Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 20

 

Поиск            

 

Положение по подготовке, оформлению и защите курсовых работ (проектов) студентами университета / м-во образ. Рб, Гомельский госуниверситет им. Ф. Скорины. Гомель : ггу им. Ф. Скорины, 2008. 35 с

 

             

Положение по подготовке, оформлению и защите курсовых работ (проектов) студентами университета / м-во образ. Рб, Гомельский госуниверситет им. Ф. Скорины. Гомель : ггу им. Ф. Скорины, 2008. 35 с

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования

«Гомельский государственный университет

имени Франциска Скорины»

ПОЛОЖЕНИЕ

По подготовКЕ, оформленИЮ

и защите КУРСОВых работ (ПРОЕКТОВ)

студентами университета


Гомель

УО «ГГУ им. Ф. Скорины»

2008

УДК 378.016 (073)(060.13)

ББК 74.584 – 2р30я8

П 522

Рекомендовано к изданию научно- методическим

советом учреждения образования «Гомельский

государственный университет имени Франциска Скорины»

П 522

Положение по подготовке, оформлению и защите курсовых работ (проектов) студентами университета / М-во образ. РБ, Гомельский госуниверситет им. Ф. Скорины. – Гомель : ГГУ им. Ф. Скорины, 2008. – 35 с.

Разработано на основе требований Сборника основных постановлений, приказов и инструкций «Высшая школа», СТП 04-98 «Курсовые работы. Общие положения и требования к построению, содержанию и оформлению», утвержденного приказом ректора университета № 762 к-з от 14.09.1998 г. с изменениями и дополнениями (решение НМС университета от 10 сентября 2008 г., протокол № 1).

УДК 378.016 (073)(060.13)

ББК 74.584 – 2р30я8

© УО «Гомельский государственный

университет им. Ф. Скорины», 2008

– одна из форм развития навыков самостоятельной творческой исследовательской работы студентов и контроля знаний, полученных обучаемыми во время обучения.

Письменная - самостоятельная разработка конкретной темы с элементами научного анализа, отражающая приобретенные студентом теоретические знания и практические навыки, умение работать с литературой, анализировать источники, делать обстоятельные и обоснованные выводы.

1 Общие положения

Письменные работы по дисциплинам учебного плана являются важным этапом обучения студентов, способствующим формированию навыков самостоятельного научного и практического подхода к освоению учебного материала. Кроме того, письменные курсовые работы (проекты) позволяют осуществить контроль за самостоятельной работой студента и оценить, наряду с экзаменами и зачетами, подготовленность будущего специалиста.

Выполнение письменных курсовых работ (проектов) регламентируется учебными планами. В учебном плане указывается наименование дисциплины, по которой запланировано выполнение курсовой работы (проекта), и семестр.

Курсовые работы (проекты) выполняются по окончании изучения дисциплин, определенных учебными планами, и являются, также как экзамены и зачеты, одним из видов текущей аттестации.

выполняется студентом самостоятельно, носит исследовательский характер и представляет собой заключительный этап экспериментального или теоретического исследования.

В качестве курсовой работы (проекта) может быть представлен отчет о патентных исследованиях, оформленный по СТБ 1180-99. В некоторых случаях в качестве курсовой работы (проекта) может быть представлен аналитический обзор литературы по заданной теме.

Задачами выполнения курсовой работы (проекта) являются:

- закрепление, углубление и обобщение знаний, полученных студентами в период обучения;

- применение полученных знаний при решении конкретных задач;

- подготовка к выполнению дипломной работы;

- формирование умений пользоваться справочной и научной литературой, нормативными актами, кодексами, периодическими изданиями, таблицами, диаграммами, справочниками и конкретными данными в отдельных отраслях и на предприятиях;

- приобретение навыков самостоятельной работы при постановке задачи исследования, анализе и обобщении изучаемого материала, а также следуемых выводов и предложений.

Курсовые работы (проекты) являются обязательными этапами, предшествующими написанию и защите выпускной квалификационной работы.

Курсовые работы (проекты) должны отвечать квалификационным требованиям по содержанию и оформлению.

Студент лично отвечает за качество и оформление курсовой работы (проекта).

Требования к качеству организации выполнения

курсовых работ (проектов):

- своевременность подготовки и утверждения кафедрой тематики курсовых работ (проектов);

- назначение и утверждение на заседании кафедры руководителей курсовых работ (проектов);

- своевременная выдача заданий по курсовым работам (проектам);

- обеспечение надлежащих условий работы обучаемых на кафедре;

- наличие на кафедре расписания консультаций по курсовым работам (проектам), информированность о нем обучаемых;

- соблюдение студентами сроков каждого этапа выполнения работы (проекта).

2 Тематика курсовых работ (проектов)

Тематика курсовых работ (проектов) должна отвечать учебным задачам дисциплины и увязываться с практическими требованиями науки и производства.

Тематика курсовых работ (проектов) разрабатывается, обсуждается и утверждается на заседании кафедры по дисциплинам, по которым учебными планами предусмотрены курсовые работы. Сроки утверждения – до 15 ноября текущего года.

Тематика курсовых работ (проектов) должна основываться на фактическом материале предприятий и учреждений, на итогах производственной практики студентов, на научно-исследовательских направлениях работы кафедры и студенческих научных кружков с широким привлечением литературы, освещающей новейшие достижения современной науки.

Сменяемость тематики курсовых работ (проектов) – ежегодная.

Требования к тематике курсовых работ(проектов):

- реальность тем, наличие в них новизны и возможности проявления творчества студента;

- научность, современность и направленность на получение студентом навыков самостоятельной творческой исследовательской работы;

- индивидуальность и согласованность с интересами и способностями студента;

- согласование тематики курсовых работ (проектов), предлагаемых кафедрой, с другими специальными кафедрами и методическими советами факультетов;

- комплексность, т.е. решение ряда взаимосвязанных задач.

3 Задание по курсовой работе (проекту)

Основные руководящие указания и данные для выполнения курсовой работы оформляются в задании по курсовой работе (проекту). Шаблонность заданий, повторение из года в год одних и тех же заданий недопустима, т.к. это снижает как учебную, так и научно-исследовательскую ценность курсовых работ (проектов).

Задания по курсовой работе (проекту) должны быть индивидуализированы и согласованы с интересами и способностями студента без снижения общих требований. Каждое задание должно быть тщательно продумано в научном и методическом отношении, отвечать уровню подготовки студентов и времени, отведенному на выполнение курсовой работы (проекта).

Задание по курсовой работе (проекту) составляется научным руководителем в двух экземплярах и утверждается заведующим кафедрой. Один экземпляр задания выдается студенту, другой – хранится на кафедре. В задании руководитель четко формулирует название темы курсовой работы (проекта) и характеристики, определяющие объем и содержание самой работы.

Задание включает следующие данные:

1 Полное название темы курсовой работы (проекта).

2 Срок сдачи студентом работы (устанавливается рабочим учебным планом специальности).

