Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 20

 

Поиск            

 

работа

 

             

работа

СОВРЕМЕННАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ПРАВА

ПРЕДМЕТ, МЕТОД И ФУНКЦИИ

ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

студента I курса

очной формы обучения

группа ОЮ-509-02

Научный руководитель

кандидат юридических наук

Дата сдачи ___________

Дата защиты __________

Оценка _______________

Тамбов 2006

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

1 ПРЕДМЕТ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА.. 6

2 МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА.. 11

3 ФУНКЦИИ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА.. 24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 28

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.. 30

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 «ПРЕДМЕТ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА». 32

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 «ФУНКЦИИ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА». 33

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы работы заключается в том, что за последнее десятилетие теория государства и права обогатилась новыми концепциями и выводами, основанными на реальных изменениях, происшедших в мировом и российском опыте государственного и правового строительства. Это вполне естественно и логично, поскольку обогащение теории всегда происходило на основе развивающейся практики или в тесной связи с ней. Да и сам феномен расширения познавательной базы, совершенствования научных поисков стал закономерным результатом развития научного знания. Сравнив учебники по разным юридическим дисциплинам за последние 10-15 лет, мы увидим существенные изменения в подходах ко многим проблемам государства и права, в оценках роли законодательной власти, Конституции, парламента, судебной власти, многих институтов демократии и т.д. Фактически наблюдается новый этап развития государственно-правовой научной мысли в России, вызванный коренными изменениями в экономических и политических отношениях, в идеологических оценках сущности и назначения государства и права. Поэтому сегодня весьма актуально приведение методологического и методического инструментария в соответствие с изменившейся идеологической, политической и правовой действительностью.

Объектом исследования в работе является теория государства и права как общетеоретическая отрасль юриспруденции.

Предмет исследования – предмет, методы и функции теории государства и права.

Целью курсовой работы является исследование предмета, методов и функций теории государства и права, а также определение ее роли в системе юридических наук.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

1. исследовать существующие в науке подходы к определению предмета теории государства и права;

2. изучить методологию теории государства и права;

3. раскрыть основные функции теории государства и права.

Согласно гипотезе курсовой работы предметом теории государства и права является государство и право в целом, а также сущность и социальное назначение государственно-правовых явлений. Методология теории государства и права - это не просто сумма разрозненных методов применительно к государственно-правовым явлениям, так как она синтезирует и основополагающие принципы философии, и методы других наук, и собственные познания. Функции теории государства и права – это вытекающие из ее назначения в системе юридических наук, определяемые ее предметом и методологией основные направления исследования, познания и объяснения государственно-правовых явлений.

Методологическую основу курсовой работы составляет комплексное применение общенаучных и частнонаучных методов познания: диалектического, формально - логического, сравнительно – правового, системного. Теоретическая основа заключается в анализе и обобщении научной литературы, систематизации имеющегося материала по проблемам предмета, методов и функций теории государства и права.

Теоретической основой курсовой работы является как учебная, так и научная литература по выбранной теме.

Настоящая состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

1 ПРЕДМЕТ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Известно, что каждая наука, имея собственный предмет, утверждает себя в нем, определяется им в качестве самостоятельной научной дисциплины; именно в предмете происходит развертывание теорий конкретной науки, движение и воплощение определенной научной мысли. Выяснить предмет науки - значит установить, что изучает данная наука, что является объектом ее исследования. Поэтому существует исходное положение: предмет науки - это то, что составляет ее содержание, что является объектом ее познания.

Государство и право изучают многие науки, в том числе юридические. Предмет каждой из этих наук - лишь определенная сторона, определенная часть такого сложного общественного явления, как государство или право. Теория государства и права исследует не какие-либо отдельные государства или системы права, не отдельную группу правовых норм, а общие закономерности их возникновения, развития и функционирования.

Предмет теории государства и права - это государство и право в целом, а также сущность и социальное назначение государственно-правовых явлений (см. приложение 1). Теория государства и права показывает их связь с экономикой, политикой, идеологией, а также их взаимосвязь, изучает их как единое целое, поскольку государство и право раздельно не существуют.

