Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 20

 

Поиск            

 

1. Россия на рубеже XVII -XVIII веков 4

 

             

1. Россия на рубеже XVII -XVIII веков 4

Содержание

Введение ..................................................................................................... 3

1. Россия на рубеже XVII -XVIII веков....................................................... 4

2. Северная война 1700-1721 г.г................................................................. 6

3. Государственная реформа Петра I......................................................... 9

4. Значение реформ Петра I........................................................................ 13

5. Русская культура Петра Великого......................................................... 14

6. Наш край и Петр I................................................................................... 16

Заключение ................................................................................................ 20

Список литературы ................................................................................... 21


Введение

К концу 90-х годов у Петра сложились мировоззренческие и психологические установки, подтолкнувшие его к преобразованиям.

В первую очередь - это рационалистическое представление о монархе как первом слуге государства, пришедшее на смену теологической идее божественной природы царской власти. Служению государству Петр подчинил всю свою деятельность. Своим же отношением к делу, игнорированием личных интересов ради государственных, готовностью наказывать даже близких ему людей за «нерадение» на службе, а тем более - за государственные преступления, он стремился ускорить преобразования, показывал пример подлинного служения государству.

Главную задачу служения государству Петр 1 видел в воплощении идеи «общего блага». Ее суть заключалась в обеспечении богатства государства путем развития промышленности, активной внешнеторговой политики, достижения внешней и внутренней безопасности. При этом на деле он не отделял себя от государства и считал, что лишь один знает как добиться «общего блага», а сопротивление реформам воспринимал как проявление невежества и лени. «Наш народ, - писал он в одном из указов, - яко дети неучения ради, которые никогда за азбуку не примутся, когда от мастера не приневолены бывают...».

Восприятие Петром насилия как единственного средства, с помощью которого, по его мнению, возможно было преобразовать отсталую Россию. По словам А.И. Герцена «Петр внедрял Европу как варвар». Его мысль развил В.И. Ленин, писавший, о Петре, что он «не останавливался перед варварскими средствами борьбы против варварства». Это объясняет его жестокость и равнодушие к судьбе отдельной личности. В человеке он видел, в первую очередь, непосредственного исполнителя своих служебных обязанностей, а в соответствии с этим и относился к нему.


