Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 20

 

Поиск            

 

Тарифное регулирование в Республике Беларусь

 

             

Тарифное регулирование в Республике Беларусь

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра бизнес-менеджмента

по дисциплине: Мировая экономика

на тему: Тарифное регулирование в Республике Беларусь

Студент

ВШУБ, 4-й курс, ВВВ-2

Проверил

канд. экон. наук,

доцент

М.Н. Лапуцкая

Ю.В.Чайковская

МИНСК 2009


: 41 с., 31 источник

ТАРИФНЫЕ МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ, ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ, ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ТАМОЖЕННЫЕ РЕЖИМЫ, ТАМОЖЕННАЯ СТОИМОСТЬ ТОВАРА, СТРАНА ПРОИСХОЖДЕНИЯ

Объект исследования – государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь.

Предмет исследования – исследования служат общественные отношения, возникающие при таможенном регулировании в системе государственного управления внешнеэкономической деятельностью.

Цель работы : состоит в том, чтобы показать основные механизмы таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, как в Республике Беларусь.

Методы исследования : сравнительного анализа, экспертных оценок, статистические, аналитические.

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней материал правильно и объективно отражает состояние исследуемой темы, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.


СОДЕРЖАНИЕ

Введение.……………………………………………………………………………4

1. Таможенно-тарифные методы регулирования ………………………………..6

1.1. Понятие таможенного тарифа и тарифных методов регулирования ..……..6

1.2. Нормативно-правовые основы осуществления тарифного регулирования в Республике Беларусь ……………………………………………………………...10

2. Таможенные платежи и таможенная стоимость как основные характерис-тики таможенно-тарифного регулирования в Республике Беларусь…………..15

2.1. Таможенные платежи: правовая и экономическая природа, функции и виды.………………………………………………………………………………..15

2.2. Понятие таможенной стоимости товара и страны происхождения ..……..21

3. Таможенные режимы: сущность, характеристика, значение………………..22

4. Тарифные методы в системе государственного регулирования внешнеэкономической деятельности…………………………………………….29

Заключение…............................................................……………………….……..37

Список использованных источников…………………………………………….39


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы определяется тем, что в условиях перехода страны к рыночной экономике возникла необходимость в создании адекватного таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, как составной части системы государственного управления этой важной сферой. Включаясь в решение внутренних и внешних хозяйственно-политических задач, таможенное регулирование участвует в структурной перестройке экономики, в интеграции страны в международное разделение труда и в формировании новых международных отношений, характерных для рубежа XXI века.

Кардинальное изменение геополитической обстановки за последнее десятилетие существенно изменило ситуацию на внутреннем и международном положении Республики Беларусь: экономические связи бывших союзных республик, ранее развивавшиеся в границах единого народнохозяйственного комплекса, стали внешними; практически нарушено сотрудничество бывших стран - членов СЭВ. В итоге сформировалось принципиально новое пространство взаимодействия отечественной экономики с зарубежной, внутреннего рынка — с внешним.

Вместе с тем, не достаточно эффективно используются таможенно-тарифные механизмы для решения текущих и стратегических задач развития экономики страны.

При формировании таможенного тарифа не всегда учитываются взаимосвязь таможенных пошлин и внутренних налогов, что не обеспечивает оптимальную структуру и уровень налогов в государстве в целом.

Низкое качество правовой базы, наличие пробелов в правовом регулировании способствуют образованию разрыва между методологией и практикой осуществления таможенного контроля и таможенного оформления, появлению и широкому распространению такого явления, как «региональное правотворчество».

Недостаточно используется международное законодательство и практика его изменения для унификации таможенного законодательства Республики Беларусь с общепринятыми международными нормами.

Сложившаяся реальность подтверждает актуальность избранной темы курсовой работы.

Проблематика совершенствования управления государственной таможенной службой вынудила обратить на себя внимание в последние десять лет. Это обусловлено, прежде всего, тем, что к этому времени изменения в характере и масштабах ВЭД, возрастание се социально-экономического значения для каждой из стран и мирового сообщества в целом объективно потребовали внесения существенных корректив практически во все сферы таможенного дела, в содержание задач таможенной службы, их функции, организацию управления и взаимодействия с другими органами внутри государства и на международном уровне, расширения социальной базы ее деятельности.

С момента возрождения таможенной службы Республики Беларусь, сферы ее деятельности стали предметом активных исследований российских ученых. Вопросы постановки, организации таможенного дела, таможенной политики, места и роли белорусской таможни в системе государственных органов, ее значения для решения социально- экономических задач стали предметом обсуждения на научно-практических конференциях, страницах сборников научных трудов по проблемам теории и практики таможенного дела.


1. Таможенно-тарифные методы регулирования

1.1. Понятие таможенного тарифа и тарифных методов регулирования

Во всех странах регулирование внешней торговли осуществляется в той или иной мере государством, в зависимости от ставящихся экономических, социальных и политических задач в стране и обстановки в мире. Любое государство стремится защитить свои интересы, интересы отечественных производителей, а, следовательно, заинтересовано в политике протекционизма. Инструменты торговой политики, тарифного и нетарифного регулирования, различного рода соглашения являются механизмами защиты национального производителя.

