Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 20

 

Поиск            

 

Рекомендации методические разработаны к э. н., профессором Бугубаевой Р. О. и преподавателем Утеповой М. М. Рассмотрены на заседании учебно-методического семинара кафедры экономической теории и международной экономики

 

             

Рекомендации методические разработаны к э. н., профессором Бугубаевой Р. О. и преподавателем Утеповой М. М. Рассмотрены на заседании учебно-методического семинара кафедры экономической теории и международной экономики

гурпКАРАГАНДИНСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КАЗПОТРЕБСОЮЗА

К афедра экономической теории и международной экономики

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ СРС (СРСП) ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ И КОНСУЛЬСКАЯ СЛУЖБА»

Специальности 50506 – Международные отношения

Факультет экономики и управления

КАРАГАНДЫ - 20 10

Методические рекомендации разработаны к.э.н., профессором Бугубаевой Р.О. и преподавателем Утеповой М.М.

Рассмотрены на заседании учебно-методического семинара кафедры экономической теории и международной экономики

10 июня 2010 г. Протокол № 10

Зав. кафедрой

экономической теории и МЭ Жетписбаева М.К.

Сведения о составителях:

Бугубаева Роза Олжабаевна, к.э.н., профессор, первый проректор-проректор по учебно-методической работе. Имеет публикации в объеме более 100 п.л., читает курсы «Экономическая теория», «Государство и бизнес», «Дипломатическая и консульская служба» и др.

Утепова Маркен Мухитовна, преподаватель, ведет практические занятия по дисциплинам «Микроэкономика», «Макроэкономика», «Экономическая теория», «Дипломатическая и консульская служба».

Офис: кафедра экономической теории и международной экономики, аудитория № 210Б.

г. Караганда ул. Академическая, 9.

Тел: 44 16 24 (129)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СРС (СРСП)

Задания СРС выполняются вне аудитории без участия преподавателя. Основная задача СРС подготовка к семинарским занятиям и лекциям. На семинарское занятие выносятся основные вопросы темы. Тематический план семинарского занятия, перечень основной и дополнительной литературы, методические советы к темам семинарских занятий отвечают на вопросы, что и как надо делать. Внимательно изучив методические советы к темам семинарских занятий, самостоятельно подготовьте ответы на вопросы тематического плана семинарского занятия. В ходе подготовки каждого вопроса кратко, схематично фиксируйте основные положения и тезисы ответа, формулировки, запишите формулы и символы в тетрадь для СРС. После завершения подготовки проверьте свои знания при помощи вопросов самопроверки. Вопросы, вызвавшие затруднения при самостоятельной работе, запишите и задайте их преподавателю.

Задания СРС должны выполняться до лекции. На лекциях же знания, полученные самостоятельно, должны углубляться и расширяться.

Однако объем вопросов, выносимых на семинарское занятие, не охватывает полное содержание темы. Поэтому необходима дальнейшая работа студента по углублению и расширению своих знаний, что осуществляется в процессе СРСП. Поэтому на СРСП выносятся дополнительные вопросы, задачи, упражнения и т.д., при помощи которых полностью раскрывается содержание темы.

Разработка форм и содержания СРС .

Особенности курса «Дипломатическая и консульская служба» обуславливают широчайший набор форм СРС. Это такие формы, как:

- изучение конспектов лекций, данных преподавателем;

- подготовка к семинарскому занятию конспекта лекции по основному учебнику;

- подготовка а по определенной теме;

- взаимное рецензирование ов, эссе, докладов;

- составление глоссария и кроссвордов по терминам курса;

- решение логических задач;

- анализ статистических данных;

- участие в групповом проекте;

- выступление с презентацией по выбранной теме;

- подготовка обзора по теме и т.д.

Рекомендации студенту для эффективной организации СРС (СРСП)

Проработка пройденного материала. Проработка пройденного лекционного материала является наиболее важным видом самостоятельной работы. Чем глубже и полнее проработан материал, тем легче при выполнении других видов самостоятельной работы. Систематическая, регулярная работа над пройденным лекционным материалом, начиная с первого занятий, является необходимым условием для понимания материалов последующих лекций и усвоения материалов практических и лабораторных занятий.

Приступая к проработке материала необходимо:

- иметь конспект лекции;

- иметь программу курса;

- иметь рекомендуемую литературу (учебник, пособия, задачник), при необходимости иметь необходимые принадлежности, материалы и инструменты.

Метод работы:

- целесообразно материал лекции прорабатывать «по свежей памяти»;

- работая над конспектом, полезно делать ссылки на литературу (это понадобится при подготовке к экзаменам) и вносить необходимые дополнения, а возможно, и исправления;

- работа над темой должна продолжаться до полного понимания и запоминания материала;

- работа над темой завершается разбором примеров и задач, приведенных в учебниках и пособиях, до полного освоения метода их решения;

- если после работы над темой останутся неясные вопросы, необходимо разобрать их с преподавателем на очередной лекции;

Подготовка к коллоквиумам. По данной дисциплине для оценки степени усвоения теоретической части раздела курса, проводится коллоквиум (собеседование). Следовательно, теоретический материал по вопросам, вносимым на коллоквиум, должен быть еще раз повторен.

Подготовка к контрольным работам. Целью проведения контрольных работ являются:

- проверка текущей успеваемости студентов;

- выяснение подготовленности студентов группы;

- организация методики работы с отстающими студентами.

Студентам, готовясь к контрольной работе, необходимо:

- знать тему контрольной работы;

- освежить в памяти теоретический материал, основные термины;

- вновь просмотреть примеры и задачи, разобранные в учебнике, и задачи, рассмотренные на практических занятиях.

Если студент систематически работает над пройденным материалом, начиная с первой лекции, то подготовка к контрольной работе не вызовет затруднений и много времени на нее не понадобится.

Выполнение проектов. При выполнении проектов и работ необходимо руководствоваться методическими указаниями, выдаваемыми на кафедрах вместе с заданиями.

Порядок выполнения задания:

- приступить к выполнению задания не позже срока, установленного графиком самостоятельных работ;

- если при выполнении задания возникнут затруднения, то вернуться к соответствующей теме курса, доработать ее и вновь приступить к выполнению задания;

- если после этого будут затруднения, то прийти на консультацию к преподавателю;

- проанализировать полученное решение;

- готовясь к защите задания, проверить соответствующие положения теории и продумать решение в случае изменения некоторых данных;

- убедиться в понимании метода, использованного при выполнении задания;

- задание должно быть защищено не позже срока, установленного графиком, иначе оно считается академической задолженностью.

Время на самостоятельную работу весьма ограничено, поэтому необходимо учиться рационально планировать самостоятельную работу, стремиться овладевать навыками самостоятельной работы, перенимать положительный опыт, учиться производительно работать и разумно отдыхать, чтобы сохранять работоспособность. Поэтому возрастает ответственность каждого преподавателя и кафедры в целом за обучение студентов методике самостоятельной работы.

Формы проведения СРСП по курсу «Дипломатическая и консульская служба»

Название темы

Формы проведения СРСП

1. Введение. Дипломатия Древнего Востока, Древней Греции и Рима

Изучение конспектов лекций и конспектов дополнительной литературы, выполнение заданий, тестовых вопросов и вопросов для самоконтроля, составление глоссария, написание эссе, проведение презентации.*

2.Дипломатия в средние века, в эпоху Ренессанса и нового времени

Изучение конспектов лекций и конспектов дополнительной литературы, выполнение заданий, тестовых вопросов и вопросов для самоконтроля, написание ов, обсуждение кейса.*

3. Становление и развитие консульской службы: дипломатия в России в конце XV – XVIII вв. и дипломатия Казахского Ханства.

Эволюция внешнеполитических ведомств в ХIX в.

Изучение конспектов лекций и конспектов дополнительной литературы, выполнение заданий, тестовых вопросов и вопросов для самоконтроля, написание ов, разработка группового проекта, составление дополнительного глоссария.*

4. Современная дипломатическая служба иностранных государств. Международно-правовые основы межгосударственных отношений

Изучение конспектов лекций и конспектов дополнительной литературы, выполнение заданий, тестовых вопросов и вопросов для самоконтроля, написание академического эссе, разработка группового проекта, оппонирование группового проекта, составление дополнительного глоссария.*

5. Становление дипломатической службы Республики Казахстан. Основные органы дипломатической службы Республики Казахстан

Изучение конспектов лекций и конспектов дополнительной литературы, выполнение заданий, тестовых вопросов и вопросов для самоконтроля, написание обзора по теме, составление дополнительного глоссария.*

6. Дипломатические отношения, государственные органы внешних сношений

Изучение конспектов лекций и конспектов дополнительной литературы, выполнение заданий, решение задач, тестовых вопросов и вопросов для самоконтроля, написание ов, обзора по теме, составление дополнительного глоссария.*

7. Дипломатическое представительство, их правовой статус при международных межправительственных организациях

Изучение конспектов лекций и конспектов дополнительной литературы, выполнение заданий, решение задач, тестовых вопросов и вопросов для самоконтроля, составление обзора по теме, групповая презентация составление дополнительного глоссария.*

8. Консульская служба и ее функционирование

Изучение конспектов лекций и конспектов дополнительной литературы, выполнение заданий, решение задач, тестовых вопросов и вопросов для самоконтроля, написание эссе, проведение презентации, составление дополнительного глоссария.*

