Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 20

 

Поиск            

 

Методика оценки эффективности внешнеэкономической деятельности 2 Анализ внешнеэкономической деятельности ООО «Рошель» 1 Характеристика ООО «Рошель»

 

             

Методика оценки эффективности внешнеэкономической деятельности 2 Анализ внешнеэкономической деятельности ООО «Рошель» 1 Характеристика ООО «Рошель»

Содержание

Введение

1 Значение внешнеэкономической деятельности для предприятия

1.1 Формы внешнеэкономической деятельности предприятия

1.2 Планирование внешнеэкономической деятельности предприятия

1.3 Методика оценки эффективности внешнеэкономической деятельности

2 Анализ внешнеэкономической деятельности ООО «Рошель»

2.1 Характеристика ООО «Рошель»

2.2 Оценка эффективности управления ООО «Рошель»

2.3 Стратегический анализ функционирования ООО «Рошель»

3 Совершенствование внешнеэкономической деятельности ООО «Рошель»

3.1 Совершенствование взаимоотношений с иностранными посредниками

3.2 Оценка экономической эффективности предлагаемых мероприятий

Заключение

Список использованных источников


Введение

В связи с перераспределением собственности из государственного в частный сектор наступил «платежный кризис» за выполненные грузовые перевозки, а функции плательщиков железнодорожного тарифа все чаще стали брать на себя коммерческие структуры, одними из которых являются экспедиторы.

Экспедиторы выполняют следующие функции: оформление заявок на грузовые перевозки по всем видам оперативного планирования и контроль за их удовлетворением, оформление необходимых транспортных, таможенных и других документов; контроль за подачей подвижного состава и ходом выполнения плановых объемов перевозок; оплата дополнительных транспортных или других услуг; слежение за транспортными и грузовыми единицами в процессе перевозки и др.

Разносторонние и многоплановые нововведения ставят экспедиторские организации перед необходимостью расширения спектра оказываемых услуг и отхода от качества «посредника по перевозкам», то есть назрела актуальность решения специ¬фических для конкретного клиента задач, обусловленных необ¬ходимостью чувствительности транспортного обслуживания к временным характеристикам процессов производства, распре¬деления, доставки и сбыта продукции.

Стратегия маркетинга предполагает не¬избежность для экспедиторов предложения на транспортном рынке индивидуальных «пакетов» (комплексов) услуг с целью охва¬та как можно более широкого круга клиентуры. Необходимо перейти от чистой кон¬куренции цен к конкуренции комплексов экспедиторских услуг, включая консультационные по нормативным транспортным документам, а также касающиеся правового регулирования торговых сделок, взаимо¬действия с таможенными органами и дру¬гими объектами, являющимися состав¬ными элементами логистических систем. Например, при экспедировании экспортно-импортных перевозок через морские порты усилия экспедиторов все более сосредота¬чиваются на овладении спецификой не толь¬ко производственных сбытовых, транспорт¬ных и информационных процессов, но и на особенностях работы таможен, налоговых инспекций, банков, страховых компаний, организаций, производящих качественный, карантинный, ветеринарный, санитарно-эпидемиологический и радиационный кон¬тролль, фумигационную (обезвреживание от вредителей) обработку перевозимой про¬дукции и выдающих соответствующие сертификаты (Торгово-промышленной палаты РФ и других аналогичных подразделений, яв¬ляющихся иностранными или совместными предприятиями, Государственной хлебной инспекции, карантинных, ветеринарных, санитарно-эпидемиологических, радиацион¬ных, фумигационных и других служб), орга¬низаций, занимающихся агентированием и фрахтованием судов, деятельность которых имеет непосредственное отношение к орга¬низации доставки товаров до потребителя и является неразрывной частью логистического обслуживания грузовладельцев.

Опыт функционирования экспедиторских компаний показал, что с экономико-организационной точки зрения грузовладельцу выгоднее иметь дело с экспедитором, занимающимся сбором и доставкой грузов до разных мест назначения, предлагающим единый тариф более низкий, чем у перевозчика, на всю перевозку в целом и отвечающим за перевозимые грузы в течение все¬го процесса перевозки, чем с несколькими компаниями-перевозчиками, относящимися к разным видам транспорта и предоставляющими услуги на ограниченных маршрутах, входящих в сферу деятельности этих компаний. Соответственно экспедиторская компания, используя логистический подход, повышает экономическую эффективность перевозки груза.

