Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 20

 

Поиск            

 

27

 

             

27

1597

Экономика

Структура изменения российской экономикиx: основные черты и направления

Курсовая

27

2007

900

Координаты: электронная почта acher@wiseowl.ru, ancher77@mail.ru

Icq 170552870, телефон 89168119086. www.wiseowl.ru

Содержание

Введение. 3

1. Состояние российской экономики на современном этапе и задачи ее развития 4

1.1. Основные тенденции экономического развития России. 4

1.2. Стратегические ориентиры экономического развития России. 7

2. Направления развития отдельных сфер экономики России. 15

2.1. Этапы инновационного развития. 15

2.2. Развитие предпринимательства и улучшение инвестиционного климата. 18

2.3. Диверсификация промышленности и повышение конкурентоспособности высокотехнологичных отраслей. 20

2.4. Внешнеэкономическая политика. 22

Заключение. 25

Список литературы.. 27

Введение

В многочисленных экономических публикациях Российс­кая Федерация до сих пор относится к странам с переходной (транзитивной) экономикой. Как правило, в состав этих стран включаются бывшие советские, бывшие социалистические страны Центральной и Восточной Европы, а также КНР и Вьет­нам. На рубеже 1980-1990-х гг. когда в России такой переход только начал осуществляться, это определение отражало состо­яние реконструкции сложившейся экономической системы. С одной стороны, она уже переставала реагировать на центра­лизованные управляющие сигналы, а с другой - рыночные сигналы были еще слишком слабыми и хаотичными. В этих усло­виях, попытки объяснить происходящие процессы и строить более-менее достоверные прогнозы, опираясь на классические экономические теории, было в принципе невозможным. Отсю­да и возникла потребность в теории, описывающей такие пере­ходные состояния, которые тогда же получили название эко­номики переходного периода.

Однако к настоящему времени Российская Федерация, как и большинство вышеуказанных стран, получила официаль­ный статус страны с рыночной экономикой. В настоящее время определение российской экономики как переходной утрачивает свою актуальность. За последнее деся­тилетие прошлого века экономическая система России обрела полный набор рыночных институтов.

Цель курсовой работы – исследовать структуру изменения российской экономики, основные черты и направления.

Задачи курсовой работы:

- определить основные тенденции экономического развития России;

- рассмотреть стратегические ориентиры экономического развития России

- охарактеризовать направления развития отдельных сфер экономики России

1. Состояние российской экономики на современном этапе и задачи ее развития

1.1. Основные тенденции экономического развития России на современном этапе

В середине текущего десятилетия в России в основном завершен переход к рыночной экономической системе, восстановлен уровень производства и потребления начала девяностых годов.

Создана система базовых правовых норм и других институтов, обеспечивающих функционирование рыночных отношений между хозяйствующими субъектами. Заработали конкурентные рынки товаров и услуг, капитала и трудовых ресурсов. Актуальной становится уже отладка этих институтов, обеспечение их эффективного действия, высокой международной конкурентоспособности.

Достигнута высокая степень открытости российской экономики. Внешнеторговый оборот составил 47,6% ВВП (2006 год), что является одним из наиболее высоких показателей для стран с развитой экономикой.

Обеспечена устойчивая макроэкономическая стабильность. Российская экономика надежно защищена от воздействия внешних шоков международными резервными активами Российской Федерации, превысившими 400 млрд. долларов США.

Сформировался мощный слой развивающихся компаний, успешно конкурирующих на внутренних и внешних рынках и активно привлекающих капитал для своего развития. Капитализация российских компаний превысила 90% ВВП (2006 год) и имеет тенденцию к дальнейшему росту. Российский фондовый рынок превратился в реальный фактор привлечения инвестиций и обеспечения экономического роста страны. Среди населения начал складываться социальный слой массовых инвесторов и акционеров.

Преодолены тенденции социальной конфронтации в обществе, наблюдавшиеся в девяностые годы, достигнута высокая степень консолидации основных социальных слоев и групп по отношению к целям и принципам социально-экономической политики государства. Активно развиваются институты гражданского общества. Снизились политические риски ведения предпринимательской деятельности в России.

