Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 20

 

Поиск            

 

Лекция по информатике и икт на тему: «Логика»

 

             

Лекция по информатике и икт на тему: «Логика»

Министерство образования и науки РФ

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №7

по информатике и ИКТ

на тему:

«Логика»

Выполнил:
Ученик 11-Б класса
Медведев М.С.

Проверил:

Стариков В.А.

Новочеркасск 2007

Содержание

Введение………………………………………………………………….стр.3
Что такое алгебра логики................................................................стр.4

Что такое логическая формула……………………………………….стр.6

Связь между алгеброй логики и двоичным кодированием….......стр.7

В каком виде записываются в памяти компьютера и в регистрах процессора данные и команды………………………………………………..…стр.7

Что такое логический элемент компьютера………………………...стр.7

Что такое триггер………………………………………………………...стр.9

Что такое сумматор……………………………………………………..стр.11

Основные законы алгебры логики………………………………….стр.13


Введение

Я выбрал тему учебно-методического комплекса «Логика», так как она является одной из главной тем в информатике, к тому же логика необходима во множестве точных наук. Что такое алгебра логики

Алгебра логики — это математический аппарат, с помощью которого записы­вают, вычисляют, упрощают и преобразовывают логические высказывания.


Создателем алгебры логики является живший в XIX в. анг­лийский математик Джордж Буль, в честь которого она названа бу левой алгеброй высказываний.

Логическое высказывание — это любое повествовательное предложение, в отношении которого можно однозначно сказать, истинно оно или

ложно.


Так, например, предложение «6 — четное число» следует счи­тать высказыванием, так как оно истинное. Предложение «Рим — столица Франции» тоже высказывание, так как оно ложное.

Разумеется, не всякое предложение является логическим выска­ зыванием . Высказываниями не являются, например, предложения «ученик десятого класса» и «информатика - интересный предмет-Первое предложение ничего не утверждает об ученике, а второе ис­пользует слишком неопределенное понятие «интересный предмет» Вопросительные и восклицательные предложения также не являются высказываниями, поскольку говорить об их истинности или ложно-сти не имеет смысла.

Предложения типа «в городе А более миллиона жителей», «у него голубые глаза» не являются высказываниями, так как для выяснения их истинности или ложности нужны дополнительные сведения, о каком конкретно городе или человеке идет речь. Такиг предложения называются высказывательными формами.

Высказывательная форма — это повествовательное предложение, которое прямо или косвенно содержит хотя бы одну переменную и становит­ся высказыванием, когда все переменные замещаются своими зна­чениями.


Алгебра логики рассматривает любое высказывание только с одной точки зрения — является ли оно истинным или ложным. За­метим, что зачастую трудно установить истинность высказывания. Так, например, высказывание «площадь поверхности Индийского океана равна 75 млн км2 » в одной ситуации можно посчитать лож­ным, а в другой — истинным. Ложным — так как указанное зна­чение неточное и вообще не является постоянным. Истинным — если рассматривать его как некоторое приближение, приемлемое на практике.

Употребляемые в обычной речи слова и словосочетания «не», «и», или», «если „., то», «тогда и только тогда» и др. позволяют из уже заданных высказываний строить новые высказывания. Такие слова и словосочетания называются логическими связками.

Высказывания, образованные из других высказываний с помощью логических связок, называются составными. Высказывания, не являющиеся составными. называются элементарными.

Так, например, из элементарных высказываний «Петров — врач», «Петров — шахматист» при помощи связки «и» можно полу­чить составное высказывание «Петров - врач и шахматист», понима­емое как «Петров — врач, хорошо играющий в шахматы».

При помощи связки «или» из этих же высказываний можно получить составное высказывание «Петров — врач или шахматист», понимаемое в алгебре логики как «Петров или врач, или шахматист, или и врач и шахматист одновременно».

Истинность или ложность получаемых таким образом состав­ных высказываний зависит от истинности или ложности элементар­ных высказываний.

Чтобы обращаться к логическим высказываниям, им назначают имена. Пусть через А обозначено высказывание «Тимур поедет летом на море», а через В — высказывание «Тимур летом отправится в горы». Тогда составное высказывание «Тимур летом побывает и на море, и в горах» можно кратко записать как А и В. Здесь «и» — логическая связка, А, В — логические переменные, которые могут принимать только два значения - «истина» или «ложь», обозначае­мые соответственно «1» и «О».

