Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 20

 

Поиск            

 

Рекомендации методические по организации профилактических мероприятий по формированию здорового образа жизни у учащихся общеобразовательных учреждений

 

             

Рекомендации методические по организации профилактических мероприятий по формированию здорового образа жизни у учащихся общеобразовательных учреждений

Министерство образования Хабаровского края

Методические рекомендации

по организации профилактических мероприятий

по формированию здорового образа жизни

у учащихся общеобразовательных учреждений

ЯРМАРКА ЗДОРОВЬЯ

Хабаровск, 2006

«Врачи посвящают себя медицине

потому, что стремятся излечивать больных,

однако, пациенты не хотят болеть»

Р. Флетчер

Традиционно считается, что основная задача школы дать необходимое образование. Но может ли система образования, каждый профессионально подготовленный педагог бесстрастно относиться к неблагополучному и прогрессивно ухудшающемуся здоровью подрастающего поколения.

В современном мире здоровье является универсальной ценностью, это состояние физического, социального и духовного благополучия как отдельного человека, так и общности людей, проживающих на определенной территории. Здоровье – это капитал, без которого человек не может полноценно участвовать в профессиональной и социальной жизни. По мнению ученых, наше здоровье на 50% зависит от образа жизни, на 20% определяется наследственностью, на 20% – окружающей средой, и только на 10% зависит от медицинских факторов.

Поэтому необходима смена оздоровительной парадигмы, самого подхода к решению проблем, связанных со здоровьем. Общественное внимание должно переместиться на формирование и пропаганду способов здорового образа жизни, основанных не столько на медицинских, сколько на культурных, социальных и экологических факторах. Важную роль в этом процессе должны играть наряду с медицинскими работниками, учреждения культуры и образования (библиотеки, музеи, школы, учреждения дополнительного образования), а также общественные организации.

Говоря о системе профилактики ОНЗ, следует определить ее основных исполнителей и их обязанности. Науке известны четыре главных исполнителя: общество (государство) – служба здравоохранения – коллектив – семья (человек). Все они тесно между собой связаны и зависят друг от друга. В то же время у каждого имеются самостоятельные, независимые способы влияния на здоровье. Не будем рассматривать задачи, стоящие перед обществом и государством, так как они подробно исследуются в рамках социальной гигиены. Применительно к российским условиям проблема социальной обусловленности ОНЗ исследуется в работах Ю.П.Лисицына, О.П.Щепина, В.П.Петленко, И.А.Гундарова, Т.М.Максимовой и др.

Состояние здоровья подрастающего поколения, уровень сформированности навыков культуры здорового образа жизни - один из факторов, по которому оценивается результативность работы школы, условие, обеспечивающие эффективность УВП в целом.
Здоровье в системе образования рассматривают как цель, содержание и результат педагогического процесса. Поэтому в разработке стратегии и тактики развития образовательного учреждения здоровье – одно из приоритетных направлений педагогической деятельности.

Вопросы сохранения здоровья учащихся являются основными в содержании работы школы, это связывающее звено, системообразующий компонент всей деятельности педагогического коллектива.
Плохое состояние и серьезное ухудшение здоровья детей в школьный период жизни, низкая ценность понятия здоровья в обществе, семье, школе.
Только около 20% школьников практически здоровы.
В исследованиях был проведен и анализ ценностных ориентацией учащихся, педагогов, родителей, при этом наблюдалась схожесть в выборе и иерархии ценностей.

Наиболее значимые:

· Здоровье

· Друзья

· Признание

· Семья

· Любовь

· Материальное положение

Почти 87% опрошенных сознают ценность здоровья, но при этом школьники не готовы в достаточной степени организовать свою жизнь на принципах ЗОЖ.

В условиях реформирования Российского здравоохранения, первичная медико-санитарная по­мощь (ПМСП) является одним из основных напра­влений в совершенствовании организации оказания медицинской помощи населению. В соответствии с принципами ПМСП стратегия развития здравоох­ранения нашей страны должна быть ориентирована не на болезнь, а на сохранение и формирования здо­ровья каждого человека, семьи, коллектива и общест­ва, на активную профилактику заболеваний.

Общая врачебная практика (семейная медицина) является основной технологией в сфере первичной медико-санитарной помощи (ПМСП) населению. Составляющими общей врачебной практики (ОВП) являются многопрофильность оказания ПМСП всему населению независимо от пола и возраста, профилактическая работа в коммуне и в каждой семье отдельно, обучение заботе о здоровье и скрининг здоровья. Данная технология легко адаптируется к различным нуждам местного сообщества в городе и в деревне.

Семейным врачам, таким образом, отводится значительная роль в охране здоровья различных групп населения.

Для реализации профилактических программ на базе кафедры семейной медицины и поликлинической терапии Дальневосточного государственного медицинского университета был организован Хабаровский Центр Ярмарок Здоровья, основная задача которого - познакомить медицинскую общественность и общественные организации Хабаровского края с опытом проведения гуманитарных акций – «Ярмарок Здоровья (ЯЗ)», направленных на формирование здорового образа жизни у населения, медицинское просвещение среди жителей данного региона, а также проведение ранней диагностики некоторых заболеваний, актуальных для Дальнего Востока России.

Эту форму проведения массовых профилактических мероприятий нам подсказали американские коллеги еще в 2002 году.. На Аляске имеется уникальный опыт проведения таких Ярмарок, координаторами которого являются Ротари клубы.

«Ярмарка здоровья Аляски» координирует разнообразные программы, обеспечивающие бесплатное медицинское обслуживание и обучение. Эти программы имеют различное предназначение и отвечают потребностям большинства жителей Аляски. Ярмарка здоровья может проводиться для всех желающих, или быть сфокусированной на определенной группе пациентов: подростки, женщины, мужчины, дети, студенты, рабочее население, больные диабетом, сердечно-сосудистыми заболеваниями, болезнями суставов.

Бесплатное медицинское обслуживание включает измерение роста и веса, проверку остроты зрения и слуха, измерение артериального давления и другие исследования. На Ярмарках также представлены наглядные пособия, демонстрирующие как физическое состояние здорового человека, так и меры по его сохранению.

Что такое “Ярмарка здоровья”.

Ярмарка здоровья - это акция, посвященная сохранению здоровья населения, которая может быть организована членами объединения и волонтерами. Предлагая посетителям ярмарки четыре основных вида услуг, мы надеемся увеличить степень их заинтересованности в своем здоровье, показать необходимость ведения здорового образа жизни и лучше познакомить их с системой здравоохранения.

Четыре основных составляющих “Ярмарки здоровья” включают:

Обучение заботе о здоровье

Центр обучения здоровому образу жизни – это место, где посетители активно вовлекаются в процесс и могут “поработать сами”. “Аляска-Ярмарка здоровья” предлагает различные программы обучения, среди которых наибольшей популярностью пользуются обучение фитнессу, предупреждению возникновения алкогольной и наркотической зависимости, профилактике рака, курения и противопожарной безопасности.