Формируется новая система государственного управления рыночной экономикой, базирующаяся на разделении функций (правоустанавливающих, контрольно-надзорных, предоставления услуг и управления имуществом). Начала функционировать вертикаль власти, имеющая в своей основе нормативно закрепленные разграничения полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. В процесс государственного управления внедряются современные методы и механизмы стратегического планирования и управления по результатам, идет их увязка с механизмами принятия бюджетных решений, в первую очередь, в рамках программно-целевого подхода.

Результат системных преобразований в экономике интегрально выражен в параметрах социально-экономического развития страны. Последние годы российская экономика демонстрирует устойчиво высокие темпы экономического роста (6-7% в год), значительно опережающие динамику мировой экономики. Преодолен спад производства и потребления девяностых годов: в 2007 году объем ВВП составил к уровню 1991 года 109%. При этом коренным образом изменилась структура экономики в пользу отраслей, ориентированных на рыночный спрос. В то же время объем промышленного производства составляет 90% от уровня 1991 года, сельского хозяйства – 81 %.

Объем ВВП (по паритету покупательной способности) превысил 1,8 трлн. долларов США. По этому показателю Россия закрепилась в первой десятке ведущих стран мира.

Таким образом, за последние годы Россия восстановила статус мощной экономической и финансовой державы, подтверждая свое право находиться в группе крупнейших стран – мировых лидеров как по динамике развития, так и по масштабам экономики.

1.2. Стратегические ориентиры экономического развития России

Ориентиры экономического развития России определяют следующие факторы:

усиление глобальной конкуренции , охватывающей рынки не только товаров, но и капиталов, технологий, рабочей силы. Однако сегодняшние качественные характеристики российской экономики не позволяют ей использовать преимущества глобальной конкуренции. Она остается слабо диверсифицированной и, в силу этого, уязвимой к колебаниям конъюнктуры мировых рынков углеводородов и сырья, мировых финансовых рынков, характеризуется низким уровнем инноваций и эффективности использования ресурсов;

возрастание роли человеческого капитала в социально-экономическом развитии. Уровень конкурентоспособности современной инновационной экономики все в большей степени определяется качеством профессиональных кадров. Россия уже не может поддерживать конкурентные позиции в мировой экономике за счет дешевизны рабочей силы и экономии на развитии образования и здравоохранения.

исчерпание источников экспортно-сырьевого типа развития , базирующихся на интенсивном наращивании топливного и сырьевого экспорта и выпуска товаров для внутреннего потребления за счет дозагрузки производственных мощностей в условиях заниженного обменного курса рубля. Одновременно обозначились новые ограничения роста, обусловленные недостаточным развитием производственной (транспортной и энергетической) инфраструктуры и дефицитом квалифицированных инженерных и рабочих кадров на рынке труда. Действие данного фактора может привести к резкому замедлению экономического роста и нарастающему отставанию от ведущих стран.

Стратегической целью является превращение России в одного из глобальных лидеров мировой экономики, выход ее на уровень социально-экономического развития высокоиндустриальных стран. К 2020 году Россия должна войти в пятерку ведущих стран мира по экономической мощи, характеризуемой производством валового внутреннего продукта.

Достижение этой цели предполагает:

- выход России на стандарты благосостояния, соответствующие развитым странам мира (в том числе среднедушевой ВВП по паритету покупательной способности – 30 тысяч долларов США в 2020 году и 40-50 тысяч долларов США в 2030 году);

- обеспечение научного и технологического лидерства России по направлениям, обеспечивающим ее конкурентные преимущества и национальную безопасность;

- обеспечение специализации России в мировой экономике на основе передовых научно-исследовательских разработок и высоких технологий. Россия должна занимать значимое, не менее 10 процентов, место на рынках высокотехнологичных товаров и услуг по 4-6 и более позициям;

- укрепление позиций России в формировании глобальной энергетической инфраструктуры;

- реализация глобальных конкурентных преимуществ в сфере транспорта и транзитных потоков;

- превращение России в один из ведущих мировых финансовых центров, обладающих независимой национальной финансовой инфраструктурой и обеспечивающих лидирующие позиции России на финансовых рынках стран СНГ, ЕврАзЭС, Центральной и Восточной Европы;

- формирование эффективных демократических институтов, влиятельных и активных институтов гражданского общества.

