Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 20

 

Поиск            

 

Лекция по Английскому языку «История Реформации в Англии»

 

             

Лекция по Английскому языку «История Реформации в Англии»

Министерство образования и науки

Российской Федерации

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №30

по Английскому языку

«История Реформации в Англии»

Выполнил

учащийся 10«А» класса

Липовский Илья Владимирович

Научный руководитель

Преподаватель английского языка

высшей категории

Леонова А.В.

Тверь, 2010

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Оглавление………………………………………………………… 1

2. Введение…………………………………………………………… 2

3. Глава 1. Причины недовольства Римской католической церковью.………………………………………………………….. 3

4. Глава 2. Виклеф – предшественник реформации………………. 5

5. Глава 3. Начало реформации в Европе. Лютеранство…………. 7

6. Глава 4. Отсутствие наследника на Английском престоле……. 9

7. Глава 5. Реформация в Англии…………………………………... 12

8. Заключение………………………………………………………… 19

9. Список литературы………………………………………………… 20

10. Приложение №1…………………………………………………… 21

11. Приложение №2…………………………………………………… 22

Введение.

Религия. Какова её роль в жизни одного человека и всего человечества? Наверное, никто не станет отрицать тот факт, что эта роль огромна! Тысячелетиями она оказывала и продолжает оказывать невероятное влияние на ход человеческой истории. Именно религия, какого рода бы она не была, является основой внутреннего мира каждого человека. Религия – это та почва, на которой впоследствии вырастает культура и самосознание каждого народа. Учась уважительно относиться к чужой религии, изучая её, находя в ней общее со своей собственной – мы познаём и сближаемся с народом её исповедующим.

Познакомить читателя с историей религии в Великобритании – вот цель, которую я попытаюсь достигнуть в своей работе. В связи с этим в задачах, раскрывающих значимость данной темы и определяющих цель моей работы речь пойдет об Англиканской церкви и реформации в Англии .

Корни Церкви Англии уходят во времена Римской империи, когда Христианская Церковь появилась в тогдашней римской провинции Британия. Ранние христианские авторы Тертуллиан и Ориген упоминали существование британской Церкви в третьем веке от Рождества Христова, а в четвёртом веке британские епископы присутствовали на ряде важных совещаний Церкви таких как Собор (Синод) в Арли в 314 году и Собор в Римини в 359 году.

Однако вторжение языческих племен Англов, Саксов и Ютов в пятом веке, почти полностью уничтожило церковную организацию на большей части территории сегодняшней Англии. Таким образом, около ста пятидесяти лет христианство в Англии было забыто.

Лишь в 597 году миссия, посланная папой Григорием Великим во главе с св. Августином Кентерберийским, высадилась в Кенте, с тем, чтобы начать обращение языческих народов. Таким образом, церковь, существовавшая в Британии, была образована: римской традицией св. Августина и его преемников, остатков старой римо-британской церкви и кельтской традицией, укрепившейся в Шотландии. Вновь созданная церковь просуществовала до реформации XVI века, на которой мы остановимся более подробно.

Глава первая.

Причины недовольства Римской католической церковью.

Реформация. Каковы были её причины? Почему римская католическая церковь, просуществовавшая не один век, вдруг была расколота? Чтобы ответить на эти вопросы, нам придётся углубиться в историю того времени.

Церковная жизнь на западе в 11-15 веках представляла весьма много ненормального. Папы пользовались своей духовной властью только для приобретения мирского господства и являлись не столько иерархами Церкви, сколько деспотами, попиравшими все законы нравственности и справедливости. Епископы также в большинстве не отличались нравственностью, заботились только о мирских интересах; клирики поражали своим невежеством и испорченностью; народ, не знакомый с христианскими истинами, был погружен в суеверия. Как в иерархии, так и в пастве Римской церкви было полное непонимание или забвение цели истинно христианской жизни. Церковная жизнь на западе приняла чувственное направление, и Римская церковь представляла собой учреждение, не столько божественное, сколько человеческое.

Церковь всё больше походила на отдельное государство, надстроенное над государствами Европы. Церковная иерархия была полным отражением иерархии светской: подобно тому, как в светском феодальном обществе выстроились разные категории сеньоров и вассалов — от короля (верховного сеньора) до рыцаря, так и члены клира градуировались по феодальным степеням от папы (верховного первосвященника) до приходского кюре. Церковь стала крупнейшим феодалом и в разных государствах Западной Европы владела до 1 /3 количества всей обрабатываемой земли, на которой использовала труд крепостных, применяя те же методы и приёмы, что и светские феодалы.

Недовольство церковью росло, злоупотребления папства и иерархии достигали предела и всё чаще были слышны призывы во имя Евангелия и апостольского христианства, преобразования церкви во главе и членах. От папы требовали, чтобы он отказался от светской власти и чтобы он, ограничиваясь одной духовной властью, пользовался ей без насилий и произвола, в границах церковных законов. Требовалось введение строгой дисциплины в жизни иерархии и клира и улучшение их нравственности. Требовалось уничтожение индульгенций, а также очищение знания от схоластических наростов. Требовалось распространение в народе религиозного образования и восстановление благочестия в церкви.