Исследование состояния здоровья
Основные разделы включают: Специальные разделы включают:
Регистрация Исследование анализов крови
Измерение артериального давления Выявление глаукомы
Измерение роста и веса Кожная проба на туберкулез
Острота зрения Вакцинация
Оценка и контроль Осмотр полости рта
Исследование молочных желез
Мазок из цервикального канала
Исследование слуха
Выявление заболеваний нижних
конечностей
Выявление рака кожи
Выявление рака толстого
кишечника
Оценка и контроль
Оценка и контроль результатов исследования – это возможность для человека получить информацию о состоянии своего здоровья, проконсультироваться со специалистом, обратить внимание на потенциальные факторы риска, определить основные задачи по сохранению собственного здоровья. На этой станции ярмарки должны работать врачи.
Дополнительное сообщение
Все посетители должны получить копии результатов тестирования по почте в течение шести месяцев после Ярмарки. Это служит напоминанием о прошедшей ярмарке и является дополнительной мотивацией для реализации рекомендуемых изменений образа жизни или стимулом для выполнения назначений врача.
Многочисленные широкомасштабные исследования показывают, что обучение методам профилактики заболеваний и поддержания здоровья имеют первостепенное значение для жителей Аляски. Идя на встречу пожеланиям аляскинцев, объединив усилия федеральных и местных органов здравоохранения «Ярмарка здоровья Аляски» предлагает качественное обучение заботе о здоровье и скрининг заболеваний.

Но мы не хотели бы слепо копировать переданный опыт, а намерены его развивать и совершенствовать. Поэтому мы не будем делать акцент на миниобследовании и консультировании людей, пришедших на ярмарку, несмотря на то, что эти формы работы очень популярны за рубежом. На наш взгляд обследование и консультирование должно проходить в полном объеме в условиях лечебного учреждения, а поверхностный подход не только подрывает авторитет врача, но и медицины в целом. Приоритетом в деятельности нашего «Центра ярмарок здоровья» являются информирование и консультирование населения о факторах риска развития наиболее распространенных хронических заболеваний, пагубном воздействии на организм вредных привычек и меры по их профилактике, а также методики психологической поддержки. Хорошо известно, что до 60 процентов всех проблем, с которыми обращаются пациенты к врачам первого контакта, обусловлены психосоматическими заболеваниями, поэтому во время проведения «Ярмарок здоровья» мы будем применять психологическое анкетирование и помогать ориентироваться в разрешении психологических проблем.

Здоровый образ жизни как важный элемент общей культуры человека должен прививаться с самого детства. Намного труднее во взрослой жизни отказываться от полюбившихся привычек, лучше их не культивировать вообще. Дети наиболее восприимчивы к здоровому образу жизни. Как ни парадоксально, но по данным всероссийского анкетирования 65 процентов учащихся пятых седьмых классов среди своих жизненных приоритетов на первое место ставят здоровье. А чтобы его сохранить, им необходима своевременная и достоверная информация, им необходима помощь грамотных в отношении здоровья взрослых.

Лозунг Ярмарки Здоровья:
"Здоровье - это жизнь!"


Проблема:
Низкая ценность понятия здоровья в обществе, семье, школе.

Цель:

Формирование у ребенка поведения с ориентацией на здоровье

Задачи:

· Сформировать у школьника представление об ответственности за собственное здоровье

· Обеспечить учащихся необходимой информацией для формирования собственных стратегий и технологий, позволяющих сохранять и укреплять здоровье

· Разработать механизм взаимодействия семьи и школы

Миссия школы:
Включить всех субъектов образовательного процесса ( ученика, учителя), родителей, общественности в работу по формированию мировоззрения, основанного на осознании ценности здоровья.
Принципы:
Толерантность
Ответственность
(за себя, свое здоровье, здоровье окружающих)
Индивидуальность
Демократия
Равенство
Доверие и компетентное действие
Взаимодействие

Мы рассматриваем нашу модель «Ярмарок здоровья» с позиций:

· систематического обучения школьников навыкам здорового образа жизни;

· создания здоровой и безопасной среды пребывания всех участников образовательного процесса.

· формирования у школьников представлений о здоровье и здоровом образе жизни;

Мы разработали концепцию ЯЗ, описали модели проведения ЯЗ, выделили систему ценностей, ее философию, определили принципы жизнедеятельности, выстроили структуру деятельности ЯЗ как школы реализующей здоровьесберегающее образование, определили для каждого звена задачи, формы и методы работы, взаимодействия.

Характерной особенностей нашей модели «Ярмарок здоровья» является взаимосвязь и взаимодополнение трех систем:

· Образовательной системы,

· Системы внеурочной воспитательной работы

· Системы работы по здоровьесбережению


ЯРМАРКА ЗДОРОВЬЯ

«БЫТЬ ЗДОРОВЫМ - ЭТО МОДНО!»

22.10.2005 года в Хабаровской гимназии №5 состоялось широкомасштабное общешкольное мероприятие «Ярмарка Здоровья».

Организаторами этой акции стали Хабаровский Центр Ярмарок Здоровья ДВГМУ при содействии Проекта "США - Дальний Восток России: активное партнерство" Агентства США по международному развитию (USAID).

Участники – организаторы акции:

  1. Хабаровский Центр Ярмарок Здоровья ДВГМУ, кафедра семейной медицины – 6 , поликлинической педиатрии – 6
  2. Хабаровское региональное отделение партии «Единая Россия»
  3. Клинические ординаторы - семейные врачи – 19, студенты 6 курса лечебного факультета - 18, студенты 6 курса педиатрического факультета - 18
  4. Региональное Управление по борьбе с наркотиками - 6
  5. Хабаровский Ротари – клуб - 4
  6. Союз деловых женщин Хабаровского края - 1
  7. Хабаровская Епархия РПЦ - 10
  8. ИППК ПК Хабаровского края - 3
  9. Фармацевтическая фирма «Никомед» - 2
  10. Детско-юношеский клуб «Взлет» - 5
  11. Концерн «Калина» - 2

Со стороны организаторов в ЯЗ приняли участие более 50 человек , со стороны гимназии около 350 учащихся.

Участники ЯЗ:

Учащиеся МОУ «Гимназия №5» г.Хабаровска:

Начальная школа: 2, 3, 4 классы по 30 человек в каждом.

Основная школа: 5 классы – 3 - по 27-28 человек

6 классы – 1 - по 30 человек

7 классы – 2 – по 32 человека

8 классы - 3 - по 23-27 человек

9 классы – 3 - по 27-24-25 человек

Старшая школа:10 классы – 2 – по 27 – 28 человек

11 классы - 2 – по 23-24 человека

На ЯЗ за обменом опытом приехали гости из Амурской области: президент Ротари клуба г.Благовещенска Ирина Милицкая, начальник отдела управления здравоохранения администрации г.Благовещенска Ольга Борисова, главный врач ЦРБ г.Райчихинска Людмила , Мелехова Татьяна старший оперуполномоченный Регионального управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по ЕАО, Елена Дробышева преподаватель Дальневосточного института повышения квалификации сотрудников Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков.