3 Исходные данные к курсовой работе (проекту) (объем, содержание, источники и литература).

4 Перечень подлежащих разработке вопросов.

5 Календарный план-график выполнения этапов работы с указанием сроков и отметкой о выполнении.

6 Дата выдачи задания по курсовой работе (проекту).

Задание по курсовой работе (проекту) оформляется на специальном бланке (приложение А).

4 Руководство выполнением курсовых работ

Процесс написания курсовой работы включает в себя ряд взаимосвязанных этапов:

– выбор темы, согласование ее с руководителем, получение задания;

– составление плана выполнения курсовой работы (проекта);

– формирование структуры работы;

– сбор, анализ и обобщение материала по выбранной теме;

– формулирование основных теоретических положений, практических выводов и рекомендаций;

– проведение эксперимента (для экспериментальных работ);

– изложение материала курсовой работы (проекта) и представление ее руководителю;

– оформление работы, библиографического списка использованных источников и литературы, приложений и получение допуска к защите.

Руководство курсовыми работами (проектами) осуществляется, как правило, наиболее квалифицированными преподавателями кафедры, обладающими методическим опытом, высокой педагогической, производственной и научной квалификацией.

Основными функциями руководителя курсовой работы (проекта) являются:

– руководство разработкой индивидуального плана подготовки и выполнения курсовой работы (проекта);

– консультирование по вопросам содержания и последовательности выполнения курсовой работы (проекта) (назначение и задачи, структура и объем работы, принципы разработки и оформления, примерное распределение времени на выполнение отдельных разделов работы);

– оказание помощи в подборе необходимой литературы;

– контроль хода выполнения курсовой работы (проекта);

– подготовка письменного отзыва на курсовую работу (проект), включая ее оценку;

– присутствие на защите курсовой работы (проекта).

Руководство курсовой работой (проектом) начинается с выдачи задания, необходимым условием чего является индивидуальная беседа научного руководителя со студентом. В ходе беседы руководитель выясняет степень подготовленности к выполнению данного задания, рекомендует необходимую литературу и материалы, дает консультацию о порядке и сроках выполнения задания. В результате беседы может быть уточнена или выбрана студентом другая тема курсовой работы (проекта).

При выдаче задания устанавливается план-график выполнения курсовой работы (проекта) с указанием сроков выполнения каждого этапа ее подготовки. Сроки представления выполненных курсовых работ (проектов) устанавливаются в соответствии с учебным планом данной специальности.

Задание по курсовой работе (проекту) выдается за подписью научного руководителя, датируется днем выдачи и принимается студентом к исполнению.

В процессе выполнения курсовой работы (проекта) научным руководителем проводятся групповые и индивидуальные консультации. На групповых консультациях даются конкретные указания по устранению встретившихся затруднений, анализируются типовые ошибки, указывается, как целесообразнее использовать справочники, альбомы, разместить таблицы, диаграммы, оформить ссылки и сноски и др. Индивидуальные консультации проводятся регулярно, один раз в неделю согласно графика для всех студентов. Во время консультации руководитель путем постановки наводящих вопросов и указания дополнительной литературы призван помочь студенту понять допущенные им ошибки и найти правильный путь к решению вопроса. Руководитель должен стремиться развивать у студента творческие навыки при выполнении последним курсовой работы (проекта).

Проведение консультаций отражается в специальном журнале и находится под непосредственным контролем заведующего кафедрой.

Согласно с календарным планом-графиком студент представляет научному руководителю для проверки отдельные разделы курсовой работы (проекта). Цель – проверить достаточно ли глубоко и полно обучаемый ознакомился с данным вопросом и понял его сущность. Ошибки, неясности, недоработанные места в работе указываются руководителем и по ним даются разъяснения, в каком направлении следует сделать исправления и доработку.

После проверки выполнения одного этапа работы преподаватель делает пометку в плане-графике и разрешает перейти к следующему этапу выполнения курсовой работы (проекта).

Заведующие кафедрами периодически контролируют состояние работы по выполнению курсовых работ (проектов), направленность и методику работы отдельных преподавателей, обсуждая данный вопрос на заседании кафедры.

Выполненная и оформленная в соответствии с требованиями (проект) подписывается студентом, регистрируется и сдается на кафедру для последующей ее защиты.

5 Структура курсовой работы (проекта)

Структурными элементами курсовой работы являются:

- задание по курсовой работе (проекту) (приложение А);

- титульный лист (приложение Б) ;

- (приложение В) ;

- содержание (приложение Г) ;

- перечень сокращений, условных обозначений, символов, единиц и терминов (если они присутствуют в работе);

- введение ;

- основная часть , представленная разделами, подразделами (словами не пишутся);

- заключение ;

- список использованных источников ;

- приложения (если они есть).

Объем курсовой работы:

для студентов гуманитарных специальностей – 30 - 40 страниц;

для студентов естественных специальностей - 20 – 30 страниц машинописного текста (формат А4).

(проект) подлежит обязательному нормоконтролю. При проведении нормоконтроля рекомендуется руководствоваться СТО 01-98 и ГОСТ 2.111-68.

Нормоконтроль соответствия оформления курсовой работы предъявляемым требованиям осуществляется руководителем курсовой работы.

6 Требования к оформлению курсовой работы

Титульный лист

Титульный лист является первой страницей курсовой работы (проекта) и служит источником информации для обработки и поиска документа.

На титульном листе (приложение Б) приводят следующие сведения:

- название министерства;

- название учебного заведения (полное, без сокращений);

- название факультета;

- название кафедры, по которой выполнена (проект);

- тема курсовой работы (проекта);

- вид работы;

- фамилия, инициалы студента-исполнителя;

- фамилия, инициалы научного руководителя, его ученая степень и ученое звание;

- город и год выполнения курсовой работы.

**

- сокращенное изложение содержания курсовой работы (проекта) с основными фактическими сведениями и выводами.

(приложение В) к курсовой работе (проекту) содержит:

- сведения о полном объеме, количестве иллюстраций, таблиц, использованных источников, приложений;

___________________________________________

**Кафедре предоставлено право корректировки содержания а

- перечень ключевых слов;

- текст а.

Перечень ключевых слов включает от 5 до 15 слов или словосочетаний, которые в наибольшей мере характеризуют его содержание и обеспечивают возможность информационного поиска. Ключевые слова приводят в именительном падеже и печатают строчными буквами в строку через запятые.

Текст а составляется студентом совместно с руководителем курсовой работы (проекта) и отражает:

- объект исследования, цель работы;

- метод исследования;

- основные конструктивные и технико-эксплуатационные характеристики;

- степень внедрения (рекомендации по внедрению) результатов курсовой работы (проекта);

- полученные результаты и их новизну;

- область применения;

- экономическую эффективность и (или) практическую значимость работы.

Если (проект) не содержит сведений по какой-либо из перечисленных структурных частей а, то в тексте а ее опускают, сохраняя последовательность изложения.

