Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 20

 

Поиск            

 

Пособие учебно-методическое для студентов заочников Дисциплина «Экономика отрасли»

 

             

Пособие учебно-методическое для студентов заочников Дисциплина «Экономика отрасли»

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Федеральное государственное образовательное

учреждение среднего профессионального образования

Тольяттинский политехнический колледж

(ФГОУ СПО ТПК)

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по УР

_____________ С.А.Гришина

___ ___ 20___

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

для студентов – заочников

Дисциплина «Экономика отрасли »

Специальность 190604 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

Тольятти, 2010

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Федеральное государственное образовательное

учреждение среднего профессионального образования

Тольяттинский политехнический колледж

(ФГОУ СПО ТПК)

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по УР

_____________ С.А.Гришина

___ ___ 20___

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

для студентов – заочников

Дисциплина «Экономика отрасли »

Специальность 190604 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

Тольятти, 2010

ОДОБРЕНО

Протокол УПО ФЭС

от ___ _____20__ № ____

Методист УПО ФЭС

________ С.А.Нечаева

___ ______ 20___

СОГЛАСОВАНО

Методист

________ Н.В.Роменская

___ _______ 20___

1. Разработано Нечаевой С.А. – преподавателем спец. дисциплин

2. Введено впервые

3. Редакция №1 ____ ______________20___г.

Рецензент:

_________________________________________________________________

(место работы, должность)

__________

___________________

____________________________________________

(дата)

(личная подпись)

(И.О.Фамилия)

Рецензент:

_________________________________________________________________

(место работы, должность)

__________

___________________

____________________________________________

(дата)

(личная подпись)

(И.О.Фамилия)

Содержание

1 Общие положения

3

2 Тематика дисциплины

4

3 Содержание дисциплины

6

4 Конспект лекций по дисциплине

14

5 Задания для выполнения контрольной работы

15

6 Вопросы для подготовки к экзамену

16

7. Рекомендуемая литература по дисциплине

17

Реестр рассылки

1 Общие положения

Содержание дисциплины «Экономика отрасли» предназначено для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по указанным специальностям, соответствует программе, утвержденной Министерством образования России 4 июня 2002 года.

Дисциплина изучается в 10-ом семестре, промежуточная аттестация установлена в форме экзамена по завершению курса.

Реформа образования, проводимая в России, требует иных подходов к обучению студентов. Все больше делается акцент на самостоятельную подготовку обучаемых, применяются мультимедийные технологии и иные приемы получения знаний и умений, приобретения навыков.

В пособии представлена тематика дисциплины (п.2), содержание программы (п.3), конспект лекций (п.4), задания для выполнения контрольной работы (п.5) и вопросы для подготовки к экзамену (п.6). Представлен перечень литературы для изучения дисциплины (п.7).

Работа с настоящим пособием позволит студенту приобрести необходимые знания и умения в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта специальности.

В результате изучения дисциплины студент должен:

иметь представление:

- об основных аспектах развития отрасли, организации как хозяйствующих субъектов в рыночной экономике;

знать:

- организацию производственного и технологического процессов;

- материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы отрасли и организации, показатели их эффективного использования;

- механизмы ценообразования на продукцию, формы оплаты труда;

- методику разработки бизнес-плана;

уметь:

- рассчитывать по принятой методологии основные технико-экономические показатели деятельности организации.

2 Тематика дисциплины

Раз - дела

Разделы и темы

Введение

1

Предприятие и предпринимательство на автомобильном транспорте

1.1 Основы экономики автомобильного транспорта.

1.2 Предприятие как основной субъект предпринимательской деятельности.

1.3 Организация производства на автомобильном транспорте

1.4 Основные средства

1.5 Оборотные средства

1.6 Маркетинговая деятельность предприятий автомобильного транспорта

2

Планирование хозяйственной деятельности предприятия

2.1 Основы внутрифирменного планирования.

2.2 Технико-экономическое планирование на автомобильном транспорте.

2.3 Организация и планирование труда и зарплаты на автопредприятиях

3

Показатели деятельности АТП в условиях рыночной экономики

3.1 Издержки производства и себестоимость продукции (услуг).

3.2 Ценообразование в рыночной экономики.

3.3 Прибыль и рентабельность.

4

Экономическая эффективность деятельности АТП. Внешнеэкономическая деятельность.

4.1 Показатели повышения экономической эффективности автопредприятия

4.2 Внешнеэкономическая деятельность предприятия.

5

Основы учета и анализа внутрихозяйственной деятельности предприятия

5.1 Основы учета внутрихозяйственной деятельности предприятия

3 Содержание дисциплины

Введение

Содержание дисциплины и ее задачи. Связь с другими дисциплинами, с теорией и практикой рыночной экономики. Значение дисциплины для подготовки специалистов в условиях многообразия и равноправия различных форм собственности.

В результате изучения темы студент должен:

иметь представление:

- о роли и месте знаний по дисциплине в процессе освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности.

1 Предприятие и предпринимательство на автомобильном транспорте

1.1Основы экономики автомобильного транспорта

Основы экономики отрасли. Роль и значение отрасли в системе рыночной экономики. Специфические особенности отрасли, влияющие на формирование экономического потенциала. Материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы отрасли. Отраслевой рынок труда. Управление отраслью. Экономические показатели развития отрасли и ее перспективы.

В результате изучения темы студент должен:

иметь представление:

- о структурной перестройке экономики;

- о современном состоянии и перспективах развития отрасли;

знать:

- сущность различных форм организации производства в отрасли.

1.2 Предприятие как основной субъект предпринимательской деятельности

Предприятие как основной субъект предпринимательской деятельности. Производственное предприятие на автомобильном транспорте, производственная и организационная структура. Классификация предприятий. Имущество и капитал предприятия.

В результате изучения темы студент должен:

иметь представление:

- о регистрации организации, нормативных документах, определяющих статус предприятия;

знать:

- основные признаки организации (предприятия);

- механизм функционирования организации (предприятия).

1.3 Организация производства на автомобильном транспорте

Организация производства на АТП: основного и вспомогательного. Основные понятия о производственном процессе и принципах его организации. Общая структурная модель организации производства.

В результате изучения темы студент должен:

иметь представление:

- о тенденциях развития производственной инфраструктуры организации, путях ее совершенствования;

знать:

- типы организации производства;

- производственную структуру организации (предприятия);

- инфраструктуру организации (предприятия).