1. Россия на рубеже XVII -XVIII веков

Петру достались от предшественников две задачи, разрешение которых было необходимо для того, чтобы обеспечить внешнюю безопасность государства: во-первых, надо было довершить политическое объединение русского народа, едва не половина которого находилась еще за пределами Русского государства; во-вторых, предстояло исправить границы государственной территории, которые с иных сторон, именно с южной и западной, были слишком открыты для нападения. Разрешение этих задач до Петра было только начато. Вторая задача, территориальная, еще до него приводила Московское государство в столкновение с двумя внешними врагами: со Швецией, у которой нужно было отвоевать восточный берег Балтийского моря, и с крымскими татарами, т. е. с Турцией. Точно так же и первая задача, национально-политическая, состоявшая в необходимости государственного объединения русского народа, еще задолго до Петра вызвала ряд упорных войн с третьим врагом и ближайшим соседом - Речью Посполитой. Но еще до Петра московским правительством была сознана невозможность одновременного разрешения обеих задач. Правительство царя Алексея уже испытало невозможность одновременной борьбы на три фронта - с Польшей, Швецией и Турцией. Вот почему московские государственные люди XVII в. начали выбирать между своими врагами, сближаться или только мириться с тем или другим из них, чтобы тем вернее справиться с третьим. Необходимость такого выбора произвела в царствование Алексея крутой перелом во внешней политике Московского государства. Главной целью этой политики была западная соседка - Польша: на борьбу с ней в продолжение веков были обращены народные силы. Андрусовское перемирие 1667 г. надолго приостановило эту борьбу. Обессиленная ею Польша перестала казаться опасной, и ее можно было на некоторое время оставить в покое, даже сблизиться с ней. Настойчивым провозвестником этого поворота, как мы видели, был Ордин-Нащокин. В московском договоре 1686 г. перемирие превратилось в вечный мир и даже в наступательный союз. Россия об руку с Польшей вступила в священную лигу Польши, Австрии и Венеции для борьбы с Турцией. Так еще до Петра покинута была на неопределенное время мысль о национально-политическом объединении русского народа: чтобы поддержать добрые отношения с союзницей и соседкой, разумеется, нельзя было затрагивать вопроса о воссоединении юго-западной Руси с Великороссией. Петр, начиная свою деятельность, прямо вступил в это сочетание международных отношений, до него создавшееся. Он также в начале царствования обратил все свои усилия и народные силы на юг, следовательно, поставил своей ближайшей задачей исправление и ограждение южной границы государственной территории. Для этого надобно было укрепить за собой и обезопасить берега Черного и Азовского морей. На Азовском море появился первый русский флот; там возникли верфи и гавани. Но потом международные отношения Западной Европы переверстались. В северной и средней Европе с Тридцатилетней войны царила над международными отношениями маленькая Швеция. Ее преобладание тяжелым гнетом ложилось особенно на государства, близкие к Балтийскому морю, на Данию, Польшу и Московию. Для Дании Швеция создала под боком у нее непримиримого врага, герцога шлезвиг-гольштейнского, которому она покровительствовала. У Польши Швеция в XVII в. успела значительно урезать территорию, захватив Лифляндию, а еще раньше Эстляндию. Обе страны чувствовали себя жестоко обобранными и обиженными с шведской стороны и искали третьего союзника в Московии, считавшей себя тоже обобранной и обиженной после Кардисского мира 1661 г., не возвратившего ей ни Ингрии, ни Карелии. Это заставило Петра повернуть свои усилия с берегов Черного и Азовского морей к Балтийскому морю, перегнать туда народные силы, направленные на внешнюю борьбу. Новой столицей государства суждено было стать не Азову или Таганрогу, а С.-Петербургу. Таким образом, задача исправления южной границы была покинута ради ограждения северозападных пределов. Итак, Петр следовал указаниям своих предшественников, однако не только не расширил, но еще сузил их программу внешней политики, ограничил свои задачи .

2. Северная война 1700-1721 г.г.

После «великого посольства» в Европу (1697-1698 гг.) Петру стало ясно, что центр тяжести во внешней политике России должен переместиться на Запад. Главной целью стал выход к Балтийскому морю, где полностью доминировала Швеция. Истоки территориальных претензий России к Швеции ведут к Столбовому миру 1617 г., по которому Швеция получила территорию от Ладожского озера до Ивангорода (Ям, Копорье, Орешек и Корелы). Основной ущерб для России заключался в том, что для нее оказался закрыт выход к Балтийскому морю. Но в одиночку со Швецией справиться было невозможно. Нужны были союзники. Их удалось найти в лице Дании и Саксонии, которые были недовольны господством Швеции на Балтике. В 1699 г. Россия установила с Данией и Саксонией союзнические отношения. Характерно, что Петру удалось скрыть истинные намерения России. Шведский король Карл XII, заинтересованный в войне России с Турцией, даже подарил Петру 300 пушек .

Северная война (1700-1721 гг.) подразделялась на два этапа: первый - с 1700 по 1709 г. (до Полтавского сражения), второй - с 1709 по 1721 г. (с Полтавской победы до заключения Ништадтского мира). Война началась для России и ее союзников неудачно. Дания была сразу выведена из войны. В ноябре 1700 г. 8 тыс. шведов разгромили 60-тысячную русскую армию под Нарвой. Это был серьезный урок, и Петр был вынужден приступить к спешным преобразованиям, к созданию новой регулярной армии европейского образца. Уже в 1702-1703 гг. русские войска одержали первые победы. Были взяты крепости Нотебург (переименован в Шлиссельбург - Ключ-город), Ниеншанц; устье Невы оказалось в руках русских.