Внешнеэкономическая политика Республики Беларусь регулирует все формы внешнеэкономических связей и определяет режим их осуществления, включая экспорт и импорт товаров, услуг, капиталов, рабочей силы, движения валюты и т.д. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности включает систему мер, устанавливаемых государством в целях осуществления политики, основанной на использовании экономических и административных методов.

Эти меры определяют ограничения на ввоз и вывоз отдельных товаров и транспортных средств, установленные исходя из соображений экономической безопасности страны: квотирование, лицензирование, установление минимальных и максимальных цен, обложения товаров таможенными пошлинами, налогами, сборами при их перемещении через таможенную границу Республики Беларусь.

Система регулирования внешнеэкономической деятельности условно включает тарифные, нетарифные методы; валютное, таможенное, налоговое регулирование, а также поддержку отечественного товаропроизводителя [1, с. 36]. Тарифное регулирование в различных государствах базируется на единых принципах и нормах, что значительно облегчает процесс международных торговых отношений. Это стало результатом деятельности международных организаций: Всемирной Таможенной Организации, Всемирной Торговой Организации (далее - ВТО), Европейской Экономической Комиссии ООН, Конференции ООН по торговле и развитию, - а также ряда международных соглашений [14].

Тарифное регулирование – это порядок формирования и применения таможенного тарифа, правила обложения товаров таможенными пошлинами (налогами, сборами) при их перемещении через таможенную границу Республики Беларусь.

Основой тарифного регулирования является Закон «О таможенном тарифе», который определяет такие понятия, как таможенный тариф, пошлина, ставка.

В основе мер тарифного регулирования ВЭД лежит таможенный тариф как инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка товаров при его взаимодействии с мировым рынком. При этом, помимо функций регулирования внешнеторгового оборота (рационализация товарной структуры, поддержание оптимального соотношения валютных доходов и расходов государства), таможенный тариф тесно связан с налоговой системой как инструмент формирования доходов государства (фискальная функция).

Таможенный тариф – это свод ставок таможенных пошлин (таможенного тарифа), применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу республики Беларусь, систематизированный в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь [23]. Под таможенной границей понимается граница таможенной территории, на которой государство обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела.

Таможенный тариф является инструментом торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка Республики Беларусь при его взаимодействии с мировым рынком.

С практической точки зрения таможенный тариф определяет закономерность экономического развития государства. Чем выше уровень экономического развития, тем ниже ставки импортных пошлин в таможенном тарифе, поскольку стране, имеющей конкурентоспособную промышленность, не требуется дополнительной защиты с помощью пошлин. Так, например, средневзвешенная ставка таможенного тарифа в ЕС составляет менее 4%.

В современном тарифном регулировании происходит постепенное сокращение номенклатуры товаров, облагаемых таможенными пошлинами, и уменьшение уровня ставок таких пошлин [14].

Развитие таможенных тарифов проходило в двух направлениях. Во-первых, росло число товаров, облагаемых пошлинами, а во-вторых, - по каждому товару устанавливалась не одна, а несколько ставок пошлин различной величины, применявшихся к товарам, происходящих из разных стран.

Группировка товаров в таможенных тарифах представляет собой сложную торгово-политическую задачу. Выделяя определенные товары в отдельные товарные позиции, таможенные органы могут более эффективно тормозить их импорт или, напротив, создавать льготы для товаров отдельных стран. Иными словами, чем более дробной является структура таможенного тарифа, тем эффективнее он может быть использован в протекционистских целях. Из торгово-политической практики известно много случаев, когда изменение структуры таможенных тарифов резко повышало уровень таможенной защиты тех или иных отраслей. Это свидетельствует о том, что создание товарной номенклатуры таможенного тарифа является задачей скорее торгово-политической, чем технической [2, с.66].

Основными целями применения таможенного тарифа являются:

- рационализация товарной структуры ввоза товаров в страну;

- поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории государства;

- защита национальных производителей от нежелательной иностран­ной конкуренции;

- создание условий для прогрессивных изменений в структуре произ­водства и потребления товаров;

- пополнение доходов государства;

- обеспечение условий для облегчения доступа национальным экспор­терам на рынки других стран.

Вырезано.

Для доставки полной версии работы перейдите по ссылке

Осуществляя воздействие на экономику посредством таможенно-тарифного регулирования, государство преследует решение следующих задач:

- достижение равновесия во внешнеэкономической деятельности (выравнивание сальдо торгового баланса государства);

- обеспечение пополнения доходов бюджета;

- обеспечение экономической безопасности государства;

- достижение устойчивого экономического роста;

- обеспечение защиты интересов отечественных товаропроизводителей;

- достижение стабильности цен на импортируемые и производимые отечественные товары [17, с. 86].

1.2. Нормативно-правовые основы осуществления тарифного регулирования в Республике Беларусь

При осуществлении внешнеэкономической и торговой деятельности субъекты сталкиваются со сложной системой общественных отношений, связанной с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Беларусь посредством таможенного регулирования и регулируемой определенными нормами и правилами.

Вырезано.

Для доставки полной версии работы перейдите по ссылке

Классификация товаров, перемещаемых через таможенную границу Республики Беларусь, осуществляется в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.06.2002 № 791 «О товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности». Данным постановлением утверждена Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь (ТН ВЭД), основанная на гармонизированной системе описания и кодирования товаров (издание 3-е) (ГС), ТН ВЭД Содружества Независимых Государств (издание 3-е) и общей ТН ВЭД Евразийского экономического сообщества (ЕС) [15, с. 123].

