Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 20

 

Поиск            

 

Методических рекомендаций по интеграции вопросов профилактики

 

             

Методических рекомендаций по интеграции вопросов профилактики

АЛМАТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ ТЕХНОЛОГИИ И МЕНЕДЖМЕНТА

АВТОРСКИЙ ПРОЕКТ

методических рекомендаций

по интеграции вопросов профилактики

ВИЧ в содержание учебных занятий

среднего профессионального образования

СКЛЯР ВЕРОНИКИ ФЕДОРОВНЫ,

преподавателя русского языка, литературы,

мировой художественной культуры,

Отличника образования РК,

Лауреата авторских программ по МХК

-АЛМАТЫ-

-2010-

ВВЕДЕНИЕ

Начало третьего тысячелетия ознаменовалось процессами глобализации общественной жизни народов мира. Осознанием глубокой степени их взаимозависимости наглядно продемонстрировало необходимость сплочения всех государств и приложения общих усилий для предотвращения опасных и негативных явлений планетарного масштаба. Одним из них является распространение ВИЧ и СПИДа по планете независимо от географического расположения, расовых и национальных признаков, политических и религиозных убеждений. По последним данным на конец 2009 года более 16000 человек инфицируются ВИЧ. За прошедшие 25 лет эпидемия ВИЧ превратилась в серьезную проблему, угрожающую безопасности людей не в отдельно взятой стране, а во всем мире. Каждый человек рискует заразиться, если практикует опасное поведение. Но каждый человек может избежать заражения и защитить себя от ВИЧ/СПИДа, если будет следовать правилам безопасного поведения, а значит, в первую очередь, владеть базовой информацией по ВИЧ\СПИД у. Что такое ВИЧ\СПИД, каковы пути его распространения и профилактики - все эти вопросы в виде различных интеграций эффективно используются в педагогическом опыте преподавателей Алматинского Государственного колледжа технологии и менеджмента и вводятся в содержание учебных занятий ( Сборник методических рекомендаций по интеграции вопросов профилактики ВИЧ, Алматы 2007 года) .

Данный авторский проект 2009 года разработан с целью интеграции актуальной проблемы на уроках литературы:

Тема №1. : М.Горький, пьеса «На дне». Авторская позиция и способы ее выражения в пьесе .

Профилактика ВИЧ\СПИДа: Межличностное общение.

Тема №2. Философия любви в творчестве И.А.Бунина (рассказы: «Грамматика любви», «Легкое дыхание», «Солнечный удар»).

Профилактика ВИЧ\СПИДа: Стили поведения.

Тема №3. Ф.М Достоевский, роман «Преступление и наказание».

Смысл названия и поэтика романа.

Профилактика ВИЧ\СПИДа: Игра: «Миф и реальность».

Тема №4. А.А. Блок. Художественный мир поэта. Стихотворение

« Незнакомка»

Профилактика ВИЧ\СПИДа: Защита проекта: «Что такое ВИЧ и СПИД?»

Тема №5. А.П Чехов, «Маленькая трилогия».

Тема гибели человеческой души под влиянием пошлого мира в рассказах «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»

Профилактика ВИЧ\СПИДа: Создание ролика «Необдуманные связи»

Вопросы профилактики ВИЧ рассматриваются в данном блоке от волнующих современную молодежь вопросов общения, которые непринужденно обращают внимание учащихся на стили поведения, затем данные знания закрепляются посредством серьезной игры «Миф и реальность». На последующих занятиях учащиеся, самостоятельно пользуясь дополнительными источниками, защищают проект базовых знаний по ВИЧ\СПИДу. И в заключение на пародийном литературном материале создают ролик «Необдуманные связи» , «Рискованное поведение» и т.п.

Тема № 1: М.Горький, пьеса «На дне»

Авторская позиция и способы ее выражения в пьесе .

Цель: Формирование жизненных навыков и отношений

Задачи урока

Развивающие:

-развитие умений находить главное в тексте

-развитие понимания авторской позиции, ее доказательность

-развитие связной литературной речи, творческих начал

Воспитательные:

-активизация и расширение словарного запаса

-умение слушать и слышать однокурсников

-привитие интереса к драматургии, к созданию инсценировок, пародий, пантомим, диалогов

Обучающие:

-определять позицию автора и способы ее выражения

-определять собственную позицию, умело и точно работать с текстом

- сопоставлять символику изображаемой трагедии с фактами из современной жизни(бомжи, беспризорники, нищие), современные межличностные отношения

- уметь артистично, выразительно представлять сцены из спектакля , видеть и воспроизводить сценические эффекты(многоголосие, ремарки, фон и т.д.)

Возможность для интегрирования вопросов профилактики ВИЧ:

- вопросы межличностного общения (взаимопонимание)

-поведенческая сфера подростков (опасное и безопасное поведение)

Ожидаемый результат

По итогам урока уч-ся должны:

-иметь представление о жанрах драматургических произведений, стремиться к реализации собственного творческого потенциала

-понимать, что такое авторская позиция, «строить» собственное мнение

-иметь представление о полифонической композиции драматургического произведения(столкновение мировоззрений, социальных, духовных устремлений, противоречивости характеров, разности этических принципов)

-уметь отличать диалоги и полилоги, раскрывая психологическую глубину характера того или иного персонажа, помнить о деталях, ремарках

-обращать внимание на собственную речь, отмечая, что афористичность (образность, глубина) языка некоторых героев есть выражение сложной философской мысли

-стремиться ко взаимопониманию сторон в сложных и простых жизненных ситуациях

Этапы урока

Ход урока

Время

Ресурсы

1.Организационный момент

Отметить отсутствующих. Психологическая подготовка к восприятию темы:

Фрагмент из спектакля театра русской драмы им. М.Ю.Лермонтова (действие второе, сцена диалога Актера и Луки: «Стихи -понимаешь?»-«человек все может … лишь бы захотел…», столкновение этических принципов…)

1 мин

Аудитория доска маркеры

Диск «На дне» - спектакль

Мультимед. обор.