Теория государства и права изучает исторические формы и типы государства, отвечая на вопрос о причинах перехода от одного типа государства и права к другому; раскрывает закономерности, пути и способы возникновения государства и права различных формаций и цивилизаций. В этом смысле ее предмет - это сущность, функции и механизм государства, сущность, формы и функции права как фундаментальные категории, отражающие сущностные качества государства и права.

Теория государства и права исследует также связь государства и права с такими общественными явлениями, как мораль и правосознание; изучает формы создания и существования права (закон, прецедент, правовой обычай), способы, обеспечивающие соблюдение правовых норм, виды этих норм, методы регулирования правом различных общественных отношений, а также такие понятия, как государственная власть, демократия, законность и т. д.

Теория государства и права тесно связана с философией, особенно с политологией и социологией. Связь между этими науками настолько тесна, что теорию государства и права иногда называют частью социологии или политологии. В действительности они имеют много общего, но теория государства и права - это самостоятельная научная дисциплина со своей спецификой, собственным предметом исследования и изучения.

Опираясь на наиболее общие закономерности развития общества, открытые философией, социологией и другими науками, теория государства и права исследует государство как особую политическую организацию, его сущность, формы, механизм, функции, особенности исторических типов государства и права, механизм правообразования, действие права, его систему и структуру.

Одна из задач теории государства и права - выработка определенных общих положений о государстве и праве, формулирование общих понятий о тех или иных сторонах, свойствах, чертах государства и права. Именно в этом состоят ее эвристическая и прогностическая функции.

Критикуя Е. Дюринга, Ф. Энгельс указывал на недопустимость отрыва научных понятий от реального содержания, обусловившего их возникновение. Энгельс писал, что для антинаучного метода характерно, когда «сперва из предмета делают себе понятие предмета, затем переворачивают все вверх ногами и превращают отражение предмета, его понятие в мерку для самого предмета. Теперь уже не понятие должно сообразоваться с предметом, а предмет должен сообразоваться с понятием»[1] .

Известно, что ни один объект (предмет), ни одна система не существуют в своих очерченных раз и навсегда границах, выделенные из ряда других объектов и систем. Это всегда масса разнообразных и разнородных составляющих, поэтому, прежде чем определить тот или иной объект (предмет), необходимо отграничить его от других, сходных с ним[2] , в частности, сформулировать правильное и четкое понятие объекта (предмета).

Государство и право развиваются не сами по себе, а в теснейшей связи с экономикой, политикой, идеологией. Поэтому предметом теории государства и права должны являться пути, формы, элементы взаимодействия государства, права, правосознания с этими феноменами, и не только в статике, но и в динамике, когда происходит наполнение государственно-правовых явлений новым содержанием (экономическим, политическим, идеологическим и т.д.). Другими словами, предмет теории государства и права - это не только государство и право сами по себе, «внутри себя», но и государство и право вовне, в их действии в обществе и во взаимодействии с другими элементами надстройки. Необходимо уточнить, что предмет теории государства и права должны составлять не те общественные отношения, на которые воздействуют государство и право, а именно пути, формы и методы взаимодействия государства и права с регулируемыми общественными отношениями. Предметом являются государственно-правовые элементы, а не экономическое, политическое или идеологическое содержание общественных отношений как таковое. Например, не просто экономическое или семейное отношение, а экономическое или семейное отношение, регулируемое правом.

Если экономическое, политическое, семейное или подобное отношение не регулируется правом, не включено в государственно-правовую сферу, оно не является предметом ни юридической науки вообще, ни теории государства и права в частности. Но теория государства и права должна предсказывать необходимость регулирования тех отношений, которые нуждаются в этом, требуют правового реагирования.

Россия, восприняв международно-правовые нормы в сфере прав человека, объективно актуализировала эту проблему. Сегодня в нашей стране есть немало публикаций по этой проблеме, создана довольно основательная теория прав человека, во многих юридических учебных заведениях введен соответствующий спецкурс. Но вопрос, к какой отрасли знаний относится учение о правах человека, окончательно не выяснен[3] .

