Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 20

 

Поиск            

 

«Формирование ассортимента предприятия розничной торговли в современных условиях»

 

             

«Формирование ассортимента предприятия розничной торговли в современных условиях»

Учреждение образования

ГОМЕЛЬСКИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ ИНСТИТУТ БЕЛКООПСОЮЗА

Кафедра коммерции и технологии торговли

На тему: «Формирование ассортимента предприятия розничной торговли в современных условиях»

(по материалам Филиала Столинского райпо Горкоопторг)

Выполнила

Ст. заочного факультета

Гр. Э32

Руководитель

Преподаватель

Гомель , 2001

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

3

1 Сущность и содержание коммерческой деятельности по формированию ассортимента в современных условиях

5

2 Организационно-экономическая характеристика филиала Столинского райпо «Горкоопторг

13

3. Состояние коммерческой работы по формированию торгового ассортимента Филиала Горкоопторг

21

3.1. Факторы, определяющие построение ассортимента товаров Филиала Горкоопторг

21

3.2. Методы формирования ассортимента

28

3.1. Контроль за состоянием торгового ассортимента Филиала Горкоопторг

30

4. Пути совершенствования коммерческой работы по формированию ассортимента

33

Заключение

37

Список использованной литературы

41

Приложения

42

ВВЕДЕНИЕ

Ранее коммерция рассматривалась как деятельность, не требующая глубокого изучения и исследования. Сейчас такая трактовка торгового бизнеса примитивна и абсурдна.

Сфера знаний в коммерческой деятельности нисколько не уже, а в некоторых случаях гораздо шире, чем в любой другой специальности. Знания по коммерции буквально неисчерпаемы.

Развитие рыночной экономики в нашей республики диктует необходимость изучать и анализировать все процессы, происходящие в торговом бизнесе в процессе осуществления сделок.

Выпуск изделий в рыночной экономике, с точки зрения маркетинга, должен быть направлен на удовлетворение разнообразных запросов населения с учетом местных, национальных и климатических условий, поэтому первостепенное внимание в магазинах должно быть обращено на формирование товарного ассортимента как развивающегося во времени процесса установления такой номенклатуры товаров, которая удовлетворила бы потоварную структуру спроса населения.

Формирование ассортимента товаров в розничных торговых предприятиях – сложный процесс. Именно эту часть коммерческой деятельности мы рассмотрим в настоящей курсовой работе. В современных условиях функционирования предприятий и магазинов тема данной курсовой работы является актуальной, так как службы немногих магазинов способны формировать ассортимент и управлять им, полностью удовлетворяя спрос покупателей.

В учебной литературе данная тема исследована достаточно полно. Использованы учебники С.Н. Виноградовой «Организация коммерческой деятельности», С.Н, Лебедевой и др. «Экономика торгового предприятия» и другие учебники.

Объект исследования в данной курсовой работе – Филиал Столинского райпо «Горкоопторг». При анализе использована бухгалтерская, финансовая, торговая отчетность, а также юридические данные предприятия за 1999 – 2000 годы.

Цель данной курсовой работы - анализ и предложение путей совершенствования коммерческой работы по формированию ассортимента Филиала Столинского райпо «Горкоопторг».

Задачами данной курсовой работы являются:

- рассмотрение теоретического аспекта сущности и содержания коммерческой деятельности по формированию ассортимента;

- предоставление экономических и торговых показателей работы Филиала «Горкоопторг»

- анализ работы по формированию торгового ассортимента: оценка факторов, влияющих на формирование ассортимента, порядок разработки, согласования и утверждения ассортиментных перечней и описание состояния контроля за ассортиментом товаров;

- предложение путей совершенствования коммерческой деятельности по формированию ассортимента.

Структура работы: состоит из четырех глав, написана на 63 листах, имеет 16 таблиц, 20 приложений.

1 СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ АССОРТИМЕНТА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Ассортимент товаров — совокупность их видов, разновидностей и сортов, объединенных или сочетающихся по определенному признаку. Основными группировочными признаками товаров являются сырьевой, производственный и потребительский.

Различают производственный и торговый ассортимент товаров.

Производственным ассортиментом называют номенклатуру товаров, выпускаемых промышленными и сельскохозяйственными предприятиями, а также другими изготовителями. Как правило, предприятия-производители выпус­кают товары узкого ассортимента, что позволяет им вне­дрять передовую технологию производства, совершенствовать ассортимент товаров, улучшать их качество. Поэтому выпускаемые ими товары нуждаются в дальнейшей подсортировке с учетом требований торговли, на предприяти­ях которой сосредоточен широкий ассортимент товаров, представляющий собой сочетание продукции, вырабатываемой самыми различными изготовителями. Такая подсортировка, или преобразование ассортимента, осуществляется преимущественно на предприятиях оптовой торговли, через которые проходит основная масса товаров сложного ассортимента. Некоторая часть продовольственных и непро­довольственных товаров подвергается подсортировке непос­редственно в магазинах и других предприятиях розничной торговли.

Торговый ассортимент представляет собой номенкла­туру товаров, подлежащих продаже в розничной торговой сети. Он включает ассортимент товаров, выпускаемых многими предприятиями, и подразделяется на две товарные отрасли: продовольственные и непродовольственные товары. Каждая из отраслей делится на товарные группы, в состав которых входят товары, объединяемые по ряду при­зов (однородности сырья и материалов, потребительского назначения, степени сложности ассортимента).

В зависимости от однородности сырья и материалов, из которых изготовлены товары, их подразделяют на изделия металла, кожи, стекла и т. д.

По потребительскому назначению товары подразделяются на спортивные, музыкальные, хозяйственные, одежду и т.п.

Важным признаком классификации являются особые качества товаров. Так, с учетом ограниченности сроков реализации, необходимости создания особых режимов хранения товары делятся на скоропортящиеся и нескоропортящиеся.

