Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 20

 

Поиск            

 

Лекция по литературе как форма учебно-исследовательской деятельности учащихся

 

             

Лекция по литературе как форма учебно-исследовательской деятельности учащихся

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №4

г. Переславль-Залесский

Богачёва Ольга Алексеевна

Русский язык и литература

по литературе как форма

учебно-исследовательской деятельности учащихся

Ярославская область

2009

Содержание

Введение... - 3 -

Глава I Теоретическое обоснование опыта.... - 6 -

ГЛАВА II Технология опыта.... - 8 -

2.1. Какой ученик может заниматься ивной работой. - 8 -

2.2.Особенности консультативной работы учителя. - 8 -

2.3 Структура а. - 9 -

2.4 Система работы над ом………………………………………- 11 2.4.1 Выбор темы а… ……………………………………………….- 11

2.4.2 Что должен предусмотреть учитель, формулируя тему а.- 12

2.4.3 Работа над введением

2.4.4.Технология исследования………………………………………………………- 12

2.4.4 Составление плана а……………………………………………….- 13

2.4.5 Работа над содержанием а………………………………………- 13

2.4.6. Работа над заключением…………………………………………………….- 13

2.4.7 Продолжительность работы над ом………………………….- 13

2.5 Процедура защиты. - 14-

2.6 Оценка а. - 16-

2.7 Применение опыта исследовательской работы на уроках литературы……………………………………………………………………- 18

2.8 Формирование ключевых компетентностей при работе над ом……………………………………………………………………..- 19

2.7 Результативность работы.. - 20-

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ............................................................................................... - 21

Информационные источники.... - 22 -

Приложения.... - 23 -

Приложение 1. - 23 -

Памятка для обучающегося по разработке а. - 23 -

Приложение 2. - 24 -

Общие требования и правила оформления текстов. - 24 -

Приложение 3. - 25-

Темы ов, апробированные в ходе учебной деятельности. - 25

- Приложение 4. - 28

Отзыв руководителя об учебной исследовательской деятельности- …….- 28

Приложение 5 29-30

Образец отзыва руководителя об учебной исследовательской деятельности

ВВЕДЕНИЕ

Как одна из форм работы над текстом литературного произведения используется в методической практике достаточно давно. Но особое значение он начинает приобретать с 1992 года, когда вводится как одна из форм итоговой аттестации выпускников средней школы по ряду предметов (в том числе и по русскому языку и литературе). К этому времени относится и мой первый опыт по работе над экзаменационными ами.

Всего на моём счету семь выпусков, и ни один из них не обходился без этой формы сдачи экзамена по литературе. В свою очередь, работая с учащимися над подобной формой исследовательской деятельности, я как педагог всё более убеждаюсь в её актуальности и с точки зрения развития предусмотренных Государственным Стандартом образования компетентностями, и с точки зрения необходимости данных умений и навыков для дальнейшего обучения в средних специальных и высших учебных заведениях.

И в настоящее время не утрачивает свою значимость. Переход на независимую форму аттестации — ЕГЭ по литературе – не умаляет его значения как формы исследовательской работы, позволяющей формировать у учащихся те умения и навыки, которые заявлены как приоритетные в Стандартах нового поколения. Особое внимание к развитию учебно-исследовательской деятельности и познавательной самостоятельности школьников обусловлено и пересмотром «предметоцентристской» ориентации общеобразовательной школы. Сейчас уже ясно, что усвоение содержания образования является не конечной целью, а лишь средством развития личности. Учебно-исследовательская деятельность школьников является сегодня одним из способов преодоления «предметоцентризма», изолированности отдельных наук. Она позволяет не только учесть реальные интересы и образовательные потребности ученика, выходящие подчас за рамки программы того или иного курса, но и ориентирует на освоение путей и способов расширения новых знаний, на освоение методологии самостоятельного научного исследования.

Как уже было сказано, остаётся такой формой исследовательской работы, которая обеспечивает развитие у обучающихся многих предусмотренных Государственным Стандартом компетентностей. Недаром всё чаще на уровне области и региона проводятся многочисленные ученические конференции, основанные на ивной исследовательской работе.

Ещё хотелось бы отметить, что претерпевает изменения и форма защиты а: интерактивная поддержка её в виде компьютерной презентации интересна учащимся и делает саму защиту современной.

также позволяет сформировать новый стиль взаимоотношений педагога и ученика, готовит старшеклассника к внеурочному сотрудничеству с научным руководителем, что становится одним из компонентов личностно-ориентированного подхода в достижении общекультурной компетенции выпускников школы. При написании а автор работы и научные руководители выступают как единый исследовательский и творческий коллектив, представляющий результаты своей деятельности компетентным экспертам. А это, в свою очередь, способствует развитию нового качества образовательной мотивации школьников, которая основывается на четырёх основных компонентах: возможности выбора, развитии познавательного интереса, возможности заниматься исследованием научной проблемы. Эти компоненты образовательной мотивации учеников, несомненно, очень актуальны, и как форма учебной деятельности, конечно, останется важной составляющей учебного процесса. Поэтому считаю, что мой опыт работы над ученическим рефератом на сегодня актуален и будет интересен моим коллегам.

Цели и задачи работы

Исходя из вышесказанного, в своей работе я ставлю перед собой следующие цели и задачи:

1. дать представление учительской аудитории о том, какие ключевые компетентности формируются при работе над ом;

2. представить теоретическое обоснование данного опыта;

3. познакомить коллег с технологией опыта:

· ознакомить коллег с системой работы над ом:

а) определить, какой ученик может заниматься ивной работой;

б) раскрыть особенности консультативной работы учителя;

в) представить коллегам особенности структуры а;

г) показать коллегам технологию формулирования темы а;

д) показать особенности работы над введением, определением методов и приёмов исследования, составлением плана а, специфику работы над его содержанием и заключением;

· определить сроки работы над ом;

· ознакомить коллег с различными вариантами процедуры защиты работы;

· ознакомить коллег с принципами оценки а;

· показать возможное применение данного опыта при работе в классе;

· показать результативность данной системы работы над школьным исследованием, представить перспективы дальнейшей работы над данной темой.


1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОПЫТА

Как только становится формой итоговой аттестации, тотчас же в методических кругах разворачивается дискуссия о том, какую же работу следует считать ом и каким требованиям должен отвечать школьный реферат?

По этому вопросу сложились две точки зрения. Первая исходит строго из определения жанра а: (от латинского — докладывать, сообщать).

- это - краткое изложение в письменном виде в форме устного доклада содержания того или иного научного труда по определенной теме, включая обзор соответствующих источников. [6] Одним из видов ов является учебный . Учебный реферат - это самостоятельная научно-исследовательская работа , в которой раскрывается суть исследуемой проблемы; приводятся различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. [6] Учебный не должен носить компилятивный характер. В нем не должно быть механически переписанных из книг или статей сложных для понимания конструкций [6].

