Главная Учебники - Разные Лекции (разные) - часть 20
Пензенский государственный педагогический университет имени В. Г. Белинского УДК 53(075) А. А. Марко, О. В. Фолимагина, Н. В. Кирпичева ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА
руководство для самостоятельной работы Пенза, 2010 УДК 53(075) Марко А. А. Теоретическая механика. Руководство для самостоятельной работы. / А. А. Марко, О. В. Фолимагина, Н. В. Кирпичева. – Пенза: ПГПУ, 2010. – 40 с. Учебно-методическое пособие предназначено студентам физико-математического факультета. Пособие содержит подборку базовых задач курса классической механики, варианты самостоятельных работ. В пособие приведены алгоритмы решения задач, краткий анализ содержания задач для самостоятельного решения, а также требования к оформлению и защите самостоятельных работ. Ó Пензенский государственный педагогический университет имени В. Г. Белинского, 2010 Ó А. А. Марко, 2010 Ó О. В. Фолимагина, 2010 Ó Н. В. Кирпичева, 2010 Уважаемый студент, немногочисленные законы и теоремы, лежащие в основе теоретической механики, находят весьма разнообразные и обширные применения. Поэтому наибольшие затруднения у изучающих теоретическую механику вызывает приложение общих положений теории к решению конкретных задач. Залогом успешного освоения курса теоретической механики станет Ваша систематическая работа по изучению основных понятий, законов и принципов теории, а также решение задач. Первая часть пособия содержит 8 структурированных тем, содержащих перечень основных теоретических позиций темы, рекомендуемые алгоритмы решения задач данной тематики и подборку задач, наиболее ярко иллюстрирующих методы и приемы решения задач темы. Во второй части приведено описание самостоятельных работ, решение которых позволит Вам сформировать навыки использования законов механики в конкретных задачах. Тема 1. Траектория и законы движения материальной точки.
Вопросы: материальная точка, траектория, закон движения, пройденный путь, перемещение, система отсчета.
Алгоритм решения:
1. выбирается система неподвижных координат – прямоугольная, полярная или какая-нибудь иная; начало координат и та или иная система выбираются, исходя из условия задачи, так, чтобы дальнейшее решение было возможно более простым; 2. на основании условий задачи для избранной системы координат составляются законы движения; 3. имея законы движения точки, можно определить ее положение в любой момент времени, установить направление движения, найти траекторию, исключив из законов движения время. ЗАДАЧИ
1. По данным законам движения точки найти уравнения ее траектории в координатной форме и указать на рисунке положение точки в моменты времени
a)
b)
c)
d) 2. Движение точки задано уравнениями: 3. Точка движется по винтовой линии: 4. Точка участвует одновременно в двух взаимно перпендикулярных затухающих колебаниях согласно уравнениям: 5. По заданным законам движения точки в декартовых координатах: Тема 2. Кинематика материальной точки.
Вопросы: скорость материальной точки, ускорение материальной точки, проекции скорости и ускорения, тангенциальное и нормальное ускорения, кривизна траектории.
Алгоритм решения:
1. выбирается система неподвижных координат – прямоугольная, полярная или какая-нибудь иная; начало координат и та или иная система выбираются, исходя из условия задачи, так, чтобы дальнейшее решение было возможно более простым; 2. на основании условий задачи для избранной системы координат составляются законы движения; 3. имея законы движения точки, определить проекции скорости или ускорения, путем дифференцирования законов движения по времени; 4. определить модули скорости и ускорения, радиус кривизны траектории и т.д. ЗАДАЧИ
1. По данным уравнениям движения точки найти уравнения ее траектории в координатной форме и указать на рисунке направление движения
а)
b) 2. Мостовой кран движется вдоль мастерской согласно уравнению 3. Точка движется по винтовой линии: 4. Движение точки задано уравнениями: 5. Из орудия, ось которого образует угол 6. Точка участвует одновременно в двух взаимно перпендикулярных затухающих колебаниях согласно уравнениям: 7. Поезд движется равнозамедленно по дуге окружности радиуса 8. Найти величину ускорения, а также радиус кривизны траектории точки 9. Найти касательное и нормальное ускорения точки, движение которой выражается уравнениями 10. Точка Тема 3. Плоское движение твердого тела.