Каждая логическая связка рассматривается как операция над логическими высказываниями и имеет свое название и обозначение:

Операция, выражаемая словом «не», называется отрицанием и обозна­чается чертой над высказыванием (или знаком 1). Высказывание А истинно, когда А ложно, и ложно, когда А истинно. Например,

«Луна - спутник Земли» (А); «Луна — не спутник Земли» (А).

Операция, выражаемая связкой «и», называется конъюнкцией (лат. conjunctio — соединение) или логическим умножением и обозначается точкой • (может обозначаться знаком ^ или &). Высказывание А-В истинно тогда и только тогда, когда оба высказывания А и В истинны.

Например, высказывание «10 делится на 2 и 5 больше 3» истинно, а высказывания «10 делится на 2 и 5 не больше 3», «10 не делится на 2 и 5 больше 3», «10 не делится на 2 и 5 не больше 3» ложны.

Операция, выражаемая связкой «или» (в неразделительном, неисключающем смысле этого слова), называется дизъюнкцией (лат. disjunctio — разделение) или логическим сложением и обозначается знаком v (или плюсом). Высказывание AvB ложно тогда и только тогда, когда оба высказывания А и В ложны. Например, высказывание «10 не делит­ся на 2 или 5 не больше 3» ложно, а высказывания «10 делится на 2 или 5 больше 3», «10 делится на 2 или 5 не больше 3», «10 не делится на 2 или 5 больше 3» истинны.

Операция, выражаемая связками «если ..., то», «из ... следует», «... влечет ...», называется импликацией (лат. implico — тесно свя­заны) и обозначается знаком ->. Высказывание А-»В ложно тогда и только тогда, когда А истинно, а В ложно.

Каким же образом импликация связывает два элементар­ных высказывания? Покажем это на примере высказываний: «дан­ный четырехугольник — квадрат» (А) и «около данного четырехуголь­ника можно описать окружность» (В). Рассмотрим составное высказывание А—>В, понимаемое как «если данный четырехугольник — квадрат, то около него можно описать окружность». Есть три вари­анта, когда высказывание А—>В истинно:

А истинно и В истинно, т. е. данный четырехугольник — квадрат, и около него можно описать окружность;

А ложно и В истинно, т. е. данный четырехугольник не является квадратом, но около него можно описать окружность (разумеется, это справедливо не для всякого четырехугольника); А ложно и В ложно, т. е. данный четырехугольник не является квад­ратом, и около него нельзя описать окружность.

Ложен только один вариант: А истинно и В ложно, т. е. данный четырехугольник является квадратом, но около него нельзя описать окружность.

В обычной речи связка «если ..., то» описывает причинно-следственную связь между высказываниями. Но в логических опера­циях смысл высказываний не учитывается. Рассматривается только их истинность или ложность. Поэтому не надо смущаться «бессмыс­ленностью» импликаций, образованных высказываниями, совершенно не связанными по содержанию. Например, такими: «если президент США — демократ, то в Африке водятся жирафы», «если арбуз -ягода, то в бензоколонке есть бензин».

Операция, выражаемая связками «тогда и только тогда», «необходимо ■ достаточно», «... равносильно ...», называется эквиваленцией или двойствен ной импликацией и обозначается знаком <-> или ~ . Высказывание А <-» В истинно тогда и только тогда, когда значения А и В совпа­ дают. Например, истинны высказывания:

«24 делится на 6 тогда и только тогда, когда 24 делится на 3», «23 делится на 6 тогда и только тогда, когда 23 делится на 3» — и ложны высказывания:

«24 делится на 6 тогда и только тогда, когда 24 делится на 5», «21 делится на 6 тогда и только тогда, когда 21 делится на 3».

Высказывания А и В, образующие составное высказывание А<-»В, могут быть совершенно не связаны по содержанию, например: «три больше двух» (А), «пингвины живут в Антарктиде» (В). Отрица­ниями этих высказываний являются высказывания «три не больше двух» (А), «пингвины не живут в Антарктиде» (В). Образованные из высказываний А, В составные_ высказывания А<->В и А <-» В истинны, а высказывания А<-»В и А<-»В ложны.

Итак, нами рассмотрены пять логических операций: отрица­ние, конъюнкция, дизъюнкция, импликация и эквиваленция.

Импликацию можно выразить через дизъюнкцию и отрицание:

А >В vB

Эквиваленцию можно выразить через о трицание, дизъюнкцию и

конъюнкцию:

А<->В = (А vB) *(В v А).

Таким образом, операций отрицания, дизъюнкции и конъюнкции достаточно что бы описывать и обрабатывать логические высказывания.