Вопрос об особенностях школьного а до сих пор вызывает споры в методических кругах. Приверженцы чистоты жанра утверждали, что приближать к научной работе не следует: ученик всё равно не осилит подобную форму, достаточно, если он просто тщательно проанализирует какой-либо серьёзный научный источник, сумеет понять его структуру и содержание[3]. (Такой точки зрения придерживалась, например, Калмыкова И. Р.) Что касается вопроса об обязательности или необязательности в школьном реферате исследовательской части, следует отметить, что требование учителей провести собственное исследование на материале художественных текстов по литературе, или архивных источников является, по мнению сторонников подобного подхода, избыточным.

Обосновывают они это тем, что организация и описание исследования представляет собой очень сложный вид интеллектуальной деятельности, требующий культуры научного мышления, знания методики проведения исследования, навыков оформления научного труда и т. д.. Такое задание, по их мнению, непосильно большинству детей в школе. Ещё одним аргументом, выдвигаемым ими в защиту подобной точки зрения, является убеждённость, в том, что даже студенты (а это в прошлом хорошие ученики!) испытывают большие затруднения в проведении и, организации того или иного исследования. Им, как правило, помогают в этом научные руководители высокой квалификации, кандидаты и доктора наук. В школе таких научных кадров нет. И учителям, зачастую не владеющим, в достаточной степени, технологией исследования, трудно подготовить детей к данному виду работы[3].

То есть, исходя из требований жанра и научного определения а, он не должен, по мнению сторонников «чистоты жанра» включать в себя самостоятельных исследований ученика. Конечно, если сам реферируемый первоисточник содержит в себе описание научного эксперимента или исследования, проведенного каким-либо ученым, то ученик должен достаточно подробно его раскрыть. Школьный экзаменационный “” должен представлять собой с точки зрения жанра именно реферат в строгом, научном смысле этого слова, а именно “вторичный текст, семантически адекватный первоисточнику, ограниченный малым объемом и вместе с тем максимально полно излагающий содержание исходного текста”[6].

отличается от конспекта следующими признаками:

а) не копирует дословно содержание первоисточника, а представляет собой новый вторичный текст, создаваемый в результате систематизации и обобщения материала первоисточника, его аналитико-синтетической переработки.

б) Будучи вторичным текстом, составляется в соответствии со всеми требованиями, предъявляемыми к связному высказыванию. Так, у, в отличие от конспекта, должны быть присущи следующие категории:

- целостность (содержательно-тематическая, стилевая, языковая),

- связность (логическая и формально-языковая),

- структурная упорядоченность (наличие введения, основной части и заключения, их оптимальное соотношение),

- завершенность (смысловая и жанрово-композиционная)

в) Для а отбирается информация, объективно-ценная для всех читающих, а не только для одного автора.

г) Автор а не может пользоваться только ему понятными значками, пометами, сокращениями, что допускается делать в конспекте[6].

.Сторонники этой концепции оговаривают, что в гимназиях, лицеях, классах с углубленным изучением предмета учитель может предложить детям проделать работу исследовательского характера в рамках а. Однако при этом он должен отдавать себе отчет, что требование это не обязательное, а факультативное. И оценивать такую творческую работу нужно на балл выше. При этом учитель должен напомнить ученикам, что мини-исследование раскрывается в е после глубокого, полного обзора научной литературы по проблеме исследования.

На наш взгляд, подобная точка зрения не совсем верна. Практика работы показала, что ученикам, прежде всего, интересно совершить своё, пусть и маленькое открытие, провести собственное исследование на интересующую их тему. К тому же специфика нашего предмета не предполагает проведения сложных научных экспериментов технического характера – работа с текстом по силам каждому. А уж насколько подобное исследование будет доступно для них, зависит от того, как построит свою работу с юными исследователями учитель. Единственно, что не вызывает сомнения: выбор темы должен быть так скорректирован учителем, чтобы сам преподаватель был компетентен в объекте исследования и предложил такой вариант темы, чтобы он был доступен именно этому ученику. Поэтому в методической практике нашей школы возобладал второй взгляд на сущность а как доклада на какую-либо тему, основанную на обзоре литературных и других источников[1, 2, 4, 5].

Мой собственный опыт также основан на том, что определение школьного а может быть таким: – это основанное на литературоведческих и иных источниках небольшое самостоятельное литературоведческое исследование. Следовательно, по форме он должен напоминать, скорее, научную работу, чем просто изложение материала какого-то источника. Отсюда вытекает и специфика его построения, система работы над ним.

В этой методической разработке я опираюсь на опыт моих коллег (см. информационные ресурсы) и обобщаю собственный опыт работы по организации и руководства ивной деятельностью учащихся.


2. ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА

2.1. Какой ученик может заниматься ивной работой?

Сейчас уже не является формой итоговой аттестации учащихся, но, на наш взгляд, остаётся важной формой исследовательской работы. Как нам кажется, в старших классах вообще желательно хотя бы раз в год проводить уроки-конференции по защите подобных работ по итогам изучения большой темы или ряда тем. Несомненно, слишком массовый характер ивной деятельности усложняет работу учителя, делает её менее качественной. Поэтому работа над рефератом должна стать своеобразным поощрением тех учащихся, которые в полной мере освоили программный материал и готовы «выйти» за его рамки. позволяет не только проверить понимание материала программы, но и оценить умение самостоятельно добывать и интерпретировать знания, работать с источниками информации. Следовательно к такой форме работы можно привлекать учащихся, склонных к исследовательской деятельности, обладающих аналитическими способностями и критическим мышлением. Стоит сказать, что те умения и навыки, которые демонстрирует ученик при защите исследовательской работы, являются нормативными для аттестации школьников на оценку «4» и «5», поэтому желательно, чтобы для них реферат стал одной их форм итогового контроля. Но следует отметить, что если подобное желание возникает и у «троечника», не стоит ему препятствовать, единственно, что такому ученику можно предложить тему, не отличающуюся повышенной сложностью. Подытоживает работу учеников участие лучших в школьной научно-практической конференции «Первые шаги», городских и областных филологических чтениях.

2.2. Особенности консультативной работы учителя

Первая консультация проводится со всей группой учащихся, выбравших данную форму работы. Учитель напоминает принципы работы над ом, раскрывает особенности его структуры, принципы подбора материала, оформление библиографии. Последующие консультации проводятся в индивидуальном порядке. На них определяется тема, составляется план, проводится работа, помогающая ученику структурировать подобранный материал. Последняя консультация предполагает опять сбор всей группы. На ней обговариваются принципы защиты работы, её форма.

В целом в задачи руководителя а входит:

1.Участие в формулировке темы работы.

2.Согласование с учеником цели и задач исследования.

3.Составление совместно с учеником плана работы над ом.