Таможенное законодательство допускает использование понятие страны происхождения товара в широком смысле слова - как место происхождения товара. В этом смысле могут выступать группа государств, таможенный союз, регион или часть государства.

Наиболее часто встречаемый пример использования в практике внешнеторгового регулирования понятия «страна происхождения», за которым скрывается таможенный союз государств, - Европейский Союз.

Страной происхождения товара, согласно Закона Республики Беларусь «О таможенном тарифе» считается страна, в которой товар был полностью произведен или подвергнут достаточной переработке:

· полезные ископаемые, добытые на ее территории;

· растительная продукция, выращенная или собранная на ее территории;

· живые животные, родившиеся и выращенные в ней;

· продукция, полученная в этой стране от выращенных в ней животных;

· произведенная в ней продукция охотничьего, рыболовного и морского промысла;

· продукция морского промысла, добытая в Мировом океане судами данной страны;

· вторичное сырье и отходы, являющиеся результатом производственных и иных операций, осуществляемых в данной стране;

· продукция высоких технологий, полученная в открытом космосе [1, с. 43].

Для подтверждения страны происхождения товара при ввозе товара на таможенную территорию Республики Беларусь необходимо представить сертификат о происхождении товара:

- на товары, происходящие из стран, которым Республика Беларусь предоставляет преференции;

На товары, ввоз которых из данной страны регулируется ограничениями, если это предусмотрено международными соглашениями [1, с. 44].

Особое место института страны происхождения товара в механизме государственного регулирования внешнеторговой деятельности определяется тем, что при решении вопроса о таможенных тарифах именно она оказывает определяющее влияние на выбор ставки ввозной таможенной пошлины.

Следующей операцией правового регулирования в рассматриваемой сфере является таможенная стоимость товаров.

Принятый в 1993 г. Закон Республики Беларусь «О таможенном тарифе» заложил правовые основы для применения в практике белорусского таможенного контроля основных правовых принципов и норм определения таможенной стоимости (ТС) ввозимых товаров, установленных (закрепленных) в Соглашении по применению ст. VII («Оценка товаров для таможенных целей») Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) - так называемого Кодекса таможенной стоимости.

В последнее время был выпущен ряд нормативных актов ГТК, в которых закреплялось распределение компетенций по контролю за таможенной стоимостью, о принятии таможенными органами решений по таможенной стоимости товаров и другие материалы.

Система определения таможенной стоимости включает в себя: Комплекс по таможенной стоимости ВТО/ГАТТ; соглашение о выполнении статьи VII ГАТТ 1994 (г. Марракеш) по результатам Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров; Закон Республики Беларусь «О таможенном тарифе»; методические положения ГТК РБ по практическому применению порядка определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию Республики Беларусь; организационно-правовые вопросы взаимодействия таможенных органов и декларантов в ходе их решения.

Объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу. Определение объекта налогообложения в ТК РБ обусловлено особенностями взимания таможенных пошлин, налогов в связи с перемещением товаров через таможенную границу. Налоговой базой для целей исчисления таможенных пошлин, налогов являются таможенная стоимость товаров и (или) их количество, что соответствует правилам Соглашения о применении ст. VII ГАТТ 1994 г. Таможенная стоимость определяется в зависимости от избранного метода определения таможенной стоимости. В случае обложения товаров таможенными пошлинами по специфическим ставкам (в установленном размере за единицу облагаемых товаров) либо комбинированным ставкам (в процентах к таможенной стоимости товаров в установленном размере за единицу товаров) при определении налоговой базы учитывается количество товаров.

Вырезано.

Для доставки полной версии работы перейдите по ссылке


2. Таможенные платежи и таможенная стоимость как основные характеристики таможенно-тарифного регулирования в Республике Беларусь

2.1. Таможенные платежи: правовая и экономическая природа, функции и виды

Таможенно-тарифное регулирование осуществляется посредством системы тарифов и различного рода платежей. Таможенный тариф Республики Беларусь представляет собой свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу Республики Беларусь.

Среди таможенных платежей выделяют:

- таможенную пошлину – платеж, взимаемый таможенными органами Республики Беларусь при ввозе товаров на таможенную территорию Республики Беларусь и вывозе с этой территории;

- таможенный сбор – отдельный вид таможенных платежей, взимаемых таможенными органами помимо таможенной пошлины;

- налоги и сборы – налоги и сборы, взимание которых возложено на таможенные органы Республики Беларусь (НДС и акцизы при ввозе) [17; с.90].

Таможенный кодекс Республики Беларусь закрепляет, что товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат обложению таможенной пошлиной в соответствии с Законом Республики Беларусь «О таможенном тарифе».

В правовой и экономической литературе нет единого представления о природе таможенных пошлин и выполняемых ими функций.

С позиций общей экономической теории представляется возможным объяснить экономическую природу таможенных пошлин, определить их функции, четко сформулировать принципы и методы их количественного обоснования.

Таможенная пошлина (customs duty) ― специальный налог, которым облагается товар иностранного производства, ввозимый на таможенную территорию страны [1, с.37].