2. Тема. Цель, задачи

Совместная работа с учащимися по определению темы и задач урока. Режим, форма, правила, регламент работы.

Осознанность

Умение выделять главное

Лаконичность

Артистичность

0,5 мин

Пакет с рекоменда

циями

Портрет Горького

плакаты

3. Задание на повторение пройденного

ЗАДАНИЕ 1

Тест по раннему романтизму Горького, теории (проверяют консультанты) литературы(лит.направления,драма,конфликт, ремарка, реплика, диалог, полилог, полифония, деталь, сцена, картина и т.д.)

Романтизм, реализм – в чем существенная разница?(переход к теме). Пьеса прочитана.

5 мин

Тест из 10 вопросов

1,2 вар-т

Экран

4. Ввод в тему

Свободный диалог: Какие три «правды» в пьесе, в чем их трагическое столкновение?

(правда факта -Бубнов(звучит тоскливо и пусто); правда утешительной лжи- Лука(веет надеждой и разочарованием); правда веры в человека -Сатин(убедительно, но декларативно -высокопарно)

Работа консультантов, итоги теста

-В чем же авторский гуманизм? – на этот вопрос вам и предстоит ответить…

Работа в командах, капитаны берут пакеты с заданием и доп. справочным материалом

3 мин

Ключе-

вые слова, словосо-четания

5. Изучение новой темы

ЗАДАНИЕ 2

Разделились на 4 команды (рассчитались на 1, 2, 3, 4)

Эпиграф урока:

Основной вопрос, который я хотел поставить, это- что лучше, истина или сострадание ? Что нужнее?.. М. Горький (из интервью 1903 г.)

Каждая из команд соответственно работает над 1, 2, 3,4 действием пьесы (в сокращенном варианте), определяя авторскую позицию и способы ее выражения.

Подготовка

Презентация

Оценка

10м.

10 м.

0,5 м

Тексты

Атрибуты

Элементы костюма

Маркеры

Ватман

Правила работы в команде –

Экран

6. Вывод

( размышления,

обобщения,

собственное мнение – рефлексия)

Дочитаем до конца эпиграф:

Нужно ли доводить до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука? Это вопрос не субъективный, а общефилософский…

1903, М Горький

-Попробуйте закончить эту мысль автора пьесы.

Монологические ответы, размышления, эссе

Физпауза

2 мин

0,5 м

Экран Афиша

План анализа драм.произвед-я

Теория лит-ры

7. Закрепление с интеграцией

ВИЧ/СПИД

8.Ток-шоу

9. Итог

10. Задание на дом

Проблемный вопрос :

-А нужна ли вообще ли правда?

Обсуждение с выходом на ВИЧ/СПИД

-Как вы думаете, что такое межличностное общение?(взаимопонимание)

плакат

Межличностное общение

вербальное невербальное

___________________________________

разговор жесты

диалог мимика

интонация расстояние и т.д.

-из чего и «вытекает»

опасное и безопасное

поведение

ЗАДАНИЕ 3

Обсуждение информации, подготовка диалогов и сценок на тему: Степень риска(можно пародировать сцены из пьесы)

Подготовка

Презентация

Большой круг

-Что больше всего запомнилось на уроке?

Оценки, анализ ответов, отметить самые удачные сцены

1.Тест по творчеству М.Горького

2.Рабочий материал к сочинению-

рамышлению по теме «Три правды в пьесе М.Горького «На дне»

(использовать мнение ведущей ТОК-ШОУ Т.Догилевой «Две правды»: «Правда у

каждого своя, а истину…»)

2,5 м

5мин

4мин

1мин

45 минут

Ключевые слова

Пакет информации о ВИЧ\ СПИДе

Плакаты

Таблицы

Экран

Экран

Пакет с заданием

Тема № 2: Философия любви в творчестве И.А.Бунина

(Рассказы: «Грамматика любви», «Легкое дыхание», «Солнечный удар»)

Цель урока: Активное восприятие учебного материала
Задачи урока

Развивающие:

развитие умений выделять главное в работе с текстом

понимание авторского отношения к изображаемому посредством вдумчивого прочтения отдельных фрагментов текста

развитие самостоятельности и умения работать в команде

Воспитательные:

активизация познавательной деятельности

привитие интереса к чтению и изучению художественных текстов

воспитание чувства ответственности, коллективизма, индивидуальности

Обучающие:

активизация мышления, формирование понятий о философской направленности в творчестве И.Бунина

научиться определять основные стилевые особенности текста

уметь выразительно читать стихотворения И.Бунина, определяя созвучия прозы и поэзии Бунина( живопись, графика, акварель)

уметь сочетать примеры из художественной литературы с жизненными ситуациями при современном стиле общения в кругу молодежи

Возможность для интегрирования вопросов профилактики ВИЧ:

базовая информация (значение терминов)

поведенческая сфера подростков(стили поведения)

Ожидаемый результат:

По итогам урока учащиеся должны

-Знать и понимать содержание рассказов И.Бунина, вникать в их смысловую глубину, философию, определяя стилевые особенности текста

-Находить созвучие рассказов И.Бунина с его поэтическими строками, раскрывая «вечные темы» творчества писателя

-Уметь описывать колорит и настроение картины, определять ее место в тексте, стремиться к творческому осмыслению материала

-Применять полученные знания при анализе художественных текстов

-Применять знания о здоровом образе жизни и негативной практике рис-

кованного поведения в личной жизни

Этапы урока

Ход урока

Время

Ресурсы

1. Организационный момент

Проверка отсутствующих

Психологическая подготовка к восприятию темы: Фрагмент из х\ф «Драма на охоте», свадебный вальс ( Е. Дога)

▪ И не забыть мне этой ночи звездной,

▪Когда весь мир любил я для одной!

▪Пусть я живу мечтою бесполезной,

▪Туманной и обманчивой мечтой-

▪Ищу я в этом мире сочетанья

▪Прекрасного и тайного, как сон.