Порядок выполнения логических операций задается круглы­ми скобками. Но для уменьшения числа скобок договорились счи­тать, что сначала выполняется операция отрицания («не»), затем — конъюнкция («и»), после конъюнкции — дизъюнкция («или») и в последнюю очередь — импликация.




Что такое логическая формула

С помощью логических переменных и символов логических операций любое высказывание можно формализовать, т. е. заменить логической формулой. Дадим определение логической формулы:

Всякая логическая переменная и символы «истина» («1») и «ложь» («О») — формулы.

Бета А и В - формулы, то А , (А • В), (AvB), (A->B), (А<->В) - формулы. Никаких других формул в алгебре логики нет.

В пункте 1 определены элементарные формулы , в пункте 2 даны правила образования из любых данных формул новых формул.


В качестве примера рассмотрим высказывание «если я куплю яблоки или абрикосы, то приготовлю фруктовый пирог». Это вы­сказывание формализуется в виде (AvB)-> С; такая же формула со­ответствует высказыванию «если Игорь знает английский или япон­ский язык, то он получит место переводчика».

Как показывает анализ формулы (A v В) —» С, при опреде­ленных сочетаниях значений переменных А, В и С она принимает значение «истина», а при некоторых других сочетаниях — значение «ложь» (разберите самостоятельно эти случаи). Такие формулы называются выполнимыми.

Некоторые формулы принимают значение «истина» при лю­бых значениях истинности _входящих в них переменных. Такой бу­дет, например, формула A v A , соответствующая высказыванию «этот треугольник прямоугольный или косоугольный». Эта формула истин­на и тогда, когда треугольник прямоугольный, и тогда, когда тре­угольник непрямоугольный. Такие формулы называются тождествен­ но-истинными формулами или тавтологиями.

Высказывания, которые формализуются тавтологиями, назы­ваются логически истинными высказываниями.

В качестве другого примера рассмотрим формулу А • А , ко­торой соответствует, например, высказывание «Катя — самая высо­кая девочка в классе, и в классе есть девочки выше Кати». Очевид­но, что эта формула ложна, так как либо А, либо А обязательно ложно. Такие формулы называются тождественно-ложными формулами или противоречиями.

Высказывания, которые формализуются противоречиями, называются логически ложными высказываниями.

Если две формулы А и В одновременно, т. е. при одина­ковых наборах значений входящих в них переменных, принимают одинаковые значения, то они называются равносильными.

Равносильность двух формул алгебры логики обозначается символом «=» или символом «=». Замена формулы другой, ей равно­сильной, называется равносильным преобразованием данной формулы.


Связь между алгеброй логики и двоичным кодированием

Математический аппарат алгебры логики очень удобен для описания того, как функционируют аппаратные средства компьюте­ра, поскольку основной системой счисления в компьютере является двоичная, в которой используются цифры 1 и 0, а значений логиче­ских переменных тоже два." «1» и «О».

Из этого следует два вывода:

Одни и те же устройства компьютера могут применяться для обработки и хранения как числовой информации, представленной в двоичной системе счисления, так и логических переменных.

На этапе конструирования аппаратных средств алгебра логики по­зволяет значительно упростить логические функции, описывающие функционирование схем компьютера, и, следовательно, уменьшить число элементарных логических элементов, из десятков тысяч кото­рых состоят основные узлы компьютера.

В ка ком виде записываются в памяти компьютера и в регистрах процессора данные и команды

Данные и команды представляются в виде двоичных последова­тельностей различной структуры и длины.

Существуют различные физические способы кодирования двоичной информации, но чаще всего единица кодируется более вы­соким уровнем напряжения, чем нуль (или наоборот), например:


Что такое логический элемент компьютера

Логический элемент компьютера — это часть электронной логической схемы, которая реализует элементарную логическую функцию.


Логическими элементами компьютеров являются электронные схемы И, Или, НЕ, И-НЕ, ИЛИ-НЕ и др. (называемые также вентилями ), а также триггер . С помощью этих схем можно реализовать любую логическую функцию, описывающую работу устройств компьютера. Обычно у вентилей бывает от двух до восьми входов и один или два выхода. Чтобы представить два логических состояния «1» и «0» в вентилях, соответствующие им входные и выходные сигналы имеют один из двух установленных уровней напряжения. Например, +5 вольт и 0 вольт. Высокий уровень обычно соответствует значению «истина» («1»), а низкий - значению «ложь» («0»). Каждый логический элемент имеет свое условное обозначение, которое выражает его логическую функцию, но не указывает на то, какая именно электронная схема в нем реализована. Это упрощает запись и понимание сложных логических схем.

