Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 20

 

Поиск            

 

Рекомендации методические и планы семинарских занятий по Теории государства и права. Раздел «Теория государства»

 

             

Рекомендации методические и планы семинарских занятий по Теории государства и права. Раздел «Теория государства»

Кафедра Теории и истории государства и права

Методические рекомендации и планы семинарских занятий по Теории государства и права. Раздел « Теория государства».

Астрахань 2007

Составитель: Киреева С.А. к.ю.н., доцент кафедры Теории и истории государства и права.

Рецензенты:

к.ю.н., доц. Винюкова И.В., к.ю.н., декан юридического факультета АФ ЮРГИ Черепахин В.А.

Киреева С.А. Методические рекомендации и планы семинарских занятий по Теории государства и права. Раздел « Теория государства». Астрахань: Изд-во АГТУ. 2007. 28 стр. .

Методические рекомендации и планы семинарских занятий
предназначены для студентов всех форм обучения по специальности 030501.65 «Юриспруденция» составлены в соответствии с Рабочей программой по дисциплине Теория государства и права, Программой курса Теории государства и права и требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Юриспруденция», Учебным планом юридического
факультета, ориентированы на оказание помощи студентам при
подготовке к семинарским занятиям.

Общие указания

Теория государства представляет собой неотъемлемую часть теории государства и права. Предметом данного раздела выступает государство как явление, продукт цивилизации, закономерности его происхождения, развития и функционирования, соотношение в его содержании классовой и общесоциальной природы, его формы, механизм и т.д.

При изучении раздела «Теория государства» студентам следует уделить особое внимание терминологии, а также оценке многообразных теорий возникновения государства, классификации функций государства, органов государственной власти, форм государства, уметь устанавливать основные закономерности исторического движения и функционирования государства, выявлять основные проблемы современного понимания государства.

По разделу «Теория государства» студентам читается лекционный блок, проводятся семинарские занятия. Семинар (от лат. seminarium - рассадник) является особой формой обучения и контроля знаний, представляет собой обсуждение студентами под руководством преподавателя заранее подготовленных ими вопросов по определенной тематике. Возможно, также выступление студентов по заданию преподавателя с сообщениями и ами по проблемным аспектам раздела.

Представленное методическое пособие содержит планы семинарских занятий, разделенные на отдельные вопросы, методические рекомендации к ним и перечень необходимый учебной и научной литературы, нормативно-правовых актов. В случае возникновения у студентов трудностей при подготовке к семинарскому занятию, они имеют возможность получить консультацию у преподавателя, ведущего занятия в группе, в соответствии с графиком проведения консультаций.

Формами контроля уровня знаний студентов по дисциплине «Теория государства и права» выступают:

- оценка ответов и выступлений с докладами на семинарском занятии;

- решение тестов и заданий по тематике семинаров;

- контрольные работы (дважды в семестре);

- зачет (по окончании первого семестра);

- экзамен (по окончании второго семестра и на выпускном курсе).

Важнейшей предпосылкой для успешного усвоения материала по данной дисциплине является систематическая подготовка к семинарским занятиям, регулярные посещения лекций и семинаров.

При подготовке к занятиям необходимо, использовать в качестве базовых пособий учебники следующих авторов:

Теория государства и права. Курс лекций. Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М.,2005 .

Общая теория государства и нрава. Академический курс. Т. 1,2. /под ред. М.Н. Марченко/. М.,2004.

Общая теория права и государства» /под ред. В.В.Лазарева. М., 2006.

Теория государства и права, /под ред. ИМ. Корельского, В.Д. Перевалова/. М., 2004

Теория государства и права. Часть I Теория государства /под ред. А.Б. Венгерова/. М., 2004.

Помимо учебной и научной литературы, рекомендованной в данном пособии, целесообразно изучать статьи в периодических изданиях «Государство и право», «Правоведение», «Атриум (серия юриспруденция)», «Правовая политика и правовая жизнь», «Общественные науки и современность», «Право и политика» и др.

Вопросы, рассматриваемые в разделе «Теория государства», выносятся, наряду с вопросами по теории права, на текущий экзамен (во втором семестре), а также на государственный аттестационный экзамен, что подчеркивает значимость дисциплины «Теория государства и права» в целом и ее взаимосвязанных разделов «Теория государства » и «Теория права».

Семинар № 1

Тема: «Предмет и методы теории государства и права» (2 часа)

1.Теория государства и права как наука.

2.Место теории государства и права в системе гуманитарных наук.

3. Теория государства и права в системе юридических наук.

4.Предмет изучения теории государства и права. Структура
курса теории государства и права.

5.Методологические основы теории государства и права.

Литература:

1.Алексеев С.С. Тайна права. Его понимание, назначение, социальная ценность: Резюме с претензией. М.,2001.

Батлер У. Инновации в юридическом образовании.// Юрист, 1996, № 8.

Ветютнев Ю.Ю. Синергетика в праве Государство и право . 2002. №4.

Гаврилов О.А. Математические методы и модели в социально-правовом исследовании. М., 1980.

Демидов А.И. О методологической ситуации в правоведении Правоведение. 2001. №4.

Жуков В.Н. Место теории государства и права, философии права, истории политических и правовых учений в системе высшего юридического образования //Государство и право. 2000, №11.

Казимирчук В.П. Право и методы его изучения. М., 1965.

Карбонье Ж. Юридическая социология. М., 1986.

Козлов В.А. Проблемы предмета и методологии общей теории права. Л., 1989.

Лукьянова Е.Г. Основные тенденции развития российского права в условиях глобализации Лившиц Р.З. Государство и право в современном обществе: необходимость новых подходов.// Советское государство и право. 1990, № 10.

Марченко М.Н. Сравнительное правоведение.М.,2001.

Поляков А.В., Тимошина Е.В. Теория государства и права на рубеже веков : проблемы и перспективы Правоведение. 2000. №3.

Пучков О.А. Теория государства и права : проблемы и перспективы //Правоведение. 2001. №6.

Скурко Е.В. Метод социально-правового моделирования в решении задач правотворчества Государство и право. 2003. №1.

Сырых В.М. Метод правовой науки. Основные элементы, структура. М., 1980.

Тарасов Н.Н. Методологические проблемы юридической науки. Екатеринбург, 2001.

Тарасов Н.Н. Метод и методологический подход в правоведении //Правоведение. 2001. №1.

Тихомиров Ю.А. Курс сравнительного правоведения. М., 1996.

