Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 20

 

Поиск            

 

«Информационная безопасность школьника»: выступление классного руководителя на родительском собрании

 

             

«Информационная безопасность школьника»: выступление классного руководителя на родительском собрании

Научно-практический журнал «Спутник Классного руководителя» № 3/2010 г.

МАЛЫХ Т.А.,

к.п.н., доцент кафедры управления инновационными процессами и педагогическими технологиями, Иркутский ИПКРО, г. Иркутск

Информационная безопасность школьников

«Информационная безопасность школьника»: выступление классного руководителя на родительском собрании

Для реализации своего социального поведения в обществе ребенок нуждается в постоянном притоке информации. Постоянная информационная связь с окружающим миром, социальной средой, в которой он действует как активный социальный субъект, является одним из важнейших условий нормальной жизнедеятельности.

Но на ребенка оказывают огромное влияние не только постоянный информационный контакт с окружающей социальной средой или его отсутствие, но и количество, объем, содержание и структура поступающей и перерабатываемой информации. Информационно-коммуникативные процессы могут таить в себе опасности, представляющие реальную угрозу для развития личности и общества в целом. Условия кардинального реформирования российского общества качественно изменили взаимоотношения между людьми, выдвинув отношения соревновательности, конкуренции и борьбы на ведущее место в системе социальных отношений. Причем это отразилось на всех уровнях социального взаимодействия - от межличностного общения, до массовой коммуникации. Отношения конкуренции наряду с позитивным их влиянием на повышение инициативы и активности значительной части населения привели также к массовому использованию способов и приемов информационно-психологического воздействия. Манипулирование людьми, использование различных средств и технологий информационно-психологического воздействия стало достаточно обычным явлением в повседневной жизни, экономической конкуренции и политической борьбе. Таким образом, понимание угроз информационно-психологической безопасности личности, механизмов их действия и возможностей психологической защиты становится не только теоретической проблемой, но и насущной потребностью социальной практики и повседневной жизни человека.

Личность ребенка, включенная в процесс познания, оказывается незащищенной от потоков информации, в связи с чем возникает острая необходимость расширения содержания общего среднего образования, введения в него новых компонентов, связанных с обучением информационной безопасности.

Информационная безопасность - проблема не только социальная (конкуренция СМИ, возрастающая роль интернета, отсутствие цензуры и т.д.), но и педагогическая, потому что ее решение напрямую зависит от уровня и качества образованности подрастающего поколения, от степени зрелости личности и ее готовности к самореализации в обществе. Один из возможных путей решения проблемы информационной безопасности - обучение ребенка адекватному восприятию и оценке информации, ее критическому осмыслению на основе нравственных и культурных ценностей.

Необходимую информацию ребенок получает из непосредственного опыта, личного общения, а также из разнообразных источников информации (книги, радио, телевидение, журналы, газеты и другие источники знаково-символического характера). Причем закономерностью общественного развития является преобладание и резкое увеличение доли информации, получаемой из информационных источников, нежели из непосредственного опыта и личного общения.

Усложнение и динамичность социальных процессов в обществе, влияние происходящих общественных изменений непосредственно на повседневную жизнь ребенка делают его все более зависимым от потока сообщений средств массовой коммуникации. Все меньше сведений, необходимых для своего социального поведения и жизни в обществе, он может получить, основываясь только на своем повседневном опыте. Все больше необходимой социальной информации он получает из теле- и радио программ, периодических изданий. Особенно ярко это проявляется в формировании мнений по вопросам, которые не находят отражения в его непосредственном опыте.

Одним из наиболее влиятельных институтов социализации в современном обществе являются средства массовой информации (СМИ). В первую очередь речь идет о телевидении как наиболее доступном, распространенном и, в связи с этим, популярном способе информирования и развлечения. Сегодня многие исследователи говорят не только об огромном, но и определяющем влиянии телевидения на развитие детей и подростков, их поведение и сознание. Телевидение является неотъемлемым элементом культуры XX-XXI вв., частью и компонентом духовной жизни социума и личности. Занимая лидирующее место в досуге современных подростков, СМИ становятся одним из важнейших агентов социализации.

Опираясь на концептуальные положения теории М. Мид, современный американский исследователь Дж. Мейровиц заметил, что, благодаря, главным образом, телевидению, в конце XX в. границы между взрослым миром и детским стали прозрачными. Телеэкран дает ребенку возможность наблюдать за миром взрослых, воспринимать его и идентифицировать себя с ним. Отвечая на социальные ожидания и ценностные ориентации, телевидение является катализатором социальных процессов и изменений. Современное медиапространство, как и общество в целом, характеризуется общим состоянием «переоценки ценностей», кризисом аксионормативной системы общества, отсутствием объединяющей культурной идеи. Культурный и политический кризисы привели к тому, что телевидение перестало воспитывать, центрировать и формировать моральное и эстетическое сознание молодежи. Вместе с этим оно (телевидение) утратило и свою ключевую функцию - обеспечение социально-интеграционного единства. Идеологический и ценностно-нормативный вакуум подросткового сознания заполняется, образно говоря, «подручными средствами», и в этом процессе не последнюю роль играют СМИ.

Почти каждый день СМИ сообщают о заказных убийствах, ограблениях, изнасилованиях, криминальных разборках. Нередко эти сообщения даются с необязательными подробностями, которые отрицательно влияют на потребителей этой информации, способствуют нагнетанию опасений и страха. В некоторых случаях СМИ могут вызывать психологическую травму. Иногда яркий показ травмирующих событий, особенно мертвых и умирающих людей, сам по себе может вызывать у зрителей травматичные переживания, подобные переживаниям у настоящих очевидцев события. А если восприятие репортажа о каком-то ужасающем событии сопровождается осознанием того, что подобное могло случиться и с самим зрителем или его близкими, то последствия для психического состояния человека могут быть достаточно длительными. Конечно, особенно это касается детей и подростков, возможно, в силу их более богатого воображения.

Сегодня многие ученые мира обеспокоены негативным влиянием сцен медианасилия на детскую аудиторию. В последнее время на телевидении превалирует показ насилия, в печатной продукции и с помощью интернета можно получить сведения о наркотических и токсических веществах, деструктивной информации о сектантских группах, пропаганде порнографии и иных негативных явлениях сегодняшнего дня. Источником проникновения выступают и библиотеки, музеи (например, музей парапсихологии, оккультизма), игры и игрушки. При этом нет критерия определения доступа к этой информации детей и взрослых, как и нет критерия оценки безопасности информации, доступной ребенку.

Наши исследования показывают, что родителям сложно регулировать содержание тех каналов, которые смотрят их дети дома, в своих спальнях и у своих друзей. Мы обнаружили, что большинство детей старше восьми лет предпочитают смотреть не детские, а взрослые или предназначенные для семейного просмотра передачи. Таким образом, просмотр телепередач детьми выходит за рамки регулирования детского телевидения. Родительское посредничество между ребенком и ТВ как либеральный вариант контроля - путем бесед во время совместного просмотра передач - становится все менее реалистичным, так как спальни шестилетних теперь оборудованы телеприемниками, которые дети смотрят, когда «детское время» уже кончилось.

Помимо этого многие родители не до конца понимают смысл компьютерных игр и интернет-сайтов, которыми пользуются их дети. Кроме того, они ощущают, что нормативное социальное давление не является результативным методом контроля желаний их детей.

Одним из негативных эффектов глобальной компьютерной сети является широкое распространение по сети различной информации сомнительного содержания. Следует отметить, что существуют информационные воздействия прямо угрожающие психическому или физическому здоровью человека. Довольно часто такие воздействия на протяжении многих лет формируют морально-психологическую атмосферу в обществе, питают криминальную среду и способствуют росту психических заболеваний.

Характерно, что в большинстве случаев интернет-общение захватывает именно те личности, которые испытывают дефицит общения в реальной жизни и не имеют сложившихся ярко выраженных стереотипов общения. Взгляды на межличностное взаимодействие у такого человека будут формироваться на основе сетевого, а не реального опыта. И, следовательно, неизбежен неосознанный перенос этого опыта на общение в повседневной жизни.

Логично предположить, что дети не видят угрозы, которую несет в себе глобальная сеть. Согласно статистике 9 из 10 детей в возрасте от 8 до 15 лет сталкивались с порнографией в сети, около 17% регулярно подключаются к запретным ресурсам, 5,5% готовы претворить увиденное там в жизнь.

Отследить всю информацию, попадающую в интернет, невозможно, как невозможно предвидеть может ли ребенок случайно зайти на сайт, где ему рекомендуют употребление наркотиков, алкоголя, изготовление взрывчатки. Ребенок, находясь в сетевых ресурсах, вынужден во всплывающем рекламном окне видеть фотографию обнаженного тела. Согласно нашим исследованиям, педагоги и родители не понимают и не предвидят всей опасности, исходящей от интернета. Между тем, ребенок может войти в сатанинские культы, сетевые «оргии», причем принимать участие в их собраниях, сидя дома за компьютером, намного легче.

Давайте задумаемся, в какой виртуальной реальности находятся наши дети.

В сети взрослые могут представиться подростками с целью снискать расположение детей. Благосклонный, симпатизирующий собеседник располагает ребенка к обсуждению личных проблем, старается эмоционально привязать к себе. Особо уязвимы дети, чувствующие отчуждение родителей, в данном случае они не предполагают, что сталкиваются со стратегией злоумышленника.

Педагоги обеспокоены массовым увлечением детьми сотовыми телефонами, причем, в школах прослеживается увлечение порно ресурсами, доступными при выходе в интернет с сотового телефона. Согласно нашим исследованиям, детям не свойственна критическая оценка картинок или звуковых сопровождений, извлеченных из интернета.

Увеличивается рост числа домашних кинотеатров в семьях. Основные зрители - дети и подростки, репертуар составляют - фильмы ужасов, боевики, порнофильмы. Влияние подобной продукции на юных зрителей довольно эффективно, так как конкуренции со стороны воспитательных структур у нее нет.