▪Люблю ее за счастье слиянье

▪В одной любви с любовью всех времен!

«НОЧЬ», 1901год

2 мин.

Маркерная доска

Мультимедий

ный аппарат

Плакаты

Проецирование текста стихотворения

Портреты И.Бунина

2.Тема,цель, задачи

Совместная работа с учащимися по определению темы и задач урока.

Запись в тетрадях, эпиграф урока:

Всякая любовь- великое счастье,

Даже если она не разделена…

И. Бунин

Режим и форма работы: 3 команды по 5-6 учащихся.

Правила работы:

*АКТИВНОСТЬ

*СПЛОЧЕННОСТЬ

*ВОСПИТАННОСТЬ

*ПРАВИЛЬНОСТЬ

Особые баллы за

БЫСТРОТУ РЕАКЦИИ

НАХОДЧИВОСТЬ

ЛИТЕРАТУРНУЮ РЕЧЬ

5 мин

Эпиграф на доске

Рабочие тетради

Пакет рекомендаций по правилам, режиму и форме работы

Плакаты

( как работать)

3 .Задание на повторение пройденного

ЗАДАНИЕ 1 : « Что мы знаем»

Работа с текстами

Главные герои, их словесный портрет

Закрепление понятий:

Композиция

Стиль

Повествование символика

Пейзаж, портрет, деталь

Сообщение каждой группы

Оценка ответов

ФИЗПАУЗА

9 мин.

0,5 мин.

0,5 мин

Тексты рассказов

«Грамматика

любви»,

«Легкое дыхание»,

«Солнечный удар»

Термины на экране

4 .Изучение новой темы

Переход к теме(Философия любви И.Бунина)

Эпиграф:

- В коллизии и в самой идее бунинской темы любви выражено общее представление . писателя о жизни

Н.М. Кучеровский « Бунин и его проза» 1980г

-Как понимаете слова критика?

- Какие «вечные темы» раскрываются в творчестве Бунина?

-Философия это что?

ЗАДАНИЕ 2

Созвучие содержания рассказов с лирическими стихотворениями: «Песня», «Эпитафия», «Одиночество» через философское(жизненное) осмысление бунинской темы любви

Подготовка

Презентация выразительного чтения и комментарии по созвучию прозы и лирики И.Бунина

Оценки

3 мин

5 мин.

10 мин.

1 мин.

Эпиграф

Экран

Акт.словарь

философия

коллизия

вечные темы

Экран

Тексы стихотворений

Графические работы: «Одиночество»,

«Усадьба»,

«Кладбище»

Экран

5 . Закрепление темы: размыщления,

обобщения,

собственное мнение – рефлексия )

- Определите основную философскую линию рассказов Бунина, используя в ответах высказывания исследователей творчества И.Бунина:

-В бунинском восприятии мира как-то чарующе своеобразно сожительствуют любовь и смерть (П.В.Струве)

- Любовь в представлении писателя вообще существует как потребность любви, как воображение счастья любви (Н.М.Кучеровский)

-Катастрофичность любви…Это падение в бездну и одновременно – к самому средоточию живой жизни, к бессмертию, сконцентрированному в одном мгновении любви (Ю.Мальцев)

Оценка-вывод с переходом на базовую информацию по ВИЧ\ СПИДу: о

Ответственное поведение

.

10 мин.

2 мин

Плакаты с высказыванием исследователей творчества Бунина

Пакет информации о ВИЧ\ СПИДе:

Стили поведения

6 .Интегрирова

ние вопросов по профилактике ВИЧ\ СПИД

Литература и современная жизнь:

- Какое отношение Вы испытываете к героям прочитанных рассказов?

- Какой стиль поведения, по Вашему мнению, присущ героям, если мы определим стили поведения, как

УВЕРЕННОЕ

НЕУВЕРЕННОЕ

АГРЕСИВНОЕ?

Игра «Эстафета»:

- Найдите соответствующие категории ключевых слов к названным стилям поведения:

-УВАЖЕНИЕ

-ПОДЧИНЕНИЕ

-УГРОЗА и т.д.

Задание 3

Подготовка и

Защита плакатов в жанре «НО…» с диалогом «Как противостоять уговорам?»

\ Любить, но… не терять голову

Люби, встречайся, но … не забывай о последствиях

Любовь – это …, но…

Оценка

5мин

10мин

1 мин

Плакаты с ключевыми опорами

УВЕРЕННОЕ

НЕУВЕРЕННОЕ

АГРЕСИВНОЕ

УВАЖЕНИЕ

ПОДЧИНЕНИЕ

УГРОЗА

Маркеры

Ватман

Фломастеры

Скотч

Экран

7. Вывод -

прозаический этюд с лирическими отступлениями

- Какие качества в человеке ВЫ считаете самыми ценными?

14 мин

Рабочие тетради

8. Задание на дом

1. Тест по творчеству И.Бунина.

2.Прочитать рассказы из сборника «Темные аллеи»

3.По желанию -выучить стихотворение

5 мин

Пакет с домашним заданием

9. Итог

Встали в круг, задаем вопросы по теме урока, бросая мяч:

- Актуальны ли в наше время рассказы И.Бунина?

- Помогут ли Вам в жизни сведения, которые Вы почерпнули из сегодняшнего урока? Чем?

Урок завершается звучанием вальса из х\ф «Драма на охоте», в котором судьба Оленьки очень напоминает судьбу Оли Мещерской - из какого рассказа?

5мин

2 мин

90 минут

Мяч

Экран

Диск «Драма на охоте»

Портретные зарисовки героинь

Тема № 3: Ф.М Достоевский, роман «Преступление и наказание».