Оптимальный объем текста а - 850 печатных знаков, но не более одной страницы машинописного текста.

Содержание

Содержание курсовой работы (общие требования по ТКП 1.5-2004) размещают после а с новой страницы и, при необходимости, продолжают на следующих листах.

Содержание (приложение Г) включает в себя названия всех структурных частей курсовой работы (проекта) (всех разделов и подразделов, пунктов и подпунктов без указания словами ) с указанием номеров страниц, на которых размещается начало материала соответствующей части работы.

Обозначения и сокращения

Общие требования к разделу «Обозначения и сокращения» по ГОСТ 7.32-2001 и ТКП 1. 5-20.

При необходимости использования в курсовой работе значительного количества (более пяти) обозначений и (или) сокращений, в курсовую работу (проект) включают один из следующих элементов: «Обозначения и сокращения», «Обозначения», «Сокращения», который приводят в виде отдельного одноименного структурного элемента курсовой работы (проекта).

В данном структурном элементе устанавливают обозначения и сокращения, применяемые в курсовой работе (проекте), и приводят их детальную расшифровку и / или необходимые пояснения. Перечень обозначений и / или сокращений составляют в алфавитном порядке.

Пример

ГГС – государственная геодезическая сеть;

ОРП – ориентирный пункт;

ПС – пункт-спутник;

с. – селение;

сев.-зап. – северо-запад;

юго-вост. – юго-восток;

юго-зап. – юго-запад.

Если в курсовой работе (проекте) специальные термины, сокращения, символы, обозначения и т.п. повторяются менее трех раз, перечень не составляют, а их расшифровку приводят в тексте при первом упоминании.

Введение

Во введении кратко излагается предыстория и состояние изучаемой проблемы, актуальность и цель работы, задачи, решаемые при достижении поставленной цели, научная новизна полученных результатов и их практическая значимость. Объем «Введения» не должен превышать 3 страниц, для гуманитарных факультетов - 4-6 страниц (с учетом обзора историографии во введении).

Основная часть

Основная часть курсовой работы (проекта) (общие требования по ТКП 1.5-2004, ГОСТ 2.105-95 и ГОСТ 7.32-2001) содержит данные, отражающие выбор направления исследования, методику, теоретические и (или) экспериментальные исследования, основные результаты выполненной работы, обобщение и оценку результатов исследований.

Основную часть курсовой работы (проекта) разбивают по разделам (разделы, при необходимости, делят на подразделы, пункты или подпункты). Расположение основного материала курсовой работы (проекта) по разделам и подразделам основной части определяется автором курсовой работы (проекта).

Объем основной части курсовой работы (проекта) не должен превышать 2/3 (20-25, 15-18 страниц) машинописного текста, исключая графический материал и таблицы.

Заключение

Заключение содержит краткие выводы по результатам выполненной студентом курсовой работы (проекта), оценку полноты решений поставленных задач, разработку рекомендаций и исходных данных по конкретному использованию результатов курсовой работы, оценку технико-экономической эффективности внедрения. Если определение технико-экономической эффективности невозможно, указывают народнохозяйственную, научную, социальную и иную значимость работы.

Объем «Заключения» не должен превышает 1-2 страницы

Список использованных источников

«Список использованных источников» содержит сведения о литературных источниках, использованных при написании курсовой работы (проекта) и оформленных в соответствии с ГОСТ 7.11-2004 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическое описание документа» (приложение Д).

Источники располагают в порядке появления ссылок по тексту курсовой работы (проекта) и нумеруют арабскими цифрами.

Приложения

В приложения (общие требования по ГОСТ 2.105-95 и ГОСТ 7.32-2001) включают материалы, дополняющие курсовую работу (проект) и которые по каким-либо причинам не могут быть включены в основную часть, но необходимы для полноты восприятия выполненной работы, оценки ее научной и практической значимости.

В приложения могут включаться:

- промежуточные математические доказательства и расчеты, оценки погрешностей измерений и достоверности полученных результатов;

- таблицы цифровых данных и иллюстрации вспомогательного характера;

- описание аппаратуры и приборов, применяемых при проведении экспериментов, измерений испытаний,

- инструкции, методики, описания алгоритмов и программ задач, решаемых ЭВМ, и выполненных в соответствии с ГОСТами Единой системы программной документации (ЕСПД);

- акты о внедрении, о промышленных испытаниях, расчеты экономического эффекта, методические рекомендации и методические указания использования новых разработок и др.

В приложения включают иллюстрации, таблицы и компьютерные распечатки.

Требования к тексту курсовой работы

Страницы текста курсовой работы и включенные в нее иллюстрации, таблицы и компьютерные распечатки должны соответствовать формату А4 (210х297 мм, такими форматами также считаются все форматы, находящиеся в пределах от 203х288 мм до 210х297 мм). Допускается представлять иллюстрации, таблицы и компьютерные распечатки на листах формата А3 (297х420 мм).

Курсовую работу выполняют рукописным способом или с применением печатающих и графических устройств вывода (в соответствии с ГОСТ 2.004-88) на одной стороне листа белой бумаги. При компьютерном наборе печать производят через одинарный межстрочный интервал (равный полуторному машинописному интервалу) шрифтом 14 пунктов гарнитура Times New Roman. Высота строчных букв, не имеющих выступающих элементов, должна быть не менее 2 мм. Рекомендуется использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определениях, терминах, важных особенностях (шрифты разной гарнитуры, выделение с помощью рамок, разрядки, подчеркивания и др.). При рукописном оформлении курсовой работы ее объем должен соответствовать машинописному представлению: 38-42 строки на странице, абзацный отступ 1,25 см, соответствие полей предъявляемым требованиям.

Текст курсовой работы печатают, соблюдая следующие размеры полей: левое - 30 мм, правое - 15 мм, верхнее - 25 мм, нижнее - 20 мм.

Шрифт печати должен быть четким, лента - черного цвета средней жирности. Все линии, буквы, цифры и знаки должны быть одинаково черными по всему тексту. Плотность текста должна быть одинаковой.

Допускается вписывать отдельные слова, формулы, условные знаки чернилами, тушью, пастой черного цвета, при этом плотность вписанного текста должна быть приближена к плотности основного текста.

Нумерация страниц

Страницы курсовой работы нумеруют арабскими цифрами, соблюдая нумерацию по всему тексту работы. Номер страницы проставляют на верхнем поле в правом углу без точки в конце.

Титульный лист включают в общую нумерацию страниц курсовой работы. Номер страницы на титульном листе не проставляют. не нумеруется. Нумерация страниц – со 2-й – «Содержание».

Иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах, компьютерные распечатки включают в общую нумерацию страниц. Иллюстрации, таблицы и компьютерные распечатки на листе формата А3 учитывают как одну страницу.

Нумерация разделов, подразделов, пунктов, подпунктов

Текст основной части курсовой работы может делиться на разделы, подразделы и пункты. Пункты, при необходимости, могут делиться на подпункты.