9. Дипломатический протокол

Изучение конспектов лекций и конспектов дополнительной литературы, выполнение заданий, решение задач, тестовых вопросов и вопросов для самоконтроля, написание эссе, проведение презентации, составление дополнительного глоссария.*

10. Многосторонняя дипломатия, конференциальная форма современной дипломатии, коллективная дипломатия

Изучение конспектов лекций и конспектов дополнительной литературы, выполнение заданий, решение задач, тестовых вопросов и вопросов для самоконтроля, написание эссе, проведение презентации, составление дополнительного глоссария.*

11. Дипломатические кадры, личные качества и искусство дипломата. Дипломатическая практика Республики Казахстан

Изучение конспектов лекций и конспектов дополнительной литературы, выполнение заданий, решение задач, тестовых вопросов и вопросов для самоконтроля, написание эссе, проведение презентации, составление дополнительного глоссария.*

12. Основные формы и методы дипломатической работы

Изучение конспектов лекций и конспектов дополнительной литературы, выполнение заданий, решение задач, тестовых вопросов и вопросов для самоконтроля, написание эссе, проведение презентации, составление дополнительного глоссария.*

13. Протокольная работа

Изучение конспектов лекций и конспектов дополнительной литературы, выполнение заданий, решение задач, тестовых вопросов и вопросов для самоконтроля, написание эссе, проведение презентации, составление дополнительного глоссария.*

14. Дипломатические контакты, личные визиты и беседы, переговоры и Технология переговорного процесса. «Народная дипломатия»

Изучение конспектов лекций и конспектов дополнительной литературы, выполнение заданий, решение задач, тестовых вопросов и вопросов для самоконтроля, написание эссе, проведение презентации, составление дополнительного глоссария.*

15. Изменения в дипломатической организации и практике на современном этапе

Изучение конспектов лекций и конспектов дополнительной литературы, выполнение заданий, решение задач, тестовых вопросов и вопросов для самоконтроля, написание эссе, проведение презентации, составление дополнительного глоссария.*

* - предусмотрена возможность инициативного предложения студентов по применению по теме дополнительной или альтернативной формы СРС (СРСП)

Тема 1. Введение. Дипломатия Древнего Востока, Древней Греции и Рима

Задания СРС

1. Подготовиться к устному обсуждению вопросов темы

2. Ответить на вопросы для самоконтроля

3. Выполнить предлагаемые задания

4. Ответить на тестовые вопросы

5. Составить глоссарий по теме.

6. Вопросы семинарских занятий могут обсуждаться как в традиционной форме, так и в форме презентации.

Рекомендуемые темы ов: «История дипломатии

как составная часть истории общества и межгосударственных отношений», «Дипломатическое искусство и профессия дипломата», «Становление казахстанской дипломатии»

Основные понятия и термины

Тель- Амаринская переписка; договор Рамзеса II с Хаттушилем III; законы Ману; полисы и проксении; амфиктионии; фециалы; легаты; капитуляции, «Старая дипломатия», «новая дипломатия», нунций, Венский конгресс 1814–1815 гг., Аахенский международный протокол 1818 г., Лига Наций, Принципы дипломатии, виды дипломатии, международное право, дипломатическое право.

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите основные исторические памятники древней дипломатии.

2. Назовите основные черты дипломатии Древней Греции.

3. Каков основной вклад Древнего Рима в историю дипломатии?

4. Когда и где зародились основы консульской службы?

5. В чем основное содержание законов Ману

6. Когда и где появилось первое постоянное дипломатическое представительство?

7. Когда и где появилось первое учебное заведение для подготовки дипломатических кадров?

8. Какова роль Венского конгресса и Аахенского протокола (XIX в.) в истории дипломатической службы?

9. Что собой представляли первые органы многосторонней дипломатии и когда они появились?

10. Дайте определение дипломатии и дипломатической службы.

11. Назовите принципы дипломатии.

12. Перечислите формы дипломатической деятельности.

13. Как соотносятся дипломатия и международное право?

14. Что такое дипломатическое право?

15. Перечислите методы дипломатии.

16. Назовите особые специфические черты дипломатической службы.

17. Каковы задачи современной казахстанской дипломатии?

18. Какими факторами определяются методы дипломатии?

Тестовые вопросы

1.Какие государства древнего мира характеризуются более развитым рабовладением, связанное с товарно-денеж­ным хозяйством и ростом приморских городов?

+А) античные – Греция и Рим

Б) государства Древнего Востока

В) Древняя Индия

Г) Персидское царство

Д) Древняя Русь

2.В чем выражалась дипломатическая деятельность античных полисов

А) в оживленных переговорах

Б) беспрерывном обмене посольствами

В)созыве совещаний

Г) заключении оборонительных и наступательных союзных договоров

+Д) все ответы верны

3. Как определялись послы античных республик?

+А) выбирались на открытых собра­ниях полноправных граждан

Б) назначались Сенатом

В) они выбирались преимущественно из военной знати

Г) ими выступали главы республик

Д) все верно

4. Какой из источников древневосточной дипло­матии представляет наибольший интерес по объему и богатству содержания?

А) Телль-Амарнская переписка

Б) договор египет­ского фараона Рамсеса II с царем хеттов Хаттушилем III

В) легенды

Г) Клинописная библиотека Саргонидов

+Д) верны ответы А и Б

5. Какая страна играл первенствующую роль в международной жизни Древнего Востока?

А) Вавилон

Б) Ассирия

В) Карфаген

+Г) Египет

Д) Индия

6. Что такое «симмахии», «амфиктионии», «проксения»?

+А) виды международных связей Эллады

Б) послы

В) названия коалиций

Г) должности дипломатов

Д) нет верного ответа

Кейс

Дипломат и дипломатия по учению Ману (I тысячелетие до нашей эры)

Интереснейшим памятником древневосточной дипломатии и международного права являются индийские законы Ману. Подлинный текст законов Ману до нас не дошел. Сохранилась лишь его позднейшая (стихотворная) передача, по всей вероятности, относящаяся к I веку нашей эры. Законы Ману были в этой редакции открыты англичанами в XVIII веке. Написаны они на классическом санскрите. В XIX—XX веках они переведены были на ряд европейских языков, в том числе и на русский.

Согласно индийскому преданию, законы Ману — божественного происхождения: относятся они к эпохе легендарного Ману, считавшегося родоначальником арийцев. По своему характеру законы Ману представляют собой свод различных древнеиндийских постановлений, касающихся политики, международного права, торговли и военного дела. Эти правила складывались на протяжении всего первого тысячелетия до нашей эры.

С формальной стороны законы Ману являются сводом законов Древней Индии. Но содержание памятника значительно шире и разнообразнее. Он богат философскими рассуждениями; много внимания уделено в нем религиозным и нравственным правилам.

В основу древнеиндийской философии положено учение о совершенном человеке-мудреце. Под этим углом зрения рассматривается и дипломатия. Центр внимания переносится на личные качества дипломата, от которых зависит успех дипломатической миссии.

Дипломатическое искусство, согласно учению Ману, заключается в умении предотвращать войну и укреплять мир. «Мир и его противоположность [война] зависят от послов, ибо только они создают и ссорят союзников. В их власти находятся те дела, из-за которых происходят между царями мир или война».

Дипломат осведомляет своего государя о намерениях и планах иностранных правителей. Тем самым он предохраняет государство от грозящих ему опасностей. Поэтому дипломат должен быть человеком проницательным, всесторонне образованным и способным расположить к себе людей. Он дол жен уметь распознавать планы иностранных государей не только по их словам или действиям, но даже по жестам и выражению лица.

Главе государства рекомендуется назначать дипломатов с большим выбором и осторожностью. Дипломат должен быть человеком почтенного возраста, преданным долгу, честным, искусным, обладающим хорошей памятью, представительным, смелым, красноречивым, «знающим место и время действия». Самые сложные вопросы международной жизни должны разрешаться прежде всего дипломатическим путем. Сила стоит на втором месте.

Таковы основы учения Ману, касающиеся дипломатии и роли дипломата.

Как вы считаете, актуальны ли сегодня принципы древнеиндийской дипломатии? Как они соотносятся с принципами античной дипломатии?

Тема 2. Дипломатия в средние века, в эпоху Ренессанса и нового времени

Задания СРС

1. Подготовиться к устному обсуждению вопросов темы

2. Ответить на вопросы для самоконтроля

3. Выполнить задания

5. Подготовить аналитический доклад на темы:

«Дипломатия стран средневековой Европы (Востока, Китая)»

Вопросы для обсуждения

1.Охарактеризуйте содержание, характер деятельности и методы раннесредневековой дипломатии.

2. Определите сходство и различие Дипломатии Древней Руси, Византийской империи и Ватикана.

3.Дипломатия стран средневекового Востока в средние века

4. Дипломатия стран средневекового Китая в средние века

5. Дипломатия арабского государства в средние века

6.Дипломатия стран Западной Европы в период Ренессанса.

Кейс на тему «Особенности средневековой дипломатии в Европе и России»

Дипломатия периода средних веков отражала в своей деятельности последовательные этапы в развитии феодального государства. Сперва она служит интересам феодализирующихся варварских держав, которые сложились на развалинах бывшей Римской империи и в других частях Средней, Северной и Во­сточной Европы. После распада этих государств деятельность средневековой дипломатии определяется взаимоотношениями обособленных политических мирков, образовавшихся в про­цессе феодального раздробления Европы. Наконец, в связи с возникновением крупных феодально-абсолютистских монар­хий дипломатия средних веков становится орудием их объеди­нительной политики.