4.Организация работы по подбору литературы и других источников по теме,

консультирование выпускника

5.Консультирование ученика по возникающим вопросам.

6.Контроль за правильностью оформления работы.

7.Чтение полного текста работы, помощь в подготовке выступления на защите.

8.Написание отзыва. [3,4]

Руководители несут ответственность за качество и содержание исследовательской работы ученика.

2.3. Структура а

Таким образом, в ходе работы над ом была сформирована наиболее оптимальная, по моему мнению, структура оформления исследовательской работы.

1. Титульный лист.

В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения. В среднем поле указывается название а без слова «тема». Это название пишется без кавычек. Ниже по центру заголовка указывается вид работы () и учебный предмет. Ещё ниже, ближе к правому краю титульного листа, указывается ФИО ученика, класс. Ещё ниже – ФИО и должность руководителя работы. В нижнем поле указывается город и год выполнения работы без слова «год»

2. Содержание а.

Содержание работы традиционно состоит из следующих частей: введение, основная часть, заключение, список литературы.

3. Введение.

.Введение является очень важной частью работы, так как в нём ученик обязан аргументировано обосновать выбор темы: степень её изученности, актуальность; дать краткий обзор использованной литературы. Кроме того, во введении формулируются цель работы и задачи, которые требуется решить для реализации цели. Одна задача ставится на один параграф а. Объём введения – 2-3 страницы

4. Основная часть.

Содержит материал, отобранный для рассмотрения проблемы, распределённый по параграфам, а также собственное мнение учащегося и сформулированные самостоятельные выводы, опирающиеся на приведённые факты. Каждый параграф должен иметь название. Желательно, чтобы он начинался с формулировки задачи, на решение которой он направлен, и заканчивался формулировкой выводов по задаче. Объём – не менее 10 страниц.

5. Заключение. .

В заключении формулируются выводы по параграфам, вытекающим из основной части, обращается внимание на выполнение поставленных целей и задач. Выводы должны быть согласованы с целями и задачами, заявленными во введении. Объём – 2-3 страницы

6. Список литературы. [2, 4, 5]

Источники перечисляются в алфавитном порядке, причём сначала в алфавитном порядке перечисляется художественная литература, а потом критика (не менее 5 наименований). Образец оформления списка используемой литературы см. в Приложении 2.

2.4 Система работы над ом

2.4.1. Выбор темы а

Первая стадия работы над ом – это выбор его темы. Стадия эта очень важна, поэтому остановимся на ней подробнее. Обычно ученик редко предлагает для работы уже сформулированную тему. Чаще просто называется автор, по которому предполагается написание а или общая тема, предпочтительная для работы (о любви, о войне и. т. д.).

2.4.2. Что должен предусмотреть учитель, формулируя тему а?

Во-первых, учитель сам должен очень чётко представлять структуру предполагаемой работы, её план. Он должен для себя хотя бы приблизительно сформулировать выводы, к которым, по его мнению, должен прийти выпускник, а значит, учитель сам должен очень хорошо разбираться в предлагаемой для анализа проблеме. Я, например, никогда не работаю с учащимися по творчеству В. Набокова (хотя некоторые ученики и предлагали мне его произведения для анализа) именно потому, что не считаю себя достаточно компетентной в этой области.

Во-вторых, тема должна быть актуальна. Что мы под этим понимаем? Желательно, чтобы она была либо мало исследована, либо вызывала споры по её разрешению в литературоведческих кругах. Опять-таки, такую работу можно предложить только очень подготовленным ученикам. Если же учитель чувствует, что подобная деятельность выпускнику не совсем по силам, но форму экзамена он менять не хочет, нужно предложить ему более традиционную тему, тем не менее, требующую кропотливой и целенаправленной работы (например, «Мысль семейная» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»).

В-третьих, тема, конечно, должна быть интересна ученику, посильна для исследования, только тогда работа над ом будет не скучной обязанностью, а актом творческого содружества учителя и выпускника, доставит последнему радость от самим совершённого, пусть и маленького открытия.

В-четвёртых, по теме должно быть достаточное количество источников, которые может найти автор работы и которые может порекомендовать ему учитель. В наше время, благодаря информационным ресурсам Интернет, поиск информации значительно облегчился, другой вопрос, какого качества эта информация. Поэтому задача учителя – помочь отобрать необходимый материал, подсказать авторов, к которым лучше обратиться в процессе исследования.

Мой опыт работы по организации исследовательской деятельности учащихся показывает, что все предлагаемые для анализа темы можно подразделить на три группы: биографические, обзорные, рассматривающие проблему в творчестве одного автора .

Биографические темы первоначально очень привлекают учащихся, но учитель должен помнить, что простой пересказ биографии далёк от настоящего исследования, поэтому необходимо предложить для работы такие этапы жизни писателя, которые вызывают споры в литературоведении.

Например: «Смерть М. Горького. Версии. Загадки », «Деятельность Н. А. Некрасова в журнале «Современник», «Уход Л. Н. Толстого из Ясной Поляны. Итог жизни писателя».

Обзорные темы представляют собой обзор некоей литературоведческой проблемы по произведениям нескольких авторов. Эти темы требуют обработки достаточно большого количества материала, поэтому рекомендовать их можно только очень сильным ученикам, иначе работа рискует превратиться лишь в поверхностный обзор по проблеме. Примеры таких тем: «Ницшеанские мотивы в русской литературе конца 19 – начала 20 века», «Эволюция образа «лишнего» человека в русской литературе 19 века».

Но всё-таки наиболее востребованными остаются темы, рассматривающие некую проблему в творчестве одного автора. Это, например, «Образ дворянина в творчестве И. С. Тургенева», «Тема любви в лирике А.А. Блока».

Все темы, над которыми работали мои ученики, представлены в «Приложении 3».

2.4.3 Работа над введением

Во введении ученик обозначает актуальность выбранной темы, степень её изученности, ставит перед собой цель работы и формулирует её задачи. При этом постановка задач будет тесно связана с составлением плана работы, потому что последний будет напрямую зависеть от того, сколько задач поставил перед собой автор работы. То есть каждый пункт плана будет соответствовать разрешению одной из задач.

2.4.5. Выбор технологии исследования.

Так как мы предлагаем трактовать жанр ученического а как исследовательскую работу, соответственно мы должны ознакомить учащихся с теми методами лингвистического и литературоведческого исследования, которые будут им доступны и будут оправданы при решении тех задач, которые ставит перед собой автор.

Прежде всего, это, конечно, аналитические формы исследования художественной и теоретической литературы.

Поэтому основным методом, используемым в ходе работы, будет анализ и обобщение научной литературы и художественных текстов по заявленной проблеме.

