Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 20

 

Поиск            

 

работа по дисциплине : “ Автомобили” на тему: “Расчет автомобиля с разработкой (модернизацией) переднего дискового тормоза Пояснительная записка

 

             

работа по дисциплине : “ Автомобили” на тему: “Расчет автомобиля с разработкой (модернизацией) переднего дискового тормоза Пояснительная записка

Министерство образования Республики Беларусь

Министерство образования Российской Федерации

Белорусско-Российский Университет

Кафедра “ Техническая эксплуатация автомобилей ”

по дисциплине : “ Автомобили”

на тему: “Расчет автомобиля с разработкой (модернизацией) переднего дискового тормоза

Пояснительная записка

Выполнил студент гр. АХ:

Проверил преподаватель :

Могилев2003 г.

1 Проектировочный тяговый расчет автомобиля

Все формулы в разделе используются из [3].

Исходные данные:

а) максимальная скорость движения- 22 м/с;

б) полная масса- 975 кг;

в) полная масса на приводную ось- 480 кг;

г) колея передних колес -1.21 м;

д) высота автомобиля -1.35 м;

е) номинальный радиус колеса- 0.26 м.

1.1 Расчет максимальной мощности двигателя

Эффективная мощность двигателя при максимальной скорости определяется выражением :

кВт, (1.1)

где - коэффициент полезного действия трансмиссии. Для автомобилей с колесной формулой . Принимаем ;

- полная масса автомобиля, кг;

- коэффициент дорожного сопротивления, лежащий в пределах . Принимаем ;

- коэффициент сопротивления воздуха, . Для легковых автомобилей . Принимаем ;

- площадь лобового сопротивления:

, (1.2)

где - колея передних колес автомобиля, м;

- высота автомобиля,

;

- максимальная скорость движения, м/с.

Следовательно, эффективная мощность двигателя при максимальной скорости движения автомобиля равна:

Определяем максимальную мощность двигателя при максимальной скорости движения автомобиля:

,кВт,

где - максимальная эффективная мощность двигателя , ;

- значение угловой скорости вращения коленчатого вала, соответствующее ,

- коэффициенты, зависящие от типа и конструкции двигателя. Для

карбюраторных ДВС .

Для карбюраторных ДВС .

Получаем:

1.2 Выбор прототипа

По заданному классу и виду автомобиля, заданной максимальной скорости движения автомобиля, а также найденным значениям номинальных мощности и номинального момента двигателя из [1] в качестве прототипа к проектируемому автомобилю выбираем ВАЗ-1111 техническая характеристика которого приведена в таблице 1.1.

Таблица 1.1- Техническая характеристика автомобиля АЗЛК-2335

Параметр

Значение параметра

Масса автомобиля, кг:

полная

975

Распределение полной массы автомобиля по осям, кг:

на переднюю ось (ведущую)

на заднюю ось (ведомую)

480

495

Максимальная скорость движения автомобиля, км/ч

130

Контрольный расход топлива при движении с полной нагрузкой и скоростью 90 км/ч, л/100км

4.5

Высота автомобиля, м

1.35

Колея автомобиля, м

1.21

База автомобиля, м

2.18

Минимальный удельный расход топлива, г/(кВт·ч)

190

Колесная формула

1.3 Внешняя скоростная характеристика двигателя

Зависимость текущих значений эффективности мощности двигателя от угловой скорости вращения коленчатого вала устанавливается формулой:

,кВт, (1.3)

где – коэффициенты, зависящие от типа и конструкции двигателя. Для карбюраторного двигателя .

Для угловой скорости вращения коленчатого вала двигателя получаем:

.

Для остальных значений угловой скорости вращения коленчатого вала двигателя значения эффективной мощности рассчитываем аналогично и результаты сводим в таблицу 1.2.

Текущее значение крутящего момента определяется выражением:

, кНм. (1.4)

Для угловой скорости вращения коленчатого вала двигателя получаем:

.

Для остальных значений угловой скорости вращения коленчатого вала двигателя значения крутящего момента рассчитываем аналогично и результаты сводим в таблицу 1.2.

Таблица 1.2 – Результаты расчета внешней скоростной характеристики двигателя

Параметр

Размерность

Значения параметров

ωe

c-1

116

232

348

464

580

696

Ne

кВт

2.2968

4.91

7.37

9.19

9.9

9.03

Me

кН·м

0.0198

0.0212

0.0212

0.0198

0.0171

0.013

По полученным значениям эффективной мощности и крутящего момента строим внешнюю скоростную характеристику двигателя (рисунок 1.1).

