Главная Учебники - Разные Лекции (разные) - часть 20
Министерство образования Республики Беларусь Министерство образования Российской Федерации Белорусско-Российский
Университет
Кафедра “ Техническая эксплуатация автомобилей ”
по дисциплине : “ Автомобили” на тему: “Расчет автомобиля с разработкой (модернизацией) переднего дискового тормоза Пояснительная записка Выполнил студент гр. АХ: Проверил преподаватель : Могилев2003 г. 1 Проектировочный тяговый расчет автомобиля Все формулы в разделе используются из [3]. Исходные данные: а) максимальная скорость движения- 22 м/с; б) полная масса- 975 кг; в) полная масса на приводную ось- 480 кг; г) колея передних колес -1.21 м; д) высота автомобиля -1.35 м; е) номинальный радиус колеса- 0.26 м. 1.1 Расчет максимальной мощности двигателя Эффективная мощность двигателя при максимальной скорости определяется выражением :
где
где Следовательно, эффективная мощность двигателя при максимальной скорости движения автомобиля равна:
Определяем максимальную мощность двигателя при максимальной скорости движения автомобиля: где карбюраторных ДВС Для карбюраторных ДВС Получаем: 1.2 Выбор прототипа По заданному классу и виду автомобиля, заданной максимальной скорости движения автомобиля, а также найденным значениям номинальных мощности и номинального момента двигателя из [1] в качестве прототипа к проектируемому автомобилю выбираем ВАЗ-1111 техническая характеристика которого приведена в таблице 1.1. Таблица 1.1- Техническая характеристика автомобиля АЗЛК-2335 Параметр Значение параметра Масса автомобиля, кг: полная 975 Распределение полной массы автомобиля по осям, кг: на переднюю ось (ведущую) на заднюю ось (ведомую) 480 495 Максимальная скорость движения автомобиля, км/ч 130 Контрольный расход топлива при движении с полной нагрузкой и скоростью 90 км/ч, л/100км 4.5 Высота автомобиля, м 1.35 Колея автомобиля, м 1.21 База автомобиля, м 2.18 Минимальный удельный расход топлива, г/(кВт·ч) 190 Колесная формула
1.3 Внешняя скоростная характеристика двигателя Зависимость текущих значений эффективности мощности двигателя
где Для угловой скорости вращения коленчатого вала двигателя
Для остальных значений угловой скорости вращения коленчатого вала двигателя значения эффективной мощности рассчитываем аналогично и результаты сводим в таблицу 1.2. Текущее значение крутящего момента определяется выражением:
Для угловой скорости вращения коленчатого вала двигателя
Для остальных значений угловой скорости вращения коленчатого вала двигателя значения крутящего момента рассчитываем аналогично и результаты сводим в таблицу 1.2. Таблица 1.2 – Результаты расчета внешней скоростной характеристики двигателя Параметр Размерность Значения параметров ωe
c-1
116 232 348 464 580 696 Ne
кВт 2.2968 4.91 7.37 9.19 9.9 9.03 Me
кН·м 0.0198 0.0212 0.0212 0.0198 0.0171 0.013 По полученным значениям эффективной мощности и крутящего момента строим внешнюю скоростную характеристику двигателя (рисунок 1.1).
