Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 20

 

Поиск            

 

работа. Тема: «Способы развития интуиции»

 

             

работа. Тема: «Способы развития интуиции»

.

Тема: «Способы развития интуиции»

Автор: Бодрухина Алла

ВГ – 5

Цель работы: Исследование того, как специальные упражнения могут быть полезными в развитии интуиции.

Введение: Я выбрала эту тему для своей курсовой работы, т.к. считаю, что интуиция может быть дополнительным, а и иногда и основным ресурсом в принятии решений. Для меня это актуально ещё и потому, что я хочу принимать решения и ориентироваться в окружающем мире, используя не только логику и интеллект, а ещё и такой иррациональный способ получения информации, как интуиция. Для меня это важно потому, что мне бывает сложно принять решение самостоятельно. Я долго мучаюсь, прикидываю все «за» и против», много советуюсь с другими людьми. На это уходит много времени и сил. В этом случае я перестаю слышать себя, ориентируясь на мнения и опыт других людей, не вижу «подсказок» и «намёков», приходящих ко мне. Из-за этого часто принимаю неверные для себя решения. К тому же сам процесс получается долгим и мучительным. На это уходит много моих сил и энергии. Я обратила внимание, что как-то не слишком доверяю себе в этот момент и чаще всего прошу совета у других людей. Для меня важно научиться слышать себя, доверять себе, потому что, мне кажется, что это наиболее верный и гармоничный путь. Я хочу развить в себе такую способность и считаю, что это можно сделать с помощью специальных упражнений.

Гипотеза: Интуицией обладают все люди. Одни люди могут использовать интуицию в большей степени, другие – в меньшей. Я считаю, что если регулярно выполнять специальные упражнения, то эту способность можно развить.

Для достижения цели работы и раскрытия гипотезы я рассмотрела следующие вопросы:

1.Интуиция - великая способность, которой одарила человека природа.

1.1. Теоретические взгляды и практические рекомендации Ошо на развитие интуиции.

1.2. Практическое руководство Лоры Дей по использованию интуиции.

2. Практические исследования.

2.1. Упражнения, направленные на развитие интуиции. Практическая работа участников.

2.2. Результаты исследований.

2.3. Анализ результатов исследования.

Заключение.

Используемая литература:

1. Ошо «Интуиция»

2. Ошо «Внутреннее путешествие. Эксперименты с медитацией»

3. Лора Дэй «Практическая интуиция в бизнесе»

4. Лора Дэй «Самоучитель по развитию интуиции»

5. Мирзакарим Норбеков «Где зимует Кузькина мать, или как достать халявный миллион решений»

6. Мирзакарим Норбеков «Опыт Дурака, или путь к прозрению»

7. Олег Андреев «Развитие интуиции и сверхчувствительного восприятия»

8. Чарльз Тарт «Практика внимательности в повседневной жизни»

9. Рейки

Теоретическая часть:

Когда я приступила к курсовой работе и начала изучать литературу, то столкнулась с проблемой понимания, что же такое интуиция? Раньше у меня не было такого понятия вообще, только иногда возникали довольно слабые ощущения, похожие на предчувствия, которые мною быстро отметались логикой и рационализмом. И только по прошествии времени я вспоминала эти намёки, подсказки и понимала, что что-то важное для себя упустила. Чем больше я углублялась в изучение материала, тем сильнее меня охватывала паника из-за непонимания. Я рассчитывала найти чёткую формулировку, подробное объяснение того, что же такое интуиция. Прочитав несколько книг, я так и не нашла этого. Стала перечитывать, по ходу чтения делать упражнения. Подошла к этому вопросу с такой мыслью: «Если эта книга про интуицию, значит где-то должна быть информация. Читай между строк!»

Такими загадочными источниками для меня явились книги авторов Ошо и М. Норбекова.

В своей книге «Интуиция» Ошо раскрывает важность взаимодействия инстинкта, интеллекта и интуиции: «Мудрый человек – тот, кто создаёт гармонию между головой (интеллект), сердцем (интуиция) и телом (инстинкты). В этой гармонии человек приходит к откровению источника своей жизни, самого её центра, души. Интеллект – это функция головы, инстинкт – это функция тела, а интуиция – это функция сердца. Мы живем в присутствии прошлого, настоящего и будущего. Инстинкт – это то, что принадлежит к животному прошлому. Человек дышит всегда, когда бодрствует и когда спит, сердце его бьётся, внутри организма происходит множество химических процессов. Все процессы в организме происходят независимо от наших знаний и интеллекта. Интеллект – это человеческое. Это наше настоящее. Именно так мы функционируем – из интеллекта. Все наши науки, весь наш бизнес, все наши профессии, всё, что происходит в мире – всё основано на интеллекте. Интеллект имеет большую погрешность, потому что он очень нов. И поскольку у него нет корней в опыте, он заменяет опыт верованиями, философиями, идеологиями. Они применимы не в любой ситуации. Интеллект слеп, он не умеет обращаться ни с чем новым. Он всегда даёт старый ответ на новый вопрос. Интуиция – это наше сознание, наше существо. Интуиция делает человека мудрым. Интуиция даёт человеку секреты существования, приносит безмятежное молчание, безмятежность, которые нельзя потревожить и нельзя отнять. Интеллект из всего делает проблему и не знает совершенно никаких решений. Инстинкт никогда не создаёт никаких проблем, и ему не нужны никакие решения; он просто действует естественно. Интуиция – это чистое решение, в ней нет никаких проблем. Инстинкт с интуицией прекрасно действуют вместе: один на физическом уровне, другая на духовном уровне. Все проблемы человечества сводятся к тому, что оно застряло посередине, в уме, в интеллекте».

Эта книга помогла мне понять причины, которые мешают человеку приблизиться к своей истине (интуиции).

1. Первая причина – это знание. Имеется в виду знание, как теория, знание – как повторение чужого опыта. Для истины важен только личный опыт самого человека. И здесь важно не начинать отбрасывать одно знание и заменять его другим, а просто понять, увидеть тот факт, что знание создаёт дистанцию. Для этого важно быть осознанным, пробовать все знания на своём опыте, делать свои собственные выводы.

2. Вторая причина – это интеллект. «Ум в распоряжении хозяина – прекрасный слуга; ум, властвующий над сознанием – опасный хозяин».

