Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 20

 

Поиск            

 

"Модернизация жизни в России во второй половине XVIII века в эпоху правления императрицы Екатерины ii"

 

             

"Модернизация жизни в России во второй половине XVIII века в эпоху правления императрицы Екатерины ii"

"Модернизация жизни в России во второй половине XVIII века в эпоху правления императрицы Екатерины II"

План а

Введение - обоснование выбора темы
Приход к власти Екатерины II
"Наказ" и Комиссия 1767 - 1768 гг.
Губернская реформа
Судебная реформа
"Жалованная грамота дворянству"
Отношение к крепостному праву
"Жалованная грамота городам"
Другие труды по законодательству и праву
Развитие торговли и промышленности
Расширение народного образования
Организация врачебной помощи населению
Развитие русской науки
Русская литература
Двор Екатерины II
Влияние на взгляды императрицы Французской революции
Историческое значение деятельности Екатерины II (итоги политики просвещённого абсолютизма, сравнение с предыдущими правителями, влияние на судьбу России)
Список литературы

Другие труды по законодательству и праву

Важную роль в формировании гражданского общества Российской империи играли и другие труды по законодательству и праву, разработанные Екатериной II в 1770-1780 годах. В 1777 году по инициативе императрицы, переданной через Вольтера, и на её деньги научное общество в Берне объявило конкурс на проект лучшего кодекса "просвещённого времени". Не предполагая участвовать в конкурсе, но побуждённая своей затеей, Екатерина взялась за разработку собственного Уголовного уложения. Она детально изучила петровское законодательство, составила для себя много тематических выписок из Уложения 1649 года, Воинских артикулов, Морского устава (основных источников уголовных законов в действовавшем праве). Но своё уложение императрица задумала построить по правилам "Наказа". Это означало, что жестокие наказания должны быть отменены, что наказание должно быть соразмерно содеянному, что оно должно не только обеспечивать интересы общества, но и исправлять преступника. Вообще императрица отчётливо сознавала, что сокращение преступности весьма мало зависит от мягкости или жестокости уголовной репрессии. "Буде предлежит в деле избрать между кротостью и строгостью, да изберут кротость, наипаче в уголовном наказании или казни, - напишет она в позднем проекте, оставшемся в рукописях. - Смертная казнь совершенно недостаточна остановить преступление - следовательно излишня; разве в таком случае, где все иные способы не суть достаточны для предупреждения законного исполнения, сохранения всеобщего покоя и собственности"1. А в проекте Уголовного уложения она записала: "Чтоб наказание воздержало прочих людей от преступления, надлежит, чтоб наказание не превосходило преступление, и для того казнь, ссылка и вечное заключение не должно употребить инако, как тогда, когда преступник числом преступлений или поступков, более или менее тягостных, признан за неисправимого".
Проект Уголовного уложения не был доработан. Тогда же Екатерина II занялась другими проектами: о переустройстве тюрем, об изменении розыскного порядка. Из Уложения вырос только небольшой указ 1781 года об изменении ответственности за разные виды воровства. Одновременно Екатерина составила обширный устав благочиния, обнародованный в 1782 году. В Уставе были определены принципы реформирования учреждений полиции в стране, новые задачи полицейских учреждений - не только по розыску преступников и охране порядка, но и по регулированию вообще социальной жизни в городах. Устав включил и Уголовный кодекс (поскольку в полномочия было внесено право не только отдавать под суд, но и самой определять наказания за малозначительные преступления).

Развитие торговли и промышленности

Из отдельных мероприятий просвещённого правительства Екатерины II выделяется также покровительство императрицы русской торговле, доказательством чего является Жалованная грамота городам 1785 года. На таком отношении Екатерины к русской торговле и промышленности сказывалась зависимость императрицы от западноевропейских идей. В этом её экономическая политика существенно отличалась от политики предыдущих царствований. С Петра I в России над торговлей и промышленностью установилась система старого правительственного контроля, и деятельность торгово-промышленного класса была стеснена регламентацией. Екатерина II сняла эти стеснения, уничтожила самые органы контроля - Берг-Мануфактур-коллегию. Она содействовала развитию промышленности и торговли. При ней впервые были выпущены ассигнации, или бумажные деньги, что очень помогло торговле. Желая лучше организовать кредит, Екатерина II учредила государственный заёмный банк с большим капиталом.
В ноябре 1775 года для развития торговли и промышленности был издан Манифест о свободе заведения промышленных предприятий ("станов"), объявлена свобода предпринимательства. Купцы, владевшие капиталом свыше 500 рублей, освобождались от подушной подати и платили сбор в один процент с капитала; освободиться от рекрутской повинности представитель купеческого сословия мог заплатив 360 рублей. Также в 1775 году императрицей был принят льготный таможенный тариф для черноморских портов и отменены промышленные и торговые монополии. Освоение южной России сделало возможной торговлю зерном на Чёрном море; в России закладывались новые города, была построена военно-морская база в Севастополе. Эти мероприятия, проведённые Екатериной в экономической политике России, способствовали расширению экспорта и совершенствованию различных отраслей промышленности.