При работе с литературными теоретическими источниками можно порекомендовать использование следующего алгоритма. [1, 34]

Этапы работы

Содержание этапов

1

2

3

4

5

6

Общее ознакомление

Внимательное чтение по главам и разделам.

Выборочное чтение.

Составление плана прочитанного материала.

Выписки из прочитанного.

Критическая оценка прочитанного и запись замечаний

Ознакомление с оглавлением. Беглый просмотр литературного источника.

Выделение наиболее важного текста.

Перечитывание наиболее важного текста.

В пунктах плана отражается наиболее существенная мысль.

Полные и точные (цитата + её библиографическое описание).

Обращается внимание на объективность суждений.

Естественно, что при анализе литературоведческих материалов ученик столкнётся с разными интерпретациями исследуемого вопроса (конечно, если заявленная им тема действительно содержит в себе проблему, а не будет просто описательной). Следовательно, главной его задачей при анализе теоретических источников будет не только обобщение материала, но и его сопоставление, выражение своего «согласия-несогласия» с предложенными трактовками или формулирование своей позиции по проблеме. На этом этапе работы уместен метод сравнительного анализа материала. При этом главная задача ученика – подобрать собственные аргументы в защиту поддерживаемой им точки зрения, для чего ему нужно провести анализ художественных источников в необходимом аспекте.

Ещё одним важным исследовательским методом, доступным для учеников, является сбор языкового материала по проблеме. Форма его зависит о темы, над которой работает автор. Так, если тема связана с анализом роли изобразительно-выразительных средств у какого-либо автора или рассматривает конкретный мотив в творчестве писателя («Роль символов в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго», «Тема дерева в лирике Есенина»), то целесообразно составление картотеки, которая поможет выявить частотность использования данного приёма или мотива в произведениях исследуемых авторов, классифицировать причины их употребления, выявить основные функции в тексте. На карточке обычно выписывается цитата из произведения с названием (если это требуется) используемого приёма, а также указывается краткие библиографические данные источника (название стихотворения или текста, указание главы, страницы и т.д.). Карточка может содержать любую информацию, необходимую автору для работы. Потом карточки классифицируются в соответствии с поставленными в работе задачами. Примерный вид подобной карточки таков:

«Не жаль души сиреневую цветь» - метафора + метафорический эпитет.

«Отговорила роща золотая»: С. Есенин. Избранное. М.: Советский писатель, 1978, с.36.


Ели же работа предполагает анализ языкового материала непечатного источника (живой речи, разговорного стиля подростковой среды и т.п.), сбор его может проводиться путём опроса экспертов через анкетирование. Требования к подобной анкете, на наш взгляд, таковы: она не должна быть слишком объёмной (иначе не захотят отвечать), вопросы должны быть сформулированы в соответствии с поставленными задачами, изложены понятным для экспертов языком в соответствии с их возрастом и образованием. Полученные данные становятся предметом языкового и лингвистического анализа, одной из форм которого может быть классификация.

Классификация полученного тем или иным способом языкового материала выполняется в соответствии с задачами, поставленными учеником. Она может быть тематической, стилевой, словообразовательной и т. д. После проведения классификации делаются соответствующие выводы.

Если тема работы имеет целью рассмотрение спорных вопросов биографии писателя, уместно будет использовать такой метод, как сопоставление свидетельств (воспоминаний) современников, анализ документов эпохи, архивных документов, опрос жителей определённого населённого пункта, связанного с биографией писателя (при работе над темами литературного краеведения).

Знакомство школьника с формами и приёмами филологического исследования является важным фактором развития навыков анализа и интерпретации текста, что, несомненно, помогает ученику овладеть общекультурными ключевыми компетенциями.

2.4.4. Составление плана а

Первоначально план составляет сам ученик. Обычно этот этап работы вызывает наибольшие затруднения учащихся. Поэтому уже на первой консультации необходимо осветить некоторые принципы планирования подобного рода работы. Так в обязательном порядке оговаривается необходимость обзора того, как данная проблема, тема освещались в литературе ранее, а также необходимость указать, что нового внёс автор в их разработку. Следующая консультация по планированию работы проводится в индивидуальном порядке. На ней корректируется план ученика, причём нельзя просто подменить его план своим, иначе у выпускника останется ощущение «чужой» работы, что не будет стимулировать его творческую мысль. Беседа проводится в форме совещательной, когда учитель как бы вместе с учеником приходит к единому варианту. В некоторых случаях стоит даже разрешить работать по не совсем удачному плану, чтобы ученик сам убедился в его неэффективности, хотя, конечно, это увеличивает время работы над ом.

2.4.5. Работа над содержанием а

Консультации по содержанию работы проводятся в индивидуальном порядке. Главная задача учителя при их проведении – помочь ученику «выстроить» текст и сформулировать выводы. Вывод должен следовать в конце каждой части работы и разрешать одну из поставленных во введении задач.

2.4.6. Работа над заключением

В заключении ученик подводит итоги своей работы над темой, суммируя те выводы, которые он сделал в каждой её части. (Как мы помним, каждая часть разрешает одну из поставленных в начале исследования задач).

2.4.7. Продолжительность работы над ом

Практика работы показывает, что качественный может быть написан не менее, чем за три месяца. Обычно выбор тем мы осуществляем уже в конце сентября, месяца 2-3 идёт работа по сбору материала, около месяца уходит на окончательное структурирование работы, месяц – на её окончательное оформление. Не позднее, чем за месяц до защиты сдаётся на рецензию учителю-предметнику, руководившему работой над ним. То есть в среднем работа над рефератом занимает от 4 до 6 месяцев. Если работа начата в сентябре, то к декабрю обычно уже готов чистовой её вариант.


2.5. Процедура защиты.

За время работы мною были апробированы следующие формы процедуры защиты а в рамках школьной научно-практической конференции «Первые шаги».

1) Традиционная.

Председатель комиссии объявляет о начале защиты (называет фамилию, имя ученика; называет тему работы; называет фамилию, имя, отчество руководителей и (если они есть) рецензентов. На стол кладётся работа защищающегося.

Слово предоставляется защищающемуся для представления работы. Время выступления – до 10 минут. В своём выступлении защищающийся приветствует комиссию, гостей и участников экзамена, называет тему и цель работы, характеризует содержание работы, даёт анализ использованной литературы, сообщает основные выводы, полученные в результате работы, благодарит за внимание.

После окончания выступления председатель предлагает членам комиссии и присутствующим задавать вопросы.

Председатель даёт слово руководителям работы для представления рецензии, в которой говорят об особых достоинствах работы, характеризуют степень самостоятельности и исследовательские умения учащегося. При наличии рецензентов слово предоставляется им.

Председатель задаёт вопрос участникам конференции, имеются ли какие вопросы или замечания по защите. Если замечаний нет, председатель объявляет защиту работы ученика завершённой.

2) Процедура защиты с помощью оппонентов.