В отличие от многих западных государств, где действует государственный контроль за медийным изображением насилия, существуют программы защиты детей от экранной агрессии, соблюдения прав ребенка на получение гуманной, не наносящей психического вреда информации, в России, к сожалению, многие положения Конвенции ООН по правам ребенка до сих пор остаются благими пожеланиями.

Перечисленное многообразие информационных факторов при отсутствии условий информационной безопасности не позволит ребенку полноценно развиваться, своевременно адаптироваться к меняющимся социальным условиям и организовывать свое поведение (жизнедеятельность), позволяющее удовлетворять основные потребности в обществе в социально приемлемых формах с учетом интересов других людей и действующих социальных институтов. Мы полагаем, что информационную безопасность личности школьника целесообразно рассматривать как состояние защищенности от действия многообразных информационных факторов, препятствующих или затрудняющих формирование и функционирование адекватной информационно-ориентировочной основы социального поведения человека и в целом жизнедеятельности в современном обществе.

ПЕРЕЛОМОВА Н.А.,

к.п.н., профессор, зав. кафедрой управления инновационными процессами и педагогическими технологиями, Иркутский ИПКРО, г. Иркутск, научный руководитель МОУ «Гимназия № 1» г. Саянска

СКЛЯНОВА Е.А.,

педагог-психолог, МОУ «Гимназия № 1», г. Саянск, Иркутская обл.

СОКОЛОВА Т.В.,

учитель русского языка и литературы, МОУ «Гимназия № 1», г. Саянск, Иркутская обл.

«Источники информации: польза и вред».

Цикл занятий для учащихся 5-7-х классов

Занятие 1.

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

Цель: создание условий для мотивационной готовности учащихся к работе.

Задачи:

- организовать работу с использованием различных видов информации;

- развивать умение критически осмысливать поступающую информацию;

- воспитывать ценностное отношение к собственной точке зрения.

Оборудование: книги, справочники, газетные вырезки, информация на цифровом носителе, возможность выхода в интернет, научный фильм - любые источники информации, которые помогут учащимся уточнить свои знания различных явлений окружающего мира (например: голец, Ла-Рошель, орешник, тромбон). Карточки с названиями этих явлений.

Ход занятия

I. РАЗМИНКА

Учитель предлагает детям выполнить задание.

Инструкция для учащихся. Перед каждым из вас лежит карточка с названием предмета. Вы что-то знаете о нем, встречались с ним. Нарисуйте как можно точнее то, что указано у вас на карточке. У каждого свое задание, поэтому не мешайте друг другу, работайте индивидуально.

Инструкция для учителя. Для того чтобы дети могли быстро выполнить это задание, необходимо организовать несколько групп (количество ребят в группе равно количеству вариантов предметов) и каждому члену группы дать свой вариант задания. Задания повторяются в разных группах, но не повторяются внутри одной. Как только дети нарисовали, что им было задано, необходимо дать им возможность повесить рисунки на доску. Каждый вариант задания - в свой столбик.

Вопросы для обсуждения:

1. Что получилось в результате работы?

2. Чем отличаются рисунки одних и тех же вещей?

3. От чего зависит наше представление о предметах окружающего мира?

В ходе обсуждения этих вопросов ребята приходят к заключению, что они по-разному представляют, казалось бы, очень знакомые предметы. Представления зависят от информации, которой владеет человек. Точность информации зависит от источника, из которого мы эту информацию берем. Чем больше источников, тем более точное знание мы получаем. Если наши знания о данных предметах различны, значит, эти знания не являются правильными.

II. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Инструкция для учителя. Целесообразно организовать работу в малых группах. Группы могут быть сформированы по принципу выполнения детьми одного и того же задания, т.е. в одну группу войдут те, кто изображал тромбон, в другую - те, кто рисовал орешник и т.п. Учитель предлагает подумать о том, какие источники можно использовать для получения информации по этому вопросу. Дети предлагают варианты (возможные варианты: книги, интернет, газеты, журналы, научные фильмы и др.). Учитель записывает предложения ребят на доску. Для решения поставленной задачи необходимо предоставить доступ к различным источникам информации.

Инструкция для учащихся. Сейчас необходимо уточнить ваши знания об этих предметах. Объединитесь по группам в зависимости от выполняемого задания, т.е. в одну группу войдут те, кто изображал тромбон, в другую - те, кто рисовал орешник и т.п. Договоритесь в группе о том, кто каким источником будет пользоваться (список источников зафиксирован на доске). В течение семи минут вы работаете с источниками.

Инструкция для учителя. По истечении семи минут учитель организовывает обмен информацией внутри каждой группы.

Инструкция для учащихся. Время истекло, возвратитесь к своим группам и обменяйтесь информацией о заданном предмете. После уточнения знаний нарисуйте предмет изучения таким, каким он теперь, по-вашему, выглядит. Результаты работы поместите на доску рядом с первой вашей работой.

III.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Вопросы для обсуждения:

1. Сравните группу первоначальных работ и группу последующих.

2. Как соотносятся изображения внутри каждой группы?

3. В какой группе, на ваш взгляд, наиболее правдивые результаты?

4. Почему первоначально картина данных понятий настолько искажена?

5. Что повлияло на результат работы?

В ходе обсуждения ребята приходят к заключению о необходимости использования различных источников информации для получения более точных знаниях об окружающем мире.

IV.РЕФЛЕКСИЯ

Инструкция для учителя. Учитель просит ребят закончить следующие предложения. Во время изображения предмета в начале урока я чувствовал (а)... Во время работы с источником информации, я узнал (а)... В конце урока я понял (а)...

Занятие 2.

ПОЛЕЗНАЯ И ВРЕДНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Цель: развитие умения выявлять «вредную» и «полезную» информацию.

Задачи:

- обучение приемам работы с источниками информации;

- развивать умение анализировать информацию с точки зрения воздействия на физическое, психическое здоровье, нравственные ценности личности;

- воспитывать бережное отношение к своему психическому и физическому здоровью.

Оборудование; газеты, журналы, тетради.

Ход занятия

I. ПОВТОРЕНИЕ

Учитель беседует с учащимися по вопросам:

- Какими источниками информации вы пользовались на прошлом занятии?

- Что произошло в результате обмена информацией? (выявились разногласия)

- От чего зависит картина мира, существующая в нашем сознании?

- Для чего пользуемся информацией? (информация помогает ориентироваться в ситуации; информация позволяет планировать свои действия; информация способствует отслеживанию результативности происходящих изменений; информация может помочь уберечься от неприятностей)

II. ИНФОРМИРОВАНИЕ

Инструкция для учителя. Ребятам предлагается ответить на вопросы.

- Что такое здоровье, как понимают ребята физическое, психическое здоровье?

- Что такое нравственность? Далее учитель предлагает информацию.

Физическое здоровье - это состояние тела и физиологических процессов, в нем происходящих (процесс пищеварения, процесс роста тканей и т.п.). Состояние болезни - сбой, происходящий в системе, части которой взаимосвязаны и взаимозависимы (нарушение питания влечет за собой быструю утомляемость и т.п.). Соблюдение режима сна и бодрствования, например, позволяет поддерживать состояние физического здоровья. Психическое здоровье - показатель состояния психики. Это равновесие между личностью и окружающей действительностью, регуляция поведения жизни личности, способность противостоять жизненным трудностям. Нравственность - это ценности, которые значимы для человека, которые составляют основу его мироощущения и отношения к действительности.

Учитель предлагает детям подумать о том, что несет в себе любая информация (пользу, вред).

III. ПРАКТИКУМ

Инструкция для учителя. Целесообразно разделить класс на группы по три человека. Для каждой группы подготовить журнал, газету. Подготовить возможность работы в интернет.

Инструкция для учащихся. На примере журналов посмотрите и выявите вредную информацию и полезную. Выберите материал, который приносит вред, пользу. Представление результатов работы ведется одним из участников группы (ребята предлагают название материала, содержание и анализируют его влияние на психическое, физическое здоровье, нравственные основы личности).

IV. ОБОБЩЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ

Инструкция для учителя. Обсуждение можно построить по типу дискуссии, вынеся один вопрос: «Какая информация вредна для восприятия, какая полезна».

Возможна запись в тетрадь критериев определения вредной и полезной информации (выявляются критерии в ходе обсуждения найденной информации).

V. РЕФЛЕКСИЯ

- Что узнали нового?

- Что чувствовали во время практической работы?

- Насколько полезна для вас полученная информация?

Занятие 3.

ТЕЛЕВИДЕНИЕ И РАДИО.

ЧТО СМОТРЕТЬ ПОЛЕЗНО, А ЧТО - НЕТ

Цель: выявление позитивного и негативного воздействия телевидения и радио как источников информации. Задачи:

- создать условия для анализа пользы и вреда информации, поступающей с ТВ экранов, из радиопередач;

- развивать умение выявлять угрозу, поступающую от телевизионной информации для психического здоровья, физического здоровья, для нравственности личности;

- формировать ориентации на нравственные ценности. Оборудование: программы телепередач в различных изданиях (журналы, газеты), возможный доступ к подключению любой радиовещательной программы.

Ход занятия

I.ПОВТОРЕНИЕ

Ролевая игра «Пользователь - источник (телевизор)». Ребятам предлагается проиграть в группе роль (разделить роли по двум вариантам) пользователя информации и источника информации - телевидения. «Пользователь» сообщает цель поиска информации, а источник предлагает передачу из программы. Дается время на обдумывание пользователю, затем - источнику (3 минуты). Достаточно одно проигрывание роли каждой группой. Пример цели получения информации: ребенку нужно сделать сообщение по истории о наскальных рисунках доисторического человека. Итог игры: вывод о возможности телевидения с точки зрения получения различной информации

Блиц-опрос.