Расширение народного образования

К важным результатам деятельности правительства "просвещённого абсолютизма" относятся меры, предпринятые Екатериной II относительно народного образования. С Петра I образование в России носило практический характер - усвоение знаний для потребностей деятельной службы государству и непосредственно для применения в жизни, быту. Екатерина II в своём "Наказе" первая заговорила о воспитательном значении образования и стала затем заботиться об учреждении различных воспитательных заведений. Для того чтобы воспитать русское общество, Екатерина лучшим средством считала "произвести сперва способом воспитания, так сказать, новую породу или новых отцов и матерей", нравственно совершенных. Эта "порода людей" должна была вырасти в воспитательных училищах под надзором опытных педагогов, в полном разобщении с семьёй и обществом. Таким воспитательным училищем являлся, в первую очередь, воспитательный дом в Москве И. И. Бецкого. В правилах Дома было записано, что "все воспитанные в сём доме обоего пола, и дети их, и потомки… останутся вольными…". Сам Бецкой внимательно следил за тем, чтобы дети, переданные на воспитание в деревни, не попали в крепостную зависимость. Образование в Московском воспитательном доме финансировалось членами императорской фамилии, дворянами. Дому приносили прибыль принадлежащие ему харчевни, кузницы, мельницы, сдававшиеся внаём, а также находившиеся на его территории частные дома, пивоварни, харчевни, бани, перевоз и пристань на Москва-реке. Среди доходов Дома были не только деньги. Например, Дому был подарен замечательный кабинет истории; из кладовых Кремлёвского дворца и Академии художеств музею и библиотеке Воспитательного дома были переданы картины, скульптуры, иконы, книги.
Для детей, воспитывавшихся в крестьянских семьях, Дом организовывал обучение грамоте и арифметике. Если они заболевали, их отправляли лечиться в больницы дома. Усыновлять воспитанников позволялось лишь бездетным государственным крестьянам в том случае, если у них было свидетельство о хорошем поведении и они могли содержать питомца. Заранее оговаривалось условие, что, если в семье появлялись родные дети, приёмыш должен был иметь равные с ними права.
Детей, возвращённых из деревень в Дом для обучения ремёслам, с восьмилетнего возраста отдавали на воспитание мастерам - мальчиков на шестнадцать, а девочек на двенадцать лет. Воспитанники становилась садоводами, лесоводами, фельдшерами. Получившие технические специальности работали на столичных заводах.
При основании Дома в 1763 году ему были переданы каменные корпуса, оставшиеся после пожара бывшего императорского Слободского дворца в Москве. Их перестроили и разместили там ремесленное училище с шестилетним сроком обучения, где преподавали алгебру, тригонометрию, практическую механику, физику, химию и черчение. После окончания обучения и трёх лет практики выпускники получали аттестаты учёных мастеров, мастеров или подмастерьев. Воспитательный Дом в Москве впоследствии оказал огромное влияние на развитие различных отраслей российской промышленности.
Помимо воспитанников Дома, становившихся крестьянами и мастерами промышленных предприятий, особо выделялась группа детей, обладавших большими способностями к наукам и искусствам. После обучения в Доме они становились домашними учителями, бухгалтерами или письмоводителями. Наиболее способные поступали в университеты или Медико-хирургическую академию, чтобы продолжить образование.
В самом Доме учредили мужской и женский институты для воспитания и образования сирот чиновников и военнослужащих. Позднее мужской институт был преобразован в Сиротский кадетский корпус, а женский - в Александровский, а потом в Николаевский сиротский институт, где готовили домашних наставниц, получавших дипломы Московского университета, а также домашних учительниц с правом обучения началам наук, языков, искусств и преподавания в гимназии. Выпускники Дома, начавшие работать, ещё в течение шести лет продолжали получать от него пособие. Воспитательный дом гарантировал своим питомцам заботу и поддержку в течение всей их жизни. Потеряв работу, заболев или оказавшись на пороге одинокой старости, бывшие воспитанники имели право возвратиться в Дом, быть там на содержании и иметь отдельную комнату.
Благотворительная деятельность И. И. Бецкого не осталась незамеченной: указом императрицы Екатерины II он был произведён в действительные тайные советники, а сенат наградил его большой золотой медалью "За любовь к отечеству". Деятельность Бецкого и его соратников нашла отклик в сердцах людей разного общественного положения и материального достатка, и в городах России их стараниями стали создаваться воспитательные дома и детские приюты, институты, кадетские корпуса. В соответствии с "Генеральным учреждением о воспитании обоего пола юношества" И. И. Бецкого были открыты училище при Академии художеств (1764 г.), Общество двухсот благородных девиц (1764 г.) с отделениями для мещанских девиц, коммерческое училище (1772 г.)
Среди созданных Бецким учебно-воспитательных заведений одно имело особое значение в истории русской школы и просвещения - это Общество благородных девиц (Смольный монастырь, или смольный институт). Оно положило начало женскому среднему образованию в России. Воспитанницы делились на четыре возраста: 6-9, 9-12, 12-15, 15-18 лет. Каждому возрасту соответствовали платья своего цвета: коричневого, голубого, сероватого и белого. Приём в первый класс производился раз в три года. Учебная программа включала русский и иностранные языки, арифметику, географию, историю, стихотворство, геральдику, архитектуру, рисование, музыку и танцы. Давали девушкам и некоторые знания в области домашней экономии.
Однако созданные по проекту Бецкого воспитательно-учебные заведения охватывали слишком малое количество детей. В 1782 году для проведения более масштабной школьной реформы была образована Комиссия об учреждении училищ. Основные документы и план реформы были разработаны австрийским педагогом Ф. И. Янковичем, который хорошо знал русский язык. По этому плану в губернских городах возникают главные, а в уездных - малые народные училища. Эти училища являлись всесословными и содержались за счёт государства. В малых училищах изучались чтение, письмо, чистописание, арифметика, катехизис, а в главных - Закон Божий, русский язык, география, история, естественная история, геометрия, архитектура, механика и физика, иностранный язык. В Екатеринославе, Пензе, Чернигове и Пскове при содействии государыни и попечении общественности предполагалось учредить университеты.
Главной заслугой Екатерины II в области просветительских преобразований можно считать первый опыт создания в России системы общего начального образования, не ограниченного сословными преградами (за исключением крепостных крестьян). Значение этой реформы очень высоко, ведь речь шла о создании общероссийской системы образовательной школы.

