Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 20

 

Поиск            

 

Лекция на тему: Осмысление подвига и трагедии народа в произведениях о Великой Отечественной войне (По произведениям К. Симонова и А. Твардовского)

 

             

Лекция на тему: Осмысление подвига и трагедии народа в произведениях о Великой Отечественной войне (По произведениям К. Симонова и А. Твардовского)

на тему: Осмысление подвига и трагедии народа в произведениях о Великой Отечественной войне (По произведениям К.Симонова и А.Твардовского).

Титульный лист оформляется самостоятельно, служит для нумерации.

Внимание! Перед сдачей преподавателю рекомендуется полностью прочитать работу.

План

Введение. 3

1. Трагедия и подвиг народа в произведениях К. Симонова. 4

2. Подвиг русского народа в произведениях Твардовского. 7

Заключение. 11

Список литературы.. 12

Введение

Произведения К. Симонова и А. Твардовского погружают нас в грозные годы Второй мировой войны. И конечно же все романы и повести рассматриваемых писателей посвящены в основном подвиу русского народа выстоявшего в этой нелегкой борьбе.

С первых дней войны литература стала важнейшим идейным и духовным оружием в борьбе с врагом. Многие писатели в качестве военных корреспондентов отправились на фронт: К. М. Симонов, А. А. Фадеев. Многие погибли: А. П. Гайдар, Е. П. Петров[1]

Победа в Великой Отечественной войне стала возможна потому, что в жесткой схватке с фашизмом беззаветную преданность народу, любовь к Родине, массовый героизм проявляли воины армии и флота, бойцы народного ополчения, партизаны и подпольщики.

Зимой 1943 г. К.Симонов писал о том, что «...если поставить памятник самой большой силе на свете – силе народной души, то должен быть на том памятнике изваян идущий против ветра по снегу, в нахлобученной шапке, с вещевым мешком и винтовкой за спиной пехотинец. Он был главным в те годы, человек, идущий вперед по дорогам, пехотинец, русский солдат»[2] .

Целью настоящего а является исследование того, как на страницах произведений Твардовского и Симонова воплощается великий подвиг русского народа, победившего в войне 1941-45 гг. Для анализа будут использованы следующие произведения К. Симонова – «Живые и мертвые», «Жди меня», «Из записок Лопатина» и Твардовского –«Василий Теркин», «Я убит подо Ржевом».

1. Трагедия и подвиг народа в произведениях К. Симонова

Все, кто знаком с творчеством К. Симонова, обращают внимание на то, что судьбы многих героев его военных романов и повестей не завершены. К примеру, осталось неизвестным, найдется ли Маша, жена Синцова, одного из основных персонажей романа "Живые и мертвые", и как сложатся в конце концов его взаимоотношения с Таней Овчинниковой. Конечно, это не авторский просчет, не пренебрежение естественной читательской любознательностью. В статье "Из чего складывается работа" К. Симонов писал: "Судьбы людей: если я не кончаю последним днем войны — как можно знать судьбы людей на ней? Но судьба войны решена: началась война — какой она будет, как повернется судьба народа и страны? — вот вопрос, который вставал в "Живых и мертвых". На этот вопрос отвечено. Война заканчивается нашей победой над фашизмом. В этом смысле точка. В остальных смыслах — многоточие..."[3]

Герои повести "Мы не увидимся с тобой...", как и персонажи заключительных книг романа "Живые и мертвые", не сомневаются в победном исходе Отечественной войны. Наши войска уже вступили на немецкую землю. Конечная победа очевидна, и в этом смысле Лопатину, главному герою, остается лишь размышлять, когда же мы овладеем Берлином. Но, несмотря на это, тревога читателя за судьбы многих героев и после прочтения повести остается. Даже название ее (обращает на себя многоточие в самом названии произведения), далеко не однозначное, подчеркивает эту неопределенность. Неопределенность ощущается уже в начале повести в личных взаимоотношениях Лопатина с любимой женщиной. Но еще более она возрастает к концу произведения. Дойдет ли до рейхстага командир полка майор Беликов, полюбивший дочь Лопатина Нину, как сложится дальнейшая судьба командарма Ефимова, самолично приказавшего своим войскам, вопреки установленной догме, отступить на господствующие высоты, дабы занять более удобные для обороны позиции, и уцелеет ли сам Лопатин, отважно отправившийся в самом конце повести через пограничную речку Шешупе на плацдарм в Восточной Пруссии, чтобы завершить сбор материала к недописанной корреспонденции Гурского, — на все эти вопросы читатель не получит ответа.