Таким образом, с созданием логистической системы транспортно-экспедиционные фирмы берут на себя функции, которые предшествуют транспортировке или следуют за ней. Промышленные фирмы освобождаются от не свойственных им функций (упаковка, складирование, определение оптимального варианта транс¬портировки и т.п.). Экспедиторы выкупают груз у поставщиков, освобождая их тем самым от забот о распределении груза, и становятся своеобразными распредели¬тельными центрами. Такая технология обслуживания позволяет транспортно-экспедиционным фирмам и промышленным предприятиям работать в едином ритме, что помогает преодолеть сбои в производственном процессе из-за задержки достав¬ки грузов.

Экспедиторы вследствие различных причин оказывают услуги по-разному, образуя тем самым ры¬нок экспедиторских услуг, являющийся составной частью рынка транспортных услуг, на котором заказчик в зависимости от пе¬речисленных факторов имеет возможность выбрать наиболее устраивающего его исполнителя.

При этом маркетинговыми исследованиями, связанными с поиском платежеспособных клиентов, занимаются сами экспедиторы, избавляя от связанных с этим забот соответствующие структуры перевозчиков.

Конкуренция на рынке транспортных услуг проявляется не только между различными видами транспорта, но и между транспортными фирмами, занимающимися экспедированием и имеющими право на продажу транспортных услуг. Конкуренция проявляется по отдельным составляющим (отдельно взятым услугам или их сочетаниям) транспортного сервиса и является важным фактором в повышении его качества. Она не является помехой в функционировании единой транспортной системы, так как не исключает возможности сотрудничества на коммерческой основе и технологического взаимодействия между отдельными видами транспорта или экспедиторами, когда оказание отдельных или всего комплекса услуг, связанных с доставкой грузов, возможно при последовательном или параллельном их участии.

При перевозках по железным дорогам нескольких государств грузовладелец мо¬жет пользоваться услугами нескольких экспедиторов.

В функции экспедитора входит весь комплекс работ по подготовке товара к отправке: затаривание; упаковка; заключение договора с перевозчиком на транс¬портировку груза и планирование необходимых транспортных средств; оценка экономичности доставки груза до места назначения; выбор наиболее рациональных путей доставки и видов транспорта. Он несет ответственность за организацию грузо¬вых работ, хотя и не ведет их сам, готовит необходимые транспортные и товаросо¬проводительные документы, осуществляет расчеты с перевозчиком; в отдельных случаях ведет контроль за продвижением това¬ра до получателя.

Все это подчеркивает актуальность выбранной мною темы.

Целью написания данной дипломной работы является совершенствование управления внешнеэкономической деятельностью на основе поиска иностранных партнеров – посредников для транспортной компании.

Данная цель требует решения следующих задач:

 изучение форм внешнеэкономической деятельности предприятия;

 исследование процесса планирования внешнеэкономической деятельности предприятия;

 изучение методики оценки внешнеэкономической деятельности предприятия;

 оценка эффективности управления предприятия;

 стратегический анализ функционирования предприятия;

 разработка направлений совершенствования внешнеэкономической деятельности предприятия.

Объектом проводимого в данной дипломной работе исследования является ООО «Рошель».

1 Значение внешнеэкономической деятельности для предприятия

1.1 Формы внешнеэкономической деятельности предприятия

В соответствии с действующими в России законами любое предприятие (организация) может выступать как экспортером, так и импортером. В практике выделяются три основных стимула развития внешнеэкономической деятельности предприятий:

расширение сбыта;

приобретение ресурсов;

диверсификация источников снабжения и сбыта.

Необходимость стратегического планирования внешнеэкономической деятельности определяется существенными переменами в структуре мирового рынка и попытками предприятий, осуществляющих международную деятельность методом проб и ошибок, выработать адекватные меры, гарантирующие им защиту от чрезмерных потерь в результате неверных действий или ошибочных представлений о перспективах макроэкономических процессов.