1. Что такое здоровье человека?

2. Что такое вредное воздействие информации?

3. Что такое полезное воздействие информации?

4. Какое воздействие может испытывать человек при просмотре телепередач?

Вывод.

II.ПРИМЕНЕНИЕ

Беседа.

Выделяем виды передач, которые смотрят ребята. Возможные варианты: шоу развлекательные, шоу интеллектуальные, мир увлечений (о природе, о путешествиях, хобби), спортивные соревнования (с указанием вида спорта), программы новостей, сериалы (в т.ч. мультсериалы). Отдельный листочек - для указания радиопередач.

Практическая работа.

Цель: выяснение «теле- радио- интересов» учащихся. Все группы передач выносятся на доску. Каждый учащийся записывает на отдельных листочках по группам те передачи, которые он смотрит. Далее листочки сортируются по видам передач. Класс делится на группы (количество зависит от количества категорий передач). Задача группы – выявить частоту появления передачи и составить рейтинг.

Таблица рейтинга программ

Название категории:

Место в рейтинге

Название программы

Количество голосов

1.

2.

3.

Беседа.

Выделяем сначала те передачи, которые принесут пользу. Разграничиваем познавательные передачи, несущие текущую информацию, просто влияющие положительно на настроение.

Сериалы требуют систематического просмотра, переживаний за жизнь героев. С точки зрения влияния на психику необходимо подвести к знакомству с «эффектом присутствия», который требует постоянной включенности в сюжет, отвлекает от решения конкретных жизненных проблем, приучает к мысли, что переживания героев очень важны, заставляет подражать им. Поговорим о нравственных позициях героев любимых сериалов, героев шоу. Разговаривая о радиотрансляциях, выясняем цель прослушивания.

Выводы.

- При подобном анализе телевизионных пристрастий возможен вывод о преобладании развлекательной информации.

- Время для просмотра требуется очень продолжительное, что сказывается отрицательно на физическом здоровье человека.

- Просмотр телепередач отвлекает от учебы, занятий в кружках и секциях, нехватка времени, опоздания приводят к появлению чувства растерянности, неуверенности. Отрицательно сказывается на учебных возможностях человека.

- Необходимо круг передач сделать более узким, выбрать то, что полезно, не тратить время зря.

Просмотр отрывка из мультфильма «Алеша Попович и Тугарин змей».

Цель: выявление положительного и отрицательного влияния на нравственную основу личности. Ребятам предлагается посмотреть отрывок из популярного мультфильма.

Беседа.

1. Что привлекает наше внимание к подобного рода кинопродукции?

2. О чем этот мультфильм?

3. Что такое былина, былинный герой?

4. Какими Алеша Попович, Святогор предстают в мультфильме, в былинах; в чем разница?

5. Как вымысел авторов влияет на представление о нравственных ценностях русской культуры?

6. Как подобная кинопродукция воздействует на воспитание патриотизма?

III. ИТОГ ЗАНЯТИЯ

Закончи предложение: Что я чувствовал, когда смотрел отрывок из мультфильма...

Занятие 4.

ПОИСК ИНФОРМАЦИИ В ИНТЕРНЕТЕ

Цель: формирование умения грамотной навигации в глобальных и локальных сетях.

Задачи:

- создать условия для развития умения искать информацию в сети интернет;

- развивать критическое отношение к находящейся в сети информации;

- воспитывать умение анализировать содержание информации с точки зрения нравственных ценностей.

Оборудование: доступ к сети интернет, бланки с анкетой.

Ход занятия

I. ПОДГОТОВКА К ВОСПРИЯТИЮ

Детям предлагается анкета:

1.Что такое интернет?

2.Используете ли Вы интернет как источник информации?

3.Какие достоинства интернета как источника информации Вы знаете?

4.Какие недостатки интернета как источника информации Вы знаете? Работа в группах. Учитель делит класс на четыре группы и предлагает дать определение понятиям (на доске) - интернет, сайт, локальная сеть, глобальная сеть, навигация. После группового обсуждения ребята обмениваются информацией. После этого ребята записывают в тетрадь определения из «Современного толкового словаря русского языка». Итог. Ребята анализируют то, насколько грамотно они владеют информацией о данных понятиях.

II. ПРИМЕНЕНИЕ

Цель: развитие быстроты и точности поиска информации в сети Интернет.

Игра «Навигатор».

Правила игры. Ребята в зависимости от количества учащихся делятся на пары. Учитель просит повторить последовательность действий для поиска конкретной информации. На решение конкретной задачи дается максимальное время - пять минут. Выигрывает тот, кто справляется с задачей раньше других; оценивается полнота, достоверность полученной информации.

Задачи для поиска.

1. В каком году изобрели джинсы?

2. Кто самый популярный среди ребят русский писатель?

3. Жевательная резинка. Польза или вред?

Итог.

- Быстрота зависит от точности формулировки вопроса.

- Информация не отличается достоверностью, т.к. нет уверенности в компетентности источника.

III. ИТОГ ЗАНЯТИЯ

Беседа. Почему интернет называется сетью, паутиной (т.к. можно запутаться, отвлечься от основной цели поиска). Как уберечься от недостоверной информации (критически относиться к источнику, т.е. перепроверить данные).

Занятие 5.

БЕЗОПАСНОЕ ПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТОМ

Цель: развитие умения безопасного использования системы интернет. Задачи:

- создать условия для анализа безопасных способов использования интернет-ресурсов;

- развивать способность генерировать идеи; обучать способам эффективного взаимодействия в групповой работе;

- создать условия для развития умения эффективного взаимодействия в групповой работе.

Оборудование: листы бумаги по количеству предполагаемых групп, карандаши, фломастеры.

Ход занятия

I. ПОВТОРЕНИЕ

Беседа.

- Для чего нужен интернет?

- Достоинства интернета как источника информации?

- Недостатки интернета как источника информации?

Вывод. Необходимо подвести учащихся к мысли о том, что интернет (как и любой другой источник информации) имеет свои достоинства и недостатки. Интернет может оказывать негативное влияние на здоровье человека. Необходимо знать и использовать меры безопасности при пользовании интернета.

II.ПРИМЕНЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ.

1.Учитель предлагает учащимся повторить правила работы в группе. Учащиеся делятся на группы. Цель работы - выпустить рекламный плакат «А ты пользуешься правилами безопасности, работая в «Сети»?».

2.Каждая группа презентует свой плакат. По окончании работы учитель предлагает сравнить плакаты, помогает увидеть особенность каждой работы. Ребята проговаривают, а учитель записывает полный перечень правил на доску.

III.ИТОГ

Выявляются те правила, которыми пользоваться труднее, легче. Учащиеся делают вывод о возможности выполнения всех правил.

Занятие 6.

КНИГИ, ГАЗЕТЫ, ЖУРНАЛЫ

Задачи:

- дать представление учащимся о видах печатной продукции, научить в ней разбираться, выбирать книги, журналы, газеты соответственно возрасту и интересам;

- воспитывать любовь к чтению, требовательность к своему интеллектуальному и нравственному развитию;

- развивать умение работать с книгой, газетой, журналом, сравнивать, классифицировать, исследовать, писать аннотацию, составлять план выступления, аргументировано выражать свои мысли.

Оборудование: книги: Г. Брянцев «Конец осиного гнезда», В. Богомолов «Иван», газеты, журналы.

Ход занятия

Учитель. Люди делают друг для друга то, что умеют и могут.

Врач хочет, чтобы все были здоровы. Учитель хочет, чтобы ученики всё знали. Библиотекарь хочет, чтобы все как можно больше читали. А зачем читать? - спросите вы. Мы дышим, чтобы жить. Мы едим для того, чтобы жить. А читать для чего? Чем читатели отличаются от нечитателей? (Ответы учащихся)

Учитель Без чтения человек не умирает, но умирает сознание, способность мыслить, понимать и помнить. Читатели способны мыслить в рамках проблем, схватывать целое и выявлять противоречия и связь явлений, правильно оценивать ситуацию, быстрее находить правильные решения. Они имеют большой объём памяти и активное творческое воображение, лучше владеют речью. Они точнее формулируют свои мысли, свободнее пишут, легче вступают в контакты и приятны в общении, более критичны, самостоятельны в суждениях и поведении. Чтение формирует качества наиболее духовно зрелого, просвещённого, культурного и социально ценного человека.

Если человек не читает, а лишь смотрит телевизор, то происходит упрощение и огрубление речи, то есть не осваивается язык классического наследия, в том числе и язык русской и зарубежной классики.

Кроме книг в настоящее время много печатных средств массовой информации. Так в 2006 году их было зарегистрировано около 50 тысяч, в том числе 24 тысячи газет, 14,5 тысяч журналов, 3 тысячи альманахов, сборников. Выпуск всей печатной продукции страны обеспечивают более 6 тысяч полиграфических предприятий.

Все периодические издания делятся на качественные и массовые. К качественным относятся солидные общественно-политические газеты и журналы.

Массовая пресса представлена «бульварными» рекламными изданиями. Отличительная черта «бульварной прессы» примитивизм, сенсации, горячие факты из жизни известных деятелей, артистов.

И нужно уметь ориентироваться в море печатной продукции. Какие книги, какие журналы надо читать, чтобы действительно стать человеком образованным, разумным, мыслящим?

Сейчас я возьму две книги, и вы сразу поймёте, что я хочу сказать. Это будут книги о войне. Первая - повесть Георгия Брянцева «Конец осиного гнезда» (пересказ содержания учителем или можно заранее дать прочитать 1-2 учащимся).

А сейчас, помня по то, что я рассказала, послушайте отрывок из другой книги, из рассказа В. Богомолова «Иван» (чтение отрывков или можно дать задание прочитать рассказ всем учащимся и провести беседу по рассказу).