Открылась ЯЗ приветственным словом председателя Союза деловых женщин Хабаровского края Светланы Жуковой и директора МОУ «Гимназия №5» Эдуарда Перепечая, Согласно плана проведения ЯЗ и сетки мероприятий учащиеся основной и старшей школы двигались по заранее определенным маршрутам под контролем классного руководителя. Время работы каждой секции длилось 20 минут, переход классов между секциями занимал 5 минут.

Во время переходов активно работали участники – организаторы ЯЗ, расположившиеся в специально отведенном месте - наиболее оживленном переходе школы. Они представляли свои фирмы, клубы, общественные организации; продукцию своих фирм, экологически чистую питьевую воду и т.д. (бесплатно),

Хабаровский Центр ЯЗ разместил здесь наиболее популярные экспонаты «Легкие курильщика и здорового человека», «Смокер» для того, чтобы как можно большее количество детей смогли их увидеть.

Учащиеся 5-х, 6-х, 7-х классов приняли участие в работе секций: «Мир во

всех красках!...», «Сколько в тебе здоровья?!», «Курение – это…».

Учащиеся 8-9-х классов приняли участие в работе секций:

«Наркотики и …», «О Здоровье девушек», «О Здоровье юношей», «Сколько в тебе здоровья?!».

Учащиеся 10-11-х классов приняли участие в работе секций: «О пиве и его

«друзьях», «О Здоровье девушек»/ «О Здоровье юношей», «О культуре питания».

Работа каждой секции проходила по следующей схеме: информационный блок в течение 8-10 минут, представленный консультантами в виде мультимедийной презентации, видеоролика или мини-лекции; блок интерактивного общения -10-12 минут, в течение которого ребята задавали и получали ответы на интересующие их вопросы, осваивали простейшие методики оздоровления и самопомощи, участвовали в психологическом экспресс-тестировании и викторинах.

В секции «Мир во всех красках?...» учащиеся знакомились с

устройством аппарата зрения, представленном на красочных схемах, принци-пами его функционирования, причинами, приводящими к нарушению зрения и мерами профилактики этих нарушений.

В секции «Сколько в тебе здоровья?!», разместившейся в спортивном зале школы, ребятам было предложено пройти основные тесты врачебного контроля с измерением роста стоя и сидя, веса, окружности грудной клетки, мышечной силы, пульса, артериального давления, жизненной емкости легких, определением типа и уровня физического развития ребенка. А в это время в другой половине зала в противовес некоторым хилым, сутулым ученикам гимназии представители секции русского рукопашного боя демонстрировали свою удаль, ловкость, навыки выживания в отдельных критических ситуациях. При этом будучи небогатырского телосложения борцы достигли прекрасных результатов, благодаря регулярным физическим тренировкам.

В секции «Курение – это…» была представлена специально созданная активным борцом против табака сотрудником Вычислительного Центра ДВО РАН Павлом Барабашом мультимедийная презентация о вреде курения, проводились психологические экспресс-тестирования, викторины.

Огромный и неподдельный интерес вызвала работа секций «О Здоровье девушек» и «О Здоровье юношей», где раздельно вели разговор консультанты-мужчины и консультанты-женщины. За внешней бравадой и «осведомленностью» проявилась жгучая потребность ребят узнать как можно больше об особенностях функционирования женского и мужского организма, задать наболевшие вопросы в непосредственной беседе с врачом- специалистом. Задушевному разговору предшествовала специально созданная мультимедийная презентация. Консультанты этих секций еще долго не могли покинуть классы даже после окончания работы всей ЯЗ. Девушки и юноши подходили, чтобы получить ответы на самые сокровенные вопросы, которые они порой не могут узнать от своих родителей, знакомых врачей…

В секции «О культуре питания» учащимся были представлены наборы «вредных», но популярных среди детей и подростков, продуктов и наборы наиболее «полезных» продуктов, а также принципы рационального питания в период интенсивного роста, информация о вреде «модных» диет и ожирения. Ребята активно задавали интересующие их вопросы.

В секции «Наркотики и …» сотрудники краевого Центра по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционным заболеваниям, Регионального управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по Хабаровскому краю демонстрировали видеоролик и отвечали на поток вопросов, которые активно задавали подростки.

Оживленно работала секция «О пиве и его «друзьях». Многие ребята не

подозревали о вреде здоровью и, прежде всего репродуктивной системе, которое несет неумеренное употребление модного «молодежного» напитка.

В аудиториях разгоралась жаркая дискуссия между ярыми сторонниками –«друзьями» пива и противниками его употребления.

После завершения работы секций все участники ЯЗ собрались в переходе школы, где представители фармацевтической фирмы «Никомед» провели викторину на лучших знатоков витаминов, концерн «Калина» - викторину о лечебных травах и растениях. Большой призовой фонд, сформированный концерном «Калина», фармацевтической фирмой «Никомед», Хабаровским Центром ЯЗ: надувные мячи, наборы витаминов, наборы канцтоваров, средства ухода за кожей, волосами, зубами разошлись моментально. Знания, полученные в ходе работы секций дети смогли применить очень быстро. Остудить пыл соперничества помогала экологически чистая вода, любезно предоставленная фирмой «Фоксель».

Здесь же ребята могли пообщаться с представителями Хабаровской Епархии Русской Православной Церкви, послушать православные песни, еще раз посмотреть на мастеров русского рукопашного боя.

Территория школы, отведенная для ЯЗ, была ярко оформлена воздушными шарами, баннерами, плакатами, в перерывах звучала музыка.

После двух с половиной часов работы ЯЗ учащиеся расходились по домам воодушевленные, заряженные положительным импульсом на сохранение и укрепление своего здоровья. Не утихали разговоры и споры о ЯЗ и в понедельник. По статистически неподтвержденным данным половина юных курильщиков школы после ЯЗ приняла решение бросить курить, так как увиденное и услышанное на ЯЗ поддерживало в них состояние отвращения и тошноты в течение нескольких дней.

В завершении ЯЗ прошел «Круглый стол» , в котором приняли участие сотрудники Дальневосточного государственного медицинского университета, Хабаровского Центра ЯЗ, Регионального управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по Хабаровскому краю и ЕАО, представители Хабаровской Епархии РПЦ во главе с кандидатом педагогических наук Отцом Василием, Хабаровским краевым институтом переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, Ротари-клуба г.Благовещенска и г.Хабаровска, управления здравоохранения Амурской области. Участники «Круглого стола» провели заинтересованный живой разговор по проблемам формирования здорового образа жизни и влияния его на демографическую ситуацию в России, поделились свежими впечатлениями о проведенном мероприятии и в заключении обменялись памятными сувенирами.

