Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 20

 

Поиск            

 

Рекомендации методические по преподаванию химии в оу республики Мордовия в связи с переходом на фбуп 2004 года Методист мрио родосская Н. Б

 

             

Рекомендации методические по преподаванию химии в оу республики Мордовия в связи с переходом на фбуп 2004 года Методист мрио родосская Н. Б

Химия

Методические рекомендации по преподаванию химии в ОУ Республики Мордовия в связи с переходом на ФБУП 2004 года

Методист МРИО Родосская Н.Б.

В соответствии с приказом Министерства образования России от 09 марта 2004 года № 1312 “Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования”, химия как школьный предмет вводится в основную школу с 8 класса.

Для обязательного изучения учебного предмета “Химия” на ступени основного общего образования федеральный базисный учебный план образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов, в том числе по 70 часов в 8 и 9 классах, из расчета – 2 учебных часа в неделю.

Ввиду того, что авторские программы и учебники были созданы до начала работы над стандартом общего образования по химии, при составлении рабочей программы учителю следует пользоваться примерной программой по химии для основной школы, опубликованной в журнале “Химия: методика преподавания”.- 2004, № 8.

В ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 14 часов (10%) для реализации авторских подходов, использование разнообразных форм организации учебного процесса, внедрение современных методов обучения и педагогических технологий. Этот резерв предлагаем использовать для реализации регионального компонента. В помощь педагогам выпущена статья Скотниковой В.П., Гамаюновой «Региональный компонент государственного стандарта общего образования Республики Мордовия».

При организации предпрофильной подготовки в 9 классе (из часов, отведенных на компонент образовательного учреждения) рекомендуем пользоваться следующими изданиями:

· Схема разработки программы авторского курса по выбору для предпрофильной подготовки в 9 классах // “Практика административной работы в школе”.- 2003, № 6

· Методические рекомендации по разработке авторских учебных программ. //“Практика административной работы в школе”.- 2003, № 5

· Предпрофильная подготовка учащихся основной школы: Учебные программы элективных курсов по естественно-математическим дисциплинам / Сост. А.Ю. Пентин. – М.: АПКиПРО, 2003. – 153 с. Для предпрофильной подготовки девятиклассников возможно использование курсов по выбору:

- – «Растворы вокруг нас»;

- – «Экология промышленного города»;

- – «Задачи на проценты»;

- – «Химия и здоровье»;

- – «Химия вокруг нас».

Для составления программ курсов по выбору учитель может использовать программы факультативов, опубликованные программы.

· Предпрофильная подготовка учащихся основной школы. Учебные программы элективных курсов по естественно-математическим дисциплинам.-М.: АПК и ПРО, 2003.

- «Исследовательские задачи на стыке наук (биологии, физики, химии)»

· Программы. Химия. 8-9 классы. Элективные курсы. Предпрофильное обучение /Авт.-сост. Г.А. Шипарёва.- М.: Дрофа, 2006

- «Химия для любознательных»

- « Алхимия: мифы и реальность»

- «Химическая мозаика»

- «Химия и медицина»

- «Химия как инструмент творчества в теории решения изобретательских задач»

- «Экспериментальные задачи по химии»

- «Введение в неорганический синтез»

- «Я – хозяин своей планеты»

- «Химические секреты агронома»

- «Роль неорганических веществ в жизнедеятельности организма»

· Химия. 9 класс. Сборник элективных курсов. Профильное обучение/Сост. Н.В. Ширшина. – Волгоград: Учитель, 2005:

- Химические вещества в повседневной жизни человека

- Качественный и количественный анализ в химии

- Здоровье, красота и химия

- Химия в сельском хозяйстве

- Химические вещества – строительные материалы

- Препараты бытовой химии в нашем доме

- Искусство фотографии и химия

- Разрушение металлов и сплавов под действием окружающей среды

- Химия и окружающая среда

- Решение задач по химии повышенного уровня сложности

· Химия. 9 класс. Сборник элективных курсов. Профильное образование/Сост. В.Г. Денисова. – Волгоград: Учитель, 2005:

- Химия космоса

- Кристаллы, минералы и химия

- Живой организм и химия

- Алхимия – практика златоделия

- Тайны химической лаборатории

- Химия окружающей среды

- Способы решения задач по химии

- Тайны химической реакции

- Путешествие в страну ОВР

- Аналитическая химия – путь к познанию металлов

· Журнал «Химия в школе»:

- Звягин А.С., Чернобельская Г.М. Химия в нашей жизни. 2006, №6,с.32

В МРИО прошли экспертизу и получили право на реализацию следующие элективные курсы:

- Программа факультатива "Начальный курс химии" (7 кл,). Автор Чекашина О.В. - учитель химии Инсарской СШ. 2001 г.