Следует признать правильным предложение Т. Н. Радько, который предлагает рассматривать проблему прав человека в общей теории государства и права в качестве отдельной, самостоятельной темы либо самостоятельного раздела. Она может представлять собой также отдельную часть в структуре курса общей теории государства и права. Аргументируя свое предложение он утверждает, что при этом отпадает необходимость рассматривать отдельно (а по существу - искусственно разделять) такие вопросы, как «государство, право, личность», «правовой статус личности», «субъективные права» и др. в курсе теории государства и права, а такие, как «понятие прав человека», «гарантии прав человека» - в другом курсе. Это единый комплекс вопросов, ибо в действительности перечисленные понятия неразделимы.

В связи с особой актуальностью прав человека в России, заостренностью внимания к этой проблеме, а главное - в связи с действительной ее значимостью для каждого гражданина, наличием достаточно глубокой научно-теоретической основы, Т. Н. Радько обоснованно предлагает рассматривать права человека как отдельную часть общей теории государства и права[4] .


2 МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Вся история развития науки подтверждает, что ни одна из наук, даже самая конкретная, не может ограничиваться одним методом познания. Каждая наука имеет свою методологию, состоящую из основополагающего философского метода, обще- и частнонаучных методов.

Методология теории государства и права - это не просто сумма разрозненных методов применительно к государственно-правовым явлениям, так как она синтезирует и основополагающие принципы философии, и методы других наук, и собственные познания. Между предметом и методом в науке не существует «непреодолимой стены», однако вопрос о методе, методологии - это вопрос самостоятельный.

Под методологией государства и права обычно понимается обусловленная философским мировоззрением совокупность определенных теоретических принципов, категорий, логических приемов и специальных методов исследования государственно-правовых явлений[5] .

В приведенном определении отражены основные элементы, составляющие методологию государства и права. Следует обратить внимание на важность философского подхода, философского мировоззрения. Именно философия обеспечивает базу, основу понимания общих принципов развития государства и права, это своего рода ключ к их познанию.

Только с учетом законов единства и борьбы противоположностей, отрицания, перехода количественных изменений в качественные, а также благодаря использованию таких диалектических категорий, как сущность и явление, содержание и форма, причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность, можно правильно осмыслить и проанализировать природу многих государственно-правовых явлений[6] .

Прямое отношение к анализу государства и права имеет требование философии изучать предметы и явления в развитии, с учетом изменений.

Во-первых, потому, что «жизнь» государства и права сама по себе предполагает действие и, стало быть, определенное движение; во-вторых, рассмотрение государства и права только в статике, без учета развития, даст несколько одностороннее представление об их роли в жизни общества.

Важнейшее значение для теории государства и права имеет социальная философия.

Социальная философия исследует общие закономерности становления, развития и функционирования общества, она выполняет роль общей теории, поэтому теория государства и права, предмет исследования которой - происхождение, сущность, развитие и функционирование государства и права, должна сообразовывать свои теоретические положения с категориями социальной философии - в той мере, в которой «поведение» части определяется «поведением» целого.

Таким образом, различие между социальной философией и общей теорией государства и права состоит не только в их предмете, но и в степени конкретного познания государственно-правовых явлений, в несовпадении аспектов изучения государства и права[7] .

Иными словами, речь в данном случае должна идти о научных теориях разных уровней. Наука о государстве и праве разделяется на всеобщую (социальная философия, выступающая в роли теории и метода познания государства и права), общую (общая теория государства и права) и частные науки (отраслевые юридические науки, объясняющие конкретные стороны (части) государственно-правовой действительности)[8] .

Первые две научные теории являются методологическими. Социальная философия выполняет методологическую функцию по отношению как к общей теории государства и права, так и к отраслевым юридическим наукам, а общая теория государства и права имеет методологическое значение лишь для отраслевых наук.

В философской литературе иногда можно встретить высказывания, сводящие методологию любой науки лишь к конкретизации всеобщего философского метода. С этой точки зрения не существует частнонаучной методологии, а методологические вопросы конкретных наук в сущности являются философско-логическими вопросами, исследовать которые должны только философы[9] .

Подобные взгляды не могут не вызвать возражения. Многие исследователи проблем методологии науки приходят к выводу, что методология - это область знаний с различными уровнями анализа[10] .