Рисунок 1.1 – Внешняя скоростная характеристика двигателя 1.4 Расчет передаточных чисел трансмиссии 1.4.1 Передаточное число главной передачи Передаточное число главной передачи определяется выражением:
где
где Cледовательно, радиус качения колеса равен:
Следовательно, передаточное число главной передачи равно:
1.4.2 Передаточные числа коробки передач Передаточное число первой передачи, необходимое по условию преодоления максимального дорожного сопротивления определяется выражением:
где Следовательно, передаточное число первой передачи из условия преодоления максимального дорожного сопротивления равно:
Передаточное число первой передачи, определяемое из условия отсутствия буксования ведущих колес, определяется выражением: где
где
Следовательно, передаточное число первой передачи из условия отсутствия буксования ведущих колес автомобиля равно:
Передаточное число первой передачи, определенное из условия обеспечения минимальной устойчивой скорости, определяется выражением:
где Следовательно, передаточное число первой передачи из условия обеспечения минимальной устойчивой скорости движения автомобиля равно:
Принимаем передаточное отношение первой передачи равным: Передаточное отношение четвертой передачи принимаем равным : Тогда передаточное отношение второй передачи определяется выражением: Передаточное отношение третьей передачи определяется выражением: 2 Поверочный тяговый расчет автомобиля 2.1 Расчет кинематической скорости автомобиля по передачам Кинематическая скорость автомобиля в функции угловой скорости коленчатого вала двигателя определяется выражением:
Для первой передачи при частоте вращения коленчатого вала
Для остальных значений угловой скорости вращения коленчатого вала двигателя и высших передач значения кинематической скорости движения автомобиля рассчитываем аналогично, и результаты сводим в таблицу 2.1. Таблица 2.1 – Результаты расчета внешней скоростной характеристики двигателя, скоростной, тяговой и динамической характеристик и графиков ус- корений автомобиля Параметр Размерность Значения параметров 1 2 3 4 5 6 7 8 ωe
С-1
116 232 348 464 580 696 Ne
кВт 2.297 4.91 7.37 9.19 9.9 9.0288 Me
Н·м 0.0198 0.0212 0.0212 0.0198 0.0171 0.013 Первая передача υ1
м/с 1.09
2.18
3.27
4.3
6
5.45
6.55
PT
1
кН 1.7895
1.913
1.913
1.7895
1.5427
1.1725
PB
1
кН 0.00039
0.0016
0.0035
0.0062
0.0097
0.014
PC
1
кН 1.7891
1.9114
1.9095
1.7833
1.533
1.1585
D1
- 0
.1871
0
.1998
0
.1996
0
.1864
0
.1603
0
.1211
j1
м/с2
1
.0155
1
.0932
1
.0919
1
.0118
0.8527
0
.6147
1/j1
с2
/м 0
.9848
0
.9148
0
.9158
0
.9884
1.1728
1.6269
Вторая передача υ2
м/с 1
.63
3.27
4.9
6.53
8.17
9.8
PT
2
кН 1.1950
1.2774
1.2774
1.1950
1.0302
0.7829
PB
2
кН 0
.0009
0
.0035
0
.0078
0
.014
0
.0218
0
.0314
PC
2
кН 1.1942
1.2739
1.2696
1.1811
1.0084
0.7516
D2
- 0
.1248
0
.1332
0
.1327
0
.1235
0
.1054
0
.0786
j2
м/с2
0.7903
0.8532
0.8498
0
.78
0
.6439
0
.4415
1/j2
с2
/м 1.2653
1.172
1.1768
1
.282
1
.5529
2.2648
Третьперя едача υ3
м/с 2.45
4.89
7.34
9.79
12.23
1
4.68
PT3
кН 0.798
0.8531
0.8531
0.798
0.6879
0
.5228
PB3
кН 0
.002
0
.0078
0
.0176
0
.0313
0
.0489
0
.0704
PC
3
кН 0.7961
0.8452
0.8355
0.7667
0.6391
0
.4524
D3
- 0
.0832
0
.0884
0
.0873
0
.0802
0
.0668
0
.0473
J3
м/с2
0
.5337
0
.5771
0
.5685
0
.5079
0
.3952
0
.2305
1/j3
с2
/м 1
.8736
1
.7327
1
.759
1
.9691
2
.5305
4.3387
Четвертая передача υ4
м/с 3
.66
6
.733
10.99
1
4.65
1
8.32
2
2.
00
PT
4
кН 0
.5329
0
.5697
0
.5697
0
.5329
0
.4594
0
.3491
PB
4
кН 0
.
00
44
0
.
0
175
0
.