3. Воображение. Способность к интуиции и способность создавать твою собственную реальность – не только различные, но и диаметрально противоположные вещи. Интуиция – это только зеркало. Она ничего не создаёт, она только отражает. Она отражает то, что есть. Создание собственной реальности называется воображением – это способность грезить.

4. Политика, т.е. стремление к власти, стремление к доказательству своей важности и значимости.

Глубже изучая эту книгу, я поняла что нужно делать для того, чтобы интуиция стала слышна и понятна. Для этого нужно:

1. Развивать органы чувств.

2. Приблизиться к своему высшему Я. Для этого нужно отбросить ограничивающие убеждения и обусловленности.

3. Отбросить излишнюю сентиментальность и эмоциональность. На смену этого должны прийти эмпатия и вовлечённость.

4. Слышать свои инстинкты и проявлять их.

5. Быть сонастроенным с собой. И именно из этой сонастроенности возникают правильные решения.

Книги Лоры Дэй «Практическая интуиция в бизнесе» и «Самоучитель по развитию интуиции» явились для меня практическим руководством по развитию интуиции. Главным выводом для меня здесь является то, что для получения интуитивной информации важно всё, на что я реагирую. Другими словами: то, на что я обращаю внимание, используя свои органы, чувств имеет значение. «Интуиция - это способность, с которой вы рождаетесь, подобно способности к языку, мышлению или восприятию му­зыки. Интуиция не является даром, доступным немногим: это неотъемлемая часть любого умственного, эмоционального или психического процесса.

Суть наиболее эффективного использования интуиции заключается в том, чтобы направить поставляемые ею неосознанные данные так, чтобы ваше сознание смогло их интерпретировать.

Прежде всего до сих пор успешное использование вашей ин­туиции могло быть делом случая - орел или решка. Умение достигается благодаря знанию того, как применять интуицию эффективно. Способность понимать информацию, которую вы получаете интуитивно, требует усовершенствования, так же как мышление совершенствуется применением логики. Какие бы врожденные интуитивные навыки ни сохранились у вас с детства, их можно развить, как любые другие навыки, путем проведения тренировок. Кроме того, интуиция будет приносить куда больше поль­зы, если не окажется «затерянной» среди других составляю­щих процесса принятия решений. Это справедливо и в отно­шении эмоций и интеллекта. Если известно, на что мы реаги­руем и почему, то мы можем более осознанно принимать рациональные решения».

Применяя на практике предложенные в этих книгах упражнения, я для себя отметила, что для меня не составляет большого труда процесс сбора информации. У меня получается это легко и свободно. Проблемы чаще всего возникают с интерпретацией данных. Автор рекомендует: «Интуитивная инфор­мация всегда объективна и правильна, ошибки появляются только при интерпретации интуитивных данных. Для того чтобы уменьшить вероятность ошибок, интуитив­ные данные должны быть изначально отделены от логических или эмоциональных, так чтобы эти различные источники до­полняли друг друга.»

Так же важной информацией для меня было и то, что интуиция всегда отвечает на вопросы, даже, если они пока ещё не заданы. Соответственно, очень важной практикой для меня было, научиться правильно задавать вопросы. Ещё одно открытие, которое я сделала – это то, что интуиция говорит с нами на языке образов и символов и для того, чтобы эффективно осуществлять интуитивный поиск важно быть открытым для восприятия не иметь ожиданий. Благодаря упражнениям из этой книги я смогла получать информацию нестандартным для меня способом. Несмотря на то, что эта информация оказывается довольно точной, мне, привыкшей мыслить логически, это пока ещё кажется странным. Например, если задан вопрос, касающейся моей работы, то как эти образы, которые приходят вместе с информацией от органов чувств относятся к ответу? Где-то внутренне я знаю, что ответ правильный, но в этот момент срабатывает привычка объяснять всё логически. Кроме того, мне кажется, что автор слишком большое значение придаёт технической стороне этого вопроса, т.е. много работать с образами и символами. Лично для меня удобнее работать с состоянием. А именно, когда я нахожусь в интуитивном состоянии, я являюсь более открытой для получения информации. И она приходит ко мне как-то неожиданно в виде знания. В этот момент я понимаю: «Вот оно!», потому что чувствую внутреннюю гармонию и все сомнения исчезают. Все упражнения из этой книги направлены как раз на то, чтобы процесс получения интуитивной информации был бы осознанным.

Очень интересным источником информации явилась книга М.Норбекова «Где зимует Кузькина мать, или как найти халявный миллион решений». С ней вообще произошла интересная история. Когда я увидела её в книжном магазине, я ещё не знала, что она тоже об интуиции. Купила её просто потому, что мне нравится этот автор, и я решила приобрести ещё одну его книгу. Каково же было моё удивление, когда, начав её читать, я поняла, что она про интуицию!!! Несмотря на то, что подача информации в книге довольно простая и даже несколько легкомысленная (как и во многих других книгах этого автора) в ней почти нет чётких и конкретных рекомендаций и формулировок. Вот именно здесь мне пришлось читать между строк и шевелить мозгами. Выводы оказались простыми и приятными.

1. Искусственно создать такое эмоциональное состояние, в результате которого ощущаешь себя человеком, который уже является таким, каким хочет быть в результате. В данном случае человеком, который уже является интуитом.

2. Своё эмоциональное состояние нужно передать телу, т.е. своё состояние запомнить телом.

3. Искусственно создавать в себе состояние радостного ожидания от того, что предстоит тренировка.

4. Для получения результата делать упражнения нужно регулярно.

Кроме этого важно отметить, что для того, чтобы лучше чувствовать себя и окружающий мир нужно ещё вылечить своё тело, т.е. заниматься физическим и психическим здоровьем. Многие рекомендации автора перекликаются с христианскими заповедями и рекомендациями Ошо, описанными выше.

В результате прочтения книги, а также благодаря тренировкам я теперь могу быстро входить в состояние, которое автор называет «Октавой» и придаёт ему главное значение. Мне это состояние даёт уверенность в своих силах, в этом состоянии происходит решение многих задач. Да и просто хорошее настроение, в котором я нахожусь благодаря этому упражнению, помогает мне сонастроиться и с собой, и с окружающим миром.

