Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 20

 

Поиск            

 

работа

 

             

работа

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра экономики

Проблема бедности в России

()

Ваполнил: ст. группы

______________________

Проверила:

Раковская В.С.

Томск-2010

Содержание

Введение…………………………………………………...3

Глава 1. Система понятий уровня жизни………………..4

1.1. Уровень жизни населения…………………………….4

1.2. Показатели благосостояния…………………………...5

1.3. Состав и структура доходов…………………………..8

1.4. Стоимость жизни………………………………………9

1.5. Дифференциация доходов. Бедность………………..12

1.6. Причины бедности……………………………………15

Глава 2. Проблема бедности……………………………..19

2.1. Бедность – мировая проблема…………………………..19

2.2. Регионы Российской Федерации………………………..20

2.3. Благосостояние населения в г. Томске.

и Томской области…………………………………………...21

2.4. Социальная защита населения…………………………..22

Заключение………………………………………………...23

Список литературы………………………………………..24

Приложения………………………………………………..26

Введение.

Тема «Проблема бедности в России» заинтересовала меня, так как сегодня в жизни любого человека она весьма актуальна. Более трети населения нашей страны живет за чертой бедности, и если ты сам не беден, то сталкиваешся с этой проблемой ежедневно в обыденных ситуациях.

Цель моей курсовой работы – попытаться отразить картину бедности в России с точки зрения экономики, хотелось бы такой проблеме дать более широкое толкование (особенно отразить социальную, нравственную и другие стороны), но, я считаю, в данной курсовой работе нужно ограничиваться только экономическими взглядами.

Основными задачами работы является раскрытие понятий и критериев своей темы, обзор и анализ данных, необходимых в выполнении работы.

Материал, использованный в работе, связан с законодательными документами принятыми в Российской Федерации, чтобы показать именно государственное отношение к проблеме бедности.

Весьма кратко изложена информация по данному вопросу в мировом масштабе, поскольку регионы, в которых стоит вопрос о бедности, представляют собой слаборазвитые государства, с которыми Россию сравнивать нельзя, так как здесь разница в уровне экономического развития самого государства. Тем более моя тема поставлена конкретно по Российской Федерации.

Лаконично представлена обстановка в регионах РФ и непосредственно в Томской области.

Глава 1. Система понятий уровня жизни.

1.1. Уровень жизни населения.

Термин «уровень жизни» существует и используется вместе с целым семейством близких по значению терминов: народное благосостояние, качество жизни, степень удовлетворения материальных и духовных запросов трудящихся, положение населения. Прежде всего – это народное благосостояние: сложное социально – экономическое явление, связывающее характеристики уровня, образа и качества жизни населения [ 12, с. 12]. Оно отражает развитие потребностей людей, состояние и способы их удовлетворения применительно к основным сферам жизнедеятельности: сфере труда, потребления, культуры, репродуктивного поведения, общественно-политической жизни.

Уровень жизни является одной из важнейших социальных категорий. Он характеризует материальное состояние определённого слоя или группы населения. Повышение уровня и качества жизни – результат экономического роста и его условие. Уровень жизни характеризует развитие и степень удовлетворения материальных, духовных и социальных потребностей людей.

Потребность – это рациональная (разумная) необходимость в жизненных средствах, индивидуальная для каждого в соответствии с культурным уровнем и личностными качествами; поэтому различен набор потребностей каждого человека [ 12, с. 12; 16, с. 74]. Качество жизни включает также социальные результаты экономического и политического развития – среднюю продолжительность жизни, уровень заболеваемости, условия и охрану труда, доступность информации, обеспечение прав человека и т.д. в рыночной экономике, как отмечает Савченко П.В., важнейшими составляющими качества жизни становятся степень социальной защищённости населения, свобода выбора человека, улучшение социальной среды, культурные, национальные и религиозные отношения.

Социологи Добреньков В.И. и Кравченко А.И. выделяют четыре уровня жизни населения:

1) достаток – пользование благами, обеспечивающими всесторонне развитие человека;

2) нормальный уровень – рациональное потребление по научно обоснованным нормами, обеспечивающее человеку восстановление его физических и интеллектуальных сил;

3) бедность – потребление благ на уровне сохранения работоспособности как низшей границы воспроизводства рабочей силы;

4) нищета – минимально допустимый по биологическим критериям набор благ и услуг, потребление которых лишь позволяет поддержать жизнеспособность человека.

Важнейшими составляющими уровня жизни выступают доходы населения (группы, отдельного домохозяйства, индивида) и его социальное обеспечение, потребление материальных благ и услуг, условия жизни, свободное время.

1.2. Показатели благосостояния.

Современной отечественной статистикой разработано несколько систем статистические показателей уровня жизни населения. Наиболее полной и отвечающей современным требованиям является система «Основные показатели уровня жизни населения в условиях рыночной экономики», подготовленная Центром экономической конъюнктуры и прогнозирования при Министерстве экономики РФ в 1992 г. В ней представлено 7 разделов, охватывающих 39 показателей.

I. Обобщающие показатели.

1. Критерий уровня жизни.

2. Индекс стоимости жизни.

3. ВНП (фонд, потребления, фонд личного потребления) в расчёте на душу населения.

II. Доходы населения.

1. реальные общие доходы населения.

2. Реальные располагаемые доходы населения.

3. Совокупные доходы населения.

4. Личные доходы населения.

5. Личные располагаемые доходы населения.

6. Денежные доходы населения.

7. Средний доход и средняя заработная плата работников.

8. Средний размер реальной заработной платы.

9. Средний размер пенсии, пособия, стипендии.

