Главная Учебники - Разные Лекции (разные) - часть 20
Рассмотрено на заседании муниципального экспертного совета управления образования администрации Старооскольского городского округа от «09»сентября 2009 г. Протокол № 4 Методические рекомендации
по вариативности использования основных и парциальных программ
в дошкольных образовательных учреждениях
Старый Оскол 2009 Программы дошкольного образования
Развитие современного общества предъявляет новые требования к дошкольным образовательным учреждениям, к организации в них образовательного процесса, выбору и обоснованию содержания основных и парциальных учебных программ, результативности их деятельности, подбору и обучению педагогических кадров. Одним из компонентов, влияющих на эффективность и качество образования детей в дошкольных образовательных учреждениях, является учебно-образовательная программа. Современная дифференциация дошкольного образования, многообразие видов дошкольных образовательных учреждений предполагают значительную вариативность в использовании программ и педагогических технологий. В соответствии с п.5 ст.14 закона РФ «Об образовании» каждому образовательному учреждению предоставлено право самостоятельно разрабатывать или из комплекса вариативных программ выбирать те, которые наиболее полно учитывают конкретные условия работы дошкольных учреждений. В условиях новой образовательной политики вариативности образования разработан ряд отечественных программ и педагогических технологий нового поколения. Все программы предусматривают разные подходы к организации образовательного процесса в детском саду. Все программы дошкольных учреждений можно разделить на комплексные
и парциальные
. Комплексные,
или общеразвивающие, программы включают все основные направления развития ребёнка (физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое); содействуют формированию различных способностей (умственных, коммуникативных, двигательных, творческих), становлению специфических видов детской деятельности (предметная, игровая, театрализованная, изобразительная, музыкальная деятельность, конструирование и др.). Парциальные
(специализированные, локальные) программы включают одно или несколько направлений развития ребёнка. Целостность образовательного процесса может достигаться не только путём использования одной основной (комплексной) программы, но и методом квалифицированного подбора парциальных программ. Программы должны быть нацелены: - на развитие любознательности как основы познавательной активности у дошкольника; - на развитие способностей ребенка; - на формирование творческого воображения; - на развитие коммуникативности. Программы должны обеспечить: - охрану и укрепление здоровья детей, их физическое развитие; - эмоциональное благополучие каждого ребенка; - интеллектуальное развитие ребенка; - создание условий для развития личности ребенка, его творческих способностей; - приобщение детей к общечеловеческим ценностям; - взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка. Программы должны предусматривать организацию детской жизни в трех формах: - занятия как специально организованная форма обучения; - нерегламентированные виды деятельности; - свободное время, предусмотренное для ребенка в течение дня в детском саду. Вариативность образования должна достигаться за счет базисности, а не парциальности. Главное требование к комбинированию программ - единство подходов (концепции, принципы) к воспитанию, обучению и развитию детей, которые лежат в их основе, а также к суммарной умственной и физической нагрузкам на ребёнка в целях охраны его здоровья. Важно отметить, что синтез парциальных программ является делом чрезвычайно сложным и ответственность за качество такого синтеза целиком ложится на педагогический коллектив дошкольного учреждения. Одно из главных требований к основным программам - соблюдение преемственности с программами начального общего образования. В данных программах должны содержаться показатели уровней развития детей на разных возрастных этапах дошкольного детства. С учетом изложенного, к основным комплексным
программам
можно отнести: № п.п Программы
Авторы
Издательство