С учетом сложности ассортимента различают товары простого и сложного ассортимента. К товарам простого ассортимента относят товары, состоящие из небольшого количества видов или сортов (овощи, поваренная соль, хозяйственное мыло и т. д.). Товары, имеющие в пределах одного вида внутреннюю классификацию по различным признакам (фасон, размер и т. д.), относятся к товарам сложног о ассортимента (обувь, одежда и т. д.). Ш

Товарные группы делятся на товарные подгруппы, в состав которых входят однородные по признаку единства производственного происхождения товары. Например, товарная группа обуви делится на подгруппы кожаной, текстильной, валяной и резиновой обуви; группа посуды состоит из подгрупп металлической, стеклянной и фарфоро-фаянсовой посуды.

Каждая подгруппа складывается из товаров различных видов. Под видом товара понимают одинаковые товары разнообразного назначения (сапоги — женские, мужские и детские; мебель — для кухни, жилой комнаты и т. д.). Внутри каждого вида товары могут отличаться друг от друга по особым признакам (артикулам, сортам и т. д.), т. е. подразделяться на разновидности.

С учетом деления товаров на группы, подгруппы и виды принято выделять групповой и внутригрупповой (развернутый) ассортимент товаров. Групповой ассортимент — эти перечень товарных групп, включенных в номенклатуру Внутригрупповой (развернутый) ассортимент представляет собой детализацию группового ассортимента по конкретным видам и разновидностям товаров.

Эти два понятия, в свою очередь, тесно связаны с понятием широты и глубины ассортимента. При этом широта ассортимента товаров определяется количеством товарных групп; а глубина — количеством разновидностей товара и рамках каждой товарной группы. Чем больше товаров рав­ных наименований в данной товарной группе, тем ассортимент глубже, а чем больше различных товарных групп в магазине, тем ассортимент шире. Например, сравнительно узкий ассортимент товаров специализированных магазинов состоит из большого количества разновидностей соответствующих товаров и является более глубоким, чем неспе­циализированных магазинов. Кроме того, ассортименту присуща еще такая характеристика, как сбалансированность, "совместимость". Сбалансированным является ассортимент, логично и последовательно, в рациональных пропорции сочетающий различные товарные группы в соответствии с целенаправленностью общего розничного предложения; сбалансированный ассортимент подбирается в зависимости от возможностей рынка.

Товары классифицируют и по таким признакам, как частота спроса, а также стабильность и характер предъявляемого спроса.

По частоте спроса товары подразделяются на три группы:

повседневного спроса — наиболее часто и даже ежедневно приобретаемые населением товары;

периодического спроса — товары, покупка которых осуществляется периодически;

редкого спроса — предметы длительного пользова­ния, срок службы которых, как правило, превышает пять лет.

Кроме того, имеется группа сезонных товаров, реализация которых осуществляется в определенные периоды (сезоны) года.

Спрос на товары может быть стабильным (устойчивым) ни подвергаться определенным (в том числе и резким) колебаниям. С учетом этого товары делят на следующие группы: стабильного спроса; товары, спрос на которые подвержен резким колебаниям; твердо сформулированного спроса, альтернативного спроса; импульсного спроса.

Для рационального формирования ассортимента това­ра в розничной торговой сети большое значение имеет группировка товаров по комплексности спроса покупателей, когда в состав комплексов входят товары различных групп, предназначенные для комплексного удовлетворения спроса. В основy разработки таких комплексов может быть положен половозрастной признак («Товары для женщин» и т. д.), особенности образа жизни и проведения досуга ("Товары для садовода", "Товары для туриста" и т. д.).

Важным элементом коммерческой работы является формирование оптимального ассортимента товаров в магазине. Установление оптимального ассортимента магазина находится в прямой зависимости от типа и специализации торгового предприятия.

Формирование ассортимента – это сложный и непрерывный процесс, основная цель которого заключается в наиболее полном удовлетворении потребностей населения в товарах. Кроме того, правильно сформированный ассортимент позволяет обеспечить прибыльную работу торгового предприятия.

Обеспечение необходимого уровня обслуживания покупателей и роста основных экономических показателей деятельности торгового предприятия в значительной степени зависят от правильного формирования ассортимента товаров в магазине.

Формирование ассортимента товаров в магазине представляет собой процесс подбора для реализации в магазине различных групп товаров, их видов и разновидностей, дифференцированных по всем отличительным признакам. Этот процесс в магазине должен исходить из формы его товарной специализации и размера его торговой площади и быть направлен на удовлетворения спроса обслуживаемых контингентов покупателей и обеспечение высокой прибыльности его деятельности.

В основу построения ассортимента в розничной торговле должно быть положено рациональное соотношение отдельных групп товаров в зависимости от:

· Объема товарооборота магазина

· Размера торговой площади

· Технической оснащенности

· Условий товароснабжения.

При формировании ассортимента следует также учитывать:

· Численность обслуживаемого населения

· Наличие между населенными пунктами транспортных связей

· Место расположения магазина по отношению к другим торговым предприятиям (при этом обязательно принимается во внимание ассортимент предлагаемых ими товаров).

Заметное воздействие на спрос оказывают мода и достижения научно-технического прогресса, поэтому их тоже нельзя не учитывать, формируя ассортимент товаров.

В процессе подбора для магазина необходимого ассортимента товаров следует руководствоваться рядом принципов.

Важнейшим принципом формирования ассортимента товаров в магазине является обеспечение его соответствия характеру спроса, предъявляемого избранными для обслуживания контингентами покупателей. Так как успешное проникновение и закрепление торгового предприятия на потребительском рынке связано с поиском и полнотой освоения той или иной ниши, формированию конкретного ассортимента товаров, соответствующему параметрам этой рыночной ниши, отводится первостепенная роль.

Рациональное построение ассортимента товаров в магазине предусматривает комплексное удовлетворение спроса покупателя в рамках избранного сегмента потребительского рынка. Осуществление этого принципа предполагает формирование ассортимента товаров в магазине с учетом комплексности их потребления в рамках определенных потребительских комплексов и микрокомплексов. Такой принцип формирования ассортимента товаров в магазине позволяет создать большие удобства для покупателей, облегчает им процесс ознакомления с предлагаемыми к продаже товарами, сокращает затраты времени на осуществление покупок, способствует совершению «импульсивных покупок».

Важным принципом формирование ассортимента товаров в магазине является обеспечение его достаточной ширины и глубины.