Тем не менее на первом этапе войны стратегическая инициатива оставалась в руках Швеции, войска которой заняли Польшу, Саксонию и вторглись в Россию. Рубежом в войне стала победоносная для российской армии Полтавская битва5 (27 июня 1709 г.). Стратегическая инициатива перешла в руки России. Но характер войны со стороны России изменился. Петр отказался от прежних обещаний союзникам ограничиться возвращением старых русских территорий. В 1710 г. от шведов были освобождены Карелия, Лифляндия, Эстляндия, взяты крепости Выборг, Ревель, Рига. Если бы не война с Турцией 1710-1713 гг., Северную войну удалось бы закончить быстрее. Союзники вытеснили Швецию из всех ее заморских территорий. Шведская империя рухнула.

Окончательная судьба Северной войны решалась на море в сражениях при Гангуте (1714), островах Эзель (1719) и Гренгам (1720). Более того, русские войска неоднократно высаживались на шведское побережье. Карл XII не мог смириться с поражениями и продолжал воевать вплоть до своей гибели в Норвегии в 1718 г. Новому королю Швеции Фридриху I пришлось сесть за стол переговоров. 30 августа 1721 г. был подписан Ништадтский мирный договор, по которому к России переходили Эстляндия, Лифляндия, Ингерманландия, города Выборг и Кексгольм. Швеция сохранила за собой Финляндию, получила компенсацию за Лифляндию (2 млн. ефимков) и выторговала право беспошлинно закупать хлеб в Риге и Ревеле.

Петр считал одержанную победу самой большой радостью в своей жизни. В октябре 1721 г. продолжавшиеся месяц празднества в столице завершились торжественной церемонией принятия царем титула императора всероссийского. При жизни Петра его новый статус императора признали Швеция, Дания, Пруссия, Голландия, Венеция.

Россия решила главную внешнеполитическую задачу, которую русские цари пытались осуществить в течение двух веков - выход к морю. Россия прочно вошла в круг европейских держав. Были установлены постоянные дипломатические отношения с крупными европейскими странами .

Значение этого мира для Московского государства определяется кратко: Россия становилась главной державой на севере Европы, окончательно входила в круг европейских государств, связывала себя с ними общими политическими интересами и получала возможность свободного сообщения со всем Западом посредством новоприобретенных границ:

1. Россия получала выход к морю и первоклассные порты - Ригу, Ревель, Петербург, что означало решение важнейшей внешнеполитической задачи страны.

2. Появились благоприятные предпосылки для развития экономических, культурных и политических связей со странами Западной Европы, что позволило преодолеть политическую и культурную изоляцию России, и, в определенной степени, сократить ее отставание.

3. В хозяйственную и культурную жизнь страны оказались вовлеченными новые земли и население Прибалтики, что также благоприятно сказалось на всем ее развитии.

4. Заметно вырос международный авторитет России, ставшей великой державой

5. Победа укрепила самодержавную власть монарха, получившего за нее от Сената титул «императора всероссийского».

Усиление политического могущества Руси и новые условия политической жизни, созданные миром, были поняты и Петром, и его сотрудниками. Во время торжественного празднования мира 22 октября 1721 г. Сенат поднес Петру титул Императора, Отца отечества и Великого. Петр принял титул Императора. Московское государство, таким образом, стало Всероссийской Империей, и эта перемена послужила внешним знаком перелома, совершившегося в исторической жизни Руси.

3. Государственная реформа Петра I

Придя к власти в 1689 г., Петр унаследовал традиционную систему управления XVII века с Боярской думой и приказами как центральными учреждениями. По мере усиления самодержавия Боярская дума, как узкий сословный орган, утрачивала свое значение и в начале XVIII века исчезла. Сведения о заседаниях Боярской думы обрываются в 1704 г. Ее функции стала выполнять «консилия министров» - совет начальников важнейших правительственных ведомств. В деятельности данного органа уже видны элементы бюрократизации управления - режим работы, строгое распределение обязанностей, введение регламентированного делопроизводства.

Образование Сената в 1711 г. стало следующим шагом в организации нового аппарата управления. Сенат создавался как высший орган управления, сосредоточивший в своих руках административно-управленческие, судебные и законосовещательные функции. В Сенате вводился принцип коллегиальности: без общего согласия решение в силу не вступало. Впервые в государственном учреждении, как и в армии, вводилась личная присяга .

