Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 20

 

Поиск            

 

Курс специальность Библиотековедение Руководители: преподаватели иоук

 

             

Курс специальность Библиотековедение Руководители: преподаватели иоук

XXIII областной фестиваль «Декабристские вечера»

IX научно – практическая молодежная конференция

«Униженным да воздастся»

БИБЛИОТЕКИ ДЕКАБРИСТОВ

Автор: Цедрик Светлана

студентка Иркутского областного училища культуры

2 курс специальность Библиотековедение

Руководители: преподаватели ИОУК

Полякова И. В.

Коршунова О. В.

Макет и дизайн обложки:

преподаватель ИОУК Савченко И.В.

Иркутск

2007

Содержание.

Введение…………………………………………………………………………

3

Тюремная библиотека…………………………………………………………..

4

Личная библиотека Лунина…………………………………………………….

7

Книги декабристов……………………………………………………………...

9

Список литературы……………………………………………………………..

10

Введение

Когда мы берем в руки книгу, к которой когда-то прикасались руки великих людей прошлого, то испытываем трепет. Сама мысль о том, что эта книга принадлежала Петру I или Александру II, Пушкину или Крылову нас пугает и восхищает. И правда, тот, кто по настоящему любит книги не может относиться равнодушно к этим реликвиям.

В библиотеках хранятся книги многих великих людей. Свои книжные коллекции имели императоры и политики, ученые и писатели. Но мало кто знает, что у государственных преступников тоже были свои библиотеки. Большую славу в свое время получили библиотеки декабристов.

Огромное место в жизни декабристов на каторге и ссылке занимали книги. Дворянские революционеры были людьми высокой культуры, большинство из них получило прекрасное образование. Интересы декабристов были чрезвычайно широки - история и общественные науки, математика и естествознание, литература и философия, все это они глубоко и серьезно изучали.

Книги декабристов хранятся в библиотеках Иркутского университета и Краеведческого музея, в Российской Национальной библиотеке и Академии наук, а также в музеях декабристов. Мы видим эти книги на витринах в музеях и восхищаемся их оформлением и их древностью, но мы и не задумываемся о том, какая судьба была у этих книг, и что им и их хозяевам пришлось пережить.


Тюремная библиотека

Восстание 14 декабря 1825 года было жестоко подавленно. Тень виселицы накрыла страну. Пятеро выступивших были повешены и сто двадцать отправлено в ссылку. Место каторги было выбрано не случайно, Николай I хотел подавить волю восставших против него дворян и поэтому отправил их в Нерчинские рудники. Каторжная работа забирала все силы и отбивала охоту жить, чтобы не сойти с ума они читали и занимались умственной работой. Через некоторое время их переводят в Читу.

В Чите им запрещалось писать письма родным, и книги не выдавались. Читать книги было очень сложно «Корреспонденция с нашими родными, через посредство наших дам, только что завязывалась, многие из нас уже начали получать и деньги, и посылки, но книг присылали мало…. Большая часть времени у нас поглощалась материальными занятиями», - вспоминает М.Бестужев. Некоторое время спустя последовало разрешение получать литературу. Постепенно в читинской тюрьме из книг, привезенных самими декабристами и высылаемых им, образовалась довольно большая коллективная библиотека. Она постоянно пополнялась новыми изданиями и к концу пребывания декабристов в Чите, по их свидетельству, насчитывала более 6000 экземпляров.

Благодаря хорошей библиотеке декабристы посвящали много времени ученым трудам. Декабристы написали много статей по политическим, экономическим, юридическим наукам. Большое внимание они уделяли литературе. Декабристы писали рассказы, устраивали литературные вечера.

Наряду с коллективной библиотекой в Читинском остроге «работала» так называемая каторжная академия. Декабристы и на каторге продолжали учиться и передавать свои знания другим. Её слушатели проходили такой курс наук, которого не было ни в одном тогдашнем русском университете.