III. Потребление и расходы населения.

1. Общий объём потребления населением материальных благ и услуг.

2. Денежные расходы населения.

3. Потребительские расходы населения.

4. Потребление населением основных продуктов питания.

5. Покупательная способность средней заработной платы.

6. Покупательная способность средней пенсии.

IV. Денежные сбережения населения.

V. Накопленное имущество и жилище.

1. Стоимость накопленного домашнего (личного) имущества.

2. Наличие и характеристика предметов длительного пользования в собственности населения.

3. Жилищные условия населения.

VI. Социальная дифференциация населения.

1. Распределение населения по размеру среднедушевого совокупного дохода.

2. Потребление основных продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг населением с разным уровнем среднедушевого совокупного дохода.

3. Структура потребительских расходов населения с разным уровнем среднедушевого дохода.

4. Динамика стоимости фактической и нормативной потребительской корзин различных слоёв населения.

5. Индекс концентрации доходов (коэффициент Джини).

6. Децильные коэффициенты дифференциации доходов и потребления населения.

7. Соотношение средних значений дохода и потребления в границах верхней и нижней децилей.

8. Доля квинтельных (децильных) групп населения (домашних хозяйств) по уровню среднедушевого дохода в совокупном доходе общества.

VII. Малообеспеченные слои населения.

1. Прожиточный минимум (порог бедности).

2. Минимальный потребительский бюджет.

3. Минимальный размер заработной платы.

4. Минимальный размер пенсии.

5. Покупательная способность минимальной заработной платы.

6. Покупательная способность минимальной пенсии.

7. Коэффициент (уровень) бедности.

8. Дефицит дохода.

9. Зоны бедности.

10. Социальный портрет бедности.

Данную систему показателей используют в своих работах Добреньков, Кравченко и Жеребин; как уже отмечалось, она является наиболее полной и отражающей разные стороны жизни.

Основные социально-экономические индикаторы уровня жизни населения России за период времени с 1992 по 2000 года представлены в таблице 1[1] (см. приложение 1). Анализируя эти данные, можно отметить, что среднедушевые денежные доходы населения малы, а средние размеры пенсий вовсе ничтожны, что растёт тенденция к увеличению количества людей, имеющих доход ниже прожиточного минимума.

1.3. Состав и структура доходов.

Доход – сумма всех видов поступлений в денежной форме или виде материальных благ и услуг, получаемых в качестве оплаты за труд, в результате различных видов экономической деятельности или использования собственности, а также безвозмездно в форме социальной помощи, пособий, дотаций и льгот [18, с.10; 12, с.36]. Размеры и состав доходов – одна из важнейших, хотя и неполных, характеристик уровня жизни населения. Доходы населения определяют его материальное положение, но и в значительной мере отображают состояние и эффективность экономики и экономических отношений в обществе. Доходы характеризуются уровнем, составом и структурой, динамикой, соотношением с расходами, дифференциацией по различным слоям и группам населения.

Денежные расходы населения включают оплату по труду всех категорий населения, пенсии, пособия, стипендии и другие социальные трансферты, доходы от собственности в виде процентов по вкладам, ценным бумагам, дивидендов, доходы лиц, занятых предпринимательской деятельности, а также ссуды, доходы от продажи иностранной валюты и другие доходы [12, с.38; 15, с.316]. Располагаемый доход домашних хозяйств определяется как доход, полученный домашними хозяйствами от производственной деятельности, а также в результате перераспределительных операций: добавлением полученных субсидий на производство и импорт текущих трансфертов, вычитанием выплаченных налогов на производство и импорт и текущих трансфертов. Располагаемый доход – источник для конечного потребления товаров и услуг и сбережений. Важную статью доходов населения составляет трансферты (операции, при которых товары, услуги или денежные средства предоставляются в одностороннем порядке без получения какого-либо эквивалента взамен). В таблице 2[2] (смотрите приложение 1) отражена структура располагаемого домашних хозяйств населения нашей страны.

1.4. Стоимость жизни.

Стоимость жизни – стоимость совокупности предметов потребления, соответствующая определённому уровню удовлетворения потребностей населения.

Важнейшим аспектом исследования и использования понятия стоимости жизни является его рассмотрение в плане временных изменений с применением индекса стоимости жизни (ИСЖ). В настоящее время ИСЖ – показатель динамики общего индекса цен на фиксированный набор потребительских товаров и услуг. На практике исчисление ИСЖ сводится к учёту влияния на динамику стоимости жизни только одного фактора – изменения потребительских цен, а в действительности на эту величину оказывает влияние изменение структуры ВВП, структуры потребительских расходов, определяемые наряду с ценами и условиями жизни и трудовой деятельности, и совокупностью демографических характеристик населения.

На макроэкономическом уровне индекс потребительских цен (ИПЦ) используется как дефлятор для пересчёта показателя общего фонда потребления населением материальных благ и услуг, имеющего неоднородную структуру, в сопоставимые цены. Расчёты основываются на данных системы национальных счетов. Индекс-дефлятор дифференцируется по территориям, различным товарным группам и каналам реализации потребительских благ.

Серьёзные изменения в ИСЖ могут быть связаны с инфляцией. Для населения инфляция – это, прежде всего обесценивание денег и рост цен на потребительские товары и услуги.

Глубинные причины инфляции – несбалансированная структура экономики бюджета страны, увеличение денежной массы в обращении, превышение количества циркулирующих денег над реальным объёмом товаров и услуг и соответственно обесценение денег по отношению к сумме материальных благ, оборот которых они обеспечивают. Следствие инфляции – рост цен, снижение покупательной способности денег, удорожание стоимости жизни, дефицит государственного бюджета.