Организация врачебной помощи населению

Примечательно и то, что при Екатерине II организация врачебной помощи населению возлагалась на власти. Заботы о народном здоровье и гигиене вызвали при императрице попытку правильно организовать врачебную помощь по всей стране. Медицинская комиссия, учреждённая в 1763 году, и приказы общественного призрения должны были блюсти медицинскую часть в империи и готовить медицинских работников. Каждый город обязан был иметь больницу и аптеку, где больным предлагались не те лекарства, которые дешевле, а те, которые назначал врач. Город должен был также заводить приюты для неизлечимых больных и сумасшедших. Так как врачей недоставало, то их выписывали из-за границы и проводили обучение русских лекарей и хирургов. В то же время основывали аптеки и фабрики хирургических инструментов. В 1783 году Екатерина II организовала медицинскую службу для наблюдения за состоянием здоровья населения. Она учреждала больницы и психиатрические лечебницы. Страшным бедствием для жителей России оставались эпидемии оспы, и Екатерина собственным примером положила начало проведению вакцинации, специально вызвав для этого из Англии врача Томаса Димсдейма. Когда императрица привила себе и наследнику престола сыну Павлу оспу, то в ответ на восхищение придворных возразила, что "она только исполнила свой долг, потому что пастырь обязан полагать жизнь свою за своё стадо"1. Поступок Екатерины II становился примером для подданных.

