Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 20

 

Поиск            

 

Содержание пособия оформлено с учетом требований Государственного образовательного стандарта по специальности 06. 11. 00 «Юриспруденция» ив соответствии с учебным планом кафедры экономики Московской государственной юридической академии

 

             

Содержание пособия оформлено с учетом требований Государственного образовательного стандарта по специальности 06. 11. 00 «Юриспруденция» ив соответствии с учебным планом кафедры экономики Московской государственной юридической академии

Московская государственная юридическая академия

Филиал МГЮА в г. Вологде

Сборник методических материалов

для практических занятий студентов

1 курса очной формы обучения

по дисциплине «Экономика»

Раздел «Микроэкономика»

г. Вологда

2009 г

Содержание пособия оформлено с учетом требований Государственного образовательного стандарта по специальности 06.11.00 «Юриспруденция» и в соответствии с учебным планом кафедры экономики Московской государственной юридической академии.

Методические материалы составлены к.э.н., доц. Е.Е. Самойличенко, рассмотрены и одобрены на заседании кафедры общественных и правовых дисциплин «__»________________ 2009 г., протокол №

Сборник составлен на основе собственных разработок автора, а также материалов следующих учебных пособий:

1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: учебник для вузов, 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2005. – 535 с.

2. Корниенко О.В. Экономическая теория: практикум / О.В.Корниенко. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 316. [1] с.: ил. – (Среднее профессиональное образование)

3. Экономическая теория / Г.М. Гукасьян, В.А. Амосова, Г.А. Маховикова. Под общей ред. Гукасьян Г.М. – СПб: Питер, 2003. – 400 с.: ил. – (Серия «Учебные пособия»)

Содержание

Стр.

Содержание практических материалов по разделу «Микроэкономика»

Тема 1. Введение в экономику

Вопросы: Назначение хозяйственной деятельности людей

Роль потребностей в развитии реальной экономики

Структура реальной экономики

4

4

4

6

Тема 2. Экономика как наука

Вопросы: Предмет, функции и методы экономической теории

Статистико-математические методы исследования

6

6

9

Тема 3. Деньги

Вопросы: Сущность и функции денег

Современные денежные средства

13

13

14

Тема 4. Рынок

Вопросы: Рынок и его роль в экономике

Законы спроса и предложения

16

16

17

Тема 5. Капитал и прибыль фирмы

Вопросы: Сущность и структура капитала фирмы

Образование и распределение прибыли

Эффективность производства на предприятии

21

21

23

24

Тема 6. Процент. Рента

Вопросы: Кредит. Банковский капитал

Рента и цена земли

25

25

26

2. Содержание практических материалов

по разделу «Микроэкономика»

в соответствии с темами учебной программы

Тема 1. «Введение в экономику»

Вопрос 1: Назначение хозяйственной деятельности людей

Вопросы для обсуждения:

1. Как вы думаете под воздействием каких факторов средства производства претерпевают изменения?

2. Различаются ли понятия «фактор» и «ресурс»? Приведите примеры

3. Что такое труд? что влияет на качество труда? почему различный труд оценивается по-разному?

4. Объясните, как каждый фактор производства участвует в выпуске какого-либо распространенного товара (например, учебника по экономике)

5. В чем состоит содержание понятий «производство» и «экономика»? Как соотносятся эти понятия?

Темы докладов:

1. Время как фактор производства

2. Сущность и виды современных «высоких» технологий

Практические задания

Задание 1. Вспомните пословицы о труде и дайте их объяснение

Задание 2. Какие из перечисленных ресурсов являются предметами труда, а какие средствами труда: грузовой автомобиль, доски, мука, лопата, фрезерный станок, сахарный песок, складское помещение?

Вопрос 2. Роль потребностей в развитии реальной экономики

Вопросы для обсуждения:

1. Как можно классифицировать следующие потребности: власть, гражданские права, богатство, изобретение, автомобиль, правопорядок, отдых?

2. По какому принципу вы распределяете ограниченные ресурсы между членами вашей семьи (по желанию, способностям, возможностям)? Может быть ресурсы вашей семьи неограниченны?

3. Предположим, что вы получили свой первый заработок. Каким образом ограниченность, альтернативная стоимость и проблема выбора повлияют на то, как вы потратите деньги?

4. Выберите правильный ответ: Альтернативная стоимость – это стоимость товара или услуги, измеряемая: А) Министерством труда Б) индексом потребительских цен В) ценой покупаемого продукта Г) тем, чем надо пожертвовать для приобретения товара или услуги

5. Определите альтернативную стоимость компьютера, если известно, что на производство одного компьютера уходит столько же средств, сколько на производство двух магнитофонов

6. Выберите правильный ответ: Кривая производственных возможностей показывает различные комбинации двух продуктов при: А) полном использовании всех имеющихся ресурсов и неизменной технологии Б) неполном использовании трудовых ресурсов В) изменении количества применяемых ресурсов

7. В чем заключается основное противоречие реальной экономики? Как оно может решаться с помощью НТП?

8. Верно ли следующее утверждение: «Утверждение об ограниченности ресурсов и безграничности потребностей на самом деле неверно. Ресурсы в действительности безграничны, так как безграничен процесс открытия новых источников ресурсов. Потребности же, напротив, ограничены, так как существуют физические пределы их удовлетворения».

Темы докладов:

1. Абсолютная и относительная ограниченность ресурсов и благ

2. Производство «обслуживает» потребление, а потребление «заказывает» производство

Практические задания

Задание 1. Разберитесь в ситуации:

Город N решил использовать пустыри в центре. Они находятся между деловой частью города и большим кварталом, где ведется жилищное строительство. Мэрия, которая принимает окончательное решение, должна рассмотреть два предложения. Первое – построить детские игровые площадки, второе – сделать стоянку для машин. Прежде чем принять решение, мэрия устроила публичные слушания по этому вопросу. Среди тех, кто собирался выступать, оказались:

- владелец магазина в центре города

- родитель ребенка, живущий рядом с пустырем

- родитель, живущий в километре от пустыря

- человек, который ездит на работу в центр города

- жилец из близрасположенного дома

- представитель экологического общества

Какое решение примет мэрия? Как в этом случае раскрываются понятия «проблемы выбора» и «альтернативная стоимость»?

Задание 2. Предположим, что в какой-то стране производится всего два вида продукции: средства вооружения (пушки) и продукты питания (масло). Допустим, что если все население этой страны будет занято только изготовлением масла, то его будет произведено 15000 тонн. Если ресурсы будут брошены на производство пушек, то за год их будет выпущено 6000 штук. При одновременном выпуске соотношение будет следующим:

Выпуск продукции в соответствии

с производственными возможностями страны

Вариант

1

2

3

4

5

6

Масло, т

15000

12000

10000

6000

3000

0

Пушки, шт.