Вопросы: твердое тело, поступательное и вращательное движение, угловая скорость и угловое ускорение.
Алгоритм решения:
1. выбирается система неподвижных координат – прямоугольная, полярная или какая-нибудь иная; начало координат и та или иная система выбираются, исходя из условия задачи, так, чтобы дальнейшее решение было возможно более простым; 2. на основании условий задачи для избранной системы координат составляются законы движения; 3. имея законы движения точки, определить проекции скорости или ускорения, путем дифференцирования законов движения по времени; 4. определить модули скорости и ускорения, радиус кривизны траектории и т.д. ЗАДАЧИ
1. нити с поверхности вала, выраженное в сантиметрах, Определить: 1) угловое ускорение вала II как функцию расстояния d
;
2) ускорение точки на ободе колеса B в момент, когда 3. Скорость 4. постоянными скоростями Тема 4. Сложное движение материальной точки.
Вопросы: Абсолютное, переносное и относительное движение, теоремы сложения скоростей и ускорений.
Алгоритм решения (определение скорости точки в относительном, переносном и абсолютном движениях):
1. разложить движение на составляющие, определив абсолютное, относительное и переносное движения; 2. выбрать две системы координат: абсолютную и подвижную; 3. мысленно остановив переносное движение, найти скорость относительного движения; 4. мысленно отвлекаясь от относительного движения, найти скорость переносного движения точки; 5. применив теорему сложения скоростей, определить искомую абсолютную скорость точки. Алгоритм решения (определение ускорения точки в относительном, переносном и абсолютном движениях):
1. разложить движение на составляющие, определив абсолютное, относительное и переносное движения; 2. выбрать две системы координат: абсолютную и подвижную; 3. мысленно остановив переносное движение, найти скорость и ускорение точки в относительном движении; 4. мысленно отвлекаясь от относительного движения, найти угловую скорость переносного движения и ускорение точки в переносном движении; 5. найти кориолисово ускорение точки; 6. применив теорему сложения ускорений, определить искомое абсолютное ускорение точки. ЗАДАЧИ
1. По этой плоскости спускается тело Р с постоянным относительным ускорением 2. Найти абсолютное ускорение шарика, когда он находится на кратчайшем расстоянии от центра диска, равном 30 см. В этот момент угловая скорость диска равна 3 рад/с, угловое замедление равно 8 рад/с2
. Решить задачу в предположении, что диск вращается вокруг диаметра, параллельного хорде. Решить при условии, что осью вращения диска является диаметр, перпендикулярный хорде. Тема 5. Прямая задача динамики.
Вопросы: Основные законы динамики материальной точки (законы Ньютона), понятия силы, массы, инерциальной системы отсчета, принципы независимого действия сил, дальнодействия, причинности, дифференциальное уравнение движения, виды сил в механике.
Алгоритм решения:
1. изобразить на рисунке материальную точку в текущем положении и приложенные к ней активные силы; 2. применив закон освобождаемости от связей, изобразить соответствующие реакции связей; 3. выбрать инерциальную систему отсчета, если она не указана в условии задачи; 4. определить по заданному закону движения ускорение материальной точки и найти его проекции на выбранные оси координат; 5. составить дифференциальные уравнения движения материальной точки, соответствующие принятой системе отсчета; 6. из системы составленных уравнений определить искомые величины. ЗАДАЧИ
1. Горизонтальная платформа, на которой лежит груз массы 1,02 кг, опускается вертикально вниз с ускорением 4 м/с2
. Найти силу давления, производимого грузом на платформу во время их совместного спуска. 2. Камень массы 0,3 кг, привязанный к нити длины 1 м, описывает окружность в вертикальной плоскости. Определить наименьшую угловую скорость камня, при которой произойдет разрыв нити, если сопротивление ее разрыву равно 9 Н. 3. В вагоне поезда, идущего сначала по прямолинейному пути, а затем по закругленному со скоростью 20 м/с, производится взвешивание некоторого груза на пружинных весах; весы в первом случая показывают 4. Гиря массы 0,2 кг подвешена к концу нити длины 1 м; вследствие толчка гиря получила горизонтальную скорость 5 м/с. Найти натяжение нити непосредственно после толчка. 5. Груз массы 0,102 кг, подвешенный на нити длины 30 см в неподвижной точке, представляет собой конический маятник, причем нить составляет с вертикалью угол 600
. Определить скорость груза и натяжение нити. 6. Автомобиль массы 1000 кг движется по выпуклому мосту со скоростью 10 м/с. Радиус кривизны в середине моста 50 м. Определить силу давления автомобиля на мост в момент прохождения через середину моста. 7. Поршень ДВС совершает горизонтальные колебания согласно закону 8. Шарик, масса которого равна 100 г, падает под действием силы тяжести и при этом испытывает сопротивление воздуха. Движение шарика выражается уравнением 9. Груз массы 1 кг подвешен к тросу длины 2 м и совершает вместе с тросом колебания согласно уравнению 10. Точка массы Тема 6. Определение закона движения по заданным силам (обратная задача динамики).