- Программу модульного курса «Химические аспекты экологических проблем республики Мордовия» (8-9 кл.). Авторы В.В.Канакова, преподаватель кафедры общей и неорганической химии МГУ им.Н.П.Огарева, Л.Ф.Зюзина, к.х.н., профессор.

- Программы элективного курса «Химические особенности региона» (для 8 класса), «Химические особенности региона» (для 9 класса).

Авторы к.х.н., профессор Зюзина Л.Ф., преподаватель кафедры общей и органической химии института физики и химии МГУ Н.П.Огарева.

- Программы спецкурсов «История химии», «Вещества и материалы в твоем доме», «Введение в эксперимент», «Химия – наука экспериментальная», «Практикум по решению задач».Автор Махаева Т.В., учитель химии МОУ «Многопрофильный лицей №1» п. Чамзинка.

Необходимо правильно выбрать учебник для школьного профиля.

Авторы программы

Класс

Кол-во часов в неделю

Учебно-методическое обеспечение

Для каких профилей рекомендовано

Гузей Л.С. и др.

8

2(3)

Гузей Л.С. и др. «Химия-8». Дрофа. 2003

Физико-математический

9

2(3)

Гузей Л.С. и др. «Химия-9». Дрофа. 2002-2003

Габриелян О.С.

8

2(3)

Габриелян О.С. «Химия-8». Дрофа. 2002-2003

Базовый

Все профили

9

2(3)

Габриелян О.С. «Химия-9». Дрофа. 2002-2003

Иванова Р.Г.

8

2(3)

Иванова Р.Г. «Химия 8-9». Просвещение. 2001-2003

Базовый

Все профили, кроме естественнонаучного

9

2(3)

Иванова Р.Г. «Химия 8-9». Просвещение. 2001-2003

Кузнецова Н.Е. и др.

8

3

Кузнецова Н.Е. «Химия. 8».

Вентана-Граф. 1998-2003

Естественно-научный профиль

9

3

Кузнецова Н.Е. «Химия 9».

Вентана-Граф. 2000-2003

Минченков Е.Е.

8

2(3)

Минченков Е.Е. и др. «Химия 8». Школьная Пресса. 1998-2002

Базовый

9

2(3)

Минченков Е.Е. и др. «Химия 9». Школьная Пресса. 1998-2002

Кузнецова Л.М.

8

2(3)

Кузнецова Л.М. «Химия. 8»

Мнемозина, 2005

Все профили

9

2(3)

Кузнецова Л.М. «Химия. 9»

Мнемозина, 2005

Шелинский Г.И., и др.

8

2(3)

Шелинский Г.И., Рабинович В.А., Шелинская В.В. «Химия. 8»

Книжный мир, 2000

Для углубленного изучения

9

2(3)

Шелинский Г.И., Юрова Н.М. «Химия. 9». Книжный мир, 2000

Для углубленного изучения

Ахметов Н.С.

8

3

Ахметов Н.С. «Химия. 8».

Просвещение, 2001

Для углубленного изучения

9

3

Ахметов Н.С. «Химия. 9».

Просвещение, 2001

Новошинский И.И. и др.

8

2

Новошинский И.И., Новошинская Н.С.

«Химия. 8»

Оникс, 2002

Базовый

9

2

Новошинский И.И., Новошинская Н.С.

«Химия. 9»

Оникс, 2002

За счет часов компонента образовательного учреждения возможно выделение дополнительного времени на углубленное изучение химии. В этом случае рекомендуем использовать программу и учебники химии Н.Е. Кузнецовой, Г.И Шелинского.

Среднее (полное) общее образование

Базовый уровень

ФБУП – 2004 для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов для обязательного изучения учебного предмета “Химия” на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне.

Примерная программа рассчитана на 70 учебных часов на 2 года обучения (из расчета 1 час в неделю). Резерв (10% свободного времени или объем в 7 часов) также, как и в основной школе, рекомендуется использовать для реализации регионального компонента государственного стандарта.

Примерная программа по химии базового уровня представлена в “Вестнике образования”, № 21, 2004 г. (гл. ред. А.Г. Свинаренко).

Для преподавания химии на базовом уровне рекомендуем учебно-методические комплекты Габриеляна О.С., Гузея Л.С. с соответствующей корректировкой в формате 1 час в неделю по БУП 2004 года.

В помощь учителю, работающему по комплекту О.С. Габриеляна, автор разработал методические рекомендации (Габриелян О.С. Методические рекомендации по использованию учебников О.С. Габриеляна, Ф.Н.Маскаева, С. Ю Пономарева, В.И. Теренина. “Химия - 10” и О.С. Габриеляна, Г.Г. Лысовой “Химия - 11” при изучении химии на базовом и профильном уровне. – М.: Дрофа, 2004. – 32 с.).