0

2000

3000

5000

5500

6000

Начертите график границы производственных возможностей данной страны, в котором по горизонтали отметьте «пушки», а по вертикали – «масло». Назовите точки, свидетельствующие о:

- эффективном функционировании системы;

- неудачном выборе общества;

- ситуации, когда производство вообще неосуществимо.

Задание 3. Страна производит автомобили и пушки (табл.). Определите альтернативные издержки производства одного дополнительного автомобиля

Автомобили

4

3

2

1

0

Пушки

0

5

10

15

20

Вопрос 3. Структура реальной экономики

Вопросы для обсуждения:

1. Дайте характеристику материальной и нематериальной сферам производства.

2. Что такое отрасль и как подразделяется на них промышленность по российской статистике?

3. Определение и виды межотраслевых комплексов

4. Как изменилась отраслевая структура развитых стран эпохи постиндустриального общества?

5. Что представляет собой региональная структура экономики?

6. Как представлена внешнеторговая структура российской экономики?

7. Структура экономики по функциональному назначению общественного продукта (воспроизводственная структура).

8. Как может быть представлена структура экономики по формам собственности?

Темы докладов:

1. Материальное и нематериальное производство: сходство и различия

2. Экономическая специализация Вологодской области

3. Необходимость оборонно-промышленного комплекса и его роль в развитии экономики

Тема 2: «Экономика как наука»

Вопрос 1. Предмет, функции и методы экономической теории

Вопросы для обсуждения:

1. В чем заключается необходимость изучения экономической теории? Как вы понимаете высказывание Джоан Робинсон «Смысл изучения экономической теории состоит не в том, чтобы получить набор готовых ответов на экономические вопросы, а в том, чтобы научиться не попадаться на удочку экономистам и политикам»?

2. Дайте комментарий к следующему утверждению «Экономическая теория была бы не нужна, если бы все люди могли получать желаемое в неограниченных количествах»

3. Что находится в центре исследований экономической теории?

4. Экономическая теория изучает различные причинно-следственные связи между определенными процессами. Назовите основные виды причинно-следственных связей и приведите соответствующие примеры.

5. Что выражают экономические законы? Приведите пример хотя бы одного экономического закона. В чем заключается его смысл?

6. Каково соотношение между экономикой и политикой? Приведите примеры из жизни современного российского общества

7. Как вы понимаете высказывание К.Маркса: «При анализе экономических форм нельзя пользоваться ни микроскопом, ни химическими реактивами. То и другое должна заменить сила абстракции»? Раскройте содержание метода научной абстракции. Абстракция – форма познания, основанная на мысленном выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечение от других частных его свойств и связей.

8. Когда экономическая теория прибегает к построению моделей? Что представляет собой моделирование и почему оно необходимо?

Темы докладов:

1. Роль экономической науки в развитии общества

2. Экономическое эссе: «Обрати взор к прошлому, если хочешь создать что-то необычное» (Э. Бенедиктссон)

3. Сочините экономическое эссе на тему: «Экономика – это умение пользоваться жизнью наилучшим образом» (Б. Шоу)

Решите тесты:

1. Какое из положений и почему не имеет отношения к содержанию предмета

экономической теории?

а) максимальное удовлетворение потребностей б) экономическое благо

в) неограниченные потребности г) неограниченные ресурсы

д) эффективное использование ресурсов

2. Определите утверждения, относящиеся к микро- и макроэкономике

а) правительство осуществляет политику либерализации цен

б) отсутствие дождей в течение продолжительного времени вызвало в центральных районах России падение урожайности зерновых

в) минимальный уровень заработной платы в России составляет 4330 рублей

г) ликвидация бюджетного дефицита является одним из путей снижения уровня инфляции

д) снижение налоговых ставок призвано способствовать оживлению деловой активности в стране

е) размер стипендии студента зависит от его успеваемости

3. Каждому из отмеченных цифрами определений найдите соответствующее

понятие (А, Б, В, Г)

1. Метод умозаключений, основанный на обобщении фактов

2. Направление в экономической науке, основанное на оценочных суждениях относительно того, какой должна быть экономика

3. Абстрактная структура, создающая упрощенную картину экономической реальности

4. Метод исследований объекта, состоящий в отвлечении от случайных, временных черт и связей.

А. Экономическая модель Б. Абстракция

В. Индукция Г. Нормативная экономическая теория

4. Экономика является смешанной, когда:

а) товары и услуги производятся как государственными, так и частными компаниями

б) правительство владеет всеми компаниями

в) экономические решения принимаются по традиции

5. Экономические законы – это законы, которые:

а) проявляются через экономическую деятельность людей

б) носят субъективный характер

в) являются вечными

г) носят исторически преходящий характер

6. Под индукцией понимается:

а) проведение эксперимента

б) конструирование системы законов и категорий

в) выведение теории из фактов

г) умозаключение от общих суждений к частным выводам

7. Анализ – это:

а) соединение различных элементов в единое целое

б) изучение исследуемого предмета на макроуровне

в) разделение исследуемого предмета на составные части

8. Основными признаками традиционной экономики являются:

а) приоритет сферы услуг

б) преобладание сельского хозяйства

в) использование новейших технологий в экономике

г) все перечисленное неправильно

9. Для командной плановой экономики характерно:

а) ориентация производителей на «карман» потребителей

б) централизованное планирование

в) государственная система ценообразования

г) наличие свободной конкуренции

10. Признаками рыночной экономики являются:

а) конкуренция б) централизованное планирование

в) частная собственность г) господство государственного уклада

д) свободное ценообразование

11. В централизованной экономике товары и услуги производятся:

а) традиционными методами

б) на основе экономических планов

в) в соответствии с условиями спроса и предложения

г) стихийно

12. В стране А товары производятся одним и тем же способом с незапамятных времен. Профессия определяется при рождении. В этой стране экономика:

а) рыночная б) традиционная

в) централизованная г) смешанная

13. Позитивная экономическая теория изучает:

а) то, что должно быть в экономике, т.е. сущностные взаимосвязи

б) то, что есть в экономической жизни общества, т.е. функциональные зависимости

в) оценочные сведения

г) модели экономического развития страны

14. Одной из черт традиционной экономической системы является:

а) разделение труда и социализация производства

б) планомерное развитие экономики

в) открытость экономических связей

г) универсальный характер производства и труда

15. К важнейшим элементам рыночной системы не относится:

а) конкуренция б) спрос и предложение

в) цена г) наличие общей цели

16. Одно из преимуществ командно-административной экономики состоит в:

а) свободном выборе хоз. субъектами видов деятельности

б) возможности полного удовлетворения потребностей общества

в) формировании цен на основе взаимодействия спроса и предложения

г) возможности быстрой концентрации ресурсов в гос. секторе

17. Непрерывное возобновление процесса создания благ и услуг в увеличивающихся размерах называется…

а) расширенным воспроизводством б) производством

в) воспроизводством г) простым воспроизводством

18. Экономические законы отличается от законов природы тем, что они:

а) действуют независимо от воли и сознания людей

б) реализуются через практическую деятельность людей

в) устанавливаются государством для регулирования экономики

г) создаются людьми и исполняются ими в практической деятельности

Вопрос 2. Статистико-математические методы исследования

Вопросы для обсуждения:

1. Какие существуют формы статистического наблюдения?