Рисунок 1.1 – Внешняя скоростная характеристика двигателя

1.4 Расчет передаточных чисел трансмиссии

1.4.1 Передаточное число главной передачи

Передаточное число главной передачи определяется выражением:

, (1.5)

где - угловая скорость коленчатого вала двигателя при максимальной скорости , с-1 . Принимаем ;

- передаточное число высшей ступени коробки передач. Принимаем ;

- радиус качения колеса:

, м, (1.6)

где - коэффициент деформации шины. Для шин низкого давления

. Принимаем ;

- номинальный радиус колеса , м.

Cледовательно, радиус качения колеса равен:

.

Следовательно, передаточное число главной передачи равно:

.

1.4.2 Передаточные числа коробки передач

Передаточное число первой передачи, необходимое по условию преодоления максимального дорожного сопротивления определяется выражением:

, (1.7)

где - максимальный крутящий момент, развиваемый двигателем, кНм;

- максимальный коэффициент дорожного сопротивления, лежащий в пределах . Принимаем .

Следовательно, передаточное число первой передачи из условия преодоления максимального дорожного сопротивления равно:

.

Передаточное число первой передачи, определяемое из условия отсутствия буксования ведущих колес, определяется выражением:

, (1.8)

где - сцепной вес автомобиля, Н. Для переднеприводных автомобилей:

,Н, (1.9)

где - масса , приходящаяся на переднюю ось автомобиля. Тогда сцепной вес равен:

,

- максимальный коэффициент сцепления с дорогой. Для асфальтобетонного покрытия . Принимаем ;

- коэффициент перераспределения реакций. Для передней оси . Принимаем .

Следовательно, передаточное число первой передачи из условия отсутствия буксования ведущих колес автомобиля равно:

Передаточное число первой передачи, определенное из условия обеспечения минимальной устойчивой скорости, определяется выражением:

, (1.10)

где - минимальная устойчивая угловая скорость коленчатого вала двигателя;

- минимально устойчивая скорость движения автомобиля. . Принимаем .

Следовательно, передаточное число первой передачи из условия обеспечения минимальной устойчивой скорости движения автомобиля равно:

.

Принимаем передаточное отношение первой передачи равным:

.

Передаточное отношение четвертой передачи принимаем равным :

.

Тогда передаточное отношение второй передачи определяется выражением:

. (1.11)

Передаточное отношение третьей передачи определяется выражением:

. (1.12)

2 Поверочный тяговый расчет автомобиля

2.1 Расчет кинематической скорости автомобиля по передачам

Кинематическая скорость автомобиля в функции угловой скорости коленчатого вала двигателя определяется выражением:

, м/c. (2.1)

Для первой передачи при частоте вращения коленчатого вала находим кинематическую скорость движения автомобиля:

.

Для остальных значений угловой скорости вращения коленчатого вала двигателя и высших передач значения кинематической скорости движения автомобиля рассчитываем аналогично, и результаты сводим в таблицу 2.1.

Таблица 2.1 – Результаты расчета внешней скоростной характеристики двигателя, скоростной, тяговой и динамической характеристик и графиков ус-