Данные Госкомстата России о динамике ИПЦ в нашей стране в период с 1991 по 2000 года, демонстрирующие общий характер инфляции, представлены в таблице 3 (см. приложение 1).

Инфляция оказывает неодинаковое влияние на различные слои населения и категории домашних хозяйств, поскольку разные группы населения обладают по отношению к ней неодинаковым иммунитетом. В худшем положении оказываются люди с фиксированным доходом (пенсионеры, студенты) и фиксированным заработком – государственные служащие, лица, занятые в образовании, здравоохранении, культуре, науке. И, наоборот, инфляция практически не оказывает влияния на размеры доходов работников коммерческих предприятий, имеющих возможность повышать цены на свою продукцию и перераспределять дополнительный доход в фонд оплаты труда.

Вторым после ИСЖ, но не менее важным понятием, является понятие прожиточного минимума [12, с.56-64]. Величина прожиточного минимума в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г. №134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины (устанавливается федеральным законом), включающей минимальные наборы продуктов питания, необходимые для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, а также обязательные платежи и сборы.

Величина прожиточного минимума определяется ежеквартально и устанавливается Правительством РФ – в целом по РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ – субъектов РФ. С 2000 г. Расчёты величины прожиточного минимума в целом по РФ производятся на основе данных Госкомстата России об уровне потребительских цен на товары и услуги, определяющие потребительскую корзину, а также о расходах по обязательным платежам и сборам в соответствии с методичкой исчисления величины прожиточного минимума в целом по РФ (утверждена постановлением Минтруда России и Госкомстата России от 28 апреля 2000 г. № 36/34).

Набор продуктов питания, так называемая продовольственная корзина, входящая в состав прожиточного минимума, обеспечивает содержание по химическому составу продуктов и их калорийности в пропорциях, указанных в таблице 4 (см. приложение 1), рассчитанных на один сутки. Набор продуктов питания укомплектован на основе минимальных размеров потребления Институтом питания Академии медицинских наук РФ, ИСЭПН РАН и Минтруда РФ при участии Всемирной организации здравоохранения [11, c.65].

Динамика величины прожиточного минимума в расчёте на душу населения в период 1992 – 2000 г.г показана в таблице 5 (см. приложение 1).

С прожиточным минимумом тесно связан другой показатель – минимальный размер оплаты труда (МРОТ). МРОТ[3] представляет собой нижний предел оплаты труда, установленный (в теории) за самый неквалифицированный, простой труд. Величина МРОТ – точка отчёта для остальных ставок заработной платы.

Согласно конституции РФ, ст. 37. «каждый имеет право… на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации и не ниже установленного федеральным законом МРОТ…». Кокой же МРОТ устанавливает трудовой кодекс РФ? Ст. 133 Трудового кодекса РФ гласит: «МРОТ устанавливается на всей территории РФ федеральным законом и не может быть ниже прожиточного минимума трудоспособного человека». Но, сравнивая данные о МРОТ и прожиточном минимуме, представленные в таблицах 5 и 6 (см. приложение 1), мы видим весьма существенные расхождения. Такое не согласование показателей объясняет другая статья Трудового кодекса – статья 421: «порядок и сроки введения размера минимальной заработной платы устанавливается федеральным законом». Мы видим, что российское законодательство очень умело пишет нормативные акты и позволяет таким образом работодателю гарантировать населению очень низкую оплату труда: по своему усмотрению.

В настоящее время действует федеральный закон от 19 июня 2000г. №82-83 «О минимальном размере оплаты труда».

1.5. Дифференциация доходов. Бедность.

Наилучшим образом доходная дифференциация населения может демонстрироваться его распределением по уровню среднедушевых денежных доходов, она представляет показатели численности (или долей) постоянного населения, сгруппированные в заданных интервалах этих доходов [8, с. 204].

Дифференциация оценивается не только по уровню доходов в целом, но также и по размеру домохозяйств и по их социально-демографическим типам, занятости, соотношению числа занятых и иждивенцев, числу детей, половозрастным характеристикам его членов. Но главным дифференцирующими признаками остаются уровень оплаты труда и других первичных доходов и степень «иждивенческой нагрузки». [12, с.106 - 108].

Одним из серьезных факторов нарастания дифференциации служит инфляция, при которой выплаты практически не индексируются по мере роста цен, а удорожание потребительской корзины происходит темпами, опережающими общий рост цен.

В приложении 2 на рис. 1 – 3 представлены графики изменения индекса потребительских цен, уровня безработного населения и населения с доходами ниже прожиточного минимума в период времени с 1991 по 2000 года. Что же мы видим?. Мы видим, что за последние 10 лет представленного промежутка уровень безработицы вырос в 2 раза, число бедных колеблется на уровне 30% от общей численности и всё это в условиях инфляции 1991 – 1998 годов.

Дифференциация населения по размеру среднедушевого денежного дохода (приложение 1, таблица 7) выглядит следующем образом: 10,3% населения страны имеет денежный доход менее 750 рублей в месяц, 86% получают доход от 750,1 до 4000 рублей ежемесячно и лишь 10,9% свыше 4000 рублей. По данным таблицы 8 (приложение 1) можно построить кривую Лоренца[4] , которая отражает степень неравенства доходов, полученных населением России в 2000г. Теоретическая возможность абсолютного равенства в распределении дохода представлена биссектрисой ОС, она указывает на то, что любой данный процент семей получает соответствующий процент доходов (то есть 20% семей получают 20% дохода, 40% получают 40% и т.д.). Кривая Лоренца отражает фактическое распределение дохода (как уже отмечалось). Область между линией, обозначающейся абсолютное равенство, и кривой Лоренца – уровень неравенства доходов. Ситуация абсолютного неравенства (когда 1% семей имеет 100% дохода) показана в треугольнике ocf (образованный биссектрисой и осями координат), характеризует крайнюю степень неравенства. Если бы фактические доходы распределялись абсолютно равномерно, то кривая Лоренца и биссектриса совпали бы и разрыв исчез.