Таможенные пошлины выполняют три основные функции:

а) фискальную, которая относится к импортным, и к экспортным пошлинам, поскольку они являются одной из статей доходной части государственного бюджета;

б) протекционистскую (защитную), относящуюся к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство ограждает местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;

в) балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены, на которые по тем или иным причинам ниже мировых.

В целом существует несколько классификаций видов таможенных пошлин. Однако большинство из них не получили свое применение на практике. Наибольшее распространение получила классификация видов таможенных пошлин по объекту обложения.

Импортная (ввозная) таможенная пошлина взимается с иностранных товаров при их ввозе на таможенную территорию государства (группы государств). Это наиболее распространенный вид таможенных пошлин, который выполняет три основные функции: фискальную, протекционистскую, регулирующую.

Вырезано.

Для доставки полной версии работы перейдите по ссылке

Они связаны с так называемыми сезонными ценами, под которыми понимаются закупочные и розничные цены, циклически меняющиеся по временам года. Сезонная дифференциация цен осуществляется с учетом различий в издержках производства, соотношения спроса и предложения на такие товары. На ранние сорта картофеля, фруктов и т.д. устанавливаются повышенные закупочные цены, обеспечивающие возмещение дополнительных затрат сельскохозяйственных производителей, связанных с производством продукции при неблагоприятных климатических условиях или ее длительным хранением. В зависимости от сезона проводится изменение розничных цен с целью улучшения организации розничного товарооборота на протяжении всего года и увеличения емкости рынка. Эффективная защита внутреннего рынка государства предполагает немедленное реагирование таможенного законодательства на существенные колебания цен. Механизм использования сезонных пошлин предполагает, что в период их действия ставки таможенных пошлин, установленные по данным товарным позициям в таможенном тарифе, не применяются.

Международное право предоставляет государствам право на защиту от экономического ущерба их национальных производителей в результате неожиданных изменений на рынке и нечестной торговой политики других государств. Так, положения ГАТТ предоставляют государствам возможность использования четырех видов средств торговой защиты: защитные меры (статья XIX ГАТТ и Соглашение о защитных мерах); антидемпинговые меры (статья VI ГАТТ и Соглашение о применении статьи VI ГАТТ); компенсационные меры (статья VI ГАТТ и Соглашение о субсидиях и компенсационных мерах); отход от обязательств, принятых в рамках ГАТТ/ВТО (статьи XXIII, XXVII, XXVIII, XXXI ГАТТ/ВТО).

В соответствии с принципами ГАТТ/ВТО меры торговой защиты являются мерами нетарифного регулирования внешней торговли. В Республике Беларусь такие меры относятся к мерам тарифного регулирования и включены в Закон Республики Беларусь "О таможенном тарифе" в виде специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин.

Вырезано.

Для доставки полной версии работы перейдите по ссылке

- за таможенное оформление [17, с.91]. Пунктом 7 Инструкции о порядке исчисления, уплаты и контроля и уплатой таможенных сборов за таможенное оформление, таможенной пошлины, акцизов и налога на добавленную стоимость, утвержденной постановлением ГТК РБ от 11.05.2005 № 28, определено, что таможенные сборы за таможенное оформление взимаются за таможенные разрешения, выдаваемые таможенными органами Республики Беларусь, на использование товаров в заявленном таможенном режиме, предусмотренном законодательством Республики Беларусь. Ставки таможенных сборов за таможенное оформление товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Республики Беларусь (кроме товаров не для коммерческих целей), в т.ч. за таможенное оформление вне определенных для этого мест и (или) времени работы таможенных органов, установлены в евро в зависимости от кода группы товаров в соответствии с ТН ВЭД РБ согласно приложению 1 к Указу Президента Республики Беларусь от 13.07.2006 № 443 «О таможенных сборах» [5, с.17].

Таможенные платежи уплачиваются как в волюте Республики Беларусь, так и в иностранных валютах, курсы которых устанавливаются Национальным банком Республики Беларусь. Таможенные платежи уплачиваются до принятия или одновременно с принятием таможенной декларации. При перемещении через таможенную границу Республики Беларусь товаров не для коммерческих целей таможенные платежи уплачиваются одновременно с принятием таможенной декларации. Если таможенная декларация не была подана в установленный сок, то сроки уплаты таможенных платежей исчисляются со дня истечения срока подачи таможенной декларации.

Основой для исчисления таможенной пошлины, акцизов и таможенных сборов является таможенная стоимость товаров либо транспортных средств, определяемая в соответствии с Законом Республики Беларусь «О таможенном тарифе». Основой для исчисления налога на добавленную стоимость является таможенная стоимость товаров, к которой добавляется таможенная пошлина, а по подакцизным товарам и сумма акциза. При установлении комбинированных ставок исчисление производится как с таможенной стоимости, так и с объема товаров. Уплате подлежит большая из рассчитанных сумм [17, с. 92].

Особым элементом таможенно-тарифного регулирования является система преференций, главная суть которой заключается в предоставлении промышленно развитыми странами в одностороннем порядке таможенно-тарифных льгот при импорте товаров из развивающихся стран. Каждая страна выделяет свою схему предоставления преференциальных льгот и свой собственный перечень стран-бенефициаров. Под преференциальные льготы попадают только товары, происходящие из стран-бенефициаров.