Было бы неправильно полагать, что, поскольку под методологией понимается мировоззренческая основа науки, система идей, методы познания не имеют к ней отношения. Составным элементом методологии является учение о методах познания. В известном смысле любая теория способствует развитию методов познания, ибо указывает путь исследования и определяет его цели. При этом учение о методах познания не исчерпывает содержания методологии.

Метод - это система правил, принципов познания; представляя собой определенную последовательность действий, приемов и операций, необходимых для получения научных результатов, метод не содержится в готовом виде в теории.

Методология теории государства и права включает в себя определенные аспекты всеобщего философского метода, общенаучных (системного, структурного, функционального) и частноправовых методов (сравнительного правоведения, формально-юридического), и др. Но это не простая сумма перечисленных методов, а самостоятельная отрасль знания, в центре внимания которой находятся:

- конкретизация всеобщих (философских) методов для познания государства и права;

- анализ соотношения всеобщих, общенаучных и частноправовых методов в познании государственно-правовых явлений;

- учение о путях и формах конкретизации общенаучных методов применительно к познанию государства и права;

- анализ специфики использования частноправовых методов в познании государства и права.

В юридической литературе указывается на то, что помимо всеобщих (философских) методов в исследовании государства и права применяются методы, общие для ряда наук, но являющиеся специальными по отношению ко всеобщему. К ним, по мнению Т.Н. Радько, можно отнести метод системного анализа, функциональный метод, структурный, математические (кибернетические) и др.[11] Эти методы имеют некоторые общие принципы, применяемые при исследовании сложных систем, объектов, структур. Их использование вполне оправданно и целесообразно при анализе, например, системы права, обладающей определенной структурой, специфическим образом функционирующей и поддающейся количественным оценкам, изменениям.

Кроме того, в теории государства и права применяются методы, присущие только одной отрасли научного знания, - частнонаучные.

Характерным признаком всеобщих методов служит множественность их применения: один и тот же метод используется несколькими науками.

Отличительным признаком методов второй группы следует считать индивидуальность, принадлежность одной отрасли научного знания, что обусловлено спецификой предмета познания, его качественной обособленностью.

Общее же заключается в том, что обе группы методов являются частными по отношению к всеобщим (философским) методам.

К числу эффективных общенаучных методов, успешно используемых в последние годы теорией государства и права, относится системный анализ , который позволяет проследить деятельность государства и действие права во взаимосвязи, преодолевая объективно существующее различие по видам деятельности органов государства и разграничение по отраслям права.

Системный анализ состоит в выявлении объективно существующих связей между элементами объекта (органов государства, норм права), их функциями, в рассмотрении уровней подчинения и иерархии.

Органическая связь государства и права является одним из важнейших системообразующих факторов. Это в особенности относится к правовому воздействию - особому виду социального регулирования, связанному с отношениями, обеспеченными государственными гарантиями, с юридической ответственностью, с отношениями, которые не могут протекать стихийно, строиться произвольно. Отдельные части правового воздействия не должны произвольно выключаться или включаться в рассматриваемую систему. Например, не может необоснованно возникать правоотношение, если не наступил соответствующий факт или нет соответствующей нормы, либо принципа права. Часть должна сообразовываться с целым, а не наоборот.

Системный анализ, хотя и достаточно универсален, не исчерпывает всех общенаучных методов познания государства и права, которые нуждаются также в функциональной характеристике, поскольку имманентным качеством любой системы наряду с возникновением и развитием является ее функционирование, что требует и соответствующих средств (приемов) познания: каждая наука должна соответствовать форме движения материи[12] . Вот почему для исследования государства и права важное значение имеет функциональный метод , предназначенный для выявления наиболее существенных условий функционирования определенной системы. С помощью этого метода можно проследить не столько действие всей системы, сколько функционирование ее отдельных звеньев в их взаимосвязи и взаимозависимости, а также определить «ведущее» звено в государственном механизме, в правовом воздействии и, напротив, увидеть участок менее напряженный, недостаточно современный, требующий изменения (устаревшие нормативные акты, несовершенную компетенцию органа власти или управления).