Другие книги, которые я изучала в процессе работы, являются, своего рода, фоном и подтверждением информации, полученной ранее. Так, например, Чарльз Тарт в книге «Практика внимательности в повседневной жизни» рекомендует ряд практических упражнений для развития внимательности. Внимательность в повседневной жизни важна для того, чтобы воспринимать мир во всех его тонкостях и более правильно действовать по отношению к другим и к самому себе. Это помогает быть более осознанным, находится в существующем моменте. Это соответственно, помогает войти в интуитивное состояние и получается лучше улавливать приходящую интуитивную информацию. Олег Андреев в книге «Развитие интуиции и сверхчувствительного восприятия» придаёт большое значение упражнениям, направленным на развитие целостности и гармонии, как внутренней, так и с внешним миром.

Хочу отметить, что очень сильный ресурс я получаю от практики Рейки. В Рейки используется энергия жизненной силы. Ее называют Ки (по-японски, отсюда название Рейки) или Ци (по-китайски, составная часть названия известной китайской гимнастики цигун). Это неотъемлемая жизненная сила Земли, планет, звезд и небес, и эти источники энергии влияют на энергию любого живого организма. Если кратко, то это лечение при помощи космической энергии, которое производится посредством наложения рук лечащего (проводника) на тело человека нуждающегося в лечении. Эта практика мне помогает быстрее входить в интуитивное состояние и центрироваться. Очень часто, во время сеансов Рейки я получаю ответы на волнующие меня вопросы, и иногда эти ответы приходят в виде готовой информации, которая не нуждается в расшифровке. Иными словами, информация приходит в виде знания, которое очень похоже на внутреннюю мудрость и приносит мне гармонию и покой. Часто получаю информацию в виде образов и символов, которые потом интерпретирую. Кроме того практика Рейки базируется на пяти основных жизненных принципах, которые важны не только для развития интуиции, но и для гармоничного развития человека в целом:

1. Именно сейчас не злись.

2. Именно сейчас не беспокойся.

3. Именно сейчас будь благодарен.

4. Именно сейчас добросовестно выполняй свою работу.

5. Именно сейчас будь добр ко всем людям.

Практическая часть.

К практической работе я сначала приступила самостоятельно. Все упражнения я начала пробовать на себе. В ходе работы, я уже поняла, что могу ответить на некоторые важные для меня вопросы, опираясь на упражнения и рекомендации, которые взяла из книг. Для подтверждения своих выводов я решила предложить группе добровольцев попробовать развить у себя интуицию теми же способами. Для этого я выбрала упражнения, которые, на мой взгляд, явились наиболее эффективными и предложила их опробовать на практике. Всего в эксперименте участвовало пять человек, включая меня. Все участники группы работают с большим потоком информации. В своей работе им часто приходится быстро принимать верное (интуитивное) решение, поэтому они заинтересованы в развитии интуитивных способностей. В начале работы мы собирались все вместе. Участникам были предложены упражнения, которые затем нужно было делать самостоятельно. Совместных встреч было две. В промежутках между встречами осуществлялась связь по телефону и электронной почте. В завершение работы были проведены индивидуальные коучинговые сессии с каждым участником группы и сделаны выводы.

Упражнения:

Для того чтобы «впустить» в себя интуицию необходимо определённое состояние. Наблюдения показывают, что чаще всего интуиция «говорит» с нами тогда, когда мы находимся в каком-либо повышенно эмоциональном состоянии. В состоянии стресса или влюблённости люди чаще всего более открыты интуиции. Поэтому для начала нам необходимо создать в себе состояние. То есть, создаём в себе состояние радости, счастья, полёта.

Упражнение 1

«Октава» Это упражнение направлено на формирование внутренней уверенности, для формирования того состояния, которое является основой для любого вида деятельности. Я поставила его первым, потому что считаю, что для того чтобы получить результат от своей работы важно чувствовать себя сильным, уверенным и радостным человеком. В случае развития интуиции это упражнение является необходимым для того, чтобы отбросить сомнения в том, что мы уже являемся интуитами.

Нам нужно сейчас создать образ себя - всемогущего человека. Создать свой образ, образ человека с побеждающей волей, проникающей мыслью, яркими ощущениями. Образ Себя-Лидера, образ Себя-Победителя, образ Себя-Того, кем вы хотите стать, того, кем вы себя в своих мечтах видите, кем всю жизнь откладывали быть, вздыхая: «Ах... не в этой жизни!».

Вот это и будем создавать. Это будет одна из многих ваших заготовок.

Если вы женщина, используйте в этой работе свою впечат­лительность. Если вы мужчина, напрягите свое упорство.

Дайте желание, внутреннее повеление быть таким, каким вы хотите стать. Быть уже сейчас, сию секунду. И чтобы от этого желания пошли мурашки радости, мурашки истомы.

Усиливаем! Еще. Еще наращиваем. Полностью внутри себя.

Внутри себя создаем очаг — очаг радости, очаг счастья, очаг внутреннего стремления.

Стремления к здоровью.

Стремления к красоте! Стремления к юности.

Стремления к силе.

Стремления к бодрости.

Стремления к гибкости. Стремления к доброте.

Стремление, стремление, стремление к своему идеалу!

И по всему телу пропускаем резонанс. По всему телу отправ­ляем — волна за волной — истому созидания, истому радости, истому утверждения. Истому внутреннего могущества!

Силу своего духа в виде резонанса отправьте каждой клеточ­ке! Свет, тепло своей души в виде поддержки, как весеннее солн­це, отправьте каждой клеточке...

Чтобы каждая клеточка, как весенний бутончик, выпрями­лась, раскрыла свои маслянистые листики в свете вашей души. Вот это повеление отправьте.

Повеление за повелением. Приказ за приказом. Приказ лю­бящего, любимого человека.

Еще! Волна! Усиление. Увеличение. По возрастающей.

Голова ясная, полностью контролируем себя. Полностью осознанное поведение. Повеление сильного духом.

Берем свой идеал и в виде доброго, чистого, ясного, уверен­ного утверждения отправляем каждой клеточке.

Отправляем каждой волосинке.

Отправляем в каждую мышцу.

Отправляем каждому сосудику.

Отправляем всем участкам своего тела.

Чтобы там возник резонанс — резонанс перевоплощения, резонанс перерождения.

Усиливаем. Увеличиваем. Наращиваем.

Еще. Еще. Еще.