Представители Амурской области высказали горячее желание начать движение ЯЗ в своем регионе и пригласили руководителя Хабаровского Центра ЯЗ Ларису Житникову в г.Благовещенск для помощи в организации и проведении первой ЯЗ.

ЯЗ, прошедшая при активном участии и непосредственной поддержке, педагогического коллектива гимназии №5 под руководством директора Эдуарда Перепечая, продемонстрировала в масштабах Дальневосточного округа необходимость координации и объединения сил многих организаций, пропагандирующих культуру духовного и физического здоровья подрастающего поколения.

Организационные и подготовительные мероприятия

ЯРМАРКИ ЗДОРОВЬЯ

«БЫТЬ ЗДОРОВЫМ - ЭТО МОДНО!»

Предварительные мероприятия:

  1. Договоренность с гимназией №5 о проведении акции - 09.10.2005
  2. Информация на листовках об акции в школе 12.10.2005
  3. «Почтовые» ящики повесить 12.10.2005
  4. «Почтовые» ящики изъять 20.10.2005
  5. Ознакомиться и рассортировать вопросы учащихся.
  6. Разработка сценария проведения ЯЗ
  7. Распределение обязанностей
  8. Подготовка тренеров и консультантов.
  9. Координационный Совет в школе.

Участники ЯЗ: Учащиеся МОУ «Гимназия №5» г.Хабаровска

Начальная школа: 2, 3, 4 классы по 30 человек в каждом.

Основная школа: 5 классы – 3 - по 27-28 человек

6 классы – 1 - по 30 человек

7 классы – 2 – по 32 человека

8 классы - 3 - по 23-27 человек

9 классы – 3 - по 27-24-25 человек

Старшая школа:10 классы – 2 – по 27 – 28 человек

11 классы - 2 – по 23-24 человека

Участники акции:

  1. Хабаровский Центр Ярмарок Здоровья ДВГМУ, кафедра семейной медицины – 6 , поликлинической педиатрии – 6
  2. Клинические ординаторы - семейные врачи – 19, студенты 6 курса лечебного факультета - 18, студенты 6 курса педиатрического факультета - 18
  3. Региональное Управление по борьбе с наркотиками
  4. Хабаровский Ротари – клуб - 4
  5. Союз деловых женщин Хабаровского края - 1
  6. Хабаровская Епархия РПЦ - 10
  7. ИППК ПК Хабаровского края - 3
  8. Фармацевтическая фирма «Никомед» - 2
  9. Детско-юношеский клуб «Взлет» - 5
  10. Концерн «Калина» - 2

Необходимое оборудование:

  1. ММ- проекторы - 2
  2. Ноутбук – 1, системный блок – 1
  3. Экран – 2
  4. Видеоустановки – 3
  5. Шары надувные
  6. Указатели секций
  7. Бейджики
  8. Плакаты
  9. Презенты
  10. Музыкальное оформление по громкой связи.
  11. Программа ЯЗ
  12. Фотоаппарат

Названия секций:

  1. Клиника «Неболейка»
  2. «Мир во всех красках?...»
  3. «Сколько в тебе здоровья?!»
  4. «О культуре питания»
  5. «Курение – это…»
  6. «Наркотики и …»
  7. «О пиве и его «друзьях»
  8. «О Здоровье девушек»/ «О Здоровье юношей»

Предпочтительные темы:

5 - 6 – 7 классы: Курение/ Охрана зрения/ Врачебный контроль

8 – 9 классы: Наркотики/ Здоровье девушек – Здоровье юношей/ Врачебный контроль

10 – 11 классы: Рациональное питание/ Здоровье девушек – Здоровье юношей/Пивной алкоголизм

Порядок проведения ЯЗ:

  1. Собеседование по станциям: с 11 до 12.15 часов на каждую тему 20 минут по звонку
  2. Собеседование по выбору учащихся с 12.15 до 12.30
  3. Проведение викторин на лучшие знания о лекарственных травах, витаминах, правилах личной гигиены. С 12.30 до 12.50

Размещение участников /ЯЗ:

  1. Собеседование по темам в классах
  2. Секция рукопашного боя и ВК в спортивном зале
  3. Фармацевтическая фирма «Никомед», Детско-юношеский клуб «Взлет», Концерн «Калина», секция рукопашного боя, барды, группа молодежи - в переходе.

Сетка Мероприятий

Время

Класс

Тема

Аудитория

Время

Класс

Тема

Аудитория

Время

Класс

Тема

Аудитория

11.05-11.25

5 «А»

«Курение – это…»

Актовый зал

11.30-

11.50

5 «А»

«Сколько в тебе здоровья?!»

Класс № К

11.55-12.15

5 «А»

«Мир во всех красках?»

Класс № А

5 «Б»

«Курение – это…»

Актовый зал

5 «Б»

«Сколько в тебе здоровья?!»

Класс № Л

5 «Б»

«Мир во всех красках?...»

Класс № Б

5 «В»

«Мир во всех красках?»

Класс № А

5 «В»

«Курение – это…»

Актовый зал

5 «В»

«Сколько в тебе здоровья?!»

Класс № К

6 «А»

«Мир во всех красках?...»

Класс № Б

6 «А»

«Курение – это…»

Актовый зал

6 «А»

«Сколько в тебе здоровья?!»

Класс № Л

7 «А»

«Сколько в тебе здоровья?!»

Класс № К

7 «А»

«Мир во всех красках?»

Класс № А

7 «А»

«Курение – это…»

Актовый зал

7 «Б»

«Сколько в тебе здоровья?!»

Класс № Л

7 «Б»

«Мир во всех красках?...»

Класс № Б

7 «Б»

«Курение – это…»

Актовый зал

5 минут – переход

5 минут – переход

5 минут – переход

11.05 11.25

8 «А»

«О здоровье девушек»

«О здоровье юношей»

Класс № В

Класс № Д

11.30-

11.50

8 «А»

«Наркотики и …»

Класс № 38

11.55-12.15

8 «А»

«Сколько в тебе здоровья?!»

Спортив

ный зал

8 «Б»

«О здоровье девушек»

«О здоровье юношей»

Класс № В

Класс № Д

8 «Б»

«Наркотики и …»

Класс № 38

8 «Б»

«Сколько в тебе здоровья?!»

Спортив

ный зал

8 «В»

«Наркотики и …»

Класс № 38

8 «В»

«Сколько в тебе здоровья?!»

Спортив

ный зал

8 «В»

«О здоровье девушек»

«О здоровье юношей»

Класс № В

Класс № Д

9 «В»

«Наркотики и …»

Класс № 38

9 «В»

«Сколько в тебе здоровья?!»

Спортив

ный зал

9 «В»

«О здоровье девушек»

«О здоровье юношей»

Класс № В

Класс № Д

9 «А»

«Сколько в тебе здоровья?!»