В основе любой формы внешнеэкономических связей лежит идея взаимовыгодного международного обмена. В принципе международный обмен всегда выгоден. Это справедливо в отношении промышленно развитых и слаборазвитых стран.

Международный обмен продукцией (изделиями) целесообразен для страны, если она затрачивает на производство экспортной продукции (изделий) меньше общественного труда, чем должна затратить на производство продукции (изделий) взамен импортируемой (на средства, вырученные от экспорта). [3]

Следовательно, товарообмен может быть выгоден всем странам при условии правильного формирования структуры экспорта и импорта. Поэтому необходимо увеличивать масштабы внешнеторгового обмена. При этом экспорт первичен, так как страна должна, получив за экспортную продукцию (изделия) валюту, обеспечить себе возможность импорта продукции (изделий). Для достижения наибольшего экономического эффекта от участия в международном разделении труда следует развивать производство экспортной продукции (изделий), которая позволяет получить наибольшую валютную выручку на единицу затрат общественного труда, и импортировать ту продукцию (изделия), собственное производство которой потребовало бы наибольших затрат общественного труда на единицу затрачиваемых валютных средств. Наибольший эффект достигается от экспорта наукоемкой готовой продукции (изделий). В мировой торговой практике сложилось такое соотношение: 40 % международного товарооборота приходится на сырьевую продукцию, 60 % — на готовую промышленную продукцию (изделия). В структуре же экспорта России сложилось обратное соотношение — 70 % и 30 %.

Такое состояние внешнеэкономических связей, естественно, никого не устраивает, а учитывая их потенциально высокую рентабельность, задача совершенствования внешнеэкономической деятельности становится одной из первоочередных. И не случайно перестройка хозяйственного механизма России началась с совершенствования внешнеэкономической деятельности.

Начало реформирования внешнеэкономической деятельности в какой-то степени началось с 1985 г., однако в нормативных актах это было отражено лишь в 1986 г. в постановлении № 991 «О мерах по совершенствованию управления внешнеэкономическими связями», с выходом которого начался первый этап реформы внешнеэкономической деятельности. Его можно охарактеризовать как «разрешительный» этап. Действительно, в этот период времени было разрешено самостоятельно выходить на внешний рынок, формировать валютные фонды, организовывать внешнеторговые фирмы. Получили право на существование такие прогрессивные формы внешнеэкономических связей, как прямые связи, совместное предпринимательство. [10]

Второй этап начался в 1989 г. с выходом известного постановления № 203 «О мерах государственного регулирования внешнеэкономической деятельности». Этим постановлением устанавливались достаточно жесткие рамки, по сути свертывающие процесс демократизации внешнеэкономической деятельности. Были введены: обязательность регистрации такой деятельности, процедура квотирования, жесткая система планирования. Данный этап закончился в 1991 г. Сначала отдельные республики, а в декабре 1991 г. и Россия заявили о новом подходе к организации внешнеэкономической деятельности в своих странах. Начался третий этап реформы — этап либерализации внешнеэкономической деятельности.

В России началом третьего этапа можно считать указ Президента РФ от 15 ноября 1991 г. № 213 «О либерализации внешнеэкономической деятельности». Вслед за данным приказом появился ряд нормативных актов, определяющих процедуру осуществления внешнеэкономической деятельности.

Основные правила осуществления внешнеэкономической деятельности в России предусматривают следующее: внешнеэкономическая деятельность разрешена всем зарегистрированным на территории России предприятиям независимо от форм собственности; разрешена посредническая деятельность; значительно сокращен список лицензируемой продукции (изделий); введена аукционная продажа квот и лицензий; сняты ограничения на открытие валютных счетов; разрешено проведение валютных операций, при этом курс рубля к иностранным валютам определяется спросом и предложением. Введено понятие коммерческого курса рубля; введена и система обязательных валютных отчислений; введены экспортные тарифы (пошлины) на отдельные группы продукции (изделий). При этом экспортная пошлина подлежит оплате до или в момент предъявления продукции (изделий) к таможенному контролю. Взимание экспортных пошлин производится в рублях. Ставка пошлины в иностранной валюте подлежит пересчету по рыночному курсу рубля, устанавливаемому ЦБ РФ на момент уплаты пошлины.