Чем отличаются эти рассказы? (ответы учащихся)

Если ты хочешь, что проще, то читай первую книгу. А если хочешь про человека, если хочешь узнать, какой была война и чего стоила наша победа, то читай рассказ Богомолова «Иван». Такие произведения заставляют думать, переживать, страдать, а значит, заставляют трудиться душу, человек становится мудрее, приобретается жизненный опыт.

Учитель. Какие книги вы любите читать? (внимательно выслушать ответы учащихся)

Каковы же литературные предпочтения девочек? На первом месте приключения, затем современные повести о подростках, книги о природе и животных, ужастики, фантастика, детективы, истории о любви и кинороманы, историческая литература, русская классика, книги о спорте, научно-популярные.

Мальчики читают приключения, фантастику, ужастики, книги о природе, о технике, о спорте, детективы, современные повести о подростках, историческую литературу, книги о войне, научно-популярную литературу.

Итак, чтение, в основном, ориентировано на развлечение.

В мире каждый день издаётся до двух с половиной новых книг. А сколько ещё старых, проверенных временем! Как не потеряться в этом книжном изобилии, как не пропустить по-настоящему нужную, интересную книгу и не тратить время на литературный мусор? Как выбрать книгу, которая действительно многому научит?

Во-первых, нужно читать книги, которые рекомендуют учителя литературы, родители, библиотекари. А как самостоятельно выбрать книгу? Как вы выбираете книги, когда приходите в книжный магазин, в библиотеку? (ответы учащихся)

Каждая книга имеет свой справочный аппарат. Это сведения, которые информируют читателя о её идейно-тематическом содержании, структуре, целевом назначении, поясняют трудные для понимания слова, расширяют круг представлений о том или ином предмете, указывают дополнительную литературу и т.п. На титульном листе указываются автор, заглавие книги, её жанр.

Аннотация - краткая характеристика книги, её содержания и назначения, особенностей изложения.

Предисловие обычно сообщает читателю факты предыстории, объясняет заранее то, что он может не понять в книге или понять неправильно.

Содержание (оглавление) даёт представление о структуре книги и её проблематике.

В тексте книги могут быть ссылки, представляющие либо указание источника сведений, либо уточнение факта, либо краткий комментарий (дополнение) к тексту. Иногда ссылки могут быть собраны в конце книги в раздел «Комментарии». Если издание многотомное, ориентироваться в нём помогают специальные указатели. Наиболее распространённый из них - алфавитный указатель, в котором названия всех произведений, включённых в издание, размещены в алфавитном порядке. Они помогают быстро найти любое из них.

Предметный указатель позволяет отыскивать в тексте те или иные понятия и термины, встречающиеся в книге.

В библиотеке есть алфавитный каталог, который представляет набор карточек со сведениями о книгах (автор, название, время и место издания, объём и краткая аннотация), расположенных в алфавитном порядке по авторам. В предметном каталоге карточки подобраны по отраслям, разделам, темам. Библиотекарь всегда поможет в выборе книги, нужно только точно формулировать свои запросы.

Вы, конечно, все очень любите читать журналы. Что вам нравится в журналах? (красочное оформление, юмор, комиксы, гороскопы, полезные советы, много всего).

Итак, в вашем чтении преобладают в основном развлекательные журналы. Познавательные сейчас читаются реже, чем раньше. Комиксы, «диснеевские» журналы, «женские» издания развлекательного и прикладного характера, кроссворды, сканворды - вот что привлекает подростков. Что же читают они?

- «Женские» («Барби», «Вумен», «Натали», «Лиза»)

- Диснеевские

- Автомобильные

- Спортивные

- Комиксы

- О животных

Чтение журналов становится всё более привлекательным занятием, особенно в сравнении с чтением художественной литературы (повестей, романов). Читать журналы, конечно, нужно, но умные журналы, те, которые будут способствовать вашему интеллектуальному, нравственному развитию, журналы надо читать развивающего характера. Журнал должен не быть пустым, он должен быть содержательным, информированным, соответствовать возрастным потребностям и интересам подростка.

Лучшие журналы, которые есть в нашем читальном зале (рекомендация газет, журналов, имеющихся в читальном зале, краткий рассказ учителя об этих изданиях).

В группе 4 человека. Дети должны исследовать журнал или газету, обратить внимание на интересные рубрики, страницы, статьи, написать аннотацию, составить план выступления.

Можно предложить:

1.Газета «Пионерская правда»

2.«Ступеньки»

3.ДЭ (Детская энциклопедия)

4.Журнал «Сибирячок»

5.«Костёр»

6.«Мурзилка»

7.«Свирель»

8.«Весёлые уроки».

В конце занятия группе даётся время для рассказа об издании, с которым они работали.

Учитель подводит итоги работы.

Занятие 7.

ФИЛЬМЫ БЫВАЮТ РАЗНЫМИ - ЧАСТЬ 1

Задачи:

- познакомить учащихся со становлением отечественного детского кино, с основными категориями фильмов; обращать внимание на основной нравственный смысл фильма, предостерегать от поверхностных бездумных выводов;

- осуществлять нравственное воспитание, воспитывать зрителя, умеющего отличить плохой фильм от хорошего с точки зрения общечеловеческих ценностей;

- развивать критическое мышление, формировать эстетический вкус, приобщать учащихся к хорошим фильмам, развивать речь, умение сравнивать, аргументировать, участвовать в дискуссии.

Оборудование: мультфильмы: «Шрек», «Аленький цветочек», киножурнал «Ералаш».

Ход занятия

Информация:

В России детские фильмы стали демонстрироваться с начала XX века. Вначале это были привозные ленты, затем появились отечественные фильмы. Кино в основном использовалось как учебное пособие: снимались фильмы географические, научно-познавательные. Первый художественный фильм был поставлен в 1918 году. Это был фильм «Сигнал» (по произведению Гаршина). Но настоящий успех пришёл к кинематографу в 1923 году, когда на студии «Госкинпром» Грузии режиссёр И.Н. Перестиани снял приключенческий фильм «Красные дьяволята». И с 1924 года производство художественных картин для детей стало систематическим. В конце 20-х годов успехом пользовались фильмы О.И. Преображенской «Федькина правда», «Каштанка», фильмы В.М. Петрова «Золотой мёд» и др.

Затем стали выходить звуковые фильмы: «Путёвка в жизнь» - 1931 год, реж. Экк Н.В., «Рваные башмаки» - 1933 год, реж. Барская М.А., которые прочно вошли в репертуар подростков.

В 1936 году была организована первая в мире студия детских фильмов «Союздетфильм», ныне Центральная студия детских и юношеских фильмов им. М. Горького. Фильмы «Детство», «В людях», снятые на этой студии, стали эталоном подхода к специфике детского фильма.

В конце 30-х годов появляются фильмы: «Белеет парус одинокий» по повести В.П. Катаева, «Тимур и его команда» по А.П. Гайдару, «Брат героя» по Л.А. Кассилю и другие фильмы по произведениям детских писателей. Появились первые мультфильмы по произведениям С.Я. Маршака, СВ. Михалкова.

Во второй половине 30-х годов создаются приключенческие фильмы («Дети капитана Гранта», «Остров сокровищ», «Джульбарс» и др.)

Затем были сняты такие прекрасные фильмы, как «Первоклассница», «Чук и Гек», «Два друга», «Дикая собака Динго», полные нравственных коллизий и глубоких чувств.

На «Мосфильме» лидером детского кино стало новое объединение «Юность». Здесь были поставлены фильмы: «Друг мой, Колька», «Звонят, откройте дверь», «Добро пожаловать, или Посторонним вход запрещён», «Айболит - 66», «Внимание, черепаха!», «Сказка о царе Салтане», «Руслан и Людмила».

Затем начало развиваться телевизионное кино для детей: «Уроки французского» (реж. Е.И. Ташков, 1978), «Приключения Буратино» (1976, реж. Л.А. Нечаев), «Приключения Электроника» (1982, реж. К.Л. Бромберг).

Цель фильмов середины 80-х годов - поиск идеала. Это фильмы «Пацаны», реж. Асанова, 1983; «Чучело», реж. Р. Быков, 1984. Мало было фильмов исторической и историко-биографической тематики. Мало снималось комедийных фильмов.

В 20-е годы школьники посещали кинотеатр в среднем 4 раза в месяц, в середине 80-х годов - 8 раз в месяц, современные дети смотрят до 30 фильмов в месяц по телевидению.

Беседа с учащимися: какие фильмы вы любите смотреть, почему? (ответы учащихся)

Итак, большинство из вас любит смотреть мультфильмы и в основном зарубежные. Но много ли пользы приносит просмотр, например, мультфильма про Шрека? Действительно ли, посмотрев фильм, нам хочется стать лучше, добрее, терпимее к окружающим?

Просмотр 1: давайте посмотрим эпизод из этого фильма (эпизод, когда взрывается птичка от пения тролльши). А сейчас посмотрите эпизод из сказки «Аленький цветочек». Сравните просмотренные эпизоды из мультфильмов (ответы учащихся).

Итак, в мультфильме «Шрек» просмотренный эпизод незаметно приучает нас обыденно воспринимать смерть других. Главная положительная героиня наших сказок не может быть вероломной, она не может быть жестока, не может убивать. Вспомните, как Настенька из «Аленького цветочка» поёт про маленькую птичку соловушку. А что с соловушкой делает тролльша? Герои Шрека пришли из мира, где перевёрнуты с ног на голову понятия о добре и зле. После этого убийство ради развлечения лягушки и змеи кажется невинным.

Сравним внешность героинь из наших сказок и героинь из зарубежных мультфильмов. Василиса Прекрасная, Алёнушка женственны, по их внешности можно сказать, что они чисты, добры, целомудренны, если они целуются с любимыми, то поцелуи даже не видны, они лишь обозначены.