1.4 Основные средства

Основные средства производства. Понятие и экономическая сущность ОФ. Состав и структура ОФ автомобильного транспорта. Анализ структуры ОФ. Оценка ОФ. Износ и воспроизводство. Моральный износ и его виды. Пути улучшения использования ОФ. Амортизация ОФ, ее экономическая сущность. Методика исчисления амортизации на АТП. Нормы амортизации. Сроки службы ОФ. Лизинг, виды и формы.

Практическая работа № 1 «Расчет показателей использования ОФ»

Определение показателей, характеризующих эффективность использования ОФ, включая отраслевые показатели использования подвижного состава. Расчет суммы амортизации по подвижному составу.

В результате изучения темы студент должен:

знать:

- отраслевую структуру и эффективные формы использования основных средств;

- амортизацию основных средств;

- производственную мощность предприятия;

уметь:

- рассчитывать важнейшие показатели эффективного использования основных средств.

1.5 Оборотные средства

Оборотные средства: понятие, состав, структура, классификация, кругооборот ОбФ. Нормирование ОбФ. Показатели оборачиваемости. Пути повышения эффективности использования оборотных средств.

Практическая работа №2»Расчет показателей оборачиваемости оборотных

средств»

Расчет коэффициента оборачиваемости, загрузки оборотных средств.

В результате изучения темы студент должен:

иметь представление:

- о нормировании оборотных фондов;

знать:

- состав и структуру оборотных средств и их использование в отрасли, организации (предприятии);

уметь:

- рассчитывать показатели оборачиваемости оборотных средств.

1.6 Маркетинговая деятельность предприятий автомобильного транспорта

Маркетинг, его основы. Понятия и концепции маркетинга. Принцип и цели маркетинга, ориентация на рынок, конкурентноспособность, высокая рентабельность. Функции маркетинга и этапы его организации. Планирование производства и ассортимента услуг, формирование ценовой политики и установление тарифов на услуги. Реклама: назначение, классификация, требования к рекламе. Виды рекламы, эффективность рекламы разных видов.

В результате изучения темы студент должен:

иметь представление:

- об основах маркетинга;

- о видах и средствах рекламы;

- о функциях и принципах маркетинга;

знать:

- требования к рекламе;

- концепцию производства.

2 Планирование хозяйственной деятельности

2.1 Основы внутрифирменного планирования

Составные элементы и этапы внутрифирменного планирования. Элементы планирования. Бизнес-план, его структура.

В результате изучения темы студент должен:

знать:

- методику разработки бизнес-плана;

уметь:

- составлять бизнес-план.

2.2 Технико-экономическое планирование на автомобильном транспорте

Планирование производственной программы по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава, связь с производственной программой по перевозкам. Техникоэкономические нормы расхода автомобильного топлива и смазочных материалов; методика расчета потребности в них. Нормы расхода запасных частей и материалов для технического обслуживания и ремонта подвижного состава: методика расчета затрат и потребности в автошинах. Организационно-технические мероприятия по экономии топлива, смазочных материалов и других ресурсов. Методика разработки плана грузовых и пассажирских перевозок. Провозные возможности предприятия. Показатели производственной программы по эксплуатации подвижного состава. Провозные возможности и реальный спрос на рынке транспортных услуг.

Практическая работа №3»Расчет производственной программы по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей»

Расчет показателей производственной программы, показателя технической

готовности производства

Практическая работа №4 «Расчет потребности в материальных ресурсах»

Расчет потребности в топливе, смазочных материалах, автошинах, запасных

частей для ремонта автомобиля.

Практическая работа №5 «Расчет производственной программы по эксплуатации подвижного состава»

Расчет производственной программы и производственной мощности, коэффициента готовности предприятия.

В результате изучения темы студент должен:

знать:

- методику расчета производственной программы, производственной мощности, нормативы производственных запасов ГСМ, автошин, запчастей;

уметь:

- рассчитывать потребность в топливе, ГСМ, автошинах, запасных частей для ремонта, производственную мощность предприятия.

2.3 Организация и планирование труда и заработной платы на предприятиях автомобильного транспорта

Трудовые ресурсы автотранспортных предприятий. Состав и структура работников основной деятельности автотранспортных предприятий. Планирование численности работников.

Нормирование и организация труда на автомобильном транспорте. Основные направления организации труда. Трудоемкость работ. Тарифная система оплаты труда. Принципы и механизмы организации заработной платы. Формы и системы оплаты труда. Основные элементы и принципы организации премирования.

Практическая работа №6 «Расчет заработной платы ремонтных рабочих при разных системах оплаты труда»

Расчет заработной платы рабочих-сдельщиков, повременщиков, водителей.

Фонд заработной платы.

В результате изучения темы студент должен:

знать:

- бюджет рабочего времени работника;

- показатели и резервы роста производительности труда;

- основные виды норм затрат труда и методы его нормирования;

- тарифную систему;

- формы и системы оплаты труда;

уметь:

- рассчитывать баланс рабочего времени;

- рассчитывать натуральные и стоимостные показатели производительности труда;

- рассчитывать заработную плату отдельных категорий работающих

3 Показатели деятельности АТП в условиях рынка

3.1 Издержки производства и себестоимость продукции (услуг)

Понятие о себестоимости работ и услуг. Классификация затрат себестоимости. Отраслевые особенности структуры себестоимости. Факторы и пути снижения себестоимости на автомобильном транспорте.

Практическая работа №7 «Расчет калькуляции себестоимости работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту подвижного состава»

Составление калькуляции, определение отпускной цены на продукцию.

В результате изучения темы студент должен:

знать:

- классификацию затрат себестоимости;

- отраслевые особенности структуры себестоимости;

уметь:

составить калькуляцию себестоимости продукции

3.2 Ценообразование в рыночной экономике

Экономическое содержание, функции цен. Виды цен, их структура. Механизм рыночного ценообразования. Методы определения цен. Тарифы на автомобильном транспорте, их характеристика, методика расчета.

Практическая работа №8 «Расчет тарифов за оказанные услуги»

Определение тарифов по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава, на перевозки.

В результате изучения темы студент должен:

иметь представление:

- об антимонопольном законодательстве;

знать:

- структуру ценообразования, ее отраслевые особенности.