Спортив

ный зал

9 «А»

«О здоровье девушек»

«О здоровье юношей»

Класс № В

Класс № Д

9 «А»

«Наркотики и …»

Класс № 38

9 «Б»

«Сколько в тебе здоровья?!»

Спортив

ный зал

9 «Б»

«О здоровье девушек»

«О здоровье юношей»

Класс № В

Класс № Д

9 «Б»

«Наркотики и …»

Класс № 38

5 минут – переход

5 минут – переход

5 минут – переход

11.05-11.25

10«А»

«О культуре питания»

Класс № Е

11.30-

11.50

10«А»

«О пиве и его «друзьях»

Класс № З

11.55-12.15

10«А»

10 «Б»

«О культуре питания»

Класс № Ж

10 «Б»

«О пиве и его «друзьях»

Класс № И

10 «Б»

11«А»

«О пиве и его «друзьях»

Класс № З

11«А»

«О культуре питания»

Класс № Е

11«А»

11 «Б»

«О пиве и его «друзьях»

Класс № И

11 «Б»

«О культуре питания»

Класс № Ж

11 «Б»

5 минут – переход

5 минут – переход

5 минут – переход

5 минут – переход

СЕТКА МЕРОПРИЯТИЙ

( по содержанию и ответственным)

Время проведения

Контингент

Наименование мероприятия

Место проведения

Ответственный организатор и команда

Необходимое оборудование от гимназии

11.00-12.00

2-4 клас

сы

Клиника «Неболейка»

Викторина:

Сон

Голова

Живот

Горло

Зубы

4 этаж

Профессор

Марина Федоровна Рзянкина , кафедра поликлинической педиатрии, студенты 6 курса педиатрического факультета

-

11.00- 11.05

Вся

гимназия

Торжественное открытие ЯЗ по громкой связи

Вся гимназия

Профессор

Лариса Михайловна Житникова

Светлана Леонидовна Жукова

Эдуард Михайлович Перепечай

Селекторная связь

Музыкальное сопровождение

11.05-11.25

5 «А»

«Курение – это…»

Актовый зал

Наталья Эдуардовна Посвалюк

ММ -установка

5 «Б»

«Курение – это…»

Актовый зал

Наталья Эдуардовна Посвалюк

ММ -установка

5 «В»

«Мир во всех красках?...»

Класс № А

Альбина Лаврентьевна Югай

-

6 «А»

«Мир во всех красках?...»

Класс № Б

Альбина Лаврентьевна Югай

-

7 «А»

«Сколько в тебе здоровья?!»

Класс № К

Лариса Юрьвна Осипова

Ростомер -

7 «Б»

«Сколько в тебе здоровья?!»

Класс № Л

Лариса Юрьевна Осипова

Ростомер -

8 «А»

«О здоровье девушек»

«О здоровье юношей»

Класс № В

Класс № Д

Татьяна Владимировна Михайлова

Александр Леонидович Дорофеев

8 «Б»

«О здоровье девушек»

«О здоровье юношей»

Класс № В

Класс № Д

Елена Михайловна Вегнер

Александр Сергеевич

Фуртарт

8 «В»

«Наркотики и …»

Класс № 38

Елена Анатольевна Молодюкова

Видеоустановка -2

9 «В»

«Наркотики и …»

Класс № 38

Елена Анатольевна Молодюкова

Видеоустановка -2

9 «А»

«Сколько в тебе здоровья?!»

Спортив

ный зал

Елена Юрьевна

Лукина

9 «Б»

«Сколько в тебе здоровья?!»

Спортив

ный зал

Елена Юрьевна

Лукина

10«А»

«О культуре питания»

Класс № Е

Татьяна Васильевна Могила

10 «Б»

«О культуре питания»

Класс № Ж

Татьяна Васильевна Могила

11«А»

«О пиве и его «друзьях»

Класс № З

Екатерина Дьячковская

11 «Б»

«О пиве и его «друзьях»

Класс № И

Лилия Дмитриева

5 минут – переход

5 минут – переход

5 минут – переход

5 минут – переход


Ярмарка здоровья

22.10.05

Маршрутный лист

5 «А» класс

ВРЕМЯ

МЕРОПРИЯТИЕ

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ

ОТВЕТСТВЕН-НЫЙ

1100 -1125

«Курение – это…»

Актовый зал

Брославская О. Н.

1130 -1150

«Сколько в тебе здоровья?!»

Кабинет №34

1155 -1215

«Мир во всех красках?»

Кабинет №31

Классный руководитель: Брославская Ольга Николаевна

Ярмарка здоровья

22.10.05

Маршрутный лист

5 «Б» класс

ВРЕМЯ

МЕРОПРИЯТИЕ

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ

ОТВЕТСТВЕН-НЫЙ

1100 -1125

«Курение – это…»

Актовый зал

Дубинко О. В.

1130 -1150

«Сколько в тебе здоровья?!»

Кабинет №35

1155 -1215

«Мир во всех красках?»

Кабинет №32

Классный руководитель: Шдрина Юлия Анатольевна

Ярмарка здоровья

22.10.05

Маршрутный лист

5 «Б» класс

ВРЕМЯ

МЕРОПРИЯТИЕ

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ

ОТВЕТСТВЕН-НЫЙ

1100 -1125

«Курение – это…»

Актовый зал

Дубинко О. В.

1130 -1150

«Сколько в тебе здоровья?!»

Кабинет №35

1155 -1215

«Мир во всех красках?»

Кабинет №32

Классный руководитель: Шдрина Юлия Анатольевна

Ярмарка здоровья

22.10.05

Маршрутный лист

5 «В» класс

ВРЕМЯ

МЕРОПРИЯТИЕ

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ

ОТВЕТСТВЕН-НЫЙ

1100 -1125

«Мир во всех красках?»

Кабинет №31

Орлова И. В.

1130 -1150

«Курение – это…»

Актовый зал

1155 -1215

«Сколько в тебе здоровья?!»

Кабинет №34

Классный руководитель: Колесник Юлия Валерьевна

Ярмарка здоровья

22.10.05

Маршрутный лист

5 «В» класс

Классный руководитель: Колесник Юлия Валерьевна

ВРЕМЯ

МЕРОПРИЯТИЕ

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ

ОТВЕТСТВЕН-НЫЙ

1100 -1125

«Мир во всех красках?»

Кабинет №31

Орлова И. В.

1130 -1150

«Курение – это…»

Актовый зал

1155 -1215

«Сколько в тебе здоровья?!»

Кабинет №34

Ярмарка здоровья

22.10.05

Маршрутный лист

6 «А» класс

ВРЕМЯ

МЕРОПРИЯТИЕ

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ

ОТВЕТСТВЕН-НЫЙ

1100 -1125

«Мир во всех красках?»

Кабинет №32

Галаган Н. А.

1130 -1150

«Курение – это…»

Актовый зал

1155 -1215

«Сколько в тебе здоровья?!»