Смысл названия и поэтика романа

Цель урока :

развивать способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией и формировать личностный нравственный потенциал

Задачи урока:

Обучающие :

- профессионально - грамотное восприятие художественного произведения на литературоведческом уровне(поэтика и смысл названия)

- формирование понятий об авторском стиле писателя, его гуманистической позиции и личной ответственности молодого человека за свою позицию в противоречивом мире

- осмысление главного конфликта романа ( Раскольников и мир, им отрицаемый), несостоятельности теории главного героя, путей распада личности

Развивающи е:

- развитие и умение работы с текстовым материалом

- развитие самостоятельности и активности

- формирование личностного отношения к проявлению насилия, жестокости, поспешности необдуманных поступков

Воспитательные:

- активизация словарного запаса, мышления философского направления

- привитие неподдельного интереса к классике психологического детективного жанра

- понимание общественного литературного значения произведения для времени его написания и для наших дней

Возможности для интеграции вопросов профилактики ВИЧ:

-объективная информация о ВИЧ/СПИДе(терминология)

-мифы и реальность о ВИЧ/СПИДе(пути передачи ВИЧ и как ВИЧ не передается)

Ожидаемый результат

По итогам урока уч-ся должны:

-продолжать учиться работать с информационным материалом

-иметь представление об особенностях жанра психологического романа - детектива (метод психологического анализа личности)

-понимать главный конфликт романа , формы сознания и природу внутреннего монолога героев, их сомнения и заблуждения

-знать и понимать гуманистическую направленность русской классической литературы

-уметь находить пути выхода из противоречивых жизненных ситуаций

-отличать мифологические и реальные представления о собственной безопасности, воспитывая в себе личную ответственность за совершаемые поступки

Эпиграф урока :

В сегодняшнем мире …тревожный набат Достоевского гудит, неумолчно взывая к человечности и гуманизму.

Ч.Айтматов (портрет Достоевского, Айтматова)

Этапы урока ход урока время ресурсы

1. Организационный момент

Проверка отсутствующих. Психологическая подготовка к восприятию темы:

-Как понимаете слова эпиграфа?

1мин

Мультимед. оборудование

2. Тема, цель

Совместная работа с учащимися по определению темы и задач урока(отражение на доске)

Режим и форма работы:

Алгоритм:

Работаем дружно!

Думаем быстро!

Отвечаем обдуманно!

Презентуем интересно !!!

Работаем в паре, в командах

2мин

1мин

Доска

Маркеры

Пакет рекомендаций

по режиму и формам работы

Плакаты

3. Задание по закреплению пройденного на предыдущем уроке

Задание 1 «Мы знаем»

Подготовка

Чтение опорной схемы

История создания романа, сюжет, герои, сны как реальность

Ключевой вопрос:

- В чем смысл теории Раскольникова?

Фрагменты фильма «Преступление и наказание»

Версии обсуждаются попарно у доски (по д/з)

Ответы-презентации

Оценки

10 мин

10 мин

1 мин

Таблицы:

мы знаем

мы умеем

мы хотим научиться

Опорная схема

Ключевые слова:

тема маленького человека,

философский смысл и т.д.

Экран

4. Ввод в тему, проблемный вопрос

Справку по опережающему заданию зачитывает консультант: Из списка психических заболеваний, которыми страдают герои Достоевского:

Эпилепсия

Истерия

Старческий маразм

Психопатия

из статьи В.Набокова

Проблемный вопрос:

Нужно ли нормальному здоровому человеку читать такие произведения? Смысл названия романа.

Банк мнений, диалоги :

Образы противоречий:

сострадание – жесткость,

великодушие-надменность

-большей частью ведут к распаду личности

(примеры из произведе- ний, связать с сострада-

нием, гуманистическим отношением к человеку, к другу, знакомому и т.д.) (Индивид. лоты)

5 минут

10 мин

Экран

Справка уч-ся или преподавателя

Справка:

В.Набоков – Сирин, англо-русский прозаик, поэт, драматург, переводчик 1899-1977 г. к произведениям Достоевского относится негативно

Слова-опоры

антонимы

Фрагменты из х/ф «Прест. и

наказ.»

5. Изучение новой темы (осмысление)

Мозговая атака

(размышления,

обобщения,

собственное мнение – рефлексия)

Задание 2 .«Мы умеем»

Каждой группе дается пакет с заданием по теме: Смысл названия и поэтика романа «Преступление и наказание»

1.Изображение внутреннего мира героев (Раскольников, Соня).

2.Антиподы Раскольникова(Лужин, Свидригайлов)

3. Числовая символика: 4, 3, 11, 7 – испытание святым числом

4.Цветовая символика – желтый цвет

Подготовка

Презентация

Перекрестные вопросы команд :

-К какому жанру можно отнести роман, почему?

-В чем заключается поэтика романа?

-В чем же состоит метод психологического анализа Достоевского?

Почему вы так думаете?

- Как вы понимаете название романа, его смысл?

-Что для вас значит «тревожный набат Достоевского»? и т.д.(слушают ответ и предлагают выслушать свою версию)

Оценка дебатов слушателями – экспертами ( + индив. лоты)

Физпауза( какие чувства вызывают аккорды этого муз.произведения?)

10минут

10минут

5мин

2 мин

2 мин

Иллюстрации

к роману

Опорные конспекты

Таблицы

Схемы

Текстовые зарисовки,

кластеры

Доп. справочник

«Обзорные уроки для подг. к экзаменам» (стр. 275-278) М-2004

Словарь:

внутренний мир героев,

психология образа,

духовные ценности

Фрагмент из «Лунной сона- ты» Бетховена

6. Закрепление с интеграцией ВИЧ/СПИД

- Почему герои Достоевского были подвержены заболеваниям души? (условия, окружение, соц. положение, время).

- В наше время такой опасности подвергаются молодые люди, употребляющие наркотики… что вы слышали о ВИЧ-СПИДе?

Игра «Миф и реальность»

15 мин

Активный словарь: условия, окружение, соц. положение, время

Атрибутика

Правила игры

Терминология по СПИДу

7. Вывод - заключение

Какова цель нашей встречи?