Системное решение отмеченных перспективных задач состоит в переходе российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному типу развития . Это позволит резко расширить ее конкурентный потенциал за счет наращивания ее сравнительных преимуществ в науке, образовании и высоких технологиях и, на этой основе, задействовать новые источники экономического роста.

Инновационный тип развития имеет ряд качественных и количественных характеристик, соответствующих параметрам развития ведущих стран мира:

- диверсификация экономики, в структуре которой ведущая роль переходит к «отраслям знаний» и высокотехнологичным отраслям промышленности. Доля высокотехнологичного сектора и экономики знаний в ВВП должна составлять не менее 17-20% (2006 год – 10,5%), вклад инновационных факторов в годовой прирост ВВП - не менее 2,0-3 процентных пунктов (2006 год – 1,3);

- высокая инновационная активность корпораций, связанная с освоением новых рынков, обновлением ассортимента продукции, освоением новых технологий, созданием новых форм организации бизнеса. Доля промышленных предприятий, осуществляющих технологические инновации, должна возрасти до 40-50% (2005 год – 9,3%), доля инновационной продукции в выпуске промышленной продукции – до 25-35% (2005 год – 2,5 процента);

- наличие эффективной национальной инновационной системы, активизация исследований и разработок, как фундаментальных, так и прикладных. Внутренние затраты на исследования и разработки должны подняться до 3,5-4% ВВП (2006 год – 1 % ВВП);

- создание условий для эффективного использования квалифицированного труда и повышения качества человеческого капитала, наличие эффективной, ориентированной на конечный результат, социальной инфраструктуры. Среднемесячная заработная плата в экономике должна превысить в 2020 году 2000 долларов США (2006 год – 391 доллара США), расходы на образование за счет государственных и частных источников – не менее 5-6% ВВП (2006 год – 4,6%), на здравоохранение - 6-6,5% (2006 год – 3,9 процента);

- повышение эффективности использования первичных ресурсов, прежде всего труда и энергоносителей. Производительность труда должна быть увеличена почти вдвое, энергоемкость – снижена не менее чем на 40 процентов;

- эффективная система спецификации и защиты прав собственности, включая интеллектуальную собственность, и создание развитого рынка венчурного капитала.

Особенность перехода к инновационному типу развития состоит в том, что России предстоит одновременно решать задачи и догоняющего, и опережающего развития. В условиях глобальной конкуренции и открытой экономики невозможно догнать развитые страны мира по уровню благосостояния и эффективности, не обеспечивая опережающего прорывного развития в тех секторах российской экономики, которые определяют ее специализацию в мировом хозяйстве. Такой подход требует реализации стратегий одновременно в пяти направлениях.

Первое направление – обеспечение использования глобальных конкурентных преимуществ России в сферах энергетики, транспорта, экологии, аграрного сектора :

- обеспечение стабильности энергетического снабжения крупнейших мировых потребителей энергоресурсов в рамках реализации стратегических международных проектов с участием иностранных субъектов;

- развитие крупных узлов международной энергетической инфраструктуры на территории России, основанных на использовании новых энергетических технологий;

- формирование современной транспортной инфраструктуры, использование транспортного (транзитного) потенциала российской экономики, замыкание грузо- и пассажиропотоков на российские транспортные коридоры;

- реализация водного потенциала российской экономики - вовлечение в хозяйственный оборот неосвоенных водных ресурсов России, способствующее изменению мировой структуры потребления пресной воды, решению глобальных водных проблем и повышению конкурентоспособности российских водоемких производств, при обязательном соблюдении природоохранных требований;

- реализация аграрного потенциала в части развития экспорта зерна и других сельскохозяйственных продуктов, производства экологически чистых продуктов, импортозамещения на внутренних рынках продукции животноводства.