Папы, конечно, не хотели знать никаких реформ. Тогда попытки стали предпринимать правительства, и даже частные лица. Правительство стремилось достигнуть этого при посредстве реформаторских соборов — Пизанского, Констанского и Базельского. Частные лица рассчитывали на содействие ученых и народных масс. Но попытки так и остались попытками. Западное христианское общество все еще находилось под влиянием папского могущества и страшилось сделать решительный шаг. Власть Папы по прежнему была слишком сильна, он не только раздает королевские короны, он решает споры кня­зей, одним своим словом возбуждает или останавли­вает войны между ними, отнимает и раздает королев­ства, назначает и низлагает королей и императоров, разрешает их подданных от присяги.

Но время идёт своим мерным шагом. Европейское общество изменяется. В XIV—XV веках сначала в Средней Италии и Фландрии, а с конца XV века и повсюду в Европе началось формирование нового класса, постепенно захватывавшего в свои руки экономику, а затем устремившегося и к политической гегемонии, — класса буржуазии!

Новому классу, претендующему на господство, нужна была и новая идеология. Новая религия должна была отличаться от католицизма в первую очередь простотой и дешевизной: меркантильной буржуазии деньги были нужны не для того, чтобы бросать их на ветер, строя величавые соборы и проводя пышные церковные службы, а для того, чтобы, вкладывая их в производство, создавать и приумножать свои разрастающиеся предприятия. И в соответствии с этим становилась не только ненужной, но и просто вредной вся дорогостоящая организация церкви с её папой, кардиналами, епископами, монастырями и церковным землевладением.

В тех государствах, где сложилась сильная королевская власть, идущая навстречу национальной буржуазии (например, в Англии или Франции), католическая церковь особыми декретами была ограничена в своих претензиях и этим на время спасена от гибели. В Германии, к примеру, где центральная власть была призрачной и папская курия получила возможность хозяйничать, как в своей вотчине, католическая церковь с её бесконечными поборами и вымогательствами вызывала всеобщую ненависть, а непристойное поведение первосвященников многократно эту ненависть усиливало.

Теперь все слои общества были настроены против папской власти. Общество было готово сделать шаг в будущее, но для этого требовалась новая идеология, родиной для которой станет Англия.

Глава вторая.

Виклеф – предшественник реформации.

Английский богослов Джон Виклеф (1324-84) выступил со своими реформаторскими идеями во второй половине 14-го в. Обстоятельства ему благоприятствовали. При короле Эдуарде III правительство Англии постепенно начало высвобождаться из-под опеки папства и потому смотрело благосклонно на его противников. Виклеф начал с того, что в 1356 г. издал сочинение "о последних временах церкви". В 1366 г., когда правительство отказалось платить ленную подать папе, Виклеф выступил в защиту правительства. За это он был сделан профессорам и доктором богословия в Оксфорде.

В 1374 г. Виклеф, по поручению правительства, ездил в Авиньон для переговоров с папой. Там он лично познакомился с испорченностью папства и, по возвращении, стал проповедовать, что папа есть "антихрист". В своих нападках Виклеф стал отвергать священство, доказывая, что не посвящение, а личное благочестие отдельных лиц является основанием их прав на управление и священнодействие в церкви. Это дало повод Папе Григорию XI обвинить его в ереси и в 1378 г. над ним был назначен суд. Однако благодаря заступничеству королевского двора и Оксфордского университета, Виклифу удалось сохранить свободу. Смерть Григория XI и последовавший за ней папский раскол спасли его от дальнейших преследований со стороны Рима.

Виклеф возобновил свои нападки и стал совсем отвергать епископскую власть. Он предлагал восстановить "апостольское пресвитерианское устройство". Также он полностью отвергал учение о чистилище и индульгенциях; не признавал необходимым таинство елеосвящения (см. приложение №1); устную исповедь считал насилием совести и потому предлагал довольствоваться внутренним раскаянием человека перед Богом. Единственной нормой вероучения он признавал только священное Писание, отвергая при этом священное Предание.

Одним из ключевых пунктов его взглядов было отрицание таинства пресуществления: Виклиф выступал против учения о действительном присутствии Христа в евхаристии (см. приложение №2), допуская только Его духовное присутствие. Виклиф учил, что каждый человек прямо связан с Богом без каких-либо посредников. Следовательно, церковь как промежуточное звено между человеком и Богом не нужна. Для обеспечения возможности прямой связи человека с Богом Виклиф требовал перевести Библию с традиционного латинского языка на национальные и использовать её только в переводе. В частности он начал перевод священного Писания на английский язык.

Против Виклефа снова начались преследования. В 1382 г. на соборе в Лондоне его учение в 24 положениях было осуждено как еретическое. Король Ричард II смог только защитить самого Виклефа, которому пришлось удалиться из Оксфорда в приход Люттерворт, где 31 декабря 1384 он скончался. Впоследствии Виклеф был осужден на Римском и Констанском соборах, по решению которых его останки были выкопаны и сожжены.

У Виклефа осталось много последователей в Англии, причём не только из народа, но и из высших классов общества. Их называли еретиками лоллардами. Под давлением пап, английское правительство отказывало им в сочувствии и даже помогало церкви их преследовать. Однако вскоре они потеряли значение, но идеи Виклефа пустили глубокие корни, как в Англии, так и во всей Европе.

Глава третья. Начало реформации в Европе.

