Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 20

 

Поиск            

 

Криминология

 

             

Криминология

ФГОУ ВПО «ОРЛОВСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

КРИМИНОЛОГИЯ

Учебно-методическое пособие для слушателей 4 курса ФЗО,

обучающихся на базе среднего (полного) общего образования
(набор 2007 года), специальность 030505 65 –
Правоохранительная деятельность

Составитель:

Р.А. Белевский

Орел

ОрЮИ МВД России

2010

УДК 34С51

ББК 67.99(2)8

К82

К82 Криминология: учебно-методическое пособие для слушателей 4 курса ФЗО, обучающихся на базе среднего (полного) общего образования (набор 2007 года), специальность 030505 65 – Правоохранительная деятельность / сост. Р. А. Белевский. - Орел: ОрЮИ МВД России, 2010. - 31 с.

В учебно-методическом пособии сформулированы методические указания по проведению аудиторных занятий по криминологии, содержатся тематический план изучения дисциплины, планы практических занятий, задания на самоподготовку, вопросы к экзамену по дисциплине.

Учебно-методическое пособие предназначено для слушателей 4 курса ФЗО, обучающихся на базе среднего (полного) общего образования (набор 2007 года), специальность 030505 65 – Правоохранительная деятельность.

Учебно-методическое пособие обсуждено и одобрено на заседании кафедры уголовного права «22 » сентября 2010 г. Протокол № 17 .

УДК 34С51

ББК 67.99(2)8

© ОрЮИ МВД России, 2010 г.


СОДЕРЖАНИЕ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА 4

ЛИТЕРАТУРА 6

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ 7

АУДИТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ 10

ТЕМА 1 10

ТЕМА 3 12

ТЕМА 10 13

ТЕМА 11 16

ТЕМА 12 18

ТЕМА 14 19

ТЕМА 16 23

ТЕМА 18 25

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ 28

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

по дисциплине "Криминология"

для слушателей 4 курса ФЗО, обучающихся на базе среднего
(полного) общего образования (набор 2007 года),
специальность 030505 65 – Правоохранительная деятельность

темы

Наименование тем

Всего часов

Самостоятельная работа

Аудиторные

занятия

Из них

Лекции

Семинарские занятия

Практические занятия

Установочные

Итоговые

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

1.

Понятие, предмет, методы и задачи криминологии

6

4

2

2

2.

История криминологии, основные криминологические теории

6

6

3.

Преступность и ее основные характеристики

6

4

2

2

4

Детерминанты преступности

10

10

5

Личность преступника

10

10

6.

Механизм совершения конкретного преступления

10

10

7.

Основы проведения криминологических исследований

10

10

8.

Криминологическое прогнозирование и планирование борьбы с преступностью

10

10

9

Предупреждение преступности

4

4

ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ

10

Криминологическая характеристика преступлений против личности

6

4

2

2

11

Криминологическая характеристика преступлений против общественной безопасности и общественного порядка. Основы борьбы с терроризмом.

6

4

2

2

12

Криминологическая характеристика коррупционной преступности

6

4

2

2

13

Криминологическая характеристика преступлений в сфере экономической деятельности

10

10

14

Криминологическая характеристика преступлений против собственности

18

16

2

2

15

Криминологическая характеристика рецидивной и профессиональной преступности.

10

10

16

Криминологическая характеристика организованной преступности

12

10

2

2

17

Криминологическая характеристика преступлений несовершеннолетних и молодежи

10

10

18

Криминологическая характеристика преступлений, совершаемых по неосторожности

12

10

2

2

19

Международный опыт и сотрудничество в борьбе с преступностью

4

4

Итого по дисциплине

160

144

16

4

6

6

Примечание :

1. В данном семестре выполняется контрольная работа, которая является условием допуска к экзамену.

2. Итоговая форма контроля – экзамен.

ЛИТЕРАТУРА

обязательная (основная)

1. Конституция Российской Федерации. Официальный текст. (с поправками от 30.12.2008.) // "Собрание законодательства РФ", 26.01.2009, N 4, ст. 445.

2. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 04.11.1950) // Собрание законодательства Российской Федерации- 08.01.2001.- № 2.- Ст. 163.

3. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.89) (вступила в силу для СССР 15.09.90) // Сборник международных договоров СССР.- Выпуск XLVI.- 1993.

4. Международный пакт от 19.12.1966 г. “О гражданских и политических правах” // Бюлл. Верховного Суда Российской Федерации. -1994.- № 12.

5. Уголовный кодекс Российской Федерации. (в ред. от 10.08.2010.)

6. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (в ред. от 01.07.2010.)

7. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (в ред. от 27.07.2010. N 195-ФЗ.)

8. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Федеральный закон Российской Федерации от 24.06.1999 г. № 120 - ФЗ (в ред. от 1.12.2007 г.).

9. О противодействии терроризму: Федеральный закон от 26.02.2006 № 35-ФЗ (в ред. от 22.12.2008 N 272-ФЗ).

10. О милиции: Закон РСФСР от 18.04.1991 г. № 1026-1 (в ред. от 22.07.2010 N 156-ФЗ, N 157-ФЗ,).

11. О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма: Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ (в ред. от 17.07.2009 N 163-ФЗ).

12. О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства: Федеральный закон от 20.08.2004 N 119-ФЗ (в ред. от 05.04.2010).

13. О противодействии экстремистской деятельности: Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ (в ред. от 29.04.2008 № 54-ФЗ).

14. Об утверждении Положения о национальном центральном бюро Интерпола: Постановление Правительства РФ от 14.10.1996 № 1190 // Российская газета, № 202, 22.10.1996. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2006 г. N 334).

15. О мерах по совершенствованию деятельности участковых уполномоченных милиции: Приказ МВД РФ от 16.09.2002г. № 900 // Российская газета, № 225, 27.11.2002. (в ред. от 12.04.2007.)

16. О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений: Приказ МВД РФ от 17.01.2006 № 19 (в ред. Приказа МВД РФ от 29.01.2009 N 60).

17. Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 22 декабря 2008 г.

18. Национальная стратегия противодействия коррупции. // Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. N 460.

19. Национальный план противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы. // Утвержден Президентом Российской Федерации 31 июля 2008 г. N Пр-1568 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. N 460).

20. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Утв. Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537.

21. Федеральная целевая программа "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах" (утв. постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 100) (с изменениями от 18 августа 2007 г., 2 июня, 15 июля 2008 г.)

22. Директива № 1дсп от 26.12.2009. «18. О приоритетных направлениях деятельности органов внутренних дел и внутренних войск МВД РФ, ФМС России в 2010 году».

23. Состояние правопорядка в Российской Федерации и основные результаты деятельности органов внутренних дел и внутренних войск в 2009 году. Аналитические материалы. - М., 2010 г

24. Криминология: учебник / Под. ред. В.Н. Кудрявцева, В.Е Эминова. - 4-е изд. перераб. и доп. - М.: Юрист, 2010.

25. Криминология: Учебник для студентов вузов (под ред. Аванесова Г.А.) Изд. 4-е, перераб., доп. – М. Юнити Дана, 2007.

26. Криминология: Учебник / Под ред. В.Д.Малкова. 3-е изд. перераб. и доп. - М.: Юстицинформ, 2008.

27. Криминология: Учебник / Под ред. Ю.М. Антоняна. - М.: Логос, 2007.

28. Криминология: Гилинский Я. И. Теория, история, эмпирическая база, социальный контроль: Издательство Р. Асланова "Юридический центр Пресс", 2009 г.

29. Долгова А.И. «Криминология: Учебник для вузов - 4-е изд., перераб. и доп. – М., Инфра-М Норма, 2010.

30. Криминология: Учеб.пособие / Г.И. Богуш [и др.]; под ред. Н.Ф. Кузнецовой. – М.: Проспект, 2009. – 328 с.

31. Криминология: Учебник / Под ред. проф. Н.Ф. Кузнецовой, проф. В.В. Лунеева. — 2-е изд., перераб. и доп. – М., Волтерс Клувер, 2005.

32. Криминология. Учебник пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Юриспруденция" / Под ред.: Иншакова С.М., Симоненко А.В.. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 223 c.

33. Криминология: Учебник / Под ред. д.ю.н. В.Н. Бурлакова, д.ю.н. Н.М. Кропачева. - СПб.: Питер, 2002.

34. Гилинский Я. Криминология.: Курс лекций. - СПб.: Питер., 2002.

35. Алексеев А.И. Криминология: Курс лекций. Изд. 4-е, испр., доп. - М.: «Щит-М», 2004.

36. Кудрявцев В.Н. Стратегия борьбы с преступностью. - М.: Юрист, 2003.

37. Бурлаков В.Н., Гилинский Я.И. Зарубежная и российская криминология. // Правоведение. - М., 2000. - № 4.

38. Шестаков Д.А. Криминология: Новые подходы к преступлению и преступности: Криминогенные законы и криминологическое законодательство. Противодействие преступности в изменяющемся мире: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп.. — СПб.: Юридический центр Пресс, 2006. — 561 с.

39. Васильчикова Н.В.,Кухарук В.В. Криминология: Конспект лекций.-М.:Юрайт-Издат, 2007. – 144 с.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Предлагаемое учебно-методическое пособие подготовлено в соответствие с тематическим планом курса "Криминология" и имеет своей целью способствовать лучшему усвоению основных положений курса на лекциях, практических занятиях и на самоподготовке.

Изучение курса "Криминология" - необходимая составная часть подготовки высококвалифицированных специалистов органов внутренних дел. Усвоение этого курса позволяет сформировать научно обоснованный подход к проблеме преступности, наиболее эффективного воздействия на нее путем сочетания уголовно-правовых мер в отношении лиц, совершивших преступление, и активной профилактической деятельности, направленной на устранение причин и условий преступности. Только на основе такого сочетания борьба с преступностью может дать реальные результаты. Криминологические знания необходимы работникам всех служб и подразделений органов внутренних дел, участвующих в борьбе с преступностью, поскольку профилактика преступлений является их общей задачей.

Глубокое понимание социальной природы преступности, особенностей лиц, совершивших преступление, и механизм индивидуального преступного поведения важны не только для успешной профилактической деятельности. Криминологические знания облегчают работу по выявлению уже совершенных преступлений, помогают установить и изобличить преступников, правильно определить меру наказания каждому из них, найти наиболее эффективные пути и средства индивидуального воздействия.

Криминологическая подготовка работников ОВД вооружает их необходимой информацией о преступности и других правонарушениях, а также умениями и навыками: оценки криминогенной ситуации на обслуживаемой территории, проведения прикладных криминологических исследований, организации взаимодействия различных служб в осуществлении профилактической работы, планирования этой работы, учета и оценки ее результатов.

При изучении данного предмета слушателям следует использовать учебники по криминологии, а так же дополнительную литературу, указанную в настоящем пособии.

Особое внимание необходимо уделять лекциям, объяснениям преподавателя, активно использовать современные публикации - работы по криминологической проблематике, журнальные статьи и газетный материал, ведомственную нормативную базу по вопросам борьбы с преступностью.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

Практические занятия преследуют цель закрепления полученных теоретических званий. На практических занятиях слушатели должны демонстрировать прочность полученных знаний, применяя их при решении задач. Задачи необходимо решать в письменном виде. По неясным и спорным вопросам полезен обмен с товарищами.

Вы будете так же работать с архивными уголовными делами, составляя справки характеристики на обвиняемых, со статистическими материалами, предусмотренными по соответствующей изучаемой теме.

Активная работа на практическом занятии предполагает непосредственное участие в обсуждении рассматриваемых вопросов. Важно внимательно следить за выступлением других слушателей, отмечая пробелы, неточности и ошибки в высказываниях. Подобная работа углубляет и закрепляет знания изучаемого предмета.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Она занимает центральное место в методике учебного процесса и относится к основному методу познавательной деятельности в ходе всех видов и форм учебных занятий во внеаудиторное время, что делает этот процесс познания непрерывным.

Самостоятельная работа по своей сущности является органическим взаимодействием разрозненных приемов обобщения и анализа, классификации и систематизации, запоминания и воспроизведения, осуществления закономерных связей теории и практики. В процессе самостоятельной работы вам необходимо овладеть комплексом необходимых знаний и навыков, на основе которых формируется и утверждается понимание, что не только в учебной, но и в будущей практической работе этот вид деятельности станет основным.

Самостоятельная работа это выполнение комплекса заданий кафедры. Это проработка лекций, подготовка к аудиторным занятиям, экзаменам. Важное требование к организации самостоятельной работы - это последовательность, упорядоченность.

Одним из важных условий приобретения навыков самостоятельной работы слушателя является методическая помощь со стороны кафедры, ее преподавателей. Важное место в процессе самоподготовки занимают консультации.

Консультация - это новые возможности для самостоятельного анализа. На кафедре имеется график консультаций, проводимых преподавателями.

Самостоятельная работа может быть продуктивной лишь тогда, когда слушатель активно участвует в анализе учебного материала, ставит вопросы, моделирует и активно предлагает свою позицию на семинаре, практическом занятии. В центре такого подхода осмысленное видение проблем, умение сделать вывод, выявить основное звено, аргументировать свою позицию.

ЭКЗАМЕН

Экзамен - это и контроль знаний, и проверка эффективности самостоятельной работы. В сравнении с различными видами учебных занятий экзамен обладает определенной спецификой. Это, завершающий этап изучения курса, и ним связано окончание сессии, перевод на следующий курс и т. д.

Успех сдачи экзамена во многом зависит от предшествующей подготовительной работы. В целом подготовка к экзаменам - это та же технология работы с конспектами, записями, книгами. Тот же процесс осмысления, усвоения, запоминания, использование этого в виде выступления.

Надо уяснить примерные требования к структуре ответа на экзамене:

а) небольшое вступление, т. е. сущность вопроса, его источники, исторический экскурс (если есть в этом необходимость);

б) в главной части акцент должен быть сделан на содержании вопроса, раскрытии основных его направлений.

в) обобщающий вывод в виде небольшого заключения.

Начните с учебной программы. Найдите в программе раздел, касающийся вашего вопроса. Дальше можно:

а) написать свое выступление полностью;

б) составить тезисы выступления;

в) составить развернутый план своего ответа.

Следует знать, что свой ответ можно начинать с плана, схемы проблемы и пути ее анализа, а затем приступайте к выступлениям. Это обозначит, по сути дела, сущность поэтапному ее раскрытию. По ходу акцентируете внимание на главном. Не следует пытаться выдать больше информации за счет ускорения темпа, правда, и замедлять его до неприличия не стоит.

При выставлении итоговой оценки преподаватель учитывает объем и качество изложенного материала, владение этим материалом и его составными частями, понимание взаимодействия между отдельными частями, умение связывать теоретические положения с решением практических задач, насколько слушатель владеет определениями, категориальным аппаратом изучаемого предмета.


АУДИТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ

Тема №1 ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ, МЕТОДЫ И ЗАДАЧИ КРИМИНОЛОГИИ

Установочная лекция – 2 часа.

Самостоятельная работа - 4 часа.

Самостоятельная работа

Цель - закрепить знания о том, какие явления изучает криминология, какими методами их познает и в какой системе располагаются криминологические категории и законы.

Метод подготовки - изучение литературы, указанной в плане, самопроверка путем контрольных вопросов, выполнение заданий самоподготовки.

Дополнительная литература к теме №1

1. Шестаков Д.А. О понятии преступности и криминологии закона // Общественные науки и современность. 2008, - № 6. - С. 131-142.

2. Решение криминологических задач на основе теории вероятностей. / Г. Б. Ахметов // Юридическая наука и правоохранительная практика. - 2009. - №3 . - С. 40-46.

3. Причинные комплексы преступности: криминологический анализ / В. Е. Эминов // Философские науки. - 2008. - 5-с. 93-107

4. Кудрявцев В.Н. Стратегия борьбы с преступностью. - М.: Юрист, 2003.

5. Бурлаков В.Н., Гилинский Я.И. Зарубежная и российская криминология. // Правоведение. - М., 2000. - № 4.

6. Шестаков Д.А. Криминология: Новые подходы к преступлению и преступности: Криминогенные законы и криминологическое законодательство. Противодействие преступности в изменяющемся мире: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп.. — СПб.: Юридический центр Пресс, 2006. — 561 с.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Задание 1. Какое из этих определений криминологии является более точным и полным? Дайте письменно обоснованный ответ.

- наука, исследующая область общественных отношений, возникающих в связи с существованием преступности как относительно массового социального явления классового общества;

- относительно самостоятельная система знаний, являющаяся в то же время элементом системы наук вообще, и особая форма деятельности людей, объединяющая ученых и научные учреждения, предназначенные для изучения преступности как социально-правового явления, ее тенденций и закономерностей (характерных для прошлого, настоящего и будущего), причин преступности и профилактики преступлений (в целях совершенствования теории и практики предупреждения преступности);

- общетеоретическая наука о преступности, исследующая с позиций диалектического и исторического материализма социальную сущность и формы проявления преступности, причины и ' закономерности ее возникновения, существования, изменения и отмирания, личность субъектов, совершающих преступления, а также закономерности социального воздействия на причины и условия преступности в целях ее предупреждения.

Задание 2. Как в криминологической науке применяются следующие принципы и категории научного познания

- принцип историзма;

- диалектический закон единства и борьбы противоположностей;

- диалектические категории общего, особенного и единичного;

-философские категории необходимого и случайного;

-философские категории явления и сущности;

-диалектический закон всеобщей взаимосвязи явлений.

Задание 3. Прокомментируйте схему, иллюстрирующую место криминологии в системе наук.


Задание 4. Какое из приведенных ниже высказываний о характере криминологической науки представляется Вам наиболее правильным:

а) криминология является частью науки уголовного права, так как она зародилась и развилась в недрах этой науки, пользуется ее понятиями и категориями; учение о преступности и ее причинах неотделимо от учения о преступлении и уголовной ответственности;

б) криминология есть наука юридическая;

в) криминология стоит на грани права и социологии;

г) по своим задачам, приемам и методам исследования криминология - это социология; по специфичности круга изучаемых явлений - это криминальная судебная социология

Задание 5. Покажите на конкретных примерах значение криминологии для практической деятельности подразделений органов внутренних дел.

ЛЕКСИКА


Криминология

Методы криминологии

Принципы криминологии

Предмет криминологии


Задачи криминологии

Методология криминологии

Место криминологии в системе наук


КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ:

1. Что представляют собой объект и предмет криминологии?

2. Отличается ли понятие криминологии от ее предмета?

3. Что изучает криминология?

4. Метод криминологии - это конкретные методы научного познания?

5. В чем специфика применения в криминологии общенаучных методов?

6. Почему криминология является социально-правовой наукой?

7. В чем отличие понятий "система криминологии" и "структура криминологии"?

8. В чем заключается комплексный характер криминологии?

9. В чем отличие теоретических от эмпирических наук?

10. Что является объективной основой применения в криминологии социологических методов?

11. Является ли криминология частью (разделом) науки уголовного права?

12. Почему криминология не является частью социологии?

13. Что обусловливает связь криминологии с уголовным правом?

14. Что обусловливает связь криминологии с социологией и психологией?

Тема №3 ПРЕСТУПНОСТЬ И ЕЕ ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Установочная лекция - 2 часа.

Самостоятельная работа –4 часа.

Самостоятельная работа

Цель уяснить феномен преступности с социолого-правовых позиций, соотношение преступности и преступлений, научиться характеризовать современную преступность с точки зрения количественных и качественных показателей, а также определять ее социальные последствия.

Методика : изучение конспектов лекций, рекомендованной литературы, самопроверка, выполнение заданий.

Дополнительная литература к теме №3

1. «Цена» преступности как криминологическая проблема. / В. Квашис // Уголовное право. - 2008. - 6. -с. 94-103.

2. К вопросу о криминологической политике защиты населения. / М. Ю. Воронин // Российский следователь. - 2009. - №9 . - С. 18-20.

3. К вопросу о криминологическом измерении современного состояния организованной преступности в России. / В. И. Третьяков // Вестник Саратовской государственной академии права. - 2009. - №2 . - С. 140-144.

4. Криминологическое исследование латентной преступности в субъектах Российской Федерации / В. И. Омигов // Научный портал МВД России. - 2008. - 4. -с. 52-59.

5. Личность: криминологический аспект. / А. Красильников // Законность. - 2008. - 5. -с. 46-48.

6. Причинные комплексы преступности: криминологический анализ / В. Е. Эминов // Философские науки. - 2008. - 5-с. 93-107

7. Профилактическая активность личности как криминологическая категория. / В. С. Иванова // Российская юстиция. - 2006. - 10. -с. 37-39.

8. Решение криминологических задач на основе теории вероятностей. / Г. Б. Ахметов // Юридическая наука и правоохранительная практика. - 2009. - №3 . - С. 40-46.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Задание 1. Дайте определение преступности с социолого-правовых позиций, укажите ее основные признаки и раскройте их содержание.

Задание 2. Дайте социальную оценку современной преступности и укажите реальный вред, причиняемый преступностью общественным интересам. Дайте правовую оценку современной преступности и укажите какую общественную опасность для общества она представляет.

Задание 3. Укажите какой признак лежит в основе понятия латентной преступности. Раскройте его содержание.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ:

1. Раскройте понятия структура, динамика, характер, уровень преступности.

2. Что включает в себя понятие состояние преступности?

3. Дайте определение латентной преступности.

4. Что такое "цена преступности"?

5. Какова формула уровня преступности.

6. В чем заключается социальная природа преступности?

7. Какими свойствами обладает преступность как социальное явление?

8. Каковы количественные и качественные показатели преступности?

ЛЕКСИКА


- Преступность

- Преступное поведение

- Качественные характеристики

- Динамика преступности

- Количественные показатели

- Коэффициент преступности

- Уровень преступности


- Удельный вес преступности

- Состояние преступности

- Характер преступности

- Структура преступности

- Рецидив преступлений

- География преступности

- Цена преступности


Тема № 10 КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ ЛИЧНОСТИ

Итоговая лекция – 2 часа

Самостоятельная работа - 4 часа

Самостоятельная работа

Цель: уяснение сущности насилия как элемента социальной культуры, типологию личности насильственного преступника, причины насильственных преступлений и особенности их детерминации, направления профилактики.

Метод подготовки: изучение рекомендованной литературы, самопроверка путем контрольных вопросов, выполнение заданий самоподготовки.

Дополнительная литература к теме №10

1. Характеристика обстоятельств виктимизации от насильственных преступлений в местах лишения свободы / Е. С. Качурова // Криминологический журнал. - 2009. - № 2. - С. 22-28.

2. Профилактическая активность личности как криминологическая категория. / В. С. Иванова // Российская юстиция. - 2006. - 10. -с. 37-39.

3. Общественно опасное поведение невменяемых: актуальные криминологические проблемы / А. В. Михайлова // Российский следователь. - 2009. - 2. -С. 28-31.

4. Некоторые аспекты криминологического понятия насильственного преступления, совершаемого в сфере семейных отношений. / О. В. Лихачева // Вестник Сибирского юридического института МВД России. - 2008. - 2. -с. 35-41.

5. Личность: криминологический аспект. / А. Красильников // Законность. - 2008. - 5. -с. 46-48.

6. Антонян Ю.М. Насилие. Человек. Общество. Монография. М.: ВНИИ МВД России., 2007.

7. Исаков А.А. Концептуальные основы предупреждения насильственных преступлений, совершенных в семье. Лекция. М.: ВНИИ МВД России. 2004.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Изучите рекомендуемую литературу, конспекты лекций и указанные ниже методические рекомендации.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

1. Методика выявления причин и условий преступления

При выявлении причин и условий конкретного преступления необходимо соблюдать определенную последовательность действий, выполнив которые, можно получить информацию по следующим вопросам:

- какие криминогенные качества личности обусловили определенное преступление или правонарушение (либо могут привести к преступлению);

- каковы причины их образования;

- каковы условия их устойчивости;

- какие обстоятельства затрудняют правомерное поведение;

- какие обстоятельства делают возможным совершение преступления (в том числе препятствуют его пресечению);[1]

Рассматриваемая методика показывает:

- какую информацию надо добыть для криминологического анализа и как это сделать.

Изучать причины и условия преступления можно в двух аспектах:

1. Ретроспективно – анализ причин уже совершенного преступления;

2. Перспективно – в целях прогноза: какие негативные обстоятельства могут привести к преступлению.

Исследование причин и условий преступления предшествует выдвижению соответствующих гипотез (версий). Для этого необходимо знать типичные причины и условия преступлений. Один из вариантов типичных, наиболее распространенных криминогенных обстоятельств оказывается реальной причиной или условием конкретного преступления.

2. Коррекция отрицательных качеств личности

Деятельность по коррекции отрицательных качеств личности предполагает нейтрализацию склонности к преступлению. Изменение качеств личности – один из методов воздействия на человека и его поведение.

Можно выделить три уровня воздействия на личность:

1. Жесткие меры воздействия (лобомотомия, таломатомия, и другме хирургические приемы изменения структуры мозга; насилие; лишение свободы, убийство);

2. Мягкие меры (убеждение, принуждение, стимулирование упражнение, изменение социальной ситуации развития, организация деятельности);

3. Тонкий уровень воздействия (суггестия, биоэнергитическое воздействие, парапсихологические методики и т. п.)[2] .

Жесткие меры эффективны, но негативные последствия их слишком велики. Задача научного поимка – разработать достаточно эффективные мягкие меры, способные исключить жесткость воздействия на личность. третий уровень воздействия , к сожалению, до сего времени в большей мере остается объектом изучения парапсихологии – околонаучного направления изучения человека. не исключено, что именно и эти методы в будущем будут наиболее гуманными и эффективными. Но пока эти приемы являются скорее экзотичными, нежели практически значимыми.. использовать их могут лишь единицы, отдельные люди, обладающие особыми способностями – экстрасенсорикой. Поэтому наибольшее внимание мы уделим анализу второй группы мер воздействия на личность.

Традиционными методами воздействия на личность являются:

- убеждение:

- принуждение;

- упражнение;

Убеждение – процесс формирования или изменения таких качеств личности, как взгляды, убеждения, установки.

Принуждение – важнейший инструмент воздействия на человека, основанный на ограничении его возможностей. Особая форма принуждения – организация деятельности, основанная на жестком контроле и пресечении нежелательных действий, а также на ограничении свободы, что лишает физической возможности совершать определенные деяния.

Упражнение – многократное повторение действий, поступков, определенной деятельности (в отдельных случаях в сочетании с принуждением и жестким внешним контролем, иногда – на основе самоконтроля), в результате чего формируются умения, навыки и привычки.

Организация деятельности – направление активности человека в определенное русло, контролируемое формирование личного опыта. Организация деятельности основывается как на положительных стимулах (поощрения, материальное стимулирование), так и на отрицательных (взыскание, лишение благ, ограничение свободы, угрозы применения насилия). она может осуществляться в двух формах: во первых , как длительное принуждение; во вторых, как изменение мотивационной сферы на основе возникновения новых интересов, привычек, потребностей, связанных с тем, что человека удается увлечь определенным делом.

Изменение социальной ситуации развития – также один из вариантов организации деятельности, основанный на изменении мотивационного окружения, социальных ролей и социальных связей человека. Перевод школьника в другую школу, чтобы вырвать его из другой компании; изменение место жительства лицом, освободившимся из мест заключения, чтобы разорвать связи с преступным миром, - все это варианты изменения социальной ситуации развития.

3. Виктимологические рекомендации

- избегать появлений в малолюдных местах и вообще не появляться на улицах в позднее время;

- в опасной ситуации женщинам предлагается больше доверять своей интуиции. Психологически надо настраивать себя на решительные действия. Внутренняя решительность и уверенность в себе проявляется во внешности, осанке, походке. Нередко этих внешних признаков достаточно, чтобы преступник принял решение о том, что для нападения ему следует подыскать другой объект;

- столь же решительно следует вести себя в момент нападения. В большинстве случаев отпор ошарашивает нападающего, привыкшего видеть испуганных жертв, применение приемов самозащиты или иных средств также целесообразно в этот момент;

- нецелесообразно использовать средство самозащиты (пистолет, газовый баллончик), если нет уверенности в их исправности и эффективности газа, неудачная попытка их использования значительно повышает агрессивность нападающих;

- перед применением оружия и иных средств самозащиты преступникам можно предложить деньги, передать сумку или кошелек. Это отвлечет их и позволит использовать эффект неожиданности в контратаке;

- одним из приемлемых (но труднодостижимых) способов самозащиты является попытка установления эмоционального контакта с нападающим. К числу таких способов можно отнести попытку разжалобить его со ссылкой на больных родственников, детей. собственную тяжелую болезнь;

- если пресечь нападение не удалось, следует выполнять все требования напавшего и при этом попытаться запомнить его внешность;

Внедрение разработанных виктимологами мер в практику позволит получить положительный эффект в воздействии на преступность. Государственная поддержка виктимологической профилактики заключается, с одной стороны, в предоставлении гражданам специальной информации, с другой – в финансировании специальных программ по обеспечению дополнительной защищенности граждан от преступности. Виктимологическая профилактика позволяет не только уменьшить число преступлений, но и снизить их общественную опасность, уменьшить негативные последствия преступности.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Причины и условия, способствующие росту количества преступлений против личности.

2. Дайте криминологическую оценку преступному насилию

3. Меры профилактики случайных насильственных преступлений.

4. Виктимологическая профилактика насильственных преступлений.

5. Как соотносятся социальное и биологическое в личности насильственного преступника.

6. Дайте определение жестокости, насилию.

7. Каковы особенности насильственных преступлений и специфика их профилактики.

Тема №11 КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА. ОСНОВЫ БОРЬБЫ С ТЕРРОРИЗМОМ

Итоговая лекция – 2 часа.

Самостоятельная работа - 4 часа.

Самостоятельная работа

Цель: уяснение сущности угрозы общественной безопасности и общественного порядка, состояния конкретных видов преступлений, причин и особенностей их детерминации, направлений воздействия на преступления против общественной безопасности и общественного порядка.

Метод подготовки: изучение лекции, литературы, самопроверка путем контрольных вопросов, выполнение заданий самоподготовки.

Дополнительная литература к теме №11

1. О противодействии терроризму: Федеральный закон от 26.02.2006 № 35-ФЗ.

2. Дикаев С.У. Терроризм и преступления террористического характера (опыт системного анализа). - СПб. 2010.

3. Захват заложников / Под ред. Ю.М. Антоняна. - М.: ВНИИ МВД РФ. 2008.

4. Мировой опыт борьбы с терроризмом: Аналитический обзор. - М., 2010.

5. Принципы криминологической политики защиты населения от наркотизации. / М. Ю. Воронин // Российский следователь. - 2009. - №17 . - С. 28-30.

6. Причинные комплексы преступности: криминологический анализ / В. Е. Эминов // Философские науки. - 2008. - 5-с. 93-107

7. Некоторые аспекты учета криминологической обстановки обеспечении общественной безопасности. / И. Демин // Закон и право. - 2008. - 12. -с. 62-63.

8. Девиантность в обществе потребления / Я. И. Гилинский // Криминологический журнал. - 2009. - №4 . - С. 5-13.

Задания для самостоятельной работы

Изучите рекомендуемую литературу, конспекты лекций и указанные ниже методические рекомендации.

Методические рекомендации по предупреждению

незаконного оборота наркотиков

В соответствии с Наставлением по организации органами внутренних дел борьбы с распространением наркомании, токсикомании участковые уполномоченные милиции:

- выявляют лиц, допускающих немедицинское потребление наркотиков либо одурманивающих средств;

- ведут учет лиц, допускающих немедицинское потребление наркотиков либо одурманивающих средств, ранее судимых за преступления, связанные с наркотиками, привлекавшихся к административной ответственности за правонарушения, связанные с наркотическими или одурманивающими средствами;

- осуществляют мероприятия по выявлению лиц, приобретающих, хранящих, перевозящих, пересылающих и сбывающих наркотические и сильнодействующие средства; содержащих притоны наркомании, токсикомании, представляющих помещения для потребления наркотиков; занимающихся незаконными посевами наркотикосодержащих культур; склоняющих к потреблению наркотиков и занятию токсикоманией других лиц, в том числе несовершеннолетних;

- выявляют с помощью общественности и населения, органов местного самоуправления заросли дикорастущих наркотикосодержащих растений; принимают меры к их уничтожению, а также пресечению фактов заготовки сырья в местах произрастания таких растений;

- принимают участие в специальных мероприятиях в местностях. где введен контроль за незаконной перевозкой наркотических средств, с целью пресечения незаконных операций с такими средствами;

- оформляют материалы об административных правонарушениях, связанных с наркотическими средствами;

- осуществляют индивидуальную профилактику в отношении потребителей наркотических или одурманивающих средств, а также лиц, прошедших лечение от наркомании и токсикомании;

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Понятие незаконного оборота наркотиков, оружия и боеприпасов, криминологическая оценка.

2. Понятие терроризма, его особенности.

3. Криминологическая характеристика террористов; лиц, совершающих незаконный оборот оружия и боеприпасов, а также незаконный оборот наркотиков.

4. Детерминанты терроризма.

5. Детерминанты незаконного оборота наркотиков и боеприпасов.

Тема №12. КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОРРУПЦИОННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ

Итоговая лекция – 2 часа.

Самостоятельная работа - 4 часа.

Самостоятельная работа

Цель: уяснение сущности, форм коррупции, типологии преступников, причин и специфики детерминации коррупционных преступлений. Сформировать умение определять специфику детерминации коррупционной преступности, систему и меры предупредительного воздействия.

Метод подготовки: изучение лекции, литературы, самопроверка путем контрольных вопросов, выполнение заданий самоподготовки.

Дополнительная литература к теме №12

1. Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 22 декабря 2008 г.

2. Национальная стратегия противодействия коррупции. // Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. N 460.

3. Национальный план противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы. // Утвержден Президентом Российской Федерации 31 июля 2008 г. N Пр-1568 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. N 460).

4. Директива № 1дсп от 26.12.2009. «18. О приоритетных направлениях деятельности органов внутренних дел и внутренних войск МВД РФ, ФМС России в 2010 году».

5. Социально-криминологическая обусловленность уголовной ответственности за невыплату заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат / О. В. Панкратова // Российский следователь. - 2009. - 3. -С, 21-23.

6. Криминологическая характеристика и профилактика отдельных видов преступлений: учебно-методическое пособие /Под общ. ред. проф. П.П. Баранова. - М.:ЦОКР МВД России. 2009.

7. Криминологическое исследование латентной преступности в субъектах Российской Федерации / В. И. Омигов // Научный портал МВД России. - 2008. - 4. -с. 52-59.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

В ходе самостоятельной работы слушатели должны изучить лексику и ответить на следующие вопросы.

1. Возможно ли жить в современном обществе без коррупции.

2. Как вы думаете. Почему уровень коррупции различен в разных странах, регионах России, в различные исторические периоды.

3. Проанализируйте коррупцию, используя различные подходы к анализу преступности: правовой; социологический; антропологический; теологический.

4. Какие меры позволили бы снизить уровень коррупции в России.

5. Смоделируйте, какие изменения в обществе должны произойти, чтобы в обществе исчезла коррупция. Как можно достигнуть этих изменений.

6. Реально ли устранить коррупцию в России в современных условиях.

7. Проанализируйте факторы коррупции в современный период в России.

8. Какие роль в коррупции играет служебное положение, влияние организованной преступности. Аргументируйте ответ.

9. Какие лица подпадают под понятие “коррумпированное лицо”.

10. Раскройте смысл понятий “коррупция”, “мздоимство”, “лихоимство”.

11. Какие факторы влияют на состояние (уровень, динамику, структуру) преступности против государственной власти.

ЛЕКСИКА


Коррупция

Государственная власть

Коммерческие интересы

Подкуп

Взятка

Служащий

Социальный контроль

Референтная среда

Правовой нигилизм

Сделка

Должностное лицо


ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Понятие коррупционной преступности.

2. Специфика детерминант, совершения коррупционных преступлений.

3. Особенности борьбы с коррупционной преступностью

4. Понятие коррупции, ее особенности.

5. Криминологическая характеристика лиц, совершающих коррупционные преступления.

Учебно-методическое обеспечение аудиторных занятий

1.Учебно-методическое пособие «Криминология».

2. Рекомендованная литература.

Тема №14. КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ СОБСТВЕННОСТИ

Самостоятельная работа – 16 часов.

Практическое занятие – 2 часа.

Самостоятельная работа

Цель : уяснение сущности корысти как элемента социальной культуры, типо­логии личности корыстных преступников, причин преступлений против собственности и особенности их детерминации, основных направле­ний воздействия на данную преступность.

Метод подготовки: изучение литературы, самопроверка путем контрольных вопросов, выполнение заданий самоподготовки.

Дополнительная литература к теме №14

1. Шестаков Д.А. Криминология: Новые подходы к преступлению и преступности: Криминогенные законы и криминологическое законодательство. Противодействие преступности в изменяющемся мире: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп.. — СПб.: Юридический центр Пресс, 2006. — 561 с.

2. Виктимология: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Т.В. Варчук, К.В. Вишневецкий; под ред. С.Я. Лебедева. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2009.

3. Виктимологическая характеристика потерпевших от краж, совершаемых на пассажирском железнодорожном транспорте. / С. А. Аверинская // Криминологический журнал. - 2009. - №3 . - С. 11-17.

4. Государственная власть и ее роль в борьбе с преступностью. / П. Н. Панченко // Криминологический журнал. - 2009. - №1 . - С. 5-11.

5. Девиантность в обществе потребления / Я. И. Гилинский // Криминологический журнал. - 2009. - №4 . - С. 5-13.

6. К вопросу о криминологической политике защиты населения. / М. Ю. Воронин // Российский следователь. - 2009. - №9 . - С. 18-20.

7. К вопросу о криминологическом измерении современного состояния организованной преступности в России. / В. И. Третьяков // Вестник Саратовской государственной академии права. - 2009. - №2 . - С. 140-144.

8. Причинные комплексы преступности: криминологический анализ / В.Е. Эминов // Философские науки. - 2008. - 5-с. 93-107 Криминологическая характеристика и профилактика отдельных видов преступлений: учебно-методическое пособие / Под общ. ред. проф. П.П. Баранова. - М.: ЦОКР МВД России. 2009.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

В ходе самостоятельной работы слушатели должны изучить лексику и уметь ответить на следующие вопросы.

1. Может ли нормальный человек быть бескорыстным?

2. Ф.М. Достоевский заметил, что “деньги - это отчеканенная свобода”. Оцените эту мысль писателя.

3. Буддистам запрещено прикасаться к деньгам. Имеет ли этот запрет ка­кой-либо смысл? Обладают ли деньги какой-либо самодовлеющей силой?

4. Как вы понимаете слова В. Маяковского: “душу человека выедает золотолапый микроб по имени рубль”?

5. Согласно католической и православной традициям богатство считалось грехом. (“Скорее верблюд пройдет через угольное ушко, чем перед богатым отворятся врата рая”). Протестантизм изменил отношение к деньгам. По мнению приверженцев этого религиозного течения, без помощи Бога не­возможно заработать много денег. Поэтому деньги — символ близости к Бо­гу: чем больше денег, тем ближе к Богу. К какой точке зрения на эту пробле­му слоняетесь Вы?

6. Некоторые считают, что из-за большой суммы денег абсолютное боль­шинство людей готовы на все (нет такого преступления, на которое они не решились бы). Какой точки зрения по этому вопросу придерживаетесь Вы?

7. Что такое первичное накопление? Проведите криминологический анализ этого феномена.

8. Оказывает ли какое-либо влияние на рост корыстной преступности воен­ная угроза?

9. Почему в развитых капиталистических государствах уровень преступнос­ти выше, чем в развивающихся странах?

10. Чем отличается преступность развитых стран от преступности развиваю­щихся?

11. Возможен ли экономический рост в стране без стимулирования корысти в обществе?

12. Какой баланс необходимо соблюдать для того, чтобы попытка обеспе­чить экономический рост не обернулась тотальной криминализацией обще­ства?

13. Попробуйте смоделировать социальную ситуацию, при которой число ко­рыстных преступлений в России было бы сведено к минимуму.

ЛЕКСИКА


Собственность

Имущество

Кража грабеж.

Разбой

Обман

Корысть

Мошенничество


КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Перечислите виды преступлений против собственности, их неблагоприятные тенденции.

2. Дайте понятие корыстной мотивации.

3. Назовите основные криминологические черты личности, совершающей корыстные преступления.

4. Перечислите детерминанты преступности против собственности

5. Назовите основные элементы системы предупреждения преступности против собственности.

Учебно-методическое обеспечение аудиторных занятий

1.Учебно-методическое пособие «Криминология»

2. Рекомендованная литература

3. Видеофильм из серии «Криминальная Россия».

Практическое занятие

Время - 2 часа

Цель: приобрести навыки криминологического анализа личности корыстного преступника, в обстоятельствах, детерминирующих корыстное преступное поведение, в определении системы предупредительного воздействия. Сформировать навыки составления криминологической характеристики лица, совершившего преступление против собственности; определения причин преступного поведения и мер профилактики.

Метод подготовки: изучение лекции, литературы, самопроверка путем контрольных вопросов, выполнение заданий практического занятия.

В ходе выполнения заданий практического занятия слушатель должен ответить на следующие вопросы:

1. Дать криминологическую характеристику личности преступника, совершившего преступления против собственности.

2. Перечислить основные детерминанты преступности против собственности.

3. Назвать негативные тенденции преступности против собственности в современный период.

Задание 1. Просмотрите видеофильм из серии “Криминальная Россия”. Используя структуру криминологического анализа личности преступника, выпишите необходимые данные о личности преступника и ситуации и:

- составьте криминологическую характеристику на преступника;

- определите степень деформации криминологически значимых свойств, причины их образования;

- опишите ситуацию преступного поведения;

- Какова роль ситуации и свойств личности преступника в преступном поведении;

- определите систему и меры предупредительного воздействия.

Задание 2. Прочтите описание преступления. Проанализируйте личность преступника и причины преступного поведения.

После возвращения из Чечни Игорь чувствовал себя по-настоящему счастли­вым человеком. Еще бы: он не был даже ранен. Годы военной службы вспомина­лись как страшный сон, хотелось поскорее забыть обо всем.

Однако ощущение счастья длилось недолго. Через пару месяцев родители, ко­торые совсем еще недавно теряли дар речи от счастья по поводу его возвращения домой, стали деликатно намекать на нехватку денег. Да он и сам все понимал, про­сто как-то не мог отойти от старой жизни и включиться в новую. До армии он рабо­тал в одной фирме - распространял рекламные листки. Зарплата небольшая, но на карманные расходы хватало. Сейчас о возвращении туда не могло быть и речи. За­ниматься таким делом - это себя не уважать. Он, конечно, мог бы пойти работать в милицию. Но нет, это тоже не то.

Ему хотелось водить автомобиль. Да не какой-нибудь разбитый грузовик, а сверкающую иномарку. Он пробовал ездить на машине несколько раз в армии, катался по бездорожью с пьяными сослуживцами - вот это жизнь! В глубине души он чувствовал, что он это заслужил. Но не только на иномарку, но и на самый захуда­лый “Зилок” никто бы его не посадил - прав у него не было, да и рулить толком он не умел.

Игорь уже интересовался, сколько стоит обучение в автошколе - 5 тыс. рублей.

Да еще там же намекнули, что примерно столько же надо заплатить, чтобы без про­блем сдать экзамены и получить права. Таких денег у него не было.

А ведь там многие учатся. Где они берут деньги? Повезло с родителями? Да, не­складно устроена эта жизнь. У одних есть все, у других - ничего. А кто, собственно, все это устроил? И почему я должен эти правила принимать? Ему вспомнился его любимый фильм “Белое солнце пустыни”: “Мой отец сказал мне: “Абдулла, если тебе нужны деньги, приди и возьми”,

В чем-то этим богатым ребяткам повезло, но ведь должна же быть справедли­вость, Сегодня им в чем-то не повезет - вечером они встретятся с Игорем.

Вечером он попросил у матери 100 рублей на дискотеку. Сердце сжалось у не­го, когда он увидел, как налились слезами ее глаза - эти 100 рублей были послед­ние. “Ничего, злей будешь”,- подумал он. Деньги он тратить не собирался, попро­сил для отвода глаз, чтобы мать не волновалась из-за его ночного отсутствия.

Он уехал на другой конец города, где не могли встретиться знакомые, и начал подыскивать подходящую жертву. Мимо простучала каблучками девушка. Судя по одежде, не из бедных. Но нападать на девушку не хотелось. От одной этой мысли было как-то не по себе. Он, хоть и решил совершать преступления, но окончатель­но совесть не потерял. Нет, он не негодяй. Он восстанавливает справедливость -если хотите, совершенствует устройство мира.

А вот и те, кто ему нужен: холеные, сытые, хорошо одетые, веселые. Их, прав­да, трое. Но, ничего, кое-какая подготовочка имеется. Нет, не каратэ - под курткой у него была увесистая палка. Когда они поравнялись, он выхватил палку и неожи­данно ударил самого крепкого по голове. Второй удар - и еще один лежит на ас­фальте. Третий паренек ошалело смотрел на Игоря - ему и убежать хотелось, и бы­ло страшно, ноги перестали слушаться его.

“Ну не бойся, тебя я не трону. Давай сюда все, что у тебя есть”. Парень не по­нял. “Деньги давай!” Тот протянул бумажник. Там было четыре десятидолларовых бумажки и три сотни российских. “Неплохо, Теперь помоги своим друзьям рассчи­таться со мной. Достань у них деньги. Еще 150 долларов и 700 рублей! Очень даже не плохо! Теперь сними часы у всех. Перстень-печатка? Тоже давай сюда! Ну что же? Пока. И слушай сюда: забудь обо всем этом. И меня забудь. Имей в виду: ты теперь мой подельник - ты мне помогал грабить. Если что, сядем вместе”.

Через несколько дней Игорь сказал матери, что устроился работать охранником на фирму, и дал ей 1000 рублей - якобы аванс. Увидев, как засветились радостью глаза матери, он подумал: “Да за одну такую ее улыбку я полгорода уложу”.

Через два месяца Игорь купил не только права, но и подержанный автомобиль. Однако теперь мысль работать водителем казалась ему смешной. Да и нападения на “сосунков” в темных переулках перестали ему нравиться. Хотелось чего-то более круп­ного, более солидного. Все чаще взгляд его задерживался на дорогих иномарках. “Уг­нать такую машину можно. А еще легче просто вытряхнуть из нее водителя - какую-нибудь холеную бабенку. Но кому ее продать? Это тебе не перстень-печатка!”

Иногда он засматривался на обменные пункты, где было очень много и рублей, и долларов. Но в одиночку на такое дело идти нечего было и думать. “Пожалуй, об­менный пункт - это то что надо. После такого дела я и сам пересяду на иномарку”,-крутились в голове соблазнительные мысли. “Нужен напарник, оружие. Знал бы, что такое дело, привез бы из Чечни. Сколько там всего!”

Игорь написал письмо своему сослуживцу Рыкову. Пригласил в Москву. Тот не заставил себя долго ждать - через неделю приехал. Посидели, выпили, поговори­ли. Узнав, как живет Рыков, Игорь понял, что ему самому судьба досталась не са­мая плохая. Он прямо предложил Рыкову напасть на обменный пункт. Предполага­емая выручка - несколько тысяч долларов. Тот долго не раздумывал - сразу согласился. Да и в отличие от Игоря тот из Чечни вернулся не совсем пустой - за­хватил с собой на всякий

Задание 3. Вам предложили рассказать о виктимологической профилактике преступлений против собственности слушателям института. Проведите беседу на эту тему в учебной аудитории.

Тема №16 КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ

Самостоятельная работа – 10 часов.

Практическое занятие – 2 часа.

Самостоятельная работа

Цель: В результате изучения темы слушатели должны уяснить сущностные характеристики организованной преступности, а также понять, что та­кое криминальная эволюция, научиться объективно оценивать возможнос­ти общества воздействовать на групповую и организованную преступность.

Методика подготовки: изучение рекомендованной литературы и конспектов лекций, выполнение заданий самоподготовки.

Дополнительная литература к теме №16

1. Вакурин А. В. Экономические и правовые проблемы борьбы с организованной преступностью в кредитно-финансовой сфере. - М. 2009.

2. Шестаков Д.А. Криминология: Новые подходы к преступлению и преступности: Криминогенные законы и криминологическое законодательство. Противодействие преступности в изменяющемся мире: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп.. — СПб.: Юридический центр Пресс, 2006. — 561 с.

3. Виктимология: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Т.В. Варчук, К.В. Вишневецкий; под ред. С.Я. Лебедева. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2009.

4. Государственная власть и ее роль в борьбе с преступностью. / П. Н. Панченко // Криминологический журнал. - 2009. - №1 . - С. 5-11.

5. Девиантность в обществе потребления / Я. И. Гилинский // Криминологический журнал. - 2009. - №4 . - С. 5-13.

6. К вопросу о криминологической политике защиты населения. / М. Ю. Воронин // Российский следователь. - 2009. - №9 . - С. 18-20.

7. К вопросу о криминологическом измерении современного состояния организованной преступности в России. / В. И. Третьяков // Вестник Саратовской государственной академии права. - 2009. - №2 . - С. 140-144.

8. Причинные комплексы преступности: криминологический анализ / В.Е. Эминов // Философские науки. - 2008. - 5-с. 93-107Геворкян Г.М. Транснациональная организованная преступность.- М. 2002.

9. Меркушин В.В. Борьба с транснациональной организованной преступностью. - Минск. 2008.

10. Россия в фокусе криминальной глобализации. - Владивосток. 2009.

11. Преступность и общество: Сборник научных трудов. - М.: ВНИИ МВД России. 2010.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Изучить рекомендованную литературу, лексику и ответить на вопросы.

1. Для чего необходимо определение групповой и организованной преступности? Назовите имх признаки.

2. Чем отличается организованная преступность от других видов преступно­сти? В чем ее особая общественная опасность?

3. Раскройте факторы групповой и организованной преступности.

4. Во всех ли странах существует групповая и организованная преступность?

5. Отличаются ли чем-либо детерминанты групповой и организованной преступности в нашей стране?

6. Сформулируйте стратегию воздействия на организованную преступность в нашей стране.

7. Некто Карл создал фабрику по производству синтетического нарко­тика. Он руководит производством и сбытом “белой смерти”. Проведите криминологический анализ его личности. Насколько продуктивен при таком анализе может быть теологический подход?

ЛЕКСИКА

Организованная преступность Преступная иерархия

Криминальная субкультура Преступная организация

Преступное сообщество Преступная группа

Групповая преступность Преступное сообщество

Учебно-методическое обеспечение аудиторных занятий

1.Учебно-методическое пособие «Криминология».

2. Рекомендованная литература.

3. Видеофильмы из серии «Криминальная Россия» и «Документальный детектив».

Практическое занятие

Время – 2 часа

Цель: приобретение навыков изучения личности преступника, умения анализировать специфику детерминант данных видов преступности, свойств личности преступника, системы и мер предупредительного воздействия. Сформировать криминологический подход к разрешению проблем организованной преступности, навыки определения мер и системы предупредительного воздействия.

Методика подготовки: изучение рекомендованной литературы и конспектов лекций, выполнение заданий самоподготовки.

Задание 1. Просмотрите фильм из серии “Криминальная Россия” либо изучите архивное уголовное дело. Выпишите необходимые данные о ситуации совершения преступления и о личности преступника.

Используя:

- структуру криминологического анализа личности преступника (альбом схем);

- теорию причин преступного поведения;

1. Составьте криминологическую характеристику на лицо, совершившее преступление, определите степень деформации ее социально значимых свойств, его тип.

2. Определите причины и условия совершения преступления и сделайте вывод о том, что сыграло решающую роль в совершении преступления – определенные свойства личности или ситуация.

3. Используя детерминистский подход к анализу причин и сделанный вами вывод, составьте проект представления об устранении причин и условий совершения конкретного преступления и определите меры предупредительного воздействия.

Тема №18 КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ ПО НЕОСТОРОЖНОСТИ

Самостоятельная работа - 10 часов.

Практическое занятие - 2 часа.

Самостоятельная работа

Цель: изучить криминологические особенности неосторожных преступлений, ее негативные тенденции, специфику ее детерминант, систему предупреждения, особенности личности неосторожного преступника.

Методика подготовки: изучение рекомендованной литературы и конспектов лекций, выполнение заданий самоподготовки.

Дополнительная литература по теме №18

1. О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений: Приказ МВД РФ от 17.01.2006 № 19.

2. Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 22 декабря 2008 г.

3. Национальная стратегия противодействия коррупции. // Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. N 460.

4. Национальный план противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы. // Утвержден Президентом Российской Федерации 31 июля 2008 г. N Пр-1568 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. N 460).

5. Федеральная целевая программа "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах" (утв. постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 100) (с изменениями от 18 августа 2007 г., 2 июня, 15 июля 2008 г.)

6. Директива № 1дсп от 26.12.2009. «18. О приоритетных направлениях деятельности органов внутренних дел и внутренних войск МВД РФ, ФМС России в 2010 году».

7. Состояние правопорядка в Российской Федерации и основные результаты деятельности органов внутренних дел и внутренних войск в 2009 году. Аналитические материалы. - М., 2010 г

8. Дагель П. С. Неосторожность. Уголовно-криминологические проблемы. М. 1977.

9. Некоторые аспекты учета криминологической обстановки обеспечении общественной безопасности. / И. Демин // Закон и право. - 2008. - 12. -с. 62-63.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

В ходе самостоятельной работы курсанты должны изучить рекомендованную литературу, лексику и ответить на вопросы.

1. Используя альбом схем, дайте характеристику системы предупреждения неосторожной преступности.

2. Перечислите виды неосторожных преступлений с учетом сферы их существования.

3. Перечислите субъекты профилактики неосторожных преступлений.

4. Используя статистические данные, назовите негативные тенденции дорожно-транспортных преступлений в современный период.

5. В чем сходство и различие преступника, совершившего умышленное преступление против личности и совершившего неосторожное преступление.

ЛЕКСИКА

Неосторожность Невнимательность

Неосторожность Лихачество

Эмоциональная неустойчивость Легкомыслие

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ:

1. Особенности неосторожной преступности?

2. Признаки неосторожных преступлений

3. Виды неосторожных преступлений?

4. Причины и условия совершения неосторожных преступлений?

5. Особенности лиц, совершающих неосторожные преступления?

6. Какие черты характера оказывают влияние на совершение неосторожных преступлений.

Учебно-методическое обеспечение аудиторных занятий

1.Учебно-методическое пособие «Криминология»

2. Рекомендованная литература

Практическое занятие

Время – 2 часа

Цель: уяснение проблем неосторожных и дорожно-транспортных преступлений, специфики личности неосторожного преступника, ее типологии и восприимчивости различных типов к профилактическому воздействию, о причинах их преступного поведения и особенностях их детерминации, понять основные направления профилактики. Приобретение навыков изучения лиц, совершающих преступления, определение степени их деформации и восприимчивости к профилактике, а также определение причины их преступного поведения и специфику профилактики такого поведения.

Проблемные вопросы и упражнения

Задание 1. Укажите причины и условия, охарактеризуйте роль конкретной ситуации в совершении преступления.

Таксист Евдокимов, закончив работу, возвращался в парк. Его машину остановил Трошин с просьбой подвезти к вокзалу. По дороге пассажир неоднократно просил ехать быстрее, как до отхода поезда оставалось несколько минут, обещая хорошо заплатить. При выезде из переулка на улицу с интенсивным движением Евдокимов резко затормозил перед перебегавшей дорогу школьницей. Из-за сильного гололеда машину несло влево в ряд встречного движения транспорта. В результате столкновения со встречной машиной пассажир Трошин и водитель встречной машины получили тяжкие повреждения, девочка не пострадала. Экспертизой было установлено, что такси столкнулось со встречной машиной в трех метрах от знака “Осторожно, дети!”.

Скорость движения в момент столкновения была 70 км в час, встречной машины - 50 км. При медицинском освидетельствовании у Евдокимова обнаружили легкая степень алкогольного опьянения. Как показал таксист, дорожного знака он не видел из-за тумана. Виновным себя в авар не признал, заявив, что вынужден был резко затормозить, спасая девочку. Что же касается незначительного превышения скорости, то она, по его мнению, не может служить причиной случившегося. По материалам дела было установлено, что Евдокимов проработал в таксомоторном парке свыше 15 лет, неоднократно премировался за высокие показатели в работе. К уголовной ответственности ранее не привлекался. За нарушение правил дорожного движения дважды подвергался административной ответственности: за превышение скорости и невключение счетчика оплаты. Три года назад по заявлению жены о факте пьянства и сквернословия в семье поведение Евдокимова рассматривалось на товарищеском суде. По свидетельству жены он часто пьянствовал, так как имел “лишние” деньги. Заработную плату в основном отдавал в семью. Фактов появления его в состоянии опьянения в рабочее время установлено не было.

Задание 2. Просмотрите видеофильм из серии "Криминальная Россия" или "Документальный детектив", выпишите в тетрадь информацию о личности неосторожного преступника, о причинах его преступной неосторожности и на основе полученной информации:

1. Дайте криминологическую характеристику личности преступника.

2. Каковы причины его преступной неосторожности?

3. Какие меры предпринять для предотвращения данного преступления?

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ

1. Понятие криминологии, ее цели, задачи и практическое значение.

2. Место криминологии среди других отраслей научного знания о преступности.

3. Основные криминологические учения прошлого.

4. Антропологическое направление в криминологии.

5. Социологическое направление в криминологии.

6. Основные этапы развития российской криминологии.

7. Понятие личности преступника в криминологии.

8. Структура и содержание личности преступника.

9. Социальное и биологическое в человеке: соотношение и связь с преступным поведением.

10. Типология и классификация личности преступника.

11. Мотивация преступного поведения: понятие, основные элементы и методы коррекции.

12. Особенности личности, совершающих преступления с особой жестокостью.

13. Особенности личности и мотивации преступного поведения несовершеннолетних преступников.

14. Основные сферы неблагоприятного формирования личности преступника.

15. Преступная субкультура: понятие, уровни, содержание.

16. Понятие жертвы преступления.

17. Типология и классификация жертв преступного насилия.

18. Преступность и ее свойства.

19. Методы оценки преступности как макроявления.

20. Основные показатели состояния современной преступности в России

21. Основные показатели российской преступности в различные исторические периоды.

22. Основные тенденции современной преступности в России.

23. Последствия преступности и их социально-правовая оценка.

24. Региональные особенности современной преступности в России.

25. Преступность в странах Западной Европы.

26. Латентная преступность: понятие, виды и практические задачи по ее выявлению.

27. Сущность детерминизма преступности. Виды детерминант преступности и их классификация

28. Глобальные социальные явления как детерминанты преступности.

29. Причины и условия преступности: понятие и виды.

30. “Фоновые явления” преступности понятие, виды, практические задачи по их изучению.

31. Современные зарубежные учения о преступности, ее причинах и путях преодоления

32. Криминологические исследования: понятие, виды и основные этапы.

33. Выборочные исследования в криминологии. Выборка и ее виды.

34. Программа криминологического исследования: понятие, структура и принципы составления.

35. Наблюдение в криминологии: понятие, виды, техника проведения.

36. Изучение документов в криминологии: понятие, виды, техника проведения.

37. Анкетирование в криминологии: понятие, виды и техника проведения.

38. Интервьюирование в криминологии: понятие, виды и техника проведения.

39. Экспертные оценки в криминологии: понятие, виды и техника получения.

40. Моделирование в криминологии.

41. Психологические методики изучения личности преступника и потерпевших.

42. Социометрические методы в криминологии: виды, назначение и техника применения.

43. Эксперименты криминологии: понятие, виды и техника проведения. Особенности проведения экспериментов в органах внутренних дел.

44. Тестирование в криминологии: понятие, виды и техника проведения.

45. Правовые, организационные и этические проблемы использования результатов криминологических исследований.

46. Формы и методы внедрения результатов криминологических исследований в деятельность органов внутренних дел.

47. Государственные криминологические учеты в России: формы и содержание.

48. Криминологическое прогнозирование: понятие, виды, основные этапы.

49. Прогнозирование индивидуального преступного поведения: понятие, методы и процедура проведения.

50. Методы и техника виктимологического прогнозирования.

51. Уровни и объекты криминологического прогнозирования.

52. Использование экстраполирования в криминологии.

53. Криминологические прогнозы: понятие, виды, принципы разработки.

54. Планирование борьбы с преступностью: понятие и виды. Планы предупреждения конкретных преступлений.

55. Программы борьбы с преступностью: понятие, виды, структура и принципы разработки.

56. Понятие, цели, задачи и функции профилактики преступлений.

57. Место профилактики преступлений в системе предупреждения преступности.

58. Уровни и объекты криминологической профилактики.

59. Понятие и практическое значение виктимологической профилактики.

60. Формы и методы индивидуальной профилактики преступлений.

61. Понятие и содержание тактики профилактики преступлений.

62. Организационно-правовые основы профилактики преступлений органами внутренних дел.

63. Формы и методы профилактики вовлечения несовершеннолетних в антиобщественную деятельность.

64. Организационно-тактические особенности профилактической деятельности органов внутренних дел на транспорте.

65. Организационно-правовые основы взаимодействия правоохранительных органов различных стран в борьбе с преступностью.

66. Формы и методы взаимодействия органов внутренних дел с другими правоохранительными органами и профилактика преступлений.

67. Использование средств массовой информации в борьбе с преступностью.

68. Криминологическая характеристика преступлений против личности.

69. Криминологическая характеристика и профилактика преступлений против жизни и здоровья.

70. Криминологическая характеристика и профилактика преступлений против свободы, чести и достоинства человека.

71. Криминологическая характеристика и профилактика преступного сексуального насилия.

72. Наемные преступления: основные криминологические характеристики и профилактика.

73. Бытовое насилие: основные криминологические характеристики и профилактика.

74. Криминологическая характеристика и профилактика преступлений против семьи и несовершеннолетних.

75. Криминологическая характеристика и профилактика преступлений, совершаемых несовершеннолетними.

76. Криминологическая характеристика преступлений против собственности.

77. Криминологическая характеристика и профилактика краж.

78. Криминологическая характеристика и профилактика бандитизма, грабежей и разбоев.

79. Криминологическая характеристика и профилактика вымогательства.

80. Криминологическая характеристика и профилактика мошенничества.

81. Преступность в банковско-финансовой сфере: основные криминологические характеристики и профилактика.

82. Криминологическая характеристика и профилактика преступлений, связанных с незаконным завладением и перемещением культурных ценностей.

83. Криминологическая характеристика преступлений в сфере экономической деятельности.

84. “Криминальная экономика”: понятие, криминологическая характеристика и предупреждение.

85. Криминологическая характеристика преступлений против общественной безопасности и общественного порядка.

86. Террористическая деятельность: криминологическая характеристика и предупреждение.

87. Криминологическая характеристика и профилактика преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, а также радиоактивными материалами.

88. Криминологическая характеристика и профилактика преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.

89. Криминологическая характеристика и профилактика экологических преступлений.

90. Криминологическая характеристика и профилактика преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта.

91. Криминологическая характеристика и профилактика должностных преступлений.

92. Криминологическая характеристика и профилактика преступлений против правосудия.

93. Криминологическая характеристика и профилактика преступлений против порядка управления.

94. Криминологическая характеристика и профилактика групповых преступлений.

95. Криминологическая характеристика и предупреждение уличной преступности.

96. Коррупция: понятие, криминологическая характеристика и предупреждение.

97. Рецидивная преступность: понятие, криминологическая характеристика и предупреждение.

98. Организованная преступность в России: криминологическая характеристика и проблемы предупреждения.

99. Криминологическая характеристика и предупреждение женской преступности.

100. Основные характеристики преступности в мегаполисах и ее профилактика.

101. Основные организационные формы международного сотрудничества в изучении преступности и ее предупреждении.

102. Международная организация уголовной полиции Интерпол и участие России в его работе.

103. Формы и методы предупреждения преступности за рубежом.

104. Правовые основы взаимодействия правоохранительных органов в борьбе с преступностью.

105. Взаимодействие органов МВД и полицейских служб зарубежных стран в борьбе с организованной преступностью.

106. Деятельность неправительственных организаций по предупреждению преступности и защите жертв преступлений.

107. Основные направления деятельности ООН и Совета Европы в борьбе с преступностью.

108. Роль ООН и Совета Европы в предупреждении преступности.

109. Возможности использования зарубежного опыта в профилактике преступности.


КРИМИНОЛОГИЯ

Учебно-методическое пособие для слушателей 4 курса ФЗО,

обучающихся на базе среднего (полного) общего образования

(набор 2007 года), специальность 030505 65 –

Правоохранительная деятельность

Составитель

кандидат юридических наук

Белевский Роман Александрович

Свидетельство о государственной аккредитации

Рег. № 0051 от 02.11.09 г.

Подписано в печать __________ г. Формат 60х901/16.

Усл.печ.л. -___. Тираж ____ экз. Заказ № ___

Орловский юридический институт МВД РФ.

302027, Орел, Игнатова, 2.


[1] Иншаков С. М. Криминология. Практикум. М. 2001. с.27.

[2] См. там же. с. 17.