Героини американских мультфильмов физиологичны, обладают развитыми формами взрослых женщин, в их поведении нет чистоты, целомудрия. Шрек волочит свою подружку, как мешок, заигрывает с ней так, как с приличными женщинами не заигрывают. Часто эти женщины ведут себя вульгарно, они не стеснительны, никогда не опустят вниз глаза. И лицо героини в этот момент не зеркало души, а функциональная часть тела.

И, если автоматически копировать манеру поведения этих героев, то сам превратишься в таких монстров.

Конечно, каждый фильм должен иметь положительный и добрый смысл. Несомненный плюс - отсутствие убийств, крови, насилия, агрессивного поведения, антагонизма между родителями и детьми.

Просмотр 2: «Том и Джерри». Это мультсериал про вечное противостояние кошек и мышей. Самый первый появился в 1940 году. Том и Джерри перепробовали все мыслимые способы насолить друг другу. Ваше мнение об этом мультфильме? Где здесь доброта и дружба? (ответы детей).

Конечно, нельзя думать, что все зарубежные мультфильмы плохие, а наши хорошие. Многие считают что фильмы: «В поисках Немо», «Вверх» - прекрасные мультфильмы.

А ваше мнение о мультфильме «Ну, погоди»? (ответы детей) Психологи считают, что лучшие мультфильмы это:

- «Ёжик в тумане»

- «Летучий корабль»

- «Бременские музыканты»

- «Ну, погоди»

- «Незнайка и его друзья»

- «Алиса в стране чудес»

- «Волшебник Изумрудного города»

Детский юмористический киножурнал «Ералаш» с удовольствием смотрят взрослые и дети. Заняты в нём лучшие наши актёры и очень талантливые дети. Главный редактор - Борис Грачевский. Это фильм об историях, которые случаются с ребятами в школе, дома, во дворах, на улице.

Просмотр 3: просмотр эпизодов из фильма.

Обсуждение: Что такое юмор? Над какими поступками героев, качествами характера подсмеиваются создатели фильма?

Итак, эти поучительные зарисовки прививают зрителям любовь и уважение к сверстникам и окружающим.

Рекомендация лучших фильмов:

- «Кортик»

- «Бронзовая птица»

- «Приключения Электроника»

- «Приключения Буратино»

- «Морозко»

- «Садко»

- «Королевство кривых зеркал»

- «Варвара краса, длинная коса»

- «Снежная королева»

- «Сказка о царе Салтане»

- «Мэри Поппинс»

- «Красная Шапочка»

- «Чучело»

- «Проданный смех»

- «Приключения Карика и Вали»

- «Робинзон Крузо»

- «Приключения Тома Сойера»

- «Сказка Странствий»

- «Дети капитана Гранта»

Занятие 8.

ФИЛЬМЫ БЫВАЮТ РАЗНЫМИ - ЧАСТЬ 2

Сочинение-миниатюра: «Самый добрый мультик» Чтение детьми своих сочинений, обсуждение сочинений

Занятие 9. РЕКЛАМА

Задачи:

- познакомить учащихся с историей рекламы, с разными видами рекламы, учить давать объективную оценку предлагаемой информации;

- воспитывать человека, имеющего свои убеждены, собственные взгляды;

- развивать умение критически мыслить (сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы), развивать воображение, фантазию.

Оборудование: журналы, газеты, другие издания с рекламами, рекламные проспекты.

Ход занятия

Рассказ об истории рекламы:

Реклама - это один из древнейших видов деятельности. Она появилась, видимо, одновременно с торговлей и представляла собой выкрики торговцев и ремесленников.

Распространителями звуковой рекламы в древних городах были глашатаи. Они информировали население о важных событиях и мероприятиях. В Древней Греции глашатаи ходили по улицам с рекламными песнями. Одна из них звучала так: «Чтоб глаза сияли, чтоб алели щёки, чтоб надолго сохранилась девичья краса, разумная женщина будет покупать по разумным ценам у Экслиптоса». Эти песни - ранние виды музыкальной рекламы. В Древнем Риме тоже были глашатаи. Так Сенека в письмах к Луциллию жалуется на крики торговцев, которые проходили мимо его виллы, не давая ему покоя.

Появление письменности привело к появлению рукописной рекламы. Во время раскопок древнеегипетского города было обнаружено одно из древних рекламных объявлений: «Я, Рино, с острова Крит, по воле богов толкую сновидения». В Помпее при раскопках было найдено около полутора тысяч настенных рекламных надписей. Вот одна из них: «Прохожий, пройди отсюда до двенадцатой башни. Там Сирипус держит винный погребок. Загляни туда. До встречи». Некоторые объявления писались стихами. Например, одно в русском переводе: «Выпивка стоит здесь асе. За два асса ты лучшего выпьешь, а за четыре уже будешь фалернское пить». А вот реклама банных услуг: «На доходы Фаустины баня моет городским обычаем и предлагает свои услуги».

Надписи на стенах римских городов портили внешний вид улиц, многочисленные запреты ни к чему не приводили, в результате было принято решение создать специальные места для объявлений, где углем писали разного рода объявления. На них же писали и новости. Состоятельные и знатные люди заказывали копии этих альбумсов (так назывались части стен, где были эти надписи), которые для них писали на папирусе. Эти папирусные свитки можно считать первыми газетами, а рекламу прообразом печатной рекламы. Так в Британском музее хранится свиток, содержащий вместе с информацией рекламное объявление о продаже раба, который «прекрасно слышит обоими ушами, видит обоими глазами». Продавец гарантировал «его умеренность в пище, честность и покорность».

При раскопках древнеримских городов были найдены не только настенные рекламы, но и вывески в виде предметов. Лекари выставляли над дверьми на полке банки для кровопускания, булочники - сноп пшеницы, продавцы птиц - клетки с пернатыми. Профессия глашатая была очень популярна и была внесена в регистр ремёсел. Широко использовались глашатаи в Англии: «Если кто нуждается в продаже чего-либо, он должен оповестить об этом через глашатая, который утверждён графским наместником». В XIII-XIV веках были изданы сборники «Крики Парижа» и «Крики Рима». В них были собраны сотни выкриков глашатаев, дана классификация этих криков и описаны основные приёмы, применяемые глашатаями, а также дано описание их костюмов и жестов. В 1608 году в Англии был издан аналогичный сборник «Крики Лондона». Глашатаи и зазывалы были очень навязчивы и даже агрессивны. Они не только кричали, но и хватали прохожих за руки и затаскивали в лавки. Поэтому во многих городах появились запреты и ограничения их деятельности. В средние века, в эпоху Возрождения реклама в основном - это изображение предметов изготовления и продажи, так как основная масса населения была неграмотна.

Затем появляется книгопечатание, гравюры, литографии, фотографии, звукозаписи, телевидение, интернет, и всё это способствует развитию рекламы.

Проследим развитие печатной рекламы. У неё будет блестящее будущее, так как она позволяет оповестить о рекламируемом товаре или услуге огромное количество населения. В 1450 годы Гуттенберг изобрёл печатный станок. Прошло 22 года, и появилось первое печатное рекламное объявление. Его текст был помещён на двери одной из церквей в Лондоне и информировал о продаже прихожанам молитвенника. В 1465 году появляется первая типографская мастерская в Италии, в 1468 году - в Швейцарии, в 1470 году - во Франции, а затем и в других странах. Общество той эпохи нуждалось в информации. Эта потребность общества была выражена Монтенем в его знаменитых «Опытах»: «Мой покойный отец, человек, руководствовавшийся всю свою жизнь опытом и природной сметкой, при этом обладавший ясным умом, говорил мне когда-то, что ему очень хотелось бы, чтобы во всех городах было известное место, куда сходились бы все, имеющие в чём-либо нужду, и где бы они могли сообщить о ней, и чтобы приставленный к этому делу чиновник записал их пожелания, например:

Хочу продать жемчуг.

Ищу спутника для поездки в Париж.

Ищу учителя.

Ищу подмастерья.

Одним словом, одному одно, другому другое, кому что нужно. И мне кажется, что такая мера должна была бы в немалой степени облегчить общественные сношения, ибо всегда и везде имеются люди, обстоятельства которых складываются таким образом, что они ощущают нужду друг в друге, но, так и не отыскав один другого, испытывают крайние неудобства».

Эти мечты Монтеня через несколько десятков лет стали реальностью. Стали создаваться, так называемые Адресные бюро, услугами которых мог воспользоваться каждый, заплатив немного денег. Так в ноябре 1630 года кардинал Ришелье дал официальное разрешение Адресному бюро распространять информацию на всей территории Франции. Это послужило толчком к изданию первой французской еженедельной газеты, в которой стали печататься рекламные объявления.

В XX веке произошёл расцвет рекламы. Значительная роль в этом процессе принадлежит США. Даже в начале века американская реклама была самой развитой.

Какова же история рекламы в России?

Наиболее ранним видом графической рекламы в России были лубочные картинки. На этих картинках можно было найти изображение товара и его описание. В XVII-XVIII веках в России стали появляться афиши. Афиши печатались по заказу театров и театральных трупп. Профессиональные живописцы тоже участвовали в процессе создания афиш. Так художник Агин создал афишу, рекламировавшую подписку на его 100 рисунков к «Мёртвым душам».

Реклама в русских газетах появилась довольно поздно, так как до XVIII века не существовало газет. В газете «Ведомости» Петра I редко встречались рекламные объявления. Первые рекламные объявления (1719 г.) сообщали о полезности минеральных вод и советовали посещать новый курорт. Ценность этого курорта состояла в наличии минеральных источников. В рекламе говорилось, что его посещали многие влиятельные особы, такие как царица Прасковья Фёдоровна и А. Меньшиков. В рекламе говорилось: «Понеже оные воды исцеляют различные жёсткие болезни, а именно: цинготную, ипохондрию, желчь, бессильство желудка, рвоту, каменную, ежели песок или малые камни, и оныя из почек гонит».