уметь:

- рассчитывать тарифы на пассажирские и грузовые перевозки.

3.3 Прибыль и рентабельность

Прибыль и рентабельность. Сущность прибыли, ее источники и виды. Функции и роль прибыли в рыночной экономике. Источники образования и использования прибыли на предприятии. Рентабельность, показатели рентабельности. Расчет уровня рентабельности предприятия.

Практическая работа №9 «Расчет прибыли и рентабельности»

Расчет различных видов прибыли, показателей рентабельности по отдельным видам услуг в автотранспортном предприятии.

В результате изучения темы студент должен:

иметь представление:

- о планировании прибыли и ее распределении на предприятии;

знать:

- источники образования прибыли;

- виды рентабельности;

уметь:

- рассчитывать уровень рентабельности, прибыль и различные виды прибыли.

4 Экономическая эффективность деятельности АТП

Внешнеэкономическая деятельность предприятия

4.1 Показатели повышения экономической эффективности автотранспортного предприятия

Экономическая эффективность деятельности предприятия. Показатели повышения экономической эффективности. Классификация основных мероприятий по повышению технического и организационного уровней деятельности предприятия. Инновационная и инвестиционная политика. Порядок расчета потребных капитальных вложений.

Практическая работа №10 «Расчет экономической эффективности капитальных вложений»

Расчет капитальных вложений по различным вариантам реконструкции и технического перевооружения предприятия, экономической эффективности.

В результате изучения темы студент должен:

иметь представление:

- о смешанных формах финансирования организаций (аренда, лизинг, факторинг);

знать:

- источники финансовых ресурсов организации (предприятия);

- сущность кредитной системы;

- основные технико-экономические показатели работы, методику их расчета.

уметь:

- рассчитывать условно-годовую экономию и экономическую эффективность от капитальных вложений.

4.2 Внешнеэкономическая деятельность предприятия

Внешнеэкономическая деятельность. Виды внешнеторговых операций: экспорт, импорт, реэкспорт. Внешнеторговый контракт, его содержание. Базисные условия поставки и внешнеторговые цены.

В результате изучения темы студент должен:

иметь представление:

- об условиях выхода на внешний рынок;

- о конкурентоспособности продукции;

- о средствах расчетов во внешнеэкономической деятельности.

5 Основы учета и анализа внутрихозяйственной деятельности

5.1 Основы учета и анализа внутрихозяйственной деятельности

Виды учета: статистический, бухгалтерский, оперативно-технический. Система показателей статистического учета. Предмет и метод бухгалтерского учета. Бухгалтерский баланс. Анализ хозяйственной деятельности: метод и основные приемы. Анализ различных видов деятельности предприятия.

В результате изучения темы студент должен:

иметь представление:

- о видах учета, основах анализа различных видов деятельности предприятия;

знать:

- показатели бухгалтерского баланса;

- сущность анализа хозяйственной деятельности;

4 Конспект лекций

1.1 Основы экономики автомобильного транспорта

1.1.1 Основные характеристики рынка автотранспортных услуг

Схематично характеристики рынка автотранспортных услуг могут быть представлены следующим образом (рис.1.1):

Рис. 1.1 - Характерные черты деятельности автомобильного транспорта в условиях централизованного планирования

При этом автомобильный транспорт реализует на рынке собственные цели и задачи (рис. 1.2)

Рис 1.2 -Характерные черты деятельности автомобильного транспорта в условиях рынка

1.1.2 Роль автомобильного транспорта в экономике страны

Автомобильный транспорт обеспечивает :

· Производственно-экономические связи различных отраслей;

· Размещение производственных сил по территории страны;

· Технологию производства;

· Социально-экономическое и культурное развитие общества;

· Обороноспособность страны;

1.1.3 Особенности автотранспортной отрасли

Особенности автотранспорта

· Большая экономичность при перевозке определенных видов грузов на расстояние до 400 км, при перевозке срочных, ценных, скоропортящихся грузов на большие расстояния;

· Доставка «от двери до двери»;

· Большая мобильность;

· Регулярность и хорошая маневренность перевозок;

· Обеспечение сохранности количества и качества перевозимых грузов;

· Приспособленность к дорожным условиям.

Специального рассмотрения требует вопрос определения понятия продукции транспорта, т.к. она имеет значительные особенности по сравнению с продукцией других отраслей материального производства (см. табл. 1.1).

Таблица 1.1- Особенности продукции транспорта

Отрасли материального производства

Автотранспортная отрасль

1

2

1.Продукция- конкретный товар,

который отличается от предмета

труда, подвергавшегося в процессе

производства переработке

1.Продукция-перемещение готовых продуктов из сферы производства в сферу обращения или перемещение людей. В результате материальной перемены места нахождения продукции всех отраслей номинальная потребительная стоимость груза становится реальной

2.Единица измерения продукции-т,

шт., л, м и т. п (объем выпуска)

2.Единицы измерения- объем перевозок грузов в т, грузооборот - ткм,

тран, авто-т-час, км и час; объем перевозок пассажиров в пасс. и пассажирооборот - в пасс-км, платные км пробега, часы оплаченного простоя у клиента , посадки

3.Процесс производства, реализации

и потребления продукта - разделены

во времени и пространстве

3.Процесс производства и реализации

продукции транспорта слиты воедино в результате чего ее нельзя накапливать и производить впрок.

Оплата работы (услуги), чаще всего, предшествует ее выполнению

4. --------

4.Стоимость перевозки добавляется к стоимости перемещаемого груза, т.е изменяется стоимость перевозимых

товаров. На пассажирском транспорте с прекращением перевозки исчезает процесс производства стоимости

5.Форма кругооборота производственных фондов

Д-Т-…-П-…-Т` -Д`

5.Форма кругооборота производственных фондов

Д-Т-…-П-…-Д`

6.В расходах любой отрасли промышленности велика доля затрат на комплектующие изделия и полуфабрикаты.

6.В структуре расходов на производство отсутствуют затраты на комплектующие изделия и полуфабрикаты

7. --------

7.В связи с тем, что продукция авто-

транспорта не существует в материально-вещественно форме, и у ПАТ нет необходимости в создании запасов комплектующих изделий и полуфабрикатов, им не нужно отвлекать средства на создание сложной системы материально-технического

снабжения и складского хозяйства

8. -------

8.Особая социально-экономическая роль в обществе

1.1.4 Материально-техническая база (МТБ) автомобильного транспорта

МТБ представляет собой совокупность автомобильных дорог, средств производства (подвижного состава) и производственно-технической базы.