2мин

8. Итог

«Мы хотим научиться» -

завершение работы

Экспресс – ответы уч-ся

( по одному слову, быстро)

- Оценки, подсчет инд. лотов

2-3 мин

«Мы хотим научиться»

Экран

9. Д/З

Письменное рассуждение –этюд (с установкой на сочинение с планом и эпиграфом):

Роль литературного наследия Достоевского в современном мире, мое отношение к героям Ф.М.Достоевского

1 мин

90 минут

Пакет со списками:

Справочная

литература

Интернет

Тексты произведений

Тема № 4: А.А. Блок. Художественный мир поэта. Стихотворение

« Незнакомка»

Цель: Соотнесение новой информации с собственными знаниями

Задачи урока

Развивающие:

· развитие и совершенствование выразительной речи

· понимание авторского отношения к изображаемому посредством правильного построения монологической речи

· развитие самостоятельности и умения работать в команде

Воспитательные:

· активизация мышления

· привитие интереса к поэтической речи, декламации

· воспитание чувства меры, вкуса, эрудированности и ответственного поведения

Обучающие:

· научиться выразительно читать, выделяя соответственные паузы

· уметь правильно интонировать текст(искусство декламации), передавая настроение лирического героя

· уметь производить анализ прочитанного, определяя художественно-изобразительные средства языка, знакомые и новые

Возможность для интегрирования вопросов профилактики ВИЧ:

· базовая информация по ВИЧ

· поведенческая сфера подростков, факторы риска и их возможное предотвращение

· навыки работы с информацией о ВИЧ/СПИДе, ориентирующей подростков на цели и формы безопасного поведения в современном мире

Ожидаемый результат

По итогам урока уч-ся должны:

-иметь представление о символизме и его представителях

-научиться элементарному искусству декламации стихотворений

-уметь анализировать стихотворные произведения, правильно определяя художественно-изобразительные средства языка

-применять полученные знания на практике, развивать творческие способности

-быть достаточно информированными по вопросам ВИЧ/СПИДа и разумно использовать формы безопасного поведения в среде подростков

Этапы урока

Ход урока

Время

Ресурсы

1.Организационный

момент

Проверка отсутствующих.

Психологическая подготовка к восприятию темы. ( За столами взяться за руки, сказать друг другу что-нибудь приятное).

1 мин

Алгоритм(ролик):

На уроке быть или не быть,

Думать, потом говорить.

Уметь слушать и слышать.

Один за всех, и все за одного!

2. Тема, цель, задачи

Совместная работа с учащимися по определению темы и целей урока(запись в тетрадях)

Режим и форма работы:

4-е команды по 5-6 учащихся.

Правила работы:

Эрудированность

Эффективность Эмоциональность-три Э

Самостоятельность

Сплоченность

Серьезность -три С

Актуальность

Активность

Аккуратность – три А

1-2 мин

Портрет А.Блока

Маркеры

Доска.

Пакет рекомендаций

Экран для выставления баллов

Плакаты(как работать)

3. Задание на повторение пройденного

2.Подготовка к восприятию темы

Задание 1: «Нам интересно»

Интересные факты из жизни А. Блока, запомнившиеся стихи из ранней поэзии.

Сообщения творческих групп ( по д.з.).

Оценка

Блиц-опрос

- Что такое символизм?

-К какому литературному течению относится творчество А.Блока?

- В чем особенность блоковской лирики?(в ее музыкальности, символичных представлениях, трагичных нотах)

-Сегодня нам предстоит познакомиться со стихотворением А.Блока «Незнакомка», при прослушивании обратите внимание на настроение лирического героя , композицию и художественно- изобразительные средства языка:

синонимичный ряд

Музыкальность (ассонансы)

Повторы слов (рефрены)

Скрытый смысл (символика образов )

Непривычные сочетания(оксюморон)

Скрытые сравнения(метафоричность)

5 мин

1 мин

Эрудированность

Эффективность Эмоциональность

Рабочие записи, Опорные

конспекты

по предыд. теме:

Биография и худ.

мир поэта.

Портреты А.Блока

Репродукции

О.Ренуара «Девушки в черном», И.Крамского «Лунная ночь», «Неизвестная»

«Окно» названий худ-изобр.

средств языка

3. Тема: Стихотворение

« Незнакомка» А.А.Блока

-Прослушивание звукозаписи выразительного чтения сопровождается проецированием текста и репродукций О.Ренуара, И.Крамского.

- Какая из репродукций отражает образ Незнакомки? (шляпа с перьями, руки -детали)?

-Какое настроение овладело вами после прослушивания стихотворения?

Физ. пауза «Цветок»

Просмотр ролика,

Ролик «Муравей»

-Какое поведение у Муравья?

- К чему может привести опасное поведение?

- Как можно назвать такое поведение?

Муравей -агрессивное…

Слон -миролюбивое…

Игра: передача цветка(мяча или другого предмета) с произношением слова, к которому надо подобрать антоним:

:Агрессия= Миролюбие

Ненависть=Любовь и т.д.

(Модель агрессивного поведения зачастую приводит к усугублению той или иной ситуации, дипломатичное – выход из сложной ситуации…)

10 мин

3 мин

2мин

Диск

Экран

Репродукции

Ролик:

Агрессивно ведущему себя Муравью Слон вручает цветок…

4.Изучение новой темы

5.Самостоятельная подготовка презентации

6.Интегрирование вопросов по профилактике ВИЧ\ СПИД

Задание 2:

«Учимся анализировать,

выразительно читать» Самостоятельность

Сплоченность

Серьезность -три С

Экспресс-теория: ответы подтверждаются строками из стихотворения (работа в парах)

- Какой мотив проходит через все стихотворение? (отчуждение, отчаяние, безысходность…)

-Какова композиция? (кольцевая )

-Каковы особенности образов лирического героя и Незнакомки?(одиночество)

-Каким приемом пользуется Блок при описании картин и образов в 1, 2 части стихотворения? (пошлость-романтика-

противопоставление, антитеза)

Подготовка выразительного чтения, анализ прочитанных строк по группам

Презентация (выразительное чтение и элементы анализа текста)

Оценка

Проблемный вопрос:

- Действительно ли истина в вине?

Как вы понимаете это выражение?

