, Причины и ход австро-прусского соперничества, Шлезвиг-гольштейнский вопрос и позиции европейских государств. По Истории дипломатии и Истории ВП и МО можно проследить ход австро-прусско-датской войны, австро-прусско-итальянской войны, выход Австрии из Германского союза, образование Северогерманского союза, ход франко-прусской войны, цели и интересы воюющих сторон. Текст Франкфуртского мирного договора можно проанализировать по Хрестоматии по новой истории, также на основе документов из Хрестоматии по ИМО можно рассмотреть образование Германской империи, международное значение объединения Италии и Германии, крах Венской системы международных отношений.

Основаная литература: 2, 5, 6, 7

Дополнительная литероатура: 11, 13, 15, 16, 20, 21, 26, 34, 35, 53, 56, 63, 64

Тема 5. Международные отношения в 80-90-х гг. XIX века.

Задания:

1. Подготовить ы по одной из предложенных тем:

1) Образование австро-германского союза. Образование Тройственного Союза.

2) Образование Средиземноморской Антанты. Английская политика «блестящей изоляции».

3) Ближний Восток в политике европейских государств. Установление финансового контроля над Турцией.

4) Образование системы военно-политических блоков в Европе.

Форма проведения СРСП:

Обсуждение ов.

Методические рекомендации к выполнению:

Студентам следует изучить обострение австро-русских и русско-германских отношений, рассмотреть предпосылки и причины образования австро-германского союза и образование Тройственного Союза. Для освещения вопросов о Болгарском кризисе 1885 г. и позиции европейских держав, о крахе «Союза трех императоров» рекомендуется использовать работы Туполева Б.М. и История дипломатии. Отдельно следует выделить вопросы об англо-французских и англо-русских противоречиях, образование Средиземноморской Антанты и английскую политику «блестящей изоляции». В работе Дебидура А. подробно рассматривается устремления Англии и России за расширение сфер влияния в Средней Азии и на Дальнем Востоке, претензии США на гегемонию на американском континенте и в Юго-Восточной Азии, Ближний Восток в политике европейских государств и установление финансового контроля над Турцией. Книга «Германская экспансия на Ближний Восток, в Восточной Африке и районе Индийского океана в конце XIX в. - начале XX в.» рекомендуется для более детального рассмотрения вопросов о формировании русско-французского военно-политического союза и образовании системы военно-политических блоков в Европе.

Основная литература: 2, 3, 5, 6, 7

Дополнительная литература: 2, 11, 13, 15, 32, 33, 34, 35, 42, 52, 55, 56, 58, 63, 64

Тема 6. Международные отношения на Дальнем Востоке в конце XIX -начале XX веков.

Задания:

1. Письменная работа по следующим вопросам:

1) Обострение борьбы великих держав на Дальнем Востоке в конце XIX в.

2) Японская экспансия в Корее. Японо-китайская война. Провозглашение США доктрины «открытых дверей» в Китае.

3) Обострение борьбы великих держав за передел сфер влияния на Дальнем Востоке в начале XX в.

4) Установление японского преобладания на Дальнем Востоке.

Методические рекомендации к выполнению:

В ходе подготовки нужно рассмотреть усиление противостояния великих держав на Дальнем Востоке в конце XIX в., внешнеполитическую доктрину Японии, борьбу держав за раздел Китая. На основе документов из Хрестоматии по ИМО рекомендуется проанализировать японскую экспансию в Корее, причины и ход японо-китайской войны, и дальнейшее закабаление Китая. По работе Клименко Н.П. рекомендуется осветить процесс проникновения России в Маньчжурию, завершение раздела Китая на сферы влияния, провозглашение США доктрины «открытых дверей» в Китае, а также превращение Китая в полуколонию.

Необходимо обратить внимание на обострение борьбы великих держав за передел сфер влияния на Дальнем Востоке в начале XX в. Англо-русское соперничество на Дальнем Востоке, русско-японские противоречия в начале XX в., англо-японский союз 1902 г., изменения в международной обстановке на Дальнем Востоке после русско-японской войны и установление японского преобладания на Дальнем Востоке можно изучить по трудам Нарочницкого А.Г. и опираясь на документы из Хрестоматии по ИМО.