Функциональный анализ возможен только в динамичных системах, т.е. способных к изменениям. Таковыми, собственно, являются и государство, и право. Механизм государства, как свидетельствует история, меняется более чем регулярно. А нормы права также постоянно изменяются и совершенствуются.

Когда речь идет о системе, внутренняя иерархия которой более или менее ясна, функциональное описание может оказаться весьма эффективным средством анализа. При анализе системы с достаточно сложными уровнями связей функциональный метод не может дать ответов на все вопросы, возникающие в процессе системного исследования[13] . Возникает потребность в использовании структурного метода .

Необходимость структурного анализа вытекает из специфики системного и функционального методов, сходных тем, что посредством каждого из них так или иначе выясняются и анализируются структурные элементы системы. Именно этим, по-видимому, можно объяснить тот факт, что в литературе рассматриваемые методы нередко называют как системно-структурным, так и структурно-функциональным.

Особенно важен структурный метод для исследования права, поскольку само право носит структурный характер, выступая в качестве совокупности норм[14] . Для изучения статического состояния государственно-правовых явлений структурный метод, безусловно, необходим, поскольку с его помощью определяются составные части данной системы, и трудно согласиться с мнением, что функциональный метод всегда является исходным, первичным по отношению к структурному[15] .

Преимущественное значение того или иного метода зависит от задач и объекта исследования. В частности, когда ставится цель познать только структуру системы, функциональный метод не может иметь приоритета перед структурным.

Однако познав структуру государства и права в целом или структуру отдельных их элементов, невозможно познать в то же время их динамические свойства (главную социальную ценность государства и права, важнейшую сторону их социального предназначения). И в этом случае применения метода структурного анализа недостаточно, более эффективен функциональный метод, посредством которого изучаются взаимозависимость элементов, их взаимодействие и взаимовлияние.

В определенных направлениях познания государства и права наряду с перечисленными вполне применимы также математические (кибернетические) методы, которые позволяют в некоторых случаях заменять словесные формулы языком знаков и тем самым избегать неточностей, связанных с многозначностью юридических терминов.

Однако в теории государства и права математический метод не получает преимущества перед другими методами познания в силу своих формальных особенностей. В отрыве от других методов он не раскрывает социальной и политической сущности государства и права и наиболее эффективен лишь в количественных и структурных, но не социально-политических характеристиках государства и права. С помощью кибернетики можно довольно точно подсчитать число тех или иных преступлений, проследить их динамику и т.п., но компьютеры совершенно беспомощны в решении такой социальной задачи, как пресечение преступности и устранение условий, порождающих те или иные преступления.

Вместе с тем применение математического метода и компьютеров обеспечивает быстроту и надежность обработки разнообразной статистической информации и повышает эффективность исследования количественных закономерностей, проявляющихся в деятельности государства и в действии права, а также значительно облегчает и экономит труд ученых и практических работников.

Всеобщий и общенаучные методы познания дают достаточно широкое представление о государстве и праве, об их взаимосвязях и проявлениях. Но многосторонность и многомерность деятельности органов государства, форм реализации права обусловливают, вызывают необходимость использования частнонаучных методов , с помощью которых можно достигнуть определенной детализации познания государственно-правовых явлений.

Эти методы как свойственные конкретной отрасли научного знания обогащают всеобщий метод, конкретизируя его применительно к специфическим вопросам государственно-правовой действительности. Разумеется, самостоятельную роль этих методов не стоит преувеличивать, хотя конкретизация познания требует их применения. К их числу Т. Н. Радько относит метод конкретных социально-правовых исследований, сравнительно-правовой и формально-юридический (формально-логический) методы[16] .

К числу частноправовых методов В. П. Казимирчук относит еще и метод судебной статистики[17] . О. Ф. Иваненко называет в числе частноправовых метод индивидуально-психологического наблюдения[18] .

Частнонаучные методы специальны в том смысле, что сфера их применения не всеобща, а ограничена определенными областями знания и человеческой практики, но это не означает, что они не имеют специфики и самостоятельного значения.

Так, методы сравнительного исследования и конкретных социальных исследований применяются не только в юриспруденции, но в том аспекте, в каком они используются при познании государства и права, выступают в качестве самостоятельных частнонаучных. Их применение определено правовой сферой, отсюда наименование: метод конкретных социально-правовых исследований, сравнительно-правовой метод. Эти методы включают несколько методик.