Топорнин Б.Н. Правовая реформа и реформа высшего юридического образования в России.// Государство и право, 1996, №
Экимов А.И. Политические интересы и юридическая наука.//Государство и право. 1996, № 12.

Государство и право. 2004. №7.

Целью данного семинарского занятия является определение места теории государства и права в системе гуманитарных наук, установление ее предмета и специфических методов.

Раскрывая первый вопрос , студентам необходимо выявить основания, в соответствии с которыми теория государства и права определяется в качестве науки, показать особенности теории государства и права как науки. Следует также обозначить основные этапы в становлении и развитии науки теории государства и права.

Отвечая на второй вопрос , студентам нужно установить место теории государства и права в системе гуманитарных наук, показать взаимосвязь и взаимодействие теории государства и права с такими гуманитарными науками, как история, политология, философия, социология, культурология и др. При этом студенты должны выявить различия, существующие между теорией государства и права и другими гуманитарными науками.

Характеризуя третий вопрос , студенты должны определить положение теории государства и права в системе юридических наук, указав на специфику теории государства и права (базовый характер, методологическая роль).

При ответе на четвертый вопрос студентам необходимо обозначить предмет теории государства и права, выделить основные закономерности в развитии государства и права, изучаемые теорией государства и права, показать роль теории государства и права в формировании основных государствоведческо-правовых понятий (категорий, терминологии). Говоря о структуре курса Теории государства и права, студентам надо обратиться к программе данного курса, а также к учебным пособиям различных авторов, показав плюрализм мнений исследователей в определении структуры курса теории государства и права.

В пятом вопросе семинарского занятия должен быть рассмотрен арсенал методов теории государства и права (всеобщие, общенаучные и частнонаучные). Характеристику каждой группы и подгруппы методов следует сопровождать наглядными примерами, связанными с определенными категориями теории государства и права.

Семинар № 2

Тема: «Возникновение государства» (4 часа)

1.Догосударственный период истории человечества. Первобытное общество: характерные черты периода, особенности экономического развития, социальной организации, властных институтов.

2.Плюрализм мнений в вопросе происхождения государства. Теории возникновения государства (теологическая, патриархальная, договорная, ирригационная, психологическая, насилия, материалистическая, норманнская, органическая и др.).

3.Общее и особенное в возникновении государств у различных народов.

Литература:

Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества. М., 1995.

Андреев И.Л. Происхождение человека и общества.М., 1988.

Бачило И.Л. Факторы, влияющие на государственность.//Государство и право. 1993, № 7.

Беккер К. Мифы древнего мира. Саратов, 1995.

Венгеров А.Б. Значение археологии и этнографии для юридической науки.// Советское

государство и право. 1983, № 3.

Дробышевский С.А. Политическая организация, право и доклассовое общество.//Правоведение. 1988, № 5.

Гоббс Т. О причинах возникновения и определения государства. Левиафан или материя, форма

и власть государства церковного и гражданского. М., 1991. Т. 2.

Графский В.Г. Основные концепции права и государства в современной России//Государство и право. 2003. №5.

Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. М, 1999.

Косарев А.И. Происхождение и сущность государства. М, 1976.

Ленин В.И. Государство и революция. ПСС. Т. 33.

Локк Дж. Сочинения. М., 1993.

Нерсесянц B.C. Право, человек, история.// Сов. государство и право. 1986, № 2.

Платон. Сочинения. Т. 2-3. М., 1985.

Роль традиции в истории и культуре Китая. М, 1972.

Руссо Ж.-Ж. Трактаты. М., 1969.

Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.., 1992.

Честнов И.Л. Природа и этапы развития государственности // Правоведение. 1998. №3.

Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. ПСС. Т. 21.

Энгельс Ф. Анти-Дюринг. ПСС. Т. 20.

Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994.

Целью данного семинарского занятия является формирование представления о предпосылках возникновения и генезиса государства, выявление многомерности и многоплановости этого процесса, наличия черт сходства и различия в путях становления государственности.

При подготовке ответа на первый вопрос студентам необходимо, используя монографии Алексеева В.П., Першица А.И., Венгерова А.Б., Дробышевского С.А., Косарева А.И., Кашаниной Т.В., охарактеризовать догосударственный период истории человечества, выделив его основные эпохи, установить их особенности с точки зрения экономического развития, властных отношений и институтов, социальной организации и регуляторов общественных отношений.

Второй вопрос семинарского занятия требует учета множественности взглядов на процесс происхождения государства. Систематизируя основные теории возникновения государства, студенты должны попытаться дать их объективный анализ, определить слабые и сильные стороны каждой из теорий, степень их обоснованности и достоверности, подкрепленность исторической практикой.

Третий вопр ос посвящен, с одной стороны, выяснению разновариантности процесса происхождения государства у различных народов, с другой стороны, наличию определенных закономерностей в данном процессе. Кроме того, студенты должны попытаться выделить основные факторы, оказавшие определяющее значение в генезисе различных государств. Возможно, в частности, обращение к европейскому и восточному путям возникновения государственности.

Семинар № 3

Тема: «Государство как явление цивилизации» (4 часа)

1.Понятие государства, его сущность. Классовое и общечеловеческое (общесоциальное) начало в сущности государства.

2.Признаки государства.

3.Типология государств: понятие, виды.

4.Цивилизационный подход к типологии государства.

5.Формационный подход к познанию государства.

6.Сравнительный анализ формационного и цивилизационного подходов.

Литература:

Андреев Д. Роза мира. М., 1993.

Ардашкин В.Д. К современной концепции государства.//Правоведение. 1992, № 2.

Байтин М.И. О понятии государства Правоведение. 2002. №6.

Байтин М.И. Понятие государства: сущность, назначение, основные признаки и определение Вестник СГАП. 2002. №3.

Бердяев К.А. Смысл истории. M, 1990.

Гуревич А.Я. Теория формаций и реальность истории.//Вопросы философии. 1990, №11.

Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.

Джунусов Н., Мансуров Т. Лики суверенитета. Суверенитет в призме социальной истории. М., 1994.

Захаров А. Еще раз о теории формаций.// Общественные науки и современность. 1992, № 2.

Зубаков В. Социально-экологическая периодизация общества.// Зеленый крест. 1992, № 1.

Косарев А.И. Происхождение и сущность государства. М., 1976.

Мамут Л.С. Государство как публично-властным образом организованный народ //Журнал российского права. 2000. №3.

Манов Г.Н. Признаки государства: новое прочтение / Политические проблемы теории государства. М., 1993.