Вопросы: Основные законы динамики материальной точки (законы Ньютона), понятия силы, массы, инерциальной системы отсчета, принципы независимого действия сил, дальнодействия, причинности, дифференциальное уравнение движения, виды сил в механике.
Алгоритм решения:
1. изобразить на рисунке материальную точку в текущем положении и приложенные к ней активные силы; 2. применив закон освобождаемости от связей, изобразить соответствующие реакции связей; 3. выбрать инерциальную систему отсчета, если она не указана в условии задачи; 4. записать систему начальных условий; 5. определить по заданному закону движения ускорение материальной точки и найти его проекции на выбранные оси координат; 6. составить дифференциальные уравнения движения материальной точки; 7. проинтегрировать систему дифференциальных уравнений движения. Использовав систему начальных условий, определить постоянные интегрирования; 8. воспользовавшись найденным законом движения, определить искомые кинематические величины. ЗАДАЧИ (прямолинейное движение)
1. Найти наибольшую скорость падения шара массы 10 кг и радиуса 2. Какова должна быть постоянная тяга винта 3. Определить движение тяжелого шарика вдоль воображаемой прямолинейного канала, проходящего через центр Земли, если принять, что силы притяжения внутри земного шара пропорциональна расстоянию движущейся точки от центра Земли и направлена к этому центру. Шарик опущен в канал с поверхности Земли без начальной скорости. Указать также скорость шарика при прохождении через центр Земли и время движения до этого центра. Радиус Земли равен 4. Точка массы 5. Тело массы 1 кг движется под действием переменной силы 6. Точка массы ЗАДАЧИ (криволинейное движение)
1. Тело веса 2. Точка массы 3. Точка Тема 7. Теорема об изменении момента импульса материальной точки.
Вопросы: Понятия центра масс системы материальных точек, момента импульса материальной точки, момента импульса силы, внешние и внутренние силы, замкнутая механическая система, закон сохранения момента импульса системы.
Алгоритм решения:
1. изобразить на рисунке систему в текущем положении и приложенные к ней внешние силы; 2. выбрать систему координат (при движении точки по дуге окружности следует одну из осей направить через центр окружности перпендикулярно ее плоскости); 3. вычислить суммы моментов сил, приложенных к материальной точке, относительно осей координат; 4. изобразить вектор импульса точки, записать выражение его моментов относительно неподвижных осей координат и взять от них производные по времени; 5. записать теорему о движении центра масс в проекциях на декартовы оси координат; 6. в зависимости от условия решить прямую или обратную задачу динамики. ЗАДАЧИ
1. Два математических маятника, подвешенных на нитях длин 2. Определить массу М
Солнца, имея следующие данные: радиус Земли 3. Определить движение точки, масса которой 1 кг, под действием центральной силы притяжения, обратно пропорциональной кубу расстояния точки от центра притяжения, при следующих данных: на расстоянии 1 м сила равна 1 Н. В начальный момент расстояние точки от центра притяжения равно 2 м, скорость 4. Частица М
массы 1 кг притягивается Тема 8. Закон сохранения полной механической энергии. Теорема об изменении кинетической энергии системы материальных точек.
Вопросы: Работа силы, кинетическая и потенциальная энергия системы материальных точек, эквипотенциальная поверхность, консервативные и диссипативные силы, закон сохранения механической энергии, теорема об изменении кинетической энергии системы материальных точек.