корений автомобиля

Параметр

Размерность

Значения параметров

1

2

3

4

5

6

7

8

ωe

С-1

116

232

348

464

580

696

Ne

кВт

2.297

4.91

7.37

9.19

9.9

9.0288

Me

Н·м

0.0198

0.0212

0.0212

0.0198

0.0171

0.013

Первая передача

υ1

м/с

1.09

2.18

3.27

4.3 6

5.45

6.55

PT 1

кН

1.7895

1.913

1.913

1.7895

1.5427

1.1725

PB 1

кН

0.00039

0.0016

0.0035

0.0062

0.0097

0.014

PC 1

кН

1.7891

1.9114

1.9095

1.7833

1.533

1.1585

D1

-

0 .1871

0 .1998

0 .1996

0 .1864

0 .1603

0 .1211

j1

м/с2

1 .0155

1 .0932

1 .0919

1 .0118

0.8527

0 .6147

1/j1

с2

0 .9848

0 .9148

0 .9158

0 .9884

1.1728

1.6269

Вторая передача

υ2

м/с

1 .63

3.27

4.9

6.53

8.17

9.8

PT 2

кН

1.1950

1.2774

1.2774

1.1950

1.0302

0.7829

PB 2

кН

0 .0009

0 .0035

0 .0078

0 .014

0 .0218

0 .0314

PC 2

кН

1.1942

1.2739

1.2696

1.1811

1.0084

0.7516

D2

-

0 .1248

0 .1332

0 .1327

0 .1235

0 .1054

0 .0786

j2

м/с2

0.7903

0.8532

0.8498

0 .78

0 .6439

0 .4415

1/j2

с2

1.2653

1.172

1.1768

1 .282

1 .5529

2.2648

Третьперя едача

υ3

м/с

2.45

4.89

7.34

9.79

12.23

1 4.68

PT3

кН

0.798

0.8531

0.8531

0.798

0.6879

0 .5228

PB3

кН

0 .002

0 .0078

0 .0176

0 .0313

0 .0489

0 .0704

PC 3

кН

0.7961

0.8452

0.8355

0.7667

0.6391

0 .4524

D3

-

0 .0832

0 .0884

0 .0873

0 .0802

0 .0668

0 .0473

J3

м/с2

0 .5337

0 .5771

0 .5685

0 .5079

0 .3952

0 .2305

1/j3

с2

1 .8736

1 .7327

1 .759

1 .9691

2 .5305

4.3387

Четвертая передача

υ4

м/с

3 .66

6 .733

10.99

1 4.65

1 8.32

2 2. 00

PT 4

кН

0 .5329

0 .5697

0 .5697

0 .5329

0 .4594

0 .3491

PB 4

кН

0 . 00 44

0 . 0 175

0 . 0 395

0 .0702

0 .1096

0 .1578

PC 4

кН

0 .5285

0 .5521

0 .5302

0 .4627

0 .3498

0 .1913

D4

-

0 .0553

0 .0577

0 .0554

0 .0484

0 .0366

0 .0200

j4

м/с2

0 .3144

0 .3364

0 .316

0 .2531

0 .1478

0,0000

1/j4

с2

3 .1804

2.9724

3 .1647

3.951

6 .7671

-

По полученным значениям строим график зависимости кинематической скорости автомобиля от угловой скорости коленчатого вала двигателя (рисунок 2.1).

Рисунок 2.1 – График кинематической скорости автомобиля

2.2 Тяговая характеристика автомобиля

Касательная сила тяги на ведущих колесах автомобиля определяется выражением:

, кН. (2.2)

Для движения автомобиля на первой передаче при скорости вращения коленчатого вала двигателя определяем значение касательной силы тяги на ведущих колесах:

.

Для остальных значений угловой скорости вращения коленчатого вала двигателя и высших передач значения касательной силы тяги на ведущих колесах автомобиля рассчитываем аналогично, и результаты сводим в таблицу 2.1.

Сила сопротивления воздуха при движении автомобиля определяется выражением:

, кН. (2.3)

Для движения автомобиля со скоростью сила сопротивления воздуха равна:

Для остальных значений угловой скорости вращения коленчатого вала двигателя и высших передач значения силы сопротивления воздуха рассчитываем аналогично, и результаты сводим в таблицу 2.1.

Свободная сила тяги автомобиля определяется выражением:

, кН. (2.4)

Для соответствующих значений касательной силы тяги на ведущих колесах автомобиля и силы сопротивления воздуха определяем свободную силу тяги:

.

Для остальных значений угловой скорости вращения коленчатого вала двигателя и высших передач значения свободной силы тяги рассчитываем аналогично, и результаты сводим в таблицу 2.1. По полученным значениям строим тяговую характеристику автомобиля (рисунок 2.1).

Рисунок 2.2 – Тяговая характеристика автомобиля

2.3 Динамическая характеристика автомобиля

Динамический фактор автомобиля определяется выражением:

, (2.5)

Для соответствующего значения свободной силы тяги определяем значение динамического фактора автомобиля:

.

Для остальных значений угловой скорости вращения коленчатого вала двигателя и высших передач значения динамического фактора автомобиля рассчитываем аналогично, и результаты сводим в таблицу 2.1. По полученным значениям строим динамическую характеристику автомобиля (рисунок 2.3).

Рисунок 2.3 – Динамическая характеристика автомобиля

2.4 Характеристики разгона автомобиля

2.4.1 Ускорение автомобиля

Ускорение автомобиля во время разгона определяется выражением:

, (2.6)

где δi – коэффициент учета вращающихся масс:

, (2.7)

где , для одиночных автомобилей при номинальной мощности. Принимаем и .