Ширина ассортимента - количество товарных групп. Глубина ассортимента - количество разновидностей товаров внутри каждой группы. Ширина и глубина зависят от разного рода факторов, важнейшими из которых является форма его товарной специализации, размер торговой площади, а также состояние предложения на потребительском рынке.

Одним из важных принципов формирования ассортимента товаров в магазине является обеспечение его устойчивости. Устойчивость ассортимента товаров в магазине обусловливает сокращение затрат времени покупателей на поиск товаров, позволяет стандартизировать все важнейшие торгово-технологические процессы и операции и организовать их выполнение с минимальными затратами трудовых, материальных и финансовых ресурсов.

И, наконец, одним из принципов правильного формирования ассортимента товаров в магазине является обеспечение условий рентабельности его деятельности. В условиях перехода в рыночной экономике рентабельность является необходимым условием функционирования любого торгового предприятия. В связи с этим, при построении ассортимента необходимо учитывать издержкоемкость и налогоемкость реализации отдельных групп товаров, возможные размеры торговых надбавок, оборачиваемость запасов и другие экономические факторы.

На процесс формирования ассортимента товаров существенное влияние оказывают факторы, определяющие спрос населения:

· Социальные (социальный состав обслуживаемого населения, его образовательный и культурный уровень, характер трудовой деятельности);

· Экономические (развитие производства, уровень доходов и социального обеспечения населения, уровень розничных цен на товары);

· Демографические (численность и состав населения, количество и состав семей);

· Природно-климатические (географическое расположение населенного пункта, климат);

· Национально-бытовые (национальный состав населения, его традиции, нравы, обычаи).

Процесс формирования ассортимента товаров в магазине с учетом рассмотренных принципов осуществляется по следующим четырем этапам:

1. определяется перечень основных групп и подгрупп товаров, реализуемых в магазине;

2. осуществляется распределение отдельных групп и подгрупп товаров в разрезе потребительских комплексов и микрокомплексов.

3. Определяется количество видов и разновидностей товаров в рамках отдельных потребительских комплексов и микрокомплексов;

4. Рассматривается конкретный перечень товаров для данного магазина, предлагаемых для реализации обслуживаемым контингентам покупателей.

В соответствии с действующими Правилами продажи отдельных видов товаров ассортимент предлагаемых к продаже товаров определяется самостоятельно предприятиями розничной торговли в соответствии с профилем и специализацией их деятельности.

Доработка к странице 13 .гуменников

На процесс формирования ассортимента товаров существенное влияние оказывают факторы, определяющие спрос населения:

· Социальные (социальный состав обслуживаемого населения, его образовательный и культурный уровень, характер трудовой деятельности);

· Экономические (развитие производства, уровень доходов и социального обеспечения населения, уровень розничных цен на товары);

· Демографические (численность и состав населения, количество и состав семей);

· Природно-климатические (географическое расположение населенного пункта, климат);

· Национально-бытовые (национальный состав населения, его традиции, нравы, обычаи).

Доработка к странице 18. (Гуменников)

Формирование ассортимента предприятий розничной торговли в современных условиях требует специальных знаний в области коммерции, экономики, маркетинга. Это обусловлено принципами этой работы, среди которых ориентация на запросы конкретных групп потребителей и обеспечение рентабельной работы предприятия.

Если коммерсант надеется добиться успехов на розничном рынке, то он обязан отслеживать все изменения, происходящие на нем, и своевременно на них реагировать. При формировании ассортимента это означает, что однажды сформированная модель ассортимента не дает гарантий рентабельной работы, так как обстановка на рынке очень динамична и требует ответной адекватной реакции. Изменяются экономическая ситуация, социальная и демографическая обстановка, денежные доходы потребителей. Соответственно изменяются потребительские запросы. Эти изменения и должны стать прежде всего объектом внимания коммерсанта.

Формируя конкурентоспособную ассортиментную модель, коммерческая служба учитывает потенциальные возможности своего предприятия, возможности поставщиков, стратегии конкурентов и другие важные факторы.

2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЛИАЛА СТОЛИНСКОГО РАЙПО «ГОРКООПТОРГ»

Столинский район расположен в юго-восточной части Брестской области и граничит с севера с Лунинецким районом, с юга с Дубовицким районом, с востока с Житковичским районом, с запада с Пинским районом. Теорритория района составляет 3418,2 кв.км. В районе имеется 17 сельских Советов, 1 поселковый совет, 2 городских совета, с 97 населенными пунктами. На 01,01,2001 года население района составляло 88 685 человек, в том числе обслуживаемое потребкооперацией 85084. На территории района имеется 27 колхозов, 1 совхоз и 1 межхозяйственное объединение.

Экономика Столинского района имеет сельскохозяйственное направление. Промышленность представлена такими основными предприятиями:

Столинский маслосырзавод;

Д-Городокский хлебозавод;

Столинский хлебозавод;

Д-Городокский электромеханический завод;

Горынский консервный завод;

Столинский лесхоз;

Торфопредприятие «Глинка».

Столинское райпо образовано в 1944 году. В настоящее время Столинское райпо объединяет 11 филиалов: Горкоопторг; Бережновский филиал; Радчицкий филиал, Д-Городокский филиал, Ольшанский филиал, филиал «Общепит» г. Столина, филиал «Общепита» г. Д-Горка, оптово-торговую базу, коопзаготпром, комбинат кооперативной промышленности, автобаза.

Торговлю в районе осуществляют 162 розничных торговых предприятия и с торговой площадью 18 528 кв. м. И 78 предприятий общественного питания.

В системе райпо работают 2 045 человек, в т.ч. в торговле – 1042 человека; в общественном питании – 492 человека; в заготовительной отрасли – 100 человек, в промышленности – 78; в транспорте – 193, в строительстве – 70.

Доработка к странице 21.

В 1999 году на территории Столинского района проживало 89,1 тысяч человек. В 2000 году по сравнению с 1999 годом наблюдается спад численности населения на 0,5% (см. таблицу 2.1.). Рассмотрим эту тенденцию и численность обслуживаемого населения райпо в таблице 2.1.