Реформа административной системы была продолжена на рубеже 10-20-х гг. XVIII века. В ее основе лежали принципы камерализма - учения о бюрократическом управлении, которое предполагало: функциональный принцип управления, коллегиальность, четкую регламентацию обязанностей чиновников, специализацию канцелярского труда, единообразные штаты и жалованье.

В 1718 г. был принят «Реестр коллегиям». Вместо 44 приказов учреждались коллегии. Их число составляло 10-11. В 1720 г. был утвержден Генеральный регламент коллегий, согласно которому каждая коллегия состояла из президента, вице-президента, 4-5 советников и 4 асессоров. Помимо четырех коллегий, ведавших иностранными, военными и судебными делами (Иностранная, Военная, Адмиралтейская, Юстиц-коллегия), группа коллегий занималась финансами (доходами - Камер-коллегия, расходами - Штатс-контор-коллегия, контроль за сбором и расходованием средств - Ревизион-коллегия), торговлей (Коммерц-коллегия), металлургией и легкой промышленностью (Берг-мануфактур-коллегия, позже разделенная на две). В 1722 г. был создан важнейший контрольный орган - прокуратура. Неофициальной главой Сената стал генерал-прокурор П. И. Ягужинский. Явный государственный надзор был дополнен тайным надзором путем введения системы фискалов, которые осуществляли негласное наблюдение за деятельностью администрации на всех уровнях. Петр освободил фискалов от ответственности за ложный донос. Феномен доносительства прочно утвердился в государственной системе и в обществе.

Особой коллегией стал Святейший Синод, созданный в 1721 г. Должность патриарха была упразднена. Во главе Синода был поставлен государственный чиновник - обер-прокурор. Церковь фактически превратилась в составную часть государственного аппарата. Это означало для россиян потерю духовной альтернативы государственной идеологии. Церковь удалялась от верующих, переставала быть защитницей «униженных и оскорбленных», становилась послушным орудием власти, что противоречило русским традициям, духовным ценностям, всему вековому укладу жизни. Отмена тайны исповеди, запрет вешать иконы над дверью дома, преследование монашества и прочие «реформы» позволяли многим современникам называть Петра царем-антихристом.

Генеральный регламент, другие указы Петра I закрепляли идею о службе русского дворянства как важнейшую форму исполнения обязанностей перед государем и государством. В 1714 г. был принят указ о единонаследии, по которому дворянское поместье уравнивалось в правах с вотчиной. Он способствовал завершению процесса объединения сословий феодалов в единый класс-сословие, обладавший определенными привилегиями. Но дворянское звание могло быть привилегированным только тогда, когда его обладатель служил. Табель о рангах (1722 г.) вводил новую иерархию чинов. Все военные и гражданские должности подразделялись на 14 рангов. Для получения следующего ранга нужно было пройти все предыдущие. Военный или гражданский чиновник, достигший восьмого ранга, соответствовавшего коллежскому асессору или майору, получал потомственное дворянство. Новое положение чиновничества, иные формы и методы его деятельности породили совершенно особую психологию бюрократии. Идея Петра I о том, что человек будет получать чин, соответствующий его знаниям и усердию, а по чину - и должность, не сработала с самого начала. Служащих, получивших одинаковые чины, было гораздо больше, чем должностей, на которые они претендовали. Вместо старого, боярского, стало процветать новое, чиновничье местничество, выражавшееся в производстве в новый чин по старшинству, то есть в зависимости от того, кто раньше был произведен в класс предыдущий. В России сложился культ учреждения, а погоня за чинами и должностями стала национальным бедствием. Своеобразная «бюрократическая революция» - главный итог наложения европейской идеи рационализма на российскую почву. Принцип родовитости при назначении на государственную службу был окончательно заменен принципом выслуги. За отказ служить владения дворян конфисковались. Если на Западе служба была привилегией, то в России - обязанностью. В связи с этим в литературе высказывается мнение, что едва ли можно полностью зависимое от государства дворянство считать господствующим классом. Скорее, это был привилегированный класс-сословие военных и гражданских слуг самодержавия, преимущества которых существовали до тех пор, пока они несли службу. «Эмансипация» дворянства произошла позже - в 30-60-е гг. XVIII века .