Средневековый строй покоился на феодально-крепостни­ческих отношениях. Эти отношения представляли собой в це­лом прогрессивную общественную систему в сравнении с ра­бовладельческим строем древнего мира. Начали они склады­ваться уже в варварских государствах раннего средневековья. Феодально-крепостническими интересами определялась и внеш­няя политика этих государств. Стремясь захватить возможно больше земли, награбить военной добычи, получить людей, нужных для крепостной эксплуатации, варварские государства вели непрерывную борьбу между собой. Сталкивались они и с Восточной Римской империей — этим обломком прежней великой римской державы.

Волей-неволей варварским государствам приходилось, од­нако, договариваться между собой и с соседями, чтобы как-нибудь регулировать свои внешнеполитические отношения. Так возникла их дипломатия, которая носила отпечаток при­митивности этих новых политических образований раннего средневековья.

Глубокое влияние на дипломатию молодых варварских государств оказала Византия, которая хранила дипломати­ческие традиции Поздней Римской империи. Высоко развитая организация этой восточной дипломатии, ее торжественный церемониал, ее изворотливость, коварство, умение изобретать всякого рода комбинации, разъединять врагов, использовать в своих целях торговые, культурные и религиозные связи — оказали сильнейшее воздействие на дипломатию средневе­ковья.

Другим мощным проводником влияния римских традиций на дипломатию средних веков была церковь в лице папства с его сложными международными связями. Папство являлось не только религиозной, но и государственной силой. Опи­раясь на собственную территорию, располагая огромными материальными средствами и широко раскинутой сетью своих агентов, папство противопоставляло свое единство и между­народный авторитет розни и борьбе, которые кипели в фео­дальной Европе. Разжигая эти противоречия, чтобы исполь­зовать их в интересах своего владычества, папство разви­вало активнейшую дипломатическую деятельность. В ней применялись все доступные папству средства, начиная от испы­танных методов политики великодержавного Рима, вплоть до отлучений от церкви, интердиктов, подкупа, шпионажа и тайных убийств.

Папская дипломатия успешно участвовала в организации таких международных предприятий средневековья, как кре­стовые походы. Она проявила чрезвычайную энергию и изво­ротливость в борьбе со Священной Римской империей. Но и ей не удалось преодолеть центробежные стремления, кото­рые подтачивали основы как папского государства, так и власти императоров.

Дело в том, что в основе средневекового общества лежала система натурального хозяйства. Вместе с низкой техникой производства она препятствовала установлению прочных эко­номических связей и способствовала политическому раздробле­нию Европы. Государственные образования, возникавшие на основе, завоеваний, оказывались непрочными и легко распа­дались. Такова была судьба варварских королевств. Таков был конец и более крупных государственных объединений раннего средневековья: на западе — империи Карла Вели­кого, на востоке — державы Рюриковичей. Тем же объяс­няется и крушение позднейших попыток создания всемирной папской державы и Священной Римской империи.

Дипломатия периода раздробления средневековой Европы носит отпечаток сложившегося феодально-крепостнического строя. В это время Европа распадается на великое множество самостоятельных мирков. Сеньория отождествляется с госу­дарством. Крупный землевладелец является государем, а го­сударство — его вотчиной. Граница между государством и частным владением стирается; исчезает различие между пуб­личным и частным правом, отношениями частными и между­народными.

Несмотря на существование своеобразной системы подчи­нения, которая определяла отношения сюзерена и вассалов, каждая крупная сеньерия ведет более или менее самостоятель­ную внешнюю политику. Провозглашается право частной войны. В конечном счете право заменяется силой.

Деятельность дипломатии этого периода сводилась к уре­гулированию споров и столкновений, которые рождались между государями-вотчинниками на почве постоянной борьбы из-за грабежа соседних владений или захвата чужих поддан­ных для увеличения числа плательщиков феодальной ренты. Порой, однако, эта дипломатия разрешает и более крупные вопросы, возникавшие между государями-вотчинниками перед лицом какого-либо общего врага — мусульман для Западной Европы, половцев и татар для феодальной Руси. Характерный образец такой дипломатии представляют, между прочим, кня­жеские отношения Руси феодального периода.

Однако в недрах раздробленного феодального общества действовали и централизующие силы. Рост производительных сил сопровождался расширением хозяйственного общения; шло вперед разделение труда; развивались товарно-денежные отношения; стали складываться нации; создавались города, в которых формировался новый класс — буржуазия. Эта буржуазия была жизненно заинтересована в создании на­ционального рынка и централизованной государственной власти, способной охранять внутренний порядок, обеспечи­вать безопасность торговли, проводить в жизнь правовые нормы, соответствующие развитию товарных отношений. Уста­новлению сильной государственной власти содействовали и группы мелких феодалов, стремившихся найти защиту против произвола крупных сеньоров, упрочить свое классовое господ­ство, закрепить эксплуатацию крестьян. Союзником усили­вающейся феодальной монархии являлась и церковь, ибо она также зачастую страдала от самовластия сеньоров и при­том сама постепенно втягивалась в торговый оборот.

В крупных феодальных монархиях — Франции, Англии, Испании, Московской Руси — внешняя политика и диплома­тия направлены были на преодоление феодальной раздроблен­ности, объединение и расширение государственной террито­рии, борьбу с соперниками за военное и торговое преоблада­ние, поиски союзников, необходимых для разрешения этих задач. В такой обстановке дипломатическая деятельность все более приобретает значение государственной работы. В ее ор­ганизации и приемах обозначаются черты, уже сближающие ее с дипломатией нового времени.

Особую роль в истории дипломатии средневековой Европы играли итальянские города. В Италии раньше других стран начали развиваться капиталистические отношения. Здесь торговые и промышленные независимые города находились в со­стоянии непрерывного соперничества и постоянной борьбы за внешние рынки. Ни один из них не обладал достаточной силой, чтобы подчинить себе соперников и создать единую итальянскую монархию. Такому объединению мешало и го­сударство пап, которое занимало серединное положение на Апеннинском полуострове. Необходимость регулировать слож­ные внешние отношения итальянских городов, ведших интен­сивную внешнюю торговлю, вызвала к жизни их искусную и тонкую дипломатию, многое позаимствовавшую от Востока и особенно от Византии. В свою очередь дипломатия италь­янских городов оказала сильнейшее влияние на дипломати­ческую практику складывавшихся в Европе абсолютных монархий.

Определите главные цели, задачи и методы дипломатии в Европе, Московской Руси, . Составьте сравнительную таблицу с указанием периодов.

Тема 3. Становление и развитие консульской службы: дипломатия в России в конце XV – XVIII вв. и дипломатия Казахского Ханства.

Задания СРС

1. Подготовиться к устному обсуждению вопросов темы

2. Ответить на вопросы для самоконтроля

3. Выполнить предложенные задания

4. Работа с кейсами темы

Основные понятия и термины

Договоры князей Олега и Игоря с Византией; «снемы»; дипломатия Казахского ханства и Московского государства; «перемирная грамота»; послы великие; послы легкие; гонцы; Посольский приказ; Коллегия иностранных дел; Народный комиссариат иностранных дел.

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите основные характерные черты древнерусской дипломатии?

2. Опишите протокол приема послов иностранных государств в Древней Руси.

3. Когда появилось и как называлось первое ведомство иностранных

дел в Древней Руси?

4. Перечислите основные реформы Петра I в области дипломатической службы.

5. Назовите основные изменения в дипломатической службе России в XIX в.

6. Назовите основные события в отечественной службе в советское время.

Кейс на тему «Роль ханов в развитии Казахского ханства»

Конец XV-начало XVI вв.- время возвышения Казахского ханства, связанное с именем султана, а в последствии хана Касыма (1511-1518).
Как сообщают источники, "между казахскими ханами и султанами не было никого, кто был бы так могущественен, как Касым хан, и что никто не думал о Мурындыке". Еще при господстве Мурындык хана вся полнота власти в Казахском ханстве находилась в руках Касыма. В год наступления Мухаммеда Шайбани в казахскую степь в 1510 г. под началом Касыма насчитывалось 200 тыс. воинов. В "Тарихи Рашиди" есть очень интересные сведения об этих событиях: "Мойын Мир Хасан, который являлся одним из эмиров Касым хана, услышав, что Шайбани совершил вторжение, собрав своих людей, выступил против этого сборища, и распустив слух, что движется Касым хан, сам издали выказывал себя, дабы подтвердить этот слух. Войны Шахибек хана (Шайбани -авт.) были совершенно уверены, что перед ними сам Касым хан, и побросав все, что они захватили и привезли с собой, в панике и смятении возвратились к Шахибек хану и доставили весть о приближении Касым хана. В одно мгновение Шахибек хан приказал бить в барабаны отбытия и двинулся, никого не дожидаясь, кто отстал, тот остался, кто успел, тот ушел. Разбитые и рассеянные в конце зимы они добрались до Самарканда".