При делении текста основной части на пункты и подпункты необходимо, чтобы каждый пункт содержал законченную информацию.

Разделы, подразделы, пункты и подпункты основной части следует нумеровать арабскими цифрами без указания самого слова «раздел», «подраздел».

Разделы курсовой работы должны иметь порядковую нумерацию в пределах основной части текста.

Пример - 1, 2, 3 и т.д.

Например,

1 ЗАЩИТА ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

КАК ФУНКЦИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВОСУДИЯ

2 КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА

ЗАЩИТЕ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

3 и т.д.

Номер подраздела или пункта включает номер раздела и порядковый номер подраздела или пункта, разделенные точкой.

Пример - 1.1, 1.2, 2.1, или 1.1.1, 1.1.2, 2.1.1 и т.д.

Номер подпункта включает номер раздела, подраздела, пункта и порядковый номер подпункта, разделенные точкой.

Пример - 1.2.3.1, 1.2.3.2, 1.2.3.3 и т.д.

Если раздел или подраздел имеет только один пункт или пункт имеет один подпункт, то нумеровать пункт (подпункт) не следует.

После номера раздела, подраздела, пункта, подпункта в тексте курсовой работы точка не ставится.

Номера разделов и подразделов, по возможности, выделяются шрифтом.

Заголовки

Разделы должны иметь заголовки . Подразделы могут иметь заголовки. Пункты, как правило, заголовков не имеют. Заголовки должны четко и кратко отражать содержание разделов и подразделов.

Заголовки структурных элементов курсовой работы и разделов основной части следует печатать с абзацного отступа прописными буквами (большими) без точки в конце, не подчеркивая.

Заголовки подразделов и пунктов следует начинать с абзацного отступа и печатать с прописной буквы (строчными – малыми) (допускается вразрядку), не подчеркивая, без точки в конце.

Подпункты основной части следует начинать печатать с абзацного отступа.

Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Переносы слов в заголовках не допускаются. При наборе заголовков с применением печатающих и графических устройств вывода могут быть использованы элементы шрифтового выделения (полужирный шрифт, курсив) или шрифты различной гарнитуры.

Расстояние между заголовками разделов курсовой работы, подразделами основной части и текстом должно быть равно 2-3 интервалам. Если между двумя заголовками текст отсутствует, то расстояние между ними устанавливается в 2 интервала. Расстояние между текстом и заголовком, после которого он следует, равно 2 интервалам.

Каждую структурную часть курсовой работы (проекта) (введение, разделы основной части, заключение и т.д.) следует начинать с нового листа .

Переносы в заголовках не допускаются.

Перечисления

В тексте курсовой работы (проекта) могут быть приведены перечисления. Перед каждой позицией перечисления следует ставить с абзацного отступа дефис или, при необходимости ссылки в тексте курсовой работы (проекта) на одно из перечислений, строчную букву, после которой ставится скобка. Для дальнейшей детализации перечисления необходимо использовать арабские цифры, после которых ставится скобка.

Пример

а) ____________________________________________

б) ____________________________________________

1)_________________________________________

2)_________________________________________

в) ____________________________________________

Таблицы

Таблицы применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей. Таблицу следует располагать непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице, а при необходимости в приложении. Оформление таблиц – по ТКП 1.5-2004, ГОСТ 2.105-95.

Графический материал

Графический материал – рисунки (схемы, диаграммы, чертежи, графики, фотоснимки и т.п.) – помещают в текст курсовой работы (проекта) для ее лучшего понимания, а также с целью установления свойств или характеристик объекта разработки. На графический материал должна быть дана ссылка в тексте.

Графический материал должен располагаться непосредственно после текста, в котором о нем упоминается впервые, или на следующей странице, а при необходимости в приложении.

Иллюстрации должны быть расположены так, чтобы их было удобно рассматривать без поворота листа курсовой работы или с поворотом по часовой стрелке.

Чертежи, графики, диаграммы, схемы, рисунки и т.п., помещенные в курсовой работе (проекте), должны соответствовать требованиям государственных стандартов Единой системы конструкторской документации (ЕСКД) (ГОСТ 2.104-68, ГОСТ 2.109-73, ГОСТ 113-75 и др.).

Формулы и уравнения

Формулы и уравнения, за исключением формул и уравнений, помещаемых в приложении, следует нумеровать сквозной нумерацией арабскими цифрами, которые записываются на уровне формулы в круглых скобках в крайнем правом положении на строке. Одну формулу обозначают – (1).

Ссылки в тексте на порядковые номера формул дают в скобках.

Пример - ... в формуле (8)

Формулы, помещаемые в приложениях, должны нумероваться отдельной нумерацией арабскими цифрами в пределах каждого приложения с добавлением перед цифрой обозначения приложения.

Пример - ... в формуле (А.3)

Допускается нумерация формул в пределах раздела. В этом случае номер формулы состоит из номера раздела и порядкового номера формулы, разделенных точкой.

Пример - (5.1)

Формулы, следующие одна за другой и не разделенные текстом, отделяют запятой.

Пояснение значений символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, в которой они даны в формуле. Значение каждого символа и числового коэффициента следует давать с новой строки. Первую строку пояснения начинают со слова «где» без двоеточия, а после формулы ставят запятую.

Формулы и уравнения следует выделять из текста в отдельную строку. Перенос формулы на следующую строку допускается только на знаках выполняемых операций, т.е. после знака равенства (=), знаков плюс ( ), минус (- ), умножения ( ), деления (: ) или других математических знаков, причем знак в начале следующей строки повторяют.

Ссылки

Ссылки на источники следует указывать порядковым номером по списку источников или номером подстрочного примечания. Номер источника по списку заключается в квадратные скобки или помещается между косыми чертами. Номер примечания дается надстрочным индексом для каждой страницы нумерация подстрочных примечаний (если их более двух) начинается с единицы.

Оформление ссылок – по требованиям ГОСТа 7.11-2004 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическое описание документа» (приложение Д).

При использовании части сведений из источников с большим количеством страниц (обзорные статьи, монографии) в том месте текста, где дается ссылка, необходимо указать номера страниц (от и до), иллюстраций, таблиц, формул, на которые дается ссылка в тексте.

Пример - [16, c . 24, таблица 2] (16 - номер источника в списке, 24 - номер страницы, 2 - номер таблицы)

Примечания и примеры

Примечания приводят в курсовой работе (проекте), если необходимы поясняющие или справочные данные к содержанию текста, таблиц или графического материала. Примечания, включенные в текст курсовой работы (проекта), не должны содержать требований. Примечания к таблицам и рисункам могут включать требования.

Примечания следует помещать непосредственно после текста, графического материала или таблицы, к которым относятся эти примечания, и печатать с прописной буквы с абзаца. Если примечание одно, то после слова «Примечание» ставится тире. Примечание к таблице помещают в конце таблицы над линией, обозначающей окончание таблицы. Одно примечание не нумеруют (рисунок 3).