В Республике Беларусь в отношении товаров, происходящих из стран, которым предоставлен режим наибольшего благоприятствования, применяются ставки ввозных таможенных пошлин, установленных правительством. Не применяются таможенные пошлины при импорте товаров, происходящих из стран СНГ и наименее развитых стран; более льготные ставки установлены при ввозе товаров, происходящих из развивающихся стран (75% от установленных).

Следует отметить, что Законом «О таможенном тарифе» под тарифной льготой (тарифной преференцией) определяется предоставляемая на условиях взаимности или в одностороннем порядке при реализации торговой политики льгота в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу республики Беларусь, в виде возврата ранее уплаченной таможенной пошлины, освобождения от ее уплаты, снижения ставки таможенной пошлины, установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товаров. При этом тарифные льготы предоставляются исключительно по решению Президента Республики Беларусь. Кроме того, ряд преференций установлен законодательно и в отношении предприятий с иностранными инвестициями, свободных экономических зон (СЭЗ).

2.2. Понятие таможенной стоимости товара и страны происхождения

Практическое применение таможенного тарифа и эффективность мер тарифного регулирования обуславливаются теми правилами, которые устанавливают порядок исчисления базы таможенных пошлин и других таможенных платежей, т.е. зависят от декларируемой в таможенной декларации стоимости товара, которая используется в качестве базы таможенного обложения [18, с.148].

На каждом из этапов продвижения товара от производителя к потребителю его стоимость будет иметь свое функциональное назначение, рассчитываться по определенным правилам и различаться в зависимости от характера ее составляющих.

Таможенные пошлины устанавливаются исходя из таможенной оценки товара, так называемой таможенной стоимости товара.

Таможенная стоимость товаров – это разновидность стоимости товара. В ее определении участвуют продавец, покупатель и таможенные органы, на ее основе определяется величина таможенных платежей.

В таможенную стоимость включаются цена товара и расходы по доставке товара до границы Республики Беларусь, понесенные покупателем [1, с.38].

Таможенная стоимость необходима для:

· исчисления таможенных пошлин и других таможенных платежей;

· организации таможенной статистики;

· контроля за эквивалентностью встречных товарных грузопотоков;

· осуществления валютного контроля и т.д.

Система определения таможенной стоимости (таможенной оценки) товаров основывается на общих принципах таможенной оценки, принятых в международной практике, и распространяется на товары, ввозимые (вывозимые) на таможенную территорию Республики Беларусь.

Вырезано.

Для доставки полной версии работы перейдите по ссылке

В случае, если в отношении отдельных видов товаров или какого-либо государства особенности определения страны происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию, особо не оговариваются, то применяется основной критерий достаточной переработки, а именно изменение классификационного кода товаров по ТН ВЭД на уровне любого из первых четырех знаков, произошедшее в результате осуществления операций по переработке или изготовлению товаров.

Основным документом, подтверждающим страну происхождения, является сертификат происхождения. Непредставление надлежащим образом оформленного сертификата или сведений о происхождении товара не является основанием для отказа в выпуске товара через таможенную границу Республику Беларусь. В удостоверение происхождения товаров из данной страны таможенные органы Республики Беларусь вправе требовать предоставление сертификата о происхождении товаров, который является одним из важнейших сертификационных документов. Он должен однозначно свидетельствовать о том, что указанный товар происходит из данной страны и тем самым служить одним из условий предоставления преференций по уплате таможенных пошлин. Таким образом, данный сертификат содержит в себе элемент тарифного регулирования.

3. Таможенные режимы: сущность, характеристика, значение

Важным элементом реализации таможенно-тарифного регулирования является таможенный режим. Таможенные режим – это совокупность положений, определяющих для таможенных целей статус товаров и транспортных средств, перемещаемых через границы Республики Беларусь [17, с.98].

Положения о таможенных режимах занимают в таможенном законодательстве Республики Беларусь одну из ключевых позиций. В первую очередь, это связано с тем, что все товары и транспортные средства перемещаются через таможенную границу Республики Беларусь в соответствии с их таможенными режимами. Избранный таможенный режим влияет на возможность перемещения отдельных категорий товаров, на порядок таможенного оформления и таможенного контроля, на размер таможенных платежей, подлежащих уплате в отношении перемещаемых товаров и транспортных средств, а также определяет круг действий, которые могут быть осуществлены в отношении последних.

Как и многие правовые категории, понятие таможенного режима используется в широком и узком смысле. В широком смысле таможенный режим можно определить как правовой режим, выражающийся в определенном сочетании административно-правовых и финансово-правовых средств регулирования, установленный таможенным законодательством и имеющий целью регламентировать отношения, возникающие в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу между таможенным органом и лицом, их перемещающим [8, с.49].

В узком смысле определение таможенного режима дает п. 1.36 ст. 8 Таможенного Кодекса Республики Беларусь: «таможенный режим – совокупность положений, определяющих для таможенных целей требования, условия и пределы прав владения, пользования и распоряжения товарами на таможенной территории либо за ее пределами».

Вырезано.