Петров B.C. Сущность, содержание и форма государства. Л., 1977.

Рожкова Л.П. Принципы и методы типологии государства и права. Саратов, 1984.

Самыгин Е.Н. Теократическое государство. М., 1999.

Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

Семченко А.Т. Современный апокалипсис. М., 1989.

Степанов И.М. Диалектика общечеловеческих и классовых ценностей в конституционном процессе.// Сов. государство и право. 1990, №1.

Теленов З.И. О деидеологизации методологических подходов в историко-политических и государственно-правовых исследованиях.// Сов. государство и право. 1992, № 3.

Тихомиров Ю.А. О модернизации государства //Журнал российского права. 2004. №4.

Тихомиров Ю.А. Государство на рубеже столетий.//Государство и право. 1997, № 2.

Тойнби А. Постижение истории. М., 1996.

Ушаков Н.А. О понятии исторического типа государства и права.//Правоведение. 1983, №5.

Ушаков Н.А. Государство, в системе международно-правового регулирования. М., 1997.

Формация или цивилизация (материалы «круглого стола»).//Вопросы философии. 1989, № 10.

Четвернин В.А. Демократическое конституционное государство: введение в теорию. М., 1993.

Чиркин В.Е. Общечеловеческие ценности и современное государство //Государство и право. 2002. №2.

Чиркин В.Е. Три ипостаси государства.// Государство и право. 1993, №8.

Чиркин В.Е. Государствоведение. М., 1999.

Чиркин В.Е. Переходное постсоциалистическое государство.// Государство и право. 1997, № 1.

Шпенглер О. Закат Европы. М., 1985.

Энгельс Ф. Анти-Дюринг. ПСС. Т. 20.

Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994.

Целью семинарского занятия является формирование у студентов комплексного представления о государстве как об общественно-политическом институте, посредством выявления его признаков, сущности, типологии.

При подготовке ответа на первый вопрос студентам необходимо дать определение понятия государства, учитывая наличие множественности его формулировок. Необходимо также обратиться к категории сущности государства, соотнести ее с понятием содержания государства, выделить два начала в сущности государства (классовое и общесоциальное), проиллюстрировать их проявления конкретными историческими примерами.

Во втором вопросе студентам требуется четко обозначить совокупность признаков, характеризующих государство, подробно раскрыть их содержание, попытаться выяснить, существуют ли основные и не основные (дополнительные) признаки государства.

При этом следует обратить внимание на такие понятия, как суверенитет (народный, национальный), территория, экстерриториальность, сецессия, публичная власть, гражданство, подданство.

При ответе на третий вопрос студентам нужно уяснить содержание понятия типологии, выяснить причины его появления, выделить основные критерии (основания) типологии государства. При этом необходимо пояснить достоинства и недостатки каждой из типологий, попытаться установить, возможно ли создание универсальной типологии государств.

Четвертый вопрос посвящен цивилизационному подходу к типологии государства. При подготовке ответа студенты должны обратиться к рекомендованным работам Бердяева Н.А., Данилевского Н.Я., Зубанова В., Сорокина П.А., Тойнби А., Шпенглера О., Ясперса К. Используя названные источники, необходимо выявить основные положения цивилизационного подхода, попытаться определить общее и особенное в концепциях различных авторов. Характеризуя цивилизационныи подход к типологии государства, студенты должны уделить внимание таким понятиям, как цивилизация, эволюция цивилизаций, виды цивилизаций, вызов и ответ, менталитет, толерантность, духовность, религия, мораль, культура и др.

Давая оценку цивилизационному подходу, студентам необходимо выделить его сильные и слабые стороны, причины совершенства (несовершенства), место в общей системе типологий государства, связь с практикой государственного возникновения и развития.

Пятый вопрос предполагает получение полной характеристики формационного подхода к типологии государства. Студентам необходимо обозначить его основные положения, рассмотреть виды формаций, выделяемые представителями этого подхода, закономерности перехода от одной формации к другой, историческую миссию и судьбу государства. При этом следует четко сформулировать понятия формации, способа производства, производительных сил, производственных отношений, средств производства, класса, государства, революции, революционная

ситуация.

Обобщая содержание данного вопроса, студенты должны отметить достоинства и недостатки формационного подхода, подтверждение, либо опровержение его основных тезисов исторической практикой.

Шестой вопрос логически связан с двумя предыдущими вопросами. Его суть заключается в проведении сравнительного анализа формационного и цивилизационного подходов. Это предполагает нахождение черт сходства и различия данных подходов, поэтому студентам необходимо выделить основания для сравнения (общие вопросы и аспекты, изучаемые и представителями цивилизационного, и представителями формационного подходов) и провести сравнение. Можно также выявить причины принципиальных различий названных подходов, определить их перспективы.

Семинар № 4

Тема: «Ф ункций государства» (2 часа)

1.Понятие функций государства, их основные черты.

2.Классификация функций государства.

3.Эволюция функций государства.

4.Функции Российского государства.

Литература:

Владимиров В.А. Основные функции пост коммунистического государства в области внутренней политики. Тверь, 1992.

Байтин М.И. Сущность и основные функции социалистического государства. Саратов, 1979.

Глебов А.П. Понятие и структура функций социалистического государства. Воронеж, 1974.

Кадомцева А.Е. Экологическая функция современного Российского государства. Саратов, 2001.

Кадомцева А.Е. Экологическая функция современного Российского государства. Саратов, 2001.

Каск Л.И. Функции и структура государства. Л., 1969.

Киреева С.А. Межгосударственная интеграционная деятельность как выражение внешней функции Российского государства. Под ред. Н.И. Матузова. Саратов, 2005.

Киреева С.А. Функция межгосударственной интеграции РФ : пространственно-временной аспект. Под ред. Н.И.Матузова. Саратов, 2006.

Киреева С.А. Методы реализации функции межгосударственной интеграции //Вестник АГТУ. Серия " Гуманитарные науки ". Сентябрь-октябрь 2005.

Киреева С.А. Функция межгосударственной интеграции РФ и процессы глобализации //Вестник СГАП. 2006. №1.

Киреева С.А. Механизм реализации функции межгосударственной интеграции РФ //Вестник СГАП. 2006. №6.

Клепцова Т.Н. Функции и аппарат Российского государства в рыночной экономике. М., 1992.

Клоц О.И., Черноморец А.Е. Развитие российской государственности и права в период перехода к рыночной экономике.// Государство и право. 1996, № 5.