А теперь попробуем усиливать, усиливать свое воздействие. Увеличивать своё воздействие. Наращивать свое воздействие. Наращивать утверждение, что вы есть СИЛА! Вы есть МОГУЩЕСТВО! Вы есть КРАСОТА! Вы есть ЛЮБОВЬ! Вы есть СОВЕРШЕНСТВО! ВСЁ, что вы желаете!!! Усиливаем. Наращиваем. Наращиваем. И признаем в себе СИЛУ. Признаем в себе всё свое ВОЛШЕБСТВО. Признаем!

А теперь попробуем в более сильном варианте.

По возрастающей!

Дайте желание быть таким, каким вы хотите стать.

Дайте повеление, что будете таким, каким намерены быть.

Дайте утверждение, что вы это ЕСТЬ!

Внутренним взором проходим по всему телу. Навязываем ту цель, которую вы носите в себе, ту созидательную силу, созида­тельное стремление и желание, повеление, приказ...

Все время по возрастающей.

А теперь вспоминаем тот свой Образ совершенства. Вспо­минаем юность, прекрасные времена, в которых вы — сама гар­мония, сама красота. Вот это все сейчас отправьте в виде ПО­ВЕЛЕНИЯ по всему телу.

И теперь опять, спокойно и уверенно глядя на свой идеал, видим СВОЕ БУДУЩЕЕ и этот идеал НАВЯЗЫВАЕМ!!!

Навязываем, зная свою цену.

Навязываем, зная свою силу.

Навязываем, зная, что вы это можете!

Вы Человек с большой буквы.

Вы — Личность!

Дайте ПОВЕЛЕНИЕ!!!

Повеление, что вы есть ЗДОРОВЬЕ.

Повеление, что вы есть РАДОСТЬ.

Повеление, что вы есть ЛЮБОВЬ.

Повеление, что вы есть СЧАСТЬЕ.

Повеление, что вы есть ОПОРА для своей семьи.

Повеление!

Просто дайте себе сейчас свой завтрашний день!

Навязываем с любовью, с радостью.

Состояние счастья, которое вы создаете в каждой клеточке...

Ощущаем в себе великую силу, имя которой Господь Бог.

Познавая себя, раскрывая себя, узнавая себя, узнаём Госпо­да своего.

Познайте в себе СЧАСТЬЕ!

Познайте в себе СИЛУ!

Познайте в себе ВЕЛИКОГО СОЗИДАТЕЛЯ!

и ВЕЛИКОЕ СОЗИДАЕМОЕ!

МОГУЩЕСТВО — равнение на него!

Пропустите силу по всему телу.

Это упражнение нужно делать всегда, т.е. важно привыкнуть к нему как к своему естественному состоянию. Первое время будет сложно, т.к. нам более привычно другое наше состояние.

Следующие упражнения направлены на развитие чувствительности. Для их выполнения не нужны никакие специальные приготовления. Их можно делать в любое время, в любом месте.

Упражнение 2

«Учимся слушать» Упражнения 2 и 3 направлены на расслабление. Они помогают отвлечься от внутреннего диалога и войти в состояние расслабленности и отрешённости, в котором лучше всего слышна интуиция.

Нужно закрыть глаза и слушать всё, что звучит. Это может быть звук проезжающей машины на улице, голоса людей, пение птиц, тиканье часов в квартире, шум работающего компьютера. В этом упражнении важно максимально сосредоточиться на звуках и пытаться слышать одновременно все звуки, слышать их сразу все, не выделяя какой-либо из них.

На первый взгляд это упражнение может показаться достаточно простым. Но уже через одну, максимум, 2 минуты человек начинает отвлекаться на свои мысли, подключает эмоции, в общем, выходит из процесса. Здесь необходимы усилия для того, чтобы возвращать себя в состояние слышания.

Упражнение 3

«Оживляем своё тело»

Закрываем глаза и внутренним взглядом проходим по своему телу. Фиксируем всё, что происходит в каждом органе, в каждой части тела. Можно также представлять себя травой, деревом, каким-либо животным и фиксировать все свои ощущения из этого образа.

После того, как вы попробовали сделать каждое из этих упражнений, их можно соединить в одно и выполнять его как самостоятельное.

Упражнение 4

«Карты» Это упражнение я выбрала потому, что оно позволяет зафиксировать чувство, которое появляется в результате правильного ответа на вопросы «да» или «нет»

Для упражнения нужна колода карт. Переворачиваем колоду «лицом» вниз. Мысленно задаёте себе вопрос: «Какого цвета карта?», но при этом на карту не смотреть. Ваша задача сейчас найти ответ внутри себя. А именно: направлять внимание на самоанализ. Важно уловить каждое из ощущений. Ответы будут приходить не в виде слов, не в виде покалываний или щекотки, а в виде чувства, в виде душевного импульса. В этом упражнении важно не бояться ошибиться, не ожидать правильного или неправильного результата. Не нужно радоваться мгновенной удачи, или огорчаться из-за неудачи. Важно «уловить» то самое чувство, которое говорит правду. Со временем у вас это получится. Выполнять его нужно каждый день по 15-20 мин.

Упражнение 5

«Становимся зеркалом» Цель этого упражнения – отпустить контроль головы и позволить «течь» мыслям, чувствам и образам. Это важно для сбора интуитивной информации, которую мы получаем из различных источников.

Поскольку ваша конечная цель — научиться собирать и вы­делять интуитивную информацию, вам нужно рассказывать о своих ощущениях так, как вы их чувствуете. Это означает, что вы должны развить способность непрерывно говорить и писать одновременно с получением впечатлений. Следующее упражнение позволит вам почувствовать это.

Это простое упражнение заключается в том, чтобы расска­зать обо всем, что вы ощущаете, чувствуете и думаете, расска­зать вслух.

Лучше всего иметь под рукой магнитофон или диктофон. Если ничего этого у вас нет, то попросите друга записывать ваши слова. Если вы все-таки вынуждены запи­сывать самостоятельно, используйте что-нибудь вроде стено­графии, чтобы могли не отставать от потока своих впечат­лений.

Поскольку вы хотите научиться осознавать проявления ин­туиции в повседневной жизни, будьте естественны. Вы можете делать это упражнение сидя или лежа. Когда вы будете готовы, сделайте несколько глубоких вдохов.

Для начала просто рассказывайте, что вы ощущаете в данный момент. Если вы слышите машину, гудящую за окном - скажите об этом. Если у вас чешется нос - скажите об этом (не стесняйтесь почесать его). Если вы голодны - скажите об этом.