Коэффициент Джини (индекс концентрации доходов) характеризует степень отклонения линии фактического распределения общего объёма денежных доходов населения от линии их равномерного распределения [8, 205]. Величина индекса варьирует от 0 до 1, чем выше коэффициент, тем больше неравномерно распределены доходы в обществе. Индекс Джини также представлен в таблице 8 (приложение 1).

Порог (черта) бедности – уровень среднедушевого дохода, который официально квалифицирует семью как бедную в зависимости от возраста и числа её членов, это есть сумма денег, официально установленная в качестве минимального дохода, благодаря которому индивид или семья в состоянии приобрести продукты питания одежду и жильe [12, с. 300 – 309; 11, с. 229 - 269; 17, с. 72]. Очевидно, что порог бедности зависит от экономического уровня развития страны: в развитых странах он выше, в неразвитых – ниже.

Кто такие бедняки?

Ответ зависит от метода оценки бедности, которых в мировой практике несколько:

- статистический, когда в качестве бедных рассматриваются либо 10 – 20% населения в общем ряду его распределения по размерам получаемых душевых доходов, либо часть этого ряда;

- нормативный по минимальной потребительской корзине;

- стратификационный, когда к бедным относятся люди, ограниченные в возможностях самообеспечения (старики, инвалиды, члены неполных и многодетных семей, дети без родителей, безработные, иммигранты и т.п.);

- эвристический, выявляющий, на основе общественного мнения, достаточной или недостаточный уровень жизни;

экономический, который определяет категорию бедных ресурсными возможностями государства, направленными на поддержание их материальной обеспеченности.

Исходя из принятого в стране нормативного метода, Госкомстат определяет по стоимости минимального набора продуктов питания и самых необходимых промышленных товаров и очень низкого потребления услуги, в 2000 году процент от общей численности население составил: дети до 6 лет – 30,3%; дети от 7 до 15 лет – 40,3%; молодёжь от 16 до 30 лет – 27,9%; трудоспособные мужчины (31 – 59 лет) и женщины (31 – 54 лет) 28,0% и 35,0% соответственно; пенсионеры мужчины старше 60 лет – 15,3%, женщины старше 55 лет – 19,6%[5] .

Большинство бедных в России – семьи трудоспособных работающих людей (нередко тех, кто имеет всего лишь начисленную, а не выплаченную вовремя заработную плату).

О пенсионерах данные занижены: во-первых, для них взят самый жёсткий порог бедности (на 30% ниже среднедушевого); во-вторых, недоуточнены особенности потребностей – повышенная доля лекарств, расходы на ремонт, на обслуживание; в-третьих, среди них распространены крайние формы бедности, связанные с одиночеством, недееспособностью, потребностью в постоянном уходе и др.

Бедность неоднорядна. Отмечается наиболее тяжёлое состояние, когда речь идёт о прямом недоедании (около 10% численности населения). Есть группы на верхней границе бедности, с которой начинается отсчёт бюджета минимума материальной обеспеченности, что свидетельствует уже не о крайней, физиологической, а о социальной бедности, в её пределах сейчас живёт 60% россиян.

По отраслевому и профессиональному составу бедных больше всего среди работающих в бюджетной сфере, в текстильной промышленности, машиностроении. В наихудшем положении дети и женщины. В стране преобладает текучая бедность (временная невозможность самообеспечения) по сравнению с застойной (постоянная невозможность самообеспечения без внешней социальной поддержки). Распространение наиболее тяжёлых застойных форм бедности усиливается с увеличением числа беженцев, бездомных, граждан с асоциальном поведением (алкоголиков, наркоманов), которыми общество практически не занимается.

1.6. Причины бедности

Бедность – понятие сложное, исторически обусловленное, многофакторное. К бедным относят людей, не имеющих средств на минимальный стандарт потребления. (в РФ – прожиточный минимум). Сегодня в России бедность массовое явление. Более трети населения проживает за приделами прожиточного минимума, что не идёт ни в какое сравнение с ситуацией 1990г – 1,6%. Такова социальная цена, которое заплатило общество за сложившийся тип экономических реформ.

Малообеспеченные слои населения имеют определённые, не учтённые статистикой, но видимые возможности поддержания своего потребление: подсобное хозяйство, торговля с рук, экономия на качестве питания, на культурно-образовательных потребностях, покупке промтоваров и др. Только так, пожалуй, и можно объяснить отсутствие пока массового голода. Но факт вымирания на лицо. Если в 1990г естественный прирост на 1тыс. жителей РФ составлял 2,2 человека, то в 2000г. Естественная убыль достигла почти 6,7 человек. Нужда стала устойчивой и воспроизводимой реальностью для миллионов людей, не только оказавшихся в экстремальных условиях (безработные, беженцы, многодетные, одинокие малообеспеченные родители, инвалиды, недееспособные пенсионеры и т.п.), но и для вполне трудоспособных. Это российские «новые бедные» - фактор заниженной цены рабочей силы,

Не обеспечивающей большинству работающих даже минимальных средств для содержания семьи. 1995 – 2000гг. отмечены рекордно низкой минимальной ценой труда в декабре 1995г. она составила менее 10% средней заработной платы в народном хозяйстве, тогда как в сравнимых по уровню экономического развития странах Восточной Европы это соотношение составляло 38 – 46% (1994г.) [17, с. 72].