Кабинет №35

Классный руководитель: Галаган Наталья Александровна

Ярмарка здоровья

22.10.05

Маршрутный лист

6 «А» класс

Классный руководитель: Галаган Наталья Александровна

ВРЕМЯ

МЕРОПРИЯТИЕ

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ

ОТВЕТСТВЕН-НЫЙ

1100 -1125

«Мир во всех красках?»

Кабинет №32

Галаган Н. А.

1130 -1150

«Курение – это…»

Актовый зал

1155 -1215

«Сколько в тебе здоровья?!»

Кабинет №35

Ярмарка здоровья

22.10.05

Маршрутный лист

7 «А» класс

Классный руководитель: Грибанова Татьяна Александровна

ВРЕМЯ

МЕРОПРИЯТИЕ

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ

ОТВЕТСТВЕН-НЫЙ

1100 -1125

«Сколько в тебе здоровья?!»

Кабинет №34

Павлова Я. А.

1130 -1150

«Мир во всех красках?»

Кабинет №31

1155 -1215

«Курение – это…»

Актовый зал

Ярмарка здоровья

22.10.05

Маршрутный лист

7 «А» класс

Классный руководитель: Грибанова Татьяна Александровна

ВРЕМЯ

МЕРОПРИЯТИЕ

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ

ОТВЕТСТВЕН-НЫЙ

1100 -1125

«Сколько в тебе здоровья?!»

Кабинет №34

Павлова Я. А.

1130 -1150

«Мир во всех красках?»

Кабинет №31

1155 -1215

«Курение – это…»

Актовый зал

Ярмарка здоровья

22.10.05

Маршрутный лист

7 «Б» класс

Классный руководитель: Степанова Ольга Даниловна

ВРЕМЯ

МЕРОПРИЯТИЕ

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ

ОТВЕТСТВЕН-НЫЙ

1100 -1125

«Сколько в тебе здоровья?!»

Кабинет №35

Шулякова Л. А.

1130 -1150

«Мир во всех красках?»

Кабинет №32

1155 -1215

«Курение – это…»

Актовый зал

Ярмарка здоровья

22.10.05

Маршрутный лист

7 «Б» класс

Классный руководитель: Степанова Ольга Даниловна

ВРЕМЯ

МЕРОПРИЯТИЕ

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ

ОТВЕТСТВЕН-НЫЙ

1100 -1125

«Сколько в тебе здоровья?!»

Кабинет №35

Шулякова Л. А.

1130 -1150

«Мир во всех красках?»

Кабинет №32

1155 -1215

«Курение – это…»

Актовый зал

Бланки для регистрации результатов исследований.

Раздаточные материалы.

Исследование внешнего дыхания

Показатели

норма

Рост стоя

Рост сидя

Вес

ИМТ

АД

Пульс

ОГК исходно

ОГК вдох

ОГК выдох

Динамометрия прав

Динамометрия лев

Становая сила

ЖЕЛ

Жизненный индекс

k пропорциональности

Силовой индекс

Индекс Руфье

Индекс Руфье = (P1+P2+P3) – 200\10

30 присед . за 45 сек

< 3 – высокая

Р1= пульс исходно за мин

3-6 – хорошая

Р2=1-15 сек (*4)

7-20 – удовл.

Р3=45-60 сек (*4)

11-15 – посредств.

>15 – плохая

Жизненный индекс = ЖЕЛ(мл)\ вес тела (кг)

♂ ≥60

♀ ≥50

Силовой индекс сила\вес х 100%

♂≥ 65%

♀ ≥48%

k пропорциональности грудной клетки

Окр. Гр. Кл (пауза) =Рост\ 2

♂ +5,8 см

♀ + 3,3 см

k пропорциональности = (рост стоя – рост сидя

\рост сидя) х 100%

87–92%

Оценка функционального состояния дыхательной и сердечно-сосудистой систем

Задержка дыхания на вдохе

16-55 сек

Задержка дыхания на вдохе

20-30 сек

* Обязательно закрыть рот и нос!

Оценка физической работоспособности

Индекс Руфье = (P1+P2+P3) – 200\10

30 присед . за 45 сек

< 3 – высокая

Р1= пульс исходно за мин

3-6 – хорошая

Р2=1-15 сек (*4)

7-20 – удовл.

Р3=45-60 сек (*4)

11-15 – посредств.

>15 – плохая


Хабаровский Центр

Ярмарок Здоровья

Дальневосточный государственный

медицинский

университет

РЕКОМЕНДАЦИИ ПРИ РАБОТЕ

НА КОМПЬЮТЕРЕ

680000 г.Хабаровск, ул.К.Маркса 60

Дальневосточный государственный медицинский университет,

кафедра семейной медицины,

e-mail: lora_ksm@mail.ru

Народная медицина для красоты и здоровья глаз рекомендует:

1 .Чай

При красноте век, усталости, мешках под глазами

накладывать на глаза ватные тампоны, смоченные в

свежезаваренном чае.

2.Огурец

Приложить к уставшим отечным векам кружочки свежего огурца на 10 мин.

3.Петрушка

При усталости глаз, отеках век помогают горячие

примочки из мелко порубленной зелени петрушки.

Заполненные ею марлевые мешочки опустить в горячую воду на 1 минуту. Дать воде стечь и остыть. Положить на веки на 3-4 мин. Затем к глазам приложить тампон, смоченный холодной водой.

4.Ромашка

Усталые отечные глаза полезно промывать утром и

вечером настоем: 1-2 чайные ложки сухой ромашки заварить 1 стаканом кипятка, настаивать 10-15 мин, процедить. Из этого же настоя можно делать примочки.

5.Липа

1-2 чайные ложки цветков залить 1 стаканом кипятка, настаивать 10-15 мин. Настоем можно промывать покрасневшие уставшие глаза, можно накладывать теплые примочки на 3-5 мин.

6.Мята

При отеках накладывать на глаза ватные тампоны,
смоченные в отваре комнатной температуры, на 10 мин.
При воспаленных веках делать теплые примочки к
глазам 3-4 раза подряд на 1-2 мин. Для приготовления
отвара 1 ст.л. мяты залить 1 стаканом кипятка, 5-10 мин подержать на медленном огне. Полученный отвар остудить, процедить.

Хабаровский Центр

Ярмарок Здоровья

Дальневосточный государственный

медицинский

университет

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГЛАЗ

680000 г.Хабаровск, ул.К.Маркса 60

Дальневосточный государственный медицинский университет,

кафедра семейной медицины,

e-mail: lora_ksm@mail.ru

Упражнения для глаз

  1. Откинувшись назад, сделать глубокий вдох, затем, наклонившись вперед, выдох.

2. Откинувшись на спинку стула, прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, открыть веки.

3. Руки на пояс, повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки; повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в исходное положение.