Лютеранство.

Всеобщее недовольство Римской церковью и стремление к ее преобразованию в 14 и 15 веках разрешилось в 16 веке так называемой реформацией. Началась она в Германии, и во главе ее выступил августинский монах Мартин Лютер, сделавшийся основателем нового религиозного общества на Западе.

Лютер происходил от бедных родителей из низшего сословия. Родился в 1483 г. Образование получил в Эрфуртском университете. Будучи религиозно настроенным и ревностным католиком, он в 1505 г. поступил в августинский монастырь в Эрфурте и вел аскетическую жизнь. Он занялся изучением св. Писания, сочинений Августина и средневековых мистиков. В 1507 г. он стал священником, а в 1508 г. перешел в Виттенберг, где занял должность профессора университета. В 1510 г. Лютер совершил путешествие в Рим по делам ордена. Распущенная жизнь папского двора при Льве X, неверие и богохульство в среде иерархии, произвели переворот в его убеждениях. Лютер, проникнутый сознанием своей греховности стремился достигнуть оправдания перед Богом при помощи церкви. Теперь же он стал думать, что церковь и иерархия, виденная в Риме, не могут дать оправдание человеку. Под влиянием сочинений Августина и мистиков, он утвердился во мнении, что только личное общение с Искупителем, только одна вера оправдывает.

В 1517 г. папа Лев X, нуждаясь в деньгах, для поддержания роскошной жизни, прибегнул к продаже индульгенций. Один из агентов майнцкого архиепископа, доминиканец Тецель, появился в Виттенберге и начал продавать индульгенции в лавку как рыночный торговец. Лютер возмутился таким кощунством над отпущением грехов и составил 95 тезисов против индульгенций, учении о сверхдолжных делах (тех делах, свершения которых превосходят требования Бога) и чистилище. По обычаю того времени, он выставил тезисы в церкви виттенбергского замка и вызвал Тецеля на состязание. Тецель и его сторонники доминиканцы приняли вызов. Тезисы Лютера и полемика привлекли всеобщее внимание и в других городах Германии. Лютеру сочувствовали, на его сторону стал склоняться саксонский курфюрст Фридрих Мудрый.

Папа сначала смотрел на столкновение Лютера с доминиканцами как на обыкновенный, хотя и неприятный для него, спор между монашескими орденами и пожелал только его прекращения. В 1518 г. он потребовал Лютера в Рим, когда же курфюрст и университет просили разобрать дело на месте, то поручил уладить дело кардиналу Каэтану. Последний, прибыв в Аугсбург, принял сторону противника Лютера и высокомерно потребовал от него отказа от своих мнений. Лютер не согласился. Курфюрст же поступил иначе. Он наказал Тецеля, дав понять Лютеру, что принимает его сторону. Затем он убедил его написать письмо папе с изъявлением покорности, что тот и исполнил, обещав не поднимать споров, если и его противники будут поступать так же.

Между тем в 1519 г. профессор Ингельштадского университета, Иоанн Экк, вступил в публичный диспут с одним из учеников Лютера, а потом и с ним самим. К спорным вопросам присоединился теперь и вопрос о главенстве папы. Спорившие остались каждый при своем мнении, но сочувствие к Лютеру в Германии усилилось. Все свободомыслящие люди Германии (гуманисты) были на стороне Лютера, который после диспута стал смелее и пошел решительно по пути реформации, не входя ни в какие сделки с папством. В 1520 г. он обнародовал воззвание к "императорскому величеству и христианскому рыцарству немецкой нации", в котором приглашал всех отвергнуть папское иго. Воззвание разошлось по всей Германии и произвело сильное впечатление.

Таковы были первые залпы реформации в Германии. Новое вероучение напоминало во многом мнения предшественников реформации, особенно Виклефа, и составляло полную противоположность католичеству. Таким образом, можно сказать, что Англия выносила лютеранство, а Германия родила его и вскормила. Впоследствии лютеранство окажет существенное влияние на становление Англиканской церкви.

Глава четвёртая.

Отсутствие наследника в Англии.

Одной из причин расторжения отношений с Папой Римским, а, следовательно, и реформации в Англии стало отсутствие наследников мужского пола во времена Генриха VIII. Начну я своё повествование с рассказа о Екатерине Арагонской, так как ей предстояло сыграть не последнюю роль в этой истории.

Екатерина родилась в ночь на 16 декабря 1485 года в замке архиепископа Толедского в городке Алькала-де-Энарес, расположенном неподалёку от Мадрида. Она была младшим ребёнком Католических королей — Фердинанда II Арагонского и Изабеллы I Кастиьской. Брачный союз которых, послужил объединению Кастилии, Арагона и Леона в единое государство Испанию. Новому государству требовались союзники против извечного соперника – Франции.

Для укрепления союзнических отношений в ту пору самым надёжным способом являлся династический брак. По этому инфантам (испанским принцессам) впоследствии предстояло породниться с влиятельнейшими династиями Европы, уже вскоре после их рождения для каждой были выбраны подходящие партии. Изабелла должна была отправиться в Португалию, Хуана предназначалась в жёны Филиппу, герцогу Бургундскому, а Екатерина уже с трёхлетнего возраста была помолвлена с Артуром, принцем Уэльским, наследником английского престола.