Основная литература: 1, 6, 7

Дополнительная литература: 9, 14, 16, 21, 31, 33, 34, 46, 53, 55, 60, 63, 64

Тема 7. Международные отношения в Латинской и Северной Америке в конце XIX - начале XX веков.

Задания:

1. Указать основные причины территориальных конфликтов между латиноамериканскими странами во второй половине XIX в.

2. Анализировать экспансию США в Латинской Америке.

3. Охарактеризовать политику «большой дубинки» Т.Рузвельта. «Дипломатия доллара» и экономическое проникновение США в Латинскую Америку.

Методические рекомендации к выполнению:

При подготовке следует рассмотреть особенности социально-экономического развития латиноамериканских стран во второй половине XIX в., проблему Канады в американо-английских отношениях, становление идеологии панамериканизма во внешней политике американских государств. При изучении колониальной экспансии США, испано-американской войны 1898 г., экспансии США в Латинской Америке рекомендуется использовать договора и документы из Хрестоматии по ИМО и работу Окенды Л.Б.

В книге «История внешней политики и дипломатия США»можно подробно изучить политику «большой дубинки» Т.Рузвельта, вооруженную интервенцию США в страны Центральной Америки и Карибского бассейна, «Дипломатию доллара» и экономическое проникновение США в Латинскую Америку.

На основе источников рекомендуется проанализировать усиление американо-германских противоречий, процесс создания Панамериканского союза, становление региональной системы международных отношений в Латинской и Северной Америке.

Основная литература: 1, 6, 7

Дополнительная литература: 1, 3, 8, 23, 31, 32, 34, 43, 46, 53, 63, 64, 70

Тема 8. Международные отношения накануне и в годы Первой мировой войны.

Задания:

1. Письменная работа на одну из указанных тем (на выбор студента):

1) Образование Антанты или Тройственного согласия. Англо-германское морское соперничество.

2) Борьба Италии за утверждение своих стратегических позиций в Средиземном море. Обострение международной ситуации на Балканах.

3) Подготовка европейских держав к войне. Цели и задачи военно-политических блоков.

4) Дипломатическая борьба в годы первой мировой войны Причины и характер первой мировой войны. Столкновение интересов европейских держав.

5) Расширение противостоящих блоков. Вступление в войну Турции, Италии, Болгарии. Вступление в войну Японии, США.

6) Дипломатическая борьба за выход из войны. «Мирные программы» воюющих сторон. Компьенское перемирие и окончание войны.

2. На основе источников описать социально-экономическое положение Турции, Италии, Болгарии.

Методические рекомендации к выполнению:

В ходе подготовки указанных тем необходимо осветить основные международные противоречия, определявшие мировую политику в начале XX века, усиление англо-германских противоречий, отход Великобритании от политики «блестящей изоляции» и начало сближения с Францией и Россией. Следует проанализировать англо-французское соглашение 1904 г. о разрешении спорных колониальных проблем, раскрыть усиление противоречий между державами Тройственного Союза и Антанты. Для изучения англо-русского соглашения 1907 г. о разделе сфер влияния на Среднем Востоке, образования Антанты или Тройственного согласия, англо-германского морского соперничества, германской экспансии «на Восток», роста внешнеполитической активности Австро-Венгрии на Балканах, причины боснийского кризис и позиция великих держав рекомендуются работы Виноградова В.Н. и Тейлора А.Е.

В Истории дипломатии можно подробно ознакомиться с причинами экономического и политического противоречия между великими державами накануне первой мировой войны, обострения международной обстановки, борьба Италии за утверждение своих стратегических позиций в Средиземном море и о подписании секретных англо-французских и франко-русских морских конвенций.

На основе источников из Хрестоматии по ИМО и Хрестоматии по истории нового времени рекомендуется раскрыть обострение международной ситуации на Балканах, балканские войны и перегруппировка сил, русско-австрийские и русско-германские отношения в ходе Балканских войн, усиление влияния австро-германского блока в Османской империи и Болгарии, подготовку европейских держав к войне, цели и задачи военно-политических блоков, гонку вооружений, а также расстановку сил на международной арене.