Алгоритм решения:
1. изобразить на рисунке систему в текущем положении и приложенные к ней внешние силы; 2. вычислить сумму работ всех сил, приложенных к материальной точке, на ее перемещении; 3. вычислить кинетическую энергию материальной точки в ее начальном и коечном положениях; 4. применить теорему об изменении кинетической энергии материальной точки и определить искомую величину. ЗАДАЧИ
1. Определить наименьшую работу, которую надо затратить для того, чтобы поднять на 5 м
тело массы 2 т, двигая его по наклонной плоскости, составляющей с горизонтом угол 2. К концу упругой пружины подвешен груз массы М
. Для растяжения пружины на 1 м
надо приложить силу в с Н
. Составить выражение полной механической энергии груза на пружине. Движение отнести к оси x
, проведенной вертикально вниз из положения равновесия груза на пружине. 3. При ходьбе на лыжах на дистанцию в 20 км
по горизонтальному пути центр тяжести лыжника совершал гармонические колебания амплитудой 8 см
с периодом Т
= 4 с
, масса лыжника 80 кг
, коэффициент трения лыж о снег f
= 0,05. Определить работу лыжника на маршруте, если всю дистанцию он прошел за 1 час 30 минут, а также среднюю мощность лыжника. Считать, что работа торможения при опускании центра тяжести лыжника составляет 0,4 работы при подъеме центра тяжести на ту же высоту. 5. Груз массы 1 кг
подвешен на нити длины 0,5 м
в неподвижной точке О
. В начальный момент груз отклонен от вертикали на угол 600
, и ему сообщена скорость 6. Путь, по которому движется вагонетка, скатываясь из точки А
, образует разомкнутую петлю радиуса r
, как показано на рисунке; Ð
ВОС
= Ð
ВО
D
= α
. Найти, с какой высоты h
должна скатываться вагонетка без начальной скорости, чтобы она могла пройти всю петлю, а также то значение угла α
, при котором эта высота h
наименьшая. На участке DC
центр тяжести вагонетки совершает параболическое движение. 7. Определить усилие в стержне как функцию угла отклонения стержня от вертикали, пренебрегая массой стержня. Длина стержня Общие указания к выполнению самостоятельных работ
Все студенты специальности «физика-информатика» выполняют в шестом семестре по три самостоятельные работы, каждая из которых состоит из пяти задач сборника [1]. Номера задач, входящих в самостоятельные работы № 1,2,3 выбираются из приводимых ниже таблиц 1,2,3. Выбор задач для каждой контрольной работы производится по заданному преподавателем варианту студента. Искомый вариант контрольной работы находится в таблице на пересечении строки, номер которой соответствует числу десятков номера варианта, и столбца с номером, соответствующим числу единиц номера варианта. Так, например, вариант, номер которого 23, содержит в самостоятельной работе 1 задачи 4.27, 2.41, 8.30, 12.8, 12.9 (на пересечении второй строки и третьего столбца таблицы 1). Следует обратить внимание на то, что задачи сборника Самостоятельные работы выполняется в отдельной тетради, на обложке которой указывается факультет, специальность, фамилия и инициалы студента, а также номер варианта. При оформлении самостоятельных работ необходимо выполнять следующие правила: 1.
в тетради оставляются поля шириной 4-5 см для замечаний преподавателя; 2.
текст условия задачи полностью переписывается из задачника; 3.
все чертежи выполняются с помощью карандаша, линейки и циркуля; не допускается выполнение чертежей "от руки"; 4.
чертежи должны сопровождать решение задачи, даже если они в задачнике не приводятся; 5.
на чертежах указываются все необходимые размеры и все векторы, упоминаемые в решении задачи; векторы могут изображаться цветными карандашами; 6.
решение задачи аргументируется ссылками на определения, аксиомы или теоремы; 7.