2. Какие этапы выделяют при построении статистических группировок?

3. Приведите примеры статистических группировок в зависимости от группировочного

признака.

4. В чем заключается различие между средней арифметической простой и средней

арифметической взвешенной?

5. При анализе динамики явления применяются цепные и базисные показатели. Как они определяются?

6. Напишите формулу определения темпа прироста показателя.

7. Перечислите основные правила оформления таблиц.

8. Что понимают под экспликацией графика?

Практические задания

Группировка данных

Задание 1. Определите, пользуясь формулой Стерджесса, интервал группировки сотрудников фирмы по уровню доходов, если общая численность сотрудников составляет 20 чел, а минимальный и максимальный доход соответственно равен 500 и 3000 руб.

Задание 2. Имеются следующие данные об успеваемости студентов потока Правоведение-3 в зимнюю сессию 2005 года по теории государства и права: 5,4,3,2,4,4,3,5,5,4,5,5,4,3,5,5,4,4,4,4,5,5,4,3,2.

Постройте ряд распределения студентов по баллам оценок, полученных в сессию. Определите вид ряда распределения и признака, положенного в основание группировки.

Задание 3. Имеются следующие данные по основным социально-экономическим показателям 10 районов одной из областей Российской Федерации в текущем году:

№ района

Среднегодовая численность занятых в экономике, тыс. чел.

Валовой муниципальный продукт, млн. руб.

Основные фонды в экономике, млн. руб.

1

677,5

53,7

173,8

2

596,1

32,0

136,1

3

720,9

44,9

142,4

4

1076,4

63,2

266,9

5

490,6

22,1

192,6

6

484,1

33,9

115,3

7

606,4

38,3

148,9

8

569,5

51,2

174,4

9

534,7

44,0

148,1

10

664,9

51,1

209,6

Постройте группировку областей по величине основных фондов в экономике в 2005 году, выделив не более 2-х групп.

Определение средних величин

Задание 1. Распределение рабочих предприятия по тарифному разряду имеет следующий вид:

Тарифный разряд

1

2

3

4

5

6

Число рабочих, чел.

1

5

17

58

36

10

Определите средний тарифный разряд рабочих данного предприятия

Задание 2. Имеются следующие данные о заработной плате рабочих - сдельщиков:

Месячная з/п , руб.

Число рабочих, чел.

110

2

130

6

160

16

190

12

220

14

ИТОГО

50

Определить среднемесячную зарплату рабочих в целом по предприятию.

Анализ динамики

Задание 1. По данным о числе проданных квартир в регионе за 2005-2009 годы рассчитать аналитические показатели ряда динамики

Годы

2005

2006

2007

2008

2009

Количество квартир, тыс.ед.

108

107

110

111

112

Графические методы

Задание 1. По данным о реализации минеральных удобрений ООО «Азот» построить столбиковую диаграмму

Годы

1995

2000

2005

Минеральные удобрения, тыс. т

10 828

5 510

3 721

Задание 2. Изобразите с помощью секторной диаграммы распределение безработных (по уровню образования) в одном из регионов страны в 2005 году

Вид образования

Удельный вес безработных

в общем итоге, %

Высшее

10,5

Среднее специальное и общее

69,7

Неполное среднее образование

19,8

Итого

100,0

Задание 3. Изобразите данные о производстве шоколадных конфет производственным объединением за 2004–2009 гг. в виде линейной диаграммы (графика)

Годы

2004

2005

2006

2007

2008

2009

Конфеты, тыс. кг

300

500

400

400

600

700

Решите тесты:

1. Начальным этапом статистического исследования является:

а) расчет и интерпретация обобщающих статистических показателей

б) сбор первичного статистического материала

в) предварительная обработка данных, расчет относительных показателей

2. Формой (источником) статистического наблюдения не является:

а) отчетность юридических лиц

б) регистры владельцев транспортных средств в базах данных ГИБДД

в) выборы президента РФ

3. Основным методом предварительной обработки данных является:

а) статистическое наблюдение

б) расчет первичных абсолютных показателей

в) группировка статистических данных

4. Группировочный признак может быть:

а) атрибутивным и вариационным б) количественным и качественным

в) интервальным и моментным

5. Количество групп в группировке не зависит от:

а) желания исследователя б) объема исследуемой совокупности

в) количества характеризующих объект признаков

6. Самым простым видом группировки является:

а) моментный ряд динамики б) статистический ряд распределения

в) сопоставление между собой двух показателей

7. Ряд распределения построенный по качественному признаку называется:

а) вариационным б) атрибутивным в) моментным

8. В основе вариационного ряда распределения может находиться показатель:

а) вид образования респондента; б) пол респондента;

в) возраст респондента

9. Расчет средних величин показателей осуществляется на этапе:

а) сбора информации

б) предварительной обработки информации

в) расчета и интерпретации обобщающих показателей

10. Выражает типичные черты и дает обобщающую характеристику однотипных явлений по одному из варьирующих признаков показатель:

а) темп роста б) индекс в) средняя величина

11. Средняя арифметическая взвешенная рассчитывается в том случае, если:

а) количество исследуемых единиц превышает 10

б) варьируются оба показателя, необходимых для расчета

в) у показателя существует несколько одновременно анализируемых признаков

12. Как изменится средняя арифметическая простая, если все варианты признака уменьшить в 1,5 раза, а все веса в 1,5 раза увеличить?

а) не изменится б) уменьшится в) возрастет

13. Ряды динамики строятся для определения:

а) суммарных экономических величин

б) средних экономических величин

в) изменения показателя за определенный период

14. Ряд динамики, характеризующий состояние объекта за определенный интервал времени называется:

а) интервальным б) атрибутивным в) моментным

15. Сравниваемый уровень в ряду динамики принято называть:

а) базисным б) отчетным в) текущим

16. Показатели динамики будут цепными, если сравнение осуществляется:

а) с первоначальным показателем (самым первым)

б) с предыдущим показателем

в) с усредненным показателем (какой-либо средней величиной)

17. Единицей измерения темпа прироста является:

а) какой-либо абсолютный показатель (руб., кг, шт.)