Например, социально-правовые исследования ведутся на основе социологических приемов, а именно, изучения практики применения закона, анкетирования, интервьюирования граждан. Эти приемы иногда называют методами.

Социальные исследования показывают, как реализуется назначение государства и права, как они решают стоящие перед ними задачи, какова их эффективность и какие нужны меры для того, чтобы найти оптимальные формы их реализации и функционирования.

Нельзя, например, познать социальную эффективность воспитательной функции права, не проведя соответствующих социально-правовых исследований.

Важное место в системе методов познания государства и права, в правоведении занимает сравнительно-правовой метод, основанный на сравнении, на установлении соотношений между различными явлениями путем их сопоставления.

Теория государства и права активно использует сравнительный метод, который позволяет видеть в различных государствах и правовых системах общее, особенное, индивидуальное (специфическое), принципиально противоположное, т.е. сходство и различие, что в свою очередь позволяет выявить закономерности и случайности в процессе развития государства и права.

В познании государства и права активно применяется также формально-логический (формально-юридический) метод, поскольку всякий познавательный процесс протекает в определенных формах, с помощью определенных приемов мышления. Это же обстоятельство дает основание полагать, что познание государства и права подчиняется общим законам и принципам мышления.

С формально-юридическим методом тесно связаны логические приемы изучения государства и права - такие, как анализ, синтез, гипотеза (расчленение изучаемого предмета на составные части, обобщение различных факторов и явлений, полученных в результате анализа, предположение о путях развития государства и права, требующее подтверждения).


3 ФУНКЦИИ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Теория государства и права как наука выполняет важные теоретические и методологические функции.

Функции теории государства и права - это вытекающие из ее назначения в системе юридических наук, определяемые ее предметом и методологией основные направления исследования, познания и объяснения государственно-правовых явлений.

Функции теории государства и права характеризуют ее роль в системе юридических наук, ее значение для познания государства и права в целом, а также отдельных отраслевых юридических наук.

Теория государства и права выполняет особые функции, поскольку является наукой абстрактной, обобщающей, познающей государственно-правовую действительность глубже по сравнению с отраслевыми и другими юридическими науками и в силу этого разрабатывающей общетеоретические принципы относительно государства и права в целом. В юридической научной и учебной литературе называются различные функции теории государства и права, но большинство авторов считают, что она осуществляет следующие функции:

• онтологическую;

• гносеологическую (познавательную);

• эвристическую;

• прогностическую;

• идеологическую;

• методологическую (см. приложение 2)[19] .

1. Онтологическая функция теории государства и права заключается в объяснении сущности и содержания государства и права, причин
их возникновения, функционирования[20] . Теория государства и права изучает государство и право, осмысливает государственно-правовые явления как объекты юридической науки, выясняет их сущность, давая им научное объяснение. Эту функцию иногда называют констатирующей, отвечающей на вопросы: что есть государство и право, из каких структур они состоят, какие функции выполняют и т.д.

2. Гносеологическая (познавательная) функция теории государства и права заключается в формулировании и объяснении государственно-правовых явлений путем формулирования научных понятий, теорий, концепций[21] . Она состоит также в выработке способов, приемов познания государства и права. Гносеологическая функция теории государства и права - это собственно познание государства и права, проникновение в многосторонность их проявлений, обоснование истинности выводов и определений о государственно-правовых явлениях. Теория государства и права выявила и обосновала, например, признаки государства, принципы и функции права, причины их по явления и изменения и т.д.

3. Эвристическая функция теории[22] государства и права очень тесно связана с гносеологической. Она состоит в получении новых знаний, формулировании новых выводов и положений, открытии новых закономерностей развития государства и права. Другими словами, это не просто познание (гносеология), а открытие нового в государстве и праве на основе глубокого проникновения в сущность познаваемых государственно-правовых явлений. Теория государства и права открыла и обосновала такие закономерности в развитии государства и права, как правовое государство, правовой закон, разделение властей и др. Эвристическая функция характеризует творческие возможности теории государства и права.