В 1728 году эта газета была переименована в «Санкт-Петербургские ведомости» и стала издаваться Академией наук. Издание выходило регулярно. И впервые в России в этой газете стали помещаться коммерческие рекламные объявления.

С 1756 года стала выходить газета «Московские ведомости», в которой почти сразу же появились рекламные объявления.

А с 1825 года по 1864 год основной поток рекламных объявлений проходил через два издания: «Коммерческую газету» и частный еженедельник «Купец».

Появляются рекламные агентства.

В конце XIX-начале XX века наблюдается беспредел рекламы. Многие рекламные объявления являлись ложными. Население стало негативно относиться к рекламе.

Беседа 1: Какова цель всякой рекламы? (ответы учащихся).

Учитель обобщает, добавляет: Цель всякой рекламы - купи товар, если он тебе даже не нужен. Реклама создаёт искусственный спрос на товары, организуя систему принудительного потребления. Задача любой рекламы - сделать так, чтобы человек совершил определённые действия: купил, проголосовал, дал деньги и т.д. Чтобы человек это сделал, на него нужно достаточно сильно повлиять. Например, я покупаю порошок «Тайд» в синей упаковке. Вдруг вижу «Тайд нью», новый Тайд в красной упаковке. Какой я возьму? Конечно, «Тайд нью». Я понимаю, что он такой же, просто надеюсь, а вдруг нет? Также и многое другое, часто то, что 100 лет и не нужно.

Почему я купила «Тайд» в красной упаковке? (Изменили цвет коробки, интерес к новизне)

Беседа 2: Какие существуют способы навязать рекламу? (учащиеся высказывают свои предположения, приводят примеры).

Учитель обобщает, добавляет: Печатная реклама рассчитана на зрительное восприятие. Читатель воспринимает рекламное объявление в следующем порядке: во-первых, смотрит, во-вторых, читает заголовок, в-третьих, читает текст. Чтобы дело дошло до третьего пункта, необходимо всецело привлечь внимание, сделать рекламируемый товар узнаваемым среди моря других подобных. Как это сделать? Этому надо учиться. Существуют различные приёмы, как это сделать, есть ряд принципов восприятия рекламы, выполнение которых поможет завоевать внимание. Если по-разному располагать рекламу, то и воздействие будет разным.

Рекламный текст состоит из пяти основных элементов, которые почти всегда используются в рекламе:

- заголовок;

- подзаголовок;

- основной текст;

- рекламный лозунг.

Заголовок привлекает внимание к тексту, заинтересовывает покупателя. Заголовок - стержень рекламы и наиболее сильный посыл к покупателю. Поэтому его делают мощным по воздействию и ясным по смыслу.

Подзаголовок - мост между заголовком и основным текстом. Если клиента заинтересовал заголовок, то подзаголовок даёт ещё один шанс привлечь его к покупке.

Основной текст раскрывает основное содержание рекламного послания. По возможности рекламодатели пользуются обычными словами и краткими предложениями, смысл которых может понять любой человек, стараются избегать технических терминов, непонятных или малоизвестных слов, длинных нудных перечислений. Текст делается увлекательным, чтобы вызвать любопытство. Остроумные, юмористические тексты производят наилучшее впечатление. Привлекают внимание небольшие тексты, необычное обращение. Необычным может быть заголовок, иллюстрации, текст, конфигурация объявления. Иллюстрации, фотографии, подписи притягивают взгляд. Подписи, как правило, дают дополнительную информацию, связанную с продажей.

Один из способов навязать рекламу - это расслабить собеседника с помощью нескольких «да», уменьшить его настрой на сопротивление. Этот приём называется речевое связывание, или псевдологика. Он основан на инерции мышления и позво­ляет придать высказыванию иллюзию смысла. Это легко проследить в рекламных роликах. Например, в рекламе кошачьего корма. Желудок у котёнка не больше на­пёрстка. Мы соглашаемся: котёнок действительно маленький. А сил для игр и роста требуется много. Тоже соглашаемся: котёнок растёт. Здесь показывают умилительную картинку играющего котёнка. И дальше: поэтому «Вискас» просто необходим вашему котёнку. Ваша киска купила бы «Вискас»! На первые два утверждение мы ответили «да», потому что спорить нам просто не с чем. По инерции мы ответим «да» и в третий раз, хотя он логически никак не связан с первыми двум я утверждениями: почему именно «Вискас», а не что-то другое, более качественное и дешёвое? Курица, например, или рыба, молоко?

Ещё один приём - визуальное связывание. Рекламируют шампуни для волос и показывают, какими становятся волосы: гладкими, блестящими. Не все знают, что волосы моделей обрабатывают специальным составом, дающим кратковременный, но впечатляющий эффект. Или выступает кандидат со своим предвыборным лозунгом на фоне демонстрации каких-нибудь положительных, мотивирующих картинок, к которым он лично не имеет ни малейшего отношения, например колосящиеся хлеба, счастливые ребятишки. Здесь главное - вызвать хорошие эмоции.

Ещё один приём - ценностная поднастройка. В рекламе показывают милых ребятишек, заботливых бабушек, весёлые студенческие компании. Мы все, конечно, ценим тепло и уют в доме, любовь, заботу о детях, внимание близких людей. А нам под это дело впихивают то мыло, то стиральный порошок, то бульонный кубик.

В журналах используются специальные вкладки, выполненные на более толстой бумаге. И, перелистывая журнал, мы сразу же обращаем внимание на эту страницу, в печатном издании есть такие места, полосы, на которых размещается одна и та же реклама, соответственно, читатель постоянно к ним обращается.

Рассматривание реклам в газетах, журналах, обсуждение, оценка реклам.

Телереклама оказывает три вида воздействия: визуальное, звуковое, текстовое.

Она может демонстрировать новые товары, моды, показывать технологию приготовления разных блюд, показывать, как работает бытовая техника, автомобили, сельскохозяйственный и садовый инвентарь, демонстрировать различное оружие, музыкальные инструменты и т.д.

Телевидение охватывает самую большую категорию слушателей. Для теле­рекламы используются слайды, кино- и видеоролики. Они могут быть игровыми, мультипликационными, снятыми с натуры.

Учащиеся приводят примеры реклам, которые увидели с экранов телевизора, инсценируют некоторые из них.

Беседа 3. Как же надо относиться к рекламе? (ответы учащихся).

Реклама есть и будет, она необходима. Но иногда она таит в себе настоящую опасность, особенно если речь идёт о детях. Если сознание взрослого может «отфильтровать» негативную для него информацию и контролировать своё поведение, то дети впитывают яркие и красочные образы целиком и полностью и затем воспринимают их как норму. Например, известны случаи, когда дети, повторяя действия рекламных героев, прыгают за банками любимого напитка из окон. Один из малышей постоянно глотал «вкусную» (ароматизированную) фторированную зубную пасту. Девочка, пытаясь сварить к маминому приходу суп, следуя рекламе, стояла у плиты на табурете и, оступившись, обварилась.

Ничего удивительного в этом нет. Ведь реклама - самое прямое руководство к действию. А фирмы-производители пытаются давить на психику детей, используя различные приёмы. Самый распространённый - когда ребёнок на телеэкране «облизывается» и кричит: «Мама, купи!». Довольно опасна реклама, где подростку «по секрету» сообщают, что для него уже наступило время, когда «не обязательно всё рассказывать родителям». Большой вред наносит и внешне безобидная реклама, призывающая утолять голод шоколадными батончиками.

Реклама есть и будет, но рекламодатели всегда должны соблюдать этический кодекс рекламистов. А мы с вами критически должны относиться к любой рекламе, а не слепо следовать ей.

Занятие 10.

ИНФОРМАЦИЯ БЫВАЕТ РАЗНАЯ

Цель: обобщение полученных знаний о позитивных и негативных эффектах источников информации. Задачи:

- актуализировать знания о позитивных и негативных эффектах использования различных источников информации;

- развивать умение выявлять причинно-следственные связи в явлениях окружающего мира;

- воспитывать культуру участия в дискуссии.

Оборудование: иллюстрация к каждому источнику информации (телевизор, радио, компьютер, газета, журнал, мультфильм, фрагменты рекламы, изображение группы ребят); таблички с надписями: обвинение, защита, присяжные заседатели; словарь русского языка С.И. Ожегова (любое издание); плакат на доске для записи результата работы.

Ход занятия

I.МОТИВАЦИЯ НА ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Ребята, мы много говорили о позитивных и негативных эффектах использования различных источников информации. Не всегда вы соглашались со мной, делали свои выводы, часто истина, единая для всех, не была выяснена. Так и должно быть. Ведь самое ценное - это наличие своей точки зрения, умение доказать ее значимость. Русская поговорка гласит, что рождается истина в ...? Вы согласны? Что рождается в споре (ссора)? А какая форма общения позволяет доказать свою точку зрения бесконфликтно (дискуссия)? В чем ее достоинство? (Возможность выслушать любое мнение, высказать свое, аргументировать выводы и т.п.). Как вы думаете, а является ли судебное разбирательство по форме дискуссией (нет)? Почему? (Одна из сторон оказывается наказанной, может быть недовольно обвинение и т.п.) Чтение определения «суд» из словаря.

II.ОБЪЯСНЕНИЕ ПРАВИЛ ИГРЫ

Сегодня мы используем форму суда только с точки зрения распределения ролей и использования полномочий в структуре судебного разбирательства. Делимся на три группы. Первый раз жребием выбираем роль для группы, далее роли меняются по кругу. Дискутировать мы будем на тему использования источников информации. Правила игры следующие. Группа обвинения в течение пяти минут находит негативные эффекты от использования какого-то одного источника информации. Группе защиты дается время для выстраивания линии своих аргументов в пользу этого источника. Группа обвинения высказывает результаты групповой работы. Затем высказывается группа защиты. После высказывания «защиты» дается время для группы «присяжных заседателей», они обдумывают всю информацию и «выносят приговор». Высказывания «присяжных заседателей» каждый раз выносятся на доску на плакат как результат дискуссии по источнику информации.