Одно из центральных мест в реформах Петра занимало создание мощных вооруженных сил. В конце XVIII века русское войско состояло из полков солдатского строя (в 1689 г. - 70 % общей численности), стрелецких полков и дворянского ополчения. Солдатские полки были лишь зачатком регулярной армии, так как казна не могла их взять полностью на свое содержание, и в свободное от службы время солдаты занимались ремеслом и торговлей. Стрельцы все больше превращались в полицейскую силу и орудие дворцовых интриг. Дворянская конница уже к середине XVII века в значительной степени утратила свою боеспособность. Наиболее боеспособной частью войска были так называемые «потешные» полки - Преображенский и Семеновский - основа будущей гвардии. Не имея выходов к незамерзающим морям, Россия не имела и флота. Центральным вопросом создания регулярной армии был вопрос о новой системе ее комплектования. В 1705 г. была введена рекрутская повинность: с определенного числа дворов податных сословий в армию должен был поставляться рекрут. Рекруты пожизненно зачислялись в сословие солдат. Дворяне начинали служить с чина рядового в гвардейских полках. Так была создана регулярная армия, обладавшая высокими боевыми качествами. Армия была перевооружена, с учетом зарубежного и отечественного опыта, была изменена стратегия и тактика, введены Воинский и Морской уставы. К концу правления Петра Россия обладала сильнейшей в Европе армией численностью до 250 тыс. человек и вторым в мире военным флотом (более 1000 кораблей) .

Однако оборотной стороной реформ стала набиравшая темпы милитаризация имперской государственной машины. Заняв в государстве весьма почетное место, армия стала выполнять не только военные, но и полицейские функции. Полковник следил за сбором подушных денег и средств на нужды своего полка, а также должен был искоренять «разбой», в том числе пресекать крестьянские волнения. Распространилась практика участия профессиональных военных в государственном управлении. Военные, особенно гвардейцы, часто использовались в качестве эмиссаров царя, причем наделялись чрезвычайными полномочиями.

Из вышесказанного видно, что в России в первой четверти XVIII века сформировалась мощная военно-бюрократическая система. Наверху громоздкой пирамиды власти находился царь. Монарх был единственным источником права, имел необъятную власть. Апофеозом самодержавия стало присвоение Петру I титула императора.

4. Значение реформ Петра I

В результате преобразований было создано мощное промышленное производство, сильная армия и флот, что позволило России добиться выхода к морю, преодолеть изоляцию, сократить отставание от передовых стран Европы и превратиться в великую державу мира. Однако форсированная модернизация и заимствование технологий осуществлялись за счет резкого усиления архаичных форм эксплуатации народа, оплатившего крайне высокой ценой положительные результаты реформ.

Реформы государственного строя придали новые силы служилому деспотическому государству. Европейские формы прикрыли и укрепили восточную сущность самодержавного государства, чьи просветительские намерения не совпадали с политической практикой. Реформы в области культуры и быта, с одной стороны, создавали условия для развития науки, просвещения, литературы и т.д. Но с другой, механическое и насильственное перенесение многих европейских культурных и бытовых стереотипов препятствовало полноценному развитию культуры, основанной на национальных традициях. Главное же заключалось в том, что дворянство, воспринимая ценности европейской культуры, резко обособлялось от национальной традиции и ее хранителя - русского народа, чья привязанность к традиционным ценностям и институтам нарастала по мере модернизации страны. Это вызвало глубочайший раскол общества в культурном и в социальном плане, во многом предопределивший глубину противоречий и силу социальных потрясений начала ХХ в.

5. Русская культура Петра Великого

Серьезные преобразования в духовной сфере начались еще в XVII веке под влиянием Запада. Эти преобразования значительно ускорились в эпоху Петра Великого.

Существовало два пути приобщения к цивилизации Запада: приглашение иностранных ученых (а это обходилось очень дорого) и отправка русской молодежи для учебы за границу (более дешевый путь). До Петра общение с иностранцами не поощрялось и разрешение на выезд получали лишь две категории людей: члены посольства и гости (то есть верхушка купечества). Теперь выезд за границу не только не запрещался, но даже стал поощряться, а к некоторым применялся в принудительном порядке. В 1696 г. был принят специальный указ о направлении в разные государства на учебу 61 человека, из них 23 принадлежали к княжеским фамилиям.