Работу логических элементов описывают с помощью таблиц истинности.

Х

У

ХvУ

0

0

1

1

0

1

0

1

0

1

1

1

Х

ХvУ

У

Рис.1

1

Таблица 5.2

Схема НЕ (инвертор) реализует операцию отрицания.

Связь между входом х этой схемы и выходом z можно записать соотношением z = х, где х читается как «не х» или «инверсия х».

Если на входе схемы 0, то на выходе 1. Когда на входе 1, на выходе 0. Условное обозначение инвертора - на рисунке 3, а таблица истинности — в таблице 3.

Таблица 3

Х

Х

0

1

1

0

Х Х

Рис.3

Схема И-НЕ состоит из элемента И и инвертора и осуществляет от­ рицание результата схемы И.

Связь между выходом z и входами х и у схемы записывают дующим образом: z = х*у, где ху читается как «инверсия х и у».

Таблица 4

Х

У

Х*У

0

0

1

1

0

1

0

1

1

1

1

0

Х

Х*У

У

Рис.4

Условное обозначение схемы И-НЕ представлено на рисунке 4, а таблица истинности схемы И-НЕ — в таблице .4.

Схема ИЛИ-НЕ состоит из элемента ИЛИ и инвертора и осуществляет отрицание результата схемы ИЛИ.

Связь между выходом z и входами х и у схемы записывают

следующим образом: z = xvy, где xvy читается как « инверсия х

или у». Условное обозначение схемы ИЛИ-НЕ представлено на ри­сунке 5, а таблица истинности схемы ИЛИ-НЕ — в таблице 5

Таблица 5

Х

У

ХvУ

0

0

1

1

0

1

0

1

1

0

0

0

Что такое триггер

Триггер — это электронная схема, широко применяемая в регистрах компьютера для надежного запоминания одного разряда двоичного кода. Триггер (имеет два устойчивых состояния, одно из которых соответствует двоичной единице, а другое — двоичному нулю).


Термин «триггер» происходит от английского слова trigger — защелка, спусковой крючок. Для обозначения этой схемы в англий­ском языке чаще употребляется термин flip-flop, что в переводе оз­начает «хлопанье». Это звукоподражательное название электронной схемы указывает на ее способность почти мгновенно переходить (пе­ребрасываться) из одного электрического состояния в другое и на­оборот.

Самый распространенный тип триггера — так называемый
RS-триггер (S и R соответственно от английских слов set — установ­
ка и reset-сброс). Условное обозначение триггера — на

рисунке .6. Он имеет два симметрич­ных входа S и R и два симметрич­ных выхода Q и Q, причем выходной сигнал Q является логическим отрица­нием сигнала Q. На каждый из двух входов S и R могут подаваться вход­ные сигналы в виде кратковременных импульсов (_ГП_). Наличие импульса на входе будем считать единицей, а его отсутствие — нулем.

На рисунке .7 показана реализация триггера с помощью вентилей ИЛИ-НЕ, в таблице 6 — соответствующая таблица истин­ности.

Таблица 6



S

R

Q

Q

0

0

Запрещено

0

1

1

0

1

0

0

1

1

1

Хранение бита


Проанализируем возможные комбинации значений входов R и S триггера, используя его схему и таблицу истинности схемы ИЛИ-НЕ (см. табл. 5.5).

Если на входы триггера подать S=«l», R = «0», то (независимо от состояния) на выходе Q верхнего вентиля появится «О». После это­го на входах нижнего вентиля окажется R =«0», Q =«0» и выход Q станет равным «1».

Точно так же при подаче «0» на вход S и «1» на вход R на выхо­де Q появится «0», а на Q — «1».

Если на входы R и S подана логическая «1», то состояние Q и Q не меняется.

Подача на оба входа R и S логического «0» может привести к не­однозначному результату, поэтому эта комбинация входных сигналов запрещена.

Поскольку один триггер может запомнить только один разряд двоичного кода, то для запоминания байта нужно 8 триггеров, для запоминания килобайта соответственно 8 • 210 = 8192 триггеров. Со­временные микросхемы памяти содержат миллионы триггеров.

Что такое сумматор

Сумматор — это электронная логическая схема, выполняющая суммирование двоичных чисел.


Сумматор служит прежде всего центральным узлом арифме­тико-логического устройства компьютера, однако он находит приме­нение также и в других устройствах машины.

Многоразрядный двоичный сумматор, предназначенный для сложения многоразрядных двоичных чисел, представляет собой комби­ нацию одноразрядных сумматоров, с рассмотрения которых мы и нач­нем. Условное обозначение одноразрядного сумматора приведено на рисунке .8.