Если два или более примечаний сгруппированы вместе, они располагаются под самостоятельным заголовком «Примечания». В этом случае тексту каждого примечания предшествует только арабская цифра в начале его первой строчки. Нумерация каждой группы примечаний производится отдельно, т.е. 1, 2 и т.д.

Пример

Примечания

1 ___________________________________________

2 ___________________________________________

Примеры следует приводить для пояснения положений, содержащихся в курсовой работе (проекте), если они способствуют более краткому ее изложению.

Примеры размещают, нумеруют и оформляют так же, как и примечания.

Сноски

Если необходимо пояснить отдельные данные, приведенные в курсовой работе (проекте), то эти данные следует обозначать надстрочными знаками сноски.

Сноски в тексте располагают с абзацного отступа в конце страницы, на которой они обозначены, и отделяют от текста короткой тонкой горизонтальной линией с левой стороны, а к данным, расположенным в таблице, в конце таблицы над линией, обозначающей окончание таблицы.

Знак сноски ставят непосредственно после того слова, числа, символа, предложения, к которому дается пояснение, и перед текстом пояснения.

Знак сноски выполняют арабскими цифрами со скобкой и помещают на уровне верхнего обреза шрифта.

Пример - ...радиоэлектронное средство 1 ) .

Нумерация сносок отдельная для каждой страницы.

Допускается вместо цифр выполнять сноски звездочками: *), **), ***). При выполнении сноски звездочками, применение более четырех звездочек не допускается.

Перенос сносок с данной страницы на следующую не допускается.

Приложения

Приложения следует оформлять как продолжение курсовой работы (проекта). Приложения должны иметь общую с остальной частью сквозную нумерацию страниц. В тексте работы на все приложения должны быть даны ссылки. Приложения располагают в порядке появления ссылок в тексте. Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указания в правом верхнем углу страницы слова «Приложение» и его буквенного обозначения.

Приложения обозначают прописными буквами белорусского алфавита, начиная с буквы А , за исключением букв Дж, Дз, Ё, З, I , Й, О, , Ч, Ы, Ь, или прописными буквами русского алфавита, начиная с буквы А , за исключением букв Ё, З, И, О, Ч, Щ, Ъ, Ы, Ь . После слова «Приложение» следует буква, обозначающая его последовательность упоминания в тексте.

Пример - Приложение Б

Если в курсовой работе только одно приложение, то оно обозначается «Приложение А».

Если содержит приложений больше чем букв в алфавите, то приложение, следующее за приложением Я, обозначается арабскими цифрами.

Приложение должно иметь заголовок, который записывается симметрично относительно текста с прописной буквы на отдельной строке.

При необходимости, текст каждого приложения может быть разделен на разделы, подразделы, пункты, которые следует нумеровать в пределах каждого приложения. Перед номерами ставится обозначение этого приложения.

Пример - В 1.1

Имеющиеся в тексте приложения таблицы, графический материал, формулы и уравнения следует нумеровать в пределах каждого приложения.

Если в качестве приложения в курсовой работе (проекте) используется документ, имеющий самостоятельное значение и оформленный согласно требованиям к документу данного вида, его вкладывают в курсовую работу без изменений в оригинале. На титульном листе документа вверху посередине печатают слово «Приложение» и его обозначение, а страницы, на которых помещен документ, включают в общую нумерацию страниц курсовой работы.

6 Отзыв-допуск курсовой работы к защите

Отзыв-допуск курсовой работы (проекта) к защите осуществляется ее руководителем и включает краткий анализ положительных сторон работы, ее недостатков и ошибок, выводов и оценку курсовой работы (приложение Е). Кафедре предоставляется право выбора формы отзыва.

Положительно оцененная (проект) допускается к защите.

7 Защита курсовой работы

Защита курсовой работы (проекта) является особой формой проверки выполнения работы. Защита призвана приучать студента к всестороннему обоснованию предложенных им решений и выводов и к более глубокому пониманию выполненной работы.

Защита курсовой работы (проекта) производится в специальной комиссии из 2-3 человек, состав которой определяется кафедрой, при непосредственном участии научного руководителя курсовой работы (проекта), в присутствии группы.

Защита курсовой работы (проекта) проводится согласно действующему «Положению о курсовых экзаменах и зачетах в высших учебных заведениях» и оценивается дифференцированной отметкой по десятибалльной шкале. Оценка по курсовой работе (проекту) записывается в ведомость. Положительная оценка заносится также в зачетную книжку за подписью научного руководителя курсовой работы (проекта).

Студент, не представивший в установленные сроки курсовую работу (проект) или не защитивший по неуважительной причине, считается имеющим академическую задолженность.

Выполненные курсовые работы (проекты) после их защиты сдаются на кафедру, где они хранятся 2 года, затем курсовые работы (проекты), не представляющие интереса для кафедры, списываются по акту.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Форма задания по курсовой работе

Учреждения образования

«Гомельский государственный университет

имени Франциска Скорины»

___________________________________ факультет

название

Кафедра_______________________________

название

Утверждаю

Зав. кафедрой________________________ Ф.И.О.

подпись

«_____»___________________200____г.

число месяц год

ЗАДАНИЕ

по курсовой работе

Студенту ____________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество)

1 Тема курсовой работы_______________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2 Срок сдачи студентом работы «_____»________________ 200___г.

3 Исходные данные к курсовой работе__________________________

________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

4 Перечень подлежащих разработке вопросов____________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5 Календарный план-график работы с указанием сроков выполнения отдельных этапов

Этап выпол-нения работы

Содержание выполняемой работы

Сроки представления материала

Отметка о выполнении этапа работы

Подпись

руководителя

7 Дата выдачи задания «______»__________________ 200____г.

Научный руководитель __________________ __________________

подпись Ф.И.О.

Принял задание к исполнению________________ _______________

подпись студента Ф.И.О.

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Образец оформления титульного листа

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования

«Гомельский государственный университет

имени Франциска Скорины»

Факультет _________________________________

Кафедра ___________________________________

____________________________________________________________

название темы

____________________________________________________________

курсовой работы

Исполнитель:

студент группы ______________ ________________ Ф.И.О.

шифр и номер группы подпись

Научный руководитель:

должность, ученая степень,

звание __________________ Ф.И.О.

подпись

Гомель 200_______

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Р Е Ф Е Р А Т**

_____ страниц, _____ таблиц, _____рисунков, ________ приложений, __________источников.

Ключевые слова : __________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________

Объект исследования : _____________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________

Предмет исследования:____________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________

Методы исследования : _____________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

Цель курсовой работы: ____________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

Задачами курсовой работы являются:

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

Выводы: _________________________________________________ ____________________________________________________________

____________________________________________________________

Предложения: ____________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

** Кафедре предоставлено право корректировки содержания а

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………..

3

1 Правительство Республики Беларусь: понятие и порядок формирования…………………………………………………….