Сближение с Западом проявлялось в заботах правительства о том, чтобы русский человек и внешним видом напоминал европейца. На следующий день после приезда из-за границы (26 августа 1698 г.) Петр выступил в роли цирюльника - велел принести ножницы и самочинно обрезал бороды у шокированных этой выходкой бояр. Подобную операцию Петр повторял несколько раз. Был введен металлический бородовой знак - своего рода квитанция об уплате денег за ношение бороды. Указ 1705 г. обязывал все мужское население страны, за исключением священников, монахов и крестьян, брить бороды и усы. Нежелавшие бриться платили дифференцированный налог: от 30 до 100 руб. в год (в зависимости от сословной принадлежности и имущественного положения) - огромные по тому времени деньги.

Борьба шла и с широкорукавным платьем. Вскоре после возвращения «великого посольства» состоялось шуточное освящение Лефортова дворца. Многие гости прибыли на пир в традиционной русской одежде: в сорочках с вышитым воротником, шелковых зипунах яркого цвета, поверх которых были надеты кафтаны с длинными рукавами, стянутыми у запястья нарукавниками. Поверх кафтана было длинное платье из бархата, сверху донизу застегнутое на множество пуговиц. Шуба и меховая шапка с высокой тульей и бархатным верхом завершали наряд знати (такой наряд был совершенно неудобен для работы). В тот день царь вновь шокировал многих знатных людей, собственноручно взяв ножницы и начав укорачивать рукава .

В 1700 г. был принят специальный указ об обязательном ношении венгерского платья (кафтана), а в следующем году было запрещено носить русское платье, его изготовление и продажа карались законом, предписывалось носить немецкую обувь - сапоги и башмаки. Это было сознательное противопоставление нового, современного, удобного - старому, архаичному. Очевидно, долгие годы только насилием можно было поддерживать новые моды и нравы. Не раз публиковались указы, угрожавшие нарушителям различными карами, вплоть до каторги.

Пособием для дворянина стало так называемое «Юности честное зерцало» (1717 г.). Это сочинение неизвестного автора формирует новый стереотип поведения светского человека, избегающего дурных компаний, мотовства, пьянства, грубости, придерживающегося европейских светских манер. Основная мораль данного произведения: молодость - подготовка к службе, а счастье - следствие прилежной службы. Дворянскую честь следует беречь, но защищать ее не шпагой, а жалобой в судебные инстанции, ибо дворянин должен проливать кровь только защищая Отечество.

Перемены в быте и нравах высших кругов проявлялись в возникновении новых форм развлечений. Специальным указом 1718 г. были введены «ассамблеи», которые становились обязательными для дворян в городах и сочетали в себе отдых и деловое общение.

Указами от 19 и 20 декабря 1699 г. вводилось новое летосчисление: не от сотворения мира, а от Рождества Христова; новолетие начиналось не с 1 сентября, а с 1 января, как во многих европейских странах. Празднование Нового года должно было происходить с 1 по 7 января. Ворота дворов надлежало украшать сосновыми, еловыми или можжевельными деревьями, а ворота бедных владельцев - ветвями. Каждый вечер по большим улицам предписывалось жечь костры, а при встрече поздравлять друг друга. В столице в эти дни устраивались фейерверки.

Для новой культуры были характерны светскость и «государственный» характер. Последняя черта культуры являлась особенностью России. Государство финансировало и поощряло развитие тех сфер культуры, которые считались наиболее нужными. Культуру в целом, науку и даже искусство Петр I оценивал с позиции пользы. Огромная роль государства, его вмешательство в сферу культуры привели к ее бюрократизации: труд писателя, художника, актера, архитектора превратился в разновидность государственной службы, обеспеченной жалованьем. Культура стала государственной, выполняя определенные служебные функции. Она начала оказывать мощное воздействие на людей, чей стиль жизни и мышления нивелировался и унифицировался в соответствии с интересами самодержавия. В духовной жизни насаждались идеи западного протестантизма, утверждавшие, что богатство - не грех, а признак избранности Богом. Происходит раскол культуры на две части: прозападная (дворянская) и народная, ориентирующаяся на православные традиции.