А ПС

В

ПВЫХ

ПВХ S

ai

bi

Pi

Pi-1

ci

При сложении чисел А и В в одном i-м разряде приходится иметь дело с тремя цифрами:

1) цифра а. первого слагаемого;

2) цифра Ь. второго слагаемого;

3) перенос р( _, из младшего разряда.

В результате сложения получаются две цифры:

1) цифра с. для суммы;

2)перенос pi из данного разряда в старший

Таким образом, одноразрядный двоичный сумматор есть уст­ ройство с тремя входами и двумя выходами, работа которого может быть описана следующей таблицей истинности (табл. 7):

Таблица .7




Входы

Выходы

Первое слагаемое

Второе слагаемое

Перенос

Сумма

Перенос

0

0 0 0

1 1 1 1

0

0

1 1

0 0

1

1

0

1 0

1

0

1

0

1

0 1 1 0 1 0 0

1

0

0

0

1

0

1

1

1



Если требуется складывать двоичные слова длиной два и бо­лее бит, то можно использовать последовательное соединение таких сумматоров, причем для двух соседних сумматоров выход переноса одного сумматора является входом для другого.

Например, схема вычисления суммы С = (с3 с2 с, с0 ) двух двоичных трехразрядных чисел А = (а2 а, а0 ) и В = (b2 b, Ьо ) мо­жет иметь вид, как показано на рисунке .9.

Основные законы алгебры логики

В алгебре логики выполняются следующие основные законы, позволяющие производить тождественные преобразования логических выражений (табл.8):


Основные законы алгебры логики

Таблица .8

ЗАКОН

Для ИЛИ

Для И

Переместительный

xvy = у vx

x • у = y • x

Сочетательный

xv (yvz) = (xvy)vz

(x • у) • z = x • (у • z)

Распределительный

X*(yvz) = x*yvx*z

x v у • z =
(xvy) • (xvz)

Правила де Моргана

xvy = x * y

X * y = Xvy

Идемпотенции

xvx = x

X * X = X

Поглощения

xvx•у = x

x * (xvy) = x

Склеивания

(x-y)v(x -У) = У

(xvy) * (xvy) = у

Операция с переменной и её инверсией

xvx = 1

х- x =0

Операция с константами

xvO = x; xv 1= 1

x * 1 = x; x* 0 = 0

Двойного отрицания

Х = Х

Знание законов логики позволяет проверять правильность рассуждений и доказательств. Нарушения этих законов приводит к логическим ошибкам и вытекающим из них противоречиям.

ПРЕДМЕТ ОБСУЖДЕНИЯ ДОЛЖЕН БЫТЬ СТРОГО ОПРЕДЕЛЕН И НЕ ДОЛЖЕН МЕНЯТЬСЯ ДО КОНЦА ОБСУЖДЕНИЯ.


Первый закон логики, сформулированный древнегреческим философом Аристотелем,- закон тождества.


Примером нарушения закона тождества является подмена понятий: например, когда программирование толкуется как единственное содержание информатики. Нарушение этого закона приводит к непониманию, двусмысленности и разногласиям.

Второй закон логики, также впервые высказанный Аристотелем,- закон противоречия.


НЕ МОГУТ БЫТЬ ОДНОВРЕМЕННО ИСТИННЫ УТВЕРЖДЕНИЕ И ЕГО ОТРИЦАНИЕ.

Примеры противоречивых утверждений: «Это яблоко спелое» и «Это

яблоко неспелое», « Этот треугольник прямоугольный, но ни один угол в нем не является прямым»

В рассуждениях и доказательствах часто используется принцип выбора.

ЕСЛИ ИСТИННО А ИЛИ В, НО В НЕ ВЫПОЛНИМО ТО ДОЛЖНО ВЫПОЛНЯТЬСЯ А.

Где А и В- произвольные суждения. Пример рассуждений: «Это сделал Коля или Саша», «Саша этого не делал». Следовательно: «Это сделал Коля»

Принцип выбора- это принцип косвенного доказательства. Такие доказательства не дают явного обоснования утверждаемого, но позволяют отбросить другие гипотезы, которые противоречат выявленным фактам.

С принципом выбора тесно связан один из законов формальной логики, предложенный Аристотелем,- закон исключенного третьего.

ИСТИННО ЛИБО СУЖДЕНИЕ , ЛИБО ЕГО ОТРИЦАНИЕ.