решение вначале производится в общем виде, затем в окончательные результаты подставляются числовые значения; следует обратить внимание на четкость изображения всех буквенных символов как на чертежах, так и при вычислениях. Невыполнение этих правил затрудняет проверку работы и создает трудности при ее защите. Если после проверки преподавателем какие-либо задачи работы окажутся не зачтенными, то все исправления следует производить в той же тетради на чистых или вклеенных листах, озаглавленных "Работа над ошибками". Каждая самостоятельная работа должна быть защищена студентом очно; в процессе защиты ему предлагаются вопросы, относящиеся к представленному им решению задач; студенту может быть предложено самостоятельно решить фрагмент задачи по одной из тем защищаемой самостоятельной работы. После защиты всех работ студент допускается к экзамену по курсу. Указания к выполнению самостоятельной работы 1 (Таблица 1)
Работа содержит три задачи по статике и две по кинематике. Все задачи по статике решаются путем составления уравнений равновесия. При решении задач целесообразна следующая последовательность действий: 1.
установить объект равновесия, то есть определить, равновесие какого тела или системы тел исследуется в данной задаче; 2.
выявить все связи, изобразить на расчетной схеме их реакции, а также все активные силы; 3.
определить, какого рода система сил действует на данный объект равновесия; 4.
выбрать оси координат, наиболее удобные для составления уравнений равновесия; 5.
составить систему уравнений равновесия для данной системы сил; 6.
решить эту систему уравнений относительно неизвестных величин и проанализировать решение. Приведенную выше последовательность действий необходимо отразить в пояснениях, которые должны сопровождать решение каждой задачи. Задачи первой строки
рассматривают равновесие тел под действием плоской системы сил.
При решении этих задач следует составить и решить три уравнения равновесия плоской системы сил. Задачи второй строки
посвящены равновесию систем
тел и решаются методом расчленения. При этом необходимо кроме чертежа из сборника задач изобразить каждый рассматриваемый объект равновесия отдельно и показать все силы, действующие на них. Задачи третьей строки
рассматривают равновесие тел под действи
ем пространственной системы сил
и решаются путем составления шести уравнений равновесия. При составлении этих уравнений следует иметь в виду, что часть из них может обращаться в тождество. Для облегчения нахождения проекций сил на координатные оси и моментов сил относительно координатных осей полезно изобразить объект равновесия вместе с приложенными к нему силами в трех ортогональных проекциях. Задачи четвертой и пятой строки
относятся к теме "Кинематика точки".
В задачах 12.2, 12.5, 12.6, 12.7, 12.13 речь идет о прямолинейном движении точки, а в задачах 12.8, 12.9, 12.12, 12.14, 12.16 - о движении по окружности. Решение задач этих строки необходимо пояснить схемой, изображающей точку в текущем (или заданном) положении, с указанием векторов ее скорости и ускорения (касательного, нормального, полного). Указания к выполнению самостоятельной работы 2 (Таблица 2)
Задачи первой строки
этой контрольной работы относятся к теме "Вращательное движение твердого тела вокруг неподвижной оси и преобразование движений".
При этом в задачах 13.5, ... 13.17 речь идет о нахождении кинематических характеристик или самого вращающегося тела, или точек, ему принадлежащих. В задачах 13.18, 13.19, 14.2, ... 14.12 рассматриваются некоторые простейшие механизмы, для которых необходимо установить соотношения между кинематическими характеристиками движения тел. Задачи второй и третьей строки
решаются при помощи теорем о сложении скоростей и ускорений в сложном движении точки.
При решении этих задач необходимо вначале пояснить, что принимается за подвижную систему отсчета каково ее движение и каково движение материальной точки относительно подвижной среды. На схеме необходимо показать положение точки в заданный момент времени или в заданном положении в подвижной системе отсчета. Далее следует указать теорему, используемую при решении задачи. На чертеже изображаются все составляющие абсолютной скорости или абсолютного ускорения точки. Решение рекомендуется выполнять аналитически, проектируя соответствующие векторные равенства на оси выбранной системы координат. Задачи четвертой строки
относятся к теме "Скорости точек плоской фигуры".