Лукашук И.И. Внешняя политика: президент и парламент.//Государство и право. 1996, № 7.

Маккони М. Становление новой российской государственности. М., 1996.

Морозова Л.А. Функции Российского государства на современном этапе.// Государство и право. 1993, № 6.

Пахоленко Н.Б. От тоталитаризма к демократии: о функциях государства в переходный период.// Политические проблемы теории государства. М., 1993.

Родионова О.В. Социальная функция государства// правовая сущность и проблемы субъектов ее осуществления на современном этапе Государство и право. 2006. №8.

Тихомиров Ю.А. Государство на рубеже столетий.//Государство и право. 1997, № 2.

Утяшов Э.К. Функция обороны от нападения извне как основная внешняя функция Российского

Государства// Вопросы теории государства и права. Вып. 2(11). 2000.

Четвернин В.А. Демократическое конституционное государство. М., 1993.

Чиркин В.Е. Переходное постсоциалистическое государство./Государство и право. 1997, № 1.

Цымбурский В.Л. Идея суверенитета в посттоталитарном государстве.// Полис. 1994, № 5.

Целью данного семинарского занятия является получение содержательной характеристики деятельности государства через систему его функций, выяснение их основных черт, классификаций, особенностей эволюции.

При подготовке ответа на первый вопрос студенты должны уяснить понятие функций государства, выделить признаки, отличающие их от других государствоведческих категорий. Содержание каждого обозначенного признака государства необходимо проиллюстрировать примерами из истории и современной практики. Требуется также соотнести понятия цели, задачи и функции государства.

Второй вопрос предполагает изучение многообразных классификаций функций государства, поэтому студентам следует обратить внимание на основании классификаций, дать собственную оценку существующим классификациям, обосновать степень разработанности каждой из них, достоинства и недостатки.

Третий воп рос посвящен исследованию эволюции функций государства, что позволяет студентам, используя знания, полученные в ходе изучения курсов истории, истории государства и права, проследить на конкретных исторических примерах генезис функций государств, установить определенные закономерности в данном процессе, появление новых функций, исчезновение каких-либо функций, выяснить причины этого.

Четвертый вопрос направлен на познание функций Российского государства, выявление их специфики, классификаций, соотношения теории и практики, выяснение проблем функционирования Российского государства, путей совершенствования.

Семинар № 5

Тема: «Политическая власть» (4 часа)

1.Власть как общесоциологическая категория (понятие, структура, субъекты и объекты, функции, виды)

2.Политическая власть как разновидность социальной власти, ее свойства. Соотношение понятий «политическая власть» и «государственная власть».

3.Единство государственной власти и разделение на «ветви».

4.Способы и формы осуществления государственной власти.

Литер атура:

Антонович И.И. Социодинамика власти.// Социологические исследования. 1989, № 4.

Байтин М.И. Государство и политическая власть. Саратов,1972.

Барнашов A.M. Теория разделения властей: становление, развитие, применение. Томск, 1988.

Власть: очерки современной политической философии Запада. М., 1989.

Бородин С.В., Кудрявцев В.Н. О разделении и взаимодействии властей в России Государство и право. 2002. №5.

Демидов А.И. Власть в единстве и многообразии ее измерений.// Государство и право 1995, №11.

Дмитриев Ю.А. Соотношение понятий политической и государственной власти в условиях формирования гражданского общества.// Государство и право. 1994, № 7.

Иванников И.А. Легитимность и эффективность государственной власти Власть. 2005. №11.

Иванчишин П.А. Общество, государство, власть. М., 1994.

Киреева С.А. Понятие и механизмы легитимации политических режимов: от тоталитаризма к демократии.// Правоведение. 1996, № 4.

Киреева С.А. Политическая и государственная власть: сущность, содержание, взаимосвязь с политическим и государственно-правовым режимом // Философия, право, экономика. Ученые записки АСИ МОСУ. Астрахань, 1999. Т. 1.

Маккензи Родерик Д. Понятие господства и организации мира// Личность. Культура. Общество. 2001. Вып.3 ( 9 ).

Миллс Р. Властвующая элита. М., 1959.

Немчук А. Проблемы глобального управления //Государственная служба. 2004. №3 (29).

Российская правовая политика. Курс лекций. Под ред. Н.И.Матузова, А.В.Малько. М.,2003.

Тэтчер М.Искусство управления государством. Стратегии для меняющегося мира. М., 2003.

Тоффлер О. Проблема власти на пороге XXI века.// Свободная мысль. 1992, №2.

Филиппов Г.Г. Социальная организация и политическая власть. М., 1985.

Четвернин В.А. Демократическое конституционное государство. М., 1993.

Чиркин В.Е. Основы государственной власти. М., 1996.

Чиркин В.Е. Политическая и государственная власть.// Сов. государство и право. 1988, № 1.

Чиркин В.Е. Легализация и легитимация государственной власти.// Государство и право. 1995, № 8.

Чиркин В.Е. Государствоведение. М., 2000.

Эбзеев Б.С. Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации. М., 2005.

Целью данного семинарского занятия является формирование представления о понятии власти как общесоциологической категории и ее отдельных видах, способах и формах их осуществления.

Ответ на первый вопрос предполагает обращение к категории власти и ее характеристикам (субъектно-объектному составу, структуре, функциям), студентам следует обратить внимание на многообразие видов власти (экономическая, семейная, религиозная, военная, политическая, государственная и др.), установить взаимосвязь различных видов власти, их эволюцию, выявить причины многообразия форм власти.

Второй вопр ос посвящен политической власти, специфике, функциям. В рамках данного вопроса необходимо также выяснить значение категорий «легальность» и «легитимность» как свойств политической власти. Говоря о соотношении понятий «государственная» и «политическая» власть, следует отметить, что данная проблема носит дискуссионный характер. Используя рекомендованные в списке литературы статьи В.Е, Чиркина, Ю.А. Дмитриева, А.И. Демидова, монографию М.И. Байтина, студентам требуется сформировать собственную точку зрения в этой полемике.

Рассматривая третий вопрос, студенты должны выявить два аспекта государственной власти: единство и разделение на отдельные «ветви» (законодательную, исполнительную и судебную). Необходимо при этом установить значение принципа разделения властей в правовом государстве, а также содержание системы «сдержек и противовесов» на примерах РФ и зарубежных государств.

Четвертый вопрос требует выявления методов и форм осуществления государственной власти. Нужно обратиться к традиционным методам реализации государственной власти - убеждению и принуждению - их многообразному сочетанию в ходе исторического развития государства.