1 Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду В.И.Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А. Ноткина и др. С-Пб.: «Детство-Пресс».2000 г 2 Радуга: Программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада Т.Н. Доронова, В.В. Гербова, Т.И. Гризик. и др. М.: «Просвещение». 1993 г, 1994 г, 1997 г. М. «Просвещение».1997г 3 3 Программа воспитания и обучения в детском саду Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой М.: «Мозаика –Синтез». 2007 г Издание 5-е. 4 Истоки: Базисная программа развития ребёнка-дошкольника Научный ред. Л.А. Папрамонова М.: «Карапуз», 2001г 5 Кроха: Программа воспитания и развития детей раннего возраста в условиях дошкольного учреждения Г.Г.Григорьева, Д.В. Сергеева, Н.П. Кочеткова и др. М.: «Просвещение», 2000 г 6 Развитие: Основные положения Л.А. Венгер, О.М.Дьяченко, М.: Новая школа, 1997г 7 Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста Под ред. Л.А. Парамоновой Центр «Дошкольное детство», 2004 г 8 Одаренный ребенок Л.А. Венгер, О.М.Дьяченко, Е.Л. Агаева и др. М.: МоиПК, 1995 г, 1997 г 9 9 Школа 2100 Под ред. А.А.Леонтьева М.: «Баласс», 2002 г Комплексные программы непрерывного образования
1 Из детства - в отрочество: Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей от 1до7 лет Т.Н. Доронова, Л.Г. Голубева, Н.А. Гордова и др. М.: «Просвещение», 2002 г 2 Преемственность: Программа Н.А.Федосова, Т.С. Комарова, Т.Я. Шпикалова. М.:АПКиПРО, 1999 г 1. 3 Сообщество К.А. Хансен, Р.К. Кацфманн К.Б. Уолш. Гендальф, 1999 г 2. 4 Золотой ключик: Программа воспитания и обучения детей дошкольного и мл. школьного возраста Г.Г.Кравцов, Е.Е.Кравцова, Е.Л. Бережковская и др. М.: «Просвещение», 1994г Парциальные программы
№
Программы
Авторы
Издательство
Программы познавательного, экологического развития
1 Юный эколог: Программа и условия ее реализации в детском саду С.Н. Николаева. М.: «Новая школа», 1993 г М.: «Мозаика-Синтез», 1999 г, 2000 г 2 Наш дом- природа: Программа экологического образования дошкольников Н.А. Рыжова. М.: ИСАР, 1998 г 3 Семицветик: Программа и руководство по культурно- экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста В.И. Ашиков, С.Г. Ашикова М.: «Российское педагогическое агентство», 1997 г 4 Зеленая тропинка С.Н. Николаева. М.: «Просвещение», 2001 г 5 Мы: Программа экологического образования детей Н.Н.Кондратьева, Т.А. Шиленок, Т.А Маркова и др. Санкт-Петербург, «Детство-Пресс», 2000 г Программы социально-нравственного развития дошкольника
6 Я, ты, мы: Программа социальной компетентности ребёнка О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина М.: «Дрофа», 1999 г 7 Я - человек: Программа социального развития С.А. Козлова М.: «Школьная пресса», 2003 г 8 Основы безопасности детей дошкольного возраста: Программа для дошкольных образовательных учреждений Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева Р.Б. Стеркина М.: АСТ, 1998 г 9 Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа: Учебно-методическое пособие О.Л. Князева, М.Д. Маханева С.-Пб.: «Детство-Пресс», 1999 г 10 Свет Руси: Программа духовно-патриотического воспитания детей 5 -7лет В.Н.Вишневская. М.: АРКТИ, 2004 г 11 Наследие М.Ю. Новицкая. М.: Линка-Пресс, 2003 г 12 Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду О.С.Ушакова. М.: Сфера, 2002 г 13 Занятия по развитию речи в детском саду: Программа и конспекты Под ред. О.С.Ушаковой. М.: Совершенство, 1998 г Программы интеллектуально-личностного развития
14 Дошкольник и экономика: Программа А.Д. Шатова. М.: МИПКРО, 1996 г 15 Росток: Программа по ТРИЗ - РТВ для детей дошкольного возраста А.М. Страунинг. «Принтер», 2000 г 16 Умка - ТРИЗ Л.М.Курбатова. Москва, 1999 г 17 Программа математического развития детей дошкольного возраста в системе «Школа-2000» Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова. «Баласс», 1998 г 18 Обучение дошкольников грамоте Под ред. Н.В.Дуровой. М.: Школа-Пресс, 1998 г Программы художественно-эстетического цикла