б) относительный показатель - процент (%)

в) возможен и первый, и второй вариант

18. Абсолютный прирост характеризует:

а) размер изменения в относительных величинах (процентах)

б) отношение двух сравниваемых уровней ряда

в) размер увеличения (уменьшения) уровня ряда за определенный промежуток

времени в абсолютных величинах

19. Индекс – это показатель:

а) абсолютного прироста в относительных величинах (процентах)

б) отношение двух сравниваемых уровней ряда

в) размер увеличения (уменьшения) уровня ряда за промежуток времени

20. С помощью индекса нельзя сравнивать между собой:

а) показатели одного и того же объекта за разные периоды времени

б) уровень одно и того же явления по другой территории

в) разнородные и разнотипные показатели или явления

21. Индексы позволяют соизмерить социально-экономические явления:

а) только в пространстве б) только во времени в) в пространстве и во времени

22. Индивидуальные индексы позволяют получить обобщающую оценку изменения показателя:

а) по одной товарной группе за один период

б) по одной товарной группе за несколько периодов

в) одного товара за несколько периодов

23. Территориальные индексы позволяют:

а) оценить динамику показателей б) производить сравнение показателей

в) оценивать силу связи между показателями

24. Моделирование взаимосвязей и построение трендовых моделей осуществляется:

а) на этапе сбора статистической информации

б) на этапе обработки информации и расчета основных аналитических показателей

в) на последнем этапе, после расчета всех основных аналитических показателей

25. Таблица, строки и графы которой еще не заполнены цифрами, называется:

а) болванкой таблицы б) скелетом таблицы в) макетом таблицы

26. Любая таблица имеет:

а) два заголовка б) три заголовка в) один заголовок

27. Если в таблице есть и абсолютные и относительные показатели за ряд лет, то сначала приводятся:

а) все абсолютные показатели (за все года)

б) все относительные показатели (за все года)

в) абсолютные, затем относительные показатели за один год, а затем так же за

следующий год

28. Если значение признака в какой-либо клетке таблицы неизвестно, то ставится знак:

а) « ? » б) « х » в) «…»

29. Под экспликацией графика понимают:

а) масштабные и пространственные ориентиры

б) символические знаки, с помощью которых изображаются статистические

данные (точки, линии, круги…)

в) пояснение содержания графика (заголовок, единицы измерения и проч.)

30. Диаграмма сравнения, в которой прямоугольники, изображающие показатели, расположены вертикально, называется

а) столбиковой б) ленточной в) вертикальной

31. Для сопоставления статистической совокупности по составу (уд. весам) применяется:

а) график, расположенный на координатной сетке

б) картограмма – изображение на географической карте

в) секторная (круговая) диаграмма

32. Статистические методы исследования можно отнести к группе:

а) всеобщие методы б) научно-логические методы

в) методы сбора первичной информации (эмпирические)

33. Основоположником статистики считается:

а) Франсуа Кенэ б) Уильям Петти в) Давид Рикардо

34. Первоначально статистку называли:

а) социальной математикой б) политической арифметикой

в) общественной аналитикой

Тема 3. «Деньги»

Вопрос 1. Сущность и функции денег

Вопросы для обсуждения:

1. Приведите известные вам афоризмы, пословицы и поговорки, связанные с деньгами. Дайте их объяснение

2. Дайте определение денег и перечислите основные причины и последствия их возникновения

3. Объясните, почему и в настоящее время существуют товарно-денежные отношения

4. В чем заключается сущность денег

5. Какие функции выполняют деньги. Охарактеризуйте их

6. Обоснуйте высказывание К.Маркса о деньгах «Они превращают верность в измену, любовь в ненависть, добродетель в порок, глупость в ум, а ум в глупость».

7. В чем заключается роль денег. Всегда ли она однозначна?

Вопрос 2. Современные денежные средства

Вопросы для обсуждения:

1. В каких двух видах в своем развитии выступали деньги? Дайте характеристику действительным деньгам

2. Что такое «знаки стоимости», и какими видами они представлены?

3. В чем заключается отличие бумажных и кредитных денег?

4. Почему возникли знаки стоимости?

5. Что представляет собой банкнота?

6. Что представляет собой денежная масса? По какому принципу стоятся ее агрегаты?

7. Какие существуют теории денег и в чем их основное содержание?

Темы докладов:

1. История развития денег в России

2. Фальшивомонетничество: сущность и методы борьбы

3. Современные электронные деньги

4. Проблемы и перспективы использования пластиковых карт

5. Сочините экономическое эссе на тему: «Деньги для бизнеса – то же, что вода для

растений» (Г.Менкью)

Практические задания

Задача 1. На основании приведенных данных рассчитайте денежные агрегаты, млн. руб.

Показатели

1 вариант

2 вариант

1. Депозитные сертификаты банков

800

1200

2. Наличные деньги в кассах предприятий

4200

3600

3. Средства на депозитных счетах в банках

18000

29000

4. в том числе на счетах срочных депозитов

2000

18000

5. Наличные деньги на руках у населения

7000

5000

1 вариант: в следующей очередности: М0 М1 М2 М3

2 вариант: в следующей очередности: М2 М0 М3 М1

Задача 2. Какие функции денег наиболее отчетливо иллюстрируют следующие ситуации. Придумайте примеры для остальных функций.

1. Для покупки автомобиля Вам нужны деньги и Вы собираетесь продать загородный дом

А. Мера стоимости

2. Как человек бережливый, Вы иногда откладываете деньги «на черный день»

Б. Мировые деньги

3. В ресторане, куда Вы пришли со своей подругой, официант предлагает Вам меню с указанием цен готовящихся блюд

В. Средство платежа

Г. Средство обращения

Д. Средство накопления

Решите тест:

1. Прямую зависимость между количеством денег в обращении и уровнем

цен описывает теория:

А. Кейнсианская Б. Монетарная

В. Количественная Г. Номиналистическая

2. Деньги как условный знак или «продукт правопорядка» рассматривает

теория:

А. Металлистическая Б. Номиналистическая

В. Монетарная Г. Количественная

3. Государственный банк в дореволюционной России был учрежден в:

А. 1754 г Б. 1812 г В. 1860 г Г. 1895 г

4. Легкость реализации, продажи, превращения ценностей в денежные

средства означает термин:

А. Платежеспособность Б. Ликвидность

В. Финансовая устойчивость Г. Кредитоспособность

5. Первые русские бумажные деньги, выпускавшиеся с 1769 по 1843гг.