Таблица 2.1. Изменение численности населения по Столинскому району и изменения численности обслуживаемого населения

Показатели

1999 г

2000 г

2000 г в % к 1999 г

Всего населения, Столинский район, тыс чел

89,1

88,685

99,5

В том числе

В т.ч. обслуживаемое Столинским райпо, тыс чел

85,012

84,084

98,91

Удельный вес населения, обслуживаемого потребкооперацией к общему числу, %

95,41

94,81

-0,6

Столинское райпо является самым крупным в своём районе предприятием по торговле товарами народного потребления, особенно товарами первой необходимости. Большинство населения, проживающее в Столинском районе, обслуживается потребительской кооперацией. В связи с общим снижением численности населения, несколько снизился (на 1,09%) численность обслуживаемого райпо населения. Для более детального анализа причин данной тенденции рассмотрим конкурентов Столинского райпо. Единственными конкурентами Столинского райпо являются частные предприниматели, торгующие нешироким ассортиментом товаров. Почему же наши конкуренты, зачастую не имеющие специального образования, занимают все большую часть рынка?

В первую очередь это связано со снижением уровня благосостояния населения за этот период. А частный предприниматель на рынке может предложить недорогой товар, хоть качество его значительно ниже, чем товаров, реализуемых в магазинах системы потребкооперации. Во-вторых, это связано с неприспособленностью коммерческого аппарата райпо и его филиалов к работе в новых условиях хозяйствования.

Для выхода из сложившейся ситуации можно предложить следующие меры:

1. Использовать методы стимулирования сбыта (продаж) в магазинах райпо: организация выездной торговли в места наибольшего скопления людей (в первую очередь на рынок), выставок-продаж, ярмарок,

2. Повышение культуры обслуживания покупателей в магазинах райпо;

3. Обмен опыта с коммерческими аппаратами райпо других районов, занимающих более стабильное положение на рынке.

Филиал "Горкоопторг" Столинского райпо в дальнейшем именуемым "филиал" создан в результате преобра­зования Столинского потребительского общества 29 октября 1999г. на основании решения собрания уполномоченных в соответствии со статьей 51 ГК РБ и является обособленным структурным подразделением Столинского райпо.

На основании постановления правления Столинского райпо № 33 от 20.02,01г. "Промторг" объединен с филиалом "Горкоопторг" с общим названием "Горкоопторг".

Место нахождения Филиала: Столин, пл.Комсомольская,8

Филиал не является юридическим лицом, имеет обособленный баланс.

Филиал вправе от имени общества совершать сделки и иные юридические акты, выступать в интересах и от имени общества на основании доверенности истцом, или ответчиком в суде, в Хозяйственном суде по делам, связанным с деятель­ностью филиала или общества в целом.

Основной целью создания и деятельности филиала является наиболее полное удовлетворение материальных потребностей населения и пайщиков и защита их экономических интересов.

Для достижения своей основной цели филиал руководствуясь законодательством, а в необходимых случаях на основе соответствующих лицензий, выданных обществу, осуществляет следующие виды экономической деятельности :

- Оптовая торговля широким ассортиментом товаров без какой-либо конкретизации;

- розничная торговля в неспециализирован­ных магазинах преимущественно пищевыми продуктами, напитками и табачными изд;

- прочая розничная торговля в неспециали­зированных магазинах;

- розничная торговля алкогольными и другими напитками.

- розничная торговля табачными изделиями;

- розничная торговля через палатки, ларьки, киоски.

- розничная торговля на рынках

- прочая розничная торговля не в магазинах

- рестораны и кафе

- розничная торговля часами и ювелирными изделиями

- производство белья

Органом управления предприятия является руководитель (директор), который назначается Собственником имущества. Директор действует на основании контракта, условия которого определяются Собственником.

Рассмотрим структуру управления Горкоопторг на схеме 1.

Коммерческие функции распределяются следующим образом.

Как видно из схемы во главе Горкоопторга находится директор. Он контролирует весь процесс хозяйственной деятельности предприятия. В непосредственном подчинении директора находятся главный бухгалтер, ответственный за финансовую сторону деятельности филиала, и заместитель директора по торговле, ответственный за обеспечение розничной торговой сети товарами народного потребления.


ПЭО

Бухгалтерия

Магазин 2


Магазины

Рис 1. Организационная структура Горкоопторг Столинского райпо

В состав бухгалтерии входят:

- бухгалтера складов, осуществляющие документальное оформление и учёт складских операций;

- бухгалтер по расчётам с поставщиками и покупателями осуществляет контроль за правильностью и своевременностью расчётов с поставщиками и покупателями;

- бухгалтер по ценам формирует розничную цены на поступившую от предприятия-изготовителя продукцию и осуществляет контроль за ценами;

- экономист обобщает результаты деятельности Филиала за прошедший период, а также составляет планы-прогнозы на предстоящий период.

Доработка к странице 25.

В обязанности заместителя начальника торгового центра входят следующие функции:

1. Регулирует товароснабжение собственной розничной торговой сети.

2. Следит и за развитием оказания услуг населению.

3. Осуществляет коммерческую деятельность по закупкам товаров Получение по нарядам, заявкам и другим документам товарно-материальных ценностей;

4. Оформление документации на получение грузов, заказ контейнеров, транспорта для перевозки;

5. Осуществление внеплановых закупок товаров, продукции по согласованию с руководителем (заместителем директора по коммерческим вопросам и сбыту).

6. Контроль соблюдения требований по ТБ на погрузочно-разгрузочных работах

7. Участие в реализации планов экономической эффективности использования материальных ресурсов путем снижения затрат связанных с приобретением, поставкой и хранением.

Доработка к странице 26.

Торговый отдел Филиала Горкопторг Столинского райпо представлен следующими специалистами:

Товароведами по продовольственной группе товаров

Товароведами по непродовольственной группе товаров

Товароведом по таре.

В 2000 году численность всех работающих Горкоопторга составила 394 человека (Приложения 6 - 8). Рассмотрим качественный состав работников Горкоопторг в 2000 году (по данным штатного расписания) и данные сведем в таблицу 2.2.