Далее роли меняются, и мы работаем над другим источником информации.

После каждого круга игры проводится рефлексия по вопросам:

1. Получилась ли дискуссия?

2. Кого убедила противоположная сторона и в каком вопросе?

3. Что помогало избежать конфликта?

4. Что помогало убеждать противоположную сторону?

III. РЕФЛЕКСИЯ

Анализируем итоги игры (на плакате).

Вывод: все источники информации имеют позитивные и негативные возможности воздействия на пользователя, нужно знать правила защиты от негативных эффектов.

Беседа по вопросам:

1. Что чувствовали во время игры?

2. Какие моменты вызывали негативные эмоции?

3. Что нового узнали о ребятах класса, о себе, об источниках информации?

Г.В. ГИВИШВИЛИ, доктор физико-математических наук, Институт земного магнетизма, г. Москва

Г.В. Гивишвили,

доктор физико-математических наук,

Институт земного магнетизма, г. Москва

Современные мифы: Материалы для бесед со школьниками

Сладкая ложь гороскопов

Мифы каменного века свидетельствуют о том, что в глазах первобытного охотника солнце, луна и звезды (он не отличал их от планет) появились на небе благодаря человеку. Это мнение изменилось с наступлением века цивилизации, когда в разливах рек, в сменах сезонов года, жизненно важных для земледельца, стала угадываться ритмика, связанная с положением светил на небосводе. Тогда же возникла традиция приписывать свойства этих светил богам. В древних Вавилоне и Египте, Индии и Китае начали думать, будто вследствие воли богов, а не наклона земной оси, происходит смена времен года, и совершаются другие важные события на Земле. Это мнение приобрело наукообразный вид около 140 г. н.э. благодаря книге Птолемея - одного из высших авторитетов древности.

В годы написания этой книги весь цивилизованный мир был уже глубоко религиозен, но одновременно сохранял и непоколебимую веру в магию. Но последняя немного изменилась вот каким образом. Первобытный человек был убежден в существовании сил, которыми он может управлять по своему усмотрению, при владении соответствующими колдовскими приемами. Религиозный же человек стал думать, будто знание о тех же силах дает ему возможность угадывать волю богов и предсказывать их влияние на судьбы как одного человека, так и целых государств.

Птолемей, будучи великим астрономом, изобрел систему эпициклов, согласно которой небесные тела двигались вокруг Земли. Это давало возможность делать довольно точные астрономические предсказания, в том числе, например, затмения Солнца и Луны. Вместе с тем предполагалось, что если точно известно время рождения какого либо индивида, то правильно составленный его гороскоп якобы позволял с большой точностью предсказать и его судьбу.

С возникновением теории Коперника и современной науки астрономии астрология испытала настоящий шок. Ведь выяснилось, что основа, на которой она держалась, неверна. Во-первых, Земля не является центром, вокруг которого движутся все небесные тела. Во-вторых, вокруг Солнца вращается не 5 планет, как считалось ранее, и расположение которых якобы влияет на людские судьбы, а целых 8 (Плутон, Уран и Нептун были открыты в XVIII и XIX вв.).

В-третьих, для астрологии явилось неприятным известием открытие в Солнечной системе тысяч астероидов, которые, если верить ей, также должны влиять на земные процессы. В-четвертых, звезды на небосводе не неподвижны, как думали в древности, а со временем смещаются. Иначе говоря, знаки Зодиака больше не соответствуют аналогичным по названию созвездиям. Например, знак Девы теперь находится в созвездии Льва.

Парадокс состоит в том, что, несмотря на все явные ляпы, заблуждения и ошибки астрологии, в нее продолжают верить. Более того, в XX веке она триумфально возродилась, и в наши дни пользуется огромной популярностью даже в самых культурно «продвинутых» странах. Сегодня гороскопы публикуются во множестве газет и журналов, а количество профессиональных астрологов во всем мире в 100 раз и даже больше превышает численность астрономов.

При этом мало кто задумывается над тем, что никакое, самое точное знание времени рождения ребенка, не определяет его генетический код. А ведь именно хромосомы и гены, передаваемые ему в момент зачатия, а не в момент рождения, решающим образом влияют на анатомию, физиологию, психику и остальные свойства будущего взрослого человека. Кроме того, в группы астральных близнецов (родившихся строго в один и тот же год, месяц, день, час, минуту и секунду) входят тысячи и десятки тысяч представителей Европы и Китая, Африки и Австралии, Северной и Южной Америки. Неужели у какого-либо астролога повернется язык сказать, что у них у всех должны совершенно одинаковым образом сложиться судьбы? Если это не бред, то что это?

То, что это действительно бред, было доказано одним изящным экспериментом еще в 1898 г. во Франции. Астроном П. Коудерк поместил в одну из газет рекламу бесплатных гороскопов для всех желающих. Всем респондентам посылали один и тот же поддельный гороскоп. Огромное большинство из них признало, что он в точности соответствует их индивидуальности.

Еще более поучительный эксперимент поставил другой француз - М. Гоквелин. Он поместил рекламу, приглашая людей присылать их даты и места рождения. Затем он выслал каждому из ответивших описание характера и гороскоп серийного убийцы Петойта (тот во время войны изображал из себя партизана-подпольщика; завлекая беженцев в свой дом, он грабил и убивал их; по его собственному признанию, он совершил 63 преступления такого рода). К гороскопу прилагалась анкета, в которой ставился вопрос - насколько близко черты характера респондента соответствуют присланному гороскопу. Как же был поражен Гоквелин, когда 90 % из тех, кто ответил на вопросы анкеты, заявили, что они очень точно изображены в нем.

Черная кошка в темном чулане

В середине семидесятых годов во всем мире внезапно вспыхнул интерес к проблеме неопознанных летающих объектов (НЛО). А коль скоро есть интерес (спрос), жди предложения. Так волшебным образом вдруг на свет появилась масса уфологов - экспертов и специалистов по этой тематике. Подогревая интерес публики ко всему загадочному и еще необъясненному, они с самого начала поставили на самую выигрышную карту - на тему внеземного происхождения НЛО. И каких только басен не было рассказано «очевидцами», с которыми, якобы, общались инопланетяне, то похищая их, то возвращая назад. Им внимали, затаив дыхание, их «похождения» передавали СМИ, а уфологи собирали полные залы с чтением «лекций», в которых рассказывалось о случаях либо наблюдений НЛО, либо непосредственных контактах с ними.

Этот ажиотаж совпал по времени с развитием научного направления, связанного с поисками внеземных цивилизаций (SETI - Search for Extraterrestrial Intelligence) и с попыткой установления контактов с внеземными цивилизациями (CETI -Communication with Extraterrestrial Intelligence). Что очень поспособствовало популярности спекуляций вокруг «проблемы НЛО» во всем мире, в том числе и в СССР.

Так, в сентябрьском номере «Известий» за 1977 г. в заметке «Неопознанное явление природы» говорилось следующее: «Жители г. Петрозаводска явились свидетелями необычного явления природы. 20 сентября около четырех часов утра на темном небе вдруг вспыхнула огромная «звезда», импульсивно посылавшая на землю снопы света. Эта «звезда» медленно двигалась к Петрозаводску и, распластавшись над ним в виде огромной «медузы», повисла, осыпая город множеством тончайших лучевых струй, которые производили впечатление проливного дождя. Через некоторое время лучевое свечение прекратилось. «Медуза» обернулась ярким полукругом и возобновила движение в сторону Онежского озера, горизонт которого окутывали серые облака. В этой пелене потом образовалась круглая промоина ярко-красного цвета в середине и белая по бокам. Все явление по свидетельствам очевидцев, продолжалось 10-12 минут».

Неудивительно, что событие это произвело переполох чрезвычайный - ведь был самый разгар «холодной войны». И вот спустя всего лишь месяц в Кремле состоялось специальное заседание, на котором было принято решение приступить, наконец, к исследованию всех необычных явлений такого рода. Наблюдения начались в 1978 г. и продолжались без перерыва 13 лет. Отвечали за них Министерство обороны и Академия наук СССР.

Между ними было установлено своего рода «разделение труда». В армии эту задачу должен был выполнять каждый военнослужащий. В случае наблюдения какого-либо непонятного и необычного явления, он должен был доложить о нем в письменном виде, и передать рапорт начальству. Стало быть, от армии в проекте участвовало более миллиона человек - по числу военнослужащих, раскиданных по всей территории СССР. А она составляла около 1/6 части земной суши. (Вряд ли когда-либо и где-либо еще проводилось столь масштабное исследование).

В свою очередь, от ученых надеялись получить ответы на вопросы о причинах появления аномальных явлений и физических механизмах их развития. Над этим должны были размышлять специалисты по физике атмосферы и плазмы, геофизики и геохимики, математики и так далее. С самого начала рассматривались три возможные версии происхождения НЛО.

Предполагалось, что они:

а) продукты человеческой деятельности;

б) следствия естественных процессов, происходящих в атмосфере Земли;

в) проявления деятельности внеземных цивилизаций.

В ходе выполнения программы было получено порядка 3-х тысяч сообщений о наблюдениях около 300 необычных явлений. Что же выяснилось в результате? А то, что большая их часть (примерно 90%) была связана с работой ракетно-космической техники; меньшая - с полетами метеорологических шаров-зондов. При запусках ракетно-космической техники, «странные» образования наблюдались иногда на удалении до тысяч километров от места старта (подчас даже в других регионах земного шара). Все зависело от режимов работы ракетных двигателей и космических аппаратов. А видимые эффекты возникали из-за рассеяния солнечного света на газо-пылевых облаках, которые образовывались вследствие сгорания ракетного топлива. Наиболее благоприятные условия их наблюдения создаются в сумерках, когда ракета проходит в области, освещенной Солнцем, а наблюдатель находится на ночной стороне Земли. В зависимости от высоты полета ракеты, устройства двигателей и состава топлива, размер газо-пылевого следа ракеты достигает иногда многих сотен километров. А его форма принимает порой столь причудливые очертания, что, у неподготовленного наблюдателя, естественно, разыгрывается воображение. Что и произошло, к примеру, с тем самым «Петрозаводским явлением». Его вызвал запуск ИСЗ «Космос 955» с космодрома Плесецк, расположенного в нескольких сотнях километров восточнее города.