Второе направление – формирование мощного научно-технологического комплекса, обеспечивающего глобальную специализацию России на высокотехнологичных рынках:

- достижение и поддержание лидерства в научных исследованиях и технологиях по ряду приоритетных направлений (нанотехнологии, ядерная энергетика, авиация, судостроение, ракетно-космические технологии, программное обеспечение);

- встраивание в глобальный оборот высокотехнологичной продукции и технологий на основе лидерства по приоритетным направлениям научно-технологического развития;

- специализация на оказании интеллектуальных услуг в области фундаментальных и прикладных научных исследований и профессионального образования.

Третье направление – структурная диверсификация экономики на основе повышения конкурентоспособности перерабатывающей промышленности, высокотехнологичных отраслей и «экономики знаний»:

- улучшение условий предпринимательской деятельности и создание благоприятного инвестиционного климата;

- создание механизмов обеспечения инновационной активности компаний;

- формирование и развитие национальной финансовой инфраструктуры, ориентированной на эффективное долгосрочное финансирование инвестиций, рост капитализации компаний, снижение инвестиционных рисков и издержек инвесторов, трансформацию сбережений населения в инвестиции в отечественную экономику;

- развитие производственной инфраструктуры, включая ее транспортную, энергетическую и информационную составляющие.

Четвертое направление – создание экономических и социальных условий для реализации творческого потенциала человека и формирование конкурентоспособного человеческого капитала :

- обеспечение доступности качественных услуг образования, здравоохранения и культуры;

- обеспечение высокой профессиональной и территориальной мобильности трудовых ресурсов, повышение доступности жилья:

- формирование трудовых и предпринимательских ценностей;

- улучшение качества окружающей среды и экологических условий жизни человека, снижение природоемкости экономики, несмотря на увеличение масштабов экономической деятельности.

Пятое направление – развитие демократии и обеспечение защиты прав и свобод личности:

- развитие системы институтов, обеспечивающих равную и эффективную защиту конституционных прав и свобод личности и экономических свобод, включая совершенствование судебной системы;

- формирование структур и механизмов гражданского общества, развитие форм общественного контроля за деятельностью государства и бизнеса и повышение доверия к институтам власти и проводимой политике;

- сохранение и умножение культурных и духовных ценностей российского народа.

Только реализовав формулу развития «демократия – человек – технологии» и воплотив ее в повседневную практику жизни общества, Россия сможет реализовать свои потенциальные возможности и занять достойное место среди ведущих мировых держав.

Отношения государства и частного бизнеса. Переход к инновационному типу развития требует создания максимально благоприятных условий для стимулирования предпринимательской инициативы, повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности российских частных компаний, расширения их способности к работе на открытых глобальных рынках в условиях жесткой конкуренции. Исходя из этого, в отношениях с субъектами предпринимательской деятельности государство будет руководствоваться следующими принципами :

- создание условий для развития свободы предпринимательства и конкуренции, механизмов саморегулирования предпринимательского сообщества, снижения административных барьеров в экономике, превращения России в страну с низким уровнем коррупции;

- прекращение избыточного государственного регулирования экономики и переход преимущественно к косвенным методам регулирования экономических процессов;

- концентрация государственного предпринимательства, главным образом, в отраслях, связанных с обеспечением обороноспособности и национальной безопасности, и развитием инфраструктуры;

- стремление к макроэкономической стабильности и предсказуемости изменения основных макроэкономических параметров, последовательному снижению уровня инфляции;

- развитие государственно-частного партнерства, направленного на снижение предпринимательских и инвестиционных рисков, прежде всего, в сферах исследований и разработок, распространения новых технологий, развития транспортной и энергетической инфраструктуры; поддержка образования новых компаний и новых видов бизнеса, основывающихся на инновациях (стартап-проектов);

- активная поддержка российских компаний на внешних рынках, в том числе, прямых иностранных инвестиций российских компаний, при соблюдении норм международного права и обязательств Российской Федерации в данной области;