Эта незавершенность и отражает, на наш взгляд, весь трагизм эпохи. Никто в то время не мог предсказать, как сложиться его дальнейшая судьба и даже переживет ли он сегодняшнюю ночь. Почему так часто и встречаем мы многоточия в симоновских романах.

К.Симонов, -писал о нем В. Перцов, - острый и наблюдательный бытописатель войны. Быстрота, с которой отливаются у Симонова его наблюдения жизни в ту или иную литературную форму, вызывает у некоторых настороженность и недоверчивость. Может ли художник в столь короткие сроки осмыслить переживания столь потрясающие?[4]

В центре внимания симоновских произведений всегда находятся люди – от рядовых солдат до командующего фронтом. Написанные по горячим следам событий рассказы, повести посвящены реальным людям, с которыми сам писатель встречался. Такова, например, повесть "Дни и ночи" - его самое крупное произведение военных лет . "В какой-то мере, - отмечал писатель,- это и есть мой сталинградский дневник"[5] . Сам сюжет повести, образы ее героев подчинены задаче раскрыть духовный облик тех, кто стоял насмерть в Сталинграде. Симонов чутко уловил и показал перелом ,наступающий в психологии защитников города. Они не признали себя побежденными, в людях открылись такие силы, о которых они сами не подозревали. Никакое превосходство сил у врага уже не могло вызвать страха или замешательства. Это спокойствие стало высшей формой мужества , высшей мерой стойкости. «Он очень устал, -пишет Симонов о главном герое повести командире батальона Сабурове ,- не столько от постоянного чувства опасности, сколько от той ответственности, которая легла на его плечи. Он не знал, что происходило южнее и севернее, хотя судя по канонаде, повсюду шел бой, но одно он твердо знал и еще тверже чувствовал: эти три дома, разломанные окна, разбитые квартиры, он, его солдаты, убитые и живые, женщина с тремя детьми в подвале – все это, вместе взятое, была Россия, и он, Сабуров, защищал ее"[6] .

В Великую Отечественную войну ко многим людям вернулись патриотические чувства, они осознали себя частью великой тысячелетней общности. Весьма знаменательным стало стихотворение К. Симонова "Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины", в котором он гордился тем, что "на свет родила" его русская мать. Для многих возвращение к первоистокам стали слова:

Ты знаешь, наверное, все-таки родина -

Не дом городской, где я празднично жил,

А эти проселки, что дедами пройдены,

С простыми крестами их русских могил.

Широчайшую известность приобрела пьеса К. Симонова "Русские люди", изобразившая героические черты Русского народа, органически присущие ему чувство любви к Родине, высокое понимание своего гражданского долга, волю к победе, готовность к самопожертвованию[7] .

2. Подвиг русского народа в произведениях Твардовского

Военные стихи А.Твардовского, -отмечает А. Горбов, - просты и убедительны. Лучшие качества поэта, знакомые нам по прежним стихам его и особенно полно раскрытые в "Стране Муравии", выражены и здесь. Странная любовь к родине, глубокое природное чувство крестьянской жизни, твердая вера в творческую мощь русского народа, в его светлое будущее - всем этим насыщена и новая книжка.

Радует в ней и то, что злободневная, животрепещущая, острая тема - великая тема отечественной войны - в большинстве стихотворений нашла выражение истинно поэтическое, без сколько-нибудь существенных уступок соблазну "хоть как-нибудь пропеть то, чем полно сердце»[8]

Одно из самых пронзительных стихотворений Твардовского «Я убит подо Ржевом» навеяно реальными событиями. Многомесячные бои подо Ржевом унесли тысячи жизней русских солдат. Вспомним:

Фронт горел, не стихая,

Как на теле рубец.

Я убит, и не знаю:

Наш ли Ржев наконец?

Штурм. Штурм. Штурм. В лоб. По той же схеме, что и вчера. По той же программе. По пять атак в день. По семь. По десять. На те же высотки. Месяц за месяцем. С января по август.

Трудно сказать, что описано в этом стихотворение –трагедия или подвиг. Наверное, и то и другое.