Следовательно, коэффициент учета вращающихся масс для первой передачи равен:

для второй передачи:

для третьей передачи:

для четвертой передачи:

.

Следовательно, для движения автомобиля на первой передаче при угловой скорости вращения коленчатого вала двигателя ускорение автомобиля равно :

.

Для остальных значений угловой скорости вращения коленчатого вала двигателя и высших передач значения ускорения автомобиля рассчитываем аналогично, и результаты сводим в таблицу 2.1. По полученным значениям строим график ускорений автомобиля (рисунок 2.4).

Рисунок 2.4 – График ускорений автомобиля

2.4.2 Время разгона автомобиля

Из выражения (2.6) находим:

, (2.8)

Интегрируя, находим время разгона автомобиля:

, (2.9)

Вычисление времени разгона по выражению (2.8) осуществляем с использованием графика обратных ускорений, для построения которого по данным ускорений ji в таблице 2.1 вычислим обратные ускорения1/ji до скорости 0.9υmax . Данные вычисления обратных ускорений сводим в таблицу 2.1 и строим график обратных ускорений (рисунок 2.5).

Рисунок 2.5 – График обратных ускорений автомобиля

Площадь на графике обратных ускорений, ограниченная сверху кривыми 1/ji , осью скоростей снизу и прямыми υ =υ0 и υ =0.9υmax согласно выражению (2.8), представляет собой время разгона автомобиля от скорости υ0 до скорости 0.9υmax . Для его определения весь диапазон скорости разбиваем на шесть интервалов.

Считая что в каждом интервале скорости разгон автомобиля происходит с обратным ускорением, определенным выражением:

, (2.10)

то, следовательно, время разгона автомобиля от скорости υ0 до скорости 0.9υmax рассчитывается по выражению:

. (2.11)

Для соответствующих значений ускорений ji -1 и ji получаем среднее обратное ускорение равно:

,

и время разгона в интервале:

.

Для остальных интервалов разгона автомобиля среднее обратное ускорение в интервале и время разгона автомобиля в интервале вычисляем аналогично, и результаты вычислений сводим в таблицу 2.2.

Полное время разгона автомобиля от скорости υ0 до скорости 0.9υmax определяется выражением:

. (2.12)

2.4.3 Путь разгона автомобиля

Скорость движения автомобиля определяется выражением:

, (2.13)

откуда

. (2.14)

Интегрируя получаем:

. (2.15)

Считая, что в каждом интервале времени разгона, соответствующем интервалам скорости, движение автомобиля происходит со средней скоростью, определенной по формуле:

, м/с, (2.16)

путь его разгона в интервале равен:

. (2.17)

Для первого интервала средняя скорость движения автомобиля равна:

,

а путь разгона автомобиля равен:

.

Для остальных интервалов разгона автомобиля среднюю скорость движения в интервале и путь разгона автомобиля в интервале вычисляем аналогично, и результаты вычислений сводим в таблицу 2.2.

Таблица 2.2 – Результаты расчета времени и пути разгона автомобиля

Номер интервала разгона

1

2

3

4

5

Скорость в начале интервала

υi -1

м/с

1.09

2.73

5.45

8.96

14.3

Скорость в конце интервала

υ­i

м/с

2.73

5.45

8.96

14.3

19.8

Обратное ускорение в начале интервала

1/ji -1

с2

0.9848

0.914

1.1728

1.88

3.81

Обратное ускорение в конце интервала

1/ji

с2

0.914

1.1728

1.88

3.81

9.67

Среднее обратное ускорение

1/ji ср

с2

0.9494

1.043

1.53

2.85

6.74

Время разгона в интервале

ti

с

1.56

2.84

5.37

15.22

37.07

Полное время разгона

T

с

1.56

4.4

9.77

25

62.07

Средняя скорость в интервале

υi ср

м/с

1.91

4.1

7.2

11.63

17.05

Путь разгона в интервале

Sj

м

2.98

11.6

38.7

177

632

Полный путь разгона

S

м

2.98

14.58

53.5

230.3

862.3

По данным таблицы 2.2 строим график времени и пути разгона автомобиля (рисунок 2.6).