Между Мурындыком и Касымом шла острая борьба за власть, которая завершилась к началу второго десятилетия XVI в. победой Касыма. В 1511 г. Мурындык, лишенный авторитета, был изгнан и полновластным ханом стал Касым. С этого времени верховная власть надолго перешла к потомкам Жанибек хана.
Первое десятилетие XVI в. было временем ожесточенной борьбы с Мухаммедом Шайбани, ставшим правителем Мавераннахра. Он предпринял несколько походов на казахские земли (1503-1504,1505-1506,1509-1510 гг.). Однако всякий раз ему приходилось отступать на юг. В конце 1510г. Мухаммед Шайбани был убит в сражении с иранским шахом и Касым поспешил воспользоваться этим случаем.
В 1513 г. казахские войска подошли к Сайраму. Правитель города Катта бек перешел на сторону Касыма и сдал ему город без боя. Касым пытался овладеть и Ташкентом, однако в бою с озбеками был ранен и отошел в степи. Так, за казахами были окончательно закреплены присырдарьинские города.

Удачно складывались отношения Касым хана с могульскими правителями. Основные районы Могулистана - Жетысу и При-тяньшанье были уже давно для них потеряны, так как входили в состав Казахского ханства. Могульские ханы фактически имели власть только в Юго-Западном Могулистане и постоянно искали союза с казахским ханом.
Расширились территориальные владения хана Касыма на западе. Мангытский Йурт переживал в то время тяжелый кризис. Мурзы, управители родов боролись между собой за власть. Часть родов и племен Мангытского Йурта откочевала под власть казахских ханов и султанов.
Таким образом, во втором десятилетии XVI в. Касым хан окончательно утвердился, распространив свое господство над обширными степными пространствами казахской территории. На юге границы ханства выходили на правобережье Сырдарьи, включая часть городов Туркестана, на юго-востоке охватывали предгорья и долины значительной части Жетысу, на северо-востоке проходили в районе гор Улытау и озера Балхаш, доходя до отрогов Каркаралы, на северо-западе достигали бассейна реки Жаик.
Число подданных хана Касыма современники определяют миллионом человек. Казахское ханство постепенно втягивалось в международные отношения того времени. Одним из первых государств, вступивших в дипломатические связи с Казахским ханством, было Московское государство. При Касым хане казахи, как самостоятельный этнос, стали известны и в Западной Европе. Возвышение ханства в первой четверти XVI в. нельзя, конечно, объяснить лишь личными качествами хана Касыма, оно происходило, прежде всего, в результате внутренних социально-экономических и этнических процессов, этому способствовала и политическая обстановка в регионе в целом.

Кратко охарактеризуйте и обобщите роль хана Касыма в создании и развитии Казахского ханства. Какие специфические черты дипломатии Вы можете выделить?

Тема 4. Современная дипломатическая служба иностранных государств. Международно-правовые основы межгосударственных отношений .

Задания СРС

1. Подготовиться к устному обсуждению вопросов темы.

2. Ответить на вопросы для самоконтроля.

3. Выполнить предложенные задания.

4. Ответить на тестовые вопросы.

5. Составить дополнительный глоссарий по теме.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Международно-правовая практика зарубежных государств в конце XIX- начале ХХ вв.

2. Дипломатия и организация дипломатической службы в первой половине XX в. Становление аппарата дипломатической и консульской службы Советского государства.

3. Особенности дипломатической службы периода «холодной войны». Дипломатические приоритеты после окончания «холодной войны».

4. Структура Министерства иностранных дел ведущих государств мира.

5. Функции международного права в современных межгосударственных отношениях.


Тестовые задания

1. Какие приемы и методы характерны для дипломатии развитых государств?

А) Агрессия

Б) Дипломатическое и военное вмеша­тельство во внутренние дела других государств, использование разногласий и борьбы внутри той или иной страны

В) Политика «с позиции силы»

Г) Экономическое давление или так называемая «долларовая дипломатия»

+Д) Все верно

2.Кто имеет право выполнять функции в области внешних сношений без особых на то полномочий?

А) только глава государства,

Б) глава правитель­ства

В) министр иностранных дел

+Г) все ответы верны

3.Отметьте Не верное утверждение:

А) МИД является основным звеном, непосредственно осуществляющим внешнюю политику иностранных дел государства.

Б) МИД повседневно представляет пра­вительство и государство за границей во внешних сноше­ниях и в центре страны, то есть в своих отношениях с послами, представителями иностранных государств, кото­рые либо аккредитуются в данной стране, либо прибыва­ют в страну по тому или иному поводу.

В) МИД ведет оперативную деятельность по осуществлению внешней политики госу­дарства, для чего оно систематически подготавливает информа­цию для правительства по вопросам внешней политики, предложения правительству и реализует принятые реше­ния в этой области.

В) МИД повседневно руково­дит дипломатическими представителями за границей, как постоянными, так и временными, ведет подготовку внешнеполитических кадров, влияет на деятельность печати и средств внешней пропаганды по вопросам внешней поли­тики, руководит, как правило, разработкой архивных ма­териалов в области внешней политики и изданием офици­альных документов по вопросам внешней политики.

+Г) МИД принимает, ратифицирует, разрабатывает законодательные и подзаконные акты государства, касающиеся внутренней политики государства

Тема 5. Становление дипломатической службы Республики Казахстан. Основные органы дипломатической службы Республики Казахстан

Задания СРС

1. Подготовиться к устному обсуждению вопросов темы

2. Ответить на вопросы для самоконтроля

3. Выполнить предложенные задания

4. Решить задачи

5. Ответить на тестовые вопросы

6. Составить дополнительный глоссарий по теме.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Участие Казахстана в выполнении внешнеполитических функций МИД СССР.

2. Провозглашение государственного суверенитета Республики

Казахстан.

3.Формирование внешнеполитической доктрины Казахстана.

4.Становление казахстанской дипломатической службы.

5.Приоритетные задачи казахстанской дипломатии.

6. Правовая основа дипломатической службы РК.

7.Присоединение Казахстана к международным конвенциям.

8.Закон Республики Казахстан о дипломатической службе 2002 г. и его содержание.

9.Президент, парламент, правительство Республики Казахстан и

дипломатия.

10.Система органов дипломатической службы Республики

Казахстан.

11.Приоритеты, организация и формы дипломатической работы.

12. Центральный аппарат МИД РК, его структура.

13. Дипломатические и консульские представительства РК за рубежом. 14. Дипломатические классы и ранги в Республике Казахстан.

15. Прохождение дипломатической службы. Требования к казахстанским дипломатам, их права, обязанности и ответственность.

Тема 6. Дипломатические отношения, государственные органы внешних сношений .

Задания СРС

1. Подготовиться к устному обсуждению вопросов темы.

2. Ответить на вопросы для самоконтроля.

3. Выполнить предложенные к теме задания.

4. Ответить на тестовые вопросы.

5. Составить дополнительный глоссарий по теме.

Основные понятия и термины

Оперативные территориальные отделы МИД; оперативные функциональные отделы МИД; глава ведомства внешних сношений; Положение о МИД РК, центральные и зарубежные органы внешних сношений; конституционные и конвенционные органы внешних сношений; загранпредставительство.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Как классифицируются органы внешних сношений государства?

2. Назовите центральные и зарубежные органы внешних сношений

государства.

3. Что такое конституционные и конвенционные органы внешних

сношений.

4. Назовите дипломатические органы внешних сношений.

5. Как распределены полномочия между государственными органами

власти Казахстана в решении внешнеполитических задач?

6. Назовите формы дипломатической деятельности, реализуемые различными центральными органами внешних сношений государства.

7. Каковы функции ведомства внешних сношений?

8. Какова организационная структура ведомства внешних сношений?

9. Что такое оперативные территориальные и оперативные функциональные подразделения ведомства внешних сношений?

Тема 7. Дипломатическое представительство, их правовой статус при международных межправительственных организациях

Задания СРС

1. Подготовиться к устному обсуждению вопросов темы

2. Ответить на вопросы для самоконтроля

3. Выполнить предложенные задания

3. Решить предложенные к теме задачи

4. Ответить на тестовые вопросы

7. Составить дополнительный глоссарий по теме.

Основные понятия и термины

Классы глав дипломатических представительств; ранги дипломатов; дипломатический корпус; дуайен; дипломатический иммунитет;

дипломатические привилегии; список дипломатического корпуса.

Посольство; дипломатическая миссия; Положение о посольстве

РК; постоянное представительство государства при

международной организации.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Назовите зарубежные дипломатические органы внешних сношений государства.

2. Перечислите функции дипломатического представительства.

3. Назовите должности персонала в посольстве. Чем отличается посольство от миссии?

4. Какова организационная структура посольства?

5. Каковы функции постоянного представительства государства при

6. Что такое ранги классы дипломатических работников?

7. Назовите должности дипломатов в посольстве.

8. Дайте определение дипломатического корпуса.

9. Кто такой дуайен и каковы его функции?

9. В чем суть дипломатических иммунитетов и привилегий? Назовите основные из них.

Задания к теме

1. Отметьте верно или неверно следующие утверждения :

+А) Посольство или миссия учреждается государством с согласия другого государства как постоянное дипломатическое представительство при главе этого другого государства.

+Б) Во главе этих представительств стоят послы (для по­сольств), посланники (для миссий) или поверенные в делах (для обоих).

-В) Послы, согласно ст. 14 Венской кон­венции о дипломатических сношениях 1961 года, аккре­дитуются при главе правительства

-Г) Посланники аккре­дитуются при гла­ве государства

+Д) Поверенные в делах аккре­дитуются при министре иностранных дел, которому они вручают соответствую­щее письмо своего министра.