Петровские реформы, направленные на европеизацию России, грандиозны по своим масштабам и последствиям. Однако они не могли обеспечить долговременный прогресс страны, так как проводились силовыми методами и закрепляли жесткую систему, основанную на подневольном труде.

6. Наш край и Петр I

К концу XVII века, в связи с военными приготовлениями против турок на Азовском море, нашему краю суждено было сыграть большую роль в оснащении необходимым военным снаряжением армии и флота.

В феврале 1696 года по указу Петра I «в лесных местах, ближайших к Дону: в Воронеже, Козлове, Добром и Сокольске - 26000 работников должны были к весне срубить 1300 стругов, 300 лодок, 100 плотов». С этой целью создаются «кумпанства», которые должны заготовлять материалы в лесах к северу от Воронежа в уездах: Воронежском, Усманском, Белоколодском, Романовском, Сокольском, Добринском и Козловском. «В Сокольску стольник Степан Овцин, да подьячий Иван Наумов, школены, лебедянцы, усманцы, землянцы, да романовцы дворцовыми крестьяны 290 человек, итого 2548 человек, сделали 215 стругов. А мастеровым и работным людям давано у них кормовых денег на день по 4 и по 3 деньги человеку».

В 1700 году по указу царя на реке Липовке было начато строительство Верхних Липских вододействующих заводов. В 1707 - 1712 годах строятся Нижние железоделательные заводы, которые располагались в непосредственной близости от реки Воронеж и питались водами рек Студеновки, Монастырки и отработанными водами Верхних заводов реки Липовки.

Примерно к этому времени и относится открытие в Липецке целебных минеральных источников. Это открытие тесно связано с неоднократным посещением императором Петром I здешних мест. В народе бытует предание, в котором говорится о том, то Петр I, прогуливаясь с генералом Синявиным по берегу речки Липовки, заметил бьющий из-под земли ключ прозрачной воды. Дно и берега ручейка были покрыты буровато-ржавым осадком. Имеющий сведения о минеральных водах Европейских курортов и сам неоднократно посещавший их, будучи за границей, Петр I отдает приказ «устроить на этом месте колодец с дубовым срубом, исследовать состав воды и составить «Дохтурские правила как при оных водах поступать». Минеральную воду рекомендовалось употреблять «добрым порядком», т. е. по указанию докторов. Для самого царя был выстроен деревянный дворец, и при посещении Липецка Петр I останавливался в нем и пользовался «оными водами».

Кроме металлургических заводов, в Липецке строятся «суконная, шляпная, чулочная фабрики, кожевенный завод, бударные мастерские (по изготовлению лодок. - Прим. автора) и другие вспомогательные предприятия. Текстильные предприятия строились несколько позже металлургических Так, суконная фабрика была построена в 1713 году, шляпная - в 1714 году».

На суконной фабрике в течение года изготовлялось около семи тысяч аршин различных тканей: сукна, покромей, байки и других Шляпная фабрика выпускала от 10 до 20 тысяч шляп. Железоделательные заводы за год могли отлить более 600 пушек разного калибра. Кроме пушек, заводы изготовляли якоря, фузии, пистолеты, штыки, шпаги, тесаки, ядра, бомбы, гранаты, а также клещи, молотки, гвоздодеры, тиски, скобы, зубила и другие предметы как для военного снаряжения, так и для хозяйственных нужд.

Для обеспечения заводов рудой были построены четыре рудника: «один на «Липецкой степи», в двух верстах от завода, и три на «Студенецкой земле» - два в шести верстах от завода и один в 35 верстах от завода».

Руды требовалось много, поскольку к Липецким заводам относились еще Боринские железоделательные и чугунолитейные заводы и Козминский якорный завод.

Вместе со строительством и развитием заводов и фабрик росло вокруг них и поселение работных людей. К этому времени относится строительство и реконструкция древней Успенской церкви в Монастырке. Пришедшая в ветхость деревянная надстройка была заменена кирпичной.