Смысл в том, чтобы говорить обо всем, что вы замечаете, — говорить вслух. Не забудьте рассказать о мыслях, чувствах и воспоминаниях, пришедших вам в голову.

• Если вы вспомнили, что забыли оплатить счет, — скажи­те об этом.

• Если рекламный текст раздражающе вертится у вас в голове — скажите об этом.

• Если вы чувствуете, что вы «ничего не ощущаете», — ска­жите об этом.

• Если вы думаете, что это глупое упражнение, — скажите об этом.

Когда вы это сделаете, вы почувствуете искушение отредак­тировать ощущения, которые покажутся вам тривиальными или смутят вас. И в первую очередь вы попытаетесь проигно­рировать ощущения, которые «не имеют смысла».

Сопротивляйтесь этому искушению. Делайте любые уси­лия, чтобы говорить или писать непрерывно. Это заставит вас рассказывать аккуратно, без помех и цензуры со стороны со­знания.

Помните, что вы не «предполагаете» получить какие-ни­будь определенные впечатления, образы или ощущения, — по­мните, помехи, беспокоящие вас, могут оказаться ценными данными.

Остановитесь по прошествии нескольких минут или в лю­бой момент, когда вам покажется, что течение ваших впечат­лений естественным образом завершилось.

Наконец, если вы чувствуете, что «застряли», сделайте глу­бокий вдох и сосредоточьтесь на любом из своих ощущений. Позвольте ему вести вас к другому ощущению или мысли и так далее. Не забудьте использовать ваш блокнот.

Эти упражнения можно назвать подготовительными, но они составляют основу вашего интуитивного состояния. Их нужно выполнять ежедневно, подключая осознанность и отбрасывая механистичность.

Очень важное условие: ВСЕ УПРАЖНЕНИЯ ДОЛЖНЫ ВЫПОЛНЯТЬСЯ С УДОВОЛЬСТВИЕМ! Это важно, иначе пользы от тренировок не будет!

Все эти упражнения я представила именно в этом порядке потому, что основная часть их направлена на расслабление, отпускание интеллекта, внутреннего контроля, а это является основой для вхождения в интуитивное состояние.

Следующие упражнения я использовала для ответов на конкретные вопросы. Для этого я и участники эксперимента должны были сформулировать два вопроса и вложить их в чистые конверты. Далее, в процессе работы с упражнениями, необходимо было все полученные ответы (в письменном виде) вкладывать в конверты. Чистота эксперимента здесь заключается в том, что никто не знал, на какой из двух вопросов именно сейчас отвечает. Это важно для того, чтобы «запутать» голову и не позволить ей включиться.

Упражнение 6

«Учимся задавать вопросы» Я выбрала это упражнение, т.к. считаю, что правильно поставленный вопрос наполовину даёт ответ. Задавая вопрос нужно осознавать, что именно хочешь спросить.

Три требования к хорошему вопросу:

Хороший вопрос - это вопрос, который бы вы хотели задать. Хоро­шие вопросы - то есть вопросы, ответы на которые дадут нам полезную информацию, - удовлетворяют трем требо­ваниям:

Во-первых, каждый вопрос должен быть определенным и недвусмысленным, чтобы на него можно было дать точ­ный ответ.

Во-вторых, каждый вопрос должен быть простым, а не со­ставным. Интуицию легко сбить с толку составным вопросом, если первая поло­вина ложна, а вторая - истинна. (Обычно, если ваша интуи­ция сталкивается с составным вопросом, для нее типично об­ращение к его первой половине.)

В-третьих, каждый вопрос должен прямо относиться к проблеме, которую вы хотите решить. Другими словами, знайте то, о чем спрашиваете.

Предположим, женщина спрашивает: «Встречу ли я муж­чину своей мечты?» Если мужчина ее мечты - это кто-то, кто ей знаком, то она может получить отрицательный интуи­тивный ответ. Она не встретит мужчину своей мечты, пото­му что уже встретила его. Было бы лучше начать с вопроса: «Знаю ли я уже мужчину своей мечты?» Или можно было бы спросить: «Когда я встречу мужчину своей мечты?»

Упражнение 7

«На что вы обращаете внимание?» Упражнения 7 - 11 помогают собирать информацию. Здесь важно фиксировать всё, что приходит.

Часть 1

Нужно на мгновение оторваться от текста и осмотреть комнату. Важно, чтобы вы детально описали первое, на что упадет ваш взгляд. Притворитесь, что увиденное вами вызывает образы, чувства и даже может составить сюжет для рассказа, — и опишите по­лученные вами впечатления и информацию.

Нет никакого особенного, «правильного» способа выполне­ния упражнения. Но учтите, что эта информация имеет отно­шение к ответу на вопрос, который вы сформулировали.

Ну а теперь - поднимите глаза и смотрите. Опишите пер­вую вещь, на которую вы обратили внимание, и пусть это бу­дет ответом на ваш вопрос. Рассказывайте о своих впечатлениях подробно.

Часть 2

Просмотрите свой ответ. Ваши впечатления положитель­ны или отрицательны? Возникло ли у вас ощущение, что сле­дует ответить «да» или «нет»? Меняется ли ваше ощущение (запах, вид, вкус, чувство, воображение) в сторону более (или менее) позитивной оценки? Какие другие знаки подала вам ин­туиция?

Запишите все ваши впечатления.

Упражнение 8

«На скорую руку»

Оторвавшись от этой книги, запишите свои впечатления, возникающие при ответах на каждый из следующих вопросов:

• Что вы видите?

• Что вы слышите?

• Какой вкус вы ощущаете?

• Какой запах вы ощущаете?

• Что вы чувствуете?

• Что проходит через ваше сознание? Зафиксируйте свои впечатления.

Упражнение 9

«Учитесь доверять»

Вы не должны делать никаких сознательных усилий, даже не должны думать об этом. Просто притворитесь, что когда вы читаете эти строки, ваши чувства получают информацию, которая вам нужна для ответа на вопрос.

Идея состоит не в том, чтобы догадаться, каким будет воп­рос или ответ. Вам нужны фрагменты информации, которые, будучи соединенными, станут для вас осмысленными и помо­гут описать ответ в общих чертах. Эти фрагменты не обязатель­но должны иметь смысл, так же как не должны укладываться в какую-либо логическую схему. В конце концов, вы даже не знаете, о чем идет речь.