Решение целесообразно начинать с изображения тела или механизма, о котором идет речь в задаче, в заданном положении. После описания видов движения всех звеньев тела или механизма следует перейти к определению скоростей их узловых точек. При этом можно использовать либо метод полюса, либо теорему о проекциях скоростей двух точек плоской фигуры, либо определять скорости с помощью метода мгновенного центра скоростей. В задачах пятой строки
определяются ускорения точек плоской фигуры. В
качестве основного способа решения рекомендуется метод полюса, когда ускорение любой точки плоской фигуры представляется в виде геометрической суммы ускорения полюса, касательного (вращательного) и нормального (центростремительного) ускорений во вращательном движении фигуры вокруг полюса. При этом за полюс выбирается та точка плоской фигуры, ускорение которой либо уже известно, либо может быть легко определено по условию задачи. Решение рекомендуется производить аналитически, проектируя соответствующие векторные равенства на оси выбранной декартовой системы координат. Указания к выполнению самостоятельной работы 3 (Таблица 3)
Задачи первой и второй строки
,
относящиеся к теме "Обратная задача дина
мики
материальной точки
", сводятся к составлению и интегрированию дифференциальных уравнений движения точки при заданных начальных условиях ее движения. При этом рекомендуется соблюдать следующие правила составления уравнений движения: 1.
оси инерциальной системы отсчета выбираются так, чтобы в текущем положении координаты точки и проекции ее скорости были положительными; 2.
изображаются силы, приложенные к точке; 3.
записывается в векторной форме основное уравнение динамики точки; 4.
при проектировании этого уравнения на оси координат, получаются дифференциальные уравнения движения точки в выбранной системе отсчета. В задачах третьей строки
рассматривается важный класс динамических задач, посвященных прямолинейному колебательному движению материальной точки. Дифференциальное уравнение движения в этом случае составляется в проекции на ось, совмещаемую с прямолинейной траекторией движения материальной точки. Начало отсчета координат движущейся точки следует совместить с положением ее равновесия. Точка изображается в текущем положении, характеризующимся положительной координатой и положительной скоростью точки. Далее составляется основное уравнение динамики точки в векторной форме, в результате проектирования которого на ось получается дифференциальное уравнение соответствующего колебательного движения точки. В задачах 32.3,... 32.48 рассматривается случай свободных незатухающих (гармонических) колебаний точки. В задачах 32.62,... 32.65 рассматриваются свободные затухающие колебания, когда кроме линейной восстанавливающей силы на точку действует еще и сила сопротивления, пропорциональная первой степени скорости. В задачах же 32.78,... 32.100 рассматриваются вынужденные колебания точки. Задачи четвертой строки
решаются с помощью двух общих теорем динамики механической системы: теоремы о движении центра масс
(35.9, ... 35.21) или теоремы
об изменении кинетического момента сис
темы Решение этих задач следует начинать с составления расчетных схем, при этом целесообразно придерживаться следующей последовательности действий: 1.
выяснить, из каких тел состоит рассматриваемая механическая система; 2.
определить вид движения, совершаемого каждым из тел системы; 3.