Испания пользовалась неоспоримым влиянием в Европе, и породниться с семьёй Их Католических Величеств было большой честью. Кроме того, брак Артура с дочерью испанского короля не только способствовал подъёму престижа Англии среди европейских государств, но и подкреплял династические амбиции Тюдоров. Для Испании же этот брак представлял выгодное сотрудничество в борьбе с извечным соперником, Францией.

После завершения длительных переговоров о размере приданого, 19 мая 1499 года в Англии состоялась церемония заключения брака по доверенности. Было решено, что Екатерина отправится в Англию по достижении пятнадцати лет, в то время как её жениху исполнится четырнадцать. До этого момента между ними велась переписка на латыни.

14 ноября 1501 года, в Лондоне в Соборе Святого Павла состоялось венчание. Невесту к алтарю вёл младший брат жениха, десятилетний Генрих Тюдор, герцог Йоркский, который, являясь младшим братом, не мог претендовать на корону Англии, но судьба распорядилась иначе.

По окончании свадебных торжеств молодые супруги отбыли в замок Ладлоу, расположенный неподалёку от границы Уэльса, где Артуру надлежало приступить к административным обязанностям королевского наместника и главы Совета Уэльса. Однако Артур принц Уэльский заболевает потницей, а 12 апреля 1502 года он скончается, так и не успев вступить на Английский престол. Артура похоронили в Вустерском соборе в Вустере, где его гробница находится и поныне. Король и королева не присутствовали на церемонии погребения, также как и юная вдова.

Почти сразу после кончины Артура возникли споры о том, были ли между супругами интимные отношения. Капеллан (личный священник) Екатерины, Алессандро Джеральдини, настаивал, что брак был довершён должным образом, и есть надежда на появление наследника. Её дуэнья (гувернантка), донья Эльвира Мануэль, категорически отрицала всевозможные домыслы на этот предмет и поклялась, что принцесса по-прежнему непорочна, как и в момент появления на свет. Она отправила возмущённое письмо королеве Изабелле, и вскоре Джеральдини был отозван из Англии.

В целях сохранения союзнических и дипломатических связей от Фердинанда и Изабеллы поступило предложение обручить Екатерину с младшим сыном короля, но Генрих VII медлил с ответом. 11 февраля 1503 года скончалась его супруга, Елизавета Йоркская, и, опасаясь за судьбу династии (единственным живым наследником мужского пола был принц Генрих), он решил было сам жениться на Екатерине. Но относительно этого варианта развития событий воспротивилась Изабелла: такой брак не отвечал интересам испанцев. Став женой столь зрелого мужа как Генрих, юная Екатерина не сможет влиять на его политику во благо Испании.

Генрих не настаивал, но и не собирался возвращать первую часть приданого Екатерины, явно намереваясь получить и его остаток. 23 июня 1503 года был подписан новый брачный контракт, по которому испанская сторона обязывалась выплатить оставшуюся часть приданного, а Екатерина в свою очередь отказывалась от наследства, положенного ей как вдове принца Артура, на том основании, что получит соответствующее содержание, вступив в брак с принцем Генрихом, когда тому исполнится пятнадцать лет. Кроме того требовалось разрешение на брак от Папы римского, так как Екатерина и Генрих состояли в близком родстве.

Пока же Екатерина оставалась в Англии, ей было назначено содержание (100 фунтов в месяц), которое пришлось очень кстати, потому что её денежные средства подходили к концу и нечем было заплатить жалование слугам. В ноябре 1504 года было получено разрешение на брак от папы Юлия II — Екатерина поклялась, что брак с Артуром не был довершён должным образом, так как они не вступали в интимные отношения.

11 июня 1509 года состоялось долгожданное событие — Генрих и Екатерина обвенчались в часовне в Гринвиче, а 24 июня в Вестминстерском аббатстве прошла торжественная коронация. Первые пять лет брака Екатерина продолжала исполнять обязанности посла Испании, всецело разделяя интересы своего отца. Под её тактичным, но весьма ощутимым влиянием внешняя политика Англии придерживалась происпанского курса и была направлена против Франции.

Несмотря на бурную политическую деятельность, основным её предназначением было рождение наследника. О первой беременности королевы было объявлено вскоре после венчания. Однако роды, наступившие 31 января 1510 года, были преждевременными, и завершились появлением на свет мертворождённой девочки. Уже в середине 1510 она снова была беременна, и в первый день нового года родила здорового мальчика, прозванного «новогодним». Ребёнка нарекли Генрихом в честь отца и пожаловали ему титул герцога Корнуольского. Но младенец скончался 22 февраля 1511 года, не прожив и двух месяцев. Ситуация повторилась в ноябре 1514 года, когда Екатерина родила ещё одного мёртвого мальчика.

Тем временем влияние Екатерины в государственных делах стало ослабевать. Если в первые годы после свадьбы она была главным советником Генриха и наиболее доверенным лицом, то теперь он всё чаще обращался к Томасу Уолси, который в 1515 году получил должность лорд-канцлера и в противовес Екатерине, поддерживавшей испанскую направленность во внешней политике, стремился к сближению с Францией.