Не так ли?

А теперь, когда вы притворились, что можете воспринять вопрос всеми своими чувствами, притворитесь также, что все, о чем вы думаете, что воспринимаете, видите, чувствуете, слы­шите, все запахи и вкусовые ощущения, любые другие обра­зы, - все это является фрагментами информации, полезной для ответа на вопрос. Начинайте фиксировать все свои впечат­ления — или на бумаге, или записывая их на магнитофон.

Сделайте глубокий вдох и обратите внимание на то, какой запах вы чувствуете. Что вы слышите. Что воображаете.

Проследите, какие эмоции сейчас испытываете и какие вос­поминания они вызывают.

Запишите все эти впечатления.

Притворитесь, что вы находитесь в другом месте. Где вы? Что вы делаете? Кого видите вокруг себя? Что происходит по­близости?

Теперь позвольте себе обратить внимание на что-нибудь еще. Пусть ваши чувства живут собственной жизнью, просто замечайте их. Вы можете чувствовать вкус того, что вы види­те, и улавливать запах чего-либо. Дайте всем своим чувствам свободу взаимодействовать и творить и обратите внимание, какие эмоции переживаете прямо сейчас.

Делаем записи.

Упражнение 10

«Позволим своим впечатлениям создать сюжет»

Сделайте долгий глубокий вдох и позвольте себе получить зрительный образ. Если вы не сможете ничего увидеть, притворитесь, что вы что-то видите, и сообщите, что именно.

Теперь позвольте этому образу выстроить рассказ о нем са­мом. Запишите рассказ в той последовательности, которую подсказывает вам интуиция.

Не делайте усилий. Просто позвольте образу вести вас за собой. Продолжайте в течение нескольких минут, пока рассказ естественным образом не прекратится.

Сделав это, задайте себе следующие вопросы о своем рас­сказе:

• О чем напомнил вам первоначальный образ?

• Как окончательный образ или рассказ соотносится с первоначальным?

• Много ли было «движений» или изменений между пер­воначальным и окончательным образом?

• Какими качествами характеризуется это движение?

Не смущайтесь, если ваши образы меняются в соответствии с переживаниями конкретного дня или состоянием сознания.

Упражнение 11

«Техника круга»

Пользуясь «техникой круга», вы рассматриваете вопрос, выявляя детали, касающи­еся различных внутренних и внешних воздействий, влияющих на ситуацию.

Если вам для работы нужен осязаемый образ, нарисуйте круг.

• Вы — центр круга.

• За пределами окружности находится окружающая среда, а также все то, что оказывает на вас влияние извне.

• Сама окружность — это граница между вами и внешни­ми воздействиями.

• Встряхните круг, чтобы перемешать перспективы возможных результатов, а также свое восприятие ситуации. Как теперь выглядит внутренняя часть круга? Как выглядит то, что лежит вне его? Граница между ними?

Теперь представьте себе, что вы находитесь в центре круга. Найдите образ для описания себя. Каков этот образ?

Позвольте воображению обрисовать то, что вас окружает. Опишите, что вы ощущаете, находясь в центре круга. Затем осмотритесь и опишите, что находится вокруг вас.

Представьте, что вы — окружность круга. Опишите себя.

Представьте, что вы можете воспринимать то, что находит­ся вне круга. Опишите все это. Кого или что вы там находите?

Представьте, что вы стоите вне круга и смотрите внутрь его. Каким выглядит круг с этой позиции?

Полезный совет: Вы можете выполнять это упражнение в обратном поряд­ке: сначала заглянув в будущее («встряхнув круг»), а затем спросив, что требуют для положительного результата различ­ные элементы круга.

Знакомимся с содержимым конвертов и подводим итоги:

Начните с распределения своих впечатлений по соответ­ствующим вопросам. Если вы не записали свою интерпрета­цию (или «перевод») какого-либо из образов, сделайте это, прежде чем двигаться дальше. Рассматривайте каждую инту­итивную подсказку как полный ответ и попытайтесь не допус­кать того, чтобы другие ответы на тот же самый вопрос влия­ли в этот момент на интерпретацию. Выполнив это задание, вы можете начинать объединять все свои впечатления в еди­ный ответ. Давайте начнем.

Приготовьте исходную информацию и свою интерпретацию для первого вопроса. Рассмотрите следующие пункты.

• Согласованы ли все ваши впечатления? Если нет, не предполагает ли их несогласованность наличия других вари­антов?

• Относятся ли ваши ответы исключительно непосредствен­но к вопросу или же они в большей мере затрагивают другие аспекты вашей жизни?

• В чем ваши непереведенные интуитивные впечатления похожи одно на другое? Встречаются ли в них одинаковые имена, моменты времени, географические названия, чувства
и так далее? Если да, то какие?

• В чем ваши впечатления согласуются (или не согласу­ются) с вашей эмоциональной или рациональной оценкой вопроса?

Теперь используйте ответы на эти вопросы (а также на дру­гие, которые пришли вам в голову), чтобы построить осмыс­ленный ответ. Затем изложите этот ответ на разговорном язы­ке — как если бы вы рассказывали его незнакомцу, который не верит в интуицию

Посмотрите, чем отличаются ваши впечатления (если от­личаются), и используйте различия как подсказку для поис­ка альтернативных ответов на вопрос.

Рассмотрите другой вопрос таким же образом.

Оценивая свой ответ, спросите себя, какие другие вопро­сы он вызывает, а затем поищите ответы и на них в своем исходном материале. Теперь объедините всю имеющуюся у вас информацию.

Давайте потратим некоторое время на интерпретацию ва­шей информации как единого целого. Если ее отдельные час­ти противоречат друг другу, содержатся ли в ваших впечатле­ниях (или в том, что вы знаете) какие-либо сведения, которые бы объясняли это противоречие?

Если результат вам не нравится, можно ли найти в ваших интуитивных образах какую-нибудь информацию о том, как изменить его? В какой период времени и с помощью какого действия следовало бы произвести такое изменение?

Связываем все вместе

Выполнив все упражнения, вы получили объем информации для ответа на свои вопросы. Собе­рите свои заметки, составив наборы ответов для каждого воп­роса. Рассмотрите следующие моменты, касающиеся ваших впечатлений.