Для доставки полной версии работы перейдите по ссылке

Под таможенный режим свободного обращения могут помещаться иностранные товары, находящиеся на таможенной территории, в том числе товары, полученные в результате операций переработки товаров, помещенных под таможенные режимы переработки на таможенной территории, переработки вне таможенной территории, либо товары, образовавшиеся при совершении операций переработки товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, за исключением товаров, которые в соответствии с актами таможенного законодательства не подлежат помещению под этот таможенный режим.

Товары помещаются под таможенный режим свободного обращения при исполнении налогового обязательства по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов.

Помещение товаров под таможенный режим свободного обращения может осуществляться с использованием налоговых льгот по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в случаях и на условиях, установленных законами и (или) актами Президента Республики Беларусь, а с использованием тарифных преференций – в случаях и на условиях, установленных законами, актами Президента Республики Беларусь и (или) международными договорами Республики Беларусь.

Законодательство, касающееся порядка применения таможенных режимов, имеет, к сожалению, ряд пробелов, которые не позволяют «заработать» в полной мере отдельным таможенным режимам. Комплексным правовым регулированием охвачены режимы реимпорта, таможенного склада, уничтожения товаров, магазина беспошлинной торговли, отказа в пользу государства. Использование перечисленных таможенных режимов на практике регламентируется специальными положениями. Положение о конкретном таможенном режиме разрабатывается на основе соответствующих статей ТК РБ и охватывает, как правило, все основные вопросы, возникающие на практике в связи с помещением товаров и транспортных средств подданный таможенный режим. Но даже при этом сохраняются отдельные сферы отношений между таможней и декларантом, не урегулированные правом. В этих случаях должностные лица таможни действуют на основе дискреционных полномочий, т.е. по собственному усмотрению. Подобная ситуация не является исключительно белорусской практикой. Во многих странах допускается наделение таможенников разумным объемом дискреционных полномочий, компенсируя это соответствующим правом декларанта обжаловать решение таможенного органа в суде или по каналам административной юстиции.

Большинство установленных Таможенным кодексом Республики Беларусь таможенных режимов до сих пор ждет принятия конкретного комплексного подзаконного акта. Пока они урегулированы фрагментарно через указания, разъяснения, письма ГТК РБ.

Очевидно, что отсутствие систематизированного законодательства препятствует укреплению режима законности в таможенной сфере. Отставание в правовом регулировании таможенного механизма негативно воздействует на белорусские внешнеэкономические отношения.

Наиболее часто используемыми таможенными режимами, являются режима экспорта, режим выпуска для свободного обращения, режимы переработки, отказа в пользу государства, транзита, временного ввоза и таможенного склада. При этом в стоимостном выражении режимы экспорта и выпуска для свободного выпуска являются самыми объемными [16, с.184].

Существующие на сегодняшний день таможенные режимы регулируют различные стороны отношений, возникающие по вопросам перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Беларусь. Многообразие таможенных режимов является закономерным, отражает сложившейся мировой опыт в этой сфере. Важное значение в данный момент приобретает степень юридического наполнения и правовой регламентации действующих таможенных режимов в целях активизации ВЭД, улучшения ее качества, а также для предупреждения и устранения возникающих правонарушении.

4. Тарифные методы в системе государственного регулирования внешнеэкономической деятельности

Каждая страна, исходя из своего исторического опыта, сложившихся социально-экономических условий, места в мировой экономике, природно-географического положения, руководствуясь общенациональными и геополитическими интересами, определяет для себя цели и задачи развития внешнеэкономических связей.

Таким образом, формы и методы регулирования внешнеэкономических связей определяются каждой страной также с учетом ее особенностей. Но при всех условиях каждая страна должна защищать свои национальные интересы, способствовать социально -экономическому прогрессу своего населения.

В странах бывшего социалистического лагеря господствовали государственная и кооперативная собственность на средства производства. Экономика развивалась по единому государственному директивному плану, применялась государственная монополия внешней торговли. Связи национальной экономики с другими государствами через мировой рынок строго регламентировались государством, устанавливавшим жесткие планы развития внешней торговли.

Вырезано.

Для доставки полной версии работы перейдите по ссылке

Приведенный выше пример дифференциации импортных пошлин в Китае на машинном оборудовании с учетом степени прогрессивности подчеркивает важность и необходимость индивидуального подхода при определении пошлин с учетом специфики каждого товара. Мировая практика придерживается таких же принципов при определении импортных пошлин на сырье, полуфабрикаты и готовые изделия: уровень пошлин повышается по мере повышения готовности продукта.

В экономически развитых странах импортные пошлины относительно невелики, в развивающихся странах они весьма значительны и возрастают по мере увеличения различий между национальными и интернациональными издержками и ценами. Низкие ввозные пошлины в условиях высокой производительности труда и низких национальных издержек в состоянии обеспечить защиту национальных производителей, издержки которых приближаются к мировому уровню; такие же пошлины для экономически слаборазвитых стран не обеспечат должной защиты национального производства и могут подорвать развитие национальной экономики.

Несколько иную природу имеют экспортные пошлины. Они взимаются по ограниченному кругу (перечню) товаров и в исключительных условиях. Обычно экспортные пошлины (и налоги) взимаются по энергоносителям и сырьевым товарам, а также по изделиям высоко художественным, составляющим достояние народа. К ним же относятся произведения старины, а также наукоемкая продукция, составляющая объекты интеллектуальной собственности. Общим для всех этих товаров является то, что их национальная стоимость и отражающие ее цены ниже уровня интернациональных издержек и мировых цен, регулируемых издержками производства замыкающих поставщиков. При отсутствии такой предпосылки отпадают экономические условия для взимания экспортных пошлин.