23 января 1516 года скончался отец Екатерины, Фердинанд Арагонский. Это известие утаивали от королевы, опасаясь за её здоровье. Но через месяц, 18 февраля, она благополучно родила дочь. Девочку назвали Марией в честь сестры Генриха. В отличие от предыдущих детей Екатерины, она пережила опасные первые недели и выглядела вполне здоровой. Однако король был неудовлетворен рождением дочери, непременно желая передать корону своему сыну.

Часть пятая.

Реформация в Англии.

Протестантские учения проникли с материка и в Англию. Но здесь их богословская сторона мало занимала умы. Гораздо более интересовала англичан возможность свергнуть папское иго, с которым были сопряжены для них большие денежные поборы в пользу Рима и духовенства. Такой характер и носили в Англии первые протесты против Римской церкви.

Властный английский король Генрих VIII(1509-47), из династии Тюдоров, был добрым католиком, сам написал опровержение против Лютера в 1521 г. Он получил богословское схоластическое образование. Политические и личные причины побудили его порвать с католической церковью. Первый толчок был дан семейными отношениями короля, с которыми примешивались дипломатические соображения. В начале своего царствования, Генрих действовал против Франции в союзе с Испанией. Союз был закреплён браком Генриха с Екатериной Арагонской. Однако, Генрих стал тяготиться союзом с Испанией, а брак с испанской принцессой не дал Англии наследника мужского пола. В это же время Генрих увлекается фрейлиной королевы – Анной Болейн.

Поначалу её появлению никто не придал значения: у короля и ранее случались мимолётные увлечения. В 1514 году возникли романтические отношения с фрейлиной Элизабет Блаунт. Связь с ней оказалась довольно длительной, и в 1519 году она родила королю сына, Генри Фицроя. В 1525 году мальчику был пожалован титул герцога Ричмонда, но все же он не мог претендовать на корону Англии.

Между тем, страсть короля к Анне Болейн ничуть не ослабевала. А рождение сына у Элизабет Блаунт стало достаточным доводом для него в пользу того, что не он повинен в отсутствии наследника. В 1527 году в стремлении избежать неопределённости в отношении преемственности и возможной смуты, подобной Войне Роз, Генрих принял окончательное решение добиться признания недействительности брака с Екатериной. В качестве обоснованной причины для этого им было приведено изречение из Библии:

«Если кто возьмёт жену брата своего: это гнусно; он открыл наготу брата своего, бездетны будут они».

То, что у королевы рождались мёртвые дети, было для него, несомненно, знаком Божьим и доказательством того, что их брак проклят. Своими соображениями относительно незаконности брака король поделился с Томасом Уолси и поручил ему подготовить необходимые документы для обращения к папе римскому с прошением о разводе.

В 1527 г. он просил папу Климента VII о разводе, указав, как на основание, то, что супруга его была когда-то обручена с его покойным братом. Папа, под влиянием императора Священной Римской Империи Карла V, который приходился племянником Екатерины Арагонской, после долгих проволочек, отказал в разводе. Тогда Генрих решил не только обойтись без папы в деле о браке, но и совсем уничтожить его власть в английской церкви. Отказ Папы аннулировать брак Генриха VIII и Екатерины Арагонской стал отправной точкой реформации в Англии.

В 1533 г., по распоряжению Генриха VIII, английский парламент издал закон о независимости Англии от папы в церковных делах. Верховенство папы в английских церковных делах перешло к королю, который в 1534 г. формально и торжественно объявил себя главой английской церкви. Брак с Екатериной был расторгнут парламентом, и король женился на Анне Болейн.

Большинство епископов и священников подчинились новому порядку в церковном управлении. Не признавшие же главенства короля подверглись преследованиям и казням. Затем Генрих закрыл все монастыри (1538 г). и имущество их конфисковал в свою пользу.

Что касается вероучения, то король-реформатор не внес в него почти никаких перемен. В душе он оставался прежним католиком. Только благодаря стараниям архиепископа Кентерберийского, Томаса Кранмера, и своего министра, Кроумеля, тайных протестантов, бывших главными советниками во время столкновения с папой, Генрих издал от лица парламента нечто вроде нового учения (в 10 членах). В нем говорилось о трех таинствах — крещении, покаянии и причащении, — об оправдании верой, отменялось почитание икон и святых и т.п. Но все это излагалось крайне неопределенно и не в протестантском смысле. Так, признавалось пресуществление, добрые дела считались необходимыми для оправдания, иконы рекомендовалось оставить в церквах и пр. В последнем же своем распоряжении относительно вероучения — так называемых "Шести членах" — Генрих прямо восстал против лютеранства, угрожая смертной казнью тем, кто будет отрицать пресуществление, допускать причащение под обоими видами, утверждать, что священникам можно вступать в брак и проч. В силу этого многие лютеране подверглись преследованиям. В числе их был казнен и Кроумель, как слишком склонный к протестантизму.

Генрих VIII был женат шесть раз. Судьба его супруг заучивается английскими школьниками при помощи мнемонической фразы «развёлся — казнил — умерла — развёлся — казнил — пережила». От первых трёх браков у него было 10 детей, из которых выжило только трое — Мария от первого брака, Елизавета от второго и Эдуард от третьего. Все они впоследствии царствовали. Последние три брака Генриха были бездетными.