6

1.1 Понятие и характеристика Совета Министров – Правительства Республики Беларусь…………………………………...

6

1.2 Формирование Правительства Республики Беларусь………

9

2 Полномочия Совета Министров Республики Беларусь……...

16

2.1 Компетенция Правительства в экономической сфере, в области бюджета и финансов, в социально-культурной сфере….

18

2.2 Компетенция Правительства в области охраны окружающей среды, обеспечения законности, национальной безопасности и обороны, внешней политики……………………………

23

3 Соотношение актов Президента и Правительства Республики Беларусь………………………………………………………..

30

3.1 Акты Президента Республики Беларусь…………………….

30

3.2 Акты Совета Министров – Правительства Республики Беларусь………………………………………………………………

35

Заключение………………………………………………………..

38

Список использованных источников……………………………

39

Приложения………………………………..……………………...

41

ПРИЛОЖЕНИЕ Д

Примеры оформления библиографического

описания источников

(использованных источников)

Законодательные материалы***

Запись под заголовком

1 Канстытуцыя Рэспублікі Беларусь 1994 го­да (са змян. і дап.) [Текст] : прынята на рэсп. рэф. 24 лістап. 1996 г. : афіц. Тэкст. – Мн. : Полымя, 2002. – 93 с.

2 Кодекс Республики Беларусь об админи­стративных нарушениях [Текст] : принят Палатой представителей 17 дек. 2002 г. : одобр. Советом Респ. 2 апр. 2003 г. – Мн. : Амалфея, 2003. – 253 с.

3 Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь [Текст] : с изм. и доп. по состоянию на 20 мая 2003 г. – Офиц. изд. – Мн.: НЦПИ Беларуси, 2003. – 301 с.

4 Налоговый кодекс Республики Беларусь [Текст] : принят Палатой представителей 15 ноября 2002 г.; одобр. Советом Республики 2 декабря 2002 г. – Мн.: Информпресс, 2004. – 83 с.

Законы

1 О бюджете Республики Беларусь на 2005 год [Текст] : закон Республики Беларусь от 18 нояб. 2004 г., № 339-З // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2004. – № 189. – С. 20-72.

2 О государственной статистике [Текст] : закон Республики Беларусь от 28 нояб. 2004 г., № 345-З // Гл. бухгалтер. – 2005. – № 5. – С. 30-34.

3 О защите прав потребителей [Текст] : закон Республики Беларусь от 9 января 2002 г., № 90-З; по состоянию на 25 марта 2004 г. – Мн.: Дикта, 2004. – 52 с.

4 О нормативных правовых актах: закон Республики Беларусь от 10 янв. 2000 г., № 361-3 // Ведомости Национального собрания Республики Беларусь.– 2000. – № 5.– С.14-15.

5 О гражданстве Республики Беларусь [Текст] : закон Республики Беларусь от 1 авг. 2002 г., № 136-З // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2002. – № 88.– С. 34-35.

___________________________________________________________

***Указываются последние изменения и дополнения, внесенные в законодательные материалы

6 О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь [Текст] : закон Республики Беларусь от 3 июня 1993 г. (в ред. закона от 19 июля 2005 г., № 41-3 ) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2005. – № 121.– С.11-13.

Декреты

1 О совершенствовании работы с населением [Текст] : декрет Президента Республики Беларусь от 14 января 2005 г., № 2 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2005. – № 7. – С. 3-5.

2 О некоторых мерах по противодействию торговле людьми [Текст] : декрет Президента Республики Беларусь от 9 марта 2005 г., № 3 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2005. – № 40. – С. 5-11.

Указы

1 О совершенствовании государственного регулирования аудиторской деятельности [Текст] : указ Президента Республики Беларусь от 12 февр. 2004 г., № 67 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2004. – № 26. – С. 26-27.

2 О стимулировании в 2005 году развития промышленного производства [Текст] : указ Президента Республики Беларусь от 1 февр. 2005 г., № 57 // Вестник Мин-ва по налогам и сборам Республики Беларусь. – 2005. – № 7-8. – С. 11.

Постановления

1 О программе совершенствования деятельности потребительской кооперации на 2005-2010 годы [Текст] : постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 авг. 2004 г., № 1038 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2004. – № 214. – С. 17-18.

2 О некоторых вопросах защиты прав потребителей [Текст] : постановление Министерства торговли Республики Беларусь от 23 дек. 2004г., № 54 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2005. – № 10. – С. 67-69.

Другие нормативные документы

1 Положение о порядке предоставления и возврата средств республиканского бюджета в виде бюджетного займа, бюджетной ссуды [Текст] : утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 дек. 2004 г., № 1619 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2005. – № 1. – С. 71-75.

2 Инструкция о порядке изменения в 2005 году цен (тарифов) на товары (работы, услуги), на которые в соответствии с действующим законодательством осуществляется государственное регулирование [Текст] : утв. постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 30 нояб. 2004 г., № 257 // Гл. бухгалтер. Ценообразование. – 2005. – № 1. – С. 16-17.

3 Инструкция о порядке отражения в бухгалтерском учете налога на добавленную стоимость [Текст] : утв. постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 16 дек. 2003 г., № 176 // Гл. бухгалтер. – 2004. – № 4. – С. 45-49.

4 Инструкция о порядке переоценки основных средств по состоянию на 1 янв. 2005 года [Текст] : утв. постановлением Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 24 дек. 2004 г., № 231 // Гл. бухгалтер. – 2005. – № 1. – С. 43-54.

5 Межотраслевая типовая инструкция по охране труда при работе с персональными компьютерами [Текст] : утв. постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 нояб. 2004 г., № 138 // Бюллетень Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь. – 2005. – № 2. – С. 56 – 68.

6 Программа «Качество» Гомельской области на 2004 –2006 годы [Текст] : утв. решением Гомельского областного Совета депутатов от 27 авг. 2004 г., №10 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2004. – № 153. – С. 7-10.

Архивные документы

1 Описание синагоги в г. Минске (план части здания синагоги 1896) [Текст] // Центральный исторический архив Москвы (ЦИАМ). – Фонд 454. – Оп.3. – Д.21. – Л. 18-19.

2 Дела о выдаче ссуды под залог имений, находящихся в Минской губернии (имеются планы имений) 1884-1918 гг. [Текст] // Центральный исторический архив Москвы (ЦИАМ). – Фонд 255. – Оп.1. – Д.802-1294, 4974-4978, 4980-4990, 4994-5000, 5015-5016.

Книги одного автора

1 Смыкоўская, В. І. Беларуская літаратура. 6 клас. Рознаўзроўневыя заданні [Тэкст] : дапаможнік для настаўнікаў агульнаадукацыйных устаноў / В. І. Смы­коўская. – Мн. : Аверсэв, 2005. – 208 с.

2 Савицкий, А. А. Основы ценообразования [Текст] : учеб. пособие для вузов / А. А. Савицкий. – Мн. : ДизайнПро, 2004. – 119 с.