Подобные рекомендации разработаны Гузеем Л.С.: Л.С. Гузей, Г.Г. Лысова. Методические рекомендации по использованию учебников Л.С. Гузея и др. “Химия” 10 и 11 классов при изучении химии на базовом и профильном уровне.

Специально для школ и классов гуманитарного направления Е.В. Савинкиной и Г.П. Логиновой разработана программа на 1 час в неделю для преподавания в 10 и 11 классах. Программа опубликована в газете “Химия” (приложение к “Первое сентября”), 2003 г. - № 34. Для ее реализации предлагаются учебники этих же авторов.

Савинкина Е.В., Логинова Г.П. Химия. 10 кл.

2001

АСТ-ПРЕСС

ШКОЛА

Для классов гуманитарного направления . Завершенная предметная линия. Дополнительные пособия: практикум, методические рекомендации для 10 – 11 кл.

Савинкина Е.В., Логинова Г.П. Химия. 11 кл.

2002

АСТ-ПРЕСС

ШКОЛА

Дополнительная информация для учителя: Соответствие стандарту среднего общего образования по химии // Приложение к газете “Первое сентября”. – 2004. – № 16. Завершенная линия (8 – 11 кл.) Р.Г. Ивановой также может быть адаптирована для обучения химии на базовом уровне. Это показывает опыт школ, принимавших участие в широкомасштабном эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования.

Иванова Р.Г., Каверина А.А. Химия. 10 кл.

2001

Просвещение

Завершенная линия.

Соответствует федеральному компоненту стандарта 2004 года. Базовый уровень. Программа, пособие для учащихся, методические рекомендации

Иванова Р.Г., Каверина А.А. Химия. 11кл.

2002

просвещение

Существует вариант введения естественнонаучного содержания через интегрированный предмет “Естествознание”. Однако опубликованные программы не обеспечены учебниками федерального перечня, поэтому рекомендуем в рамках профилей гуманитарной направленности выбирать изучение самостоятельных учебных предметов “Химия”, “Физика”, “Биология” на базовом уровне.

Профильный уровень

Примерная программа для реализации обучения химии на профильном уровне рассчитана на 210 учебных часов на 2 года (по 3 часа в неделю в 10 и 11 классах). Резерв свободного времени при этом составляет 10%. Рекомендации по его использованию даны в разделе “Основное общее образование”. Содержание курса также структурировано в 5 блоков, как и на базовом уровне, однако объем и глубина изучения материала рассчитаны на достижение целей профильного обучения химии. В профильных классах предлагается следующее распределение учебной нагрузки.

№ п/п

Профиль

Предмет

Уровень

Часы в 10 кл.

Часы в 11 кл.

1

Универсальный (базовый)

Химия

Базовый

1

1

2

Химико-биологический

Химия

Профильный

3

3

3

Физико-химический

Химия

Профильный

3

3

4

Физико-математический

Естествознание

Базовый

1-2

1-2

5

Биолого-географический

Химия

Базовый

1

1

6

Агротехнологический

Химия

Базовый

1

1

7

Социально-экономический

Естествознание

Базовый

1

1

8

Социально-гуманитарный

Естествознание

Базовый

1

1

9

Филологический

Естествознание

Базовый

1

1

10

Информационно-экономический

Естествознание

Базовый

1

1

11

Индустриально-технологический

Естествознание

Базовый

1

1

12

Художественно-эстетический

Естествознание

Базовый

1

1

13

Оборонно-спортивный

Естествознание

Базовый

1

1

Для обучения химии могут быть использованы программы, опубликованные в сборнике: Программы для общеобразовательных учреждений: Химия. 8 – 11 кл./Сост. Н. И. Габрусева, С.В. Суматохин. – 2-е изд., доп. – М.: Дрофа, 2001. – 288 с.

Для реализации программ рекомендуется использовать следующие учебники, включенные в федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2006 – 2007 учебный год.

Учителям химии, реализующим профильное и углубленное изучение предмета рекомендуем линии О.С. Габриеляна и Н.Е. Кузнецовой.

В полной версии программа для профильного и углубленного изучения химии по комплектам О.С. Габриеляна опубликована в журнале “Химия в школе”; - 2002, №№ 8, 9.

Учебно-методические комплекты:

Габриелян О.С.,

Маскаев Ф.Н.,

Пономарев С.Ю.,

Теренин В.И.

Химия. 10 кл.

2005

Дрофа

Завершенная линия Габриеляна О.С. Соответствует федеральному компоненту стандарта 2004 года. Профильный уровень. Программа. Сборник тестов, задач, упражнений

Габриелян О.С.,

Лысова Г.Г.

Химия. 11 кл.

2005

Дрофа

Завершенная линия Габриеляна О.С. Соответствует федеральному компоненту стандарта 2004 года. Профильный уровень. Программа. Сборник тестов, задач, упражнений

Габриелян О.С.,

Остроумов И.Г.,

Карпова А.А.