Камера Ф.Б. Вольфа в Петровском Заводе. 1849-1850 (худ. К. Мазер)


Камера Ф.Б. Вольфа в Петровском Заводе. 1849-1850 (худ. К. Мазер)

В августе 1830 года декабристов перевели в Петровский завод. Всех их ждал впереди еще длительный, двадцатипятилетний путь каторги и ссылки. К этому времени связи декабристов с родными укрепились. Переписка через жен давала им возможность получать массу литературы. М. Бестужев указывает в воспоминаниях: «С общего согласия выписывались через наших родных и самые замечательные, современные литературные произведения и самые лучшие периодические журналы и газеты, как иностранные, так и русские. Все что печаталось за границей стоящего чтения, как в отдельных изданиях, так и в периодических, мы все получали без изъятия». По замечанию декабриста И. Якушкина, число периодических изданий в Петровском каземате доходило до 22 названий. Из книг, полученных из России, составлялись даже специальные библиотеки. Например, медицинская библиотека насчитывала 4000 книг и ценных атласов.

Наиболее значительные книжные новинки декабристы иногда получали из Петербурга и Москвы сразу после выхода их в свет. «Стоило появиться в печати какой-нибудь замечательной книге, и наши феи имели ее у себя для нас», - вспоминает декабрист Лорер.

В казематскую библиотеку поступала мировая классика, книги по истории, философии, математике. Состав библиотеки декабристов характеризуют следующие строки из письма М. Волконской, адресованные З. Волконской: «До сих пор наши чтения удерживаются в достаточной мере на уровне образованности нашего времени. Историческая наука доведена до такой степени совершенства во Франции… произведения Гизо, Тьерри, имеющие доступ в Россию, находятся в нашем распоряжении».

Но выписка книг и периодики была бессистемной. Поэтому Завалишин, Волконский и Митьков организовали библиотечную артель, членами которой были все декабристы Петровского каземата. Артель выбрала правление, в задачи которого входило: учет поступающей литературы, ведение каталогов и выдача литературы. Сложилась целая система организации чтения, о которой пишет Бестужев: «Чтоб все могли безобидно и своевременно пользоваться чтением газет и журналов, из среды нас избирался на год распорядитель чтения, который, получая почту, распределял время для ее прочтения, составлял список читателей и присоединял его к каждому номеру журналов и газет. Каждый из нас обязан был по прошествии урочного времени (газеты 2 часа, журналы 2 дня) передать номер товарищу, означенному в списке. Нарушивший порядок чтения платил штраф, установленный артелью, который шел в распоряжение библиотеки». Правила артели соблюдались всеми читателями вплоть до 1835 года, последнего года ее существования.

Библиотека декабристов в Петровском каземате собралась внушительная. Число книг, по свидетельству Д. Завалишина, переходило за полмиллиона томов. Она значительно превосходила библиотеку Иркутской духовной семинарии, основанную еще в 80-х годах XVIII века. Ученики декабристов рассказывали, что «у декабристов была хорошая библиотека, они советовали, что читать. Петровский каземат при декабристах был для нас не просто университетом, а академией».

При отъезде декабристы часть книг забрали с собой, но большую часть оставили в каземате. Эти книги сохранились, и за их сохранность мы должны благодарить тюремщика декабристов генерал – майора Лепарского. Лепарский Станислав Романович (1754 - 1837); генерал-лейтенант; из дворян Киевской губернии; с 1826 г. - генерал-майор и комендант Нерчинских рудников и мест заключения декабристов в Чите и Петровском заводе. Он, будучи образованным человеком, читал все книги декабристов и ставил на них свою печать «Читал Лепарский». Книги с такой пометкой можно встретить во всех крупных библиотеках страны.

Помимо артельной библиотеки у декабристов были личные собрания книг. Многие состоятельные декабристы получали из Москвы и Петербурга хорошие библиотеки, состоящие у некоторых из нескольких тысяч томов. Особенно выделялись библиотеки Н.М. Муравьева, М. Лунина, С.Г. Волконского, С.П. Трубецкого.

Личная библиотека Лунина

Большим книголюбом был один из виднейших декабристов, продолживший борьбу с самодержавием в ссылке, – Михаил Сергеевич Лунин.