Выдержка из работы

1.3 Методика оценки эффективности внешнеэкономической деятельности

До того как начинать подробный анализ внешнего рынка, предприятию следует установить свои международные маркетинговые цели и задачи. Этот процесс можно разделить на три этапа. Во-первых, предприятие должно определить желаемую долю экспорта по отношению ко всему объему продаж. Во-вторых, предприятие должно решить, будет оно выходить на несколько иностранных рынков или на глобальный мировой рынок. Обычно имеет смысл сначала сконцентрировать свои усилия по продвижению товаров на нескольких внешних рынках. В-третьих, предприятие принимает решение по поводу того, страны какого типа выбрать для экспорта своей продукции. Разграничение между странами делается на основе таких показателей, как политическая стабильность, уровень развития инфраструктуры, уровень доходов населения, географические факторы.

Далее предприятие должно решить, какие именно иностранные рынки выбрать. Внешние рынки можно проранжировать по следующим параметрам: привлекательность рынка, конкурентное преимущество и риск. Привлекательность определяется на основании таких факторов, как язык, законы, географическое положение, стабильность, схожесть культурных традиций и т.п. Конкурентное преимущество характеризуется рыночной стратегией предприятия, наличием конкурентов, этапом жизненного цикла товара. Риск можно разделить на два основных вида. Риск инвестирования связан с возможностью национализации собственности предприятия иностранным правительством или с ограничениями перевода инвестированных ресурсов за границу. Операционный риск связан с экономическим спадом в стране, девальвацией валюты, забастовками и прочими факторами. После определения критериев предприятие должно осуществить свой выбор внешних рынков, учитывая потенциал рынка, возможный риск, прогнозируемый объем продаж, предполагаемые издержки и прибыль. [13]

Экономическая информация является основным типом информации, используемом при анализе той или иной экономической проблемы. Она может быть разделена на три вида: статистику, бухгалтерию и оперативную информацию.

Статистика дает общую картину состояния и развития национального хозяйства, освещает ход социально-политических процессов в стране или ее частях. При этом используются специальные методы наблюдений и анализа массовых явлений.

Бухгалтерия (бухгалтерская отчетность) представляет собой способ отражения средств предприятий и организаций в зависимости от их состояния, размещения, использования и источников происхождения. Она отражает процесс развития предприятия и служит основой анализа его хозяйственно-финансовой деятельности.

Оперативная информация – это сведения, необходимые для текущей деятельности, для принятия оперативных решений. В качестве оперативной информации могут выступать как официальные статистические показатели, так и неопубликованные данные, являющиеся результатом непосредственного наблюдения, личного опыта, различных экспериментов и т.д.

Исследования процессов в области МЭО, все более приобретающих характер глобальных требуют в первую очередь умения оперировать макроэкономическими показателями. Поэтому, основным источником информации является статистика. При этом используются готовые официальные статистические данные, которые являются результатом конкретного статистического исследования какого-то определенного явления или процесса.

Статистическая информация собирается и публикуется в специальных статистических справочниках как международными, так и национальными статистическими организациями, а также специализированными учреждениями и организациями. [12]

Регулярное получение и обновление оперативной информации о ценах – предложений и контрактов – нередко сопряжено с серьезными трудностями. Так, например, фирма, выступающая на рынке в качестве продавца, вряд ли сможет напрямую получить предложение на поставку аналогичного товара от другой фирмы, своего конкурента. Другие недостатки оперативной информации заключаются в разнородности данных, относящихся к конкретным товарам и внешнеторговым операциям, невозможности их прямого сравнения, необходимости выполнения многочисленных процедур по приведению их к сопоставимому виду.