В современных условиях основными причинами бедности являются:

1. относительно низкий размер оплаты труда;

2. повышенная доля иждивенцев в семье;

3. наличие в семье незанятых трудоспособных лиц;

4. низкий уровень пенсий;

5. низкий размер стипендий;

6. недостаточность для полного содержания детей выплачиваемых на них пособий.

7. систематические задержки выплат заработной платы и трансфертов.

Эти причины приводят к недопотреблению в питании, одежде и обуви, отказу от услуг в сферах здравоохранения, образования, коммунально-бытового хозяйства и многое другое.

В чём же причины неравенства?

Рыночная система – бесстрастный механизм; она не имеет совести, не приспосабливается к моральным нормам, определяющим «приемлемо» или «справедливо» распределены доходы [15, с. 318 - 319]. Характер рыночной экономики вполне допускает высокую степень неравенства доходов. Но есть более специфические, конкретные факторы, способствующие этому.

1. Различия в способностях: все люди имеют разные интеллектуальные и физические способности. Врождённые таланты дают возможность некоторым индивидам внести свой вклад, вес который приносит очень высокий доход, другие же оказываются в менее благоприятных условиях.

2. Образование и обучение: люди существенно отличаются друг от друга по уровню образования и профессиональной подготовки, а следовательно, и по своим возможностям зарабатывать доход.

3. Дискриминация: при наёме на работу (несмотря на ст. 37 Конституции РФ, которая гласит о праве каждого на труд без дискриминации).

4. Профессиональные вкусы и риск: люди, которые готовы заниматься изнурительной, неприятной работой и очень интенсивно работать в течение многих часов, будут зарабатывать больше.

5. Распределение богатства: богатство подразумевает запас, то есть реальные материальные и финансовые активы, которые человек накопил за некоторый период времени (у пенсионера могут быть маленькие доходы, но существенные богатства, а молодой рабочий может иметь очень высокие доходы, но ещё не накопить богатства).

6. Господство на рынке: способность «искусственно вздувать цены на рынке» в своих интересах (главный фактор неравенства).

7. Удачи, связи и несчастные случаи: умение «оказаться в нужном месте в нужное время» - всё это помогает разбогатеть. Однако, множество несчастий влияющих на экономическое положение семьи, могут довести семью до бедности. [15, с. 318 - 319].

Глава 2.Проблема бедности.

2.1. Бедность – мировая проблема.

Точно так же, как существует неравенство в распределении доходов между семьями внутри страны, между странами мира существует ещё большее экономическое неравенство. К промышленно развитым странам относят Канаду, США, Австралию, Японию, большинство стран Европы, Новую Зеландию. В каждой из этих стран сформировалась рыночная экономика, основанная на крупных ресурсах основного капитала, передовых производственных технологиях, квалифицированных трудовых ресурсах. Большинство остальных стран мира, расположенных в Африке, Азии и Латинской Америке, являются менее развитыми странами. Эти 109 государств не прошли стадию индустриализации, и их население в основном занято сельским хозяйством. Уровень грамотности в этих странах – крайне низкий, уровень безработицы – высокий, численность населения растёт быстрыми темпами, а экспорт главным образом представлен сельскохозяйственного капитала – крайне скудные, производственные технологии – обычно примитивные, производительность труда весьма низкая. В этих странах, где проживает примерно ¾ населения мира, нищета является широко распространёнными явлением [15, с. 436].

Пути ускорения экономического роста, по существу, одинаковы как для развитых, так и для развивающихся стран. Необходим рост эффективности: запасы природных ресурсов должны использоваться более эффективно используя труд и технологии, любая экономическая система может увеличивать свои производственные возможности. Одним из важнейших факторов экономического развития является накопление капитал: во-первых, все менее развитые страны испытывают дефицит инвестиционных товаров, производственных сооружений, машин и оборудования и т.п., повышение фондовооружения труда способно резко увеличивать его производительность и повысить уровень жизни каждого человека; во-вторых, необходимость инвестиционных товаров объясняется ограниченными возможностями расширения площадей возделываемых земель; в-третьих, процесс накопления капитала может приобрести характер к сбережению (то есть способствует наращиванию капиталовложений).

Многие черты бедных стран одновременно являются и причинами, и следствиями их бедности. Эти государства попали в порочный круг бедности. Они продолжают оставаться бедными, потому что изначально бедны! [15, с. 445].

2.2. Регионы Российской Федерации

В связи с повышением хозяйственной административно-политической самостоятельности регионов ситуация, в которой должно осуществляться экономическое и социально-политическое взаимодействие, в значительной степени изменилось. Регионы превратились в действительно самостоятельные субъекты Федерации.

Различия в условиях жизни между регионами определяются не только показателями уровня жизни, но и их географическими, территориальными экономическими, социокультурными, этническими особенностями, количественными и качественными характеристиками в целом.

Рассмотрим межрегиональные сопоставления на уровне официальной статистики с использованием единого относительного показателя «среднедушевой денежный доход – прожиточный минимум».

Данные, представляемые Госкомстатом России, позволяют провести сопоставления отдельно по всему населению, трудоспособному населению и пенсионерам (таблица 9, приложение 1).