Итак, экспортные пошлины отражают разницу между более низкими национальными издержками и ценами продукции, производимой при более благоприятных национальных условиях производства и более высокими издержками замыкающих поставщиков и регулируемые этими издержками мировыми ценами. Аналогичные экономические условия служат предпосылкой для взимания специального экспортного налога. Экономическая природа экспортных пошлин и экспортного спецналога такова, что она дает определенные основания для отнесения их к категории рентных платежей. Размер этих платежей зависит от соотношения между национальными и интернациональными издержками и ценами, и его величина колеблется в зависимости от уровня этих различий.

Мировые и национальные цены служат базой для определения ввозных и вывозных пошлин. В связи с этим возникает сложная проблема определения этих цен как базы расчета ставок пошлин.

Суть проблемы состоит в необходимости четко определить, какие из мировых и национальных цен могут быть приняты в качестве базы для определения ставок ввозных и вывозных пошлин.

Попытаемся рассмотреть более детально эту проблему на примере мировых национальных цен. Известно, что в практике международной торговли применяются многие разновидности мировых цен: цены мировых бирж, аукционов, торгов, контрактные цены, каталоговые цены крупнейших мировых фирм и т.д. Эти цены могут различаться также базисными условиями поставки товаров, условиями оплаты, валютой платежа.

Из всей совокупности мировых цен должны быть отобраны те виды цен на конкретные товары, которые могли бы стать базой для расчета таможенных пошлин. По этим видам цен следует формировать массив информации для определения уровня таможенных пошлин - ввозных и вывозных.

Вырезано.

Для доставки полной версии работы перейдите по ссылке

Объективная оценка последствий предполагаемого изменения тарифов требует комплексного системного подхода к данной проблеме и основывается на научных расчетах. Эта оценка должна охватывать и синтезировать интересы всех участников ВЭД, отечественного производства и потребителей продукции, а также государственного бюджета.

При обосновании мер по регулированию ВЭД должен обязательно соблюдаться приоритет государственных интересов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По результатам проведенной работы можно сделать следующие выводы.

Сложившаяся к настоящему времени таможенно-тарифная политика Республики Беларусь в основном ориентирована на: пополнение доходной части бюджета (до 50% доходной части государственного бюджета поступают от таможенных сборов); защиту ослабленных секторов экономики (отсюда повышение импортных пошлин на многие виды зарубежных товаров); приспособление к требованиям ВТО, с которой Республики Беларусь ведет переговоры о вступлении в эту организацию (с этой целью по согласованному графику вынуждено
снижаются наиболее высокие ставки таможенного тарифа).

Таможенно - тарифное регулирование является наиболее важным и трудоемким процессом, который включает в себя несколько взаимосвязанных операций:

- определение страны происхождения товара; определение таможенной стоимости товара; определение таможенных платежей.

Принятие решений по таможенно-тарифному регулированию ВЭД имеет первостепенное значение в экономической деятельности таможенной системы.

Другим важным инструментом оптимизации таможенного тарифа должна стать замена части комбинированных ставок ввозных таможенных пошлин на специфические, что позволит осуществлять более эффективную защиту отечественных производителей товаров, в частности, сельскохозяйственных товаров.

Для защиты белорусских производителей товаров, имеющих значительные ценовые диапазоны, и, в то же время, обеспечения приемлемого уровня таможенных платежей в отношении импортируемых товаров, перспективным представляется применение ставок пошлин, дифференцированных по абсолютному значению в зависимости от величины таможенной стоимости товара в сочетании с возможным изменением детализации отдельных товаров.

Следует также отметить, что меры защиты белорусских производителей товаров, особенно сельхозпродукции, основанные на простом механическом повышении уровня ввозных таможенных пошлин в настоящее время во многом себя исчерпали. Дальнейшее повышение не может быть осуществлено из-за невысокой покупательской способности населения нашей страны, поскольку эти товары, как правило, являются социально значимыми.

В связи с этим важнейшее значение приобретает применение в качестве защитной меры тарифных квот, позволяющих обеспечить защиту белорусских производителей без дальнейшего повышения уровня цен внутреннего рынка.

Действующая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности соответствует международным обязательствам Республики Беларусь, но недостаточно отражает потребности регулирования экономики. Нужны последовательные усилия по детализации номенклатуры, с тем чтобы любая тарифная позиция однозначно определялась указанием соответствующего кода. Дифференциация тарифа - необходимое условие совершенствования структурного регулирования.

Таким образом, многоплановость и специфика влияния таможенного тарифа на развитие внешнеторговых отношений и экономики в целом требуют от правительств взвешенного подхода к определению уровня пошлин, учитывающего всю совокупность возможных последствий.

Таможенно-тарифное регулирование призвано всемирно содействовать целям и задачам внешнеэкономической деятельности, а также обеспечению безопасности страны и защите общенациональных интересов. Методы таможенно-тарифного регулирования в большей степени соответствуют природе рыночных отношений и поэтому играют главную роль в регулирование ВЭД в современных условиях.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Алехнович А.В. Управление внешнеэкономической деятельностью Республики Беларусь: практ. пособие / А.В. Алехнович. – Минск: Амалфея, 2005. – 416с.