При анализе экспортных операций определяют выпол¬нение обязательств по стоимости, физическому объ¬ему, количеству экспортируемых товаров, по срокам их поставок и качеству; устанавливают факторы, по¬влиявшие на эти показатели, и измеряют их воздейст¬вие; выясняют причины недовыполнения обязательств по тем или иным позициям. Анализ проводится в та¬кой последовательности: сначала определяют выпол¬нение обязательств по товарам и товарным группам, затем по странам экспорта и отдельно по итогам эк¬спорта в развитые и развивающиеся страны; в за¬ключение результаты анализа обобщаются по фирме и объединению. Изложение обработанной аналити¬ческой информации производится в обратном поряд¬ке: оценка работы в целом по объединению или фирме, затем по странам, товарным группам, то¬варам.

При постоянно меняющейся конъюнктуре рынка фактор «цен» может оказать существенное влияние ни выполнение обязательств по экспорту товаров. Как известно, уровень экспортных цеп зависит от измене¬ния производительности труда в соответствующей от¬расли производства, от соотношения спроса и пред¬ложения товаров на рынке, от изменения курсов ва¬лют. Уровень экспортных цен конкретных сделок за¬висит также от умения использовать конъюнктуру рынка. Последний фактор в свою очередь определя¬ется правильностью выбора рынка, времени выступ¬ления на рынке, оптимальным для данного момента размером предлагаемой товарной партии, получением в процессе заключения сделки оптимальной пены на товар и наиболее выгодных условий поставки и реа¬лизации товара.

При анализе выполнения обязательств по экспорту надлежит также ответить на вопрос о том, насколько правильно объединением или фирмой была использована конъюнктура рынка.

Анализ выполнения обязательств по торговым согла¬шениям тесно увязывается с анализом выполнения обязательств по контрактам. Информацию для анализа можно получить из оперативных отчетов о поставках товаров по соглашениям со странами. Отчет позволит выяснить: 1) в каком объеме реализован товарный контингент соглашения (т. е. сколько и на какую сумму было заключено контрактов в счет со¬глашения); 2) на сколько и на какую сумму выпол¬нены обязательства по контрактам (товары поставле¬ны); 3) какие контракты и на какую сумму оказались просроченными исполнением. Причины неполной реа¬лизации соглашений и нарушений сроков поставок то¬варов тщательно изучаются. Для более полной харак¬теристики работы фирм и объединения на данном участке целесообразно вычислить показатели про¬срочек поставок товаров (П') .за отчетный и предше¬ствующий годы:

П’ = ΣКп * 100 / ΣКн, (1.1)

где ΣКп – сумма контрактов, просроченных в течение года;

ΣКн – сумма контрактов, подлежащих исполнению за этот год.

Во внешнеэкономических связях значительное рас¬пространение получила практика продажи товаров (главным образом машин и оборудования) фирмам и организациям стран с рассрочкой платежа на ряд лет, т. е. на условиях коммерческого кредита.

Информацию для анализа о такого рода экспорт¬ных операциях объединения можно получить из опе¬ративного отчета о выполнении обязательств по экс¬порту товаров, из бухгалтерского отчета о состоянии иностранной дебиторской и кредиторской задолжен¬ности, а также из самих контрактов.

При анализе за отчетный период этого участка экспортной работы фирм и объединения необходимо установить и сопоставить с прошлым периодом объем коммерческого кредита и его удельный вес в общем экспорте фирм и объединения в страны, пользующие¬ся этой формой кредита, и средние сроки кредита в целом, по отдельным странам и по товарам.

Средний срок кредита определяется по формуле средней арифметическом взвешенной. [15]

Качество экспортных товаров должно соответствовать техническим условиям заказов. В противном случае иностранные покупатели могут предъявить реклама¬ции, что наносит ущерб авторитету фирм и объедине¬ния как экспортеру товаров и снижает размер выруч¬ки за товары на сумму удовлетворенных рекламаций. Анализ данного участка работы фирмы и объединения за отчетный период целесообразно проводить в сопо¬ставлении е аналогичными показателями прошедших периодов. В качестве критерия при оценке работы фирм и объединения по качеству товаров можно ис¬пользовать показатель процентного отношения суммы удовлетворенных рекламаций к стоимости поставлен¬ных товаров.

Кроме динамики рекламаций изучаются и отдель¬ные рекламации. При этом выясняется, какие меры принимались фирмами и объединением по повышению качества товаров и насколько они оказались эффективны.