2. …… счита­ются высшими по своему рангу дипломатическими представительствами

А) Центральные органы внешних сношений

Б) Миссии

+В) Посольства

Г)Зарубежные органы внешних сношений

Д)все неверно

3. Как определяет Венская конвенция о дипломатиче­ских сношениях (ст. 3)., функции Посольства состоят :

А) в представительстве аккредитующего государст­ва в государстве пребывания;

Б) в защите в государстве пребывания интересов аккредитующего государства и его граждан в пределах, допускаемых международным правом;

В) в ведении переговоров с правительством госу­дарства пребывания;

Г) в выяснении всеми законными средствами условий и событий в государстве пребывания и сообщении о них правительству аккредитующего государства;

Д) в поощрении дружественных отношений между ак­кредитующим государством и государством пребывания и в развитии их взаимоотношений в области экономики, культуры и науки

+Е) все верно

Тема 8. Консульская служба и ее функционирование

Задания СРС

1. Подготовиться к устному обсуждению вопросов темы

2. Ответить на вопросы для самоконтроля

3. Выполнить задания

4. Ответить на тестовые вопросы

5. Составить дополнительный глоссарий по теме.

Основные понятия и термины

Консульская служба; консульский устав; Венская конвенция о

консульских сношениях 1963 г.; Департамент консульской службы, Консульское учреждение; консул; консульский округ; экзекватура, консульский патент; консульский корпус; консульская легализация; консульские сборы.

Вопросы ля самоконтроля

1. Дайте определение консульской службе.

2. Как соотносится консульская и дипломатическая служба?

3. Перечислите основные международно-правовые документы, регулирующие консульские отношения?

4. Содержание консульского устава?

5. Каковы цели и задачи консульской службы?

6. Дайте определение консульскому учреждению.

7. Перечислите виды консульских учреждений.

8. Что такое консульский округ?

9. Что такое экзекватура?

10. Что такое консульский патент и кто его выдает? Кто такой почетный консул?

11. Что такое консульские сборы и как они собираются?

Кейс на тему «Консульская служба и ее фукнции»

Кроме посольств и миссий имеются еще такие за­граничные представительства государства, как кон­сульства, которые пользуются более ограниченными, по сравнению с дипломатическими представительствами, правами, привилегиями и иммунитетом в стране пребы­вания.

Консульства представляют государство в во­просах защиты интересов граждан и интересов госу­дарства главным образом в области торговой и имуще­ственно-правовой. Они оформляют также паспорта, визы и другие документы как для граждан страны, которую они представляют, так и для граждан страны пребыва­ния, когда это связано с какими-либо торговыми, культурными и иными отношениями со страной этого консульства. Обычно консульства открываются в тех ме­стах, где имеется наибольшее количество граждан соот­ветствующей страны или имеются какие-то постоянные связи с этим государством. Консульства бывают в портовых городах и в пунктах, где ведутся торговые сношения, где требуется оформление ряда имуществен­но-правовых вопросов и т. д.

Консульство не может представлять государство в политической области и в общедипломатическом плане. Хотя, как правило, и при нормальных дипломатических отношениях консульство представляет государство лишь в плане имущественно-правовых отношений, тем не менее в порядке исключения при отсутствии дипломатиче­ских отношений консульства иногда играют и более важную роль. С их организации начинается нередко развитием нормальных дипломатических отношений.

Консульство может быть учреждено на территории государства пребывания только с его согласия, как и оп­ределение местопребывания и границы консульского округа. Глава консульского учреждения (генеральный консул, консул, вице-консул, консульский агент) полу­чает от министра иностранных дел правительства, по­славшего его, документ — консульский патент, который и предъявляется им правительству Страны пребыва­ния. Он допускается к исполнению своих обязанностей в своем консульском округе по получении от правитель­ства страны пребывания разрешения, которое носит название экзекватуры.

Кратко охарактеризуйте институт консульства как дипломатическое представительство. Составьте сравнительную характеристику всех видов дип.представительств.

Тестовые задания

1. Основные международные источники консульского права:

А) Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г.

+В) Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г.

С) Гаванская конвенция о дипломатических чиновниках 1928 г.

Д) Венский конгресс европейских государств 1815 г.

2.Установление консульских отношений происходит по:

+А) взаимному согласию договаривающихся государств

В) просьбе одного из заинтересованных государств

С) решению региональной организации

Д) рекомендации дружественных стран

3. основной категорией работников консульского учреждения являются:

А) работники консульского персонала

В) консульские служащие

+С) консульские должностные лица

Д) работники консульского учреждения

4. Дуайеном консульского корпуса становятся:

А) наиболее опытный глава консульского учреждения

В) наиболее заслуженный член консульского корпуса

+С) старший по консульскому классу и времени получения экзекватуры

Д) старший по консульскому классу и времени получения патента

5. Консульский патент в РК подписывается

+А) Министром иностранных дел

В) Президентом

С) Председателем правительства

Д) Начальником Консульского управления

6. Консульский патент в США, Германии и др. странах подписывается:

А) председателем (спикером) парламента

В) Министром иностранных дел

С) Главой правительства

+Д) Главой государства

7. Первые консульские отделы посольств появились:

А) во второй половине ХХ века

+В) в первой половине ХХ века

Г) в конце ХIХ века

Д) в начале ХVII века

8. Численность консульского учреждения устанавливает:

А) глава консульского учреждения

В) глава дипломатического представительства

С) государство пребывания

+Д) представляемое государство

9. Консульские учреждения защищают права юридических и физических лиц:

+А) представляемого государства

В) государства пребывания

С) обоих государств

Д) государств – членов ООН

10. Количество консульских округов определяется:

А) международными соглашениями

В) по просьбе одного из государств

+С) на основе общих договорённостей

Д) согласно Венской конвенции 1963 г.

11) Конвенция л консульских сношениях была принята:

А) Вене 18 апреля 1961 г.

+В) Вене 24 апреля 1963 г.

С) Гаване 20 февраля 1928 г.

Д) Вене в 1814-1815 годах

12.Глава консульского учреждения имеет право вести переговоры только с:

А) центральными властями государства пребывания

+В) местными властями государства пребывания

С) главами иностранных диппредставительств

Д) консулами на территории сопредельных государств

13. Консульский корпус в стране пребывания состоит из:

+А) консульских должностных лиц и членов их семей

В) глав консульских учреждений т членов их семей

С) работников консульских учреждений

Д) консульских служащих

14. Ответственность за проступки консула несёт:

А) дипломатическое представительство

+В) представляемое государство

С) консульское учреждение

Д) консульский корпус

15. Старшинство глав консульских учреждений определяется:

А) согласно дате получения консульского патента

В) временем прибытия в консульский округ

С) датой назначения на должность

+Д) по консульскому классу и времени получения экзекватуры

16. Функции главы консульского учреждения прекращаются:

А) при разрыве дипломатических отношений

В) в связи с переизбранием главы государства

С) с началом военных действий

+Д) при аннулировании экзекватуры

17. Венская конвенция 1963 года запрещает консульским должностным лицам в стране пребывания заниматься:

А) общественной деятельностью

+В) коммерческой деятельностью

С) личной благотворительностью

Д) художественным творчеством

Тема 9. Дипломатический протокол

Задания СРС

1. Подготовиться к устному обсуждению вопросов темы

2. Ответить на вопросы для самоконтроля

3. Выполнить задания

4. Решить предложенные к теме задачи

5. Ответить на тестовые вопросы

6. Подготовить ы на темы:

«Социальные издержки монопольной власти»

«Понятие монополии и монопсонии. Виды монополий».

7. Составить дополнительный глоссарий по теме.

Основные понятия и термины

Признание государства де-факто, агреман, признание государства

Де-юре, верительная грамота, отзывная грамота, отпускная грамота, Дипломатический протокол, этикет, церемониал, дипломатическая вежливость, государственные гимн, флаг.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Каков порядок открытия нового дипломатического представительства?

2. Назовите документы, которыми оформляются дипломатические

отношения между государствами.

3. Что такое агреман?

4. Как осуществляется запрос агремана и ответ на него?

5. Что такое верительная грамота?

6. Каково содержание верительной грамоты?

7. Порядок вручения верительной грамоты?

8. Перечислите основные протокольные мероприятия вступления в

должность дипломатического представителя.

9. Назовите случаи прекращения деятельности дипломатического

представительства.

10. Что такое «дипломатический протокол»?

11. Поясните понятия дипломатического этикета и церемониала.

12. Перечислите государственные символы.

13. Как соотносятся дипломатический протокол и местные обычаи?

14. Какова эволюция и основные тенденции современного диплома_

тического протокола?

15. В чем заключается реагирование на события в стране пребывания?

16. Назовите правила поведения при исполнении государственного

гимна.

Тема 10. Многосторонняя дипломатия, конференциальная форма современной дипломатии, коллективная дипломатия .

Задания СРС

1. Подготовиться к устному обсуждению вопросов темы

2. Ответить на вопросы для самоконтроля

3. Выполнить предложенные задания

4. Ответить на тестовые вопросы

5. Составить дополнительный глоссарий по теме.

Основные понятия и термины

Англо-американская организационно-функциональная система

дипломатических органов, франко-германская организационно-функциональная система дипломатических органов, восточная дипломатия, универсальная и специализированная международная организация, региональная международная организация, постоянное представительство при международной организации, международная конференция (совещание).