- Как бы вы повели себя на месте героя или в аналогичной ситуации?

-Вывод: Важно ли в современном мире выработать для себя стиль поведения в неблагоприятной обстановке или ситуации?

-Что гарантирует ответственное

поведение?

Физпауза : Группы перемешались и сели на другие места.

Ролик «Часы» -Циферблат, вместо стрелки – шприц.

1 мин

4 мин

12 мин

10мин

1мин

12мин

1мин

Опорные конспекты, тексты, «окно» х/и средств языка

Плакат 3 «С»

Пакет с

доп.справочным материалом

Экран

Образец полного анализа стихотворения

Плакат

СТИЛИ ПОВЕДЕНИЯ:

Уверенное

Неуверенное

Агрессивное

Ролик «Часы

наркомана»

6. Закрепление с интеграцией ВИЧ\СПИД.

Задание 3: Каждой группе пакет с заданием по освещению

- информации о том, что такое ВИЧ и СПИД?

Актуальность

Активность

Аккуратность – три А

-История возникновения ВИЧ инфекции.

-Какие навыки поведения снижают уязвимость заражения, «заболевания СПИДОМ» : рискованное и безопасное поведение.

(Сценки, плакаты, диалоги, ролики…)

Подготовка

Защита проектов

Оценка? Информация о том что такое ВИЧ и СПИворения( чему? часщиь. угуемы. ия и профессиональной этики в борьбе с ВИЧ инфекцие

10 мин

10мин

1мин

Ресурсный материал «ВИЧ и СПИД»

Маркеры

Плакаты

Плакат 3 «А»

Ролики

Плакаты

Маркеры

Диски

7.Вывод

Встали в круг.

- Что же противопоставляет пошлости, бездуховности, нездоровому, тлетворному образу жизни поэт Блок?

- Романтический образ Незнакомки..

-Какие художественно-изобразительные средства языка вы узнали?...(каждый по одному)

1 мин

Вернисаж:

Иллюстративный материал к стихотворению «Незнакомка», выполненный учащимися

Таблица

7.Задание на дом

8.ИТОГ

Д.З Тесты по творчеству Блока,

выучить стихотворение наизусть,

составить анкету по рискованным и б езопасным формам поведения

- Достигли ли цели урока?

- Что узнали нового?

- Над чем еще предстоит работать?

Консультант сообщает количество баллов каждой команды, анализ ответов в парной работе - преподаватель

«РОЛИК»: «Что надо знать о СПИДе»(просмотр по желанию на перемене)

3мин

90 мин

Тесты, текст стихотворения

Примерные анкеты

________________

Экран

Ролик учебный

Тема № 5: А.П Чехов, «Маленькая трилогия».

Тема гибели человеческой души под влиянием пошлого мира в рассказах «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»

Цель: Целостное осмысление и обобщение полученной информации

Задачи урока :

Развивающие :

- развитие умений выделять главное и работать с текстом, размышлять.

- развитие понимания авторского отношения к изображаемому.

- развитие устной и письменной речи.

Воспитательные:

- активизация мыслительной деятельности.

- привитие интереса к классической литературе, здоровому образу жизни

- воспитание эстетической специфики искусства слова в связи с другими видами искусства (литература – живопись – кинематограф).

Обучающие:

- понимать идейно – художественное своеобразие рассказов

- раскрывать трагизм повседневно-будничного существования и духовного оскудения личности, отходить от стереотипов

-уметь пользоваться приемами комментированного чтения и комментария фрагментов художественной ленты.

- сочетать полученные знания с жизненными ситуациями, делать выводы

Возможности для интеграции вопросов профилактики ВИЧ:

-вырабатывать прочные навыки собственной безопасности, эффективно применяя полученную информацию о ВИЧ

-серьезно относиться ко всем «за» и «против» при возникновении различных чувств(любви, увлеченности, любопытства и т.д.)

Ожидаемый результат

По итогам урока уч-ся должны:

-учиться видеть структуру литературно-художественного произведения

-понимать особенности авторского видения мира и человека, решения темы, образов, конфликтов

-проявлять интерес к рассказам Чехова, понимать его тонкий юмор и иронию, внешнюю пародийность и внутренний трагизм персонажей

-стремиться к здоровому образу жизни, к творчеству

-воспитывать в себе лучшие качества человека

Этапы урока

Ход урока

Время

Ресурсы

1. Тема. Цель.Задачи.

Совместная работа по определению темы и целей урока.

Запись в тетрадях, на доске.

Режим и форма работы, правила, регламент

Активность

Сосредоточенность

Находчивость

Эпиграф урока:

«Правда и красота...всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле»

А.П. Чехов

2 мин

Доска

Маркеры

Пакет рекомендаций

Экран

Эпиграф

Портрет Чехова

2. Задание на повторение пройденного

Задание 1

«Ранний Чехов». Викторина:

Элементы – инсценировки по ранним рассказам Чехова А.П. Определить названия рассказов

Оценка

5 мин

1,5мин

Плакаты

Маркеры

Костюмы

Экран

3. Ввод в тему

Экпресс- опрос: Почему Чехов основной темой своего творчества сделал изображение потока обыденной жизни (институты общественной жизни)?

- Каковы основные проблемы чеховского творчества?

- Какими приемами пользуется «мастер короткого рассказа», показывая внутренний мир своих героев?

5мин

Акт.словарь:

Портрет

Пейзаж

Речь

Деталь

Цвет

Художественные приемы

4. Изучение новой темы

Физпауза: (поменялись местами, образовали три творческие группы).

Задание 2 :

«Маленькая трилогия»

1. «Человек в футляре»- монолог героя, костюм, основная мысль (понятие «Беликовщина»)

2.«Крыжовник»- художественные приемы автора, основная мысль (нищенская цель сущест-

вования)

3. «О любви» - основная мысль ( пейзаж и его воздействие на сознание героя )

Каждая команда заканчивает презентацию ЭССЕ на тему: « Широта простора и узость интересов» или «Футлярная жизнь героев»

Подготовка

Презентация

Оценка

10мин

15мин

1,5 мин

Правила работы в творческой группе - экран

Пакет заданий

Экран

Пакет рекомендаций

Атрибутика

Тексты рассказов

Иллюстративный материал

Экран – текст эссе

5. Закрепление с интеграцией ВИЧ/СПИД

Блиц – опрос(яркая вспышка)

-«Маленькая трилогия» это что?