Примеры рассуждений: «Сегодня я получу пятерку либо не получу», «Этот треугольник либо правильный, либо неправильный». В этой категоричной закон исключает появление третьего.

Другим принципом косвенного доказательства является закон двойного отрицания.

ЕСЛИ ОТРИЦАНИЕ УТВЕРЖДЕНИЯ ЛОЖНО ТО ИСХОДНОЕ УТВЕРЖДЕНИЕ ИСТИННО.

Примеры рассуждений:«Если неверно, что вчера не было дождя, то вчера был дождь», «Если неправда, что Коля этого не делал, то это сделал Коля».

Как видно из примеров, закон двойного отрицания не дает явного обоснования утверждений, а доказывает их лишь косвенно.

В тоже время мы широко пользуемся доказательствами от противного. Эти доказательства строятся на основе применения закона противоположности.

ЕСЛИ УСЛОВИЕ А ВЛЕЧЕТ СЛЕДСТВИЕ В, НО В НЕ ВЫПОЛНИМО, ТО НЕ ВЫПОЛНИМО САМО УСЛОВИЕ А.


Примеры рассуждений: «Если идет дождь, то на улице мокро». « На улице сухо». Следовательно: «Дождя не было».

Смысл этого закона, как видно из примеров, заключается в следующем. Если между некоторыми фактами имеется закономерная связь: предпосылки следствия, но следствие не имеет места, то не могут быть выполнены и предпосылки. Перечисленные законы широко используются для опровержений и доказательств от противного. Такие рассуждения начинаются с отрицания вывода и заключаются в выявлении предпосылок, при которых верно отрицание. Если выявленные предпосылки оказываются противоречащими исходным, то в силу закона двойного отрицания утверждение признается истинным.

И наконец, правильность утверждений даже при безупречной логике доказательств зависит от достоверности исходных фактов и положений. Эту идею выражает закон достаточных оснований, сформулированный немецким математиком Лейбницем.

ЛЮБОЕ УТВЕРЖДЕНИЕ ДОЛЖНО ПРЕДПОЛАГАТЬ НАЛИЧИЕ АРГУМЕНТОВ И ФАКТОВ, ДОСТАТОЧНЫХ ДЛЯ ЕГО ОБОСНОВАНИЯ.

Данный закон выражает суть научных подходов к изучению явлений в природе и обществе, отвергающих бездоказательное утверждение истин. Нарушениями закона являются рассуждения, которые опираются на недостоверные факты или положения, истинность которых не проверяется, а принимается на веру.
Учебно-методический комплекс “Логика

Учебно-методический комплекс «Логика» включает в себя:

· пояснительную записку к курсовой работе;

· презентацию, выполненную в Microsoft PowerPoint;

· исследовательскую работу, выполненную в Microsoft Excel;

· программу-тест, выполненную в приложении на языке объектно-ориентированного программирования Visual Basic.

· Web-страницу «Учебно-методический комплекс», выполненную в Microsoft Word

Web-страница «»

была создана в текстовом редакторе Microsoft Word. В меню Файл я выбрал пункт Сохранить как веб-страницу… Сначала с помощью меню Формат→Фон→Способы заливки сделал фон, состоящий из нескольких цветов с типом штриховки от центра . Затем я создал таблицу, состоящую из одной строки и трех столбцов, границы которой сделал невидимыми. В нее вставил рисунок, название самой страницы «Учебно-методический комплекс» и данные об авторе и руководителе проекта.

После этого я добавил пять ссылок (Пояснительная записка, Презентация, Исследование, Тест) с помощью меню Вставка→Гиперссылка… по которым осуществляется переход на соответственно документ Microsoft Word, презентацию Microsoft PowerPoint, лист Microsoft Excel и программу, выполненную в Microsoft Visual Basic’е.

Структура пояснительной записки.

Пояснительная записка набрана в Microsoft Word’е. Она представляет собой текстовый документ, первая часть которого — теоретическая, а вторая содержит описание моей курсовой работы.

Вторая часть пояснительной записки содержит описание моей курсовой работы по разделам:

1. Web-страница «».

2. Структура пояснительной записки.

3. Презентация.

4. Исследование.

5. Тест

Презентация

Презентация выполнена в Microsoft PowerPoint’е, который входит в пакет Microsoft Office и позволяет готовить доклады для собраний и совещаний, а также создавать веб-страницы.

Каждый слайд я разрабатывал на основе общей подобранной мной схемы. Все визуальные эффекты и звуки одного типа идентичны. Цветовое оформление выбрано таким образом, чтобы текст был наиболее удобным для чтения.