назывались:

А. Облигации Б. Ассигнации В. Банкноты Г. Казначейские векселя

6. Для осуществления текущей хозяйственной деятельности банк открывает

клиенту следующий вид счета:

А. Текущий; Б. Расчетный; В. Сберегательный; Г. Аккредитивный

7. Агрегаты денежной массы в РФ формируются:

А. По убыванию ликвидности активов, входящих в состав денежной массы
Б. По возрастанию ликвидности активов, входящих в состав денежной массы

В. Центральным или коммерческими банками
Г. Зависимостью от национальных особенностей

8. Лицевая сторона монеты называется…

А.Номинал Б. Гурт В. Аверс Г.Реверс

9. Современные национальные наличные деньги представлены преимущественно:

А. Казначейскими билетами; Б. Ассигнациями и разменной монетой;

В. Банкнотами и разменной монетой

Г. Средствами на счетах в кредитных организациях

10. К кредитным деньгам относятся:

А. Ассигнации, казначейские билеты, банкноты;

Б. Векселя, чеки, банкноты, пластиковые карточки, средства на счетах

В. Государственные ценные бумаги

Г. Золото и товарно-материальные ценности

11. Вклад в банк – это…

А. Депозит Б. Паритет В. Кросс-курс Г. Своп

12. Банкноты центрального банка обеспечены:

А. Активами центрального банка в форме золотовалютного резерва, государственных ценных бумаг

Б. Объемом товаров и услуг

В. Объемом валового внутреннего продукта

Г. Величиной государственного долга РФ

13. Денежный агрегат М1 включает:

А. Наличность, чековые вклады и срочные депозиты
Б. Наличные деньги и все депозиты

В. Только наличные деньги

Г. Наличность и средства на расчетных, текущих счетах и счетах до

востребования

14. Накопление богатства в форме золотого запаса особое значение имеет в

теории:

А. Количественной Б. Металлистической
В. Номиналистической Г. Кейнсианской

15. Причинами расширения эмиссии знаков стоимости явилось:

А. Увеличение объемов производства товаров и услуг

Б. Желание иметь собственные оригинальные деньги

В. Снижение объемов добычи золота и серебра

Г. Рост расходов государств и возникновение дефицита госбюджетов

16. Наиболее распространенными формами безналичных расчетов являются:

А. Финансовый лизинг

Б. Расчеты векселями и чеками

В. Расчеты платежными поручениями и требованиями

Г. Расчеты по пластиковым картам

17. Для определения денежной массы в РФ используются агрегаты:

А. М1 , М2 , L, Р Б. М1, М2, М3, М4

В. М0, М1, М2, М3 Г. Д1; Д2; Д3; ДБ

18. В современных денежных системах золото:

А. Используется для размена кредитных денег

Б. Рассматривается как товар с особыми свойствами
В. Используется для погашения внешнего долга
Г. Используется для размена бумажных денег

19. Устанавливаемое государством допустимое законом отклонение фактического веса и пробы монеты от установленной нормы - это

А. Ремедиум Б. Сеньораж

В. Инфляционный налог Г. Паритет

20. Выпуск денежных знаков без учета потребностей экономики может привести к:

А. "Денежному голоду" Б. Обесценению денег

В. Дефляции Г. Инфляции

21. Составляющая всех видов денежных агрегатов (М1, М2, М3):

А. Краткосрочные государственные обязательства Б. Наличные деньги

В. Депозиты до востребования Г. Все виды депозитов

22. Продажа товаров за наличный расчет реализует функцию денег как…

А. Средство накопления Б. Средство платежа

В. Мера стоимости Г. Средство обращения

Тема 4. «Рынок»

Вопрос 1: Рынок и его роль в экономике

Вопросы для обсуждения:

1. Дайте несколько определений рынка. Как рынок связан с производством?

2. Проанализируйте следующие функции рынка: посредническая, информирующая, регулирующая, стимулирующая, оздоравливающая

3. Назовите плюсы и минусы ценообразующей функции рынка. Считаете ли вы целесообразным государственное вмешательство в этот процесс?

4. Выполнение рынком информационной функции связано с большими издержками, называемым трансакционными. По каким причинам фирма идет на эти затраты, несмотря на их значительность?

5. Чем отличаются понятия «структура рынка» и «инфраструктура рынка»?

6. Рассмотрите характерные признаки рынка (рынка совершенной конкуренции)

7. Виды рынков и их характеристика

8. В чем состоят недостатки (несовершенства рынка)

9. Цели и методы государственного регулирования рынка

10. Рынок как социальный институт, характеристика его элементов

11. Перечислите условия, необходимые для нормального функционирования рынка

Темы докладов:

1. Проблемы становления рыночной экономики в России

2. Государственное регулирование рыночных отношений

3. Сочините экономическое эссе на тему: «Конкуренция – жизнь торговли и смерть

торговцев» (А. Хаббард)

Практические задания

Задача 1. Разграничьте субъекты и объекты рынка:

а) покупатели б) материальные блага в) нематериальные блага

г) продавцы д) капитал е) открытие ж) негос.организации з) идеи и) посредники

к) изобретатели л) государственные организации

Задача 2. На графике исходное рыночное равновесие соответствует точке А. Как измениться величина предложения при снижении цены до уровня Р=15?

Вопрос 2: Законы спроса и предложения

Вопросы для обсуждения:

1. Что понимают под экономическим законом? Назовите основные законы рынка

2. Что такое спрос на товары. Можно ли спросом считать потребность людей в товарах и услугах?

3. В чем заключается сущность закона спроса по цене

4. Как массовый спрос влияет на рыночную цену (стр. 193-194)

5. Понятие и виды эластичности спроса

6. Как взаимосвязаны между собой эластичность спроса и выручка от реализации продукции?

7. Как меняется денежная выручка от продаж товаров при эластичном и неэластичном спросе? При единичной эластичности спроса?

8. Что такое предложение и в чем заключается сущность закона предложения по цене

9. Влияние массового предложения на рыночную цену

10. Имеется ли взаимосвязь между уровнем издержек производства и эластичностью предложения?

11. Что представляет собой точка равновесия? Каким образом устанавливается равновесная цена?

Темы докладов:

1. Практическое значение теорий эластичности спроса и предложения

2. Рыночное равновесие как условие рыночного саморегулирования

3. Напишите экономическое эссе на тему: «Не молись на рынок, как на икону, считая, что

он может сделать все» (С. Меньшиков)

Практические задания

Задача 1. Изобразите кривую спроса если:

Цена 1 кг яблок, руб. 2 5 8 10 15 20

Покупатели готовы купить, т 25 15 9 6 4 2

Задача 2. Если уменьшение цены товара на 1% приведет к увеличению спроса на него на 2%, то этот спрос: а) неэластичный; б) эластичный

Задача 3. Продавец роз решил увеличить объем продаж путем снижения цены за цветок с 25 руб. до 20 руб. В результате объем продаж возрос со 150 до 250 штук в день.

Определите:

- коэффициент эластичности;

- выгодно ли оказалось снижение цены за 1 цветок, если продавец роз закупает их оптом

по 10 руб. за 1 шт.

Задача 4. Если снижение цены на 5% приведет к сокращению объема предложения на 8%, то данное предложение: а) неэластично; б) эластично

Задача 5. Определите эластичность товара и изменение общей выручки от снижения цены реализации товара, если

Первоначальная цена за ед. продукции

Первоначальный объем продаж

Первоначальная общая выручка

5 д.е.

200 т.е.

Сниженная цена за ед. продукции

Возросший объём продаж

Возросшая общая выручка

4 д.е.

300 т.е.