Органическая химия. 10 кл.

2002

Просвещение

Профильный и углубленный уровень. Программа. Сборник задач, упражнений, методические рекомендации

Программа Кузнецовой Н.Е. помещена в сборник: Программы для общеобразовательных учреждений: Химия. 8 – 11 кл./Сост. Н. И. Габрусева, С.В. Суматохин. – 2-е изд., доп. – М.: Дрофа, 2001. – 288 с.

Программа подкреплена учебниками Кузнецовой Н.Е.. В комплект, предназначенный для изучения химии на профильном уровне, входят задачник, методическое пособие.

Программа Новошинского И.И., Новошинской Н.С. опубликована в сборнике: Химия. 10 – 11 кл. Программа для общеобразоват. учреждений/И.И. Новошинский, Н.С. Новошинская. – М.: ООО “Издательство Оникс”: ООО “Издательство “Мир и Образование”, 2005. – 80 с.

Программа подкреплена учебниками Новошинского И.И., Новошинской Н.С.. В комплект входят пособия для старшеклассников: “Органическая химия”, сборник задач, самостоятельные работы. Может быть использован как на базовом, так и на профильном уровнях.

В помощь учителю, реализующему профильное обучение на старшей ступени обучения, предлагаем следующие материалы:

· Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область “Естествознание”/МО РФ – нац. Фонд подготовки кадров [общ. ред. А.Г. Каспржака]. М.: Вита-Пресс, 2004. – 96 с.

· Химия для гуманитариев: 10, 11 кл.: элективный курс/сост. Н.В. Ширшина. – Волгоград: Учитель, 2005. – 135 с.

· Программы. Химия. 10-11 классы. Элективные курсы. Профильное обучение /Авт.-сост. Г.А. Шипарёва.- М.: Дрофа, 2006:

- Равновесие в растворах

- Направление химических реакций

- Введение в фармацевтическую химию

- Лабораторные методы иссле6дований в клинике

- Основные методы очистки и разделения веществ

- Углубленное изучение органической химии через систему экспериментальных работ

· С D . Химия для гуманитариев: элективный курс. Серия «Профильное обучение»

В МРИО прошли экспертизу и получили право на реализацию следующие элективные курсы:

· Лабораторный практикум "Строение вещества". Авторы Макеева Е.Я., Глазкова О.В. - преподаватели СТЕТЛ.

· Программа по химии для очно-заочной районной школы. Автор Малянова О.В. - учитель Ст.Шайговской СШ №2 (1-2 год обучения).

· Программа по общей и неорганической химии (11 кл.) для очно-заочной профильной школы. Автор Учаева Н.М. - учитель химии Зубово-Полянской СШ № 1. 2000 г.

· Программа по органической химии (10 кл.) для очно-заочной профильной школы. Автор Учаева Н.М. - учитель химии Зубово-Полянской СШ № 1. 2000 г.

· Программы спецкурсов «История химии», «Вещества и материалы в твоем доме», «Введение в эксперимент», «Химия – наука экспериментальная», «Практикум по решению задач». Автор Махаева Т.В., учитель химии МОУ «Многопрофильный лицей №1» п. Чамзинка.

Кафедра ЕНТО МРИО выпустила сборник программ элективных курсов по химии:

- Решение задач по химии

- Расчетные задачи в школьном курсе химии

- Закономерности химических реакций

- Основы химического анализа

- Строение и свойства кислородосодержащих органических соединений

- Химия окружающей среды

Большую помощь окажут публикации программ элективных курсов в журналах «Химия в школе» , в которых в каждом номере печатаются программы, например:

- Запольских Г.Ю. Химия в быту. 2005, №5, с.51

- Запольских Г.Ю. Решение химических задач разными способами. 2005, №8, с.39

- Русецкая О.П. Мы в мире химии.2005, №7, с.29

- Стройкова С.И. Факультативный курс «Химия и пища».2005, №5, с.28

- Румянцев Б.В., Усиченко М.А. Окислительно-восстановительные процессы.2006, №7, с.30

- Батина Е.В. Вода удивительная и удивляющая. 2006, №5, с.25

-

Опыт организации профильного обучения по химии

1. Пентин А. Естествознание для профильной школы: Интегративный курс или единый стандарт?//Школьное обозрение.-2002 .-№6.-С.31.

2. Петунин О. В классах естественно-научного профиля // Народное образование.-№9.-2004.-с.144

3. Петунин О.В. Экологическое образование школьников в условиях предпрофильного и профильного обучения (из опыта работы) // Методист.-2005.-№5.-с.37

4. Программы элективных курсов. Профильная школа. Естествознание. Рекомендации по использованию учебников.

5. Элективный курс в профильном обучении // Народное образование .- 2004.-№6.-с.275-277

6. Элективные курсы в профильном обучении. Образовательная область естествознание