- Беликов, Чимши-Гималайский, Алехин - кто они?

- Чехов и современность - какая взаимосвязь?

- Проблемы современной молодежи и герои рассказов Чехова??? (выйти на проблемы ВИЧ-СПИД) Просмотр роликов

«Необдуманные связи»

Вывод: футлярная жизнь, узость интересов, стерео-типные взгляды приводят к необдуманным поступкам, связям. и т.д.

5мин

2 мин

1мин

Экран

Ресурсный материал по ВИЧ

Ролики

6. ВИЧ\СПИД

Задание 4. Составьте в каждой группе творческий ролик:

«за» и «против»

«За»-раннее начало половой жизни

- из чувства большой любви

-в доказательство своей любви

- по настоянию полового партнера

- из любопытства

- чтобы быть принятым в компанию и т.д.

«Против» раннего начала половой жизни

- не готовы физически и морально

-нет уверенности в чувствах

- можно забеременеть

-можно заразиться ВИЧ

-нет желания

- не хочется проблем т.д.

Презентация роликов - пародий

«Необдуманные связи», «Ах, я беременна!», «Рискованное поведение» «Риск – благородное дело!» и т.д.

Оценка

20минут

1,5 мин

Ресурсный материал по ВИЧ/СПИДу

Пародии

Сценки

Диалоги

Монологи

Пантомимы

Картинки и т.д.

Атрибутика

Ролики

Экран

7. Итог

- Что нового узнали?

- Над чем будем работать?

1мин

8. Д/З

-------------------------

Внеклассная работа

1.Прочитать рассказ «Ионыч»

2.Прозаический этюд «Футлярное существование».

3.Составить анкету по ВИЧ.

Просмотр х/ф «Человек в

футляре».

3мин

15мин

90мин

Пакет рекомендаций

Диск «Человек в футляре»

Далее прилагается полная методическая разработка открытого урока по одной из выше обозначенных тем:

Философия любви в творчестве И.Бунина

Содержание

1. План урока:

1.1. Адресная категория

1.2. Цели урока.

1.3. Описание ожидаемого результата.

1.4. Фаза планирования и реализации

1.5. Анализ и оценка результатов урока.

1.6. Записка для учащихся.

2. Литература.

3. Приложения.

1. План урока

1.1. Адресная категория

Специальность 4234002 – Технология и организация производства продукции предприятий питания

Курс, год обучения : I курс

Учебная дисциплина : Литература

Тема урока – Философия любви в творчестве И.А.Бунина

Тип урока: Комбинированный урок

Метод урока: Интерактивный метод

1.2. Цель, задачи урока

Цель:

Активное восприятие учебного материала

Развивающие задачи:

- развитие умений выделять главное и работать с текстом

- развитие самостоятельности, умения преодолевать трудности

- развитие речи, совершенствование выразительного чтения

Воспитательные :

- формирование понятий о философской направленности в творчестве Бунина

- привить интерес к изучению художественных текстов, активизировать мыслительную и познавательную деятельность учащихся

- воспитывать чувство ответственности, коллективизма, индивидуальности

Обучающие:

- научиться определять понятие «частичный анализ текста»

- определять основные стилевые особенности текста

- научиться презентовать работу групп и делать вывод

- уметь сочетать примеры из текста с жизненными ситуациями при современном стиле общения в кругу молодежи

1.3. Описание ожидаемого результата

Продукт деятельности:

По итогам урока учащиеся должны:

Знать и понимать содержание рассказов И.Бунина,вникать в их содержание ,

Научиться определять стилевые особенности текста: повествование, пейзаж, портрет, деталь,символика

Находить созвучия рассказов И.Бунина с его поэтическими строками, раскрывая «вечные темы» творчества писателя

Уметь описывать колорит и настроение картины, определять ее место в тексте

Применять полученные знания при анализе художественных текстов

Презентовать содержание плакатов, отражающих тему урока в сочетании со знаниями о здоровом образе жизни, о негативной практике рискованного поведения

1.4. Фаза планирования и реализации.

Межпредметные связи:

1.Графика и акварель художников В.Покатова, О.Верейского

2.Кинематограф, Х\Ф «Мой ласковый и нежный зверь», сценарий и постановка Э.Лотяну

3.Музыка Е.Дога «Свадебный вальс»

4.Профессиональная этика

5.Культура речи и поведения

6.Русский язык

Организационная форма :

Группа учащихся делится на 3 команды по 5-7 человек

Преподаватель выступает в роли консультанта-фасилитатора

Знания, умения и навыки учащихся, необходимые для выполнения деятельности по теме занятия:

- понятие частичного анализа текста

- сущность стилевых особенностей: :повествование. главные герои, пейзаж, портрет, деталь, символика

- техника и выразительность чтения, литературная речь

Возможности для интеграции вопросов профилактики ВИЧ :

данное занятие базовых технических умений по специальности проводится в сочетании с такими вопросами профилактики ВИЧ, как :

- стигматизирующие термины и выражения

- ответственное поведение, стили поведения

- развитие самостоятельности, умения преодолевать трудности

- умение общения с людьми

Учебно-методическое обеспечение урока:

1. Мультимедийное оборудование.

2. Кассета «Мой ласковый и нежный зверь»

3. Пакет : текст, интервью, ксерокопии иллюстраций

4. Карточки -помощники

5. Таблицы

6. Портреты И.Бунина(1990, -20, -40-х годов)

7. Иллюстрации

8. Плакаты, маркеры

9. Опорный конспект.