Автомобильные дороги. Современная дорога-это сложный комплекс сооружений, обеспечивающих безопасное и удобное движение автомобилей с высокими скоростями и нагрузками, а также обслуживания на дорогах можно разделить на три группы:

· Общие услуги, включающие информацию об условиях движения, средства связи, места для остановок и отдыха;

· Обслуживание потребностей пассажиров и водителей, обеспечивающее заправку топливом, техническое обслуживание автомобилей, питание пассажиров и водителей, ночлег;

· Аварийная служба, предусматривающая медицинскую помощь, ремонт автомобилей.

Производственно-техническая база(ПТБ) – АТП, автовокзалы, автостанции, ГАС, СТО, АЗС, ТЭП, автогостиницы (мотели), авторемонтные заводы и мастерские.

Таблица 1.2 – Классификация ПТБ

Автомобили




По виду перевозок


Рис.1.3- Классификация автомобилей

Контрольные вопросы

1.В чем состоит роль и значение автомобильного транспорта для экономики страны?

2.Назовите основные отличия (особенности) автотранспортной отрасли от других отраслей экономики?

3.Является ли автотранспортная отрасль отраслью материального производства?

4.Что входит в состав материально-технической базы автомобильного транспорта?

5.Из чего состоит производственно-техническая база автомобильного транспорта?

1.2 Предприятие как основной субьект предпринимательской деятельности

1.2.1 Предприятие как основной субьект предпринимательства

Предприятие - самостоятельный хозяйствующий субьект экономики производящий продукцию, выполняющий работу и оказывающий услуги в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Цель деятельности предприятия: удовлетворения общественных потребностей

Особенности предприятия как основного звена экономики:

· на предприятии решается основная задача национальной экономики,

· предприятие предоставляет рабочие места,

· на предприятии происходит процесс производства продукции.

Признаки предприятия:

· организационное единство,

· определенный комплекс средств производства,

· обособленное имущество,

· имущественная ответственность,

· единоначалие, основанное на административных формах управления,

· выступает в хозяйственном обороте от собственного имени,

· экономически обособленно и самостоятельно.

1.2.2 Классификация предприятий

Классификация предприятий происходит по ряду признаков:

1. По сфере деятельности:

· материальное производство

· Нематериальное производство

2. По отраслевой принадлежности:

· предприятия промышленности,

· предприятия сельского хозяйства,

· строительство,

· транспорт,

· связь,

· торговля.

3. По экономическому назначению:

· предприятия, производящие продукцию,

· предприятия, производящие предметы потребления.

4. По характеру воздействия на предметы труда:

· добывающие,

· обрабатывающие,

5. По типу производства:

· единичное,

· серийное,

· массовое.

6. По количеству производимой видов продукции:

· специализированные,

· многопрофильные,

7. По уровню специализации:

· узкоспециализированные,

· многопрофильные,

8. По размеру:

· малые,

· средние,

· крупные.

9. По степени автоматизации и специализации:

· автоматизированные,

· комплексной механизации,

· частично механизированные,

· машиноручные и ручные.

10. По степени прерывности производства:

· с прерывным режимом работы,

· с непрерывным режимом работы,

11. По организационно-правовым формам:

· хозяйственные товарищества,

· общества,

· кооперативные предприятия,

· государственные и муниципальные предприятия.

1.2.3 Имущество и капитал предприятия

Материально-техническую основу предприятия для любой организационно-правовой формы составляет принадлежащее ему имущество. В состав имущества включаются основные и оборотные средства, нематериальные активы.

Имущество акционерного общества формируется за счет продажи акций.

Имущество государственного предприятия – за счет бюджетных ассигнований, оно может быть передано в хозяйственное владение трудовому коллективу.

Имущество товарищества – формируется за счет вкладов участников.

Уставной капитал определяет минимальный размер имущества, гарантирующий интересы кредитора.

Контрольные вопросы

1 Дайте определение предприятия.

2. Приведите классификацию предприятий по типам производства, размерам.

3. Назовите источники формирования имущества предприятия.

4. Перечислите виды предприятий в отрасли.

1.3 Организация производства на АТП

1.3.1 Основные понятия о производственном процессе

Процесс производства на промышленном предприятии представляет собой совокупность технологических операций по непосредственному изготовлению продукции и вспомогательных, обслуживающих процессов, обеспечивающих нормальную работу основных подразделений.

Производственные процессы могут быть:

· основными – те, в ходе которых сырье и материалы превращаются в готовую продукцию,

· вспомогательными – представляют собой обособленные части производственного процесса, которые могут быть выделены в самостоятельные производства,

· обслуживающие – неразрывно связаны с основным производством, их невозможно обособить от него (связь, транспорт).

В основе организации производственного процесса лежат следующие принципы:

· специализация – характеризуется ограниченной номенклатурой и массовым изготовлением одноименной продукции или выполнением определенных стадий технологического процесса,

· непрерывность, предлагающая постоянное нахождение предметов труда в обработке, уменьшении времени нахождения его без движения,

· пропорциональность, требующая относительно ровного выпуска продукции за определенный период времени всеми взаимосвязанными подразделениями,

· параллельность, включающая одновременное выполнение отдельных частей производства и совмещение выполнения во времени операций,

· прямоточность, обеспечивающая кратчайший путь прохождения предметов руда в производстве,

· ритмичность, предполагающая регулярное повторение процесса производства через равные промежутки времени.

Методы организации производства:

· единичный – предполагает изготовление продукции в единичных экземплярах,

· партионный – характеризуется запуском в производство изделий партиями, одновременной обработкой продукции нескольких наименований,

· поточный метод – характеризуется глубоким расчленением производственного процесса на операции, четкой специализацией рабочих мест, параллельным выполнением операций на всех рабочих местах, расположением оборудования по ходу техпроцесса.

1.3.2 Общая структурная модель организации производства

Особенности производственного процесса предприятия определяются его производственной структурой, которая представляет собой комплекс входящих в предприятие производственных единиц (цехов, участков, и т.д.), их взаимоотношение и взаимосвязь.

На предприятиях автомобильного транспорта это основные цеха и зоны, например зону технического обслуживания, сборочно – разборочный цех и др.