Такая форма защиты чаще всего апробируется на школьной научно-практической конференции «Первые шаги». Из числа учеников выбираются «чёрные» и «белые» оппоненты, которые делают краткий анализ работ, оценивая их положительные и отрицательные стороны. Предполагается, что оппоненты заранее ознакомлены с работой. Потом комиссия обсуждает работы и определяет места согласно номинациям.

3) Процедура защиты с помощью мультимедийной презентации

Данная форма защиты была применена первый раз в 2006-2007 учебном году. ы защищали учащиеся информационно-технологического класса. Каждый из них подготовил компьютерную презентацию своей работы. Надо отметить, что подготовка её была сложна для них не столько в техническом плане, сколько в плане отбора материала, когда потребовалось сделать очень краткую компиляцию уже готовых выводов. Презентация заставила выпускников и по-другому готовиться к процедуре защиты, потому что первоначально они рассматривали её в качестве своеобразной «шпаргалки», а не дополнения к основному докладу. В целом презентация очень украшает защиту, делает её более наглядной, позволяя использовать иллюстративный материал. Но при этом для нас остаются открытыми вопросы по поводу необходимости оценки самой презентации как части защиты а. Пока комиссия оценивала только её содержание, хотя, на мой взгляд, все-таки нужно выработать и критерии оценки её оформления (конечно, не ставя их выше содержательной стороны всей работы), так как это тоже формирует навыки информационной культуры. Следует ещё также проработать и вопрос содержания презентации. Пока оно включало сопровождаемое иллюстрациями обоснование работы (введение), заключение и информационные источники.

Таким образом, на мой взгляд, содержание мультимедийной презентации работы должно включать в себя следующее:

· «титульный лист» (название работы, Ф.И.О. автора, место создания работы 9 населённый пункт);

· содержание работы;

· цели и задачи исследования;

· кратко изложенные выводы, сопровождаемые иллюстративным материалом (иллюстрации, схемы, диаграммы и т. п.), причём иллюстративный материал должен дополнять делаемые выводы.

· дополнительный материал, вводимый с помощью гиперссылок.

· информационные источники

Критерии оценки оформления мультимедийной презентации могут быть следующими:

· стилевое единство художественного оформления слайдов (единство цветового решения, единство шрифтового оформления, отсутствие переносов в заголовках слайдов, уместное использование эффектов анимации, звукового сопровождения);

· уместность подбора иллюстративного материала;

· соответствие оформления презентации духу исторической эпохи, о которой идёт речь в работе и художественному стилю исследуемого автора;

· умение лаконично и ёмко представить выводы исследования;

· соответствие текста презентации нормам русского языка (грамматическим, орфографическим и т. д.)

· правильное оформление списка информационных источников.

На мой взгляд, должно приветствоваться оригинальное оформление подачи основного материала (выводов работы), при соблюдении обоснованности и уместности выбранной формы.

2.6. Оценка а

При оценивании а необходимо учитывать следующие компоненты:

· Знания и умения на уровне требований стандарта конкретной образовательной области. (Знание фактического материала, усвоение общих представлений, понятий, идей, основ наук образовательной области знаний).

· Широта кругозора, наличие знаний интегрированного характера, способности к обобщению.

· Глубина проникновения в проблему, по которой велась работа.

· Владение основами исследовательской деятельности (умение грамотно определить цели и задачи исследования, проанализировать первоисточники, оформить результаты)

· Способность проявлять самостоятельные оценочные суждения по существу исследуемой проблемы.

· Способность кратко и грамотно изложить суть работы.

· Свободное владение материалом, способность вести диалог, аргументировано отвечать на вопросы членов комиссии.

· Проявление творческих способностей при решении задач исследования.

· Культура речи (культура устной речи, письменного изложения материала).

· Культура оформления материалов работы. [2, 4]

При выставлении оценки экспертам целесообразно заполнить следующую таблицу: [4]

Фамилия, имя защищающегося.

Тема а

Критерии оценки а

Соответствие работы критериям

Полностью соответствует

Частично соответствует

Не соответствует

Знания и умения на уровне стандарта образовательной области

Широта кругозора, наличие знаний интегрированного характера, способность к обобщению

Глубина проникновения в тему

Владение основами исследовательской деятельности

Способность проявлять самостоятельные оценочные суждения по существу исследовательской проблемы

Способность кратко и грамотно изложить суть работы

Свободное владение материалом, способность вести диалог, аргументировано отвечать на вопросы

Проявление творческих способностей при решении задач исследования

Культура оформления материалов

Примечание

Оценка «5» (отлично) – не более двух ответов «частично соответствует» 1-2 место.

Оценка «4» (хорошо0 – от 3 до 5 «частично соответствует» и не более 1 «не соответствует» 3 место.

Оценка «3» (удовлетворительно) – 6 и более «частично соответствует» - получение сертификата участника.

2.7. Применение опыта исследовательской работы на уроках литературы

Как уже было отмечено, исследовательская работа по литературе помогает учащимся овладеть многими ключевыми компетентностями, предусмотренными стандартом. Но не следует забывать, что эта работа всё-таки в большей степени представляет собой форму внеурочной деятельности, главным недостатком которой является отсутствие массовости при овладении её навыками.

Урок, проводимый в форме защиты а, должен быть итоговым при завершении изучения какой-то обширной темы или ряда тем Задачи, которые я при этом ставлю перед собой, таковы:

· дать представление всем учащимся о методике проведения учебно-исследовательской деятельности,

· вовлечь каждого ученика в активную познавательную деятельность,

· выявить учащихся. способных к проведению самостоятельной исследовательской работы.

Методика подготовки подобного урока такова. На первом уроке по теме озвучивается форма проведения итогового занятия. Учащимся предлагается ряд тем для исследования, причём темы лучше дифференцировать и тем, кто занимается на «4» и «5», предложить пусть и не очень большие по объёму но по-настоящему исследовательские темы. Остальные (по желанию) могут ограничиться темами компилятивного характера. Зачастую, даже ребята, имеющие по предмету оценку «3» стремятся работать по темам повышенной сложности, и подобное желание не стоит ограничивать, единственно, что таких детей можно объединить в группы по 1-2 человека, чтобы они представили коллективную работу. Учитель знакомит учеников с основными принципами исследовательской работы, структурой а, особенностями его оформления. В дальнейшем учитель назначает 1-3 консультации по работе для всех учеников по их желанию.

Перед итоговым занятием ы должны быть просмотрены учителем и отобраны лучшие работы на защиту. Из остальных работ можно устроить выставку в классе. Если же учитель при проведении подобной формы работы приоритетным считает формирование коммуникативной компетентности, то к защите можно допустить всех, но при этом лучше применить групповой метод работы над ом.

Форма же защиты будет зависеть от уровня класса и степени подготовки учащихся. В сущности, может быть использована любая из форм, описанных выше.