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Поясните разницу между англо-американской и франко-германской системой организации дипломатических органов.

2. Особенности профессиональных и личностных качеств дипломатических работников основных западных стран.

3. Принципы дипломатии основных западных стран.

4. Особенности дипломатического протокола основных иностранных

государств.

5. Какие особенности профессиональной подготовки и порядка прохождения службы дипломатических работников иностранных государств вы могли бы отметить?

6. Какие особенности методов современной иностранной дипломатии вы бы отметили?

7. Что такое восточная дипломатия и каковы ее особые черты?

8. Дайте определение многосторонней дипломатии.

9. Как классифицируется международная организация?

10. Каковы функции постоянного представительства государства при

международной организации?

11. Дайте краткую характеристику международной конференции (совещанию) как органу многосторонней дипломатии.

12. Назовите основной международно-правовой документ, регулирующий отношения государства с международной организацией

Кейс «Практика международных конференций»

История международных конференций уходит в далекое прошлое. Первоначально, вплоть до второй половины XIX века, среди международных конфе­ренций различали конгрессы и конференции. Конгресса­ми именовались обычно такие международные конферен­ции, в которых участвовали главы государств и прави­тельств и которые преследовали заключение мирных договоров: таковы, например, Венский конгресс 1815 го­да, Аахенский конгресс 1818 года, Парижский конгресс 1856 года. Однако уже с конца прошлого века и особенно с начала XX века термин «конгресс» совсем выходит из употребления, и в практику межгосударственных сове­щаний все чаще внедряются названия «международная конференция» и «международное совещание»: Версаль­ская конференция 1919 года, Конференция трех великих держав в период второй мировой войны, Парижская мирная конференция, Женевское совещание глав прави­тельств четырех держав 1955 года, Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе 1972—1975 годов и др.

Термин «конгресс» чаще всего употребляется в отно­шении международных совещаний и встреч либо общест­венных организаций, либо специалистов и научных дея­телей— Конгресс миролюбивых сил, Всемирный конгресс профсоюзов, Международный конгресс хирургов и т. п.

Среди современных международных совещаний, кон­ференций, заседаний необходимо четко различать два основных вида: международные конференции, являющие­ся сессионным органом международных организаций, и международные конференции, имеющие самостоятельное значение и созываемые по данному конкретному вопросу или вопросам. Первый вид международных конферен­ций обычно носит специальные названия: Генеральная Ассамблея ООН, Совет Экономической Взаимопомощи, Экономический и Социальный Совет ООН и т. п. Такие совещания работают сессионно — на очередных и внеоче­редных сессиях. При этом в практике таких международных совещаний само понятие «совещание» нередко при­обретает значение очередной сессии данного органа. Та­ковы, например, очередные совещания Политического Консультативного Комитета Организации Варшавского Договора.

Однако в практике ряда международных специализи­рованных организаций, создание которых во времени ухо­дит к началу XX или даже к концу прошлого века, сохра­нилось название «конференция» как сессионного пред­ставительного органа этих международных организаций.

По предметному содержанию работы и целям созыва международные конференции и совещания могут подразделяться на политические международные конференции и совещания и на международные конференции и сове­щания по специальным вопросам. В зависимости от пред­метного содержания работы международных конферен­ций и совещаний государства определяют и вид предста­вительства на них.

Каждая международная встреча или конференция представляет собой важный этап в развитии международ­ных отношений и развитии отношений между отдельными странами. Такая встреча подготавливается заранее, ибо не получить никакого результата от встречи или закон­чить встречу полным провалом только вследствие ее не­подготовленности отнюдь не является свидетельством ис­кусства дипломатии.

Современная практика международных конференций знает три формы участия: 1) полномочные делегации с правом решающего голоса; 2) наблюдатели и информато­ры с правом лишь совещательного голоса и 3) предста­вители от международных организаций, которые не рас­сматриваются как наблюдатели и информаторы, хотя в основном имеют те же права, что и наблюдатели, и не обладают правом решающего голоса.

При выработке повестки дня международной встречи или конференции заин­тересованные страны всегда учитывают перспективы воз­можного решения вопросов, внесенных в повестку дня. Повестка дня обычно заранее согласовывается, однако случается, что некоторые вопросы остаются несогласованными, в этом случае целесообразность их постановки решается уже в ходе самой встречи.

В нотной переписке, которая обычно предшествует созыву подобного рода международных конференций и совещаний, не всегда точно формулируется повестка дня, хотя, как правило, основной вопрос всегда согласовыва­ется между странами — участницами предстоящей кон­ференции. Повестка дня конференций и совещаний иног­да разрабатывается на предварительных совещаниях представителей государств — участников предстоящей конференции. Иногда бывает, что на таких предваритель­ных конференциях даже разрабатываются рекомендации по каждому из вопросов повестки дня. Обычно такие предварительные совещания предшествуют лишь конференциям глав правительств и государств с большой и сложной повесткой дня.

Обычно на первом же заседании конференции или совещания определяется председатель или устанавливается принцип председательствования, вице-председатель (далеко не всегда) сек­ретарь и другие основные органы конференции, если обо всем этом участники не договорились в предварительном порядке. Регламенты некоторых конференций предусмат­ривают сдачу делегациями своих полномочий и их про­верку до дня открытия. Для проверки полномочий обычно избирается- мандатный комитет или комиссия по провер­ке полномочий. Для подготовки и согласования текстов рабочих и официальных документов избирается редак­ционный комитет. В зависимости от надобности образу­ются и другие органы конференции или совещания — комитеты и комиссий.

Пленарные заседания конференций и совещаний обыч­но проводятся публично, если не принято какого-либо другого решения самой конференцией. В начале работы конференции, если не принято решений в предваритель­ном порядке, определяются официальные и рабочие язы­ки конференции и ее документов Однако каждый деле­гат, независимо от того, признан ли язык его страны офи­циальным или рабочим, как правило, выступает на своем родном языке Но все документы и труды конференции публикуются лишь на принятых конференцией языках. В результате международных встреч, совещании и конференции заключаются те или иные договоры и соглашения (конвенции), которые подписываются как на самих конференциях, так и после них. Обычно международные договоры или конвенции содержат:

вступительную часть (преамбулу), говорящую об уча­стниках договора, о его главных задачах и целях, об уполномоченных для подписания договора или конвенции лицах;

статьи об обязательствах сторон;

статью о сроке действия и вступления в силу договора;

статью о порядке ратификации, о месте и сроке обме­на ратификационными грамотами;

указание места и даты подписания и языков, на ко­торых составлен договор (конвенция);

подписи и печати государств.

Кроме договоров и соглашений имеет место подписа­ние также протоколов к договорам и соглашениям или самостоятельных протоколов по отдель­ным вопросам, определяющим порядок осуществления договоров или соглашений, обмен письмами между главами делегаций, ведших переговоры, в которых (пись­мах) устанавливается порядок применения тех или иных статей договора (соглашения) или делаются какие-либо оговорки к ним.

Итоги переговоров во время международных встреч и конференций могут быть зафиксированы и в виде сов­местной декларации, подписанной участниками переговоров, в которой в более общей форме, чем в дого­воре или соглашении, выражаются позиции участников переговоров и говорится о договоренности по тем или иным вопросам политики.

1.Кратко опишите необходимые атрибуты международной конференции

2. Какие виды международных конференций являются наиболее «популярными» в современной дипломатии

Тема 11. Дипломатические кадры, личные качества и искусство дипломата. Дипломатическая практика Республики Казахстан

.

Задания СРС

1. Подготовиться к устному обсуждению вопросов темы.

2. Ответить на вопросы для самоконтроля.

3. Выполнить предложенные задания.

4. Решить задачи.

5. Ответить на тестовые вопросы.

6. Выполнить на тему: «Дипломатическая практика Республики Казахстан».

7. Составить дополнительный глоссарий по теме.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

  1. Дипломатическая служба и подготовка профессиональных дипломатических кадров.
  2. Модели дипломатической службы.
  3. Процесс становления дипломатических кадров в Республике Казахстан.
  4. Личные качества и искусство дипломата
  5. Дипломатическая практика Республики Казахстан
  6. Становление, развитие консульской службы
  7. Основные функции органов дипломатической службы РК
  8. Создание нормативно-правовой основы консульской службы Республики Казахстан. Организация казахстанской консульской службы.
  9. Госпротокол и дипломатический протокол РК.
  10. Соответствие норм дипломатического протокола РК международной практике. Национальные особенности церемониала проведения,
  11. Традиционные направления работ дипломатического представительства.
  12. Нетрадиционные виды работ дипломатического представительства
  13. Роль протокольной работы в дипломатической деятельности. Основные задачи протокольных мероприятий
  14. Дипломатические приемы: цели приемов, основные виды приемов.
  15. Основные протокольные функции дипломатического представительства.
  16. Особенности дипломатического протокола отдельных стран.
  17. Дипломатический протокол Республики Казахстан.