4. Осуществление прогностической функции теории государства и права объясняется тем, что научный прогноз, научные гипотезы являются необходимым свойством каждой общественной науки. Теория государства и права, выдвигая гипотезы о дальнейшем развитии государства и права, помогает развитию и совершенствованию государственного механизма, совершенствованию законодательства, судебной практики, правоприменительной деятельности органов государства и органов местного самоуправления.

5. Особо следует сказать об идеологической функции теории государства и права. Каждая общественная наука в той или иной степени осуществляет идеологическую функцию, поскольку объяснение происходящих процессов в обществе, его устройства, взаимоотношений людей в обществе дается с определенных мировоззренческих позиций. Поэтому у каждой общественной науки имеется определенная идеологическая заданность, определенная идеологическая составляющая.

Идеологическая функция теории государства и права выступает как воспитательная функция, поскольку, выражая демократическую мировоззренческую позицию, она воздействует на сознание, мысли и чувства людей, воспитывает граждан в духе уважения и признания ценностей демократического государства и права.

6. Методологическая функция теории государства и права - это одна из ценнейших ее функций. Теоретические выводы, обобщенные положения, сформулированные понятия служат базой, исходной позицией для других юридических наук при исследовании ими собственного предмета.

Каждая научная теория способствует и развитию методов познания. Понятия и определения теории государства и права являются своего рода опорными пунктами познания государства и права, они служат исходными, определяющими ступенями исследования многих государственно-правовых явлений.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате рассмотрения в настоящей курсовой работе проблем представляется возможным сделать следующие выводы.

1. Предмет теории государства и права - это государство и право в целом, а также сущность и социальное назначение государственно-правовых явлений. Теория государства и права показывает их связь с экономикой, политикой, идеологией, а также их взаимосвязь, изучает их как единое целое, поскольку государство и право раздельно не существуют.

2. Методология теории государства и права - это не просто сумма разрозненных методов применительно к государственно-правовым явлениям, так как она синтезирует и основополагающие принципы философии, и методы других наук, и собственные познания. Между предметом и методом в науке не существует «непреодолимой стены», однако вопрос о методе, методологии - это вопрос самостоятельный.

3. Методология теории государства и права включает в себя определенные аспекты всеобщего философского метода, общенаучных (системного, структурного, функционального) и частноправовых методов (сравнительного правоведения, формально-юридического), и др.

4. Функции теории государства и права - это вытекающие из ее назначения в системе юридических наук, определяемые ее предметом и методологией основные направления исследования, познания и объяснения государственно-правовых явлений.

5. В юридической научной и учебной литературе называются различные функции теории государства и права, но большинство авторов считают, что она осуществляет следующие функции:

- онтологическую;

- гносеологическую (познавательную);

- эвристическую;

- прогностическую;

- идеологическую;

- методологическую.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Научная и обзорная литература

1. Аграновская Е.В. Правовая культура и обеспечение прав личности. - М.: Юрид. лит., 1988. – 250 с.

2. Алексеев С.С. Право: азбука – теория – философия: Опыт комплексного исследования. – М.: «Статут», 1999. – 712 с.

3. Алексеев С.С. Теория права. - М.: Изд-во БЕК, 1995. – 224 с.

4. Бабаев В. К. Теория современного советского права. - Н. Новгород: : Нижегородск. юрид. ин-т, 1991. – 527 с.

5. Бержелъ Ж.Л. Общая теория права. - М.: Юристъ, 2000. – 683 с.

6. Бынков А. К вопросу о системе методологии и методов в диалектической логике // Диалектика и логика научного познания. - М.: Юрид. лит., 1966. – С. 45 – 53.

7. Гойман В. И. Действие права (методологический анализ). - М.: Наука, 1992. – 248 с.

8. Грушин Б.А. Очерки логики исторического исследования. - М.: Высшая школа, 1961. – 213 с.

9. Каск Л.И. Функции и структура государства. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1969. – 184 с.

10. Керимов Д.А. Методология права. - М.: ИКД «Зерцало-М», 2001. – 269 с.

11. Керимов Д.А. Философские проблемы права. - М.: Наука, 1972. – 381 с.