Студентам следует четко разграничить правовое и не правовое государственное принуждение, их сущность, основания возникновения, степень эффективности.

Характеризуя метод убеждения, необходимо дать его определение, обозначить его признаки и значение, связь с уровнем цивилизованности государства и общества.

Переходя к рассмотрению форм осуществления государственной власти, нужно выделить правовые формы (деятельность, связанная с совершением юридически значимых действий в строго определенном законом порядке) – правоустановительная, правоисполнительная и правоохранительная; организационные формы (деятельность, не требующая полного и строгого юридического оформления, не связанная с совершением юридически значимых действий, последние не влекут за собой правовых последствий) - организационно-регламентирующая, организационно-хозяйственная, организационно-идеологическая деятельность.

Семинар № 6

Тема: «Форма государства» (4 часа)

1. Понятие формы государства. Общая характеристика, структура.

2. Форма государственного правления: понятие, виды
особенности. Нетипичные формы правления.

3. Форма национально-территориального устройства: понятие,
виды, национальные проблемы.

4. Формы политического режима: понятие, типы, виды.

5. Форма российского государства: особенности, проблемы,
перспективы совершенствования и развития.

6. Соотношение формы государства и его типа.

Литература:

Айбазов Р.У., Левакин И.В. Государственно-правовое развитие Российской Федерации в условиях глобализации : перспективы постсоветского пространства //Вестник СГАП. 2006. № 1.

Благож Й. Формы правления и права человека в буржуазных государствах. М., 1985.

Горохов А. Российский федерализм: кризис и возможная альтернатива.// Москва, 2000, № 4.

Добрынин Н.М. Построение концептуальной модели нового российского федерализма и комплексный системный подход в оптимизации федеративных отношений //Государство и право. 2005. № 2.

Добрынин Н.М. Российский федерализм : проблемы и перспективы //Государство и право. 2003. №11.

Зубов А.Б. Унитаризм и федерализм. К вопросу о будущей организации государственного пространства России.// Полис. 2000, №5
Карапетян Л.М. Федеративное устройство и правовой статус народов. М, 1996.

Кинг П. Классифицирование федераций.// Полис. 2000, № 5.

Киреева С.А. Роль конституционно-правовых начал в демократизации российского политического режима//Правоведение. 1997.

№3.

Киреева С.А. Объективные и субъективные факторы, определяющие типы политических режимов.// Атриум. Серия «Юриспруденция». 1997, № 1.

Крылов Б.С. Федерализм и его будущее.// Журнал российского права. 1998, № 1.

Ливеровский А.А. Актуальные проблемы федеративного устройства России. СПб., 2002.

Медушевский А.Н. Демократия и авторитаризм: российский конституционализм в сравнительной перспективе. М, 1998.

Попов Р.В. Конфедеративное объединение государств: история и современность История государства и права. 2002. №6.

Петров B.C. Тип и форма государства. Л., 1977.

Сахаров Н.А. Институт президентства в современном мире. М., 1994.

Сенякин И.Н. Соотношение федеральных и региональных начал в российском законодательстве: поиск оптимальных путей //Вестник СГАП. 2006. № 2.

Синюков В.Н. О форме федерации в России.// Государство и право. 1993, №5.

Сумбатян Ю.Г. Монархия - традиционная форма государственности.//Вестник МГУ. Сер. 12. Политические науки 2001, №1.

Тихомиров Н.А. Монархическая государственность. СПб, 1992.

Туронок С.Г. Федерализм, унитаризм, конфедерализм.// Общественные науки и современность. 2000, № 2.

Чиркин В.Е. Модели современного федерализма.//Государство и право. 1994, № 8-9.

Чиркин В.Е. Нетипичные формы правления в современном государстве.// Государство и право. 1994, № 1.

Чиркин В.Е. Формы государства в буржуазных странах Латинской Америки. М., 1982.

Чиркин В.Е. О сущности субъекта Федерации: традиции и реалии Государство и право. 2003. №7.

Элейзер Д. Дж. Сравнительный федерализм.// Полис. 1995, №5

Целью семинарского занятия является получение комплексной характеристики формы государства и ее составных элементов, формирование у студентов умения анализировать понятие формы государства, выявлять достоинства и недостатки существующих форм, закономерности их развития, смены, взаимосвязи с типами государства.

Первый вопрос требует составления характеристики формы государства, ее основных элементов (форма государственного правления, форма национально-территориального устройства, форма политического режима). Студентам следует сконцентрировать внимание на существующих в науке теории государства и права различных подходах к трактовке структурного состава формы государства, выразить свое мнение по данному вопросу.

Второй вопрос предполагает детальное изучение формы государственного правления, выделение ее признаков, видов, особенностей, закономерностей исторического возникновения и смены. Необходимо также определить достоинства и недостатки существующих форм государственного правления.

Далее студенты должны обратиться к характеристике нетипичных («гибридных») форм правления и пояснить, в чем заключаются причины их появления.

Отвечая на третий вопрос семинарского занятия, студентам следует дать общее определение формы национально-территориального устройства, а затем, назвав ее признаки, перейти к характеристике видов (унитарная, федеративная формы национально-территориального устройства), перечислить достоинства и недостатки каждого вида.

Необходимо остановиться на классификации федераций, выделении «моделей» федерации, их особенностях.

Возможно также установление определенных закономерностей и взаимосвязей, существующих между видами национально-территориального устройства и форм правления.

Четвертый вопрос направлен на исследование третьего элемента формы государства - политического режима. Нужно сформулировать его определение, выделить признаки, установить место в структуре формы государства. Затем требуется охарактеризовать различные типы (демократический и антидемократический) виды политических режимов (демократический, либеральный, авторитарный, военный, тоталитарный, чрезвычайный, переходный), попытаться выяснить причины появления на исторической сцене разнообразных политических режимов.

Пятый вопрос предполагает установление соотношения формы государства с их типами. Студентам необходимо выявить основные факторы, способствующие (тормозящие) появлению тех или иных типов и форм государств, типичность и уникальность определенных типов и форм государств. Ответ нужно сопроводить историческими примерами из практики отечественного и зарубежного государственного строительства.

Шестой вопрос является в наибольшей степени обобщающим (объединяет воедино все элементы формы государства) на примере Российской Федерации. Студентам следует подробно охарактеризовать особенности формы РФ, выделить ее основные проблемы, предложить возможные пути их решения.