Фон, эффекты анимации, звуковое сопровождение событий рассмотрим на примере одного из слайдов, например, первого.

В текстовые поля вписал название презентации, мои фамилию, имя и отчество, руководителя. К каждому из них я присвоил эффекты анимации с помощью меню Настройка анимации→Добавить эффект , а затем настроил звуки и время задержки, щелкнув по выпадающему списку на каждом элементе. В появившемся окне я указал методом подбора и просмотра полученных результатов время и скорость эффектов.

Затем с помощью меню Показ слайдов→Управляющие кнопки я вставил три настраиваемые кнопки (Содержание, Назад, Далее). Щелкнув по кнопке «Содержание» , можно перейти ко второму слайду, из которого можно в свою очередь перейти на любой слайд. кнопка «Назад» осуществляет переход к предыдущему слайду, «Далее» — к следующему.

После этого я вставил в мою презентацию звук с помощью меню Вставка→Фильмы и звук→Звук из файла . Из выпадающего списка в разделе настройки анимации я выбрал строку Параметры эффектов… В открывшемся окне я настроил параметры воспроизведения при показе слайдов так, чтобы звук включался в начале показа слайдов, не прерываясь на смене слайдов, и выключался по окончании просмотра презентации.

После настройки всех слайдов, которые добавлялись с помощью меню Вставка→Создать слайд , я отладила все события вместе.

И сследование

Исследовательская работа по теме «Основы логики» выполнена в Microsoft Excel’е. Я провел анализ данных о цене принтеров, о их скорости печати, о цене расходного материала и кол-ве листов на расходный материал.

Я ввел эти данные в виде таблицы, объединив некоторые ячейки с помощью кнопки Объединить и поместить в центре на панели инструментов. Затем я выделил задействованные ячейки и, нажав кнопку Границы на панели инструментов, создал границы. После этого с помощью пункта Формат ячеек из контекстного меню выделенных ячеек я выбрал тип выравнивания, шрифт, а также вид внутренних и внешних границ.

Потом с помощью меню Вставка→Диаграмма я выбрал объемный вариант разрезанной круговой диаграммы, диапазон данных, указал название диаграммы, добавил легенду, включил в подписи данных значения и выбрал рзмещение диаграммы на отдельном листе. В этой диаграмме я сравнивал частоту использования алгоритмов.

Т ест

Программа «Тест» выполнен в приложении на языке объектно-ориентированного программирования Visual Basic. В нее входит 6 форм, 5 вопросов, в каждом из которых 3 ответа (из них только один верный).

На основную форму я добавил две кнопки (Начать тест, Выход), несколько меток и, используя графические возможности Visual Basic’а, составил таблицу результатов тестирования.

По нажатию на кнопку Начать тест открывается другая форма, содержащая первый вопрос. На ней одна метка, которая представляет вопрос, три зависимых переключателя (варианты ответа) и одна кнопка (Далее ). Ответив на вопрос, можно последовательно перейти к следующим четырем вопросам, содержащимся на отдельных формах, на каждой из которых также размещены метка, три зависимых переключателя и две кнопки (Назад , Далее ). А на последней форме вместо кнопки Далее — кнопка Результат . По нажатию на нее появляются результаты, включающие в себя номера вопросов, правильные, выбранные ответы, количество правильных ответов и процент качества.

Внешний вид программы

После просмотра результатов по нажатию кнопки Выход можно выйти из программы.

Программный код форомы «Тест»

Public a1, a2, a3, a4, a5, p1, p2, p3, p4, p5 As Byte

Private Sub Form_Load()

p1 = 1

p2 = 3

p3 = 2

p4 = 1

p5 = 3

End Sub

Private Sub Комманда 1_Click()

Вопрос 1.Visible = True

End Sub

Private Sub Комманда 2_Click()

End

End Sub

Private Sub Метка 15_Click()

s = 0

If Форма 1.a1 = Форма 1.p1 Then s = s + 1

If Форма 1.a2 = Форма 1.p2 Then s = s + 1

If Форма 1.a3 = Форма 1.p3 Then s = s + 1

If Форма 1.a4 = Форма 1.p4 Then s = s + 1

If Форма 1.a5 = Форма 1.p5 Then s = s + 1

End Sub


Программный код формы «Вопрос 1»

Private Sub Комманда 1_Click()

For i = 0 To 2

If Опция 1(i).Value = True Then Форма 1.a1 = i + 1

Next

Вопрос 1.Visible = False

Вопрос 2.Visible = True

End Sub

Private Sub Комманда 2_Click()