10. Справочные издания

Ход урока

Организационный момент – 1 минута:

- Проверка присутствующих учащихся по журналу теоретического обучения

Психологическая подготовка учащихся к восприятию темы – 5 минут:

Фрагмент из х/ф «Драма на охоте»,Свадебный вальс(Е.Дога)

- И не забыть мне этой ночи звездной,

- Когда весь мир любил я для одной!

- Пусть я живу мечтою бесполезной,

- Туманной и обманчивой мечтой –

- Ищу я в этом мире сочетанья

- Прекрасного и тайного, как сон.

- Люблю ее за счастие слиянья

- В одной любви с любовью всех времен!

«НОЧЬ», 1901год

Объявление темы: «Философия любви в творчестве И.А.Бунина» Эпиграф урока:

Всякая любовь- великое счастье,

Даже если она не разделена…

И.Бунин

- Определение целей урока совместно с учащимися –2 минуты

- Объяснение учащимся задач урока, критериев оценки, распределение ролей в команде:

Учащиеся работают в 3-х командах по 6-7 человек :

- капитан

- секретарь-консультант

- поэты-критики

- художники-оформители

- справочный отдел(теоретические понятия, терминология)

Деление на команды осуществляется по желанию учащихся.

Каждый учащийся, работая в микрогруппе, играя определенную роль, выполняя различные задания, должен эффективно работать как часть команды. Учащимся рекомендуется делать основные записи по ходу урока .

Свобода выбора действий и решений учащихся допускается на всех этапах занятия. Преподаватель выступает в роли консультанта и контролирует последовательность и правильность выполнения заданий учащимися. В групповом тренинге преподаватель не несет функции руководителя в общепринятом значении этого слова. В групповой деятельности он является полноправным членом группы, несущим функцию фасилитатора, облегчающего включение всех членов группы в процесс самопроявления и самоактуализации.

Задание на повторение материала.

Задание 1- «Что мы знаем?» - 12 минут.

Работа по таблице: Этапы творчества И.А.Бунина

1 . 1880-90е годы 2 .1900-1920-годы 3 .1920-50 годы

( примерные ответы )

Ведущим началом Расширяется тема- Эмиграция, старые

является поэзия, тематика прозы, за- темы преображают-

лирика:,источник вдох- трагиваются соци- ся новым душевным

новения – природа: ально-исторические состоянием писате-

поэма «Листопад», и философские те- ля: «Темные аллеи»,

ранняя поэтизирован- мы: «Чаша жизни», «Жизнь Арсеньева»

ная проза «Танька» «Господин из С-Ф» и др.

ЭМИГРАЦИЯ

-Как понимаете это слово?

Справочный отдел(ССИС стр.715)

Переход: В какой период творчества написаны рассказы, на примере которых мы будем работать по сегодняшней теме.?

«ГРАММАТИКА ЛЮБВИ», 1915

«ЛЕГКОЕ ДЫХАНИЕ», 1916

«СОЛНЕЧНЫЙ УДАР» 1925

Комментарий ответов каждой группы, дополнения, если этого требует тема урока, секретари-консультанты совместно с преподавателем оценивают ответы, выставляют результаты на экран.

Ввод в изучение новой темы.

Сообщение: 5 мин.

-В коллизии и в самой идее бунинской темы любви выражено общее представление писателя о жизни

(Н.М.Кучеровский «Бунин и его проза» 1980г.)

КОЛЛИЗИЯ

-Как понимаете слово «коллизия» (справочный отдел ССИС,стр.288).

-Как вы можете прокомментировать это высказывание?

-На уроке нам предстоит выполнить следующие задания:

(уч-ся раздаются памятки )

ЗАДАНИЕ 1

Подготовка к аналитической беседе по содержанию рассказов – 5 + 12

Каждая микрогруппа должна:

- распределить обязанности внутри микрогруппы

- изучить и проанализировать свои ответы на предложенный вопрос в течение определенного времени , используя все необходимые инструменты (опорный конспект , учебники, листы бумаги и маркеры)

- обменяться информацией друг с другом

- подготовиться к презентации своего ответа по предложенной опорной схеме:

ГЛАВНЫЕ ГЕРОИ КОМПОЗИЦИЯ

СТИЛЬ

ПОВЕСТВОВАНИЕ = ПЕЙЗАЖ= ПОРТРЕТ= ДЕТАЛЬ= СИМВОЛИКА

Работа с текстами рассказов( по предложенной схеме раскрыть сюжет, композицию и отразить стилевые особенности).

Работа справочного отдела (ЛЭС, стр.164,420,280,272,289,90,378)

КОМПОЗИЦИЯ

СТИЛЬ

ПОВЕСТВОВАНИЕ

ПЕЙЗАЖ

ПОРТРЕТ

ДЕТАЛЬ

СИМВОЛ

Презентация по 4 мин.

Педполагаемые лаконичные ответы:

1.Г.г.Хвощинский,Лушка-верность в любви, кольцевая композиция,рассказ в рассказе-повествование от лица Ивлева,для которого , как и для Бунина, любовь – великая ценность; пейзаж отражает долгие одинокие годы, проведенные в воспоминаниях о любимой Лушке, которая безвременно ушла из жизни , - слякоть, осенний дождь,неуютность,заброшенность усадьбы,портрет – сын Лушки повторил черты матери.Деталь-бусы – камешки голубого цвета , книжка-«Грамматика любви», название которой дало название рассказу,что символично,хотя любить по правилам невозможно ,но сама книжка -как святыня, как символ верности.

2. Г.г. Оля Мещерская – необыкновенная легкость в любви, самой жизни.Кольцевая композиция, философские размышления автора о противоречивости в мире, банальную сцену убийства из ревности автор превратил в загадочную силу притягательности к главной героине,пейзаж печален, отражает чистоту и естественность Оли, к которой мы испытываем сочувствие.Ее глаза сияют, передавая ее непосредственность,деталь – овальная фотография на тяжелом дубовом кресте.Символично название-это и необыкновенно легкое дыхание женственности, и легкость поведения,которое заканчивается для Оли трагедией.