12. Козлихин И.Ю. Право и политика. - СПб.: Юридический центр пресс, 1996. – 225 с.

13. Комаров С. А. Общая теория государства и права: Курс лекций / Издание 2-е, испр. и доп. - М.: Юристъ, 1995. – 584 с.

14. Лазарев В. В. Применение советского права. - Казань: Изд – во КГУ, 1972. – 374 с.

15. Левченко И. П. Механизм применения права (опыт системного исследования): Монография. – Смоленск: Изд-во СГУ, 1997. – 104 с.

16. Лоит Т.В. О месте методологии науки в системе современного научного знания // Проблемы диалектики. - Л.: ЛГУ, 1974. Вып. 4. – С. 137-142.

17. Марксистско-ленинская общая теория государства и права. Основные институты и понятия. - М.: Наука, 1970. – 117 с.

18. Матузов Н.И. Актуальные проблемы теории права. – Саратов: Изд-во Сарат. гос. Академии права, 2003. – 512 с.

19. Нашиц А. Правотворчество. - М.: Юрид. лит., 1974. – 198 с.

20. Нерсесянц B . C . Философия права. Учебник для вузов. - М.: Издательская группа ИНФРА М - НОРМА, 1997. – 652 с.

21. Общая теория государства и права: Академический курс: В 2 т. - М.: Зерцало, 1998. - Т. 2. – 512 с.

22. Право и методы его изучения. - М.: Наука, 1965. – 273 с.

23. Проблемы теории государства и права: Учебное пособие / Под ред. М. Н. Марченко. – М.: Юристъ, 2004. – 656 с.

24. Проблемы методологии исследования. - М.: Юрид. лит., 1974. – 163 с.

25. Радько Т.Н. Теория государства и права: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2004. – 576 с.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1
«ПРЕДМЕТ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА»

Предмет теории государства и права


ПРИЛОЖЕНИЕ 2
«ФУНКЦИИ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА»

Функции теории государства и права


[1] Маркс К., Энгельс Ф. // Соч. Т. 20. - С. 97.

[2] Грушин Б.А. Очерки логики исторического исследования. - М.: Высшая школа, 1961. -С. 74.

[3] См.: Радько Т.Н. Теория государства и права: Учебник для вузов. - М., 2004. - С. 10.

[4] См.: Там же. - С. 10-11.

[5] Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. - М., 1999. - С. 26.

[6] Кучинский В.А. О соотношении различных методов в правовом исследовании // Некоторые вопросы советской правовой науки. - Кишинев, 1968. - С. 8.

[7] Марксистско-ленинская общая теория государства и права. Основные институты и понятая. - М., 1970. - С. 53.

[8] См.: Керимов Д.А. Философские проблемы права. - М., 1972. - С. 8.

[9] См., например: Бынков А. К вопросу о системе методологии и методов в диалектической логике // Диалектика и логика научного познания. - М., 1966.

[10] Лоит Т.В. О месте методологии науки в системе современного научного знания // Проблемы диалектики. - Л., 1974. Вып. 4. - С. 38.

[11] См.: Радько Т.Н. Указ соч. – С. 25.

[12] Маркс К., Энгельс Ф. // Соч. Т. 20. - С. 564-565.

[13] Проблемы методологии исследования. - М., 1974. - С. 16.

[14] Нашиц А. Правотворчество. - М., 1974. - С. 20.

[15] Каск Л.И. Функции и структура государства. - Л., 1969. - С. 4.

[16] Радько Т.Н. Указ. соч. – С. 29.

[17] См.: Право и методы его изучения. - М., 1965. - С. 46. Однако Т. Н. Радько полагает, что данный метод является разновидностью, а точнее, одним из приемов математических методов.

[18] См.: Некоторые вопросы советской правовой науки. - Кишинев, 1968. - С. 26.

[19] В литературе высказываются предложения выделять и другие функции, например прикладную, воспитательную, организационно-управленческую. Представляется, что каждая из них охватывается какой-либо из названных основных функций, за исключением организационно-управленческой, которая вообще не свойственна теоретической науке.

[20] Онтология - раздел философии, учение о бытии.

[21] Гносеология - раздел философии, изучающий познание; теория познания.

[22] Эвристика -