После смерти Генриха VIII на престол Англии и Ирландии 28 января 1547 взошел его единственный выживший сын. Он родился от третьего брака короля с Джейн Сеймур. Мать умерла вскоре после его рождения от родильной горячки. Эдуард вступил на престол в возрасте девяти лет. Очень болезненный с детства, Эдуард подробно интересовался всеми государственными делами и был убеждённым протестантом. Был хорошо образован: знал латынь, греческий и французский, переводил с греческого.

При Эдуарде VI, в Англии началась реформа вероучения и богослужения, но не в такой резкой форме, как в Германии и Швейцарии. Сам Эдуард, как малолетний, не мог принимать активного участия в реформе. Ее проводил парламент, вернее, регенты государства, в числе которых были как католики, так и приверженцы протестантизма, как например, архиепископ Кранмер. Установилась связь с немецкими лютеранами и Кальвином. Прежде всего были отменены "шесть членов" Генриха VIII и допущено причащение под обоими видами, разрешены браки священников, всем разрешено чтение Библии, переведенной на английский язык еще при Генрихе. Затем, после долгих совещаний английских и прибывших немецких богословов, был издан общий молитвенник и обрядник (1548 г). и, наконец, 42 члена англиканского вероисповедания (в 1551 г.).

Строго говоря, не было проведено ни католичество, ни лютеранство. В угоду приверженцам обоих вероисповеданий была создана своеобразная смесь того и другого. Так, о священном Писании говорилось, как о главном источнике вероучения, но предлагалось уважать и Предание. Об оправдании и предопределении было сказано так неопределенно, что можно было понимать и в католическом, и в протестантском смысле. Таинства оставлены — крещение, покаяние и причащение — и в евхаристии признавалось действительное присутствие Тела и Крови Христовой. Определенно только отменялись почитание икон и мощей, призывание святых, индульгенции, чистилище и молитва за умерших. Иерархия оставлена неприкосновенной. Этой реформой было положено основание англиканской епископальной церкви.

Эдуарде VI умер от туберкулёза на 16-м году жизни после долгой болезни, и имел время распорядиться дальнейшим наследованием престола. Своей наследницей по настоянию Джона Дадли, 1-го герцога Нортумберленда, он назначил леди Джейн Грей, правнучку Генриха VII, исключив из круга претендентов своих старших сестёр, Марию и Елизавету.

Леди Джейн Грей родилась в октябре 1537 года в Брадгите (графство Лестершир) в семье Генри Грея, 3-го маркиза Дорсета, и леди Фрэнсис Брэндон, дочери Марии Тюдор и внучки короля Генриха VII. Таким образом Джейн, приходилась королю Генриху VIII внучатой племянницей.

Джейн и её сёстры Катерина и Мария получили всестороннее образование. Помимо этого Джейн преуспела в изучении латыни, древнегреческого и древнееврейского языков. Кроме того, она отличалась добротой, покладистым нравом и религиозностью. Джейн была воспитана в протестантской вере, и всё её окружение было враждебно настроено против католицизма.

В 1546 году Джейн Грей была отправлена ко двору королевы Екатерины Парр, шестой и последней жены Генриха VIII. Там она познакомилась со своими королевскими родственниками: Марией, Елизаветой и Эдуардом. Королева Екатерина была доброй и заботливой женщиной, и годы, проведённые под её опекой, Джейн Грей считала лучшими в своей жизни.

У честолюбивых родственников леди Грей возникла идея — женить юного короля Эдуарда VI на Джейн. Принц был с детства дружен с леди Джейн и испытывал к ней приязненные чувства.

Однако здоровье Эдуарда не позволяло надеяться, что он сможет дожить до женитьбы. В начале 1553 года уже ни у кого не было иллюзий относительно состояния короля. Ослабевшего подростка заставили подписать «Закон о наследии». По нему королевой становилась леди Джейн Грей.

Разумеется, Эдуард подписал этот закон не только в силу своей привязанности к подруге детства — Джейн Грей. Члены Тайного совета во главе с регентом Джоном Дадли, 1-м герцогом Нортумберлендом, не желали прихода к власти принцессы Марии, старшей сестры умирающего короля и ярой католички. Это стремление английского правительства активно поддерживалось Францией, находящейся в затяжном конфликте с католической Испанией.

По новому закону дочери Генриха VIII — принцесса Мария и ее сводная сестра принцесса Елизавета исключались из претендентов на престол, а наследником объявлялась Джейн Грей. Под давлением Нортумберленда 21 июня 1553 г. подписи под новым порядком наследовании поставили все члены Тайного совета и более сотни аристократов и епископов, включая Томаса Кранмера, архиепископа Кентерберийского.

Герцог Нортумберленд ещё до обнародования изменений в порядке наследования престола объявил о женитьбе своего сына Гилфорда на… бывшей невесте умирающего короля — на леди Джейн. Венчание состоялось 21 мая 1553 года, то есть за полтора месяца до смерти Эдуарда. Таким образом, подразумевалось, что будущий сын Джейн и Гилфорда Дадли (внук герцога Нортумберленда) станет королём Англии.

10 июля королева Джейн прибыла в Тауэр и, в соответствии с обычаем, расположилась там в ожидании коронации. Церемония была проведена поспешно, без всякой торжественности. Жители Лондона не выказывали никакой радости — они были уверены, что истинная претендентка — Мария.