Основной структурной единицей является цех – производственно-обособленное подразделение предприятия, где изготавливается продукция или выполняется работа, оказываются услуги. На АТП, ввиду небольшого обьема работ используется бесцеховая структура.

Различают:

· основные цеха (участки по выполнению ТО-1, ТО-2, агрегатный и т.д.),

· вспомогательные (инструментальный, регенерации масла,),

· подсобные (склады масла, такелажные).

Контрольные вопросы

1. Расскажите о структуре организации производства на АТП.

2. Перечислите принципы организации производственного процесса.

3. Перечислите методы организации производства. Охарактеризуйте их.

1.4 Основные фонды автомобильного транспорта

1.4.1 Классификация основных производственных фондов.

Производственные фонды – это выраженные в стоимостной форме факторы производства, функционирующие в замкнутом воспроизведенном цикле предприятия.

Рис.1.3- Классификация производственных фондов

Основные производственные фонды – та часть производственных фондов, которая участвует в процессе производства длительное время, сохраняя при этом свою натуральную форму, а их стоимость переносится на изготовляемый продукт постепенно, по мере износа, по частям .

Видовая структура ОПФ:

· транспортные средства – автомобили, тягачи, прицепы и полуприцепы;

· производственные и служебные здания;

· сооружения – мосты, эстакады, дороги и дорожные сооружения, хранилища, топливозаправочные колонки, водонапорные башни, водостоки, оборудованные открытые стоянки автомобилей;

· силовые установки , двигатели, генератор, паровые котлы и установки, превращающие разного рода энергию в механическую;

· производственное оборудование зон и цехов ТО и ТР ПС;

· передаточные устройства – электросети, линии сигнализации и связи, трансмиссии, водопроводы, газопроводы производственного назначения;

· инструменты всех видов со сроком службы более года и стоимостью более 100 минимальных размеров оплаты труда;

книжный фонд технических библиотек

1.4.2 Виды оценки основных производственных фондов

Рис.1.4 – Виды оценки основных фондов

В формулах приняты следующие обозначения:

СПОК – стоимость покупки, руб.;

С ТК – стоимость транспортировки, руб.;

СУМ – стоимость установки и монтажа, руб.;

АВ – годовая сумма амортизации, руб.;

t – фактический срок службы единицы ОПФ, лет;

Ц – цена за единицу ОПФ данного наименования, действующая в год

переоценки, руб.;

Q – общее количество ОПФ данного наименования, приобретенных в

разные годы, руб.;

х - % износа единицы ОПФ.

1.4.3 Износ основных производственных фондов


ИЗНОС

Потеря потребительной

стоимости

Потеря части стоимости по причине: а)создания аналогичных, но более дешевых средств труда;

б)Выпуска более произ-водительных средств труда (при той же цене)


Рис.1.5 – Виды износа основных фондов

Физический износ по сроку службы, формула (1):

И=ТФН х 100 (1)

где ТФ – фактический срок службы ОПФ

ТН – нормативный срок службы ОПФ.

1.4.4 Амортизация ОПФ

Амортизация ОПФ – это возмещение стоимости износа ОПФ путем включения их в затраты на производство в течение всего срока функционирования ОПФ (амортизационные отчисления на полное восстановление или реновацию – АВ ).

Амортизационные отчисления (в рублях) производятся по нормам амортизации.

Норма амортизации на полное восстановление (реновацию)ОПФ НВ

это годовой процент погашения стоимости ОПФ, определяющий сумму

ежегодных амортизационных отчислений.

Величина амортизационных отчислений определяется тремя методами: равномерным, равномерно ускоренным и ускоренным. Равномерный метод определения величины амортизационных отчислений ориентирован на равномерный физический и моральный износ ОФ.

При моральном износе ОФ используется метод ускоренной амортизации, когда в первые три года применяются повышенные нормы, позволяющие перенести на себестоимость продукции порядка 2 /3 их первоначальной стоимости. Оставшаяся после этого стоимость переносится по одинаковым (стабильным) нормам амортизации по каждому из оставшихся лет службы в пределах принятого амортизационного периода

В настоящее время применяется неравномерная амортизация, при которой большая часть стоимости ОФ включается в издержки производства в первые годы эксплуатации. Например, в первый год – 50%, второй – 30%, третий – 20%. Это позволяет предприятию в условиях инфляции быстрее окупить сделанные затраты и направить их на дальнейшее обновление ОФ.

1.4.5 Показатели эффективного использования ОПФ , определяются по формулам 2-11

ФОНТООТДАЧА


Определяет количество доходов, приходящееся

на 1руб. стоимости ОПФ. (2)

ФОНДОЕМКОСТЬ


Определяет количество продукции,

приходящееся на 1руб. стоимости ОПФ.

Показатель, обратный фондоотдаче. (3)

ФОНДОВООРУЖЕННОСТЬ ТРУДА РАБОЧИХ


Определяет стоимость ОПФ, приходящуюся

на одного работника ППП. (4)

КОЭФФИЦЕНТ ОБНОВЛЕНИЯ

Характеризует интенсивность ввода в действие

новых производственных мощностей. (5)

КОЭФФИЦИЕНТ ИЗНОШЕННОСТИ


Выявляется степень изношенности ОПФ. (6)

КОЭФФИЦИЕНТ ГОДНОСТИ

Характеризует степень годности ОПФ. (7)

КОЭФФИЦИЕНТ ВЫБЫТИЯ

Определяет необходимость пополнения

основными фондами. (8)

КОЭФФИЦИЕНТ ИНТЕНСИВНОЙ ЗАГРУЗКИ ОПФ

Определяет загрузку ОПФ по мощности. (9)

КОЭФФИЦИЕНТ ЭКСТЕНСИВНОЙ ЗАГРУЗКИ ОПФ

О пределяет загрузку ОПФ по времени. (10)

КОЭФФИЦИЕНТ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ЗАГРУЗКИ ОПФ

Определяет загрузку ОПФ по времени и

по мощностии. (11)

В формулах приняты следующие обозначения:

Ссг - среднегодовая стоимость ОПФ,

Сп - стоимость ОПФ вновь поступивших в эксплуатацию за отчетный пери-

од, руб

Ск - стоимость ОПФ на конец отчетного периода, руб

Сн - стоимость ОПФ на начало отчетного периода, руб

Св - стоимость выбывших ОПФ. руб

t ф , t н - фактическое и нормативное время работы ОПФ за смену, час

Среднегодовая стоимость ОПФ, определяется по формуле (12):