Получив среднее значение соотношения среднедушевого доклада и прожиточного минимума из таблицы 9, которое составляет 197%, можно сравнить уровень жизни в регионах. Трудоспособная часть населения Российской Федерации в 1998 году имела среднедушевой доход почти в 2 раза больше прожиточного минимума. Выше среднероссийского уровня были показатели Западно-Сибирского (в 2,6 раза), Северного и Восточно-Сибирского (2,3 раза), а также у Дальневосточного (2,1 раза) регионов. Ниже уровня получили в Волго-Вятском, Северо-Кавказском, Северо-Западном, Уральском и Центрально-Чернозёмном регионах. Пенсионеры России в гораздо худшем положении. Их среднероссийский показатель составил 80% (что говорит о доходах ниже прожиточного минимума). Тут даже и сравнивать нечего: пенсионеры во всех регионах нашей страны живут бедно в своем большинстве

Обращаясь к данным опять же Госкомстата[6] , в 1998 году, видим, что пенсионеры составляют 30,5 % всего населения, люди в трудоспособном возрасте представляют часть 85,5 %, населения страны (вместе с трудоспособными пенсионерами) и моложе трудоспособного возраста – 30,3 % от общей численности.

Исходя из полученной информации, можно сказать, что в регионах, как и во всероссийском масштабе, очень высокий процент бедных, которые представлены и пенсионерами, и работающими слоями населения, и детьми. Малоимущих очень много, на мой взгляд, в любом регионе нашей страны (около 30 – 35% от общей численности населения).

2.3. Благосостояние населения в г. Томске Томской области[7]

по итогам 2002 года сложилась следующая картина: объём промышленной продукции увеличилась на 11,0%; объём продукции сельского хозяйства снижен на 8,0%; объём инвестиций в основной капитал превысил уровень 2001 года на 6,0%; прирост потребительских цен и тарифов на товары и платные услуги населению (декабрь к декабрю предыдущего года) составил 16,7%; номинальные денежные доходы населения возросли на 34,5%, а реальные на 15,3%.

Высокий индекс цен по Томской области был обусловлен значительным ростом тарифов на жилищно-коммунальные услуги в феврале - марте и сентябре – октябре 2002 года.

Основную часть денежных доходов (65,7%) население использует на покупку товаров и оплату услуг.

Доля денежных средств, израсходованная населением на оплату обязательных платежей и взносов, составила в 2002 году 7,2%.

Наблюдается существенная дифференциация в уровне доходов населения. Доходы наиболее обеспеченной группы населения в 14,3 раза превышает доходы наименее обеспеченной группы населения (по децильным группам). Причём на долю 10% наиболее обеспеченного населения приходилось 29,5% общего объёма денежных доходов, а на долю 10% наименее обеспеченного населения – 2,1%. Среднедушевые денежные доходы населения по итогам 1 квартала превышали величину прожиточного минимума в 1,8 раза, а к концу 2002 года – в 2,1 раза. Численность малоимущего населения (со среднедушевыми денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, установленного в целом по области) составила в 2002 году 294,3 тысячи человек или 27,7%.

Основные социально-экономические показатели по г. Томску и Томской области сведены в таблицы 10 и 11 в приложении 1.

2.4. Социальная защита населения.

Социальная защита населения – одна из главных функций государства, осуществляемая всегда и при любых условиях. Государственная система социальной защиты включает: пенсионные пособия, пособия по безработице, пособия многодетным семьям, пособия по болезни, пособия по уходу за детьми, жилищные пособия. Система социальной защиты – это фактически механизмы, с помощию которых обычно перераспределяют доходы от некоторых «финансовых» подгрупп общества (как правило, экономически активных членов общества) в пользу «получающих» подгрупп, то есть больных пожилых, нетрудоспособных, безработных, бедных. [12, с. 132 - 133].

В основе социальной защиты населения лежат социальные стандарты и минимальные социальные гарантии. В нашей стране социальные гарантии обеспечиваются гражданам страны в соответствии со статьёй 39 Конституции РФ, которая гласит: «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом».[8] Использование Государственных минимальных социальных стандартов (ГМСС) предусматривается Бюджетным кодексом РФ статьями 68, 69, 70 и 75 (они гласят о расходах бюджетов, бюджетных учреждений и трансфертах населению).[9]

ГМСС устанавливается для: 1) обеспечения удовлетворения важнейших потребностей человека в основных материальных благах и социальных услугах; 2) укрепления единого социального пространства Федерации и относительного выравнивания уровня социального развития на территории её субъектов. [12, с. 136].

Перечень основных социальных гарантий, предоставляемых государством населению, приводятся в таблице 6 (смотрите приложение 1).

Список использованной литературы.

1. Конституция РФ. Официальный текст. – М.: издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2002.

2. Комментарии к трудовому кодексу РФ/ под ред. Заслуженного юриста РФ, действующего государственного советника РФ 3-го класса С.А. Панина. – М.; МЦФЭР, 2002.

3. Полный сборник кодексов Российской Федерации.С изменениями и дополнениями на 1 мая 1999 года.­­­–М.:ООО Фирма «Издательство АСТ»,1999г.

4. О минимальном размере оплаты труда. Федеральный закон от 19.06.00, №82 – ФЗ, СЗРФ, 2000, №26, ст. 2729.

5. О прожиточном минимуме в Российской Федерации. Федеральный закон от 24.10.97 г. №134 – Ф3, СЗРФ, 1997г., №43, ст. 4904.

6. Постановление Минтруда России и Госкомстата России от 28 апреля 2000г. №36/34.

7. Районы Томской области.-Томск:Госкомстат РФ.Томский областной комитет государственной статистики,2002г.

8. Российский статистический ежегодник. – М.: Госкомстат, 2001 г.

9. Томск в цифрах.Статистический сборник.-Томск:Госкомстат РФ.Томский областной комимтет государственный статистики,2002г.

10. Гордон Л.Четыре рода бедности //Социологический журнал.1994г.№4.

11. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология. Т.2. Социальная структура и стратификация. – м.: ИНФРА – М, 2000г.

12. Жеребин В.М., Романов А.Н. Уровень жизни населения. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

13. Кравченко А.И. Социология для экономистов: Учеб. Пособие для ВУЗов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

14. Макарова М.Н.Экономика Томской области в 2002 году// Томский финансовый журнал №1(9) февраль 2003г.

15. Макконел К. Л.,Брю С.Л.Экономикс.Т.2.-М.:ИНФРА М,2003г.

16. Политика доходов и заработной платы/под ред.СавченкоП.В.,Кокин Ю.П.-М.:ЮРИСТЪ,2000г.

17. Ржаницина Л.Бедность в России:причины,особенности,пути уменьшения//Экономист,2001г.№4.

18. Суринов А.Е. Доходы населения. Опыт количественных измерений. – М.: Финансы и статистика, 2000.

19. Тематика курсовых работ.Методические указания/под ред.ВазимА.А.,ВоробьеваИ.П.,КорневаО.Ю.-Томск:ТПУ,2003г.

Приложение 1.

Таблица 1

Основное социально-экономические индикаторы уровня жизни населения[10]

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

Среднедушевые денежные доходы (в месяц), руб. (до 1998г. – тыс. руб.)

4,0

45,2

206,3

515,4

769,2

940,8

1007,8

1629,6

2192,9

Реальные располагаемые денежные доходы, в процентах к предыдущему году

52,5

116,4

112,9

84,9

100,5

105,7

83,8

86,2

109,3

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работающих в экономике, руб. (до 1998г. – тыс. руб.)

6,0

58,7

220,4

472,4

790,2

950,2

1051,5

1522,6

2223,4

Средний размер назначенных месячных пенсий, руб. (до 1998г. – тыс. руб.)

1,6

19,9

78,5

188,1

302,2

328,1

399,0

449,0

694,3

Величина прожиточного минимума (в среднем на душу населения), руб. в месяц (до 1998г. – тыс. руб.)

1,9

20,6

86,6

264,1

369,4

411,2

493,3

907,8

1210

Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума:

всего, млн. человек

49,7

46,9

33,3

36,6

32,5

30,5

34,2

41,6

42,3

в процентах от общей численности населения

33,5

31,5

22,4

24,7

22,0

20,7

23,3

28,4

29,1

Соотношение с величиной прожиточного минимума, процентов:

среднедушевых денежных доходов

210

220

238

195

208

229

204

180

181

среднемесячной номинальной начисленной заработной платы

281

254

226

159

190

206

189

152

168

среднего размера назначенных месячных пенсий

119

138

129

101

116

113

115

70

76

Коэффициент фондов (коэффициент дифференциации доходов), в разах

8,0

11,2

15,1

13,5

13,0

13,5

13,8

14,0

13,8

Таблица 2

Структура располагаемого дохода домашних хозяйств[11]

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

Располагаемый доход домашних хозяйств – всего в том числе:

7624,6

91789,5

338901,7

906482,3

1327241,2

1494008,6

1596318,7

2498780,4

оплата труда наёмных работников

6979,4

76346,2

300749,1

694418,3

1062116,4

1236918,9

1291939,3

1953258,5

смешанный доход

1335,8

14999,8

54643,8

188983,6

253605,4

295500,3

337248,2

574992,5

сальдо доходов от собственности

74,4

4497,4

16831,5

59287,8

72105,5

71241,6

67790,2

155040,6

сальдо текущих трансфертов

-765,0

-4053,9

-33322,7

-36207,4

-60586,1

-109652,2

-100659,0

-184511,2

Таблица 3

Индексы потребительских цен (декабрь к декабрю предыдущего года, в процентах, до 1996 г. – в разах)[12]

1991

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2,6

26,1

9,4

3,2

2,3

121,8

11,0

184,4

136,5

120,2

Таблица 4

Содержание питательных веществ в минимальной продовольственной корзине[13]

Дифференциация населения

Состав

В среднем на душу населения

Мужчины 16 – 59 лет

Женщины 16 – 54 лет

Пенсионеры

Дети

0 – 6 лет

7 – 15 лет

Белки, г

73,6

88,7

70,3

66,3

49,4

74,5

в том числе животного происхождения, г

28,9

31,5

27,3

25,6

25,1

33,1

Жиры, г

56,8

64,1

54,3

48,3

51,6

73,9,

Углеводы, г

353,3

441,2

337,6

316,9

228,1

351,7

Энергетическая ценность, ккал

2236,7

2720,4

2138,4

1979,6

1581,1

2385,6

Таблица 5

Величина прожиточного минимума в 1992 – 2000гг.[14]

Годы

Всё население

в том числе по социально-демографическим группам населения

Соотношение среднедушевых денежных доходов населения с величиной прожиточного минимума процентов

трудоспособное население

пенсионеры

дети

1992

1,9

2,1

1,3

1,8

210

1993

20,6

23,1

14,4

20,7

220

1994

86,6

97,4

61,0

87,4

238

1995

264,1

297,2

186,2

268,6

195

1996

369,4

415,6

260,5

373,2

208

1997

411,2

462,4

289,9

415,1

229

1998

493,3

554,7

347,9

498,2

204

1999

907,8

1002,8

639,9

901,7

180

2000:

I квартал

1138

1232

851

1161

156

II квартал

1185

1290

894

1182

175

III квартал

1234

1350

930

1218

181

IV квартал

1285

1406

962

1272

207

Год

1210

1320

909

1208

181

Таблица 6

Минимальные социальные гарантии[15]

(на 1 января, рублей; до 1998г. – тыс. руб.)