После восстания Лунина одним из первых отправили на каторгу. К сожалению, о первых годах пребывания Михаила Сергеевича в ссылке мало что известно. Декабрист Завалишин в своих воспоминаниях пишет, что Лунин следил за всеми новинками литературы и изучал греческий язык, что бы читать греческих и римских писателей в подлинниках.

М.С. Лунин. 1822 (худ. П. Соколов)

В 1831году в свет выходит «Собор Парижской Богоматери», а к осени 1832 года его уже получили декабристы в Петровском заводе. Лунин его критиковал. Декабрист Розен вспоминает: «Крепко досадовал он на Виктора Гюго за его роман «Notre dame de Paris», он сказал, что если бы это зависело от него, то он бы уничтожил бы все экземпляры».

16 июня 1836 года Лунин прибыл в Иркутск и был поселен вместе с Муравьевым, Волконским и Вольфом в селе Урик, находящемся в 18 верст от Иркутска. Почти все свои книги из Петровского каземата он забрал с собой.

Читательские интересы Лунина в это время сосредоточились на трех основных темах: изучение в подлинниках греческих авторов, изучение исторических и политических источников необходимых для написания острых, злободневных статей и, как прежде, устойчивый интерес к религии и богословской литературе. «Главные предметы его исследований - римско-католическое исповедание и политика. Заговорив о них, он тотчас приходит в жар».

29 марта 1837 года в адрес Лунина прибыл большой ящик в 16 пудов с 50 большими книгами «Деяний святых римско-католической церкви» на латинском языке. Эти книги стали украшением библиотеки Лунина в Урике. «Священные акты» издавались в Антверпене с 1643 по 1793 годы. Е. С. Уварова отыскала эти издания в Германии и переслала в Урик.

На поселении Лунин продолжил начатое на каторге изучение греческого языка. «Пришлите, пожалуйста, сборник греческих тем, приспособленных к грамматике Бурнуфа, 3 части в одном томе. Изучение греческого языка – единственная связь с миром поэзии», - писал он сестре 21октября 1837 года. А в мае 1838 года он пишет «Правда, главным препятствием были учебные занятия. Платон и Геродот не ладят с сохой и бороной. Вместо наблюдений за полевыми работами я перелистываю старинные книги. Что делать? Ум требует мысли, как тело пищи». В 1838 году сестра присылает ему 8 томов сочинений Платона на греческом языке. Лунин замечает, что книги пришлись кстати, он как раз анализировал «болтовню доброго Сократа перед его смертью» В Урике Лунин занимается изучением истории, преимущественно древней Греции и Рима.

В его библиотеке было большое количество словарей. Из 123 названий, включенных в опись библиотеки Лунина, 30 названий – словари и разговорники на немецком, французском, английском, латинском, русском, греческом языках. Для библиотеки Лунина характерно отсутствие произведений художественной литературы.

И все же главным предметом его изучений были политические статьи и сибирские письма. Еще в 1836 году Лунин перешел к наступательным действиям. Он создает «Письма из Сибири», «Разбор донесения следственной комиссии», «Взгляд на Русское тайное общество» и другие. Эти очерки ему удалось переправить во Францию, где они и были опубликованы. Кроме того, он вел переписку со своей сестрой на разные политические темы. За свои письма Лунин подвергся запрещению в течение года вести какую бы то ни было переписку. А в ночь с 26 – 27 марта 1841года следует вторичный арест. Лунина отправляют в Акатуевскую тюрьму, где он и погиб преждевременно.

Завалишин указывает: «У Лунина была огромная библиотека религиозных книг, между которыми дорогое издание всех греческих и латинских ученых в подлинниках». После ареста Лунина его библиотека была передана Волконскому. А после его смерти в 1845 году библиотеку по просьбе Уваровой передали Иркутской Духовной семинарии. А потом она была включена в библиотеку Иркутского университета. Сколько книг поступило в Духовную семинарию, неизвестно, но в Университете хранится 141 экземпляр из библиотеки Лунина.