For i = 0 To 2

If Опция 1(i).Value = True Then Форма 1.a4 = i + 1

Next

Вопрос 4.Visible = False

Вопрос 5.Visible = True

End Sub

Программный код формы «Вопрос 2»

Private Sub Комманда 1_Click()

Вопрос 2.Visible = False

Вопрос 1.Visible = True

End Sub

Private Sub Комманда 2_Click()

For i = 0 To 2

If Опция 1(i).Value = True Then Форма 1.a2 = i + 1

Next

Вопрос 2.Visible = False

Вопрос 3.Visible = True

End Sub


Программный код формы «Вопрос 3»

Private Sub Комманда 1_Click()

Вопрос 3.Visible = False

Вопрос 2.Visible = True

End Sub

Private Sub Комманда 2_Click()

For i = 0 To 2

If Опция 1(i).Value = True Then Форма 1.a3 = i + 1

Next

Вопрос 3.Visible = False

Вопрос 4.Visible = True

End Sub

Программный код формы «Вопрос 4»

Private Sub Комманда 1_Click()

Вопрос 4.Visible = False

Вопрос 3.Visible = True

End Sub

Private Sub Комманда 2_Click()

For i = 0 To 2

If Опция 1(i).Value = True Then Форма 1.a4 = i + 1

Next

Вопрос 4.Visible = False

Вопрос 5.Visible = True

End Sub


Программный код формы «Вопрос 5»

Private Sub Комманда 1_Click()

Вопрос 5.Visible = False

Вопрос 4.Visible = True

End Sub

Private Sub Комманда 2_Click()

For i = 0 To 2

If Опция 1(i).Value = True Then Форма 1.a5 = i + 1

Next

Вопрос 5.Visible = False

Форма 1.Visible = True

Форма1.Метка6.Caption = Форма1.p1

Форма1.Метка3.Caption = Форма1.p2

Форма1.Метка8.Caption = Форма1.p3

Форма1.Метка19.Caption = Форма1.p4

Форма1.Метка20.Caption = Форма1.p5

Форма1.Метка7.Caption = Форма1.a1

Форма1.Метка12.Caption = Форма1.a2

Форма1.Метка13.Caption = Форма1.a3

Форма1.Метка21.Caption = Форма1.a4

Форма1.Метка16.Caption = Форма1.a5

s = 0

If Форма 1.a1 = Форма 1.p1 Then s = s + 1

If Форма 1.a2 = Форма 1.p2 Then s = s + 1

If Форма 1.a3 = Форма 1.p3 Then s = s + 1

If Форма 1.a4 = Форма 1.p4 Then s = s + 1

If Форма 1.a5 = Форма 1.p5 Then s = s + 1

Форма 1. Метка 15.Caption = s

End Sub

Итак, мы рассмотрели все составляющие курсовой работы «Алгоритмы» атике за курс 10-11 классов.

Руководство пользователя

Для запуска работу нужно запустить файл «Index» после чего откроется страница с изображением

С этой страницы можно открывать файлы, входящие в состав УМК.

Чтобы открыть презентацию по теме «Алгоритмы» нужно нажать на гиперссылку «Презентация»

Чтобы открыть пояснительную записку нужно нажать на гиперссылку «Пояснительная записка»

Чтобы открыть таблицы с исследованиями нужно нажать на гиперссылку «Исследования»

Чтобы запустить тест по теме «Алгоритмы» нужно нажать на гиперссылку «Тест»

Презентация

После нажатия на гиперссылку «Презентация» открывается окно просмотра слайдов. Так как презентация интерактивная, то управление показом слайдов производится нажатием на гиперссылки, расположенные на втором слайде презентации.

Пояснительная записка

После нажатия на гиперссылку «Пояснительная записка» появляется окно просмотра текста. Управление осуществляется кнопками «вверх», «вниз» или ползунком в правом углу экрана.

Исследования

После нажатия на гиперссылку «Исследования» появляется окно просмотра таблиц и диаграмм. Чтобы перейти на другую страницу нужно нажать на закладку расположенную в нижнем левом углу экрана.

Тест

После нажатия на гиперссылку «Тест» открывается окно с формой. Для того чтобы запустить тест нужно нажать на кнопку «Начать тест», после чего появится первый вопрос. По окончанию теста на экране появится форма с результатами.

Заключение

Данный учебно-методический комплекс может быть использован на уроках информатики при объяснении нового материала. Презентация может быть использована для наглядного изучения материала, тест для проверки знаний учащихся, сайт для дистанционного управления составляющими частями курсовой работы, исследования для более глубокого изучения данного материала.