Примерно до 1718 года Липецкие заводы подчинялись коменданту города Сокольска, управляли им подьячие. С 1718 года на заводах вводится должность обер-комиссара, который подчинялся Адмиралтейству или Берг-коллегии, а непосредственно - генерал-адмиралу и президенту Адмиралтейской коллегии. К этому времени Сокольск теряет свое административное значение над заводами, уступив свое место городу Романову. «В том городе и уезде по ведомости Камор-коллегии 24 церкви. Крепостная контора, в ней надсмотрщик один. В тех городах имеются от Адмиралтейства Липецкие, Козминские и Боринские заводы, на которых делаются чугунные и железные припасы, а именно: пушки, полосное и осмигранное железо, сталь, ружье, проволока, якори и прочие артилерские припасы. При тех заводах канцелярия, в которой из канцелярских дел управитель 1, за комиссара 1, подканцеляристов 2, копистов четыре».

Липецкие заводы продолжали развиваться и укрепляться. По мере их развития экономический центр постепенно переходит из Романова в Липецк. В конце концов город Романов приписывается к липецким заводам.

После смерти Петра I Липецкие заводы стали постепенно приходить в упадок. Продукция стала выпускаться хуже качеством и по стоимости дороже, чем на частных заводах. В 1742 году между берг-коллегией и Адмиралтейской коллегией были долгие препирательства, кому управлять Липецкими заводами. Для решения спора между двумя ведомствами на Липецкие заводы был послан берг-гешворен Сильвестр Бартенев, который подробно описал состояние заводов и представил в сенат. В 1746 году, после длительной переписки, по указу императрицы Елизаветы Липецкие и Боринские заводы остались в ведомстве Адмиралтейской коллегии.


Заключение

В ходе Северной войны удалось не только приобрести новые территории, но и осуществить давнюю мечту русских царей - получить выход к Балтийскому морю. Но было бы неправильно свести дело лишь к обычному укреплению торговых связей с зарубежными государствами. Значение этого факта намного больше - Россия вышла из изоляции по отношению к Западу и начала активную переориентацию на него в своей внешней и внутренней политике, в укладе жизни, в культуре. Не ставя здесь вопроса об оценке этой новой ориентации, следует подчеркнуть, что она определила дальнейшее развитие России почти на два века.

Громадная заслуга во всем этом российского императора. Неудивительно поэтому, что личность Петра I и его роль в реформаторской деятельности и сегодня вызывает живейший интерес не только ученых, но и прочей «читающей публики». Споры о Петре I идут в исторической науке довольно давно. Еще западники и славянофилы в середине XIX в. пытались дать оценку его личности и реформам. Диапазон мнений был при этом весьма широк: от западнического доказательства громадной позитивности созданного Петром до славянофильских утверждений о столь же громадном ущербе, нанесенном им России. Впрочем, скептики были и среди западников. Так, П. Н. Милюков обратил внимание на несопоставимость результатов преобразований и затраченных на их осуществление ресурсов. Хотя советская историческая наука вернулась к идее позитивности петровских реформ, сегодня все более распространенным становится критическое отношение к результатам деятельности Петра I.


Список литературы

1. Анисимов Е.В. Государственные преобразования и самодержавие Петра Великого в первой четверти ХVIII века. - СПб.:, 1997

2. Арсланов Р.А., Керов В.В., Мосейкина М.Н. История России с древнейших времен до начала XX века: Учеб. для студентов гуманит. спец. / Под ред. В.В. Керова. - М.: Высш. шк., 2001

3. Бобылев В.С. Внешняя политика России эпохи Петра I. -М.:,1990

4. История России от древнейших времен до начала XX в / под ред. И.Я. Фроянова -М.:,1999

5. История России с древнейших времен до 1861 /под ред. Н.И. Павленко -М.:Высшая школа,1996

6. Ключевский В.О. Курс русской истории -М.:,1999

7. Медушевский А.Н. Утверждение абсолютизма в России -М.:, 1994

8. Павленко Н.И. Петр Великий. - М.:, 1994

9. Платонов С. Ф. Полный курс лекций по русской истории - М.:,1998

10. Сахаров А.Н. и др. История России с начала XVIII до конца XIX века -М.:АСТ, 1998