Леди Джейн, шестнадцатилетняя девушка, которая была слишком далека от политических игр своего свёкра, Джоном Дадли, даже не старалась понимать происходящее. Она, конечно, сознавала, что стала всего лишь пешкой в руках клана Дадли, но ничего сделать уже не могла.

Однако восшествие на престол леди Джейн, не устраивало принцессу Марию. Она и её последователи собрала армию и двинулась в сторону Лондона, разбивая малочисленные войска высланные Джоном Дадли. Одно графство за другим признавали Марию своей королевой. В Лондоне тоже было неспокойно. Постепенно члены Тайного Совета, аристократы, придворные чины предавали королеву Джейн, переходя на сторону Марии. 19 июля 1553 года члены Тайного Совета появились на городской площади, где провозгласили старшую дочь Генриха VIII королевой Англии.

3 августа Мария торжественно въехала в Лондон. Джон Дадли и его сыновья были объявлены государственными преступниками и арестованы.

Суд вынес приговор Джону Дадли — смертная казнь путём отсечения головы. Приговор был приведён в исполнение 22 августа 1553 года. Леди Джейн, её муж Гилфорд Дадли и отец герцог Саффолк были заключены в Тауэр и также приговорены к смерти. Однако Мария I долго не могла решиться на подписание приговора суда — она сознавала, что шестнадцатилетняя девушка и её юный супруг не самостоятельно узурпировали власть, а кроме того, не желала начинать репрессиями своё царствование в разделённой между католиками и протестантами Англии.

Однако попытки свергнуть «католическое» правительство Марии I и, возможно, возвести на престол томящуюся в Тауэре Джейн, определили участь «девятидневной королевы». Она и ее муж были обезглавлены в Лондоне 12 февраля 1554 года. Мария сочла неразумным сохранять жизнь Джейн, которая рано или поздно своей персоной снова привлекла бы к себе яростных противников королевы-католички.

Будучи ярой католичкой, Мария начала восстановление в государстве католической веры, реконструкцию монастырей. Вместе с тем на период её правления пришлось большое число казней протестантов. С февраля 1555 года запылали костры. Осталось множество свидетельств о мучениях людей, умирающих за свою веру. Всего было сожжено около трехсот человек, среди них был и Кранмер, архиепископ Кентерберийский, и епископы Ридли, Латимер, и многие другие деятели реформации. Было приказано не щадить даже тех, кто, оказавшись перед кострищем, соглашался принять католичество. Все эти жестокости принесли королеве прозвище «Кровавой».

Мария делала всё, чтобы укрепить позиции католичества, а послушный ей парламент добился лишь того, что имущество, отнятое у духовенства, не было возвращено ему и осталось у новых владельцев. В её правление Церковь Англии снова признала власть Папы Римского и формально воссоединилась с Римом. Однако воссоединение Папой носило временный характер.

В начале ноября 1558 года королева Мария почувствовала, что дни её сочтены. Совет настаивал, чтобы она официально назначила наследницей сестру, но королева сопротивлялась: она знала, что Елизавета вернёт в Англию ненавистный Марии протестантизм. Только под давлением мужа, Мария уступила требованию своих советников, понимая, что в противном случае страна может погрузиться в хаос гражданской войны.

Мария правила Англией в течение пяти лет и скончалась 17 ноября 1558 года, оставшись в истории как Мария Кровавая (или Кровавая Мэри). Елизавета, получив известие о смерти сестры, сказала: «Господь так решил. Чудны дела его в наших глазах».

Уже через три дня после смерти Марии собрался первый совет королевы. Своим государственным секретарём она назначила Уильяма Сесила; Роберт Дадли получил место конюшего, Томас Перри стал казначеем двора: Елизавета вознаградила всех, кто оказывал ей услуги в период опалы.

28 ноября 1558 года триумфальная процессия вступила в Лондон: молодую королеву встречали восторженные толпы.

Молодая королева была хорошо образованна. Уже в десятилетнем возрасте она неплохо говорила по-гречески, по-итальянски и по-французски, а её латынь была безупречна! Её воспитанием занимались лучшие преподаватели из Кембриджа. Это были молодые, свободно мыслящие учёные, приверженцы Реформации. Таким образом она была воспитана в протестантизме.

К моменту занятия престола Елизавете было двадцать пять лет. По меркам XVI века, когда многие не доживали до пятидесяти, это был достаточно солидный возраст. Однако все отмечали, что королева выглядит гораздо моложе своих сверстниц. Этой моложавости, помимо физической активности и умеренности в питании, способствовало и то, что королева не была изнурена многократными родами (и выкидышами), как большинство женщин её возраста. Кроме того, Елизавета I с вниманием относилась к моде.

Елизавета избрала для своей коронации день 15 января 1559 года, то есть сразу после Рождественских праздников: она хотела подарить Англии ещё несколько праздничных дней.

25 января 1559 года открылся первый Парламент Елизаветы. Возложив на себя корону, молодая государыня сразу ощутила всю тяжесть этой ноши — страна (как и вся Европа) была расколота на два непримиримых лагеря — католиков и протестантов.