Главные очаги противоречий. "21 требование" Японии Китаю. Образование Четверного Союза. Программа «14 пунктом» В.Вильсона. Мирные инициативы Советской России. Заключение сепаратного Брест-Литовского мира и его международные последствия. Компьенское перемирие.

Основная литература: 1, 2, 6, 7

Дополнительная литература: 13, 14, 15, 26, 31, 32, 39, 40, 4263, 64

Основная литература:

1. Документы внешней политики СССР. T.I-II. - М., 1959.

2. Европа: век XX: Хрестоматия. - М., 1980.

3. Итоги империалистической войны: Серия мирных договоров /Под ред. Ю.В.Ключникова и А.В.Сабанипа - М., 1925-1927.

4. Сборник договоров России с другими государствами. 1856-1917 гг. - М., 1952.

5. Советско-германские отношения от переговоров в Брест-Литовске до подписания Рапалльского договора: Сб. документов. Т. 1-2. - М., 1968-1971.

6. Хрестоматия по истории международных отношений. В 2-х ч.-М., 1963.

7. Хрестоматия по истории СССР. 1861-1917. - М., 1990.

Дополнительная литература:

1. Альперович М.С. Образование независимых государств в Латинской Америке. - М., 1966.

2. Антюхина-Московченко В.И. История Франции. 1870-1918. - М., 1963.

3. Аптекер Г. Американская революция 1763-1783 гг. - М., 1960.

4. Боснийский кризис 1908-1909 гг. - пролог первой мировой войны. - Л., 1964.

5. Бошкович Б. Балканы и международный империализм. - М., 1936.

6. Витол А.В. Османская империя (начало ХҮІІІ в.).-М., 1987.

7. Внешняя политика России на Ближнем Востоке в конце 30-х - начале 40-х гг. XIX в. - М., 1975.

8. Война за независимость и образование США. /Под ред. Г.Н.Севастьянова. - М., 1976.

9. «Восточный вопрос» во внешней политике России (конец XVIII - начало XX вв.) - М., 2000.

10. Гаджиев К. Либерализм: История и современность // ПНИ. - 1995. №5.

11. Галкин И. С. Создание Германской империи. 1815 -1871.-М., 1986.

12. Гальперин А. Англо-японский союз.- М., 1947.

13. Германская история в новое и новейшее время / Под ред. С.Д. Сказкииа.-Т.1-2.-М., 1970.

14. Готлиб В.В. Тайная дипломатия во время первой мировой войны.-М., 1960.

15. Дебидур А. Дипломатическая история Европы. 1814-1878.- Ростов-на-Дону, 1995.

16. Дебории В. П. Международные отношения до первой мировой войны (1871-1914). - Саратов, 1978.

17. Дулина Н.А. Османская империя в международных отношениях (30-40-е гг. XIX в.).-М., 1980.

18. Додолев М.А. Венский конгресс 1815 года в современной зарубежной историографии. // ННИ.-1994.-№ 3.

19. Европа от Наполеона до наших дней.-М., 1995.

20. Европа с 1870 по 1914 г. / Под ред. М.Л. Петрушина. - М., 1972.

21. Европа в международных отношениях 1917-1939 гг. - М., 1979.

22. Европейские государства и США в международных отношениях первой половины XX века. - Л., 1983.

23. Европа, США и колониальный мир. Сборник статей.-М., 1988.

24. Ерусалимский А.С. Внешняя политика и дипломатия германского империализма в конце XIX в. - М., 1957.

25. Ерусалимский Е.А. Колониальная экспансия капиталистических держав и освободительное движение народов Южной Африки и Китая в XVII-XIX вв.-М., 1974.

26. Жогов П.В. Дипломатия Германии и Австро-Венгрии и первая балканская война 1912-1913 гг.-М., 1969.

27. Зак Л.А. Монархи против народов. Дипломатическая борьба на развалинах наполеоновской империи.-М., 1966.

28. Иванов Р.Ф. Авраам Линкольн и гражданская война в США.-М., 1964.