Развитие русской науки

Большой шаг вперёд делает русская наука. В 1783 году была основана особая Российская академия для изучения языка и литературы. Существовавшая с петровских времён Академия наук за 1768-1774 годы провела пять географических экспедиций, которые внесли ценный вклад в изучение географии страны. Академия наук начала публикацию русских летописей, вышли в свет двадцать пять томов древних русских документов. В 1765 году возникает Вольное экономическое общество, предназначенное для популяризации передовых агрономических знаний и содействия помещичьему рационализаторству. В трудах Вольного экономического общества печатались многочисленные статьи по организации и ведению сельского хозяйства. В Академии наук значительно возросло число русских учёных, среди них - выдающиеся натуралисты И. И. Лепёхин, Н. Я. Озерецковский, астроном С. Я. Румовский, минеролог В. М. Севергин и другие. Ко второй половине XVIII века относилась деятельность видных историков М. М. Щербатова и И. Н. Болтина; активно публиковались источники по русской истории (Н. И. Новиковым, Академией наук). Издательская продукция увеличивается чрезвычайно. За весь XVIII век в России было издано 9500 книг, из них около 85% приходилось на царствование Екатерины II. 15 января императрица подписала указ о позволении заводить "вольные" типографии.
Книга, журнал, газета становятся элементом повседневного быта всё большего числа людей. В Петербурге была открыта первая в России публичная библиотека. Книготорговцы начинают открывать при лавках платные библиотеки. К концу 80-х годов существовало пятнадцать государственных библиотек, растёт число частных книжных собраний.
Положительные изменения произошли и в организации научно-исследовательской работы. В 1783 году директором Российской академии наук была назначена княгиня Е. Р. Дашкова, проявившая недюжинные способности на административном поприще. За двенадцать лет её пребывания на этом посту были приведены в порядок академическое хозяйство и академические учебные заведения, налажена работа общедоступных курсов по основным отраслям наук, активизировалась издательская деятельность Академии. Так, было предпринято первое издание сочинений Ломоносова, основаны два периодических издания - литературно-художественный и исторический журнал "Собеседник любителей российского слова" и "Новые ежемесячные сочинения". Данное учреждение, собравшее выдающихся писателей и учёных, было задумано как гуманитарный научный центр, специализирующийся главным образом на изучении русского языка, упорядочении его грамматики, стилистики и произношения. В русле решения этой задачи был подготовлен шеститомный "Словарь Российской Академии", содержавший объяснение 43 тысяч слов русского языка.