Задания

  1. Найдите верное определение следующим понятиям:

1.Дипломатическая служба Республики Казахстан

А. государственные служащие, занимающие в органах дипломатической службы штатные административно-технические должности

2.Консульская служба Республики Казахстан

Б. сотрудники и работники дипломатической службы

3.Сотрудники дипломатической службы

В.должностные перемещения персонала дипломатической службы между Министерством иностранных дел Республики Казахстан (далее - Министерство иностранных дел) и загранучреждениями, а также между структурными подразделениями Министерства иностранных дел

4.Работники дипломатической службы

Г.профессиональная деятельность граждан Республики Казахстан в органах дипломатической службы Республики Казахстан, осуществляемая в соответствии с Конституцией Республики Казахстан

5.Персонал дипломатической службы

Д.государственные служащие, занимающие в органах дипломатической службы штатные дипломатические должности

6.Ротация

Е.часть дипломатической службы, направленная на обеспечение защиты прав и интересов государства, граждан и юридических лиц Республики Казахстан в пределах, допускаемых международным правом, а также содействующая развитию дружественных отношений Республики Казахстан с другими государствами, расширению экономических, торговых, научно-технических, гуманитарно-культурных связей и туризма

2.Расположите дипломатические ранги в порядке их возрастания (от низшего к высшему)

второй секретарь II класса

третий секретарь

атташе;

советник II класса

Чрезвычайный и Полномочный Посланник II класса;

первый секретарь I класса

Чрезвычайный и Полномочный Посол.

второй секретарь I класса

первый секретарь II класса;

советник I класса;

Чрезвычайный и Полномочный Посланник I класса

  1. Тема 12. Основные формы и методы дипломатической работы

Задания СРС

1. Подготовиться к устному обсуждению вопросов темы

2. Ответить на вопросы для самоконтроля

3. Выполнить предложенные задания

4. Ответить на тестовые вопросы

5.Выполнить на тему: «Основные формы и методы дипломатической работы».

6. Составить дополнительный глоссарий по теме.

Основные понятия и термины

Информационно-аналитическая работа, отчетный информационный документ, тематическая справка, информационная телеграмма,

обзор прессы.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Дайте определение информационно-аналитической работе в дипломатическом представительстве.

2. Назовите отчетно-информационные документы, разрабатываемые

в дипломатическом представительстве.

3. Каковы требования к информационным документам?

4. Назовите основные источники получения информации при ведении информационно-аналитической работы в посольстве.

5. Назовите способы добывания информации.

6. Назовите основные принципы информационно-аналитической

работы в различных государственных ведомствах. Каковы основные направления информационно-аналитической работы в дипломатическом представительстве?

8. Какие каналы передачи информации диппредставительством из страны пребывания в Центр вы можете назвать?

Тема 13. Протокольная работа

Задания СРС

1. Подготовиться к устному обсуждению вопросов темы

2. Ответить на вопросы для самоконтроля

3. Выполнить предложенные задания

4. Решить задачи

5. Ответить на тестовые вопросы

6. Составить дополнительный глоссарий по теме.

Основные понятия и термины

Протокольная деятельность дипломатического представительства;

службы протокола посольства; поездка дипломата по стране; протокольное реагирование на события в стране пребывания.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Назовите основные мероприятия протокольной деятельности дипломатического представительства.

2. Какова роль службы протокола посольства при обеспечении деятельности главы дипломатического представительства?

3. Каковы протокольные аспекты при подготовке и проведении приема в дипломатическом представительстве?

4. Назовите основные мероприятия по подготовке поездки посла и

других дипломатов по стране пребывания.

5. В чем заключается контроль службы дипломатического протокола за предоставлением дипломатических иммунитетов и привилегий?

6. В чем заключаются протокольные мероприятия дипломатического представительства при траурных событиях в аккредитующем государстве?

Основные понятия и термины

Служба государственного протокола; централизованная служба

государственного протокола; децентрализованная служба государ ственного протокола; Управление протокола Президента Российской

Федерации; Департамент государственного протокола МИД Россий_

ской Федерации; визит на высшем уровне; визит на высоком уровне;

государственный визит; рабочий (деловой) визит; неофициальный

визит; визит проездом.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Назовите виды организации национальной службы государственного протокола?

2. Каково назначение и функции Управления протокола Президента Республики Казахстан?

3. Каково назначение и функции Департамента государственного

протокола МИД РК?

4. Назовите основные протокольные мероприятия центральных органов внешних сношений РК.

5. Перечислите виды протокольных визитов в РК официальных лиц иностранных государств.

Основные понятия и термины

Протокольная служба Секретариата ООН; полномочия постоянного представителя страны в международной организации; протокольное старшинство в международной организации; протокольный приоритет (преимущество) страны-члена ООН; флаг ООН.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Назовите факторы, определяющие особенности протокола в международной организации.

2. Назовите орган протокольной службы ООН.

3. Поясните порядок определения протокольного старшинства

в ООН.

4. Каков порядок приема новых членов в ООН?

5. В чем особенности определения протокольного старшинства членов Совета Безопасности?

6. Каковы особенности протокола организации и проведения дипломатических приемов в международных организациях?

7. Опишите порядок приема высоких гостей в ООН.

Тема 14. Дипломатические контакты, личные визиты и беседы, переговоры и Технология переговорного процесса. «Народная дипломатия»

Задания СРС

1. Подготовиться к устному обсуждению вопросов темы

2. Ответить на вопросы для самоконтроля

3. Выполнить предложенные задания

4. Решить задачи

5. Ответить на тестовые вопросы

6. Составить дополнительный глоссарий по теме.

Основные понятия и термины

Дипломатический документ, вербальная нота, личная нота, мемо_

рандум, частное письмо, памятная записка. Дипломатический визит, дипломатическая беседа, официальный

протокольный визит, ответный визит, рабочий визит, визитная карточ_

ка дипломата, беседа по поручению, беседа по собственной инициативе.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Какова функция дипломатической переписки?

2. Какие виды дипломатических документов вам известны?

3. Перечислите основные требования, которые предъявляются к

оформлению дипломатических документов.

4. Как выбирается язык документа?

5. Как выбирается вид и формы документов?

6. Чем отличается вербальная нота от личной?

7. Назовите основные элементы дипломатического документа.

8. Назовите виды дипломатических визитов.

9. Чем отличаются протокольные визиты от деловых?

10. Каковы цели дипломатических визитов?

11. Кто наносит дипломатические визиты?

12. По каким случаям наносятся дипломатические визиты?

13. Что представляет собой визитная карточка дипломата и каковы

правила ее использования?

14. Каковы требования к записи дипломатической беседы?

15. Каковы основные элементы дипломатической беседы?

16. В чем заключается подготовка к дипломатической беседе?

Тема 15. Изменения в дипломатической организации и практике на современном этапе

Задания СРС

1. Подготовиться к устному обсуждению вопросов темы

2. Ответить на вопросы для самоконтроля

3. Выполнить предложенные задания

4. Решить задачи

5. Составить дополнительный глоссарий по теме.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1.Охарактеризуйте многообразие внешнеполитической деятельности

государств и новые сферы деятельности современной дипломатии.

2. Какие современные средства коммуникаций и дипломатии вы знаете.

3. Как используются новые возможности технологической революции?

4. Охарактеризуйте дипломатическую деятельность в рамках международных организаций.

5. Современные дипломатические службы ведущих держав, малых государств, стран «третьего мира», микро государств.

6. Как происходит унификация национальных стилей дипломатии; универсальность дипломатических методов.

7. Что означает «конструктивный параллелизм в области переговоров».

8. Как осуществляется модификация дипломатических институтов и какие перспектива развития дипломатической службы Вы видите.

Эссе на тему «Дипломатия XXI века»

Дипломатия — один из чувствительнейших и одновременно обладающих свойством высокопроводимости инструментов осуществления политики.

Применительно к новому мышлению и на фоне его системы политико-философских взглядов дипломатия становится “новой” в квадрате, а точнее в степени n, стремящейся к бесконечности. Истоки дипломатии нового мышления — в гуманистическом потенциале, накопленном цивилизацией. И здесь кардинальное значение для внешней политики и дипломатии имеет безусловное признание приоритетности общечеловеческих ценностей. Без такого переворота в приоритетах в пользу общечеловеческих ценностей невозможно покончить с отрывом политики от реальности, навести мосты между внешнеполитической деятельностью и нравственностью, моралью. Кроме того, опорой современной дипломатии является позитивный опыт международного общения, как в двусторонних рамках, так и в многосторонних.

Сегодня, дипломатическая деятельность стала намного богаче и разнообразнее, чем она была, например, век тому назад: современная дипломатия включает многие нехарактерные для нее ранее сферы, такие как взаимодействие с общественностью, координация усилий по урегулированию конфликтов. Формы дипломатической деятельности также становятся все более разнообразными и сегодня не сводятся только к деятельности посольств.

Более того, следует ожидать, что проблема регулирования международных отношений, а значит, и дипломатической деятельности будет лишь усложняться по мере усложнения самих международных отношений. И в этом смысле следует говорить об увеличении роли дипломатии.

Дипломатия, начала XXI века, держится на приобретении информации и на ее освоении. Получая импульсы от знания, дипломатия регистрирует, запоминает их и затем трансформирует в новые методы, приемы и навыки ведения международных дел. Современная дипломатия изобретает и подбирает оснастку своего инструментария так, чтобы она соответствовала имеющимся в мире условиям материального и духовного бытия. Затмения и озарения дипломатии напрямую зависят от достоверности и качества добываемой ею информации. А скорость поступления и распространения информации, гласность, открытость, прозрачность целей и намерений внешней политики и дипломатии — один из самых надежных показателей уровней цивилизованности государства и общества в целом.