Среди книг Лунина в библиотеке университета хранятся «Деяния святых», книги XVII века Гуго Гроция «Об истине христианской религии», а особую ценность представляют книги Клода Флери «Nistoria ecclesiastica», 84 тома на латинском языке, рукописная «Славянская Библия», «Словарь Российской Академии», «Grammaire latine», «Священная история» на немецком языке.

Но на первом месте в его библиотеке стоит «Acta Sanctorum». Книги из Голландии на французском языке. Все экземпляры Лунина в хорошей сохранности. Экземпляры имеют переплет из досок, покрытых пергаментом. Тома украшены изображением золотого лаврового венка, внутри которого расположено пылающее сердце, пронзенное епископским посохом, а сверху увенчанная тиарой. Почти во всех томах сохранились фронтисписы с великолепными гравюрами, а на некоторых книгах на шмуц-титуле расположена надпись «Из книг Михаила Сергеевича Лунина.1837. Урик»

Современники по достоинству оценили библиотеку Лунина. Многие понимают, что именно книги – спутники Лунина на каторге и в ссылке - помогли создать ему замечательные статьи и письма, в которых он раскрывается как противник самодержавия и крепостничества в России. Его библиотека является одним из важнейших памятников пребывания декабристов в Восточной Сибири и давно уже привлекает внимание историков.

Книги декабристов

В 1920 году был закрыт Девичий институт Восточной Сибири, библиотеку института передали Иркутскому университету. При просмотре книг обнаружили книжную коллекцию, принадлежащую С. П. Трубецкому.

Трубецкой отдал часть своих книг Девичьему институту, в котором учились его дочери Зинаида и Елизавета. Коллекция состоит из35 книг на французском языке и носит иной характер. Книги изданы в Париже в конце XVIII – начале XIX века. Они небольшого формата, в изящных переплетах, с золотым обрезом. Среди этих книг перевод «Буколик» Виргилия, поэмы Томпсона «Времена года», сочинения С. Геснера. На одной из книг сделана надпись крупным детским почерком – «Иван Трубецкой».

23 книги из коллекции украшены экслибрисом. На нем изображен герб графов Лавалей, родителей Е. И. Трубецкой, а ниже девиз: «Ничего не потеряет тот, кто послужит славе».

В библиотеке хранится томик в кожаном переплете с золотым обрезом. Это томик «Одиссеи» Гомера на французском языке, изданный в Амстердаме в 1731 году. На форзаце надпись «Карниловича» и печать «Читал Лепарский». Карнилович, специалист по русской истории, имел уникальную способность к иностранным языкам, владел многими. Дошедшая до нас книга – подтверждение сказанного. Эта книга из Читинской тюрьмы и оттуда попала в Иркутск.

Надпись «Владимир Раевский» была обнаружена на книге «Ручная книга сельского хозяйства для всех состояний» В библиотеке Раевского оказалась не случайно. Декабрист, находясь в Олонках, организовал там две школы и занимался сельским хозяйством.

Но многие книги декабристов погибли. Например: библиотека Горбачевского, оставленная им в Петровском каземате, была пропита в кабаке сторожами.

Гибель многих книг заставляет нас бережно относится к оставшимся и подумать о новых розысках. Быть может, неопознанные книги стоят на полках библиотек или находятся в частных руках. Отдавая дань уважения людям, которым они служили, мы должны их разыскать и сохранить.

Список литературы

1. Белобанов, В.А. Декабристы и книга / В.А. Белобанов. – Иркутск: Байкал, 1969. – С. 143 – 144.

2. Войтик, Б.Д. Библиотеки декабристов в Сибири. Опыт исследований / Б.Д. Войтик. – М., 1960. – Вып. 14. – С. 45 – 51.

3. Куликаускене, Н.В. Книги декабристов в редком фонде библиотеки Иркутского университета / Н.В. Куликаускене // Сибирь и декабристы. – Иркутск, 1978. – Вып. 1. – С. 199 – 209.

4. Лунин. Документы, сочинения, письма / ред. С. В. Житомирская. – Иркутск : Ирк. Вост.-Сиб. книжное изд-во, 1983. – 65 с.

5. Манассеин, В.С.