Таблица 2.2. Качественный состав работников Филиала Горкоопторг Столинского райпо за 2000 год

Показатель

Ко-во работ-ников

В том числе

Служащие

Из них

Работники прилавка

Руко-води-телей

Гл. специ-алис-тов

Специа-листов

Др. служ

1

2

3

4

5

6

7

Всего работников

394

32

2

2

26

3

362

В т.ч. имеют образование

Высшее

29

18

2

2

11

-

Ср. специальное

365

14

15

3

302

Базовое

60

Имеют возраст

До 16 лет

16-24 лет

30

4

102

24-29

80

9

4

84

30 –39

100

10

1

20

2

98

40-49

150

8

2

1

2

1

65

50-54

34

1

13

55 лет и старше

Итак, на предприятии в 1999-2000 годах работало 394 человека, из них служащих – 32 человека, работников прилавка – 362 человека. Основное количество работников имеют среднее специальное образование , основной возраст работающих – 30-39 лет.

Доработка к странице 24-26.

Рассмотрим данные о розничном товарообороте предприятия и другие показатели. Для всесторонней оценки эффективности деятельности используем таблицу 2.2.

Таблица 2.2. Динамика экономических показателей деятельности Горкоопторг за период 1999-2001 гг.

Показатели

Ед изм

Год

2001 г в % к 2000

2001 г к 2001 г

1999

2000

2001

1. Розничный товарооборот

В действующих ценах

Тыс р

1363930

3677157

4012560

109,1

294,2

В сопоставимых ценах

тыс р

3682611

3677157

3785433,96

102,9

102,8

2. товарные запасы

В сумме

тыс р

30335

85152

81452

95,7

268,5

в днях

дни

8,3

22,8

21,8

95,7

262,8

3. Товарообора-чиваемость

дни

8,118

8,5

7,9

92,9

96,7

4.Валовой доход

В сумме

тыс р

200981

477776

485000

101,5

241,3

В %-ах к товарообороту

14,74

12,99

12,81

-0,2

-1,9

5. Издержки обращения

В сумме

тыс р

163459

430665

441256

102,5

269,9

В % к товарообороту

11,98

11,71

11,66

-0,1

-0,3

6. Прибыль от реализации

В сумме

тыс р

12662

38013

11200

29,5

88,5

В %-ах к товарообороту

0,93

1,03

0,30

-0,7

-0,6

7. Среднесписочная Численность работников

чел

212

232

238

102,6

112,3

8.Производительность труда

тыс р

17370,81

15849,81

15905,18

100,3

91,6

9. Фонд заработной платы

тыс р

30575

38549

42356

109,9

138,5

10, Средняя заработная плата

тыс р

144,22

166,16

177,97

107,1

123,4

11. Индекс цен

%

2,7

1,06

В таблице 2.2. розничный товарооборот проанализирован в действительных и сопоставимых ценах 2000 года. Для расчета розничного товарооборота в ценах 2000 года умножили розничный товарооборот за 1999 год в действительных ценах на индекс потребительских цен за 1999 год (2,7). А розничный товарооборот 2001 года разделен на индекс цен (1,06) за 2000 год.

Торговая сеть предприятия Горкоопторг по сравнению с прошлым годом увеличила свой показатель товарооборота на 194,2% в действительный ценах в 2001 году по сравнению с 1999 годом. В сопоставимых ценах розничный товарооборот увеличился на 2.9% в 2001 году по сравнению с 2000 годом и на 2,8% в 2001 году по сравнению с 1999 годом.

Скорость товарооборачиваемости увеличилась в (на 0,218 дней в 2001 году по сравнению с 1999 годом).

Валовой доход уменьшился в 2001 году на 1,9 процентных пункта в структуре товарооборота от 1999 года. Это произошло за счет снижения торговых наценок (надбавок).

В 2000 году издержки обращения уменьшились в структуре розничного товарооборота, их удельный составил в 2001 году на 0,3 процентных пункта меньше уровня 1999 года. Это связано с тем, что Горкоопторг ведет политику снижения издержек. Разработаны экономические обоснования по экономии издержек обращения.

Прибыль от реализации в 2001 году снизилась на 0.6 процентных пункта в структуре розничного товарооборота по сравнению с 1999 годом.

Среднесписочная численность работников увеличилась на 26 человек в 2001 году по сравнению с 1999 годом. Вместе с тем производительность труда уменьшилась также на 8,4% в 2001 году по сравнению с 1999 годом.

Фонд заработной платы и средняя заработная плата увеличились в 2001 году на 38,5% и 23,4% соответственно по сравнению с 1999 годом.

Из проведенного анализа можно сделать следующие выводы.

В целом состояние Филиала Столинского райпо Горкоопторга несколько ухудшилось. Наблюдается тенденция снижения численности обслуживаемого населения, и, как следствие, снизился розничный товарооборот в сопоставимых ценах. Кроме снижения розничного товарооборота произошло снижение и таких показателей, как валовые доходы (несмотря на увеличение внереализационных доходов), уменьшение скорости товарооборачиваемости, что снижает эффективность функционирования торгового отдела Горкоопторга. Данная тенденция просматривалась и ранее, поэтому руководство Горкоопторга вело политику снижения издержек обращения, что дало свои результаты и увеличило показатель прибыли от реализации.

Доработка к странице 30.

Таблица 2.3. Доля рынка, занимаемая потребительской кооперацией в общем товарообороте Столинского района за 1998-2000 годы.

Показатели

Ед. изм.

Год

Отклонение (+,-) или темп роста, %

1998

1999

2000

1999 к 1998

2000 к 1999

1. Общий товарооборот всех торгующих систем района

2. Розничный товарооборот предприятий потребкооперации

3. Удельный вес товарооборота потребкооперации в общем товарообороте района

тыс. руб.

тыс.

руб.

тыс.

руб.

1102995000

8201134000

74,3

4833146

3279521

67,8

13020310

8635655

66,3

438,2

399,9

- 6,5

269,3

263,3

- 1,5

В 1998 году розничный товарооборот райпо составил 820 134 000 тыс. рублей (таблица 2.3.), что составляет 74,3% общего товарооборота всех торгующих систем района. В 1999 году розничный товарооборот Столинского райпо вырос на 299,9%, а общий товарооборот всех торгующих систем района на 338,2%, что вызвало снижение удельного веса товарооборота потребкооперации в общем товарообороте района на 6,5%. В 2000 году происходит также снижение удельного веса товарооборота потребкооперации в общем товарообороте района на 1,5%. За 1998-2000 годы тенденция снижения удельного веса товарооборота потребкооперации в общем товарооборот района связана с расширением фирменной и частной торговли.