3 Гоголь, Николай Васильевич. Петербургские повести; Пьесы [Текст] / Н. В. Гоголь; [составление, комментарии В. А. Воропаева]. – М. : Дрофа: Вече, 2004. – 365 с.

4 Глинка, Н. Л. Общая химия [Текст] : учебное пособие для вузов / Н. Л. Глинка. – Л. : Химия, 1987. – 702 с.

5 Семенов, В. В. Философия: итог тысячелетий. Философская психология [Текст] / В. В. Семенов. – Пущино : ПНЦ РАН, 2000. – 64 с.

Книги двух и трех авторов

1 Старовойтов, М. И. Гомельский государственный университет имени Ф. Скорины. Исторический очерк [Текст] : науч. изд. / М. И. Старовойтов, А. И. Зе­ленкова, М. П. Савинская. – Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2005. – 359 с.

2 Михайлушкин, А. И. Экономика [Текст] : учеб. для вузов / А. И. Михай­лушкин, П. Д. Шимко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Высш. Шк., 2004. – 488 с.

3 Агафонова, Н. Н. Гражданское право [Текст] : учеб. пособие для вузов / Н. Н. Агафонова, Т. В. Богачева, Л. И. Глушакова; под общ. ред. А. Г. Калпина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Юрист, 2002. – 542 с.

4 Бахвалов, Н. С. Численные методы [Текст] : учеб. пособие для физ. - мат. специальностей вузов / Н. С. Бахвалов, Н. П. Жидков, Г. М. Кобельков; под общ. ред. Н. И. Тихонова. – 2-е изд. – М. : Физмалит: Лаб. Базовых данных; СПб. : Нев. Диалект, 2002. – 630 с.

Книги четырех и более авторов

1 Налоги и налогообложение [Текст] : учеб. для студ. экон. вузов / Н. Е. Заяц [и др.]; под общ. ред. Н. Е. Заяц. – Мн. : Выш. шк., 2004. – 302 с.

2 Основы идеологии белорусского государства [Текст] : учеб.-метод. пособие для вузов / В. В. Шинкарев [и др.]. – Мн. : БГПУ, 2004. – 150 с.

3 История России [Текст] : учеб. пособие для студентов всех специальностей / В. Н. Быков [и др.] ; отв. ред. В. Н. Сухов. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб. : СПбЛТА, 2001. – 231 с.

4 Практикум по неорганической химии [Текст] : учеб. издание для вузов / В. П. Зломанов [и др.]. – М. : Изд-во МГУ, 1994. – 354 с.

5 Исследование рынка труда в Беларуси [Текст] / Д. И. Ванеев [и др.]; под общ. ред. Д. И. Ванеева. – Мн. : НИИ труда, 2001. – 108 с.

6 Введение в литературоведение [Текст] : учеб. пособие для вузов по направлению и специальности “Филология”/ Л. В. Чернец [и др.]; под ред. Л. В. Чернец. – М. : Высшая школа, 2004. – 679 с.

Книги без авторов

1 Бухгалтерский учет и контроль в Республике Беларусь [Текст]: сб. нормат. актов. – Мн. : Амалфея, 2004. – 512 с.

2 Вяселле на Гомельшчыне [Тэкст] : фальклорна-этнаграфічны зб. / [Гомельскі дзярж. ун-т імя Ф. Скарыны; уклад., уступны арт., рэд. : І. Ф. Штэйнер, В. С. Но­вак]. – Мн.: ЛМФ “Нёман”, 2003. – 470 с.

3 Золотой ключик : сказки рос. писателей [Текст] / сост. И. Полякова. – М. : Оникс, 2001. – 381, [2] с.

4 Налог на добавленную стоимость [Текст]. – 7-е изд., перераб. – [Текст]. – Мн. : Информпесс, 2004. – 147 с.

5 Менеджмент [Текст] : учеб. пособие для вузов / под ред. В. В. Лукашевича, Н. И. Астаховой. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 255 с.

Сборники научных трудов

1 Слова і час: Навуковыя чытанні, прысвечаныя памяці прафесара У. В. Ані­чэнкі [Тэкст] : зб. навук. Артыкулаў : у 2 ч. / адк. рэд. А. А. Станкевіч. – Гомель: ГДУ ім. Ф. Скарыны, 2003.

Ч. 1 – 277 с.

Ч. 2 – 245 с.

2 Потребительская кооперация: теория, практика. Проблемы и перспективы развития [Текст]: сб. науч. тр. / Белкоопсоюз, Бел. торг.-экон. ун-т. – Гомель: Бел. торг.-экон. ун-т., 2004. – 236 с.

Материалы конференций

2 «Воспитательный процесс в высшей школе России», международная науч.-практическая конф. (2001; Новосибирск) Межвузовская научно-практическая конференция «Воспитательный процесс в высшей школе России», 26–27 апр. 2001 г. [Текст] : [посвящ. 50-летию НГАВТ: материалы] / редкол. : А. Б. Борисов [и др.]. – Новосибирск : НГАВТ, 2001. – 157 с.

3 “Старообрядчество как историко-культурный феномен”, международ­ная науч.- практическая конф. (2003; Гомель) Международная научно-практи­ческая конференция “Старообряд-чество как историко-культурный феномен”, 27–28 февр. 2003 г. [Текст] : материалы / редкол. О. Г. Ященко (гл. ред.), О. А. Макушников, А. А. Станкевич. – Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2005. – 359 с.

4 Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург). Отчетная археологическая сессия (2002). Отчетная археологическая сессия за 2002 год [Текст] : тез. докл. / Гос. Эрмитаж. – СПб. : Изд-во Гос. Эрмитажа, 201. – 62 с.

Устав

5 Белорусский проф. Союз работников здравоохранения. Устав Белорусского профессионального союза работников здравоохранения [Текст] : [принят в новой ред. V Пленумом Респ. Ком. Профсоюза работников здравоохранения 27 апр. 1999 г. : доп. и изм. в Устав внес. VI Пленумом Респ. ком. профсоюза работников здравоохранения 29 нояб. 2002 г.]. – Мн. : [б. и.], 2002. – 22 с.

Стандарт

Запись под заголовком

1 СТБ ИСО 14031-2003 (18О 14031:1999, ЮТ). Управление окружающей средой. Оценка экологической эффективности. Общие требования [Текст]. – Введ. 01.05.04. – Мн. : БелГИСС : Госстандарт Беларуси, 2004. – IV, 26 с.

2 ГОСТ 7.32-2001. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления. – Введ. 2003-01-01. – Мн. : БелГИСС, 2002. – 16 с.

Запись под заглавием

1 Безопасность оборудования. Термины и определения: ГОСТ ЕН 1070–2003. – Введ. 01.09.04. – Минск : Межгос. Совет по стандартизации, метрологии и сертификации : Белорус. гос. ин-т стандартизации и сертификации, 2004. – 21 с.