Сама человеческая жизнь на весах нашей войны ничего не стоила, а меж тем на войне человек не только нацелен на уничтожение врага, но силится выжить, остаться в живых. Одно, по сути, - кромешно и бесчеловечно, да ведь и временно, так как убийство себе подобных, тем более массовое уничтожение людей людьми, и может оправдать только война. Другое - человечно и полно живого содроганья, и в том нежелании умирать сквозит уже отвращение души человеческой к смертоубийству, которое никак не должно стать порядком вещей, иначе жизнь превратится в кромешный бессмысленный ад. Твардовский в своей поэме " Василий Теркин" показал русского солдата, храбрость и героизм которого заключались в умении выжить на войне. Обнажил всю глубину его именно что доброты и человечности. Но выжившие - это и раны, и сомнения, и боль, и страх. А бессмертные - это живые пули, пославшие сами себя как свинец в ненавистную, бездушную для них цель.

В Теркине как персонаже совмещаются обыкновенность и геройство:

Красотою наделен

Не был он отменной.

Не высок, не то, чтоб мал,

Но - герой героем[9] .

Герой, совмещающий "непринужденность, раскованный юмор и величайшую серьезность". Герой настоящий, совершающий подвиг в защиту Родины. В нем, по выражению А.Твардовского, природный ум, смекалка не разнятся с делом. Несомненно, в Теркине есть сказочные черты. А.Твардовский "не сразу открывает подлинные качества своего героя, который, как сказочный Иван или Емеля, прикидывается простачком и лишь в конце является в настоящем виде"[10] . Теркин и в ледяной воде не тонет, и подвиг совершает, балагуря, и часы починяет, и может угадать, где у бабки сало припрятано:

- Я работник.

Я бы дома в дело вник.

- Дом разрушен.

- Я и плотник.

- Печки нету.

- И печник.

Я от скуки - на все руки.

Буду жив - мое со мной.

С простым солдатом, выигравшим Великую Отечественную, Теркина сближает и то, что он - ярчайший народный представитель, в котором сочетается индивидуальное и общее. "Всеобщности Теркина способствовала та народная атмосфера, которой он окружен: народная речь, песни, шутки-прибаутки, общее народное дело, почти братское расположение солдат друг к другу. Герой здесь не надо всеми, а во всех. Тем не менее, Теркин индивидуален и через отличия: Твардовский помимо него изображает деда и бабу, старшину, генерала, рыжего Теркина, танкистов, жен, матерей, врагов, внетекстовых героев, себя самого"[11]

Закономерно, что именно в годы войны создает Александр Твардовский "книгу про бойца" "Василий Теркин" - подлинно народное произведение, нашедшее дорогу к сердцам миллионов солдат, сражающихся на фронте. Глубокая народность, ясность, простота, доходчивость были свойственны искусству военных лет. "Перо и киноаппарат действительно были "приравнены к штыку". Творческие работники были бойцами, они сражались и, если надо, умирали как солдаты[12]

Определяя главное направление своего творчества, Твардовский писал: «Лично я, наверное, во всю свою жизнь уже не смогу отойти от сурового и величественного, бесконечно разнообразного и так мало приоткрытого в литературе мира событий, переживаний и впечатлений военного периода»[13] . Поэтическим воплощением этой мысли стали его знаменитые лирические стихотворения Я убит подо Ржевом... и Я знаю, никакой моей вины... Военной теме посвящена и поэма о трагической судьбе солдата Сивцова и его семьи Дом у дороги (1946), которую Твардовский назвал «лирической хроникой».

Осознанию всей меры жертв и подвигов народа посвящены и многим из послевоенных стихотворений Твардовского: в том числе уже упоминавшееся нами «Я убит подо Ржевом», «В тот день, когда окончилась война» и др. Широким по охвату лирико-публицистических произведений явилась поэма Твардовского «За далью — даль» (1953—60; Ленинская премия, 1961), где путевой дневник перерастает в страстную исповедь сына века. Книга Твардовского многосторонне и многокрасочно отразила общественное умонастроение 50-х гг. Стремясь рельефно показать современный облик народа, автор искусно чередует «общие» и «крупные» планы; так, рядом с главами о больших событиях и переменах в жизни страны («На Ангаре», «Так это было») стоят главы «Друг детства» и «Москва в пути» — рассказы о судьбах отдельных людей, каждый из которых — частичка народа, великого потока истории. Но основную «партию» в книге ведёт сам автор, который поверяет читателю волнующие его мысли и чувства[14] .