Доля кооперативной торговли в общем торговом товарообороте района составляет 76%.

За период с 1998 по 2000 год наметилась тенденция снижения удельного веса товарооборота райпо в общем товарообороте района. Для более детального анализа рассмотрим конкурентов Столинского райпо. Единственными конкурентами Столинского райпо являются частные предприниматели, торгующие нешироким ассортиментом товаров. Почему же наши конкуренты, зачастую не имеющие специального образования, занимают все большую часть рынка?

В первую очередь это связано со снижением уровня благосостояния населения за этот период. А частный предприниматель на рынке может предложить недорогой товар, хоть качество его значительно ниже, чем товаров, реализуемых в магазинах системы потребкооперации. Во-вторых, это связано с неприспособленностью коммерческого аппарата райпо и его филиалов к работе в новых условиях хозяйствования.

Показатели анализа эффективности использования основных фондов сведем в таблицу 2.3.

Таблица 2.3. Анализ эффективности использования основных фондов Филиала Горкоопторг Столинского райпо за 1999 – 2000 гг.

Показатель

Ед изм

Годы

2000 в % к 1999

1999

2000

1. основные фонды, всего

тыс р

324387

984646

303,54

2. Численность работников

Чел

394

394

100,00

3. Товарооборот

тыс р

1363930

3677157

269,60

4. Прибыль

тыс р

12662

38013

300,21

5. Фондоотдача

4,20

3,73

88,82

6. Фондоемкость

0,2378

0,2678

112,59

7. Фондовооруженность

823,32

2499,10

303,54

8. Рентабельность основных фондов

0,03903

0,03861

98,90

Анализ основных фондов показал, что в 2000 году основные фонды увеличены на 203,54 %. Показатель фондоотдачи, показывающий сколько рублей товарооборота приходится на каждый рубль основных фондов уменьшился на 11,12%. Показатель фондоемкости, обратный фондоотдаче показывающий сумму основных фондов, приходящуюся на 1 рубль товарооборота увеличился на 12,59%. Фондовооруженность увеличилась, фондорентабельность снизилась.

В целом можно сделать вывод, что Филиал Горкоопторг Столинского райпо - конкурентоспособное предприятие на потребительском рынке Столинского района.

3. СОСТОЯНИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТОРГОВОГО АССОРТИМЕНТА ФИЛИАЛА СТОЛИНСКОГО ГОРКООПТОРГА

3.1. Факторы, определяющие построение ассортимента товаров филиала Столинского Горкоопторга

Доработка к странице 27-30 (растянуть).

Ассортимент товаров в розничной торговле представляет собой предложение товаров. Поэтому он должен стимулировать потребителя к покупке и быть шире, чем номенклатура спрашиваемых товаров, с тем, чтобы обеспечить выбор.

Научное обоснование формирования торгового ассортимента должно опираться на ряд объективно действующих факторов.

Факторы формирования розничного ассортимента делятся на не зависящие от конкретных условий деятельности предприятия (определяют направление специализации и тип предприятия) и отражающие конкретные условия работы предприятия (отражают макро- и микроструктуру ассортимента конкретного магазина). К первым относятся социальные, экономические, демографические, национально-бытовые, природно-климатические. В этой связи в главе 2 настоящей курсовой работы была проанализирована динамика изменения численности обслуживаемого населения Горкоопторга. Этот анализ нам показал, что численность обслуживаемого населения снижается из-за активизации конкуренции.

Ко второй группе факторов относятся роль данного магазина в системе торгового обслуживания, наличие других магазинов в зоне деятельности, тип и мощность предприятия, характеристика сегментов, уровень доходов по сегментам; специфика спроса внутри сегментов, размер торговой площади и характеристика оборудования.

Анализируя эту группу факторов, рассмотрим наличие торговой сети у предприятия Горкоопторг Столинского райпо в таблице 3.1.

Таблица 3.1 Наличие розничной торговой сети Филиала Горкоопторга Столинского райпо за 2000-2001 годы

Показатели

Кол-во ед в году

Торговая площадь в году, м кв

Отклонение

2000

2001

2000

2001

По кол-ву

По торг площади

Всего торговых предприятий

46

46

4327

4327

0

0

В том числе

21

21

1884

1884

0

0

Продовольственных

Непродовольственных

2

2

175

175

0

0

Смешанные

23

23

2268

2268

0

0

Из общего числа магазинов

40

40

0

Магазины, торгующие вино-водочными изделиями

Магазины самообслуживания

32

29

3118

2916

-3

-202

Из них

12

9

940

738

-202

продовольственные

Непродовольственные

2

2

175

175

0

0

Ларьки, киоски

2

1

1

0

Всего магазинов, киосков, палаток

46

46

4327

4327

1

0

В таблице 3.1. проанализированы данные о наличии специализации магазинов Столинского Горкоопторга. Специализация магазинов предусматривает их разделение по ряду признаков, основным из которых является ассортимент реализуемых товаров. По этому признаку все магазины Горкоопторга разделены на продовольственные, непродовольственные и смешанные.

Итак, из общего числа торговых точек по количеству преобладают смешанные магазины (23 ед)., затем - магазины продовольственные (21 ед), по торговой площади наибольший удельный вес занимают магазины смешанного ассортимента.

Количество магазинов, использующий прогрессивный метод самообслуживания уменьшился в 2001 году до 29 (с 32).

Общее количество розничных торговых предприятий в 2001 году не изменилось (46 ед). Из них 9 магазинов продовольственных (12 в 1999 году), 2 – непродовольственных. Руководство посчитало нужным сменить прогрессивный метод обслуживания на метод через прилавок.

Из общего числа магазинов торгуют вино-водочными изделиями 40.