• Что общего имеют подсказки для ответа на каждый вопрос?

• Что они говорят вам о результате?

• Дают ли они вам какие-либо перспективы по вопросу?

• Какие новые проблемы они вызывают в связи с вашими исходными вопросами?

Возможно, вы заметите, что ваши ответы на каждый воп­рос дали вам множество дополнительной, не относящейся к ним информации о вашей жизни и о предстоящих в ней пере­менах. Вы можете использовать полноту информации, чтобы сделать лучший из возможных выборов. Оцените в целом всю полученную вами информацию, с тем чтобы найти не просто ответы на вопросы, а рекомендации к действиям.

Результаты индивидуальной работы:

В этой части практической работы для меня важно было понять как изменилось моё состояние и состояние участников эксперимента в результате применения упражнений.

Начну с себя.

В начале, как я уже говорила, я не слишком доверяла себе и поэтому часто советовалась с другими людьми для принятия решения. Для меня интуиция означала – предчувствие. И в процессе изучения материала для меня явилось открытием, что интуиция – это более широкое понятие, а предчувствие – это всего лишь часть интуиции. Но даже, несмотря, на то, что предчувствия были, я не очень-то к ним прислушивалась. Я всегда старалась все свои решения и выводы обосновать логически. Очень часто я до такой степени «накручивала» свои мозги, что они уже отказывались думать, а решение всё не приходило. Я где-то, глубоко внутри, чувствовала, что правильное решение может прийти только изнутри, но как к нему подобраться? В этом мне помогли упражнения, направленные на расслабление и вхождение в особое состояние восприятия. Это упражнения 2 «Учимся слышать» и 3 «Чувствуем своё тело», кроме того, эти упражнения очень приятно выполнять. Правда, здесь для меня существует проблема в том, что я не могу долго удерживать себя в этом состоянии. Самое большее – это 2-3 минуты, и в голову начинают лезть всякие мысли, подключается внутренний диалог и что-нибудь ещё. В общем, приходится себя постоянно возвращать в это состояние. Упражнение «Октава», как мне показалось не слишком полезно для получения интуитивных данных, т.к. состояние радостного ожидания и волнения меня, скорее, отвлекают, чем помогают. Мне ближе состояние расслабленности и отвлечённости. В этот момент я делаю более точные предположения, а также в этом состоянии получаю информацию в виде готовых ответов. Не слишком приятным для меня было упражнение «Карты». В момент угадывания карты, я включаюсь эмоционально, ожидаю, что сейчас назову правильно. Всё это мешает уловить то самое чувство, которое и является интуитивным. Упражнение, направленное на практику постановки вопроса для меня оказалось очень значимым. В процессе формулирования вопроса уже начинали для меня проясняться многие ответы. В этом случае это упражнение явилось для меня ещё и полезной практикой. Сейчас я, прежде чем задать какой-либо вопрос сначала спрашиваю себя: «Какой ответ я хочу получить?» Полезными для меня оказались упражнения, направленные на сбор информации при помощи моих органов чувств и работа с ассоциациями. Поскольку я раньше не предполагала, что интуиция - это ещё сбор информации, то мне даже не приходило в голову, что таким образом тоже можно её получать. Для меня до сих пор кажется странным, что таким способом можно получать верные сведения. Точность попадания благодаря этим упражнениям не менее, чем на 80%. Интересные для себя выводы сделала когда приняла участие в экзаменационном проекте тренинга Юрия Ичкитидзе. Мы разбились на пары, и нужно было узнать при помощи интуиции, что за предмет спрятал партнёр? Хочу внести важное наблюдение: во время сбора интуитивной информации я была очень близко к правильному ответу. Все названные характеристики, описывающие качество спрятанного предмета имели «попадание» на 90-95%. И как только нужно было назвать сам предмет, я на долю секунды вышла из интуитивного состояния и «включила» голову, т.е. применила логику и сразу ушла в сторону от правильного ответа. В результате сделала такой вывод, что когда идёт сбор информации нельзя спешить с интерпретацией и раньше времени «подключать» мозги. Для меня, человека с одинаково развитыми левым и правым полушариями головного мозга очень важно использовать и логику, и интуицию для принятия решения или для получения важного ответа. Нужно только их разделять и «выводить на сцену» по-очереди.

Первый участник.

Этот участник, как и я ранее рассматривал интуицию как предчувствие. Наши встречи и самостоятельное выполнение упражнений помогли ему осознать интуицию как более широкое понятие. Упражнение «Октава» делает ежедневно, но не считает, что оно помогает развивать интуицию. Это упражнение способствует хорошему настроению и самочувствию. Упражнения «Учимся слушать» и «Оживляем своё тело» делать вообще не может, т.к. они вызывают сильное раздражение, переходящее в физическую боль. Упражнение «Карты» также оценено как не эффективное. В ходе его не удаётся «поймать» нужное состояние угадывания карты. Результат, как правило, 50% / 50%. Делая это упражнение, респондент не может расслабиться и постоянно ждёт правильного угадывания. Как эффективные и полезные были оценены упражнения, направленные на сбор ассоциаций и образов (6 – 10). Эти упражнения использовались для ответов на конкретно заданные вопросы. Ответы на заданные вопросы пришли не только в результате анализа полученной информации. Часть ответов была уже известна в процессе сбора этой информации. Интерпретация данных только подтвердила эти ответы. Большое значение для получения интуитивной информации респондент уделяет практике Рейки. Во время сеанса, или после него, приходит информация в виде какого-то внутреннего осознания. В результате чего участник «видит всю картину целиком», т.е. ответ на интересующий вопрос возникает как целостная картина, затрагивающая многие аспекты жизни респондента.

Второй участник.