Семинар № 7

Тема: «Механизм государства» (4 часа)

1. Понятие механизма государства, его структура, связь с
функциями, формой и типом государства.

2. Орган государства, понятия, признаки, виды.

3. Принципы организации и деятельности механизма государства.

4.Проблема становления и совершенствования государственного механизма Российской Федерации.

Литература:

Байтин М.Й. Механизм современного Российского государства.// Правоведение. 1996, №3.

Бахрах Д.Н. Административная власть как вид государственной власти.// Государство и право. 1992, № 3.

Вельский К.С. О функциях исполнительной власти.//Государство и право. 1997, № 3.

Гаганова Н.А. Концепция разделения властей и идея субсидиарности //Государство и право. 2003. № 3.

Дмитриев Ю.А., Измайлова Ф.Ш. Проблема контроля и ответственности в деятельности органов государственной власти.// Государство и право. 1996, № 4.

Дыльнов Г.В. Законодательная власть в правовом государстве. М., 1995.

Исполнительная власть в Российской Федерации, /под ред. Бачило И.Л./. М., 1998.

Касаева Т.В. О некоторых принципах деятельности государственной власти //Вестник СГАП. 2006. № 3.

Касаева Т.В. Эффективность механизма российского государства и современная правовая политика //Правовая политика и правовая жизнь. 2004. № 3.

Ковачев Д. Функции, задачи, компетенция и правоспособность государственного органа.// Правоведение. 1985, № 4.

Коваленко А.И. Разделение властей: история и современность. М., 1991.

Котелевская И.В. Современный парламент.// Государство и право. 1997, №3.

Кошлевский В.Д., Лисюткин А.Б. К вопросу о понятии и структуре механизма государства //Право. Законодательство. Личность. Очерки. Под ред. О.Ю. Рыбакова. Саратов, 2006.

Морозова Л.А. Проблемы правовой ответственности государственных органов и государственных служащих// Государство и право. 2000 №3

Мосолков К.С. Система государственных органов по защите прав и свобод человека и гражданина//Вестник СГАП. 2006. № 6.

Овсепян Ж.И. Концепция статуса Правительства РФ в Конституции России //Правовая политика и правовая жизнь. 2004. №3.

Радченко В.И. Публичная власть и обеспечение государственной целостности Российской Федерации. Саратов, 2003.

Салищева Н.Г., Хаманева Н.Ю. Исполнительная и судебная ветви власти: соотношение и взаимосвязь. // Государство и право. 2000, №1.

Фоков А.П. Судебная власть в системе разделения властей. //
Государство и право. 2000, №10.

Чиркин В.Е. Основы государственной власти. М., 1996.

Чуглазов Г. Прокуратура в системе органов государственной власти Законность. 2003. № 2.

Целью семинарского занятия является формирование у студентов представлений о механизме государства, его основных звеньях, принципах организации и деятельности, связи с другими сопредельными государствоведческими категориями (функциями государства, формой государства, типом государства).

Первый вопрос семинарского занятия предполагает составление общей характеристики механизма государства, его структурных блоков (государственные органы, государственные учреждения и предприятия, государственные служащие, организационные и финансовые средства, силовые структуры). Студенты должны установить, каким образом механизм государства связан с понятием функций государства (основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач). Необходимо также определить зависимость механизма государства от его формы и типа, исторические изменения в механизме государства.

Раскрывая второй вопрос , студентам требуется дать определение органа государства, а затем обратиться к выделению признаков органа государства: Особое внимание следует уделить понятиям легальности, легитимности и компетенции государственных органов. Далее необходимо обратиться к классификации органов государства по различным основаниям (по форме реализации государственной деятельности, по принципу разделения властей, по иерархии, по срокам полномочий, по порядку осуществления компетенции, по правовым формам деятельности, по характеру компетенции).

Третий вопрос посвящен принципам организации и деятельности механизма государства - исходным идеям, определяющим формирование и функционирование механизма государства. Студентам нужно охарактеризовать такие существенные принципы как демократизм, законность, разделение властей, гласность, подотчетность, сочетание коллегиальности и единоначалия, профессионализм, иерархичность, сочетание выборности и назначаемости. Желательно проследить качественное изменение содержания принципов государства в процессе исторического развития, указать на их зависимость от типа и формы государства. Следует также соотнести теорию и практику реализации принципов.

Четвертый вопрос затрагивает проблему становления и совершенствования государственного механизма Российской Федерации. Студентам необходимо обратить внимание на проблемы взаимодействия, возникающих противоречий федерального уровня власти и власти субъектов федерации, сочетании централизации и децентрализации государственного управления, проведения судебной реформы, взаимодействия исполнительной и представительной ветвей власти, разграничения их и взаимодействии полномочий, соотношения, взаимосвязи и взаимодействии органов местного самоуправления и государственной власти РФ и др.

Семинар № 8

Тема: «Политическая система» (4 часа)

1. Понятие политической системы, ее признаки, структура,
функции.

2. Виды политических систем.

3. Модернизация политической системы.

Литература:

Авакьян С.А. Политический плюрализм и общественные объединения в РФ. М., 1996.

Автономов А.С, Лоббизм и политические партии.// Представительная власть: мониторинг, анализ, информация. 1995, №3.

Анчуткина Т.А. Правовые основы парламентской деятельности политических партий в РФ. //Теоретические основы российского конституционализма. М., 2000.

Бурьянов С.А. Правовые основания, сущностное содержание и гарантии свободы совести Государство и право. 2001. № 2.

Дробышевский С.А. Историческое место политической организации общества и права: спорные вопросы.// Правоведение. 1991, №4.

Коломийцев В.Ф. Партии в зеркале западной политологии.// Государство и право. 1995, № 10.

Крупеня Е.М. Активность " политической личности ": теоретико-правовые аспекты исследования //Правовая политика и правовая жизнь. 2006. № 1.

Лапаева В.В. Политические объединения в избирательном процессе: ориентиры развития законодательства.// Журнал российского права. 1997, №11.

Левакин И.В. Современная российская государственность: проблемы переходного периода //Государство и право. 2003. № 1.

Марченко М.Н. Механизмы адаптации политической системы современного Запада.// Государство и право. 1992, № 5.

Миронов О.О., Порох В.И. Политические партии и движения// Теория политики. Саратов, 1994.

Облонский А.В. Драма российской политической истории: система против личности. М., 1994.

Овчинников И.И. Местное самоуправление в системе народовластия. М., 1999.