Как показал опыт, такая работа даёт неплохие результаты и помогает выявить учащихся, которым можно будет порекомендовать подобную форму сдачи экзамена.

Кроме того, целесообразно в конце 11 класса выделить урок будущим экзаменующимся на предварительное прослушивание их работ в классе, ведь школьную научно- практическую конференцию посещают не все ученики.

2.8. Формирование ключевых компетентностей при работе над ом

Какие же ключевые компетентности помогает сформировать и развить работа над ом?

Во-первых, он помогает формированию гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры.

Во-вторых, развивает культуру читательского восприятия художественного текста, понимание авторской позиции, способствует развитию образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся.

В-третьих, позволяет способствовать освоению текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, помогает усвоению основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формированию общего представления об историко-литературном процессе.

В-четвёртых, при работе над ом совершенствуются умения анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; формируются навыки поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернет.

Кроме того, защита а предполагает также формирование коммуникативной компетенции: формирование навыков публичного выступления, а при предусматривающей дискуссию форме защиты ещё и умение отстаивать и доказывать собственную точку зрения. А умение собирать и систематизировать материал по определённой теме, логически выстраивать его, наконец, пользоваться различными информационными ресурсами (включая Интернет), несомненно, пригодится ученикам в дальнейшей учёбе в вузах и колледжах.

Исходя из вышеизложенного, мы можем обозначить ряд задач, которые будет решать учитель приступая к работе над ом:

1. научить выпускников методике проведения учебно-исследовательской деятельности;

2. сформировать у учащихся познавательные мотивы, стимулирующие к осознанному включению их в исследовательскую деятельность;

3. вовлечь выпускника в активную познавательную деятельность;

4. научить пользоваться материалами из фондов библиотеки современными информационными технологиями для поиска необходимой для работы информации;

5. развить навыки публичного выступления и защиты своих взглядов перед компетентной аудиторией.


2.9.Результативность работы

За 16 лет работы мною было подготовлено к выпуску 8 одиннадцатых классов. Экзамен в форме а сдавали 41 ученик. Из 41 работы 30 было аттестовано на оценку «5» (отлично), 11 – на оценку «4» (хорошо). В 2006-2007 г.г. работа Мустафиной Алисы «Инфернальные мотивы в ранних повестях Н. В, Гоголя» завоевала первое место на Областных филологических чтениях, работа Тихоновой Дарьи «Образ дерева в лирике С. Есенина» - второе. В 2007-2008 учебном году 5 ов были представлены на Городских филологических чтениях. В результате реферат Сенаторовой Дины «Тема матери в творчестве Н. А. Некрасова» завоевал 1 место, а реферат Марининой Натальи «Современная женская проза» - 3 место. На 5 Областных филологических чтениях реферат Марининой Натальи «Современная женская проза» занял 1 место, реферат Александровой Елизаветы «Образ нигилиста в русской литературе 19 века» - 2 место, реферат Трофимовой Анастасии «Деятельность Н.А. Некрасова в журнале «Современник» - 3 место, а работа Сенаторовой Дины «Тема матери в творчестве Н.А. Некрасова» была удостоена грамоты «За высокие успехи в исследовательской деятельности». На устном экзамене по литературе 2008 г. из пяти представленных работ все пять получили оценку «отлично». Представленный опыт взят на вооружение также МО естественнонаучного цикла, МО истории и МХК.

Хотелось бы определить перспективы работы над исследовательской работой по литературе в условиях современной школы. Как мне кажется, по литературе должен стать частью проектной работы, именно это и решит проблему массовости подобной работы. Проект позволяет использовать различные формы исследования, дифференцируя их по степени сложности, что поможет задействовать в работе учеников разного уровня подготовки. В перспективе я планирую проведение подобной работы по предмету, которую надеюсь обобщить в дальнейшем.

Напоследок хочется ещё раз отметить, что , обязательно останется в школьной практике не только как экзаменационная форма, но и как эффективная форма исследовательской работы, позволяющая развить у обучающихся ключевые учебные компетенции.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, следует отметить, что работа над школьным ом по литературе и русскому языку позволяет создать «…систему последовательного вовлечения школьников в интеллектуальные формы деятельности, повышения их инструментальной филологической оснащённости» [2].

В своей работе мне удалось:

· показать, что остаётся в школьной практике как эффективная форма исследовательской работы, позволяющая развить у обучающихся ключевые учебные компетенции;

· выявить задачи, которые стоят перед учителем, приступающим к работе над ученическим ом;

· представить теоретическое обоснование данного опыта;

· познакомить коллег с технологией опыта:

· ознакомить коллег с системой работы над ом:

а) определить, какой ученик может заниматься ивной работой;

б) раскрыть особенности консультативной работы учителя;

в) представить коллегам особенности структуры а;

г) показать коллегам технологию формулирования темы а;

д) показать особенности работы над введением, выбором методов исследования, составлением плана а, специфику работы над его содержанием и заключением;

· определить сроки работы над ом;

· ознакомить коллег с различными вариантами процедуры защиты работы;

· ознакомить коллег с принципами оценки а;

· показать возможное применение данного опыта при работе в классе;

· показать результативность данной системы работы над школьным исследованием

В перспективе я планирую применение опыта работы над ом в проектной деятельности учащихся, дальнейшую работу над применением в исследовательской работе мультимедийных технологий, технологий ИКТ как для работы над содержанием ученических исследований, так и для работы над их оформлением и защитой.

Информационные источники

1.Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. М.: Вербум-М, 2001.

2. Калмыкова И.Р. Экзаменационные ы учащихся выпускных классов./Повышение квалификации педагогических кадров: Материалы межрегиональной научно-практической конференции, посвящённой 60-летию ЯИРО/ Под ред. Проф. Г.К. Селевко. – Ярославль: ЯИРО, 2000, с. 109-110.

3. Княжицкий А. Устный экзамен: и ответ по билетам./ Первое сентября. Литература, 2007, №05.

4. Кочетов А.И. Культура педагогического исследования. Минск, 1996, с. 98-124.

5. Рабочая концепция одарённости. М., 2003, с. 57-85.

5. Хуторецкий М. И., Новикова Т. А. Школьный и основные требования к его написанию./ Завуч, 2001, №8, с.82-86.

7. как жанр научного стиля. http://lib.gmsib.ru/index.php?resource=10249&id_site=11

8. Пайков Н.Н. Филологический проект департамента образования./Ярославские областные юношеские филологические чтения, инструктивные документы, рекомендации, лучшие работы 2004-2007 г.г. Ярославль. 2008, с45-48.

9. Примерная программа среднего (полного) общего образования по литературе (базовый уровень)

10. Примерная программа среднего (полного) общего образования по литературе (профильный уровень).