Заключение

Каждый из писателей, посвятивших свое творчество Великой Отечественной войне по-своему переосмысливал трегедию и величие русского народа и выпавших на его долю бед. Но каждый из признавал тот факт, что наш народ совершил великий подвиг, за который ему честь и слова и который находит отражение во всех романах и поэмах той эпохи.

Замечательным достижением отечественной литературы военного времени стала поэма А. Твардовского "Василий Теркин", создавшего эпический фольклорный образ удалого русского солдата, беззаветно любящего свою Родину, способного на подвиг без фальшивого пафоса, воспринимающего героизм как обыденный труд с бойкой и лукавой солдатской шуткой.

Путь к вершинам литературы Александр Трифонович Твардовский прошел тягчайшими дорогами войны, поднимаясь к постижению эпического характера народного героя. Такой труд оказался поэту по плечу только благодаря жизненному и воинскому опыту, благодаря силе таланта. Поэтому Василий Теркин и дорог всем солдатам, кто перенес тяготы войны и не утратил неиссякаемого оптимизма и веры в Победу.

Широчайшую известность приобрела пьеса К. Симонова "Русские люди", изобразившая героические черты Русского народа, органически присущие ему чувство любви к Родине, высокое понимание своего гражданского долга, волю к победе, готовность к самопожертвованию.

В поэме «Василий Теркин» А.Твардовский прославил подвиг святого и грешного русского человека, хорошо знавшего, что «Россию — мать-старуху, нам терять нельзя никак». К.Симонов гордился тем, что на русской земле «умереть мне завещано,/Что русская мать нас на свет родила,/Что, в бой провожая нас, русская женщина/По-русски три раза меня обняла».

Список литературы

1. Большая Советская энциклопедия. –М., 1978

2. Василий Теркин А.Твардовского - народная эпопея/ Под ред. А. М. Абрамова. –М., 2000

3. Горбов А. Твардовский А. Стихи о войне.// Новый мир, №11-12, 1953

4. Долгов В. В. Краткий очерк истории русской культуры с древнейших времен до наших дней. –М., 1999

5. История советского кино. 1917-1967. М.: Искусство, 1975

6. Перцов В. Повесть о Сталинграде.// Октябрь, № 9, 1967

7. Платонов О. А. История русского народа в ХХ веке. –М.: Новое знание, 2004

8. Симонов К. М. Дни и ночи// Красная звезда, 25/09/1942

9. Симонов К. М. Разные лица войны. Дневники. Стихи. Проза. –М., 2004

10. Твардовский А. Т. Собрание сочинений в 6 томах. –М.: Художественная литература, 1978


[1] Долгов В. В. Краткий очерк истории русской культуры с древнейших времен до наших дней. –М., 1999. –С. 231

[2] Симонов К. М. Разные лица войны. Дневники. Стихи. Проза. –М., 2004. –С. 72

[3] Симонов К. М. Разные лица войны. Дневники. Стихи. Проза. –М., 2004. –С. 163

[4] Перцов В. Повесть о Сталинграде.// Октябрь, № 9, 1967

[5] Симонов К. М. Разные лица войны. Дневники. Стихи. Проза. –М., 2004. –С. 217

[6] Симонов К. М. Дни и ночи// Красная звезда, 25/09/1942

[7] Платонов О. А. История русского народа в ХХ веке. –М.: Новое знание, 2004. –С. 316

[8] Горбов А. Твардовский А. Стихи о войне.// Новый мир, №11-12, 1953

[9] Твардовский А. Т. Собрание сочинений в 6 томах. –М.: Художественная литература, 1978. Т. 2. –С. 112

[10] Василий Теркин А.Твардовского - народная эпопея/ Под ред. А. М. Абрамова. –М., 2000. –С. 96

[11] Там же. –С. 66

[12] История советского кино. 1917-1967. М.: Искусство, 1975. Т. 3. –С. 6

[13] Твардовский А. Т. Собрание сочинений в 6 томах. –М.: Художественная литература, 1978. Т. 1. –С. 264

[14]