Формирование ассортимента основывается на основании специализации магазинов, которую мы рассмотрели выше. На основании этих данных формируют широту и глубину ассортимента. От специализации магазина зависит, какие товарные группы, подгруппы и виды товаров должны быть в магазине. Например, продовольственные магазины Горкоопторга по ассортиментному перечню подразделяются на магазины с универсальным ассортиментом товаров (универсамы) и неспециализированные магазины с вывеской «Продукты». В соответствии с типом магазина проводится и формирование ассортимента. Например, при формировании ассортимента универсама необходимо обеспечить его универсализацию, т.е. наличие продовольственных товаров всех основных товарных групп с определенной детализацией по подгруппам и наименованиям и непродовольственным товарам повседневного спроса.

Доработка к странице 34.

В основе формирования ассортимента товаров для предприятий розничной торговли лежит изучение различных видов покупательского спроса с целью его последующего анализа и использования полученных результатов.

Формируя ассортимент продовольственных товаров в Горкоопторге учитывают некоторые особенности спроса на продукты питания. Спрос на них отличается высокой степенью устойчивости, а в отдельных случаях – консервативность. Люди привыкают к конкретным сортам хлеба, масла, молочных продуктов, колбасных изделий. Поэтому важно достигнуть стабильности формирования ассортимента таких товаров, обеспечивая их бесперебойную продажу. Кроме того, работниками торгового отдела при формировании ассортимента учитывается фактор взаимозаменяемости. При отсутствии в продаже нужного товара покупатель не откладывает покупку, а ищет ему замену, покупая другой с аналогичной пищевой ценностью. Особенно это проявляется внутри группы товаров, хотя существует и межгрупповая взаимозаменяемость.

Кроме этого, спрос на продукты питания комплексный, то есть, покупатель, покупая мясо, покупает и растительное масло, картофель и другие овощи. Таким образом постоянство требований и комплексность спроса на товары из рациона питания необходимо также учитывать при формировании ассортимента продовольственных товаров.

С этой целью работники торгового отдела Столинского Горкоопторга анализируют форму 3-торг, в которой можно проследить тенденции оборота по группам товаров.

Кроме того, учитывается сезонность спроса на продовольственные товары. В этой связи можно привести пример нерасторопности торговых работников Столинского райпо в текущий момент. В зимнее время, когда потребитель ощущает острую нехватку во фруктах и овощах, резко повышается спрос на морскую капусту, продукт, богатый витаминами и доступный в зимний период. Однако в феврале текущего года практически одновременно морская капуста во всех магазинах Горкоопторга исчезла с прилавков! Уже около трех недель наблюдается отсутствие данного продукта в продаже. Это говорит о том, что коммерсанты Горкоопторга неправильно рассчитали потребность данного продукта, не уследили вовремя за окончанием его запасов и не включили в заявку на получение продуктов на базах морерыбопродуктов.

Обычно заявки на продукцию формируются ежедневно из списков, которые составляют продавцы каждой секции каждого магазина Горкоопторга. Важно осуществлять товароснабжение в магазинеах Горкоопторга в соответствии с принципами оперативности. То есть периодичность завоза товара зависит от определенных условий, таких как уменьшение или увеличение спроса населения на те или иные товары. Продавцы обычно ежедневно отчитываются перед заведующими о товарообороте за день, о наличии запасов того или иного вида продукции или его недостатке. В связи с этим была рассмотрена в работе динамика товарных запасов по группам товаров (данные из формы 3-торг Горкоопторга Столинского райпо за 1999-2000 годы) и рассчитан удельный вес в общем объеме товарооборота. Анализируя данную таблицу, торговый работник видит, каким образом складываются товарные запасы на ту или иную группу товаров, что дает им информацию для организации оптимального хранения товарных запасов.

Доработка к странице 32-33.

Торговые работники Горкоопторга осуществляют закупку товаров путем установления хозяйственных связей с поставщиками товаров. В случае установления длительных хозяйственных связей заключаются договора поставки. У Горкоопторга насчитывается более 300 наименований поставщиков из различных районов и областей республики. Оценка поставщиков также важна для формирования ассортимента, так как они оказывают непосредственное влияние на процесс формирования ассортимента. Так как предложение товаров осуществляют поставщики, торговый отдел должен оптимально выбрать их для более полного удовлетворения покупателей. В настоящее время большое влияние на выбор поставщиков играет ценовой фактор. Из-за снижения жизненного уровня обслуживаемое население (ими в своем большинстве являются сельские пенсионеры) , отдает предпочтение покупке более дешевого продукта питания. В связи с этим были рассмотрены данные об источниках поступления товаров в розничную торговую сеть Горкоопторга. В связи с сокращением издержек обращения, а вместе с ним и снижения цены продуктов, Горкоопторг все больше отдает предпочтение поставщикам-изготовителям.

Таблица 3.3 Данные об источниках поступления товаров в розничную торговую сеть за 1999-2001 гг.

Источники

Год

Отклонение от структуры 2000 год к 1999

Отклонение от структуры 2001 год к 2000

1999

2000

2001

Сумма млн р

Уд вес, %

Сумма, млн р

Уд вес

Сумма, млн р

Уд вес, %

1. Предприятия-изготовители

595000

43,6

1687951

45,90

1889564,00

51,39

2,28

5,48

2. Посредники

160510

11,8

520145

14,15

501245,00

13,63

2,38

-0,51

3. Собственные товарные ресурсы

553603

40,6

1329670,0

36,16

1423540,00

38,71

-4,43

2,55

3. Товарные запасы

54817

4,0

139391,0

3,79

198211,00

5,39

-0,23

1,60

Итого в розничной сети товаров

1363930

3677157

4012560,00

Итак, в 2000 году изменилась структура источников поступления товаров в пользу уменьшения посредников и увеличения предприятий-производителей. Данная тенденция прослеживается и в 2001 году. Доля предприятий-изготовителей увеличилась на 5.48 процентных пункта, доля посредников уменьшилась на 0,51, произошло увеличение собственных товарных ресурсов и товарных запасов.