11. Синягина Н.Ю., Чирковская Е.Г. Личностно-ориентированный учебно-воспитательный процесс и развитие одарённости. М., 2001, с. 76-94.

12. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика./ Под ред. Е.С. Полат. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2000, с.140-155.

13. Стандарт полного общего образования по литературе (базовый уровень).

14. Стандарт полного общего образования по литературе (профильный уровень).

15. Татьянченко Д. В., Воровщиков С. Г. Общеучебные умения как объект управления общеобразовательным процессом./ Завуч, 2000, №7,с 61.

16. Учебно-исследовательская деятельность старшеклассников в системе образовательной деятельности гимназии. Санкт-Петербург. Гимназия №56, 2000, 128 с.

17. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Педагогика, 1990, с. 3-37, 69-76.

18. Фридман Л.М. Психология в современной школе. Для руководителей и работников образования. М.: ТЦ «Сфера», 2001.

19. Хуторецкий М.И., Новикова Т.А. Школьный и основные требования к его написанию./ Завуч, 2001, №8, с.82-86.

20. Ярославские областные юношеские филологические чтения. Инструктивные документы. Рекомендации. Лучшие работы 2004-2007 г.г./ Под ред. Л.В. Хабатиловой и Н.Н. Пайкова. Ярославль: ЦОШ «Олимп», 2008.

21. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., 1996, с.27-47.

Приложения

Приложение 1

Памятка для учащегося по разработке а

1. Продумайте тему своей работы, в общих чертах определите её содержание, набросайте предварительный план.

2. Составьте список литературы, которую следует прочитать;

3. Разработайте как можно более подробный окончательный план и возле всех пунктов и подпунктов укажите, из какой книги или статьи следует взять необходимый материал.

4. Во вступлении к работе:

а) поставьте исследовательскую задачу, обоснуйте её актуальность(причины её значимости в настоящее время);

б) сформулируйте цель работы, определите конкретные задачи, способствующие решению поставленной цели.

5. В основной части работы:

а) определите логические этапы решения названной проблемы;

б) проанализируйте используемые в работе художественные тексты в контексте исследуемой задачи, сделайте необходимые выписки, если необходимо, составьте картотеку исследуемых материалов;

в) проанализируйте теоретические и литературоведческие источники по теме, сделайте необходимые выписки, сформулируйте для себя точку зрения авторов по исследуемой проблеме;

г) сопоставьте точку зрения по исследуемой проблеме разных авторов, определите, с какой из них вы согласны или сформулируйте свою, подтверждая выводы собственными наблюдениями над текстом или информацией изученных первоисточников.

6. В заключительной части работы:

а) укажите итоговые результаты работы

б) сформулируйте заключительные выводы.

7. Старайтесь писать грамотно, точно, кратко; разделяйте текст на абзацы; не допускайте повторений.

8. Самокритично прочитайте свою работу и зафиксируйте все намеченные недостатки; перепечатайте работу набело.

Приложение 2

Общие требования и правила оформления текстов

Объём а колеблется от 20 до 25 страниц печатного текста, допускается, но нежелателен рукописный вариант.

Для текста, выполненного на компьютере, – размер шрифта 12-14, Times New Roman, обычный, интервал между строк – 1,5-2; размер полей: левого – 30 мм, правого – 10 мм, верхнего – 20 мм, нижнего – 20.

Текст печатается на одной стороне страницы. Все страницы нумеруются; цифру номера страницы ставят вверху по центру страницы; на титульном листе номер страницы не ставится. Каждый новый раздел начинается с новой страницы.

Расстояние между названием раздела и последующим текстом должно быть равно 3 интервалам. Заголовок располагается посередине строки, точку в конце заголовка не ставят.

Правила оформления титульного листа см. «Структура а».

Если в основной части работы содержатся цитаты или ссылки на высказывания, необходимо указать номер источника по списку и страницу в квадратных скобках в конце цитаты или ссылки внизу страницы по правилам оформления ссылок.

Например: Древняя мудрость гласит: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне действовать самому – и я научусь»(3, С.65)

Список источников помещается после заключения. В нём сначала перечисляется художественная литература, а затем другие источники. Нумерация сквозная. Список выстраивается и нумеруется по алфавиту фамилий авторов. Если в источнике не указан автор, то в списке такой источник занимает место согласно своему названию. Кроме автора и названия книги необходимо указать город, издательство, год, количество страниц. После литературы перечисляются источники масс-медиа и Интернет

Например:

1.Булгаков М. А. Мастер и Маргарита. М.: Современник, 1996, 350 с.

2.Вулис В. Я. Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». М.: Русское слово, 1997, 456 с.

3.Чудакова М. М. Фантасмагорические образы Булгакова./ Новый мир, 1988, №6, с 45-63.

4.Программа «Цивилизация». Канал «Культура», 14декабря 2006 г.


Приложение 3

Темы ов, апробированные в ходе учебной деятельности

Биографические

Деятельность Н. А. Некрасова в журнале «Современник»

Обзорные

1. Изображение демониады в русской и мировой литературе.

2. Проблема наполеонизма в русской и европейской литературе.

3. Роль снов в романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?» и в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

4. Честь и милосердие в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» и романе М. А. Шолохова «Тихий Дон».

5. Концепция личности в русской литературе 20 века о гражданской войне.

6. Ницшеанские мотивы в русской литературе конца 19 – начала 20 века.

7. Эволюция образа «лишнего» человека в русской литературе 19 века.

8. «Мысль семейная» в русской литературе 19 века.

9. Тема войны в русской литературе второй половины 20 века.

10. Образ нигилиста в русской литературе 19 века.

Проблемные темы по творчеству одного автора

19 век

1. Образ дворянина в творчестве И. С. Тургенева.

2. Новаторство пьес А. П. Чехова.

3. Внутренний мир личности в любовной лирике Н. А. Некрасова.

4. «Мысль семейная» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир».

5. Психологизм романа Л. Н. Толстого «Война и мир».

6. «Лишние» люди в произведениях И. С. Тургенева.

7. Приём двойничества в романах Ф. М. Достоевского.

8. Купеческие образы в творчестве А. Н. Островского.

9. Инфернальные мотивы в ранних повестях Н. В. Гоголя.

10.Фантасмагория «Петербургских повестей» Н. В. Гоголя.

11. Тема матери в творчестве Н.А. Некрасова.

20 век

1. Война и метаморфозы личности в творчестве М. А. Шолохова.

2. Фантасмагория в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

3. Жизненные и литературные прототипы Маргариты в романе

М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

4. Любовь в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

5. Прототипы образа Воланда в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

6. Цикл «Стихи о Прекрасной Даме» в творчестве А. Блока.

7. Тема любви в лирике А. Блока.

8. Отражение исторических событий в творчестве А. А. Ахматовой.

9. Роль стихотворного цикла Юрия Живаго в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго».