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

Минимальный размер оплаты труда и пенсии (в месяц)

Минимальный размер оплаты труда

4,3

14,6

20,5

63,3

83,5

83,5

83,5

83,5

200,0

Тарифная ставка (оклад) 1 разряда ЕТС по оплате труда работников бюджетной сферы (с учётом доплаты)

4,5

16,0

39,0

80,0

80,0

90,0

90,0

110,0

200,0

Минимальный размер пенсии:

по старости

4,3

14,6

34,4

63,3

69,6

84,2

84,2

108,4

153,1

по инвалидности:

1 группы (с надбавкой за уход)

7,1

24,4

68,9

126,5

136,2

168,4

168,4

216,8

306,2

2 группы

4,3

14,6

34,4

63,3

69,6

84,2

84,2

108,4

153,1

3 группы

2,9

9,7

23,0

42,2

46,4

56,1

56,1

72,3

102,0

по случаю потери кормильца (на получателя)

2,9

9,7

23,0

42,2

46,4

56,1

56,1

72,3

102,0

за выслугу лет

4,3

14,6

34,4

63,3

69,6

84,2

84,2

108,4

153,1

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

социальные пенсии:

инвалидам с детства:

1 группы (с надбавкой за уход)

7,1

24,4

68,9

126,5

136,2

168,4

168,4

216,8

306,2

2 группы

4,3

14,6

34,4

63,3

69,6

84,2

84,2

108,4

153,1

инвалидам, не имеющим трудового стажа:

1 группа

4,3

14,6

34,4

63,3

69,6

84,2

84,2

108,4

153,1

2 группы

2,9

9,7

23,0

42,2

46,4

56,1

56,1

72,3

102,0

3 группы

2,1

7,3

17,2

31,6

34,8

42,1

42,1

54,2

76,6

детям-инвалидам (без надбавки за уход)

4,3

14,6

34,4

63,3

69,6

84,2

84,2

108,4

153,1

детям, потерявшим обоих родителей, и детям умерших одиноких матерей (на получателя)

4,3

14,6

34,4

63,3

69,6

84,2

84,2

108,4

153,1

детям, потерявшим одного из родителей (на получателя)

2,9

9,7

23,0

42,2

46,4

56,1

56,1

72,3

102,0

Лицам старше 65 (мужчины) и 60 (женщины) лет, не имеющим трудового стажа

2,9

9,7

23,0

42,2

46,4

56,1

56,1

72,3

102,0

Пособия

Единовременное пособие при рождении каждого ребёнка

21,4

73,1

102,5

948,8

1252,4

1252,4

1252,4

1252,4

1500,0

Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребёнком до достижения им возраста 1,5 года

2,4

14,6

20,5

126,5

167,0

167,0

167,0

167,0

200,0

Ежемесячное пособие на каждого ребёнка в возрасте:

до 6 лет

1,9

10,2

14,4

-

-

-

-

-

-

от 6 до 16 лет

-

8,8

12,3

-

-

-

-

-

-

до 16 лет

-

-

-

44,3

58,4

58,4

58,4

58,4

70,0

Ежемесячное пособие на детей военнослужащих, на детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов, в возрасте:

до 6 лет

1,9

15,4

21,5

-

-

-

-

-

-

от 6 до 16 лет

2,1

13,2

18,5

-

-

-

-

-

-

до 16 лет

2,1

-

-

66,4

87,7

87,7

87,7

87,7

105,0

Ежемесячное пособие на детей одиноких матерей в возрасте:

до 6 лет

1,9

15,4

21,5

-

-

-

-

-

-

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

от 6 до 16 лет

2,1

13,2

18,5

-

-

-

-

-

-

до 16 лет

-

-

-

66,4

116,9

116,9

116,9

116,9

140,0

Ритуальное пособие

21,4

73,1

102,5

316,3

834,9

834,9

834,9

834,9

1000,0

Минимальный размер пособия по безработице

4,3

14,6

20,5

63,3

83,5

83,5

83,5

83,5

100,0

Стипендии (в месяц)

Минимальный размер стипендии:

студентам вузов

4,3

14,6

20,5

63,3

167,0

167,0

167,0

167,0

200,0

студентам (учащимся) учреждений среднего специального и начального профессионального образования

1,6

10,2

14,4

44,3

58,4

58,4

58,4

58,4

70,0

Таблица 7

Распределение населения по величине среднедушевых денежных доходов[16]

Млн. человек

В процентах

1997

1998

1999

2000

1997

1998

1999

2000

Всё население

147,1

146,7

146,3

145,6

100

100

100

100

в том числе со среднедушевыми денежными доходами, руб. в месяц (до 1998 г. – тыс. руб.)

до 500,0

43,4

35,1

10,1

4,5

29,5

23,5

6,9

3,1

500,1 – 750,0

32,2

32,1

18,3

10,5

21,8

21,9

12,5

7,2

750,1 – 1000,0

23,0

24,8

20,8

14,3

15,7

16,9

14,2

9,8

1000,1 – 1500,0

25,7

28,8

35,5

30,1

17,4

19,6

24,3

20,7

1500,1 – 2000,0

11,4

13,1

23,4

24,7

7,8

8,9

16,0

17,0

2000,1 – 3000,0

8,0

9,2

23,0

30,7

5,5

6,3

15,8

21,1

3000,1 – 4000,0

2,2

2,4

8,7

14,9

1,5

1,7

5,9

10,2

свыше 4000,0

1,2

1,2

6,5

15,9

0,8

0,8

4,4

10,9


Таблица 8

Распределение общего объёма денежных доходов населения[17]

 

 

 

1970

1975

1980

1985

1990

1991

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000