Основы теории политической системы, /под ред. Тихомирова Ю.А., Чиркина В.Е.//. М., 1985.

Современная российская политика. /под ред. В.А.Никонова. М., 2003.

Согрин В.В. Политическая история современной России. М., 2001.

Солдатов С.А. Общественные организации в Российской Федерации. М., 1994.

Суровова О.В. К вопросу о методологии анализа политической социализации //Вестник СГАП. 2006. № 2.

Толстова М.В. Свобода печати в России как проблема теории и истории государства и права //Вестник СГАП. 2005. № 2.

Тюков Н. Национальные движения: романтика и прагматизм.//Российская Федерация. 1996, № 14.

Формирование политической системы России, /под ред. Кортунова A.M./. M., 1996.

Чиркин В.Е. Глобальные модели политической системы современного общества: индикаторы эффективности.// Государство и право. 1992, №2.

Шабров О.Ф. Политическая система: демократия и управление обществом.// Государство и право. 1994, № 5.

Шепелев В.И. О месте правовых и политических норм в регулятивной системе общества //Правовая политика и правовая жизнь. 2004. № 3.

Шутько Д.В. Становление многопартийной системы в Российской Федерации. М., 1993.

Целью данного семинарского занятия является формирование у студентов комплексного представления о политической системе общества, ее особенностях, функциональном предназначении, классификациях, путях изменения.

Отвечая на первый вопрос семинарского занятия, студенты должны обратиться к дефиниции политической системы, установить ее место в ряду других систем (экономической, культурной, правовой и т.п.).

Необходимо выделить основные структурные элементы политической системы (политическая организация, политическое сознание, социально-политические и правовые нормы, политические отношения, политическая практика) и дать их развернутую характеристику. Затем следует обозначить основные функции политической системы (познавательная, интегративная, коммуникативная, обеспечения социального прогресса, нормативно-регулятивная, воспитательная и др.), раскрыть их содержание.

Второй вопрос посвящен определению видов политических систем. Студентам нужно обратиться к основным классификациям политических систем, выделить критерии классификации, достоинства и недостатки существующих типологий политических систем. Желательно попытаться применить существующие классификации политических систем к политической системе Российской Федерации, обоснованно отнести ее к определенному виду.

Третий вопрос направлен на изучение процесса модернизации (от франц. moderne - современный - обновление, изменение применительно к новым, современным требованиям) политической системы. Студенты должны сконцентрировать внимание на двух основных путях модернизации: реформе и революции. Необходимо выделить основные признаки реформы и революции, достоинства и недостатки, степень эффективности каждого из путей, привести примеры из отечественной и зарубежной истории и современности.

Семинар № 9

Тема: «Правовое государство и гражданское общество» (4 часа)

1. Идеологические основы правового государства и гражданского общества.

2. Понятие правового государства, его признаки, принципы, функции.

3. Гражданское общество как основа правового государства. Его признаки, пути построения.

4. Формирование правового государства и гражданского общества в РФ.

Литература:

Арутюнян Г.Г. Критерии ограничения прав человека в практике конституционного правосудия //Российское правосудие. 2006. № 2.

Венгеров А.Б. «Несущие конструкции» правового государства //Право и власть. М., 1990.

Винюкова И.В. Правовой характер взаимоотношений государства и гражданского общества //Правовая политика и правовая жизнь. 2006. № 1.

Глухарева Л.И. Основные категории системы прав человека //Вестник СГАП. 2005. № 2.

Иванников И.В. В поисках идеала государственного устройства России. Ростов-на-Дону, 1995.

Карпов Л.Н. Россия и правовое государство.// Свободная мысль. 1992, №9.

Козлихин И.Ю. Идея правового государства: история и современность. СПб, 1993.

Любашиц В.Я. Гражданское общество как институт цивилизации //Правовая политика и правовая жизнь. 2004. № 3.

Мартышин О.В. Несколько тезисов о перспективах правового государства в России.// Государство и право. 1996, № 5.

Матузов Н.И. Гражданское общество: сущность и основные принципы.//Вестник СГАП. 1995, №3.

Нерсесянц B.C. История идей правовой государственности. М., 1993.

Омельченко О.А. Идея правового государства: истоки, перспективы, причины. М., 1994.

Осавелюк A.M. Современный механизм системы сдержек и противовесов в зарубежных государствах.// Государство и право. 1993, № 12.

Перегудов СП. Гражданское общество как политический феномен.// Свободная мысль. 1992, № 9.

Руденко В.Н. Прямая демократия : модели правления, конституционно-правовые институты. Екатеринбург, 2003.

Рыбаков О.Ю. Правовая политика и правовая защита прав и свобод личности.//Право. Законодательство. Личность. Очерки. Саратов, 2006.

Рыбаков О.Ю. Личность и правовая политика в Российском государстве. Саратов, 2003.

Скакун О.Ф. Теория правового государства в дореволюционной России.// Сов. государство и право. 1990, № 2.

Согрин В.В. Либерализм в России: перипетии и перспективы.// Общественные науки и современность. 1997, № 1.

Цыбулевская О.И. Построение гражданского общества как одна из целей правовой политики // Правовая политика и правовая жизнь. 2003. № 2.

Черниловский З.М. Гражданское общество: опыт исследования.// Государство и право. 1992, № 6.

Черниловский З.М. Правовое государство: на перекрестке мнений. В кн.: Право и власть. М., 1990.

Шмелев А.В. Институт референдума в условиях построения российского правового государства //Вестник СГАП. 2006. № 1.

Эбзеев Б.С. Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации. М., 2005.

Энтин Л.И. Разделение властей. Опыт современных государств. М., 1995.

Целью семинарского занятия является формирование у студентов представлений о правовой государственности и гражданском обществе, их особенностях, признаках, условиях и путях построения и функционирования.

Раскрывая первый вопрос, студентам нужно обратиться к истокам идеологий правового государства (античность - Аристотель, Платон; новое время - Д. Локк, Ш. Монтескье, Ж. Руссо, И. Кант; в России - А.Н. Радищев; дореволюционное либеральное направление общественной мысли - Н.М. Коркунов, А.Б. Кистяковский, С.А. Котляревский, П.И. Новгородцев и др.).

Необходимо попытаться объяснить причины забвения идеи правового государства в советский период российской истории.

Второй вопрос направлен на изучение понятия правового государства, его признаков, принципов (основополагающих идей, определяющих в своей совокупности идеальную конструкцию государства, которое могло бы называться правовым). Следует также рассмотреть особенности функционирования правового государства.