Ссгнп х (пп :12)-Св х(12-пв ):12 (12)

где пп ,пв - периоды ввода и выбытия ОПФ, месяцы

1.4.6 Пути повышения эффективного использования ОПФ

1.Увеличение времени действия ПС и других ОФ (экстенсивное использование),

· увеличение продолжительности работы в течение планового периода за счет повышения коэффициента выпуска и качественного выполнения ТО и Р,

· увеличение времени в наряде за счет сокращения затрат подготовительно-заключительного времени и применение прогрессивных форм организации перевозок,

2.Увеличение отдачи средств труда в единицу времени (интенсивное использование),

· повышение выработки ПС за счет:

-применением прицепного состава,

-повышения уровня механизации,

-внедрение контейнерных пакетных способов перевозки,

-слаженной деятельности АТП и клиентуры,

-повышение качества ТО и Р.

1.4.7Аренда и лизинг имущества

Аренда –это имущественный наем, основанный на договоре о предоставлении имущества во временное пользование за определенную плату.

Виды аренды

По объектам договора :

· аренда оборудования,

· аренда транспортных средств,

· аренда зданий и сооружений

· аренда предприятий

· аренда земельных участков

По виду договора :

· договор аренды,

· договор проката,

· лизинг

По изменению права собственности :

· аренда с правом выкупа,

· аренда без выкупа имущества.

По срокам аренды :

· долгосрочная (50-20 лет),

· среднесрочная (1-5 лет),

· краткосрочная (до 1 года).

Лизинг- вид имущественной деятельности по приобретению имущества и передаче его на основании договора лизинга юридическим и физическим лицам на опреде-

ленный срок за определенную плату с правом выкупа имущества

Рис.1.6-Классическая схема лизинга

Формула суммы лизинговых платежей.

ЛП=АО+ПК+КВ+ДУ+НДС (13)

где АО – величина амортизационных отчислений, причитающихся лизингодателю в текущем году;

ПК – плата за используемые кредитные ресурсы лизингодателем на приобретение имущества – объекта договора лизинга;

КВ – комиссионное вознаграждение лизингодателя за предоставление имущества по договору лизинга;

ДУ – плата лизингодателю за дополнительные услуги лизингополучателю, предусмотренные договором лизинга;

НДС – налог на добавленную стоимость, уплачиваемый лизингополучателем за услуги лизингодателя.

Контрольные вопросы

1.Что такое основные фонды и какова их роль в расширенном воспроизводстве?

2.Что понимают под структурой основных производственных фондов и чем обусловлены ее различия по отраслям промышленности?

3.В чем состоят сущность и значение современной амортизационной политики?

1.5 Оборотные фонды и оборотные средства автомобильного транспорта

1.5.1Экономическая сущность оборотных средств, их состав и структура

Оборотные средства – это совокупность денежных средств, авансированных для создания и использования оборотных фондов и фондов обращения с целью обеспечения непрерывного

процесса производства и реализации продукции (рис.1.7)

По источникам образования оборотные средства подразделяются на собственные и заемные.

Собственные оборотные средства выделяются ПАТ для покрытия его минимальных потребностей в товарно-материально ценностях. Эти средства являются частью уставного фонда. По мере развития хозяйственной деятельности сумма оборотных средств предприятия увеличивается, а их размещение меняется.

Заемные оборотные средства образуются за счет кредитов и займов предприятий, предоставляемых во временное пользование на строго определенный срок.

В структуре оборотных средств, преобладающее место занимают средства в сфере обращения (60%). В процессе расширенного воспроизводства оборотные средства совершают непрерывный кругооборот, переходя из сферы производства в сферу потребления.

Кругооборот оборотных средств включает три фазы (рис.1.8)

Рис 1.7 -Состав оборотных средств: * - МЦ и БИ – соответственно малоценный и быстроизнашивающийся инвентарь(6)

Рис 1.8- Норминирование оборотных средств

Норминирование оборотных средств должно опираться на метод, при котором решается комплексная задача по нахождению при определенном объеме производства оптимального размера необходимых оборотных средств(6,12).

Норминирование оборотных средств производится в два этапа:

1 этап установление норм запаса в днях, процентах или других показателях.

2 этап определение норматива в денежном выражении.

Норматив оборотных средств определяется по формуле (14):

Н=С ПП Н З

(14)

где СПП – затраты на планируемый период по п- му виду материалов, руб.;

НЗ средняя норма запаса по п- му виду оборонных средств, дн;

Д – длительность планируемого периода, дн.

Средняя норма запаса оборотных средств НЗ учитывает время пребывания в текущем Т , страховом С , транспортном М , технологическом Ф запасах, а также время, необходимое для выгрузки, доставки, приемки и складирования материалов(подготовительный запас – П ) , (15).

Н З =Т+С+М+Ф+П

(15)

Текущий запас – основной вид запаса. На его размер влияют периодичность поставок по договорам, а также объем потребления в производстве. Норма оборотных средств в текущем запасе принимается в размере 50% среднего интервала между поставками.

Страховой или гарантийный запас (С ) принимается в размере 50% текущего запаса.

Транспортный запас (М) создается лишь в случае превышения сроков грузооборота в сравнении со сроками документооборота.

Технологический запас (Ф) создается в период подготовки материалов к производству, включая анализ и лабораторные испытания.

Подготовительный запас (П) устанавливается на основании технологических расчетов или посредством хронометража. Нормативы оборотных средств для различных видов материалов разрабатываются по-разному:

· по автомобильному топливу. Преследуется цель обеспечить необходимый его запас в топливных баках работающих автомобилей, в хранилищах и на заправочных пунктах АТП.

· по эксплуатационным и ремонтным материалам. Они рассчитываются по видам материалов.

· по всем видам топлива для технологических целей и отопления производственных и жилых помещений. Учитываются условия теплоснабжения и необходимость запаса топлива на 4-6 месяцев к началу отопительного сезона;

· по автомобильным шинам. Предусматривается возможность систематической их замены на ходовых автомобилях по мере износа. Норматив должен обеспечить создание запаса автошин на складе, автомобилях технической помощи и линейных пунктах;

· по запасным частям. Определяют потребность с учетом необходимости обеспечения работ по ТО и Р ПС, а также создания фондов агрегатов. Для замены снятых с автомобилей и отправленных в ремонт агрегатов создается неснижаемый их складной запас. Число комплектов неснижаемого запаса устанавливается в пределах 3-5% к количеству автомобилей по маркам.