Рисунок 2.6 – График времени и пути разгона автомобиля

3 Топливно-экономический расчет автомобиля

Топливно-экономическая характеристика представляет зависимость путевого расхода топлива от скорости движения автомобиля при различных коэффициентах дорожного сопротивления.

При установившемся движении путевой расход топлива определяется выражением:

, л/100км, (3.1)

где ge – удельный расход топлива, г/(кВт·ч);

NЗ – мощность, затрачиваемая на движение автомобиля, кВт;

ρ – плотность топлива, принимаемая для бензина равной 730кг/м3 .

Расчет топливно-экономической характеристики осуществляется с использованием данных расчета тягово-динамических характеристик автомобиля.

3.1 Расчет баланса и степени использования мощности

Расчет баланса мощности автомобиля выполняется на высшей передаче при двух значениях коэффициента дорожного сопротивления. Для этого при расчетных значениях угловой скорости коленчатого вала двигателя принятых в тягово-динамическом расчете и соответствующих им значениях скорости автомобиля вычисляются мощность, подводимая к ведущим колесам автомобиля; мощность, необходимая для преодоления дорожного сопротивления и мощность, необходимая для преодоления сопротивления воздуха.

Мощность, подводимая к ведущим колесам автомобиля, определяется выражением:

,кВт. (3.2)

Для угловой скорости коленчатого вала двигателя и соответствующему ей значению эффективной мощности находим значение мощности, подводимой к ведущим колесам:

.

Мощность, необходимая для преодоления сопротивления воздуха, определяется выражением:

,кВт. (3.3)

Для угловой скорости коленчатого вала двигателя и соответствующему ей значению силы сопротивления воздуха находим значение мощности, идущей на преодоление сопротивления воздуха :

.

Мощность, необходимая для преодоления дорожного сопротивления, определяется выражением:

,кВт. (3.4)

Расчет мощности, необходимой для преодоления дорожного сопротивления выполним для двух значений коэффициента дорожного сопротивления:

и

.

Для скорости движения автомобиля υ=3,32 м/с и коэффициента дорожного сопротивления ψ=0.02 мощность, необходимая для преодоления дорожного сопротивления равна:

.

Мощность, затрачиваемая на движение автомобиля:

. (3.5)

Для соответствующих значений мощностей, затрачиваемых на преодоление сопротивления воздуха и дорожного сопротивления, мощность, затрачиваемая на движение автомобиля равна:

.

Для остальных значений скорости вращения коленчатого вала двигателя (скорости движения автомобиля) значения мощности, подводимой к ведущим колесам автомобиля, мощностей, идущих на преодоление сопротивления воздуха и дорожного сопротивления, а так же мощности, затрачиваемой на движение автомобиля, находим аналогично, результат вычислений сводим в таблицу 3.1 и строим графики мощностного баланса автомобиля (рисунок 3.1).

Степень использования мощности определяется выражением:

. (3.6)

Для соответствующих значений мощностей, затраченной на движение автомобиля и подводимой к ведущим колесам определяем степень использования мощности:

.

Степень использования угловой скорости коленчатого вала двигателя определяется выражением:

. (3.7)

Для скорости вращения коленчатого вала двигателя степень использования угловой скорости коленчатого вала двигателя равна:

.

Для остальных значений угловой скорости вращения коленчатого вала двигателя значения степеней использования мощности и угловой скорости коленчатого вала двигателя находим аналогично и результаты вычислений сводим в таблицу 3.1.

Таблица 3.1 – Результаты расчета баланса мощности и расхода топлива

 

 

 

Параметр

Размер-

ность

Значения параметров

ωе

с-1

11 6

23 2

3 48

46 4

58 0

696

υ5

м/с

3 .66

7.33

10.99

14.65

1 8.32

2 2

Ne

кВт

2.2968

4.91

7.37

9.1872

9.9

9.03

NT

кВт

1.952

4.174

6.26

7.81

8.42

7.67

NB

кВт

0 .0161

0 .129

0 .434

1 .03

2 .01

3.4696

Ψ=ψV =0.02

ND

кВт

0.7

1.402

2.1024

2.8

3.5

4.2

NЗ

кВт

0.717

1.53

2,54

3.83

5.512

7.675

И

-

0 . 3 67

0 . 3 666

0 . 4 05

0 . 49 1

0 . 65 5

1 . 0000

КИ

-

1 .3 25

1 . 3 269

1 . 2 2 7

1 . 0 5 9

0 . 909

1 . 0000

Е

-

0,2

0,4