0
395
0
.0702
0
.1096
0
.1578
PC
4
кН 0
.5285
0
.5521
0
.5302
0
.4627
0
.3498
0
.1913
D4
- 0
.0553
0
.0577
0
.0554
0
.0484
0
.0366
0
.0200
j4
м/с2
0
.3144
0
.3364
0
.316
0
.2531
0
.1478
0,0000
1/j4
с2
/м 3
.1804
2.9724
3
.1647
3.951
6
.7671
-
По полученным значениям строим график зависимости кинематической скорости автомобиля от угловой скорости коленчатого вала двигателя (рисунок 2.1). Рисунок 2.1 – График кинематической скорости автомобиля 2.2 Тяговая характеристика автомобиля Касательная сила тяги на ведущих колесах автомобиля определяется выражением:
Для движения автомобиля на первой передаче при скорости вращения коленчатого вала двигателя
Для остальных значений угловой скорости вращения коленчатого вала двигателя и высших передач значения касательной силы тяги на ведущих колесах автомобиля рассчитываем аналогично, и результаты сводим в таблицу 2.1. Сила сопротивления воздуха при движении автомобиля определяется выражением:
Для движения автомобиля со скоростью
Для остальных значений угловой скорости вращения коленчатого вала двигателя и высших передач значения силы сопротивления воздуха рассчитываем аналогично, и результаты сводим в таблицу 2.1. Свободная сила тяги автомобиля определяется выражением:
Для соответствующих значений касательной силы тяги на ведущих колесах автомобиля и силы сопротивления воздуха определяем свободную силу тяги:
Для остальных значений угловой скорости вращения коленчатого вала двигателя и высших передач значения свободной силы тяги рассчитываем аналогично, и результаты сводим в таблицу 2.1. По полученным значениям строим тяговую характеристику автомобиля (рисунок 2.1). Рисунок 2.2 – Тяговая характеристика автомобиля 2.3 Динамическая характеристика автомобиля Динамический фактор автомобиля определяется выражением: Для соответствующего значения свободной силы тяги определяем значение динамического фактора автомобиля:
Для остальных значений угловой скорости вращения коленчатого вала двигателя и высших передач значения динамического фактора автомобиля рассчитываем аналогично, и результаты сводим в таблицу 2.1. По полученным значениям строим динамическую характеристику автомобиля (рисунок 2.3). Рисунок 2.3 – Динамическая характеристика автомобиля 2.4 Характеристики разгона автомобиля 2.4.1 Ускорение автомобиля Ускорение автомобиля во время разгона определяется выражением:
где δi
– коэффициент учета вращающихся масс:
где Следовательно, коэффициент учета вращающихся масс для первой передачи равен:
для второй передачи:
для третьей передачи:
для четвертой передачи:
Следовательно, для движения автомобиля на первой передаче при угловой скорости вращения коленчатого вала двигателя
Для остальных значений угловой скорости вращения коленчатого вала двигателя и высших передач значения ускорения автомобиля рассчитываем аналогично, и результаты сводим в таблицу 2.1. По полученным значениям строим график ускорений автомобиля (рисунок 2.4). Рисунок 2.4 – График ускорений автомобиля 2.4.2 Время разгона автомобиля Из выражения (2.6) находим:
Интегрируя, находим время разгона автомобиля: Вычисление времени разгона по выражению (2.8) осуществляем с использованием графика обратных ускорений, для построения которого по данным ускорений ji
в таблице 2.1 вычислим обратные ускорения1/ji
до скорости 0.9υmax
. Данные вычисления обратных ускорений сводим в таблицу 2.1 и строим график обратных ускорений (рисунок 2.5). Рисунок 2.5 – График обратных ускорений автомобиля Площадь на графике обратных ускорений, ограниченная сверху кривыми 1/ji
, осью скоростей снизу и прямыми υ =υ0
и υ =0.9υmax
согласно выражению (2.8), представляет собой время разгона автомобиля от скорости υ0
до скорости 0.9υmax
. Для его определения весь диапазон скорости разбиваем на шесть интервалов. Считая что в каждом интервале скорости разгон автомобиля происходит с обратным ускорением, определенным выражением:
то, следовательно, время разгона автомобиля от скорости υ0
до скорости 0.9υmax
рассчитывается по выражению:
Для соответствующих значений ускорений ji
-1
и ji
получаем среднее обратное ускорение равно: и время разгона в интервале:
Для остальных интервалов разгона автомобиля среднее обратное ускорение в интервале и время разгона автомобиля в интервале вычисляем аналогично, и результаты вычислений сводим в таблицу 2.2. Полное время разгона автомобиля от скорости υ0
до скорости 0.9υmax
определяется выражением: 2.4.3 Путь разгона автомобиля Скорость движения автомобиля определяется выражением:
откуда
Интегрируя получаем:
Считая, что в каждом интервале времени разгона, соответствующем интервалам скорости, движение автомобиля происходит со средней скоростью, определенной по формуле:
путь его разгона в интервале равен:
Для первого интервала средняя скорость движения автомобиля равна:
а путь разгона автомобиля равен:
Для остальных интервалов разгона автомобиля среднюю скорость движения в интервале и путь разгона автомобиля в интервале вычисляем аналогично, и результаты вычислений сводим в таблицу 2.2. Таблица 2.2 – Результаты расчета времени и пути разгона автомобиля Номер интервала разгона 1 2 3 4 5 Скорость в начале интервала υi
-1
м/с 1.09 2.73 5.45 8.96 14.3 Скорость в конце интервала υi
м/с 2.73 5.45 8.96 14.3 19.8 Обратное ускорение в начале интервала 1/ji
-1
с2
/м 0.9848 0.914 1.1728 1.88 3.81 Обратное ускорение в конце интервала 1/ji
с2
/м 0.914 1.1728 1.88 3.81 9.67 Среднее обратное ускорение 1/ji
ср
с2
/м 0.9494 1.043 1.53 2.85 6.74 Время разгона в интервале ti
с 1.56 2.84 5.37 15.22 37.07 Полное время разгона T с 1.56 4.4 9.77 25 62.07 Средняя скорость в интервале υi
ср
м/с 1.91 4.1 7.2 11.63 17.05 Путь разгона в интервале Sj
м 2.98 11.6 38.7 177 632 Полный путь разгона S м 2.98 14.58 53.5 230.3 862.3 По данным таблицы 2.2 строим график времени и пути разгона автомобиля (рисунок 2.6). Рисунок 2.6 – График времени и пути разгона автомобиля 3 Топливно-экономический расчет автомобиля Топливно-экономическая характеристика представляет зависимость путевого расхода топлива от скорости движения автомобиля при различных коэффициентах дорожного сопротивления. При установившемся движении путевой расход топлива определяется выражением:
где ge
– удельный расход топлива, г/(кВт·ч); NЗ
– мощность, затрачиваемая на движение автомобиля, кВт; ρ – плотность топлива, принимаемая для бензина равной 730кг/м3
. Расчет топливно-экономической характеристики осуществляется с использованием данных расчета тягово-динамических характеристик автомобиля. 3.1 Расчет баланса и степени использования мощности Расчет баланса мощности автомобиля выполняется на высшей передаче при двух значениях коэффициента дорожного сопротивления. Для этого при расчетных значениях угловой скорости коленчатого вала двигателя принятых в тягово-динамическом расчете и соответствующих им значениях скорости автомобиля вычисляются мощность, подводимая к ведущим колесам автомобиля; мощность, необходимая для преодоления дорожного сопротивления и мощность, необходимая для преодоления сопротивления воздуха. Мощность, подводимая к ведущим колесам автомобиля, определяется выражением:
Для угловой скорости коленчатого вала двигателя
Мощность, необходимая для преодоления сопротивления воздуха, определяется выражением:
Для угловой скорости коленчатого вала двигателя
Мощность, необходимая для преодоления дорожного сопротивления, определяется выражением:
Расчет мощности, необходимой для преодоления дорожного сопротивления выполним для двух значений коэффициента дорожного сопротивления: и
Для скорости движения автомобиля υ=3,32 м/с и коэффициента дорожного сопротивления ψ=0.02 мощность, необходимая для преодоления дорожного сопротивления равна:
Мощность, затрачиваемая на движение автомобиля:
Для соответствующих значений мощностей, затрачиваемых на преодоление сопротивления воздуха и дорожного сопротивления, мощность, затрачиваемая на движение автомобиля равна:
Для остальных значений скорости вращения коленчатого вала двигателя (скорости движения автомобиля) значения мощности, подводимой к ведущим колесам автомобиля, мощностей, идущих на преодоление сопротивления воздуха и дорожного сопротивления, а так же мощности, затрачиваемой на движение автомобиля, находим аналогично, результат вычислений сводим в таблицу 3.1 и строим графики мощностного баланса автомобиля (рисунок 3.1). Степень использования мощности определяется выражением:
Для соответствующих значений мощностей, затраченной на движение автомобиля и подводимой к ведущим колесам определяем степень использования мощности:
Степень использования угловой скорости коленчатого вала двигателя определяется выражением:
Для скорости вращения коленчатого вала двигателя
Для остальных значений угловой скорости вращения коленчатого вала двигателя значения степеней использования мощности и угловой скорости коленчатого вала двигателя находим аналогично и результаты вычислений сводим в таблицу 3.1. Таблица 3.1 – Результаты расчета баланса мощности и расхода топлива Параметр Размер- ность Значения параметров ωе
с-1
11
6
23
2
3
48
46
4
58
0
696
υ5
м/с 3
.66
7.33
10.99
14.65
1
8.32
2
2
Ne
кВт 2.2968
4.91
7.37
9.1872
9.9
9.03
NT
кВт 1.952
4.174
6.26
7.81
8.42
7.67
NB
кВт 0
.0161
0
.129
0
.434
1
.03
2
.01
3.4696
Ψ=ψV
=0.02 ND
кВт 0.7
1.402
2.1024
2.8
3.5
4.2
NЗ
кВт 0.717
1.53
2,54
3.83
5.512
7.675
И - 0
.
3
67
0
.
3
666
0
.
4
05
0
.
49
1
0
.
65
5
1
.
0000
КИ
- 1
.3
25
1
.
3
269
1
.
2
2
7
1
.
0
5
9
0
.
909
1
.
0000
Е - 0,2
0,4
|