В 1559 г. парламент подтвердил главенство королевской власти в церкви и все церковные распоряжения, изданные при Эдуарде. Было восстановлено смешанное вероисповедание. В видах соглашения были пересмотрены 42 члена исповедания и из них составлено новое англиканское исповедание в 39 членах. Изменений было внесено мало и еще более сглажены особенности обоих вероучений. В 1562 г. вероучение — "39 членов" — было утверждено духовным парламентом (синодом) и сделано обязательным для всех символом веры.

Своим «Актом о единообразии» королева показала, что будет следовать курсу Реформации, начатым её предшественниками Генрихом VIII и Эдуардом VI, но католикам в Англии не было запрещено служить мессу. Этот акт веротерпимости позволил королеве избежать гражданской войны.

Таким образом, при Елизавете окончательно образовалась англиканская епископальная церковь со смешанным вероучением, которая стала государственной. Но крайние приверженцы католичества и протестантства не признали этой церкви, несмотря на все крутые меры Елизаветы. Католичество удержалось, главным образом, в Ирландии. Протестантизм проникал из Шотландии. Создалась сильная партия "пуритан" (чистых), которые требовали очищения церкви от остатков католицизма. Они возражали против сохранения епископства и священников. Их возмущали обряды, украшения, одежды, богослужебные предметы, оставшиеся от католичества. Они требовали полного проведения кальвинизма. Елизавета и ее советники принимали меры против пуритан. Священников, поддерживавших кальвинизм, лишали мест. Наиболее резких обличителей англиканской церкви приговаривали к позорному столбу, рубили руки, уши. Для их преследования был учрежден "суд высокой комиссии".

Однако затем, по политическим соображениям, Елизавете пришлось смягчить отношение к пуританам. Ее упорными врагами стали католики, направляемые испанским королем Филиппом II. Он открыл в Бельгии семинарию для католических священников, которые потом отправлялись в Англию и, с опасностью для жизни, исполняли церковные требы для католиков и настраивали против англиканской церкви. Во время подготовки Филиппом высадки в Англии (она не удалась, так как испанский флот "непобедимая армада" был разбит в 1588 г. бурями и англичанами) несколько молодых католиков сговорились убить Елизавету. Заговор был раскрыт. В это трудное время пуритане были нужны Елизавете для борьбы с католиками, но это уже другая история.

Заключение.

Англиканская церковь, во многом такой, какой мы её знаем, сформировалась при Елизавете. Именно при ней была принята Книга общих молитв, которая дошла до наших дней практически без изменений и сегодня является традиционным молитвенником Англии. 39 статей англиканского вероисповедания, изданные при Елизавете, также дошли до нас лишь с небольшими изменениями. Да, революция в Англии в XVII веке и свержение монархии, отделили Англиканскую церковь от государства, но с реставрацией монархии в 1660 году, когда королём Англии становится Карл II Стюарт, церковь вновь становится частью государства.

Государственная церковь Англии сохранилась и по сей день, а главой её является Британский монарх, ныне Елизавета II. Несмотря на официальное положение государственной церкви, представитель других, немногочисленных конфессий, не подвергаются притеснениям.

В своей работе я постарался рассказать об истории формирования и возникновения Англиканской церкви, являющейся неотъемлемой частью души многих Англичан. Изучая частичку их души, нам становится понятна особая ментальность их народа. Мы понимаем, чем живут и о чём думают эти люди, что в свою очередь очень важно для преодоления языкового барьера. Ведь, цель изучения любого языка, будь то Английский, Немецкий, Французский или какой-либо другой, научится общаться и понимать других людей.

Список литературы.

Альманах «Вокруг Света». – 1989-1997.

Тальберг Н. Д. История христианской Церкви/2-е изд., 1991. - 516 с.

Тревельян Дж. М. История Англии от Чосера до королевы Виктории/2-е изд., 2001. – 618с.

Купер Дж. К. Англия от А до Я/1-е изд., 1999. – 312 с.

Оуэн Д. Б. История Англии/1-е изд., 1989. – 514 с.

Томас Б. М. Англия и Европа/ 2-е изд., 2001. - 502 стр.

Смирнов М. Ю. Реформация и протестантизм. Словарь/1-е изд., 2005 - 198 с.

Приложение №1.

Елеосвяще́ние — таинство православной и католической церквей, заключающееся в помазании тела освящённым елеем, одно из семи таинств, служащее по учению православной и католической церквей духовным врачеванием от телесных недугов, а также дарующее больному оставление тех грехов, в которых он не успел раскаяться (или забыл их, но именно забыл, а не утаил сознательно).

Виклеф не признавал елеосвящение необходимым, так как считал, что достаточно внутреннего раскаяния человека перед Богом, а потому только это раскаяние (а не какие-либо обряды и таинства) может даровать человеку отпущение грехов.

Приложение №2

Евхаристия (греч. ευχαριστία — благодарение), Святое Причастие — главнейший, признаваемый всеми христианскими вероисповеданиями обряд; у православных, католиков, лютеран, англикан — Таинство, при котором верующие христиане вкушают Тело и Кровь Иисуса Христа под видом хлеба и вина, и, согласно их вероучению, через этот акт взаимной жертвенной любви соединяются непосредственно с самим Богом.

Католическая Церковь и Православная Церковь верит, что при этом, вино и хлеб превращаются буквально в Святые Дары – Тело и Кровь Христа, однако при их вкушении, вкусовые качества хлеба и вина не меняются.