4. Поднять глаза кверху, сделать ими руговые
движения по часовой стрелке, затем против часовой стрелки. Указанные упражнения желательно повторять через каждые 40-50 минут зрительной работы в домашних условиях. Продолжительность однократной тренировки 3-5 минут.

5. Пальминг - закройте ладонями глаза на 2 – 3 минуты. Откройте - восприятие должно быть ярче.

  1. Массаж глаз - это поглаживание ончиками
    пальцев закрытых глаз, вибрация, нажим, массаж ладонью и легкое разминание. Наиболее распространен прием, когда одновременно массируются оба глаза двумя пальцами указательным и средним. По нижнему краю глаза - движение к носу, по верхнему краю глаза - над
    бровями. Такие движения повторяются 8-15 раз.

Хабаровский Центр

Ярмарок Здоровья

Дальневосточный государственный

медицинский

университет

НАРОДНАЯ МЕДИЦИНА

ДЛЯ КРАСОТЫ

И ЗДОРОВЬЯ ГЛАЗ

680000 г.Хабаровск, ул.К.Маркса 60

Дальневосточный государственный медицинский университет,

кафедра семейной медицины,

e-mail: lora_ksm@mail.ru

Рекомендации при работе на компьютере

Расстояние от экрана: Вы должны сидеть на расстоянии около 50-60 см. от компьютерного монитора, немного дальше того расстояния, которое Вы используете для чтения, верхняя часть экрана должна быть на или ниже уровня глаз. Оборудование: Выберите монитор, который можно наклонять, вращать, который имеет настройку контрастности и яркости изображения. Мебель: Наилучший вариант - стул, высоту которого можно менять.

Печатаемые материалы: Должны устанавливаться так, чтобы Вы могли избежать частых движений головой, шеей или глазами.

Освещение: Должно изменяться так, чтобы устранить отражения, блики. Для этого можно использовать специальный козырек или фильтр.

Отдых: Делайте периодически отдых для глаз, постарайтесь чаще мигать, чтобы Ваши глаза не были сухими. Во время отдыха, повращайте, глазами справа налево, сверху вниз, по и против часовой стрелки. Затем около минуты сделайте такое упражнение - поставьте свой палец на уровне глаз, посмотрите на него, затем переместите взгляд на максимально удаленный предмет, точку, затем переместите взгляд опять на палец. Повторяйте около минуты-двух. Затем просто закройте глаза и отдохните.

Знаешь ли ты:

- Что 500.000 алкоголиков в нашей стране – подростки.

- Алкоголизм у подростков формируется в 3 раза быстрей, чем у взрослых и практически не поддается лечению.

- Чем раньше ты начинаешь употреблять алкоголь, тем больше ты имеешь шансов заболеть алкоголизмом.

- НИКТО не рождается алкоголиком, но любой, кто пьет, может им стать.

- Алкоголь наносит вред не только твоему организму, но и здоровью твоих будущих детей.

Об особенностях пивного алкоголизма:

Пиво – это отсроченное пьянство или « входные ворота» алкоголизма. Пиво в общественном мнении – почти не алкоголь. Пивной алкоголизм развивается более вкрадчиво, коварно, чем водочный.

Органы мишени:

Сердце. При употреблении пива возникает синдром «пивного сердца», когда оно провисает, становится дряблым, теряет функцию мотора и плохо качает кровь.

Эндокринная система. В пиве содержаться фито эстрогены, которые являются растительными аналогами женских половых гормонов. Поэтому употребляющие много пиво мужчины приобретают женские черты: широкие бедра, живот, грудные железы. У женщин возрастает вероятность заболеть раком, а если это кормящая мать, то у ребенка возможны эпилептические судороги.

Почему возникает похмелье?

Почти весь поступивший в желудочно-кишечный тракт алкоголь разлагается в печени человека. В ней в процессе окисления образуются токсические вещества: уксусная кислота, углекислый газ, фенолы, которые вызывают похмельные расстройства и отравления алкоголем.

Помни:

алкоголь – самый популярный наркотик!

Печень. При употреблении пива развивается цирроз печени, гепатит.

Головной мозг. Снижение интеллекта, тяжелые психопатоподобные изменения. Горькие вещества пива относятся к категории психоактивных соединений , они оказывают седативное, снотворное действие.

Почки. Избыточное поступлении калия и воды увеличивает образование мочи и усиливает выделение NaCl и приводит к деминерализации организма.

В пиве обнаружены канцерогенные вещества!

Задумайтесь о своем будущем, прежде чем поднять бокал пива!

В России ежегодно умирают от отравления алкоголем более

30.000 человек.

Еще около 70.000 погибают

вследствие заболеваний, связанных со злоупотреблением алкоголем, самоубийств, несчастных случаев, убийств и в автомобильных катастрофах в состоянии опьянения.

Скажи алкоголю

« НЕТ! »

680000 г.Хабаровск, ул.К.Маркса 60

Дальневосточный государственный медицинский университет,

кафедра семейной медицины,

e-mail: lora_ksm@mail.ru

Примерные сценарии проведения некоторых тематических секций.

Секция «Разговор о правильном питании»

Программа "Разговор о правильном питании" ориентирована на детей 6–8 лет (старших дошкольников, младших школьников). Основная цель программы – воспитание у детей представления о рациональном питании как составной части культуры здоровья. Выбор содержания программы не случаен, ведь правильное питание – один из "краеугольных камней", на котором базируется здоровье человека.

Герои программы – участники известной телепередачи "Улица Сезам", сказочные персонажи Зелибоба, Кубик, Бусинка, предлагающие ребенку множество интересных игр.

Девиз секции: "Плох обед, если хлеба нет".

Цели. Закрепить представление детей о значимости хлеба в рационе питания; воспитывать бережное отношение к хлебу; расширить знания детей о том, как тема хлеба освещена в фольклоре, народных традициях, связанных с хлебом.

Оборудование. Сухие колоски, картинки с изображением этапов выращивания хлеба, таблички с названием профессий, лоток с бубликами, макет венка, стол для чаепития.

Сценарий работы секции

Дети сидят полукругом. В центр зала выбегают два глашатая-помощники ведущего.

Глашатай 1. Собирайся народ!
Праздник не ждет.

Глашатай 2. Приходи-ка детвора,
Праздник начинать пора.

Вместе. Знают все: и старые и детвора –
Хлеб – всему голова!

Появляются Зелибоба с Бусинкой и Кубиком.

Зелибоба. Бусинка, Кубик! Идем скорей, а то опоздаем. Ничего не услышим, ничего не узнаем. Сегодня на улице Сезам праздник устроила детвора.

Кубик. Стой, Зелибоба! Давай сначала поздороваемся с друзьями. Здравствуйте, друзья!

Бусинка. Здравствуйте, ребята и взрослые!

Зелибоба. Здравствуйте, здравствуйте!

Ведущий. Здравствуйте, друзья.
Проходите скорее сюда.
Праздник мы здесь начинаем,
Хлеб на земле восхваляем.