Список литературы

1. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. – СПб: Издательство "Питер", 1999. – 416 с. – (Серия "Теория и практика менеджмента").

2. Ансофф И. Стратегическое управление. /Пер. с англ. — М.: Экономика, 2003.

3. Артур А., Стрикленд А. Стратегический менеджмент. – М.: Вильямс, 2003. – 928 с.

4. Барнетт Дж., Мориарти С. Маркетинговые коммуникации. Интегрированный подход. – СПб., 2001. – 316 с.

5. Боссиди Л., Чаран Р. Искусство результативного управления. – М.: Добрая книга, 2004. – 288 с.

6. Бочкарев А., Кондратьев В. 7 нот менеджмента. Настольная книга руководителя. – Изд-во: ЭКСМО, 2007. – 832 с.

7. Вахрумина М. А. Управленческий анализ. – М.: Омега, 2004. – 312 с.

8. Голубков Е.П. Маркетинг: стратегии, планы, структуры. - М.: Дело, 1995. – 278 с.

9. Горемыкин В. А. Транспортно-экспедиционное обслуживание внешнеторговых грузов // Справочник экономиста. 2007, № 3.

10. Дихтль Е., Хёршген Х. Практический маркетинг. - М.: Высшая школа, 1996. – 518 с.

11. Друкер П. Менеджмент: задачи, обязанности, практика. – М., 2008. – 992 с.

12. Друкер П. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения. Пер. с англ. — М.: 1998.

13. Дудченко B.C. Основы инновационной методологии. - М.: 1996.

14. Дыбская В. В. Логистика для практиков. Эффективные решения в складировании и грузопереработке. – М.: ВИНИТИ РАН, 2002. – 264 с.

15. Дыбская В. В., Зайцев Е. И., Сергеев В. И., Стерлингова А. Н. Логистика: Учебник. – М.: Эксмо, 2008. – 944 с.

16. Дюков И. Стратегия развития бизнеса. Практический подход. – СПб.: Питер, 2008. – 240 с.

17. Елин В., Федотов С. Девелопмент и логистика – две стороны одной медали // Логинфо. 2007, № 6.

18. Ефремов В. С. Стратегия бизнеса. Концепции и методы планирования / Учебное пособие. – М.: Издательство "Финпресс", 1998 г. – 192 с.

19. Иванов Д. А. Логистика. Стратегическая кооперация. – М.: Вершина, 2005. – 176 с.

20. Кондратьев Н.Д. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения. Избранные труды, М.: Экономика, 2002.

21. Корпоративная стратегия: сборник статей. – М., 2008. – 266 с.

22. Кравченко А.И. Прикладная социология и менеджмент. М.: Изд-во МГУ, 1995.

23. Красовский Ю.Д. Управление поведением в фирме: эффекты и парадоксы. — М.: 1997.

24. Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: "Дело", 1992. – 702 с.

25. Моисеева Н. К. Экономические основы логистики: Учебное пособие / Под. ред. проф. В. И. Сергеева. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 528 с.

26. Портер М. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей и конкурентов. – М., 2007. – 453 с.

27. Портер М., Прахалад С., Самплер Дж. Курс МВА по стратегическому менеджменту. М.: Альпина, 2007. – 588 с.

28. Степанов Д. Эффективное управление: команда, иерархия, единовластие. – М., 2005. – 144 с.

29. Стратегический менеджмент. – М.: Кнорус, 2007. – 496 с.

30. Управление организацией: Учебник / Под ред. А. Г. Поршнева, З. П. Румянцевой, Н. А. Саломатина. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: ИНФРА-М, 1999. – 669 с.

31. Чуб Б. А., Бандурин А. В. Система инвестиционных взаимоотношений в регионе на примере Республики Татарстан. – М.: 272 с. Издание второе, исправленное и дополненное.

32. Barnard Ch. The functions of the Executive. - Cambridge, 1938.

33. Hofstede G. Cultures and Organizations; Software of the Mind. - Maiden head: McGraw-Hill, 1991. (пер. с англ.)

34. Maturana H.L., Varela F. Autopoiesis and cognition: the realization of the living. - Dordrecht: Reidel: 1980г.