2. Бабин Э.П. Основы внешнеэкономической политики / М.: Экономика, 1997. – 365с.

3. Балабанов И.Т., Балабанов А.И. Внешнеэкономические связи: Учеб. Пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 544с.

4. Вабищевич С.С. Внешнеэкономическая деятельность в Республике Беларусь: правовые перспективы: Монография / С.С.Вабищевич. – Минск: Молодежное научное общество, 2005. – 231 с.

5. Внешнеторговая деятельность: Бухгалтерский и налоговый учет / Е.В. Командирова, Ю.В. Гатальская. – Мн.: Изд-во Гревцова, 2006. – 248с.

6. Войтихов А.Д. Внешнеэкономическая деятельность: учеб. пособие / А.Д.Войтихов. – Минск: ОДО «Равноденствие», 2005. – 176 с.

7. Воронкова О.Н., Пузакова Е.П. Внешнеэкономическая деятельность: организация и управление: учеб. пособие / под ред. проф. Е.П.Пузаковой. – М.: Экономистъ, 2006. – 495 с.

8. Егиазарова В. Правовое регулирование таможенных режимов // Налоговый вестник. – 2003. - №1.

9. Живенко Н.В. Международно-правовые основы таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности. Автореф.дисс.к.юр.н. – М., 2007. – 22 с.

10. Данильцев А.В. Международная торговля: инструменты регулирования: учеб.-практ. пособие / А.В.Данильцев. – М.: Деловая литература, 1999. – 293 с.

11. Международные экономические отношения: учебник / под ред. В.Е.Рыбалкина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 591 с.

12. Мировая экономика и внешнеэкономическая деятельность Беларуси / А.Е.Дайнеко [и др.]; под научн. ред. А.Е.Дайнеко. – Минск: НИЭИ Минэкономики Республики Беларусь, 2004. – 300с.

13. Мировая экономика и внешнеэкономическая деятельность: учеб. пособие / М.И.Плотницкий [и др.]; под общ. ред. М.И.Плотницкого, Г.В.Турбан. – Минск: Современная школа, 2006. – 663 с.

14. Могучий В.М. некоторые вопросы таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс].

15. Налоговый механизм: теория и практика: Налоги. Таможенно-тарифное регулирование. Учет и контроль. Ценообразование: пособие / С.И. Адаменкова, (и др.); под ред. С.И. Адаменковой. – 4-е изд., доп. И перераб. – Мн.: Элайда, 2007. – 608с.

16. Основы международного бизнеса: учебное пособин / М.В. Чиненов. – М.: КНОРУС, 2009. – 304с.

17. Рудый К.В. финансы внешнеэкономической деятельности: Учеб. пособие / К.В. Рудый. – Мн.: Выш. шк., 2004. – 348с.

18. Тарарышкина Л.И. Таможенные платежи – инструмент регулирования внешнеэкономической деятельности и источник наполнения доходов бюджета // Финансы, учет и аудит. – 2006.- № 5.

19. Хмелев И.Б., Логвинова И.Л. Мировая экономика / Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. – Москва, 2003г. – 127с.

20. Шестакова М. О таможенный режимах // Право и экономика. – 2006. - №9-10.

21. Таможенный кодекс Республики Беларусь //Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 17, 2/1301.

22. О государственном регулировании внешнеторговой деятельности: Закон Респ. Беларусь, 25 ноября 2004 г., № 347-З // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2002. – Дата доступа: 20.10.2009.

23. О таможенном тарифе: Закон Республики Беларусь, 03 февр. 1993г., № 2151-XII: в ред. Закона Республики Беларусь от 13.11.2008г., № 449-З // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2001. – Дата доступа: 27.05.2009.

24. О порядке определения таможенной стоимости товаров: Указ Президента Республики Беларусь, 31 июля 2006г., № 474 // Национальный реестр правовых актов республики Беларусь, 2006г., 1/7781.

25. Положением об особенностях помещения товаров под таможенный режим свободного обращения, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 28 января 2008 г. № 40 «О статусе «Добросовестный участник внешнеэкономической деятельности» //Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 29, 1/9391.

26. О некоторых вопросах исчисления и уплаты акцизов и налога на добавленную стоимость: Указ Президента Респ. Беларусь, 15 июня 2006 г., № 397 // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2002. – Дата доступа: 16.08.2009.

27. О некоторых мерах по совершенствованию государственного регулирования внешнеторговой деятельности: Указ Президента Респ. Беларусь, 28 января 2006 г., № 57 // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2002. – Дата доступа: 16.09.2009.

28. О некоторых вопросах порядка перемещения отдельных видов товаров через таможенную границу Республики Беларусь: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 23 сентября 2008 г., № 1397 // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2002. – Дата доступа: 18.11.2009.

29. О некоторых мерах по совершенствованию государственного регулирования экспорта отдельных видов товаров, производимых в Республике Беларусь: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 10 июля 1998 г., № 1091 // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2002. – Дата доступа: 16.09.2009.

30. О лицензировании внешней торговли отдельными видами товаров: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 27 сентября 2006 г., № 1267 // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2002. – Дата доступа: 03.08.2009.