Герои проходят, садятся вместе с детьми.

Зелибоба. У-у-у, как скучно. Я-то думал повеселиться, а вы тут о хлебе говорить будете. Ну что тут может быть интересного? Тем более я хлеб совсем не ем, вот пирожные да торты – это другое дело!

Ведущий. Не спеши, Зелибоба! Рассказ о хлебе может быть очень интересным! Знаешь ли ты, к примеру, что хлебу не менее 15 тысяч лет и "изобрели" его египтяне. Хлеб – очень полезный продукт, недаром его всегда ставили на Руси в центр стола и считали главным блюдом. Кстати, любимые тобой пирожные да торты – ближайшие "родственники" хлеба, поскольку все они сделаны из муки. Так что узнать что-то новое о хлебе тебе стоит! А ребята тебе помогут! Знаете ли вы, ребята, откуда хлеб к нам на стол приходит?

В центр зала выходит группа детей в народных костюмах. Они поют песню и одновременно инсценируют ее.

Землюшка-чернозем,
Землюшка-чернозем.
(Идут по кругу.)
Чернозем, чернозем.
Землюшка-чернозем.
(Притопы на месте.)
Тут пшеничка выросла,
Тут пшеничка выросла,
Выросла, выросла,
Тут пшеничка выросла.

(Все садятся на корточки и постепенно начинают подниматься.)

У пшенички колоски,
У пшенички колоски,
И туги, и золоты
У пшенички колоски.

(Вытягивают вверх руки и поворачивают их. )

Смолотили колоски,
На мельничку увезли,
Увезли, увезли.
На мельничку увезли.

(Складывают руки перед собой и совершают ими вращательные движения. )

Намололи там муки,
Хлеба пуды напекли.

(Приподнимаются на носочках и разводят широко руками. )

Зелибоба. Ой, что-то я не все запомнил! С чего же все начинается? Сначала зерна перемалывают, а потом то, что получилось, высевают на поля?

Ведущий. Да нет, Зелибоба! Ты все перепутал! Ну, ребята, помогите Зелибобе!

Дети называют этапы выращивания и приготовления хлеба: вспахивание поля, высевание зерен, выращивание пшеницы, сбор урожая, молотьба, выпекание хлеба из муки. За правильные ответы дети награждаются колосками, которые им вручает Бусинка или Кубик. На демонстрационный стенд могут прикрепляться картинки с изображением называемых этапов. Если дети затрудняются с ответом, такие картинки могут помочь им.

Ведущий. А сейчас мы поиграем и профессии узнаем, что хлебу на стол прийти помогают. Посмотрите, на доске таблички с названиями различных профессий. Выберите, пожалуйста, те профессии, которые, на ваш взгляд, имеют отношение к хлебу. Объясните свой выбор.

Ha доске учитель прикрепляет таблички с названиями различных профессий – артист, пианист, шофер, тракторист, повар, пекарь, комбайнер, учитель, механизатор, портной, мельник, кондитер. Дети называют профессии.

Зелибоба. Ой, а почему никто не назвал профессию артиста?

Кубик. Зелибоба, ну какой ты смешной! Разве артисты выращивают хлеб? Разве артисты готовят булочки или каравай?

Зелибоба. Зато артисты своим мастерством помогают хлеборобам – поднимают настроение веселыми песнями, музыкой! И без портного хлеба тоже не будет, ведь портной одевает тех людей, которые выращивают хлеб.

Бусинка. И, конечно, хлеба не будет без учителя! Ведь учитель учит и комбайнера, и агронома, и пекаря, и кондитера.

Ведущий. Я думаю, что прийти на стол караваю помогают все люди, которые любят и знают свое дело. И какой бы ни была их профессия, их можно назвать одним словом – Мастера!

Бусинка. А сейчас, ребята, я предлагаю вам сплести особый венок – венок из пословиц. Чтобы венок получился красивым, вы должны вспомнить пословицы и поговорки, в которых говорится о хлебе.

Бусинка достает заранее подготовленный макет венка из колосков. Дети по очереди называют пословицы. После каждой пословицы Бусинка "вплетает" в венок колосок или цветок. Ребенок, назвавший правильно пословицу, получает колосок.

Ведущий.

Хлебушко – пирогу дедушка.
Без печки холодно – без хлеба голодно.
Не в пору и обед, коли хлеба нет.
Ешь пироги, а хлеб вперед береги.
Покуда есть хлеб да вода, все не беда.
Нет хлеба – нет обеда.

Входит Продавец бубликов с лотком на шее.

Продавец. Почтеннейшая публика,
Покупайте бублики.
Бублики с маком,
Бублики с таком.
Покупайте бублики –
Лучшие в республике.
Кому за пятак,
Кому отдам просто так.
Хотите верьте, хотите – нет,
Но в этих бубликах есть секрет.

Зелибоба. Ой, сюда, сюда, продавец. Я сейчас 5, нет, 10 бубликов сразу съем.

Продавец. Не спеши, молодец! Мои бублики не продаются, за так отдаются. Но не любому, а тому, кто мои загадки отгадает. Хочешь полакомиться – отгадывай загадку.

Продавец загадывает детям загадки. Тот, кто отгадывает загадку, получает в награду бублик. После того как все загадки были загаданы, Продавец раздает оставшиеся бублики в качестве поощрения.

Продавец. Вырос в поле колоском,
На столе лежит куском.

Дети. Хлеб.

Продавец. Ты не клюй меня, дружок,
Голосистый петушок.
В землю теплую уйду,
К солнцу колоском взойду.
В нем тогда таких, как я,
Будет целая семья.

Дети. Зерно.

Продавец. Вырос в поле дом,
Полон дом зерном,
Стены позолочены,
Ставни заколочены.
Золотист он и усат,
В ста карманах сто ребят.
Ходит дом ходуном
На стебле золотом.

Дети. Колос.

Продавец. Рос сперва на воле в поле,
Летом цвел и колосился,
А когда обмолотился,
Он в зерно вдруг превратился.
Из зерна – в муку и тесто,
В магазине занял место.
Вырос он под синим небом,
А пришел на стол он...

Дети. Хлебом.

Ведущий. Какие вкусные бублики вы получили в награду! А вы знаете, что еще можно приготовить из муки?

Дети называют виды хлебобулочных изделий – пироги, крендели, пирожные, торты и т.д.

Зелибоба. Какие вы молодцы! Благодаря вам, ребята, я так много нового и интересного узнал о хлебе и его ближайших "родственниках" – продуктах, приготовленных из муки!

Учитель. Действительно, мы сегодня узнали с вами много нового. А хотите увидеть, сколько? Давайте вместе сложим наш "сноп" знаний. Соберите вместе все колоски, которые вы получали за правильные ответы.

Дети составляют "сноп".

Ведущий. A теперь я предлагаю вам попробовать все те вкусные продукты, которые могут быть приготовлены из муки.

Входит тетя Даша с расшитым рушником.