За счет увеличения собственных ресурсов, а также доли поставщиков-изготовителей уменьшились поставки от посредников. Собственное производство Столинского райпо – важнейший источник пополнения товарных ресурсов. Сокращение звенности товародвижения ведет к сокращению издержек обращения по хранению товара, ускорению товарооборачиваемости, высвобождению труда складских работников и т.д. Вообще, рациональные хозяйственные связи способствуют планомерному развитию экономики, сбалансированности спроса и предложения, своевременной поставке продукции ТНП. Использование посредников ведет к снижению доходов при оптовых закупках, так как каждый из участников получает часть дохода, возрастают издержки и цены товаров, замедляется их оборачиваемость. Во всех случаях, когда условия позволяют в качестве поставщика выбрать предприятие-изготовитель, этот вариант следует рассмотреть в первую очередь и отдать ему предпочтение.

Ассортиментный перечень магазина № 4 Горкоопторга Столинского райпо включает 40 наименование пищевой продукции, каждый из которых подразделяется 1-5 разновидностей.

.

Доработка к странице 33-36

Рассмотроим показатели товарных запасов по видам продукции за 2000-2001 гг. Данные для анализа возьмем из отчета о розничной торговле (форма 3-торг, см. Приложение 2).

Таблица 3.4. Динамика товарных запасов за 2000-2001 гг.

(тыс руб)

Товары и товарные группы

Сумма за 2000

Уд вес, %

Сумма за 2001

Уд вес, %

Отклонение запасов, в (+,-) в структуре

Мясо и птица

642

1,17

3399

2,44

1,3

Колбасные изделия

2822

5,15

3941

2,83

-2,3

Рыба и морепродукты

289

0,53

501

0,36

-0,2

Сельди

535

0,98

1480

1,06

0,1

Масло животное

2746

5,01

3501

2,51

-2,5

Масло растительное

902

1,65

1679

1,20

-0,4

Жир пищевой и пр. жиры

14

0,03

0,00

0,0

Маргариновая продукция

8

0,01

959

0,69

0,7

Майонез

342

0,62

940

0,67

0,1

Молоко и молочная продуукция

1182

2,16

3528

2,53

0,4

Сыр

1821

3,32

733

0,53

-2,8

Консервы мясные

236

0,43

1103

0,79

0,4

Консервы рыбные

187

0,34

2859

2,05

1,7

Консервы овощные

1320

2,41

2484

1,78

-0,6

Консервы фруктово-ягодные

456

0,83

891

0,64

-0,2

Яйца

106

0,19

265

0,19

0,0

Сахар

2002

3,65

7970

5,72

2,1

Кондитерские изделия

8571

15,64

33338

23,92

8,3

Варенья, джемы, мед

352

0,64

932

0,67

0,0

Чай натуральный

485

0,88

1153

0,83

-0,1

Соль

189

0,34

855

0,61

0,3

Мука

446

0,81

3890

2,79

2,0

Хлеб и хлебобулочные изделия

1697

3,10

1507

1,08

-2,0

Крупа и бобовые

2673

4,88

8944

6,42

1,5

Макаронные изделия

1479

2,70

3542

2,54

-0,2

Картофель

66

0,12

66

0,05

-0,1

Овощи

292

0,53

525

0,38

-0,2

Плоды и ягоды

676

1,23

1138

0,82

-0,4

Водка и ликеро-водочные изделия

9796

17,87

28925

20,75

2,9

Вино

4672

8,52

17121

12,28

3,8

Конъяк

0,00

362

0,26

0,3

Шампанское

0,00

1085

0,78

0,8

Пиво

756

1,38

2281

1,64

0,3

Безалкогольные напитки

3782

6,90

7181

5,15

-1,7

Мороженое

1446

2,64

1780

1,28

-1,4

Другие прод товары

1829

3,34

3034

2,18

-1,2

Итого продово льственных товаров

54817

100,00

139391

100,00

Данные таблицы свидетельствуют о том, что по видам и группам товаров определенной тенденции к повышению или понижению нет. Отклонения в структуре розничного товарооборота в среднем варьируются от –1,2 до +2 процентных пункта.

Рассмотрим по каким продуктам питания снижен удельный вес товарных запасов, а по каким возрос. Снижение наблюдаем по мясу и птице, колбасным изделиям, рыбе, маслу животному, консервам рыбным, яйцам,

В магазине спрос населения анализируется исходя из данных о динамике товарооборота и динамики товарных запасов. Также рассчитываются показатели товарооборачиваемости. Показатели товарооборотачиваемости нами были рассчитаны во втором пункте и составили в 1999 году 8,12, а в 2000 году – 8,5 дней. Снизился показатель товарооборачиваемости на 4,12% или на 0,33 дней.

Необходимо добиваться ускорения показателя оборачиваемости товаров. Ускорение товарооборачиваемости представляет одну из ключевых проблем, характеризующих качественную сторону деятельности магазинов. Ускорение оборачиваемости средств, вложенных в товарные запасы, - одно из относительно самостоятельных направлений повышения эффективности торговой деятельности.

Доработка к странице 33-36

Рассмотрим показатели товарных запасов по видам продукции за 2000-2001 гг. Данные для анализа возьмем из отчета о розничной торговле (форма 3-торг, см. Приложение 2).

Таблица 3.4. Динамика товарных запасов за 2000-2001 гг.

(Тыс р)

Товары и товарные группы

Сумма за 2000

Уд вес, %

Сумма за 2001

Уд вес, %

Отклонение запасов, в (+,-) в струуктуре

Мясо и птица

3399

2,44

3685

1,86

-0,579

Колбасные изделия

3941

2,83

4104

2,07

-0,757

Рыба и морепродукты

501

0,36

501

0,25

-0,107

Сельди

1480

1,06

1480

0,75

-0,315

Масло животное

3301

2,37

3987

2,01

-0,357

Масло растительное

1679

1,20

1974

1,00

-0,209

Жир пищевой и пр. жиры

0,00

1120

0,57

0,565

Маргариновая продукция

959

0,69

1300

0,66

-0,032

Майонез

940

0,67

1400

0,71

0,032

Молоко и молочная продуукция

3328

2,39

4235

2,14

-0,251

Сыр

733

0,53

1524

0,77

0,243

Консервы мясные

1103

0,79

1103

0,56

-0,235

Консервы рыбные

2659

1,91

2859

1,44

-0,465

Консервы овощные

2484

1,78

3560

1,80

0,014

Консервы фруктово-ягодные

891

0,64

1540

0,78

0,138

Яйца

265

0,19

854

0,43

0,241

Сахар