29. Ивонина Л.И., Прокопьев А.Ю. Дипломатия Тридцатилетней войны.-Смоленск, 1996.

30. Иванян Э.А. От Джорджа Вашингтона до Джорджа Буша. Белый дом и пресса.-М., 1991.

31. История стран Азии и Африки в новое время.-М., 1987

32 История внешней политики и дипломатии США.-М., 1994.

33. История внешней политики России. - М., 1995.

34. История дипломатии. / Под ред. Зорина В.А., Семенова B.C., Сказкина С.Д., Хвостова В.М. В 5-ти тт.-М., 1959-1979.

35. История Европы. Т.З. - М., 1993.

36. История Европы. Т. 4 - М., 1994.

37. История Италии. Т.1-3. - М. , 1970.

38. История Латинской Америки. Доколумбова эпоха - 70-е годы XIX века. В 2 т. -М., 1991, 1993.

39. История внешней политики России ХҮІІІ в.-М., 1998.

40. История международных отношений и внешней политики СССР 1917-1987 гг. В 3-х тт. - М., 1986-1987 гг.

41. История международных отношений и внешней политики. — В 3-х частях. -Алматы, 1998.

42. История первой мировой войны. 1914-1918 гг.-В 2-х тт.-М., 1975.

43. История США.-В 4 т.-М., 1984-1987.

44. История Франции. /Под ред. А.З.Манфреда.-Т. 1-3-М., 1972-1973.

45. Китай в мировой и региональной политике: История и современность. Ин-т Дальнего Востока РАН / Отв. ред. А. Г. Яковлев. М., 2002.

46. Киссинджер Г. Дипломатия: Пер. с англ.-М., 1997.

47. Крепах А.В. Германо-американское соперничество по вопросам колониальной экспансии па рубеже XIX-XX вв.-Л., 1986.

48. Кузнецов В.Б. Отношения между США и Германией в Европе (1904-1907 гг.). -Л., 1983.

49. Кутаков Л.Н. Внешняя политика и дипломатия Японии.-М., 1964.

50. Лютое И.С, Носков A.M. Коалиционное взаимодействие союзников: опыт первой и второй мировых войн.-М., 1988.

51. Манфред А.З. Международные отношения па Балканах.-М., 1974.

52. Манфред А.З. Образование русско-французского союза.-М., 1975.

53. Международные отношения Нового времени / Под ред. И.Д. Парфенова.-Саратов, 1982.

54. Мировое политическое развитие: век XX / Н.В.Загладип, В.Н. Дахии, Х.Т. Загладина, М.А. Мунтян.-М., 1995.

55. Нарочницкий А.Г. Колониальная политика Англии на Дальнем Востоке. 1860-1895 годы.-М., 1986.

56. Новая история стран Европы и Америки. Первый период /Под ред. А. В. А до. - М., 1986.

57. Носков В.В. Институты власти и внешняя политика США (1900-1913).-СПб., 1993.

58. Орлик О.В. Россия в международных отношениях. 1815-1829 гг. 59. От Венского конгресса до Андрионопольского мира.-М., 1998.

60. Парфенов И.Д. Колониальная экспансия Великобритании в последней трети XIX века.-М., 1991.

61. Писарев Ю.А. Тайны первой мировой войны. Россия и Сербия 1914-1915 гг.-М., 1990.

62. Протопопов А. С, Козьненко В.М., Елманова Н.С. История международных отношений и внешней политики России. 1648-2000.-М., 2001.

63. Ревякин А. В. История международных отношений в новое время. - М.,2004.

64. Ротштейн Ф.А. Международные отношения в конце XIX века. - М., 1960.

65. Серова О. В. От Тройственного союза к Антанте: Итальянская внешняя политика и дипломатия в конце XIX - начале XX вв.-М., 1983.

66. Сироткин В.Г. Дуэль двух дипломатий. Россия и Франция в 1801-1812 годы.-М., 1966.

68. Современная дипломатия буржуазных государств. - М., 1981.

69. Тарле Е.В. Наполеон Бонопарт.-М., 2003.

70. Фурсенко А.А. Американская революция и образование США.-Л., 1978.