10. Поиски смысла жизни в повести М. Горького «Фома Гордеев».

11.Тема свободы в ранних рассказах М. Горького.

12.Тема дерева в лирике С. Есенина.

13 Современная женская проза.

Темы интегрированных экзаменационных ов

по истории и литературе

(оценка выставлялась по двум предметам)

1. Процесс коллективизации и его отражение в русской литературе 20 века

2. Сталинградская битва и её отражение в военной прозе.

3. Хрущёвская «оттепель» и развитие литературы в этот исторический период.

4. Концепция гражданской войны в современной историографии и изображение гражданской войны в русской литературе 20 века.

5. Процесс формирования городов и тема города в русской литературе 17 – начала 20 века.

Приложение 4

Отзыв руководителя о выпускной учебно-исследовательской работе.

Отзыв руководителя

о учебно-исследовательской работе

учени__11__класса МОУ СОШ № 4

__________________________________________(фамилия, имя ученика)

Работа, выполненная на тему___________________________________________
________________________________________________________________________________

Является______________________________________(актуальной, недостаточно актуальной)

В ходе выполнения работы учащийся продемонстрировал:

Самостоятельность____________________________________(да, нет)

Активность в научном поиске___________________________

Владение исследовательскими методами__________________

Грамотность изложения________________________________

Логичность построения материала_______________________

Компетентность______________________________________

Высокое качество оформления материалов________________

По своему содержанию, логике изложения, полученным результатам и их соответствию поставленной цели работа носит_____________________________(исследовательский, ивный) характер

Особое мнение___________________________________________________________________

________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________

Руководитель_________________________________


Отзыв руководителя

на экзаменационный

ученицы 11 «А» класса МОУ СОШ № 4

Марининой Натальи

Работа, выполненная на тему «Современная «женская» проза» является актуальной, интересной и сложной для исследования. Вопрос о «женской» прозе как особом направлении в современной литературе до сих пор остаётся открытым. Тем ценнее самостоятельные выводы, сделанные ученицей по этому вопросу, их аргументированность и доказательность.

В ходе выполнения работы ученица продемонстрировала самостоятельность, активность в научном поиске, владение исследовательскими методами. Наталья подробно рассказывает об условиях возникновения «женской» прозы, представляет её основные направления в современном литературном процессе. Для подробного анализа ученица взяла прозу Л. Петрушевской, Т. Толстой и Л. Улицкой. Этот выбор был обусловлен личными читательскими симпатиями автора работы и неким концептуальным сходством их творчества.

Тема, бесспорно, связана с учебным материалом курса русской литературы 20-21 веков, но и выходит за его рамки: Наталья обращается к творчеству таких писательниц, которым мало или вовсе не уделено внимание и без того обширной программе 11 класса. В работе ученица сумела показать теснейшую связь исторических и литературных процессов, их взаимообусловленность.

Как нам кажется, выпускница абсолютно справедливо рассматривает изображение духовного мира современного человека как главную тему творчества всех трёх анализируемых авторов, формулирует отличия в подходе к ней писательницами.

Работа интересна личностным подходом к исследуемому материалу, выпускница не скрывает своих явных симпатий к творчеству Л.Улицкой, именно ему посвящена большая часть исследования, поэтому, на наш взгляд, Наталье и можно было ограничиться анализом специфики «женской» прозы именно на примере этого автора, что придало бы исследованию большую глубину и содержательность.

Как нам кажется, цели и задачи работы сформулированы достаточно чётко и соответствуют заявленной теме, а итоговые выводы – задачам и целям работы.

Работу отличает также грамотность изложения, логичность построения, чёткость выводов.

Следует отметить, что ученицей не во всём соблюдены критерии оформления материала (отсутствуют сноски в основной части работы и т.д.)

По своему содержанию, логике изложения, полученным результатам и их соответствию поставленной цели работа носит исследовательский характер.

Работа была представлена на городских юношеских «Филологических чтениях», где заняла 3 место, а также на Областных юношеских «Филологических чтениях», где была удостоена 1 места.

На наш взгляд, работа заслуживает высокую (отличную) оценку.

Руководитель: Богачёва О.А.,

учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ №4

Отзыв руководителя

на экзаменационный

ученицы 11 «А» класса МОУ СОШ № 4

Сенаторовой Дины.

Тема работы «Тема матери в творчестве Н.А. Некрасова».

Сенаторова Дина выбрала для своей работы тему, мало исследованную в литературоведении. Актуальность темы обусловлена ещё и тем, что именно Некрасов открывает тему матери в русской литературе, сделав её одной из главных в своём творчестве. Однако этот факт мало изучен, что делает работу ученицы самостоятельной и особенно интересной.

Очевиден интерес автора к заявленной теме, связанной с школьным курсом литературы 19 века.

Дина достаточно подробно остановилась на предыстории вопроса: как тема матери рассматривалась в русской литературе до Некрасова, абсолютно правомочно уделив большое внимание фольклору как основному источнику этой темы в русской литературе до 19 века и как источнику многих материнских образов крестьянской поэзии Некрасова.

Выпускница рассмотрела биографические предпосылки темы матери в творчестве поэта, при этом хочется отметить, что о матери поэта известно очень немного, поэтому Дине пришлось привлечь для работы широкий круг источников. Выпускница исследовала образ матери не только в крестьянской, но и в городской, разночинской поэзии «певца народного горя», осветив не только традиционно исследуемую часть наследия великого поэта, но и представив новые тематические подходы к изучению его городской лирики. Особый интерес представляет та часть работы, где ученица, рассмотрев биографическую лирику Некрасова делает вывод о создании им некого обобщённого образа матери-разночинки, женщины нового времени, идущей наперекор традиционной крепостнической морали.

Работу отличает логичность изложения, личностное изложение материала, самостоятельность исследования.

Как нам кажется, цели и задачи работы сформулированы достаточно чётко и соответствуют заявленной теме, а итоговые выводы – задачам и целям работы.

Материал изложен грамотно, работа написана хорошим литературным языком, внешнее оформление в целом (отсутствуют сноски в основной части работы)соответствует предъявляемым требованиям, как и оформление библиографии.

Для улучшения качества работы можно порекомендовать использовать в ней для анализа роман Н. Г. Чернышевского «Что делать», в котором тоже представлен образ женщины нового времени, а также представить более подробный анализ изобразительно-выразительных средств, с помощью которых создаётся образ матери в творчестве Н. А. Некрасова.

Представляемая на защиту компьютерная презентация содержит интересный иллюстративный материал, раскрывает основные аспекты работы.

Работа была представлена на городских юношеских «Филологических чтениях», где завоевала 1 место, а также была отмечена грамотой Областных юношеских филологических чтений «За высокие достижения».

В целом работа заслуживает высокую (отличную) оценку.

Руководитель работы

Богачёва О. А.

учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ №4