Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 20

 

Поиск            

 

Рекомендации методические по выполнению расчетной части проекта 1

 

             

Рекомендации методические по выполнению расчетной части проекта 1

Исходные данные для курсового проектирования студенты собирают в период производственного обучения на 4-ом курсе или они задаются препода­вателем, ведущим проектирование.

1.3. Объем и оформление курсового проекта

Курсовой проект должен состоять из расчетно-пояснительной записки объемом 30...35 страниц рукописного текста формата А4 и 3...4 листов графи­ческой части формата А1, включающих:

- структурную схему разборки изделия (сборочной единицы) -1 л.;

- ремонтный чертеж детали - 0,5...1,0 л.;

- маршрутную карту восстановления 3.,.4-х возможных дефектов детали, 3...4 операционные карты и 1...2 карты эскизов -1,0 ... 1,5 л.;

- схему маршрутов технологического процесса - 0,5 л.;

- технико-экономические показатели восстановления детали - 0,5 л .

2. Методические рекомендации по выполнению расчетной части проекта

2.1. Введение

В нем характеризуется состояние и основные направления развития тех­нического сервиса в АПК, повышения его эффективности на основе экономии топлива, энергии, металла, запасных частей, других материалов, широкого при­менения ресурсосберегающих технологий, вовлечения в производство вторич­ных ресурсов, формирующих цель проекта.

2.2. Разработка структурной схемы разборки изделия (сборочной единицы)

Разборка машины, а также отдельных ее составных элементов - ответст­венный начальный этап технологического процесса ремонта. Правильная орга­низация и последовательность выполнения разборочных работ оказывают зна­чительное влияние на продолжительность и трудоемкость разборки, сохран­ность деталей и, в конечном счете, на качество и стоимость восстановления ремонтируемых объектов.

Последовательность разборки изделия может быть отражена в технологи­ческих картах, а также структурных схемах разборки.

Схему разборки изделия строят так, чтобы из изделия выводились в пер­вую очередь соединительные детали и сборочные единицы первого порядка, которые затем разбираются соответственно на соединительные детали и сбо­


рочные единицы второго и следующих порядков. Разборка каждой сборочной единицы завершается выведением базовой детали.

Под деталью понимается составной элемент изделия, состоящий из одно­родного материала без применения сборочных операций.

Под сборочной единицей понимается составной элемент изделия, со­стоящий из двух и более деталей, соединенных между собой посредством сбо­рочных операций.

Сборочные единицы и детали на структурной схеме разборки изображают в виде прямоугольника с указанием наименования элемента, номера его по ка­талогу, количества элементов в изделии и номера позиции на соответствующем рисунке (чертеже), являющимся обязательным приложением к схеме.

Типовая модель структурной схемы разборки изделия представлена на рис. 1.

2.3. Определение дефектов деталей и коэффициентов их повторяемости

Каждая деталь имеет одну или несколько рабочих поверхностей. При этом условия работы каждой поверхности различны, а, следовательно, и скоро­сти их изнашивания отличаются друг от друга. Таким образом, каждую деталь можно рассматривать как совокупность поверхностей, каждая из которых имеет свои дефекты. И хотя появление каждого дефекта можно рассматривать как случайное событие, при статистической обработке значительного объема ин­формации об износах различных поверхностей деталей устанавливается доста­точно стабильная величина повторяемости дефектов каждой поверхности.

В общем случае коэффициенты повторяемости дефектов определяются из выражений:


N


Мг

N


М, N


(1)



где К^ К^ К^ - вероятности появления или коэффициенты повторяемости пер­вого, второго,... и-го дефектов; М. М... М^ - количество деталей, имеющих со­ответственно первый, второй, ... п -и дефекты; N - общее количество одно­именных деталей в анализируемой партии.

При курсовом проектировании информация по коэффициентам повторяе­мости дефектов собирается непосредственно на ремонтном предприятии или задается преподавателем. Обработка информации (при сборе ее на предпри­ятии) проводится методами математической статистики.


рочные единицы второго и следующих порядков. Разборка каждой сборочной единицы завершается выведением базовой детали.

Под деталью понимается составной элемент изделия, состоящий из одно­родного материала без применения сборочных операций.

Под сборочной единицей понимается составной элемент изделия, со­стоящий из двух и более деталей, соединенных между собой посредством сбо­рочных операций.

Сборочные единицы и детали на структурной схеме разборки изображают в виде прямоугольника с указанием наименования элемента, номера его по ка­талогу, количества элементов в изделии и номера позиции на соответствующем рисунке (чертеже), являющимся обязательным приложением к схеме.

Типовая модель структурной схемы разборки изделия представлена на рис. 1.

2.3. Определение дефектов деталей и коэффициентов их повторяемости

Каждая деталь имеет одну или несколько рабочих поверхностей. При этом условия работы каждой поверхности различны, а, следовательно, и скоро­сти их изнашивания отличаются друг от друга. Таким образом, каждую деталь можно рассматривать как совокупность поверхностей, каждая из которых имеет свои дефекты. И хотя появление каждого дефекта можно рассматривать как случайное событие, при статистической обработке значительного объема ин­формации об износах различных поверхностей деталей устанавливается доста­точно стабильная величина повторяемости дефектов каждой поверхности.

В общем случае коэффициенты повторяемости дефектов определяются из выражений:

у- Ml у = Ml у-Мл. (\\ Х1- N ' кг- N ' лп- N ' ш

где К. К, К - вероятности появления или коэффициенты повторяемости пер­вого, второго,... п-го дефектов; М^ My. М^ - количество деталей, имеющих со­ответственно первый, второй, ... и -и дефекты; N - общее количество одно­именных деталей в анализируемой партии.

При курсовом проектировании информация по коэффициентам повторяе­мости дефектов собирается непосредственно на ремонтном предприятии или задается преподавателем. Обработка информации (при сборе ее на предпри­ятии) проводится методами математической статистики.


P(Xz) = Кг.(1-К i) .(1-Кз)=0,129;

Р(Хз) = Кз»(1-К i) .(1-К.2)= 0,258 Р(Х„) =(1-К iXl-Kz) .(1-K,) = 0,387.

25. Обоснование способов восстановления изношенных поверхностей

Известно, что изношенные поверхности деталей могут быть восстановле­ны, как правило, несколькими способами. Для обеспечения наилучших эконо­мических показателей в каждом конкретном случае необходимо выбрать наибо­лее рациональный способ восстановления.

Выбор рационального способа восстановления зависит от конструктивно-технологических особенностей деталей (формы и размера, материала и термо­обработки, поверхностной твердости и шероховатости), от условий ее работы (характер нагрузки, род и вид трения) и величины износа, а также стоимости восстановления.

Для учета всех этих факторов рекомендуется последовательно пользовать­ся тремя критериями:

- технологическим критерием или критерием применимости;

- критерием долговечности;

- технико-экономическим критерием (отношением себестоимости восста­новления к коэффициенту долговечности).

Технологический критерий (критерий применимости) учитывает, с одной стороны, особенности подлежащих восстановлению поверхностей деталей, а с другой - технологические возможности соответствующих способов восстанов­ления.

Принципиальная возможность применения девяти, наиболее распростра­ненных методов восстановления, приведена в табл. 1.

Расшифровка способов восстановления: ПУТ - наплавка в среде углекисло­го газа, ВДН - вибродуговая наплавка; НСФ - наплавка под слоем флюса; ДМ -дуговая металлизация; ГН - газопламенное напыление; Х - хромирование элек­тролитическое; Ж - железнение электролитическое; КП - контактная наплавка;

РН - ручная наплавка.

Ьа основании технологических характеристик способов восстановления, устанавливаются возможные способы восстановления различных поверхностей детали по технологическому критерию Гак, для приведенного выше примера предварительно устанавливаем, что поверхности оси опорного катка могут быть восстановлены следующими способами:

поверхность А - контактной приваркой стальной ленты, электромеханиче­ской обработкой, вибродуговой наплавкой, наплавкой в среде углекислого газа;


Таблица 1

Технологические характеристики способов восстановления

Наименование

Условные обозначения способов восстановления

характеристик

НУГ

ВДН

НСФ

ДМ

ГН

X

Ж

КП

РН

Вязы металлов и сплавов, по отношению к которым приме-

сталь

сталь, кжийи серый чугун

сталь

все

мате­риалы

все мате­риалы

сталь

сталь, серый чугун

все махртаы

все матриалы

Виды поверхно­стей, по отноше­нию к которым применим дан­ный способ

наружные цилиндрические. плоские

наружные и внутренние цип^ххяэож

герявьеи внутрен­ние ци-лнндри-ческке. плоские

Минимальный

наружный диа­метр поверхно­сти, мм

15

15

35

30

30

5

12

10

10

Минимальный внутренний диа­метр поверхнос­ти, мм

50

40

40

60

40

Минимальная толщина нано­симого покры­тия, мм

0,5

0,5

1,5

0,3

0,3

0,05

0,1

0,1

1,0 -

Максимальная толщина нано­симого покры­тия, мм

3,5

3,0

5,0

8,0

1,5

0,3

3,0

1,5

6,0

поверхность Б - контактной приваркой стальной ленты, вибродуговой наплавкой проволоки, наплавкой в среде углекислого газа;

поверхность В - наплавкой проволоки в среде углекислого газа; вибродуго­вой наплавкой проволоки.

После отбора способов, которые могут быть применены для восстановле­ния той или иной изношенной поверхности детали, исходя из технологических соображений, отбирают те из них, которые обеспечивают наибольший после­дующий межремонтный ресурс этих поверхностей, т.е. удовлетворяют требуе­мому значению коэффициента долговечности Яд.

Коэффициент долговечности Кц в общем случае является функцией трех других коэффициентов:

Кц =/^, К„ К^, (9) где Ки - коэффициент износостойкое™; К, - коэффициент выносливости; Ксц - коэффициент сцепляемости.

Численные значения коэффициентов-аргументов определяются на основа­нии стендовых и эксплуатационных испытаний новых и восстановленных дета­


лей. Коэффициент долговечности Кц численно принимается равным значению того коэффициента, который имеет наименьшую величину.

При выборе способов восстановления применительно к деталям, не испы­тывающим в процессе работы значительных динамических и знакопеременных нагрузок, численное значение коэффициента долговечности определяется только численным значением коэффициента износостойкое™.

В табл. 2 представлены примерные значения коэффициентов износостой-кости, выносливости и сцепляемости, определенные по результатам исследова­ний для наиболее распространенных методов восстановления.

Таблица 2 Коэффициенты износостойкости, выносливости, сцепляемости

Способы восстановления

Значения коэффициентов

ВНОСОСЮИКОСЕИ,

К„

выносливости,

к,

сцепляемости, Ксц

Наплавка в углекислом газе

0,85

0,9...1,0

1,0

Вибродуговая наплавка

0,85

0,62

1,0

Наплавка под слоем флюса^

0,90

0,82

1,0

Дуговая металлизация

1,0...1,3

0,6...1,1

0,2...0,3

Газопламенное напыление

1,0...1,3

0,6...!,1

0,3...0,4

Плазменное напыление

1,0...1,5

0,7...1,3

0,4...0,5

Хромирование (электролитическое)

1,0...1,3

0,7...1,3

0,4...0,5

Железнение (электролитическое)

0,9... 1,2

0,8

0,65...0,8

Контактная наплавка (при­варка металлического слоя)

0,9...1,1

0,8

0,8...0,9

Ручная наплавка

0,9

0,8

1,0

Клеевые композиции

1,0

-

0,7

Электромеханическая обра­ботка (высадка и сглажива­ние)

до 3,00

0,8

1,0

Обработка под ремонтный размер

1,0

1,0

1,0

Установка дополнительной детали

1,0

0,8

1,0

Пластическое деформирова­ние

0,8...1,0

1,0

1,0

Из числа способов, отобранных по технологическому критерию, к даль­нейшему анализу принимаются те, которые обеспечивают коэффициент долго-


вечности восстановленных поверхностей не менее 0,8. Если установлено, что требуемому значению коэффициента долговечности для данной поверхности детали удовлетворяют два или несколько способов восстановления, выбор из них оптимального проводится по технико-экономическому показателю, числен­но-равному отношению себестоимости восстановления к коэффициенту долго­вечности для этих способов. Окончательному выбору подлежит тот способ, ко­торый обеспечивает минимальное значение этого отношения:

-^min (10) г^я

где Кд - коэффициент долговечности восстановленной поверхности; Св - себе­стоимость восстановления соответствующей поверхности, руб.

При обосновании способов восстановления поверхностей значение себе­стоимости восстановления Св определяется из выражения

Cs = Cy- S, руб,^ (11) где Су - удельная себестоимость восстановления, руб/дм2 ; S - площадь восста­навливаемой поверхности, дм2 .

Значения Су для наиболее распространенных способов восстановления приве­дены в табл. 3.

Предварительно отобранные методы восстановления для каждой изнаши­ваемой поверхности ранжируются по значению технико-экономического пока­зателя и сводятся в табл. 4.

Для примера в эту таблицу сведены расчеты технико-экономических пока­зателей восстановления изнашиваемых поверхностей оси опорного катка.

Из таблицы видно, что оптимальными способами восстановления изнаши­ваемых поверхностей являются следующие:

для поверхности А - электромеханическая обработка;

для поверхности Б - контактная приварка ленты;

для поверхности В - наплавка в среде углекислого газа.

2.6. Обоснование способов восстановления детали

С точки зрения организации производства, чем меньшее количество спосо­бов используется для восстановления различных изнашиваемых поверхностей детали, тем меньше требуется видов оборудования, выше его загрузка, а следо­вательно, и выше эффективность производства. В связи с этим для окончатель­ного решения вопроса о способах восстановления изношенных поверхностей детали в целом, производится перебор различных сочетаний способов. Перебор начинают с минимального числа способов, а за основной принимают способ,

^Себестоимость восстановления изнашиваемых поверхностей может быть определе­на также в соответствии с «Методическими рекомендациями по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) в сельском хозяйстве». Утверж­дены Министерством сельского хозяйства и продовольствия РФ. М.,1996.

12


Таблица 3

Удельная себестоимость восстановления изношенных поверхностей деталей различными способами

Способы восстановления

Удельная себестоимость восста­новления, руб/дм2 (на 01.01.98 г.)

Наплавка в углекислом газе

6,0...8,0

Вибродуговая наплавка

8,0...10,0

Наплавка под слоем флюса

12,0... 14,0

Дуговая металлизация

8,0... 12,0

Газопламенное напыление

8.0...12.0

Плазменное напыление

10,0...14,0

Хромирование электролитическое

4,0...9,0

Железнение электролитическое

0,5...5,0

Контактная наплавка (приварка ме­таллического слоя)

7,5...8,5

Ручная наплавка

4,0...6,0

Клеевые композиции

3,0...6,0

Электромеханическая обработка (высадка и сглаживание)

8,0...9,0

Обработка под ремонтный размер

0,8...1,4

Установка дополнительной детали

4,0...10,0

Пластическое деформирование

0,8...1,4

Термические, химико-термические, термомеханические процессы

1,0...8,8

являющийся оптимальным для наиболее изнашиваемой поверхности, т.е. по­верхности, коэффициент повторяемости дефекта которой максимальный. Если данный способ применим по технологическому критерию ко всем изнашивае­мым поверхностям и обеспечивает коэффициенты долговечности этих поверх­ностей не ниже 0,8 (Кд >. 0,8), определяют себестоимость восстановления дета­ли в целом, если бы все поверхности восстанавливали этим способом. Если де­таль нельзя восстановить одним способом, используют второй способ, являю­щийся оптимальным для следующей по изнашиваемости поверхности и так да­лее.

Заканчивается анализ определением минимального значения отношения себестоимости восстановления детали оптимальным для каждой ее изнаши­ваемой поверхности способом к коэффициенту долговечности


Се

Кдв;


- -> Ш 1 П ,

(12)


zc^s,

Кдв

13


где Свд, - себестоимость восстановления изношенных поверхностей детали j-м сочетанием способов, руб.; Сур- удельная себестоимость восстановления i-й по­верхности р-м способом, руб/дм2 ; Si - площадь i-й восстанавливаемой поверхно­сти, дм2 ; Кдц - коэффициент долговечности детали, восстановленной j-м соче­танием способов; n - количество изнашиваемых поверхностей (дефектов).


Кд


BJ


(13)


2^ iS . i * K .4 ij


коэффициент долговеч-

где Ki - коэффициент повторяемости i-ro дефекта; Кдц ности i-й поверхности, восстановленной р-м способом. Результаты расчетов сводятся в табл. 5.

Таблица 5

Технико-экономические показатели восстановления изношенных поверх-ностей-е<

ностеи-оси опорнегог-катка

Сочетание

Отношение себе­

вари-анта

способов восстановления

Коэффици­ент долго­вечности

^•Ш!

Себестои­мость восстанов­ления, руб.

стоимости восста­новления к коэф­фициенту долго­вечности,

^РУб.

"ДВ1

I

Наплавка в среде углеки­

слого газа на поверхности А,БиВ

0,85

23,45

27,67

II

Контактная приварка лен­ты на поверхности А и Б;

наплавка в среде углеки­

слого газа на поверхнос-тиВ

0,92

26,26

28.54

Ш

Электромеханическая об­работка поверхности А,

контактная приварка лен­ты на поверхность Б, на­

плавка в среде углекисло­го газа на поверхность В

0,95

26,77

28,18

В качестве примера в эту таблицу сведены расчеты технико-экономических показателей восстановления оси опорного катка.

Рассмотрим применение трех вариантов сочетаний способов восстановле­ния оси в целом:


1 вариант - наплавкой в среде углекислого газа всех изнашиваемых поверх­ностей А, Б и В;

П вариант - контактной приваркой ленты восстанавливать поверхности А и Б, а поверхность В - наплавкой в среде углекислого газа;

Ш вариант - восстанавливать каждую изнашиваемую поверхность опти­мальным для нее способом: поверхность А - электромеханической обработкой;

Б - контактной приваркой ленты; В - наплавкой в среде углекислого газа.

Определим значения коэффициентов долговечности восстановленной де­тали по каждому варианту:

_ 0,14 • 0,85 + 0,25 • 0,85 + 0,40 • 0,85 _

Г\. nni ^ — •"'•i"^!

1\ДВ1 Q^

0,14 • 1,0 + 0,25 • 1,0 + 0.40 • 0,85 Кда,- ^ -0,92,

0,14* 1,2+0,25.1.0+0.40 «0.85 „„, Кдаз- ^ -^->-

Определяем отношение себестоимостей восстановления' к коэффициенту долговечности для каждого варианта:

Свд, 7,0 »(1,03+1,71+0,62) ..,. ^—————0,85—————=27 '67 -

/й*> / ». — .

Свд, 8.0.(1,03+1,71)+7,0.0,62

Т^Г———————0,92——————=28 '54 -

Садз 8,5«1,03+8.0«1.71+7,0«0,62 „„,„

= ———————0,95——————— - 28 '10 -

Как следует из расчетов, наиболее целесообразным является первый вари­ант - восстановление всех поверхностей наплавкой проволоки в среде углеки­слого газа. Этот способ и должен лечь в основу разработки технологии восста­новления детали и дальнейшего анализа эффективности ее восстановления.

2 7. Разработка технологической документации на восстановление детали

Технологическая документация на восстановление детали включает:

- ремонтный чертеж детали (РЧ);

- маршрутную карту восстановления детали (МК);

- операционные карты восстановления детали (ОК);