Потеря от снижения цены

Выигрыш от увеличения объёма продаж

Прирост общей выручки

Задача 6. Функция спроса на мясо задана формулой QD = 30-Р, функция предложения QS =15+2Р. Найдите равновесный объем и равновесную цену на мясо. Как изменится ситуация на рынке мяса, если цена упадет до 3-х рублей? Представьте полученные результаты графически

Решите тест:

1. В законе спроса проявляется:

а) зависимость между спросом и предложением

б) прямая зависимость между спросом и ценой

в) зависимость между спросом и количеством денег, находящихся в распоряжении

покупателя

г) обратная зависимость между ценой и величиной спроса

2. Типичная кривая спроса:

а) идет вниз слева направо б) идет вниз справа налево

в) обычно прямая линия г) всегда кривая линия

3. Эластичность спроса по доходу растет, если:

а) доход падает б) доход растет в) доход неизменен

4. Спрос неэластичен по цене, если

а) реакция спроса на изменения цены мала

б) реакция спроса на изменение цены высока

в) реакция спроса на изменение цены нейтральна

5. При слишком низкой цене возникает:

а) избыток спроса б) дефицит спроса

в) избыток предложения г) дефицит предложения

6. Предложение:

а) обратно пропорционально росту цен б) прямо пропорционально росту цен

в) не зависит от колебания цен г) все неверно

7. В конкурентной борьбе побеждают те фирмы, у которых:

а) качественнее продукция

б) раньше других внедрена передовая технология

в) масштабнее производство

г) ниже, чем у других, цены

д) ниже объем затрат на единицу готовой продукции (издержки производства)

8, Ценовая конкуренция предполагает:

а) продажу товаров и услуг по ценам, которые ниже, чем у конкурента

б) продажу товаров более высокого качества и надежности

в) снижение цены за счет снижения издержек

г) снижение цены за счет уменьшения прибыли

9. Формирование рыночных цен происходит за счет ……… конкуренции:

а) внутриотраслевой б) межотраслевой

в) монополистической г) неценовой

10. При совершенной конкуренции

а) ни одна из фирм не влияет на розничную цену

б) существует чистая монополия

в) товары, выпускаемые большим количеством фирм, стандартизированы

г) господствует олигополия

д) ограничен вход на рынок

11. При монополистической конкуренции

а) на рынке действует ограниченное число фирм

б) фирмы, действующие на рынке, выпускают дифференцированную продукцию

в) фирме не могут свободно входить и выходить с рынка

12. Олигополия – это тип структуры рынка, для которого характерно:

а) малое число фирм

б) большое число покупателей

в) однородные или мало дифференцированные продукты

г) труднодоступное вхождение на рынок

д) все ответы верны

13. Олигопсония – это тип структуры рынка, для которого характерно:

а) небольшое количество крупных покупателей б) много производителей

в) ценовые льготы на оптовые закупки г) все верно

14. Расставьте перечисленные ниже формы монополий в порядке убывания экономической свободы входящих в монополию фирм:

а) синдикат б) конгломерат в) картель г) трест д) концерн

14. Цена товара, установленная ниже равновесного уровня, приводит к….

а) появлению дефицита товаров б) падению цен на ресурсы

в) формированию рынка покупателя г) возникновению излишка товаров

15. Соответствие между понятиями стоимости и их определениями

1. Стоимость (трудовая)

А) Количественное соотношение, в котором одна потребительная стоимость может обмениваться на другую потребительскую стоимость

2. Полезность

Б) Затраты абстрактного труда, измеряемые общественно необходимым рабочим временем

3. Меновая стоимость

В) Субъективная оценка произведенных благ

4. Потребительная стоимость

Г) Способность товара удовлетворять конкретные потребности

5. Предельная полезность

Полезность последней единицы каждого блага

16. Соответствие между типами несовершенной конкуренции и количеством фирм и отрасли

1. Дуополия а) Только три фирмы

2. Олигополия б) Множество фирм

3. Монополистическая конкуренция в) Малое количество фирм

4. Чистая монополия г) Одна фирма

17. Последовательность усиления степени влияния производителя на цену:

а) Монополия б) Олигополия

в) Монополистическая конкуренция г) Совершенная конкуренция

18. К позитивным свойствам рынка относится:

а) систематическое повышение качества экономических благ

б) быстрая адаптация к меняющейся экономической ситуации

в) сохранение невоспроизводимых экономических благ

г) заинтересованность в создании общественных благ

д) наличие свободного выбора для производителей и потребителей

19. Если при росте центы товара общая выручка увеличивается, то коэффициент ценовой эластичности…

а) больше единицы б) меньше единицы в) равен единице г) равен нулю

20. Эластичность спроса по цене товара имеет тенденцию к увеличению:

а) чем больше этот товар необходим

б) чем больше заменителей у него имеется

в) в более коротких временных интервалах

г) чем ниже его цена

21. При росте урожая сельскохозяйственных культур выручка их производителей падает. Это означает, что:

а) предложение с/х продукции неэластично

б) спрос на данную продукцию неэластичен

в) на данном рынке действуют перекупщики, ущемляющие интересы производителей

г) эластичность спрос больше эластичности предложения

22. При росте цены с 4 до 10 ден. ед. величина предложения увеличится с 12 до 16 штук. Коэффициент эластичности предложения равен: а) 3 б) 1 в) 1/3 г) 1/5

Тема 5. «Капитал и прибыль фирмы»

Вопрос 1: Сущность и структура капитала фирмы

Вопросы для обсуждения:

1. Приведите примеры видов капитала и дайте их краткую характеристику

2. Что понимают под первоначальным накоплением капитала?

3. Каким образом происходило отделение производителей от средств производства?

4. Источники формирования начального капитала современной фирмы в зависимости от организационно-правовой формы

5. Каким образом можно рассматривать структуру производственного капитала?

6. Определение и состав основных и оборотных производственных фондов

7. В чем заключается сущность износа и амортизации основного капитала?

8. Какие основные средства не подлежат амортизации?

Темы докладов:

1. Развитие промышленного капитала в стране и мире

2. Проблема изношенности основных фондов в российской экономике

Практические задания

Задача 1. Выделите главные различия между основным и оборотным капиталом и оформите соответствующую таблицу

Вид капитала

Основной капитал

Оборотный капитал

Что включает

Как участвует в производстве

Как расходуется

Как переносит свою стоимость

Задача 2. Рассчитать годовую норму амортизации и определить нормативный срок службы технологического оборудования, если его первоначальная стоимость составляет 10 тыс. руб.

Задача 3. Рассчитать годовую норму амортизации технологического оборудования, если его первоначальная стоимость составляет 10 тыс. руб., а нормативный срок службы - 5 лет.

Задача 4. 1 января 2009 г. компания купила станок стоимостью 10500 руб., который она предполагает эксплуатировать в течение 5 лет, после чего продать так, что остаточная стоимость станка должна составить 500 руб. Определить амортизационные отчисления, применив метод линейного начисления износа и оформить таблицу (руб.).