определить, какие внешние силы (активные и реакции связей) приложены к телам системы в ее текущем положении; 4.
записать уравнение, выражающее теорему, применяемую для решения задачи, сначала в векторной форме, а затем в виде проекций на оси координат. При решении задач 35.17, ... 35.21 следует доказать, анализируя дифференциальные уравнения движения центра масс системы, постоянство абсциссы центра масс, учитывая начальные условия движения системы. Затем, учитывая это обстоятельство, следует приравнять абсциссы центра масс системы в начальном и конечном положениях. На чертеже при этом рекомендуется изобразить как начальное, так и конечное положения системы. Задачи 37.4, ... 37.27 решаются при помощи дифференциального уравнения вращения твердого тела вокруг неподвижной оси. При этом в задачах 37.15, ... 37.27 эти уравнения приводятся к дифференциальным уравнениям свободных крутильных колебаний, интегрирование которых осуществляется точно так же, как и в случае прямолинейных колебаний материальной точки. Задачи 37.42 ... 37.57 решаются непосредственно при помощи теоремы об изменении кинетического момента системы. В задачах 37.49 ... 37.57 сначала следует доказать, что имеет место случай сохранения кинетического момента относительно данной оси, а затем, используя это обстоятельство, приравнять кинетические моменты системы в начальном и конечном ее положениях. Задачи пятой строки
решаются с помощью теоремы об изменении кинетической энергии системы
. Большая часть этих задач решается с помощью этой теоремы в интегральной (конечной) форме, задача же 38.53 решается с использованием дифференциальной формы записи этой теоремы. В процессе решения этих задач необходимо вычислять кинетическую энергию системы в двух положениях - начальном и конечном; при этом кинетические энергии отдельных тел системы вычисляются по формулам соответствующим движению каждого из этих тел. Работы всех сил, приложенных к телам системы, определяются на перемещениях точек приложения этих сил, соответствующих переходу тел из их начального положения в конечное. ЛИТЕРАТУРА
1. Мещерский И.В. Сборник задач по теоретической механике. – М., Наука, 1986. 2. Бать М. И. Теоретическая механика в примерах и задачах / М. И Бать, Г. Ю. Джанелидзе, А. С. Кельзон. – М.: Наука, 1975. 3. Козлова З. П. Теоретическая механика в решениях задач из сборника И .В. Мещерского / З. П Козлова, А. В. Паншина, Г. М. Розенблат. – М.: КомКнига, 2006. ТАБЛИЦА 1
0
1
2
3
4
5
6
7
8
9
0
4.79 4.54 8.29 12.13 12.25 4.17 4.35 8.19 12.16 12.26 4.28 4.52 8.20 12.5 12.12 4.15 4.40 8.17 12.8 12.23 4.78 4.57 8.7 12.6 12.24 4.7 3.35 8.13 12.9 12.28 4.9 3.36 8.14 12.22 12.29 4.11 3.37 8.26 12.14 12.7 4.18 4.39 8.21 12.15 12.13 4.19 4.54 8.24 12.28 12.5 1
4.15 4.52 8.30 12.25 12.12 4.22 4.40 8.38 12.26 12.23 4.78 4.57 8.25 12.12 12.24 4.30 3.35 8.12 12.23 12.28 4.9 3.36 8.37 12.24 12.29 4.17 3.37 8.36 12.28 12.7 4.16 4.39 8.20 12.29 12.2 4.79 4.54 8.34 12.7 12.5 4.28 4.38 8.28 12.2 12.13 4.11 4.34 8.16 12.5 12.22 2
4.30 4.41 8.22 12.13 12.5 4.64 4.33 8.23 12.5 12.8 4.63 2.40 8.8 12.16 12.6 4.27 2.41 8.30 12.8 12.9 4.65 4.37 8.38 12.6 12.22 4.29 4.32 8.12 12.9 12.14 4.22 4.42 8.25 12.22 12.15 4.16 4.43 8.37 12.14 12.28 4.20 4.54 8.20 12.15 12.2 4.66 4.35 8.36 12.28 12.26 3