Упражнение «Октава» респондент отмечает не столько полезным для развития интуиции, сколько важным для создания общего ресурсного состояния. Кроме того, что в этом состоянии приятно пребывать, как-то само собой происходит, что всё что задумано, запланировано, желанно всё сбывается. Не могу не привести цитату респондента, относящуюся к этому упражнению: «Успех сопутствует наивным». Упражнения «Учимся слышать» и «Оживляем своё тело» участник охарактеризовал как самое приятное и полезное. Оно помогает замечать своё тело, слушать и слышать внутренние реакции организма на то, что происходит. Это упражнение испытуемый использовал, когда нужно было принимать решение участвовать или нет в одном проекте. У этого участника было несколько встреч с заказчиком проекта, и умение фиксировать ощущение в теле помогли принять решение отказаться от этой работы. Спустя некоторое время выяснилось, что это решение было правильным. К упражнению «Карты» участник подошёл творчески. Вместо того чтобы просто угадывать цвет карты и фиксировать те ощущения, которые происходят во время правильного ответа, респондент держал руку на расстоянии 1-2 см над картой и чувствовал рукой её цвет. Чёрные карты для него более холодные, чем красные. За время тренировки количество правильно называемых карт увеличилось на 10-15%. Упражнение «Учимся задавать вопрос» для участника было полезным также и для целеполагания, т.е. помогает более чётко и детально формулировать вопрос, что позволяет получить более точный ответ и вообще, помогает понимать свои желания. Респондент также отмечает, что работа над постановкой своего вопроса иногда даёт уже часть ответа. Упражнения, направленные на сбор ассоциаций и интерпретацию данных вызвали трудности. Для этого человека эти упражнения было бы приятнее и легче делать в группе. Результатом работы, направленной на развитие интуиции стало ощущение своего тела, чувствование и фиксирование реакций в нём. Важно отметить, что этому участнику свойственна структура и логическое обоснование. В индивидуальной беседе выяснилось, что благодаря упражнениям удалось получить интуитивные ответы на свои вопросы, но отсутствие логического объяснения мешает поверить, что это действительно интуитивные ответы. Из-за этого человек чувствовал себя не уверенно, т.к. не привык таким способом получать информацию. Упражнения сначала делал регулярно, каждый день, потом, примерно, 2-3 раза в неделю. Для того чтобы было проще выполнять эти упражнения, а также для поддержания веры в свои интуитивные способности этому человеку не хватало рядом партнёра, с которым можно было бы советоваться. Как вариант, была бы полезна работа в группе.

Третий участник.

У этого участника упражнение «Октава» вызвало сопротивление. Он объясняет это тем, что формулировки фраз, с использованием слов «повелеваем» и «навязываем» вызывают неприязнь. Упражнения, направленные на развитие чувствительности иногда вводят респондента в такое состояние, которое не является ни сном, ни бодрствованием и в это время часто приходит в виде образов и ассоциаций. Это состояние отмечает как очень спокойное и гармоничное. Обычно в это время получает понимание, что полученный ответ правильный. Этот участник обычно пользуется интуитивной информацией наоборот, т.е. сначала получает ответы (образы и ассоциации), а потом думает над вопросами. В упражнении «Карты», цвет определяет, прикоснувшись рукой к карте. Также как и предыдущий участник чувствует, что чёрные карты холоднее, чем красные. Все упражнения, направленные на сбор ассоциаций для этого участника оказались очень эффективными. Они дали ему новый опыт в получении информации, используя не только зрительный канал (как это было раньше). Этот участник теперь использует ощущение вкуса, запахов, звуков для получения информации. Отдельно отмечает как важное упражнение «Учимся задавать вопрос». Правильно сформулированный вопрос облегчает получение ответа. Этого человека можно назвать «правополушарным» и, скорее всего все упражнения, за исключением «Октавы», не вызвали никаких трудностей в выполнении.

Четвёртый участник.

Наиболее эффективными упражнениями для этого участника явились упражнения, направленные на развитие чувствительности. Эти упражнения помогают ему расслабиться и получить ответы на свои вопросы. Иногда приходит только часть ответа, и тогда приходится формулировать новый вопрос, чтобы получить новую информацию. Упражнение «Октава» было также отмечено как ресурсное состояние, в котором приятно находиться. Интересно, что это упражнение так же, как и предыдущее вызывает такое сильное расслабление, что часто во время его выполнения участник засыпал. Упражнение «Карты» не вызвало никаких трудностей и дало довольно высокий результат угадывания. Примерно 70% правильных ответов, но уловить состояние и чувства в теле, которые происходят, когда угадывает карту, не удалось. Все упражнения, направленные на сбор ассоциаций вызвали раздражение и сопротивление участника. Он объясняет это тем, что в это время сильно включается голова и пытается внести в процесс логическую ясность. В результате происходит путаница, непонимание и раздражение. В дальнейшем были попытки продолжить работу с этими упражнениями, но результат тот же: раздражение, непонимание и невозможность объяснить это логически. Если интуитивная информация принимается, то только в состоянии расслабления, когда отключается любая деятельность организма. В это время, как правило, информация приходит в виде готового ответа, или части ответа. Упражнения на развитие чувствительности и интуитивного восприятия этот участник делает регулярно, почти ежедневно.

Вывод.

Интуицией обладает каждый человек, но не все могут её почувствовать. Большинство людей за интуицию выдаёт предчувствие, что является только частью интуиции. Нельзя утверждать, что есть упражнения, которые эффективны для всех. Большинство участников отмечают, что упражнения, направленные на расслабление позволяют изменить привычное состояние и помогают информации поступать через те каналы, которые раньше не были задействованы. Не слишком эффективными является упражнение «Карты». Его сложно выполнять из-за того, что человек сильно включается эмоционально и часто начинает просчитывать какой будет следующая карта. Упражнения, направленные на сбор ассоциаций у многих вызывают сложности в выполнении. Исследования показали, что участникам, привыкшим логически обосновывать любые процессы и результаты сложно выполнять упражнения, направленные на получение интуитивной информации посредством сбора ассоциаций. Невозможность логического объяснения интуитивных ответов вызывает у них раздражение и сопротивление. Я объясняю это тем, что людям, привыкшим мыслить логически, сложно переключиться на такой нестандартный способ получения информации. Для этих людей более эффективной будет работа в группе, чтобы рядом были люди, с которыми можно всегда посоветоваться. Для них также важно обмениваться опытом с другими участниками групповой работы. Тем участникам, у которых одинаково хорошо развиты и правое и левое полушария, а также «правополушарным» упражнения сложности не вызывают. Отсюда следует вывод, что для каждого человека есть упражнения более эффективные, есть менее эффективные. Важно выбрать для себя те, которые больше подходят. Что касается регулярности выполнения выбранных упражнений, то здесь мой вывод такой: не обязательно делать их ежедневно, в определённой последовательности и в строго отведённое время. Важно уметь перестраиваться на другой способ получения информации, делать наблюдения, прислушиваться к себе и миру.