Дата

Износ за период

Накопленный износ

Остаточная стоимость

01.01.09

31.12.10

31.12.11

31.12.12

31.12.13

31.12.14

Итого

Задача 5 . Произвести начисление амортизации, применив метод начисления износа пропорционально объему выполненных работ (производственный). Компания купила станок за 9000 руб. И через 5 лет его эксплуатации предполагает выручить за него чистыми 1000 руб. В технических характеристиках станка указано, что ресурс его непрерывной работы составляет 20000 часов. Допустим, что компания эксплуатировала станок таким образом, что каждый год он проработал количество часов, указанное в колонке "Отработанные часы". Тогда учет начисления износа по данному станку будет выглядеть следующим образом:

Дата

Отработанные часы

Износ за период, тыс. руб.

Сумма накопленно-го износа, тыс. руб.

Остаточная стои-мость, тыс. руб.

01.01.05

31.12.06

3700

31.12.07

4500

31.12.08

4000

31.12.09

3500

31.12.10

4300

Итого

20000

Задача 6. Произвести начисления амортизации, применив метод уменьшающегося остатка. Основное средство, стоимость приобретения и установки которого составила 50000 руб. Срок службы - 5 лет.

Дата

Годовая норма амортизации, %

Износ за период, тыс. руб.

Сумма накопленного износа, тыс. руб.

Остаточная стоимость

01.01.09

31.12.10

31.12.11

31.12.12

31.12.13

31.12.14

Итого

Решите тест:

1. По какой стоимости оцениваются ОПФ при зачислении на баланс предприятия:

а) по восстановительной; б) по первоначальной г) по остаточной

2. Что из перечисленного относят к активной части ОПФ:

а) рабочие машины и оборудование б) здания, сооружения

в) вычислительная техника г) транспортные средства

д) измерительные и регулируемые приборы и устройства

3. Какие из перечисленных позиций входят в состав ОПФ:

а) здания, сооружения, передаточные устройства

б) незавершенное производство в) машины и оборудование

г) транспортные средства д) готовая продукция

е) производственный и хозяйственный инвентарь

4. Амортизация основных фондов – это:

а) износ основных фондов

б) перенесение стоимости основных фондов на себестоимость продукции

в) восстановление основных фондов

г) содержание основных фондов

5. Что из перечисленного может повышать эффективность использования основных фондов:

а) повышение степени загрузки оборудования

б) увеличение срока службы оборудования

в) использование современных технологий

г) совершенствование организации производства и труда.

6. Что из перечисленного относятся к оборотным производственным фондам:

а) сырье и материалы б) незавершенное производство

в) машины, оборудование г) запасные части д) топливо, тара

7. Какие из перечисленных позиций относятся к фондам обращения:

а) готовая продукция

б) денежные средства в кассе

в) полуфабрикаты собственного производства

г) дебиторская задолженность

д) прибыль предприятия

8. Что из перечисленного входит в состав оборотных средств предприятия:

а) запасы сырья, материалов, топлива б) оборотные производственные фонды

в) незавершенное производство г) транспортные средства

д) вычислительная техника е) фонды обращения

ж) готовая продукция на складе

Вопрос 2: Образование и распределение прибыли

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие прибыли и характеристика ее основных видов

2. В чем заключается назначение и порядок расчета балансовой (валовой) прибыли?

3. Раскройте содержание двух этапов в процессе образования прибыли

4. Перечислите основные факторы, влияющие на величину прибыли.

5. Раскройте содержание понятия «себестоимость продукции» и назовите пути ее

снижения.

6. Как соотносятся между собой понятия «себестоимость» и «издержки производства»?

7. Какие существуют классификации видов издержек предприятия?

8. Придумайте задачу на исчисление любого вида прибыли.

Темы докладов:

1. Трансакционные издержки: сущность, виды, способы снижения

2. Снижение издержек – основная задача российских предпринимателей.

3. Сочините экономическое эссе на тему: «Корпорация – хитроумное изобретение для получения личной прибыли без личной ответственности» (А. Бирс).

Практические задания:

Задача 1. Выручка от реализации продукции в свободных отпускных ценах составила 316750 руб. Полная себестоимость реализованной продукции - 195500 руб. Ставка НДС - 20%, акциз отсутствует.

Задача 2. Определить результат хозяйственной операции, если было реализовано 10 тыс. ед. товара по цене 12 руб. Затраты на производство продукции составили 80 тыс. руб. (выручка; прибыль; рентабельность)

Задача 3. Величина общих издержек предприятия на производство 13 изделий составляет 2080 ден. ед., а на производство 18 изделий – 2630 ден. ед. Определите величину предельных издержек.

Задача 4. Определить прибыль от реализации имущества, если:

Вычислительная техника приобретена в 2008 г. за 38000 руб. и продана в конце 2009 г. за 42000 руб. (в т.ч. НДС - 20%). Износ до переоценки составил 3800 руб. Коэффициент переоценки на 1 января 2006 г. - 1,1

Задача 5 . Совокупный доход предприятия – 800 тыс.руб., заработная плата работников составила 300 тыс. руб., затраты на сырье и материалы – 350 тыс. руб., неявные издержки – 50 тыс. руб. Рассчитайте бухгалтерскую и экономическую прибыль

Задача 6. Разделить перечисленные издержки на постоянные и переменные:

1- заработная плата работников основного производства; 2 - заработная плата административно-управленческого персонала; 3 - амортизация автомобиля директора; 4 - амортизация производственного цеха; 5 - арендные платежи; 6 - затраты на содержание заводской столовой; 7 - освещение помещений; 8 -транспортно-заготовительные расходы; 9 - затраты на рекламу; 10 – затраты на упаковку.

Задача 7 . Иван и Анна арендовали банкетный зал, чтобы отпраздновать годовщину своей свадьбы, и уже пригласили 50 человек. При таком количестве гостей еда обойдется в 12000 руб., алкогольные напитки – в 3000 руб. Музыкантам надо заплатить 9000 руб., арендная плата составляет 6000 руб. Немного позже супруги решили пригласить еще 10 человек. На сколько при этом возрастут издержки? Какие из них являются постоянными, какие переменными?

Задача 8. В краткосрочный период фирма производит 300 ед. товара при средних постоянных издержках 8 руб. Как изменятся общие издержки, если средние переменные издержки сократятся с 30 до 20 руб.?

Вопрос 3: Эффективность производства на предприятии

Вопросы для обсуждения:

1. Что понимают под экономическим эффектом и экономической эффективностью?

2. Охарактеризуйте основные показатели эффективности производства.

3. Какие факторы преимущественно влияют на повышение эффективности производства?

4. Чем можно объяснить тот факт, что в России производительность труда в большинстве

сфер деятельности ниже, чем в странах Запада и в США?

5. В чем заключается различие в оценке экономической эффективности на микро- и

макроуровне?

6. Что понимают под внешними эффектами?

7. Приведите несколько примеров отрицательных внешних эффектов.