19 Природа и художник: Художественно-экологическая программа по изобразительному искусству для дошкольных образовательных учреждений Т.А. Копцева. М.: ИХО РАО, 1999 г 20 Красота- радость- творчество: Программа эстетического воспитания детей дошкольного возраста Т.С. Комарова и др. М.: Педагогическое общество России, 2000 г 21 Росинка. В мире прекрасного Л.В. Куцкова, С.И. Мерзлякова М.: «Просвещение», 2003 г 22 Программа по изобразительной деятельности в детском саду Г.С. Швайко. М.: ВЛАДОС, 2000 г 23 Цветные ладошки И.А.Лыкова. М.: «Карапуз», 2007 г 24 Конструирование и ручной труд в детском саду Л.В. Куцакова. М.: «Совершенство», «МИПКРОПресс», 1998 г, 1999 г 25 Художественный труд: Программа по трудовому обучению Н.А. Малышева. М.: «Просвещение», 1999 г 26 Музыкальные шедевры: Авторская программа и методические рекомендации О.П. Рыданова. М.: Гном-Пресс, 1999 г 27 Гармония: Программа развития музыкальности у детей К.В. Тарасова, Т.В. Нестеренко, Т.Г. Рубан. М.: Центр «Гармония», 1993 г 28 Гармония: Программа интеллектуально-художественного и творческого развития личности дошкольника Д.И. Воробьева. С.- Пб.: ЛГОУ, 1996 г, 1997 г «Детство-Пресс», 2003 г 29 Малыш: Программа развития музыкальности у детей раннего возраста В.А. Петрова. М.: «Виоланта», 1998 г 30 Театр- творчество- дети: Программа развития творческих способностей средствами театрального искусства. Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Миланович. М.: МИПКРО, 1995 г Программы физического развития и здоровья дошкольников
31 Играйте на здоровье: Программа и технология ее применения в ДОУ (3-4года) (5-6лет) Л.Н. Волошина, Т.В. Курилова «ГНОМ и Д», 2004 г 32 Физическая культура – дошкольникам: Программа по физическому воспитанию дошкольников Л.Д. Глазырина. «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 1999 г 33 Здравствуй! М.Л. Лазарев. М.: «Мнемозина», 2004 г 34 Здоровье В.Г. Алямовская. Москва, 1999г 35 Искорка Л.И. Симошина. Москва, 1997г Программы обучение детей дошкольного возраста иностранному языку
36 Иностранный язык для дошкольников: Программа обучения иностранным языкам детей дошкольного возраста Н.Д. Гальскова, В.В. Пономарева, В.И. Пономарева. М.: Центр инноваций в педагогике, 1997 г 37 Двуязычный детский сад под ред. Е. Ю. Протасовой, Н. М. Родиной и др. М.: Центр инноваций в педагогике, 1996 г 38 Иностранный язык для дошкольника и уроки общения Н.А. Тарасюк. Москва, 1999 г 39 Английский для дошкольников Н.Ю. Черепова. ГИППВ, изд. «Аквариум» 2000 г 40 Английский язык: методическое пособие для работы с детьми старшего дошкольного возраст Ю.Л.Минаев, Н.Е.Зубкова, Боровикова Е.Т. Москва, 1998 г 41 Программа обучения иностранному языку в детском саду Е. И. Негневицкая. Москва, 1997 г 42 Английский язык для самых маленьких под редакцией Н.А. Бонк. Москва, Росмен 2006г. 43 Программа обучения английскому языку в средних, старших, подготовительных группах Н. Решетова, Т.Сорокина. Москва, 1997 Коррекционно-развивающие программы и технологии
44 Программа коррекционного обучения Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина Под ред.Л.С. Волковой М.: ВЛАДОС, 2003г 45 Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи Г.А.Каше, Т.Б.Филичева М.: ВЛАДОС, 2003 г 46 Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа) Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина М.: Просвещение», 1993 г 47 Подготовка детей к школе с задержкой психического развития С.Г. Шевченко. «Школьная пресса», 2005 г 48 Программа воспитания и обучения детей с интеллектуальной недостаточностью Л.Б. Баряева. М.: «Просвещение», 1999 г 49 Обучение и воспитание заикающихся дошкольников Под ред. А.И. Павловой. М.: «Просвещение», 1983 г 50 Программа дошкольного образовательного учреждения компенсир. вида для детей с нарушением интеллекта Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. М.:«Просвещение», 2003 г 51 Воспитание и обучение умственно-отсталых детей дошкольного возраста О.П. Гаврилушкина, Н.Д. Соколова. М.:«Просвещение», 1991 г 52 Программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста с церебральным параличом Н.В. Симонова. М.:«Просвещение», 1999 г Таким образом, реализуемые программы дошкольного учреждения определяют содержание дошкольной ступени образования, ее компетентность и направленность, исходя из приоритетных целей и задач. Они гарантируют необходимый и достаточный уровень для всестороннего развития ребёнка и являются внутренним стандартом образования, а также основанием для лицензирования, аккредитации дошкольного учреждения. Методические рекомендации составлены на основании: инструктивно-методических писем ГОУ ДПО БелРИПКППС 2008 – 2009г.г., 2009 – 2010г.г.; Белая, К.Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы./ Белая, К.Ю./ – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 96 с. Исп. Котельникова И.В., методист МОУ ДПО (ПК) специалистов «СОГИУУ», Величкова Н.Н., методист МОУ ДПО (ПК) специалистов
|