Русская литература

Развитие шло и в русской литературе. Во второй трети XVIII века в России складывается первое литературное направление - классицизм. Российский классицизм формировался, с одной стороны, под влиянием всеобъемлющих преобразований первой четверти XVIII века, а с другой - идеологии европейского Просвещения. Условия формирования определили и наиболее характерные черты нового направления: культ государственной власти, проповедь ценности государственного служения, вера в творческие силы разума.
К середине XVIII века относится зарождение просветительства - прогрессивной антифеодальной идеологии, связанной с отрицательной оценкой крепостного права, отстаиванием интересов широких масс народа, последовательной защитой просвещения и всесторонней европеизации России. Основоположником просветительского направления в России был М. В. Ломоносов (1711 - 1765 гг.). Выходец из поморских крестьян, одолевший трудный путь к вершинам знания, Ломоносов добивался доступности образования - вплоть до университетского - для всех сословий. В меру своих возможностей он пытался обратить внимание властей на положение податных сословий в государстве. Надежды на лучшее будущее Ломоносов возлагал на просвещённый абсолютизм. Идеалом государственной деятельности для него являлись реформы первой четверти XVIII века, а образцом просвещённого монарха - Пётр I, которого он сравнивал с богом.
Русская литература второй половины XVIII века была отмечена поисками идейно-эстетических систем, наиболее соответствующих возросшей общественной роли художественного слова. Система классицизма с её жёсткими канонами и частой подменой настоящего предмета изображения должным или желательным уже перестала удовлетворять многих авторов. Ломка законов классицизма заметно проявилась в жанре комедии (например, комедии А. П. Сумарокова и Д. И. Фонвизина). В конце XVIII века в русской литературе складывалось новое направление - сентиментализм, который обращался к внутреннему миру человека, его психологии и переживаниям (наивысшее развитие получил в творчестве Н. М. Карамзина).
Художественная литература оказывалась тесно связанной с общественными идеями века Просвещения. Все ни выросли на благодатной почве идей европейской философии Просвещения и рационализма, по-разному трактуя и переосмысливая их. Общей для всех мыслителей этого периода являлась идея медленного, постепенного развития. Но принципиально различались точки зрения на последовательность мер призванных привести к созданию нового, справедливого устройства общества. Сторонники умеренного направления считали, что сначала следует заняться просвещением подданных, их воспитанием и таким образом подготовить к обретению свободы. Приверженцы демократического направления предлагали начать с отмены правителем крепостного состояния своих подданных, а уже затем просвещать и воспитывать их.
Автором и выразителем официальной охранительной идеологии стала сама Екатерина II. В основу её теоретических построений легли идеи Ш. Монтескье, автора знаменитого сочинения "О духе законов". Просвещённая императрица воспринимала государство как высшую ценность и видела в заботе о его процветании главную цель мудрого правителя и каждого отдельного подданного. Благо государства вбирало в себя всю совокупность личных прав и свобод всех подданных и становилось "всеобщим благом".
Считая себя наследницей и продолжательницей дела Петра I, Екатерина II внимательно изучала и анализировала его реформаторскую деятельность. Главную заслугу первого российского императора она видела в превращении России в мощную европейскую державу. В то же время, озабоченная идеалом справедливого законодателя, центральным в концепции просвещённого абсолютизма, Екатерина II негативно оценивала жестокость тех методов, к которым прибегал Пётр I, создавая регулярное государство, а также некоторую непоследовательность и неспешность преобразований.
Принципиально важным во взглядах императрицы являлось её убеждение, что стабилизация государственного порядка возможна лишь путём постепенной правовой модернизации, осуществляемой самодержавной властью, и путём регулирования всех сторон общественной жизни.
Екатерина II эволюционировала в своих взглядах на историческую роль и значение самодержавия, законотворчества, крепостного права. На первый план в её воззрениях постепенно выдвинулась мысль об особой исторической миссии русского народа, о его превосходстве над другими народами. Став с годами истинной патриоткой, Екатерина II пришла к убеждению, что России нет необходимости заимствовать что-либо у Запада. Напротив, Европе следует во многом брать пример с России.
Эти идеи особой исторической миссии русского народа, идеи естественных прав человека, свободы и равенства развивала и зарождающаяся "разночинная" интеллигенция. Всё более заметные очертания приобретал процесс формирования русской национальной культуры, вбирающей в себя достижения и традиции культуры, созданной многовековой деятельностью народа, всех его слоёв, но в первую очередь - крестьянства, и новой культуры, творившейся, главным образом, образованными слоями общества.