4.17 4.57 8.34 12.15 12.6 4.28 3.35 8.28 12.28 12.8 4.15 3.36 8.16 12.25 12.5 4.78 3.37 8.29 12.26 12.14 4.7 4.39 8.19 12.12 12.15 4.9 4.54 8.20 12.23 12.22 4.11 4.38 8.17 12.24 12.9 4.18 4.34 8.7 12.28 12.26 4.19 4.41 8.13 12.29 12.28 4.79 4.48 8.14 12.7 12.25 ТАБЛИЦА 2
0
1
2
3
4
5
6
7
8
9
0
14.1 23.36 23.36 16.24 18.7 14.5 23.48 23.17 16.25 18.24 13.5 23.47 23.48 16.14 18.25 13.6 23.28 23.27 16.12 18.33 13.7 23.27 23.28 16.5 18.3 13.8 23.31 23.35 16.37 18.4 13.10 23.35 23.31 16.15 18.10 13.19 23.36 23.38 16.4 18.22 13.17 23.37 23.29 16.19 18.14 14.6 23.29 23.37 16.18 18.23 1
14.9 23.59 23.15 16.21 18.34 13.9 23.58 23.30 16.16 18.27 13.5 23.50 23.18 16.37 18.17 13.7 23.13 23.17 16.36 18.18 13.10 23.15 23.19 16.20 18.12 13.8 23.17 23.21 16.31 18.29 14.6 23.30 23.36 16.35 18.30 14.5 23.19 23.48 16.29 18.32 14.4 23.18 23.47 16.34 18.36 13.6 23.21 23.28 16.25 18.35 2
13.18 23.50 23.27 16.14 18.33 14.6 23.43 23.31 16.12 18.27 13.15 23.45 23.35 16.5 18.12 13.11 23.46 23.38 16.4 18.29 14.9 23.58 23.37 16.15 18.30 14.2 23.59 23.29 16.25 18.32 13.16 23.47 23.50 16.29 18.36 14.12 23.50 23.47 16.18 18.35 14.10 23.13 23.46 16.22 18.17 14.11 23.15 23.58 16.17 18.18 3
13.19 23.31 23.50 16.37 18.25 13.17 23.35 23.43 16.36 18.24 13.18 23.38 23.47 16.20 18.7 14.6 23.37 23.46 16.25 18.3 13.15 23.39 23.45 16.31 18.10 13.11 23.50 23.58 16.29 18.4 14.9 23.43 23.50 16.34 18.33 14.2 23.47 23.50 16.25 18.14 13.16 23.45 23.59 16.24 18.22 14.12 23.46 23.13 16.37 18.34 ТАБЛИЦА 3
0
1
2
3
4
5
6
7
8
9
0
27.32 27.11 32.2 35.9 38.12 27.23 27.36 32.3 37.4 38.14 27.11 27.61 32.8 35.10 38.13 27.36 27.18 32.48 35.11 38.16 27.61 27.16 32.13 37.7 38.20 27.18 27.7 32.14 37.5 38.23 27.16 27.15 32.16 35.18 38.24 27.7 27.9 32.19 37.9 38.25 27.15 27.19 32.4 37.10 38.26 27.9 27.8 32.35 37.12 38.27 1
27.19 27.56 32.65 35.17 38.29 27.8 27.32 32.92 35.19 38.31 27.21 27.30 32.84 37.15 38.32 27.42 27.31 32.90 37.16 38.36 27.56 27.68 32.2 37.17 38.37 27.32 27.63 32.62 35.20 38.39 27.30 27.41 32.48 35.21 38.41 27.31 27.17 32.8 37.6 38.43 27.68 27.22 32.14 37.26 38.44 27.63 27.23 32.13 37.27 38.45 2
27.41 27.16 32.16 37.8 38.46 27.17 27.7 32.19 37.13 38.49 27.22 27.9 32.4 37.42 38.50 27.23 27.15 32.35 37.45 38.53 27.11 27.19 32.65 37.49 38.12 27.36 27.8 32.92 37.50 38.14 27.61 27.21 32.84 37.51 38.13 27.18 27.42 32.90 37.52 38.16 27.16 27.56 32.3 37.53 38.20 27.7 27.32 32.2 35.9 38.23 3
27.15 27.30 32.8 37.4 38.24 27.9 27.31 32.48 35.10 38.25 27.19 27.63 32.13 35.11 38.26 27.8 27.68 32.14 37.5 38.27 27.21 27.41 32.16 37.7 38.29 27.42 27.17 32.19 35.18 38.31 27.56 27.22 32.4 37.9 38.32 27.32 27.23 32.35 37.10 38.36 27.30 27.11 32.65 37.12 38.37 27.31 27.36 32.92 35.17 38.39 Пензенский государственный педагогический университет имени В. Г. Белинского ДИНАМИКА МАТЕРИАЛЬНОЙ ТОЧКИ В ФОРМАЛИЗМЕ НЬЮТОНА Авторы-составители: Антон Александрович Марко, Ольга Васильевна Фолимагина Наталья Викторовна Кирпичева Редактор – Оригинал-макет – А. А. Марко Корректор – План университета Подписано к печати 22.07.2010 Бумага писчая белая. Усл.-печ. л. 2,3. Уч.-изд. л. 2,5 Печать офсетная. Тираж 100 экз. Заказ № 117/10. Цена С. 117 Редакционно-издательский отдел Пензенского государственного педагогического университета имени В. Г. Белинского: 440026, г. Пенза, ул. Лермонтова, 37. Корпус 5. Комн. 466. Оригинал-макет изготовлен на кафедре теоретической физики и общетехнических дисциплин ПГПУ имени В. Г. Белинского Типография ПГПУ имени В. Г. Белинского
|