1.5.3 Показатели оборачиваемости оборотных средств

Коэффициент Показывает количество оборотов, совер-

оборачиваемости шаемых оборотными средствами за пери-

Коб=Р/Соб од времени (Д) год или квартал. (16)

Длительность одного Показывает, за какое количество совершат

оборота в днях оборот оборотные средства. (17)

Тоб=Д/ Коб

Величина высвобожденных оборотных средств в результате ускорения их оборачиваемости :

Определяется по формуле (18):

В=(Р/Д) х (Тоб1 -Тоб2 ) (18)

где Р - объем реализованной продукции, руб

Соб – среднегодовая сумма оборотных средств, руб

Д- число дней в отчетном периоде.

1.5.4.Пути эффективного использования оборотных средств

· Ускорение темпов НТП,

· совершенствование транспортного процесса,

· улучшение технико-экономических показателей,

· строгое соблюдение режима экономии,

· ликвидация излишних и сверхнормативных запасов,

· совершенствование документооборота,

· рациональная организация материально-технического снабжения.

Контрольные вопросы

1.Какова сущность и состав оборотных фондов и оборотных средств?

2.В чем заключается значение экономии материальных ресурсов?

3.Назовите основные пути и резервы экономии оборотных фондов на

транспорте?

4.Какими показателями можно измерить эффективность использования оборотных средств?

5.Назовите пути ускорения оборачиваемости оборотных средств.

1.6 Маркетинговая деятельность организации

1.6.1 Маркетинг и его основные концепции. Функции и этапы организации маркетинга

Существуют сложивщиеся понятия и концепции маркетинга: концепция совершенствования производства, концепция качества товаров, концепция сбыта, современная концепция социально-ориентировочного маркетинга.

Принципы и цели маркетинга: ориентация производства на рынок, конкурентоспособность, высокая рентабельность.

Маркетинг имеет ряд функций:

· комплексное исследование рынка , которое происходит по направлениям: изучение требований потребителя к товару, изучение экономической коньюктуры, изучение рынка, анализ рыночной сегментации, изучение потребителей и конкурентов.

· Анализ и оценка производственно-сбытовых возможностей предприятий,

· Программа маркетинговой деятельности – это разработанный на основе комплексных маркетинговых исследований стратегический план,

· К товарной политике относится изучение мер по повышению конкурентноспособности производимой предприятием продукции и их осуществление,

· Ценовая политика заключается в установлении цен на товары, которые позволяют овладеть определенной долей рынка,

· Формирование спроса – действия фирмы с целью достижения полной информированности покупателей о потребительских свойствах товара,

· Стимулирование сбыта – деятельность, направленная на продвижение товара на рынке с целью увеличения прибыли,

· Контроль маркетинговой деятельности – контроль за реализацией продукции и анализ возможностей сбыта.

1.6.2 Реклама: назначение, виды, классификация

Основным элементом формирования спроса является реклама.

Реклама – сообщение, направленная на целевую аудиторию при помощи различных средств информации для представления и продвижения продукции или услуг.

Виды рекламы:

· информационная,

· увещевательная,

· напоминающая.

В зависимости от используемых рекламой средств распространения информации различают:

· рекламные сообщения в прессе,

· теле-, (ТВ), радио-, и кинореклама,

· наружные экспозиции,

· рекламу на транспортных средствах,

· прямую почтовую рекламу.

Контрольные вопросы

1. Охарактеризуйте цели и принципы маркетинга.

2. В чем заключаются функции маркетинга.

3. Перечислите виды рекламы.

2 Планирование хозяйственной деятельности предприятия

2.1 Основы внутрифирменного планирования

2.1.1 составные элементы и этапы внутрифирменного планирования

Работа в рыночных условиях характеризуется тем, что планирование и прогнозирование деятельности АТП осуществляется на уровне предприятия, а не на уровне государства или отрасли.

Цель планирования на предприятии – разработка и построение системы планов АТП, направленных на удовлетворение спроса потребителей и получения прибыли.

Планирование – экономический метод управления, имеющий целью приведение возможностей предприятия в соответствии с условиями рынка .

Принципы планирования:

· Научность,

· Реальность,

· Сбалансированность,

· Прогрессивность.

Выделяют следующие виды планов:

· Стратегический план – охватывает 10-15 лет. В нем формулируются главные цели предприятия на перспективу и стратегия их достижения.

· Долговременные планы – планы, разрабатываемые на несколько лет и нацеленные на решение отдельных проблем фирмы.

· Текущие планы – планы на текущий финансовый план.

· Оперативные планы – детальные планы, направленные на решение конкретных вопросов деятельности предприятия в краткосрочном периоде.

· Бизнес – планы – план создания новой фирмы, выхода на рынок, обеспечения прибыльности.

2.1.2 Бизнес-план

Бизнес-план – системный документ, позволяющий четко обозначить цели развития фирмы, методы, средства и способы их достижения на ближайщую и отдаленную перспективу.

В России выделяют 4 типа бизнес- плана:

1. Внутренний бизнес-план предприятия

2. Бизнес-план для получения кредита

3. Инвестиционный бизнес-план

4. Бизнес-план финансового оздоровления

Функции бизнес-плана:

· Возможность использования бизнес-плана для разработки стратегии бизнеса,

· Планирование,

· Привлечение денежных средств,

· Привлечение потенциальных партнеров.

Структура бизнес-плана строго определена и состоит из разделов:

1. Титульная страница , на которой указывается:

· Название компании,

· Адрес, телефон, реквизиты,

· Название, статус, адреса и телефоны собственников,

· Параграф, описывающий компанию и характер бизнеса, потребности финансирования, период планирования, адресат бизнес-плана,

· Меморандум о конфиденциальности – положение, которое необходимо для безопасности,

· Месяц и год составления бизнес-плана,

· Имена составителей.

2. Оглавление

3. Резюме . Освещаются наиболее актуальные моменты бизнес-плана, может иметь вид краткого технико-экономического обоснования развития предприятия,

4. Описание рынка и конкуренция . Описываются рыночные тенденции и потенциал отрасли, анализируются конкуренты на определение сильных и слабых сторон деятельности.