Третий вопрос предполагает полную характеристику гражданского общества как совокупности нравственных, национальных, социально-экономических, семейных, религиозных отношений и институтов, с помощью которых удовлетворяются интересы индивидов и их групп.

Необходимо раскрыть содержание структурных компонентов гражданского общества (негосударственные социально-экономические отношения и институты, общественные объединения и организации, политические партии и движения, сфера воспитания и негосударственного образования, система негосударственных СМИ, семья, церковь и др.).

Далее требуется выделить основные признаки гражданского общества (обеспечение прав и свобод человека и гражданина, самоуправляемость, плюрализм мнений, гласность, многоукладность экономики, конкуренция образующих его структур и групп, легитимность власти и ее демократический характер, развитая социальная политика государства и др.). Студенты также должны наметить магистральные пути построения гражданского общества, выявить предпосылки и условия его формирования.

Четвертый вопрос нацелен на изучение практики построения правового государства в России.

Необходимо выявить, какие факторы способствуют, а какие тормозят его формирование. Студенты могут предложить свое видение путей и способов реформирования российской государственности, спрогнозировать ее дальнейшее развитие.

Нормативно-правовые акты :

Конституция РФ. Принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.// Российская газета. 25.12.1993.

Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г.// СЗ РФ. 1997. № 1. Ст.1;2001. № 51. Ст. 4825; 2003. № 27 (ч. 1). Ст. 2698.

Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26 февраля 1997 г.// СЗ РФ. 1997. № 9. Ст. 1011.

Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г.// СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1447; 2001. № 7. Ст. 607; 2001. № 51. Ст. 4824; 2004. № 24. Ст. 2334; 2005.№ 15. Ст. 1273.

Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации» от 28 июня 2004 г.// СЗ РФ. 2004. № 27. Ст. 2710.

Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997г.// СЗ РФ. 1998. № 1. Ст.1.

Федеральный конституционный закон «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» от 24 декабря 2001 г.// СЗ РФ. 2001. № 52 (ч. 1). Ст. 4916.

Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении» от 30 мая 2001 г. (с изм. и доп. от 7 марта 2005 г.)// СЗ РФ. 2001. № 23. Ст. 2277; 2005. № 10. Ст. 753.

Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» от 25 июля 2002 г.// СЗ РФ. 2002. № 30. Ст.3031.

Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г.// СЗ РФ. 2002. № 22. Ст. 2031; 2003. № 46 (ч. 2). Ст.4447; 2004. № 45. Ст. 4377; Российская газета. 11.01.2006.

Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 г.// СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3032; 2003. № 27 (ч. 1). Ст. 2700; 2004. № 35. Ст.3607; № 45. Ст.4377.

Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации»// СЗ РФ. 2003. № 2. Ст. 171; 2005. № 30 (ч.1). Ст. 3104.

Федеральный закон «Об общественной палате Российской Федерации» от 4 апреля 2005 г.// СЗ РФ. 2005. № 15. Ст.1277.

Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе» от 25 июля 2002 г.// СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3030; 2004. № 35. Ст. 3607; Российская газета. 31.12.2005.

Федеральный закон «О международных договорах РФ» от 16 июля 1995г.// СЗ РФ. 1995. № 29. Ст.2757.

Федеральный закон «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» // Российская газета. 16.01.1999.

Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г. // СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1930; 1997. № 20. Ст. 2231; 1998. № 30. Ст.3608; 2002.. №11. Ст. 1018; № 12. Ст. 1093;2003.№ 50. Ст. 4855; 2004. № 27. Ст.2711, № 45. Ст.4377.

Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных ( представительных ) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в ред. от 21.07.2005г.)// СЗ РФ. 2005. № 1 (ч.1). Ст. 17,25; № 30 ( ч.1 ). Ст.310.

Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19 июня 2004 г. // СЗ РФ. 2004. № 25. Ст.2485.

Федеральный закон «О политических партиях» от 11 июля 2001 г. // СЗ РФ. 2001. № 29. Ст. 2950; 2002. № 12. Ст. 1093; №30 Ст. 3029; 2003. № 26.Ст. 2574; 2003. № 26. Ст. 2574; № 50. Ст. 4855.№52 (ч.2 ). Ст.5272; 2005. № 30. Ст. 3104 ; Российская газета. 31.12.2005.

Федеральный закон «Об обороне» (с изм. и доп. от 30.12.1999 г.; 30.06.2003г.) // СЗ РФ. 2003. № 27 (ч.1). Ст. 2700.

Закон «О средствах массовой информации» (с изм. и доп. от 30.01.1995 г., 06.06.1995 г., 20.06.2000г., 5.08.2000г., 4.08.2001г., 21.03.2002г., 25.07.2002г., 04.07.2003г. ) // СЗ РФ.2003 ( ч. 2 ). № 27. Ст.2708.

Федеральный закон «О системе государственной службы в Российской Федерации» от 27 мая 2003 г. // СЗ РФ. 2003. № 22. Ст. 2063; 2003. № 46 ( ч.1 ). Ст. 4437.

Федеральный закон «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 г.// СЗ РФ. 2006. № 11. Ст. 1146.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» // СЗ РФ. 2002. № 2. Ст. 133.

Федеральный закон «О присоединении Российской Федерации к Уставу Совета Европы» от 21.02.1996 г. // СЗ РФ. 1996. № 9.Ст. 774.

Федеральный закон «О ратификации Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом» // СЗ РФ. 2003. № 2. Ст. 155.

Указ Президента РФ «Об утверждении Положения о Министерстве иностранных дел Российской Федерации» от 14.03.1995. // СЗ РФ. 1995. № 12.Ст. 1061.

Концепция внешней политики. Утверждена Указом Президента от 28.06.2000г.// Российская газета. 11.07.2000.

Указ Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 9.03.2004г. // СЗ РФ. 2004. № 11. Ст. 945

Указ Президента РФ «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» // СЗ РФ. 2000. № 20. Ст. 2112, № 26. Ст. 2748, № 38. Ст. 3781, № 6. Ст.551.

Указ Президента РФ «О Государственном Совете Российской Федерации» (с изм. и доп. от 28.06.2005г.)// СЗ РФ. 2000. № 36. Ст. 3633. 2005. № 28. Ст. 2865.

Распоряжение Президента РФ «О подписании документов о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейскими сообществами» от 22.06.1994. // СЗ РФ. 1994. № 9. Ст.1002.

Доктрина информационной безопасности РФ// Российская газета. 28.09.2000.