Несмотря на сохранение классических форм и функций дипломатической деятельности, новые моменты в международных отношениях — разнообразные технические средства, бурное развитие многосторонней дипломатии, дипломатии на высоком и высшем уровне, — все же существенным образом повлияли на дипломатию конца ХХ начала ХХI веков и породили немало сомнений в отношении традиционной дипломатии, осуществляемой, прежде всего, через дипломатические представительства. В результате с новой силой зазвучали вопросы, возникшие еще в начале века, о том, нужна ли вообще дипломатия в современном мире, находится ли она в упадке и каковы перспективы ее дальнейшего развития.

Дипломатия на рубеже ХХ-XXI вв. действительно переживает глубокие изменения. Функции дипломатии, которые раньше были фактически прерогативой внешнеполитических ведомств и в основном осуществлялись посольствами, сегодня реализуются по различным государственным и часто даже негосударственным каналам. Исчезла ли при этом дипломатия? Скорее нет, однако перед ней как никогда остро встал вопрос о координации действий различных структур и организаций.

Иными словами, при таком понимании дипломатии ее задача ограничивается только реализацией внешнеполитического курса. На самом деле дипломатия сама активно влияет на формирование внешней политики.

Если же говорить о дипломатии в целом, то в ней в связи с усложнением мира, быстрым его изменением, развитием средств коммуникации и т.д. все более важной становится аналитическая работа.

В заключение следует подчеркнуть, что значение дипломатии на стыке двух столетий, несомненно, возросло. Это обусловлено, прежде всего, тем, что силовые решения международных проблем, несмотря на их продолжающееся использование, становятся все более опасными. Кроме того, перестройка международных отношений, связанная с процессами глобализации, выходом на мировую арену негосударственных участников, ставит перед дипломатией задачи активного вовлечения в создание нового облика мира.

На основе представленного образца эссе Вам необходимо написать собственное научное эссе на проблемную тему.

Критерии оценки знаний:

Ш кала оценки

Критерии

Рейтинг 0-49

Балл 0

Буквенный эквивалент F

Оценка неуд.

Полное отсутствие знаний программного материала; не знание основного материала учебной программы и допуск грубых ошибок.

Рейтинг - 50-74

Балл - 1-2,33

Буквенный эквивалент - D , D +, C -, C C +

Оценка удовл.

Ответ в основном правильный, но неполный; в нем обнаруживается недостаточно глубокое понимание программного материала; допускаются отдельные ошибки в интерпретаций теоретических положений; проявляется умение лишь к репродуктивному изложению материала; отсутствуют самостоятельные выводы и обобщения.

Рейтинг - 75-89

Балл - 2,67-3,33

Буквенный эквивалент – B -, B , B +

Оценка - хорошо

Ответ полный, правильный; показаны знания основных идей, положений изучаемых источников. Умение построить графики и провести их анализ. Умение вести доказательство, аргументировать, делать опровержение, выводы и обобщения. Умение использовать теоретические знания для анализа практических ситуации. Но есть неточности в изложений, не ведущие, однако, к существенному искажению содержания.

Рейтинг - 90-100

Балл - 3,67-4,0

Буквенный эквивалент – A -, A

Оценка - отлично

Ответ полный, правильный; показаны знания основных идей, положений изучаемых источников. Умение построить графики и их анализ. Правильная оценка и умение составлять математические модели микроэкономических ситуации. Использование дополнительной литературы. Умение вести доказательство, аргументировать, делать опровержение, выводы и обобщения.

Штрафные баллы за:

- опоздания, дезорганизующее поведение на занятиях – 10% от общего рейтинга

- регулярное невыполнение заданий – - 10% от общего рейтинга

Поощрительные баллы за:

- активную работу на занятиях по СРСП – +10% от общего рейтинга

- отсутствие пропусков занятий по СРСП, опозданий – + 5% от общего рейтинга

Основная литература

2. Пиндайк Р.С., Рубинфельд Д.Л. Микроэкономика. –М.:Дело, 2001, гл.2

3. Кулекеев Ж.А., Солтанбекова Д.А. Микроэкономика. –Алматы.Казахстан, 2001.с. 8-11,с. 13

4. Тарануха Ю.В., Земляков Д.Н. Микроэкономика. –М.:Дело и сервис. 2001. гл.2

5. Тарануха Ю.В. Микроэкономика (в структурно-логических схемах). Учебно-методическое пособие. Под общ.ред. проф. А.В. Сидоровича. –М.: Дело и сервис, 2002г. с.27-41, с.42 - 45.

6. Хайман Д. Современная микроэкономика: анализ и применение. –М. 1992, Т.1, гл.2-5.

7. Микроэкономика., под ред. Е.Б.Яковлева.- М:1997г. с.29-62

8. Микроэкономика. Под ред. Е. Б. Яковлева: Москва, 1997г. Стр. 65 -88.

9. Овчиников Г. П. Микроэкономика С. –П., 1997 г., стр. 53-56.

10. Яковлева Е.Б. «Микроэкономика», М:Тандем,1997

11. Вэрман Х.Р. «Микроэкономика. Промежуточный уровень. Современный подход», М: Юнити, 1997

12. Долан Э. Дж., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель.- СПб., 1992.- гл. 6

13. Гребенников П.И., Леусский А.И., Тарасевич Л.С., Микроэкономика, М, 1996, гл 1.

14. Камаев В. Д. Практическое пособие.,М., ИМПЭ, 2001, гл 3, 4, 5.

Дополнительная литература

1. Н.Грегори Мэнкью. Принципы микроэкономики. 2-е издание. Учебник для вузов. –М: Питер, 2003г. с.92-141.

2. С.Н. Ивашковский. Микроэкономика. Учебник. –М: Дело, 1998г. с.111-124, с.57-94.

3. Б.М.Мухамедиев. Микроэкономика. Алматы. 2001г., с.34-44

4. Р.М.Нуреев. Курс микроэкономики. –М: НОРМа, 1997г. с.96-104.

5. Р.Г.Емцов, М.Ю. Лукин. Микроэкономика. Учебник. Под ред. Проф. А.В. Сидоровича, 2-е издание. –М: Дело и сервис, 1999г. с. 34-53

6. Роберт С., Дэниел Л, Пиндайк, Рубинфелд Микроэкономика М: Дело, 2001г. с 37-40,стр.49

7. Эдвин Дж.Долан, Дэйвид Е. Линдсей. Микроэкономика /Перевод с англ. В.Лукашевича. С.-Пб., 1994. с.448.

8. Хэл Р. Вэриан Микроэкономика.с.17-23

9. Свобода выбора, суверенитет и рациональность потребителя.\\ Экономическая школа,1992 №2.

10. Овчинников Г.П. «Микроэкономика», С-П, 1997

11. Гальперин В.М.»Микроэкономика», С-П, Экономика, 1998

12. Мамыров К.Н. «Микроэкономика», Алматы, Экономика, 1997

13. Пятьдесят лекций по микроэкономике: Учебник в 2-х томах – С-П.: экономическая школа - (Библиотека и экономические школы, вып. 28). Т.1., 2000.

14. Добрынин А.И., Журавлева Г.П. Общая экономическая теория. – С.-П.: Питер, 2001.: (серия «Краткий курс»).

15. Тарасеевич Л.С, Гребенников П.И. «Микроэкономика», М: Юрайт,2003

16. Фишер С. «Экономика» Москва 1999 г.

17. Пятьдесят лекций по микроэкономике: Учебник в 2-х томах – С-П.: экономическая школа - (Библиотека и экономические школы, вып. 28). Т.1., 2000, - 624 стр.

18. Пигу А. Экономическая теория благосостояния – М.: Прогресс 1985.

19. Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. Перевод с английского – М.: Прогресс 1986.

20. Чембермен Х. теория монополистической конкуренции – М. издат. иностр. лит. 1959.

21. Ивалековский С.Н. микроэкономика – М., Дело 2001 с. 255-261.

22. Периодические издания: «Транзитная экономика», «Экономист», «Российский экономический журнал», «Вопросы экономики», «Аль-Пари»,»Поиск», «Саясат», «Финансы Казахстана», «Вестник КазНУ им. Аль-Фараби».

23. Сймкина Л., Корнейчук Б. Микроэкономика. С.-П.: Питер, 2002

24. Вэриан X. Микроэкономика. Промежуточный уровень. Современный подход. М.: ЮНИТИ, 1997

25. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика. Т. 1,2, С.-П.: Экономическая школа, 2002

26. Грязнова А.Г., Юданова А.Ю: Микроэкономика. Теория и российская практика. - М.: ИТД. «КИЮ Рус», 1999

27. Ю. Кузнецов. Монополия и конкурентная политика.// ВЭ, № 5, 2006.

28. Н. Дерябина. Реформирование естественных монополий: теория и практика.// ВЭ, № 1, 2006.

29. И. Ульянов. О роли статистических характеристик нормы прибыли в государственном регулировании экономики.// ВЭ, № 10, 2006.

30. С. Лукьянов, Н. Кисляк. Отраслевые барьеры входа как важнейший инструмент политики ограничения конкуренции.// ВЭ, № 2, 2007.

31. А. Кузьмина. Потенциал рабочей силы и рынок образовательных услуг.// ВЭ, № 1, 2007.

32. Е. Шуремов. Оптимизация цен и объемов продаж по критерию максимизации маржинальной прибыли.// ПТиПУ, № 6, 2006.