5. План по трудовым ресурсам . Описывается кадровая политика, приводится штатное расписание и затраты на оплату труда.

6. Медиа -план . Посвящен стратегии и затратам на рекламу.

7. План маркетинга . Описывается то, как предприятие будет зарабатывать деньги.

8. Оперативный план . Дается характеристика оборудования, производственный процесс, потребности в материалах.

9. Финансовый план . Приводится расчет финансовых показателей деятельности предприятия: налогов, прибыли и т.д.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение планирования.

2. Перечислите виды планов

3. Перечислите разделы бизнес-плана.

4. Каковы принципы планирования

2.2 Технико-экономическое планирование на автомобильном транспорте.

2.2.1 Планирование производственной программы по ТО и ТР

Исходными данными для составления плана по ТО и ТР служат:

· Показатели производственной программы (ПП) по эксплуатации подвижного состава (ПС),

· Принятые системы и методы ТО и ТР ПС,

· Установленные нормы периодичности и нормативы трудоемкости.

В производственной программе определяют:

· Количество капитальных ремонтов, ТО-1, ТО-2, сезонных и ежедневных обслуживаний,

· Трудоемкость технических воздействий,

· Обеспеченность производственными площадями и оборудованием,

· Затраты на заработную плату, материалы и запчасти.

Производственная мощность (ПМ) – это максимально возможный общий объем реализации услуг при полном использовании оборудования и производственных площадей. Различают максимальную, плановую и фактическую ПМ.

· Максимальная ПМ – рассчитывается исходя из максимально возможного времени использования оборудования, площади и ресурсов при условии, что на 40 кв.м площади на рабочем месте работает 1 работник в одну смену, или на 1,7 работника больше, чем в одну смену,

· Плановая ПМ – определяется плановым числом работников, плановым временем работы и технико-экономическими показателями.

· Фактическая ПМ – получается по результатам работы.

Методика определения ПМ . Рассчитывается отдельно по ручным и механизированным работам.

ПМ при ручных работах (1):

Впр=Фрч*Кч*Ко*Кс (1)

где Фрч – суммарный фонд рабочего времени,

Кч – коэффициент использования рабочего времени, 0,8-0,9

Ко – коэффициент технической готовности оборудования, 0,95

Кс – коэффициент сезонности, 0,75-1,0

Фрч=(Дк-Дп-Дв)* t * N * P 2 /120 ( 2)

где t время работы за сутки, час

N число работников на 120 м (пост),

Р – площадь СТО,

т2 – площадь одного поста.

ПМ при механизированных работах определяется по пропускной способности оборудования.

2.2.2 Методика расчета потребности в топливе и смазочных материалах

Основой для планирования потребности в материальных ресурсах и топливе являются нормы их расхода.

Нормы расхода – предельно допустимая величина расхода ресурсов на производство единицы продукции

Потребность в топливе по маркам автомобилей определяется на основании линейных норм расхода на 100 км пробега и норм на 100 ткм на ездку с грузом с учетом условий эксплуатации.

Потребность в инструменте – складывается из расхода инструмента на период и оборотного фонда инструмента.

Затраты на запасные части для ремонта ПС определяются по формуле (3):

Сзч = Нзч * L общ *к/1000 (3)

где Нзч – норма затрат на запасные части на 1000 км, руб

L общ – общий пробег автомобиля, км

к – коэффициент корректирования, учитывающий условия эксплуатации.

Затраты на ремонтные материалы определяются по формуле (4):

Срм = Нрм * L общ *к/1000 (4)

где Нрм – норма затрат на ремонтные материалы на 1000 км, руб

L общ – общий пробег автомобиля, км

к – коэффициент корректирования, учитывающий условия эксплуатации.

Общий расход топлива определяются по формуле (5):

Q лтоп = n л * L общ + n ткм * P ткм + ne * ze (5)

где n л – линейная норма расхода топлива на 100 км пробега,

n ткм – норма расхода на 100 км пробега

P ткм – годовой грузооборот, ткм,

ne - норма расхода на одну ездку с грузом,

ze – число ездок с грузом

Потребность в автошинах определяются по формуле (6):

N ш = ( L общ * n ш ): L ш (6)

где n ш – число шин на автомобиле, шт

L ш – норма пробега шин, км

Отчисления на восстановление и ремонт шин определяются по формуле (7):

(7)

Сшшш * L общ * N ш

где Нш – норма затрат на восстановление износа и ремонт шин, в % к стоимости комплекта на 1000 км пробега,

Цш – цена комплекта шин, руб

2.2.3 Методика разработки плана грузовых и пассажирских перевозок

Перевозка грузов автомобильным транспортом осуществляется на основе плана перевозок. План перевозок строят по видам грузов. Перечень грузов, обьединенных по определенным признакам, называется номенклатурой.

На основе исходных данных определяю класс груза с учетом вида груза, а также категорию условий эксплуатации с учетом типа дорожного покрытия, рельефа местности и т.д.

План перевозок разрабатывается в форме таблицы (таб. 2.1)

Таблица 2.1 – План перевозок

Вид груза

Класс груза

Характеристика условий эксплуатации

Категория условий эксплуатации

1

2

3

4

5

6

Гравий керамзитовый

2

Грунтовые дороги

400 м над уровнем моря

В пригородной зоне

1

Способ разгрузки

Объем перевозок,

Q т, тыс.км

Среднее расстояние перевозок, L ср , км

Грузооборот, P ткм тыс.км

Марка автомобиля, прицепа

7

8

9

10

11

самосвалом

13000

9

11700

ЗИЛ –ММ-555

ПП по эксплуатации ПС рассчитывается по следующим данным (формулы 8- 14):

1 Объем перевозок

Q =(Дк* ab * T н* V т* b * y * Acc * q ):( l ср+ V т* t п-р) (8)

где Дк – календарный фонд времени,

а b – коэффициент выпуска автомобиля на линию, 0,67

T н – продолжительность нахождения автомобиля на линии, час

V т – техническая скорость автомобиля, км/час,

b - коэффициент использования пробега, 0,64

y – коэффициент использования грузоподьемности,

Acc – среднесписочное количество автомобилей, ед

q – грузоподьемность автомобиля, т

l ср – средняя длина ездки с грузом. км

t