Заключение

Тридцатичетырёхлетнее царствование Екатерины Великой оставило яркий след в истории России. Её правление выделяют неординарность личности императрицы, её выдающиеся качества государственного деятеля и величие ею содеянного: если Пётр Великий утвердился не берегах Балтики, то Екатерина Великая - на берегах Чёрного моря, раздвинув границы на юг и включив в состав империи Крымский полуостров. Екатерина II поняла и счастливо закончила то, чего не успел закончить Пётр I. Многие мероприятия, да и сам дух правления Екатерины II носили либеральный характер, в котором отражались как её личные качества, так и стремление своей реформаторской активностью укрепить могущество России.
Историческое значение деятельности Екатерины Великой занимает важное место в самом историческом развитии Российской империи. По вступлении на престол Екатерина II мечтала о широких внутренних преобразованиях. Она сознательно отступала от традиций, сложившихся при Петербургском дворе, не следуя ни за Елизаветой Петровной, ни за Петром III. А между тем результаты её деятельности по своему существу были таковы, что завершили собой именно традиционные стремления русского народа и правительства к укреплению могущества государства. В делах внутренних законодательство Екатерины II завершило собой тот исторический процесс, который начался при временщиках. Равновесие в положении главных сословий, во всей силе существовавшее при Петре Великом, начало разрушаться именно в эпоху временщиков (1725 - 1741 гг.), когда дворянство, облегчая свои государственные повинности, стало достигать некоторых имущественных привилегий и большей власти над крестьянами по закону. Увеличение дворянских прав существовало во времена и Елизаветы Петровны, и Петра III.
При Екатерине же дворянство становится не только привилегированным сословием, имеющим правильную внутреннюю организацию, но и сословием, господствующим в уезде (в качестве землевладельческого сословия) и в общем управлении (как бюрократия). Параллельно росту дворянских прав и в зависимости от него падают гражданские права владельческих крестьян. Расцвет дворянских привилегий в XVIII веке необходимо соединялся с расцветом крепостного права. Поэтому время Екатерины Великой было тем историческим моментом, когда крепостное право достигло полного и наибольшего своего развития. Таким образом, деятельность Екатерины II в отношении сословий (административные меры императрицы носили также характер сословных мер) была прямым продолжением и завершением тех уклонений от старорусского строя, какие развивались в XVIII веке. Екатерина II в своей внутренней политике действовала по традициям, завещанным ей от ряда ближайших её предшественников, и довела до конца то, что они начали.
Но особенно важно, пожалуй, то, что новое правительство только принимало в расчёт хорошие образцы своих предшественников, но вело государство по собственной программе. И значительное место в этой программе занимали не только задачи, вытекающие из практической потребности времени (усиление могущества империи, укрепление государственного строя и позиций в нём дворянства и прочее), но и отвлечённые теории, усвоенные императрицей преимущественно из французской литературы - Вольтера, Дидро, Монтескье, Деламбера. Это последнее обстоятельство и позволяет характеризовать время Екатерины II как период "просвещённого абсолютизма".
В России развитие и воплощение начал просвещённого абсолютизма приобрело характер целостной государственно-политической реформы, в ходе которой сформировался новый государственный и правовой облик абсолютной монархии. При этом для социально-правовой политики было характерно сословной размежевание: дворянство, мещанство и крестьянство.
В России задачи просвещённого абсолютизма сводились к укреплению самодержавия за счёт модернизации и совершенствования системы управления; устранению наиболее архаичных её элементов; созданию условий для экономического развития страны. Екатерина II действительно мечтала о государстве, способном обеспечить благоденствие подданных. Свойственная веку Просвещения вера во всемогущество человеческого разума заставляла императрицу полагать, что все препятствия к этому могут быть устранены принятием разработанных законов. Кроме того, активное законотворчество Екатерины II было призвано укрепить законодательную базу самодержавия.
Таким образом, в итоге политики просвещённого абсолютизма укрепилось и модернизировалось самодержавие, появились зачатки гражданского общества; усилилось крепостничество, но впервые был поставлен вопрос о смягчении или даже отмене крепостного права; зародились понятия свободы и прав личности.
Историческое значение екатерининского времени чрезвычайно велико потому, что в эту эпоху были подведены итоги предыдущей эпохи, завершились исторические процессы, раньше развивавшиеся. Как и другие европейские страны, Россия в XVIII веке окончательно вступила на путь структурной модернизации - перехода от традиционного к индустриальному обществу. Однако за блестящим фасадом имперского могущества и внешней приобщённости к западноевропейским образцам скрывались глубокие противоречия между новыми методами хозяйствования в промышленности и торговле и сохранявшейся в неприкосновенности государственной системой крепостничества, становившейся основным тормозом на пути социально-экономического развития России.

Список литературы

1. Энциклопедия для детей "Аванта+". История России. Том 5, часть вторая. Москва, "Аванта+", 1997 г.

2. История Отечества с древнейших времён до наших дней. В. Кириллов, Г. Кулагина. Пособие для школьников и поступающих в Вузы. Москва, "Олма-Пресс", 2000 г.

3. История России для школьников старших классов и поступающих в Вузы. М. Зуев. Москва, "Дрофа", 2001 г.

4. Екатерина II. Записки. С. - Петербург, 1907 г.

5. "Наказ" императрицы Екатерины II. С. - Петербург, 1907 г.

6. История России. А. Ишимова. Москва, "Олма-Пресс", 2000 г.

7. История России с начала XVII до конца XIX века. Л. Слов. Москва, "АСТ", 1997 г.

8. Отечественная история для школьников. С. Казиев, Е. Бурдина. Москва, "Лист", 2001 г.

9. Хрестоматия по истории русской культуры XVIII - XIX века. Ю. Рябцев. Москва, "Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС", 1998 г.

10. История СССР с древнейших времён до 1861 года. Том 1. М. Тихомиров, С. Дмитриев. Государственное издательство политической литературы, 1948 г.

11. Курс русской истории. И. Беллярминов. Москва, Роман-газета, 1994 г.

12. А. С. Пушкин. Заметки по русской истории XVIII века. Т.11. Москва, 1996 г.