Другое массовое наблюдение «дирижаблеобразного» объекта в июне 1980 г. на огромной территории европейской части России было связано с запуском с того же космодрома ИСЗ «Космос 1188». Кстати, меньше чем через час этот спутник «наследил» над Южной Америкой. Над Россией он «отметился» газо-пылевым облаком, оставленным маршевым двигателем ракеты-носителя, а над Южной Америкой - облаком, выпущенным двигателем разгонного блока ракеты-носителя при выводе спутника на рабочую орбиту. Схожие явления сопровождали запуски в 1981 г. -ИСЗ «Метеор-2»; в 1982 г. - «Молния-1»; в 1984 г. - «Космос 1581» и так далее.

Второй разряд необычных явлений, которые воспринимались очевидцами как НЛО, был связан с запусками обычных метеорологических шаров-зондов. Современный шар-зонд представляет собой резиновую оболочку диаметром на земле около 2 метров, к которой подвешены измерительные приборы. Запуски этих шаров производятся регулярно, высота их полета обычно не превышает 10-12 км и их наблюдения не вызывают вопросов. Однако иногда с ними происходят казусы.

Однажды в июне 1982 года на командный пункт ПВО страны из авиационного полка войск ПВО близ Читы поступило срочное донесение. В нем говорилось о том, что патрулирующий границу с Китаем самолет обнаружил на высоте около 17 км необычный объект шарообразной формы. Самолет приготовился к его атаке, но в это время объект неожиданно исчез. В донесении специально оговаривалось, что обнаруженный объект не может быть метеорологическим шаром-зондом, который хорошо известен личному составу. Метеозонд гораздо меньше по размерам, и никогда не поднимается до таких высот. Однако из телефонного разговора с начальником метеостанции выяснилось, что: во-первых, время запуска шара-зонда практически совпадает со временем встречи самолета ПВО с неизвестным объектом; во-вторых, оболочка запущенного шара оказалась настолько прочной, что он поднялся на несколько километров выше обычного. Вот и вся разгадка. (Специалисты сошлись на том, что шар этот был «бракованным» - его оболочка была более прочной, чем обычно).

Для проведения научных экспериментов в верхних слоях атмосферы иногда применяются не стандартные шары-зонды, а специальные баллоны. Как правило, они имеют вид капли (падающей вверх) диаметром до 150 метров. Но иногда им придают очень неожиданные, даже замысловатые формы, например, в виде цилиндра или куклы. А во Франции изготавливают надувные пирамиды. Однажды наблюдение полета такого баллона во время киносъемок в Прибалтике вызвало форменную панику среди очевидцев.

Известны и другие случаи, когда похожие изделия вводили неспециалистов в заблуждение.

Совершенно особый случай произошел однажды в дивизии ракетных войск под городом Хмельницким (Украина). В один из вечеров октября 1983 года военнослужащие этой дивизии и члены их семей обратили внимание на то, что в сумеречном небе достаточно высоко над линией горизонта появлялись, исчезали и снова появлялись похожие на дирижабль яркие светящиеся объекты. Некоторые очевидцы утверждали, что видели на этих объектах темные, похожие на окна пятна, из которых иногда протягивались к земле дугообразные, светлые струи.

Все бы ничего, но в то же самое время на пульт управления командного пункта дивизии поступил сигнал, предупреждавший о неисправности в системе запуска ракет. Спустя несколько секунд, этот сигнал исчез, однако сомнения в исправности аппаратуры у боевого расчета остались. Командир дивизии, не долго думая, связал эту неисправность с появлением в небе над расположением части необычных светящихся объектов. И, желая перестраховаться, он доложил о происшествии на КП Генерального штаба. В расположение дивизии немедленно была послана специальная комиссия. И вот что она обнаружила.

Что в то время как в дивизии, стоявшей под украинским Хмельницким, наблюдали «НЛО», на авиационном полигоне в белорусском Полесье выполнялись упражнения по постановке осветительных авиабомб. Последние сбрасывались с самолетов на высоте около 10 км, после чего медленно опускались на парашютах, освещая большие участки территории б течение 5-7 минут. Именно эти световые эффекты в ночном небе над белорусским авиационным полигоном и наблюдали военнослужащие ракетной части, удаленной на 400 км к югу. А неисправность в аппаратуре командного пункта никакого отношения к наблюдавшимся явлениям не имела. Просто она совершенно случайно совпала с ними по времени.

Единственное, что не пока удалось объяснить - причины нескольких аварий самолетов Борисоглебского авиаузла (Воронежская область) в период 1984-1987 гг. Единого мнения о том, какую роль в этих авариях сыграли загадочные объекты, наблюдавшиеся в зоне полета, нет до настоящего времени.

Итак, что же мы имеем в конечном счете? Что, во-первых, полеты высотных баллонов и пуски ракет объясняют более 90 % случаев «появлений НЛО». И, во-вторых, что вопреки многочисленным описаниям различного рода контактов с инопланетянами, собранными в коллекциях уфологов, в рамках проекта МО и АН СССР не было получено:

а) ни одного сообщения о посадке НЛО;

б) ни одного сообщения о контактах с пилотами НЛО;

в) ни одного сообщения о похищениях людей НЛО.

Это говорит либо о том, что по каким-то причинам в течение, по крайней мере, 13 лет территория СССР была закрыта для посещения инопланетных визитеров, либо же о несостоятельности гипотезы инопланетного происхождения НЛО. И, наконец, третье: выше говорилось, что «проблема НЛО» родилась в середине 70-х годов прошлого века. Теперь понятно, почему раньше никто не наблюдал ничего похожего. Дело в том, что до 70-х годов не существовало ракетно-космической техники - основного «поставщика» эффектов, связанных с необычными явлениями в атмосфере.

За последние годы во многих публикациях, касающихся «проблемы НЛО», часто упоминаются некие секретные файлы КГБ и секретные данные о военных операциях по захвату НЛО. После ознакомления с ними остается сослаться на пословицу о черной кошке, которую пытаются ловить в темном чулане.

Отношение к «проблеме НЛО» может быть разным. Конечно, перспектива контакта с внеземной цивилизацией представляется очень и очень интригующей. Однако гипотеза, точнее даже легенда об НЛО, якобы вступавших в контакты с землянами, оказалась обыкновенной «уткой».

«Торсионные поля»

Несколько лет назад я был приглашен в МВТУ им. Н.Баумана на семинар, посвященный торсионным полям. В то время это словосочетание еще интриговало своей новизной и загадочностью, и я решил не отказать себе в удовольствии прослушать повесть об еще одной победе разума над природой. При стечении большого числа любознательных, рассказчик повел речь о новых фундаментальных уравнениях физики, выведенных Г. Шиповым, и описывающих структуру физического вакуума - пустоты.

Согласно этим уравнениям, из абсолютного «Ничто» рождаются первичные торсионные поля, которые объясняются кручением пространства. Такое первичное торсионное (нематериальное) поле представляет собой элементарные пространственно-временные вихри правого и левого вращений, не переносящие энергию, но переносящие информацию. После доклада, как водится, присутствовавшим было предложено задавать вопросы.

Движимый любопытством, я рискнул спросить - противоречит ли торсионная теория современной модели расширяющейся (раздувающейся) Вселенной? (Напомню, согласно этой модели, 10-15 миллиардов лет назад вся Вселенная представляла собой микроскопическую горошину. Такое состояние Вселенной называют сингулярностью. Иначе говоря, утверждается, что в этих экзотических условиях Вселенная занимала объем в 100 000 000 000 000 000 000 раз меньший, чем электрон). Ответ был - не противоречит. Мой вопрос - согласны ли Вы с тем, что в момент сингулярности пространство, фактически, отсутствует? Ведь вся материя сосредоточена в исчезающее малом объеме, а пространство без материи не существует, если верить Эйнштейну? Ответ - согласен. Мой вопрос - существовали ли торсионные поля в состоянии сингулярности? Ответ - существовали. Мой последний вопрос - торсионное поле есть вихрь. Следовательно, у него должны быть высота, ширина, глубина. В чем помещалось пространство этого вихря, если пространство Вселенной отсутствовало? Ответом мне было молчание. И когда оно слишком затянулось, на помощь докладчику пришел ведущий семинара. «Вместо того, чтобы задавать столь провокационные вопросы, лучше было бы проявить больше доброжелательности к выступающему» - заявил он мне, изображая неподдельное негодование. Так завершилось мое знакомство с «торсионной теорией».

Но сама она, как не трудно догадаться, и не думала сдаваться. «Светоч истины» подхватила семья В. и Т. Тихоплавов. В предисловии к одной из их книг, подписанном президентом Санкт-Петербургской инженерной академии, говорится о том, что в ней повествуется «об открытии пятого фундаментального взаимодействия - информационного, о физическом вакууме и торсионных полях. Эти выдающиеся научные открытия позволили ученым понять сущность тонкого Мира, объяснить природу Сознания, Мышления, Души и признать Абсолют». Сами авторы не скупятся на самые потрясающие открытия. Прежде всего, они заявляют, что «с помощью торсионных полей можно объяснить любую проблему, связанную с психической энергией». Мало того, они настаивают на том, что «любая наша деятельность сопровождается возникновением в окружающем нас пространстве физического вакуума торсионных полей, скорость распространения которых превышает скорость света в миллиард раз».