2 Аппаратура радиоэлектронная бытовая. Входные и выходные параметры и типы соединений. Технические требования: ГОСТ Р 517721-2001. – Введ. 2002-01-01. – М. : Изд-во стандартов, 2001. – 27 с.

Депонированные научные работы

1 Разумовский, В. А. Управление маркетинговыми исследова-ниями в регионе [Текст] / В. А. Разумовский, Д. А. Андреев; Ин-т экономики города. – М., 2002. – 210 с. – Деп. в ИНИОН Рос. Акад. Наук 15.02.02, № 139876.

2 Влияние деформации и больших световых потоков на люминесценцию монокристаллов сульфида цинка с микропорами / В. Г. Клюев [и др.]; Воронеж, ун-т. – Воронеж, 1993. – 14 с. – Деп. в ВИНИТИ 10.06.93, № 1620-В93 // Журн. приклад. спектроскопии. – 1993. – Т. 59, № 3–4. – С. 368.

Многотомные издания

Документ в целом

1 Тихиня, В. Г. Гражданский процесс [Текст] : учеб. для студентов вузов по специальностям «Правоведение» и «Экономика и право»: в 2 т. / В. Г. Тихиня. – Мн., 2002-2003.

Т. I. – Мин. Печ. Ф-ка, 2002. – 303 с.

Т. 2. – БИП-С, 2003. – 322, [1] с.

Составные части документов

1 Шамякіна, Т. Міфалагема сусветнага дрэва як код прас­торава-часавых працэсаў у фальклоры (на матэрыяле замоў) [Тэкст] / Т. Шамякіна, М. Афоніна // Міфалогія – фальклор – літаратура: праблемы паэтыкі : [зб. навук. арт.]. – Мн., 2003. – С. 200–211.

Из периодических изданий

1 Бадуеў, А. I. Спартыўны калейдаскоп: поспехі і перспектывы ] : [гутарка з гал. трэнерам Нац. лёгкаатлет. зборнай Беларусі А. I. Балу-евым / запісаў У. Старасценка] // Крыніца. Славян. Свет. –2003.– № 10. – С. 90–91.

2 Бутэвіч, А. А самых лепшых час не беражэ [Тэкст] : [успаміны пра паэтэсу Яугенію Янішчыц] / Анатоль Бутэвіч // ЛіМ. – 2003. – 21 лістап. – С. 4.

3 Грыль, Ф. С. Мастак фантастычнага рэалізму [Тэкст] : уплыў літ. На творчасць графіка В. Славука / пер. з ням. Г. Скакун // Дзеяслоў. – 2003. – № 4. – С. 217–222.

4 Дзюбак, М. На могільніку [Тэкст] : цыкл вершаў / Марыя Дзюбак // Настаўн. Газ. – 2004. – 31 студз. – С. 6.

5 Каль, С. Язык і мова – рабочы матэрыял Себасцяна Каля [Тэкст] : [гутарка з ням. паэтам] / гутарыў I. Свірын // Культура. – 2004. – 24–30 студз. (№ 4). – С. 11.

6 Рахленка, В. 3. Валянціна Рахленка : «Шукаю у вачах дзяцей сонейка» [Тэкст] : [яслі-сад № 353 г. Мінска] // Пралеска. – 2004. – № 5. – С. 16.

Автоы диссертаций

1 Толкачева, Е. Г. Развитие методик анализа финансовой устой-чивости предприятий торговли на основе изучения денежных потоков : автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. экон. наук / Е. Г. Толкачева; Бел. торг.-экон. ун-т. – Мн., 2004. – 20 с.

2 Шакун, Н. С. Кірыла-Мяфодзіеўская традыцыя на Тураўшчыне: (да праблемы лакальных тыпаў старажытнаславянскай мовы): аўтарэф. дыс. ... канд. філал. навук: 10.02.03 / Н. С. Шакун; Беларус. дзярж. ун-т. – Мінск, 2005. – 16 с.

Примечание:

При ссылках на материал использованных источников указывается [Текст]. Например,

Рахленка, В. 3. Валянціна Рахленка : «Шукаю у вачах дзяцей сонейка» [Тэкст] : [яслі-сад № 353 г. Мінска] // Пралеска. – 2004. – № 5. – С. 16.

ПРИЛОЖЕНИЕ Е

Учреждение образования

«Гомельский государственный университет

имени Франциска Скорины»

Факультет ______________________________________________

Кафедра ________________________________________________

О Т З Ы В - ДОПУСК

научного руководителя на курсовую работу (проект) студента

специальности__________ «_____________________________________»

шифр название специальности

________________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество студента)

на тему ________________________________________________________________

________________________________________________________________

Оценка

1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСОВОЙ РАБОТЫ (проекта)

от 1 до 10

- актуальность темы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

- логичность и структурированность изложения материала

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

- качество обзора и анализа литературы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

- корректность цитирований и ссылок на заимствования из работ других авторов

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

- определение терминов и понятий, корректность их использования

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

- корректность формулирования собственных выводов

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

- соответствие выводов и заключения целям и задачам курсовой работы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

- качество оформления курсовой работы (проекта)

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Средняя по разделу

2 ХАРАКТЕР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА

- самостоятельность составления плана курсовой работы (проекта)

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

- реализация советов научного руководителя

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

- своевременность выполнения заданий каждого этапа работы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

- активность и инициатива студента в проведении исследования

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Средняя по разделу

3 ЗАМЕЧАНИЯ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1 Считаю, что (проект) соответствует требованиям,

предъявляемым к курсовым работам (проектам) по специальности

________ «_______________________________________________»

шифр название специальности

да нет

2 (проект) заслуживает оценки _____________________

«___» _______________ 200__ г.

Научный руководитель,

ученая степень, звание ______________________ Ф.И.О.

подпись

Примечание:

1 Общая оценка по каждому из разделов – средняя арифметическая.

2 Общая оценка работы – средняя арифметическая по всем разделам (записывается целым числом).

3 Оценка в заключении выставляется по десятибалльной системе.

Учебное издание

ПОЛОЖЕНИЕ

по подготовкЕ, оформленИЮ

и защите КУРСОВых работ (ПРОЕКТОВ)

СТУДЕНТАМИ УНИВЕРСИТЕТА

Разработано на основе требований Сборника основных постановлений,

приказов и инструкций «Высшая школа», СТП 04-98 «Курсовые работы.

Общие положения и требования к построению, содержанию и оформлению»,

утвержденного приказом ректора университета № 762 к-з от 14.09.1998 г.

с изменениями и дополнениями (решение НМС университета от 10 сентября 2008 г., протокол № 1).

Подписано в печать 12.09.2008 г. Формат издания 80х64 1/16. Бумага писчая № 1. Гарнитура «Таймс». Усл. печ. л. 2,0. Уч.- изд. л. 1,6. Тираж 70 экз.

Отпечатано в учреждении образования

«Гомельский государственный университет

имени Франциска Скорины»,