8. Через какие показатели можно оценить социально-экономическую эффективность?

Темы докладов:

1. Эффективность и справедливость.

2. Сочините экономическое эссе на тему «Достаток распутного равняется короткому одеялу: натянешь его к носу – обнажатся ноги» (Козьма Прутков).

3. Сочините экономическое эссе на тему «Минздрав предупреждает: курение опасно для вашего здоровья»

Практические задания:

Задача 1. Определить балансовую прибыль и уровень рентабельности реализованной продукции, если:

- выручка от реализации продукции – 1700 тыс. руб. (в т.ч. НДС – 10%)

- себестоимость реализованной продукции – 993 тыс. руб.

- доходы от внереализационных операций – 50 тыс. руб.

- расходы от внереализационных операций – 74 тыс. руб.

- прибыль от реализации материальных ценностей – 10 тыс. руб.

Задача 2. Сравните результаты работы двух предприятий

Пред-приятие

Авансированный капитал, млн.руб.

Выпуск продукции,

тыс. т

Себестоимость ед. продукции,

руб. за 1 т

Цена единицы продукции руб. \за 1 т

№ 1

15

150

150

170

№ 2

12

120

145

170

Задача 3. Дайте оценку эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия на основе данных таблицы

Показатели

Базисный год

Отчетный год

Произведено и реализовано продукции, тыс. руб.

300

350

Среднегодовая стоимость ОПФ, тыс. руб.

50

60

Средний остаток оборотных средств, тыс. руб.

40

50

Амортизация, тыс. руб.

10

15

Численность рабочих, чел.

20

22

Прибыль от реализации продукции, тыс. руб.

30

40

Определите:

- фондоотдачу и фондовооруженность;

- производительность труда;

- показатели использования оборотных средств;

- себестоимость продукции и ее удельный вес в стоимости реализованной продукции;

- рентабельность продукции и производства.

Охарактеризуйте изменения, произошедшие в отчетном году по сравнению с базисным.

Тема 6. «Процент. Рента»

Вопрос 1: Кредит. Банковский капитал

Вопросы для обсуждения:

1. Что представляет собой кредит и в чем заключается его значение?

2. Перечислите и охарактеризуйте основные функции кредита

3. Назовите основные причины потребности в кредите у предприятий? граждан? государства?

4. Какие два условия обязательны для того, чтобы кредитная сделка осуществилась? Поясните их.

5. Какие факторы влияют на величину банковского ссудного процента?

6. В чем заключается основное отличие банков от других кредитных организаций?

7. Какие основные операции могут осуществлять банки?

8. Как можно определить общие результаты деятельности коммерческого банка?

Темы докладов:

1. Формы и виды кредитов корпоративным клиентам

2. Развитие потребительского кредитования в России

3. Экономическое эссе «Банк – это место, где вам одалживают зонтик в ясную погоду,

а потом просят вернуть, когда начинается дождь» (Р. Фрост)

Практические задания

Задача 1. Клиенты открыли в банке депозиты на сумму соответственно 1200, 2000, 1500 руб. Банк выплачивает своим вкладчикам 5% годовых. Под какой процент банк выдаст кредит фирме, если он намерен получить прибыль в размере 300 руб.?

Задача 2. Банк получил от вкладчиков 6000 руб. Сколько процентов годовых банк станет выплачивать вкладчикам, если кредит фирме он выдал под 15% годовых и получил прибыль в размере 420 руб.?

Задача 3. Процентная ставка по ссуде равна 32% годовых, ссуда предоставлена на полгода в размере 45 тыс. руб. Какую сумму должен вернуть заемщик в конце указанного срока? (схема простых процентов).

Задача 4. На счет в банк положена сумма в размере 300 руб. Определить сумму процентных денег, которую можно получить через три месяца, если процентная ставка равна 15% годовых? (схема простых процентов)

Задача 5. Вкладчик вносит во вклад 300 руб. Начисление процента производится ежемесячно (проценты капитализируются), годовая процентная ставка составляет 10%. Определить сумму денег, которую можно снять при закрытии счета через 3 месяца.

Задача 6. Депозит в размере 500 руб. положен в банк на 3 года. Определить сумму начисленных процентов при простой и сложной схемах начисления процентов, равных 11% годовых (начисление процентов – один раз в год).

Задача 7. Вкладчик Сбербанка предполагает сделать денежный вклад на срок 6 месяцев. Определить, в каком случае вкладчик получит больший доход, если: предполагаются следующие условия:

а) процентная ставка по депозиту составляет 12% годовых, начисление процентов 1 раз в квартал. Проценты капитализируются (т.е. по схеме сложных процентов);

б) процентная ставка по срочному вкладу на срок 6 месяцев составляет 14% годовых.

Вопрос 2: Рента и цена земли

Вопросы для обсуждения:

1. Что понимают под экономической рентой? Какие виды ренты существуют?

2. Можно ли назвать рентой налоги, взимаемые государством за пользование землей, лесным фондом, на добычу полезных ископаемых?

3. В чем заключаются особенности земли как фактора производства?

4. Что понимают под абсолютной рентой?

5. Чем различаются между собой дифференциальная рента I вида и II вида?

6. Если бы площадь земли не была фиксированной, могла бы она приносить ренту?

7. Как цена на землю связана с земельной рентой?

8. Какие факторы влияют на величину цены на землю?

Темы докладов :

1. Пожизненная рента: благо или сфера мошенничества?

2. Динамика цен на землю в стране и мире.

Практические задания

Задача 1. Выберите правильный ответ: дифференциальная рента – это: а) доход, полученный с худших участков земли; б) прибыль, полученная за счет использования ресурсов более высоких порядков в ситуации ранжирования ресурсов по их производительности; в) прибыль, полученная от продажи имущества; г) доход, полученный за счет вовлечения в производство всех имеющихся ресурсов.

Задача 2. На своем участке фермер ежегодно выращивает и продает картофель в среднем на 80 тыс. руб. Затраты на выращивание, сбор и реализацию картофеля составляют 50 тыс. руб., а банковский процент равен 10%. Определите возможную цену данного земельного участка.

Задача 3. Арендатор на 100 тыс. ден. ед. вложенного в землю капитала получает 30% прибыли. Прибавочный продукт от реализации с/х товара составляет 34 тыс. ден. ед. Определите величину ренты, получаемой собственником земельного участка.

Задача 4. Минимальная цена, за которую владелец земельного участка готов продать свой участок, составляет 15000 рублей. Какова норма банковского процента, если ежегодный рентный доход с участка составляет 5000 руб.?

Задача 5. Себестоимость 1 тонны картофеля, выращенной на первом участке составляет 5000 руб., на втором участке – 8 тыс. руб., на третьем – 12 тыс. руб. Оптовая цена 1 тонны картофеля составляет 12 тыс. руб. Чему равна дифференциальная рента, получаемая на первом участке, при производстве 10 тонн картофеля?